Конституционно-правовое регулирование установления и изменения границ субъектов Российской Федерации
Несмотря на актуальность и определенную разработанность ряда аспектов правового режима территории субъектов Российской Федерации, многие вопросы остаются нерешенными. В отношении конституционно-правового регулирования территории субъекта Российской Федерации предпринимались лишь отдельные диссертационные исследования (например, кандидатские диссертации Орловой М. Ф. «Территория и границы субъекта… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Общая конституционно-правовая характеристика территории и границ субъекта Российской Федерации
- 1. Территория субъекта Российской Федерации как предмет регулирования конституционного права
- 2. Границы между субъектами Российской Федерации: статус, функции, цели установления
- Глава 2. Границы субъектов Российской Федерации как предмет правового регулирования и сфера компетенции органов государственной власти
- 1. Компетенция субъекта Российской Федерации в отношении его территории и границ
- 2. Формы и содержание правового регулирования установления и изменения границ субъектов Российской Федерации
- Глава 3. Правоприменительная практика в сфере изменения границ субъектов Российской Федерации
- 1. Разрешение территориальных споров между субъектами Российской Федерации
- 2. Реализация соглашений об изменении границ между субъектами Российской Федерации
Конституционно-правовое регулирование установления и изменения границ субъектов Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Вопросы правового регулирования установления и изменения границ субъектов Российской Федерации имеют важное значение для современной России. От оптимальности и правомерности решения вопроса о границах субъектов Российской Федерации зависит эффективность территориального развития регионов, устойчивость их экономической и политической интеграции, безопасность развития общества и государства, а также соблюдение прав и свобод человека и гражданина вне зависимости от места жительства. Особую остроту придают рассматриваемой тематике многочисленные территориальные споры между субъектами Российской Федерации в отношении прохождения их границ.
Конституционные гарантии компетенции субъектов Российской Федерации по вопросам своей территории и границ способствуют стабильности территориальной организации Российского государства, и требуют четкого и непротиворечивого правового регулирования. Такое регулирование должно быть необходимым и достаточным для регламентации разрешения территориальных споров и, главным образом, эффективного территориального развития страны.
Сложность рассматриваемых вопросов заключается в том, что, с одной стороны, статус границ субъектов Российской Федерации нельзя однозначно приравнять к статусу границ административно-территориальных единиц. Изменение границ между субъектами Российской Федерации осуществляется «с их взаимного согласия» согласно ч. 3 ст. 67 Конституции РФ. С другой стороны, субъекты Российской Федерации являются государственными образованиями Российского государства, статус их границ существенно отличается от статуса границ суверенных государств. Ключевыми в определении статуса территории и границ субъектов Российской Федерации выступают конституционные нормы о нахождении субъектов в составе.
Российской Федерации, а также правообязанности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации утверждать соглашения об изменении границ между субъектами Российской Федерации. При совпадении границы субъекта Федерации и государственной границы России приоритет имеет режим государственной границы.
Субъекты Российской Федерации имеют собственную территорию, ее границы и территориальное устройство. Данные отношения регулируются нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ. Территория и ее границы выступают неотъемлемым признаком любого государственного образования, определяющим пространственный предел осуществления государственной власти или одного из уровней ее осуществления. Государство в принципе является территориальной системой, а федеративное государство — сложносоставной территориальной системой, включающей территорию государства, состоящую из территорий членов федерации. Конституционно-правовой статус субъекта федерации предполагает единство и взаимосвязь каждого из них с федеративным государством, независимо от их фактической и правовой специфики. Упорядочение прохождения границ субъектов Российской Федерации, совершенствование правового регулирования их установления и изменения возможно лишь в условиях единства и неприкосновенности территории Российского государства.
Границы субъектов Российской Федерации не являются неизменными, существуют правовые возможности их изменения, гарантированные Конституцией РФ и урегулированные законодательно. Но если в отношении одновременного изменения статуса и границ субъектов Федерации посредством объединения нескольких субъектов в один существует достаточно обширное законодательное регулирование, то вопросы изменения границ субъекта Российской Федерации без изменения его статуса законодательно не урегулированы. Хотя основы таких изменений заложены непосредственно в Конституции РФ, практика требует принятия законодательных решений в данной сфере отношений.
Отсутствие в Российской Федерации должной нормативной правовой регламентации вопросов установления и изменения границ субъектов Российской Федерации при наличии существенных практических проблем в их установлении и изменении обусловили выбор темы диссертационного исследования, равно как и саму необходимость его проведения.
Степень научной разработанности темы и теоретическая база исследования. Проблемам территории и границ государства, территориального устройства государств всегда уделялось значительное внимание ученых. В последние годы также проводились научные исследования по различным вопросам формирования и развития государственно-территориального устройства России, административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации, территориальной организации местного самоуправления, федеративных отношений, обеспечения территориальной целостности. Вместе с тем проблемы регулирования правового режима границ субъектов Российской Федерации остаются одними из наименее исследованных и, тем не менее, важных для отечественного государствоведения и правоведения.
Общетеоретическую основу исследования составили труды, посвященные различным аспектам правового режима территории и границ субъектов Российской Федерации таких исследователей, как С. А. Авакьян, J1.B. Андриченко, С. Н. Бабурин, И. Н. Барциц, В. И. Васильев, Н. В. Витрук, Д. Л. Златопольский, Д. А. Керимов, Д. А. Ковачев, Е. И. Козлова, А. Н. Кокотов, O.E. Кутафин, А. Н. Лебедев, М. Н. Марченко, С. И. Некрасов, A.C. Пиголкин, А. Н. Пилипенко, A.C. Саломаткин, В. Е. Сафонов, Б. А. Страшун, Ю. А. Тихомиров, Б. Н. Топорнин, И. П. Трайнин, H.A. Ушаков, И. А. Умнова, В. И. Фадеев, Т. Я. Хабриева, А. Н. Чертков, В. Е. Чиркин, О. И. Чистяков, Б. С. Эбзеев и некоторых других.
