Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Взаимоотношения государства и Русской православной церкви в 1917 — начале 1940-х гг.: по материалам Чувашии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сложившаяся в Советской России — СССР новая форма государственно-церковных отношений имела для РПЦ далеко идущие последствия, выразившиеся не только в «изъятии» значительного числа священнослужителей и конфискации материальных ценностей, но и в выпячивании внутренних конфессиональных проблем. Наиболее отчетливо эта тенденция проявилась, в 1920;е гг., когда сформировалось два движения… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ И ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Тенденции развития отечественной историографии государственной религиозной политики 1917 — начала 1940-х гг
    • 1. 2. Источниковая база исследования
  • 2. ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И РПЦ
    • 2. 1. Декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» и его реализация на территории Чувашии
    • 2. 2. Становление и развитие атеистической пропаганды
    • 2. 3. Мероприятия советской власти по поддержке раскольнических внутрицерковных движений как фактор борьбы с РПЦ
    • 2. 4. Репрессии как фактор антирелигиозной политики государства
  • 3. СЕКУЛЯРИЗАЦИОНПАЯ ПОЛИТИКА СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К РПЦ
    • 3. 1. Поземельные и имущественные взаимоотношения местных органов власти и церковных общин в первые годы советской власти
    • 3. 2. Голод 1921−1922 гг. в Поволжье и кампания по изъятию церковных ценностей
    • 3. 3. Особенности взаимоотношений государства и РПЦ в период «религиозного нэпа» (1923−1928 гг.)
    • 3. 4. РПЦ в условиях форсированной модернизации советского общества конец 1920-х-начало 1940-х гг.)

Взаимоотношения государства и Русской православной церкви в 1917 — начале 1940-х гг.: по материалам Чувашии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. История государственно-церковных отношений в советский период представляет важную проблему, интерес к которой в последние годы все более активизируется, поскольку начавшееся духовное обновление общества тесно взаимосвязано с процессом возрастания роли религиозных факторов. Перемены в государственном и политическом строе’России, произошедшие после 1991 г., коренным образом повлияли на роль и место религии и церкви в социально-политическойи духовной жизни общества. За истекшие два десятилетия государственно-церковные отношения подверглись глубокому реформированию — была выработана новая, постсоветская модель взаимоотношенийцерквии государства.

Со стороны Русской Православной церкви (РПЦ) на Архиерейском соборе 1992 г. прозвучал тезис об ее аполитичности по отношению к власти и, в частности, продекларировано, что «Церковь не связывает себя ни с каким общественным или государственным строем, ни с какой политической силой"1. Ст. 14 Конституции Российской Федерации 1993 г. закрепила светский характер государства, равенство граждан вне зависимости от их отношения к религии, равенство религиозных объединений перед законом и невмешательство государства в их внутренние дела2. При этом в преамбуле Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» отмечена «особая роль православия в истории России, становлении ее духовности и культуры"3.

Научная актуальность и значимость диссертационного исследования обусловлены потребностью в адекватном анализе исторического опыта государственно-церковных отношений для формирования современной модели взаимоотношений государства и религиозных объединенийПо мудрому замечанию Н. М. Карамзина, сделанному еще в начале XIX в., «настоящее бывает следствием прошедшего. Чтобы судить о первом, надлежит вспомнить последнее"4. Эта аксиома не утратила актуальности и находит отражение в позициях исследователей, считающих, что «одним из лучших критериев для оценки будущего обычно является прошлое. Даже в случаях неожиданного разрыва с прошлым (например, в результате революций во Франции и России) многие черты прошлого сохраняются и продолжают оказывать влияние"5, «исторический анализ необходим для лучшего понимания настоящего и предвидения будущего путем выявления устойчивых тенденций в поведении людей в прошлом"6.

Степень изученности темы. В исторической науке сформировалась основная проблематика исследований истории взаимоотношений государства и РПЦ в 1917 — начале 1940;х гг. (ее подробный анализ дан в первом параграфе первой главы). Однако современное состояние историографии свидетельствует о дефиците работ, основанных на принципе целостного восприятия реализации государственной конфессиональной политикив Чувашской автономии, а также ответной реакции Православной церкви на действия государства.

Цель диссертационного исследования — проведение комплексного анализа взаимоотношений государства и РПЦ на территории Чувашии в 1917 — начале 1940;х гг.

В соответствии с целью определены следующие задачи исследования: исследовать специфику реализации в Чувашии Декрета СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви" — проанализировать региональные и национальные особенности проведения атеистической пропагандыпоказать мероприятия советской власти по поддержке раскольнических внутрицерковных движений как фактора борьбы с влиянием РПЦпроследить роль и место репрессий в антирелигиозной политике советского правительстваоценить результаты государственной политики по подрыву экономических основ функционирования РПЦ;

— раскрыть отношение РПЦ к проводимой государством религиозной политике.

Объектом изучения выступают государственно-церковные отношения.

Предметом исследования являются взаимоотношения государства и РПЦ в 1917 — начале 1940;х гг. на территории Чувашии, рассмотренные сквозь призму основных аспектов осуществления государственной религиозной политики: отделение церкви от государства, развитие антирелигиозной пропаганды, расколы в РПЦ, репрессии как фактор борьбы за идеологическое влияние на массы, секуляризационная политика власти в отношении РПЦ.

Хронологические рамки диссертации (1917 — начало 1940;х гг.) обусловлены относительной целостностью изучаемого периода. Нижняя граница является рубежом, отделившим так называемую «синодальную» эпоху от последующей истории Русской Православной церкви. Государство, некогда бывшее ее покровителем, в годы советской власти стремилось свести к минимуму ее влияние на общество, а затем и добиться полного уничтожения Церкви. С точки зрения государственной политики эта стратегическая цель оставалась неизменной, но под влиянием внешних и внутренних факторов в начале 1940;х гг. власть откорректировала свою религиозную политику. В значительной степени повлияла на изменение государственной политики Великая Отечественная война и занятая РПЦ с ее началом патриотическая позиция. 1943 г. открыл новый этап государственно-церковных отношений в СССР: был создан Совет по делам Русской Православной церкви при Совете Министров СССР- 4 сентября состоялась встреча митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) с И. В. Сталинымв сентябре в Москве прошел Поместный собор РПЦ, где был избран Патриарх Московский и всея Руси.

Территориальные рамки исследования охватывают современную территорию Чувашской Республики с учетом всех происходивших в 1917— 1937 гг. изменений административных границ. До 1920 г. Чувашия входила в состав Казанской (Цивильский, Чебоксарский, Ядринский и, частично,.

Козьмодемьянский и Тетюшский уезды) и Симбирской (частично Алатырский, Буинский и Курмышский уезды) губерний. 24 июня 1920 г. из уездов Казанской губернии с преобладанием чувашского населения была учреждена Чувашская автономная область. 21 апреля 1925 г. она была преобразована в Чувашскую АССР с включением 20 июня 1925 г. трех волостей Алатырского уезда. В 1929;1936 гг. республика входила в состав Нижегородского (Горьковского) края. В дальнейшем территория Чувашии, за исключением границ внутренних районов, не претерпела существенных изменений.

Источниковая база исследования основана на массиве опубликованных и неопубликованных документов и материалов (его более подробная характеристика дана во втором параграфе первой главы): архивные материалы, документы центральных и местных государственных и партийных органов, труды и выступления государственных и партийных V деятелей, периодическая печать, статистические и энциклопедические издания, источники личного происхождения. Основу диссертационной работы составили архивные документы из одиннадцати архивохранилищ Российской Федерации. Установленный круг источников, а также современные методы их обработки и анализа позволяют провести всестороннее исследование взаимоотношений государства и РПЦ на территории Чувашии в 1917 — начале 1940;х гг.

Научная новизна. В диссертационном исследовании проанализирован современный уровень развития историографии проблемы, на основе чего определена степень ее изученности и основные концептуальные подходы в исследовании. На основе комплексного введения в научный оборот архивных материалов, выявленных в 86 фондах двух центральных и девяти региональных архивов, впервые дана целостная картина развития государственно-церковных отношений в Чувашии в 1917 — начале 1940;х гг. В частности, исследована специфика реализации в Чувашии Декрета СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» и оценена ее результативностьпоказаны особенности становления и развития атеистической пропаганды в относительно моноэтническом регионеохарактеризована специфика мероприятия советской власти по поддержке раскольнических внутрицерковных движений и национальных автокефальных церквейотражены роль и место репрессий в антирелигиозной политике государства и выделены этапы проведения репрессий в Чувашской автономиирассмотрены результаты государственной политики по подрыву экономических основ функционирования РПЦраскрыто отношение РГЩ к проводимой государством религиозной политике.

