Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Реализация конституционного принципа равенства политических партий в условиях становления пропорциональной избирательной системы в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среди интересных исследований, посвященных проблемам реализации принципов избирательного права, в том числе и принципа равенства, следует выделить диссертации: А. Х. Руппель «Принципы избирательного права как критерий демократичности избирательных систем» (М., 1993) — C.B. Юсов «Принципы избирательного права и их реализация в условиях формирования новой российской государственности» (Ростов н/Д… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ КАК УЧАСТНИКИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
    • 1. 1. Роль политических партий в избирательном процессе
    • 1. 2. Участие политических партий в выборах в условиях применения мажоритарной, пропорциональной и смешанной избирательных систем
    • 1. 3. Становление и особенности законодательного регулирования пропорциональной избирательной системы в России
  • России

Реализация конституционного принципа равенства политических партий в условиях становления пропорциональной избирательной системы в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования.

В настоящее время политические партии являются неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества. Не являясь непосредственными носителями государственной власти, они, в свою очередь, являются важными элементами гражданского общества. Обладая реальной возможностью участвовать в формировании органов государственной власти и воздействовать на внутреннюю и внешнюю политику страны, политические партии в сложившихся демократических политических системах выполняют функции посредников между государством и обществом, аккумулируют и реализуют интересы граждан.

В России на сегодняшний день проходит процесс интенсивного реформирования и преобразований во многих сферах общественной жизни, в той или иной степени. Избирательная система России продолжает активно совершенствоваться и это является одной из важнейших предпосылок движения общества к нормальному и цивилизованному состоянию. Именно проведение выборов позволяет органам государственной власти приобрести легитимный характер.

В условиях применения в России пропорциональной избирательной системы политические партии стали основными участниками избирательного процесса, выразителями интересов общества. Политический плюрализм уже стал неотъемлемым элементом общественной жизни, а политическое поле не является единообразным монолитом.

Реформирование избирательной системы направленное в своей основе на укрепление институтов народного представительства в России и, в частности, на развитие партийной системы и укрепление многопартийности наиболее остро ставит вопрос обеспечения правового равенства участников избирательного процесса.

Конституция Российской Федерации 1993 года и российское избирательное законодательство довольно четко закрепляют международные стандарты в отношении принципов всеобщего, равного избирательного права, обязательности и периодичности выборов, открытости и гласности выборов. Однако комплексный анализ избирательного законодательства и правоприменительной практики российских выборов различных уровней позволяет прийти к выводу о том, что в некоторых вопросах выборы в России все больше отходят от международных стандартов. Наиболее серьезной проблемой является обеспечение на российских выборах подлинной свободной конкуренции политических партий. В своем ежегодном послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Д. А. Медведев сделал акцент на том, что необходимо «.продолжить совместную работу по улучшению качества народного представительства и созданию дополнительных условий для свободной, справедливой и цивилизованной конкуренции между партиями».1.

Естественно, подлинная состязательность и конкурентность на выборах обеспечивается при существовании равенства участников выборов. Принцип равенства был и остается одной из важнейших основ существования демократического государства, гражданского общества, функционирования политической и правовой систем государства.

Российский законодатель постарался как можно детальнее проработать нормы избирательного законодательства, регламентирующие правовое положение политических партий в избирательном процессе, в том числе обеспечивающие их, как участников избирательного процесса, равенство. Тем не менее, принцип равенства остается наиболее часто нарушаемым при проведении выборов в России. Равенство политических партий не обеспечивается на ряде стадий избирательного процесса, таких как выдвижение и регистрация кандидатов и списков кандидатов, предвыборная агитация, проведение голосования и распределение мандатов, а также финансирование выборов.

1 См.: Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации// Российская газета. 2009. 13 ноября.

Существующие недостатки избирательного законодательства, активно используемые недобросовестными участниками политического процесса для получения преимущества, не позволяют добиться в полной мере справедливых, честных, объективных результатов выборов.

Актуальность проводимого исследования обусловливается необходимостью проведения комплексного анализа законодательных основ и практической реализации конституционного принципа равенства политических партий в условиях применения пропорциональной избирательной системы в России с целью выработки рекомендаций по совершенствованию избирательного законодательства, регулирующего правовое положение политических партий в избирательном процессе.

Объект исследования составляют общественные отношения в сфере реализации конституционного принципа равенства политических партий в условиях становления пропорциональной избирательной системы в России.

Предметом исследования выступают политико-правовые идеи, нормы, положения, определяющие основные аспекты реализации конституционного принципа равенства политических партий, а также их правовое положение в избирательном процессе.

В диссертации решена научная задача по выработке на основе проведенного исследования теоретических положений и конкретных рекомендаций по совершенствованию действующего избирательного законодательства России в части обеспечения конституционного принципа равенства политических партий.

Целью настоящего исследования является проведение комплексного исследования правового регулирования конституционного принципа равенства политических партий на основных стадиях избирательного процесса при применении пропорциональной избирательной системы в Россииа также положения политических партий в избирательном процессе с точки зрения обеспечения их равенства.

I4.

Для достижения поставленной цели исследования автором определены следующие основные задачи:

1) проанализировать понятие, сущность и конституционно-правовой статус политических партий в Российской Федерации и зарубежных странах;

2) определить место и роль политических партий в избирательном процессе;

3) исследовать процесс становления и развития пропорциональной избирательной системы в России, а также особенности её законодательного регулирования;

4) рассмотреть содержание и законодательное закрепление конституционного принципа равенства политических партий в российском законодательстве;

5) выявить проблемы реализации конституционного принципа равенства на основных стадиях избирательного процесса при применении пропорциональной избирательной системы;

6) на основании проведенного исследования сформулировать предложения и практические рекомендации по совершенствованию действующего избирательного законодательства в области обеспечения конституционного принципа равенства политических партий.

Теоретической основой исследования послужили научные монографии и статьи таких российских ученых юристов, как: С. А. Авакьян, A.C. Автономов, П. А. Астафичев, М. В. Баглай, Т.Б. Бекназар-Юзбашев, С. А. Боголюбов, Н. С. Бондарь, В. И. Васильев, С. Д. Князев, В. И. Даниленко, Ю. А. Дмитриев, В. Б. Евдокимов, H.A. Емельянов, С. Е. Заславский, O.K. Застрожная, A.A. Златопольский, З. М. Зотова, A.B. Иванченко, И. П. Ильинский, В. Т. Кабышев,.

