Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние конфликтов на политическую безопасность в современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современной России политическая безопасность находится в стадии становления. Государство, ослабив контроль над функционированием частной собственности и социальной дифференциацией, поддерживает политическую безопасность на сносном уровне посредством усиления репрессивного аппарата. Оно, ужесточением действия закона, направленного на ограничение свободы политических организаций, на поддержку… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.з
  • Глава II. ервая. Концептуальные основы исследования конфликта и политической безопасности
    • 1. 1. Основные подходы к анализу конфликта
    • 1. 2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации
  • Глава вторая. Политическая безопасность и конфликт
    • 2. 1. Политическая безопасность как система защиты от конфликта
    • 2. 2. Угрозы как латентная форма конфликта
  • Глава третья. Социальный механизм снижения конфликтного потенциала и укрепления политической безопасности. П
    • 3. 1. Социальная детерминация конфликта и политическая безопасность. lis
    • 3. 2. Социально-политический механизм становления политической безопасности

Влияние конфликтов на политическую безопасность в современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования заключается в том, что господствующее в России понимание политической безопасности как системы защиты жизненно важных политических интересов государства и его граждан своими корнями уходит в традиционное представление, согласно которому безопасность создается силовыми методами. Поэтому в стране наращивается потенциал активной деятельности законодательных и правоохранительных органов и органов, работающих в сфере безопасности, для того чтобы обеспечить политическую безопасность. В демократическом обществе есть и иные способы достижения политической безопасности, эффективность которых ничуть не ниже силовых методов, а их использование укладывается в прокрустово ложе демократических преобразований в стране.

Укрепление силовых методов защиты политической безопасности связано с видимыми фактами проявления террористических актов, их постоянного возникновения в различных регионах страны, фактами повсеместного роста преступности и угроз иного характера. Эти явления подрывают стабильность и устойчивость российского государства, не сулят гражданам защиты. И силовые методы борьбы с ними необходимы. Однако ограничиваться только этими методами сегодня уже невозможно. Бесконечное усиление защиты граждан, посредством расширения прав силовиков, как в определении «уровня защиты», так и применяемых методов, чревато искажением линии, направленной на демократию. Как ни странно, но эти угрозы своими корнями уходят в общество, откуда черпает свои силы и государство.

Российское общество, к сожалению, все еще пребывает в переходном состоянии. И оттого, по какому пути будет развиваться государство не только в понимании политической безопасности как таковой, но и в деле ее конкретного формирования, будут зависеть и ближайшая, и отдаленная перспективы состояния общества. Эти перспективы связаны с величиной социального напряжения в обществе.

Совершенно очевидно, что если социальное напряжение будет ослабевать, то тем самым будут созданы основы для безболезненных демократических преобразований и выхода из кризиса.

Сегодня состояние российского общества характеризуется с одной стороны усилением конфликтности, с другой — потерей того привычного уровня политической безопасности, которым характеризовался советский строй. Конфликтность связана напрямую с рыночными отношениями. Новая модель российского государства, с ее антимонопольными законами в экономической сфере, вызывающими рост конкуренции, создала условия усиления конфликтности в обществегосударство само породило явления, которые влекут за собой снижение уровня безопасности, оно породило слой людей, чьи интересы связаны исключительно с физиологическим выживанием. Они, эти маргиналы далеки от политики, но готовы на различные действия, расшатывающие политическую безопасность страны.

Падение уровня политической безопасности связано с падением престижа российского гражданства, проявлением внутреннего экстремизма, то скрытой, то открытой гражданской войны, инициатором которой порой выступают сами федеральные власти. Они в своих декларациях проповедуют мир, своими же действияминасаждают вражду и конфликт между нациями, представителями различных профессий, бизнесом, между людьми, доход которых существенно различается. И все это делается ради одной целисохранить значение государства как основного социального института политической безопасности. Но политическая безопасность формируется не только за счет укрепления силового механизма и правоохранительных органов и органов сферы безопасности, как это делает сегодняшнее руководство страны, а созданием нормальных материальных и духовных условий жизни, позволяющим сплотиться всем вокруг общего дела, в котором все ощущают свою причастность и свою значимость гражданина, пользующегося доверием государства.

Степень разработанности. Исследовательская проблема разрабатывается в контексте основных принципов, сформулированных в Концепции национальной безопасности РФ и ФЗ «О безопасности».1 В данных теоретических подходах безопасность и национальную ^ безопасность представляют как систему защиты жизненно важных интересов государства, общества и личности от различных угроз. Система защиты становится определяющим компонентом понимания безопасности. Однако этот аспект не учитывает деятельного характера безопасности, исключает понимание безопасности как особого, неконфликтного способа взаимодействия индивидов. В этом «грешны» воззрения на безопасность, представленные в отечественной юридической литературе. Социология безопасности практически не развита. Так большой труд В. Н. Кузнецова под названием «Социология безопасности» акцентируется внимание на социологию культуры з безопасности. Безопасность становится предметом философского.

1 См.: Указ президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. «Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Федерации» в ред. Указа Президента РФ от 10.01.2000 № 24- Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. в ред. Закона РФ от 25.12.92 № 4235−1, Указ Президента РФ от 24.12.93 № 2288.

2 См.: Васильев А. И., Сальников В. П., Степашин С. В. Национальная безопасность России: конституционное обеспечение. Санкт-Петербургский университет МВД России, 1999; Степашин С. В. Безопасность человека и общества (политико-правовые вопросы). СПб., 1994; Степашин С. В. Вопросы безопасности в системе государственного и муниципального управления. Часть I и II. Общие принципы и геополитические аспекты безопасности Российской Федерации. СПб., 1994.

3 См.: Кузнецов В. Н. Социология безопасности: Формирование культуры безопасности в трансформирующемся обществе/Приложение к журналу «Безопасность Евразии». М.: Республика, 2002. анализа.4 Некоторые исследования посвящены анализу соотношения политики и безопасности.5.

Анализ политической безопасности осуществляется по нескольким направлениям и при этом в ее понятие вкладывается различный смысл. Политическая безопасность представлена в качестве системы мер государства и общества по защите политических интересов страны, народа, граждан.6 В другом аспекте она представлена как состояние ненасильственных общественных отношений, как исключение использования вооруженных сил социальными субъектами для достижения политических и иных целей.7 Политическая безопасность в некоторых исследованиях рассматривается как демократический способ взаимодействия политических сил, мирное сотрудничество между народами, политическое и правовое решение проблем, связанных с уменьшением социальной и национальной.

4 См.: Рыбалкин Н. Н. Философия безопасности. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002; Сейфуллаев Р. С. К безопасности общества — через философию ненасилия//Политическая безопасность России. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1997, № 29- Кузнецов В. Философия и социология безопасности: К десятилетию (1992;2002) служения авторов и организаторов журнала «Безопасность» народам России, обществу и государству//Безопасность EBpoa3HH=Security&Eurasia. М., 2001; Путилин Б. Г. Национальная безопасность Российской Федерации: некоторые проблемы теории. М., 1993.

5 См.: Макеев А. В. Политика и безопасность. Монография. М.: Изд-во «Щит-М», 1998; Гареев М. А. Безопасность страны: соотношение политики и военной стратегии//Политическая безопасность России. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1997, № 29.

6 См.: Серебрянников В. В. Политическая безопасность: сущность, проблемы, перспективы//Политическая безопасность России. Информационно-аналитический бюллетень. 1997, № 29- Петрищев В. Е. Участие спецслужб и правоохранительных органов России в обеспечении политической безопасности//Политическая безопасность России. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1997, № 29- Гареев М. А. Безопасность страны: соотношение политики и военной стратегии//Политическая безопасность России. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1997, № 29- Возжеников A.B. Внутренние и внешние угрозы национальной безопасности Российской Федерации: основные понятия, классификация, содержание. М.: РАГС, 1998; Возжеников А. В. Концептуальные подходы к обеспечению национальной безопасности. М., 1998; Возжеников А. В. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. М.: 1999; Возжеников А. В. Система жизненно важных интересов Российской Федерации: сущность, содержание, классификация, механизм согласования. М.: РАГС, 1998; Возжеников А. В., Прохожев А. А. Безопасность России: современное понимание, обеспечение. М., Росэкономфонд «Созидание», 1998; Возжеников А. В., Прохожев А. А. Государственное управление и национальная безопасность России. М.: РАГС, 1999.

7 См.: Хлобустов О. М. Политическая безопасность как феномен общественной жизпи//Политическая безопасность России. Информационно-аналитический бюллетень. 1997, № 29- Яновский Р. Г. Безопасность личности как гарантия социально-политической стабильности общества//Политическая безопасность России. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1997, № 29. напряженности.8 Политологический анализ политической безопасности и роли конфликта в ее формировании в современной России представлен в исследовании Ю.И. Дерюгина9 и в диссертационном исследовании В. И. Лазо.10 Об уровне политической безопасности как о Ч позитивном факторе развития и процветания страны в условиях конфликтов, рисков и неопределенностей мы находим у В. В. Серебрянникова и В. И. Добренькова.11.

В целом конфликту как структурному элементу внутренней политической безопасности в отечественной литературе уделяется мало внимания. Незначительное число работ посвящено социальному измерению и доминантам политической безопасности.12 Исследование.