Методологическая основа исследования основывается на обновленных в последние годы научных взглядах исследователей по проблемам отечественной истории и новых подходах российских религиоведов к истории церкви, строится, на проблемно-хронологическом анализе выделенных аспектов рассматриваемой темы с использованием совокупности общенаучных и специальных исторических методов. Во главу угла были поставлены принципы объективности, историзма, системности. Принцип объективности предполагает всестороннее изучение проблемы, привлечение всех основных фактов, глубокий анализ источников, фактическое обоснование выводов. Принцип историзма позволяет изучить государственную политику советской власти в отношении Русской Православной церкви на территории Чувашии в развитии, выявить взаимосвязь с происходившими в 1917;1943 гг. общественно-политическими и социокультурными событиями. Принцип системности необходим при формулировании заключений и оценок. Применение проблемно-хронологического метода дало возможность наиболее адекватно отразить основные аспекты проблемы и избежать при этом повторного освещения одних и тех же сюжетов. Широкое применение нашли методы сравнения, анализа и синтеза. Статистический метод позволил проследить динамику определяющих показателей.

Работа в различных архивохранилищах — с учетом невозможности изучения всех массивов соответствующих материалов — потребовала применения комплексного метода, включающего фронтальное, целенаправленное и выборочное обследование архивных фондов. Фронтальное изучение применялось при работе с делами из фондов органов государственной власти, касающихся разработки и осуществления государственной религиозной политики. Целенаправленно проводился просмотр материалов органов, уполномоченных на проведение религиозной политики и антирелигиозных организаций. Выборочное обследование имело место в том случае, когда в архивных фондах отложилось большое количество однотипных материалов: информационные сводки, обзоры и доклады представителей различных органов власти, материалы о регистрации религиозных обществ и наблюдательные дела за церковными общинами.

Научно-практическая значимость исследования определяется тем, что фактический материал и теоретические выводы диссертации могут быть использованы в деятельности научных учреждений при подготовке научных трудов и обобщающих работ, учебников и методических пособий по истории государственно-церковных отношений, а также в процессе преподавания общих и специальных курсов по истории Чувашии новейшего времени, а также в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в высшей школе. Отраженный в диссертации опыт строительства государственной религиозной политики может быть востребован представителями органов власти для разработки проектов современных государственно-церковных отношений.

На защиту выносятся следующие основные положения работы:

1. Реализация в Чувашии Декрета СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» столкнулась с целым рядом затруднений, обусловленных как отсутствием подготовленных пропагандистских кадров из представителей коренного этноса, так и стремлением одномоментно изменить складывавшийся десятилетиями и столетиями образ жизни чувашского крестьянства, и поэтому оказалась растянутой на несколько лет.

2. Атеистическая пропаганда в автономии была не столь успешной, как об этом свидетельствовали отчеты местных партийных органов и ячеек «Общества друзей газеты «Безбожник» (Союза воинствующих безбожников), демонстрировавшие позитивную динамику работы и рост числа атеистов. Представляемые «для сведения» статистические данные, информационные сводки ОГПУ и др. документы свидетельствовали о сохранении сильной религиозности населения, в том числе и среди самих партийцев.

3. Советская власть активно вмешивалась во внутрицерковную жизнь, пытаясь путем создания обновленческих, автокефальных и иных раскольнических течений развалить РПЦ изнутри. В Чувашии ситуация осложнялась борьбой русского и национального духовенства, стремлением последнего к созданию самостоятельной национальной епархии.

4. Репрессии в отношении духовенства имели волнообразный характер, что в целом было отражением общероссийской тенденции. Однако они имели свои особенности: в 1917—1920 гг. репрессии не носили массовый характер и имели место случаи вынесения оправдательных приговоров со стороны революционных карательных структур. В целом, по данным Комиссии Чебоксарско-Чувашской епархии по канонизации «пострадавших за веру» в автономии репрессиям подверглось до 90% священнои церковнослужителей.

5. Мероприятия советской власти были направлены на подрыв материального положения РПЦ. Государственная политика экономического подавления РПЦ в Чувашии привела к тяжелому финансовому положению представителей духовенства и значительному сокращению числа культовых сооружений.

6. Отношение РПЦ к проводимой государством религиозной политике в течение рассматриваемого периода претерпело изменения. РПЦ резко негативно отнеслась к декретам «О земле» и «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Изъятие церковных ценностей в 19 211 922 гг. раскололо духовенствов фонд Помгола поступило добровольных пожертвований не меньше, чем в ходе принудительного изъятия. Степень конфронтации достигла своего минимума в годы Великой Отечественной войны.

Апробация работы. Результаты исследования излагались на II Международной научно-практической конференции «Человек в российской повседневности: история и современность» (Пенза, март 2009 г.), Всероссийской научно-практической конференции «1917 год в зеркале истории» (г. Ульяновск, 24−25 октября 2007 г.), V Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти ученого С. Л. Сытина и 250-летию Музея-заповедника «Родина В. И. Ленина» (г. Ульяновск, 2324 октября 2008 г.), Межрегиональных научно-практической конференции «Историк и время: проблемы истории и историографии народов России, Поволжья, Марий Эл» (г. Йошкар-Ола, 21 марта 2008 г.) и XI научно-богословской конференции «Христианское просвещение и русская культура» (г. Йошкар-Ола, 24—26 мая 2008 г.), Республиканской научно-практической конференции «Культурные традиции в условиях трансформации общества» (г. Чебоксары, 20 мая 2008 г.). Всего по теме диссертации опубликовано 5 работ общим объемом 2,25 пл., из них одна — в периодическом издании, рекомендованном ВАК Минобрнауки России.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

События Октября 1917 г. потрясли страну, подорвали традиционные устои* организацииобщества. Еще Февральская революция привела к перестройке государственности: исчезла с политической карты мира Российская империя. С переходом же власти в руки большевиков произошло кардинальное реформирование государственного устройства России. Ломка старых политических и общественных институтов сопровождалась резким отказом от многих прежде существовавших норм: Глубокую* эволюцию претерпели и взаимоотношения государства и Русской Православнойщеркви. С самого начала-своего существования советское государство представляло' собой попытку практической реализации доктрины марксизма-ленинизма, возведенного в ранг государственной идеологии, что* естественным образом привело к конфронтации>с РПЦ. .

Одним из основополагающих нормативных актов советской власти в области государственно-церковных отношений стал декрет СНК от 23 января 1918 г. «Об-отделении церкви от государства и школы от церкви». В корне изменив статусроль и функции церкви и религии в обществе и государстве, данный декрет стал законодательной базой для последующего проведения политики. атеизма, а также базой для тотального наступления на религию как на массовую идеологию. Следует признать несомненным факт, что декрет открыл новую страницу государственно-церковных отношений. Антирелигиозная пропаганда была возведена в ранг официальной государственной политики, а РПЦ ограничена в возможностях свободной агитации.

Однако анализ ситуации в Чувашии показывает, что становление и развитие атеизма в конкретном регионе происходило двойственно. С одной стороны, отчеты партийных органов и ячеек Союза воинствующих безбожников демонстрировали позитивную динамику работы, с другой стороны — статистические данные, информационные сводки ОГПУ и др. документы свидетельствовали о сохранении сильной религиозности населения, в том числе и среди партийцев. Именно сохранение сильной религиозности у основной массы населения привело к тому, что конкретная реализация положений декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» столкнулась с целым рядом затруднений, обусловленных как отсутствием на местах подготовленных пропагандистских кадров, так и стремлением одномоментно изменить складывавшийся десятилетиями и столетиями образ жизни чувашского крестьянства.

Испытываемые сложности партийно-государственное руководство стремилось разрешить радикальными методами. Масштабные репрессии против религиозных организаций стали одним из обязательных эпизодов перераспределения социальных функций. В Чувашии, как и в целом по стране, репрессивные меры получили широкое применение. Вопрос о точном числе репрессированных священнослужителей и мирян в Чувашии, остается открытым. По данным Комиссии Чебоксарско-Чувашской епархии по канонизации, в 1917 — начале 1940;х гг. в автономии репрессиям подверглось до 90% священнои церковнослужителей. Самый сильный удар по V духовенству и верующим был нанесен в годы «Большого террора». Духовенство, активные рядовые верующие, органы церковного управления и религиозные организации были причислены в разряд противников социализма, назывались «единственной легальной действующей контрреволюционной организацией, имеющей влияние на массы». Изучение судебно-следственных дел показало, что представителям духовенства и мирянам обвинение, как правило, предъявлялось по 58-й, «политической», статье за антисоветскую агитацию, распространение «клеветнических измышлений» о скорой гибели советской власти, контрреволюционную деятельность, выступления против колхозов и пр. Верующих осуждали также за «тесную связь с попами», защиту интересов духовенства, хранение религиозной литературы, ее чтение и «истолковывание» в антисоветском направлении.

Более успешной, чем противостояние в духовной сфере, была политика Советского государства по подрыву материального положения РПЦ. Несмотря на сопротивление духовенства, к апрелю 1918 г. в Чувашии была фактически завершена национализация церковно-монастырских земель, одновременно с которой прошла и экспроприация значительной части недвижимого монастырского имущества. Серия законодательных актов советской власти изъяла «в ведение государства» гостиницы, свечные и другие заводы, церковные капиталы, отменила различные взимавшиеся в пользу духовенства сборы, лишила священнослужителей налоговых льгот и обязала их к уплате чрезвычайных революционных налогова монастырские хозяйства — к выполнению заданий по продразверстке. К 1920 г. у большинства представителей духовного сословия остался практически единственный источник дохода — вознаграждение за службу.

