Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Феномен забвения в развитии культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Искусственно продуцируемая, мультимедийность и коммуникативная интерактивность технически ориентированной цивилизации способствует превращению процесса поиска источника культурной легитимации настоящего, персональной и общекультурнойсамоидентичности в бессмысленную? погоню за призраками прошлого. Невозможность культуры эпохи «пост» укорениться в настоящем вынуждает ее к постоянному… Читать ещё >

Содержание

  • I. Модусы культурного забвения
  • 1. Забвение и память как культурные универсалии и объект философской рефлексии
  • 2. Мнемонические основания культурного единства
  • 3. Беспамятство и прощение в этическом аспекте
  • II. Антропологическое измерение забвения в культуре
  • 1. Темпоральность субъекта в контексте проблемы забвения
  • 2. Роль забвения в процессе становления персональной идентичности
  • 3. «Ars oblivionis» как условие творчества

Феномен забвения в развитии культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Специфической особенностью современного этапа культурного развития является непрерывное усложнение и ускорение социокультурной динамики, а также трансформация традиционных механизмов исторической преемственности и воспроизводства культурного целого. Ускорение хода истории, постоянное сгущение плотности культурных инноваций меняет способ восприятия времени в рамках современной культуры и одновременно с этим ставит под сомнение традиционный механизм обретения субъективной самотождественности личности. Процесс ускоряющейся культурной динамики с необходимостью сопровождается глобальной трансформацией привычных структур жизненного мира, становящихся все более неконгруэнтными по отношению к субъекту. Одновременно с увеличением технических возможностей для аккумуляции предыдущего опыта и увеличением скорости устаревания настоящего возрастает и необходимость селекции достойных архивации элементов прошлого, их структурирования и иерархизации. В данном контексте особую актуальность приобретает вопрос о причинах отбора и сохранения в культуре определенных ценностей, представлений и норм и забвения других.

Проблематике механизмов памятования и забвения в культуре в последние десятилетия уделяется все большее внимание как в отечественном философско-гуманитарном познании, так и в рамках зарубежных «memory-studies». Представляется справедливым утверждение, согласно которому тема памяти и различных мнемонических модусов в< конце XX века заняла место, принадлежавшее в XIX веке теме человеческой души. Вместе с тем необходимо отметить, что в отличие от разнообразных аспектов проблемы надындивидуальной памяти (социальной, исторической, памяти социальных групп и институтов и др.), проблематика забвения как целостного феномена культуры осталась на периферии философско-культурологического осмысления.

Понимание сущности забвения неразрывно связано с проблематикой свободы и субъектности личности, именно поэтому проведение настоящего диссертационного исследования обусловлено в первую очередь необходимостью применения антропологического подхода к изучению забвения в качестве онтологического и универсального в рамках культуры феномена.

Степень разработанности проблемы. Проблема соотношения памяти и забвения в контексте культуры и в рамках бытия конкретной личности имеет в гуманитарных науках давние традиции изучения. Вместе с тем, специфика забвения в качестве объекта культурфилософского осмысления связана со свойственным для1 классической философской традиции вытеснением его на периферию поля проблем, достойных. изучения и рассмотрением забвения в виде негативного дополнения памяти, свидетельствующего об ее нехватке и уничтожении накопленного знания.

В современном социогуманитарном познании тема памяти и забвения приобретает чрезвычайную популярность. Тем не менее, отсутствие специальных работ, непосредственно посвященных комплексному изучению забвения в качестве целостного явления культуры, определило круг источников, к которым мы обращались в процессе исследования.

Первую группу составляют работы, в которых представлен анализ культуры как целостности, а также механизмов культурной памяти и забвения. В работах А. Моля, Ю. М. Лотмана, Н. Лумана память выступает в качестве структуры, генерирующей прошлое. А. И. Пигалев отнес культурную память к разряду социокультурных интеграторов, то есть специфически человеческих способов формирования и поддержания общности культурного целого, механизмов ее воспроизводства и регенерации.

Ценностный подход к изучению культурной памяти, в котором акцентируется внимание на сохранении традиций и смыслов культуры широко представлен в работах отечественных мыслителей: Д. С. Лихачева, Г. С. Кнабе, М. М. Бахтина, B.C. Библера, В. И. Плотникова, Э. Ю. Соловьева, JI.B. Стародубцевой.

Проблематика памяти и забвения в контексте культурной темпоральности нашла свое отражение в работах Ф. Р. Анкерсмита, Я. Ассмана, В. Беньямина, М. К. Мамардашвили, Д. Лоуэнталя.

Анализ соотношения памяти и истории был бы невозможен без обращения к исследованиям П. Хаттона, A.M. Руткевича, Л. П. Репиной, Дж. Коллингвуда, П. Нора. Особой вехой в изучении данной темы стала фундаментальная работа П. Рикера «Память. История. Забвение», представившего феноменолого-герменевтическое осмысление трех основных модусов культурной темпоральности.

Культурно-антропологический подход к исследованию мнемонических процессов, а также рассмотрение трансформаций памяти и забвения в современной культуре в связи с проблемами формирования и трансляции идентичности представлены в работах В. Г. Безрогова, В. В. Бычкова, Л. Гудкова, П. С. Гуревича, Э. Эриксона, В. Хесле, Г. Люббе, Е. Г. Трубиной и др.

Следует также отметить исследования, посвященные осмыслению роли забвения в рамках психоаналитической традиции: от классического психоанализа 3. Фрейда, связавшего забвение с проблематикой становления и поддержания психической самотождественности, теории архетипов К.-Г. Юнга до концепции Т. Адорно, связанной с раскрытием концептов: «историческая вина», «прощение», «проработка прошлого» и др.

