Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Государственная политика в области высшего педагогического образования в условиях становления новой России: 1990-2000 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особый интерес к теме исследования связан с ее дискуссионностью, переосмыслением ряда сложившихся в науке представлений о роли государственной политики в области высшего педагогического образования, а также о результатах проводимых мероприятий в стране в целом в 90-х годах XX века. Весь комплекс Березовский А. П. История становления и развития негосударственной высшей школы России: 90-е годы XX… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ НОВОЙ РОССИИ
    • 1. 1. Объективная необходимость перестройки педагогического образования
    • 1. 2. Развитие и укрепление материально-технической базы
  • ГЛАВА II. НАУЧНО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ УНИВЕРСИТЕТОВ И
  • ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 2. 1. Подготовка специалистов высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру
    • 2. 2. Профессорско-преподавательские кадры педвузов
    • 2. 3. Активизация научно-исследовательской работы
  • ГЛАВА III. ПЕРЕСТРОЙКА СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ УЧЕБНО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
    • 3. 1. Реформирование содержания высшего педагогического образования
    • 3. 2. Основные проблемы воспитания студентов

Государственная политика в области высшего педагогического образования в условиях становления новой России: 1990-2000 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

Сложные социально-политические и экономические процессы конца 80-хначала 90-х гг. ХХ в. — распад СССР, суверенизация союзных республик, начало демократических преобразований общества, отказ от монополии коммунистической идеологии, приватизация, передел собственности — привели к смене политической и экономической модели развития России. Конец 1991 г. стал годом рождения новой, демократической России.

В новых условиях назрела проблема комплексной структурной перестройки образовательной системы в целом и системы высшего педагогического образования в особенности, где все сильнее проявлялось отставание от потребностей страны, ставшей на путь экономических реформ. Однако экономические реформы, предпринятые в этот период, не имели достаточно обоснованной научной и законодательной базы и, в конечном счете, привели к сокращению производства, что вызвало ликвидацию отдельных предприятий, рост безработицы и другие негативные явления в экономике России. Следствием этого стали существенные нарушения в функционировании рынка труда, а с ними и системы высшего педагогического образования. Возникла необходимость не столько определения ее педагогических перспектив, сколько стабилизации и активной социальной и экономической защиты. Как писал Э-Д. Днепров, «запущенный в январе 1992 г. маховик рыночных реформ резко обострил ситуацию в образовании, сменив на время задачи стабилизации и развития образовательной системы драматической задачей выживания».1.

Важнейшей предпосылкой развития высшего педагогического образования в новых условиях должно было стать принятие концептуальных решений в области образовательной политики России. Однако разработка концепции профессионального образования для новой России затянулась почти на десятилетие. Выработка образовательной политики прошла целый ряд этапов, причем в качестве основных можно выделить: 1) идеологический, или философско-методологический (1990 — 1991 гг.) — 2) технологический (1992 — 1996 гг.) и 3) инновационный (1997 -2000 гг.). В основание выделения этапов были положены те или иные нормативные акты. Первый этап реформирования системы образования был связан с провозглашением в 1990 г. декларации о государственном суверенитете России. Это стало отправным пунктом большой законотворческой работы, целью которой являлись коренные преобразования в политической, социальной и экономической жизни страны. По этой причине первый указ Президента России, принятый в 1991 г., был посвящен решению актуальных задач, стоящих перед образовательной системой РФ.

Второй этап был связан с принятием в 1992 г. закона «Об образовании», с которого началась разработка нормативных документов и реализация конкретных мероприятий по реформированию высшего педагогического образования в соответствии с новыми условиями и требованиями. Этот этап выделен также на основе обновления в 1996 г. закона «Об образовании», в который были внесены изменения и поправки, в результате чего изменилось управление системой образования. Еще одним из оснований выделения этого этапа можно считать принятие Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Третий этап начался в сентябре 1997 г., когда Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии принял решение о целесообразности разработки Национальной доктрины развития образования РФ. Параллельно с разработкой доктрины, шло обсуждение Федеральной программы развития образования, которая стала организационной основой государственной политики в области образования.

В марте 1991 г. состоялось Всероссийское совещание работников образования, которое приняло «Программу стабилизации и развития российского образования в переходный период"1. В нём значительное место было отведено анализу проблем и поиску механизмов более эффективного функционирования высшего профессионального образования в условиях рыночной экономики.

Длительная подготовка основополагающих документов, определяющих государственно-правовые основы развития образовательной системы в новых социально-экономических условиях России была завершена принятием в июле 1992 г. Закона РФ «Об образовании» .

Документом, определяющим стратегию и тактику практической реализации Закона, стала «Программа реформирования и развития системы образования РФ в условиях углубления социально-экономических реформ», 3 одобренная Правительством в августе 1992 г. Она ставила задачу стимулировать «этот процесс в ходе рыночных преобразований, и придать ему целенаправленный, планомерный характер. '.

Первое и главное, что пытались решить авторы программы, это изменить цели, характер деятельности, социально-педагогический облик системы высшего образования в целом и педагогических вузов в частности.

Однако за последние годы в российском обществе были проведены радикальные преобразования, которые привели к глубоким изменениям в экономической, политической, социальной, культурной областях, в том числе и в сфере высшего педагогического образования.

Разработка новых подходов в этой области осуществлялась на основе преемственности этапов становления и развития всего отечественного высшего образования в России. Изучение его истории позволит выявить наиболее существенные достижения и недостатки, обозначить приоритеты в реализации новой концепции образования России, в особенности его высшего педагогического звена.

1 Программа стабилизации развития российского образования в переходный период // Вестник образования. -1991.-№ 10.

2 Закон РФ «Об образовании» // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. — 1992. — № 30.

3 Программа реформирования и развития системы образования РФ в условиях углубления социально-экономических реформ // Сборник нормативных документов. — М.: Изд-во «Республика», 1992.

Министр образования РФ В. М. Филиппов в своем выступлении отметил: «Российское общество, получив даже относительную политическую и экономическую стабильность, смогло приступить к активному поиску выхода страны из кризисной ситуации, в которой оказалась на финише XX века. Вполне логично обращен взгляд на образовательную сферу, которая для многих развитых стран была и остается стратегической точкой роста, ибо создает самое эффективное „вещество“ любого прогресса, самый мощный инвестиционный ресурс — челове-. ческий потенциал».1.

В этой связи представляется актуальным анализ государственной политики России в области высшего педагогического образования в 1990 — 2000 гг.

Термин «государственная политика в области образования» или просто «образовательная политика» прочно занял свое место в лексиконе российской общественности лишь в 70 — 80-х гг. XX века, когда с особой глубиной начала осознаваться роль образования как важнейшего фактора экономического роста и как сферы требующей особого внимания и заботы на общегосударственном уровне. Эти годы характеризуются «информационным взрывом» — бурным развитием естественных ц фундаментальных наук. Быстрое обновление знаний, интеграция научных дисциплин, возникновение новых, быстро развивающихся областей на стыках наук принципиально изменили требования к образованию, его роли и места в государстве и обществе.

Поэтому «государственная политика в области образования» — это направляющая и регулирующая деятельность государства в сфере образования, которая реализуется посредствам законов, указов, постановлений Правительства, общегосударственных и международных программ, а также путем вовлечения в процесс реализации этой политики всех заинтересованных слоев общества (обучающиеся, их родители, педагоги) и т. д.

1 Филиппов В. М. Высшая школа России перед вызовом XXI века // Высшее образование в России. — 2001. С .5.

Объектом исследования является система высшего педагогического образования Российской Федерации.

Предметом исследования является государственная политика в области высшего педагогического образования в условиях изменения общественно-политического строя и изменения структуры высшей педагогической школы.

Хронологические рамки исследования охватывают последнее десятилетие минувшего века (1990 — 2000 гг.), связанное с процессом разработки концептуальных и правовых основ политики правительства России, нового социально-политического строя, становления правового государства и гражданского общества.

Состояние научной разработки проблемы.

На рубеже 80 — 90-х гг. XX в. в отечественной историографии происходит сложный процесс смены методологических парадигм: отказ от формационного и переход к цивилизационному, структурно-функциональному и другим подходам. Методологический плюрализм позволил вскрыть многие проблемы истории высшей школы, в частности педагогического звена, которые ранее искажались или замалчивались.

В постсоветский период ряд работ по истории высшей школы подготовил НИИ ВО Минобразования РФ.1 Кроме того, В. А. Садовничий, В. В. Белокуров, В. Г. Сушко, Е. В. Шикин, B. Hv Жуков, В. А. Шаповалов и другие ученые опубликовали ряд работ по философии образования, новым концептуальным подходам к работе высшей школы, проблемам и перспективам ее развития. Новый этап развития системы образования, обусловил возникновение современной историографии, в том числе и непосредственно по вопросам образования и воспитания.

