Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Институты публичной власти в национальной государственно-правовой традиции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Российская цивилизация в большинстве своих случаев формировала государственно-правовое единство, основанное на суперэтническом образовании. Этот культурцивилизационный уровень единства располагался над уровнем различий, и главным фактором этой сложной общности становились отнюдь не институты гражданского общества, а публично-правовые институты власти. Именно общее юридико-политическое… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТРАДИЦИИ И ТРАДИЦИОННОСТЬ В ПОЛИТИКО-ПРАВОВОМ РАЗВИТИИ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР (ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)
    • 1. Традиции в социально-правовой и этнополитической жизнедеятельности общества: институциональный анализ
  • S § 2. Сущность и критерии традиционности: юридическое измерение институциональных форм
  • Глава 2. ТРАДИЦИИ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В ТРАНСФОРМИРУЮЩЕМСЯ РОССИЙСКОМ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ
    • 1. Институциональная преемственность в эволюции структур отечественной государственной власти и местного самоуправления: традиционный проект государственно-правового устройства
    • 2. Либерализация и традиционность в современной правовой стратегии обновления российской государственности: конфликт национальных интересов
    • 3. Политико-правовая институционализация традиционных институтов публичной власти: проблемы и перспективы

Институты публичной власти в национальной государственно-правовой традиции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена радикальными переменами, объективно существующими конфликтами, связанными с этнополи-тической и социально-правовой организацией российского общества. Проблематичность вводимого политико-правового устройства вызвана недооценкой и нивелированием роли и значения традиций как фактора устойчивого развития институтов публичной власти на государственном (федеральном, региональном) и муниципальном уровнях. Десятилетия либерализации государственно-правового бытия нации без должного учета традиционных факторов, влияющих на процессы институционализации юридико-политических структур, сформировали безжизненную и нестабильную конфигурацию политических и юридических институтов, не опирающихся на правокультурные и этнополитические закономерности развития национального пространства.

Традиции выступают сложным и неотъемлемым элементом самоорганизующегося социума, способом накопления жизненно важного для конкретного общества опыта, моделей поведения и взаимоотношений, обеспечивая тем самым преемственность социальной, политической и правовой организации общества, его стабильность и воспроизводство, поскольку народ, нация, право, государство — это живые организмы, имеющие свои закономерности развития и функционирования, они не рождаются каждый раз заново, не являются чем-то внешним по отношению к обществу, а напротив, органически связаны с ним единой исторической судьбой.

В этом контексте актуальность и востребованность исследований национальных доминант политико-правового развития российского общества, которые стали определяющими для государственно-правовой традиции и продолжают оказывать достаточно значимое влияние на организацию социально-правового и этнополитического взаимодеиствия государства, общества, личности и на сам ход модернизационных процессов, очевидны.

Кроме того, формирование оптимальной модели функционирования государственно-правовых институтов, их развитие и совершенствование зависят в конечном итоге от того, насколько она будет приспособлена к требованиям современных вызовов и условий, относительно открыта общемировым перспективным инновациям, но в то же время черпать свою идентичность и стабильность в отечественной юридико-политической традиции.

В силу этого одной из приоритетных задач современной России явля-^ ется сохранение и защита национальных интересов, восстановление и воспроизводство идентичности нации, сопровождающиеся необходимостью создания адекватной последним общенациональной идеологии и реализации соответствующей правовой политики. Исследование национальных традиций позволяет формулировать и решать принципиально важные проблемы институционального строения и функционирования общественной системы, проводить содержательный (правокультурный и этнополитический) анализ развития властных институтов.

Таким образом, актуальность исследования традиционных факторов, ^ влияющих на развитие политических и правовых систем, а также традиционно воспроизводящихся в социуме институтов публичной власти, определяется не только теоретическим интересом, но и насущными проблемами, связанными с повседневной политико-правовой практикой. Кроме того, концептуализация традиционных правокультурных доминант позволяет проводить более гибкую и адекватную общенациональным целям и задачам правовую политику, обеспечивая тем самым стабильность и преемственность в эволюционном развитии институциональных и властно-правовых отношений.

Стенень научной разработанности темы. Проблема традиций, их роли и значения в социально-правовой и политической жизни отечественного общества вошла в область научных исследований с 60-х годов XX века. Конечно, данная проблематика интересовала российских ученых задолго до этого, тем не менее, всестороннее исследование традиционных основ общества, а также семантический, онтологический и этнопсихологический анализ традиций приходятся как в зарубежной, так и в отечественной литературе на середину XX века.

Исходное осмысление роли и значения традиций в отечественной политической и правовой жизни относят к заслугам славянофильской политико-правовой мысли. Такие исследователи, как К. С. Аксаков, А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, М. П. Погодин, Ю. Ф. Самарин и др., выступали за сохранение народных традиций, обрядов и обычаев, традиционных институтов прежде всего общины, особого традиционного пути развития государственного строя и народного правопорядка.