С.В. Рогачева расширяет представление о политической безопасности.

11 как процессе, в котором определяющую роль играет конфликт.

Объектом исследования является российское общество, степень целостности которого находится в прямой зависимости от политической безопасности.

Предмет исследования — анализ влияния конфликта на состояние политической безопасности в российском обществе и социально-политических механизмов снижения конфликтности и укрепления политической безопасности.

Цель исследования — разработка концептуального подхода анализа политической безопасности в политико-конфликтной.

8 См.: Политологический словарь. Под ред. В. Ф. Халипова. М., 1995; Ковалев В. И. В основе стабильности — баланс интересов всех политических сил//Политическая безопасность России. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1997, № 29.

9 См.: Дерюгин Ю. И. Концептуальные основы политической безопасности России/Политическая безопасность России. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1997, № 29.

10 См.: Лазо В. И. Структурная и индивидуальная детерминация политического конфликта и безопасности в современной России. Автореф. на соиск. уч. степени канд. полит, наук, СПб., 2002. См.: Серебрянников B.B. Политическая безопасность: сущность, проблемы, перспективыДобреньков В. И. Эволюция политической безопасности страны//Политическая безопасность России. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1997, № 29.

12 См.: Дзлиев М., Романович А., Урсул А. Безопасность России: социальное измерение//НАВИГУТ=ЫАУЮиТ. M., 2001, № 4- Рогачев C.B. Социальная доминанта политического конфликта./Политические конфликты: от насилия к согласию. М, 1996. парадигме. Для решения поставленной цели в диссертации решаются следующие исследовательские задачи:

— раскрываются концептуальные основы анализа, конфликта, политического конфликта и политической безопасностидается критический анализ Концепция национальной безопасности и ФЗ «О безопасности»;

— раскрывается сущность политической безопасности как системы защиты от политического конфликта;

— обосновывается соотнесенность и тождественность понятий «угроза» и «латентный конфликт" — раскрывается механизм социальной детерминации политического конфликта и политической безопасностиразрабатывается социальный механизм снижения конфликтности и укрепления политической безопасности в современной России.

Методологические и теоретические основы исследования проблемы, анализируемой в диссертации, базируются на классических и современных теориях конфликта — К. Маркса, Р. Дарендорфа, И. Галтунга, Е. И. Степанова, политического конфликта — А. В. Глуховой, Т. Н Лебедевой и др. Теоретико-методологическую основу исследования составляет совокупность основных методологических подходов, характерных для современной как отечественной, так и западной политической науки.

Эмпирической базой исследования послужили данные отечественной и зарубежной статистики, результаты отечественных и зарубежных эмпирических исследований.

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации предпринята попытка обоснования концептуальных основ.

13 См.: Рогачев С. В. Социальная доминанта политического конфликта./Политические конфликты: от насилия к согласию. М, 1996. конфликтного становления политической безопасности в современной России. В процессе реализации цели и решения, связанных с этим исследовательских задач, были получены следующие имеющие научную новизну результаты:

1. разработан авторский подход анализа конфликта и политического конфликта;

2. осуществлен анализ Концепции национальной безопасности и ФЗ «О безопасности», показана их эклектичность;

3. раскрыта конфликтная структура политической безопасности, дана характеристика элементов структуры политической безопасности;

4. показано внутреннее единство угроз и латентной фазы конфликта, связанного с особым типом сознания, порожденного ущемленным положением индивидов в системе отношений частной собственности и социальной дифференциации;

5. определены социальные детерминанты конфликта и политической безопасности, система социальных угроз политической безопасности;

6. проанализированы теоретические основы механизма социализации конфликта и политической безопасности в современной России.

Положения, выносимые на защиту:

1. Безопасность — это совокупность связей между индивидами, которые положительным образом сказываются на положении индивида, как в обществе, так и в государстве, на удовлетворении сложившихся потребностей. Подобное состояние формируется индивидом, неотчуждаемо от него и не требует дополнительных условий, кроме его собственных усилий. Однако современные связи и отношения, в которых индивид воспроизводит свою физиологическую и социальную сущность, не позволяют ему быть свободным в выборе тех или иных связей, он зависим от господствующих отношений. Следуя установленным формам жизни, индивид попадает в зависимость, испытывает на пути удовлетворения потребностей противодействия, опасности, т. е. такую силу давления господствующих отношений, которая заставляет его занять периферийное положение в складывающемся объединении.

2. Для достижения безопасного состояния индивид использует арсенал негативных и позитивных средств. К негативным средствам относится конфликт. К позитивнымразличные мирные стратегии, направленные на преодоление чрезмерного давления господствующих отношений, ставших опасными для положения индивида в объединении. Тем самым как конфликт, так и мирные стратегии включаются в структурный элемент безопасности, определяют ее, делают ее зависимой как от конфликта, так и от мирных стратегий.

3. Политическая безопасность — это совокупность связей, в которые включен индивид политическими средствами, определяющими степень конфликтности связей индивидов, необходимых для удовлетворения своих потребностей. Политические средства, сила давления которых ограничена правом, делает политическую безопасность проблематичной из-за того, что индивид может приобретать при этом оппозиционный настрой, использовать различные формы протеста против чрезмерного давления политических средств. Используя конфликт как способ предупреждения и изменения силы давления политических средств, индивид входит в полосу опасного взаимодействия с государством, разрушает установленный режим безопасности, разрушает сложившуюся систему политической безопасности.

4. Степень конфликтности зависит от положения, которое занимает индивид в системе социальных и политических связей. В обществе, основанном на рыночных отношениях, определяющей формой связей является частная собственность и сопутствующая ей социальная дифференциация. Данные социальные детерминанты, оказывая воздействие на конфликтное поведение индивида, влияют на политическую безопасность. Партии, выражая общие интересы различных слоев общества, классифицируясь по отношению роли частной собственности в жизни людей, то ослабляют борьбу, то ее усиливают, с целью либо укрепить, либо ослабить позиции частной собственности. Тем самым они включаются в процесс формирования политической безопасности, снижая конфликтное противостояние индивидов политическим средствам, либо его увеличивая.

5. Частная собственность и социальная дифференциация, выступая причиной конфликта в обществе и государстве, обращают на себя внимание и тогда, когда необходимо снизить уровень противостояния разнородных сил в обществе, укрепить политическую безопасность. Тем самым государство находит политическое средство снижения конфликтности в обществе и укрепления политической безопасности. Этим средством является социальная политика, которая устанавливает разумное соотношение частной и общественной собственности, снижает уровень социальной дифференциации в обществе. Подобные действия государства, применяющего социально-политический инструментарий влияния на степень конфликтности общества, положительно сказываются и на политической безопасности. Снижение конфликтности в обществе есть первая причина укрепления политической безопасности.

6. Теоретическое обоснование механизма становления политической безопасности завершается на определении положительных или отрицательных тенденций. Установление меры соотношения частной и общественной собственности, социальной дифференциации возможно практическим путем. В современной России тенденция становления политической безопасности носит волновой характер. На данном этапе она отрицательна. И связано это с тем, что становится нормой экстремистский характер связей в российском обществе. Государственный экстремизм, порожденный неразумными установлениями права, ограничивающими свободу индивидов там, где это надо и не надо, указывает нам на рост противодействия со стороны организованных в партии и не организованных индивидов. Данное противодействие, принимая латентную форму, форму угрозы политической безопасности, при последующем невнимании государства может разрушить (да и разрушает) устаревшую систему охраны политической безопасности, которая базируется на укреплении правоохранительных институтов и институтов в сфере поддержания безопасности. На смену менее демократическим, репрессивным методам поддержания политической безопасности должны прийти и культивироваться зарождающиеся социально-политические механизмы поддержания политической безопасности.

Теоретическая и практическая значимость проведенного анализа состоит в разработке принципиальных положений концептуальных основ конфликтного становления политической безопасности и социально-политического механизма снижения политической безопасности в современной России.

Результаты проведенного анализа и новые теоретические положения могут быть использованы в дальнейшей разработке теоретических основ государственного управления.

Обоснованные в диссертационном исследовании выводы и научные положения могут выступить методологическим основанием для исследований особенностей конфликтного становления политической безопасности и социально-политического управления конфликтами и политической безопасностью. Выводы, обобщения, материалы диссертационного исследования могут быть использованы при подготовки учебных курсов «Политическая конфликтология», «Теоретические проблемы политической безопасности» и «Социальная политика», «Политология», «Конфликтология» для студентов и аспирантов высших учебных заведений.

Апробация работы. Основные выводы и положения исследования докладывались автором на различных международных, республиканских и региональных научных конференциях и семинарах:

I Международный конгресс конфликтологов, Казань, 10 — 13 октября 2000 г.- научно-практическая конференция в Северо-Западном филиале Российской правовой Академии Министерства юстиции Российской Федерации «Роль юстиции в современном мире», посвященной 200-летию Министерства юстиции, Санкт-Петербург 14 декабря 2001 г.- II Международный конгресс конфликтологов, Санкт.

Петербург, 29 сентября — 2 октября 2004 г.- конференция «Конфликты в современной России: технологии разрешения социальных конфликтов» в рамках Дней петербургской философии, Санкт-Петербург 17 — 19 ноября 2005 г.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры конфликтологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета 8 декабря 2005 г. и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка литературы.