При анализе роли и значения памяти и забвения в процессах передачи (трансляции) социокультурного опыта были использованы работы, в которых рассматриваются социальные основания памяти и забвения. Рассмотрение феномена «коллективной памяти» в структурно-функциональном аспекте впервые было осуществлено в работах М. Хальбвакса. Из современных социологических исследований, продолжающих указанную традицию, отметим труды X. Вельцера, К. Уайкема, Дж. Фентресса, М. Ферретти, Б. Шлинка. Различные аспекты проблемы, связанной с рассмотрением феномена культурной памяти и беспамятства в современной России, получили свое освещение в трудах Л. Г. Ионина, С. Бойм, Б. Гройса, М. Н. Эпштейна, A.A. Кара-Мурзы, И. С. Кона, А. Левинсона, Н. Л. Пушкаревой, Ж. Т. Тощенко, Д. Н. Хубовой и др.

В силу ряда особенностей традиционного философского восприятия феномена забвения, вытесняющего его на периферию теоретического анализа культуры, необходимо обращение к текстам всемирной литературы, позволяющее более точно проследить динамику развития взаимоотношений памяти и забвения как в ситуации, когда речь идет об отдельной человеческой личности, так и о культуре в целом. В качестве основных литературных источников, использованных в рамках настоящего исследования, можно назвать художественные произведения А. Платонова, Ч. Айтматова, Г. Г. Маркеса, М. Кундеры, Х.-Л. Борхеса, Т. Вулфа, М. Пруста, О. Э. Мандельштама и др.

Цель исследования состоит в целостном осмыслении феномена забвения в качестве самодостаточной, эвристически ценной для понимания многих важнейших реалий современности культурной универсалии.

Для достижения даннойцели необходимо решить следующие задачи:

— дать философский анализ содержания феномена забвения в качестве культурной универсалии и важного фактора формирования индивидуальной субъектности, выделить основные модусы забвения в культуре (индивидуальное и коллективное, забвение как уничтожение и как резерв, забвение как ущербность памяти и как условие творчества и т. д.).

— рассмотреть особенности взаимосвязи надындивидуальной памяти и забвения в контексте проблемы целостности и воспроизводства культуры;

— выделить и дать философский анализ наиболее важных аксиологических функций забвения в культурерассмотреть природу забвения в контексте социокультурной темпоральности субъекта;

— эксплицировать роль забвения в ходе становления и поддержания персональной и коллективной идентичности;

— проанализировать взаимосвязь мнемонических способностей личности и феномена творчества.

Таким образом, объектом исследования в работе является соотношение практик памятования и забвения в контексте культуры, а предметом исследования — роль забвения в процессе формирования социокультурного пространства и времени, в ходе становления персональной и коллективной идентичности, в процессе культуротворчества.

Теоретическими и методологическими основаниями диссертационной работы являются герменевтический, сравнительный, системный подходы, диалектический метод. Теоретическим ориентиром настоящего исследования послужили идеи, сформулированные в области философии культуры Б. Гройсом, Г. С. Кнабе, Д. С. Лихачевым, Ю. М. Лотманом, М. К. Мамардашвили, А. И. Пигалевым, В. А. Подорогой, В. В. Савчуком, И. П. Смирновым, Л. В. Щегловой, М. Н. Эпштейном, М. Н. Ямпольским.

Научная новизна исследования состоит в рассмотрении забвения в качестве культурной универсалии и важнейшего феномена индивидуальной субъектности:

— проведен философский анализ феномена забвения, выделены формы и модусы его концептуализации в контексте культуры;

— осуществлено понятийное и методологическое разграничение забвения и забывания, беспамятства, забытия;

— выделены основные функции и механизмы надындивидуальной памяти и забвения в рамках бытия культурной целостности.

— эксплицированы аксиологические основания мнемонических феноменов и процессов в рамках культуры, изучены этические аспекты памятования и забвения в бытии современного человека.

— изучены механизмы воздействия мнемонических процессов на ход становления и поддержания персональной и коллективной идентичности.

— исследована связь забвения и творческих способностей субъектаостранение как беспамятство в рамках искусства рассмотрено в качестве важнейшего условия создания нового.

Положения, выносимые на защиту:

1. Забвение в контексте культуры носит универсальный характер и выступает в качестве сложного многоаспектного феномена, являясь и свойством индивидуального человеческого сознания, и одним из важнейших условий воспроизводства и трансляции культуры.

2. В рамках культурного целого забвение как форма инобытия памяти выступает в качестве особого рода «машины всеобщности», способствуя формированию общего социокультурного пространства-времени и поддержанию коллективной идентичности.

3. В этическом контексте забвение неотделимо от проблематики прощения и покаяния. В процессе развития культуры (как на макроуровне, так и на уровне межсубъектных взаимоотношений) забвение выступает в роли фактора, способствующего снятию травмирующих противоречий, залечиванию ран, оставленных прошлыми конфликтами.

4. Забвение является формой репрезентации прошлого в настоящем, особым «модусом бывшести», необходимым условием субъективной темпоральности.

5. Лишая предшествующий субъективный опыт иллюзорной однозначности и самотождествениости, забвение позитивно воздействует на процесс поиска и поддержания персональной идентичности.

