Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Направления развития инфраструктуры рынка земли

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Инфраструктура рынка земли включает себя две группы институтов — институты общего назначения и специальные институты. Деятельность институтов общего назначения обычно сводится к выполнению той или иной функции на всех рынках. Это информационные организации (специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации), организации по оказанию услуг… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА ЗЕМЛИ
    • 1. 1. Сущностные характеристики рынка земли
    • 1. 2. Рынок земли: роль совершенствования инфраструктуры
    • 1. 3. Инфраструктура рынка земли: структура и тенденции функционирования на современном этапе
  • ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА ЗЕМЛИ РОССИИ
    • 2. 1. Совершенствование организационно-правовых элементов инфраструктуры рынка земли
    • 2. 2. Развитие финансовых элементов инфраструктуры рынка земли
    • 2. 3. Формирование информационных элементов инфраструктуры рынка земли

Направления развития инфраструктуры рынка земли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Прошедшие два десятилетия являются уникальным периодом в истории России: произошла трансформация экономики, сформировались новые общественные отношения, новые институты. Рыночная организация экономики потребовала адекватных механизмов воспроизводственного процесса, в частности становления рыночной инфраструктуры. На современном этапе развития мирового хозяйства существенно повышается роль инфраструктуры как фактора, определяющего развитие всей экономики.

Возросший интерес к проблемам исследуемого объекта объясняется следующими причинами: инфраструктура занимает существенное место в воспроизводственном процессе в результате использования значительной части капитальных вложений и трудовых ресурсовспособствует дальнейшему углублению общественного и международного разделения труда, усилению интеграционных процессов в мировом хозяйстве, что повышает нагрузку на базовые отрасли экономики. Инфраструктура призвана обеспечивать функционирование расширяющихся отраслей общественного производства, создавать необходимые условия для развития перспективных общественных и межгосударственных отношений.

Современный этап развития России характеризуется формированием новых экономических отношений на рынке земли, что определяет необходимость разработки путей и методов обеспечения эффективности его функционирования.

Практика развитых индустриальных и развивающихся стран свидетельствует, что эффективная инфраструктура поддерживает деятельность рынков, делает их работоспособными. Это касается всех рынков, в том числе и рынка земли.

Актуальность исследования инфраструктуры рынка земли обусловлена беспрецедентными масштабами его становления и развития в современной экономике России: появились новые элементы инфраструктуры, существующие институты наполнились новым содержанием. Широкомасштабные реформы, проведенные в десятках стран всех регионов мира в сфере земельных отношений, в значительной мере базировались на идее ускорения экономического развития путем развития инфраструктуры рынка.

В центре государственной политики на данном этапе должен стоять комплекс мер, направленных на формирование действенной инфраструктуры рынка земли, создание условий для его рационального функционирования, способствующего свободному движению земли, не противоречащему национально-государственным интересам.

Степень разработанности проблемы.

Вопросам развития рынка земли уделяется достаточное внимание как российскими, так и зарубежными учеными. Проблемы использования земли как производственного ресурса были подняты еще в трудах Ф. Кенэ. В классической и марксистской политической экономии А. Смит, и Д. Рикардо, Дж.С. Милль, а также К. Маркс и Ф. Энгельс уделяли достаточно внимание проблемам рентных отношений на рынке земли.

В России вопросам обеспечения развития рынка земли уделяли внимание такие ученые как Антонова В. П., Витте С. Ю., Кондратьев Н. Д., Лойко П. Ф. Макаров Н.П., Столыпин П. А., Туган-Барановский М.И., Чаянов A.B., Челинцев А. Н. и другие. Однако в трудах данных авторов большее внимание уделено оценке земли как инструменту совершенствования земельных отношений.

Понятие «инфраструктура рынка земли» в западной литературе не употребляется. Видимо, это связано с отсутствием необходимости разграничить деятельность основных участников рынка и вспомогательных, обслуживающих элементов. В российской экономической литературе проблемами совершенствования инфраструктуры рынка земли занимаются Голубева С. С., Гуре-вич Я.А., Журавлева Г. П., Козельская И. Н., Мордовченков Н. В. и другие.

Вопросам изучения методических основ формирования рыночной инфраструктуры в разное время были посвящены труды следующих отечественных исследователей: Бернвальда А. Р., Иванова М. А., Краснопольского Б. Х., Меркушевой JI.A., Орешина В. П., Федько В. П., Федько Н. Г. и др. Конкретные рынки исследуют Ибрагимов JI.A. (инфраструктура товарного рынка), Говорин A.A. (инфраструктура современного предпринимательства), Иванова Т. Б., Колотов Ю. О., Манакова Т. А., Сартыков С. П., Золотов Ю. В. (финансовая инфраструктура), Мельникова Е. И., Сапир Е. В. (инфраструктура рынка ценных бумаг).

Вместе с тем, теория функционирования инфраструктуры рынка земли носит во многом фрагментарный характер, многие положения достаточно спорны. Комплексных исследований по вопросам совершенствования инфраструктуры рынка земли фактически нет. Дискуссионными и недостаточно теоретически проработанными остаются проблемы выделения общих сущностных черт, объединяющих посредников во всех сегментах рынка земли. Все это и предопределило выбор темы диссертационного исследования.

