Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Научно-педагогические основы проектирования средств и технологий интеллектуальной собственности в сфере образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализация проблемы основана на методологических подходах зарубежных авторов к инновационным процессам в системе образования и практике обучения научно-техническому творчеству (Буш Г. Я., Гордон В., Тринг М. 157,159], Цвики Ф. и др.), на психологических особенностях процесса освоения знаний (Гальперин П.Я.) и управления педагогическим процессом (Бабанский Ю.К., Беспалько В. П., Лернер А. Я… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы проектирования инновационной деятельности в сфере образования
    • 1. 1. Современное состояние проблемы инновационной деятельности в образовании
    • 1. 2. Классификация образовательных услуг на базе маркетинга
    • 1. 3. Принципы обучения, критерии содержания обучения изобретательскому творчеству и уровни готовности научно-педагогических кадров к осуществлению инновационной деятельности
    • 1. 4. Инфраструктура инновационной деятельности с элементами рыночно-ориентированного подхода
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 2. Организация и развитие инновационной деятельности учащейся молодежи и научно-педагогических кадров на базе информационных и коммуникационных технологий
    • 2. 1. Эвристические и алгоритмические методы активизации интеллектуального роста учащейся молодежи в процессе создания интеллектуальной собственности
    • 2. 2. Технология проектирования инновационной деятельности на базе информационных и телекоммуникационных технологий
    • 2. 3. Многоуровневая четырехэтапная система подготовки учащейся молодежи в процессе решения изобретательских задач
    • 2. 4. Интеллектуальная собственность как результат интеграции знаний в совместной творческой деятельности учащегося и учителя
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 3. Научно-методическое, информационное и правовое обеспечение преподавателя и развития инновационной деятельности учащейся молодежи и научно-педагогического состава
    • 3. 1. Информационно-методическое обеспечение проектирования учебных занятий на базе системного подхода
    • 3. 2. Средства и технологии осуществления нововведений
    • 3. 3. Патентный фонд как актуальный источник творческих, технических задач
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 4. Средства и технологии выявления объектов интеллектуальной собственности, их защита и выход на рынок образовательных товаров и услуг
    • 4. 1. Маркетинговые исследования по выявлению и защите интеллектуальной собственности
    • 4. 2. Правила оформления заявочных материалов на изобретение и полезные модели в области образования
    • 4. 3. Технология взаимодействия автора и ВНИИГПЭ
    • 4. 4. Методика продвижения интеллектуального продукта на рынке образовательных товаров и услуг
  • ВЫВОДЫ

Научно-педагогические основы проектирования средств и технологий интеллектуальной собственности в сфере образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время — время социально-экономических реформ в нашей стране — сфере образования рождаются различные новшества, педагогические инновации, которые могут представлять интеллектуальную собственность как учреждения, так и конкретного лица. Особенно это проявляется в промышленных регионах России, где инновационная деятельность и предпринимательство характеризуются созданием интеллектуальной собственности и ее правовой защиты. Однако этот процесс носит хаотичный характер и имеет довольно слабую научно-методическую, юридическую и экономическую поддержку. Вместе с тем научно-педагогическим кадрам и учащейся молодежи необходимо знать, что права на интеллектуальную собственность включают в себя права на авторские и смежные права, права на промышленную собственность.

Под инновационной деятельностью будем понимать деятельность, направленную на практическое использование научного, научно-технического результата и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшения производимого продукта, способа его производства и удовлетворения потребности общества в конкурентоспособных товарах и услугах.

Конкурентоспособность образовательного учреждения определяется степенью удовлетворения потребностей заказчика, созданием педагогических инноваций, способных удовлетворять потребности человека в условиях рыночных отношений и информатизации общества, что порой является единственным способом выживания как учебного заведения, так и всех субъектов образовательного процесса. В связи с этим учащаяся молодежь и научно-педагогические кадры должны быть подготовлены к проектированию собственной инновационной деятельности, результатом которой является интеллектуальная собственность в виде конкурентоспособной продукции (товары и услуги).

Проектирование инновационной деятельности, в частности средств и технологий интеллектуальной собственности, рассматривается нами как целенаправленный процесс по ориентации и организации преобразовательной деятельности научно-педагогических кадров, направленной на прогрессивные изменения как систем образования, так и процессов в сфере их деятельности, путем создания инноваций, удовлетворяющих потребностям общества. Инновационная деятельность в сфере образования охватывает многие сферы современного педагогического менеджмента: планирование, научные исследования, разработку проектов, производство, маркетинг. Общим в развитии инновации как для промышленности, так и для образования является переход от материальных технологий к информационным.

До настоящего времени в научной литературе не ставился вопрос о специальной подготовке к инновационной деятельности научно-педагогических кадров различных уровней естественно-математических дисциплин по всей иерархии управления учебным процессом учебных заведений нового типа. Решались лишь частные вопросы инновационной деятельности учебных заведений на различных уровнях (курса, семинарских занятиях), однако и они носили эпизодический характер. Таким образом возникло противоречие между потребностью в развитии инновации, в частности на базе естественно-научных знаний и уровнем подготовки специалистов, занимающихся инновационной деятельностью, и педагогической практикой.

Итак, актуальность исследования определяется необходимостью разработки научно-педагогических основ подготовки специалистов естественно-математических дисциплин школ нового типа, включая директора, замдиректора по науке, зав. кафедрой, руководителя методического объединения, ассоциаций учителей по организации инновационной деятельности в сфере образования, в частности, по ориентированию на проектирование средств и технологий интеллектуальной собственности учащейся молодежи и научно-педагогических кадров на базе использования информационных технологий.

Проблема исследования отражает возникшее в современной педагогической науке противоречие между существующими теоретическими и практико-ориентированными подходами к реализации творческого потенциала обучаемого и обучающего и необходимостью обеспечения их методологией проектирования средств и технологий интеллектуальной собственности, реализованной на базе использования возможностей средств информатизации, а также обеспечения законодательной базой защиты авторских прав и технологий предпринимательского дела в интеллектуальной сфере.

