Индустрия туризма России: современные тенденции развития и управления
Практическая значимость. Ряд положений диссертационной работы выполнены в форме рекомендаций для использования в федеральных структурах управления туризмом, в том числе предложения по включению в пакет проектов национальных приоритетов — программ развития индустрии туризма и социального туризма в России. Предложены изменения и дополнения в действующие нормативно-правовые акты, регулирующие… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ
- 1. 1. Анализ состояния отечественного рынка гостеприимства, тенденции и проблемы развития индустрии туризма
- 1. 2. Государственное управление, регулирование и политика развития индустрии туризма
- ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
- 2. 1. Стратегический и оперативный менеджмент предприятий туриндустрии
- 2. 2. Специфика маркетинга и логистики туристической фирмы. Использование прогрессивных инструментов и современных технологий
- ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ МОСКВЫ И
- САНКТ- ПЕТЕРБУРГА
- 3. 1. Теория регионального менеджмента и практика управления и развития туристского потенциала Санкт -Петербурга
- 3. 2. Особенности и перспективы московского рынка гостеприимства
Индустрия туризма России: современные тенденции развития и управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
.
В начале третьего тысячелетия мировая экономика вступила в новую эпоху. Развитие новых технологий, телекоммуникационных и компьютерных сетей предельно интернационализировали международные экономические связи. Другим мощным фактором экономической интеграции стало международное разделение труда и либерализация национальных экономик, приведшие к формированию общих рынков в Европе и других регионах планеты. Эти кардинальные изменения привели в начале XXI века к вступлению интеграции мировых рынков товаров и услуг в новую стадиюглобализацию мирохозяйственных связей. Будучи по своей природе явлением межнациональным, связанным с международными связями и трансграничными поездками контактами и обменами, туризм еще в 90 — е годы прошлого века превратился в наиболее динамичную отрасль мировой экономики. В начале нынешнего века туризм стал влиять на экономику целых стран, регионов и на мироустройство в целом. Индустрия туризма превратилась в весьма эффективную и высокодоходную отрасль. Так, ежегодный рост поступлений от международной туристской деятельности составил в среднем 14,8%, в то время как в других отраслях экономики он был на уровне 8,8%. Туристическую индустрию относят к разряду отраслей, которые будут определять мировое экономическое развитие в этом столетии. По мнению известного американского футуролога Дж. Нэйсбита по своим масштабам она будет уступать лишь телекоммуникациям и информационным технологиям. По данным Всемирной туристской организации на долю туризма приходится около 11% мирового валового продукта, до 30% торговли и почти 10% мировых капиталовложений. Число рабочих мест в туристской индустрии составляет 192 млн. человек или 8% от общих показателей занятости в мире. Начиная с 1998 года, туризм вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг, составив 7,9% от мирового объема торговли товарами и услугами. Таким образом, туризм обогнал автомобильную, химическую промышленность, производство продуктов питания и компьютеров. Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC) обнародовал в Лондоне прогноз развития туристской отрасли на грядущее десятилетие. Безусловными лидерами роста мирового туризма в ближайшие десять лет станут Монтенегро, Индия, Китай, Вьетнам, Ангола, Лаос, Чад, Гваделупа, Фиджи и Уганда. Будет развиваться и туристский рынок в России. По прогнозам WTTC Россия в ближайшие десять лет переживет инвестиционный бум, войдя в тройку мировых лидеров по инвестициям в индустрию туризма.
Всемирная Торговая Организация (ВТО) в 2002 г. включила Россию, наряду с развитыми капиталистическими странами (США, Германия, Великобритания, Франция и др.), в число крупнейших импортеров туристских услуг. Наша доля составляет около 2,4% от всего мирового импорта данного вида услуг, что свидетельствует о том, что Россия фактически усиленно продолжает инвестировать экономики западных государств. Что касается въездного туризма, организация которого в значительной степени ложится на плечи отечественной индустрии гостеприимства, данные ВТО менее оптимистичны. Российская доля экспорта туруслуг составляет — менее 0,6% мирового объема (около 4 млрд. долларов США). Это свидетельствует о том, что, несмотря на провозглашаемые приоритеты государственной политики по поддержке въездного туризма, наша индустрия гостеприимства продолжает оставаться низко конкурентной. Для многих из вышедших на наш рынок иностранных компаний проникновение в Россию является составной частью процесса глобализации, что является сегодня главной тенденцией, оказывающей влияние на развитие мировой индустрии туризма. Следует признать, что действие этой тенденции вызвало у отечественных владельцев и управляющих индустрией гостеприимства неоднозначную реакцию. Опасность остаться на периферии и угроза безжалостного выдавливания с рынка вынудила отечественную индустрию гостеприимства начать адаптацию к новым экономическим условиям. Правительство и некоторые частные компании начали инвестировать средства в туристический и гостиничный бизнес. В результате появились проекты по реконструкции существующих и строительству новых отелей, изменению структуры управления предприятий индустрии гостеприимства, во многих случаях с привлечением ведущих гостиничных цепей Запада. Возникли также локальные цепи и сети предприятий быстрого питания. Однако реальная адаптация отечественных участников рынка туруслуг к условиям конкурентной среды ставят перед каждой российской организацией индустрии туризма задачу поиска новых методов формирования конкурентных преимуществ. Методов, которые бы исключали односложные представления, связанные преимущественно с ценовой или демпинговой политикой, но включали комплексные подходы, в которых доминируют качество, профессионализм, уникальность продукта, современный менеджмент. Все это потребовало новых моделей организации управления, которые учитывали бы новые тенденции развития индустрии туризма. Развернувшаяся в последнее время полемика по вопросу об интеграции, перспективах и тенденциях развития национальной индустрии туризма переросла из узко научной в прикладную и получила общественный и даже политический резонанс. Точка зрения сторонников дальнейшей либерализации и интеграции сводится к тому, что несопоставимость финансовых и иных конкурентных возможностей западных и отечественных и компаний не оставляет последним иных альтернатив, кроме того как «расслабиться» перед неудержимой глобализационной экспансией. А интеграция в разных формах от франчайзинга до частичной конвергенции должна касаться лишь дальнейшего освоения технологии, адаптации эталонов менеджмента к российской специфике. Другая точка зрения оценивает интеграционные последствия негативно, как угрозу экономической независимости, требует введения «протекционистских мер», налоговых и иных преференций для отечественной индустрии туризма. Примечательно и то, что наряду с этим возникают и призывы к использованию жесткой управленческой вертикали и авторитарного подхода в политике управления региональными туристическими комплексами. Однако все усилия в этом направлении, включая активно пропагандируемые и широко тиражируемые концепции развития туриндустрии регионов, носят преимущественно декларативный характер. Таким образом, обострившиеся дискуссии делают проблему, связанную с выбором стратегии для отечественной и региональной индустрии туризма, достаточно актуальной, а приведенные выше аргументы не оставляют сомнений в актуальности избранной темы.
Методологическая и теоретическая основы работы.