A.Д. Керимов, Е. И. Козлова, А. Н. Кокотов, С. А. Комаров, Г. Н. Комкова, В. М. Краснов, O.E. Кутафин, В. В. Лапаева, В. И. Лысенко, В. В. Маклаков, М. Н. Марченко, М. С. Матейкович, О. О. Миронов, B.C. Нерсесянц, Ю. А. Новиков, Л. А. Нудненко, И. В. Петров, С. А. Солдатов, Ю. А. Тихомиров, Г. Н. Чеботарев,.

B.Е. Чиркин, В. А. Четвертин, Е. С. Шугрина, Б. С. Эбзеев, Ю. А. Юдин и других.

В диссертации также использованы материалы научных и практических конференций и семинаров, посвященных деятельности политических партий.

Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, международно-правовые документы и федеральные законы Российской Федерации, регламентирующие правовой статус политических партий и их деятельность в качестве участников избирательного процесса, постановления Конституционного Суда Российской Федерации.

Эмпирическую основу исследования составляют судебная и правоприменительная практика реализации норм избирательного права, применяемых на выборах депутатов представительных органов различных уровней, статистические данные, опубликованные в научных изданиях, а также материалы периодической печати и данные, размещенные в сети Интернет по теме диссертационного исследования.

Методологическую основу исследования составили как общенаучные, так и специальные методы познания общественно-политической и правовой действительности. В работе были использованы диалектический, логический, исторический, формально-юридический, сравнительно правовой и другие методы.

Применение диалектического и логического методов познания позволило создать основу для проведения всестороннего и полного исследования, достижения его целей и решения поставленных задач.

С помощью историко-правового метода познания был исследован процесс становления и особенности законодательного регулирования пропорциональной избирательной системы в России.

Применение сравнительно-правового метода исследования позволило сопоставить международные избирательные стандарты с нормами российского избирательного права, в части правового регулирования принципа равенства политических партий, и наиболее полно раскрыть содержание рассматриваемого принципа.

Сравнительно-правовой и формально-юридический методы также применялись в процессе анализа действующего российского избирательного законодательства, регулирующего деятельность политических партий, их участие в избирательном процессе.

Использование указанных методов позволило комплексно и детально исследовать объект, провести обобщающий эффективный анализ теоретического, практического и правового материала, а также выработать предложения и рекомендации по совершенствованию действующего избирательного законодательства в области обеспечения реализации конституционного принципа равенства политических партий.

Степень научной разработанности темы. В науке российского конституционного права исследованию различных вопросов теории избирательного права и практики применения законодательства о выборах в последние годы посвящено много работ.

Проблемы развития избирательного законодательства были исследованы в работах таких российских ученых, как: Ю. А. Веденеев, В. Н. Волченко, В. Я. Гельман, И. В. Зайцев, Е. И. Колюшин, В. И. Козин, С. Г. Кузьменко, В. В. Луговой, М. С. Матейкович, А. Е. Постников, О. Г. Румянцев, Е. Е. Скосаренко, C.B. Судакова.

Правовой статус политических партий был предметом исследований дореволюционных научных деятелей, таких как: A.C. Алексеев, В. В. Ивановский, Н. И. Лазаревский, A.C. Котляревский, В. А. Туманов, а также ученых советского периода: Т.Б. Бекназар-Юзбашева, A.M. Давидовича, А. Н. Медушевского, Г. В. Мищенко, Е. Д. Черменского и других авторов.

В последнее время результаты исследований правового статуса политических партий, проблем их участия в избирательном процессе освещались в работах современных ученых-правоведов как: A.C. Автономова, С. А. Авакьяна, Ю. А. Веденеева, В. И. Даниленко, Ю. А. Дмитриева, С. Е. Заславского, З. М. Зотовой, A.B. Иванченко, А. Д. Керимова, В. В. Лапаевой,.

М.Н. Марченко, М. С. Матейковича, А. Е. Постникова, В. Е. Чиркина, Ю. А. Юдина и других авторов.

Среди интересных исследований, посвященных проблемам реализации принципов избирательного права, в том числе и принципа равенства, следует выделить диссертации: А. Х. Руппель «Принципы избирательного права как критерий демократичности избирательных систем» (М., 1993) — C.B. Юсов «Принципы избирательного права и их реализация в условиях формирования новой российской государственности» (Ростов н/Д, 1999) — И. В. Петров «Реализация принципа равенства избирательных прав граждан в Российской Федерации» (Саратов, 2004) — Г. Н. Комкова «Конституционный принцип равенства прав и свобод человека в России» (Саратов, 2003) — В. В. Шуленин «Правовое обеспечение в Российской Федерации равенства прав кандидатов и избирательных объединений при проведении предвыборной агитации» (М., 2006) — A.B. Жигачев «Защита конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина Конституционным Судом Российской Федерации» (Саратов, 2006).

Однако специального комплексного исследования, посвященного изучению проблемы реализации конституционного принципа равенства политических партий, не проводилось. Кроме того, процесс становления и развития пропорциональной избирательной системы на российских выборах всех уровней требует особого внимания к данной теме.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предпринята попытка осуществить специальное комплексное исследование теоретических и практических проблем реализации конституционного принципа равенства политических партий в условиях становления в России пропорциональной избирательной системы.

Автором проведен анализ действующего законодательства о выборах в Российской Федерации с точки зрения особенностей реализации конституционного принципа равенства политических партий, что позволило сформулировать предложения по решению ряда проблем и совершенствованию избирательного законодательства в части регулирования порядка выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов, проведения предвыборной агитации, голосования и распределения мандатов, а также финансирования выборов.

Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:

1. Принцип равенства политических партий в избирательном процессе означает равенство их правовых статусов, предоставление равного объема полномочий при участии в выборах. Нормы Конституции Российской Федерации и иных законов равным образом распространяются на все партии, независимо от изложенных в их документах идеологических установок, целей и задач.

Обязанность государства и его органов состоит в том, чтобы в равной мере обеспечивать соблюдение прав и законных интересов всех партий, создавать равные правовые условия для политических партий в процессе выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов, проведения предвыборной агитации, голосования и распределения мандатов, финансирования выборов.

2. Содержание принципа равенства состоит в том, что все члены общества, подобные друг другу субъекты каких-либо общественных отношений, в нашем случае политические партии, должны быть поставлены в одинаковые условия. Участие в выборах для политических партий проходит на равных основаниях, они обладают равными возможностями принять участие в распределении депутатских мандатов, при наличии реальной электоральной поддержки. Обеспечение принципа равенства политических партий гарантирует наличие единых правил проведения выборов в течение всего периода с момента их назначения и до момента определения результатов.