Автор обращался к трудам дореволюционных государствоведов и правоведов по рассматриваемой проблематике, в частности, Ф. Ф. Кокошкина, Н. М. Коркунова, В. А. Незабитовского, Н. И. Палиенко, Б. Н. Чичерина, Л. А. Шаланда.
В работе использовались труды зарубежных авторов, таких как Д. Д. Басу, Дж. Бернал, Я. Броунли, Г. Гроций, Г. Еллинек, П. Лабанд, Ж. Марку, Ш. Л. Монтескье и ряда других.
Несмотря на актуальность и определенную разработанность ряда аспектов правового режима территории субъектов Российской Федерации, многие вопросы остаются нерешенными. В отношении конституционно-правового регулирования территории субъекта Российской Федерации предпринимались лишь отдельные диссертационные исследования (например, кандидатские диссертации Орловой М. Ф. «Территория и границы субъекта Российской Федерации: на примере Астраханской области» (2002 года), Сысоевой Е. А. «Категория „территория“ в правовой теории и практике законодательного регулирования федеративного устройства современной России» (2006 года) и Быстровой Д. А. «Территория в конституционном праве Российской Федерации» (2010 года). Более того, специального диссертационного исследования в отношении конституционно-правового регулирования установления и изменения границ субъектов Российской Федерации до сих пор не предпринималось. Изложенное свидетельствует о необходимости такого исследования.
Объект исследования — общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования установления и изменения границ субъектов Российской Федерации.
Предмет исследования — теоретические основы и практика конституционно-правового регулирования установления и изменения границ субъектов Российской Федерации.
Цель и задачи исследования
Цель настоящей диссертационной работы состоит в комплексном конституционно-правовом исследовании феномена границ субъектов Российской Федерации как одной из категорий государствоведения и конституционного права, механизмов их установления и изменения, а также в выработке предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование правового регулирования установления и изменения границ субъектов Российской Федерации.
Для достижения указанной цели автором были поставлены следующие задачи:
1) сформулировать определение понятия «территория субъекта Российской Федерации» и дать основные ее конституционно-правовые характеристики;
2) проанализировать понятие, статус и функции границы субъекта Российской Федерации;
3) исследовать компетенцию субъекта Российской Федерации в отношении его территории и границ;
4) проанализировать особенности правовых отношений, возникающих при осуществлении деятельности по государственному признанию, установлению и изменению границ субъектов Российской Федерации;
5) разработать предложения по формированию федеральных законодательных основ установления и изменения границ субъектов Российской Федерации;
6) сформулировать рекомендации по совершенствованию регионального законодательства о границах субъектов Российской Федерации;
7) проанализировать правоприменительную практику по установлению и изменению границ разрешения территориальных споров между субъектами Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод научного познания. В исследовании используются общенаучные и частнонаучные методы: формально-логический, системно-структурный, формально-юридический, сравнительно-правовой, статистический, аксеологический и другие.
Нормативная база исследования включает Конституцию Российской Федерации, конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в сфере установления и изменения границ субъектов Российской Федерации, а также международные правовые акты о территории государства.
Научная новизна исследования. Впервые проведено диссертационное исследование регулирования установления и изменения границ субъектов Российской Федерации в современных условиях. Разработаны теоретические положения, характеризующие статус и функции границ субъекта Российской Федерации, предложены авторские трактовки категориально-понятийного аппарата по теме исследования, дана оценка действующего правового регулирования установления и изменения границ субъектов Российской Федерации. Рекомендованы текущие и стратегические мероприятия по совершенствованию федерального и регионального правового регулирования установления и изменения границ субъектов Российской Федерации.
Основные выводы и положения, выносимые на защиту.
На защиту выносятся следующие положения, определяющие научную новизну диссертации.
1. Понятие «территория субъекта Российской Федерации» предложено определить как часть территории Российской Федерации, статус и границы которой не могут быть изменены без согласия субъекта Российской Федерации, включающую сухопутную территорию, общераспространенные ископаемые ресурсы неглубокого залегания, внутренние водные объекты, и являющуюся пространственным пределом осуществления государственной власти непосредственно населением и органами государственной власти субъекта Российской Федерации вне предметов ведения и полномочий.
Российской Федерации. При этом вхождение внутренних водных объектов в состав территории субъекта Российской Федерации, распространение на них региональной юрисдикции оправданно и эффективно лишь в случае правовых гарантий единства водного фонда России.
2. Обосновано, что понятие «граница субъекта Российской Федерации» шире понятия «граница между субъектами Российской Федерации», поскольку включает границу субъекта Российской Федерации, примыкающую к внутренним морским водам или территориальному морю России или совпадающую с Государственной границей Российской Федерации. Пространственное совпадение участка границы субъекта Российской Федерации и участка Государственной границы Российской Федерации не означает совпадения их правового статуса. Статус Государственной границы Российской Федерации имеет приоритет перед статусом границы субъекта Российской Федерации при определении правового режима деятельности органов публичной власти, физических и юридических лиц в приграничном пространстве.
3. В процессе совершенствования федерального регулирования основ установления и изменения границ между субъектами Российской Федерации автором предложены текущие мероприятия, а также определены стратегические перспективы его развития. В рамках текущих мероприятий предлагается включить основополагающие нормы об установлении и изменении границ между субъектами Российской Федерации в действующие федеральные нормативные правовые акты. В Федеральном законе от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предлагается установить основы статуса и процедуры заключения соглашения об изменении границы между субъектами Российской Федерации, а также основные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению и изменению границы между субъектами Российской Федерации. В Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рекомендуется определить некоторые понятия, связанные с утверждением соглашений об изменении границы между субъектами Российской Федерации, прежде всего, «карта местности», «установление границы», «описание границы».
Стратегические перспективы увязаны с принятием специального федерального закона, регулирующего основы делимитации и демаркации границ между субъектами Российской Федерации, а также изменения данных границ. Предлагаемый закон предлагается как «рамочный», позволяющий субъектам Российской Федерации реализовывать свою компетенцию в отношении установления и изменения их границ.