Образование 90-х годов XX века, шедшее в своем развитии по иному, отличному от прежних десятилетий руслу, только теперь, вооружив ученых-историков.

1 Материалы к энциклопедическому словарю по истории высшего образования в России. — М.: Изд-во «Республи ка», 1995. новой методологией и новым запасом эмпирических данных, начинает анализироваться более глубоко и фундаментально.

Первой работой общероссийского масштаба, затрагивающей тему российского образования в 90-е годы, можно назвать работу «История образования и педагогической мысли» В. Г. Пряниковой и З. И. Равкина.1 Авторы дают оценку процессам, которые еще не завершены, событиям, последствия которых еще не выявились. В работе анализируется попытки внести корректировки в структуру образовательной системы России в 1988;1991 гг., рассматриваются первые итоги реформ, которые нашли отражение в российском законе «Об образовании» (1992 г.), а также показываются первые итоги выполнения этого закона.

Серьезным достоинством книги является наличие в ней библиографии с выделением антологии сочинений видных отечественных педагогов, коллективных обобщающих работ, индивидуальных монографий по истории педагогики, библиографических указателей. При этом главный акцент делается на педагогические, а несоциально-политические аспекты, преобладает анализ педагогической мысли, педагогического опыта. Проблемы функционирования образования как системы, как совокупности государственных образовательных учреждений и организаций, однако, остаются у педагогов на втором плане. Это особенно ощутимо когда обращаешься к проблемам системного реформирования высшего образования.

В разработке названной проблематики несомненное лидерство принадлежит Э. Д. Днепрову, издавшему книги «Четвертая школьная реформа в России» и «Школьная реформа между „вчера“ и „завтра“». В 1990 — 1992 гг. он был министром образования РФ и основным разработчиком закона «Об образовании». В этих монографиях Э. Д. Днепров высоко оценивает роль образования в реформировании России и обобщает первый опыт функционирования Минобразования в.

1 Пряникова В. Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли. — М.: Изд-во «Новая школа», 1995. — С.76. начале перестройки.1 Он пишет, «что сфера образования — это сфера стратегических интересов России», 2 и вряд ли кто ему может возразить, потому что, это подтверждается опытом развития отечественного образования в 90-е годы XX века.

Среди других публикаций, доминируют работыученых РАО. Работы Г. Б. Корнетова, Б. С. Гершунского, Н. Н. Пахомова, В. Б. Миронова, В. Д. Шадрикова и А. А. Пинского.3 Они описывают критическую ситуацию и отсутствие ясной государственной политики в развитии образования как важнейшей «отрасли общественного развития». Изданы труды видных деятелей российского просвещения, вузовских педагогов и ученых в которых отражены процессы, происходящие в отечественной школе 90-х годов. Названные публикации охватывают историко-образовательную проблематику преимущественно в федеральном аспекте.

Общественности представлено фундаментальное издание президента Фонда развития инновационных технологий Я. М. Нейматова, рассматривающего российский опыт развития образования в контексте зарождающихся тенденций начавшегося XXI века.4.

Показателем творческой активности ученых и педагогов всегда были публикации статей в научной и педагогической периодической печати. Среди статей по проблемам истории образования в России 90-х годов хотелось бы выделить те, в которых раскрывается роль школы всех уровней и видов на рубеже XXI века.

1 Днепров Э. Д. Четвертая школьная реформа в России. — М.: Изд-во «Интерпракс», 1994. — с.26.

2 Днепров Э. Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». — М.: Изд-во ИОП Междун. ассоц .развития и интеграция образовательной системы, 1996. -С.14.

3 Корнетов Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко-педагогического процесса. — М.: Изд-во «ИТПИМИО», 1994. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. — М.: Изд-во «ИТПИМИО», 1998; Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированной образовательной концепции). — М.: Изд-во «Совершенство», 1997; Пахомов Н. Н. Философия образования для XXI века. М.: Изд-во «Исследовательский центр по проблемам управления», 1999; Миронов В. Б. Век образования. — М.: Изд-во «Педагогика», 1990; Шадриков В. Д. Философия образования и образовательная политика. — М.: Изд-во «ЛОГОС», 1993; Пинский А. А. К новой парадигме в образовании. — М.: Изд-во «Частная школа», 1996.

4 Нейматов Я. М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. — М.: Изд-во «Алгоритм», 2002.

Это «Образование и национальная безопасность России» И. Болотина и.

1 9.

Б.Митина, «Человек, культура и образование в кризисном социуме» JI. Чуевой, «Принципы демократизации профессионального образования» A.M. Новикова.3.

Заслуживает внимания, на наш взгляд, статья Г. Б. Корнетова в научном сборнике Университета Российской академии образования.4 Автор пытается разрешить споры о соотношении понятий педагогики, образования, воспитания и обучения, приводя их в соответствие с Законом «Об образовании» (1992 г., новая редакция 1996 г.), который именно образование рассматривает в качестве наиболее общей педагогической категории и трактует его как целенаправленный организованный процесс воспитания и обучения.

Особого внимания заслуживают работы О. Н. Смолина, 5 крупного ученого, заместителя председателя комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке. В них рассматривается государственная образовательная политика в контексте радикальной трансформации социума в РФ, но только в более общих социально-политических и правовых изменениях. Работы О. Н. Смолина представляются нам основательными, глубокими и составляющими по своей сути философско-методологический фундамент исследований.

Принципиально важным видом документов по истории образования 90-х годов являлись послания Президента Федеральному собранию, 6 в президентских посланиях Б. Н. Ельцина выдвигались требования обеспечить соответствие перемен осуществляемых в высшей школе, общему курсу реформ. Указывалось на устаревшую структуру оставшейся от СССР системы образования, «моральный из.

1 Высшее образование в России. — 1997. -№ 1.

2 Alma Mater. — 1997. — № 4.

3 Педагогика. — 2000. — № 1.

4 Корнетов Г. Б. Феномен образования и его педагогическая интерпретация // Университет РАО. Труды кафедры Педагогики истории образования и педагогической антропологии: Теория и история педагогики. — М.: Изд-во «Университет РАО», 2001. Вып.3.-С.21.

5 Смолин О. Н. Образование. Революция. Закон: проблемы законодательного обеспечения Российской государственной образовательной политики 90-х гг. М.: Изд-во ИПТК «ЛОГОС». ВОС, 1999.

Он же. Три трагедии российской демократии: систематизированный сборник. — М.: Изд-во ИПТК «ЛОГОС». ВОС, 1999.

6 Послание Президента РФ Федеральному Собранию «Об управлении российским государством. Основные направления внутренней и внешней политики». — М.: Изд-во «Политика», 1994. — С.21. нос" учебных программ, которые вели к тиражированию кадров не востребуемых на рынке труда.

В посланиях Президента В. В. Путина ставятся вопросы о том, как развязать гордиевы узлы проблем в образовании.1 И хотя по времени эти вопросы относятся к третьему тысячелетию и вроде бы выходят за пределы 90-х годов, определяющих хронологические рамки нашего исследования, они помогают предвидеть контуры образовательной политики в изучаемый нами период.

Проблемы высшего педагогического образования и кадрового потенциала педагогических вузов довольно активно разрабатывались в рамках общих исследований проблем высшей школы. Результаты этих исследований широко использовались в практике построения новой отечественной системы образования. К этой группе авторов необходимо отнести Б. М. Смирнова, В. И. Шкатуллу, В. Е. Шушкунова и других.2.

В работах В. А. Бордовского, И. В. Васениной, Н.Д. Сорокиной3 посвященных кадровым нововведениям, в вузах, рассматривались такие принципиальные моменты работы, как современная кадровая инноватика, мотивация интеллектуальной деятельности и методы научно-образовательной работы.

Анализируя эволюцию концептуальных воззрений современных исследователей, нужно отметить, что первоначально авторы пытались главным образом выяснить влияние перестройки на повышение эффективности образования и становление образовательного комплекса страны в целом.

Успешное становление высшей школы в современных условиях непосредственно связано с ее главным стратегическим направлением — подготовкой научно-педагогических кадров. Значительную теоретическую базу для решения проблем.

1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию «О положение в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства. — М.: Изд-во «Государственная Дума», 2000. — С.37.

2 Смирнов Б. М. Кадровые нововведения. — М.: Изд-во ЛА «Варяг», 1996; Шкатулла В. И. Образовательное доказательство: теоретические и практические проблемы. — М.: «Издательский центр проблем качества подготовки специалистов», 1997; Шушкунов B.C. От сознания парадигм к образовательной практике. Развитие образования на пороге XXI века: Сборник научных сообщений. — М.: Изд-во МАН ВШ, 1995.