При написании данной работы использовались методологические подходы общенаучного и специального характера, выбор которых был продиктован как спецификой конкретного экономического анализа и характером объекта изучения, так и преследуемыми целями и задачами. Среди методов, используемых при написании работы, следует выделить: общеметодологические способы анализа, синтеза, обобщения, индукции, дедукции, метод аналогий и допущений. Общенаучные методы: наблюдения, сравнения. Методы конкретных наук — например, исторический, базирующийся на объективности, конкретно и проблемно хронологическом подходах, статистические методы.
Теоретическая базу исследования связана с экономическими теориями торговли товарами и услугами, включая теории конкуренции, конкурентных преимуществ, интеграции и экономическими теориями управления и менеджмента. Остановимся на основополагающих положениях основных теорий.
Теория абсолютных преимуществ гласит, что стране целесообразно импортировать те товары и услуги, по которым у нее издержки производства выше, чем у зарубежных стран, и экспортировать те товары, по которым у нее издержки производства ниже, чем за рубежом, т. е. имеются абсолютные преимущества. В противоположность меркантилистам создатель теории А. Смит выступал за свободу конкуренции внутри страны и на мировом рынке, разделяя выдвинутый французской экономической школой физиократов принцип «laissez-faire» — невмешательства государства в экономику.1 Применительно к исследуемой теме теория позволяет объяснить некоторые тенденции развития международного туризма. Страны, имеющие уникальные природные места и историко-культурные памятники и достопримечательности (пирамиды Египта, Лувр, Парфенон, Эрмитаж, Кремль, Тадж-Махал, Венеция), самим фактом их исключительности привлекают значительные потоки туристов. К наиболее сильной стороне теории абсолютных преимуществ нужно отнести то, что она демонстрирует преимущества международной торговли или туризма для всех ее участников, к слабой стороне — что она не оставляет в международном обмене места тем странам, у которых все товары и услуги производятся без абсолютных преимуществ перед другими странами. Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо рекомендует стране импортировать тот товар, издержки производства которого в стране выше, чем по экспортируемому товару. Главным достоинством теории сравнительных преимуществ является убедительное доказательство того, что международная торговля и в частности туризм выгодны всем их участникам, хотя одним она может давать меньше выгоды, а другим — больше. Главное достоинство теории — подтверждение идей.
0 международном разделении труда. Теория позволяет объяснить природу двухсторонних обменов турпродуктами между странами вследствие разницы цен. Вместе с тем, недостатком теории можно считать то, что она не объясняет, почему сложились сравнительные преимущества. На поставленный вопрос во многом отвечает теория соотношения факторов производства, разработанная шведскими экономистами Эли Хекшером и Бертилем Олином. Согласно теории страна экспортирует те товары и услуги, выпуск которых базируется на избыточных для нее ресурсах и факторах производства, и импортирует те, которыми она наделена хуже. Как свидетельствует практика, теория Хекшера— Олина применительно к туризму срабатывает в большинстве случаев.
Вопросу эффективного использования факторов производства посвящена теория конкурентных преимуществ американского профессора Майкла Портера, пришедшего к выводу, что международные конкурентные преимущества.
1 См.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962. С. 333.
2 См.: Жукова М. А. Индустрия туризма: менеджмент организации — М: Финансы и статистика, 2004, С. 65. зависят от того, в какой макросреде осуществляется деятельность в собственной стране. Макросреда определяется не только факторами производства, но и характером спроса на внутреннем рынке (он может помочь фирме достичь зрелости перед выходом на внешний рынок), развитостью родственных и смежных отраслей, уровнем менеджмента и конкуренции в стране, а также экономической политикой правительства. Сочетание этих главных параметров, которые Портер называет детерминантами, определяет конкурентные преимущества фирм, подотраслей и стран на мировом рынке. Учет этих факторов теории особенно важен для России, в которой наряду со значительным турпотенциалом весьма слабо развита инфраструктура отрасли.3 К теории Портера близка теория внутриотраслевой международной торговли английского экономиста Белы Балассы, который обратил внимание не только на эффект масштаба, но и на различия во вкусах потребителей разных стран, географическую близость их пограничных регионов, несовпадение курортных сезонов и т. п. Теория Самуэльсона. Развивая теорию Хекшера-Олина, он пришел к выводу, что экономические ресурсы мобильны и могут перемещаться между странами. Тем самым они дополняют, а иногда и заменяют международную торговлю, как это происходит, например, с международным движением капитала, на базе которого за рубежом организуется производство тех товаров и услуг, которые иначе могли бы быть туда экспортированы. Международный перелив капитала весьма нагляден в глобализационной экспансии мировых гостиничных и ресторанных сетей. Другим выводом из теории Хекшера-Олина, который был сделан американским экономистом Полом Самуэльсоном, является то, что перемещение факторов производства между странами ведет к выравниванию цен, точнее, к выравниванию соотношения цен на эти факторы в разных странах. Подобный вывод нередко называется теоремой Хекшера—Олина—Самуэльсона. Пример со страновой дифференциацией цен на гамбургеры ресторанов Мак — Дональде стал хрестоматийным подтверждением данного теоретического вывода и теоремы. Модель монополистических преимуществ была разработана американским экономистом Стивеном Хаймером и далее развита другими экономистами. Она базируется на идее, что иностранный инвестор находится в менее благоприятной ситуации по сравнению с местным: он хуже знает рынок страны и «правила игры» на нем, у него нет здесь обширных связей, он несет дополнительные транспортные издержки и больше страдает от рисков. Поэтому ему нужны.
— j.
По экспертным оценкам Oxford Economic Forecasting и WTTC у России в 2005 г. ключевые проблем связаны с развитием туристической инфраструктурой, что серьезно замедляет развитие рынка — Прим. автора. дополнительные, так называемые монополистические преимущества перед местным конкурентом, за счет которых он мог бы получить более высокую прибыль. Это премия за инвестиционный риск, получаемая в силу преимуществ, возникающих в ходе монополистической конкуренции (ее теорию разработал Э. Чемберлин). На этой теории базируются стратегии международных ТНК и в частности крупных гостиничных цепей. Модель жизненного цикла продукта была разработана американцем Раймондом Верноном. В соответствии с этой моделью новый продукт проходит четыре стадии цикла жизни (иногда их насчитывают пять) — I — внедрение на рынокII — рост продажIII — зрелость (IV — насыщение рынка) — IV (V) — спад продаж. Данная модель важна как с точки зрения оценки эволюции турпродукта, так и с позиций обоснования инвестиций в объекты туриндустрии в выигрышных рекреационных зонах СНГ и за рубежом. Модель интернализации4 опирается на идеи английских экономистов Рональда Коуза и Джона Данинга о том, что внутри большой корпорации действует особый внутренний рынок, регулируемый руководителями корпорации и ее филиалов, а значительная часть формально международных структур являются фактически внутрифирменными структурами больших хозяйственных комплексов, называемых ТНК. Данная модель активно применяется в практике внутрибрендовой диверсификации мировых гостиничных цепей5. Теория мультипликатора6 Д Кейнса, П. Самуэльсена, В. Арчера является частью кейнсианской концепции, которая понимает под ним взаимозависимость роста доходов от роста инвестиций. Мультипликатор может быть выражен как коэффициент, показывающий во сколько раз вырастет доход при росте инвестиций. Величина коэффициента характеризует влияние инвестиций в отрасль на развитие смежных отраслей. Применительно к исследуемой проблеме важен учет воздействия мультипликирующих свойств индустрии туризма на развитие других отраслей экономики страны. Обзор литературы и источников. Степень изученности темы. Следует признать, что, начиная с девяностых годов XX в., научные исследования, посвященные проблематике туризма, его индустрии и туристской деятельности в разных ее аспектах существенно активизировались. В последние годы защищено значительное количество кандидатских и докторских диссертаций, посвященных раннее мало изученным или новым явлениям в отечественной индустрии гостеприимства. К примеру,.