Голод, охвативший в 1921;1922 гг. многие регионы страны, в том числе и Чувашию, стал своеобразной лакмусовой бумагой взаимоотношений государства и РПЦ. Ликвидация учрежденного Патриархом Всероссийского общественного комитета помощи голодающим и организованная кампания по изъятию церковных ценностей показали, что борьба с голодом 1921— 1922 гг. имела не только экономический, но и ярко выраженный политический характер. Советская власть стремилась сосредоточить исключительно в своих руках все рычаги руководства этим процессом, ставя порой во главу угла не помощь голодающим, а устранение политических оппонентов. За официальной причиной изъятия ценностей в пользу голодающих Поволжья скрывалась глубоко прагматичная цель — практические мероприятия были использованы для определенной консолидации местных партийных организаций, средства шли на насыщение государственной казны золотовалютным резервом, а в целом кампания^ была направлена на ослабление и дезорганизацию РПЦ. Именно кампания по изъятию церковных ценностей послужила внешней предпосылкой раскола внутри РПЦ и формирования так называемого «обновленчества», эта кампания была использована партийными структурами для оживления и усиления антирелигиозной пропаганды. Факты сопротивления священнослужителей и верующих изъятию ценностей были незамедлительно использованы органами власти для начала очередной волны репрессий против духовенства и наиболее активных прихожан.

После некоторого шаткогокомпромисса середины 1920;х гг. государственно-церковныеотношения обострились в период массовой коллективизации и индустриализации страны. С началом индустриализации промышленность страны нуждалась в значительных количествах цветных металлов, дефицит которых пытались покрыть за счет изъятия и утилизации церковного имущества, прежде всего — колоколов. При ликвидации религиозных объединений и закрытии церквей широко использовались административные меры. В результате кампании по закрытию церквей из 284 православных храмов, функционировавших на территории автономии в октябре 1929 г., в марте 1930 г. действовало только 16. В центральные и местные органы управления стали поступать жалобы на незаконное закрытие церквей. Власти отреагировала на многочисленный поток жалоб и столь же многочисленные факты сопротивления — появилась знаменитая, статья И. В. Сталина «Головокружение от успехов" — решением президиума ЦИК Чувашской АССР' от 25 марта 1930 г. была образована Комиссия по предварительному рассмотрению-материалов о закрытии церквей. Культовые здания, изъятые в административном порядке, были возвращены верующим, нарушенные договоры.восстановлены.

Провал административно-репрессивных мер в отношении РПЦ заставили партийное и советское руководство видоизменить тактику. При ликвидации религиозных объединений и закрытии церквей в 1930;е гг. по-прежнему применялись административные меры, но стали широко использоваться технические проверки, экономические методы давления и принуждения. Закрытие церквей служило важным показателем состояния антирелигиозной работы. Вполне естественно, что местные власти прилагали все усилия к массовому закрытию церквей, поэтому и общереспубликанская динамика демонстрирует возрастающие показатели. Если за 1931;1934 гг. было закрыто 99 церквей, то только за 1935 г. — 50, за 1936 г. — 61 и т. д. К 1943 г. на территории Чувашии осталось всего 6 действующих православных храмов.

Сложившаяся в Советской России — СССР новая форма государственно-церковных отношений имела для РПЦ далеко идущие последствия, выразившиеся не только в «изъятии» значительного числа священнослужителей и конфискации материальных ценностей, но и в выпячивании внутренних конфессиональных проблем. Наиболее отчетливо эта тенденция проявилась, в 1920;е гг., когда сформировалось два движения, претендовавших на гегемонию в Православной церкви: «староцерковники» («тихоновцы») и «обновленцы». В Чувашии ситуация осложнялась борьбой русского и национального духовенства, стремлением последнего к созданию самостоятельной национальной епархии. Результатом острой борьбы между различными течениями в РПЦ стало то, что определенная часть населения обратилась от православия к сектантству, а часть верующих вообще отошла от церкви. Ситуация 1930;х гг. в Чувашской АССР характеризуется контролем РПЦ Московской Патриархии над подавляющим числом приходов. Этому способствовало, с одной стороны, фактическая утрата обновленческим движением сколько-либо серьезного влияния, с другойразгром карательными органами наиболее радикальных течений, не признавших легитимности митрополита Сергия на главенство в РПЦ.