Цель исследования состоит в развитии теории инфраструктуры применительно к рынку земли и разработке направлений ее совершенствования, обеспечивающих повышение эффективности функционирования рынка земли в России.

В соответствии с целью исследования в работе решаются следующие задачи:

— уточить содержание и сущностные характеристики рынка земли;

— раскрыть роль инфраструктуры в развитии рынка земли на современном этапе;

— предложить авторскую структурную типологизацию элементов инфраструктуры рынка земли;

— оценить современные тенденции функционирования рынка земли на современном этапе;

— сформулировать направления совершенствования инфраструктуры рынка земли в России.

Предмет и объект исследования.

Предметом исследования является совокупность экономических отношений на рынке земли между субъектами инфраструктуры, с одной стороны, и субъектами на стороне спроса и предложения на рынке земли, с другой.

В качестве объекта исследования выступает инфраструктура рынка земли, функционирующего в рыночной экономике.

Содержание диссертационного исследования соответствует пунктам 1.1. Политическая экономия (теория хозяйственного механизма) — 1.2. Микроэкономическая теория (теория организации рынков) специальности 08.00.01 — Экономическая теория Паспорта специальностей ВАК РФ.

Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической основной диссертации послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области исследования инфраструктуры рынка земли.

Методологическую основу диссертационной работы составляет, сис- • темный и интеграционный подходы к разработке теоретических и практических направлений совершенствования инфраструктуры рынка землиобщеэкономический анализ, сочетание исторического, логического и эволюционного подходов, метод восхождения от абстрактного к конкретному, методы сравнительного анализа, а также приемы и инструменты, опирающиеся на совокупность научных принципов и методов познания.

Информационной основой исследования послужили законодательные и нормативные акты, справочные материалы официальных органов управления РФ, данные периодической печати, социологические исследования применительно к основным субъектам рынка земли и его инфраструктуры.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в развитии теоретических положений и разработке направлений развития рынка земли в России на основе совершенствования составляющих его инфраструктуры:

1. Дана авторская трактовка рынка земли как системы, представляющей собой: 1) механизм взаимодействия продавцов и покупателей земли по поводу установления равновесной цены на землю- 2) область действия экономических форм, обеспечивающих процессы купли-продажи, аренды, залога, дарения, обмена и наследования земельных участков- 3) экономическую сферу осуществления сделок с землей.

2. Уточнено содержание категории «инфраструктура рынка земли». В авторском понимании это — механизм посредничества, призванный обеспечить взаимосвязи между элементами рынка земли и определенным образом их упорядочить их за счет создания условий, при которых элементы инфраструктуры рынка земли, выступая как совокупность организационно-правовых форм, различных институтов, организаций, обслуживающих рынок земли, обеспечат повышение эффективности его функционирования. Данная трактовка обосновывает совершенствование инфраструктуры рынка земли как необходимое условие его развития.

3. Разработана классификация элементов структуры инфраструктуры рынка земли: институты общего назначения (информационные, консалтинговые, юридические, аудиторские и другие) и специальные институты (федеральные и региональные ведомстваброкеры, оказывающие услуги продавцам и покупателям при совершении сделок с земельными участкамиконсалтинговые компанииоценщикифинансистыюристы, занимающиеся юридическим сопровождением операций на земельном рынкеобразовательные учреждениястраховщикиучастники фондового рынка, девелоперы и редевелоперыуправляющие недвижимостьюнегосударственные профессиональные объединения рынка земли).

4. Выявлены основные тенденции развития инфраструктуры рынка земли: неравномерность становления различных групп институтов рыночной инфраструктуры, деформированность инфраструктуры в региональном разрезе, стремление к ограничению конкуренцииотсутствие рыночной информации о процедуре оформления сделокдороговизна оформления и трудность осуществления сделок с землей.

5. Предложены приоритетные направления совершенствования инфраструктуры рынка земли, реализация которых обеспечит развитие самого рынка земли: совершенствование организационно-правовых элементов инфраструктуры рынка землиразвитие финансовой и информационной подсистемы инфраструктуры рынка земли.

Теоретическая и практическая значимость работы. Настоящая диссертация способствует развитию как общей экономической теории, так и теории организации рынков факторов производства. Теоретические выводы могут быть использованы для комплексных разработок в области развития современных форм управления инфраструктурой рынка земли, становления эффективной сети посреднических организаций.

Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при преподавании курсов: «Экономическая теория», «Микроэкономика», «Макроэкономика» в вузах России.

Выдвинутые в результате проведенного исследования положения и выводы имеют практическое значение для определения направлений и путей повышения эффективности функционирования и развития инфраструктуры рынка земли России.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения и результаты исследования были изложены в научных сообщениях, получили положительную оценку на научных конференциях разного уровня и были опубликованы.

Теоретические положения, касающиеся уточнения сущности и содержания рынка земли, структуры инфраструктуры рынка земли, используются в процессе преподавания дисциплин: «Экономическая теория», «Микроэкономика», «Экономика отраслевых рынков» в Тамбовском государственном университете им. Г. Р. Державина, что подтверждено справкой о внедрении.