Объект исследования — функционирование и развитие системы инновационной деятельности в образовательных структурах.

Предмет исследования — система средств и технологий обучения как объектов интеллектуальной собственности, направленных на проектирование инновационной деятельности в образовательных структурах.

Цель исследования — разработка научно-педагогических основ проектирования средств и технологий интеллектуальной собственности в сфере образования и методики их реализации.

Гипотеза исследования. Если проектирование средств и технологий интеллектуальной собственности в сфере образования и правовая защита ее использования будут осуществляться во взаимосвязи целей, задач, методов, организационных форм и средств обучения основам научно-технического творчества, патентоведения и предпринимательской деятельности, то будут возможны: а) переход от интуитивного способа решения творческих задач научно-педагогическими кадрами и учащимися к технологии поиска патентоспособных технических решений изобретательских задач на базе системного анализа и информационных и коммуникационных технологийб) разработка инфраструктуры инновационной деятельности с элементами рыночно-ориентированного подхода в сфере образования, обеспечивающая условия для создания интеллектуальной собственности, ее юридической защиты и экономической конкурентоспособности на рынке образовательных товаров и услуг. Согласно цели, методологии и гипотезе поставлены задачи исследования:

1. Провести теоретико-методологический анализ состояния инновационной деятельности в сфере образования и выявить закономерности обучения, принципы, критерии содержания обучения изобретательской деятельности и уровни готовности научно-педагогических кадров ее осуществлять.

2. Выявить и разработать модель инновационной деятельности и построить инфраструктуру сферы инновационной деятельности с элементами рыночно-ориентированного подхода и развития в системе образования.

3. Разработать технологию обучения проектированию средств и технологий интеллектуальной собственности в сфере образования с использованием средств информатизации.

4. Раскрыть методические подходы к применению многоуровневой четырехэтапной системы подготовки учащейся молодежи, научно-педагогических кадров к совместной творческой деятельности в процессе выполнения инновационных проектов как объектов интеллектуальной собственности.

5. Обосновать юридическую, экономическую, и педагогическую целесообразность защиты авторских прав на различных уровнях создания продуктов интеллектуального труда научно-педагогическими кадрами и учащейся молодежью.

Методологической основой исследования явились общая концепция непрерывного образования (работы Вершловского С. Г. [39], Кустова Ю. А. [79], Онушкина В. Г. [121], и др.), разработки в области конкретных технологий повышения квалификаций учителей различных учебных дисциплин (Браже Т.Г. [30], Марон А. Е. [105−107] и др.), общепедагогические основы воспитания человека творческого труда (исследования Атутова Р. Р. 13], Качнева В. И. [71], Полякова В. А. [130] и др.), конкретные предложения путей совершенствования технического творчества учащихся общеобразовательных школ как в урочное, так и во внеурочное время (работы Андрианова П. Н. [9,10], Бударкевича В. П. [31], Ельникова А. П. [51], Еськова В. М. [53−55], Разумовского В. Г. 137], Столярова Ю. С. [150−152]), специфика содержания и методов рационализаторской деятельности школьников в трудовой и профессиональной подготовке (труды.

Бака И.И. [19,20], Зембицкого Д. М. [60,61], Овсянника Ю. И. [118] и ДР.).

Разработка проблемы совершенствования изобретательской грамотности и патентной культуры организаторов образования непосредственно опирается на психолого-педагогические исследования в области теории творчества (Альтшуллер Г. С. [5], Буш Г. Я. [32], Василевский С. М. [38], Кудрявцев Т. В. [74], Моляко В. А., [114], Пономарева Р. А. [131].) и компьютерной поддержки творчества (Половинкин А.И. [127−128], Цуриков В. М. [164] и др.), на конкретные предложения совершенствования научно-технической работы студентов (Журавлев С.Г. [56], Еськов В. М. [55]).

Реализация проблемы основана на методологических подходах зарубежных авторов к инновационным процессам в системе образования и практике обучения научно-техническому творчеству (Буш Г. Я. [32−36], Гордон В. [179], Тринг М. 157,159], Цвики Ф. [183] и др.), на психологических особенностях процесса освоения знаний (Гальперин П.Я. [44]) и управления педагогическим процессом (Бабанский Ю.К. [14−18], Беспалько В. П. [25−28], Лернер А. Я. [81] и др.), на исследованиях по управлению профессиональным ростом научно-педагогических кадров (Кугель С.А. [73] и др.), а также на инновационных подходах к подготовке преподавателей научно-технического творчества (Берак О.Л. [23−24], Карпова Ю. А. [67,68], Ляудис В. Я. [87−89] и др.), на интеллектуальной поддержке творчества молодежи, организации сотрудничества исследователей и ученых разных поколений, а также на концепции построения эффективной системы профессионально-социальных лифтов для творчески активной молодежи всех слоев общества, которая способствовала бы постоянному притоку интеллектуальных сил в области физики и техники и которая определяла бы экономикотехнический прогресс (Российская научно-молодежная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее», (Карпов А.О. [66]), а также на фундаментальных работах в области философии образования и методологии психолого-педагогической науки (Бабанский Ю.К. [18J, Лернер И .Я. [81], Скаткин М. Н. [142,143]), создания и использования средств обучения и учебно-материальной базы Леднев B.C. [80], Назарова Т. С. [116] теории, методологии и практики информатизации образования (Роберт И.В. [138,139]).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем впервые разработаны научно-педагогические основы проектирования средств и технологий интеллектуальной собственности в сфере образования, позволяющие формировать объекты интеллектуальной собственности научно-педагогических кадров и учащейся молодежи системно и целенаправленно на базе взаимосвязанных технологий научно-технического творчества, патентоведения и предпринимательской деятельности, применение которой в условиях рыночно-ориентированного подхода к инновационной деятельности обеспечит:

• педагогическую целесообразность реализации концепции креативного обучения научно-педагогических кадров и учащейся молодежи на основе информационных технологий и маркетингового подхода с целью создания своей интеллектуальной собственности с осознанным использованием естественно-научных знаний в технических решениях педагогических проблем, которая способствует развитию интеллектуального потенциала личности педагога и учащегося, их подготовке к активной творческой деятельности в современных условиях;

• условия для осуществления инновационной и предпринимательской деятельности научно-педагогических кадров и учащейся молодежи;

• мотивацию практической деятельности по применению основных требований (юридических, экономических, педагогических) законодательной базы к созданию, защите и использованию объектов интеллектуальной собственности в сфере образования;

• внедрение в сферу образования перспективных средств и технологий обучения, обеспечивающих конкурентоспособность самого педагога, образовательного учреждения и образовательной системы РФ как на внутреннем, так и на мировом рынке товаров и образовательных услуг.