Существенный вклад в исследование традиций внесли: русская социо-лого-правовая мысль, представленная такими исследователями, как М. М. Ковалевский, С. А. Муромцев, Б. А. Кистяковский, Н. М. Коркунов и др., которые утверждали, что право, государство и властные отношения имеют социальную обусловленность, что данные политико-правовые феномены формируются и развиваются как с опорой на традиционную специфику общества, так и с учетом возникающих новых социальных потребностей и интересова также консервативное направление отечественной политико-правовой мысли, представленное М. Н. Катковым, К. Н. Леонтьевым, К. П. Победоносцевым, JT.A. Тихомировым и др., настаивавших на самобытном пути развития отечественного государства и права, неотрывности в этом развитии от родной земли, ее традиций, народного духа.

Стоит отметить и высокое значение теоретических наработок евразийской концепции, представленной в работах Н. Н. Алексеева, Г. К. Гинса, Н. Я. Данилевского, Л. П. Карсавина, Н. С. Тимашева, Н. С. Трубецкого и др., обосновывающих огромное значение традиционных духовно-нравственных, геоюридических и этнополитических предпосылок в формировании и развитии государственно-правового бытия нации.

В советской литературе осмысление роли и значения традиции начинает интересовать исследователей в 60-е и 70-е годы XX века. На этом этапе происходит выделение проблематики традиции как самостоятельного объекта теоретических знаний. К числу первых исследователей традиций можно отнести таких авторов, как К. И. Думова, С. Есенгелдиева, В. А. Малинина, В. И. Новикова, Т. В. Проничева, И. В. Суханова, Н. С. Сарсенбаева.

Среди современных политических и правовых исследований, посвященных осмыслению таких явлений, как «традиция», «традиционность», «консерватизм», «модернизация» следует отнести работы таких авторов, как В. В. Аверьянов, А. С. Ахиезер, С. К. Бондырева, В. Ю. Верещагин, И. В. Герасимов, А. Г. Дугин, В. В. Ильин, И. А. Исаев, С. В. Лурье, А. Н. Кольев, АЛО. Мордовцев, А. И. Овчинников, М. А. Прасолов, А. С. Панарин, В. М. Раков, А. В. Репников, A.M. Руткевич, В. Н. Синюков и др. Необходимо отметить также современные теоретические наработки, посвященные данной проблематике зарубежных исследователей, таких как П. Бергер, Х.-Г. Гада-мер, Р. Генон, Дж. Грей, Т. Лукман, К. Манхейм, Г. Симон, Р. Тукер, Е. Шацкий, Э. Шилз, Ш. Эйзенштадт и др.

Познание современных трансформационных процессов и институциональных сдвигов, а также традиционного проекта модернизации отечественного юридико-политического пространства проводилось такими учеными, как В. Балытников, В. А. Бачинин, В. М. Баронов, Ж. Л. Бержель, Н. М. Бирюков, Ю. А. Красин, В. П. Сальников, В. М. Сергеев, Э. Тоффлер, В. Ф. Шаповалов, П. А. Цыганков, Э. Фромм, Г. Экстайн и др.

Следует также отметить, что проблемы традиционного обновления публичных институтов власти находятся в настоящее время в центре исследовательского внимания. Однако в изучении этой проблематики еще остаются значительные пробелы, обусловленные отсутствием комплексных разработок, которые бы позволили свести воедино отдельные концептуальные достижения в этой области. Несмотря на появляющиеся исследования, посвященные традиционному обновлению государства, права, властных отношений, в современной юридико-политической литературе до сих пор нет ясного и адекватного понимания специфики институционально-правовой и эт-нополитической эволюции политико-правовых феноменов, явно недостаточно выявлены факторы, обусловливающие современные трансформационные процессы и технологии взаимодействия государства, общества, личности.

Объект исследования — российский политико-правовой процесс в его институционально-традиционной преемственности.

Предмет исследования — процессы трансформации современных российских институтов публичной власти.

Цель и задачи диссертационного исследования. Цель диссертационного исследования заключается в теоретико-методологическом и институционально-правовом анализе публичной власти в транзитивном состоянии российской государственности.

В соответствии с поставленной целью диссертационного исследования в работе осуществляется решение следующих конкретных задач:

— в теоретико-методологическом плане систематизировать концептуальные трактовки категории «традиция», проанализировать роль и значение традиций в социально-правовой и этнополитической организации отечественного социума;

— выявить институциональные формы в ее юридическом измерении;

— определить специфику процессов традиционной институционализа-ции отечественных властных отношений в истории развития национального политико-правового пространства, а также реконструировать факторы, влияющие на трансформацию и преемственность институтов публичной власти;

— критически проанализировать противоречия в современной правовой стратегии обновления российской государственности;

— обосновать оптимальные политико-правовые формы и модели инсти-туционализации национальных властных отношений, а также сформулировать конкретные предложения по современной институционализации традиционных институтов публичной власти.