4 internal — внутренний (англ.) — Прим. автора.
5 Например, группа Ассог включает около 4000 отелей в 90 странах. Ей принадлежит 11 гостиничных брэндов, в том числе Ibis, Red Roof, Sofitel, Novotel, Mercure, Suite Hotel,.- Прим. автора.
6 multiplicate — умножать (лат.) — Прим. автора. организационно — экономический механизм интенсивного развития отрасли проанализирован в докторской диссертации Т. П. Розановой. Новизной работы является то, что в ней предпринята попытка разработки концепции развития туризма в России в условиях переходной экономики.7.
В докторской диссертации В. Г. Гуляева впервые сосредоточено внимание на социальной природе и основах развития туризма.8 Большое внимание уделяют исследователи анализу передовых технологий в отрасли. В частности, в ряде кандидатских диссертаций сосредоточенно внимание на проблемах, связанных с прогнозированием в индустрии гостеприимства.9 Примечательно, что Д. А. Козлов впервые вводит в российский научный оборот методы использования нейросетевых систем прогнозирования, управления и принятия решений, являющихся последними достижениями мировой технологии в отрасли. Появились и другие публикации, посвященные новым информационным технологиям в туризме. 10 Активизировались исследования, связанные с региональным подходом в изучении темы и проблем управления на региональном и муниципальном уровне.11.
Близки к проблеме, исследуемой в работе, кандидатские диссертации.
1 'У.
Штыхно Д. А и Сорокиной Т. В. В работе Штыхно Д. А. изучены особенности стратегий глобализации американских гостиничных компаний, выработаны рекомендации по учету последствий процесса интеграции гостиничного хозяйства и возможностей его использования для развития рынка гостиничных услуг страны. Диссертация Сорокиной Т. В. посвящена операционной стратегии менеджмента на примере московской гостиницы Marriott. Принципиальным является вывод автора о необходимости взаимной адаптации западной и отечественной моделей управления индустрии гостеприимства. В.
7 Розанова Т. П. Организационно — экономический механизм интенсивного развития туризма в Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук М., 1999, С. 7.
8 Гуляев В. Г. Социально-экономические основы развития туризма в России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук М., 2003.
9 Козлов Д. А. Прогнозирование в индустрии гостеприимства и его совершенствование в условиях перехода к рыночной экономике Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук М., 2000.
10 См. Морозов М. А., Морозова Н. С. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника. — М., 2004.
11 См. например: Расторгуева И. В. Управление развитием туризма на муниципальном уровне. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук М., 1999.
12 Штыхно Д. А. Особенности процесса глобализации гостиничного хозяйства. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 1999., Сорокина Т. В. Механизм адаптации западной модели управления для предприятий индустрии гостеприимства в РФ. Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук. М., 2002. перечне публикаций, посвященных отечественной индустрии туризма, особо следует выделить выдающиеся по уровню и системности анализа работы А. Д. Чудновского, М. А. Жуковой.13 Работа этого авторского коллектива в 2001 была удостоена премии Правительства Москвы за лучший учебник года.
Следует отметить, что проблема менеджмента являются одной из наиболее активно исследуемых в отечественной и зарубежной литературе. 14 Международная кафедра ЮНЕСКО по культурному туризму совместно с Российской международной академией туризма выпустила в свет серию книг «Менеджмент туризма», посвященных различным аспектам стратегического и оперативного управления предприятий индустрии туризма. Большое внимание в отечественных и переводных публикациях уделяется проблеме маркетинга в туристском бизнесе. 15 Многочисленные работы известных ученых Азара В. И. Квартальнова В.А. Сенина В. С. Чудновского А.Е. Долматова Г. М. Зорина И.В. посвящены организации международного туризма, его экономическим, теоретическим, правовым и иным аспектам.16 Исследования в этой области активно проводятся и иностранными учеными, среди которых Bull A., HoIIoway J.C.Ch., Robinson Ch., Jonson P., Thomas В., Makridakis, S.G. и др.17.
13 Жукова М. А. Индустрия туризма: менеджмент организации. — М.: Финансы и статистика, 2004. Чудновский А. Д., Жукова М. А. Менеджмент туризма: Учебник. —. М.: Финансы и статистика, 2003.
14.См.: Менеджмент туризма. Основы менеджмента.- М: Финансы и статистика, 2003; Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. — М: Финансы и статистика, 2003; Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма. — Мн.: Новое знание, 2004 и др.
15 Бриге. С. Маркетинг в туризме. Пер с англ. — К.: Знание-Пресс, 2005; Гапирян Г. А. Маркетинг в туризме. — М.: Финансы и статистика, 2000; Исмаев Д. К. Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации. Теория и практика деятельности туристских фирм: Учеб. пособие для вузов. — М.: Мастерство, 2002; Бриге. С. Маркетинг в туризме. Пер с англ. — К.: Знание-Пресс, 2005.
16 См. например.: Азар В. И. Конъюнктура туристского рынка. М.: Финансы и статистика, 1998; Квартальное В. А. Туризм: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2004. Сенин В. С. Организация международного туризма. — М.: Финансы и статистика, 2004.-. Чудновский А. Д., Жукова М. А. Сенин B.C. Управление индустрией туризма: Учебное пособие. -. М.: КНОРУС, 2004. Долматов Г. М. Международный туристский бизнес: история, реальность и перспективы. Серия «Учебные пособия. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001; Зорин И. В., Зорин А. И. Профессиональное образование и карьера в туризме: Учебник.- М.: Советский спорт. 2005.
17 .См.: Bull A. The economics of travel and tourism. London: Pitman, 1991. HoIIoway J.C.Ch., Robinson Ch. Marketing for tourism. Harlow: Longman, 1995.-. Jonson P., Thomas B. Perspective on tourism policy. London: Mansell, 1992.-. Makridakis, S.G. Forecasting, planning and strategy for the 21st century. Ney York: Free pressL. Coller Macmillan, 1990. Mill R.Ch. Tourism: the international business. London: Prentice hall, 1990.-. Pearce D. Tourism organizations. Harlow: Longman, 1992. Joseph E. Stiglitz The New Russia: Transition Gone Awry, L. Klein and M. Pomer (eds.), Stanford, CA: Stanford University Press, 2001. и др.