3 Бордовский В. А. Инновационные процессы в современной системе высшего педагогического образования: Монография / РГУ им. А. М. Герцена. СПб: Изд-во РГПУ, 1998; Васенина И. В., Сорокина Н. Д. Кадровый потенциал вузов в условиях реформирования высшей школы, — М.- Изд-во МГПУ, 1993. подготовки научно-педагогических кадров к преподавательской деятельности создали многие отечественные исследователи: В. А. Сластенин, З. Ф. Есарева, А.И.Щербаков1. Они отмечали, что от их научной квалификации, профессионально-научной компетентности педагогов высшей школы зависит формирование нового поколения специалистов с высоким уровнем общей профессиональной культуры, интеллектуального развития, мобильных и конкурентоспособных.

После смены прежней общественно-политической системы, воспитание, которое ранее именовалось «коммунистическое», было отодвинуто на второй план. Сегодня это явление критически рассматривается многими учеными, предлагают новые концепции и модели воспитания в современных условиях, учитывающие, с одной стороны, рыночную систему отношений, с другой — необходимость воспитания молодого человека в духе патриотизма, других установок гражданского демократического общества.

Достаточно большой интерес в этом отношении вызывают работы Е.В. Бон-даревской, Л. П. Буевой, А. С. Запесоцкого.2 Анализ показывает, что воспитание рассматривается этими исследователями как общественное явление, как воспитательный процесс. Воспитание характеризуется особенностями генезиса, категориальным содержанием, функциональным и формальным своеобразием в зависимости от этапа общественно-исторического развития обществаоно тесно связано с такими формами общественного сознания, как политика, мораль, право, наука, искусство.

Плодом сотрудничества ученых Российской академии образования, МГУ, Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей социально-гуманитарных дисциплин, межвузовской проблемной группы «Философия образования», Международной академии педагогического образования и фонда.

1 Сластенин В. А. Формирование личности учителя современной школы в процессе профессиональной подготовки. — М.: Изд-во «Педагогика», 1990.

2 Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина. Человека культуры и нравственности. — Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ.1995. Буева Л. П. Человек, культура и образование в кризисном социуме. — М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1998., Запесоцкий А. С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. — СПб.: Изд-во ИГУП, 1996.

Новое тысячелетие" явился фундаментальный сборник статей, тематически охватывающий основные вопросы образования, включая и его историю.1.

Социально-экономические реалии постсоветского времени выявили и обострили кризис образования вообще и педагогического образования, в частности. Исходя из этого анализ истории и перспектив развития высшего педагогического образования нужно вести в контексте не только проблем реформирования самой школы, но и изменения отношений между сферой образования и всеми другими социальными институтами общества и государства.

Работа по реформированию педагогического образования осуществлялась в условиях смены основных приоритетов образовательной политики государства, закрепленных в принятом в 1992 г. Законе РФ «Об образовании»: деполитизация образования как одно их важных условий перехода от тоталитарного к гражданскому обществудецентрализация и регионализация управления и финансирования, диверсификации образовательных учреждений и образовательных программам.

Составной частью реформирования высшего педагогического образования стало изменение его содержания в соответствии с современной социокультурной ситуаций. Принятие Государственных образовательных стандартов (ГОС) РФ в 1994 — 96 г. г. законодательно закрепило многоступенчатую подготовку педагогических кадров, начатую рядом педагогических вузов с 1992 года в порядке эксперимента. Как отмечают А. В. Суханов и Х. Г. Тхагапсоев стандарты должны давать норму образованности и эта норма должна иметь четкие контуры педагогической деятельности. Они отмечают, что в сложившейся практике подготовки педагогов высшей школы проявились ряд проблем. С одной стороны, есть государственный образовательный стандарт, но нет конкретики в содержании подготовки преподавателя вуза. С другой стороны, высшая школа должна готовить специали.

1 Философия образования: Сборник научных статей. — М.: Изд-во «Университет РАО», 1996.

2 Суханов А. В. Концепция фундаментализации высшего образования и ее отражение в ГОСАХ. // Высшее образования в России, 1996. — № 3. Тхагапсоев Х. Г. Учитель и культура: проблемы подготовки педагогических кадров. // Педагогика, 1998.-№ 1. ста будущего, но в существующих стандартах нет перспективных пунктов, отражающих прогностические требования к деятельности преподавателя вуза.

Сложившаяся в России социально-экономическая ситуация, новые педагогические идеи, зарубежный опыт показали, что необходимы переход к непрерывному образованию и многоуровневой системе высшего образования, предоставление t каждому члену общества образовательных услуг, позволяющих ему выбирать индивидуальную траекторию получения образования, соответствующую его запросам и социальным ориентациям уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки преподавателей.

Историографический анализ показывает, что исследование исторического плана, защищенных диссертаций по нашему периоду пока очень мало. Как нам представляется, это связано с необходимостью коренного пересмотра целого ряда идейных позиций. В последние годы появились диссертации А. П. Березовского, И. Ю. Костюченко, M.JI. Михайловой, Т. А. Панковой.1 Однако в подавляющем большинстве эти работы не обобщающего характера, в них не представлено осмысление основных направлений образовательной политики в целом: они посвящены отдельным вопросам образования в исследуемый период. Кроме того в названных диссертационных исследованиях отсутствуют объективный анализ проблем образования, что в определенной степени затрудняет обосновывать точку зрения каждого автора. и.

Особый интерес к теме исследования связан с ее дискуссионностью, переосмыслением ряда сложившихся в науке представлений о роли государственной политики в области высшего педагогического образования, а также о результатах проводимых мероприятий в стране в целом в 90-х годах XX века. Весь комплекс Березовский А. П. История становления и развития негосударственной высшей школы России: 90-е годы XX века. Автореф.дисс.на соиск.уч.ст.канд.ист.наук. — М., 2000; Костюченко И. Ю. История. Опыт разработки и реализации государственной политики СССР и РФ в сфере народного образования в второй половине XX века. Автореф.дисс.на соиск.уч.ст.докт.ист.наук. Михайлова М. Л. Система высшего образования в РФ: проблемы реформирования. Автореф.дисс.на соиск. уч.ст.канд.социол.наук. — М., 1999; Панкова Т. А. Реформирование системы образования в России 90-х годов: Социальные аспекты управления. Автореф.дисс.на соиск. уч.ст.канд.социол.наукМ., 1999. источников, привлеченных для работы над диссертацией, можно подразделить на 5 основных групп.

Первую группу составили правовые источники. Центральное место среди них занимают нормативные и законодательные акты. Это, прежде всего: Указ № 1 Президента РФ «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» от 11 июня 1991,' Федеральный закон «Об образовании», Федеральный закон «О Л внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании"3 и, наконец, Национальная доктрина образования в РФ.4 Анализ нормативно-правовой базы высшей школы позволил охарактеризовать законотворческую деятельность правительства в сфере высшего педагогического образования.

Представление о состоянии дел в системе образования, проблемах, постановке конкретных задач дают представления сборники документов и отдельные нормативные акты, издаваемые правительством и федеральным министерством образования.5 Данные материалы помогли в процессе анализа российского высшего педагогического образования, выявить направления его развития, позволили оценить степень эффективности принимаемых мер, определить стимулирующие и тормозящие факторы в развитии высшего педагогического образования, отразившиеся на темпах реформы и ее результатах.

Ценным дополнением к делопроизводственным материалам являются ежегодные отчеты Научно-исследовательского института высшего образования (НИИ ВО), регулярно поступавшие в Министерство образования. Эти отчеты содержат.

1 Указ № 1 Президента РСФСР «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» от 11 июня 1991 г. // Учительская газета. — 1991. 16−22 июля.

2 Закон Российской Федерации «Об образовании» // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. — 1992. — № 30- «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании». Федеральный закон. -М., 1996.

3 Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании. // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 35, — Ст. 4135.

4 Национальная доктрина образования: Утверждена становлением Правительства РФ от 4 октября 2000 года. — М.: Изд-во «Государственная Дума», 2000.

5 Всесоюзный съезд работников народного образования (декабрь 1988 г.): Стенографический отчет. — М.: Изд-во «Республика», 1990. большую информацию по интересующей нас проблеме. Анализ данных о профессорско-преподавательском составе (ППС) дал возможность уточнить и дополнить данные о научных педагогических кадрах высшей школы. При изучение финансовой стороны деятельности правительства рассматривались финансовые отчеты. Содержащиеся в них сведения позволили определить основные источники финансовых поступлений на развитие педагогических университетов и педагогических вузов. Все эти материалы хранятся главным образом в фондах Государственного архива РФ (ГАРФ).

Вторую группу источников, незначительную по своему объему составляют статистические материалы: опубликованы статистические материалы приводят лишь сведения о количестве студентов и (или) выпускников высших учебных заведений.1.