Теоретико-методологической основой исследовании являются классические и современные разработки в области общей теории права и государства, истории политических и правовых учений, политологии, философии и социологии права. В работе использовались институциональный, системно-структурный, сравнительно-правовой, историко-правовой и формально-юридический методы, а также метод ментального измерения этнополитиче-ских и социально-правовых явлений и процессов.

Нормативно-правовая основа исследования. Настоящее исследование основывается на обширном нормативно-правовом материале, который составляют: Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты РФ. Предмет и цель исследования предопределили необходимость обращения диссертанта к нормативно-правовым актам царского и имперского периодов, а также актов СССР и РСФСР.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— выделены и проанализированы основные этапы развития научных представлений о сущности, значении и роли традиций в социально-правовой и политической организации социума;

— дано авторское определение категории «традиция» и выделены различные уровни ее осмысления;

— установлено соотношение таких понятий, как «традиция», «традиционность», «консерватизм», «традиционализм», выявлены сущностные признаки традиционности и сформулированы ее основные институционально-правовые характеристики и критерии;

— определена специфика эволюции и традиционной преемственности институтов публичной власти в национальном юридико-политическом пространстве;

— критически оценены современные вариации проектов российской правовой политики в контексте переходного периода институционализации форм публичной власти;

— выявлен конфликтогенный потенциал современной стратегии либерально-правовой трансформации отечественной государственности в контексте обеспечения национальных интересов и национальной безопасности с учетом критерия традиционности;

— предложены версии корректировки и уточнения национального проекта институционализации традиционных институтов публичной власти.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Традиции выступают сложным и неотъемлемым элементом самоорганизующегося социума, способом накопления жизненно важных для конкретного общества властно-правовых моделей поведения и взаимоотношений. В традиции, прежде всего, обнаруживаются, с одной стороны, такие элементы, которые являются типоформирующими факторами конкретных социальных явлений (государства, права, власти, справедливости и т. д.), а с другой — в ней присутствуют механизмы контроля и трансляции уникального социально-правового и этнополитического опыта, обусловливающего специфический культурцивилизационный тип конкретного государственно-правового пространства.

2. Традиции конкретного общества включают в себя следующие взаимосвязанные уровни: мировоззренческий, который символизирует и выражает социальную близость, идентичность сообщества и нациитеоретико-концептуальный, определяющий традиции политико-правового мышления, специфику теоретического осмысления юридико-политических явлений и процессовсоциально-духовный, который легитимирует, обосновывает социальное и духовно-нравственное значения существующих институтовпрактический — социализирующий определенные ценности, нормы, модели взаимоотношений.

3. Традиционность — это качественная характеристика социума, отражающая политико-правовые, духовно-нравственные и социально-культурные процессы воспроизводства наиболее успешных, прошедших историческую апробацию социально полезных форм и способов организации властно-правового взаимодействия индивидов в конкретном жизненном пространстве. Она обусловливает именно самобытность данного общества, те институциональные, этнополитические и правокультурные условия, в контексте которых протекает жизнедеятельность людей, а также тот ограниченный социально-нравственным доминантом инструментарий, с помощью которого субъекты конкретного социума реализуют свои интересы и потребности. Традиционность и ее формы служат не только символом непрерывности, но и определяют пределы инноваций. Являясь качественной характеристикой определенного социума, она отражает его институциональную устойчивость.

4. Современная либеральная стратегия обновления юридико-полити-ческого пространства ориентируется на размывание содержания национальных интересов, постулируя замену их интересами мирового гражданского общества в процессах глобализации. Однако целыо функционирования отечественных институтов публичной власти следует признать обеспечение национальных интересов, которые отражают потребность российского общества занимать положение в мире, наиболее адекватно соответствующее культурным и историческим традициям нации и позволяющее в полной мере реа-лизовывать его потенциал. В этом плане необходимо сохранение самобытного государственно-правового устройства, опирающегося на социокультурные, этнополитические и геоюридические факторы, хотя и неизбежно учитывающее общемировые достижения юридико-политической теории и практики, а также влияние мировых стандартов, способное в полной мере обеспечить национальную безопасность Российского государства.