Начало Великой Отечественной войны, поражения первых месяцев, утрата контроля над обширными территориями не повлияли на враждебное отношение Советского правительства к РПЦ и не побудили власти прекратить гонение, остановить процесс закрытия храмов и изъятия церковной утвари. Однако в конце 1942 — начале 1943 гг. власть под влиянием внешнеи внутриполитических обстоятельств пошла на определенный компромисс, репрессии против духовенства и верующих ослабели, начали воссоздаваться ранее распавшиеся и закрытые приходы. С насущной повестки дня партийно-государственных структур был снят вопрос о строительстве «безбожного государства», а СВБ — главный координирующий орган антирелигиозной пропаганды — фактически прекратил свою деятельность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
  2. Государственный архив Российской Федерации Ф. Р.-1235. Всероссийский Центральный исполнительный комитет Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Опись 140. Д. 59.
  3. Ф. Р.-5446. Совет Народных Комиссаров СССР. Опись 1 В. Д. 457. Опись 11а. Д. 37.
  4. Российский государственный архив социально-политическойистории
  5. Ф-2. Личный фонд В. И. Ульянова-Ленина. Опись 2. Д. 1168. Ф-17. Центральный комитет КПСС. Опись 3. Д. 280. Ф-89. Личный фонд Е. М. Ярославского. Опись 4. Д. 125.
  6. Государственный исторический архив Чувашской Республики
  7. Ф—14. Цивильская уездная земская управа. Опись 1. Д. 2369.
  8. Ф-15. Чебоксарская уездная земская управа. Опись 1. Д. 2641.
  9. Ф-203. Алатырская уездная землеустроительная комиссия. Опись 1.д. 49.
  10. Ф—204. Чебоксарская уездная землеустроительная комиссия. Опись 1. Д. 153.
  11. Ф—339. Козьмодемьянский Александро-Невский мужской монастырь. Опись 1. Д. 31.
  12. Ф—350. Личный фонд Д. Ф. Филимонова. Опись 1. Д. 2, 3, 5, 12. Ф—507. Тархановское волостное правление Буинского уезда. Опись 1.1. Д. 50.
  13. Ф-557. Метрические книги Чувашии. Опись 3. Д. 126, 139- Опись 5.
  14. Д. 23- Опись 8. Д. 209, 219- Опись 9. Д. 401, 407, 423, 425, 427, 429, 436, 440.
  15. Ф. Р.-З. Революционный комитет Чувашской автономной области. Опись 1. Д. 28, 29.
  16. Ф. Р.-4. Чебоксарская уездная Комиссия по борьбе с последствиями голода. Опись 1. Д. 34.
  17. Ф. Р.-6. Чебоксарский уездный отдел народного образования. Опись 3.1. Д- 12.
  18. Ф. Р.-7. Исполнительный комитет Чебоксарского уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Опись 1. Д. 5, 18, 34, 83, 128, 129, 130, 131, 154, 155, 309, 482.
  19. Ф. Р.-65. Чебоксарский уездный коммунальный отдел. Опись 3. Д. 26,53.
  20. Ф. Р.-75. Министерство социального обеспечения Чувашской АССР. Опись 1. Д. 76.
  21. Ф. Р.-76. Цивильский уездный совет народного хозяйства. Опись 1. Д. 326.
  22. Ф. Р.-86. Чебоксарский уездный революционный трибунал. Опись 1.1. Д. 30.
  23. Ф. Р.-96. Отдел управления исполкома Чебоксарского уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Опись 1. Д. 16, 318, 320.
  24. Ф. Р.-106. Исполнительный комитет Аликовского волостного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Опись 1. Д. 52.
  25. Ф. Р.-109. Чебоксарский уездный продовольственный комитет. Оп. 1. Д. 130, 131.
  26. Ф. Р.-lll. Исполнительный комитет Акулевского волостного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Опись 1. Д. 15- Опись 2. Д. 2.
  27. Ф. Р.-122. Исполнительный комитет Акрамовского волостного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Опись 1. Д. 226, 235- Опись 4. Д. 3.
  28. Ф. Р.-123. Отдел народного образования Исполнительного комитета Советов ЧАО. Опись 1. Д. 16, 20, 36, 101, 476.
  29. Ф. Р.-125. Исполнительный комитет Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской автономной области. Опись 1. Д. 2, 3, 8- Опись 2. Д. 55, 63, 170, 171, 173, 174, 175, 177, 180, 183, 184.
  30. Ф. Р.-145. Ядринская уездная Комиссия по борьбе с последствиями голода. Опись 1. Д. 49.
  31. Ф. Р.-147. Представительство ЧАССР при Президиуме ВЦИК. Опись 1. Д. 632.
  32. Ф. Р.-151. Цивильский уездный отдел народного образования. Опись 1.1. Д. 12.
  33. Ф. Р.-154. Цивильский уездный революционный трибунал. Опись 1.1. Д. 32.
  34. Ф. Р.-157. Цивильский уездный финансовый отдел. Опись 1. Д. 10, 89, 90, 91, 92, 93, 105, 106, 107, 882, 885.
  35. Ф. Р.-160. Цивильская уездная Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и преступлением по должности. Опись 1. Д. 9.
  36. Ф. Р.-164. Исполнительный комитет Тогашевского волостного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Опись 2. Д. 22.
  37. Ф. Р.-172. Исполнительный комитет Ядринского городского Совета депутатов трудящихся. Опись 1. Д. 48.
  38. Ф. Р.-194. Исполнительный комитет Цивильского уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Опись 1. Д. 9, 50, 79, 313.
  39. Ф. Р.-203. Совет Народных Комиссаров Чувашской АССР. Опись 14.1. Д. 17.
  40. Ф. Р.-238. Исполнительный комитет Ядринского уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Опись 1. Д. 10, 11, 25, 139, 246, 354, 450- Опись 2. Д. 10, 44, 52
  41. Ф. Р.-243. Отдел управления исполкома Алатырского уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Опись 1. Д. 83, 150.
  42. Ф. Р.-244. Исполнительный комитет Алатырского уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Опись 1. Д. 66а, 210, 376.
  43. Ф. Р.-256. Уездное земельное управление исполкома Цивильского уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Опись З. Д. 114.
  44. Ф. Р.-300. Исполнительный комитет Алатырского городского Совета депутатов трудящихся. Опись 1. Д. 19, 21, 22, 39.
  45. Ф. Р.-339. Алатырский городской отдел народного образования. Опись 1. Д. 2.
  46. Ф. Р.-358. Ядринский уездный революционный трибунал. Опись 1.1. Д. 12.
  47. Ф. Р.-371. Судебно-следственная комиссия Исполнительного комитета Ядринского уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Опись 1. Д. 1.
  48. Ф. Р.-389. Ядринский уездный продовольственный комитет. Опись 1. Д. 584.
  49. Ф. Р.-499. Чувашский отдел при Народном комиссариате по делам национальностей РСФСР. Опись 2. Д. 4.
  50. Ф. Р -599. Главное управление Советской рабоче-крестьянской милиции НКВД Чувашской АССР. Опись 1. Д. 143.
  51. Ф. Р.-611. Исполнительный комитет Батыревского (Ибресинского) уездного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Опись 1. Д. 18, 92, 147, 225,333.
  52. Ф. Р.-679. Исполнительный комитет Мариинско-Посадского городского Совета депутатов трудящихся. Опись 1. Д. 5, 72, 200, 206, 339.
  53. Ф. Р.-711. Алатырский уездный совет народного хозяйства. Опись 1.1. Д-41.
  54. Ф. Р.-749. Исполнительный комитет Кошелеевского волостного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Опись 1. Д. 3.
  55. Ф. Р.-784. Народный комиссариат внутренних дел Чувашской АССР. Опись 1. Д. 22, 50, 53, 54, 55, 91, 92, 119- Опись 2. Д. 33, 45, 141, 183- Опись 3. Д. 48, 93- Опись 5. Д. 14, 43.
  56. Ф. Р.-1041. Президиум Верховного Совета Чувашской АССР. Опись 1. Д. 97, 99, 101, 212, 213, 214, 215, 217, 218, 219, 220, 524, 360, 361. •
  57. Ф. Р.-1243. Исполнительный комитет Канашского городского Совета депутатов трудящихся. Опись 1. Д. 92.
  58. Ф. Р.-1349. Исполнительный комитет Батыревского волостного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Опись 1. Д. 61.
  59. Ф. Р.-1754. Чувашский республиканский совет Союза воинствующих безбожников СССР. Опись 1. Д. 1, 2, 3, 10, 12, 13.
  60. Ф. Р.-1860. Личный фонд А. В. Чубукова. Опись 1. Д. 43.
  61. Ф. Р.-1917. Личный фонд П. Ф. Ермолаева. Опись 1. Д. 145.
  62. Ф. Р.-1992. Исполнительный комитет Тархановского волостного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Опись 1. Д. 34.
  63. Ф. Р-2669. Народный комиссариат государственной безопасности Чувашской АССР. Опись 2. Д. 100, 832, 1342, 1343, 2262- Опись 3. Д. 2699,3098, 3116, 3137, 3701, 3738, 3797, 3789, 3810, 3841, 3945, 3947, 4304, 4435, 4560, 5057.
  64. Государственный архив современной истории Чувашской Республики
  65. Ф. П.-9. Цивильский уездный комитет ВКП (б). Опись 1. Д. 469- Опись 3. Д. 11.
  66. Ф. П.-10. Чебоксарский уездный комитет ВКП (б). Опись 1. Д. 452. Ф. П.-11. Ядринский уездный комитет ВКП (б). Опись 1. Д. 24. Ф. П.-193. Чебаевский волостной комитет ВКП (б). Опись 1. Д. 10.
  67. Информационный центр Министерства внутренних дел по Чувашской Республике
  68. Ф. 137. Коллекция личных дел осужденных, умерших в местах лишения свободы. Опись 1. Д. 78, 234, 278, 316, 410, 923, 1939, 1957.
  69. Научный архив Чувашского государственного института гуманитарных наук
  70. I. Общий отдел. Ед. хр. 291.
  71. II. История и археология. Ед. хр. 6−7, 408, 417, 418, 419, 424, 435, 443, 444, 452, 549, 2027.