Многочисленные публикации посвящены технологическим и операционным аспектам туристского хозяйства: бухгалтерскому учету, налогообложению, безопасности, туроперейтингу, таймшеру и иным важным, но частным для проблемы в целом сюжетам.18.
Подводя итог краткому анализу публикаций, посвященных вопросам развития индустрии туризма, следует отметить достаточно высокий уровень изученности этой проблемы в отечественной и зарубежной экономической литературе. Вместе с тем, работ, непосредственно относящихся к избранной теме, крайне мало, что усложняет исследование на квалификационном уровне кандидатской диссертации.
В качестве источников изучения и исследования темы использовались: материалы периодической печати, специализированных журналов: «Отель», «Туристический бизнес», «Турконсультант», «Российский туристический бюллетень. ТИСА туризм: информация, статистика, анализ», статистические сборники, каталоги отелей, брошюры туроператоров, рекламные проспекты, пресс-релизы, корпоративные отчеты, законодательные акты Российской Федерации, информация, полученная из сети Internet, материалы ВТО и т. д. Перечень информационных ресурсов Internet, послуживших источником для написания работы, весьма обширен, поэтому он полностью приведен в конце работы.
Анализ литературы и источников по теме определил структуру диссертации и способствовал постановке и уточнению цели и задач исследования.
Цель исследования. Целью исследования является: выявление тенденций развития и управления отечественной индустрии туризмаопределение путей ее совершенствования в ближайшей и долгосрочной перспективе для разработки конструктивной программы развития и управления этой отраслью.
Для достижения выбранной цели в работе решаются следующие задачи:
— проанализировать теоретико — методические подходы современных научных школ, теорий и концепций к анализу процессов развития современных систем и методов управления в туристской индустрии;
— дать обобщающую характеристику и выявить основные особенности индустрии туризма, возникающие на современном этапе ее развития;
18 См. например.: Веститиев A.M., Журавлев А. Б. Курортное дело: Учебное пособие: — М.: КНОРУС, 2006; Ильина Е. Н. Туроперейтинг: стратегия и финансы. — М.: Финансы и статистика, 2002. Жуков А. А. Закорин Н.Д. Инновационные аспекты управленческой деятельности на предприятиях сферы туризма: Монография. — С.Пб.: «Герда», 2006.
— выявить причины негативных тенденций и нерешенных проблем туристской отрасли с целью определения и реализации неиспользованных резервов в этой сфере;
— установить факторы, обеспечивающие конкурентноспособность национального туристского комплекса в условиях действия процессов глобализации и интеграции;
— оценить эффективность государственного регулирования отраслью и выявить наиболее прогрессивные организационно-экономические формы поддержки предпринимательства в туризме;
— определить целесообразность и эффективность внедрения прогрессивных инструментов и современных технологий, совершенствования форм и методов стратегического и оперативного менеджмента предприятий индустрии туризма;
— разработать предложения об использовании более эффективных методов финансирования туристской индустрии и улучшения механизма кредитования отечественных турфирм;
— обосновать необходимость принятия целевой программы социального туризма и введения дифференциальной туристической ренты в качестве источника финансирования этой программы;
— выяснить воздействие логистической составляющей на качество и цену туристического продукта, как комплексной услуги турфирм;
— исследовать состояние и перспективы развития туристских комплексов на примере отдельных регионов РФ, СанктПетербурга и Москвы ;
— разработать на основе анализа столичных программ развития туризма концепцию развития турпотенциала мегаполиса.
В качестве предмета исследования в работе выступают закономерности и особенности процесса становления российской индустрии туризма в условиях переходной экономики.
В качестве объекта исследования выступают региональные туристические комплексы Москвы и Санкт — Петербурга.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
— уточнен терминологический аппарат, касающийся понятия «индустрия туризма», даны практические предложения по изменению и модификации федеральных классификаторов отраслей народного хозяйствадана комплексная оценка отечественной индустрии туризма, позволяющая сделать вывод о значительном потенциале ее развития в России, установлено, что доминирующей современной тенденцией становится успешная интеграция отечественной индустрии туризма в мировую;
— на основе анализа уникального мультипликативного эффекта, присущего индустрии туризма, обоснована необходимость включения в пакет проектов национальных приоритетов программы «Развития индустрии туризма РФ», а на основе анализа природы некоторых выявленных деформаций социальной функции индустрии туризма обоснована необходимость разработки приоритетной целевой программы развития массового социального туризма;
— предложен ускоренный процесс внедрения электронного менеджмента и маркетинга как прогрессивных технологий более эффективного управления предприятиями отрасли с рекомендацией использования обобщенного опыта турфирм Москвы как лидеров в сфере мультимедийных и интернеттехнологий;
— разработаны Методические рекомендации, включающие комплекс расчетных подходов и практических предложений в сфере развития и совершенствования отечественной индустрии туризма. В их числе рекомендации по внедрению современных методов финансово — кредитного менеджмента турфирм, использованию фондовых инструментов, ценных бумаг, облигационных займов и IPO, предложения по созданию механизма финансирования отрасли через введение специализированного налогатуристской ренты, практические меры по совершенствованию туристского законодательства и его адаптации к международным нормам в связи со вступлением в ВТО;
— сформулированы принципы и оценочные критерии применения инновационной логистики в индустрии туризма с целью улучшения качества обслуживания туристов и снижения совокупных издержек отечественных турфирм;
— выявлены тенденции динамичного опережающего развития материальной базы отрасли, основанные на практике успешного планирования среднесрочных программ развития туризма в столичных мегаполисах, разработана концептуальная модель развития турпотенциала Санкт — Петербурга на долгосрочную перспективу.
Практическая значимость. Ряд положений диссертационной работы выполнены в форме рекомендаций для использования в федеральных структурах управления туризмом, в том числе предложения по включению в пакет проектов национальных приоритетов — программ развития индустрии туризма и социального туризма в России. Предложены изменения и дополнения в действующие нормативно-правовые акты, регулирующие туристскую деятельность, в частности, в закон «Об основах туристской деятельности в РФ». Положения и выводы, связанные с оценкой состояния и проблем развития индустрии туризма в Москве, могут быть использованы муниципальными органами управления туризмом при корректировке и создании новых целевых программ, в том числе, с учетом предложенной концепции развития турпотенциала С-Петербурга. Результаты работы прошли апробацию и были использованы Комитетом по туризму города Москвы при Правительстве Москвы, гостиничными предприятиями столицы — гостиницей «Университетская», Паломническим центром Московской Патриархии, турфирмой «TRADEUROCOM Travel» и др., и будут способствовать формированию конкурентноспособного туристического продукта. Кроме того, систематизированный в работе и введенный в научный оборот конкретноэкономический материал может быть использован в научных исследованиях, при подготовке и чтении лекционных курсов, в практической работе специалистов предприятий и организаций индустрии туризма. Основные аспекты исследования были использованы автором в аудиторных занятиях в РЭА им. Г. В. Плеханова, выступлениях на международных Плехановских чтениях и отражены в публикациях. По теме работы опубликован ряд статей и монография.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенный анализ состояния индустрии туризма России позволил выявить современные тенденции ее развития.