5. Соборный политико-правовой режим является наиболее адекватным правокультурным и этнополитическим характеристикам отечественного социума, отражает наиболее удачные формы, механизмы традиционной политико-правой организации российского общества. Соборность не противоречит и не противостоит демократическому политико-правовому режиму, она лишь выражается в иных институциональных формах, обусловленных национально-правовым и геоюридическим мироощущением нации. В этом плане собор олицетворяет гражданское общество в целом, он становится как бы символическим заместителем народа в его отношениях с государственной властью по поводу общенациональных и общегосударственных целей. Его важнейшей функцией становится восстановление союза между народом и властью, утраченного в тех или иных политико-правовых конфликтах.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования. Научная значимость исследования предопределена тем, что в работе представлена система теоретико-методологических положений, выводов, раскрывающих перспективы дальнейшего научного познания проблем традиционного (национально-культурного) развития государства, права, властных отношений, социально-правовой и этнополитической институционализации традиционных институтов публичной власти в контексте транзитивного состояния отечественной государственности. Кроме того, в диссертационном исследовании продолжены теоретическая корректировка и уточнение ряда политико-правовых категорий, методологически значимых для исследования социально-правовых, политических и духовно-нравственных доминант развития конкретных властно-правовых феноменов, что эвристически обогащает методологическую базу юридических и политологических наук.

Практическая значимость определяется тем, что представленное исследование раскрывает специфические особенности и факторы, влияющие на традиционную эволюцию национальных публично-правовых институтов, что служит основой не только для познания закономерностей развития отечественного юридико-политического пространства, но и для формулирования стратегии и принципов правовой политики, для социально-правового прогнозирования развития властно-правовых отношений, политико-правовой культуры граждан в российском обществе.

Материалы исследования могут быть использованы в рамках учебного процесса при подготовке учебно-методических материалов и преподавании базовых курсов теории государства и права, истории политических и правовых учений, политологии, а также в спецкурсах философии права, антропологии права, социологии права, юридической аксиологии, национальных основ государства и права.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения, выводы и рекомендации диссертационной работы отражены в двух публикациях автора и были представлены для публичного обсуждения на четырех межвузовских, всероссийских и вузовских научно-практических конференциях.

Структура диссертации обусловлена предметом, поставленной целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, состоящие из пяти параграфов, заключение и список литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В свое время Г. В. Ф. Гегель в работе «Философия права» ставил весьма значимый и актуальный для современного транзитивного состояния отечественного социума вопрос: «кто должен устанавливать государственное устройство?», не менее актуальным остается он и сегодня. Более того, тот ответ, который дает выдающийся немецкий философ, является, с нашей точки зрения, достаточно значим для нынешнего государственно-правового развития отечественной государственности. Г. В. Ф. Гегель отмечает, что данный вопрос «кажется ясным, но при блиэ/сайшем рассмотрении сразу Dice оказывается бессмысленным. Ибо этот вопрос предполагает, что государственного устройства не существует, а собралась лишь атомистическая толпа индивидов. Ибо государственный строй не есть нечто созданное: он представляет собой работу многих веков, идею и сознание разумного в той мере, в какой оно развито в данном народе. Поэтому государственное устройство никогда не создается отдельными субъектами. Народ должен чувствовать, что государственное устройство соответствует его праву и его состоянию, в противном случае оно может, правда, быть внешне наличным,.

1 ЙП, но не будет иметь ни значения, ни ценности (выделено нами. -А.Б.)" .

Чрезвычайно важной задачей, в этом плане, для современного обустройства политико-правовой сферы, равно как и экономической, культурной, духовно-нравственной, становится реконструкция инвариантных (традиционных) моделей и институций, технологий и средств социально-правовой организации. Не менее важным, впрочем, остается и вопрос о том, что, действительно, подвергается качественному изменению, на основании чего они протекают, и для каких целей осуществляется ресурсная и организационно-административная поддержка последних.

180 Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990. С. 314−315.

Десятилетия «реформаторского лихолетья» обусловили разбалансиро-ванность в деятельности всех государственных, муниципальных и общественных институтов и структур, привели к катастрофическому снижению уровня жизни населения, падению духовно-нравственного климата в стране, правовой и политической культур нации. Это сделало очевидным тот факт, что только выработанные в ходе истории национальные самобытные институты публичной власти и социально-правовые (обычные) формы совместного властно-правового взаимодействия людей могут обеспечить стабильное воспроизводство, развитие социума, а их частичная модернизация или полная замена, базирующаяся на внекультурных традициях, напротив, приведет к деградации государственно-правового устройства и общественного сознания в целом.

Следует в этом плане признать, что универсальный либерально-демократический проект модернизации политико-правового и социально-экономического обустройства общественного бытия направлен на разрушение культурной идентичности граждан, на подмену фундаментальных категорий — «национальная безопасность», «национальный интерес», связанных с процессами стабилизации, единства и воспроизводства конкретного социума — абстрактными понятиями («интересы мирового гражданского общества», «интересы транснационального, сетевого общества»), не имеющими объективного характера. В свою очередь традиционное развитие общественных систем основывается именно на исторической объективности, т. е. на историко-культурной обусловленности политико-правовых явлений и процессов. Тем самым традиционности чуждо интернациональные и космополитические позиции, поскольку в его фундаменте превалируют доминанты национальной самобытности, культурного своеобразия, охранение традиционных начал от разрушения инородных инноваций. И первым в этом ряду становится убеждение, «что человеческие существа, какими мы их видим, являются не единичными представителями человеческого рода, а принадлежат определенным культурам"181. Именно из этих национальных культур они черпают свою идентичность, определенность, конструируют конкретные, а не всеобщие, принципы политической и правовой организации.