Практические рекомендации, обеспечивающие развитие рынка земли на основе совершенствования его инфраструктуры используются в деятельности Администрации Тамбовской области, что подтверждено документально.

Публикации. Основные результаты исследования опубликованы в 7 работах, общим объемом 3,4 п.л. (авт. объем — 3,4 п.л.), в том числе в 2 статьях (авт. объемом 0,7 п.л.) в научных изданиях, рекомендованных ВАК России.

Структура диссертации. Структура работы обусловлена поставленными целями, задачами и логикой исследования. Диссертация изложена на 185 страницах, она включает две главы, шесть параграфов, введение, заключение, список литературы. Диссертационная работа содержит 18 таблиц, 11 рисунков и имеет следующую структуру:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Сущность рынка земли заключается в совокупности конкретных экономических отношений между всеми субъектами экономики по поводу движения земли как фактора производства с целью максимизации личного дохода.

Земля рассматривается как естественный фактор, как природное богатство и первооснова хозяйственной деятельности. В исследовании выделены следующие особенности земли как фактора производства: неограниченный срок службы и невозможность воспроизводства по желаниюестественность, природность, нерукотворность происхождениянизкая мобильность, неспособность к свободному переводу из одной отрасли производства в другую, с одного предприятия на другое, недвижимостьвозможность улучшения продуктивности при рациональной эксплуатации.

Вовлечение земли в оборот подразумевает, что во всех сферах экономики господствуют рыночные отношения, т. е. имеются такие базовые условия, как частная собственность на землю, экономическая свобода предпринимательства и свободная конкуренция, личный интерес как главный мотив поведения.

Под рынком земли понимается область действия экономических форм, обеспечивающих процессы купли-продажи, аренды, залога, дарения, обмена и наследования земельных участков. Обобщенно рынок земли можно характеризовать как экономическую сферу осуществления сделок с землей.

Рынок земли в системе рынков факторов производства выполняет ряд важнейших функций: информационную, стимулирующую, посредническую, регулирующую, санирующую, ценообразующую.

Рынок сельскохозяйственных земель как сегмент рынка земли представляет собой систему организованного оборота и имеет следующие характеристики: ограниченность функционирования (преимущественно местный характер и небольшой объем операций) — жесткое регулирование сделок по купле-продаже земельсохранение целевого использования земельрегламентирование сроков купли-продажи земельных участков.

Принцип установления ренты, или арендной платы, как уравновешивающей цены таков же, что и в случае использования других факторов производства — труда, капитала, предпринимательства. Уникальные условия предложения земли — фиксированное количество — отличает рентные платежи от заработной платы, процента и прибыли.

В случае, если земля становится объектом купли-продажи на рынке, особого внимания заслуживают виды стоимости земли:

— потребительская стоимость, отражающая стоимость земли для конкретного использования;

— нормативная стоимость, определяемая в размере 200-кратной ставки земельного налога на единицу площади земельного участка + возможное 25%-е изменение, которое имеют право вносить местные органы;

— рыночная стоимость, выступающая как наиболее вероятная цена продажи участка на конкурентном и открытом рынке при осознанных и рациональных действиях в своих интересах покупателя и продавца, которые хорошо информированы и не используют давления чрезвычайных обстоятельств;

— оценочная стоимость или цена свершившейся конкретной сделки по купле-продаже. При этом на цену сделки влияют объективные и субъективные факторы: особый интерес покупателя к данному участку, особые условия продавца или покупателя, недостаток информации о конъюнктуре рынка.

На рыночную стоимость оказывают влияние следующие факторы: полезность, отчуждаемость, спрос, дефицитность, ликвидность. Взаимодействие этих факторов приводит к формированию равновесной рыночной стоимости земельного участка. В связи с низкой (нулевой) эластичностью земли на земельном рынке увеличение цены зачастую ведет не к снижению, а, напротив, к повышению спроса. Совокупный спрос на землю представляет собой сумму сельскохозяйственного и несельскохозяйственного спроса. Предложение земли в каждый конкретный момент времени фиксировано, но неравномерно распределено по регионам и для отдельного землепользователя может обладать определенной степенью эластичности. Кривые сельскохозяйственного и несельскохозяйственного спроса на землю имеют отрицательный наклон вследствие действия закона убывающей продуктивности земли, но различаются эластичностью. Кривая несельскохозяйственного спроса — более эластична, поскольку даже незначительное снижение цены вызовет заметный рост объема спроса на землюкривая сельскохозяйственного спроса неэластична: объем спроса на основные продукты питания мало изменяется даже в результате значительного изменения цен.

На спрос сельскохозяйственных земель негативно влияет постепенное сокращение расходов на продовольствие в бюджете потребителя, так как по мере повышения доходов люди все большую часть расходуют на дорогостоящие непродовольственные блага. Несельскохозяйственный спрос на землю имеет устойчивую тенденцию к росту.

Изменения величины экономической ренты не оказывает влияния на количество имеющейся землипредложение земли не поддается увеличению. При изменении спроса на землю значительное влияние оказывает эффект цен, а эффект количества отсутствует.

Условиями функционирования рынка земли являются наличие частной собственности на землю, наличие развитой рыночной инфраструктуры, наличие у каждого участника информации о рынке (о цене земли, ставках арендной платы, спросе и предложении и т. д.).

