Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Российское государство и развитие предпринимательства в XV-XVII вв

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В целом же это был период высокого духовного, экономического, демографического подъема. В Московском государстве шел процесс роста национального самосознания русского народа. Выдающуюся роль в этом процессе сыграл Сергий Радонежский. Своим примером, организацией жизни в Троицкой обители преподобный игумен Сергий Радонежский оформил русскую идею. Его обитель стала русским духовным центром, а он… Читать ещё >

Российское государство и развитие предпринимательства в XV-XVII вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Российское государство и предпринимательство в XV—XVI вв.

Опустошительное золотоордынское нашествие нанесло огромный удар по древнерусской государственности, но не смогло ее ликвидировать. Кроме того, на Западе русские земли подверглись агрессии со стороны датских, шведских феодалов, немецких рыцарей-крестоносцев. Победы русского войска под руководством Александра Невского в 1240 году (Невская битва) и в 1242 году (Ледовое побоище) спасли северо-западную Русь от порабощения и разрушения государственности.

В течение второй половины XIII — начала XV века западные и южные русские земли вошли в состав Литовского княжества. В XIV в. в период своего расцвета Великое княжество Литовское простиралось от Балтики до Черного моря. Это была федерация отдельных земель и княжеств. В Литве долго господствовали древнерусские законы и древнерусский язык. В древнерусских землях, которые находились в составе Литвы, развернулось становление украинского и белорусского народов. Они считали ее наследницей Древней Руси. Однако ситуация изменилась после объединения Литовского княжества с Польшей для противостояния Тевтонскому Ордену в 1385 г. В Литве началось утверждение католичества. Угроза полонизации и католизации населения Древней Руси стимулировала процесс осознания их идентичности на основе православия.

Таким образом, Русь оказалась зажатой между империей Золотой Орды и Священной Римской империей германских императоров. Борьба на два фронта создала обстановку чрезвычайной опасности для рождающегося российского государства, потребовав крайнего напряжения общества для защиты своих интересов. Это изменило и замедлило политическое и экономическое развитие русских земель.

В этих условиях перестало существовать формальное единство русских земель во главе с Киевом, сохранявшееся до середины XIII столетия, несмотря на наступившую в XII веке политическую раздробленность. Героически оборонялись многие русские города. Прежде всего, центр русских земель в XIII веке Владимир. Свидетельством мужества русских воинов стал город Козельск Калужской земли. В результате силы противника ослабли. Лишь ведущие центры Северо-Западной Руси (Новгород, Псков, Смоленск), избежавшие ордынских погромов, сохранили свою независимость. Но силы были не равны. Установившаяся почти на два с половиной века золотоордынская зависимость сопровождалась уплатой огромной дани и выполнением других повинностей.

Надо отметить, что особое место среди русских городов занимали Великий Новгород и Псков. Здесь уже в XI веке сформировался совершенно новый тип государства, как в хозяйственном, так и в политическом отношении. Великий Новгород возник из ремесленных и торговых поселений, в котором утвердился вечевой строй — своеобразная торгово-боярская республика. В создавшихся условиях Великий Новгород стал платить ордынцам «выход», поэтому набегам не подвергался. Обращает внимание, что его городское благоустройство оставляло тогда позади города Западной Европы. Среди жителей Великого Новгорода была широко распространена грамотность. Об этом ярко свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, которые до сих пор находят в археологических экспедициях. Уже в IX в. в Великом Новгороде мостили дубовые мостовые. Здесь сооружен первый в Северной Европе водопровод, а улицы были узкими и прямыми. При этом дома ставились фасадом и украшались резьбой. Между тем главная улица Парижа была замощена только в XII в. Сохранился устав богатой новгородской торговой корпорации вощников XIII в., центром которой являлся храм Святого Иоанна Предтечи. В Великом Новгороде известны и другие купеческие товарищества XII—XIV вв. К Великому Новгороду был близок и Псков. Однако с объединением русских земель самостоятельное существование Великого Новгорода и Пскова стало препятствием на пути политического объединения Русского (Московского) государства. И судьба их радикально изменилась.