При этом ядром всего политико-правового бытия нации становится относительно устойчивый комплекс базисных мировоззренческих установок, систем оценки юридико-политической действительности, конкретных потребностей и интересов. Важно то, что традиционность несет в себе всегда положительный жизненный опыт и позитивные формы организации социально-политического сосуществования личностей, поскольку последняя производит «отбор» традиций, сохраняя и развивая те, которые обеспечивают наилучшее, с точки зрения геоюридической и этнополитической уникальности, государственно-правовое состояние нации. Тем не менее, традиционная эволюция властно-правовых отношений и основанных на них институтах не исключает, а, напротив, предполагает инновационную деятельность общества — поиск новых способов организации, удовлетворения социально-политических потребностей и интересов, не разрушающих, а дополняющих традиционную организацию социума. Поэтому в каждом юридико-политическом континууме речь долэ/сна идти не о смене традиционного инновационным, современным или, наоборот (это крайние варианты радикализма политического, культурного), а о степени соотношения традиционности и иновационности в э/сизнедеятельности общества, с учетом обеспечения социальной стабильности и национальной безопасности. С этой точки зрения в каждом обществе должно сохраняться определенное соотношение между традиционным и инновационным, и только такое сочетание дает возможным обществу сохраняться и развиваться в своей самобытности и приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни. Этот процесс сочетания.

181 Грей Дж. Поминки по Просвещению: Политика и культура на закате современности. М., 2003. С. 207. отражает как фактор адаптации конкретного сообщества, так и результат этой адаптации предшествующих данному сообществу поколений.

Этим во многом и определяются выводы, полученные в ходе проведения данного исследования:

1. Прочность государственно-правой жизни основывается на гармонии между существующими традиционными институтами и верованиями — с одной стороны, публично-правовыми институтами — с другой. Отечественный юридико-политический мир должен иметь собственную стратегию функционирования и обновления политической и правовой материи, которая в свою очередь должна воплощаться не на основе догоняющей модернизации традиционных институтов (вестернизации), а на этнополитическом и правокуль-турном синтезе, сочетающем национальные традиции, обычаи, религиозные верования и общемировые (цивилизационные) достижения.

2. Традиционность как качественная характеристика (свойство) государственно-правового бытия нации определяет характер специфической жизнедеятельности общества, а последняя связана как с особенностями первичных (базисных) и вторичных юридико-политических ценностей, так и с социальными интересами и потребностями, с адекватными социокультурной специфике условиями и формами, способами удовлетворения последних. Поэтому традиционность — это общечеловеческое явление, а уже совокупность конкретных юридических, политических и социально-культурных традиций определяет самобытность данного политико-правового сообщества.

3. Традиционализм является производным от феномена «модернизация», становясь при этом социальным ответом на вызов истории, на трудности и опасности существования в трансформирующемся (транзитивном) обществе. Традиционализм, таким образом, есть отстаивание ценностей традиционного общества в условиях ускоряющейся модернизации.

4. Консерватизм есть универсальный культурный феномен, являющийся способом (стилем) политико-правового мышления и оценки, для которого характерна стабилизационная (черпающая свое обоснование через публично-правовые институты прошлого) политическая идеология и особый комплекс поведенческих установок, направленных на реконструкцию традиционных моделей поведений и способов политического взаимодействия. Консерватизм защищает не конкретное историческое общество или социально-правовой порядок, но некие непереходящие общие принципы, заложенные в прошлом становлении цивилизации, наделяемые сакральным характером.

5. Содержание консервативной программы или теории ставится во многом в зависимость от требований эпохи, в результате чего вариативность объектов консервативной рефлексии увеличивается, что в свою очередь увеличивает и число характеристик и признаков этой идейно-духовной парадигмы. Единство консервативного проекта обеспечивает общая идеократическая направленность, придающая решающее значение духовно-нравственным традиционным ценностям в функционировании и развитии государства, права, общества, властных отношений.

6. Неадекватность и неэффективность современных либерально-демократических институтов связана двумя основными причинами, во-первых, повсеместным распространением институциональных искажений, связанных с правокультурным интегрированием перенесенных институтов и структур (отвлеченных от отечественного цивилизационно-культурного контекста) с предшествующим государственно-правовым опытом нации, во-вторых, с тем, что в совершенно других экономических, политических, социально-правовых, духовно-нравственных условиях обнаруживается ряд институтов, вообще не соответствующих юридико-политической мыследея-тельности людей. Все это обусловливает то, что современная конфигурация политических и правовых институтов функционирует не в должном режиме, а это чревато, в конечном итоге, процессами ее саморазрушения.