Основные этапы исследования.

1. Изучение и теоретический анализ литературы, проведение поискового исследования и сбора первичного материала по программе (1984;86гг.).

2. Обоснование теоретической модели инновационной деятельности. (1986;88гг.).

3. Проведение опытно-экспериментальной работы. (1988;96гг.).

4. Теоретический анализ, сопоставление, оформление диссертации (1996;1997;1998 гг.).

Практическая значимость исследования заключается в следующем: разработаны рекомендации по диагностике готовности специалистов разных уровней к инновационной деятельности и в соответствии с этим определено содержание направления деятельности, а также разработаны критерии отбора творческих работ с последующей их юридической защитой. Разработана методика подготовки организаторов образования, созданы интеллектуально-программные продукты как учебного, так и производственного характера. Разработана технология проведения новых форм приобщения к инновационной деятельности, таких, как многоэтапные конкурсы, симпозиумы, выставки-продажи, международные конференции, результатом которых являются новые патентоспособные технические решения. Предложена методика отбора описания изобретений из патентного фонда как источника физико-технических задач для развития проблемного обучения учащихся. Создан работоспособный Координационный центр по Самарской области Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее». Разработана и эффективно функционирует муниципальная программа — «Поддержка и развитие новаторства в образовании» .

Апробация работы.

Теоретический вклад диссертации. Основные положения исследования обсуждались на районных, областных, городских, -всесоюзных и межвузовских конференциях и семинарах, а также на международных симпозиумах, методические материалы и результаты исследования сообщались на всесоюзной научно-практической конференции «Методологические проблемы научно-технического творчества» (г.Юрмала, 23−25 ноября 1988 года), на всесоюзных профсоюзных курсах директоров клубов юных техников (г.Самара, декабрь 1987;1988гг.), на областном семинаре мастеров производственного обучения УПК и руководителей технических кружков, учителей физики, проводимом Самарским областным институтом усовершенствования учителей (г.Самара, октябрь 1987 г.), на районном семинаре руководителей кружков технического творчества (февраль-апрель 1989,90,91,94гг., учебный центр ВАЗа г. Тольятти), на районном семинаре преподавателей, студентов и школьников (июнь, 1991 г., Тольяттинский ф-л Самарского государственного педагогического института), на городском семинаре главных инженеров предприятий АвтоВАЗ (декабрь 1991 г., отраслевой учебный центр ВАЗа), на областном семинаре главных инженеров промышленных предприятий (март, 1992 г., отраслевой учебный центр ВАЗа), на международных семинарах советских и американских школьников (1990;1991 гг., июнь, г. Тольятти, АвтоВАЗ), на районном семинаре преподавательского состава (февраль 1992 г., Тольяттинский политехнический институт, на заседании кафедры физики НИИ РАО, (январь 1993 г., Москва), на международном симпозиуме («Технология 2000» ноябрь, 1995 г., г. Тольятти-Самара), на четвертом международном совещаниисеминаре «Инженерно-физические проблемы новой техники» (Москва, МГТУ им. Баумана, 1996 г.), на международной научно-методической конференции «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании» (24−26 мая 1996., Пенза 1996.), на семинаре «Интенсивные технологии в современном образовательном процессе» (Пенза, 30−31 мая 1997 г.).

На защиту выносятся следующие проблемы.

1. Концепция проектирования средств и технологий интеллектуальной собственности в сфере образования, представленная в виде матрицы взаимодействий трех блоков проблем: основ научно-технического творчества, патентоведения и предпринимательства и отражающая следующие закономерности и взаимосвязи: особенности становления и развития полезных моделей на средства обучения и авторских прав на программы ЭВМ, баз данных как объектов интеллектуальной собственноститребования к проектированию средств и технологий интеллектуальной собственности на основе маркетингаусловия обеспечения конкурентоспособности средств и технологий интеллектуальной собственности на рынке образовательных товаров и услуг.

2. Многоуровневая четырехэтапная система специальной подготовки научно-педагогических кадров и учащихся, основанная на обучающем, изобретательском, правовом этапах и содержащая интеллектуальный, развивающий, методический, практический, санитарно-гигиенический компоненты содержания обучения, обеспечивает патентоспособные технические решения изобретательских задач и определяется следующими условиями:

— включением многовариантных программ ориентированных на уровни подготовки научно-педагогических кадров к изобретательской деятельности, дифференциацию обучающих по психологической готовности к обучению изобретательскому творчеству, банк творческих задач на базе патентного фондапрактическим использованием интеллектуальной информационной и коммуникационной поддержки в научно-техническом творчестве путем создания творческой среды, системообразующая функция которой позволяет поэтапно решать изобретательские задачи на локальном и мировом уровне. Определение структуры и функционального назначения компонентов содержания обучения изобретательскому творчеству позволяет организовывать подготовку научно-педагогических кадров как единый процесс обучения и творчества в развитии собственных уровней готовности к инновационной деятельности.