Заключение

.

Современное российское общество переживает не самые лучшие времена. Его состояние характеризуется с одной стороны усилением конфликтности, с другой — потерей того привычного уровня безопасности, который был все-таки присущ доперестроечному времени. Конфликтность и ее усиление связано напрямую с рыночными отношениями. Государство установленными им законами против монополизма в экономической сфере и укреплением конкуренции создало условия усиления конфликтности в обществе. Оно и только оно породило явления, которые повлекли за собой снижение уровня безопасности. Оно само создало слой людей, чьи интересы не связаны с существующей государственностью, у которых отсутствуют патриотические настроения, они преданы новым авторитетам и новым богам помимо государства, они, — эти, так называемые «новые русские», свободные от социальных обязательств граждане, с двойным или тройным гражданством, припадают к нему и просят защиты тогда, когда жизнь на чужбине становится несладко и рушатся иллюзии. Это люди без чувства общности, родины, без чувства принадлежности роду и ответственности перед обществом и потому, насаждаемое ими же право враждебно им самим. Результат такой безответственности — снижение жизненного уровня жизни и уровня политической безопасности. Уровень безопасности определяется конфликтностью в обществе, а уровень политической безопасности — конфликтностью в обществе, определяемой государством. Однако конфликт оказывает отрицательное воздействие на политическую безопасность не так однозначно. Конфликт такой способ соединения между гражданами страны, который для одних выступает причиной снижения безопасности, для других ее укрепления. Так бывает всегда в тех обществах, где господствует сверхполярная модель дифференциации. Это характерно для таких типов обществ, которые разделены на локальные частные или частно-групповые интересы, в которых индивиды не объединены гражданской идеей, поскольку она вообще не может быть положительно для всех сформулирована. Для России период обозначенных свойств и качеств наступил вместе с либерализацией экономики и всех сфер жизни общества. Падение уровня политической безопасности стало заметным по неуважительному отношению правительств ведущих капиталистических стран к внутренней и внешней политике молодого российского государства. Начав свой путь с расстрела Верховного Совета РСФСР, оно, правда, признано всеми государствами планеты, но не приобрело окончательную легитимность в глазах своего народа, а тем самым и его поддержку. Наступление на жизненно важные интересы народа, на его уровень жизни, увы, продолжается, и потому государство в лице своих идеологов-юристов не может однозначно ответить на вопрос о том, что же такое безопасность и что надо понимать под политической безопасностью. Пребывая в плену представлений о политической безопасности, сформулированных на Западе, российская элита не может осознать того, что Запад продвинулся далеко вперед в рыночных формах организации общества. Рынок для него уже не является механизмом разрушения ранее существовавших связей. Между государством и рынком установлен необходимый паритет, определены отношения и зоны ответственности, где властвует рынок, а где — государство.

В России процесс трансформации экономики и политики до сих пор не завершен. Сложный процесс адаптации к рынку не завершен. Мы наполовину еще дети своих родителей и от государства требуем полной защиты от всех отрицательных следствий рыночной организации общества. С другой стороны, падение уровня политической безопасности связано с падением престижа российского гражданства, проявлением внутреннего экстремизма, то скрытой, то открытой гражданской войны, инициатором которой выступает то региональные, то федеральные власти, то региональная, то федеральная элита. Экономическая элита в своих публичных декларациях проповедуют мир, а действиями элита насаждает вражду и конфликт между нациями, профессиями, бизнесом — между всеми, кто хотя бы сделал намек на сближение интересов. И все это делается ради одной цели — сохранить значение государства как основного социального института политической безопасности, поделить сферы государственного влияния между различными полномочиями и эксплуатировать народ внеэкономическими средствами. Но политическая безопасность формируется не укреплением силового механизма и правоохранительных органов в сфере безопасности, а созданием условий позволяющих сплотиться нации вокруг общего дела, в котором все ощущают свою причастность и свою значимость.

Сегодня нет единого представления о конфликте, о том, какую совокупность связей охватывает это понятие. Многозначность в определении конфликта объясняется не только различными подходами к его анализу, не только методологиями исследования, но и тем, что он анализируется различными отраслями социального знания. В социологии конфликт представлен в своем внутреннем содержании иначе, чем в психологии, в экономике не так, как в политологии. С большим трудом конфликт подается научному исследованию как междисциплинарный предмет: каждая наука стремится осмыслить конфликт через свою утвердившуюся парадигмальную составляющую.

В работе сделана попытка в анализе конфликта применить междисциплинарный подход, который не страдает зашоренностью той или иной социальной науки. Он исходит из того, что конфликт сложносинтетическое образование и охватывает систему связей в обществе, основным действующим компонентом которых является человек, удовлетворяющий свои насущные потребности. При этом конфликт понимается как совокупность негативных взаимодействий, различающийся по своему социальному положению субъектов. Подобные действия являются необходимыми действиями для каждого отдельно взятого индивида, они составляют его неотъемлемый атрибут. Эти действия, с одной стороны, есть свидетельство необходимости в подобных действиях, с другой стороны, они изначально разрушительны, будь то действия, направленные на сохранение своего положения, будь то действия, направленные на изменение этого положения. Разрушительная сила конфликта известна давно и потому общество стремится снизить конфликтный потенциал, заключенный в действиях индивидов. Оно выработало в связи с этим целый арсенал средств, которые снижают конфликтный потенциал в целом, либо вовсе исключают конфликт как способ взаимодействия между людьми,.

Разрушительная сила конфликта оказывает воздействие на устойчивость общества, которая необходима для того чтобы укрепить положительные достижения, превратить их в долговременные связи, способствующие последующему развитию. Разрушительная сила конфликта оказывает воздействие на безопасность общества и она представлена как такая форма связи между индивидами, которая не может быть разрушена конфликтом, не может быть им определена. Тем самым присутствие конфликта не разрушает эти связи, а становится управляемым источником развития общества и индивида, направляет его усилия на поиск решения, а не создания социальных проблем. Конфликт, включаясь в понятие «безопасность», становится ее необходимым элементом, способом ее укрепления и снижения. И от того, насколько он важен для удовлетворения потребностей индивида, настолько и безопасность становится менее значимым способом его существования. Движение общества от незначительной конфликтности к более значительной есть также движение общества от всемерной безопасности к опасностям, которые связаны с той или иной степенью конфликтности.

Политическая безопасность как особая форма связи, которая достигается посредством воздействия политических средств, напрямую определяется конфликтом. Конфликт может разрешаться самостоятельно и под воздействием третьих лиц. В силу того, что конфликт детерминируется частной собственностью и глубокой социальной дифференциацией, он может быть урегулирован политическими средствами, а в соответствии с этим вопрос о средствах урегулирования конфликта становится одним из важных вопросов политики. Тем самым политическая безопасность заключается в состоянии государства и включенного в него гражданина, которые выдвигают друг другу требования осуществлять такие формы связи со своими политическими средствами, которые работали бы на укрепления безопасности в обществе в целом. Однако при этом возникает политический конфликт, который представлен в качестве негативного взаимодействия индивидов, с теми политическими средствами, которыми пользуется государство для создания общей безопасности. Этот конфликт называется политическим еще и потому, что целью взаимодействия государства и граждан является политический статус индивида, — та основа, которая позволяет индивиду оказывать активное воздействия на политические средства поддержания безопасности.

Государство длительный период времени для создания политической безопасности пользовалось средствами чисто политического характера и полагало, что для обеспечения безопасности важным политическим инструментарием является система государственных органов безопасности. С течением времени этот взгляд становится консервативным и усиливающим конфликтное противостояние своих граждан с государством как политическим союзом. На смену ему приходит убеждение, что политическая безопасность формируется посредством снижения конфликтности в обществе. Она же может быть снижена за счет ущемления репрессивных полномочий государства, но увеличения его социальных полномочий. Расходы должны направляться не на правоохранную деятельность, а социальную деятельность государства. Тем самым появляется дополнительная функция государства, новая политика — социальная политика, которая нацелена на снижение конфликта в обществе (тем самым и политического конфликта) и укрепление политической безопасности.

Такое отношение государства к политическому конфликту и безопасности было обусловлено новым пониманием свободы, укреплением самостоятельности индивидов через улучшение его условий жизни, через гуманизацию социального положения индивидов. И оно проявилось в тот период, когда была осознана ограниченная способность частной собственности создать мирные способы взаимодействия между индивидами, когда стало окончательно понятно, что в основании конфликта индивида и общества лежит частная собственность и социальная дифференциация.