7. Соборный политико-правовой реэ/сим является наиболее адекватным правокультурным и этнополитическим характеристикам отечественного социума, отражает наиболее удачные формы, механизмы политико-правой организации российского общества. При этом соборность не противоречит и не противостоит демократическому политико-правовому режиму, он лишь выражается в иных институциональных формах, обусловленных национально-правовым и геоюридическим мироощущением нации.

8. Собор олицетворяет гражданское общество в целом, он становится как бы символическим заместителем народа в его отношениях с государственной властью по поводу общенациональных и общегосударственных целей. При этом его важнейшей функций становится восстановление союза между народом и властью, утраченного в тех или иных политических неурядицах и потрясениях. В соборном принятии решений естественным образом не формировались серьезные оппозиции власти, поскольку все усилия данного собрания направлялись на органичное принятие единых решений.

9. В евразийском типе миропонимания правовая культура формируется и развивается не на основе принципа индивидуальности, приоритета прав и свобод человека, а опирается на гражданскую свободу, проявляющуюся в соборно-коммунитарном устройстве общества. В данном политико-правовом пространстве складывается совершенно иной тип мыследействующего субъекта, это не индивидуальная личность (огороженная частоколом прав и свобод от общества и государства), а симфоническая личность, органически связанная со своей правовой общностью правоментальными, культурно-политическими и ценностно-духовными связями, в контексте которых кристаллизуется социально и политически активный субъект, его правовая свобода и ответственность перед социальным целым.

10. Российская цивилизация в большинстве своих случаев формировала государственно-правовое единство, основанное на суперэтническом образовании. Этот культурцивилизационный уровень единства располагался над уровнем различий, и главным фактором этой сложной общности становились отнюдь не институты гражданского общества, а публично-правовые институты власти. Именно общее юридико-политическое пространство может обеспечить единую гражданскую культуру, которую так трудно реализовать на уровне культурных различий. Поэтому социальная стабильность между различными культур-этническими пространствами обеспечивается именно единой и стабильной государственной властью. С ее ослаблением гражданское общество не развивается, а напротив, слабеет, погружается в пучину смут и конфликтов. И напротив, как только крепнет надили сверхэтническое образование, в тот же момент минимизируются конфликтогенные условия в самом социуме, обретается уверенность в будущем, появляются стабильность и предсказуемость общественных отношений.

Малоразработанность рассматриваемых в диссертационном исследовании проблем, очевидная неодназначность их решений, а также естественные для работ подобного рода ограничения по объему привели к тому, что многие вопросы остались открытыми для дальнейшего анализа.

В качестве основных и ближайших перспектив дальнейшего рассмотрения поставленных в диссертации вопросов и использования полученных результатов можно выделить следующие:

— следует более детально проанализировать процессы взаимного влияния общероссийских традиционных форм юридико-политической организации российского общества и местных (локкальных) этнополитических и обычно-правовых традиций;

— необходимо продолжить анализ основных традиционных институтов публичной власти в контексте эволюционирующей российской политико-правовой системы, а также проанализировать место и роль общественных институтов в процессе трансформации государственно-правового устройства и, в частности, местного самоуправления;