Традиционно под правом собственности понимается три правомочия, которыми обладает субъект права или собственник: владения, распоряжения, пользования. Все три правомочия могут быть разделены во времени, пространстве и посубъектно. При рыночном способе организации земля как условие производства отделена от земельной собственности и земельного собственника.

Следует законодательно зафиксировать две различные функции государства и органов местного самоуправления на рынке земли: публично-правовую как организаторов этого рынка и частно-правовую как собственников земли, участников рынка. Участие граждан и их объединений в решении проблем рынка земли осуществляется через процедуры публичных слушаний по вопросам территориального зонирования, посредством саморегулирования деятельности профессиональных участников рынка земли.

Развитие инфраструктуры как самостоятельного элемента экономической системы можно рассматривать как результат углубления общественного разделения труда, которое предполагает выделение двух подсистем: одна создает продукт основного производства — это экономика производственных отношений, а другая удовлетворяет потребности всей экономики — это инфраструктура.

Поскольку рынок земли является составной частью рынка факторов производства, постольку имеет смысл выделять инфраструктуру рынка земли как его подсистемы. Инфраструктура рынка земли — это совокупность организационно-правовых форм, различных институтов, организаций, обслуживающих рынок земли и' обеспечивающих его функционирование. Чем более развита инфраструктура и чем больше на рынке разнообразных институтов, чем разнообразнее условия сделок на рынке земли, тем более он развит. Благодаря наличию инфраструктуры деловые взаимоотношения субъектов рынка земли ведутся на целенаправленной основе.

Инфраструктура рынка земли выполняет следующие функции: участие в саморегуляции рынка земли путем выравнивания цены землиминимизация и перераспределение риска, снижение неопределенности рыночной средыоказание соответствующих услуг субъектам рынка землисодействие субъектам рынка земли в реализации их экономических интересоворганизационное оформление коммерческо-хозяйственных отношений деловых партнеровобеспечение юридического, финансового, страхового, контрольного обслуживанияизучение конъюнктуры рынка, конкурентов, посредников, потребителейпосредничество в получении кредитов, налаживание деловых связейинформационное обеспечение, использование возможностей компьютерных сетей, средств связи.

Инфраструктура рынка земли не может существовать без рынка земли (это прямая связь), а рынок земли теоретически может существовать без инфраструктуры, однако в этом случае это будет неэффективный рынок. Степень развития инфраструктуры рынка земли влияет на степень развития рынка земли.

Элементы инфраструктуры рынка земли не навязываются кем-либо, а являются объективным порождением складывающихся отношений между основными субъектами рынка земли.

Объективно для развития инфраструктуры рынка земли в России сложились следующие условия: низкий спрос на земли сельскохозяйственного использованияотсутствие рыночной информации и незнание процедур оформления сделокдороговизна оформления и трудность осуществления сделокизъятие земель из сельскохозяйственного оборота как ограничение рынка земель сельскохозяйственного назначения в будущем и стимул оборота в настоящем.

Инфраструктура рынка земли включает себя две группы институтов — институты общего назначения и специальные институты. Деятельность институтов общего назначения обычно сводится к выполнению той или иной функции на всех рынках. Это информационные организации (специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации), организации по оказанию услуг (консалтинговые фирмы, юридические организации, аудиторские компании), организации по трудовому обеспечению (службы занятости, учебные заведения по профессиональному обучению, службы по переподготовке и повышению квалификации кадров), нотариальные конторы. Все эти организации созданы для удовлетворения потребностей всех рынков, организованной системы, отражающей спрос и предложение.

На рынке земли субъектами институтов общего назначения выступают:

— аналитики, занимающиеся исследованием земельного рынка и подготовкой информации для принятия стратегических решений по его развитию;

— маркетологи, специалисты по связям с общественностью и рекламе, занимающиеся продвижением объектов и услуг на рынке;

— информационно-аналитические издания и другие СМИ, специализирующиеся на тематике земельного рынка и рынка недвижимости в целом;

— специалисты в области обучения и повышения квалификации персонала.

Институты специального назначения в отличие от институтов общего назначения функционируют только в сфере земельного рынка и служат для обеспечения его бесперебойного функционирования.

Среди институтов специального назначения можно выделить федеральные и региональные ведомства, с которыми покупателям земли приходится взаимодействовать в ходе различных операций с недвижимостьюброкеры, оказывающие услуги продавцам и покупателям при совершении сделок с земельными участкамиконсалтинговые компании, занимающиеся наряду с консультациями по корпоративным и личным финансам вопросами повышения эффективности сделок на рынке землиоценщики, оказывающие услуги собственникам, инвесторам, продавцам, покупателям по независимой оценке стоимости земельных участковфинансисты (банкиры), занимающиеся финансированием операций на земельном рынкедевелоперы, занимающиеся созданием и развитием объектов недвижимости, в том числе организацией и финансированием инвестиционных проектов, проектированием и строительством, продажей объекта полностью или по частям либо сдачей в аренду (самостоятельно или с привлечением ранее перечисленных участников в качестве подрядчиков и соинвесторов) — редевелоперы, занимающиеся развитием и преобразованием (вторичной застройкой) территорийуправляющие недвиэюшю-стью, занимающиеся финансовым управлением и технической эксплуатацией объектов недвижимостиагентства недвижимости, предлагающие широкий спектр услуг по работе с загородной и городской недвижимостьююристы, занимающиеся юридическим сопровождением операций на земельном рынкеобразовательные учреждения, готовящие специалистов в области землеустройства, геодезии, земельного и городского кадастров, архитекторовстраховщики, занимающиеся страхованием земельных участков, сделок с земельными участками, профессиональной ответственности, для чего требуется создание системы добровольного страхования различных рисков участников рынка земли и другой недвижимостиучастники фондового рынка, занимающиеся созданием и оборотом ценных бумаг, обеспеченных недвижимостью (жилищные облигации, пул закладных при ипотечном кредитовании) — негосударственные профессиональные объединения рынка земли.

