Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Состояние и противоречия организации профильного обучения в современных условиях: социологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выбор профессии является сложным и ответственным процессом, в который старшеклассник включается на основе всей совокупности знаний, приобретаемых на предметах специализации. Нужны не только знания о том, что представляет собой определенный тип профессий, а в первую очередь о том, в какой степени индивид готов к освоению предъявляемых профессией требований к работнику. Самопознание становится… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические подходы к анализу сущности и содержания профильного обучения
    • 1. 1. Сущность профильного обучения в современных условиях
    • 1. 2. Особенности и противоречия организации профильного обучения в современных условиях
  • Глава 2. Противоречия формирования и реализации ориентаций учащихся на профильное обучение
    • 2. 1. Особенности формирования ориентации на будущую профессию у обучающихся в профильных классах
    • 2. 2. Развитие профессиональных ориентаций выпускников профильных классов в процессе получения специального образования

Состояние и противоречия организации профильного обучения в современных условиях: социологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Тенденции развития современной индустрии требуют корректировки социального заказа на содержание профессиональной подготовки на основе активного сотрудничества промышленных предприятий и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Без организации системы профессиональной ориентации на стадии средней школы эта задача просто невыполнима.

Профильное обучение является одним из приоритетных направлений обновления современного образования, достижения им нового качества путем существенного изменения способов формирования и развития ориентаций старшеклассников на будущую профессию. Сегодня социальный заказ общества школе — подготовить не только активных, высококультурных и образованных людей, но и профессионально определившихся членов общества.

Профильное обучение — современное комплексное средство повышения качества, эффективности и доступности общего образования, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Основной целью профилизации старшей школы является предоставление учащимся возможности спроектировать свое будущее и сформировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного профессионального выбора. Поиск подходящей профессии представляет собой особое социальное взаимодействие, в котором участвуют различные субъекты: старшеклассники, их родители, педагоги, представители учреждений профессионального образования, работодатели. Каждый субъект имеет свои специфические интересы, которые не всегда совпадают по содержанию и направленности. В связи с этим появляется необходимость изучения тех противоречий, которые возникают на том этапе, когда только начинает внедряться профильное обучение в школах страны.

Оно выступает как одна из форм реализации принципа непрерывного образования. Обучаясь в школе, учащийся уже готовит себя к обучению в системе специального профессионального образования. Став специалистом, он включается в процесс постоянного саморазвития в результате ускорения темпов обновления тех технологий и техники, которые используются на современном производстве. Непрерывность образования обеспечивает возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создание для нее оптимальных условий профессионального совершенствования.

Одним из важнейших факторов эффективного построения системы непрерывного образования является обеспечение преемственности ее ступеней.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» подчеркивается, что необходима «структурная перестройка профессионального образования, отработка различных моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования, обеспечение реальной многоуровневости высшего образования, создание университетских комплексов».1.

Создание в ряде регионов страны специальных университетских комплексов позволяет обеспечить преемственную связь всех звеньев общего и специального образования, совместно и скоординированно решать задачи образовательной, политехнической, профессиональной подготовки и воспитания учащейся молодежи.

В Свердловской области пилотный проект в сфере реализаций инновационных форм организации профильного обучения в рамках университетских комплексов уже в течение нескольких лет реализует Уральский государствен.

1 Концепция модернизации российского образования иа период до 2010 года// Стандарты и мониторинг в образовании. — 2002. — № 1 -С. 14. ный горный университет. Им накоплен интересный опыт создания системы последовательного, начиная с раннего детства, формирования и развития ориентации детей, подростков на трудовую деятельность на предприятиях горнодобывающего комплекса региона. Возникает необходимость в рамках монографического исследования изучить состояние и противоречия современного этапа организации профильного обучения, осуществляемого УГГУ, для выявления перспективных вариантов его реализации в различных регионах страны.

Актуальной проблемой социологического анализа современных инноваций в профильном образовании становится, во-первых, выявление тех проблем, которые существуют в системе выработки у обучающихся ориентаций и установок на раннее выявление своих склонностей к определенному типу профессий и их раскрытия в процессе профильного обучения в старших классах.

Во-вторых, исследование тех способов интеграции учреждений общего и специального образования, которые позволяют создать систему непрерывного образования, включающую полное среднее образования, начальное профессиональное, среднее специальное и высшее. Обеспечивается последовательное выявление и развитие задатков и способностей личности к определенному типу профессиональной деятельности, начиная с раннего детства.

В-третьих, изучение опыта работы новой формы взаимодействия учреждений общего и профессионального образования, представленной в виде университетского комплекса, включающего детские сады, школы, профтехучилища, колледжи, вуз. Такие объединения возникли несколько лет назад и характеризуются особыми методами формирования профессиональных ориентаций и установок детей, подростков, молодежи.