3. Система принципов, построенная на основе целесообразности, преемственности и развития, соответствия организационно-правовым нормам, обеспечивает создание и функционирование инфраструктуры инновационной деятельности с элементами рыночного ориентированного подхода в системе образования: принцип целесообразности заключается в определении стоимости создания, уровня научно-педагогического персонала и его активностипринцип преемственности и развития, включающий положительный опыт инфраструктур в научно-технической и педагогической сфере, — устранение отрицательных сторон в данной организационной структуре с учетом зарубежного и отечественного опытапринцип соответствия организационно-правовых форм, создаваемых элементов инфраструктуры, видов выполняемых работ, использования интеллектуальных, финансовых и трудовых ресурсов действующего законодательстваинфраструктура инновационной деятельности в сфере образования с элементами рыночно-ориентированного подхода включает комплекс взаимосвязанных систем информационного обеспечения научно-педагогической и инновационной деятельности, экспертизы, финансово-экономического обеспечения научно-педагогической и инновационной деятельности, производственно-технологической поддержки создания новой конкурентоспособной наукоемкой продукции и высоких технологий, сертификации педагогической продукции, продвижения научно-педагогических разработок, подготовки и переподготовки кадров, координации и регулирования научно-педагогической и инновационной деятельности с различными типами организационных элементов по этим системам, которая образует центры разных уровней и содержания.

4. Нормативно-правовая база изобретательской деятельности, осуществляемой научно-педагогическими кадрами и учащимися, основывается на гражданском кодексе РФ, патентном законодательстве, авторском и смежных правах и на методиках составления учебных задач по патентной информации и заявочных материалов на средства и технологии интеллектуальной собственности.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения. Общий объем диссертации 389 стр. (Страниц текста 349, в т. ч. схем 27, таблиц 10, список литературы (184 наименований) и приложения 48).

ВЫВОДЫ К IV ГЛАВЕ.

В четвертой главе решалась задача практического и теоретического обоснования юридической, экономической и педагогической целесообразности защиты авторских прав на различных уровнях продуктов интеллектуального труда научно-педагогических кадров и учащейся молодежи. Для раскрытия поставленной задачи проводились маркетинговые исследования по патентной информации, причем установлено, что макетинговые исследования по выявлению, созданию и защите интеллектуальной собственности проводятся очень редко, особенно исследования по патентной информации на средства обучения.

Исследование показало, что условия изобретений и полезных моделей позволяют утверждать, что патентная информация является важнейшим инструментом маркетинговых исследований образовательных товаров и услуг. Особую ценность в этом случае играет описание изобретений или полезных моделей, т.к. оно содержит информацию технического и правового характера, а также сведения о патентовладельце и авторе (авторах) изобретения.

База данных, которая составляется на основе патентной информации, содержит сведения по всем основным пунктам изобретения и может быть использована для различных видов маркетинговых исследований, включая и создание банка творческих педагогических задач.

Маркетинговые исследования также показывают, что товар или услуга только тогда будут иметь спрос на рынке научно-педагогической продукции, когда они конкурентоспособны, т. е. удовлетворяют научно-техническим и педагогическим критериям конкурентоспособности, например, таким, как уникальность педагогической продукции, патентная чистота (не нарушено ли патентное право кого-либо из патентодержателей), патентоспособность (возможна ли защита нововведения патентом), потребность в услугах различных образовательных учреждений и др.

В главе показано, что создание коммерчески значимого изобретения или полезной модели в образовании немыслимо без выявления такой предпосылки, как технико-экономические (ТЭП) и научно-педагогические показатели. Поэтому было показано на простом примере игрушки «Ванька-Встанька» составление требований и динамических рядов на протяжении пяти лет (1985;1992гг.), а также показаны тенденции развития игровых средств и творческой активности изобретателей.

Рассмотрены процедуры оформления заявочных материалов на изобретения и полезные модели в области образования и показано, что для признания того или иного нового технического решения изобретением или полезной моделью оно должно быть оформлено надлежащим образом и обязательно заявлено в соответствии с патентым законодательством.

В главе также показаны правила заполненеия заявки, составления формулы, реферата и чертежей, а так же рассмотрен перечень требований, которым должны отвечать изобретение и полезная модель. Даны рекомендации к тому, что новые педагогические средства обучения можно защищать не только патентами и свидетельствами, но и авторским правом.

Подробно показана технология взаимодействия автора с ВНИИГПЭ, исследован и подвергнут тщательному анализу вопрос рассмотрения заявки в патентом ведомстве на примере личной заявки автора.

Разработана методика продвижения интеллектуального продукта на рынке образовательных товаров и услуг.

Установлено, что сфера образовательных услуг отстает от производства в практическом использовании маркетинга. К маркетингу в сфере образовательных услуг начинают обращаться, в основном, в случае обострения конкуренции, роста издержек, падения или замедления роста прибыли, ухудшения качества услуг.

Специфика маркетинга образовательных товаров и услуг определяется особенностями рынка научно-педагогической продукции и характерными чертами самих услуг, причем главная задача маркетинга услуг состоит в продвижении нововведений на рынке и в помощи заказчику оценить их значимость по удовлетворению его потребностей.

Необходимым инструментом технологии продвижения товара на рынке является реклама в различных ее аспектах, а также рыночная оценка интеллектуальной собственности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертации подводятся итоги проведенного исследования, подтверждается правомерность выдвинутой гипотезы, определяются актуальные проблемы, которые требуют дальнейшего изучения.

Проведенное исследование дало основание для вывода о необходимости и возможности создания системы средств и технологий обучения для проектирования инновационной деятельности в системе образования.

В ходе теоретико-экспериментального исследования и практической работы были решены все поставленные задачи и получены следующие результаты:

1. Выявлено и обосновано новое направление развития инновационной деятельности в образовании путем создания научно-педагогических основ проектирования средств и технологий интеллектуальной собственности в системе образования.

2. Обобщены и систематизированы теоретические положения инновационной деятельности: закономерности, принципы, критерии и уровни готовности к ее осуществлению.

3. Выделены пять основных критериев содержания обучения изобретательскому творчеству и патентоведению: интеллектуальный, психологический, развивающий, методический и практический.

4. Выявлена и развита модель инновационной сферы в системе образования и построена рыночно ориентированная инфраструктура инновационной деятельности.