1. Ключевыми факторами, определившими условия развития отечественной индустрии туризма на рубеже века, стали: либерализация экономической жизни и переход к рыночным отношениям, возникновение новых форм собственности и конкурентной среды на внутреннем рынке. Стремление России перейти к рыночным отношениям, выйти на мировой рынок и интегрироваться в мировую экономику совпало с начавшимися в это же время на западе процессами формирования новой мировой экономики. Таким образом, в современном развитии индустрии туризма совпали две тенденцииинтеграции и глобализации. В последние десятилетия Россия активно вышла на рынок мирового туризма. Доминирующей тенденцией становится успешная интеграция российской индустрии гостеприимства в мировую. Однако Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристский потенциал, пока занимает скромное место на мировом туристском рынке, а индустрия гостеприимства в России пока не сформировалась как единая организованная система, способная осуществлять обслуживание на уровне мировых стандартов.
2. Структурная перестройка, связанная с приватизацией и изменением форм собственности, дали позитивный эффект формирования конкурентной среды и рынка туруслуг. Однако тенденция демонополизации госсектора в индустрии туризма вскоре сменилась тенденцией концентрации предприятий отрасли. Оборотной стороной процесса приватизации стало сворачивание государственных инвестиций в развитие материально-технической базы индустрии туризма. Большая часть гостиниц приватизирована, однако отсутствие инвестиционного климата, благоприятствующего привлечению отечественных и зарубежных инвестиций, не позволяет осуществлять реконструкцию многих из них. В целом по стране прослеживается тенденция некоторого снижения объемов номерного фонда, прежде всего в связи с закрытием обветшалых сельских гостиниц, ведомственных гостевых домов и общежитий. Старение основных средств большинства гостиниц (за исключением столиц и крупных туристских и курортных центров) стало проблемой развития индустрии гостеприимства. Многие гостиницы морально и физически устарели и не способны участвовать в конкурентной борьбе на рынке услуг.
3. Схожие тенденции проявляются и в индустрии турперевозок. Парк самолетов российского производства устаревает. Из-за их низкой технической оснащенности и шумности ограничивается их доступ в европейские аэропорты, что отбрасывает отечественных авиаперевозчиков на периферию международного туристического рынка авиауслуг. Проблемы состояния подвижного состава на железной дороге, парка экскурсионных автобусов, флота круизных судов, сокращение объема перевозок, утрата уровня технического оснащения средств безопасности на транспорте позволяют сделать вывод о необходимости масштабной модернизации и реконструкция материально-технической базы авиастроения, автомобилестроения, транспортной отрасли в целом.
4. В качестве тенденции, унаследованной от советского периода, сохранилась диспропорциональность развития предприятий отрасли. Уникальный туристский потенциал Европейского Севера, Урала, Прибайкалья, Камчатки, Дальнего Востока в должной мере не осваивается, а обновление материальной базы индустрии туризма ведется в основном в столицах и курортных центрах.
5. Говоря о тенденциях развития индустрии туризма, следует признать, что, начиная с 90-х годов, она не ориентирована на обслуживание массового туриста. Поэтому в качестве общегосударственной и общенациональной задачи выступает развитие массового социального туризма и разработка национальной целевой программы развития социального туризма. Параллельно с этим необходимо включение в пакет проектов национальных приоритетов отраслевой дотационной программы «Развития индустрии туризма РФ» как отрасли, обладающей мультипликативным катализирующим эффектом для большинства отраслей народного хозяйства.
6. В России в течение последних лет имела место частая смена ведомств, исполняющих функцию национальной турадминистрации, что свидетельствует о том, что государственная система управления индустрией туризма на макро уровне пока не сформировалась окончательно и требует дальнейшего повышения ее эффективности. Проведенный автором сравнительный анализ показывает, что Россия существенно отстает от Евросоюза по гибкости и объемам налоговых преференций и субсидий в отрасль. Сопоставление бюджетов туристских администраций стран, сравнимых с Россией по объему турпотоков, также подтверждает это отставание. Среди пробелов законодательного регулирования отрасли вызывает обеспокоенность затянувшийся процесс подготовки и принятия нового закона РФ «О туризме и туристской индустрии» и проблема совершенствования национальной правовой системы, в связи с вступлением России в ВТО. Необходимость совершенствования правовой базы индустрии туризма в России очевидна. Вместе с тем, оценки, отрицающие наличие в отрасли сколько ни будь приемлемой правовой базы, представляются неоправданными.
7. Современные тенденции управления на микро уровне организациями индустрии туризма свидетельствуют, что в условиях формирования и функционирования новой экономики коренные изменения претерпела система их менеджмента. Особое значение приобрела эволюция стратегии туристических предприятий. Существенный импульс получила теория и практика стратегического менеджмента туристических предприятий. Политическая и определенная экономическая стабилизация в РФ периода президентства В. Путина способствовали активному переходу от стратегий «выживания» к «стратегии развития рынка» за счет новых турпродуктов и стратегии внешнего роста: «интеграции» и «диверсификации». Основными установившимися в отечественной практике направлениями интеграционного стратегического развития стали создание дочерних и совместных предприятий и договор о франшизе. Широкое распространение в практике стратегического управления предприятиями индустрии туризма получила теория стейкхолдеров. В последнее время на этой основе особое развитие получил метод бриджинга или стратегического партнерства.
8. Одной из особенностей управления развивающейся российской индустрии туризма стало выделение в качестве ключевого сегмента инвестиционного менеджмента инвестиционного и финансового планирования. Получили распространение новые методы финансового анализа деятельности турфирм. Тенденцией развития финансового менеджмента российских предприятий индустрии туризма стало то, что он вынужден осуществлять стратегическое и оперативное планирование их финансово — хозяйственной деятельности в условиях крайне ограниченных источников финансирования, что дает иностранным предприятиям, действующим на российском рынке туристских услуг, неоспоримое конкурентное преимущество. Поэтому особенностью финансирования предприятий отрасли в России является так же то, что главным финансовым инструментом приобретения основных средств стало не прямое банковское кредитование, а лизинг.
9. Ключевую роль в управлении предприятиями индустрии гостеприимства играет кадровый менеджмент. Использование западных стандартов в сфере управления персоналом позволило выйти на качественно новый уровень обслуживания. Однако тенденция «вестернизации» менеджмента без учетов адаптации его к условиям российского рынка труда привела к возникновению ряда проблем.