Следует напомнить, что вначале XIII в. Русь еще соперничала с Западом. Однако после установления золотоордынской зависимости сильно от него отстала. Только со второй половины XIII в. на Северо-Востоке Руси, во Владимиро-Суздальское княжестве начинается постепенное возрождение экономики. С XIV в. ведущая роль в объединении русских земель переходит к Москве, уделу Великого княжества Владимирского. Огромную роль в этом процессе сыграли московские князья. Прежде всего, московским князьям удалось привлечь на свою сторону православную церковь. Москва стала центром церковной жизни рождающегося государства. Иван I Калита понял, что Золотой Орде нужна систематическая поставка дани. Немаловажное значение для усиления Московского княжества имел тот факт, что ярлык на великое княжение перешел к Москве. Таким образом, Москва становится основой объединения страны и организатором борьбы русского народа против золотоордынской зависимости.

Надо отметить, что огромный, невосполнимый ущерб от золотоордынского нашествия был нанесен древнерусским городам и ремесленникам. Как известно, от золотоордынского нашествия особенно пострадали города и ремесленники. А ведь на Западе именно города тогда стремительно развивались, становясь основой западноевропейской цивилизации. В это время западная модель города позволила возобладать в них торгово-ремесленным и хозяйственным элементам. Существование городов на Западе противостояло феодалам, и с ними постоянно велась борьба. Горожанами были ремесленники, объединенные в гильдии. Поэтому именно из западных бюргеров выросла буржуазия. В XV—XVI вв. в передовых странах Западной Европы происходило зарождение капиталистических, рыночных отношений.

В это время на Руси образовывались «княжеские города» как военно-административные центры и «боярские города», возникавшие на базе феодальных вотчин. Дело в том, что горожане сами переходили в зависимость от феодалов, чтобы защититься от произвола усиливавшегося государства. Постепенно на Руси из-за недостаточности хозяйственно-экономического развития город приобрел не столько промышленное, столько торговое значение. Поэтому городское население Руси так и не стало носителем городской культуры в западном смысле. Основная часть русских городов населялась мелкими административными и торговыми жителями, которые активно занимались сельским хозяйством. Все это тормозило развитие городского ремесла.

После золотоордынского нашествия ремесло на Руси перестало на время даже существовать. Тогда крестьяне Руси сами стали производить нужные товары. Это были промыслы, которые заняли место городского ремесла. Поэтому на Западе шла специализация ремесла, а на Руси — промыслов. Еще одним отличием промыслов от городского ремесла была их зависимость от феодалов. Некоторые из них выступали даже их организаторами. В итоге постепенно крестьянские формы самосознания и политической культуры в России оказывались основными для народа в целом.

С XIV в. начинается процесс политического объединения русских земель вокруг Москвы («собирание Руси»). Новыми центрами торговли и ремесла постепенно становились Москва, Тверь, Нижний Новгород, бывшие когда-то незначительными периферийными городами Владимиро-Суздальского княжества. Именно «собирание Руси» постепенно становится «национально-религиозным движением», мобилизационным процессом. А московские государи выступают борцами за православную веру и русскую народность. Важными предпосылками нового объединения Руси стали: синхронность в развитии княжеств, существование правовых норм, восходящих к «Русской Правде», сохранение в народе общерусского национального самосознания и объединяющая роль религии.

Надо обратить внимание, что Русское (Московское государство) возникает в условиях вассальной зависимости от Золотой Орды. Этот феномен не имеет аналогов. Поэтому изначально ценность власти в таком государстве была выше, чем ценность права, в отличие от Запада. В нем сохраняется государственная властьсобственность, ограничивающая сферу развития частной собственности. При этом православная церковь оставалась единственным общенациональным общественным институтом. Отсюда огромное значение православной церкви в жизни рождающегося русского государства. Единство русских основывалось на осознании принадлежности большинства населения к православной вере.