В-четвертых, актуальной задачей является использование методов социологии при изучении опыта тех университетов, которые берут на себя роль первопроходцев в создании системы взаимодействия вузов, колледжей с разными школами при организации профильного обучения. Выявляются те противоречия, которые могут быть успешно преодолены на последующих этапах внедрения современных форм профессионального самоопределения учащихся старших классов общеобразовательных школ.

Степень разработанности проблемы.

Работа носит междисциплинарный характер, что требует изучения философской, педагогической, психологической, социологической литературы по проблемам развития личности, совершенствования общего и профессионального образования.

Вопросы соответствия общей и профессиональной культуры личности требованиям общества рассматривались в трудах таких социологов, как Р. Бауман, У. Бек, П. Бергер, М. Вебер, Э. Гидценс, Э. Дюргейм, Т. Лукман, К. Мангейм, М. Мид, А. Шютц.

Социологический анализ актуальных проблем развития отечественного образования дан в работах Е. С. Баразговой, Ю. Р. Вишневского, Г. Е. Зборовского, JI.H. Когана, А. В. Меренкова, В. Я. Нечаева, Л. Я. Рубиной, Ф. Р. Филиппова, В. Т. Шапко.

Теоретические основы профильного обучения рассматриваются в психолого-педагогических исследованиях, связанных с решением проблем дифференциации обучения. Следует отметить работы Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьевой, Б. Ф. Ломова, В. А. Петровского, Г. И. Щукиной, Б. Д. Эльконина и др.

Значительную ценность представляют педагогические работы, посвященные вопросам совершенствования системы профессиональной ориентации учащихся. Это труды А. Голомшток, В. Гузеева, А. Золотаревой, Л. Йовайши, А. Карпова, Н. Кленовой, Е. Климова, А. Кочетова, А. Новикова, А. Пинского, Н. Пряжникова, Л. Рувинского, О. Соловьева и др.

Накоплен богатый опыт исследований в сфере теории и практики профессионального самоопределения, изложенный в трудах Е. А. Климова, П. С. Лернер, А. В. Меренкова, Л. М. Митиной, С. Н. Назимова, Н.Ф.

Родичева, Б. А. Федоришина, С. Н. Чистяковой и др. Особенностью всех этих исследований является все более усиливающееся внимание к личностным аспектам профессионального самоопределения. Необходимость выявления сущности, состояния и имеющихся противоречий в профильном обучении в современных условиях предопределила тему данной работы.

Отсутствуют специальные работы, посвященные социологическому анализу состояния и противоречий, которые существуют на начальном этапе реализации принципов профильного обучения. Имеющаяся практика осуществления профильного обучения в рамках университетских комплексах изложена в статьях В. П. Беляева, Н. Т. Березина, А.Г. Бисе-рова, М. М. Козьминой, В. Ю. Козлова, Ю. В. Коновалова, Н. П. Косарева, О. Е. Меркурьевой, Т. Г. Портуновой, А. В. Усачевой и других.

Требуется социологический анализ современной практики внедрения профильного обучения, тех противоречий, которые существуют в организации предпрофильного, профильного образования, готовящего кадры для колледжей и вузов.

Объектом настоящего исследования являются учащиеся профильных классов, студенты, обучающиеся в колледжах, вузах.

Предмет исследования — мнения о роли профильного образования в формировании и развитии профессионального самоопределения учащихся школ и студентов колледжей и вузов.

Целью диссертационного исследования является выявление основных противоречий, характеризующих современный этап внедрения профильного образования в общеобразовательных школах в рамках университетского комплекса.

Задачи:

— уточнить сущность и содержание профессионального самоопределения в современных условиях;

— определить сущность и содержание профильного обучения как формы организации профессионального самоопределения учащихся старших классов;

— исследовать основные противоречия, характеризующие организацию профильного обучения на базе университетского комплекса;

— изучить мнение учащихся старших классов о роли профильного обучения в формировании ориентаций и установок на будущую профессиональную деятельность;

— исследовать влияние обучения в профильных классах на развитие профессиональных ориентаций студентов колледжа и вуза.

Теоретико-методологической основой исследования послужили принципы, сформулированные в рамках парадигм социального конструктивизма, теории детерминации поведения индивидов в обществе, современные концепции саморазвития, самоопределения личности в сфере образования и профессиональной деятельности.

Междисциплинарный анализ проблемы позволил обнаружить эвристические возможности выделенных подходов и сформировать более целостное понимание заявленных в теме диссертации проблем. При изучении противоречий саморазвития, самоопределения в профессиональной деятельности учащихся использовался социально-антропологический подход, когда анализ возникающих ориентаций и установок на будущую трудовую деятельность требовал исследования не только сугубо социальных факторов, но и комплексного подхода к изучению личности.