4. Предлагается совершенствование регионального конституционного (уставного) регулирования компетенции субъектов Российской Федерации в отношении их территории и границ. Обеспечение государственного единства и территориальной целостности Российской Федерации требует исключения из конституций (уставов) субъектов Российской Федерации норм о неприкосновенности и неделимости их территорий. Выполнение внешних и внутренних обязательств государства влечет необходимость некоторых изменений внутригосударственных границ и даже государственной границы. Рекомендуется также отказаться от провозглашения всего комплекса вопросов территории и границ либо вопросов установления и изменения административно-территориального устройства предметом ведения субъекта Российской Федерации, поскольку системное толкование Конституции РФ свидетельствует об отнесении части из названных вопросов к ведению Российской Федерации. При этом приведение конституций (уставов) и законов субъектов Федерации в соответствие с федеральными конституционными и законодательными нормами не должно вести к иной крайности — отмене большей части положений о территории и границах субъекта Российской Федерации.
В законодательстве субъектов Российской Федерации требуется отграничение полномочий по достижению согласия по вопросу изменения границ с сопредельными субъектами Российской Федерации от их частного проявления — полномочий по утверждению соглашения об изменении границ субъектов Российской Федерации. Обоснована необходимость урегулирования полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации относительно его территории и границ в специальных актах о соответствующих органах государственной власти.
5. В связи со значимостью описания границ между субъектами Российской Федерации и неэффективностью его одностороннего решения субъектами Российской Федерации предлагается утверждение описания существующих границ субъектов Российской Федерации указом Президента Российской Федерации. Обоснована целесообразность организации описания границ субъектов Российской Федерации в пределах каждого федерального округа с возложением на полномочных представителей координационной функции. Предлагается разработка единой методики описания границ субъектов Российской Федерации на федеральным уровне с утверждением ее нормативным правовым актом Президента Российской Федерации.
6. Предлагается дифференцированный подход к выбору формы учета мнения населения субъекта Российской Федерации при изменении его границ с другим субъектом, исходя из размера передаваемой (получаемой) территории. Если изменения касаются участка территории размером, не превышающим трех процентов от площади территории субъекта Российской Федерации, субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать процедуру учета мнения населения. Если в результате изменения границы субъекта Федерации происходит более масштабное изменение его территории, полагаем необходимым закрепление федеральной законодательной нормы о проведении голосования в масштабе всего субъекта Российской Федерации, кроме случаев изменения Государственной границы России. В последнем случае действуют нормы федерального законодательства о Государственной границе Российской Федерации.
7. Аргументирована продуктивность увязки изменения границ между субъектами Российской Федерации с перспективами социально-экономического развития современных субъектов Российской Федерации, совершенствованием осуществления государственной власти и местного самоуправления, отказа от поиска исторической базы прохождения границ субъектов Российской Федерации как основы ее изменения, а также разрешения территориальных споров на основе правовых, а не политических аргументов.
Предложено формирование правовой основы для федеральной помощи субъектам Российской Федерации по увеличению их территорий не в результате спора с сопредельными субъектами, а путем формирования искусственных территорий, что способствует социально-экономическому развитию России и ее регионов.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования обусловлена, прежде всего, тем, что в диссертации содержится комплексный анализ основных характеристик границ субъекта Российской Федерации, рассматривается реализация компетенции органов государственной власти в отношении установления и изменения границ субъектов Российской Федерации. В работе разрабатывается понятийный аппарат, исследуются наиболее значимые вопросы правового регулирования установления и изменения границ субъекта Федерации в современных условиях.
Содержащиеся в диссертации выводы и предложения способствуют более полному и глубокому пониманию явления «граница субъекта Российской Федерации», раскрывают особенности правого регулирования их установления и изменения, что расширяет возможности для дальнейших исследований в рассматриваемой области и применения в практической деятельности органов государственной власти.
Диссертационная работа представляет практический интерес в части выводов и рекомендаций по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в сфере установления и изменения границ субъектов Российской Федерации.
Содержащиеся в работе материалы могут использоваться в учебно-методической работе ВУЗов, в частности, при подготовке учебных курсов лекций и семинарских занятий по дисциплине «Конституционное (государственное) право России», а также спецкурсам о федеративном и территориальном устройстве России.
Апробация результатов исследования.
Настоящее диссертационное исследование подготовлено и обсуждено в отделе конституционного права Федерального государственного научно-исследовательского учреждения «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации». Основные положения диссертации изложены в опубликованных работах автора в научных журналах и сборниках научных трудов, в т. ч. в научных изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки Россиив докладах на межвузовских научно-практических конференциях, конференциях аспирантов, соискателей и молодых ученых Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
Заключение
.
В результате проведенного исследования сформулированы следующие выводы.
Совершенствование федерального регулирования основ установления и изменения границ между субъектами РФ представляет собой сложный процесс, который целесообразно разбить на текущий и стратегический этапы. В рамках текущего этапа предлагается включить основополагающие нормы об установлении и изменении границ между субъектами РФ в действующие федеральные нормативные правовые акты, прежде всего, в Федеральный закон № 184-ФЗ и Регламент Совета Федерации.
Стратегические перспективы увязаны с принятием специального «рамочного» федерального закона, т. е. закона, который не претендовал бы на исчерпывающий характер регулирования, оставив возможности оптимального решения вопроса самим регионам. «Болезненность» предмета регулирования федерального закона не может стать основой для отказа от него. Именно острота проблемы выступает побудительным мотивом ее законодательного решения.
В числе текущих мероприятий необходимо законодательно определить основные полномочия региональных органов по установлению и изменению границы между субъектами РФ. В ближайшее время они могут быть определены в ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ. В частности, речь идет о таких полномочиях, как подготовка и заключение соглашения об изменении границы между субъектами РФ, подготовка прилагаемых к нему описания линии прохождения границы и картографических материалов, а также обозначение границы субъекта Российской Федерации межевыми знаками установленного образца на местности, поддержание их в надлежащем состоянии и проверка точности установки. При этом необходимо законодательно предусмотреть возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в рассматриваемой сфере с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
В названном Федеральном законе № 184-ФЗ целесообразно определить статус соглашения об изменении границы между субъектами РФ. Это нормативный правовой акт, принятый и одобренный органами государственной власти субъектов РФ, содержащий их общую позицию о прохождении общих участков их границы, утверждаемый Советом Федерации.