В целом же это был период высокого духовного, экономического, демографического подъема. В Московском государстве шел процесс роста национального самосознания русского народа. Выдающуюся роль в этом процессе сыграл Сергий Радонежский. Своим примером, организацией жизни в Троицкой обители преподобный игумен Сергий Радонежский оформил русскую идею. Его обитель стала русским духовным центром, а он — одним из идейных, духовных основателей нового русского государства. Сергий Радонежский был доверенным лицом московских князей, стоял за князей Калитина рода, так как укрепление церкви было возможно лишь при укреплении центральной власти. Именно он предотвращал междоусобную вражду Москвы с Великим Новгородом, примирял русских князей, содействуя тем самым политике князя Дмитрия Донского по объединению Руси. Троицкая обитель своей деятельностью показывала пример организации жизни, олицетворяя необходимость единства Руси. Гениально эта идея была воплощена в знаменитой иконе «Троица» Андреем Рублевым — последователем Сергия Радонежского. С тех пор икона «Троица» стала воплощением идеи всеединства русской земли. А Сергий Радонежский стал вдохновителем и молитвенным хранителем Куликовской битвы 1380 г.

В ходе объединительного процесса в XTV-XV вв. на Руси идет переход от конфедеративно-договорной структуры Великого княжества Владимирского к унитарной структуре Великого княжества Московского, а на ее основе — к патриархальной монархии, формирующегося российского государства. Крестьянам и горожанам, страдавшим от феодальных усобиц, центральная власть представлялась выходом из тяжелого положения. Теперь именно в Москву устремляются переселенцы из южных районов, находившихся на окраинах, в их числе торговцы и ремесленники. Постепенно здесь оживляется торговля, усиливается подъем ремесленного производства. В конце XIII — начале XIV века «гривна серебра» окончательно уступила первенство «серебряному рублю», который с тех пор стал основной счетной единицей денежной системы русского государства.

Движение Руси на Восток стало сопровождаться и изменениями в политике и экономике. Происходил процесс становления сильной верховной власти Великого князя Московского. Московские князья, а затем русские цари, обладавшие огромной властью, всегда подчеркивали, прежде всего, свое монопольное право на землю. Это предполагало, что все живущие в России — подданные государства, находились в прямой и безусловной зависимости от государя, и поэтому не имели права претендовать ни на собственность, ни на какие-либо неотъемлемые личные права.

Процесс образования единого Московского государства продолжает развертываться при Иване III Васильевиче (1440−1505 гг.) и завершается при Иване IV Грозном (1533−1585 гг.). Политический строй российского государства в XVI — середины XVII в. можно охарактеризовать как чиновно-представительную, либо соборно-представительную монархию. Одновременно с ним начинается и процесс формирования самодержавной формы правления в государстве.

Надо обратить внимание и на такую особенность, в отличие от Запада, что единое Московское государство возникает до того, как закрепляются феодальные права знати. Поэтому в Московском (Русском) государстве усиливается государственный феодализм как целостная общественная система, в отличие от частновладельческого феодализма на Западе. Постепенно бывшие независимые удельные князья превращаются в крупных вотчинников — подданых Великого князя Московского. Таковыми становятся и бояре. Сердцевину этой системы власти составляло феодальное землевладение. За службу военную, административную Великий Московский князь жаловал своих бояр и «слуг вольных» землями. Это был небольшой участок земли с крестьянами, который князь давал на время своим слугам (будущим дворянам) в качестве платы за службу. Так, к концу XV в. сформировалась поместная система и новый слой феодалов — дворяне. К середине XVI века поместье стало уже самым распространенным видом землевладения. Но дворяне не были собственниками земли, в отличие от вотчинников добровольно пришедших под власть Великого князя Московского. Поэтому со второй половины XVI в. в Российском государстве, с опорой на поместное служилое дворянство вводится самодержавная форма правления.

Надо обратить внимание, что на Западе в XIV веке имперская модель государства, созданного по типу Римской империи, постепенно уступает место национальным государствам. Там возникают.

нации-государства, в основе образования которых был процесс новой психологической ментальной ориентации, способствующей формированию буржуазных отношений. После VIII в., когда европейские рыцари отразили арабское нашествие, опасность для Западной Европы быть порабощенной исчезла на тысячу лет. Последующие вторжения сюда не идут ни в какое сравнение с тем, что пришлось пережить Российскому государству.