Исходя из такого понимания форм связи конфликта и политической безопасности, исследование движется в двух направлениях. Одно из направлений подвергает анализу социальные причины конфликта и политического конфликта, останавливается на аргументации того, что частная собственность оказывает решающее значение в определении степени конфликтности, что частная собственность своими отрицательными результатами функционирования снижает уровень безопасности в обществе, создает основу для глубоких социальных различий, подготавливает базу для экстремальных проявлений в политике, разрушающих и угрожающих политической безопасности. Второе направление анализа акцентирует внимание на неспособности государства окончательно решить проблему политической безопасности в силу своей зависимости от частной собственности и социальной дифференциации. Политические средства, которыми оно пользуется, не всегда адекватны тем потребностям, которые господствуют в обществе, но которые стали необходимыми для укрепления безопасности в обществе. Государство в этой неспособности организовать общество адекватными политическими средствами создает политические условия расцвета политического конфликта, осознанно или нет, создает почву для экстремизма в политике, провоцирует борьбу партий за выживание, удаляет гражданина от политики, сеет абсентеизм. Логическим результатом анализа является разработка механизма социализации политической безопасности, который ориентирует государство на создание условий для ликвидации конфликтного способа взаимодействия в обществе и политике, для укрепления тем самым политической безопасности. На этом теоретический анализ останавливается в силу того, что мера взаимодействия частной собственности, социальной дифференциации, конфликта и политической безопасности устанавливается практикой взаимодействия разнородных сил общества, и в первую очередь посредством договора, права и различных форм экстремизма, под которым понимаются крайние действия, крайние отношения, разрушающие установившиеся формы связей между индивидами. Эти крайние действия проявляются в различных формах экстремизма — в оппозиционных партиях, различных сектах (по какому бы признаку они не формировались), в терроре. Локализация и легитимация экстремистских формирований под предлогом заботы о формировании гражданского общества, свободного от политического диктата, открыто выражающего свой интерес посредством организации, государство тем самым создает основу для возникновения локального конфликта, будоражащего общество в его локальном измерении, а тем самым выбивает основу для более широких формирований.

В результате анализа делаются следующие выводы:

— конфликт является структурным элементом безопасности и политической безопасности;

— политическая безопасность не противоположный конфликту способ взаимодействия между людьми, а альтернативный способ;

— политически безопасный способ взаимодействия сопряжен с позицией, которую занимает в обществе частная собственность, насколько эффективен контроль со стороны государства за функционированием частной собственности;

— редукция конфликта в политический конфликт, а того в свою очередь в политическую безопасность зависит от отношения государства к частной собственности и социальной дифференциации. Политическая безопасность может ослабляться в тех случаях, когда она бесконтрольно господствует, а социальная дифференциация увеличивается;

— политическая безопасность может быть измерена тенденцией снижения или укрепления. В современной России представлена ярко выраженная тенденция снижения политической безопасности, которая характеризуется подъемом экстремизма в различных сферах жизнидля выявления тенденций становления политической безопасности приобретает значение латентный конфликт, как сознательное отношение граждан страны к политическим средствам установления безопасности. Рост негативизма к этим средствам со стороны граждан указывает нам на то, что в недрах общества вызревает угроза политической безопасности;

— рост экстремизма, как особой формы конфликта, обусловлен слабым контролем со стороны государства за функционированием частной собственности и социальной дифференциацией;

— социально-политический механизм становления политической безопасности — наиболее эффективный механизм сохранения и развития политической безопасности, направлен на достижение разумного соотношения частной и общественной собственности и умеренной социальной дифференциации.