— полученные результаты дают возможность проанализировать насущные, прикладные проблемы, без решения которых изучение процессов традиционной институционализации публичных институтов власти будет явно односторонним. В частности, стоит обстоятельно рассмотреть специфику формирования властно-правового взаимодействия индивидов, их групп и организаций, институтов публичной власти и конкретных их представителей на региональном и муниципальном уровнях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Отказ от принципа «абсолютного суверенитета» // Полис. 1995. № 1.
  2. В.В. Традиция и традиционализм в научной и общественной мысли России // Общественные науки и современность. 2000. № 1.
  3. Н.Н. Идея государства. СПб., 2001.
  4. Н.Н. Русский народ и государство. М., 2000.
  5. Л.А. Религия и власть в России: Религиозные и квазирелигиозные доктрины как способ легитимизации политической власти в России. М., 2001.
  6. А. От закрытого к открытому обществу путь противостояния катастрофам // Рубежи. 1997. № 7.
  7. А. Модернизация в России и конфликт ценностей. М., 1993.
  8. А.С., Ильин В. В. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. М., 1997.
  9. В. Соборность наилучший политический режим. И этот режим вполне может быть возрожден // Государственная власть и местное самоуправление. 2003. № 1.
  10. В.М., Баранов П. П. Общая теория права (Опыт тематической библиографии). Ростов н/Д, 1997.
  11. П.П. Правосознание и правовое воспитание // Общая теория права: Курс лекций. Н. Новгород, 1993.
  12. П.П. Философия права в России: традиционалистские основания или модернистская трансформация // Философия права в условиях глобализации. Ростов н/Д, 2002.
  13. П.П., Горшколепов А. А. Верховная власть как идеолопо-лагающий элемент государственности // Философия права. 2002. № 1.
  14. В.А., Сальников В. П. Философия права. Краткий словарь. СПб, 2000.
  15. А. Советское настоящее и русское прошлое. М, 1998.
  16. Бергер П, Лукман Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М, 1995.
  17. Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. М, 2000.
  18. Бержель Ж.-Л. Общая теория права / Под общ. ред. В.И. Данилен-ко. М, 2000.
  19. Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М, 1998.
  20. Бирюков Н. М, Сергеев В. М. «Соборность» как парадигма политического сознания // Политические исследования. 1997. № 3.
  21. Н.М., Сергеев В. М. Демократия и соборность: представительная власть в традиционной российской и советской политической культуре // Общественные науки и современность. 1995. № 6.
  22. С.К., Колесов Д. В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества. М, 2004.
  23. Г. Д. Пространство власти от Владимира Святого до Владимира Путина. Краткий курс X—XXI вв. М.- СПб, 2004.
  24. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов н/Д, 1995.
  25. Верещагин В. Ю, Макеев В. В, Понежин М. Ю. Доктрина монархической государственности Л. А. Тихомирова. Ростов н/Д, 2003.
  26. Г. В. Начертание русской истории. М., 2002.
  27. В.Б. Традиции как социально-философская категория // Философские исследования. 1980. № 4.
  28. В.В. «Следование правилу» как социологическая проблема // Социологический журнал. 1998. № 3,4.
  29. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988.
  30. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1989.
  31. Р. Символы священной науки. М., 2002.
  32. И.В. Российская ментальность и модернизация // Общественные науки и современность. 2004. № 4.
  33. С. Местная история в контексте россиеведения // Общественные науки и современность. 1996. № 1.
  34. А.Д. Сочинения. СПб., 2001.
  35. Гражданское общество, правовое государство и право // Государство и право. 2002. № 1.
  36. Дж. Поминки по просвещению: Политика и культура на закате современности. М., 2003.
  37. JI.H. От Руси до России: Очерки этнической истории. М., 2002.
  38. Ю.П. Норма против силы. Проблема мирорегулирова-ния. М., 2002.
  39. Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-романскому. СПб., 1995.
  40. С.Д. Мать-земля и Царь-город. Россия как традиционное общество. М., 2002.
  41. А.Г. Философия политики. М., 2004.
  42. К.И. Влияние новых традиций на формирование личности. М., 1970.
  43. С.А. История отечественного государства и права. IX -первая половина XIX веков. Опыт проблемного изложения. Ярославль, 2000.
  44. Н.А. Система русской государственной власти. М., 2002.
  45. А.А. Россия на рубеже XV-XVI столетий. М., 1982.
  46. В.Г. История государственного управления в России. Ростов н/Д, 1999.
  47. И.Н. Построение образа российской цивилизации в свете психологии мышления и социологии знания // Общественные науки и современность. 2003.
  48. Исаев И.A. Politica hermetica: скрытые аспекты власти. М., 2003.
  49. И.А. Евразийство: идеология государственности // Общественные науки и современность. 2004. № 5.
  50. И.А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений России: Хрестоматия. М., 2003.
  51. К.Д. Наш умственный строй. М., 1989.
  52. Л.П. О личности. Религиозно-философские сочинения. М., 1994. Т. 1.
  53. .А. Государственное право (общее и русское) // Социальные науки и право. Философия права. СПб., 1998.
  54. В.О. Сочинения: В 9 т. Курс русской истории. М., 1988.