6. Забвение вносит в континуальность человеческого восприятия реальности элементы дискретности, отбора и вариативности, являясь, таким образом, необходимым условием творчества.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при разработке общих проблем философии и истории культуры, в частных культурологических и историко-философских исследованиях. Основные положения и результаты исследования имеют практическое значение и могут найти применение при подготовке лекционных курсов культурологии, этики, эстетики, философской и культурной антропологии, социальной психологии, в спецкурсах и семинарах социогуманитарного цикла.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Основные идеи, положенные в основу исследования, докладывались, на аспирантских семинарах кафедры теории и истории культуры Волгоградского государственного педагогического университета. Полученные выводы обсуждались на Всероссийской научной конференции «Социокультурное пространство современной России: тенденции развития» (Саратов, 2007), Международных научно-практических конференциях «IV Серебряковские чтения» (Волгоград, 2007), «V Серебряковские чтения» (Волгоград, 2008), Втором российском культурологическом конгрессе с международным участием «Культурное многообразие — от прошлого к будущему» (Санкт-Петербург, 2008), Международном научном семинаре «Творческое бесплодие во всех его проявлениях: причины, признаки, грани феномена». (Киев, 2008), XIII Региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, 2008), II Международном коллоквиуме молодых ученых «Науки о культуре в новом тысячелетии» (Ярославль, 2008), Российском научном семинаре «Цивилизационная идентичность современного российского общества» (Санкт-Петербург, 2009), VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, «Культура и интеллигенция России XVIП-XXI вв.: юбилейные события. Образы города. Историческая память горожан» (Омск, 2009), V Российском философском конгрессе «Наука. Философия. Общество» (Новосибирск, 2009).

Структура диссертации отражает цели и задачи исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Заключение

.

По мере устаревания прошлого, стремительно теряющего свою ценность, к нему все больше возрастает интерес. Этот интерес вызван именно процессом постепенного исчезновения прошлого, уже перешедшего за грань небытия. Именно неуловимый флер потусторонности, дыхание смерти привлекают внимание современников к паровым двигателям, соломенным крышам, транзисторам и глиняным горшкам. Приближающаяся неизбежность распада и придает очарование уходящему. Коллекционирование граммофонных пластинок отнюдь не означает отказа от лазерных дисков, восстановление ретро-автомобилей ограничивается, как правило, внешними характеристиками, вполне сочетаясь с современными представлениями о скорости и комфорте передвижения. Утраченное компенсируется интересом к его истории. «Когда вещи перестают быть полезными, ими восхищаются только потому, что они старые. Их сохранение придает вещам своеобразную генеалогию, помещает их в определенный темпоральный контекст, компенсирует им ту долговременность, которой мы их лишили, избавившись от них так быстро"1.

По словам Д. Лоуэнталя, превращение прошлого в «чужую страну» делает невозможным его воплощение в творческих актах и усилия сосредотачиваются на консервации его фрагментов: «Чем менее целостна роль прошлого в нашей жизни, тем более настоятельна потребность в сохранении его реликтов. они уже не принадлежат действительному миру, не стимулируют вдохновение художников и архитекторов на новое творчество. Они уже не составляют части живого прошлого, но больше мы ценим его следы или же пытаемся приспособить их для нынешних целей. А поскольку существовавшие ранее способы реакции на прошлое для нас теперь закрыты, поскольку большая часть сохранившегося прошлого.

1 Лоуэнталь Д. Прошлое — чужая страна. С. 600. принадлежит чужой для. нас стране, именно сохранение стало основнымчасто единственным — способом обращения к нашему наследию"1.

Свойственная культуре постмодерна ценностная рядоположенность «всего со всем», одновременность всего, в сочетании ^ массовым пассеизмом и «ностальгической революцией» вызывают к жизни ситуацию «затопления» эклектичным нагромождением обломков прошлого. По словам исследователя «кажется, будто мы живем посреди бессмысленной мозаики фрагментов. От черепов обезьян до храмов майя, мы созерцаем разнообразные обломки времени, подобно осматривающим достопримечательности туристам, которым все эти величественные фрагменты, разрушенные ворота и затонувшие галеры не говорят ровным счетом ничего"2. На наш взгляд, именно «туристическое» отношение к прошлому является наиболее точной характеристикой описываемой культурной ситуации: Равнодушная всеядность, произвольно отбирающаяодни элементы исторического прошлого и отбрасывающая другие, ведет к превращению истории' в «зрелище» и утраты подлинного-интереса к, прошлому.

Искусственно продуцируемая, мультимедийность и коммуникативная интерактивность технически ориентированной цивилизации способствует превращению процесса поиска источника культурной легитимации настоящего, персональной и общекультурнойсамоидентичности в бессмысленную? погоню за призраками прошлого. Невозможность культуры эпохи «пост» укорениться в настоящем вынуждает ее к постоянному и превращенному в самоцель укоренению во все более удаляющемся прошлом. Преодоление демонизации культурного забвения, понимание его роли и места в процессе формирования культурной-целостности способно, на наш взгляд, стать основой подлинного понимания экзистенциальной природы т темпоральности человеческого бытия;

1 Лоуэнталь Д. Прошлое-чужаястрана. С. 579.

2 The Imagined Past. History and Nostalgia (eds. C. Shawand and M. Chase). ManchesterNew York, 1989. P. 6.

Таким образом, сложность аксиологического осмысления феномена забвения в культуре* связана с его насыщенной ценностной окраской. Существенно, что в оппозиции память-забвение с последней категорией преимущественно связываются отрицательные коннотации, в то время, как память почти безоговорочно оценивается как нечто положительное. В ходе изучения проблемы нами были выделены следующие ценностные модусы «негативного» забвения:

1. Забвение — безумие, глупость. Смысловая соотнесенность памяти и мышления, разума влечет соответственное соотнесение отсутствие памяти с безумием и, в то же время, с глупостью. Существенно, что эти модусы забвения аналогичны наименее «памятливым» стадиям человеческой жизни — детская фиксируемость на настоящем, «неразбуженность» памяти в этом смысле ассоциируется с глупостью и легкомыслием, с невзрослостью («память девичья» и т. п.) В то же время, старческое ослабление мнемонических функций, угасание памяти вызывает коннотации со слабоумием, болезнью Альцгеймера, провалами в памяти — летаргией (переходом за Лету).