  72. Национальный архив Республики Татарстан Ф-2. Казанское губернское правление. Опись 3. Д. 7138.
  73. Ф—174. Казанская губернская земельная управа. Опись 1. Д. 49, 62.
  74. Ф. Р.-98. Казанский губернский исполнительный комитет Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Опись 1. Д. 43.
  75. Ф. Р.-271. Казанский губернский отдел народного образования. Опись 1. Д. 28.
  76. Ф. Р.-667. Личный фонд А. А. Максимова. Опись 1. Д. 16, 23.
  77. Ф. Р.-983. Исполнительный комитет Казанского губернского Совета крестьянских депутатов. Опись 1. Д. 54.
  78. Центральный архив Нижегородской области
  79. Ф. Р.-982. Государственная сберегательная касса № 93 при Нижегородской конторе Народного банка РСФСР. Опись 1. Д. 3.
  80. Ф. Р.-2626. Горьковский краевой Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (1929−1936 гг.). Опись 1. Д. 1330, 1352.
  81. Государственный общественно-политический архив1. Нижегородской области
  82. Ф-2. Горьковский крайком ВКП (б) (1929−1936 гг.). Опись 1. Д. 103, 313,332, 1037.
  83. Государственный архив Республики Марий Эл
  84. Ф. Р.-38. Козьмодемьянский уездный отдел земледелия. Опись 1. Д. 35.
  85. Государственный архив Ульяновской области
  86. Ф. Р.-190. Отдел народного образования исполкома Ульяновского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Опись 1. Д. 734.
  87. Ф. Р.-200. Симбирский (Ульяновский) губернский исполнительный комитет Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Опись 2. Д. 22, 306, 1068, 1235, 1498.
  88. Ф. Р.-696. Ульяновский губернский совет профессиональных союзов. Опись 1. Д. 1900.1. ОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ1. Нормативно-правовые акты
  89. , Я. Что означает закон о свободе совести и отделении церкви от государства? (Подробное, постатейное рассмотрение Декрета о свободе совести с приложением самого декрета) / Я. Буров. — М.: Издание ВЦИК, 1918.- 16 с.
  90. Декреты Советской власти: в 17 т. Т. 1. 25 октября .1917 г. -16 марта 1918 г. -М.: Госполитиздат, 1957. — 626 с.
  91. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве // Систематический сборник важнейших декретов 1917—1920 гг. М., 1920. — С. 219−233.
  92. Конституции и конституционные акты Союза ССР. 1922−1936: сб. документов / под ред. И. П. Трайнина. М.: Изд-во «Ведомостей Верховного Совета РСФСР», 1940. — 206 с.
  93. Конституции и конституционные акты РСФСР. 1918−1937: сб. документов / под общ. ред. А. Я. Вышинского. — М.: Изд-во «Ведомостей
  94. Верховного Совета РСФСР», 1940. 298 с.
  95. Конституция Чувашской АССР: принята Постановлением Чрезвычайного XI съезда Советов ЧАССР 18 июля 1937 г. — Чебоксары: Чувашиздат, 1937.-51 с.
  96. О свободе совести и о-религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 25-ФЗ // СЗ РФ. 1997. — № 39. — Ст. 4465.
  97. По вопросу регулирования колокольного звона и снятия колоколов с тех молитвенных зданий, где колокольный звон прекращен: Циркуляр Комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК от 8 июня 1933 г. //ГИАЧР. Ф. Р.-679. Оп. 1. Д. 339. Л. 20−21.
  98. Систематический сборник узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского правительства. М.: НКЮ, 1919. — 238 с.
  99. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР, издаваемое Народным комиссариатом юстиции (СУ
  100. РСФСР). Отдел первый. -М., 1917−1938.
  101. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР: Сборник декретов 1917—1918 гг. М.: Гос. изд-во, 1920.-312 с.
  102. Состояние антирелигиозной работы в Чувашии: Постановление бюро Чувашского ОК ВКП (б) от 18 сентября 1931 г. Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1931. — 24 с.
  103. Уголовный Кодекс РСФСР 1922 г. // Собрание Кодексов РСФСР: официальное издание. М.: Юрид. изд. НКЮ РСФСР, 1925. — С. 523−578.
  104. Сборники документов и материалов
  105. Аграрная политика Советской власти (1917−1918 гг.): документы и материалы / сост. И. И. Варжо. М.: Изд-во АН СССР, 1954. — 552 с.
  106. Алатырь. Летопись города. Факты, события, воспоминания, фотографии: в 2 т. Т. 1. / отв. ред. В. Г. Ткаченко. Алатырь: Госкомархив Чувашии, 2002. — 352 с.
  107. Архивы Кремля. Политбюро и церковь. 1922−1925 гг.: в 2 кн. Кн. 1./ подгот. Н. Н. Покровский, С. Г. Петров. М.: РОССПЭН, Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997. — 600 с.
  108. Архивы Кремля. Политбюро и церковь. 1922−1925 гг.: в 2 кн. Ки. 2. / подгот. Н. Н. Покровский, С. Г. Петров. М.: РОССПЭН, Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998. — 647 с.
  109. Большевики Татарии в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны (август 1918 декабрь 1920): сб. документов и материалов / сост. Н. 3. Замалеева, Н. А. Лебедева, Н. А. Субаев. — Казань: Татарское кн. изд-во, 1961. — 798 с.
  110. Итоги борьбы с голодом в 1921—1922 гг.: сб. статей и отчетов. -М.: Издание ЦК Помгол ВЦИК, 1922. 61 с.
  111. Октябрьская революция и установление Советской власти в Чувашии: сборник документов. Чебоксары: Чувашское гос. изд-во, 1957. -428 с.
  112. По революционному! По деловому! (Все на борьбу с голодом): сборник документов и материалов. — М.: Гос. изд-во, 1922. —48 с.
  113. Революционная борьба крестьян Казанской губернии накануне Октября: сборник документов и материалов. Казань: Татарское кн. изд-во, 1958.-824 с.
  114. Революция 1917−1918 гг. в Марийском крае. По материалам уездных, съездов крестьянских депутатов. Вып. 2. Козьмодемьянский уезд. — Йошкар-Ола: МарГУ, 2007. -148 с. — (Серия «История и культура народов Марий Эл в документальных источниках»).
  115. Симбирская губерния в годы гражданской войны (май 1918 г. -март 1919 г.): в 2 т. Т. 1. — Ульяновск: Ульяновское кн. изд-во, 1958. — 488 с.
  116. Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918−1939. Документы и материалы: в 4 т. / под ред. А. Береловича, В. Данилова. — Т. 1.1918−1922 гг. -М.: РОССПЭН, 2000. 864 с.
  117. Советская деревня глазами ВЧК-ОГПУ-НКВД. 1918−1939. Документы и материалы: в 4 т. / под ред. А. Береловича, В. Данилова. — Т. 2. 1923−1929 гг. М.: РОССПЭН, 2000. — 1168 с.
  118. Чувашия в годы Гражданской войны. Образование Чувашской автономной области: сборник документов / отв. ред. В. Л. Кузьмин. -Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1960. 718 с.
  119. Материалы партийных съездов, конференций, пленумов ЦК, обращения и отчеты партийных органов
  120. Двенадцатый съезд РКП (б). 17−25 апреля 1923 г. Стенографический отчет. М.: Политиздат, 1968. — 903 с.
  121. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898−1986): в 15 т. / под общ. ред. А. Г. Егорова, К. М. Боголюбова. 9-е изд., доп. и испр. — Т. 1. 1898−1917. — М.: Госполитиздат, 1983.-638 с.
  122. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898−1986): в 15 т. / под общ. ред. А. Г. Егорова, К. М. Боголюбова. 9-е изд., доп. и испр. — Т. 2. 1917—1922. — М.: Госполитиздат, 1983. — 606 с.
  123. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898−1986): в 15 т. / под общ. ред. А. Г. Егорова, К. М. Боголюбова. 9-е изд., доп. и испр. — Т. 3. 1922−1925. -М.: Госполитиздат, 1984. — 494 с.
  124. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898−1986): в 15 т. / под общ. ред. А. Г. Егорова, К. М. Боголюбова. 9-е изд., доп. и испр.-Т. 5. 1929−1932. -М.: Госполитиздат, 1984.-446 с.
  125. Об организации Всероссийской Центральной Комиссии по борьбе с голодом при ВЦИК: Обращение ЦК РКП (б) от 10 августа 1921 г. № 111 // Справочник партийного работника. Выпуск 2. — М., 1922. — С. 159−161.
  126. Отчет Чувашского областного экономического совещания Совету Труда и Обороны. Октябрь 1921 г. март- 1922 г. — Чебоксары: Чувашоблэкосо, 1922. — 38 с.
  127. Труды государственных и партийных деятелей
  128. Бонч-Бруевич, В. Д. Воспоминания о В. И. Ленине / В. Д. Бонч-Бруевич. М.: Наука, 1965. — 480 с.
  129. Бонч-Бруевич, В. Д. Отделение церкви от государства / В. Д. Бонч-Бруевич // Деятели Октября- о религии и церкви. М.: Мысль, 1968.-С. 12−13.
  130. Бонч-Бруевич, В. Д. Роль духовенства в первые дни Октября / В. Д. Бонч-Бруевич // Деятели Октября о религии и церкви. М.: Мысль, 1968.-С. 14−24.
  131. , Н. Азбука коммунизма / Н. Бухарин, Е. Преображенский // Звезда и свастика: большевизм и русский фашизм: Бухарин Н., Преображенский Е. Азбука коммунизма- Тараданов Г., Кибардин В. Азбука фашизма. -М.: ТЕРРА TERRA, 1994. — С. 3−188.
  132. , В. В. Послание патриарха Тихона к архипастырям и пастырям церкви Российской / В. В. Воровский // Деятели Октября о религии и церкви. М.: Мысль, 1968. — С. 26−37.