Огромное значение для развития Запада сыграло и историческое наследие античности, которое выразилось в основании здесь между XII и XV вв. примерно 70 университетов. С эпохи Возрождения в XV веке возникает и рациональность западного человека. А в результате Реформации в XVI в. многие народы Запада сделали своей религиозной обязанностью максимальное трудолюбие, творческое самоутверждение, ответственность и дисциплину индивида.

Таким образом, главной особенностью образовавшегося единого российского (Московского) государства, отличающей этот процесс от аналогичных процессов образования национальных государств в Западной Европе, является необходимость постоянной борьбы с внешней опасностью: с Золотой Ордой, Ливонским орденом и Литвой. Это требовало тотальной сплоченности и объединения всех сил государства. Поэтому власть в Российском государстве складывается как самодержавная в царской форме, как расширившаяся вотчина Московского князя.

В этих условиях основные богатства страны сосредотачивались у Московских князей, т. е. у государства, что осложняло и сдерживало процесс социальной дифференциации общества и выделение из его среды слоя свободных предпринимателей. Владея огромной собственностью, Российское государство начинает контролировать и регулировать все социальные процессы. Это сближало Россию со средневековыми державами Востока.

В результате процесса объединения Российское государство с середины XV века стало развиваться не как национальное государство, а как империя — и по составу населения, в которое, кроме русского, включалось и нерусское население по характеру национального самосознания. Таким Российское государство признавалось и на Западе. Российское государство в условиях социальноэкономического кризиса XV века присвоило себе неограниченные права по отношению к обществу. Это в значительной степени предопределило выбор пути социального развития, связанного с переводом общества в мобилизационное состояние. Его основу составляли внеэкономические формы государственного хозяйствования: экстенсивное использование природных ресурсов, ставка на принудительный труд, внешнеполитическая экспансия и колонизация, ставшая, по выражению В. О. Ключевского, стержнем всей российской истории. Поэтому для российской цивилизации был присущ иной, чем в Западной Европе, генотип социального развития.

Если западноевропейская цивилизация переходила тогда с эволюционного пути на инновационный, то Россия пошла по мобилизационному пути, который осуществлялся за счёт сознательного и «насильственного» вмешательства государства в механизмы функционирования общества. Такой тип развития являлся или средством выхода из застойного состояния, или инструментом ускорения, идущих эволюционных процессов. Таким образом, мобилизационный тип развития России представляет собой один из способов адаптации сложившийся социально-экономической системы к реальностям изменяющегося мира и заключается в систематическом обращении в условиях стагнации или кризиса к чрезвычайным мерам, представляющих собой выраженные в крайних формах условия выживания общества и его институтов.

Так в Российском государстве постепенно сложился особый тип феодального общества — самодержавно-государственно-крепостнический. Это был государственный феодализм как результат, прежде всего, государственной собственности на землю. Необходимо учитывать, что государственный феодализм в России просуществовал в том или ином виде до начала XX века. Его существенной чертой помимо самодержавия и крепостничества была гипертрофированная роль государства, в жесткой зависимости от которого находились не только непосредственные производители, но и представители господствующего класса. Определяющая роль государства в сфере общественных отношений была свойственна в Европе только России. Нашему народу надо было всегда просто выжить, и государство стало гарантом национального существования страны.

Российское государство складывалось в форме соборно-представительной монархии. Но, в отличие от стран Западной Европы, сословный строй России также формировался под воздействием государства. Особая роль внешних факторов для дальнейшего развития российского государства вынуждала ее выбирать такие цели развития, которые постоянно опережали социально-экономические возможности страны. Эти цели не вырастали органическим образом из внутренних тенденций её развития. Естественно, что государство для достижения определенных результатов, прибегало и к политике «насаждения сверху», и к методам форсированного развития экономического и военного потенциала и т. д.

В России, конечно, существовали и другие особые предпосылки законодательного закрепления специфической сословной системы организации общества. Главная из них связана с необходимостью скорейшей мобилизации ресурсов в условиях слабого развития товарно-денежных отношений и постоянной борьбы с внешней опасностью. К XV в. на Руси в поселениях с числом дворов свыше 50 проживало всего 0,1% населения. Таким образом, многие особенности развития России нельзя понять, не учитывая относительную удаленность от государственной и городской жизни большей части населения страны и ее постоянную миграцию.