2. Забвение — насилие. Манипулятивиое и как правило зловредное (колдовское, наркотическое, физическое — манкуртство) воздействие на память — классический и вполне универсальный сюжет как в мифологии, так и современном кинематографе. Манкурт — удобный в силу своей покорности раб, лишенный памяти путем сдавливания головы высохшей верблюжьей шкурой, описанный Ч. Айтматовым в романе «И дольше века длится день» -хрестоматийный пример насильственной амнезии, лишающей жертву не только памяти о прошлом, но и, по большому счету, статуса личности.

3. Забвение — беспамятство, предательство. Забвение прежней дружбы, любви, семейных связей — ассоциируются в культуре с неблагодарностью и предательством. Добровольное сиротство, безродность («Иван-непомнящий родства», «перекати-поле») — еще один однозначно негативный ценностный уровень забвения. к.

4. Забвение — смерть. Память как условие жизни культуры, символического бессмертия ее ценностей и смыслов, как сохранение и возрождение прошлого неизбежно контрастирует с забвением. Забвение наследия предков — означает их окончательную, необратимую смерть. Лета, слабо персонифицированная античиая богиня забвения — вместе с тем, — хтонический символ вселенской энтропии, река в царстве мертвых, переплывание через которую для мифологического сознания равнозначно уходу в небытие.

Позитивные аксиологические характеристики феномена забвения являются менее выраженными и с трудом поддаются артикуляции. Тем не менее, можно выделить следующие смысловые компоненты:

1. Забвение — прощение. Прощение как альтернатива кровной мести останавливает «дурную бесконечность» деструкции и насилия. Прощение собственного греха, примирение, подлинное раскаяние в содеянном предваряют забвение прошлого для того, чтобы дать свершиться будущему.

2. Забвение — очищение. Забвение как очищение, отбор существенного от вторичного, выступает в качестве специфического культурного фильтра, одновременно являясь (согласно известной гипотезе М. Н. Эпштейна о самоочищении), одним из источников бытия культуры. Необходимо периодическое забвение, «обнуление счета», завершение цикла, способное преодолеть давящий груз прошлого.

3. Забвение — здоровье, спокойствие. Забвение как преодоление, вытеснение травмирующих воспоминаний является необходимым условием доверия будущему, душевного здоровья, нормального психического метаболизма.

4. Забвение — творчество. Остранение прошлого, отказ от бессмысленного «дежавю», бесконечного воспроизводства стереотипов является одним из условий творчества. Забвение — источник вдохновения, удивления и новизны.