Основными тенденциями развития инфраструктуры рынка земли являются неравномерность становления различных групп институтов рыночной инфраструктуры, деформированность инфраструктуры в региональном разрезе, стремление к ограничению конкуренции.

В целях развития организационно-правовых элементов инфраструктуры рынка земли предлагаются следующие меры: совершенствование институтов государственных гарантий неприкосновенности и защиты частной собственности на землю, защиты прав собственников земли при совершении сделок с землейразработка единого систематизированного свода сведений и документов о недвижимом имуществеувеличение количества сделок с землей в виде торгов и земельных аукционов, сделок по аренде государственных и муниципальных земельсоздание института сервитутов (обременений) — разработка целевых программ, например, программы консервации земель, ранее переданных в частную собственность;

— упрощение процедуры подготовки межевого дела для постановки участков на кадастровый учет с разной степенью детализации их описания по согласованию с собственником;

— существенная переработка действующего закона о землеустройстве, предусмотрев в нем два основных вида землеустройства: государственное (по решению и за счет государства) и инициативное (по решению и на средства правообладателей и их объединений);

— формирование государственного заказа на проведение крупных землеустроительных проектов, которые никогда не будут финансировать частники;

— субсидирование из муниципального бюджета часть затрат по землеустройству.

Развитие финансовой подсистемы инфраструктуры рынка земли может осуществляться посредством следующих мероприятий:

— запуск в действие механизма ипотечного кредитования, основанного на залоговых отношенияхобеспечение легитимности залоговых операций посредством создания Российской земельной биржи и Российского земельного (межевого) суда;

— адаптация моделей земельной ипотеки (одноуровневая и двухуровневая) к российской действительности;

— разработка банками программ кредитования для различных категорий клиентов: личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и иных объектов малого и среднего предпринимательства в АПК, корпоративных сельхозпредприятий, объектов инфраструктуры и др.;

— оживление земельного оборота посредством формирования сети земельных ипотечных банков при активном участии государства, создания кредитных ресурсов за счет привлечения средств населения через механизм снижения нормы ссудного процента и роста нормы процента по депозитам, и на этой основе превращение кредитных ресурсов в главный источник инвестиций, а также средств российских и иностранных инвесторовприведение в движение всей системы экономических форм по цепочке: кредитные ресурсы — инвестиции — экономический рост — доходы;

— создание институтов коллективных инвесторов — фондов недвижимости, ПИФов, девелоперских земельных фондов.

Для формирования информационной подсистемы инфраструктуры рынка земли признается целесообразным: ускорение создания баз данных государственной системы регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ними, государственного кадастра недвижимости, объединяющего данные о земле и другом недвижимом имуществевнедрение и обязательное использование всеми участниками рынка земли и другой недвижимости и государственными органами единых общероссийских стандартов и параметров программно-технических комплексов, форматов обмена данными, классификаторов, технологических процедуррасширение доступа к информации об объектах недвижимости и о правах на нихсоздание информационной базы о земельных участках и другой недвижимости с использованием современных технологий, организация защиты информации и баз данныхвведение в практику расчета индекса открытости (прозрачности) рынка земли, описывающего процентное соотношение публичных заявлений о сделках к общему объёму объявлений о сделках с землёй в публичных источниках регионасовершенствование инфраструктуры пространственных данных (создание и развитие опорных межевых сетей, создание цифровой картографической основы кадастра объектов недвижимости, снятие избыточной ограничений в сфере геодезической и картографической деятельности) — установление системы государственного мониторинга земельактивизация работы компаний, страхующих от рисков и защищающих интересы субъектов в сфере землепользования, в частности, при купле-продаже земельного участка, при владении и пользовании на правах собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, при передаче земельного участка в залог (ипотеку), при изъятии (выкупе) земельного участка для государственных и муниципальных нужд.