10. Перспективным направлением развития отечественного туризма является исследование такого эффективного инструмента управления, как инновационная логистика. Степень ее эффективности можно оценить с помощью рассматриваемых в диссертации коэффициентов, которые отражают влияние современных достижений инновационной логистики на различные стороны управления потоковыми процессами в туризме. Процесс логистизации туристических фирм сопровождается как улучшением их информационного обеспечения, так и применением более совершенных методов управления с одновременным улучшением информационных технологий.
11. Важной современной тенденцией управления предприятиями отрасли стала компьютеризация систем менеджмента и маркетинговых процессов, осуществляемая в рамках новых форм управления ресурсами предприятий индустрии туризма. Пока в сфере электронного маркетинга сохраняется некоторое отставание от Запада. Тем не менее, общие тенденции внедрения информационных технологий позволяют говорить о позитивных сдвигах. Роль лидеров в сфере мультимедийных и интернет — технологий прочно утвердилась за московскими предприятиями индустрии туризма, которые существенно опережают в этой сфере все регионы России. Активно интегрированы в столичный рынок туртехнологий все современные мировые системы бронирования и резервирования. Созданы отечественные системы, не уступающие мировым аналогам. По оценкам экспертов, следует признать высокий уровень качества созданных в Москве специализированных отечественных программных средств управления предприятиями индустрии, туризма, что подтверждается их тиражирование в других регионах России и СНГ. Однако технический и технологический уровень электронного менеджмента и маркетинга российских турфирм еще уступает западному.
12. Существенной тенденцией развития индустрии туризма в стране стало опережающее развитие отрасли в крупнейших туристских центрах Москве и СанктПетербурге. Наделенные уникальным турпотенциалом, богатейшими рекреационными ресурсами и культурно-историческим наследием эти города имеют практически все возможности для того, чтобы стать центрами мирового туризма. Однако, как туристские центры, и СанктПетербург и Москва сегодня проигрывает соревнование с другими столицами мира. Ключевая проблема связана с инвестициями в отрасль. И хотя по этому показателю Москва существенно опережает другие регионы страны и в т. Ч. Петербург, где объемы инвестиций в проекты, связанные с развитием отрасли, отстают от аналогичных московских на порядок, но и здесь бюджетная составляющая целевой программы развития туризма до 2010 г. составляет лишь 2,02%.
13. Другой важной проблемой является несбалансированность структуры материально технической базы индустрии гостеприимства. В настоящее время в Санкт-Петербурге на 1 тыс. жителей приходится около 7,2 гостиничных места.
В Москве аналогичный показатель приближается к 10, что в 2−3 раза меньше, чем в среднем в Европе. В последнее время темпы гостиничного строительства в обеих столицах выросли. Однако на рынке преобладает строительство дорогостоящих гостиниц. Результатом такой несбалансированности и особенностью столичного рынка гостеприимства стало то, что Москва и Петербург превращаются в города для состоятельных индивидуальных туристов. Практически догнав Европу по уровню услуг, они обогнали ее по ценам. И в Питере и в Москве явно недостаточно гостиниц среднего класса для приема и обслуживания массового клиента. По экспертной оценке только Москва должна увеличить «демократичный» гостиничный фонд, как минимум, в 2 раза. Существуют также проблемы, связанные с состоянием городской инфраструктуры и ряд иных проблем.
14. Разработка концепций и программ развития туризма стала важным элементом планирования и импульсом развития индустрии туризма в Москве и Петербурге. В Санкт — Петербурге с 90-х годов были приняты 3 городских программы, в Москве к настоящему времени принято 5 программ развития туризма, среди которых основной является Комплексная программа развития туризма в Москве на период до 2010 года. Анализ этих программ позволяет позитивно оценить их роль и вклад в модернизацию туристского комплекса исследуемых регионов. Вместе с тем, муниципальные программы имеют и некоторые недостатки. Прежде всего, это относится к тому, что некоторые положения программ носят декларативный характер. Часть плановых заданий остается на бумаге, не выполняется и плавно переносится из одного проекта в другой. Крупные московские проекты, такие как «Москва-Сити», «Золотое кольцо Москвы», вызывают критические замечания как не лишенные гигантомании и оторванные о реальности. Петербургские программы менее амбициозны, но носят общий характер в таком важном аспекте как финансирование. Кроме того, они носят среднесрочный характер, в то время как стратегия развития отрасли должна базироваться на долгосрочных циклах. Поэтому в качестве практической рекомендации автором предложена концептуальная модель развития турпотенциала СанктПетербурга до 2015 г.
15. Практические предложения и методические подходы, рекомендуемые автором на основе анализа современных тенденций и проблем, изложенных в работе, сгруппированы в Методических рекомендациях. В их числе меры социально экономического характера, касающиеся включения в пакет проектов национальных приоритетов отраслевых программ «Развития индустрии туризма РФ» и «Программы восстановления и развития социального туризма в России». Рекомендации по внедрению современных методов финансовокредитного менеджмента турфирм, в частности, использованию фондовых инструментов, ценных бумаг, облигационных займов и IPO, а также механизма самофинансирования отрасли через введение специализированного косвенного налога — туристской ренты. Рекомендации по мерам, связанным с вступлением в ВТО и др.
Список литературы
- Азар В.И. Экономика и организация туризма. М.: Профиздат, 1993.
- Азар В.И. Конъюнктура туристского рынка. М.: Финансы и статистика, 1998.
- Александрова А.Ю. Международный туризм . М., Аспект Пресс. 2001.
- Балабанов И.Т., Балабанов А. И. Экономика туризма. М.: Финансы и статистика, 2000.
- Бгатов А.П., Бойко Т. В., Зубрева М. В. Туристские формальности: учебное пособие: -М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Биржаков М.Б. Введение в туризм: учебник. С-Пб.: Издательский дом «Герда», 2006.
- Богалдин Малых В. В. Маркетинг и управление в сфере туризма и социально — культурного сервиса: туристические, гостинично -ресторанные и развлекательные комплексы: Учеб. Пособие: — М.: Издательство МПСИ, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.
- Браймен Р. А. Основы управления в индустрии гостеприимства: Пер. с англ. -М.: Аспект-Пресс, 1995.
- Бриге. С. Маркетинг в туризме. Пер с англ. К.: Знание-Пресс, 2005.
- Бургонова Т.Н., Каморджанова Н. А. Гостиничный и туристский бизнес: особенности бухгалтерского учета и налогообложения. М.: Финансы и статистика, 1999.
- Веститиев A.M., Журавлев А. Б. Курортное дело: Учебное пособие: М.: КНОРУС, 2006.
- Волков Ю.Ф. Экономика гостиничного бизнеса .- Ростов н/Д: Феникс, 2003.
- Волков И.В., Миропольский Я. И., Мумрикова Т. М. Ресторанный бизнес в России.-М.: Флинта: Наука, 2005.
- Гапирян Г. А. Маркетинг в туризме. — М.: Финансы и статистика, 2000.
- Гуляев В.Г. Туризм : экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2003.