В Федеральном законе № 184-ФЗ необходимо отразить дифференцированный подход к выбору формы учета мнения населения субъекта РФ при изменении его границ с другим субъектом. Дифференциацию предлагается увязать с масштабом изменения границ и передаваемой площади территории. Если изменения касаются участка территории, размером, не превышающим трех процентов от площади территории субъекта РФ, субъекты вправе самостоятельно устанавливать процедуру учета мнения населения. Если в результате изменения границы субъекта РФ происходит более масштабное изменение его территории, полагаем необходимым закрепление федеральной законодательной нормы (в ближайшее время в Федеральном Законе № 184-ФЗ, в дальнейшем — в специальном законе) о проведении народного голосования в масштабе всего субъекта РФ, кроме случаев изменения Государственной границы России. В последнем случае действуют нормы федерального законодательства о государственной границе России.
Одностороннее описание границ между субъектами РФ в региональных нормативных правовых актах не унифицировано, медленно осуществляется и порождает споры. В связи с большой государственной и общественной значимостью данного вопроса и неэффективностью его решения на региональном уровне предлагается утверждение описания существующих границ субъектов РФ посредством принятия указа Президента РФ. Исходя из масштабов территории России, наличия территориальных споров между субъектами РФ все границы одним указом едва ли возможно. В свою очередь принятие указа по каждому субъекту будет вести к коллизиям. Целесообразно утверждение границ субъектов по федеральным округам с возложением на полномочных представителей проведения организационной работы. В данной работе представляется продуктивным использование распространенной в международном праве концепции «эстоппеля».
Повышение качества описания границ связано с предложением о разработке единой методики описания границ субъектов РФ на федеральным уровне. Такая методика может быть утверждена нормативным правовым актом Президента РФ. В данной методике важно определить основные требования к установлению и описанию границ, включая то, что они не должны пересекаться с границами иных публично-территориальных образований, а также не могут пересекать границы земельных участков, территориальных производственных комплексов, социально-культурных, природоохранных и рекреационных объектов.
Под территорией субъекта РФ мы понимаем часть территории Российской Федерации, статус и границы которой не могут быть изменены без согласия самого субъекта. Данная часть территории России включает сухопутную территорию, общераспространенные ископаемые ресурсы неглубокого залегания и внутренние водные объекты, является пространственным пределом осуществления государственной власти непосредственно населением и региональными органами вне предметов ведения и полномочий Российской Федерации.
Из сказанного очевидно, что ключевое свойство территории субъекта РФ — вхождение в состав территории России. Государственное единство и территориальная целостность Российской Федерации исключает провозглашение в конституциях (уставах) субъектов РФ неприкосновенности и неделимости их территорий. Государственные нужды, связанные с выполнением внешних и внутренних обязательств государства, влекут необходимость некоторых изменений внутригосударственных границ и даже.
Государственной границы. Права субъектов РФ в отношении их территории и границ не могут стать препятствием территориального развития Российского государства, в том числе посредством изменения его внутренних границ.
Территориальное море непосредственно входит в состав территории Российской Федерации в силу прямого указания Конституции РФ и, следовательно, не входит в состав территории субъекта РФ. Вхождение внутренних водных объектов в состав территории субъекта, распространение на него региональной юрисдикции не только допустимо, но и эффективно, но лишь в случае правовых гарантий единства водного фонда России.
Полагаем, что понятие «граница субъекта Российской Федерации» шире понятия «граница между субъектами Российской Федерации», поскольку включает границу субъекта РФ, примыкающую к территориальному морю или внутренним морским водам России либо совпадающую с Государственной границей России. Пространственное совпадение участка границы субъекта РФ и участка Государственной границы не означает совпадения их правового статуса. Статус Государственной границы Российской Федерации имеет приоритет перед статусом границы субъекта РФ при определении правового режима деятельности органов публичной власти, физических и юридических лиц в приграничном пространстве.
Необходимо избегать провозглашения всего комплекса вопросов территории и границ либо вопросов установления и изменения административно-территориального устройства предметом ведения субъекта РФ в его основном законе, поскольку системное толкование Конституции РФ свидетельствует об отнесении части из названных вопросов к ведению Российской Федерации.
В конституциях (уставах) субъектов РФ необходимо разграничить полномочия по утверждению соглашения об изменении границ субъекта РФ и по достижению согласия об изменении границ с сопредельными субъектами. Первое полномочие является частью второго, относится к компетенции законодательного (представительного) органа и реализуется посредством принятия постановления, второе — к компетенции высших органов государственной власти субъекта РФ или решается путем народного голосования.
Единство правового регулирования территории и границ субъекта РФ не означает его отсутствия в субъектах. Приведение конституций (уставов) и законов субъектов РФ в части распространение пределов их территорий на воздушное пространство, территориальное море и большую часть недр в соответствие с федеральными законодательными нормами не должны вести к иной крайности — отмене большей части положений нормативных правовых актов субъекта РФ о его территории и границах.
Обоснована необходимость урегулирования полномочий региональных органов, прежде всего высшего должностного лица, высшего исполнительного органа, законодательного органа субъекта РФ, относительно его территории и границ в специальных законах о данных органах государственной власти.
Судебная практика в отношении разрешения территориальных споров между субъектами РФ складывается весьма неоднозначно и противоречиво, судебные органы зачастую уклоняются от разрешения споров по формальным поводам. Тем не мене острота возникающих проблем, обилие территориальных споров между субъектами РФ, требуют более активной и определенной позиции высших судебных органов. Активизация судебной практики в сфере определения и изменения границ субъектов РФ дала бы позитивный эффект. В работе содержатся предложения, способствующие такой активизации, в частности в отношении юрисдикции Конституционного Суда РФ предложено включить в понятие «спор о компетенции» споры о территориальных пределах компетенции.