Таким образом, этическое измерение памяти и забвения, которое задается напряженным взаимоперетеканием надежды и отчаяния, благодарной памятливости и унизительным манкуртством беспамятства, освобождающего прощения и ностальгической меланхолии, в онтологической перспективе смыкается с проблематикой выбора между свободой и долженствованием. Амбивалентность и невозможность ценностной нейтральности философского осмысления категории забвения с одной стороны усложняют исследование данной проблематики, вместе с тем, делая ее неотъемлемым условием понимания важнейших экзистенциальных оснований бытия индивида и культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Августин Аврелий. Исповедь / Аврелий Августин- пер. с лат. М. Е. Сергеенко. — СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. — 400 с.
  2. Н.С., Караулов Ю. Н., Муравьев Ю. А. Культура, история, память / Н. С. Автономова, Ю. Н. Караулов, Ю. А. Муравьев // Вопросы философии. 1988. — № 3. — С. 71−87.
  3. Адо П. Плотин или простота взглядов / Пьер Адо- пер. с фр. Е. Штоф. -М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1991. 142 с.
  4. Т. Что означает «проработка прошлого»? / Теодор Адорно // Неприкосновенный запас. 2005. — № 2−3(40−41). — С. 36−45.
  5. Ч.Т. Буранный полустанок- Плаха: Романы / Ч. Т. Айтматов. М.: Профиздат, 1989. — 608 с.
  6. М. С. Разговоры с Вячеславом Ивановым / сост., подгот. текстов В. А. Дымшица и К. Ю. Лаппо-Данилевского. Статья и коммент. К. Ю. Лаппо-Данилевского. — СПб.: ИНАПРЕСС, 1995. — 384 с. с илл.
  7. Ф.Р. Возвышенный исторический опыт / Франклин Рудольф Анкерсмит. М.: Издательство «Европа», 2007. — 608 с.
  8. Аристотель. О памяти и припоминании / Аристотель- пер. и прим.
  9. Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. 615 с. И. Баршт К. А. Мнемоническая вечность Андрея Платонова / К. А. Баршт. // Вопросы философии. — 2008. -№ 1. — С. 90−108.
  10. JI. Пристрастия. Избраннее эссе и статьи о культуре / JT. Баткин. М.: ТОО «Курсив-А», 1994. — 288 с.
  11. М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1979. — 424 с.
  12. Бауман 3. Законодатели и толкователи: культура как идеология интеллектуалов / Зигмунт Бауман- пер. с англ. С. Силаковой // Неприкосновенный запас. 2003. — № 1(27). — С. 5−20.
  13. В.Г. Культура памяти: историзация и/или мифологизацияпережитого / В. Г. Безрогов // Культура исторической памяти: невостребованный опыт: Материалы Всерос. науч. конф., 25−28 апреля 2003 г. Петрозаводск: Издательство ПГУ, 2003. — С. 7−13.
  14. В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе / Вальтер Беньямин. — М.: Немецкий культурный центр им. И.-В. Гете, Медиум, 1996.
  15. А. Материя и память / Анри Бергсон // Собр. соч. в 4-х тт. Т. 1. -М.: Московский клуб, 1992.
  16. А. Творческая эволюция / Анри Бергсон. М.: Кучково поле, 2006.-384 с.
  17. H.A. О назначении человека / Н.А.Бердяев- Сост. Л. И. Греков, А.П. Поляков- П. П. Гайденко и др. М.: Республика, 1993. — 383 с.
  18. H.A. Самопознание. (Опыт философской автобиографии) / H.A. Бердяев. М.: Международные отношения, 1990. — 336 с.
  19. H.A. Смысл творчества: Опыт оправдания человека / H.A. Бердяев. М.: ACT, 2007. — 668 с.
  20. H.A. Философия свободного духа / H.A. Бердяев. М.: Республика. 1994.-480 с.
  21. М. Ожидание забвение: Роман / Морис Бланшо- Пер. с фр. В. Е. Лапицкого. — СПб.: Амфора, 2000. 176'с.
  22. П.П. Мышление и память / П. П. Блонский. СПб.: Питер, 2001.-288 с.
  23. . Система вещей / Жан Бодрийяр. М.: РУДОМИНО, 2001. — 224 с.
  24. Борхес Х.-Л. Фунес, чудо памяти / Х.-Л. Борхес / Соч. в 3-х тт. Т. 1., -Рига: Полярис, 1994.
  25. И. Часть речи / И. Бродский. СПб.: Пушкинский фонд, 2000.- 128 с.
  26. X. История, память и современность прошлого. Память как арена политической борьбы / Харальд Вельцер // Неприкосновенный запас. 2005. — № 2−3(40−41). — С. 28−35.
  27. Вергилий. Георгики. IV. 490−492 / Вергилий- Собр. соч. СПб.: Биографический институт «Студиа Биографика», 1994. — 480 с.
  28. Г. Г. Актуальность прекрасного / Ганс-Георг Гадамер. М.: Искусство, 1991. — 368 с.
  29. Г. Г. Истина и метод: Основы филос. герменевтики / Ганс-Георг Гадамер. — М.: Прогресс, 1988. 704 с.
  30. П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке / П. П. Гайденко. М.: Прогресс-Традиция, 2007. — 464 с.
  31. П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века / П. П. Гайденко. М.: Республика, 1997. — 495 с.
  32. Г. Д. Национальный космо-психо-логос / Г. Д. Гачев // Вопросы философии. 1994. — № 12.
  33. М.О. Избранное: В 4-х тт. Т. 4. / М. О. Гершензон. М. — Иерусалим, «Университетская книга» / Gesharim, 2000. — (Рос. пропилеи). — 637 с.
  34. .С. Культура памяти на пороге третьего тысячелетия / Б. С. Гершунский // Педагогика. 2000. — № 2. — С. 90−102.
  35. Гете И.-В. Фауст: Трагедия / И.-В. Гете- Пер. с нем. H.A. Холодковского. СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2007. -528 с.
  36. Г. фон. Избранное / Гуго фон Гофмансталь. М.: Искусство, 1995. — С. 523
  37. . Под подозрением. Феноменология медиа / Б. Гройс. М.: Художественный журнал, 2006. — 200 с.
  38. . Поиск русской национальной идентичности / Б. Гройс // Вопросы философии. 1992. — № 1. — С. 52−60.
  39. JI. «Память» о войне и массовая идентичность россиян / JT. Гудков // Неприкосновенный запас. 2005. — № 2−3(40−41). — С. 4657.