В современной России политическая безопасность находится в стадии становления. Государство, ослабив контроль над функционированием частной собственности и социальной дифференциацией, поддерживает политическую безопасность на сносном уровне посредством усиления репрессивного аппарата. Оно, ужесточением действия закона, направленного на ограничение свободы политических организаций, на поддержку таких организаций, которые создают локальные конфликты, отвлекает граждан от поиска действительных причин распространения экстремизма в стране и осознанно-искусственного снижения политической безопасности. Для того чтобы оценить действия российского государства по поддержанию политической безопасности, стоит обратить внимание на чеченский конфликт, который, отвлекая огромные материальные и моральные ресурсы, заставляет работать репрессивный аппарат с одной цельюукрепить позиции правоохранительных органов и органов в сфере безопасности. Данное стремление и методы работы руководства государства не выдерживают критики, изначально не разумны. Эта неразумность проистекает из того, что неверно определены основания конфликта, а тем самым использовались неверные и, как оказалось, мало эффективные и жестокие политические средства достижения политической безопасности. Основанием чеченского конфликта явилось лишение средств к существованию основной и наиболее активной части чеченского народа, который добывался в советское время посредством труда, во времена Дудаева — посредством преступной деятельности. Лишение дохода основной массы населения повлекло за собой расширение конфликта, его углубление и интенсивность. Сегодня руководство страны, наконец-то, пришло к пониманию того, что воздействие необходимо осуществлять на причины, породившие снижение уровня жизни людей в Чеченской республике. Социально-экономические программы, реализуемые сегодня в Чечне, должны в скором времени принести свои положительные плоды, укрепить политическую безопасность в регионе и стране в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд., Т.4.
  2. Д.А. Политика и конфликт//Политическая Конфликтология между старыми и новыми парадигмами. Материалы симпозиума «Политическая Конфликтология между старыми и новыми парадигмами» (Воронеж, 14−15 июня 2001 г.). Воронеж, 2001.
  3. Н.Б. Регулирование социальных вопросов: государственная политика, политика занятости и доходов/Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, 1997, № 14 (59).
  4. A.IO. Игра в жизнь: Государство и личность. Болезни современного общества. Суррогатное саморазрушительное поведение. СПб., Политехника, 1999.
  5. А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. М&bdquo- ЮНИТИ, 1999.
  6. Арбатов Алексей Безопасность: российский выбор. М.: ЭПИцептр, 1999.
  7. А. Россия: национальна безопасность в 90-е годы//Мировая экономика и Международные отношения 1994, № 8−9.
  8. Г. П. Политическая социология. Курс лекций. СПб., Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2000.
  9. А. Человек с бамбуковой палкой/Ведомости, 2002, 12 сентября.
  10. В.А., Еремеев С. Г. Десятилетие либеральных реформ и перспективы гражданского общества в России//Гражданский Форум. Выпуск 2, СПб., 2002.
  11. В. А. Региональный политический ландшафт России: столкновение интересов. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002.
  12. В.Ф. Спасем детей спасем Россию!//Безопаспость. М., 2001.
  13. М. Как выйти из порочного круга «экономики бедности»?//Человек и труд, № 11,12, 2003.
  14. В.В. Экономическая безопасность государства: Монография/Петр. акад. наук и искусств, Межрегион, агенство экон. безопасности. М.: Аванти, 2001.
  15. Безопасность и здоровье иации/Отв. Ред. А. И. Долгова. М., 1996.
  16. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты./Юсновополагающие государственные документы. Часть 1., М.: МГФ «Знание», 1998.
  17. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты./Юсновополагающие государственные документы. Часть 2., М.: МГФ «Знание», 1998.
  18. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. Пер. с нем. В. Седельника и Н. Федоровой. Послесл. А. Филиппова. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  19. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: «Academia», 1999.
  20. О.А. Политика искусство компромиссов//Политическая безопасность России. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1997, № 29.
  21. О.А. Этнополитические факторы военной опасности СНГ//Военная мысль, 1993, № 7.
  22. JI.A. Социальная модернизация в России в конце XX века. М., 1997.
  23. А. Генеология богатства. Корни российского высшего класса находятся в советской номенклатуре//Эксперт Северо-Запад, № 19, 2002, 20 мая.
  24. А. Всеобщая организационная наука (Тектология). М., 1917.
  25. И.Я. Экономическая безопасность и ее социальные последствия: Автореферат диссерт. на соискание доктора наук. М., 2000.
  26. И.Я., Калинин А. П., Радионов Ю. Н. Экономическая безопасность России: цифры и факты. М., 1999.
  27. О.Т. Роль государства в современной рыночной экономике//РоШекопот 1997, № 3−4.
  28. Т., Топилина В. Экономическая стратификация населения России в 90-е годы//Социс. 2001. № 6.
  29. А.В. К вопросу о стратегической стабильности//Военная мысль, 1993, № 10.
  30. Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. М.: АПЕКТ-ПРЕСС, 1998.
  31. Ф. Современная социальная политика: между планом и рынком. Учебное пособие. М. Градарика. 1996.
  32. А.П. Сравнительная политология. Краткий словарь по политологии. М., 1988.
  33. А.И. Национальная и техногенная безопасность России (проблемы взаимосвязи). Монография. М.: Манускрипт, 1998.
  34. А.И., Сальников В. П., Степашин С. В. Национальная безопасность России: конституционное обеспечение. СПб.: Издательство Фонда поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 1999.
  35. А.И., Сальников В. П., Степашин С. В. Национальная безопасность России: конституционное обеспечение. Санкт-Петербургский университет МВД России, 1999.
  36. А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб.: Университетская книга, 1998.
  37. М. Избранные произведения. М., 1990.
  38. Т. Теория праздного класса. М.: Наука, 1981.
  39. Владимир Устинов: Глубоко ли копают прокуроры. Признание Генерального прокурора Президенту, коллегам и гражданам страны/Российская газета, 2002, 14 февраля.
  40. Внешнеполитические угрозы безопасности страны. http://www.nasledie.ru/oboz/N03−04 95/015.htm
  41. Внешняя политика и проблемы национальной безопасности. http://www.riisnp.ru/frame0/library/report02.htm
  42. А.В. Внутренние и внешние угрозы национальной безопасности Российской Федерации: основные понятия, классификация, содержание. М.: РАГС, 1998.
  43. А.В. Концептуальные подходы к обеспечению национальной безопасности. М., 1998.
  44. А.В. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. М., 1999.
  45. А.В. Система жизненно важных интересов Российской Федерации: сущность, содержание, классификация, механизм согласования. М.: РАГС, 1998.
  46. А.В., Прохожев А. А. Безопасность России: современное понимание, обеспечение. М.: Росэкономфонд «Созидание», 1998.
  47. А.В., Прохожев А. А. Государственное управление и национальная безопасность России. М.: РАГС, 1999.
  48. А.В. Коррупция как угроза национальной безопасности и проблемы правотворчества//Государственно-правовые основы обеспечения безопасности в Российской Федерации. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
  49. А. Вслед за Барбадосом/Советская Россия, 2003, 22 ноября.
  50. Н. Жизнь по кодексу. «ЛУКОЙЛ» узаконил социальные гарантии/Российская газета, 2002, 17 декабря.
  51. М.А. Безопасность страны: соотношение политики и военной стратегии//Политическая безопасность России. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1997, № 29.
  52. Гегель. Политические произведения. М.: Наука, 1978.
  53. Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 2000.
  54. Н.И. Перспективы системы государственно-правового контроля// Россия: политические противоборства и поиск согласия. М.: 1998.
  55. И.Н. Национальная безопасность Российской Федерации: Проблемы правового регулирования, СПб.: СПбУ МВД России, 2000.
  56. .А. Непредсказуемость политики угроза национальной безопасности//Политическая безопасность России. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1997, № 29.
  57. А.В. Взаимосвязь государства и гражданского общества в урегулировании политических конфликтов// Россия: политические противоборства и поиск согласия. М., 1998.
  58. А.В. Политические конфликты: основания, типология, динамика (теоретико-методологический анализ)//Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования). М.: Эдиториал УРСС, 2000-
  59. Год несбывшихся надежд/Советская Россия. 27 декабря 2001.
  60. В.И., Пусько B.C. Национальная безопасность. М.: ВУ, 1997.
  61. И.А. Хозяйственно-социальная иерархия в России до и после перестройки//Социс. 1995. № 4.
  62. М.К. Государство и общество в современной России:проблемы и перспективы// Роль государства в развитии общества: Россия и международный опыт. Материалы международного симпозиума 23 24 мая 1997 г. М.: РНИСиНП, 1997.
  63. Е. Реформа обязательного медицинского страхования в бездействии/Известия, 2004, 16 января.
  64. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
  65. Государственно-правовые основы обеспечения безопасности в Российской Федерации. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 1999.
  66. Государство и отрасли инфраструктуры в современной рыночной экономике/РАН. Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. М.: Наука, 2001.
  67. Гражданский Форум. Выпуск 2. СПб.: Изд-во СПб. философское общество, 2002.
  68. Гражданское общество и проблемы безопасности в России. Материалы «круглого стола"//Вопросы философии. 1995, № 2.
  69. Н.В. Психология конфликта. СПб.: Издательство «Питер», 2000.
  70. ., Иванова С., Проскурина О. Добровольное бремя. Промышленники тратят на социальную сферу 1% ВВП./Ведомости, 2003, 3 декабря.
  71. Гуманитарные технологии и политический процесс в России. Сб. Статей под ред. JI.B. Сморгунова, СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001.
  72. И.А. Пробуждение: пути преодоления демографической катастрофы в России//Фонд нац. и межд. безопасности. М.: Беловодье 2001.
  73. А.И. Национальная безопасность и права человека. http://www.duma.gov.rU/csecure/public/21 .html
  74. JI.C. Человечество на рубеже веков: Показатели социально-экономического развития стран мира. М.: Логос, 2003.
  75. А.В. Борьба с преступностью в системе обеспечения внутренней безопасности российского общества. М.: 2001.