  55. И.В. Архитектоника русской культуры // Общественные науки и современность. 1999. № 1.
  56. С.А. Конституционное государство. Юридические предпосылки русских Основных законов. М., 2004.
  57. С.А. Власть и право. Проблемы правового государства. СПб., 2001.
  58. А.И. Великая модернизация глобализма. М., 2004.
  59. Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1993.
  60. Ю.А. Национальные интересы: миф или реальность? // Свободная мысль. 1996. № 3.
  61. А. Догмат и ересь в христианском предании // Вопросы философии. 1994. № 9.
  62. С.В. Метаморфозы традиционного сознания. СПб., 1994.
  63. В.Я. Общая теория государства и права. Происхождение, сущность и природа государства. Ростов н/Д, 1993. Ч. I.
  64. В.Я. Эволюция государства как института политической системы. Ростов н/Д, 2004.
  65. А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. М., 2000.
  66. К. Диагноз нашего времени. М., 1994.
  67. Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. 1981.
  68. Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.
  69. О.В. Конституция Российской Федерации 1993 г. как памятник эпохи // Государство и право. 2004. № 4.
  70. О.В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры // Государство и право. 2003. № 10.
  71. Митрополит Иоанн (Снычев). Самодержавие духа / Русская симфония. СПб., 2004.
  72. В.В. Формирование русского средневекового права в IX—XIV вв.. М., 2003.
  73. Р.Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений. М., 2000.
  74. В.И. Формирование нравственных традиций и привычек в советском обществе. Пермь, 1963.
  75. А.И., Овчинникова С. П. Евразийское правовое мышление Н.Н. Алексеева. Ростов н/Д, 2002.
  76. А.С. Православная цивилизация. М., 2002.
  77. С.А. Искушение глобализмом. М., 2003.
  78. В.Б. Национальный и государственный интересы России: игра слов или игра в слова? // Полис. 2000. № 1.
  79. С.В. Смысл русской истории. М., 2004.
  80. А.И. Традиции и культурно-исторический процесс // Народы Азии и Африки. 1981. № 5.
  81. А.И. Динамика традиций и возможность их источниковедческого истолкования // Народы Азии и Африки. 1981.5.
  82. Т.В. Политическое поведение в России. Ростов н/Д, 2004.
  83. К.П. Сочинения. СПб., 1996.
  84. JI.B. Эпоха буржуазного прагматизма // Полис. 1995.
  85. М.А. Традиция и личность: персоналистическая коммуникация традиции // Консерватизм в России и мире: прошлое и настоящее. Воронеж, 2001. Вып. 1.
  86. В.М. Особенности российского традиционализма // Консерватизм: история и современность: Матер, междунар. науч. конф. Пермь, 1995.
  87. А.В. Тернистые пути консерватизма в России // Общественные науки и современность. 2002. № 4.
  88. Г., Френкин А. А. Новый консерватизм: вызов для России. М., 1996.
  89. A.M. Что такое консерватизм? М.- СПб., 1999.
  90. Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск, 1996.
  91. В.М. Государственный суверенитет и эволюция системы международных отношений // Космополис. Альманах. 1999.
  92. Г. Мертвый хватает живого. Основы политической культуры России // Цивилизация. М., 1997. Вып. 4.
  93. В.Н. Российская правовая система. Введение в общую теорию. Саратов, 1994.
  94. B.C. Право и нравственность. Мн.- М., 2001.
  95. И.Л. Народная монархия. М., 1991.
  96. Л.А. Монархическая государственность. М., 1998.
  97. Э. Метаморфозы власти. М., 2001.
  98. Э. Третья волна. М., 1999.
  99. Н.С. Европа и человечество: Русский мир: Сб. М.- СПб., 2003.
  100. Р.А., Павлов Р. И. Трагедии и надежды народов Южной Азии // Мюр-даль Г. Современные проблемы «третьего мира». М., 1972.
  101. В.Г. Модернизация «другой» Европы. М., 1997.
  102. В.Г. О народах неисторических. «Исход к востоку». София, 1921.
  103. Э. Здоровое общество. М., 1995.
  104. И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории. Л., 1980.
  105. Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М., 1992.
  106. О. Что такое «государство»? Европейский контекст / Понятие «государство» в четырех языках / Под ред. О. Хархордина. СПб.- М&bdquo- 2002.
  107. П.А., Цыганков А. П. Между западничеством и национализмом: российский либерализм и международные отношения // Вопросы философии. 2005. № 1.
  108. Черепнин J1.B. Земские сборы Русского государства в XVI—XVII вв. М., 1978.
  109. В.Е. Глобальные модели политических систем современного общества: индикаторы эффективности // Государство и право. 1992. № 5.
  110. К.В. Народные традиции и фольклор. М., 1986.
  111. В.Ф. Как понять Россию? (Этюды о «российской экзотичности») // Общественные науки и современность. 1998. № 1.
  112. Е. Утопия и традиция. М., 1990.
  113. П. Социология социальных изменений. М., 1996.
  114. Н.Г. Герой и антигерой в политике. М., 2002.
  115. М.В. Феномен политической идеологии. Краснодар, 2005.
  116. A.M. Российская государственность (историко-социологи-ческий аспект) // Общественные науки и современность. 2002. № 5.
  117. А.С. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма: Опыт синтетической теории права и государства. СПб., 1999.
  118. Coser L.A. Review of «Tradition.» by S. Eisenstadt // Science. 1974.
  119. Eisenstadt S.N. Tradition, Change and Modernity. N.Y., 1973.
  120. Shils E. Tradition and Liberty // Ethic. 1958.
  121. Tuker R. Political Culture and leadership in Soviet Russia. N.Y., 1987.
Заполнить форму текущей работой