  40. Э. Феноменология внутреннего сознания времени / Эдмунд Гуссерль. Собр. соч. Т. 1. -М.: Гнозис, 1994. 162 с.
  41. Ю.Н. Память и культура (о смыслообразующих началах человеческого действия) / Ю. Н. Давыдов // Социс. 1987. — № 6.
  42. Ю.Н. Этическое измерения памяти (Нравственно-философские размышления в связи с романами Чингиза Айтматова) / Ю. Н. Давыдов / Этическая мысль (Научно-публицистические чтения) / Редкол.: А. А. Гусейнов и др. М.: Политиздат, 1990. — 446 с.
  43. . Эмпиризм и субъективность: Опыт о человеческой природе по Юму- Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм, Спиноза / Жиль Делез- Пер. с фр. и послесл. Я. И. Свирского. — М.: Per Se, 2001. -351 с.
  44. Л. Существуют ли культурные универсалии? / Л. Драмалиев / Ежегодник Философского общества СССР. 1989−1990. Человек и человечество: духовные традиции и перспективы. Ответвств. ред. И. Т. Фролов. М.: Наука, 1990. — 332 с.
  45. Я. Хармс / Хармс Д. О явлениях и существованиях / Я. Друскин. СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 1999. — 380 с.
  46. .В. Национализированная память (О социальной травматике массового исторического сознания) / Б. В. Дубин // Человек. 1991. -№ 5.-С. 5−13.
  47. К.Г. Универсалии культуры / К. Г. Исупов // Культурология XX в. в 2 тт.- Под ред. С. Я. Левит. СПб.: Университетская книга, 1998. -447 с.
  48. История и память: историческая культура Европы до начала Нового времени / Под ред. Л. П. Репиной. М.: Кругъ, 2006. — 768 с.
  49. Ф.А. Искусство памяти / Ф.А. Йейтс- Пер. с англ. СПб.: Университетская книга, 1997. — 480 с.
  50. Г. С. Древо познания древо жизни / Г. С. Кнабе. — М.: РГГУ, 2006.-751 с.
  51. И. Социальная память: потери и приобретения / И. Кознова // Власть. 1999. — № 2. — С. 59−65.
  52. Культура исторической памяти: невостребованный опыт: Материалы Всерос. науч. конф., 25−28 апреля 2003 г. Петрозаводск: Издательство ПГУ, 2003.-244 с.
  53. М. Книга смеха и забвения / Милан Кундера. СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2006. — 336 с.
  54. М. Нарушенные завещания: Эссе / Милан Кундера. СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2004. — 288 с.
  55. С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. М., Республика, 1993. -383 с.
  56. . Функция и поле речи языка в психоанализе / Жак Лакан. -М.: Гнозис, 1995.- 192 с.
  57. О.Т. Онтология социальной памяти. Дисс. на соиск. уч. ст. д. филос. наук, Красноярск, 2002.
  58. Н.О. Бог и мировое зло / Н. О. Лосский. М.: Республика, 1994.-432 с.
  59. Ю.М. О природе искусства. Тарту, 1990 год. / Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., Изд. «Гнозис», 1994, с. 432−438
  60. Ю.М. Память в культурологическом освещении / Ю. М. Лотман. Историческое объяснение, «конкуренция» причин и концепция социальной памяти. / Ученые зап. Тарт. Ун-та, 1984, вып. 695.-С. 71−84.
  61. Ю.М. Семиосфера / Ю. М. Лотман. СПб.: «Искусство-СПБ», 2004. — 704 с.
  62. Д. Прошлое чужая страна / Давид Лоуэнталь. — СПб.: «Владимир Даль», 2004. — 624 с.
  63. Д.В. Трансформация оснований отечественной историографической культуры / Сб. ст. «Культура исторической памяти: невостребованный опыт» / Материалы Всероссийской научной конференции. Петрозаводск, 2003.
  64. Н. Общество как социальная система / Н. Луман. — М.: Логос, 2004. 232 с.
  65. А.Р. Маленькая книжка о большой памяти / А. Р. Лурия. М.: МГУ, 1968.- 182 с.
  66. Г. В ногу со временем. О сокращении нашего пребывания в настоящем / Г. Люббе // Вопросы философии. 1994. — № 10. — С. 94 113.
  67. Г. Историческая идентичность / Г. Люббе // Вопросы философии. 1994. -№ 4. -С. 108−113.
  68. А.И. Проклятая память. О функциях забвения в культуре //
  69. Второй российский культурологический конгресс с международнымучастием «Культурное разнообразие: от прошлого к будущему»: Программа. Тезисы докладов и сообщений. СПб.: Эйдос, Астерион, 2008. — 560 с.
  70. А.И. Социальная память и проблема реальности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Социально-экономические науки и искусство». 2009. — № 3(37). С. 4−7.
  71. М.К. Картезианские размышления / М. К. Мамардашвили. М.: Прогресс, Культура, 1993. — 352 с.
  72. М.К. Мысль в культуре. / М. К. Мамардашвили. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. — 365 с.
  73. М.К. Психологическая топология пути / М. К. Мамардашвили. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. — 572 с.
  74. О.Э. Барсучья нора / О. Э. Мандельштам. Слово и культура: Статьи. М.: Советский писатель, 1987. — 320 с.
  75. О.Э. Избранное / О. Э. Мандельштам. М.: Эксмо, 2006. -384 с.
  76. О.Э. Египетская марка / Соч. в. 2 тт. Т. 2. / О. Э. Мандельштам.-М., 1990.
  77. О.Э. Слово и культура: статьи / О. Э. Мандельштам. -М.: Советский Писатель, 1987. 320 с.
  78. Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе. М.: КЕРЬ-Ьоок, 1994. — 368 с.
  79. Меня называют капуцином. Некоторые произведения Даниила Ивановича Хармса / Сост., подг. текстов и предисл. А. Г. Герасимовой. М.: МП «Каравенто», 1993. — 352 с.
  80. Мид М. Культура и преемственность / Культура и мир детства: избр. произв. / М. Мид. М.: Наука, 1988. — С. 322−361.
  81. А. Социодинамика культуры / А. Моль. М.: Прогресс, 1973. -406 с.