Эмпирической базой работы послужили результаты комплексного исследования, проведенного автором в период 2003;2006 гг. в г. Екатеринбурге и Свердловской области. При исследовании применялись такие методы, как анкетный опрос, глубинное интервью, контент-анализ тематических сочинений учащихся старших классов. Методом анкетирования было опрошено 550 учащихся старших классов общеобразовательных школ, 360 студентов колледжей и 400 студентов вуза по квотной трехступенчатой выборке в соответствии с типом школ и содержанием профильного обучения.

Методом экспертного опроса была получена оценка состояния современного профильного обучения 19 специалистами в области среднего общего и высшего образования.

Научная новизна работы заключается в применении комплексного социологического анализа при изучении основных противоречий организации профильного обучения в современных условиях в рамках университетского комплекса.

— Уточнено содержание профессионального самоопределения старшеклассников, понимаемое как самостоятельное выявление и развитие способностей личности к определенному типу профессий на основе знаний о содержании, условиях труда, социального заказа на них.

— Определена сущность профильного обучения, понимаемого как организация целенаправленного изучения учащимися под руководством специалистов своих задатков и способностей к определенному типу профессиональной деятельности на базе знаний о требованиях, которые предъявляет она к психофизическому здоровью и социальным качествам работника.

— Определены преимущества осуществления профильного обучения в рамках университетского комплекса, выражающиеся в создании системы непрерывного развития профессиональных ориентаций детей и подростков на определенный тип профессий, что обеспечивает повышение качества обучения в учреждениях начального, среднего специального и высшего профессионального образования и выбор работы по специальности после окончания учебы.

— На материалах социологических исследований выявлены основные противоречия организации профильного обучения, заключающиеся, во-первых, в том, что основное внимание обращается на углубление знаний о содержании профессиональной деятельности, а не на освоение учащимися методов выявления и развития задатков и способностей к ней. Во-вторых, у старшеклассников не формируется целостное представление о социальном заказе на те профессии, которые востребованы в регионе. В-третьих, не рассматриваются проблемы, связанные с условиями труда, его технической оснащенностью, уровнем оплаты, перспективами профессионального и карьерного роста.

— Исследованы те факторы, которые определяют особенности развития профессиональных ориентаций у студентов колледжа и вуза, прошедших подготовку в профильных классах общеобразовательных школ. Студенты колледжа в большей степени ориентированы на приобретение конкретных знаний о той технике, которая используется на производстве, а обучающиеся в вузе в первую очередь заинтересованы в приобретении теоретических знаний, раскрывающих специфику профессиональной деятельности, основы организации труда, управления трудовыми коллективами, перспективы развития отрасли.

— Выявлены особенности изменения профессиональных ориентаций учащихся во время обучения в профильных классах, затем в колледже и после его окончания в вузе. Доказано усиление ориентаций на более полную самореализацию в будущей профессиональной деятельности, на работу по специальности.

— На основе результатов социологических исследований разработаны рекомендации по совершенствованию организации профильного обучения в старших классах общеобразовательных школ.

Научно-практическая значимость работы: в теоретическом аспекте работа представляет ценность как монографическое исследование опыта организации профильного обучения в рамках университетского комплекса, созданного на базе УГГУ. Раскрыты те противоречия, которые существуют в понимании сущности и содержания профессионального самоопределения личности, целей и задач создания профильных классов. В практическом плане значимость работы заключается в исследовании тех противоречий, преодоление которых позволит существенно повысить качество профильного обучения в условиях массового перехода к нему школ России.

Материалы диссертационного исследования могут представлять интерес для руководителей общеобразовательных школ, управленцев, занимающихся организацией университетских комплексов, с целью создания непрерывной системы развития профессиональных ориентаций и установок детей разного возраста.

Материалы исследования могут быть использованы при чтении спецкурсов «Социология образования», «Социология молодежи», «Инновационная деятельность в сфере образования». Кроме того, данные исследования могут найти применение в обучении студентов педагогических вузов, при разработке программ совершенствования профессионального самоопределения личности в системе общего и профессионального образования.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Теоретические положения и практические результаты, содержащиеся в диссертационной работе, нашли свое отражение в выступлениях автора на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях: «Социальные и психологические аспекты профессиональной ориентации и адаптации учащейся молодежи» (Екатеринбург, 2004 г.), «Экологические проблемы промышленных регионов» (Екатеринбург, 2004 г.), «Непрерывное образование: региональный аспект» (Екатеринбург, апрель 2006 г.), «Непрерывное образование: региональный аспект, взаимодействие с работодателем» (Екатеринбург, ноябрь 2006 г.), «Непрерывное образование, взаимодействие с работодателем» (Екатеринбург, апрель 2007 г.). Все основные разделы работы отражены в публикациях автора.