Естественно, что в своем политическом и культурном развитии Российское государство развивалось тогда в относительной изоляции от Западной Европы. Это создало необходимые предпосылки для формирования самобытной культуры и политической системы, отличной как от западных, так и от восточных образцов. К XVI в. сложился традиционный характер русской культуры, который в народной культуре сохранился вплоть до XX века. Традиционная культура находилась в гармонии с окружающей природной средой и с человеком. Одной из ее основных черт было постоянное стремление к духовному совершенству. В ней отсутствовало резкое противопоставление культуры «верхов и «низов» общества. Обогащение казалось русским людям неправедным и греховным. Покаянием в этом грехе была раздача милостыни нищим и монастырям. Западноевропейский протестантизм же постепенно создает наследственную традицию предпринимательства. В России такой традиции не было. Идеалом глубоко верующих монахов оставалось монашество, воплощенное идеалом Сергия Радонежского. Наследие традиционной русской культуры является достоянием великорусского народа и основой для ее дальнейшего развития.

Обратите внимание, что в Российском государстве постепенно формируется особая служилая система, при которой каждое сословие имело право на существование лишь постольку, поскольку оно несло определенный круг государственных повинностей. При этом сословия различались не правами, а повинностями. Государство в России не только контролировало сословия, но и создавало и оформляло их. Таким образом, социальное бесправие народа России стало ценой национальной независимости нашей страны.

В 1497 г. издается первый общегосударственный сборник законов — Судебник, который закрепил усиление великокняжеской власти, положение служилого дворянства как ее опоры, начало юридическому оформлению крепостного права. Власть в Российском государстве складывалась как самодержавная в царской форме. Поэтому характерной чертой российского государства стало отсутствие экономической свободы для развития предпринимательства.

Интересно, что в XVI—XVII вв. торговля не была делом какогото одного сословия. Торговали все. Российское купечество формировалось и работало в служилой системе государства. К этому относятся, прежде всего, так называемые «выводы» купцов, насильно осуществлявшиеся властями в XV—XVI вв. После утраты Великим Новгородом независимости репрессиям подвергались представители самых родовитых боярских семейств. В 1487 г. там были описаны дворы и лавки «лучших людей». Они были вывезены из Великого Новгорода. Их разместили во Владимире, Нижнем Новгороде, Костроме, Муроме, Ростове Великом и др. городах. На их же место в Великий Новгород Великий Иван III поселил московских купцов и детей боярских. Такие меры осуществлялись также среди жителей Пскова, Смоленска. Это ослабляло торговые контакты этих городов с Западом.

Обратите внимание, что после объединения русских земель всех торговавших с западными странами купцов стали именовать в документах «гостями великого князя». Теперь они находились под покровительством российского государства, защищавшего их интересы на международной арене. «Гости», переселенные в Великий Новгород, сохранили все привилегии, в том числе и право на земельные владения. Теперь они заняли видное место как в торговом мире Великого Новгорода, так и в его администрации. Однако при Иване IV (Грозном) репрессии коснулись и их. В 1560 г. царь объявил о «великой измене» новгородцев. Такими жестокими мерами царь Иван IV (Грозный) стремился искоренить остатки старых новгородских традиций, восходивших к вечевому строю. Поэтому оформившиеся с конца XVI в. привилегированные группы столичных торговых гостей, членов Гостиной и Суконной сотен, приобрели особые права только при условии их обязательной государственной службы на финансово-экономическом поприще. К прежней практике постоянно обращались и позднее, при Петре I.

Таким образом, российское купечество формировалось и действовало в обстановке, далекой от свободного западноевропейского предпринимательства. Репрессивные меры, чрезмерная регламентация торгово-экономической деятельности оказали огромное влияние на облик российских предпринимателей, постепенно привыкавших зависимости от государства, к социальной неустойчивости. Характерно, что московские купцы сами активно субсидировали царскую власть. Со временем высшее столичное купечество постепенно приобретало большое влияние и на политические события.