Изменения границ между субъектами РФ целесообразно увязать с перспективами социально-экономического развития современных регионов, а также совершенствованием осуществления государственной власти и местного самоуправления. Поиск исторической базы прохождения границ субъектов РФ как основы ее изменения, использование политических аргументов в разрешении территориальных споров будет способствовать дестабилизации федеративных отношений и ситуации в стране в целом.
Полагаем необходимым оказание федеральной помощи и поощрения стремлению субъектов РФ расширить свою территорию не в результате спора с сопредельными субъектами, а путем формирования искусственных территорий. Данный путь способствует социально-экономическому развитию России и ее регионов и не несет негативных последствий.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации. М., 2009. — 75 с.
- Европейская Хартия местного самоуправления, принятая 15 октября 1985 года в Страсбурге // СЗ РФ. 1998. № 36. Ст. 4466.
- ФКЗ от 17.12.2001 г. № 6-ФКЗ (в ред. от 31.10.2005 г.) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4916.
- ФКЗ от 30.05.2001 г. № З-ФКЗ (в ред. от 07.03.2005 г.) «О чрезвычайном положении» // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.
- ФКЗ от 24.06.1994 г. (в ред. от 28.12.2010 г.) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2725.
- ФКЗ от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 28.12.2010 г.) «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
- ФЗ от 6.10.1999 г. № 184-ФЗ (в ред. от 30.11.2012 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
- ФЗ от 6.10.2003 г. № 131-Ф3 (в ред. от 6.12.2012 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
- ФЗ от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ (в ред. от 01.12.2007 г.) «О международных договорах Российской Федерации» // СЗРФ. 1995. № 29. Ст. 2757.
- ФЗ от 31.07.1998 г. № 155-ФЗ (в ред. от 30.12.2012 г.) «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3833.
- Закон РФ от 03.07.1992 г. № 3198−1 «Об установлении переходного периода по государственно-территориальному разграничению в Российской Федерации» //Российская газета. 1992. 8 сент.
- Закон РФ от 1.04.1993 г. № 4730−1 (в ред. от 25.076.2012 г.) «О Государственной границе Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 17. Ст. 594.
- Закон РСФСР от 26.04.1991 г. № 1107−1 (в ред. от 01.07.1993 г.) «О реабилитации репрессированных народов» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 18. Ст. 572.
- Закон РФ от 21.02.1992 г. № 2395−1 (в ред. от 06.12.2012 г.) «О недрах» // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823.
- Водный Кодекс РФ от 16.11.1995 г. № 167-ФЗ (в ред. от 06.12.2011 г.) //СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4471.
- Земельный Кодекс РФ от 25.10.2001 г. № 136-Ф3 (в ред. от 12.12.2012 г.) // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147
- Градостроительный кодекс РФ от 24.12.2004 г. № 190-ФКЗ (в ред. от 06.12.2012 г.) // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 16.
- Постановление Правительства РФ от 26.12.1995 г. «О Государственной комиссии по определению границ между Ингушской Республикой и Чеченской Республикой в связи с образованием этих республик» // СЗ РФ. 1996. № 2. Ст. 112.
- Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 03.02.1994 г. № 38−1-СФ «Об утверждении изменения границы между Ивановской и Нижегородской областями» // Ведомости ФС РФ. 1994. № 2. Ст. 84.
- Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 25.10.1994 г. № 236−1-СФ «Об утверждении изменения границы между Костромской и Вологодской областями» // СЗ РФ. 1994. № 28. Ст. 2939.
- Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 02.02.2007 г. № 30-СФ «Об утверждении изменения границы между Еврейской автономной областью и Амурской областью» // СЗ РФ. 2007. № 7. Ст. 851.
- Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 16.12.2009 г. № 490-СФ «Об утверждении изменения границы города федерального значения Санкт-Петербурга» // СЗ РФ. 2009. № 51. Ст. 6202.
- Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 13.07.2011 г. № 347-СФ «Об утверждении изменения границы между городом федерального значения Москвой и Московской областью» // СЗ РФ. 2011. № 29. Ст. 4356.
- Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 27.12.2011 г. № 560-СФ «Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью» // СЗ РФ. 2012. № 1. Ст. 17.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 24.01.1997 г. № 1-П по делу о проверке конституционности закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 года «О системе органов государственной власти в Удмуртской Республики» // СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 708.
- Определение Конституционного Суда РФ от 16.12.2010 г. № 1632−0-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Степанова Олега Александровича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 3
- Балкарской Республики", «О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике» и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 21. Ст. 2561.
- Постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 г. № 4818/06 // СПС «Консультант Плюс».
- Постановление Президиума ВАС РФ от 10.01.2003 г. № 7056/01 // СПС «Консультант Плюс».
- Постановления Президиума ВАС РФ от 18.04.2006 г. № 12 204/05- № 12 190/05- № 12 227/05 // СПС «Консультант Плюс».
- Постановление Президиума ВАС РФ от 13 .12.2006 г. № 38пв06 // СПС «Консультант Плюс».
- Определение ВАС РФ от 10.09.2008 г. № 11 699/08 // СПС «Консультант Плюс».
- Определение ВАС РФ от 19.03.2009 г. № 2634/09 // СПС «Консультант Плюс».
- Определение ВС РФ от 20.07.2005 г. по делу № 71-Г05−7 // СПС «Консультант Плюс».
- Определение ВС РФ от 14.09. 2005 г. по делу № 45-Г05−27 // СПС «Консультант Плюс».
- Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 28.09.2005 г. о признании недействующим закона Волгоградской области № 1031-ОД от 21.03. 2005 г. // СПС «Консультант Плюс».
- Решение ВС РФ от 15.03.2006 г. № ГКПИ06−172 // СПС «Консультант Плюс».
- Решение ВАС РФ от 17.05.2006 г. № 10 636/05 // СПС «Консультант Плюс».
- Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.05.2008 г. № Ф04−2526/2008 (5553-А67−28) по делу № А67−3256/07 // СПС «Консультант Плюс».