  133. , М. И. О земле // Калинин М. И. Избранные произведения: в 4 т. Т. 1. 1917 — 1925 гг. — М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1960.-С. 4−5.
  134. , М. И. О помощи голодающим // Калинин М. И. Избранные произведения: в 4 т. — Т. 1. 1917 — 1925 гг. М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1960. — С. 306−324.
  135. , М. И. 38-летний юбилей Морозовской стачки // Калинин М. И. Избранные произведения: в 4 т. Т. 1. 1917 — 1925 гг. — М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1960. — С. 361—367.
  136. , А. М. Попы еще работают / А. М. Коллонтай // Деятели Октября о религии и церкви. М.: Мысль, 1968. — С. 62−65.
  137. , П. А. Советская власть и церковь / П. А. Красиков // Деятели Октября о религии и церкви. М.: Мысль, 1968. — С. 67—75.
  138. , П. А. Крестьянство и религия / П. А. Красиков // Деятели Октября о религии и церкви. М.: Мысль, 1968. — С. 75−103.
  139. , Н. К. Задачи антирелигиозной пропаганды / Н. К. Крупская // Деятели Октября о религии и церкви. М.: Мысль, 1968.1. С. 121−125.
  140. , В. И. К деревенской бедноте // Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. (далее — ПСС). — Т. 7. Сентябрь 1902 — сентябрь 1903 гг. — М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1959. — С. 129−203.
  141. , В. И. Социализм и религия // Ленин В. И. ПСС. Т. 12. Октябрь 1905 — апрель 1906 гг. — М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1960-С. 142−147.
  142. , В. И. Об отношении рабочей партии к религии // Ленин
  143. B. И. ПСС. Т. 17. Март 1908 — июнь 1909 гг. — М.: Гос. изд-во полит, литры, 1961.-С. 415−326.
  144. , В. И. Речь на I Всероссийском съезде работниц 19 ноября 1918 г.//Ленин В. И. ПСС. Т. 37. Июль 1918-март 1919 гг.-М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1963. — С. 186−187.
  145. , А. «TypacapceM, колхозсем тйвйр!» («Безбожники, стройте колхозы!») / А. Лукачевский- пер. на чуваш, яз. А. Викторова. — М.: Центриздат, 1931.- 15 с.
  146. , A.B. Об антирелигиозной пропаганде / А. В. Луначарский // Деятели Октября о религии и церкви. — М.: Мысль, 1968.-С. 170−175.
  147. , A.A. Отчет комиссара просвещения Казанской рабоче-крестьянской республики о его деятельности с 20 февраля по 15 апреля 1918 г. / А. А. Максимов. Казань, 1918. -32 с.
  148. , С. П. Тён-халйх тйшманё (Религия — враг народа) /
  149. C. П. Петров. — Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1936. 74 с.
  150. В. И. Ленина Л. Д. Троцкому для членов Политбюро ЦК РКП (б) от 19 марта 1922 г. / публ. подготовлена Ю. Ахапкиным, И. Китаевым, В. Степановым // Известия ЦК КПСС. 1990. — № 4. — С. 190 195.
  151. , И. В. Выступление на Пленуме ЦК ВКП (б) 3 марта 1937 г. / И. В. Сталин // Вопросы истории. 1995. -№ 3. — С. 3−15.
  152. , И. В. Головокружение от успехов / Сталин И. В. Сочинения. Т. 12. Апрель 1929 — июнь 1930 г. — М.: Госполитиздат, 1949. -С. 191−199.
  153. , И. В. О работе апрельского объединенного пленума ЦК и ЦКК. Доклад на собрании актива московской организации ВКП (б) 13 апреля 1928 г. // Сталин И. В. Сочинения. Т. 11. 1928 — март 1929 г. -М.: Госполитиздат, 1949. — С. 27−64.
  154. , И. В. Политический отчет ЦК на XV съезде ВКП (б) 3 декабря 1927 г. // Сталин И. В. Сочинения. Т. 10. Август — декабрь 1927 г. -М.: Госполитиздат, 1949. — С. 271−353.
  155. , Е. М. Антирелигиозная пропаганда, ее содержание и методы // Ярославский Е. М. Против религии и церкви: в 3 т. Т. 3. М.: ОГИЗ, 1935.-С. 29−44.
  156. , Е. М. В защитный цвет // Ярославский Е. М. Против религии и церкви: в 3 т. Т. 1. М.: ОГИЗ, 1932. — С. 66−67.
  157. Е. М. Как вести антирелигиозную пропаганду / Е. М. Ярославский // Деятели Октября о религии и церкви. М.: Мысль, 1968.-С. 200−228.
  158. , Е. М. Об антирелигиозной агитации и пропаганде среди работниц и крестьянок // Ярославский Е. М. Против религии и церкви: вЗ т. Т. З.-М.: ОГИЗ, 1935.-С. 8−12.
  159. , Е. М. По делам вашим воздастся вам // Ярославский Е. М. Против религии и церкви: в 3 т. Т. 1. М.: ОГИЗ, 1932. -С. 55−56.5. Статистические издания
  160. Адрес-календарь и справочная книжка Казанской губернии на 1915 г.-Казань, 1914.-819 с.
  161. , С. Голод в цифрах / С. Ингулов. М.: Гос. изд-во, 1922. -24 с.
  162. Статистический сборник за 1913−1917 гг. Выпуск 1. М., 1921. -277 с. — (Труды Центрального статистического управления).
  163. Районы Чувашии в цифрах за 1935 г. Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1936.-238 с.
  164. Учебные и методические издания по антирелигиозной работе
  165. , Ф. Как вести антирелигиозную пропаганду среди крестьянок / Ф. Абрамов. М.: Центриздат, 1931. — 40 с.
  166. Антирелигиозный учебник для кружков и самообразования / под ред. М. М. Шейнмана. М.: ОГИЗ-ГАИЗ, 1938. — 453 с.
  167. Антирелигиозный художественный сборник для чтения и декламации. М.: ОГИЗ-ГАИЗ, 1933. — 142 с.
  168. , С. С. Тёне хирёф пропаганда тавасси (Методическое / письмо об антирелигиозной пропаганде среди чуваш) / С. С. Кутяшов. М.: СССР-ти халахсен тёп издательстви, 1928. — 52 с.
  169. Тёне хирё9 вёренекен крушоксен кёнеки (Антирелигиозный крестьянский учебник) / Пер. на чув. яз. С. С. Кутяшов и др. М.: Центриздат, 1931. — 264 с.
  170. Другие виды опубликованных источников
  171. , Д. Новый Завет без изъяна евангелиста Демьяна / Д. Бедный. JL: Прибой, 1925. — 250 с.
  172. , А. Б. Циники / А. Б. Мариенгоф. — М.: Современник, 1990.- 110 с.
  173. Русская Православная церковь и Великая Отечественная война: Послания Патриаршего Местоблюстителя Сергия, Митрополита Московского и Коломенского // Наш современник. 2000. — № 5. — С. 217
  174. , М. Собрание сочинений / М. Сеспель. Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1959. — 355 с. 1.I. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ
  175. Антирелигиозник. Орган Центрального совета Союза воинствующих безбожников СССР. 1930−1933 гг.
  176. Беднота. Издание ЦК РКП (б). 1921 г.
  177. Безбожник. Орган Центрального и Московского советов СВБ СССР. — 1934 г.
  178. Безбожник у станка. Издание Московского комитета ВКП (б). — 1928 г.
  179. Бюллетень Исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Автономной Чувашской Советской Социалистической Республики. — 1925 г.
  180. Воинствующий атеизм. Орган Центрального совета Союза воинствующих безбожников СССР. 1931 г.
  181. Голос свободной церкви. Орган православного клира и мирян Рязанской епархии. 1917 г.
  182. За землю и волю. Орган Казанского губернского комитета партии социалистов-революционеров, исполкома Казанского Совета крестьянских депутатов и военной организации партии социалистов-революционеров. — 1918 г.
  183. Знамя революции. Орган Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов г. Казани и губернии. 1918−1919 гг.
  184. Известия. Орган ЦИК СССР и ВЦИК Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. 1922, 1924, 1931 гг.
  185. Известия. Орган облисполкома, Чувашского отдела Народного комиссариата по делам национальностей и обкома РКП (б) Чувашской АО. -1921 г.
  186. Известия Ядринского Совета крестьянских, рабочих и солдатскихдепутатов. — 1918 г.
  187. Казанское слово. Беспартийно-демократическая газета. — 1918 г.
  188. Канаш. Орган Революционного комитета Автономной Чувашской Области и Чувашского отдела Народного комиссариата по делам национальностей. 1918, 1920, 1924, 1926 гг.
  189. Кочедык. Двухнедельный журнал сатиры и юмора. Приложение к газете «Трудовая газета». 1928−1929 гг.
  190. Красная Чувашия. Орган Чувашского обкома ВКП (б) и ЦИКа Чувашской АССР. 1929−1940 гг.
  191. Правда. Орган Центрального комитета и Московского комитета РКП (б). 1922 г.
  192. Рабочее дело. Орган Казанской организации Российской социал-демократической партии. 1917 г.
  193. Револю1{ия и церковь. Издание Народного комиссариата юстиции РСФСР.-1919 г.
  194. Тёне хирёд. Орган Чувашского совета Союза воинствующих безбожников. — 1932−1933 гг.
  195. Трудовая газета. Орган Алатырского уездного комитета РКП (б). — 1922−1924, 1927 гг.
  196. Трудовая жизнь. Орган исполкома Ядринского Совета крестьянских и рабочих депутатов. — 1918 г.
  197. Церковные ведомости. Издание Святейшего Правительствующего Синода. — 1918 г.
  198. Чебоксарская правда. Орган Чебоксарского Совета рабочих и солдатских депутатов. 1917 г.
  199. , В. Н. В борьбе с последствиями неурожая 1921 года в
  200. Чувашии (Воспоминания) / В. Н. Александров. Чебоксары: Чувашское гос. изд-во, 1960.-48 с.
  201. , И. Е. В борьбе за Советскую власть / И. Е. Ефимов. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1968. 96 с.
  202. , А. С. В революционные дни (Воспоминания старого коммуниста о событиях 1917−1918 гг.) / А. С. Косырев. Чебоксары: Государственное изд-во, 1957. — 15 с.