Работы третьей группы посвящены проблемам высшей школы в прошлом и настоящем. Их авторы являлись руководителями российского образования различных периодов: Э. Д. Днепров, Е. В. Ткаченко, В. Г. Кинелев, В. М. Филиппов, 2 которые писали о проблемах высшей школы в прошлом и настоящем. При этом едва ли не у каждого из них была собственная концепция реформирования образования, а некоторые даже предлагали «реформировать его до основания», либо внедрять в массовую практику неопробированные инновации в этой области.

Изучение новейшей отечественной истории, включая и сферу образования, невозможно без тщательного исследования материалов периодической печати, которые составляют четвертую группу среди привлеченных нами источников. Тем не менее в условиях широкой гласности, господства плюралистического подхода к рассмотрению жизненных реалий, наличие нескольких источников, воз.

1 Высшее и среднее профессиональное образования в Российской Федерации.: Стат.справочник. — М.: Госком. РФ по высшему образованию НИИ ВО, 1996; Высшая школа в 1994 г.: Стат.справочник. — М.: НИИИ ВО, 1995.

Г. А. Ягодин. Ненашев М. Ф. Последнее правительство СССР: личности, свидетельства, диалоги. — М.: Изд-во АО «Кром», 1993. — С.195−214- Ткаченко Е. В. Я пришел, чтобы.// Учительская газета. — 1993. — 16 февраляЕго же. Российское образование: состояние и проблема// Magister. — 1995. — № 1. — С. 1−13- Кинелев В. Г. Университетское образование: его настоящее и будущее // Magister. — 1995. — № 3. — С.1−9- Его же «Необходимость реформирования образования». — М.: Изд-во «ВЛАДОС», 1995; Его же «Целостность, преемственность, качество // Высшее образование в России. — 1997. — № 1. — С.3−9. можность поиска объективной истины значительно расширяются. Тем более, что многие периодические издания ориентируются непосредственно на документы, в том числе Министерства и Управления народного образования как в России в целом, так и в областях, краях, городах РФ. Во многих газетах и журналах те или иные руководящие документы публикуются полностью.

В своем исследовании мы использовали прежде всего, документы и материалы, опубликованные в «Учительской газете» и газетах «Первое сентября», «Поиск», в журналах «Народное образование» и «Педагогика». Изучались также документальные и информационные материалы в педагогических изданиях «Alma Mater», «Magister», «Официальные документы в образовании», «Университет и школа», «Мир образования», «Высшее образование в России» и др.

Пятая группа источников включает в себя архивные документы, мы изучили и исследовали их прежде всего в Государственном архиве РФ (ГАРФ) — Архиве Министерства образования и науки РФ. Документы, хранящиеся в них, содержат более точную информацию о деятельности системы образованияоб образовательной политике государства и правительства, подтверждают или не подтверждают достоверность сведений, взятых из других источников.

Говоря об источниковой базе исследования, нельзя не отметить актуальность использования документального материала, объединенного понятием «текущие архивы». Для нас этот вид архивов был особенно важен, так как хронологические рамки исследования очень близки к настоящему времени. При этом особенно тщательно исследовались материалы текущего архива Министерства образования России, где сосредоточен весь массив архивной документации, относящихся к исследуемой теме.

Перечисленные группы источников составили ту источниковую базу исследования, которая позволила с достаточной полнотой и достоверностью осветить все основные проблемы рассматриваемой темы, достигнуть намеченные цели и решить поставленные задачи.

Все это свидетельствует о том, что государственная политика в области высшего педагогического образования заслуживает специального исторического исследования.

Целью исследования является комплексный анализ и обобщение исторического опыта развития системы высшего педагогического образования в 1990 -2000 гг.

В соответствии с предметом и целью исследования автор ставит перед собой следующие основные задачи:

— рассмотреть ситуацию, сложившуюся в советской системе высшего педагогического образования к началу 90-х годов XX века;

— проанализировать разработку нормативно-правовой базы функционирования педвузов, а также государственную политику правительства в сфере высшего педагогического образования;

— дать анализ качества подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров в России;

— исследовать учебно-воспитательную систему педвузов страны и перспективы ее развития;

— обобщить исторический опыт организации и управления научно-исследовательской работой в пединститутах и университетах;

— проанализировать систему создания и укрепления материальной базы педвузов в новых исторических условиях.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные и специальные исторические методы и принципы. В процессе отбора и классификации конкретно-исторического материала автором использовались методы: объективности, историзма, диалектики, сравнительно-исторического анализа, статистики. Использовались методы социологического и педагогического анализа, метод системности и комплексности исследования.

Для реконструкции отдельных явлений применялся описательный метод, а также традиционный метод индукции.

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации впервые предпринята попытка комплексно изучить развитие высшей педагогической школы в России в 90-х годах, в период изменения всей структуры экономических, политических и социальных отношений в стране. На основе впервые введенных в оборот архивных материалов анализируются как положительные, так и отрицательные результаты этой политики.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его содержание и выводы способствуют развитию соответствующего научного направления отечественной истории. Системный анализ и осмысление того, что произошло с отечественным образованием в 90-е годы дает импульс к дальнейшей разработке проблемы. Кроме того, материалы работы могут быть использованы в исследованиях по истории России XX века, истории образования, в разработке учебных курсов в вузе и школе, а также в практической деятельности в сфере образования.

Апробация работы. Основные положения исследования отражены в выступлениях автора на международных, всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях: «Современные проблемы подготовки специалистов по социальной работе и социальной педагогике» (март, 2003), «Формирование гуманитарной среды и внеурочная работа в вузе, техникуме, школе» (май, 2003), «Социально-педагогическая и психологическая поддержка развивающейся личности в системе непрерывного образования» (январь, 2004), «Проблемы и перспективы историко-культурного развития г. Соликамска» (апрель, 2005).

Всего по теме диссертации опубликовано 10 печатных работ общим объемом 2,8 печатных листов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Начавшиеся в начале 90-х годов XX века социально-экономические, политические преобразования в России оказали существенное влияние на российское образование. Эти преобразования повлекли за собой коренную перестройку всей системы педагогического образования. В России началась адаптация к принципиально новым условиям социально-политической жизни, к развитию демократического гражданского общества, начался переход к академической автономии высших учебных заведений, многообразию образовательных учреждений и вариативности образовательных программ. Эти процессы нашли свое отражение и закрепление в 90-е годы в виде Закона «Об образовании» и Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Насколько далеко мы продвинулись сегодня в практической реализации? На наш взгляд, сделаны лишь первые шаги. Изменения в системе педагогического образования происходят, но не в тех масштабах, как это объективно необходимо. Эти изменения протекают на негативном фоне резкого снижения бюджетного финансирования, несформированности нормативно-правовой базы высшей педагогической школы и старения профессорско-преподавательского состава.

Однако комплексное обновление системы образования не было завершено, в связи с чем нынешнее состояние образования (его содержание и структура, материальная база, организационно-экономические и управленческие механизмы, статус педагогического работника) не соответствует современным потребностям развития страны, запросам личности, общества и государства.

Тем не менее, система высшего педагогического образования не только «выжила», но и полноправно живет и при этом достаточно интенсивно развивается. Она не только выдержала испытания кризисом, но внутренне мобилизовалась и с трудом, но преодолевает свою традиционную инерционность.

В настоящее время комплексная и глубокая модернизация системы образования — это императив образовательной политики России, ее главное стратегическое направление. По-видимому, следует признать, что, начав «реформировать» систему образования в России, реформаторы не вполне точно определили конечные цели этих преобразований.

В обществе все чаще стали раздаваться голоса о необходимости срочной разработки национальной доктрины образования, неотложного решения вопросов, связанных с анализом состояния и перспектив развития всей системы образования, и высшего педагогического образования в частности.

Кроме того, переход к рыночной экономике не дал возможности с ориентировать цели реформы высшего педагогического образования. Вместе с тем очевидно — в прошедшие годы бюджетных средств не хватало для решения копившихся годами финансовых и материально-технических проблем. В этих условиях необходимо дальнейшее развитие многоканального финансирования педвузов из бюджетов различных уровней, привлечение в систему образования внебюджетных средств, в первую очередь за счет расширения дополнительных образовательных услуг и инновационной научной деятельности.

Вместе с тем разразившийся в исследуемый период социально-экономический кризис в стране поставил перед системой педагогического образования России целый ряд острых проблем. В решении их определяющей является роль профессорско-преподавательского состава. Повышение его профессионализма педагогов, соответствующего запросам современной жизни, рассматривается как первостепенная задача и необходимое условие развития и совершенство вания всей системы педагогического образования.

Кадровая политика должна обеспечивать оптимальную, качественную структуру кадров высшей школы в соответствии с перспективными требованиями социально-экономического развития страны: именно педагоги определяют процесс формирования и воспитания студента как личности и специалиста. Преподавательский корпус определяет в конечном счете содержание и уровень не только собственно высшего профессионального образования, но и последипломного образования, т. е. всей системы непрерывного образования в стране.