5. Разработана технология обучения для проектирования инновационной деятельности с использованием новых информационных и телекоммуникационных технологий (НИиТТ), причем, их использование предложено ввести в трех взаимосвязанных направлениях: НИиТТ как средство развития личностиНИиТТ как средство организации и функционирования инновационной деятельностиНИиТТ как средство автоматизации, обработки информации при разработке и внедрении инновации.

6. Предложен алгоритм процедур проектирования инноваций.

7. Разработана многоуровневая четырехэтапная система подготовки научно-педагогических кадров и учащейся молодежи к инновационной деятельности.

8. Спроектирован оптимальный механизм взаимодействия педагога-ученого и обучаемого в процессе создания интеллектуальной собственности на базе совместной продуктивной деятельности (СПД).

9. Выявлена и обобщена технология осуществления нововведений.

10. Предложена система средств использования патентного фонда как источника творческих, технических задач.

11. Применен маркетинговый подход к исследованию рынка образовательных услуг и изучению патентной информации, в частности средств обучения.

12. Доказана необходимость и возможность использования правового обеспечения для защиты авторских прав учителя-новатора.

13. Организован и функционирует Координационный центр по Самарской области Российской социально-научной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» .

14. Разработана и функционирует «Тольяттинская муниципальная программа поддержки и развития новаторства в образовании» .