Заключение

.

Отечественное образование вновь находится на этапе серьезного и глубокого реформирования. Его модернизация должна помочь России ответить на вызовы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Именно «социальный заказ» общества и государства будет определять направления развития и изменения системы образования России в первом десятилетии XXI века. Сегодня профессиональная ориентация школьников только начинает переход от старой системы к новой. Актуальной задачей является изменение содержания и направленности мотивации выпускников школ на получение профессионального образования в учреждениях начального, среднего специального и высшего образования.

Во-первых, высшее образование не может рассматриваться как единственно возможное для молодого поколения. У каждого человека есть свои задатки, которые позволяют успешно заниматься, в частности, менее квалифицированным трудом. Современный труд рабочего, техника существенно отличается о того, который был распространен на многих производствах. Престижность труда рабочего определяется его профессиональной успешностью, а не тем общественным мнением, которое в настоящее время существует по поводу статуса этих работников.

При социализме много внимания уделялось формированию высокой оценки в глазах общественности качественного труда рабочих. В наше время этим никто не занимается. В итоге сложилось искаженное представление об обязательности получения высшего образования, независимо от наличия соответствующих задатков и способностей.

Во-вторых, необходимо целенаправленно менять представление о том, что каждый человек может освоить любую профессию. Будто бы нужно только терпение, усердие, добросовестность, а не некие склонности, особые задатки, чтобы достигнуть высоких результатов трудовой деятельности. Должен осуществиться переход от стихийного выбора профессии, рассматриваемой как средство обеспечения жизни, к поиску того вида трудовой деятельности, которая позволит в полной мере проявить имеющиеся задатки и способности личности.

Модернизация российского общества предполагает переход от индустриального общества к информационному, в котором результаты труда, в первую очередь, определяются наличием особых способностей человека к той деятельности, которой он профессионально занимается. Очевидно, что утверждение подобных представлений должно начинаться еще в школе. В этом содержание одного из направлений развития образовательной системы страны.

В России существует мощная и всеохватывающая система общего образования, обеспечивающая высокий общеобразовательный уровень населения, практически поголовную грамотность. Традиционно очень высок уровень фундаментального профессионального образования в области точных и естественных наук, смыкающихся с ними разделов инженерного образования. Вместе с тем успех школьного обучения и последующий жизненный успех детей в огромной степени зависит от выявления и развития их базовых социальных и творческих способностей в возрасте 3−6 лет. В последующем это не может быть компенсировано. Поэтому требуется создание системы раннего выявления и развития склонностей детей к определенному типу профессиональной деятельности. Это позволит последовательно, начиная с раннего возраста, в течение всего периода обучения в школе формировать будущего профессионала. Сейчас школа занимается развитием только общих способностей человека, хотя уже требуется одновременно выявлять и совершенствовать специальные, на базе которых возможен обоснованный выбор будущей профессии.

Низкий уровень финансирования в последние десятилетия общего среднего образования и неэффективность использования ресурсов привели к тому, что все средства расходуются на покрытие текущих издержек в ущерб развитию содержания и повышения качества образования. Сохраняется прежняя ориентация на усредненный подход к обучению и воспитанию, хотя давно ут.

156 вердились преимущества личностно-ориентированного образования. Однако его ценность больше провозглашается в теоретических работах, но очень слабо реализуется на практике. Переход к профильному образованию настоятельно требует использования тех методик обучения, которые позволяют активно выявлять и раскрывать индивидуальность каждого ребенка.

Выбор профессии является сложным и ответственным процессом, в который старшеклассник включается на основе всей совокупности знаний, приобретаемых на предметах специализации. Нужны не только знания о том, что представляет собой определенный тип профессий, а в первую очередь о том, в какой степени индивид готов к освоению предъявляемых профессией требований к работнику. Самопознание становится доминирующим видом учебной деятельности в профильных классах. Однако ознакомление с содержанием примерных программ, реализуемых в настоящее время, показывает, что сохраняется принцип углубленного изучения отдельных школьных предметов, а не своей индивидуальности.

Многие учащиеся рассматривают профильные классы как особую форму довузовской подготовки, позволяющие лучше сдать вступительные экзамены в вуз. Однако с 2009 года все выпускники школ станут сдавать Единый государственный экзамен. Смысл довузовских курсов исчезнет. Потребуется формировать у старшеклассников, а также и самих преподавателей школ, вузов иное представление о смысле и цели профильной подготовки. Как показало наше исследование, решением этой задачи пока занимаются очень мало. В итоге невелика доля тех, кто из старшеклассников сумел за время обучения в профильном классе получить более полное представление о своих способностях.