  82. Ф. Избранные произведения / Ф. Ницше- Пер. с нем. К. А. Свасьяна, Г. А. Рачинского, Ю. М. Антоновского. СПб.: Азбука-классика, 2003. — 768 с.
  83. Ф. К генеалогии морали / Пер. с нем. / Ф. Ницше. СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2006. — 224 с.
  84. Ф. Несвоевременные размышления. О пользе и вреде истории для жизни / Ф. Ницше, соч. в 2-х тт., Т. 1. Пер. с. нем. Я. Бермана М.: Мысль, 1990.- 831 с.
  85. П. Между памятью и историей: Проблематика мест памяти // Франция-память / П. Нора, М. Озуф, Ж. де Пюимеж, М. Винок- пер. с фр. Д. Хапаевой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. — 328 с.
  86. В.В., Василевская К. Н. Автобиографическая память в трудной жизненной ситуации: новые феномены / В. В. Нуркова, К. Н. Василевская // Вопросы психологии. 2003. — № 5. — С. 93−102.
  87. Овидий Назон П. Метаморфозы. X. 51−52 / Овидий. Собр. соч. в 2 т. Т. 2. СПб.: Студиа биографика, 1994.
  88. Т.И. Существуют ли универсалии в сфере культуры? / Т. И. Ойзерман // Вопросы философии. 1989. — № 2.
  89. Дж. Культурные универсалии / Дж. Пассмор // Философские науки. 1990. — № 11. — С. 110−114.
  90. А.И. Время культуры / А. И. Пигалев // Культурология XX в. в 2 тт.- Под ред. С. Я. Левит. СПб.: Университетская книга, 1998.-447 с.
  91. А.И. Культура как целостность: Методологические аспекты / А. И. Пигалев. — Волгоград: Изд-во Волгогр. Гос. Ун-та, 2001. 464 с.
  92. А.И. Призрачная реальность культуры: (Фетишизм и наглядность невидимого) / А. И. Пигалев. Волгоград: Изд-во Волгогр. Гос. Ун-та, 2003.-354 с.
  93. Пиндар. Олимпийские песни. 2 / Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М.: Наука, 1980. 504 с.
  94. Платон. Теэтет. Соч.: В 3 т. Т. 2. М.: Мысль, 1970. — 422 с.
  95. Платон. Федр. Соч.: В 3 т. Т. 2. М.: Мысль, 1970. — 422 с.
  96. А. Чевенгур. Роман / А. Платонов. М.: Советская Россия. 1989.-380 с.
  97. Плотин, 5 Эннеада (1,12,12) Электронный ресурс. / Плотин. Режим доступа: http://www.philosophy.rU/library/plotin/Q 1/18.html
  98. В.А. Непредъявленная фотография. Заметки по поводу «Светлой комнаты» Р. Барта // Авто-био-графия. К вопросу о методе. Тетради по аналитической антропологии. № 1. Под ред. В. А. Подороги. Серия «Esse homo». М: Логос, 2001. — 438 с.
  99. Л. Память после смерти / Л. Полыковский // Природа и человек. 2004. — № 4. — С. 32−33.
  100. Порфирий. Жизнь Пифагора / Диоген Лаэртский, О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Пер. с древнегр. M.JI. Гаспарова. 2-е изд., испр. М.: Мысль, 1986. — 576 с.
  101. Преп. Максим Исповедник. Мистагогия / Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. 1: Богословские и аскетические трактаты. Пер. и вступ. ст. Сидорова А. И. -М.: Мартис, 1993. 346 с.
  102. Л.П. Память и историописание / История и память: историческая культура Европы до начала Нового времени. Отв. ред. Л. П. Репина. М.: Кругъ, 2006. — 768 с.
  103. Розеншток-Хюсси О. Артикулированные периоды и координированная память / О. Розеншток-Хюсси // Дискурс. 1997. -№ 3−4. — С. 58−59.
  104. С.Л. Основы общей психологии. В 2 тт. Т.1. Изд. 3-е. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 328 с.
  105. A.M. Прошлое историка / А. М. Руткевич. М.: ГУВШЭ, 2006. — 56 с.
  106. A.M. Психоанализ и доктрина «исторической памяти» / А. М. Руткевич. М.: ГУВШЭ, 2004. — 36 с.
  107. В.В. Кровь и культура / В. В. Савчук. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995.- 180 с.
  108. Н.Р. Творчество как «приключение небытия» / Н. Р. Саенко // Материалы международной научно-практической конференции «VI Серебряковские научные чтения». Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008.-С. 29−33.
  109. И.П. Бытие и творчество / И. П. Смирнов. СПб.: Санкт-Петербург, 1996. — 192 с.
  110. И.П. Мегаистория. К исторической типологии культуры / И. П. Смирнов. М.: Аграф, 2000. — 544 с.
  111. H.H. О концепте ЗАБВЕНИЕ в контексте диалога о культуре первой четверти XX века (М.О. Гершензон, Вяч. Иванов, Лев Шестов) / H.H. Смирнова // Вопросы филологии. 2004. — № 2(17). — С. 131−136.
  112. Л.В. Лики памяти. Культура эпохи «пост» / Л. В. Стародубцева. Харьков: ХГАК, 1999. — 266 с.
  113. Л.В. Лотова жена или Невозможность возвращения / Л. В. Стародубцева // Вопросы философии. 2005. — № 4. — С. 23−37.
  114. Л.В. Память и забвение в истории идей: мнемоническая герменевтика культуры: автореф. дис.. д-ра филос. наук / Стародубцева Лидия Владимировна. — Харьков, 2004.
  115. М. Голографическая Вселенная Электронный ресурс. // М. Талбот. Режим доступа: http://www.samopoznanie.com/printarticle.php?id:=291
  116. Тень парфюмера (Морис Бланшо, Вернер Зомбарт, Элиас Канетти). М.: Алгоритм, 2007. — 288 с.
  117. П. Мужество быть / Пауль Тиллих // Символ (Париж). -1992.-№ 28.-С. 1−122.
  118. Е.Г. Рассказанное Я: проблема персональной идентичности в философии современности / Е. Г. Трубина — Екатеринбург: УрО РАН, 1995. 152 с.
  119. Д.Н. Общая психология / Д. Н. Узнадзе. М.: Смысл- СПб.: Питер, 2004.-413 с.
  120. . История и семиотика: Восприятие времени как семиотическая проблема / Б. Успенский // Этюды о русской истории. — СПб.: Азбука, 2002. 480 с.
  121. JT.A. Образ викторианской эпохи в коллективной памяти англичан / JI.A. Фадеева // Диалог со временем: альманах интеллектуальной истории. 1999. -№ 1. — С. 152−169.
  122. Февр J1. Бои за историю / JL Февр. М.: Наука, 1991. — 629 с.