  76. А.В. Теоретико-методологические аспекты обеспечения общественной безопасности Российской Федерации, М.: Прогрессивные БиоМедицинские технологии. 2000.
  77. Р. Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы в Восточной Европе//Вопросы философии. 1990. № 9. С. 74.
  78. Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы/Пер. с нем., М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН), 2002.
  79. Р. Тропы из утопии/Пер. с нем. Б. М. Скуратова, B. J1. Близнекова, М.: Праксис, 2002.
  80. О.С. Если мы такие умные, почему мы не такие богатые (Ценпостно-мотивационные особенности представителей политической и бизнес элит)//Вестник политической психологии, № 1, 2001.
  81. Делевский 10. Социальные антагонизмы и классовая борьба в истории, С.-Петербург, Типогр. т-ва «Общественная польза», 1910.
  82. Т.А. Потери человеческого капитала России в 90-е годы -вклад преждевременной смертности/Ин-т соц.- полит, исслед. М.: ИСПИ РАН, 2001.
  83. Дерюгии Ю. И. Концептуальные основы политической безопасности
  84. России/Политическая безопасность России. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1997, № 29.
  85. М., Романович А., Урсул А. Безопасность России: социальное измерение// М.: HABHryT=NAVIGUT. 2001, № 4.
  86. В.М. Здоровье как социальная проблема.//Социалыю-гуманитарное задание, 1999, № 6.
  87. А.П. Методологические основы общей теории национальной безопасности//Общая теория безопасности: Учебное пособие. М.: ВАГШ, 1994.
  88. В.И. Эволюция политической безопасности страпы//Политическая безопасность России. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1997, № 29.
  89. С.В. Государственные преступления против основ конституционного строя и безопасности государства и государственная преступность. М.: НОРМА, 1999.
  90. М. Социология политики (основы политической науки)./Политология (70 80-е годы). М. 1993.
  91. В.В. Прошлое, настоящее и будущее России в программных документах современных политических партий// Роль государства в развитии общества: Россия и международный опыт. Материалы международного симпозиума 23 24 мая 1997 г. М., РНИСиНП, 1997.
  92. JT. От депопуляции лучше не «Виагра», а НЭП. Демография: учебное пособие для общества и власти//Советская Россия. 14 февраля 2002.
  93. B.C. Экономическая безопасность России. М.: Юрист, 1997.
  94. А.К. Социальный конфликт. М.: Academia, 2000.
  95. Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. в ред. Закона РФ от 25.12.92 № 4235−1, Указа Президента РФ от 24.12.93 № 2288
  96. В.И., Ильчиков М. З. Терроризм — глобальная проблема современности. М.: Им-т международного права и экономики, 1996.
  97. Т.Н. Социоструктурный аспект трансформации российского общества//Социс. 2001. № 8.
  98. А.Г. Рациональность и властные отношения//Вопросы социологии. 1996. № 4.
  99. А. Как в воду глядел. Предвыборный пиар шустеров на боевом взводе/Советская Россия, 2003, 16 сентября-
  100. А. Современное русское общество и civil society: границы наложения.// М.: Pro et Contra. Осень 1997.
  101. Л.Г., Ковалева Н. В. Потребительский рынок и благосостояние (по результатам массовых опросов)//Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития/Общ. ред. Т. И. Заславской. М.: Аспект Пресс, 1995.
  102. Г. «Реформы» в порочном кругу /Правда, 2002, 2−3 апреля.
  103. Г. А. Неутешительный диагноз положения страны/Советская Россия, 2003, 6 февраля-
  104. В.Н. Власть и массы: грани взаимоотношепий//Политическая безопасность России. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1997, № 29.
  105. В.Н. Россия: обретение будущего (размышление социолога). Изд. 3-е, доп., М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1998.
  106. А.В., Малапичев Ф. Г., Палий А. И., Шпаковский Ю.Г.
  107. Гражданская защита в системе национальной безопасности России.//Безопасность. 1996. № 3−4.
  108. В.И. Социальная стратификация. Сыктывкар, Изд-во РИО Сыктывкарского университета, 1991.
  109. И., Кузнецов Г. Производительность труда: вверх по лестнице, ведущей вниз//Человек и труд, № 5, 2002.
  110. Г. Бедные, но спокойные. Рост цен пока не угрожает политической стабильности/Известия, 2002, 6 марта.
  111. Г. Верьте себе, если больше некому/Известия, 2003, 31 января.
  112. Г. Мы ждем радости от зарплаты/Известия, 2003, 28 января.
  113. Г. Мы ждем радости от зарплаты/Известия, 2003, 28 января.
  114. Иноземцев B. J1. Постиндустриальный мир Даниела Белла. М., 1999. С. XIX-XX.
  115. К.Х. Экономическая безопасность: стратегия возрождения России. М., 1996.
  116. Р.Ф. Экономическая безопасность России: Теория и практика, СПб.: СПбУ МВД России, 1999.
  117. Л.Г. О роли оппозиции на современном этапе политического развития России// Россия: политические противоборства и поиск согласия. М., 1998.
  118. М. Тусклый «герой» тусклой эпохи. Неприглядный портрет Клебанова в интерьере его дел//Советская Россия, 14 февраля 2002.
  119. Карамышева J1. Расплата за зарплату/Труд, 2002, 5 июня.
  120. Качанов Юрий Политическая топология: структурирование политической действительности. М.: Ad Marginem, 1995.
  121. В.Н. Социальная защита населения и власть//Журнал социологии и социальной антропологии. СПб.: изд-во СПбГУ, том II, № 2, 1999.
  122. А.В., Топалов М. Н. Эволюция форм политического протеста и оценки их эффективности/Россия: политические противоборства и поиск согласия. М., 1998.
  123. В.Ц. Парадоксы государственной власти в гражданском обществе. М., 1992.
  124. И.Ю. Экономическая безопасность России в прошлом и настоящем. М, 1998.
  125. Н.П., Касенков М. М. Военная безопасность России. Декларации и реалии//Военная мысль. 1993, № 8.
  126. В.И. В основе стабильности баланс интересов всех политических сил//Политическая безопасность России. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1997, № 29.
  127. В.И. Задачи оппозиции в сложившейся социально-политической ситуации//Россия: политические противоборства и поиск согласия. М., 1998.
  128. Кола Доминик Политическая социология. Пер. с фр.- Предисл. А. Б. Гофмана. М.: Изд-во «Весь мир», «ИНФРА-М», 2001.
  129. Н.Д., Сидоров А. Ф. Экономическая теория: Учебник. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2002.
  130. Комментарий к Конституции РФ. Под общ. ред. Э. П. Григониса. СПб.: Питер, 2002.
  131. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993.
  132. Конфликтология. СПб., 1999.
  133. Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования). Под ред. Степанова Е. И., М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  134. Концепция национальной безопасности Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 в ред. Указа президента РФ от 10.01.2000 № 24
  135. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300//Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 52
  136. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24)//Российская газета, 2000, 18 января.
  137. Концепция обеспечения безопасности. Безопасность личности, общества, государства. http. V/fssb.chat.m/main/mag/5/home.htm
  138. А.П., Соковых ЮЛО. Правовые средства управления кризисными ситуациями: сравнительный анализ международно-правового и внутригосударственного регулированиям/Государство и право. 1997. № 10.
  139. В. Буханка хлеба для российских стоиков/Санкт-Петербургские ведомости, 2003, 7 июня.
  140. .С. И др. Проблема суверенитета в Российской Федерации. М., 1994.
  141. .С. Модели федерализма для России.//Федерализм. 1997. № 5.
  142. О.В., Хуторянский Ю. В. Элита и возраст: путь наверх//Социс. 2002. № 4.
  143. В. Философия и социология безопасности: К десятилетию (1992−2002) служения авторов и организаторов журнала «Безопасность» народам России, обществу и государству//Безопасность EBpoa3HH=Security&Eurasia. М., 2001.
  144. В.Н. Социология безопасности: Формирование культуры безопасности в трансформирующемся обществе/Приложение к журналу «Безопасность Евразии». М.: Республика, 2002.
  145. П.И. Социальная напряженность в Нижегородской области: характеристики, динамика, особенности проявления//Совремепная конфликтология в контексте культуры мира. М.: Эдиториал УРСС. 2001.
  146. Кутахов IO. JL, Явчуповская Р. А. Человек. Полиэтнический Мир. Безопасность. (Опыт социолого-политологического анализа). СПб., 1998.
  147. Г. А. Приоритеты человека ориентиры социальпо-экоиомических преобразований.// Россия: социальные силы и пути преодоления системного кризиса. М.: «Экономическая демократия», 2001.
  148. И.А. К созданию общей теории безопасности//Военная мысль. 1992, № 11.
  149. К.Э. Социальные модели общества в период перехода ксоциально-ориентированной рыночной экономике (к вопросу о разработке социальной модели России XXI века)/Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 24 (112) — 1999.
  150. X. Социальное рыночное хозяйство. Германский путь. М., 1996.
  151. В. Правовые аспекты информационной безопасности.//Система безопасности связи и телекоммуникаций. 1998, июль август.
  152. В.К. Глобализация и социальная безопасность//Социс, 2002. № 3.
  153. Д. О парадигме национальной безопасности России. http://www.nasled.ru/pressa/obozrev/N09 99/9 15. htm
  154. В.П. Моделирование и комплексная оценка национально-государственной и военной безопасности России//Военная мысль. 1993, № 10.
  155. В.Н. Развитие Федерации и Конституция России.//Государство и право. 1997. № 8.
  156. А.С. Проблема типизации политических конфликтов в современной России// Россия: политические противоборства и поиск согласия. М., 1998.
  157. Л. Приоритеты концепции национальной безопасности России.//Международная жизнь, М., 1997.№ 10.
  158. А.В. Политика и безопасность. Монография. М.: Изд-во «Щит-М», 1998.
  159. В.В. Внутриполитическая стабильность и проблемы борьбы с преступностью//Политическая безопасность России. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1997, № 29.
  160. В.Л. Национальная безопасность: ценности, интересы и цели//Военная мысль. 1995, № 6.
  161. В.Л. Угрозы национальной безопасности России//Военная мысль. 1996, № 1.
  162. К. К критике гегелевской философии права/К. Маркс и Ф. Энгельс Соч. Изд. второе, Гос. изд-во полит, литерат., М., 1955. Т. 1.
  163. К. Конспект книги Дж. Милля «Основы политической экоиомии"/К. Маркс и Ф. Энгельс Соч. Изд. второе, М.: Гос. изд-во полит, литерат., 1955. Т. 42.
  164. К. Маркс К. К еврейскому вопросу/К. Маркс и Ф. Энгельс Соч. Изд. второе, М.: Гос. изд-во полит, литерат., 1955. Т. 1.
  165. К. Наемный труд и капитал/К. Маркс и Ф. Энгельс Соч. Изд. второе, Гос. изд-во полит, литерат., М., 1955.Т.6.
  166. К. Теории прибавочной стоимости (IV том «капитала»). Часть вторая (главы VIII XVIII).MapKC К., Энгельс Ф. Избр. соч., М., 1982. Т. 26, ч.Н.