Показать весь текст

Список литературы

  1. А., Пигалов В. Деловое администрирование на практике. Технологическая школа бизнеса 1993.
  2. Г. С. Алгоритм изобретения. М.: Московский рабочий. 2-е изд. 1973. с. 296.
  3. Г. С. Творчество как точная наука. М.: Сов.радио. 1979. с. 175.
  4. Г. С. Найти идею. Новосибирск.: Наука //Сибирское отделение. 1986. с. 209.
  5. Г. С., Шапиро Р. Б. О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии. 1956. -N 6. с.37−49.
  6. Ш. А. Воспитательная и образовательная оценка учения школьников. М.: 1984.
  7. Ш. А. В школу с шести лет. М.: 1986.
  8. П.Н. Развитие технического творчества старшеклассников в трудовом обучении общеобразовательной школы.: Автореферат диссерт.докт.пед.наук. М., 1985. с. 31.
  9. Г. Н., Кичкин И. И. Этапы развития и основныепонятия патентной экспертизы. М.: ЦНИИПИ, 1973.
  10. Н.В. Информационные технологии в школьном образовании.- М.: Высшая школа. 1994.
  11. П.Р. Политехническое образование в школе на современном этапе. М.: 1981. с. 1−24.
  12. Ю.К. Обновление содержания образования в условиях революционной перестройки советского общества, дальнейшего развития науки и техники //Сов.педагогика. 1987. — N 11. с. 85−94.
  13. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогичесмких исследований (Дидактический аспект). М.: Педагогика. 1982. с. 182−192.
  14. Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. -М. -1981. -с.21.
  15. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение. — 1982. — с. 190.
  16. Ю.К. Интенсификация процесса обучения.-М.: Знание. 1987.
  17. И.И. Теоретические основы подготовки школьников к творческому труду в среде материального производства: Учебное пособие. М.: МГПИ ИМ. В. И. Ленина. 1985. с. 133.
  18. И.И. Взаимосвязь классных и внеклассных занятий как средство развития технического творчества школьников: (на канд.пед.наук. М.: 1975. с. 26.
  19. Л.Н. Накануне учебного года. //Площадь свободы. -1997. № 155. с.З.
  20. Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. М В.: «Институт практической педагогики». НПО1. МОДЭК, 1996.
  21. О.Л. Соотношение репродуктивных и творческих компанентов учебно-профессиональной деятельности при формировании специалистов в высшей школе: Автореферат, дис.канд.пед.наук. М., 1985. — 24 с.
  22. О.Л., Туторская Н. В. Пути формирования эмоциональной регуляции личности студента //Вестник высшей школы. -1987. N 1. — с.33−38.
  23. В.П. Основы теории педагогических систем.-Воронеж. 1997.
  24. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989, с. 192.
  25. В. П. Програмированное обучение (дидактические основы).-М.:1970.
  26. В. П. Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа. 1989.
  27. Большой экономический словарь /Под ред. А. Н. Азрилияна. -М.: Фонд Правовая культура, 1994. 528 с.
  28. Т.Г. В решающей степени зависит от учителя. //Вечерняя школа. 1986. N 6. с. 16.
  29. В.П. Формирование исследовательских умений в трудовой подготовке учащихся 1Х-Х классов городских школ. //Дисс. канд.пед.наук. М.: 1982. с. 244.
  30. Буш Г .Я. Аналогии и техническое творчество. Рига: Авотс. 1981. с. 56.
  31. Буш Г .Я. Методологические основы научного управления изобретательством. Рига: Лиесма.- 1974. с. 163.
  32. Буш Г. Я. Основы эвристики для изобретателей. Рига: Знание. 1977. 4.1. с. 95.
  33. Буш Г. Я. Рождение изобретательских идей. Рига: Лиесма. -1976. с. 127.
  34. Буш Г. Я. Учебные планы, программы и педагогический опыт обучения методике технического творчества. Рига. 1971. с. 24.
  35. A.B. Обучение старшеклассников основам технического творчества, рационализации и изобретательства в профессиональной подготовке. М.: НИИТОиПО. -1987. с. 31.
  36. Ю.К. Политехническая подготовка учителя средней школы. М.: Педагогика. — 1978. с. 175.
  37. С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. М.: Педагогика. 1987. с. 86.
  38. Дж., Випперман К. Какподатьсвои услуги. Руководство по маркетингу в сфере услуг для малых предприятий. М.: Московский Бизнес-Центр, 1989.
  39. Ю. Как систематизировать методы образования взрослых? // Методы в деле повышения квалификации: Сб. -Таллин: Валгус, 1986. Т.2. с. 283−287.
  40. Временная учебная программа для факультативов методологии технического творчества в общественных институтах патентоведения ВОИР. М.: 1986. — с.31.
  41. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер.-М.:1991.
  42. П.Я. Формирование умственных действий. (Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления). Под ред. Ю. П. Петухова.-М.:1981.
  43. Ю.З. Психологические предпосылки сотрудничества учителя и учащегося. Журнал «Педагогика», 1990. — 5 с.
  44. Г. М. Системный подход к формированию методологических знаний у учащихся в процессе обучения физики //Методич.рекоменд. по преподаванию физики в средних спец. учебных заведениях. N 11. М.: Высшая школа. -1988. с. 32.
  45. A.B. Методы решения изобретательских задача в курсовых и дипломных проектов: Учебное пособие. Куйбышев: КуАИ, 1987. 73 с.
  46. Гражданский кодекс Российской Федерации //Интеллектуальная собственность ст. 138. М.: Издательская группа Инфра-М-Норма, 1997. с. 94.
  47. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика. 1986. 239 с.
  48. Е., Цапенко А. Каким должен быть региональный патентно-лицензионный центр.
  49. Ерунова J1.И. Урок физики и его структура при комплексном решении задач обучения. М.: 1986. с. 180.
  50. В.М., Алехин И. В., Кривошеин С.А., .Филатова O.E.
  51. Устройство для обучения чувства ритма: а.с. № 1 785 030 А1., Бюл. № 48.
  52. В.М., Папшев В. А., Филатова O.E., Зинковский А. Н. Устройство для гомогенизации: Патент № 2 036 588 С1., Бюл. № 16.
  53. В.М., Даутов Ю. В., Папшев В. А. Устройство для обучения навыкам графического письма: Патент № 2 016 417 С1. Бюл. № 13.
  54. С.Г., Ли-Фан М., Мазур З. Ф., Сараев А. П. Математическая творческая машина: идеи, принципы, устройства. М.: 1996.
  55. Закон Российской Федерации об авторском праве и смежных правах. Вступительная статья профессора Гаврилова Э. М.: Издательство «БЕК», 1993. С. 7.
  56. Закон Российской Федерации об образовании.-МП"Новая школа".-1992.
  57. Г. Е., Зеленко Н. В. Подготовка студентов к руководству техническим творчеством школьников //Школа и производство. 1986. N 12. с. 12−57.
  58. Д.М. УПК как центр технического творчества //Народное образование. 1983. N 5. с. 4.
  59. Д.М. Путь творчества бесконечен //Народное образование. 1982. N 5. с. 67.
  60. А.Л., Филиппов Л. И. введение в специальность радиоинженера: Учебное пособие для радиотехн. спец. вузов. М.: Высш.шк., 1983. — 176 с.
  61. E.H. Исскуство общения. М.: 1982.
  62. Инфраструктура малого предпринимательства в научнотехнической сфере. Под ред. Ю. А. Евдокимова, Г. В. Козлова, Ю. П. Пимошенко.-М.:1996.
  63. Как правильно оформить и подать заявку на патент. Практическое руководство.//Под ред. Мещерикова В. А. М., «Дж.ИПЛА лимитед». 1993. с. 48.