Через систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподаватели вузов имеют возможность получить и постоянно пополнять общекультурные, профессиональные, психолого-педагогические и специальные (по профилю преподаваемых дисциплин) знания.

Обеспечение качества педагогического образования невозможно без развития научных исследований. В частности, сегодня необходимо ориентировать научно-исследовательскую работу педвузов на фундаментализацию. Именно она поможет преодолеть имеющуюся разобщенность естественнонаучного и гуманитарного образования. Система педагогического образования должна создаваться на основе сочетания новейших естественно-научных и гуманитарных знаний.

Педагогическое образование является приоритетной и системообразующей областью в сфере образования, от его качества также зависит успешность подготовки специалистов во всех образовательных структурах. Подготовку кадров по направлениям и специальностям педагогического профиля ведут 180 вузов, из них 81 педагогический университет и институт, которым принадлежит особая роль в развитии педагогического образования.

Высшая педагогическая-< школа играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Она в значительной мере определяет уровень образованности, духовного, научного и культурного потенциалов общества, его способности к прогрессивному развитию на основе общечеловеческих ценностей, гуманизма, нравственности, демократии.

Высшее профессиональное образование — ключевое звено системы непрерывного образования, поскольку в высшей школе педагогический процесс тесно связан с наукой и производствомздесь сконцентрирована большая часть наиболее квалифицированных научно-педагогических и научных работников.

В наши дни, спустя десять лет после начала нового пути развития российского государства, в стране нет единого мнения в оценке современного состояния образования в целом и высшего педагогического образования в особенности, как нет единства взглядов на философию образования, его миссию и роль в государстве, государственную образовательную политику, доктрину развития образования в России, концепции образовательных реформ, причины кризиса и путей выхода из него, равно как и на стратегию дальнейшего развития.

Подводя общие итоги исследования, можно сформулировать основные выводы. Процесс формирования государственной политики, направленный на развитие системы педагогического образования в России прошел ряд этапов. Новые цели развития и выбор образовательных реформ были сформулированы в 1990 -1991 гг. Масштабные реформы в системе высшего образования в 1992 — 1996 гг. положили начало проектированию системной реформы образования. В 1997 -2000 гг. были реализованы основные направления государственной образовательной политики. Действительно, с 1990 года было принято несколько десятков нормативных документов, отражавших попытки государства ослабить или компенсировать последствия социально-экономических реформ в области высшего педагогического образования.

Однако они не были подкреплены соответствующим механизмом их выполнения, например, в части доли-финансирования системы высшего педагогического образования от расходной части бюджета. Финансирование образования всегда проводилось по рстаточному принципу. Если за период с 1990 по 1993 год объем капиталовложений в образование в целом сократился до 4,7% и уменьшался до уровня 1998 года (3,45%), то в 1999 году он возрос до 3,63%, а в 2000 году до 3,75%.

Кроме того, можно отметить, что в последние годы XX века значительно обновилась и пополнилась нормативно-правовая база функционирования, подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров высшей школы.

Это создало определенные предпосылки и возможности для ее прогрессивного развития. В 90-е годы XX века происходит абсолютное и относительное увеличение числа преподавателей, имеющих ученую степень кандидата наук (с 6,1% в 1991 г. до 9,5% в 2000 г.), и увеличение числа преподавателей, имеющих ученую степень доктора наук (с 4,2% в 1991 г. до 8,7% в 2000 г.). Однако в области аттестации и подготовки научных кадров (кандидатов и докторов наук) предстоит усилить требования к защите диссертаций, тем самым повысить эффективность аспирантуры и докторантуры. Сегодня заканчивают аспирантуру с защитой диссертаций в срок менее 27% аспирантов, а докторантуру менее 18% докторантов.

Развитие педагогического образования невозможно без научных исследований. Основной проблемой является слабость материально-технической базы и недостаточность финансирования. Низкий уровень доли расходов на науку в федеральном бюджете свидетельствует о том, что развитие научно-исследовательских работ фактически не было в числе важных задач развития системы образования. За исследуемый период наблюдается критическое снижение показателя отношений расходов на НИР (с 2,6% в 1990 году и до 2,1% в 2000 году). Необходимы срочные меры финансовой помощи, так как это не дает возможность активизировать инновационную деятельность высших учебных заведений, в частности педвузов. Необходимо ориентировать научно-исследовательскую работу на фунда-ментализацию. Именно фундаментализация НИР поможет преодолеть имеющиеся разобщенности естественно-научного и гуманитарного образования. Система педагогического образования должна создаваться на основе сочетания новейших естественно-научных и гуманитарных знаний.

Государственные образовательные стандарты второго поколения отражают специфику подготовки кадров для сферы образования с учетом новейших достижений науки и технологии обучения. Однако разработка нового, третьего поколения стандартов высшего профессионального образования должна позволить обеспечить повсеместный переход на многоуровневую систему высшего образования, дальнейшее укрепление специальностей, повышение эффективности высшего образования на уровне бакалавриата и обеспечение необходимых специализаций, более качественную подготовку на уровне магистратуры. Поскольку сегодня перед системой высшего образования встают задачи связанные с интеграцией РФ в мировое образовательное пространство, то введение уровней бакалавриата и магистратуры позволит значительно расширить экспорт образовательных услуг. Вместе с тем, содержательное и структурное обновление высшего педагогического образования обострило ряд проблем. Сегодня государственные образовательные стандарты не в полной мере реализуют принцип преемственности различных уровней и ступеней образования, что существенно затрудняет реальное отслеживание результатов образования и оценку качества подготовки специалистов.

В российской системе образования стала складываться новая культура воспитания в высшей школе. С одной стороны, наблюдается отход от традиционной интерпретации воспитания и прежней системы (внеаудиторной) воспитательной работы, а с другой стороны, изменение механизмов и технологий воспитания сегодня не стал областью общественного подхода к разработке его концептуальных и ценностных оснований в освоении высшими педагогическими вузами новых организационных форм и технологий воспитания.

В контексте изложенного предстоит решить следующие приоритетные задачи дальнейшего развития высшего педагогического образования:

1. Преодолеть отставание системы педагогического образования от общих процессов обновления высшей школы, сформировать его как опережающее по отношению к практической деятельности образовательных учреждений;

2. Создать комплексные целевые программы подготовки и поддержки педагогических кадров высшей школы. i.

3. Провести в соответствие с современными требованиями нормативно-правовую базу развивающейся системы высшего педагогического образования.

4. Обеспечить финансовую, материальную и техническую поддержку системы высшего педагогического образования;

5. Сформировать научную систему высшей педагогической школы в единый блок, интегрированный в научно-технический комплекс страны;

6. Разработать новые технологии воспитания студенчества, отвечающие современным социально-экономическим и политическим условиям.

Сегодня существует уникальная возможность на базе Национальной доктрины образования и Концепции модернизации российского образования определить организационную и материальную основу уже не выживания, а стратегии развития российского образования на ближайшие десятилетия.