Также не уделяется должного внимания формированию представлений об условиях работы по определенному типу профессий, возможных заработках, факторах, которые обеспечивают профессиональный и карьерный рост.

Нами выработаны следующие рекомендации, направленные на повышение эффективности организации обучения и воспитания в профильных классах:

1. Федеральному агентству по образованию разработать стандарт организации профильного обучения, определив основное содержание тех знаний и умений, которые получают учащиеся для обоснованного выбора в сфере профессионального самоопределения.

2. Федеральному агентству по образованию разработать стандарт пред-профильного образования, определив направленность тех элективных курсов, которыми обеспечивается формирование у учащихся 9-х классов представлений о содержании различных профилей обучения в старшей школе и способов их реализации.

3. Российской академии образования активизировать работу по созданию разнообразных методик организации самостоятельного изучения учащимися индивидуальных склонностей к разным типам профессиональной деятельности в процессе получения профильного образования.

4. Министерству общего и профессионального образования Свердловской области совместно с УГГУ разработать примерные программы профильного обучения, связанного с потребностями горнодобывающей промышленности региона.

5. Обобщить опыт реализации пилотного проекта организации профессиональной ориентации в рамках образовательного комплекса, созданного на базе УГГУ. Ввести мониторинг формирования и развития ориентаций и установок детей разного возраста, начиная с 4−5 лет, на ведущие профессии горнодобывающей промышленности Урала.

6. Разработать и внедрить программу научного сопровождения системы непрерывного развития профессиональных ориентаций личности, начиная с раннего детства, через систему специального образования и воспитания в детском саду, начальной школе, предпрофильной подготовки, профильных классов, во время учебы в ПТУ, колледже, вузе.