В целом было выявлено, что действующее земельное законодательство, призванное закрепить и развивать установленные земельной реформой отношения, способствовать повышению эффективности использования и охраны земель, этих задач не выполняет. Для преодоления сложившейся ситуации целесообразно разработать концепцию совершенствования земельного законодательства и различных отраслей права. При этом необходимо решить следующие проблемы:

— урегулирования отношений собственности, возникших при приватизации земель;

— создания эффективной системы управления земельными ресурсами и контроля за использованием и охраной сельхозугодий;

— разрешения противоречий в области регулирования земельных отношений, землеустройства, градостроительной деятельности и т. д.;

— конкретизации отдельных положений действующего законодательства в части использования, распределения, перераспределения и рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения;

— консолидации земель у эффективно хозяйствующих субъектов и в фондах перераспределения;

— государственной поддержки сельского хозяйства путем экономической защиты сельскохозяйственных угодий;

— предотвращения и преодоления различных деформаций рыночного механизма ценообразования и ценовых параметров земельного рынка;

— расширения возможностей активного функционирования технико-экономических и технологических факторов, способствующих повышению эффективности использования земельных ресурсов;

— выработки новых подходов к охране сельхозугодий;

— разработки эффективной системы земельных и компенсационных платежей, обеспечивающей эффективное и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения;

— комплексного формирования нормативно-правовой базы в области охраны таких земель;

— создания условий для сохранения и воспроизводства природных ресурсов, используемых в сельском хозяйстве;

— правового оформления системы земельно-ипотечного кредитования в отрасли;

— совершенствования нормативно-правовой базы землеустройства, учета, кадастра и мониторинга земель.

Кроме того, крайне важно:

— усовершенствовать систему управления в сфере земельных отношений, использования и охраны почв путем перераспределения и упорядочения функций между федеральными, региональными органами исполнительной власти, а также органами местного самоуправления с увеличением доли последних;

— рассмотреть вопрос о расширении полномочий Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в области управления землями сельскохозяйственного назначения и сельских территорий, организации их рационального использования и охраны, наделив его функциями установления правил сельскохозяйственного землепользования и контроля за его состоянием;

— ускорить создание единой системы управления землеустройством, кадастром и мониторингом на землях сельскохозяйственного назначения в структуре Минсельхоза России;

— воссоздать на региональном уровне государственную систему землеустройства в виде проектно-изыскательских институтов по землеустройству и использованию земельных ресурсов в сельском хозяйстве;

— разработать федеральную целевую программу «Землеустройство земель сельскохозяйственного назначения и сельских территорий»;

— ускорить формирование системы землеустроительного обеспечения аграрного сектора, а также мониторинга использования и качественного состояния земель сельскохозяйственного назначения;

— провести работы по обследованию, инвентаризации, учету, Оценке, регистрации прав на землях государственной собственности, находящихся в ведении АПК, а также классификации сельскохозяйственных угодий по пригодности для использования в сельском хозяйстве, стандартизации и паспортизации земельных участков сельскохозяйственного назначения, формированию соответствующих реестров государственных сельхозугодий;

— разработать концепцию системы охраны земель сельскохозяйственного назначения;