Показать весь текст

Список литературы

  1. I. Источники 1.1. Основополагающие документы высшей государственной власти Президента, Федерального собрания, правительства, материалы федеральныхструктур
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992.-№ 30.
  3. Федеральный Закон «О внесении дополнений и изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» // Собрание Законодательства Российской Федерации, 1996. № 3.
  4. Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1993. № 35.
  5. Федеральный Закон «Об утверждении федеральной программы развития образования». М.: Изд-во «Политика», 2001. — 82 с
  6. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Государство Россия. Путь к эффективному государству. О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства. М.: Изд-во «Политиздат», 2000. — 32 с.
  7. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации: О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства. М.: Изд-во «Политиздат», 2001. — 28 с.
  8. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию: О национальной безопасности: (вариант проекта) // Независимая газета, 1996. 14 июня.
  9. Президент Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Указ от 11 июля 1991 г. № 3 «О первоочередных мерах по развитию образованию РСФСР» // Учительская газета, 1991. 16−23 июля- Лидеры образования, 2001."-№ 3.
  10. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года № 751. М.: Изд-во «Политика», 2000. — 37 с.
  11. Российская федерация. Государственная Дума Федерального Собрания: О кризисном положении в системе образования РФ // Российская газета. 1996. -4 января.
  12. Постановления Правительства, приказы по министерствуобразования
  13. Наука и образование в Российской Федерации. / Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию. Под редакцией А. Н. Тихонова. М.: Изд-во «Госкомитет РФ по делам науки и высшей школы», 1993.- 128 с.
  14. Нормативные документы по обновлению содержания образования в 1999 / 2000 учебном году. М.: Изд-во Минобразования РФ, 1999. — 127 с.
  15. Образование в Российской Федерации в 1992 году. М.: Изд-во «Респ.информ.изд.центр», 1993.-314 с.
  16. Образование по выбору реальность сегодняшнего дня: Об итогах работы Министерства образования Российской Федерации в 1994 году и основных задачах развития образования на 1995 г. — М.: Изд-во «Высшая школа», 1995. — 91 с.
  17. О выборах руководителей учреждений народного образования // Информационный сборник Министерства народного образования РСФСР, 1989. № 1. П.
  18. О деятельности Министерства образования Российской Федерации (июль 1990 июль 1992 г.) — М.: Изд-во «МГУ», 1992. — 158 с.
  19. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долговременную перспективу // Документы. № 69 — приложение к газете «Первое сентября», 2000. — 26 декабря.
  20. Приказ «Об утверждении подпрограммы Министерства образования Российской Федерации «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 2005 годы» // Народное образование, 2002. — № 2.
  21. Программа реформирования и развития системы образования Российской Федерации в условиях углубления социально-экономических реформ. М.: Изд-во «Республика», 1992. — 57 с.
  22. Программа стабилизации и развития российского образования в переходный период. Принята Всероссийским совещанием работников образования // Вестник образования, 1991. № 10.
  23. Развитие образования Российской Федерации: Министерство образования. М.: Изд-во «Политиздат», 1994. — 64 с.
  24. Развитие реформ и стабилизации российской экономики: Рабочая программа Совета Министров Правительства Российской Федерации на 1993 — 1995 годы. — М.: Изд-во «Республика», 1993. — 21 с.
  25. Российское образование в переходный период: программа стабилизации и развития. М.: Изд-во «Республика», 1993. — 37 с.
  26. Сборник нормативных актов в помощь руководителям образовательных учреждений. Выпуск 2. — М.: Изд-во «Республика», 1995. — 128 с.
  27. Основные документы и материалы из текущих архивов структур государственной власти и управления
  28. Государственный Совет Российской Федерации. Доклад: «Образовательная политика России на современном этапе» (2001 г.) // Текущий архив Государственного совета Российской Федерации.
  29. Труды, доклады, выступления государственных деятелей России
  30. .Н. Выступление Президента Российской Федерации на съезде Общероссийского движения общественной поддержки (6 апреля 1996 г.). М.: Изд-во «Республика», 1996. — 21 с.
  31. .Н. Записки президента. М.: Изд-во «Республика», 1994. 31 с.
  32. В.В. О государстве судят по уровню личной свободы. // Гражданский форум, 2001. 22 декабря.
  33. В.В. Россия на рубеже тысячелетия // Независимая газета, 1999. -30 декабря- Российская газета, 1999. 31 декабря.
  34. B.C. Правительство намерено придерживаться своей программы, как бы трудно ни было. // Российская газета, 1994. 5 марта.
  35. Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М.: Изд-во «Ин-терпракс», 1994. — 241 с.
  36. Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». М.: Изд-во Институт общего планирования: Международная ассоц. развития и интеграции образования, 1996. — 719 с.
  37. Э.Д. Российское образование в переходный период: программа стабилизации и развития. М.: Изд-во «Наука», 1991. — 302 с.
  38. Э.Д. Социально-экономические тупики образовательной политики. Ун-т Рос.акад.образования, объединение яблоко. М.: Изд-во УДАО, Объединение Яблоко, 1999. 46 с.
  39. В.Г. Образование и цивилизация. // Magister, 1996. № 10.
  40. В.Г. Университетское образование: его настоящее и будущее. // Magister, 1995. № 3.
  41. В.Г. Целостность, преемственность, качество (подготовлено на основе доклада на заседании президиума Правительства 16 января 1997 г). // Высшее образование в России, 1997. № 1.
  42. Ткаченко Е. В, Реформа образования в Российской Федерации. Свердловск: Изд-во СИПИ, 1994. — 128 с.
  43. Е.В. Российское образование: состояние и проблемы. // Magister, 1995. № 1.
  44. Е.В. Я пришёл, чтобы.Интервью // Учительская газета, 1993. 16 февраля.
  45. Е.В. О проблемных вопросах Российского образования на современном этапе // Образование и наука, 2002. № 2.
  46. Е.В. Сменится правительство сменится программа. Пресс-конференция федерального Министра образования. // Народное образование, 1995.-№ 7.
  47. А.Н. Реформа образования и духовное становление России. / Magister, 1998.- № 3.
  48. Е.В. Гуманизация российского образования. // Народное образование, 1995. № 6.
  49. Е.В. Основные проблемы реформы образования в Российской Федерации: Доклад министерства образования России. // Вестник образования, 1995. -№ 12.
  50. В.М. Высшая школа России перед вызовами XXI века. // Высшее образование в России, 2001. № 1.
  51. В.М. 12 прямых ответов на дюжину каверзных вопросов. // Высшее образование сегодня, 2001. № 1.
  52. В.М. 10 лет, которые потрясут наш кошелек. // Высшее образование в России, 2001. № 2.
  53. В.М. Доклад Министра образования Российской Федерации на итоговой сессии Министерства образования. // Вузовские вести, 2002. № 5.
  54. В.М. Доклад Министра образования Российской Федерации на расширенном заседании итоговой коллегии 21 февраля 2001 г. // Народное образование, 2001. № 3.
  55. В.М. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы (доклад на Всероссийском совещании работников образования 14 января 2000 года) // Magister, 2000. № 1.
  56. В.М. Правда и домыслы о российском образовании. М.: Изд-во МГПУ, 2001. — 23 с.
  57. В.М. Уроки дает история. // Высшее образование в России, 2002. № 5.1. Раздел 2. Диссертации
  58. А.П. История становления и развития негосударственной высшей школы России: 90-е годы XX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М.: Московский открытый педагогический университет. 2000. — 21 с.
  59. M.JT. Система высшего образования в Российской Федерации: проблемы реформирования. Автореферат диссертации на соискание ученойстепени кандидата социологических наук. М.: Московский государственный педагогический университет. 1999. — 27 с.
  60. П.П. Реформирование отечественной высшей школы во второй половине 1980−1990- х годах. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. Саратов: Саратовский педагогический университет. 2001. — 21 с.
  61. . Взгляд в будущее: приоритет образования. М.: Изд-во «Педагогика», 1993. — 164 с.
  62. Л.И. Партийно-государственная политика в сфере народногообразования (1922 1991 гг.). — М.: Изд-во «Секачев», 2000. — 303 с.
  63. Л.И. Становление системы народного образования в РСФСР (1922- 1991 гг.). -М.: Изд-во «Секачев», 2001. 152 с.
  64. С.Н. Российский путь: накануне выбора. М.: Изд-во «Научно-образовательная лит-ра», 1999.-541 с.
  65. Е.В. Воспитание как возрождение гражданина. Человек культура и нравственности. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1995. — 32 с.
  66. В.А. Инновационные процессы в современной системе высшего педагогического образования. СПб: Изд-во РГПУ, 1998. 126 с.
  67. Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме. М.: Изд-во Фонд «Новое тысячелетие», 1998. — 44с.