  167. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года/К. Маркс и Ф. Энгельс Соч. Изд. второе, М.: Гос. изд-во полит, литерат., 1955. Т. 42.
  168. Д. Интересы и безопасность России в постсоветскую эпоху//Мировая экономика и Международные отношения 1992, № 4.
  169. И.М. Криминальная экопомика//Предприниматель, 1995, № 1 2.
  170. Р.А. Чубайс и ваучер. Из истории российской приватизации. М., 1997.
  171. Л. фон Индивид, рынок и правовое государство/Антология подред. Дарио Антисери и Массимо Балдипи. Пер. С. Мальцевой, СПб.: Ппевма, 1999.
  172. М.Г., Мипенок Д. М. Корысть. Криминологические и уголовно-правовые проблемы. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.
  173. .А. Возвратное право: социальная безопасность и общественное развитие/Междунар. акад. обществ, развития и др. М., 2002.
  174. Г. М. Особенности криминогенной обстановки в быстроразвивающихся городах и проблемы безопасности граждан: Проблемы обеспечения личной безопасности граждан. М., 1995.
  175. С.С. Социальная безопасность в системе национальной безопасности: проблема определения//Россия и мир: гуманитарные проблемы. СПб., 2001. Вып. 1.
  176. В.И. Концептуальные основы стратегии национальной безопаспости//Социально-политический журнал, 1996, № 6.
  177. Наемный труд на переломных этапах развития экономики/Под ред. д-ра экон. наук Р. И. Цвылева. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  178. Народная партия альтернатива выбору между правыми и левыми. М., 2003.
  179. Национальная безопасность России: реальность и перспективы. М., 1996.
  180. Национальная безопасность: критерии, концепции, проблемы. Материалы международной конференции в Москве//Армия, 1992, № 6.
  181. Национальная безопасность: Россия в 1994 г.//Обозреватель OBSERVER. Спец. вып. М.: «РАУ Корпорация», 1993.
  182. Национальные интересы и проблемы безопасности России. М., 1997.
  183. Нещадип Андрей: И бизнесу, и власти жизненно необходимо повысить свой авторитет у общества//Человек и труд, № 12,2003.
  184. С.Н. Ценности гражданского общества//Гражданский Форум. Выпуск 2, СПб., 2002.
  185. Л.И. Политические конфликты институционализации власти в России//Россия: политические противоборства и поиск согласия. М., 1998.
  186. П. Что такое политика? Введение в науку о ней./ Политология (70 80-е годы). М., 1993.
  187. Новый курс России: предпосылки и ориентиры. Социальная и социально-политическая ситуация в России. Год 1995-й. Под редакцией Г. В. Осипова (руководитель), В. К. Левашова и В. В. Локосова. М.: Academia, 1996.
  188. О концепции безопасности Российской Федерации. М.: РИСИ, 1993.
  189. О национальной безопасности. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию.//Независимая газета. 1996. 14 июня.
  190. Обеспечение безопасности населения и территории (организационно-правовые вопросы). Отв.ред. О. Л. Дубовик, Н. Г. Жаворонкова. М., 1994.
  191. В. Открытость экономики и экономическая безопасность Россия//Мировая экономика и Международные отношения 1995 г. № 5.
  192. Общественные движения в современной России/Отв. ред. В. В. Костюшев. М.: ИС РАН, 1999.
  193. Г. В. Россия: Национальная идея. Социальные интересы иприоритеты. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук. 1997.
  194. А. Новых русских обогатили три основных источиика//Фииансовые известия. 1996, 20 июня.
  195. От аграрного общества к государству всеобщего благосостояния. М.: «Российская политическая энциклопедия», 1998.
  196. Парк Роберт Э. Конкуренция и конфликт//Вопросы социологии. Выпуск № 5, 1994.
  197. Е. Оппозиционные партии и движения современной России. М.: Изд-во «Информпечать» ИТРК РСПП, 1998.
  198. В.Е. Заметки о терроризме. М., Эдиториал УРСС, 2001.
  199. В.Е. Участие спецслужб и правоохранительных органов России в обеспечении политической безопасности//Политическая безопасность России. Информациоипо-аиалитический бюллетень. М., 1997, № 29.
  200. C.JI. Нужна ли России национальная безопасность?//Военная мысль. 1993, № 3.
  201. Политическая конфликтология между старыми и новыми парадигмами: Материалы симпозиума «Политическая конфликтология между старыми и новыми парадигмами» (14 14 июня 2001 г.), Воронеж, Воронежский государственный университет, 2001.
  202. Политическая стабильность, http://www.nns.ru/analytdoc/dok97 3. html
  203. Политические процессы в России: институциональный, идеологический и поведенческий аспект. Сб. Статей под ред. О. В. Поповой, СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2001.
  204. Политология: Энциклопедический словарь. Общ. ред. и сост.: Ю. И. Аверьянов, М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та. 1993.
  205. Поль де Гров Конкуренция и соцзащита./Ведомости, 2001, 9 ноября.
  206. О.В. Гражданское общество: в плену навязчивой идеи?//Гражданский Форум. Выпуск 2, СПб., 2002.
  207. .Н. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях. М.: Наука 1991.
  208. Право, государство и безопасность человека в современном мире. Программа международного научно-практического симпозиума. МВД России. Санкт-Петербургский юридический институт/Состав. В. П. Сальников и др., СПб., 1995.
  209. Преступность и правонарушения. (1995 1999). Статистический сборник. М., 2000.
  210. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 2005 годы).
  211. Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 2000 годов/Российская газета, 1997, 12 марта.
  212. С. А. Национальная безопасность страны: сущность, структура, пути укрепления. М.: Знание, 1991.
  213. А.А. Национальная безопасность: к единому пониманию сути и терминов.//Безопасность. 1995. № 9.
  214. А.А. Национальная безопасность: основы теории, сущность проблемы. Уч. пособие для слушателей РАГС. М.: РАГС, 1996.
  215. .Г. Национальная безопасность Российской Федерации: некоторые проблемы теории. М., 1993.
  216. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М.: Изд-во1. АСПЕКТ-ПРЕСС», 1996.
  217. Разрешение конфликтов. Пособие по обучению методам анализа и разрешения конфликтов. М., 1997.
  218. Расходы и потребление домашних хозяйств//социальное положение и уровень жизни населения России. 2002. Стат.сб./Госкомстат России. М., 2002.
  219. В. А Зиновьев фигура знаковая. Ф. Чапкасовой («МУ» 30.11.2002 г.)/Советская Россия, 2003, 10 июня.
  220. Реформа государства в зарубежных странах и развитие человеческого потенциала/Человек и труд, № 12, 2003.
  221. JI. Повышение труда бюджетников объективно необходимо/Человек и труд, № 5, 2002.
  222. С.В. Социальная доминанта политического конфликта./Политические конфликты: от насилия к согласию. М, 1996.
  223. П. Новый социальный вопрос. Переосмысливая государство всеобщего благосостояпия/Пер. с франц. Барановского К. Ю., Немовой JI.A., М.: Изд-во «Ad Mardginem», 1997.
  224. В. Социальные аспекты бюджетной политики//Человек и труд, № 12, 2003.
  225. Роль государства в развитии общества: Россия и международный опыт. Материалы международного симпозиума 23 24 мая 1997 г. М.: РНИСиНП, 1997.
  226. С.И. Социальная дифференциация современного американского общества. М., 1994.
  227. Российские компании на пути к кооперативному гражданству/Ведомости, 14 февраля 2002.
  228. Российский статистический ежегодник. М.: Статистика, 1999.
  229. Россия 1999. М.: Издательство ИСЭПН, 2000.
  230. Россия у критической черты: возрождение или катастрофа. М., 1997.
  231. Россия федеративная: проблемы и перспективы. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002.
  232. Россия: новый этап неолиберальных реформ: Социальная и социально-политическая ситуация в первой половиие 1997 года/Под ред. Г. В. Осипова (руководитель), В. К. Левашова, В. В. Локосова. М.: Республика, 1997.
  233. Россия: политические противоборства и поиск согласия. М., 1998.
  234. Россия: трансформирующееся общество/Под редакцией В. А. Ядова. М.: Издательство «КАНОН-пресс-Ц», 2001.
  235. Ростошинский Е. Н Проблема сохранения в философии и естествознании. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1999.
  236. Дж., Ван Хам П. Западная политика России//Мировая экономика и Международные отношения 1994, № 11.
  237. В.И., Стуканов А. П. Преступность в Санкт-Петербурге. Факты, анализ, размышления. СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001.
  238. В.Н. Спасти страну от новых потрясений//Политическая безопасность России. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1997, № 29.
  239. Н. Юридическая антропология. Учебник для вузов. Перевод с франц. Ответственный редактор академик РАН, доктор юридических наук, профессор B.C. Нерсесянц, М.: Издательство НОРМА, 2000.
  240. М.Н. Социальная структура. М.: Альфа М., 2004.
  241. Н.Н. Философия безопасности. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  242. Рыбкин И.П. О концепции национальной безопасности
  243. России.//Независимая газета. 1997, 29 апреля.
  244. Р.В. Образ жизни населения России: социальные последствия реформ 90-х годов.//Социологические исследования, 2001, № 4.
  245. Р.В. Социальная структура общества как регулятор развития экономики./Экономическая социология и перестройка. М.: Прогресс. 1989.
  246. Р.В. Экономическая социология переходной России. Люди и реформы. М.: Дело, 1998.
  247. С.Л. Социальная безопасность военнослужащих женщин//Безопасность. М., 2001.
  248. Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе. Переходный период и дальнейшее развитие. Пер. с англ., М.: ИКЦ «ДИС», 1997.
  249. Д. Стабилизация российской экономики: концепция и действителыюсть//Мировая экономика и Международные отношения 1995, № 2.
  250. Сальдо: нищета/Советская Россия, 2003, 18 января.
  251. Г. Бизнес берут на испуг. В России опасно быть успешным/Российская газета, 2003, 18 июля.
  252. Ф. Без забастовок обходятся теперь российские работники. На Западе бастуют больше/Ведомости, 2002,4 июля.
  253. Ф. Страшная жизнь. Обеспеченные и образованные россияне не чувствуют себя в безопасности/Ведомости, 2002, 5 июля.
  254. Р.С. К безопасности общества через философию ненасилия//Политическая безопасность России. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1997, № 29.
  255. Секьюритология наука о безопасности жизнедеятельности. Угрозы и безопасность. hUp://kiev-security.bigmir.net/b/22/6.htm
  256. И. Беспризорники в Белом доме/Российская газета, 14 февраля 2002.
  257. Г. Ю. Политическая стабильность и безопасность.//Социалыю-политический журнал, М., 1997, № 3.
  258. Л. Основы гуманитарной безопасности: опыт политологического анализа/Безопасность Евразии, 2000, № 1.
  259. В.В. Политическая безопасность: сущность, проблемы, перспективы//Политическая безопасность России. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1997, № 29.
  260. А. Качество жизни в сравнении. Социальная проблематика наконец-то становится для властей самой приоритетной/Труд. 2002,21 марта.