7. Организовать систему выявления особенностей развития ориентаций и установок на профессию у студентов, окончивших профильные классы, сравнивая результаты их учебы с теми, кто не учился в профильных классах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдульханова — Славянская К. А. Деятельность и психология личности. -М., 1991.-187 с.
  2. Абдульханова Славянская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования// Психологический журнал. — 1994. -№ 4.- С. 12−16.
  3. . В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения. -СПб., 2005.-96 с.
  4. О. В. Информационная работа в условиях профильного обучения.-СПб., 2005.-80 с.
  5. Ш. А. Размышления о гуманитарной педагогике. М., 1996.- 136 с.
  6. Антология педагогической мысли России 18 века. М., 1985. — 149 с.
  7. И. П. Подготовка учителя к профильному обучению старшеклассников// Педагогика. 2003. — № 5. — С. 49−55.
  8. Л. К. «Профильное обучение»: опыт, проблемы, пути решения// Школьные технологии. 2003. — № 4. — С. 22−31.
  9. Аспекты модернизации российской школы: Научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования. М., 2001. — 154 с,
  10. Е. Готовимся к профильному обучению// Народное образование. 2004. — № 8. — С. 120−126.
  11. Э. В. Старшеклассники в поле профессионального выбора. -СПб., 2005.-96 с.
  12. Баскаев Р, М. Первый опыт работы по профилям// Школа и производство. 2004. — № 6. — С. 48−49.
  13. Би X. Развитие ребенка. СПб., 2004. — 767 с.
  14. Бим-БадБ. Д. Образование в контексте социализации. М., 1996.-284 с.
  15. В. Техническое образование школьников: довузовская подготовка// Народное образование. 2003. — № 4. — С. 89−92.
  16. В. Перспективы перехода школы на профильное обучение// Воспитание школьников. 2004. — № 7. — С. 2−7.
  17. Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2000. — 192 с.
  18. Е. М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М., 1991.-78 с.
  19. С. Г. Концепция введения профильного обучения (образования) учащихся в старшей ступени. М., 2002. — 99 с.
  20. М. В. Модель профильного пространства//Перемены. -2003. -№ 2.-С. 135−160.
  21. О. Ю. Научно-исследовательская деятельность учащихся и студентов// Образование в современной школе. 2004. — № 11. — С. 4043.
  22. Д. К. Осмысленный подход к овладению профессиональными умениями// Школа и производство. 2004. — № 6. — С. 49−50.
  23. Г. Проблемы функционирования профильных классов// Новые ценности образования. 2005. — № 2 (21). — С. 81−82.
  24. Вуз в системе профильного обучения// Высшее образование в России. -2004.-№ 4.-С. 49−53.
  25. Л. С. Педагогическая психология. М., 2005. — 672 с.
  26. Л. С. Психология развития человека. М., 2005. — 976 с.
  27. Н. В. Разработка и реализация предпрофильного образования в рамках сетевой модели «Школа-вуз»// Школьные технологии. 2004. — № 5. — С. 94−104.
  28. И. В. Диагностические методики предпрофильной подготовки. -СПб., 2006.-176 с.
  29. И. В., Ильина С. П., Ривкина С. В. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки. СПб., 2006. — С. 128.
  30. Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1998. — 142 с.
  31. В. С. Изучение истории: от углубленного к профильному// Профильная школа. 2003. — № 3. — С. 19−23.
  32. Дж. Управление стрессом. СПб., 2004. — 496 с.
  33. В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе// Народное образование. 2002. — № 9. — С. 113−122.
  34. И. Ю. Организация педагогической диагностики в профильном обучении. СПб., 2005. — 128 с.
  35. О. Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении. СПб., 2006. — 352 с.
  36. О. Б., Менг Т. В., Пискунова Е. В. Психолого-педагогические основы выбора профиля обучения. СПб., 2006. — С. 112.
  37. Е. Н. Учет индивидуальных особенностей школьников при подготовке к профильному обучению// Профильная школа. 2003. — № 2.-С. 24−26.
  38. Э. Д. Современная реформа образования в России: исторические предпосылки, теоретические основания, этапы подготовки и реализации. СПб., 1994. — 88 с.
  39. Э. Д. Современная школьная реформа в России. М., 1998. -464 с.
  40. В. И. Социально-гуманитарные проблемы становления глобального общества// Человек и современный мир. М., 2002. — С. 67−75.
  41. Н. В. Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного образования. СПб., 2005. — 160 с.
  42. Д. Профильное обучение: Проблемы и перспективы// Народное образование. 2004.- № 7. — С. 101−107.
  43. Г. Е. Организация профильного обучения в адаптивной школе// Завуч. 2004. — № 5. — С. 110−120.
  44. Д. Мотивация и проблемы в обучении// Народное образование. 2002. — № 9. — С. 123−126.
  45. Т. Б. Дифференциация содержания образования основное средство осуществления профильного обучения// Профильная школа. -2003. — № 1. — С. 32−34.
  46. Т. Б., Филатова Л. О. Дифференциация содержания обучения в старшей школе как условие эффективной преемственности общего и профессионального образования// Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. — № 5. — С. 26—29.
  47. Н. И. Модели профильного обучения// Профильная школа. 2003.-№ 2.-С. 39.
  48. Н.И. Профильное обучение: проблемы и решения. -Псков, 2003. 65 с.
  49. В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М., 1994. -33 с.
  50. А., Соловьев О. Реальная школа: образование наряду с профессией //Народное образование. 2002. — № 10. — С. 145−150.
  51. Н. Как подготовить школу к профильному обучению// Народное образование. 2003. — № 7. — С. 106−114.
  52. Е. А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону, 1996. 509 с.
  53. Е. А. Путь в профессионализм. М., 2003. — 318 с.
  54. Е. А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1994.-344 с.
  55. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1997. -335 с.
  56. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. — 383 с.