- Дворниченко В, В., Чудновский А. Д., Кормишова А. В. Некоторые аспекты функционирования индустрии туризма. М.: Вести., 1998.
- Долматов Г. М. Международный туристский бизнес: история, реальность и перспективы. Серия «Учебные пособия. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
- Долматов Г. М. Менеджмент туристской фирмы: Учебное пособие. М.: Международный институт гостиничного менеджмента и туризма, 2001.
- Долматов Г. М., Володоманова Н. Ю. Менеджмент в гостиничном хозяйстве: состояние и перспективы развития. М., Международный институт гостиничного менеджмента и туризма, 2001. (Учебное пособие).
- Дубинина Т.И., Яворская А. О. Зарубежный опыт малых гостиниц. М., 1997. (Учебное пособие).
- Дурович A.JI. Маркетинг в туризме. Учеб. пособие — Мн.: Новое знание, 2005.
- Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации.- М.: Финансы и статистика, 2004.
- Жуков А. А. Закорин Н.Д. Инновационные аспекты управленческой деятельности на предприятиях сферы туризма: Монография. -С.Пб.: «Герда», 2006.
- Здоров А.Б. Экономика туризма: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2004.
- Зорин И.В., Зорин А. И. Профессиональное образование и карьера в туризме: Учебник.- М.: Советский спорт. 2005.
- Зорин И. В., Квартальное В. А. Энциклопедия туризма. М.: Финансы и статистика, 2000.
- Измайлова О.С., Кобяк М. В., Чернышев А. В. Гостиницы Москы: поведение человека в организации: Учебное пособие.-М.: Типография «Центр оперативной полиграфии», 2000.
- Ильина Е. Н. Туризм и путешествия. Создание туристской фирмы. Агентский бизнес. — М.: Физкультура и спорт, 1998.
- Ильина Е. Н. Туроперейтинг: организация деятельности. — М.: Финансы и статистика, 2001.
- Ильина Е.Н. Туроперейтинг: стратегия и финансы. — М.: Финансы и статистика, 2004.
- Ильина Е.Н. Менеджмент транспортных услуг : индустрия авиаперевозок: учебник. — М.: Советский спорт, 2005.
- Исмаев Д.К. Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации.. Теория и практика деятельности туристских фирм: Учеб. пособие для вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. Учебник. Мн.: Новое знание, 2005.
- Карнаухов В.К., Краковская Т. А. Сервисная деятельность. М., Р. н/Дону.: ИКЦ «Март», 2006
- Квартальное В. А. Туризм : Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2004.
- Ковалев Д. А. Развитие таймшера в России. Ч. I. — М., 1998.
- Козырев В.М. Туристская рента : Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2000.
- Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг, гостеприимство, туризм. -М.: ЮНИТИ, 1998.
- Кулагина Г. Д., Попелева С. В., Сенин В. С. Статистика туризма: Учеб, пособие. — М.: МЭСИ, 1996.
- Лесник А. Л. Практика маркетинга в гостиничном и ресторанном бизнесе.1. М.: Товарищ, 2000.
- Лесник А. Л. Франчайзинговые гостиницы на московском рынке // Отель.-2000 .-№ 10.
- Маринин М. М. Туристские формальности и безопасность в туризме. — М., 1997.
- Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2001.
- Менеджмент туризма: Основы менеджмента: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002.
- Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2001.
- Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2001.
- Менеджмент туризма: Туризм как объект управления: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2002.
- Менеджмент туризма: Финансы и бухгалтерский учет в туризме: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2001.
- Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой .- М.: Финансы и статистика, 2001.
- Монтанер X. Монтехано. Структура туристического рынка/Под ред. М. С. Мироненко: Пер. с исп. — СГУ, Смоленск, 1997.
- Наследышев А.В. Место и роль индустрии туризма в современной экономике // Известия АН СССР. Сер. Экон.-1991.- № 3.
- Озеров А. М. Бухгалтерский учет и налогообложение в туристических фирмах. — М.: ФБК-пресс, 1977.
- Ополченов И.И. Маркетинг в туризме: Обеспечение рыночной позиции: Учеб. Пособие.-М.: Сов. спорт, 2003.
- Организация и управление гостиничным бизнесом .- М.: «Альпина», 2001
- Организация туризма: учебное пособие/ Под ред. А. П. Дуровича. -Мн.: Новое знание 2005.
- Основы управления предприятиями и организациями индустрии гостеприимства/Под ред. А. Браймера. — М., 1994.
- Осипова О.Я. Транспортное обслуживание туристов : учебное пособие.-М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Основы туристской деятельности. М.: Советский спорт, 2000.
- Папирян. Г. А. Менеджмент в индустрии гостеприимства .- М.: ОАО «НПО «Изд-во Экономика», 2000.
- Попов JI. А., Козлов Д, А. Методы прогнозирования в индустрии гостеприимства: Учебное пособие. М: Изд-во Рос. экон. акад., 2000.
- Попова Р. Ю. Государственное регулирование становления и развития туризма в России на переходном этапе. — М.: МГУ, 1997.
- Проблемы и программы туристско рекреационного использования природного и историко-культурного потенциала России/ Александрова и др. -М.: РНИИ культурного и природного наследия, 1995.
- Розанова Т.П. Маркетинг в туризме. — М.: Российская экономическая академия, 1998.
- Розанова Т.П. Российский туризм в условиях рынка (организационно-экономический аспект). М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1999.
- Рекомендации по статистике туризма: Доклад ВТО. Статистическая комиссия ООН, 1995.
- Сапрунова В. Б. Туризм, эволюция, структура, маркетинг. — М.: Ось-89, 1998.
- Сенин В. С. Об одном варианте организации социального туризма. — М., 1997.
- Сенин В. С. Организация международного туризма. — М.: Финансы и статистика, 2001.
- Сенин В. С., Баженова Т. А., Хорошилов А. В. Некоторые аспекты сертификации туристских услуг и услуг гостиниц. Методологическое пособие. — М.:МЭСИ, 1997.
- Сенин В. С., Хорошилов А. В., Кленова О. В. Основы квалификационных требований к некоторым профессиям и должностям работников гостинично-туристского комплекса (отечественный и зарубежный опыт). — М., 1997.
- Соловьев Б. Л. Менеджмент гостеприимства. М.: Финансы и статистика, 1998.
- Статистика рынка товаров и услуг/Под ред. И. К. Беляевского. — М.: Финансы и статистика, 1995.
- Туризм и гостиничное хозяйство. Учебник/ Под ред.А. Д. Чудновского. М.: ЮРКНИГА, 2003.
- Уокер Дж. Введение в гостеприимство. — М.: ЮНИТИ, 1999
- Федцов В.Г. Культура сервиса .- М.: Приор.2001
- Филипповский Е.Е., Шмарова Л. В. Экономика и организация гостиничного хозяйства. М.: Финансы и статистика, 2003.
- Функционирование крупнейших городов мира как объектов туризма/Под ред. В. С. Сенина. — М., 1997.