  203. , Д. К. Революцией призванные (Из воспоминаний красногвардейца) / Д. К. Лаптев. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1969. — 58 с.
  204. , М. Г. Записки из прошлого / М. Г. Рошаль. М.: Наука, 1969.-216 с.
  205. , М. Р. В годы великих свершений / М. Р. Рублев. -Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1959. 108 с.
  206. Феодосий (Алмазов), архимандрит. Мои воспоминания (Записки Соловецкого узника) / Архимандрит Феодосий (Алмазов). М.: Крутицкое Патриаршее подворье, Общество любителей церковной истории, 1997. -259 с.
  207. , Л. В. Церковь, верующие, власть / Л. В. Абросимова // Общество и власть. Российская провинция. 1930 г. июнь 1941 г. / Сост. А. А. Кулаков, В. В. Смирнов, Л. П. Колодникова. — М.: Институт Российской истории РАН, 2005. — Т. 2. — С. 943−948.
  208. , Г. А. Чувашские интеллигенты. Биографии и судьбы / Г. А. Александров. 2-е изд., доп. — Чебоксары: Колорит, 2006. — 216 с.
  209. , Г. А. Формирование и развитие института в 19 301 970-е годы / Г. А. Александров // Чувашский государственный институтгуманитарных наук. 1930−2000. Чебоксары: ЧГИГН, 2000. — С. 12−77.
  210. , В. А. Иллюзии и догмы: Взаимоотношения Советского государства и религии / В. А. Алексеев. — М.: Политиздат, 1991. — 400 с.
  211. , С. А. Советы рабочих и крестьянских депутатов в Чувашии в 1917—1918 гг.. / С. А. Артемьев. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1965.- 195 с.
  212. , Н. А. Русская идея // Бердяев Н. А. Самопознание. М.: ЭКСМО, Харьков: Фолио, 1998. — С. 11−248. — (Серия «Антология мысли»).
  213. , А. Г. Из истории движения за национальную церковь в Чувашии в XX в.: Чувашская автокефалия / А. Г. Берман // Библиотека Якова Кротова: сайт. URL: http://www.l
  214. , Л. Ю. Православные храмы Чувашии / Л. Ю. Браславский. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1995. — 350 с.
  215. , С. А. Свобода совести и светскость государства в России : историко-правовой аспект / С. А. Бурьянов // Научный атеизм: сайт. URL: http://www.atheism.ru/lci/analys/7icH36 (дата обращения: 21.05.2007).
  216. , О. Ю. Русская православная церковь в 1927—1943 годах / О. Ю. Васильева // Вопросы истории. 1994. — № 4. — С. 35−48.
  217. , Д. А. Ленин. Политический портрет: в 2 кн. Кн. 2 / Д. А. Волкогонов. М.: Новости, 1994. — 512 с.
  218. , Н. С. Современное православие и его идеология / Н. С. Гордиенко, В. И. Носович, Л. Р. Харахоркин. М.: Изд-во АН СССР, 1963.-205 с.
  219. , М. Церковные богатства и голод в России / М. Горев. — М.: Гос. изд-во, 1922. 20 с.
  220. , А. Великая крестьянская война в России. Большевики и крестьяне. 1917−1933 / А. Грациози- пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2001. -96 с.
  221. , О. Русская православная церковь под игом.богоборческой власти в период с 1917 по 1941 годы / О. Губкин // Богослов: Научный богословский журнал: сайт. URL: http://www.bogoslov.ru/biblio/text/246 503/index.html (дата обращения:0709.2007).
  222. , Ю. С. Воинствующий атеизм Сеспеля / Ю. С. Гуров // Ученые записки ЧНИИ. Вып. 51. Чебоксары: ЧНИИ, 1971. — С. 245−256.
  223. , П. В. Религия и атеизм чувашского народа / П. В. Денисов. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1972. — 478 с.
  224. , В. Д. Помощь советского государства и русского народа трудящимся Чувашии по борьбе с голодом 1921—1922 гг. /
  225. B. Д. Димитриев // Записки ЧНИИ. Выпуск IV. Чебоксары: ЧНИИ, 1950.1. C.3−49.
  226. , В. Д. М. П. Петров (Тинехпи) деятель просвещения и культуры, этнограф и историк: Учебное пособие / В. Д. Димитриев. -Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2003. — 56 с.
  227. , JI. А. Политические репрессии 1920−1930-х гг. в Чувашии: основные этапы и масштабы / Л. А. Ефимов // Вестник ЧГПУ им. И. Н. Яковлева. 2006. — № 3. — С. 124−132.
  228. , В. Б. Демографическая история России в 1930-е годы. Взгляд в неизвестное / В. Б. Жиромская. М.: РОССПЭН, 2001. — 280 с.
  229. , В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской, России (1917−1921 гг.) / В. Ф. Зыбковец. М.: Наука, 1975. -206 с.
  230. , А. В. Атеистическая сатира в журналах «Красное жало» и
  231. Кочедык" / А. В. Изоркин // Ученые записки ЧНИИ. Чебоксары: ЧНИИ, 1970.-Вып. 49.-С. 106−114.
  232. , И. Н. К истории церквей и приходов V-ro Благочинного округа Чебоксарско-Чувашской епархии (к 10-летию округа) / И. Н. Ильин. -Чебоксары: ВЕКО, 2004. 128 с.
  233. История России: Учебник для ВУЗов / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2008.-528 с.
  234. История Чувашии новейшего времени. 1917—1945. Чебоксары: ЧГИГН, 2001.-262 с.
  235. История Чувашской АССР: в 2 кн. Кн. 2 (советский период). -Чебоксары: НИИЯЛИиЭ, 1963. 348 с.
  236. , Э. История Советской России / Э. Kapp- пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. — Кн.1. Т. 1 и 2. Большевистская революция. 1917−1923.— 768 с.
  237. , Е. В. Общественно-политические настроения крестьянства Чувашии в годы новой экономической политики / Е. В. Касимов // Личность, общество, власть в истории Чувашии: XX век. — Чебоксары: ЧГИГН, 2007. С. 144−194.
  238. , Е. В. Государственная политика развития производственной кооперации в сельском хозяйстве Чувашии в 1918—1929 гг.. / Е. В. Касимов // Исследования по истории Чувашии и чувашского народа. Выпуск 4. Чебоксары: ЧГИГН, 2006. — С. 16−70.
  239. , А. Н. Государство и церковь. Из истории взаимоотношений Советской власти и Русской православной церкви. 19 171 945 гг. / А. Н. Кашеваров. СПб.: СПбГТУ, 1995. — 138 с.
  240. , М. А. Большевики Казанской губернии во главе аграрных преобразований 1917−1919 г. / М. А. Кибардин. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1963. — 228 с.
  241. В. В. Крестьянское движение в Поволжье в 19 181 922 гг. / В. В. Кондрашин // Россия сельская. XIX начало XX века: Сб. статей / Отв. ред. А. П. Корелин. — М.: РОССПЭН, 2004. — С. 331−361.
  242. , М. Ю. Противостояние : большевики и Церковь. 1917— 1941 гг. / М. Ю. Крапивин. Волгоград: Перемена, 1993. — 100 с.
  243. , Г. Е. Кризис религии / Г. Е. Кудряшов. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1981. — 112 с.
  244. , Г. Е. Пережитки религиозных верований чуваш и их преодоление / Г. Е. Кудряшов. — Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1961. — 164 с.
  245. , В. JI. Из истории реализации ленинского декрета о земле в Чувашии / В. J1. Кузьмин // Записки ЧНИИ.- Чебоксары: ЧНИИ, 1953. -Выпуск VII. С. 2−24.
  246. , В. JI. Крестьянское движение в Чувашии в период подготовки Октябрьской революции / В. JI. Кузьмин. Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1957. — 184 с.
  247. , JI. В. Повседневная жизнь пензенской деревни в 1920-е годы: традиции и перемены / JI. В. Лебедева. М.: РОССПЭН, 2009. — 183 с.
  248. , А. Э. Очерки по истории русской церковной смуты. Т. 1. / А. Э. Левитин, В. М. Шавров. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996. -670 с.
  249. , А. Л. Красный и белый террор в России. 1918−1922 гг. /
  250. A. Л. Литвин. Казань: Татарское газетно-журнальное изд-во, 1995. -328 с.
  251. , Н. М. Церковь и государство / Н. М. Лукин. М.: Коммунист, 1918.-40 с.
  252. , Н. М. Революция и церковь / Н. М. Лукин // Деятели Октября о религии и церкви. — М.: Мысль, 1968. — С. 131—168.
  253. , М. Советская* трагедия. История социализма в России. 1917−1991 / М. Малиа- пер. с англ. -М.: РОССПЭН, 2002. 584 с.
  254. , С. П. Красный террор в России / С. П. Мельгунов. -М.: СП «PUICO», «P.S.», 1990. 208 с.
  255. , Р. В. Особенности духовности российского крестьянства в 20−30-е годы XX века / Р. В. Михайлова // Художественная культура Чувашии: 20-е годы XX века. Чебоксары: ЧГИГН, 2005. -С. 106−123.
  256. , А. И. Деятельность Комиссии по изъятию церковных ценностей в 1920-е годы в Чувашии / А. И. Мордвинова // Художественная культура Чувашии: 20-е годы XX века. Чебоксары: ЧГИГН, 2005. -С. 162−169.
  257. , М. К. Первые шаги культурной революции в Татарии (октябрь 1917 июль 1918 гг.) / М. К. Мухарямов // Татария в период Великого Октября. — Казань: ИЯЛиИ АН СССР, 1970. — С. 5−21.
  258. , В. А. Архивное строительство в Чувашской АССР /
  259. B. А. Нестеров. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1973. — 56 с.
  260. , А. Церковь и государство (история правовых отношений)
  261. А. Николин. М.: Сретенский монастырь, 1997. — 429 с.
  262. М. И. Государство и церковь (история взаимоотношений. 1917−1938 гг.) / М. И. Одинцов. М.: Знание, 1991. — 63 с.
  263. , В. В. Голод 1920-х годов в Чувашии : причины и последствия / В. В. Орлов // Отечественная история. — 2008. № 1. — С. 106— 117.