  68. Е.А. Уроки и перемены. М.: Изд-во «Владелец: Объединение Яблоко, 2000. — 61 с.
  69. А.Ю. Традиции российского образования: диалог культур и педагогическая реальность. М.: Изд-во «Московский философский фонд», 2001. -424 с.
  70. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Изд-во «Высшая школа», 1991. — 204 с.
  71. З.П.Вербицкий А. А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении: монография. М.: исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 200 с.
  72. А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М.: Изд-во «Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 75 с.
  73. И.В., Сорокина Н. Д. Кадровый потенциал вузов в условиях реформирования высшей школы. М.: Изд-во МГПУ, 1993. — 183 с.
  74. .С. Философия образования для XXI века: (в поисках практико-ориентированной образовательной концепции). М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 608 с.
  75. .С. Философия образования. М.: Изд-во «Флинта», 1998. -432 с.
  76. Э.Н., Тупчанинова Ю. И. Введение в философию образования. М.: Изд-во «Логос», 200 L- 224 с.
  77. Д. Демократия и образование. М.: Изд-во «Педагогика-Пресс», 2000.-384 с.
  78. В.И. Российское образование: проблемы перспектив и развития. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998. — 327 с.
  79. В.И. Россия на пороге третьего тысячелетия: состояние и перспективы развития. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1994. — 28 с.
  80. В.И. Социальная политика: парадигмы и приоритеты. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2000. — 143 с.
  81. В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998. — 327 с.
  82. В.И. Российское государство социальное государство. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1994. — 415 с.
  83. В.И. Университетское образование: история, социология, политика. М.: Изд-во «Академ.проект», 2003. 319 с.
  84. В.И. Реформы в России 1985 1995 годы. — М.: МГСУ «Союз», 1997.-415 с.
  85. В.И. Высшая школа России: исторические и современные сюжеты. М.: МГСУ «Союз», 2000. — 621 с.
  86. А.С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. СПб.: Изд-во ИГУП, 1996. 348 с.
  87. История России в портретах государственных и политических деятелей / Под редакцией Корнилова В. А. М.: Изд-во МГПУ, 2002. — 402 с.
  88. Кадровый потенциал системы образования: Аналитический доклад. -М.: Изд-во «Статистика», 1995. 39с.
  89. А.Г., Левит С. В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М.: Изд-во «Наука и образование», 1994. — 201с.
  90. Г. М. История и философия образования. М.: Изд-во МГОПУ, 1998.-301с.
  91. Р.Б. Образовательное производство как социальное явление: фи-лософско-методологический анализ Томск: Изд-во «ИПФТПУ», 1998. — 185с.
  92. В.Г. Объективная необходимость: история, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. М.: Изд-во «Республика», 1995.-294с.
  93. В.Г. Доктрина развития российской науки. Госкомитет Российской Федерации по высшему образованию. СПб., Изд-во РГПУ, — 21 с.
  94. В.Г. Образование, воспитание, культура в истории цивилизации. М.: Изд-во «ВЛАДОС», 1998. — 518с.
  95. В.Г. Системная многовариантность образования. М.: Ин-т «ЮНЕСКО» ИТО: Новокузнецк: Сиб. ГИУ, 1998.- 195с.
  96. В.Г. Контуры системы образования XXI века: Аналитический доклад. М.: Изд-во «Магистр», 1996. — 201с.
  97. Л.И., Рябов Л. П. Гуманизм нравственная основа формирования личности студента. — М.: Изд-во «НИИВО», 1993. 249с.
  98. Г. М. История и философия образования. М.: Изд-во МГОПУ, 1998.-301с.
  99. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» М.: Изд-во «Юристь», 1998. — 208с.
  100. Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. М.: Изд-во ИТПИМИО, 1993. — 125с.
  101. Г. Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного исто-рико-педагогического процесса. М.: Изд-во ИТПИМИО, 1994. — 265с.
  102. Г. Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. -М.: РАО изд-во Институт теорет. педагогики и междунар.исслед.в образовании, 1993.- 135 с.
  103. В.П. Профессиональное педагогическое образование на Урале: Становление и развитие. Екатеринбург. Изд-во РГППУ, 2004. — 141 с.
  104. B.C. Содержание образования: Сущность, структура, перспективы. М.: Изд-во «Высшая школа», 1991. 360с.
  105. А.П. Интеграция мирового образования реальность третьего тысячелетия. -М.: Изд-во «Педагогический поиск», 1998. — 131с.
  106. А.П. Глобальное образование путь к интеграции мирового образовательного пространства. — М.: Изд-во «Педагогический поиск», 1997. -225с.
  107. В.Б. Век образования. М.: Изд-во «Педагогика», 1990. -175с.
  108. Л.И. Теория и практика формирования содержания педагогического образования. Курск. Изд-во КПУ, 1996. 262с.
  109. А.Ф. Россия на историческом повороте: мемуары М.: Изд-во «Центр-терра»: Кн. лавка-РТР, 1996. — 508с.
  110. В.В. Содержание образования: вперед к прошлому М.: Изд-во «Педагогическое общество России, 2000. — 36с.
  111. С.Ю. Социальная политика в условиях модернизации политической и экономической системы России: (80−90-е годы XX столетия) Саратов: Изд-во «СГПУ», 1998.
  112. Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. М.: Изд-во «Алгоритм», 2002. — 478с.
  113. В.Я. Социология образования. М.: Изд-во «Московский университет», 1992. — 198 с.
  114. Никандров Н.Д.' Воспитание ценностей: российский вариант. М.: Изд-во РАО, 1996. — 200 с.
  115. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М.: Изд-во «Гелиос» АРВ, 2000. 228с.
  116. Н.Д. Россия: Ценности общества на рубеже XXI века. М.: Изд-во РАО, 1997.-225 с.
  117. А.А. К новой парадигме в образовании. М.: Изд-во «Частная школа», 1996. 87с.
  118. А.А. Образование свободы и не свободы образования. М.: Изд-во УРАО, 2001. -228с.
  119. Н.П., Ананишнев В. М. Образование и управление. Правительство Москвы. Комитет образования Москвы. МГПУ. М.: Из-дат.полигр.центр пед.книги. «Жизнь и мысль», 1999. — 294с.
  120. Н.П., Огородников Ю. А. Философия образования. Образование и управление. Правительство Москвы. Комитет образования Москвы. МГПУ. М.: Издат.полигр.центр пед.книги. «Жизнь и мысль», 1999. — 78с.
  121. Политические партии и проблемы становления и развития системы образования России. М.: Изд-во «Росс ПЭН», 2000. — 630с.
  122. В.Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли. М.: Изд-во «Новая школа», 1995. 96с.
  123. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М.: Изд-во ИТПИМИО: РОУ, 1995. — 269с.
  124. В.В. Сумерки просвещения. М.: Изд-во «Педагогика», 1990. -620с.
  125. Россия 2000. Современная политическая история 1985 — 1999 годы. Хроника и аналитика. Издание 3-е, дополнено и переработано. Т.1. — М.: Изд-во «Мир», 2000.-401с.
  126. Россия 2000. Современная политическая история 1985 — 1999 годы. Лица России. Издание 3-е, дополнено и переработано. Т.2. — М.: Изд-во «Мир», 2000.-389с.
  127. В.В., Хаванов Е. Н. История и общество. М.: Изд-во МГПУ, 1999.- 101с.
  128. A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Изд-во «Эгвейс», 2000. — 272с.
  129. В.А., Белокуров В. В., Сушко В. Г. Университетское образование. Приглашение к размышлению. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 352с.
  130. .М. Кадровые нововведения. М.: Изд-во ЛА «Варяг», 1996.91с.
  131. О.Н. Знание свобода: Российская государственная образовательная политика и федеральное законодательство: Систематизир.сб. — М.: Изд-во ИПТК «Логос» ВОС, 1999. — 502с.
  132. Образование. Революция. Закон. 4.1: Новейшая революция в России. Опыт политико-ситуационного анализа. М.: Изд-во ИПТК «Логос» ВОС, 271с.
  133. О.Н. Образование. Революция. Закон. Проблемы законодательного обеспечения российской образовательной политики 90-х годов: М.: Изд-во ИПТК «Логос» ВОС, 1999. — 200 с.
  134. О.Н. Три трагедии российской демократии: Систематизированный сборник. М.: Изд-во ИПТК «Логос» ВОС, 1999. — 282с.
  135. В.И. Современная государственная образовательная политика: социальные императивы и приоритеты. М.: Изд: во МЭСИ, 1999. — 336с.
  136. В.А. Негосударственное высшее образование в России. -М.: Изд-во Моск.откр.соц.ун-т, 1998. 273с.
  137. Ю.Г. Образовательная система России: Высшая школа. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана. 1999. 278с.
  138. А.Н. Управление современным образованием: социальные и технические аспекты. М.: Изд-во «Вита-Пресс», 1998. — 108с.
  139. В.В. Экономические проблемы сферы образования. Кострома. Изд-во КГПУ им. Н. А. Некрасова, 1998. 4.1 и II.
  140. В.А. Высшая школа в социокультурном контексте. М.: Изд-во «Высшая школа», 1992. — 27с.
  141. В.Д. Философия образования и образовательные политики. М.: Изд-во «Логос», 1993 г. 181с.
  142. В.И. Образовательное законодательство: теоретические и практические проблемы. М.: Изд-во исслед. цент проблем качества подготовки специалистов, 1997.- 164с.
  143. В.И., Смолин О. Н., Широбоков С. М., Утенков В. М. Проблемы функционирования и развития законодательства об образовании. М.: Издание Государственной Думы, 1999. — 43 с.
  144. В.Е., Овсянников А. П. Стратегия и тактика реформирования системы образования в России. М.: Изд-во МАИ ВШ, 1998. — 60с.