- Постановление ФАС Московского округа от 17.01.2006 г. № КГ-А 41/12 378−05−1-5 // СПС «Консультант Плюс».
- Конституция Республики Адыгея от 10.05.1995 г. (в ред. 06.06.2012 г.) // Ведомости ЗС (Хасэ) Парламента РА. № 16. Март. 1995.
- Конституция (Основной закон) Республики Алтай от 07.06.1997 г. (в ред. от 25.06.2012 г.) // «Звезда Алтая». № 127−128. 2007.1 июня.
- Конституции Республики Башкортостан от 24.12.1993 г. (в ред. от 28.06.2012 г.) // Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан. 2003. № 1 (157). Ст. 3.
- Конституция Республики Бурятия от 22.02.1994 г. (в ред. от 27.06.2012 г.) // «Бурятия». № 43. 1994. 9 марта.
- Конституция Республики Дагестан от 10.07.2003 г. (в ред. от 14.06.2012 г.) // Собрание законодательства Республики Дагестан. 2003. № 7. Ст. 503.
- Конституция Республики Ингушетия от 27.02.1994 г. (в ред. от 18.06.2012 г.) // Сборник Конституций субъектов федерации «Конституции Республик в составе Российской Федерации». Вып. 1. Издание Государственной Думы. 1995.
- Конституция Кабардино-Балкарской республики от 01.09.1997 г. № 28-РЗ (в ред. от 22 июня 2012 г.) // Кабардино-Балкарская правда. 2008. № 215.
- Степное Уложение (Конституция) Республики Калмыкия от 05.04. 1994 г. (в ред. от 29.06.2012 г.) // Ведомости Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия. 1996. Ст. 10.
- Конституция Карачаево-Черкесской Республики от 05.03.1996 г. (в ред. от 27.06.2012 г.) // Сборник Законов и Постановлений КЧР 1995−1999 гг. Часть I.
- Конституция Республики Карелия от 30.05.1978 г. (в ред. от 29.06.2012 г.) // Собрание законодательства РК. № 2. 2001. Ст. 106.
- Конституция Республики Коми от 17.02.1994 г. (в ред. от 23.06.2012 г.) // Ведомости Верховного Совета Республики Коми. 1994. № 2. Ст. 21.
- Конституция Республики Марий Эл от 24.06.1995 г. (в ред. от 27.08.2012 г.) // «Марийская правда». 1995. 7 июля.
- Конституция Республики Мордовия от 21.09.1995 г. (в ред. от 13.06.2012 г.) // «Известия Мордовии». № 180. 1995. 22 сент.
- Конституции (Основной закон) Республики Саха (Якутия) от 04.04.1992 г. (в ред. от 08.06.2012 г.) // Сборник законов Республики Саха (Якутия). 1992. Ст. 90.
- Конституция Республики Северная Осетия Алания от 12.11.1994 г. (в ред. от 20.06.2012 г.) // СПС «Консультант Плюс».
- Конституция Республики Татарстан от 06.11.1992 г. (в ред. от 22.06.2012 г.) // Республика Татарстан. 2010. № 64 65.
- Конституция Республики Тыва от 06.05.2001 г. (в ред. от 14.11.2012 г.) // «Тувинская правда». 2001. 15 мая.
- Конституция Удмуртской Республики от 07.12.1994 г. (в ред. от 04.06.2012 г.) // «Известия Удмуртской Республики». 1994. 21 дек.
- Конституция Республики Хакасия от 25.05.1995 г. (в ред. от 27.06.2012 г.) // «Вестник Хакасии». № 25. 1995.
- Конституция Чеченской Республики от 23.03.2003 г. (в ред. от 18.06.2012 г.) // СПС «Консультант Плюс».
- Конституция Чувашской Республики от 30.11.2000 г. (в ред. от 02.10.2012 г.) // СЗ ЧР. 2000. № 11−12. Ст. 442.
- Устав Алтайского края от 05.07.1995 г. № З-ЗС (в ред. от 30.11.2007 г.) // «Алтайская правда». 1999. № 235.
- Устав Брянской области от 26.01.1996 г. № 7−3 (в ред. от 07.07.2008 г.) // «Брянские известия». 1996. № 31.
- Устав Тульской области от 12.112 001 г. № 265-ЗТО (в ред. от 12.09. 2008 г.) // «Тульские известия». 2001. № 266 267.
- Устав Ярославской области от 23.05.1995 г. № 5-з (в ред. от 26.03.2008 г.) // «Золотое кольцо». 1995. № 120.
- Устав Красноярского края от 05.06.2008 г. № 5−1777 // «Краевой вестник». 2008. № 1. (спецвыпуск).
- Устав (Основной закон) Омской области от 26.12.1995 г. № 193 30 (в ред. от 04.05.2005 г.) // Омский вестник. 1995. № 249.
- Устав Сахалинской области от 09.07.1999 г. (в ред. от 01.04.2008 г.) // «Холмская панорама». 1999. № 35.
- Устав Белгородской области от 31.12.2003 г. № 108 (в ред. от 21.07. 2008 г.) // «Белгородские известия». 2004. № 4 5.
- Устав (Основной закон) Орловской области от 25.02.1996 г. № 7−03 (в ред. от 11.11.2009 г.) // «Орловская правда». 1996. № 43.
- Устав (Основной закон) Тамбовской области Российской Федерации от 30.11.1994 г. (в ред. от 04.07.2012 г.) // «Тамбовская жизнь». № 233. 1994. 6 дек.
- Закон Курганской области от 16.12.1994 г. (в ред. от 02.07.2012 г.) «Устав Курганской области» // «Новый мир». № 242. 1994. 21 дек.
- Областной закон Ростовской области от 29.05.1996 г. (в ред. от 22.06.2012 г.) «Устав Ростовской области» // «Наше время». № 221−222. 2001. 19 окт.
- Закон Астраханской области от 09.04.2007 г. (в ред. от 22.06.2012 г.) «Устав Астраханской области» // Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области. 2007. № 18.
- Устав Приморского края от 06.10.1995 г. (в ред. от 07.06.2012 г.) // «Устав Приморского края». 1995. 16 окт.