- Чудновский А. Д., Жукова М. А. Менеджмент туризма : Учебник.. М.: Финансы и статистика, 2003.
- Чудновский А. Д., Жукова М. А. Сенин B.C. Управление индустрией туризма : Учебное пособие. -. М.: КНОРУС, 2004.
- Экономика и организация туризма: международный туризм / под ред. А. И. Рябовой.- М.: КНОРУС, 2005.
- Янкевич В., Безррукова Н. Туристический бум на рубеже тысячелетия // Туризм: Практика, проблемы, перспективы .-2001.-№ 5.
- Янкевич B.C., Безррукова Н. JI. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт.- М.: Финансы и статистика, 2005.
- Bull A. The economics of travel and tourism. London: Pitman, 1991.
- Compendium of tourism Statistics. WTO. Madrid, 1996.
- HoIIoway J.C.Ch., Robinson Ch. Marketing for tourism. Harlow: Longman, 1995.
- Jonson P., Thomas B. Perspective on tourism policy. London: Mansell, 1992.
- Makridakis, S.G. Forecasting, planning and strategy for the 21st century. Ney York: Free press- L. Coller Macmillan, 1990.
- Mill R.Ch. Tourism: the international business. London: Prentice hall, 1990.
- Occupations in the tourist sector. CEDE FOP-Community Directory of Occupational Profiles, 1994.
- Pearce D. Tourism organizations. Harlow: Longman, 1992.
- Recomendations on tourism statistics. WTO. Madrid, 1993.
- Tourism in Evrope. European commission: Eurostat — L6—XXIII, 1995.
- Tourism forecasting. WTO. Madrid, 1981. Законодательные акты
- Закон СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» от 24 июня 1981 г. № 5152-х.2. «Правила пребывания иностранных граждан в СССР» (утверждены постановлением Кабинета Министров СССР от 26 апреля 1991 г.)
- Указ Президента РФ «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации» от 22 декабря1995 г. № 1284.
- Постановление правительства РФ «О Федеральной целевой программе «Развитие туризма в Российской Федерации» от 26 февраля 1996 г. № 177.
- Федеральный закон РФ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ.
- Федеральный закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3.
- Постановление правительства РФ «О лицензировании международной туристской деятельности» от 12 декабря 1995 г. № 1222.
- Приказ МВД РФ «Об утверждении Инструкции о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 26 мая 1997 г. № 310.
- Федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 г. Ш58-ФЗ.
- Постановление правительства РФ «О реализации отдельных норм Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 1 октября 1998 г. № 1142.
- Постановление Правительства Санкт Петербурга от 6 июля 2004 года N 1268 «О Программе размещения объектов гостиничной инфраструктуры» (с изменениями на 8 февраля 2005 года).
- Закон Санкт Петербурга № 232−33 от 15 мая 2003 г. «О целевой программе развития и совершенствования санаторно-курортной и реабилитационной помощи детскому населению Санкт — Петербурга на 2003 -2006 гг.
- Постановление Правительства Санкт Петербурга № 55 от 24 декабря 1999 г. «О программе «Основные направления деятельности Администрации Санкт — Петербурга по поддержке развития туристической отрасли в Санкт -Петербурга на 1999 — 2003 гг. «
- Закон Санкт Петербурга «О целевой программе развития туризма на 2002 — 2005 гг.» № 98 — 11 от 1.04.2002 г.
- Постановление Правительства Санкт Петербурга от 12 мая 2005 г. № 671 «О ведении туристического реестра»
- Постановление Правительства Москвы № 449−1 ПП от 28.05.96 «О программе развития гостинично туристского комплекса г. Москвы»
- Распоряжение Мэра Москвы № 529-РМ от 15.07.99 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Москвы № 449−1111М от 28.05.96 «О программе развития гостинично туристского комплекса г. Москвы»
- Распоряжение Зам. Премьера № 1.96-РЗП от 28.03.2000 «О разработке программы развития гостинично туристской деятельности»
- Постановление Правительства Москвы от 8.08.200 № 602 «О комплексной программе развития туризма в Москве на период до 2010 года»
- Распоряжение Мэра Москвы от 16.02.2001 N 124-РМ «О профессиональной подготовке специалистов гостиничного комплекса города Москвы»
- Постановление Правительства Москвы от 26 марта 2002 г. N 208-ПП «О Концепции комплексного развития туристско-рекреационной зоны «Золотое кольцо Москвы» и первоочередных мерах по ее реализации «
- Распоряжение Правительства Москвы от 1 сентября 2003 г. N 1554-РП «О Городской целевой программе развития туризма в городе Москве на 2004 год»
- Постановление Правительства Москвы от 28.01.2003 N 35-ПП «О ходе реализации основных положений Программы развития туризма в городе Москве на период до 2010 года»
- Постановление Правительства Москвы от 24 августа 2004 г. N 574-ПП «О Генеральной схеме размещения гостиниц в городе Москве до 2010 года»
- Постановление Правительства Москвы от 27 июля 2004 г. N 515-ПП «О Городской целевой программе развития туризма в городе Москве на 2005−2007годы «. 1. Документы и материалы ВТО
- Устав Всемирной туристской организации системы ООН, Мадрид (Испания), 1975 г.
- Манильская Декларация по мировому туризму. Документ ВТО. Манила (Филиппины), 27 сентября— 10 октября 1980 г.
- Материалы Всемирного совещания по туризму ВТО (Документ «Акапулько»), 21−29 августа 1982 г., г. Акапулько (Мексика).
- Хартия туризма и Кодекс туриста. Документ ВТО № A/6/RES Rev. 23 января 1986 г. София (Болгария).
- Гаагская Декларация по международному туризму. Документ ВТО. Гаага (Нидерланды), 10—14, апреля 1989 г.
- Новости ВТО № 1−6 за 1995 г., 1−6 за 2000 г., 1−3 за 2001 г.
- Материалы II сессии Генеральной Ассамблеи ВТО, октябрь 1995 г., Каир (Египет).
- Глобальный этический кодекс туризма. Документ ВТО. Сант-Яго де Чили (Чили), 1 октября 1999 г.
- Материалы Всемирной конференции министров по туризму. Осака (Япония), 1994 г.
- Доклад Комитета экспертов по безопасности и защите туристов и туристских объектов. Париж (Франция), 1989 г.
- И. Источники зарубежной статистической информации
- Main Economic Indicators, OECD. Paris, March 1997- 1998- 1999- 2000
- Bank Profitability Financial Statements of Banks, OECD. Paris, 1996- 1997- 1998.
- OECD Financial Statistics Monthly: Section I International Markets, OECD. Paris, monthly.
- OECD Health Data 97, OECD. Paris, 1997- 1998. 18. International Direct Investment Statistics Yearbook, 1997, OECD. Paris, 1997- 1998. '9. Financial Statistics Monthly, OECD. Paris, March 1997- 1998.
- Tourism Policy and International Tourism in OECD Countries, OECD. Paris, forthcoming 1997- 1998.