  57. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. — № 1. ~ С. 3−16.
  58. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования// Директор школы. 2002. — № 8. — С. 119−136.
  59. О. Школа профиль// Обучение в России. — 2004. — № 7/8. -С. 20−21.
  60. Ю. А. Актуальные вопросы организации научно-исследовательской работы в профильной школе// Методист. 2003. -№ 3. — С. 49−50.
  61. Критерии готовности учащихся к профессиональному самоопределению/ Под ред. С. Н. Чистяковой. М., 1998. — 87 с.
  62. Н. Б. На каком фундаменте возводить профильную школу? // Новые ценности образования. 2005. — № 1(20). — С. 3−4.
  63. О. Н. Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе. СПб., 2005. — 112 с.
  64. . Профильное образование: региональный подход// Народное образование. 2002. — № 2. — С. 61−67.
  65. А. А., Пинский А. А., Рыжаков М. В., Филатова JI. О. Структура и принципы формирования содержания профильного обучения на старшей ступени. М., 2003. — 224 с.
  66. А. В. Организация профильного образования в гимназии// Школьные технологии. 2004. — № 3. — С. 64−66.
  67. В. С. Системное развитие школы. М., 2003. — 304 с.
  68. Е. Профильное обучение: новые ресурсы и возможности// Учитель. 2004. -№ 1С. 58−61.
  69. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304 с.
  70. П. С. Инженер третьего тысячелетия: Методическое пособие для профессионального самоопределения. М., 2005. — 304 с.
  71. П. С. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней общеобразовательной школы// Школьные технологии.2003.- № 4.-С. 50−62.
  72. П. С. Проблемы проектирования профильного образования старших школьников// Инновации в высшей технической школе России. Вып. 2. Современные технологии в инженерном образовании. М., 2002.-С. 461−472.
  73. П. С. Профильное образование: взаимодействие противоположностей// Школьные технологии. 2002. — № 6. — С. 75−81.
  74. В. Т. Облик современного студента. Л.: ЛГУ, 1981. — 184 с.
  75. Д. Социальная психология. СПб., 2005. — 794 с.
  76. Н. Развитие мотивации к профильному обучению с использованием элементов профессиональной ориентации// Учитель.2004.-№ 2.-С. 13−17.
  77. А. В. Методики формирования у школьников навыков самоопределения. Екатеринбург, 2006. -182 с.
  78. А. В. Педагогика саморазвития. Екатеринбург, 2001.1. С. 321
  79. А. В. Самоопределение в сфере образования и профессиональной деятельности: примерная программа для YIII-IX классов. М., 2006.-34 с.
  80. О. Е. Проблемы формирования готовности личности к профессиональному выбору в современных условиях непрерывного образования// Непрерывное образование: региональный аспект, взаимодействие с работодателем. Екатеринбург, 2006. — С. 101−102.
  81. С. Психология развития: методы исследования. СПб., 2002. -464 с.
  82. JI. М. Психология развития конкурентоспособной личности. -М., 2002. 400 с.
  83. Т. Г. Самоопределение учащихся в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения// Новые ценности образования. -2005.-№ 1 (20).-С. 29−40.
  84. Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов./ Под. ред. Проф. В. В. Лаптева, проф. А. П. Тряпицыной. СПб., 2002.-112 с.
  85. Народное образование на Урале в XYIII начале XX в. — Свердловск, 1990. -144 с.
  86. Н. В. Профильное обучение старшеклассников новая педагогическая стратегия российской школы// Директор школы. — 2004. -№ 10.-С. 49−58.
  87. Непрерывное образование: региональный аспект: Из опыта работы. -Екатеринбург, 2006. 107 с.
  88. Непрерывное образование: региональный аспект: Коллективная монография/ Под ред. Н. П. Косарева. Екатеринбург, 2006. — 373 с.
  89. Непрерывное образование: региональный аспект: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции/ Под ред. Н. П. Косарева. Екатеринбург, 2006. — 431 с.
  90. Непрерывное образование: региональный аспект: Сб. стихов начинающих поэтов. Екатеринбург, 2006. — 101 с.
  91. Непрерывное образование: региональный аспект: Сб. творческих работ учащихся. Екатеринбург, 2006. — 136 с.
  92. В. Я., Добреньков В. И. Четыре волны в системе российского образования// Человек и современный мир. М., 2002. — С. 78−85.
  93. Н. В. Горнозаводские школы Урала. М., 1956. — 206 с.
  94. Н. В. Школы при горных заводах Урала впервой половине 18-го столетия. К истории профессионального образования в России. М, 1944.-118 с.
  95. Н. Н. Самоопределение личности как социокультурный феномен// Новые ценности образования. 2005. — № 2 (21). — С. 16−27.
  96. А. М. Перспективы создания системы непрерывного профессионального образования// Специалист. 1998. — № 1. — С. 2−8.
  97. С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995.-928 с.
  98. В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. JI, Г. Кашкуре-вича, Н. Г. Горина. М., 1990. — 381 с.
  99. JI. Н. Профильное обучение как ведущая форма довузовской предпрофессиональной подготовки студентов// Дополнительное образование. -2005. № 2. — С. 10−13.
  100. В. О., Кох И. А. Профессионально-ценностные ориентации современной молодежи// Человек. Культура. Управление: Сб. научных статей. Екатеринбург, 2004. — С. 133−144.
  101. Т. JI. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. М., 2005. — 128 с.
  102. Пан С. Профильное обучение: модель управления// Директор школы. -2004.-№ 5.-С. 19−24.
  103. С. А. Образовательная среда профильного обучения. СПб., 2006.-96 с.
  104. Е. Я., Стефанова Е. С. и др. Профильное обучение и социализация личности// Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. -№ 5.-С. 42−46.
  105. Предпрофильная подготовка: начало эксперимента/ Под ред. А. А. Пинского. М., 2004. — 312 с.
  106. Профильное обучения в школе: Вопросы организации и содержания. -М., 2004. 208 с.