Кроме того, в содержание принципа равенства входят положения о равенстве политических партий в период предвыборной агитации и в процессе распределения мандатов. В случае с предвыборной агитацией речь идет не о создании абсолютного равенство партий, а об обеспечении гарантированного минимума равных стартовых возможностей и одинаково равного отношения со стороны государства ко всем политических партиям, участвующим в выборах. В отношении распределения мандатов реализация принципа равенства заключается не в одинаково равном разделении мандатов между партиями победителями, а в обеспечении правового равенства при проведении процесса их распределения в соответствии с количеством голосов избирателей, полученных политическими партиями.

Однако исследование реализации указанных положений в российском избирательном процессе свидетельствует о том, что реальные условия проведения избирательной компании не в полной мере соответствуют указанным принципам и нормам.

3. Для полноценного обеспечения равенства политических партий на стадии выдвижения и регистрации кандидатов (списка кандидатов) необходимо исключить из пункта 5 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» положение, в соответствии с которым, подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. Так как подписные листы изготавливаются по установленной типовой форме, не несут агитационной нагрузки, то политические партии не должны нести необоснованного финансового бремени не связанного с проведением предвыборной агитации.

Следует рассмотреть возможность применения государственного финансирования при проведении сбора подписей политическими партиями, а именно в части оплаты изготовления подписных листов. Применение государственного финансирования позволит еще на один шаг приблизиться к достижению правового и финансового равенства политических партий.

4. На сегодняшний день одной из проблем реализации принципа равенства политических партий на стадии проведения предвыборной агитации является отсутствие в законодательстве закрепления предоставления минимально необходимого, гарантированного всем политическим партиям в равном объеме, действительно бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения предвыборной агитации.

Целесообразно предусмотреть выделение отдельной строкой в бюджете такого вида расходов на выборах, как затраты на предоставление бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади. Посредством данного финансирования будут оплачиваться расходы средств массовой информации, что позволит обеспечить партиям равные возможности в равном для всех объеме проводить бесплатную агитацию в теле-радио эфире и печати.

5. Нормы Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», регулирующие равное освещение предвыборной деятельности политических партий, не содержат четкого указания, относятся ли агитационные материалы к отдельным опубликованным материалам или к совокупности материалов, опубликованных в одном средстве массовой информации за определенный период.

В целях обеспечения равенства политических партий в ходе агитационной кампании целесообразно: во-первых, внести изменения в нормы закона о равном освещении предвыборной деятельности политических партий, в частности, указав на необходимость их применения для оценки совокупности материалов, опубликованных в одном средстве массовой информации за определенный периодво-вторых, обязать избирательные комиссии осуществлять во время избирательной кампании мониторинг средств массовой информации и предпринимать необходимые меры в случае нарушения ими требований избирательного законодательства. По мнению автора, объективные выводы о наличии неравного освещения предвыборной деятельности, либо о явном преобладании сведений о какой-либо из партий можно, сделать лишь на основании оценки всей совокупности материалов.

6. При использовании частного порядка финансирования избирательных кампаний наполнение избирательных фондов средствами самой партии не может превышать 50 процентов от установленной предельной суммы. Степень наполняемости оставшихся 50 процентов зависит от уровня количественной поддержки избирателями той или иной партии, а интенсивность поддержки может варьироваться в довольно широких пределах. Определенно, готовность избирателей отдать свои голоса за одну из политических партий и готовность пожертвовать денежные средства в избирательный фонд партии на проведение избирательной компании являются качественно различными уровнями поддержки. Таким образом, фактическое финансовое равенство политических партий и их избирательных фондов, закрепляемое законодательством, в процессе может превратиться в реальное неравенство при наполнении этих фондов.

В целях устранения данной проблемы можно прибегнуть к двум вариантам: а) полная замена частного порядка финансирования избирательных кампаний публичным (государственным, муниципальным), то есть это фактически означает возврат к модели финансирования политических партий, существовавшей в России до 1993 годаб) сохранение существующей на сегодняшний момент системы с внесением в нее изменений и дополнений, а именно введение дополнительного или добавочного финансирования тех политических партий, полноценное наполнение избирательных фондов которых за счет пожертвований частных физических и юридических лиц, не имеет реализации.

7. Автор считает необходимым установить единую для всех выборов методику распределения мандатов, так как в этом вопросе нет и быть не может никакой региональной специфики. Тем самым будет установлена гарантия от использования методик, существенно искажающих пропорциональность распределения, к примеру, таких как применяемый на сегодняшний метод «делителей Империали» или метод «делителей д’Ондта». В качестве оптимальной, универсальной следует применять методику, основанную на «квоте Хэйра» и правиле наибольшего остатка.

Теоретическая значимость работы определяется необходимостью совершенствования конституционно-правового регулирования отношений в сфере реализации конституционного принципа равенства политических партий при пропорциональной избирательной системе.

Автором проведено комплексное исследование механизма правового регулирования реализации конституционного принципа равенства политических партий. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы для проведения дальнейших исследований в данной области.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и сформулированные на их основе предложения могут быть использованы для совершенствования законодательства, регламентирующего реализацию конституционного принципа равенства и конституционно-правовой статус политических партий на основных стадиях избирательного процесса.

Выводы и материалы диссертации могут быть применены при чтении курса лекции по конституционному праву, специальным курсам, посвященным избирательному праву и процессу.

Апробация результатов исследования проведена в ходе обсуждения диссертационного исследования на заседаниях кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского.

Результаты исследования были представлены в выступлениях на конференциях и «круглых столах», в частности на научно-практической конференции «Новеллизация избирательного законодательства и актуальные проблемы его применения» (Самара, 2006) — Всероссийской ежегодной научно-практической конференции «Конституционные чтения» — «Конституционные принципы: понятие, содержание и механизмы» (Саратов, 2007) — Всероссийской научно-практической конференции «Избирательные процессы в современной России: теория и практика» (Саратов, 2007) — Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Механизмы взаимодействия общества, государства и бизнеса: социальное партнерство в действии» (Саратов, 2008) — Межвузовской научной конференции студентов, аспирантов и преподавателей Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского «Политико-правовые проблемы обеспечения прав человека в современном мире» (Саратов, 2008) — II Всероссийской научно-практической конференции «Правовые и социально-экономические проблемы современной России: теория и практика» (Пенза, 2009) — Межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов, посвященной 100-летию Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского и Году молодежи в России «Политико-правовые проблемы современного общества» (Саратов, 2009).

Результаты исследований внедрены в практическую деятельность Избирательной комиссии Саратовской области, а также использовались при разработке Закона Саратовской области «О гарантиях равенства политических партий, представленных в Саратовской областной Думе, при освещении их деятельности региональным телеканалом и радиоканалом», который был принят на заседании Саратовской областной Думы 23 июня 2010 года.

Основные положения диссертационного исследования опубликованы в шести научных статьях, одна из которых издана в журнале, рекомендованном ВАК Минобрнауки РФ.

Дважды, в 2009 и 2010 годах, автор признавался победителем ежегодного конкурса на лучшую работу в области избирательного права и процесса, проводимого Избирательной комиссией Саратовской области среди студентов и аспирантов высших учебных заведений региона, организованного Центральной Избирательной Комиссией Российской Федерации.

Структура диссертации определена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, библиографического списка.

Заключение

.

Проведение интенсивного реформирования в политико-правовой системе вывело политические партии в разряд основных акторов политики. Законодатель стремится конкретизировать в действующем законодательстве статьи Конституции Российской Федерации, закрепляющие принципы политического и идеологического плюрализма, обеспечивающие реализацию принципа многопартийности. В свете данных преобразований вопросы правового статуса субъектов политической системы становятся особенно актуальными.

В России, равно как и во многих других государствах, политические партии уже давно стали универсальными посредниками между обществом и государством. Они обладают реальной возможностью участвовать в формировании органов государственной власти и воздействовать на внутреннюю и внешнюю политику страны, что только подтверждает их огромное значение для развития и функционирования российского государства в целом.

Исследование проблемы их правового положения при участии в выборах в Российской Федерации в условиях реформирования избирательной системы является одной из наиболее актуальных задач современной конституционно-правовой науки.

Анализируя и оценивая существующие на сегодняшний день избирательные системы с точки зрения положения политических партий в условиях их использования, необходимо отметить, что применение мажоритарной избирательной системы менее всего способствует появлению, развитию и функционированию политических партий, а в особенности её негативное воздействие отражается на средних и малых партиях.

Использование данной избирательной системы во всех существующих её вариациях приводит к становлению двухпартийное&trade-. Мелкие и средние партии находятся в неравном положении наряду с доминирующими крупными политическими париями. Они практически лишены возможности осуществлять равную борьбу за власть, которая является их основополагающей функцией.

Естественно, что результатом проявления таких свойств мажоритарной избирательной системы является нарушение принципа равенства политических партий, принципа политического многообразия.

Что касается пропорциональной избирательной системы, то при её использовании все политические партии, заручившиеся поддержкой избирателей, имеют возможность участвовать в выборах и провести своих представителей в органы власти, что позволяет обеспечить наиболее полное отражение всего спектра мнений различных слоев населения. Однако, одним из негативных аспектов данной системы является применение неоправданно большого «заградительного» барьера, что может заранее обеспечивать победу более крупным партиям. Итогом в данном случае, как и при применении мажоритарной избирательной системы, может стать нарушение принципа равенства политических партий. Тем не менее, объективно оценивая все аргументы, мы приходим к выводу, что пропорциональная избирательная система обладает несомненными достоинствами: при ее применении политические партии имеют возможность развиваться и продуктивно функционировать.

Актуальным на современной этапе развития пропорциональной избирательной системы, по нашему мнению, является выявление и минимизация существующих недостатков, создание условий равноправия всех участников избирательного процесса, в частности политических партий.

Применение в России пропорциональной избирательной системы приближенной к идеалу, когда политические партий равны при проведении выборов, позволит обеспечить соблюдение положений пункта 3 статьи 13 Конституции Российской Федерации: «в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность».

Очень важно, что применение данной избирательной системы дает возможность сформировать парламент, политический состав которого адекватно отражает политический плюрализм общества, представляет интересы значимых групп населения, в том числе не имеющих ярко выраженной территориальной концентрации и поэтому лишенных возможности проводить своих представителей в мажоритарных избирательных округах.

Естественным является то, что для реализации своих основных функций: борьбы за власть, её осуществление через участие в деятельности органов власти и аккумулирование в этих органах интересов представляемого общества, политические партии должны иметь условия для свободной, справедливой и цивилизованной конкурентной борьбы при проведении выборов. Обеспечение правового равенства участников избирательного процесса является одной из основ существования и развития любого демократического государства и гражданского общества.

Принцип равенства имеет существенное значение в законодательной регламентации процессов развития и функционирования политических партий и партийной системы в Российской Федерации.

Однако анализ российского избирательного законодательства позволил сделать вывод о том, что проблемы регулирования правового положения политических партий в избирательном процессе все же имеются, несмотря на старания законодателя, как можно более детально проработать данную сферу. Несмотря на то, что на любой из стадий избирательного процесса должно обеспечиваться правовое равенство всех его участников некоторые положения действующего законодательства не в полной мере соответствуют принципу равенства политических партий. В связи с этим существует необходимость внесения изменений в ряд избирательных законов.

Учитывая, что при существовании льготной процедуры выдвижения кандидатов вновь созданные молодые политические партии и партии, не допущенные на предыдущих выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации к распределению депутатских мандатов, оказываются в неравном правовом положении с парламентскими партиями, необходимо исключить из Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан.

Российской Федерации", Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» положения, в соответствии с которыми парламентские партии освобождаются от сбора подписей при регистрации списка кандидатов.

Учитывая, что подписные листы изготавливаются по установленной типовой форме и не несут агитационной нагрузки, а политические партии не должны нести необоснованного финансового бремени, не связанного с проведением предвыборной агитации, необходимо исключить из пункта 5 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» положение, в соответствии с которым подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда.

Существует ряд несоответствий принципу равенства политических партий, на стадии предвыборной агитации. Политическим партиям в соответствии с избирательным законодательством в период проведения выборов предоставляется бесплатные эфирное время и печатные площади в государственных средствах массовой информации. Принимая во внимание наличие различного финансового положения политических партий, это является очень существенной поддержкой партий со стороны государства и в идеале способствует созданию равных условий доступа к средствам массовой информации во время избирательных компаний. В действительности же подлинно равного доступа политических партий к средствам массовой информации не происходит. Проблемой является иное понимание «бесплатности» эфирного времени и печатной площади, предоставляемых партиям, в отличии от общепринятого.

Бесплатное" эфирное время и печатная площадь, по сути, не должно обременяться какими-либо дополнительными условиями по отношению к участникам избирательного процесса. Применение законодателем положений, согласно которым политическая партия, получившая на выборах в.

Государственную Думу менее 3% голосов, лишается возможности воспользоваться бесплатным эфиром и печатной площадью и, в тоже время, наделяется правом на основании соответствующего договора получить из общего объема бесплатного эфирного времени, печатной площади причитающуюся ей долю или ее часть за плату попросту нивелирует смысл термина «бесплатный».

Применение такой нормы приводит к тому, что политические партии, не преодолевшие 3%-ный барьер оказываются в неравном правовом и финансовом положении в сравнении с партиями, которые воспользовались как бесплатным, так и дополнительным платным эфиром и печатной площадью. На наш взгляд, следует исключить пункт 1.1 статьи 50 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также пункт 2 статьи 57 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

По нашему мнению, для полноценной реализации принципа равенства политических партий целесообразно на стадии предвыборной агитации создать подлинно равные стартовые условия. Закрепление в избирательном законодательстве процедуры предоставления минимально необходимого, гарантированного всем политическим партиям в равном объеме, действительно бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади и выделение отдельной строкой в бюджете такого вида расходов на выборах, как затраты на их предоставление позволит обеспечить партиям равные возможности для вступления в предвыборную борьбу.

Однако несоответствия принципу равенства также имеются в процессе обеспечение равного времени освещения предвыборной деятельности политических партий. Несовершенство избирательного законодательства в части регулирования информирования избирателей о предвыборной деятельности политических партий, политической рекламы и предвыборной агитации, как уже мы указывали ранее, породило массу споров и нарушений.

Очевидно, что объективные выводы о наличии неравного освещения предвыборной деятельности, либо о явном преобладании сведений о какой-либо из партий можно сделать лишь на основании всей совокупности материалов. В связи с этим, подлежат уточнению положения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о равном освещении предвыборной деятельности политических партий. Неясным остается вопрос относятся ли данные нормы к отдельным опубликованным материалам или к совокупности материалов, опубликованных в одном средстве массовой информации за определенный период.

Нуждается в совершенствовании процедура финансирования избирательных компаний. В соответствии с действующим избирательным законодательством финансирование избирательных кампаний политических партий и кандидатов по большей части осуществляется за счет пожертвований > частных физических и юридических лиц. Единственным государственным источником государства на сегодняшний момент является в соответствии со статьей 33 Федерального закона «О политических партиях», последующее финансирование политических партий, набравших по итогам выборов не менее 3% голосов. Как следствие, данные денежные средства со стороны государства будут выделены наиболее успешным партиям и по результатам федеральных выборов, то есть после них, а не в период избирательной кампании.

Отсутствие государственной составляющей в процессе финансирования избирательных компаний, ставит их успешность для многих политических партий в прямую зависимость от финансовой активности электората.

Существующее в теории финансовое равенство политических партий и их избирательных фондов, закрепляемое законодательством в процессе может превратиться в реальное неравенство при наполнении этих фондов. Таким образом, для реализации финансового равенства политических партий необходима либо полная замена частного порядка финансирования избирательных кампаний публичным (государственным, муниципальным), либо сохранение существующей на сегодняшний момент системы и внесение в нее изменений и дополнений, а именно введение дополнительного или добавочного финансирования политических партий, полноценное наполнение избирательных фондов которых за счет пожертвований частных физических и юридических лиц не имеет реализации.

Порождающим массу споров и поток различных мнений остается вопрос применения «заградительного» барьера. Законодатель стремиться отсечь от попадания в парламент партии, получающие голоса избирателей на уровне «шума», предполагая, что избиратель голосует за эти партии случайно и они, таким образом, реально никого не представляют. Однако применение множества различных подходов при исследовании позволяют сделать вывод, что «шум» — это 2−3% голосов избирателей. Таким образом, по нашему мнению, применение в России пропорциональной избирательной системы с таким высоким «заградительным» барьером в 7% лишает возможности малые и средние политические партии участвовать в процессе управления государством, посредством вхождения в состав законодательных органов. Подобные тенденции со временем могут привести к формированию в России двухпартийной политической системы. Фактически законодатель одновременно с провозглашением политического многообразия и многопартийности, применяя такой высокий «заградительный» барьер, создает искусственные условия для укрупнения политических партий и уменьшения их количества на политической арене. В демократических странах «заградительный» барьер выше 5% не применяется и, по нашему мнению, не должен допускаться на российских выборах.

В свою очередь дополнительным защитным механизмом от монополии на власть одной партии может стать введение верхнего предела получения депутатских мандатов.

Введение

предельно допустимого процента мандатов, получаемого одной политической партией при прохождении в парламент, позволит обеспечить плюрализм политических мнений в парламенте и защитит от возможного формирования двухпартийной системы.

Следует обратить внимание на то, что внедрение в российскую избирательную практику методов д’Ондта и Империали в совокупности с использованием необоснованно высокого «заградительного» барьера, приводит к укреплению, доминированию одной крупной партии-фаворита. В условиях становления и функционирования многопартийной политической системы в России применение подобных методов является недопустимым. При этом правильно будет отметить, что идеального метода распределения депутатских мандатов все же не существует.

Однако решением данной проблемы может стать введение единой для всех выборов методики распределения мандатов. Это позволит предотвратить использование методик, существенно искажающих пропорциональность распределения, таких как метод «делителей Империали» или метод «делителей д’Ондта». Предлагая оптимальный метод, исходя из его соответствия определенному критерию, можно прийти к выводу, что наилучшим из известных методов, учитывая получаемые результаты, будет метод, основанный на «квоте Хэйра» и правиле наибольшего остатка. В данном случае критерием, которому он удовлетворяет, является минимальное отклонение процента полученных политическими партиями мандатов от процента полученных голосов избирателей.

Реализация изложенных предложений способствовала бы наиболее полной реализации конституционного принципа равенства политических партий в условиях становления и функционирования пропорциональной избирательной системы в России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Декларация прав и свобод человека и гражданина (принята постановлением ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920−1) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. № 52. Ст. 1865.
  2. Ст. 771- 2009. № 20. Ст. 2391- 2009. № 23. Ст. 2763- 2009. № 29. Ст. 3633, Ст. 3640- 2010. № 17. Ст. 1986.
  3. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № З-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой избирательного залога при проведении выборов» // СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 771.
  4. Федеральный закон от 6 мая 2010 г. № 80-ФЗ «О внесении изменений в статью 32 Федерального закона «О политических партиях» // СЗ РФ. 2010. № 19. Ст. 2288.
  5. Федеральный закон от 12 мая 2009 № 95-ФЗ «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами» // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2392.
  6. Нормативные акты, утратившие силу
  7. Федеральный закон от 6 декабря 1994 г. № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 33. Ст. 3406.
  8. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 121-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3178.
  9. Собрание узаконений Временного правительства. // 1917.1. Международные акты
  10. Всеобщая Декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. 1995. 2 апреля.
  11. Декларация прав человека и гражданина (принята Учредительным собранием 26 августа 1789 г.) // Французская Республика: Конституция и законодательные акты. М., 1989.
  12. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 20.06.1990 г. // Международные акты о правах человека. Сб. документов. М., 1998.
  13. Закон Республики Казахстан от 15 июля 2002 г. № 344-II «О политических партиях» // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2002. № 16. Ст. 153.
  14. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах участниках Содружества Независимых Государств //
  15. СЗ РФ. 2005. № 48. Ст. 4971- Бюллетень международных договоров. 2006. № 2.
  16. Конституция Словакии (Словацкой Республики) от 1 сентября 1992 г. № 460/1992 Z. z // «Конституции государств Европы» Сб. документов. М.: НОРМА, 2001 г.
  17. Международный пакт от 16 декабря 1966 г. «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.
  18. ФРГ. Конституция и законодательные акты // М., 1991.
  19. Монографии и научные статьи
  20. С.А. Какая избирательная система лучше? // Российская Федерация сегодня. 2004. № 19.
  21. С.А. Конституционное право России // М.: Юристъ, 2007.
  22. A.C. Правовая регламентация деятельности лартий в капиталистических и развивающихся странах // Советское государство и право. 1990. № 6.
  23. A.B. Становление и развитие избирательного права и законодательства // Вестник избирательной комиссии Саратовской области. 2004. № 19.
  24. Бекназар-Юзбашев Т. Б. Партии в буржуазных политико-правовых учениях // Т.Б. Бекназар-Юзбашев, М., 1988.
  25. А. П. Политические партии на западе // СПб., 1907.
  26. В., Соколова И. Защита избирательных прав // Законность. 2004. № 11.
  27. И.Б. Соотношение норм международного и внутригосударственного права в вопросах избирательного процесса // Журнал российского права. 2002. № 4.
  28. А.Ю. Административные избирательные технологии и борьба с ними // М.: Центр «Панорама», 2007.
  29. H.A. Российское законодательство на современном этапе: Государственная Дума в формировании правового пространства России (1994−2003)//М. 2003.
  30. Ю.А. Политические партии в избирательном процессе: правовые иллюзии и юридическая реальность // Государство и право. 1995. № 7.
  31. Ю.А. Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации // Журнал российского права. 2005. № 6.
  32. Ю.А., Лысенко В. И. Избирательный процесс: понятие, структура и основные стадии // Избирательное право и избирательный процесс в РФ / Отв. ред. A.A. Вешняков: Учеб. для вузов. М., 2003.
  33. О.Ю. Пратийное строительство и выборы в Российской Федерации // Вестник Центральной Избирательной комиссии РФ. 2006.№ 8.
  34. Вестник Временного правительства. 1917, 5 (18) марта. № 1 (46).
  35. Вестник ЦИК РФ. 2000. № 21.
  36. Вестник ЦИК РФ. 2005. № 1.
  37. A.A. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. // М., 1997.
  38. A.A. ООН и международные избирательные стандарты: некоторые аспекты становления и развития // Журнал российского права. 2005. № 10.
  39. A.A. Опыт применения пропорциональной избирательной системы: итоги и выводы // Журнал о Выборах. 2005. № 3.
  40. A.A. Партии получили стимул пойти в народ // Политический журнал. 2006. № 6/7.
  41. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Электоральная статистика // Издательство «Весь мир». М., 2003.
  42. И.В., Кокотов А. Н. Муниципальное право России. // Екатеринбург, 1997.
  43. В.И. Институты гражданского общества: проблемы становления и развития // Конституционное развитие России: Межвуз. науч. сб. Вып. 2. Саратов, 1996.
  44. В.Я. Создавая правила игры: российское избирательное законодательство переходного периода // Полис. 1997. № 4.
  45. Государственное право Российской Федерации. // М., 1996.
  46. В.Н. Политические партии и буржуазное государство // М., 1984.
  47. А. Выборы в механизме государственного целеполагания: конституционно-правовые аспекты // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. № 2.
  48. Ю.А. Бюрократии в поддержку // Выборы: законодательство и технологии. 2001. № 11.
  49. Ю.А., Габриэлян В. В. Избирательное право и избирательный процесс//М., 2003.
  50. Ю.А., Исраелян В. Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации: Учебное пособие // Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
  51. Н.М. Конституционная реформа в России: миф или очевидность // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 9.
  52. В.М. Феномен многопартийности в российском обществе // Саратов, 2006.
  53. Е.П. Пропорциональная система на региональных выборах // Журнал о Выборах. 2004. № 4.
  54. М. Политические партии / М. Дюверже, Пер. с фр. // М.: Академический проект, 2000.
  55. Н. Мажоритарная или пропорциональная? // Вопрос местного самоуправления. 2004. № 2.
  56. Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе // Международные избирательные стандарты. Сборник документов. М. 2004.
  57. A.B., Поляшова И. С. Избирательная система России: теория, практика и перспективы // СПб., 2003.
  58. З.М. Политические партии России: организации и деятельность // М., 2001.
  59. З.М. Политические партии и избирательный процесс // РЦОИТ. М., 2002.
  60. Т. Проблема конституционного закрепления принципов избирательной системы РФ // Право и власть. 2001. № 1.
  61. С.Г. Институционализация демократических выборов в современной России // Социум и власть. 2005. № 3.
  62. A.B., Кынев A.B., Любарев А. Е. Пропорциональная избирательная система в России. История, современное состояние, перспективы // Независимый ин-т выборов. М.: Аспект Пресс. 2005.
  63. Избирательное право и избирательный процесс в решениях Конституционного Суда Российской Федерации (1992−1999) // М., 2000.
  64. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. A.B. Иванченко // М., 2002.
  65. В.Т. Выборы и избирательное право в Российской Федерации- тенденции развитая и совершенствования // Реализация Конституция России. Межвуз. науч, сб. Саратов, 1994.
  66. Л.Ж. Предвыборная агитация стадия избирательного процесса// Человеческий фактор. 2005. № 1 (5).
  67. Е.М., Марченко М. Н. Стешенко Л.А. Конституционное право стран Содружества Независимых Государств : учебник // М. 1999.
  68. В.И. Преобразование избирательного законодательства СССР как этап государственно-правовой модернизации (1987−1989 гг.) // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 3.
  69. Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России // Учебник. М. 2008.
  70. Е.И. Конституционное право России : учебник // М., 2004.
  71. Е.И. Пропорциональная избирательная система на парламентских выборах в России: шаг вперёд два назад // Журнал о Выборах. 2004. № 4.
  72. В.В. Всеобщее избирательное право (опыт регионального законодательства): Формы непосредственной демократии в России // Государственная власть и местное самоуправление. 1998. № 1.
  73. В.В. Конституционно-правовые принципы народовластия в России // Законодательство и экономика. 2005. № 6.
  74. В.В. Механизм непосредственной демократии современной России (система и процедуры) // М., 2006.
  75. Комментарий к Конституции Российской Федерации / отв. ред. Л. А. Окуньков // М., 2002.
  76. Комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации / отв. ред. Вешняков A.A.- науч. ред. Лысенко В. И. // М., 2003.
  77. Конституционное (государственное) право: Справочник / Под ред. В.И. Лафитского//М., 1995.
  78. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т.2. // М., 1995.
  79. Конституционное право зарубежных стран // М.: Норма-Инфра. 1999.
  80. Конституционное право зарубежных стран СНГ: учебное пособие // М., 1999.
  81. Конституционное право России: Лекции // Саратов, 1995.
  82. Концепции проектов федерального закона «О политических партиях» (круглый стол Института государства и права РАН) // Государство и право. 2001. № 9.
  83. .С. Проблемы равноправия и равенства в Российском конституционном праве // Журнал российского права. 2002. № 11.
  84. И.И. Финансирование избирательных кампаний в РФ // Байкальский экономический форум. Тезисы выступлений участников конференции. Иркутск, 2000.
  85. М.И., Югов A.A. Понятие и структура избирательного процесса // Выборы и референдумы. 1998. № 1.
  86. A.A. Партийная демократия: политические партии в формировании открытого общества на Западе и в России // Ин-т «Открытое общество». М.: Магистр. 1997.
  87. A.A. Политические партии в постсоветской России: опора демократии или костыль режимной системы. // МЭМО. 1998. № 1,2.
  88. В.В. Выборы в Государственную Думу 1995 г.: проблемы совершенствования законодательства // Государство и право. 1996. № 9.
  89. В.В. Закон о политических партиях: в чем суть альтернативных подходов // Журнал российского права. 2001. № 2.
  90. В.В. Право и многопартийность в современной России // М., 1999.
  91. В.В. Становление российской многопартийности // СОЦИС: социологические исследования. 1996. № 8.
  92. В.А., Кандалов П. М., Неровная H.H. Партии на выборах: опыт, проблемы, перспективы // М.: Изд-во МГУ, 2006.
  93. Р. Финансирование избирательных кампаний: сравнительное исследование // http://www.democracy.ru/library/foreign/procedures/financing/rusl 994−10/ pagel. html
  94. Д., Ламберт Дж. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем // М., 1998.
  95. А. Конституционные альтернативы для новых демократий // Полис. 1995. № 2.
  96. М.Л. Введение пропорциональной избирательной системы в региональное законодательство о выборах // Журнал о выборах. Российский центр обучения избирательным технологиям при ЦИК РФ. 2003. № 4.
  97. И.И. Нормы международного права в правовой системе России //М., 1997.
  98. В.И. Проблемы современного избирательного права в России // М., 1995.
  99. В.В. Народные голосование (выборы, отзыв, референдум) / Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. Т. 1−2. Отв. ред. Б. А. Страшун. // М., 1995.
  100. М.Н. Теория государства и права: учебник для вузов // Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М.: Проспект. 2007.
  101. М.С. Конституционные основы защиты избирательных права граждан в Российской Федерации // Конституция как символ эпохи / под ред. С. А. Авакьяна М., 2004. Т. 1.
  102. H.H., Малько A.B. Теория государства и права // М.: Юристъ. 2006.
  103. Международное право / отв. ред. Колосов Ю. М., Кузнецов В. И. // М., 1995.
  104. Мониторинг региональных избирательных кампаний 11 марта 2007 года // Бюллетень Национального центра мониторинга демократических процедур. Выпуск № 3. М.: ООО «Фирма Печатный двор», 2007.
  105. В.Д. Предвыборная агитация: понятие и правовые признаки. // Журнал российского права. 1999. № 5/6.
  106. В. Совершенствования законодательства Российской Федерации о выборах // Власть. 2005. № 1.
  107. Научно-практический комментарий к Федеральному Закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (постатейный) / под ред. A.A. Вешнякова, В. И. Лысенко // Издательство НОРМА, 2003.
  108. О круглом столе по вопросам финансирования и открытости избирательных кампаний // Вестник Центральной избирательной комиссии. 1997. № 11.
  109. С.И. Словарь русского языка / под ред. д-ра филол. наук, проф.1. H.Ю. Шведовой//М., 1973.
  110. Н.В. Политические партии России: история и современность: учебник для исторических и гуманитарных факультетов вузов / под ред. А. И. Зевелева и др. // М.: РОССПЭН. 2000.
  111. М.Я. Демократия и политические партии // М., 1997.
  112. В. Основы избирательного права и Основной Закон -страны (опыт сдержанной критики Конституции Российской Федерации) // Российская юстиция. 2003. № 12.
  113. П.В. Реформа региональных избирательных систем и развитие политических партий в регионах России // Полис: Политические исследования. 2005. № 5.
  114. Партийное строительство и выборы в Российской Федерации // Вестниц ЦИК № 2 (193).
  115. Полное Собрание законов Российской империи. Собр. 3-е. Т. XXV. Отд.1.№ 26 656.
  116. Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2009. 13 ноября.
  117. А. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы: плюсы и минусы // Народный депутат. 1993. № 12.
  118. А.Е. Актуальные направления развития избирательного законодательства//Журнал российского права. 2004. № 2.
  119. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О гарантиях многопартийности и правовом статусе политических объединений в Российской Федерации» // Выборы: законодательство и технологии. 2000. № 11.
  120. Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / под. общ. ред. B.C. Нерсесянца. М., 1999.
  121. А. М. Избирательные системы и партии: выбор выборов // Полития. 2004. № 1.
  122. Г. А. Политическая конкуренция: воля народа или диктат бюрократии // Интернет-мониторинг выборов в Госдуму. М, 2004.
  123. A.B. Правовые принципы организации структуры конституционно-правового статуса политических партий // Современное право. М.: Новый Индекс. 2005. № 7.
  124. JI.M. Политические партии в системе властных отношений // Ростов н/Д, 1999.
  125. Е.Е. Конституция Российской Федерации и избирательная система // Конституция как символ эпохи. М., 2004. Т. 1.
  126. Е.Е. Некоторые особенности применения пропорциональных избирательных систем // Журнал о выборах. Российский центр''обучения избирательным технологиям при ЦИК РФ. 2004. № 4.