С объединением русских земель Москва стала не только царской резиденцией, но и сосредоточием торговли всей страны. К этому времени на Руси уже было 160 городов. Среди них были такие новые, как Архангельск, Самара, Саратов, Гомель и др. В Москве тогда проживало до 100 тыс. жителей [1]. В ремесленном производстве конца XIV—XV вв. развивались тенденции, наметившиеся еще в домонгольский период. Популярностью пользовалось изготовление оружия, монет, колоколов и церковной утвари. В русских городах работали свободные ремесленники: кузнецы, ткачи, гончары, кожевники, сапожники, судостроители, ювелиры, косторезы, портные и др.

Новым и важным явлением в развитии российского государства стало развитие государственного предпринимательства в организации ряда отраслей производства, непосредственно удовлетворявших его нужды. В 1479 г. в Москве было основано крупное государственное предприятие по производству оружия — Пушечный двор, где отливались и пушки, и колокола. А к 1547 г. относится первое упоминание об Оружейной палате, где мастера изготовляли стрелковое и холодное оружие. Государственными отраслями в XVI в. являлось также строительное и «полотняное дело». Все крупные строительные работы в стране выполнялись под руководством Приказа каменных дел. Интересно, что, государственное промышленное предпринимательство XVI в. было организовано по принципу мануфактуры рассеянного типа.

Во внешнеполитических делах знатные купцы все чаще совершали поездки за границу с послами, исполняя роль переводчиков и консультантов по политическим и торговым делам. Это ставило их в специфические отношения с аппаратом государственной власти и выделяло из среды других торговых людей Москвы. Совершали купцы и далекие поездки. Так в 1468—1474 гг. путешествие по Волге, через Каспий, Закавказье и Персию вместе с посольством совершили несколько московских и тверских купцов. Среди них был и Афанасий Никитин, который оставил записки «Хождение за три моря» в Индию. Афанасий Никитин описывает караванную форму торговли, при которой товары и перемещались, и продавались. Это была эпизодическая, архаичная форма торговли, сохранившаяся до XIX в. в Сибири.

Таким образом, купеческая верхушка активно использовалась в интересах объединительной политики московских князей. Официально закрепляя за московскими гостями определенные обязанности, правительство превращало их в проводников великокняжеской политики московских князей как внутри государства, так и вне его. В целом для средневекового московского купечества в XIV—XV вв. была характерна значительная имущественная и социальная дифференциация. Высшую группу купечества составляли по-прежнему «гости», занимавшиеся крупной международной торговлей. Звание гостя жаловалось царскими указами за особые заслуги перед государством. Среди них особо выделялась привилегированная корпорация гостей-сурожан, привозивших дорогой шелк из Сурожа — современного Судака, Каффы — Феодосии (Крым), Константинополя и даже далекой Италии. Ступенькой ниже стояли «московские суконники», торговавшие преимущественно западноевропейским сукном. К третьей группе относились просто купцы, участники внутреннего обмена со средним достатком. Четвертая, самая многочисленная группа включала мелких городских торговцев и странствующих коробейников, сбывавших в розницу небольшие партии товаров. И «гости», и «суконники» принадлежали к числу лучших людей, возвышаясь в социальном и имущественном отношении над черными людьми, — остальным населением городского посада. В летописях они перечислялись сразу за боярами и дворянами.

Многие историки справедливо отмечают незрелость русского купечества XIV—XV вв. в социальном плане. В социальной структуре России до XVIII века не было сословия предпринимателей, соответствующего третьему сословию стран Западной Европы. Однако верхушка купечества всячески стремилась возвыситься над основной массой населения городского посада и породниться с видными боярскими фамилиями. Для этого они занимались кредитованием аристократии, брали строительные подряды и т. д.

Обращает внимание, что со временем купечество Московской Руси многое утратило из торгового опыта, накопленного во времена Киевской Руси. Итогом исторического развития стало предоставление англичанам в середине XVI в. Иваном Грозным неограниченных прав на использование нашего рынка. Англичане получили при Иване IV право свободно приезжать в Россию и вести беспошлинную торговлю. Здесь англичанам не уступали и голландцы. Во второй половине XVI в. открывается непосредственная торговля России с Англией, Голландией и другими западноевропейскими странами через Архангельск. Таким образом, оптовые торговые связи России со странами Запада почти целиком находились тогда в руках иностранных купцов. Поэтому Иван IV (Грозный) в 1570 г. создает в Москве полузакрытое поселение иностранцев — Немецкую слободу. Интересно, что русские купцы на западноевропейский рынок тогда практически не проникали и торговали с иноземными торговцами лишь в Архангельске, портах Балтики, в Новгороде и Пскове.