— подготовить комплекс мер, направленных на развитие системы земельно-ипотечного кредитования в сельском хозяйстве.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РФ от 14 июля 1992 г. № 3295−1 «Об основах градостроительства в Российской Федерации» (с изменениями от 19 июля 1995 г.).
  2. Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г. с изменениями, внесенными федеральными законами от 19 июня 1995 г. и от 25 февраля 1999 г.
  3. Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348−1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (с изменениями от 27 декабря 1990 г., 24 июня 1992 г., 28 апреля, 24 декабря 1993 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта 2002 г.).
  4. Закон РСФСР от 23.11.90 г. «О земельной реформе» (с изменениями от 27.12.90 г., 24.06, 20.11.92 г., 28.04.93).
  5. Закон РСФСР от 24.12.90 г. «О собственности в РСФСР» (с изменениями и дополнениями от 24.06.92 г., 14.05.93 г., 22.12.93 г., 24.06.94 г.). (Утратил силу).
  6. Земельный кодекс РСФСР от 25.04.91 г. (с изменениями от 28.04.91 г., 24.12.93 г.). (Утратил силу).8. Земельный кодекс России.
  7. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.). (Утратил силу).
  8. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
  9. Концепция Комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998−2005 гг. // Собр. законодательства РФ. 1996.
  10. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г. № 1251−1. (Не действуют).
  11. Основы законодательства СССР об аренде от 23 ноября 1989 г. № 810−1 (с изменениями от 7 марта 1991 г.).
  12. Российский статистический ежегодник / Госкомстат России. М., 2002.
  13. Российский статистический ежегодник. / Госкомстат России. М., 2003.
  14. Российский статистический ежегодник. / Госкомстат России. М., 2000.
  15. Российский статистический ежегодник. /Госкомстат России. М., 2001.
  16. Россия в цифрах. 2002. Крат. стат. сб. / Госкомстат России. М., 2002.
  17. Россия в цифрах. 2004. Крат. стат. сб. / Госкомстат России. М., 2004.
  18. Россия в цифрах. 2005. Крат. стат. сб. / Госкомстат России. М., 2005.
  19. Россия в цифрах. 2006. Крат. стат. сб. / Госкомстат России. М., 2006.
  20. Россия в цифрах. 2007. Крат. стат. сб. / Госкомстат России. М., 2007.
  21. Россия в цифрах. 2008. Крат. стат. сб. / Госкомстат России. М., 2008.
  22. Федеральный Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г.
  23. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Собрание законодательства РФ от 29 июля 2002 г. № 30. ст. 3018.
  24. Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР».
  25. Указ Президента РФ от 25 марта 1992 г. № 301 «О продаже земельных участков гражданами и юридическими лицами при приватизации государственных и муниципальных предприятий».
  26. Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г., 25 января 1999 г.).
  27. Австрийская школа в политической экономии / К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф.Визер. М.: Экономика. 1992.
  28. А.Т. Регулирование развития инфраструктуры в условиях становления рынка: автореф. дисс. канд. эконом, наук. СПб, 1993.
  29. C.B. Земельные отношения и аграрные реформы: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002.
  30. А.П. Мировой рынок ценных бумаг. Институты, инструменты, инфраструктура. М., 1998.
  31. Всемирная история экономической мысли. Т. 1. М., 1987.
  32. А.П. Национальная экономика (инфраструктура рынка средств производства): учеб. пособие. М., 1997.
  33. A.A. Инфраструктура современного предпринимательства: проблемы теории и практики. М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.
  34. С.С. Инфраструктура рыночной экономики: учеб. пособие. М., 1998.
  35. Государственное регулирование рыночной экономики: учеб. пособие. М.: Дело, 2002.
  36. Государственное регулирование экономики и социальный комплекс: учеб. пособие / под ред. Т. Г. Морозовой, A.B. Пикулькина. М.: Финстатин-форм, 1997.
  37. Государство и отрасли инфраструктуры в современной рыночной экономике. М.: Наука, 2001.
  38. А.Г. Основы региональной экономики. М.: TASIC, 2002.
  39. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2007 г.
  40. Г. Общее описание земельного фонда в Российской Федерации // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2005. № 2 (23).
  41. А., Соболев В. Рыночная инфраструктура: сущность, функции, строение // Экономика Украины. 1998. № 4.
  42. Я.А. Научные проблемы формирования рыночной инфраструктуры на микроэкономическом уровне. М.: Приор-издат, 2003.
  43. A.A., Петруня Ю. Е. Основы экономики: учеб. пособие. Киев. 1998.
  44. Земельная ипотека: вперед на легком тормозе // Банковское обозрение. 2009. № 1 (116).
  45. JI. Инфраструктура товарного рынка. М., 2001.
  46. Т.Б. Финансовая инфраструктура: региональный аспект: Волгоград: Изд-во ВАГС, 2002.
  47. Инфраструктурное обеспечение региональных товарных рынков: учеб. пособие / B.C. Колодин, JI.B. Шемякина, А. И. Федотов. Иркутск: БГУ-ЭП, 2005.
  48. Инфраструктура рынка: проблемы и перспективы / Рост. гос. экон. акад. Фак. междунар. экон. отношений и маркетинга. Вып. 1. 1996.
  49. Инфраструктура рынка: проблемы и перспективы / Рост. гос. экон. акад. Фак. междунар. экон. отношений и маркетинга. Вып. 2. 1997.
  50. Инфраструктура рынка: проблемы и перспективы / Рост. гос. экон. акад. Фак. междунар. экон. отношений и маркетинга. Вып. 3. 1998.
  51. Инфраструктура рынка: проблемы и перспективы / Рост. гос. экон. акад. Фак. междунар. экон. отношений и маркетинга. Вып. 4. 1999.
  52. Инфраструктура рынка: проблемы и перспективы / Рост. гос. экон. акад. Фак. междунар. экон. отношений и маркетинга. Вып. 5. 2000.
  53. Инфраструктура рынка: проблемы и перспективы / Рост. гос. экон. акад. Фак. междунар. экон. отношений и маркетинга. Вып. 6. 2001.
  54. Инфраструктура рынка: проблемы и перспективы / Рост. гос. экон. акад. Фак. междунар. экон. отношений и маркетинга. Вып. 7. 2002.
  55. Инфраструктура рынка: проблемы и перспективы / Рост. гос. экон. акад. Фак. междунар. экон. отношений и маркетинга. Вып. 8. 2003.