- Устав Иркутской области от 17.04.2009 г. (в ред. от 25.06.2012 г.) // Ведомости ЗС Иркутской области. № 9. 2009.
- Закон Ленинградской области от 27.10.1994 г. № б-оз (а ред. от 13.07.2012 г.) «Устав Ленинградской области» // Вестник Правительства Ленинградской области. № 1. 1995.
- Устав Московской области от 11.12.1996 г. (в ред. от 22.11.2012 г.) // Вестник Московской областной Думы. 1997. № 1.
- Устав Псковской области от 12.04.2001 г. (в ред. от 09.06.2012 г.) // «Губернские ведомости». № 11. 2001. 18 апреля.
- Устав (Основной закон) Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.12.1998 г. (в ред. от 31.10.2012 г.) // Ведомости Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа. № 1. 2008.
- Закон г. Москвы от 28.06.1995 г. (в ред. от 28.11.2012 г.) «Устав города Москвы» // Ведомости Московской Думы. № 4. 1995.
- Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 10.07.2002 г. 35−3 № 401-Н (в ред. от 08.06.2012 г.) «О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)» // «Якутские ведомости». № 33. 2002. 1 авг.
- Закон Республики Башкортостан от 20.04.2005 г. № 178−3 (в ред. от 11.07.2012 г.) «Об административно-территориальном устройстве Республики Башкортостан» // Ведомости Государственного Собрания Курултая,
- Президента и Правительства Республики Башкортостан. 2005. № 10 (208). Ст. 468.
- Закон Республики Дагестан от 10.04.2002 г. № 16 (в ред. от 04.04. 2006 г.) «Об административно-территориальном устройстве Республики Дагестан» // Собрание законодательства Республики Дагестан. 2002. № 4. Ст. 211.
- Закон Алтайского края от 01.03.2008 г. № 28-ЗС (в ред. от 01.12.2011 г.) «Об административно-территориальном устройстве Алтайского края» // «Алтайская правда». 2008. № 67. 8 марта.
- Закон Белгородской области от 15.12.2008 года № 248 (в ред. от 18.12.2009 г.) «Об административно-территориальном устройстве Белгородской области» // Сборник нормативных правовых актов Белгородской области. № 22. 2008.
- Закон Ивановской области от 29.04.2002 г. № 24−03 «Об утверждении описания границы Ивановской области» // Собрание законодательства Ивановской области. 2002. № 10 (196).
- Обращение Костромской областной Думы к Президенту РФ В. В. Путину «О разрешении территориального спора между Костромской и Ивановской областями», утверждено Постановлением Костромской областной Думы № 1387 от 27.12.2006 г. // СПС «Консультант Плюс».
- Конституции государств Азии: в 3 т. / под ред. Т. Я. Хабриевой М.: Норма, 2010. — Т. 1 — 544 е.- Т. 2 — 1023 е.- Т. 3 — 1039 с.
- Конституции государств Америки: в 3 т.: / отв. ред. Т. Я. Хабриева. -М.: Норма, 2006. Т. 1−831 е.- Т. 2−1165 е.- Т. 3 1087 с.
- Конституции государств Европейского Союза. М., 1997. — 802 с.
- Конституция и законы Союза ССР. М., 1983. — 639 с.
- Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 18.07.1956 г. № 713/2 «О передаче некоторых сельских Советов Юрьевецкого района Ивановской области в состав Кадыйского района Костромской области» // СПС «Консультант Плюс».
- Акт согласительной комиссии от 03.08.1956 г. о передаче земель Ивановской области Костромской области // СПС «Консультант Плюс».
- Авакьян С. А. Конституционное право России: учебный курс: в 2 т. Т. 1. -М., 2010. 719 с.
- О.Бабурин, С. Н. Территоия государства: теоретико-правовые проблемы: дисс. .докт. юрид. наук: 12.00.01. М., 1998.-485 с.
- Ш. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998. -788 с.
- Барсегов Ю.Г. Территория в международном праве. Юридическая природа территориального верховенства и правовыеоснования распоряжения территорией. М., 1958. — 271 с.
- ПЗ.Барциц И. Н. Правовое пространство России: Вопросы конституционной теории и практики. М: Изд-во МГУ, 2000. — 496 с,
- Басу Дурга Дас. Основы конституционного права Индии / пер. с англ. / под общ. ред. М. М. Сайфуллина- вступ. ст. М. М. Сайфуллина, Ю. С. Кашкина. М, 1986. — Т. 2. — 664 с.
- Бернал Дж. Мир без войны: пер. с англ. М., 1960. — 500 с.
- Броунли Я. Международное право : пер. с англ. В 2-х кн. Кн. 2. М., 1977.-507 с.
- Быстрова Д.А. Территория в конституционном праве Российской Федерации: дисс. уч. степени канд. юрид. наук. М. 2010. — 252 с.
- Васильев В.И. Муниципальная реформа в Российской Федерации. -М., 2005. 347 с.
- Венгеров А.Б., Барабашева Н. С. Нормативная система и эффективность общественного производства. М., 1985. — 288 с.
- Воронин A.A. Территориальная организация: теоретические и исторические аспекты. Дисс. канд. юрид. наук. Ярославль, 2003. — 196 с.
- Гончаров М.В. Конституционно-правовое регулирование территориального устройства Российской Федерации: вопросы теории и практики: дис.. юрид. наук: 12.00.02. Екатеринбург, 2006. — 225 с.
- Гроций Г. О праве войны и мира. М., 1994. — 50 с.
- Дмитриевский Ю.Д. Территориальные проблемы современной России. СПб, 1995. — 88 с.
- Еллинек Г. Право современного государства : общее учение о государстве / Г. Еллинек. СПб.: Тип. т-ва «Обществ, польза», 1903. — Т. 1. -532 с.
- Калинин, С.П. Правовое регулирование административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации: дисс.. канд. юрид. наук: 12.00.02. Омск, 2001. — 378 с
- Клименко Б.М., Порк A.A. Территория и граница СССР. М., 1985. -302 с.