  64. Ю.А. Инновационный подход к подготовке преподавателей научно-технического творчества //Теория и практика обучения научно-техническому творчеству. М.: НПО «Поиск», 1992. — 168 с.
  65. Ю.А. Проблемы технического образования //Теория и практика обучения научно-техническому творчеству. МНПО «Поиск». 1992. с. 27.
  66. П.В., Игнатович М. В., Оркин А. И. Методика летного обучения. М.: Транспорт. 1987. с. 279.
  67. Ф. Основы маркетинга /Пер. с анг. Боброва В.Б.- Общ.ред. и вступ. статья Пеньковой Е. М. М.: Прогресс, 1990. -734 с.
  68. В.И. Теория и практика формирования и развития у школьников конструкторских знаний и умений. //Автореф. дисс. док.пед.наук. М.: 1982. с. 35.
  69. Л. А. Социально-экономические предпосылки технического творчества учащихся в свете реформы общеобразовательной школы. В кн.: Развитие научно-технического творчества молодежи. — Л., 1985. с.67−71.
  70. С.А., Лысова М. Ю. Профессиональный рост преподавателей ВУЗов: проблемы исследования и управления
  71. Международная школа социологии науки и техники- Поволжский технологический институтсервиса. С.Пт. Тольятти, 1994. -с.153.
  72. Т.В. О психологии технического мышления. М.: Педагогика. -1975. с. 304.
  73. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: 1970. с. 101.
  74. А., Белов В., Денисов Г. Интеллектуальная собственность требует защиты. //Р.Э.Ж., 1996. N3. С. 37.
  75. Д.И. Воспитание у учащихся творческого отношения к труду на занятиях в учебных мастерских //Дисс.канд.пед.наук. -Томск. 1964. с. 239.
  76. Курс для высшего управленческого персонала. (Сокращённый перевод с английского). М.: «Экономика», 1971. — С.497.
  77. Ю.А. Система повышения педагогического мастерства преподавателей вузов. Методические рекомендации. Куйбышев. 1982. с. 47.
  78. B.C. Проблемы структуры содержания среднего образования: Дис. докт.пед.наук. М.: 1979, с. 417.
  79. И.Л. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории.- М.: Просвещение. 1982, с. 189.
  80. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука 1978. с. 127.
  81. С. Тольятти в образовательном пространстве России. //Теория вероятности, 1997 г. № 10. с. 4.
  82. С.Н. Когда легко учиться. М.: 1985.
  83. С.Н. Методика опережающего обучения. М.: 1988.
  84. O.E. Совместная продуктивная деятельность как фактор интеллектуального и нравственного развития личности студента: Автореф. дис. канд.психол.наук. М., 1990. -24 с.
  85. В .Я., Негурэ И. П. Психологическая основа формирования письменной речи у младших школьников. -Кишинев, 1983. 93 с.
  86. В.Я. Обучение творчеству новый этап развития современного образования //Теория и практика обучения научно-технического творчества. — М.: НПО «Поиск», 1992. — 168 с.
  87. В.Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности //Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизацию /Под ред. Бодалева A.A., Ковалева Г. А. М., 1983. — 64−73 с.
  88. З.Ф. Проблемы педагогического изобретательства и авторского права в образовательных учреждениях. Самара-Тольятти, Международный симпозиум «Технология — 2000», 1995, с. 2.
  89. З.Ф. Авторское свидетельство. Наглядное пособие. № 1 767 512. Бюл. № 37.07.10.92.
  90. З.Ф. Методические рекомендации по развитию научно-технического творчества как средства совершенствования трудовой подготовки старшеклассников, -Тольятти, 1987.
  91. З.Ф. Концепция и методика подготовки учителя физики к руководству техническим творчеством учащихся.
  92. М.: Изд-во МПГУ, 4-ое международное совещание-семинар инженерно-физических проблем новой техники. 1996. с. 6.
  93. З.Ф. Организация изобретательской работы школьников. Опыт работы и подготовки руководителей кружков юных изобретателей. Тольятти. 1990.
  94. З.Ф. Содержание подготовки учителя физики к руководству техническим творчеством учащихся: Автореф. дис. канд.тех.наук. М., 1994. -18 с.
  95. З.Ф., Филатова O.E., Еськов В. М. Педагогика сотрудничества при творческой подготовке в области изобретательства. Барнаул, 1991.
  96. З.Ф. Методические рекомендации по использованию ЭВМ как средства совершенствования технического творчества старшеклассников. Тольятти, 1984, с. 5.
  97. З.Ф. Учебная программа занятий по курсу: «Повышение уровня творческой подготовки организаторов технического творчества учащихся». Тольятти, 1995.
  98. З.Ф., Филатова O.E., Еськов В. М. и др. Проблемное обучение и отбор детей в классы с физико-техническим уклоном. Тольятти, 1992.
  99. З.Ф. Методы инженерного творчества (Методические рекомендации). Тольятти, 1991.
  100. З.Ф., Ключко С. Л. Педагогическая технология обучения учащейся молодежи и методика стимулирования технического творчества. Тольятти. 1989, с. 51.
  101. В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы истатистика, 1996. -с.128.
  102. А. К. Психология труда учителя. М.: «Просвещение», 1993.
  103. А.Е. Содержание и методы повышения квалификации учителей физики. Л-д. 1980. с. 7.
  104. А.Е. Повышение квалификации учителей естественно-математического цикла в условиях перестройки и демократизации школы. Ленинград. — 1982. — с. 22.
  105. А.Е. Формирование компьютерной грамотности учителей общеобразовательных предметов в межкурсовой период/Метод.рекоменд./. Л. — НИИ НОВ АПН СССР.-1990.-с.23 (в соавт.)
  106. А. Самоакгуализация. Из сб. «Мир человеческих проблем"/сост.Сельченок К.В./- Минск, 1995.
  107. Материалы парламенских слушаний в Гос. Думе «Образование и национальная безопасность России"21.03.97.
  108. М.И. Теория и практика проблемного обучения. -Казань- Татарск. книж. изд-во, 1972. 551 с.
  109. Менеджмент и организация инновационной деятельности. -Тольятти: конспект лекций, -М.: 1993.
  110. Методические рекомендации по организации научно-иследовательской работы студентов в ВУЗе, привлечению и использованию внебюджетных средств на ее проведение. Под ред. В. В. Балашова.-М.:1996.
  111. Методические рекомендации по преподаванию физики в средних специальных заведениях /Под ред. П. И. Самойленко. -М.: Высшая школа. 1988. с. 376.
  112. В. А. Техническое творчество и трудовоевоспитание. М.: Знание. 1985, с. 80.
  113. А., Агроскин М., Андреев В. Система компьютерной психодиагностики и интерпретации «MONADA». Версия 1.2. Институт прикладной психологии. С.-Петербург. Декабрь, 1991. Тесты POI, Л К.
  114. Т.С. Системные принципы: Автореферат докторской диссертации. Москва, 1992.
  115. О.В. Правовые проблемы использования интеллектуальной собственности в инновационной деятельности //Патентная информация. М.: Сб., 1995. — № 5. -с. 28−33.
  116. В.И. /Под ред./ Рационализаторская работа старшеклассников в межшкольных комбинатах. Пособие для учителей. Киев: Рад. шк. — 1986. с.3−6, 25−37, 50−59, 101−107, 121−136, 144−159.
  117. В.М. Метод морфологического анализа технических систем. М.: ВНИИПИ. — 1989.- с.ЗЮ.
  118. В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение. 1968. с. 203.