  261. Г. Социальная безопасность личности, общества и государства//Безопасность Евразии, 2000, № 1.
  262. Г. Социально-политическая безопасность как составная часть общей концепции национальной безопасности.//Безопасность. 1995. № 5−6.
  263. Г. Социально-политическая безопасность личности, общества, государства/Безопасность Евразии, 2001, № 2-
  264. Г. Г. Социальная политика современной России: проблемы реформирования/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, 1998, № 8 (75).
  265. В.В. Место выборов в системе политических ценностей россияп//Политическая безопасность России. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1997, № 29.
  266. В. Социальное рыночное хозяйство: концепции JT. Эрхарда и Г. Мюрдаля//Социально-политический журнал. № 1, 1998.
  267. В.Г. Политическая безопасность и устойчивое развитие//Политическая безопасность России. Информационно-аиалитический бюллетень. М., 1997, № 29.
  268. Совет безопасности Российской Федерации: Функции. Структура. Нормативные документы: Сборник справочных материалов/Аппарат Совета безопасности РФ, М., 1997.
  269. П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  270. Т. Н. Беркунова JT.A. Продовольственная безопасность России (проблемы настоящего и будущего).//Россия: социальные силы и пути преодоления системного кризиса. М.: «Экономическая демократия», 2001.
  271. Состояние преступности в России (за январь декабрь 2000 года). М.: Главный информационный Центр, 2001.
  272. Социальная политика в постсоциалистическом обществе: Задачи, противоречия, механизмы. М.: Наука, 2001.
  273. Социальная политика: Учебник./Под общ. ред. Н. А. Волгина. М.: Издательство «Экзамен», 2002.
  274. Социальная политика: Учебник./Под общ. ред. Н. А. Волгина. М.: Издательство «Экзамен», 2003.
  275. Социальная стратификация. М.: Изд-во «АСПЕКТ ПРЕСС», 1996.
  276. Социальная энциклопедия./Редкол.: А. П. Горкин, Г. Н. Карелова, Е. Д. Катульский и др., М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.
  277. Социальное время и социальная политика в XXI веке: Специализированная информация/РАН ИНИОН, Центр социальных научно-информационных исследований. Отдел социологии и социальной психологии. М.: ИНИОН, 2002.
  278. Социальное партнерство как перспективная система конструктивного разрешения отечественных конфликтов// Россия: политические противоборства и поиск согласия. М., 1998.
  279. Социальное расслоение и социальная мобильность. М.: Наука, 1999.
  280. Социальное управление: словарь. М.: Изд-во МГУ, 1994.
  281. Социальные ресурсы и социальная политика. Под ред. С. С. Шаталина и др. Отв. ред. и автор введения С. С. Шаталин. М.: Наука, 1990.
  282. Социальные реформы отстают от экономических/Санкт-Петербургские ведомости, 2004, 16 января.
  283. Социологический энциклопедический словарь. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1998.
  284. В.И. Антагонизация российского общества. Материалы научно-практической конференции «Россия накануне XXI века: социальные и социально-политические проблемы». М., 6−7 октября 1994. М., 1996.
  285. В.И. Социально обездоленные капитализмом и их защита.//ИЗМ, № 1 (16), 1998.
  286. Е.И. Высокомерие власти//Политическая безопасность России. Информационно-аналитический бюллетень № 29 Москва 1997 г.
  287. Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы. М.: Институт социологии РАН, 1996.
  288. С.В. Безопасность человека и общества (политико-правовые вопросы). СПб., 1994.
  289. С.В. Вопросы безопасности в системе государственного и муниципального управления. Часть I и II. Общие принципы и геополитические аспекты безопасности Российской Федерации. СПб., 1994.
  290. С.В. Теоретико-правовые аспекты обеспечения безопасности РФ. Дис. на соиск. уч. степени доктора юридических наук. СПб., 1994.
  291. А.И. Не убегающий от теоретического осмысления политический конфликт./Очерки по философии и культуре. СПб., 2001.
  292. А.И. Социальная политика: теория и практика. СПб.: Изд-во С.-Петерб. филос. общества. 2000.
  293. П.Б. Понятие и проблема социальной политики, Известия С.-Петербургского политехнического института, 1910. Т. XIV.
  294. И. Проблемы национальной безопасности России: реальность и перспективы.//Безопасность. М., 1995. № 11
  295. А.Е. Доходы населения. Опыт количественных измерений. М., 2000.
  296. А. Политика гуманитарной безопасности (К вопросу о теории политики и практике безопасности)/ Безопасность Евразии, 2000, № 1.
  297. Табель о рангах бюджетников/Ведомости, 2004, 16 января.
  298. Н.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономики. М., 1999.
  299. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. Ин-т социологии РАН, 2-е изд., перераб. и дополн., М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998.
  300. Туроу Лестер Будущее капитализма. Как экономика сегодняшнего дня формирует мир завтрашний//Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология/Под редакцией В. Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999.
  301. С.А. Политика в зеркале социальных измерений//Политическая безопасность России. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1997, № 29.
  302. Угрозы и предпосылки обеспечения безопасности. http://www.nasledie.ru/oboz/N03−04 95/014.htm
  303. Указ президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» в ред. Указа Президента РФ от 10.01.2000 № 24
  304. Фабрициус Фриц. Права человека и европейская политика. М., 1995.
  305. Э. Социально-трудовая сфера и безопасность/Безопасность1. Евразии, 2000, № 1-
  306. А.В. О некоторых составляющих и перспективах обеспечения общественного согласия// Россия: политические противоборства и поиск согласия. М., 1998.
  307. М. Основные понятия политической науки./ Политология (70 -80-е годы). М. 1993.
  308. О.М. О тенденциях развития социально-политического конфликта//Россия: политические противоборства и поиск согласия. М., 1998.
  309. О.М. Политическая безопасность как феномен общественной >кизни//Политическая безопасность России. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1997, № 29.
  310. С. Чему Россия учит нас теперь? Как слабость государства угрожает свободе.//Рго et Contra. М., осень 1997.
  311. Г. С., Кобелев О. А., Исайчев Г. А. К вопросу исследования проблем безопасности России//Военная мысль. 1994, № 9.
  312. А.И. Преступность как угроза национальной безопасности. Ульяновск, 1998.
  313. В.Н. Конфронтационное мышление главная угроза политической безопасности//Политическая безопасность России. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1997 № 29 г.
  314. Ф. Теория государственного управления/Феликс Шамхалов, М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002.
  315. В. Подходы к решению проблемы бедности//Человек и труд, № 12,2003.
  316. .И. Проблемы теоретического обоснования безопасности//Военная мысль. 1997, № 4.
  317. А.Ю., Кирута А. Я. Измерение экономического неравенства. М., 2002.
  318. Шершнев Л. И Изменить технологию власти//Политическая безопасность России. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1997, № 29.
  319. Л.И. Об основах концепции национальной безопасности России.//Безопасность. М., 1996. № 1−2.
  320. Л.И. Общественная система безопасности в системе национальной безопасности.//Безопасность. М., 1996, № 7−12.
  321. .М., Полынев А. О., Савельев В. К. Кризисные ситуации в регионах и экономическая безопасность России.//Федерализм. 1997. № 2.
  322. Ю.Е. Социальные конфликты и способы их разрешения в современном российском обществе. Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. социолог, наук. СПб., 2002.
  323. Н.В. Совершенствование правовой системы России как фактор предупреждения и разрешения социальных конфликтов//Современная конфликтология в контексте культуры мира. Материалы I Международного конгресса конфликтологов. М.: УРСС, 2001.
  324. В.А. О концепции национальной безопасности России (Краткий обзор парламентских слушаний)//Безопасность. М., 1996. № 7−12.
  325. Экономика труда и социально трудовые отношения/Под ред. Г. Г. Мелекьяна, Р. П. Колосовой. — М.: Изд — во МГУ, Изд — во ЧеРо, 1996.
  326. Экономика труда и социально-трудовые отношения/Под ред. Г. Г. Мелекьяна, Р. П. Колосовой. М.: Изд — во МГУ, Изд — во ЧеРо, 1996.
  327. Ф. Введение к «Классовой борьбе во Франции»/К. Маркс, Ф.
  328. Энгельс. Соч., 2-е изд., М.: Гос. издат. полит, литер., 1955. Т.22.
  329. Ф. Наброски к критике политической экономии/Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М.: Гос. издат. полит, литер., 1955. Т. 1.
  330. Ф. Принципы коммунизма/К. Маркс и Ф. Энгельс Соч. Изд. второе, Гос. изд-во полит, литерат., М., 1955. Т.2.
  331. С.А. Социальное согласие: утопия или шанс? М.: Изд-во Института социологии РАН, 2002.
  332. Юм Д. Соч. Т. II. М., 1965.
  333. Н.Н. Франклин Рузвельт: человек и политик. Новое прочтение. М.: Межд. отношения, 1981.
  334. Р.Г. Безопасность личности как гарантия социально-политической стабильности общества//Политическая безопасность России. Информационно-аналитический бюллетень. М., 1997, № 29.
  335. Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. М., 1999.
  336. Е. Социальная сила бизнеса/Ведомости, 2002, 4 апреля.
  337. Herrera Yoshiko М. Russian Economic Reform, 1991−1999//Russian Politics. Challenges of Democratization. Cambridge, 2001.
  338. Moser Robert G. Challenges of Russian Democratization//Russian Politics. Challenges of Democratization. Cambridge, 2001.
  339. McFaul Michae Russian electoral trends//Russian Politics. Challenges of Democratization. Cambridge, 2001.
  340. Stoner-Weiss Kathryn Russian Central State in Crisis: Center and Periphery in Post-Soviet Era//Russian Politics. Challenges of Democratization. Cambridge, 2001.
  341. Moser Robert G Executive-Legislative Relations in Russia//Russian Politics. Challenges of Democratization. Cambridge, 2001.
  342. Barany Zoltan Politics and the Russian Armed Forces//Russian Politics. Challenges of Democratization. Cambridge, 2001.
  343. Bonaker Thorsten Konflikteorien. Eine sozialwissenschaftliche Einfurung mit Quellen. Leske +Budrich, Opladen, 1996.
  344. Hattich M. Grundbegriffe der Politikwissenschaft. Darmstadt. Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1980.
  345. Lebenslagen, Lebenslaufe, Lebensstile/Herausgaben von Peter A. Berger und Stefan Hradil. Gottingen, 1990.
  346. Noack P. Was ist Politik? Eine Einfurung in ihre Wissenschaft/Geleitw. von Grosser A. Munchen- Zurich: Knaur. 1978.
  347. Manfred G. Schmidt. Sozialpolitik. Historische Entwicklung und internationaler Vergleich, Leske + Budrich, Opladen 1998.
Заполнить форму текущей работой