В сложившихся условиях главной фигурой в российском предпринимательстве по-прежнему оставался крупный купец-оптовик, приобретавший и сбывавший значительные партии товаров. Лишь на русском севере с ним могли соперничать «мужики торговые» из крестьян, занимавшиеся добычей и продажей соли, пушным и рыбным промыслами. В целом же предпринимательская деятельность развивалась в рамках господствовавшего государственного феодального способа производства. Однако в XVI в. в России постепенно складывались предпосылки и для новых тенденций в предпринимательстве, проявившиеся уже в следующем столетии в связи с формированием всероссийского рынка.

Крупным собственником в России с середины XIV века стала православная церковь. Правда, митрополит Руси Петр запрещал и белому, и черному духовенству заниматься торговлей и ростовщичеством. Однако жизнь заставляла православных иерархов отказываться от этих запретов. Постепенно через куплю, ростовщические операции, пожалования князя, вклады вотчинников расширяется и монастырское землевладение. Большой предпринимательской хваткой отличались игумены крупнейших монастырей СевероВосточной Руси, владевшие вотчинами, рыбными промыслами, соляными варницами. Широкий размах приобрела торговая деятельность монастырей: Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского и Ферапонтова. Предпринимательство монастырей стимулировалось льготами (при Золотой Орде — освобождение от десятины), от князя (право беспошлинной торговли). После объединения русских земель власти с конца XV в. стали ограничивать торговые привилегии церкви. Такая политика продолжалась и Иваном IV (Грозном). К концу его царствования монастыри полностью лишились податных льгот. Торговыми операциями активно занимались и крестьяне из митрополичьих и монастырских сел. Позднее некоторые из них, полностью оторвавшись от сельского хозяйства, влились в купеческую среду.

В целом же Российское государство до конца XVII века было в силу исторических обстоятельств изолировано от Запада и отстало от него. Но оно сумело выработать свой психологический и культурный код. Он был зафиксирован полнее всего в «Домострое» (середина XVI века). «Домострой» — энциклопедия русского домостроительства и морали. В нем нашли отражение принципы русского хозяйствования [2]. В «Домострое» подробно излагаются действия доброго хозяина, живущего «по отеческому преданию и по христианскому закону», который всего добивается не силой и грабежом, а стараниями, живет по средствам и расчетливо. Если кто, глядя на других, живет не по средствам — это бесчестье. Если берешь в долг — надо отдавать. Поощрять честных и расчетливых людей. В «Домострое» описывается замкнутое саморегулируемое русское хозяйство, ориентированное на разумный достаток и самоограничение, живущее по православным нормам. Сам трудовой идеал русского человека носил духовно-нравственный характер. Эта модель осуществлялась с X по XVII вв., хотя после ликвидации золотоордынской зависимости на Руси изменилось и развитие российского государства. Основными принципами ее функционирования и самобытности стали:

  • — преобладание духовно-нравственных ценностей над материальными, нестяжательство;
  • — ориентация на замкнутость и самодостаточность;
  • — способность к самоограничению в удовлетворении материальных потребностей;
  • — собственность рассматривалась как функция труда, а не капитала. Капиталом являлся производственной частью собственности, направленной на производство;

капитал, отдаваемый в рост, рассматривался как паразитический;

— самобытные формы демократии, воплотившиеся в общине и артели.

Россия создала огромную российскую цивилизацию, освоив за 100 лет земли от Урала до Америки. Однако допетровская Россия значительно отставала от Запада по цивилизационным критериям: развитию науки, промышленности, общественных отношений и пр. Усилиями народа средневековой России была создана самобытная традиционная культура, в целом развивавшаяся в рамках общеевропейской культуры.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой