Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Системный подход к оценке состояния и реабилитации детей в условиях образовательной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Задача предвидения случаев острых заболеваний во время учебного года и успешности учебной деятельности решается с помощью прогностической математической модели, реализованной в созданной информационной системе медико-физиологического мониторинга. Наличие у школьников расстройства поведения, хронических заболеваний органов дыхания, высокие значения двойного произведения, АМо в покое, вегетативной… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ. Теоретико-методологические 14 подходы к проблеме здоровья и адаптации школьников
    • 1. 1. Состояние здоровья детей школьного возраста в современных условиях
    • 1. 2. Индивидуальное здоровье ребенка как процесс приспособления к условиям образовательной среды и проблемы его измерения
    • 1. 3. Современные подходы к профилактике, оздоровлению и реабилитации школьников во время учебного года и в летний период
    • 1. 4. Использование автоматизированных систем для комплексной оценки и мониторинга состояния детей школьного возраста
  • ГЛАВА II. Материал и методы исследования
    • 2. 1. Характеристика организации, методология и методы исследования
    • 2. 2. Методы психологической диагностики
    • 2. 3. Исследование состояния систем вегетативной регуляции сердечного ритма
    • 2. 4. Статистическая обработка результатов исследования
  • ГЛАВА III. Модель распознавания функционального состояния по показателям вегетативной регуляции сердечного рит- 75 ма у детей школьного возраста
    • 3. 1. Вариабельность сердечного ритма у здоровых детей в возрасте 6−16 лет
    • 3. 2. Структурные компоненты диагностической модели распознавания функциональных возможностей организма
    • 3. 3. Прикладное применение диагностической модели
  • ГЛАВА IV. Медико-физиологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса
    • 4. 1. Организационно-методические подходы к оздоровлению детей в экспериментальном образовательном учреждении
    • 4. 2. Профилактика инфекционных заболеваний
    • 4. 3. Коррекция психо-эмоционального состояния с помощью музыкотерапии
    • 4. 4. Улучшение качества питания в профилактике и оздоровлении
    • 4. 5. Оптимизация двигательной активности через оздоровительный бег на динамических переменах
  • ГЛАВА V. Особенности динамики медико-физиологических показателей у школьников в условиях летнего оздоровительного лагеря
    • 5. 1. Средства и методы оздоровления в летний период
    • 5. 2. Влияние оздоровительного бега и БОС-тренинга на психофизиологические показатели детей
    • 5. 3. Динамика показателей здоровья детей под воздействием комплекса оздоровительных и реабилитационных мероприятий
    • 5. 4. Экспертный анализ динамики психофизиологических и 154 клинических показателей, оценка эффективности воздействий в летний период
  • ГЛАВА VI. Информационные системы в медико-физиологическом мониторинге состояния здоровья детей
    • 6. 1. Принципы, заложенные в предлагаемую систему мониторинга адаптации и здоровья детей школьного возраста
    • 6. 2. Концепция информационной системы медико-физиологического мониторинга адаптации и здоровья школьни- ^^ ков
    • 6. 3. Использование информационной системы для оценки эффективности воздействий, индивидуальная карта здоровья и развития
    • 6. 4. Математическая модель прогнозирования заболеваемости и 179 успеваемости, используемой в информационной системе

Системный подход к оценке состояния и реабилитации детей в условиях образовательной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

В последние годы здоровье детей и подростков стало предметом особой тревоги общества, поскольку последствия негативных тенденций состояния здоровья подрастающего поколения касаются таких фундаментальных ценностей как трудовой, оборонный, репродуктивный и интеллектуальный потенциалы страны [30].

Школьный фактор" - это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье учащихся. Опасность его усиливается тем, что воздействие на рост, развитие и состояние здоровья детей проявляется не сразу, а спустя годы [28, 50,77,79,166]. В этой связи требуют неотложной разработки и внедрения: методы многоуровневой системы просвещения в области здоровья, эффективные модели профилактики распространенных болезней у детей, с особым вниманием к школьникамсовременные технологии оздоровления в образовательных учреждениях.

Развитие профилактической медицины возможно только на научной основе, однако, большая часть медицинских исследований ориентирована на болезнь и на ее ликвидацию. Объектом профилактической медицины являются здоровые дети, предметом изучения — здоровье и предболезнь. Поэтому для доказательности эффектов проводимых воздействий следует использовать особые диагностические методики, которые применяются в сопряженных областях естествознания. Дополнив собственные диагностические ресурсы методами физиологии, психологии, профилактическая медицина получает возможность не только углубить знания о предболезни, но и значительно увеличить эффективность превентивных программ [22,31,51,57,58,112, 119,136,211].

Отдельные профилактические, оздоровительные и реабилитационные мероприятия не дают желательного и стабильного улучшения здоровья школьников [29], потому что не затрагивают целостную психосоматическую структуру человека [13,37,274], не достаточно реализуют оздоровительный потенциал самого образовательного учреждения [89]. Объединение же их в систему взаимосодействия всех специалистов школы, родителей, государства для достижения общего результата — здоровьеформирующего жизненного стереотипа индивидуума — могут дать новое качество решения проблемы. Несмотря на успехи, достигнутые в информационном обеспечении контроля состояния здоровья детской популяции, эта проблема еще далека от решения [73,81,102,103]. В связи с этим актуальным является создание моделей комплексного мониторинга параметров здоровья детей, с использованием информационных продуктов, которые позволят контролировать эффективность вмешательств и прогнозировать медицинские и социально значимые показатели.

Цель исследования.

Научное обоснование и разработка системы медико-физиологического мониторинга состояния здоровья детей школьного возраста при реализации профилактических, оздоровительных и реабилитационных вмешательств на основе использования современных информационных технологий.

Задачи исследования.

1. Исследовать индивидуально-типологические особенности вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы у детей 6−16 лет с помощью кардиоинтервалографии, создать экспертную систему оценки адаптационного резерва организма по параметрам вариабельности сердечного ритма и реализовать полученную диагностическую модель в программно-техническом комплексе OPTO (CardioExpert).

2. Сформировать информационный банк данных медико-физиологических показателей детей школьного возраста, оценить эффективность комплекса оздоровительных и реабилитационных мероприятий во время учебного года и в летний период, обосновать индивидуально-типологический и личностно-ориентированный подход к выбору воздейст.

ВИЙ.

3. Создать информационную систему комплексного медико-физиологического мониторинга в процессе осуществления оздоровительных и реабилитационных вмешательств, разработать индивидуальную электронную карту здоровья и развития школьника.

4. Разработать и апробировать прогностическую модель заболеваемости острыми респираторными инфекциями и успешности обучения школьников в рамках созданной информационной системы.

Научная новизна.

Впервые разработана и апробирована экспертная система оценки функционального состояния организма по показателям вариабельности сердечного ритма с учетом индивидуально-типологических особенностей.

Впервые разработан способ дозирования беговой нагрузки с применением кардиоинтервалографии, научно доказано положительное влияние умеренных физических нагрузок на функциональное состояние систем регуляции организма, обоснован индивидуально-типологический подход к выбору дозы беговой нагрузки. Показана высокая эффективность оздоровительно-реабилитационного комплекса (оздоровительного бега, сеансов биологической обратной связи, психотерапии, системы закаливания, программы рационального питания в сочетании с педагогическими здоровьеберегающими технологиями).

На основе системного подхода впервые разработана концепция информационной системы слежения параметров адаптации и здоровья детей школьного возраста, позволившая создать модель медико-физиологического мониторинга, индивидуальную электронную карту здоровья и развития школьников для адекватной оценки в автоматическом режиме эффективности воздействий.

Показана сопряженность показателей соматического здоровья и успеваемости школьников. Выявлена роль значений параметров физического развития и функционального резерва организма в возникновении случаев острых респираторных заболеваний. Разработана математическая модель прогноза заболеваемости острыми респираторными инфекциями и успешности детей школьного возраста.

Практическая значимость.

Предложенный для использования комплекс медико-физиологических параметров здоровья учащихся и информационные системы для отслеживания их динамики под влиянием воздействий позволяют эффективно осуществлять оздоровительную работу в образовательных учреждениях.

Полученные данные о влиянии двигательной активности на показатели вариабельности сердечного ритма позволяют совершенствовать подходы к оптимизации беговой нагрузки у детей школьного возраста.

Материалы исследования использованы для разработки Региональной целевой программы «Образование и здоровье», получившей статус областного закона № 112−03 в Кемеровской области от 20.12.2004 года, и Ведомственной научной программы «Научно-организационное и научно-методическое обеспечение процесса воспитания детей и молодежи, дополнительного образования детей. Научные основы охраны здоровья обучающихся» — проект 6567 «Разработка и внедрение в систему образования психолого-физиологических, социально-педагогических средств и методов мониторинга и коррекции состояния здоровья учащихся и педагогов (на примере крупного промышленного региона)». Результаты исследования использованы в выполнении проекта «Разработка беспроводного монитора сердечного ритма и системы для диагностики общего состояния организма» при поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по программе СТАРТ.

Положения, выносимые на защиту.

1. Для оценки эффективности оздоровительных и реабилитационных мероприятий оптимальным является метод кардиоинтервалографии, реализованный в автоматизированный программно-технический комплекс, с помощью которого, учитывая возрастные и индивидуально-типологические особенности систем регуляции организма, можно оперативно выявлять детей с различными типами приспособительных реакций.

2. Оздоровительные и реабилитационные мероприятия во время учебного года и летнего отдыха необходимо проводить с использованием автоматизированных диагностических систем и баз данных, реализованных с учетом личностно-ориентированного и индивидуально-типологического подходов.

3. Разработанная концепция информационной системы слежения параметров адаптации и здоровья детей школьного возраста и созданная на ее основе модель медико-физиологического мониторинга обеспечивают оперативную и долговременную оценку эффективности воздействий, прогноз заболеваемости острыми респираторными инфекциями и успешности обучения школьников.

Апробация работы.

Основные положения диссертации доложены и обсуждены на областных и городских врачебных конференциях, на Всероссийских семинарах по проблемам валеологического образования и воспитания (1997, 2000, 2005, г. Кемерово) — на 1-й и 2-й межрегиональных научно-практических конференциях «Валеологические аспекты образования» (1996, 1998, г. Барнаул) — на конференции «Механизмы адаптации человека» (1996, г. Томск) — на 3-м съезде физиологов Сибири и Дальнего Востока с международным участием (1999, г. Новосибирск) — на Всероссийских конгрессах: «Детская кардиология» (2000) — «Кардиология» (2001) — «Новые технологии в педиатрии и детской хирургии» (2002, 2004, 2005, г. Москва) — на 3-м Международном симпозиуме «Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и практическое применение» (2003, г. Ижевск) — на межрегиональной научно-практической конференции «Качество профессионального образования: опыт, проблемы, перспективы» (2004, г. Кемерово) — на заседании Ученого Совета Кузбасского научного центра СО РАМН (2005, г. Кемерово).

Внедрение результатов в практику.

Кардиоинтервалографический комплекс OPTO «(свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2 003 610 693), «Способ оценки функционального состояния по сердечному ритму» (патент на изобретение № 2 200 456) используются специалистами разного профиля в центрах здоровья Кемеровской области и других областей России в научной и практической деятельности. Разработанные подходы к сохранению, формированию и улучшению здоровья детей внедрены в систему образования Кемеровской области. Созданная информационная система медико-физиологического мониторинга здоровья и адаптации применяется в образовательных учреждениях.

Материалы диссертационного исследования используются в Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования при изучении раздела «Здоровьесберегающие подходы при организации воспитательно-образовательного процесса», на биологическом" факультете Кемеровского государственного университета в курсах «Валеология», «Основы индивидуального здоровья», в практикуме «Деятельность центров здоровья», на кафедре факультетская педиатрия Кемеровской государственной медицинской академии при проведении сертификационных циклов по специальности Педиатрияопубликованы в «Практикуме по психолого-физиологической диагностике» (Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. — Москва, ВЛАДОС, 2000), в учебном пособии «Адаптация и здоровье» (Кемерово, 2003) — в научно-методических пособиях: «Комплексная работа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников в школе-интернате № 5», «Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации в образовательных учреждениях» (Новокузнецк, 2005), в методическое пособие «Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса», Часть 1. (Кемерово, 2005) — изданы методические рекомендации «Применение программно-аппаратного комплекса OPTO для коррекции вегетативной дисфункции детей на основе метода биологической обратной связи» (Кемерово, 2003).

Публикации.

По теме диссертации опубликовано 52 работы, 12 статей из них — в изданиях, рекомендуемых ВАК.

Объем и структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, 6 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, указателя цитируемой литературы. Работа изложена на 243 страницах, включает библиографический список из 330 источников (в том числе 87 зарубежных), 32 рисунка, 42 таблицы. Весь материал представленной диссертации получен, обработан и проанализирован лично автором.

208 Выводы.

1. Созданная модель медико-физиологического мониторинга адаптации и здоровья детей школьного возраста на основе комплексности, системности, функциональности, индивидуальности послужила инструментом оперативной оценки эффективности оздоровительных и реабилитационных мероприятий во время учебного года и в летний период.

2. Значения параметров вариабельности сердечного ритма (М, SDNN, RMSSD, TF, VLF, HF) у школьников увеличивались с возрастом, волнообразно изменяясь от года к году, отражая совершенствование механизмов регуляции. Половые различия наблюдались по параметру М с 9 лет, по параметрам TF, VLF, LF с 11 лет, по параметрам SDNN, RMSSD, HF с 12 лет и нивелировались в 16 лет.

3. Оценка по показателям вариабельности сердечного ритма исходного вегетативного тонуса, степени напряжения регуляторных механизмов в покое и уровня функциональных резервов при выполнении ортопробы позволяет дать расширенное количественное представление о функциональном состоянии организма, которое согласуется с типами приспособительных реакций: состоянием удовлетворительной адаптации, напряжением механизмов адаптации и неудовлетворительной адаптацией.

4. Комплексная работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья при реализации воспитательно-образовательного процесса на основе взаимодействия администрации, педагогов, психолога, медицинских работников обеспечила у учащихся снижение уровня школьной тревожности, повышение функционального резерва организма, снижение заболеваемости острыми респираторными инфекциями.

5. При оздоровительном беге необходим индивидуальный подход к дозированию физической нагрузки, поскольку мышечные упражнения одной и той же интенсивности по-разному влияли на функциональное состояние организма детей в зависимости от исходного вегетативного тонуса: при ваготонии они оказывали активизирующее влияние, при симпатикотонииуменьшали степень напряжения механизмов вегетативной регуляции.

6. Более низкая эффективность оздоровительно-реабилитационных мероприятий в летний период отмечалась у детей с перинатальным повреждением головного мозга в анамнезе, высоким уровнем тревожности по Спилбергеру, выраженностью таких черт характера (тест Кеттелла), как спонтанность, активность, склонность к риску (высокие значения фактора Н), откровенность, доверчивость (низкие значения фактора L).

7. Задача предвидения случаев острых заболеваний во время учебного года и успешности учебной деятельности решается с помощью прогностической математической модели, реализованной в созданной информационной системе медико-физиологического мониторинга. Наличие у школьников расстройства поведения, хронических заболеваний органов дыхания, высокие значения двойного произведения, АМо в покое, вегетативной реактивности прогнозируют низкую успеваемость. Недостаточный функциональный резерв по показателям вариабельности сердечного ритма и низкая оценка уровня физического развития по методике Г. Л. Апанасенко обусловливают высокий риск острых респираторных заболеваний во время учебного года.

Практические рекомендации.

1. Практическому здравоохранению и школьному образованию рекомендованы возрастные значения параметров ВСР и предложена диагностическая модель оценки функционального состояния систем регуляции организма, реализованная в автоматизированном программно-техническом комплексе OPTO (CardioExpert).

2. При проведении оздоровительных мероприятий в летний период показано контролировать показатели ВСР, психологические характеристики (тревожность, особенности характера). Обязательно присутствие психолога в оздоровительном лагере для обеспечения личностно-ориентированных воздействий.

3. В комплекс реабилитационных воздействий детям с вегетативными дисфункциями рационально проводить сеансы биологической обратной связи.

4. Оперативность и адекватность оценки эффективности оздоровительных и реабилитационных воздействий необходимо осуществлять с помощью информационной системы медико-физиологического мониторинга.

5. Группы риска по острым респираторным заболеваниям и низкой успеваемости рационально формировать с помощью математической прогностической модели в рамках информационной системы комплексного медико-физиологического мониторинга.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «Школа-вуз» / Н. П. Абаскалова. Новосибирск, 2001.
  2. , Н.Н. Здоровье как ценность и предмет научного познания / Н. Н. Авдеева, И. И. Ашмарин, Г. Б Степанова // Мир психологии. 2000.- № 1(21).-С.68−75.
  3. , А.А. Комплексная оценка функциональных резервов организма / А. А. Айдаралиев, P.M. Баевский. Фрунзе: Илим, 1986.-195 с.
  4. , Ю.А. Пограничные психические расстройства: руководство для врачей / Ю. А. Александровский. М., 1993. — 400 с.
  5. , JI.A. Влияние двигательной активности в процессе академического урока на здоровье и развитие школьников // Педиатрия.- 2002. № 6. -С. 37−41.
  6. , Г. А. Материалы и методы в инженерной психологии./ Аминев Г. А. Уч.пособие. Уфа. — 1982. — С. 19−24.
  7. , Н.М. Физическая активность и сердце / Н. М. Амосов, Я. А. Бендет. — Киев: Здоровье, 1984. 232с.
  8. Анализ вегетативной регуляции сердечного ритма на различных этапах индивидуального развития человека / О. В. Коркушко, В. Б. Шатило, Т. В. Шатило и др. // Физиология человека. 1991. — Т.17, № 2. — С. 31−39.
  9. Анализ сердечного ритма / под ред. Д. Жемайтите, П. Тельксниса. -Вильнюс: Кокслас, 1982.- С. 5−31.
  10. , Л.М. Реакция сердечно-сосудистой системы детей школьного возраста на умственную нагрузку / Л. М. Андреева // Актуальные проблемы адаптации детей школьного возраста к умственным и физическим нагрузкам. Челябинск, 1989. — С.69−79.
  11. , Н.В. Гигиеническая оценка условий обучения школьников / Н. В. Анисимова, Е. А. Каралашвили. -М., 2002. 46 с.
  12. , П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1968. — 547 с.
  13. , П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. М., 1975. — 248 с.
  14. , Ю.Ф. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков / Ю. Ф Антропов, Ю. С. Шевченко. М: Издательство НГМА, 2000. — 320 с.
  15. Апанасенко, Г. Л Оценка физического развития детей с позиции биоэнергетики / Г. Л. Апанасенко // Валеология. 2003. — № 1. — С. 14−18.
  16. , Г. Л. Уровень соматического здоровья, его связь с физическим развитием и прогнозирование заболеваемости у подростков / Г. Л. Апанасенко, В. К. Казакевич, Л. Д. Коровина // Валеология. 2003. — № 1. — С.19−24.
  17. , Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 248 с.
  18. , И.А. Очерки по возрастной физиологии / И. А. Аршавский. М.: Медицина, 1967. — 476 с.
  19. Бабенкова, Е. А. Как помочь детям стать здоровыми: метод, пособие / Е. А Бабенкова. М., 2003. — 206 с.
  20. , P.M. Вариабельность сердечного ритма: теоретическик аспекты и возможности клинического применения / P.M. Баевский, Г. Г Иванов. М., 2000. — 295с.
  21. , P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы ипатологии / P.M. Баевский М.: Медицина, 1979. — 298 с.
  22. , P.M. Оценка адаптационных возможностей и риска развития заболеваний / P.M. Баевский, А. П. Берсенева. М., 1997. — 237с.
  23. , P.M. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе / P.M. Баевский О. И., Кириллов, С. З. Клецкин. М.: Медицина, 1984.-287 с.
  24. , P.M. Современное состояние исследований по вариабельности сердечного ритма в России / P.M. Баевский, Г. Г. Иванов, Г. В. Рябыкина // Вестн. аритмологии. 1999. — № 14. — С. 71−75.
  25. , В.Ф. Методология оздоровления детей и подростков / В. Ф. Базарный, В. А. Гуров, Э. Л. Оладо. -М., 1994.
  26. , А.А. Здоровье школьников: пути его укрепления / А. А. Баранов, Н. А. Матвеева. Красноярск, 1989. — 184 с.
  27. , А.А. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков / А. А. Баранов, Л. А. Щеплягина // Рос. педиатрический журн. 2000. — № 5. — С.5−12.
  28. , А.А. Задачи педиатрической науки по охране здоровья детей / А. А. Баранов // Вестн. РАМН. 2003. — № 8. — С.3−5.
  29. , А.А. Профилактические технологии в педиатрии: научные и практические проблемы / А. А. Баранов // Педиатрия. — 2003. № 5. — С. 4−7.
  30. , А.А. Социальные и организационные проблемы педиатрии./ А. А. Баранов, В. Ю. Альбицкий. М., 2003. — 512 с.
  31. , М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка) / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. М., 2002. — 416 с.
  32. , Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф. Б. Березин. JL: Наука, 1988. — 270 с.
  33. , Е.А. Практическая кардиоритмография / Е. А. Березный, A.M. Рубин. СПб., 1997. — 120 с.
  34. , И.А. Оценка адаптационных возможностей организма у школьников на основе анализа вариабельности сердечного ритма в покое и при ортостатической пробе: автореф. дис.. канд. биол. наук / И. А. Берсенева. М., 2000. — 17с.
  35. , Н.П. Нейро-физиологические аспекты психической деятельности человека / Н. П. Бехтерева. JI., 1971.
  36. , М.Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова.- М.: Генезис, 2000. 298 с.
  37. Большая медицинская энциклопедия / глав. ред. Б. В. Петровский. М.: Сов. энциклопедия, 1977. — Т. 7.- С. 355.
  38. , С.Н. Кибернетические модели систем управления и памяти в организме / С. Н. Брайнес, В. П. Свечинский, А. И. Суслов // Прогресс биологической и медицинской кибернетики. М., 1974. — С. 206−254.
  39. , М.М. Методологические аспекты изучения факторов риска неинфекционных заболеваний у детей / М. М. Бржезовский // Педиатрия. 1990. — № 3. — С.67−72.
  40. , С.В. Влияние типа вегетативной регуляции на физическую выносливость организма / С. В .Булатецкий, Ю. Ю. Бяловский // Вестн. новых медицинских технологий. — 2001. № 2. — С.58−61.
  41. , И.И. Эмоциогенные структуры мозга и сердце / И. И. Вайнштейн, П. В. Симонов. М.: Наука, 1979. — 95 с.
  42. Вариабельность сердечного ритма в исследовании возрастнойдинамики вегетативной регуляции у здоровых детей / Н. Б. Хаспекова, С. М. Чечельницкая, О. Ю. Чиркова и др. // Школа здоровья. 1999. — Т.6, № 4. — С.66−77.
  43. Вариабельность сердечного ритма: Представления о механизмах / С. А. Котельников, А. Д. Ноздрачев, М. М. Одинак и др. // Физиология человека. -2002. -№ 1. -С.130−143.
  44. , В.Х. Врачебный прогноз / В. Х. Василенко. Душанбе, 1992. -108 с.
  45. , A.M. Вегето-сосудистая дистония / A.M. Вейн, А. Д. Соловьева, О. А Колосова. М.: Медицина, 1981.-318с.
  46. , A.M. Заболевания вегетативной нервной системы / A.M. Вейн, Т. Г. Вознесенская, B.JI. Голубева. М.: Медицина, 1991. — 624 с.
  47. Вегетативные расстройства /Под. ред. A.M. Вейна М., 2003. — 752с.
  48. , Б.Т. Рост и развитие детей и подростков в России / Б. Т. Величковский, А. А. Баранов, В. Р. Кучма // Вестн. РАМН. 2004. — № 1. -С.43−45.
  49. , Ю.Е. Проблемы охраны здоровья детей России / Ю. Е. Вельтищев // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. 2000. — № 1. -С.5−9.
  50. , Ю.Е. Рост ребенка, закономерности, нормальные вариации, нарушения роста и их коррекция: лекция / Ю. Е. Вельтищев // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии: приложение. М., 1998. — 77 с.
  51. , А.А. Аэробные упражнения / А. А. Виру, Т. Д. Юримяэ, Т. А. Смирнова. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 142с.
  52. , В.В. Введение в доказательную медицину / В. В. Власов. М., Медиа Сфера, 2001.-392 с.
  53. , Н.И. Закономерности биохимической адаптации в процессе спортивной тренировки / Н. И. Волков. М., 1986. — 67 с.
  54. , И.М. Диетология развития важнейший компонентпрофилактической педиатрии и валеологии детства / И. М. Воронцов // Педиатрия. 1997. — № 3. — С. 57−61.
  55. , И.М. Здоровье и нездоровье ребенка как основа профессионального мировоззрения и повседневной практики детского врача / И. М. Воронцов // Рос. педиатрический журн. 1999. — № 2. — С. 6−13.
  56. , И.М. К обоснованию некоторых общеметодологических и частных подходов для формирования валеологических концепций в педиатрии и педологии / И. М. Воронцов // Методология и социология педиатрии: сб. науч. тр. СПб., 1991. — С.5−27.
  57. , А.Р. Использование показателей сердечного ритма для оценки функционального состояния школьников с учётом их возрастных особенностей и уровня двигательной активности: дис.. канд. биол. наук / А. Р. Галеев. Новосибирск, 1999. — 142 с.
  58. . JI.X. Принципы и методы оздоровления с позиции теории неспецифических адаптационных реакций организма / JI.X. Гаркави, Е. Б. Квакина // Валеология. 1996. — № 3−4. — С.5−9.
  59. , Д.М. Прогностика / Д. М. Гвишиани, В. А. Лисичкин. М., 1968.-91 с.
  60. , В.А. Дифференциальная смертность и норма реакции мужского и женского пола / В. А. Геодакян // Журн. общей биологии. -1974.-№ 3.-С. 970−979.
  61. Гигиеническая паспортизация общеобразовательных учреждений и здоровья школьников / A.M. Олещенко, М. Б. Федорцева, И. Л. Левина и др. Новокузнецк, 2002. — 96 с.
  62. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждений: Санитарные правила (СП 2.4.2.786 99). — М.: Федеральный центр госссанэпиднадзора Минздрава России, 1999.
  63. , А.В. Вариабельность сердечного ритма: анализ и интерпретация / А. В. Грибанов, Т. В. Волокитина, Э. В. Леус: методич. рекомендации. Архангельск, 2001. — 15с.
  64. , Э. Особенности сердечного ритма у школьников / Э. Гринене, В. Ю. Вайткявичус, Э. Марачинскене // Физиология человека. 1990. -№ 1.-С. 88−93.
  65. , С.М. О критериях оценки состояния здоровья детей и подростков/ С. М. Тромбах // Вестн. АМН СССР. 1981. — № 1 — С.29−34.
  66. , Ю.М. Клинико-физиологические основы психосоматических соотношений / Ю. М. Губачев, Е. М. Стабровский. Д.: Медицина, 1981.-216 с.
  67. , А.В. Информационная система в медицине — концептуальная модель / А. В. Гусев., И. П. Дуданов, Ф. А. Романов // http://karelia.ru
  68. , Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний / Н. Н. Данилова. М.: МГУ, 1992. — 192 с.
  69. , А.Г. Заболевания и повреждения при занятиях спортом / А. Г. Дембо. М.: Медицина, 1984. — 304 с.
  70. Диагностика функционального состояния сердечно-сосудистой системы методом спироартериокардиоритмографии / В. В. Пивоваров, М. А. Лебедева, Н. Б. Панкова и др // Рос. педиатрический журн. 2005. -№ 1. — С.8−12.
  71. , Н.В. Полипараметрическая технология доклинической диагностики состояния здоровья человека. / Н. В. Дмитриева, О. С. Глазачев // Профилактика заболеваний и укрепления здоровья. 2001. -№ 6.-С.41 -45.
  72. , Е.Ю. Динамическое наблюдение школьников, занимающихся по экспериментальной программе физического воспитания / Е. Ю. Емельянчик, Т. Е. Таранушенко, Е. П. Кириллова // Педиатрия. 2003. — № 5. — С. 61−65.
  73. , Д.И. Связь реакции сердечного ритма на ортопробу с характеристиками центральной гемодинамики / Д. И. Жемайтите // Физиология человека. 1989. — Т. 15, № 2. — С. 43−48.
  74. , А.И. Неврозы у детей и психотерапия / А. И. Захаров. СПб: СОЮЗ, 1998. — 336с.
  75. Здоровье школьников и реформирование школьного образования / А. Г. Ильин, М. И. Степанова, И. К. Раппопорт и др. // Рос. педиатрический журн. 1999. — № 5. — С.14−18.
  76. Здоровье, развитие, личность / под редакцией Г. Н. Сердюковской, Д. Н. Крылова, У. Кляйнпетер. — М.: Медицина, 1990. 336 с.
  77. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы опыт применения: метод, рекомендации / под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. М., 2002. -80 с.
  78. Значение компьютерных технологий в профилактической педиатрии / И. М. Воронцов, В. В Шаповалов, А. Е Иориш и др. // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. 1999. — № 4. — С.7−13.
  79. Значимость личностных особенностей при интерпретации показателей спектральных составляющих сердечного ритма / М. А. Медведев, Д. В. Загулова, А. И. Нестеренко и др. // Физиология человека. 2002. — Т.28, № 3. — С. 54−60.
  80. Ибн Сина Абу Али. Канон врачебной науки. Избранные разделы / сост. У. И. Каримов, Э. У. Хуршут. М.-Ташкент, 1994. — 4.1. — 400 с.
  81. , В.И. Автоматизированный комплекс для оценки индивидуально-типологических свойств и функционального состояния организма человека «Статус ПФ». /В.И. Иванов, Н. А. Литвинова, М. Г. Березина. // Валеология. 2004. — № 4. — С. 70−73.
  82. , Д.Н. Проблема психосоматических взаимоотношений / Д. Н. Исаев // Методология и социология педиатрии: сб. науч. тр. СПб., 1991. — С.102−119.
  83. , Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей / Д. Н. Исаев. СПб: «Питер», 2000. — 512 с.
  84. Использование в питании детей витаминно-минеральных комплексов / В. М. Коденцова, А. В. Трофименко, О. А. Вржесинская и др. //Педиатрия. -2003.-№ 4.-С. 73−77.
  85. , JI.M. Дефицит железа и здоровье ребенка. / Л.М.Казакова//Мать и дитя в Кузбассе. 2003. — 1(12). — С.5−6.
  86. , Э.М. Научно-методологические и организационные подходы к созданию региональной программы «Образование и здоровье» / Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина // Валеология. 2004. — № 4. — С. 6−9.
  87. , Э.М. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: учеб. пособие. М.: Владос, 2000. -192 с.
  88. , Э.М., Использование автоматизированных программ для комплексной прогностической оценки индивидуальных адаптивных возможностей организма / Э. М. Казин, Г. А. Кураев, Ю. П. Шорин и др. // Физиология человека. 1993. — Т. 19, № 3. — С. 98−103.
  89. , В.П. Современные аспекты адаптации / В. П. Казначеев. -Новосибирск: Наука, 1980. 192 с.
  90. , В.П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения / В. П. Казначеев, P.M. Баевский, А. П. Берсенева. -М., 1980. 284 с.
  91. , Ю.И. Разработка методов и средств мониторинга диагностики и коррекции психофизиологического и физиологического статуса учащихся в динамике их обучения / Ю. И. Карташов, А. Л. Виноградов, М. В. Мишков // Валеология. 2002. — № 4. — С. 18−23.
  92. , Н.Ю. Методы исследований физического статуса в педиатрии / Н. Ю. Каширская, Н. И. Капранов // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. 2002. — № 6. — С. 26- 30.
  93. Кибернетические модели систем управления и памяти в организме / С. Н. Брайнес, В. П. Свечинский, А. И. Суслов и др. // Прогресс биологической и медицинской кибернетики. М., 1974. — С. 206−254.
  94. Кирячков, Ю. Ю. Компьютерный анализ вариабельности сердечного ритма: методики, интерпретация, клиническое применение / Ю. Ю. Кирячков, Я. М. Хмелевский, Е. В. Воронцова // Анестезиология и реанимация. 2000. — № 2. — С.56−61.
  95. Китаев-Смык, JI.A. Психология стресса / JI.A. Китаев-Смык. М.: Наука, 1983.-368 с.
  96. , А.И. Биологические проблемы учения о конституциях человека / А. И. Клиорин, В. П. Чтецов. JL: Наука, 1979.
  97. , Г. В. Возрастные особенности морфологического и функционального развития миокарда у детей 5−9 лет / Г. В. Кмить, JI.B. Рублева // Физиология человека. 2001. — Т. 27, № 5. — С. 54−59.
  98. , Б.А. Континуум переходных состояний организма и мониторинг динамики здоровья детей / Б. А. Кобринский. — М., 2000. -155 с.
  99. , Г. Д. Полисистемный саногенетический мониторинг / Г. Д. Комаров, В. Р. Кучма, JI.A. Носкин. М., 2001. — 343 с.
  100. Комплексная оценка адаптации детей к условиям летнего отдыха /Е.В. Афанасьева, И. З. Мустафина, И. В. Звездина и др. // Рос. педиатрический журн. -2004. № 5. — С.28−32.
  101. Комплексная оценка показателей здоровья и адаптации в образовательных учреждениях (медико-физиологические и психолого-педагогические основы мониторинга): науч.-метод. пособие: отв. ред. Э. М. Казин.- Новокузнецк, 2004. 169 с
  102. Комплексная оценка состояния здоровья ребенка: учеб.-метод. пособие. Мн: БелГИУВ, 1999. — 63 с.
  103. , И.И. Питание школьников: руководство для врачей школ / И. И. Кондратьева. М.: Медицина, 1983. — С. 176−196.
  104. , Н.А. Профилактика дефицита витаминов и микоэлементов у детей: справочное пособие для врачей / Н. А. Коровина, И. Н. Захарова, A.JI. Заплатников. М., 2000. — 54 с.
  105. , Ю.Н. Эмоции, стресс, курение, потребление алкоголя и рак -корреляционные и причинные связи / Ю. Н. Корыстов // Журн. высшей нервной деятельности. 1997. — Т.47, вып.4. — С. 627 — 656.
  106. Космическая кардиология / В. В. Парин, P.M. Баевский, Ю. Н. Волков и др.-Л., 1967.- 194с.
  107. , С.Г. Принципы физиологической регуляции функций организма при незавершенной адаптации /С.Г.Кривощеков, Г. М. Диверт // Физиология человека. 2001. Т.27, № 1. — С. 127−133.
  108. , С.Г. Психофизиологические аспекты незавершенных адаптаций/ С. Г. Кривощеков, В. П. Леутин, М. Г. Чухрова. Новосибирск, 1998.- 100 с.
  109. , Д.Н. Критические периоды в психофизиологическом развитии детей и подростков // Психогигиена детей и подростков / Д.Н. Крылов- под ред. Г. Н. Сердюковской, Г. Гельниц. М.: Медицина, 1985.- С. 17−35.
  110. , М.Б. Кардиоинтервалография (возможности и перспактивы использования в педиатрии) / М. Б. Кубергер // Вопр. охраны материнства и детства. 1984. — № 3. — С. 7−10.
  111. , Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: метод пособие / Н. Н. Куинджи. М., 2001. -139 с.
  112. , В.П. Потребность в двигательной активности / В. П. Куликов, В. И. Киселев. -Новосибирск: Наука, 1998. 144 с.
  113. , К. Аэробика для хорошего самочувствия / К. Купер- пер. с англ. -М.: Физкультура и спорт, 1987. 192 с.
  114. , О.О. Волновая структура сердечного ритма здоровых детей / О. О. Куприянова, И. Г. Нидеккер, Е. Е. Бродецкая // Физиология человека. 1988. — № 2. — С. 328−330.
  115. , Г. А. Психофизиологические представления о формировании, развитии и сохранении здоровья человека / Г. А. Кураев, Б. В. Войнов // Вестн. новых медицинских технологий. 2004. — № 1−2. — С. 5−6.
  116. , В.Р. Состояние здоровья и медицинское обеспечение подростков Российской федерации / В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева // Вестн. РАМН. -2003. № 8. — С.6−10.
  117. , В.Р. Гигиена детей и подростков / В. Р. Кучма. М.: Медицина, 2001.-387 с.
  118. , Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус- пер. с англ. // Эмоциональный стресс: М., 1970. — С. 178 208.
  119. , К.П. Двигательные режимы в профилактике и леченииневрозов / К. П. Левченко // Вопр. курортологии, физиотерапии и ЛФК.- 1990. № 2. -С. 48−53.
  120. , А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека / А. Б. Леонова. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
  121. , Э.В. Характеристика вариабельности сердечного ритма у детей 710 лет европейского севера России: автореф. дис.. канд. биол. наук / Э. В. Леус. Архангельск, 2002.-19с.
  122. Лечебная физическая культура: справочник / В. А. Епифанов, В. Н. Мошков, Р. И. Ануфриев и др. М.: Медицина, 1987. — 528 с.
  123. , B.C. Клиническая нейрофизиология и патология гипокинезии / B.C. Лобзин. Л.: Медицина, 1979. — 216 с.
  124. , Е.Н. Психовегетативные особенности подростков, больных туберкулезом органов дыхания: дис.. канд. мед. наук / Е. Н. Лукашова.- Томск, 2004. 162 с.
  125. , В.Ф. Информационно-аналитическая модель социальнь-гигиенического мониторинга на региональном уровне: дис. .д -ра мед. наук / В. Ф. Мажаров. Кемерово, 2002. — 49 с.
  126. , Ю.А. Принципы оценки состояния здоровья детей / Ю. А. Макаренко // Советская педиатрия: Ежегодные публикации об исследованиях советских авторов / под ред. М. Я. Студеникина. М., 1989.-С. 5−25.
  127. , Т.М. Особенности состояния здоровья детей в условиях социальной дифференциации населения / Т. М. Максимова, О. Н. Гаенко // Рос. педиатрический журн. 2003. — № 6. — С. 35−38.
  128. , И.Д. Кластерный анализ / И. Д. Мандель. М.: Финансы и статистика, 1988. — 176 с.
  129. , С.В. Здоровый ребенок. Физическое воспитание и врачебный контроль / С. В. Матвеев, Б. И. Херодинов. СПб.: Сотис, 1999. — 112 с.
  130. , В.И. Функциональные состояния человека / В. И. Медведев,
  131. A.Б. Леонова // Физиология трудовой деятельности. СПб.: Наука, 1993.-С. 25−61.
  132. , Ф.З. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф. З. Меерсон, М. Г. Пшенникова. М.: Медицина, 1988. -256 с.
  133. , Ю.В. Оздоровительная гимнастика:теория и методика / Ю. В. Менхин, А. В. Менхин. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 384 с.
  134. , А.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие /А.В. Микляева, А. П. Румянцева. СПб., 2004 .- 247.
  135. , Т.Ф. Клинический анализ волновой структуры синусового ритма сердца: введение в ритмокардиографию и атлас ритмокардиограмм / Т. Ф. Миронова, В. А. Миронов. Челябинск, 1998. — 162 с.
  136. , В.М. Вариабельность сердечного ритма. Опыт практического применения метода / В. М. Михайлов. Иваново, 2000. -200с.
  137. , Е.А. Применение метода БОС у детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. А. Михайлова // Биологическая обратная связь. 2003. — № 4. — С.26−27.
  138. , М.Р. Лекции по физиологии моторно-висцеральной регуляции / М. Р. Могендович. Пермь, 1972. — 35с.
  139. Морфофункциональные константы детского организма: справочник /
  140. B. А. До скин, X. Келлер, Н. М. Мураенко и др. М.: Медицина, 1997. -288 с.
  141. , О.Н. Автоматизированная систма для оценки, коррекции, физического состояния и здоровья индивида / О. Н. Москвиченко, В. В. Иваницкий, Д. А. Шубин и др. // Индустрия образования: сб. ст. М.: МГИУ, 2002. — Вып. 4 — С. 99 — 111.
  142. , А.Д. Информативность параметров вариабельностисердечного ритма у спортсменов: автореф. дис.. канд. биол. наук / А. Д. Немиров. Ярославль, 2004. — 23 с.
  143. Неоднородность механизмов вегетативной регуляции у здоровых детей / О. И. Соколова, Н. Б. Хаспекова, С. М. Чечельницкая и др. // Школа здоровья. 2000. — Т.7, № 1. — С. 90−97.
  144. , JI.H. Физическая культура для людей, занятых малоподвижным трудом / JI.H. Нифонтова, Г. В. Павлова. М., 1993. -48 с.
  145. Новые подходы к мониторингу здоровья школьников /А.Г. Румянцев, Д. Д. Панков, С. М. Чечельницкая и др. // Рос. педиатрический журн. -2004.-№ 3.-С. 4- 7.
  146. О проведении Всероссийской диспансеризации детей в г. Кемерово / Е. И. Куракина, JI.M. Титаренко, О. П. Ткаченко и др. // Педагогический вестник. 2003. — Вып. № 24- Здоровые дети — будущее города. — С. 2731.
  147. О проекте Концепции государственной политики в области охраны здоровья детей в Российской Федерации / О. В. Шарапова, А. А. Корсунский А.А. Никольская и др. // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. 2004. — № 5. — С. 6−7.
  148. Образование и здоровье: сб. авторских школьных программ содействия здоровью. Казань, 1999. — 229 с.
  149. О подходах к оценке состояния питания у детей / В. В. Юрьев, Н. Н. Воронович, О. Ю. Паршуткина и др. // Педиатрия. 2004. — № 5. — С. 102−105.
  150. Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детских садов и школах: метод, пособие / под ред. Г. Н. Сердюковской. -М., 1995. 121 с.
  151. Организация работы по повышению уровня здоровья в детскихколлективах / Р. А Дубинский, В. П. Боряк, М. И. Павлов и др. // Педиатрия. 2003. — № 4. — С. 91−94.
  152. , Л.И. Положение тела и регуляция кровообращения / Л. И. Осадчий. М., 1982. — 235 с.
  153. Особенности динамики показателей кардиореспираторной системы и физической подготовленности у детей школьного возраста в условиях летнего оздоровительного центра / А. Р. Сабирьянов, С. А. Личагина, А. В. Щевцови др. // Педиатрия. 2004. — № 5. — С. 98−101.
  154. , Г. Г. Характеристика адаптивных реакций здоровых детей при различных функциональных состояниях организма: автореф. дис.. канд. мед. наук / Г. Г. Осокина. М., 1986. — 56с.
  155. Острые респираторные заболевания у детей: лечение и профилактика: пособие для врачей / под ред. А. А. Баранов. М., 2002. — С. 56−60.
  156. Отдых и оздоровление детей и подростков: сб. нормативных документов. М., .-215 с.
  157. , А.Ю. Адаптированный вариант личностного опросника для детей / А. Ю. Панасюк. Л., 1977. — 22 с.
  158. , Л.Е. Психосоматические взаимоотношения при хроническом эмоциональном напряжении / Л. Е. Панин, В. П. Соколов. Новосибирск: Наука, 1981. 178 с.
  159. , Д.Д. Диагностика пограничных состояний у детей и подростков / Д. Д. Панков, А. Г. Румянцев // Рос. педиатрический журн. -2002.-№ 3.-С. 4- 7.
  160. , И.А. Возрастные особенности регуляции сердечного ритма школьниц 7−18 лет / И. А. Панова, Т. Г. Олешкевич // Функциональныеособенности сердца при физических нагрузках в возрастном аспекте. -Ставрополь, 1977. Вып.2. — С. 52.
  161. , С.И. Формирование здоровья и развития младших школьников в системе физического воспитания: Теория и практика / С. И. Петухов. -Новокузнецк, 2000. 107 с.
  162. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса / В. И. Макарова, Г. Н Дектярева, Н. В Афанасенкова и др. // Рос. педиатрический журн. 2000. — № 3. — С.60−62.
  163. Политика в области питания населения России / В. А. Княжев, А. А. Баранов, И .Я. Конь и др. // Рос. педиатрический журн. 1999. — № 5. — С. 65−67.
  164. , С.Б. Очерки прогнозирования в кардиологии / С. Б. Пономарев, JI.A. Лещинский, И. Г. Русяк. Ижевск, 2000. — С. 11−76.
  165. Постановление Правительства РФ «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи» от 29.12.2001 г.- № 916
  166. Прахин, Е. И. Характеристика методов оценки физического развития детей / Е. И. Прахин, В. Л. Грицинская // Педиатрия. 2004. — № 2. — С. 60−62.
  167. Проектирование и реализация баз данных Microsoft SQL Server 2000. Учебный курс MCAD/ MCSE, MCDBA (+ CD-ROM). М.: Изд-во Русская Редакция, 2003. — 512 стр.
  168. , М.Г. Феномен стресса. Эмоциональный стресс и его роль в патологии / М. Г. Пшенникова // Патолог, физиология и эксперим. терапия. 2000. — № 2. — С. 26−31.
  169. , О.Ю. Статистический анализ медицинских данных / О. Ю. Реброва. М.: Медиа Сфера, 2003. — 305 с.
  170. Ритм сердца при кардиоваскулярных нарушениях невротического генеза / A.M. Вейн, Б. И. Каменецкая, Н. Б. Хаспекова и др. // Кардиология. 1987.- № 9. — С.85−89.
  171. , А.Д. Модель распознавания функциональных состояний организма на основе математического анализа сердечного ритма / А.Д. Рифтин// Физиология человека. 1990.- № 3.- С. 165 — 172.
  172. , В.Д. Очерки по экспериментальной возрастой фармакологии / В. Д. Розанова. М.: Медицина, 1968 (цит. по Фролькис В. В., 1975)
  173. , В.Б. Валеологические принципы организации физической культуры / В. Б. Рубанович. Новосибирск, 1997. — 164 с.
  174. Руководство для врачей школ / под. ред. Г. Н. Сердюковской. М.: Медицина, 1983. — 304 с.
  175. , Т.В. Возрастные закономерности физического, интеллектуального развития, системной деятельности организма школьников и их заболеваемость: дис.. д-ра мед. наук / Т. В. Русова. -Иваново, 1996. -310с.
  176. , Т.В. Медицинское обслуживание детей в детских образовательных учреждениях: учеб.-метод. пособие / Т. В. Рябчикова, В. К Кукушкин, Л. А. Качанова. М., 2000. — 86с.
  177. , Г. В. Анализ вариабельности ритма сердца / Г. В. Рябыкина, А.В. Соболев//Кардиология. 1996. — № 10. — С.87−99.
  178. , Г. В. Вариабельность ритма сердца / Г. В. Рябыкина, А. В. Соболев. -М., 1998. 196с.
  179. , Е.Н. Ритм сердца у школьников от 7 до 12 лет в покое ипри ортоклиностатическом тестировании: дис. канд. биол. наук / Е. Н. Сапожникова. Ижевск, 2003. — 157 с.
  180. , Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. М.: Прогресс, 1979. -124 с.
  181. , Г. Концепция стресса, как мы ее представляем в 1976 году / Г. Селье //Новое о гормонах и механизмах их действия: пер. с англ. М., 1977.-С. 27−51.
  182. , С.А. Школы укрепления здоровья. Рекомендации по внедрению программы / С. А. Сенников, JI. Костович. М., 2000. — 52 с.
  183. И.К. К вопросу о влиянии раздражения чувствующих нервов на мышечную работу человека /И.М.Сеченов /Избранные произведения. Сер. «Классики науки». М., 1952. Т. 1.772 с.
  184. , Ю.А. Физиологические проблемы биоуправления с обратной связью по частоте сердечного ритма / Ю. А. Сидоров, Н. Н. Василевский // Физиологический журн. 1994. — № 2. — С. 1−7.
  185. , М.Б. Методы системного анализа в медицинских исследованиях / М. Б. Славин.- М., 1989. 304 с.
  186. , А.А. Метод биологической обратной связи / А. А. Сметанкин //Биологическая обратная связь. 1999. — № 1. — С.4−6.
  187. , И.Е. Избыточная двигательная активность: влияние наздоровье подростков / И. Е. Смирнов, С. Д. Поляков, С. В. Хрущев // Рос. педиатрический журн. 2003. — № 1. — С. 6−9.
  188. , К.М. Гипокинезия и образ жизни человека / К. М. Смирнов // Двигательная активность человека и гипокинезия. Новосибирск, 1972. -С. 11−21.
  189. , М.Р. Теоретические основы беговой нагрузки / М. Р. Смирнов.- Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1996. 217 с.
  190. , Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы / Н. К. Смирнов, М. К. Амосова. -М., 2001. 125с.
  191. , Е.А. Структура синусового сердечного ритма у здоровых детей / Е. А. Соболева, В. Б. Ляликова, Г. Г. Осокина // Вопр. охраны материнства и детства. 1984. — № 3. — С. 10.
  192. , JI.H. Методы психологической диагностики: метод, руководство / JLH. Собчик.- М., 1990. 88с.
  193. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях: пособие для врачей / В. Р. Кучма, JI.M. Сухарева, А. Г. Ильин и др. М., 2002. — 69с.
  194. Содействие здоровью и обучение здоровому образу жизни в школах Российской федерации /сост. В. Н. Касаткин. М., 2001. — 146 с.
  195. , А.С. Адаптация в спорте: состояние, проблемы, перспективы / А. С. Солодков // Физиология человека. 2000. — Т.26, № 6. — С. 87−93.
  196. , А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник / А. С. Солодков. -М., 2001. С.348−422.
  197. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности / А. А Баранов, JI. A Щеплягина, А. Г. Ильин и др. // Рос. педиатрический журн.- 2005. № 2. — С. 4−7.
  198. Социальная гигиена и организация здравоохранения / под ред. Ю. П. Лисицина. Казань, 1998. — 697 с.
  199. Спектральный анализ вариабельности ритма сердца в оценке состояниявегетативной нервной системы у здоровых детей / Ю. Ю. Васенко, Н. А. Геппе, О. С. Глазачев и др. // Рос. педиатрический журн. -1999. № 9. -С. 23−27.
  200. , К. В. Системная интеграция функций человека: новые подходы к диагностике и коррекции стрессовых состояний / К. В. Судаков //Вестн. РАМН. 1996. — № 4. — С. 15−25.
  201. , К.В. Доминирующая мотивация и ее место в центральной архитектуре функциональной системы / К. В. Судаков // Принципы системной организации функций. М., 1973. — С.68
  202. , К.В. Информационные грани жизнедеятельности / К. В. Судаков // Вестн. РАМН. 2002. -№ 6. — С.8−13.
  203. , К.В. Психоэмоциональный стресс: профилактика и реабилитация / К. В. Судаков // Терапевт, арх. 1997. — № 1. — С.70−73.
  204. , К.В. Теория функциональных систем и профилактическая медицина / К. В. Судаков // Вестн. РАМН. 2001. — № 5. — С.7−14.
  205. , А.Г. Двигательная активность и здоровье детей и подростков /
  206. A.Г. Сухарев, В. И. Теленчи, О. А. Шелонина // Обзорная информация «Медицина и здравоохранение». Серия: Гигиена. — М.: ПК ВНИИМИ МЗ СССР, 1988. 73 с.
  207. , JI.M. Концепция развития гигиены детей и подростков / JI.M. Сухарева // Рос. педиатрический журн. 1999. — № 5.- С.5−9.
  208. Тарасова, О.JI.Особенности психофизиологической адаптации к учебной деятельности у подростков с различным типов вегетативной регуляции: дис.. канд. мед. наук / O.JI. Тарасова. Томск, 1998. 163 с.
  209. , Н.А. Особенности время-частотного спектрального анализа сердечного ритма у здоровых лиц и больных с артериальной гипертензией при проведении ортостатической пробы / Н. А. Тарский,
  210. B.Н. Швалев, С. Ю. Салтыков и др. // Кардиология. 2000. — № 4. — С.40
  211. , С.Б. Социальные и медико-биологические проблемы здоровья детей / С. Б. Тихвинский // Методология и социология педиатрии: сб. науч. тр. СПб., 1991. — С.27−42.
  212. Трофименко, J1.C. Концепция совершенствования питания как фактор здоровья детей и подростков / J1.C. Трофименко // Педиатрия. 1997. -№ 6. — С. 86−88.
  213. , Е.П. Здоровье школьников: проблемы и пути решения / Е. П. Усанова // Рос. педиатрический журн. 1999. — № 6. — С. 32−34.
  214. , Е.П. Состояние здоровья школьников, новые формы организации медицинской помощи, профилактической и оздоровительной работы в школе: дис.. д-ра мед. наук / Е П. Усанова. Н. Новгород, 1997.
  215. , В.И. Принципы организации и функционирования живых систем. Учеб. пособие. 4.1: Кибернетические основы организации и функционирования сложных систем /В.И.Федоров/ Новосибирск: НГТУ, 2000. 88 с.
  216. Физиологические основы здоровья / под ред. Р. И. Айзмана, А. Я. Тернера. Новосибирск, 2001. — 524 с.
  217. Физиология вегетативной нервной системы: учеб.-метод. пособие / под общ. редакцией К. К. Судакова. М., 1990. — 58 с.
  218. Физиолого-гигиенические аспекты сохранения индивидуального здоровья школьников / Н. П. Сетко, Н. Н. Кузько, Е. В. Кирнасюк и др. // Рос. педиатрический журн. 2003. — № 2. — С. 48−49.
  219. , А.В. Параметрическая диагностика сердечно сосудистой системы / А. В. Фролов, И. В. Корнелюк // Вариабельность сердечного ритма: Теоретические аспекты и практическое применение: тез. докл. международного симпозиума. Ижевск, 2003. — С. 183−184.
  220. , Ю.Л. Исследование тревоги в спорте / Ю. Л. Ханин // Вопр.психологии. 1978.- № 6. — С. 94 — 106.
  221. , Ю.П. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера /Ю.Л. Ханин. Л., 1976. — 18 с.
  222. , Н.Б. Регуляция вариативности ритма сердца у здоровых и больных с психогенной и органической патологией мозга: дис.. д-ра мед. наук / Н. Б. Хаспекова. М., 1996.- 217с.
  223. , Ю.А. Вегетативное обеспечение и гемодинамика при гипертонической болезни / Ю. А. Храмов, В. Р. Вебер. Новосибирск, 1985.-350 с.
  224. , О.Ю. Спектральный анализ ритма сердца в оценке вегетативного статуса у детей / О. Ю. Чиркова, Н. Б. Хаспекова, С. М. Чечельницкая // Школа здоровья. 1999. — Т.6, № 1. — С. 90−101.
  225. , Ю.С. Музыкотерапия в комплексном лечении нервно-психических расстройств у детей и подростков / Ю. С. Шевченко // Социальная и клиническая психиатрия. 1992. — Т.2, Вып.2 — С. 97 -100.
  226. , И.С. Параметры функционального состояния кардиореспираторной системы ребенка. / И. С. Ширяева, И. П. Савельев, О. О. Куприянова // Рос. педиатрический журнал. 2000. — № 1. — С. 4143.
  227. Школа и психическое здоровье учащихся / под ред. С. М. Громбаха. -М.: Медицина, 1988.- 272 с.
  228. , Н.И. Сердечный ритм и центральная гемодинамика при физической активности у детей / Н. И. Шлык. Ижевск, 1991. — 417с.
  229. , А.Г. Онтогенез и теория здоровья. Методологические аспекты / А. Г. Щедрина. Новосибирск, 2003. — 164 с.
  230. , О.П. Здоровье и физическое развитие детей в России в 19 852 000 гг. / О. П. Щепин, Е. А. Тищук // Рос. педиатрический журн. 2004. — № 1. — С. 47−49.
  231. , JI.A. Закономерности формирования роста и развития здорового ребенка / JI.A. Щеплягина // Рос. педиатрический журн. -2003. № 6.-С. 4−9.
  232. , JI.A. Факторы риска и формирование здоровья детей / JI.A. Щеплягина // Рос. педиатрический журн. 2002. — № 2. — С. 4−6.
  233. , Дж.С. Стресс: Природа и лечение / Дж.С. Эверли, Р. Розенфельд- пер. с англ. — М.: Медицина, 1985. -224 с.
  234. , Л.В. О создании электронной карты истории болезни / Л. В. Яковлева, Н. Р. Роянова, С. Г. Лобанов // Тезисы Всероссийского конгресса «Детская кардиология 2002». М.: Медпрактика-М, 2002. -С.255−256.
  235. , Ю.А. Научные основы стандартизации исследований и оценки физического развития детей и подростков / Ю. А. Ямпольская // Рос. педиатрический журн. 1999. — № 5. — С. 10−13.
  236. Administrantion data base. Полное справочное руководство по методам и процедурам / Крейг С. Маллинс. М., 2003, Издательство: КУДИЦ -ОБРАЗ, 752 с.
  237. Adolph E.F. Amer. J. Phisiol., 212, 3:596, 1967 (цит по Фролькис В. В., 1975)
  238. Akselrod, S. Hemodynamic regulation: investigation by spectral analysis / S. Akselrod, D. Gordon, J. Madwed //Am. J. Physiol. 1985. — V. 249. — P. 867−875.
  239. Akselrod, S. Power spektrum analysis of heart rate fluctuation: a quantitative probe of beat-tu-beat cardiovascular control / S. Akselrod, D. Gordon, F. Ubel // Science. 1981. — V. 213. — P. 220−222.
  240. Alexander, F. Psychosomatic Medicine. Its Principles and Applications / F. Alexander. New York, 1980. — P. 133−135.
  241. Analyzing Requirements and Defining Solution Architectures. MCSD Training Kits (Microsoft Press, 2001).
  242. Appel, M. Beat to beat variability in cardiovascular variables: noise or music? / M. Appel, R. Berger, J. Saul // J. Am. Coll. Cardiol. 1989. — V.14.-P.l 139−1148.
  243. Aubert, A.E. Heart Rate Variabiliti in Atlets / A.E. Aubert, B. Seps, F. Beckers // Sports medicine. 2003. — V. 33. — P.889 — 919.
  244. Ballantyne, D. Does training postinfarkt patients reduce the risk of reinfarction? / D. Ballantyne // Europ. J. Cardiol. 1983. -V. 2. — P. 519 521.
  245. Barron, H.V. Lesh Autonomic Nervous System and Sudden Cardiac Death / H. Barron //J. Amer. Coll. Cardiol. 1996. — V.27, N5. — P. 1053.
  246. Berg-Kelly, K. Adolescent health, school health activities, community contexts, and health surveys in Sweden / K. Berg-Kelly // J Adolesc Health. 2003. — V.33(4).-P.226−30.
  247. Bernston, G. Respiratory sinus arrhythmia: autonomic origins, physiological mechanisms, and psychophysiological implications / G. Bernston, J. Cadioppo, K. Quigley // Psychophysiology. 1993. — V.30.- P. 183−196.
  248. Biofeedback of baroreflex sensitivity in patients with mild essential hypertension / S. Overhaus, H. Ruddel, I. Curio, L. Mussgay, O/B. Scholz // Int J Behav Med. 2003. — V.10(l). — P.66−78.
  249. Braun, С. Demonstration of nonlinear components in heart rate variability of healthy person./ C. Braun // Am. J. Physiol. 1998. — V.275 (5 Pt 2)5. — P. 1577−84.
  250. Briazgounov, I.P. The role of physical activity in the prevention and treatment of noncommunicable diseases / I.P. Briazgounov // World Health Statist. Quart. -1988. V. 41, N 3−4. — P. 242−250.
  251. , J. М.Н. A Reference Manual of Growth and Development / J. M.H. Buckler. Oxford, 1997.
  252. Bundy, D. School health and nutrition: policy and programs / D. Bundy // Food Nutr Bull.- 2005. -V.26(2 Suppl 2). SI 86−92.
  253. Changes in cardiovascular autonomic regulation among elderly subjects: follow-up of sixteen years / V. Jokinen, L.B. Sourander, H. Karanko et all. // Ann Med. 2005. — V.37 (3). — P.206−12.
  254. Chronic disease medication administration rates in a public school system / L. Weller, D.D. Fredrickson, C. Burbach et all // J Sch Health. 2004. -V.74(5). — P.161−5.
  255. Controlled 5-mo aerobic training improves heart rate but not heart rate variability or baroreflex sensitivity / A. Loimaala, H. Huikuri, P. Oja et all // J. Appl. Physiol.- 2000. V.89 (5). — P. 1825−9.
  256. Cooper, K. Physical training programs for mass scale use: effects on cardiovascular disease — fact and theories / K. Cooper // Ann. Clin. Res. — 1982. V. 14, Suppl. 34. — P. 25−32.
  257. Dawes, G.S. Foetal and Neonatal Phisiology / G.S. Dawes. 1969.
  258. Dodson, L. Some effects of jogging on psychiatric hospital patients / L. Dodson, W. Mullens // Amer. Collect. Therap. J. 1969. — Sept., Oct. — P.130.134.
  259. D’Oosterlinck, F. Integrating school-based and therapeutic conflict management models at schools / F. D’Oosterlinck, E. Broekaert // J Sch Health. 2003. — V.73(6). — P.222−5.
  260. Eckberg, DL. Sympatovagal balance. A critical appraisal / DL Eckberg // Circulation. 1997. -V. 96. — P. 3224−3232.
  261. Edvards, M.A. Physical activity and stress reduction: a rewiev of selected literature / Stress on Tension Coutr. 2 / M.A. Edvards // Proc. and Int. infordisclp. Conf. Brighton, 30 Aug.—3 Sept. 1983. -New York- London, 1984.-P. 373−386.
  262. Effects of a Physical Activity Program on Heart Rate Variability in Obese Children / C.V. Russoniello, M.T. Mahar, J.M. DiNallo et al. // Psychophysiology and Biofeedback. 2002. — V.27(4). — P.310. (Biocom Technologies)
  263. Efficient estimation of The heart period power, spectrum suitable for physiolgic or pharmacologic stuties / J.N. Rottman, R.C. Steinmak P. Albrecht et al. // Am J. Cardiol. 1990. — V.66. — P. 1522−1524.
  264. Finley, J.P. Heart rate variability in infants, children and young adults / J.P. Finley, S.T. Nugent // J. Auton. Nerv. Syst. 1995. — V. 51(2). — P. 103−108.
  265. Functional assessment of heart rate variability: physiological basis and practical applications / J. Pumprla, K. Howorka, D. Groves et al. // Int J Cardiol. 2002. — V.84(l). — P. 1−14. Review.
  266. Gellgorn, E. Principles of autonomic-somatic integrations / E. Gellgorn. -Minneapolis, 1967.
  267. , E. Эмоции и эмоциональные расстройства / Е. Gellgorn, G. Loofbourrow- пер. с англ. М.: Мир, 1966.
  268. Godefroid, J. Les chemins de la psychologie / J. Godefroid. Pierre Mordaga, 1988. -V. 1. — P.293.
  269. , I. Вегетативная нервная система. Анатомия и физиология / I.Haulica.-Бухарест, 1978. С.226−240.
  270. Heart rate analysis in normal subjects of various age groups / U.R. Acharya, N. Kannathal, O.W. Sing et al. // Biomed Eng Online. 2004. — V.20, 3(1). -R24.
  271. Heart rate variability in normotensive healthy children with aging / N. Kazuma, K. Otsuka, K. Wakamatsu et al. // Clin Exp Hypertens. 2002. -V.24(l-2). — R83−9.
  272. Hering, H. Die Kaqrotisclinusreflexe auf Herz und Gefases / H. Hering. -Leipzig, 1927. цит. по Вейн A.M., 1981.
  273. Hjelle, L. Personelity theories / L. Hjelle, D. Ziedler- Пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 1998. — 608с.
  274. Hughes, J. Physiological effects of habitual aerobic exercise: a critical review / J. Hughes // Prevent. Med. 1984. — V. 13. — P. 66−78.
  275. Initial results from the European Network of Health Promoting Schools program on development of health education in Finland / H. Turunen, K. Tossavainen, S. Jakonen et al. // J Sch Health. 1999. — V.69(10). — P.387−91.
  276. Israel, S. Problems of overtraining from an internal medical and performance physiological standpoint / S. Israel // Medizin. Und Sport. 1976. — V.16. -P. 1−12.
  277. Jacobson, E. You must relax / E. Jacobson. N. Y.: McGraw — Hill, 1978. -195 p.
  278. , M.D. Мед и другие естественные продукты / M.D. Jarvis- пер. с англ. Бухарест: Апимондии, 1990. — 127 с.
  279. Jartti, Т. Cardiovascular autonomic regulation in asthmatic childrenevidenced by spectral analysis of heat rate and blood pressure variability / T. Jartti, K. Tahvanainen, T. Kaila // Scand. J. Clin. Lab. Invest. 1996. — V. 56(6). — P.545−54
  280. Jonas, V. Klinika kardiologie / V. Jonas- пер. с чешек. Прага, 1998. -С.715−902.
  281. Kaplan, D. The analysis of variability / D. Kaplan // J. Cardiovasc. Electrophysiol. 1994. — N5. — P. 16−19.
  282. Kitney, R. The study of heart rate variability / R. Kitney, O. Rompelman. -Oxford: Clarendonpress. 1980. -P.59.
  283. Krauss, R.M. Exercise, lipoproteins, and coronary artery disease / R.M. Krauss // Circulation. 1989. — V. 79, № 5. -P. 1143−1145.
  284. Leger, L. What’s the place of schools in promoting health? Are we too optimistic? / L. Leger // Health Promot Int. 2004. — V. 19(4). — P.405−8.
  285. Lehrer, P. Respiratoiy sinus arrhythmia biofeedback therapy for asthma: A report of 20 unmedicated pediatric cases / P. Lehrer, A. Smetankin, T. Potapova // Applied Psychophysiology and Biofeedback. 2000. — V.25(3). -P. 193−200.
  286. Locke, M. Exercising mammals synthesize stress proteins / M. Locke, E.G. Noble, B.G. Atkinson // Amer. J. Physiol. -1990. -V. 258, N4. Pt. I. — P. 723—729.
  287. Malliani, A. Power spectum analysis of heart rate variability: a tool to explore neural regulatory mechanisms / A. Malliani, P. Lombardi // Br. Heart J. 1994.-V.71.-P.1−2.
  288. Marees, H. Immediate ortostatic regulation / H. Marees // Cardiologi. 1976. — V.61,S. 1. -P.78−90.
  289. Measurement of heart rate variability: a clinical tool or a research toy / H.V. Huikuri, T. Makikallio, K.E. Airaksinen // J Am Coll Cardiol. 1999. — V. 34.(7).-P. 1878−83.
  290. Metabolic cost of extremely slow walking in cardiac patients: implicationsfor exercise testing and training / B.A. Franklin, A. Ramathat, S. Johnson et al. //Arch. Phys. Med. 1983. — V. 64. — P. 564−565.
  291. Microsoft SQL Server 2000 System Administretion / Пер. с англ. M.: «Русская редакция», 2002. — 640с.
  292. Middleton, N. Cardiovascular autonomic control in endurance-trained and sedentary young women / N. Middleton, De G. Vito // Clin Physiol Funct Imaging. 2005. — V.25(2). — P.83−9.
  293. Mohrman, D.E. Cardiovscular Physiology / D.E. Mohrman, L.J. Heller. -СПб., 2000. 244 с.
  294. Neto, M. Mechanizm of tachycardia on standing / M. Neto // Cardiovasc. Res. 1980.-V. 14, N9.-P. 541−550.
  295. Pagani, M. Power spektrum analysis of heart rate and arterial pressure variabilities as a marker of sympatho-vagal interaction in man and conscious dog / M. Pagani, F. Lombardi // Circ. Res. 1986. — V.59. — P. 178.
  296. Pichot, V. Relation between heart rate variability and training load in middle-distance runners / V. Pichot, F. Roche, J.M. Gaspoz // Med. Sci. Sports Exerc. 2000. -V. 32(10). — P. 1729−36.
  297. Porges, S.W. Respiratory sinus arhythmia: Physiological basis, quantitative methods and clinical implications / S.W. Porges // Cardiorespiratory and cardiosomatic psychophysiology Grossman. N.Y.: Plenum Press, 1986. -P.101−115.
  298. Ramaekers, D. Association between cardiac autonomic function and coping style in healthy subjects / D. Ramaekers, H. Ector, K. Demyttenaere // Pacing Clin. Electrophysiol. 1998. — V. 21(8). — P. 1546−1552.
  299. Relation of diet to high-density-lipoprotein cholesterol in middle-aged marathon runners, joggers, and inactive men / G.H. Hartung, J.P. Foreyt, R.E. Mitehel et al. //New. Engl. J. Med. 1980. — V. 302. — P. 357−361.
  300. Richard, D. Exercise stress testing / D. Richard, R. Birrer // J. Farm. Pract. — 1988. —V. 26, N 4. P. 425−435.
  301. Richter, D.V. Cardiorespiratori control / D.V. Richter //Central regulation of autonomic function. N.Y.: Oxford Univ. Press, 1900. — P. 189.
  302. Rob, P. Database Systems / P. Rob, Carlos Coronel. Design, Implementation, And Management (Course Technology Thompson Learning, 2002)
  303. Sayers B. Mc A. Analysis of heart rate variability / B. Sayers // Ergonomics.- 1973. V.16,N 1.-P.17.
  304. Schlylc, N.I. Heart rate variability in scoolboys / N.I. Schlyk, A.P. Berseneva, I.A. Bersenev // Iournal of Cardiovaskular diagnosis and procedures- 13 congress of the cardiovascular system dinamik coceti. -Gent, Belgium, 1998.-P.141.
  305. Schram, V. Exercise prescription for cardial rehabilitation patients using weighted walking / V. Schram, P. Hanson // Circulation. -1985. V. 72, N 4, Pt 2. — P. III-39.
  306. Schwartz, M. Modem up problems of biofeedback / M. Schwartz // Биоуправление -3. Теория и практика. Новосибирск, 1998. — С. 15−24.
  307. Serradon, J.M. Phisical activitiy is a contributor of the ultra low frecvensy components of heart rate variability / J.M. Serradon, H.C. Finlayson, R. L. Hughson // Heart (Br Card Soc Online). 1999. — V.82.: e 9.
  308. Serumlipoprotein cholesterol in sedentary and trained male patients with coronary heart disease / A. Berg, J. Keui, G. Ringwald et al. // Clin. Cardiol.1981. -V. 4. -P. 233−237.
  309. Sloan, R.P. Blood pressure variability responses to tilt a buffered by cardiacautomatic control / R.P. Sloan, De R.E. Mrrsman, P.A. Shapiro //
  310. Amer. J. Physiol.: Heard and Circ. Physiol.: Heart and Circ. Physiol. 1997. -N3.-P.1427−1431.
  311. Srinivasan, K. Effect of standing on short term heart rate variability across age / K. Srinivasan, S. Sucharita, M. Vaz // Clin Physiol Funct Imaging. -2002. V. 22(6). — P.404−8.
  312. Stanley, G. Age effects on interrelationships between lung volume and heart rate during standing / G. Stanley, D. Verotta, N. Craft // J. Heart Circ. Physiol.- 1997. N.42. — P. 2128 — 2134.
  313. Staton, D.M. International child health / D.M. Staton, M.H. Harding // Pediatr Ann. 2004. — V. 33(10). — P.631−4.
  314. Tesch, P. Muscle capillary supply and fiber type characteristics in weight and power lifters / P. Tesch, A. Thorsson, P. Kaiser // J. Appl. Physiol. 1984. -V. 50, N 1. -P. 35−38.
  315. Variability oh R-R, P wave-to-R wave, and R wave-to-T wave intervals / J. Forester, H. Bo, J.W. Sleigh, J.D. Henderson // Am. J. Physiol. 1997. -V.273. — H2857-H2860.
  316. Wielder, W. The law of initial value in neurology and psychiatry / W. Wielder // J. Ment. Dis. 1957. — V.125. — P. 73−86.
  317. Wittling, W. Hemisphere asymmetry in parasympathetic control of the heart / W. Wittling, A. Block, S. Genzel // Neurophychologia. 1998, V.36 (5). -P. 461−468.
  318. Yamamoto, Y. On the Fractal nature of heart rate variability in humans: effect of vagal blockade / Y. Yamamoto, Y. Nakamura, H. Sabo // Amer. J. Physiol. 1995. — V.269, N4. — P.830.
Заполнить форму текущей работой