- Комментарий к Конституции Российской Федерации / общ. ред. Ю. В. Кудрявцева. М, 1996. — 797 с.
- Конституционное право субъектов Российской Федерации / под ред. В. А. Кряжкова. М., 2002. — 864 с.
- Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб., 1892. — 596 с.
- НО.Кутафин O.E. Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации. М., 2004. — 407 с.
- Кутафин O.E., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2007. — 550 с.
- Международное право / отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. М., 1994.- 156 с.
- Незабитовский, В.А. Собрание сочинений. Киев, 1884. — 368 с.
- Орлова, М.Ф. Территория и границы субъекта Российской Федерации: на примере Астраханской области: дисс.. канд. юрид .наук: 12.00.02. М., 2002. — 206. с.
- Палиенко Н.И. Суверенитет. Историческое развитие идеи суверенитета и ее правовое значение. Ярославль, 1903. — 591 с.
- Саломаткин С. А. Административно-территориальное устройство Российской Федерации (вопросы теории и практики). М. :Манускрипт, 1995. — 204 с.
- Сысоева, Е.А. Категория «территория» в правовой теории и практике законодательного регулирования федеративного устройства современной России: дисс. .канд. юрид. наук: 12.00.02. Ростов — на — Дону, 2006. — 198 с.
- Тихомиров Ю.А. Государство: преемственность и новизна / Тихомиров Ю. А. М., 2011. -79 с.
- Усягин A.B. Политическое управление и его территориальные аспекты: российский опыт. Нижний Новгород, 2005. — 257 с.
- Ушаков, А.Н. Суверенитет в современном международном праве. -М., 1997.-405 с.
- Хабриева Т.Я., Чиркин В. Е. Теория современной конституции. М., 2005.-319 с.
- Чертков А.Н. Правовое регулирование территориального устройства России: концепция и прогноз. Дисс. д-р юрид. наук. М., 2012. — 499 е.
- Чертков А.Н. Законодательное регулирование в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. М., 2005. — 224 с.
- Чиркин В.Е. Сравнительное государствоведение. М., 2011. — 448 с.
- Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч. I. Общее государственное право. — М., 1894. — 556 с.
- Шаланд, Л.А. Юридическая природа территориального верховенства: Ист.-догмат. исслед. Т. 1. СПб, 1903. — 378 с.
- Шишков М.К. Территориальное устройство России: проблемы и перспективы. Самара, 2009. — 363 с.
- I. Энциклопедические и справочные издания
- Большая советская энциклопедия. Т.54. / под ред. С. Н. Вавилова, К. Е. Ворошилова, А. Я. Вышинского и др. М., 1946. — 412 с.
- Большая советская энциклопедия. Т 42. / гл. ред. Б. А. Введенский. -2-е изд. М., 1956. — Т. 42. — 668 с.
- Большая советская энциклопедия. Т.76. / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. -М., 1976. -600 с.
- Лопатин В.В. Русский толковый словарь / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. 5-е изд. — М., 1997. — 480 с.
- Словарь русского языка С. И. Ожегова. Под ред. Ю. Н. Шведовой. М., 1990.-890 с. 1. Научные статьи в периодических изданиях
- Бабурин С.Н. Современные проблемы российской государственности: территория и гражданство // Государство и право. 1996. -№ 11.- С. З — 9.
- Васильев В.И. Административно-территориальное устройство региона и территориальное устройство местного самоуправления // Журнал Российского права. 2006. -№ 3.-С. 3−11.
- Козлова Е.И. О признаках и проблемах Федерации // Научно-практические материалы «20 лет кафедре конституционного (государственного) права зарубежных стран МГЮА им. O.E. Кутафина». М., 2010.-С. 27−29.
- Конюхова И.А. Структура Российской Федерации: современное состояние и перспективы совершенствования // Государство и право. 2007. -№ 2.-С. 37−45.
- Лысков O.K., Смелов С. А. К вопросу о правовой природе соглашения об изменении границ между субъектами Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. — № 12. — С. 31 — 34.
- Некрасов С. И. Территориальная организация публичной власти: понятие и сущностная характеристика // Конституционное и муниципальное право.-2013.-№ 1.-С. 21−24.
- Некрасов С. И. Территориальное устройство современных государств: различие подходов, доктринальные проблемы, тенденции // Современное общество и право. 2012. — № 4. — С. 35 — 45.
- Сафонов В.Е., Фролова Н. Г. Теоретические и практические основы современного федерализма и его влияние на формирование судебных систем // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. — № 7. — С. 6 — 11.
- Сафонов В.Е. Судебная власть и единство конституционного пространства в контексте действий норм международного права // Международное публичное и частное право. 2008. — № 6 // СПС Консультант плюс.
- Тихомиров Ю.А. О модернизации государства // Журнал российского права. 2004. — № 4. — С. 3 — 16.
- Трайнин ИЛ. Вопросы территории в государственном праве// Известия АН СССР. 1947. — № 4. — С. 217 — 234.
- Фадеев В.И. Парламентский контроль в системе разделения властей // Конституционное развитие России и Украины. Вып. 1: сб. науч. тр. Харьков: Право, 2011.-С. 108- 134.
- Хабриева Т.Я. Доклад на «круглом столе» 26 июня 2001 года в Институте государства и права РАН по теме: «Границы между субъектами Российской Федерации и их изменение» // Государство и право. 2002. — № 2.-С. 109−115.
- Худякова И.В. Территория как категория конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2004. — № 3. — С. 30 — 37.
- Чернега, Ю. Спор воинствующих субъектов // Власть. 2002. № 15 -16 (468 — 469) URL: http://www.kommersant.ru/doc.aspx7DocsID =319 430&print=true
- Чертков А.Н. Правовое регулирование установления и изменения границ субъектов Российской Федерации как пространственного предела их территории // Журнал российского права. 2009. — № 9. — С. 17−25.
- Щукин А. Большая Москва 2050 // Эксперт. — 2011. — № 26 (760).
- Marcou G. Die Regionalisierung in Europa // Regional Policy Series. -2000.- № 4.-S. 7- 18.