  107. Профильное обучение и новые условия подготовки./ С. Н. Чистякова, П. С. Лернер и др// Школьные технологии. 2002. — № 1. — С. 101−108.
  108. Н. С. Методы активизации профессионального самоопределения. Воронеж, 1997. — 80 с.
  109. Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., Воронеж, 1996. 256 с.
  110. Психолого-педагогическое и медико-биологическое обеспечение профильного обучения/О. А. Никифорова и др.// Валеология. 2004. -№ 4.-С. 45−48.
  111. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. М., 2002. -396 с.
  112. Развитие общего и профессионального образования на Урале. Пермь, 1981.-87 с.
  113. А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика.-СПб., 2006.-479 с.
  114. А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология.-СПб., 1999.-416 с.
  115. Региональный (национально-региональный) компонент государственного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) образования Свердловской области// Вестник регионального образования. 2006. — № 1. — С. 6−71.
  116. Г. В. Отбор в профильные классы. М., 2005.- 124 с.
  117. X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994. — 319 с.
  118. Н. Ф. Профориентация в новый вектор// Первое сентября. -2006. № 2.
  119. С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2006. — 713 с.
  120. В. Ф. Психология самоопределения личности. Свердловск, 1986. -142 с.
  121. И. С. Руководителю образования о введении профильного обучения. М., 2006. — 136 с.
  122. Е. Е. На пути к выбору профессии. СПб., 2003. — 176 с.
  123. Социальные и психологические аспекты профессиональной ориентации молодежи// Материалы Российской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2000. — 145 с.
  124. Справочник по первичной профессиональной ориентации. Екатеринбург, 2000. -115 с.
  125. М. В. Учебно- исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. СПб., 2006. — 96 с.
  126. В. В. Наука и техника как глобальный выбор нового времени// Человек. Культура. Управление: Сб. научных статей. Екатеринбург, 2004.-С. 22−42.
  127. Т. С. Составляющие предпрофильной подготовки// Директор школы. 2004. — № 8. — С. 66−70.
  128. Н. В. Профильное образование и запросы жизни// Среднее профессиональное образование. 2004. — № 11. — С. 40−42.
  129. Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8−9 классов общеобразовательных учреждений./Под ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. -М., 2003.-159 с.
  130. Теория и практика организации предпрофильной подготовки. М., 2003.-110 с.
  131. Ф., Федоров С. Возможно ли непрерывное профессиональное образование?// Народное образование. 2002. — № 5. — С. 110−114.
  132. Уральская горная страна: Методические разработки воспитателей детских садов г. Качканара. Екатеринбург, 2006. -146 с.
  133. Е. И., Ясюкевич М. В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. М., 2004. — 96 с.
  134. В. И. Структурно-функциональная модель непрерывного многоуровнего профессионального образования// Непрерывное образование: региональный аспект, взаимодействие с работодателем. Екатеринбург, 2006. — С. 131−138.
  135. А. А. Организация психолого-педагогической поддержки учащихся в условиях предпрофильной и профильной подготовки// Новые ценности образования. 2005. — № 1 (20). — С. 17−23.
  136. В. В. Очерк истории горного образования на Урале// Непрерывное образование: региональный аспект: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции/ Под ред. Н. П. Косарева -Екатеринбург, 2006. С. 5−21.
  137. JI. О. Преемственность общего среднего и вузовского образования// Педагогика. 2004. — № 8. — С. 63−68.
  138. В. Человек в поисках смысла. М., 1990. — 366 с.
  139. Н. Р. Взаимосвязь профессионального и личностного самоопределения. М., 2000. — С. 142.
  140. ., Олсон М. Теория научения. СПб., 2004.- 474 с.
  141. С. Ф., Тараненко Н. Д. Управление современной школой. Профильное обучение: новые подходы. Ростов -н/Д, 2004. — 160 с.
  142. JI. В. Реализация идеи непрерывного образования через интеграцию разных уровней образования// Непрерывное образование: региональный аспект: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2006. — С. 91−9 с.
  143. И. А. Основные факторы, влияющие на выбор студентами обучения в Уральском государственном горном университете// Непрерывное образование: региональный аспект, взаимодействие с работодателями. Екатеринбург, 2006. — С. 48−53.
  144. Л., Зиглер Д. Теория личности (Основные положения, исследования и применение). СПб., 1999. — 608 с.
  145. О. А. Научно-исследовательская деятельность учащихся как фактор их профессионального самоопределения// Новые ценности образования. 2005. — № 1 (20). — С. 52−54.
  146. А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М., 2004. — 96 с.
  147. С. Н. и др. Интересы и склонности подростков основа профильного обучения (концептуальные подходы)// Новые ценности образования. — 2005. — № 1(20). — С. 5−16.
  148. С. Н. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения школьников. М., 2004. — 112 с.
  149. С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. М., 2005. — 123 с.
  150. С. Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения// Педагогика. 2005. — № 1. — С. 19−26.
  151. С. Н. Профессиональная ориентация школьников в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения// Дополнительное образование. 2004. — № 11. — С. 8−11.
  152. С. Н. Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования. М., 2003. — 98 с.
  153. П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., 1971. — 96 с.
  154. Д. Дети и подростки: психология развития. СПб., 2003. — 450 с.
  155. Н. А. Явные и скрытые проблемы профилизации// Директор школы. 2005. 1.-С. 42−48.
  156. Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы. М., 2003. — 26 с.
Заполнить форму текущей работой