  127. Словарь иностранных слов / Под ред. И. В. Лехина и Ф. И. Петрова // М., 1949.
  128. Сравнительное конституционное право //М., 1996.
  129. Сравнительное политическое финансирование в 80-е годы. № 9. 1989.
  130. Р., Шугарт М. Описание избирательных систем // Полис: Политические исследования. 1997. № 3.
  131. A.B. Конституционные проблемы реформирования российской избирательной системы // Право и власть. 2001. № 1.
  132. Точилкин П. Г. Проблемы введения пропорциональной системы выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
  133. Федерации // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2005. № 8.
  134. Д. Выборы избирательной системы и развитие политических партий / Российские выборы в контексте международных избирательных стандартов: Материалы международной конференции, под. ред. Иванченко А. В. и Любарева А. Е. // М.: Аспект Пресс. 2006.
  135. К. Основы конституционного права ФРГ.// М., 1994.
  136. Д.М. О принципе равного избирательного права // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 12.
  137. В .Е. Партии и выборы. // Журнал о выборах. 2001. № 1.
  138. .Н. О народном представительстве // М., 1899.
  139. Н.Н. Основы финансирования избирательных кампаний в Российской Федерации // Право и власть. 2002. № 3.
  140. В.П. О законодательных особенностях установления результатов выборов глав исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Вестник Центральной избирательной комиссии. 1997. № 2 (44).
  141. . Б.С. Тернистый путь к правовому государству: кризис или противостояние? // Федерация. 1993. № 60.
  142. Ю.А. Политические партии и право в современном государстве // М.: Изд. гр. ФОРУМ-ИНФРА-М, 1998.
  143. Bogdanor Y. Electoral system // The Blackwell Encyclopedy of Political Institutions. Oxford: Blackwell. 1987.
  144. E. Lakeman How Democracies Vote: A Study of Majority and Proportional Electoral Systems // Faber and Faber. London. 1974.
  145. Parliaments of the World. A Comparative Reference Compendium. Volume I. New York, Oxford. Inter-Parliamentary Union, 1986.
  146. Диссертации и авторефераты диссертаций
  147. П.А. Народное представительство в современной России: проблемы теории и правового регулирования // Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М., 2006.
  148. А.Р. Правовое регулирование деятельности политических партий в современных условиях // Автор, дис.. канд. юрид. наук. М, 1993.
  149. Н.П. Эволюция избирательного законодательства в Российской государственности (1993−2005) // Автор, дис.. канд. юрид. наук. Казань, 2006.
  150. О.Н. Институт выборов в условиях становления в РФ демократического правового государства (федеральный уровень) // Автор, дис.. канд. юрид. наук. М., 1995.
  151. A.A. Конституционные функции выборов в современной России // Автор, дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2007.
  152. А.Г. Основы построения и тенденции развития системы избирательного законодательства в Российской Федерации // Автор, дис.. канд. юрид. наук. М., 2005.
  153. .В. Политические партии и российские трансформации: теория и политическая практика // Автореф. дис.. канд. полит, наук. СПб., 2001.
  154. Ю.А. Концепция народовластия в современной России. Государственно правовые проблемы теории и практики // Автореф. дис.. д-ра. юрид. наук. М., 1994.
  155. С.Д. Избирательное право в правовой системе Российской Федерации (Проблемы теории и практики) // Автор, дис.. д-ра юрид. наук. СПб, 1999.
  156. К.В. Субъекты избирательного процесса в Российской Федерации// Дис.. канд. юрид. наук. М, 2000.
  157. О.В. Реализация конституционного принципа равенства прав граждан России в пассивном избирательном праве // Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2010.
  158. П.А. Реализация международных избирательных стандартов в правовой системе Российской Федерации // Автор, дис.. канд. юрид. наук. М, 2007.
  159. В.И. Законодательство Российской Федерации о выборах: теория и практика избирательных кампаний 1993−1996 годов Автор, дис.. канд. юрид. наук. М., 1998.
  160. C.B. Право граждан на народное представительство в Российской Федерации // Автор, дис.. канд. юрид. наук. М., 2001.
  161. М.С. Защита прав граждан в Российской Федерации: проблемы теории и практики // Автор, дис.. д-ра юрид. наук. Саратов, 2004.
  162. A.C. Конституционно-правовые основы участия политических партий в формировании органов государственной власти в Российской Федерации // Автор, дис.. канд. юрид. наук. Тюмень, 2007.
  163. И.В. Реализация принципа равенства избирательных прав граждан в Российской Федерации // Дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2004.
  164. А.Е. Система избирательного законодательства в Российской Федерации// Автор, дис.. д-ра юрид. наук. М., 1997.
  165. A.B. Конституционно-правовые основы формирования государственных органов в Российской Федерации // Автор, дис.. канд. юрид. наук. М., 2004.
  166. А.Х. Принципы избирательного права как критерий демократичности избирательных систем // Автор, дис.. канд. юрид. наук. М., 1993.
  167. В.И. Конституционное право граждан на объединение в политические партии в Российской Федерации (проблемы теории и практики) // Автор, дис.. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1997.
  168. О.Ю. Российская правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности: вопросы теории // Автор, дис.. д-ра юрид. наук. Саратов, 2005.
  169. A.B. Конституционные средства защиты избирательных прав граждан // Автор, дис.. канд. юрид. наук. Волгоград, 2000.
  170. В.Б. Гарантии свободы выборов депутатов Государственной Думы // Дис.. канд. юрид. наук. СПб., 1996.
  171. И. А. Совершенствование современного избирательного законодательства в Российской Федерации (конституционно-правовое исследования) // Автор, дис.. канд. юрид. наук. Волгоград, 2005.
  172. A.B. Конституционные основы участия политических партий в российском избирательном процессе // Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2000.
  173. A.B. Конституционные основы участия политических партий в российском избирательном процессе // Дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2000.
  174. В.В. Правовое обеспечение в Российской Федерации равенства прав кандидатов и избирательных объединений при проведении предвыборной агитации // Автор, дис.. канд. юрид. наук. М., 2006.
  175. C.B. Принципы избирательного права и их реализации в условиях формирования новой Российской государственности // Автор, дис.. канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 1999.1. Интерент-ресурсы
  176. А.Ю., Любарев А. Избирательные технологии московской власти. // http://www.imp.in/idd2000/confyiyub buz teh7. html
  177. Т. Рояль в песках и ящик водки. // http://www.vremvamn.rU/cgi-bin/2000/1029/2/4
  178. А.Е. Еще раз о методе Империали. Москва вновь предпочла худшие образцы избирательной системы // http://www.democracy.ru/article.php?id=2360
  179. А.Е., Бузин А. Ю., Скосаренко Е. Е., Кынев A.B. Методы пропорционального распределения мандатов // http://votas.ru/virtconsl5.html
  180. Относительно честные выборы. 15 августа 2003 г. // http ://www. hro. org/ngo/duma/40/05 .html
  181. Отчет международной миссии наблюдателей за выборами Государственной Думы. http://grani.rU/Politics/Russia/Election/m.58 753.html
Заполнить форму текущей работой