  145. В.Е. Через развитие образования к новой России. — М.: НИИ ВО, 1993.-44с.
  146. Н.Е. Новое воспитание. М.: Изд-во «Педагогическое общество России», 2000. — 128с.
  147. Г. А. Ненашев М.Ф. Последнее правительство СССР: личности, свидетельства, диалоги. М.: Изд-во АО «Кром», 1993. 222с.
  148. А. Образование в политике и политика в образовании. // Учительская газета, 1992. 2 июня.
  149. В. Куда ведут реформы образования // Народное образование, 2001.-№ 5.
  150. Бестужев Лада И. В. Образование как самоценность: социальные проблемы народного образования в России. // Magister, 1996. — № 3.
  151. Е. Государственный стандарт: прокурорство ложе или свобода выбора? // Народное образование, 1997. № 1.
  152. М.В., Фишер М. И. Реформа российского образования: блеф или реальность. // Мир образования, 1996. № 4.
  153. И., Митин Б., Образование и национальная безопасность России. //Высшее образование в России, 1997. № 1.
  154. С. Система образования в условиях демократизации российского общества. // Alma Mater, 1997. № 4
  155. П.Г. Реформа содержания высшего образования и его информационно-методологическое обеспечение. // Magister, 1996. № 3.
  156. А.П. Российское образование: модернизация и свободное развитие. // Педагогика, 2001. № 7.
  157. Великая декларация XX века. 10 лет назад президент России Борис Ельцин подписал Указ № 1. // Лидеры образования, 2001. № 3.
  158. В.А. Концептуальные проблемы национального образования в Советской России // Педагогика, 2000. № 10.
  159. Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. -«Круглый стол». Москва, РАО, 1999 г. // Педагогика, 2000. № 5.
  160. .С. Готово ли современное образование ответить на вызовы XXI века? // Педагогика, 2001. № 10.
  161. М.Н. Высота высшего образования. // Педагогика, 2002. № 2.
  162. Ю. Н. России нужна национальная доктрина образования. // Народное образование, 1997. № 1.
  163. В. Российская образовательная политика. //Народное образование, 2001.-№ 8.
  164. .А., Дружкин А. О. Опыт интеграции образования, науки и правительства. // Высшее образование в России, 2002. № 1.
  165. Д.К. Нестандартные стандарты // Учительская газета, 1996. -22 сентября.
  166. Д.К. Ответственность государства за образованность граждан. // Народное образование, 1996. № 10.
  167. А.С. Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности. // Педагогика, 2002. № 2.
  168. А. Постсоветизм и образование. // Народное образование, 2002. № 9.
  169. Г. Б. Феномен образования. // Magister, 2001. № 1.
  170. В.И. Лучшей концепции у нас не было. И пока не предвидится. // Народное образование, 1999. № 10.
  171. В.И. Советская педагогика как зеркало марксистской схоластики // Народное образование, 1998. № 2.
  172. B.JI. Тревоги и надежды высшей школы России // Педагогика, 1995.-№ 3.
  173. Н.Д. Российское образование на фоне экономики, социальной политики, культуры. // Magister, 1996. № 6
  174. A.M. Принципы демократизации профессионального образования. // Педагогика, 2000. № 1.
  175. А.И. Педагогическое образование: концепция, содержание, структура. // Педагогика, 2001. № 3.
  176. Раздел V. Статистические сборники, справочники
  177. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации: Стат.спр. М.: Госкомитет РФ по высшему образованию, НИИ ВО, 1996. -126 с.
  178. Высшее и среднее профессиональное образование Российской Федерации: Стат.спр. М.: НИИ ВО, 2002. — 188 с.
  179. Высшая школа в 1994 году: Стат.спр. М.: НИИ ВО, 1995. — 152с.
  180. Высшая школа в 1995 году: Стат.спр. М.: КИИ ВО, 1996. — 182 с.
  181. Высшая школа в 1996 году: Стат.спр. -М.: НИИ ВО, 1997. 202с.
  182. Высшая школа в 1997 году: Стат.спр. -М.: НИИ ВО, 1998. 152с.
  183. Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России: Стат.сб. М.: СЗНМЦ, 1999. — 149 с.
  184. Образование в Российской Федерации: Стат.сб. М.: ГУ — ВШЭ, ЦИСН, 2003.-255 с.
  185. Россия в цифрах: Стат.спр. М.: Госкомстат России, 1998. — 281с.
  186. Российский статический ежегодник: Стат.сб. М.: Госкомстат России, 2001.- 188 с.
  187. Государственный архив Российской Федерации. Фонд 9661. Опись 1. Д.230 245.
  188. Государственный архив Российской Федерации. Фонд 9661. Опись 2. Д.340 372.
  189. Государственный архив Российской Федерации. Фонд 10 132. Опись 1. Д.544 620.
  190. Государственный архив Российской Федерации. Фонд 10 132. Опись 2. Д.520 802.
  191. Государственный архив Российской Федерации. Фонд 10 132. Опись 3. Д.522 610.
  192. Государственный архив Российской Федерации. Фонд 10 169. Опись 1. Д. 5844, 5843, 5909.
  193. Государственный архив Российской Федерации. Фонд 10 169. Опись 2. Д.528 620.
  194. Государственный архив Российской Федерации. Фонд 10 011. Опись 2. Д.532−534.
  195. Государственный архив Российской Федерации. Фонд 10 049. Опись 1., 1а. Д.92−95.
  196. Государственный архив Российской Федерации. Фонд 25. Опись 1 а. Д.17−18.
  197. Текущий архив Министерства образования и науки РФ. Фонд 10. Опись 2 а., Д. 30, 69, 26, 33, 67, 52, 53, 61.
  198. Текущий архив Министерства образования и науки РФ. Фонд 10. Опись 4 а. Д. 1,81, 15,24.1. Раздел VII. Журналы
  199. Бюллетень Высшего Аттестационного комитета Российской Федерации. Изд-во Высший аттестационный комитет РФ. Москва.
  200. Вестник образования. Официальное справочно-информационное издание. Изд-во Министерство общего и профессионального образования России. Москва.
  201. Вестник образования России. Сборник приказов и инструкций. Изд-во Министерство образования и науки РФ. Москва.
  202. Вестник высшей школы. Сборник нормативно-правовых документов Министерство образования и науки РФ. Изд-во «Про-Пресс». Москва.
  203. Вестник Московского государственного педагогического университета. Изд-во МГПУ. Москва.
  204. Вестник Российского государственного педагогического университета им. Герцена. Изд-во РГПУ г. Санкт-Петербург.
  205. Вестник Московского государственного областного университета. Изд-во МГОУ. Москва.
  206. Вестник Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Изд-во МГУ. Москва
  207. Вестник университета Российской академии образования. Изд-во РАО. Москва.
  208. Вестник Красноярского государственного университета. Изд-во КГУ. Красноярск.
  209. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. Изд-во НГПУ. Новосибирск.
  210. Высшее образование в России. Научно-педагогический журнал. Изд-во Министерство образования и науки РФ. Москва.
  211. Высшее образование сегодня. Ежемесячный журнал. Реферируемое издание ВАК России. Москва.
  212. Лидеры образования. Министерство образования и науки РФ, Московский комитет образования. Москва.
  213. Magister. Международный психолого-педагогический журнал. Изд-во Министерство образования и науки РФ. Москва
  214. Народное образование. Российский общественно-педагогический журнал. Изд-во Министерство образования и науки, Российская академия образования, педагогическое общество России. Москва.
  215. Образование и наука. Журнал теоретических и прикладных исследований. Известия Уральского отделения Российской академии образования. Екатеринбург.
  216. Образование в документах. Межведомственный информационный бюллетень. Изд-во «Частное образование». Москва720.0фициальные документы в образовании. Информационный бюллетень. Москва.
  217. Педагогика. Научно-теоретический журнал. Изд-во Российская академия образования. Москва.
  218. Педагогическое образование и наука. Научно-методический журнал. Изд-во Международная академия наук педагогического образования. Москва.
  219. Советская педагогика. Ежемесячный научно-теоретический журнал. Изд-во Академия педагогических наук СССР. Москва.
  220. Стандарты и мониторинг в образовании. Научно-информационный журнал. Изд-во Национальный центр стандарта и мониторинга образования. Москва.
  221. Студенчество. Диалоги о воспитании. Журнал для преподавателей и студентов. Изд-во Центр развития системы дополнительного образования детей Минобразования России. Москва.
  222. Университет и школа. Российский образовательный журнал. Изд-во «Университет и школа». Москва.
  223. Частная школа. Информационно-методический журнал. Изд-во «Частное образование». Москва.1. Раздел VIII. Газеты
  224. Известия. Еженедельная газета. Изд-во Министерство печати и массовой информации. Москва.
  225. Первое сентября. Еженедельная газета. Изд-во Министерство образования и науки РФ. Москва.
  226. Поиск. Еженедельная газета научного сообщества. Изд-во Министерство образования и науки. Москва.
  227. Российская газета. Изд-во Правительство Российской Федерации. Москва.
  228. Учительская газета. Независимое педагогическое издание. Изд-во Министерство образования и науки. Москва.
  229. Образовательное право. Приложение «УГ». Изд-во Минитерство образования и науки. Москва.
  230. Мы -РГППУ. Еженедельная газета. Изд-во РГППУ. Екатеринбург.
  231. Московский университет. Еженедельная газета. Изд-во МГУ. Москва.
  232. Народный учитель. Изд-во УРГПУ. Екатеринбург.
  233. Уральский университет. Изд-во УРГУ. Екатеринбург.
Заполнить форму текущей работой