  123. Н.Ф. Философия общего дела. Сочинения / Н. Ф. Федоров. М.: Мысль, 1982. — 711 с.
  124. Н.Ф. Музей, его смысл и назначение / Сочинения. М.: Мысль, 1982.-С. 575−606.
  125. П. А. Столп и утверждение истины / П. А. Флоренский. М.: ACT, 2007. — 640 с.
  126. Фрейд 3. Толкование сновидений / Зигмунд Фрейд- Пер. с нем. -М.: Эксмо- СПб.: Мидгард, 2005. 1088 с.
  127. М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук / Мишель Фуко. М.: Прогресс, 1977. — 487 с.
  128. Ю. Будущее человеческой природы: На пути к либеральной евгенике? / Юрген Хабермас- Пер. с нем. М. Л. Хорькова. М.: Весь Мир, 2002. — 144 с.
  129. М. Положение об основании. Статьи и фрагменты / М. Хайдеггер / Пер. с нем., глоссарий, послесловие О. А Коваль, предисловие Е. Ю. Сиверцева. СПб.: Лаборатория метафизических исследований философского факультета СПбГУ- Алетейя, 2000. -290 с.
  130. М. Европейский нигилизм / Время и бытие / М. Хайдеггер. М.: Республика, 1993. — 447 с.
  131. М. Бытие и время / М. Хайдеггер. — Харьков: «Фолио», 2003.-503 с.
  132. М. Что такое метафизика? / Время и бытие: Статьи и выступления / М. Хайдеггер. М.: Республика, 1993. — 447 с.
  133. М. Социальные рамки памяти / М. Хальбвакс- Пер. с фр. и вступ. статья С. Н. Зенкина. М.: Новое издательство, 2007. -348 с.
  134. M. Коллективная и историческая память / М. Хальбвакс // Неприкосновенный запас. 2005. — № 2−3(40−41). — С. 8−27.
  135. Д. О явлениях и существованиях / Д. Хармс. СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 1999. — 380 с.
  136. П. История как искусство памяти / П. Хаттон- Пер. с англ. В.Ю. Быстрова- Поел. И. М. Савельевой. СПб.: Университет, «Владимир Даль», 2003. — 423 с.
  137. В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности / В. Хесле // Вопросы философии. 1994. — № 10. — С. 112−123.
  138. Ю.Ю. О меморизации истории и историзации памяти / Ю. Ю. Хмелевская // Век памяти, память века: Опыт обращения с прошлым в XX столетии. Сборник статей. Челябинск: Каменный пояс, 2004. — С. 7−20.
  139. Д.Н. Память для забвения, забвение для памяти? / Д. Н. Хубова // Век памяти, память века: Опыт обращения с прошлым в XX столетии. Сборник статей. Челябинск: Каменный пояс, 2004. — С. 6684.
  140. П.Я. Философические письма. Полн. Собр. Соч. Т. 2.
  141. Э. После конца истории / Эмиль Чоран. СПб.: Simposium, 2002. — 544 с.
  142. JI. Апофеоз беспочвенности. Опыт адогматического мышления / Л. Шестов. Л.: Изд-во Ленинград, гос. ун-та, 1991. — 216 с.
  143. Л. Сочинения: В 2-х тт. Т. 1. / Л. Шестов. М.: Наука, 1993.-667 с.
  144. В.Б. О теории прозы / В. Б. Шкловский. М.: Советский писатель, 1983. — 384 с.
  145. Л.В. Судьбы российского самопознания (П.Я.Чаадаев и Н.В. Гоголь) / Л. В. Щеглова. Волгоград: Перемена, 2000. — 324 с.
  146. Л.В. Человек в конфликтном мире: стереотипизация и самоидентичность / Л. В. Щеглова // Материалы международной научно-практической конференции «III Серебряковские чтения». -Волгоград, 1−3 февраля 2005. С. 338−350.
  147. М. Космос и история. Избранные работы / Мирча Элиаде. -М.: Прогресс, 1987.
  148. Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. М.: Прогресс, 1996. — 340 с.
  149. Юм Д. Трактат о человеческой природе // Юм Д. Соч. в 2-х т. Т. 1.М., 1965.
  150. Anderson P. La pensee tiede, suivi de La pensee rechauffee, reponse de Pierre Nora. Paris: Seuil, 2005.
  151. Bartlett F. Remembering. Cambridge University Press, 1932.
  152. Bastide R. Applied anthropology. London, 1971.
  153. Blanchot M. L’Entreitien infini. Paris, Gallimard, 1969.
  154. Boym S. Future ofNostalgia. New York, 2001. P. XVI.
  155. Cioran E.M. Glossaire // E.M. Cioran. Oeuvres. Paris, 1995.
  156. Erikson E.H. Identity and the Life Cycle // Selected Papers. Psychological Issues. NY., 1959. Vol. 1.
  157. Freud S. The «Uncanny». — In: S. Freud. Studies in Parapsychology, d. by Philip Rieff. New York, Collier Books.
  158. Gillis J.K. Memory and Identity: the history of a relationship // Commemorations: The Politics of National Identity. Princeton, 1994, p. 122.
  159. Halbwachs M. Das kollektive Gedachtnis / Mit einem Geleitwort von Prof. Dr. H. Maus. Marburg, 1967. S. 168
  160. The Imagined Past. History and Nostalgia (eds. C. Shawand and M. Chase). Manchester- New York, 1989. P. 6.
  161. Kojeve A. Introduction a la lecture de Hegel. Paris, Gallimard. 1968.
  162. Kosslyn S.M., Thompson W.L., Kim J.I., Alpert N.M. Topographical representation of mental images in primary visual cortex // Nature. 1995. № 378. P. 497.
  163. Noa Gedi and Yigal Elam. Collective Memory What Is It? // History and Memory. 1996. Vol. 8, № 1.
  164. Neal A.G. National Trauma and Collective Memory: Major Events in the American Century. Armonk- NY, 1998.
  165. Reik T. Listening with the Third ar. New York, 1972, Arena Books.
  166. Renan E. What is Nation? // The nationalism reader. New Jersey: Humanities Press International, 1995. P. 143−156.
  167. Schacter D.L. Searching for Memory. The Brain, the Mind, and the Past. New York, 1996.
  168. Welzer H. Das kommunikative Gedachtnis. Eine Theorie der Erinnerung. Munchen, 2002.
  169. Fentress J., Wickham Ch. Social Memory. Oxford, 1992. P. VIII.
  170. The Cambridge Dictionary of Philosophy. Cambridge, 1998. P. 586.
Заполнить форму текущей работой