  56. К.С. Становление земельного рынка и развитие ипотечного кредитования в сельском хозяйстве: автореф. дисс. канд. эконом, наук. Пенза, 2005.
  57. Дж. Б. Распределение богатства. Пер. с англ. М.: Гелиос АРВ. 2000. Гл. IX, X.
  58. Ю.О. Развитие инфраструктуры рынка финансовых услуг: Автореф. дисс. канд. эконом, наук. Краснодар, 2003.
  59. И. Инфраструктурное обеспечение функционирования рынка транзитивной экономики. Саратов. 1997.
  60. ., Антипова А., Костовска С., Лобковский В. О перспективах восстановления сельскохозяйственной деятельности на землях Центральной России // Экономические стратегии. 2006. № 07. С. 110−117.
  61. А.С., Чуканова Е. Э. Страховая защита земельных ресурсов в Российской Федерации // АПК: экономика, управление. 2006. № 11.
  62. А., Чуканова Е. Риски и имущественные интересы при страховании в сфере землепользования // АПК: экономика, управление. 2009. № 4.
  63. Лизинг: рынок полутонов. Саратовский бизнес. 2004. Август. № 15.
  64. С.А. Государственное управление в сфере землепользования в условиях развития рыночных отношений // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2002. № 2−3.
  65. Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М.: Дело, 2000.
  66. К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М., 1992.
  67. К.В. Системный подход в исследовании формирования и развития земельного рынка // Вестник ВВАГС. 2008. № 3.
  68. Т.А. Финансовый рынок России и его инфраструктура: (Фед. и регионал. уровни исследования) Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001.
  69. К. Капитал. Критика политической экономии. Под ред. Ф. Энгельса. Т. Ш. Кн. III. Процесс капиталистического производства, взятый в целом. 4.1.1−1У. М.: Политиздат. 1975.
  70. А. Принципы политической экономии. Соч.: в 3 т. Пер. с. англ. М.: Прогресс, 1984. Т. 3. Кн. VI. Гл. IX, X.
  71. Е.И. Инфраструктура рынка ценных бумаг: учеб. пособие. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999.
  72. Дж. С. Основы политической экономии: в 3 т. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1980. Т. 1.
  73. Н.В. Методологические основы функционирования современной инфраструктуры. Н. Новгород. 2001.
  74. Н.В. Организационно-экономические основы функционирования инфраструктуры. Н. Новгород. 2002.
  75. Н.В. Рыночные аспекты современной инфраструктуры (теория, методология, опыт). Н. Новгород. 2002.
  76. Н.В. Эволюция рыночной инфраструктуры: (Экономика, менеджмент, право). Н. Новгород, 2002.
  77. Н.В. Методология комплексного исследования инфраструктурных проблем в условиях глобализации экономики и финансов. Н. Новгород: ВГИПА, 2003.
  78. Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. 1997. № 3.
  79. В.Д. Становление инвестиционной инфраструктуры в переходной экономике: автореф. дисс. канд. эконом, наук. Саратов, 1998.
  80. А. Институциональная экономика. М.: ИНФРА-М, 2005. С. 699
  81. Основы экономической теории и практики: учеб.-метод. пособие. Волгоград. 1995.
  82. В. Экономические и статистические работы / пер. с фр. М., 1940. С. 55.
  83. Д.А. Организационно-экономические принципы формирования рыночной инфраструктуры. Минск, 1991.
  84. Л.А. Экономические инструменты инфраструктуры рынка (на примере финансовых, страховых и таможенных услуг): автореф. дисс. канд. эконом, наук. М., 2000.
  85. Проблемы земельных преобразований в России на рубеже XXI в. // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2007. № 1 (2).
  86. Проблемы функционирования и развития инфраструктуры России в переходный период: сб. статей / под общ. ред. В. Н. Лившица. М.: Фолиум, 1996.
  87. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь 2-е изд., исп. М.: ИНФРА-М, 1998. 479 с.
  88. Региональные исследования за рубежом. М., 1973.
  89. Р. Новая экономическая энциклопедия. М.: ИНФРА, 2005. С. 168.
  90. Рыночная инфраструктура: состав, функции, взаимодействие с предприятиями: мат-лы науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. А. И. Матвеева. СПб., 1992.
  91. Рыночная экономика. Учебник. В 3 т. Т .2. ч. 2. Основы бизнеса. М., 1992. С. 54−55.
  92. П. Экономика. М., 1992.
  93. Е.В. Рынок ценных бумаг: инфраструктура, инструменты: учеб. пособие. Ярославль, 1999.
  94. С.П. Развитие финансовой инфраструктуры региона. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 1996.
  95. A.A. Формирование информационной инфраструктуры рынка ценных бумаг: мировой опыт и российская практика: автореф. дисс. канд. эконом, наук. М., 2003.
  96. А.З. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России. М., 1999.
  97. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., Наука. 1992.
  98. Ю.Ю. Методические подходы к исследованию инфраструктуры как фактора общественного разделения труда // Проблемы современной экономики. 2007. № 3 (23).
  99. Т.Г. Инфраструктура в регулировании экономических процессов: автореф. дисс. канд. эконом, наук. М., 1994.
  100. Е.У. Система регулирования развития рыночной инфраструктуры. СПб., 1997.
  101. Н.М. Инфраструктура рынка: учебник для образоват. учреждений МВД России. Рязань, 1999.
  102. И.П. Система регулирования инвестиций объектов рыночной инфраструктуры. СПб., 1999.
  103. В.А. Международные финансовые институты: политика в секторе экономической инфраструктуры. М.: Анкил, 1999.
  104. Е.Э. Оценка ущерба от деградации земель сельскохозяйственного назначения в целях страхования / сб. статей: Экономические проблемы АПК / Материалы расширенного заседания ученого совета ВНИ-ЭТУСХ, сентябрь 2007 г. М.: Восход-А, 2007.
  105. Экономическая теория. Учебник / под общ. ред. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, JI.C. Тарасевича. М., 1999.
  106. Breaden С.Н., Toumanoff P.G. Transaction costs and economic institutions. In: The political economy of freedom: essays in honour of F.A.Hayek. Ed. by Leube K.R., Zlabinger A.H., Munchen, 1984.
  107. Chueng S.N.S. The myth of social costs. L., 1978.
  108. Friedman Th. Understanding globalization. The nexus and the olive Tree. N.Y., 2000.
  109. North D.C., Thomas R.P. The rise of the Western world: a new economic history. Cambridge, 1973.115. http://www.ress.ru
Заполнить форму текущей работой