  119. В.Г. и др. Теоретические основы непрерывного образования: АПН СССР, НИИ общ. образования взрослых. -М.: Педагогика. 1987. с. 51.
  120. Официальный документ постоянной комиссии Центрального Совета Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» по научной информации и телекоммуникации. М.: 1997.
  121. А. Маркетинг образовательных услуг //Справочник менеджера образования /Сост. В. С. Гиршович. -М.: Новая школа. 1995. с. 287−289.
  122. Патентный Закон Российской Федерации от 14 октября 1992.
  123. Патентная информация: Учебное пособие для слушателей институтов технического творчества и патентоведения: Издательство Тольяттинский институт технического творчества и патентоведения. 1989.
  124. А.И. Методы поиска новых технических решений. Йошкар-Ола: МКИ. 1976. с. 192.
  125. А.И. Основы инженерного творчества. М.: Машиностроение. 1988. с. 359.
  126. В.М. Научно-методическая информация. Словарь-справочник. М.: Новая школа. 1995. с. 254.
  127. Г. К. Критерии и признаки охраноспособности изобретения в СССР. В кн.: Шестая прибалтийская конференция по патентно-лицензионным вопросам. Рига, «Зинатне», 1975.
  128. М.М., Лазарева B.C. //Управление развитием школы. М.: Новая школа, 1995.
  129. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. Социальные проблемы инноватики. М.: 1989. с. 39−48.
  130. Развитие технического мышления учащихся в процессе решения изобретательских задач: Метод, пособие /Сост. Рягузов A.n. Ленинград, 1989. — 26 с.
  131. В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике /Пособие для учителей/. М.: Просвещение. 1975. с. 272.
  132. И. В. Концепция внедрения средств новых информационных технологий в учебный процесс общеобразовательной школы. /НИИ шк. оборудования и технических средств АПН СССР. М., 1990.
  133. Н. Современные информационные технологии в образовании.: дидактические проблемы: перспективы использования. — М.: «Школа-Пресс» 1994.
  134. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика. 1996. 416 с.
  135. Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения. — М.: Новая школа, 1995.
  136. М.Н. Школа и всестороннее развитие личности.1. М.: Просвещение 1980.
  137. М.Н. Принципы и методы научного исследования вопросов связанных с содержанием обучения «Советская педагогика». -1968 N 5.
  138. Э.П. Информационное обеспечение патентных исследований. Обзорная информация. М.: ВНИИПИ, 1990.
  139. Э.П. Конкурентоспособность продукции. //И.С., 1993, N 11−12. С. 15.
  140. Э.П. Маркетинговые исследования на основе патентной информации. -М.: ВНИИПИ, 1996. С. 5,12−18.
  141. А.Г. Обучение старшеклассников основам патентоведения и методам поиска новых технических решений. -М.: АПН. 1988. с. 64.
  142. Социальные и методологические проблемы информатики, вычислительной техники и средств автоматизации: (Материалы «круглого стола») //Вопросы философии. -1986. N 9.
  143. Справочник менеджера образования. В 2-х т./Сост. В. С. Гиршович.- М.: Новая школа, 1995. Т.2.- с. 400.
  144. Ю.С. Развитие технического творчества школьников: опыт и перспективы: Пособие для учителей и работников внешкольных учреждений. М.: Просвещение. 1983. с. 176.
  145. Ю.С. Развивающаяся функция технического творчества (школьников). Сов.педагогика. 1978. N 5. с. 63−68.
  146. Ю.С. Техническое творчество учащихся. Выступление на общем собрании АПН СССР. В кн.: Воспитание в труде. Материалы общего собр. АПН СССР. — М.:1975. С. 169−176.
  147. Ю.С. Уроки творчества: (Из опыта организации технического творчества школьников) М.: Педагогика. 1981. с. 176.
  148. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста //Политехнический музей. М.: Знание. 1986. с. 434.
  149. Тезисы докладов участников симпозиума по прикладной математике. Российская науч. конференция молодежи и школьников «Шаг в будущее». Тольятти. 1996.
  150. Теория и практика обучения научно-техническому творчеству: Сб. науч. статей /Под ред. Ляудис В .Я. М., НПО «Поиск», 1992.-168 с.
  151. В.П. Развития технического творчества студентов индустриально-педагогических факультетов//Автореф. дисс.. канд.пед.наук. М.-1988.- с. 16.
  152. М. Как изобретать? М.: Мир. 1980. с. 272.
  153. Е.П. Проблемы повышения профессиональной кваллификации руководителей школ: АПН СССР, НИИ ООВ. М.: Педагогика. 1987. с. 93.
  154. С. Преподавание в ВУЗах и И.С. //И.С., 1996, N 1−2. -С.63.
  155. Формирование учебной деятельности студентов /Под ред. Ляудис В. Я. М., 1989. — 240 с.
  156. Е.Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс: учебное пособие для учащихся 10−11 кл. 2 изд. — М.: Начала -Пресс, 1994. — С.119.
  157. Ф. (европейский патентный поверенный) Задачи патентного отдела на предприятии.
  158. О.Г., Поташкин М. М., Лоренсов A.B. Развитие школы как инновационный процесс /Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. М.: Новая школа. 1994.
  159. В.М. Проект изобретающая машина //Журнал ТРИЗ. 02.01.91.-17−33 с.
  160. В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: 1980.
  161. В.Ф. Педагогическая проза. М.: 1980.
  162. Л.Л. Педагогическое творчество. Учебник-тренажер. М.: «Соборъ». 1996. с. 120.
  163. С.А. Диалог как основа педагогического общения. -Журнал Вопросы психологии. -1991. -1 с.
  164. Л.В. Формирование готовности преподавателя к работе в целостной учебно-воспитательной ситуации. //Теория и практика обучения научно-техническому творчеству /Под ред. Ляудис В. Я. М., 1992. — 46−61 с.
  165. Э. Человеческий выбор манипуляция или актуализация. Из сб. «Курс практической психологии» Сост. Р. Р. Кашапов — Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996.
  166. А.Т. Проблемы теории и творчества. М.: Высшая школа. 1989. — 124 с.
  167. М.П. Объять необъятное. Записки педагога. М.: 1989.
  168. Дж.Р., Б.Берман. Маркетинг: сокращенный переводс английского/Авт.препдисл. и научн.ред. А. А. Горячев. М.: Экономика, 1990. -с.350.
  169. Р. Научно-техническое прогнозирование и долгосрочное планирование. М.: «Мир», 1971.
  170. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: 1974.
  171. П. Теория и практика модульного обучения. -Каунас «Швиесса», 1989.
  172. Gordou W.J.J. Synectics: the development of creative imagination. N.Y. — Harper, 1981.
  173. Jovaisa L. Udymo gaires. K.: Sviesa, 1985. — 327 p.
  174. Harvart G.R. Some exploratory of interactive video in teacher education: designing and presenting interactive video seguences to primary student teachers.// Educational and training technology international, 1990, Vol. 27. № 2. — pp. 155−173.
  175. Koller R. Konstruktionsmethode fur den Mashinen Gerate -und apparatebau — Berlin: Springer — Verlag, 1976. -184 p.
  176. Cwicky F. Morhdogishe Forschung. Winferfhur. — N.Y. — 1958.
  177. Monfort V. Integration of educational criteria and multiexperts using a kod/booch approach. Computer technologies in education. Kiev, 1993, pp. 97−100.
Заполнить форму текущей работой