  264. , В. В. Крестьянское восстание в Чувашии в 1921 году : причины и последствия / В. В. Орлов // Отечественная история. 2008. -№ 5. С. 165−171.
  265. Очерки истории сельского хозяйства и крестьянства Чувашии. Часть 1. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989. 302 с.
  266. Очерки истории Чувашской областной организации ВЛКСМ. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1978. — 543 с.
  267. , И. Е. Чувашия в первые годы диктатуры пролетариата / И. Е. Петров. — Чебоксары: Чувашгосиздат, 1961. 356 с.
  268. , Ю. А. 1921-й : победа над голодом / Ю. А. Поляков. -М.: Политиздат, 1975. 112 с.
  269. , Д. В. Русская православная церковь в XX веке / Д. В. Поспеловский. -М.: Республика, 1995. 511 с.
  270. , Д. В. Тоталитаризм и вероисповедание / Д. В. Поспеловский. М.: Библейско-богословский ин-т Святого апостола Андрея, 2003. — 655 с. — (Серия «История церкви»).
  271. , Л. Л. Трагедия Русской церкви. 1917−1953 (неизданный вариант редакции 1990 г.) / Л. Л. Регельсон // Регельсон Л. Л.: сайт. URL: http://lregelson.narod.ru/knigi/trc/trc05.htm (дата обращения: 25.12.2007).
  272. , Н. В. Происхождение Пасхи. Из истории церковного календаря / Н. В. Румянцев. — 2-е изд., исправ. — М.: Атеист, 1929. 82 с.
  273. , Т. С. Культура Советской Чувашии. К 70-летию автономии республики / Т. С. Сергеев. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989. -335 с.
  274. , А. А. Воинствующий атеизм в СССР во второй половине 1920-х годов / А. А. Слезин // Вопросы истории. 2005. — № 9. — С. 129−135.
  275. , А. С. Крестьянские съезды в 1917 г. / А. С. Смирнов. -М.: Мысль, 1979.-245 с.
  276. , В. Е. Маркетинг ретроспективной информации для государственных архивов, библиотек и музеев / В. Е. Соболев // Вестник архивиста. 2007. — № 2. — С.55−65.
  277. , С. Н. Одна из многих / С. Н. Соколов // Рождение комсомола Чувашии. — Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1961. С. 90−97.
  278. , А. И. Архипелаг ГУЛАГ. 1918—1956. Опыт художественного исследования: в 3 т. Т. 1 / А. И. Солженицын. М.: Новый мир, 1990.-432 с.
  279. , Н. С. Очерки истории советской чувашской школы / Н. С. Степанов. Чебоксары: Чув. гос. изд-во, 1959. — 232 с.
  280. , А. И. Очерк истории пионерской организации Чувашии / А. И. Стребнев. Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1961. — 78 с.
  281. , А. И. Чебоксары и чебоксарцы / А. И. Терентьев. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1992. 224 с.
  282. , И. Я. Раскол в русской православной церкви (1922— 1925 гг.) / И. Я. Трифонов // Вопросы истории. 1972. — № 5. — С. 64−77.
  283. , И. Ф. Первые шаги / И. Ф. Филиппов // Рождение комсомола Чувашии. Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1961. — С. 3−28.
  284. С. Л. Была ли безбожная пятилетка? / С. Л. Фирсов // НГ-религии. 2002. — 30 октября. — С. 7.
  285. , Л. Как в 1920-е гг. «цветной» лом собирали / Л. Хазанов // Металлоснабжение и быт. 2006. — № 11. — С. 140.
  286. , Р. Р. В церквях и монастырях по возможности ничего не оставлять. (Кампания по изъятию церковных ценностей в Татарстане в 1922 г.) / Р. Р. Хайрутдинов // Эхо веков. — 2006. — № 2. С. 7887.
  287. , Дж. История Советского Союза. 1917−1991 / Дж. Хоскинг- пер. с англ. П. Куценкова. Смоленск: Русич, 2000. — 496 с. — (Популярная историческая библиотека).
  288. Художественная культура Чувашии: 20-е гг. XX века / под ред. М. Г. Кондратьева. Чебоксары: ЧГИГН, 2005. — 259 с.
  289. , А. Д. Второй этап гражданской войны // А. Д. Цыганок: персональный сайт: URL: http://www.tsiganok.ru/publications/esmi/doc/164/ (дата обращения: 28.02.2009).
  290. В., протоиерей. История Русской православной церкви. 1917−1990 / В. Цыпин. М.: Московская Патриархия, 1994. — 252 с.
  291. В., протоиерей. История Русской православной церкви. Синодальный период. Новейший период / В. Цыпин. М.: Изд-во Учебного комитета Русской православной церкви, 2004. — 840 с.
  292. Черная книга коммунизма: преступления, террор, репрессии / под ред. Ч. Ронсака- пер. с фр. М.: Три века истории, 2001. — 766 с.
  293. , М. И. Всероссийский поместный Собор Русской православной церкви (15.08.1917г. 20.09.1918 г.) / М. И. Чернов // Библиофонд: электронная библиотека: сайт. URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=107 172 (дата обращения: 25.12.2008).
  294. , С. Проклятые солдаты / С. Чуев. М.: Эксмо, Яуза, 2004.576 с.
  295. , М. Отделение церкви от государства (к 20-летию Декрета) / М. Шейнман // ХХ-летие отделения церкви от государства. М.: ОГИЗ-ГАИЗ, 1938.-С. 15−19.
  296. , А. А. Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола русской православной церкви / А. А. Шишкин. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1970. — 367 с.
  297. , М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939—1964 годах) / М. В. Шкаровский. 3-е изд., доп. — М.: Издательство Крутицкого подворья, 2005. — 424 с.
  298. , А. Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири. Исторические очерки / А. Ф. Эфиров. М.: Учпедгиз, 1948. — 280 с.
  299. VI. ЭНЦИКЛОПЕДИИ, СПРАВОЧНИКИ И СЛОВАРИ
  300. Большая советская энциклопедия / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. -Т. 18. Никко — Отолоты. -М.: Советская энциклопедия, 1974 — 631 с.
  301. Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. — 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая российская энциклопедия, СПб.: Норинт, 2000. — 1456 с.
  302. , К. В. Словарь современных цитат / К. В. Душенко. М.: ЭКСМО, 2002. — 736 с.
  303. Краткая Ядринская энциклопедия. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2006. — 303 е., ил.
  304. , В. А. Населенные пункты Чувашской АССР. 1917— 1981 гг.: справочник об административно-территориальном делении / В. А. Нестеров. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1981. — 352 с.
  305. Православная энциклопедия. Русская православная церковь / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: Православная энциклопедия, 2000. — 655 с.
  306. Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1967. Т. 10. Нахимсон — Пергам. — 1038 с.
  307. Чувашская энциклопедия: в 4 т. Т. 1. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2006.-590 с.
  308. Яльчикский район. Краткая энциклопедия. 2-е изд., доп. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2007. — 462 с.
  309. VII. ДИССЕРТАЦИИ И АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИЙ
  310. , И. В. Изъятие церковных ценностей в 1922 г. в контексте государственно-церковных отношений: автореф. дис.. канд. ист. наук: 09.00.13 / И. В. Говорова- Российская академия государственной службы при Президенте РФ. М., 2006. — 26 с.
  311. , А. А. Правовое регулирование охраны памятников истории и культуры в 1917—1941 гг.: дис.. канд. юр. наук: 12.00.01 / А. А. Козлов. -М., 1990.- 190 с.
  312. , Ю. Н. Советская государственная религиозная политика и органы ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД СССР (окт. 1917-го конец 1930-х годов): автореф. дис.. докт. ист. наук: 07.00.02 / Ю. Н. Макаров- Санкт-Петербургский гос. ун-т. — СПб., 2007. — 48 с.
  313. , Е. Н. Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX начале XXI века: дис. .д-ра ист. наук: 07.00.07 / Е. Н. Мокшина- Морд. гос. ун-т им. Н. П. Огарева. — Саранск, 2004. — 441 с.
  314. , Н. М. Лишение избирательных прав на территории Мордовии в 1918—1936 гг.: автореф. дис.. канд. ист. наук: 07.00.02 / Н. М. Морозова- Морд. гос. ун-т им. Н. П. Огарева. Саранск, 2005. — 19 с.
  315. , И. А. Советская страна в борьбе с трудностями, вызванными неурожаем 1921 года: автореф. дис.. канд. ист. наук / И. А. Чемерисский- Московский гос. историко-архивный институт. М., 1966.- 16 с. 1 1
  316. Карикатуры на празднование Рождества и Пасхи, на крестный ход в Алатырском районе
  317. АрЯДООДР* Г"Д: ьтглд*в* ьтч** ХОПКДО ет>МО0Г, 04 ПЯ'! КреПЫШс* В м
  318. ПАЛи^" в (к-1аи11ПЯ1 1!">1с14.кт, Но Адатирсжшу, Прайсе у у I" г" и АЦШто^скауу Увдммас, туС,
  319. Т"рик*гн-Ш'УМ В|"1Г яД’П-оют «р» гдтитарми1
  320. Источник: Кочедык. 1928. -№ 7. -С. 3- № 12. — С. 5.
  321. Карикатура на членов партии, имевших на рабочих местах иконы
  322. Вот тут и говори, что нет богов на свете!.) А вот поди-же ты! Он даже в свльсов В селеньн —по уму секретарю нет ровни, | Навесил овразов неменьше, чем в часов
  323. Источник: Кочедык. 1928. -№ 21. -С. 8.
  324. Соотношение верующих и неверующих внутри различных возрастных групп по переписи 1937 г.
  325. Возраст Всего В том числелет) верующие неверующие
  326. Примечание: в таблице не учтены лица, не ответившее на вопрос о религии.
Заполнить форму текущей работой