Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование стратегии развития межотраслевого комплекса сферы услуг региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для достижения этой цели в работе решены следующие основные задачи: проведён анализ функционирования экономической структуры регионаисследованы принципы и особенности формирования рынка услуг в регионепроведен конкурентный анализ работы производителей торговых и транспортных услуг и определены условия создания на их базе межотраслевого транспортно-торгового комплексаразработаны методические… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Принципы и особенности формирования регионального рынка услуг в современных условиях
    • 1. 1. Основные принципы формирования современного рынка услуг в регионе
    • 1. 2. Особенности функционирования регионального рынка услуг
    • 1. 3. Направления перспективного развития комплекса услуг в условиях регионального рынка
  • 2. Методы формирования стратегии развития межотраслевых комплексов сферы услуг региона
    • 2. 1. Методы анализа конкурентной среды регионального рынка услуг
    • 2. 2. Обоснование состава и прогнозная оценка параметров выбора стратегии развития комплекса услуг
    • 2. 3. Выбор рациональной экономической стратегии развития межотраслевого комплекса
    • 2. 4. Определение уровня основных параметров выбранной стратегии развития комплекса услуг
  • 3. Организационно-экономические аспекты реализации стратегии развития межотраслевых комплексов
    • 3. 1. Изменение организационной структуры в условиях реализации стратегии развития
    • 3. 2. Повышение уровня организационной культуры
    • 3. 3. Оценка экономической эффективности инвестиций в развитие межотраслевого комплекса услуг (на примере транспортно-торгового комплекса)

Формирование стратегии развития межотраслевого комплекса сферы услуг региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современные экономические условия требуют от производителей товаров и услуг адекватных рыночным отношениям мер, призванных обеспечить эффективное функционирование народного хозяйства страны. Центрами рыночных преобразований становятся регионы, где сосредоточены реальные механизмы управления экономическими системами. Важнейшей задачей при этом является выбор стратегии развития систем управления как отдельными хозяйствующими субъектами, так и отраслевыми комплексами, тесно связанными в единую экономическую систему. Рынок сформировал в регионах воспроизводственные структуры производства и потребления услуг на новой, специфичной экономической основе, включающей элементы не только товарно-денежных отношений, но и принципы регулирования рынка. Реструктуризация и тесная взаимосвязь региональных экономических структур выявляет иерархию их отношений друг с другом. В настоящее время на верхний уровень экономической системы выдвигается сфера услуг, которая занимает превалирующее положение во всех воспроизводственных структурах. Региональные комплексы услуг, независимо от их отраслевой принадлежности, обладают многими общими признаками, к основным из которых относятся: определенная экономическая зависимость от федеральных и региональных органов управленияслабые вертикальные и устойчивые горизонтальные связивыполнение своих функций в составе экономической системы одного регионажесткая специализация по выбранному производственному направлению. Развитие региональных экономических структур отвечает интересам не только отдельного региона, но и всего народного хозяйства России. Это обусловлено следующими факторами: во-первых, повышением экономической отдачи таких структур, а во-вторых, активизацией регионального рынка товаров и услуг. Регионам в условиях рыночных отношений приходится решать множество вопросов, связанных с поддержанием своего экономического потенциала. Основными из них являются следующие: формирование динамичного рынка услуг, обеспечивающего успешное развитие всей воспроизводственной структуры регионаустановление рационального баланса на региональном рынке производителей и потребителей товаров и услугповышение эффективности использования имеющихся региональных комплексов-производителей товаров и услугразработка стратегии развития экономических структур с целью обеспечения успешного функционирования хозяйственной и социальной систем в перспективе, включая и сферу услуг, являющуюся важнейшей частью экономического потенциала региона.

Перечисленные вопросы предопределяют актуальность выбранной темы диссертационной работы и решаемых в ней задач. Степень разработанности проблемы. В современных экономических условиях отмечается повышенный интерес к теоретическим исследованиям проблемы управления региональными отраслевыми комплексами, включая и предприятия сферы услуг. Ряд ученых, такие как О. Виханский, В. Гаврилов, А. Градов, В. Козлов, С. Кузьмин, Т. Морозова, В. Персианов, Б. Плышевский, В. Федоров, Л. Рыжова, Н. Сафронов, Н. Тренев исследуют различные вопросы этой проблемы на макроэкономическом уровне, а А. Гаврилов, В. Жмачинский,.

B.Иванов, В. Колтунов, И. Липсиц, ГМорозова, А. Озина, А. Панов,.

C.Спирин, и другие рассматривают аспекты стратегического управления региональными комплексами услуг, которые изучены недостаточно. В трудах зарубежных учёных — И. Ансоффа, Г. Берла, Т. Бойделла, Э. Деминга, М. Мескона, М. Портера также отражены некоторые вопросы данной проблемы. Учитывая эти факторы, а также то, что в настоящее время развитие комплексов услуг в регионах идёт опережающими темпами, возникла насущная необходимость исследовать рассматриваемую проблему с использованием новых научно-методических подходов.

Вышеизложенное предопределило выбор темы диссертации, цель, задачи, предмет и объект выполненных в ней исследований.

Цель и задачи работы. Целью диссертационной работы является исследование организационно-экономических форм и методов управления функционированием региональных межотраслевых комплексов сферы услуг и разработка, на основе этого, направлений их стратегического развития в рыночных условиях.

Для достижения этой цели в работе решены следующие основные задачи: проведён анализ функционирования экономической структуры регионаисследованы принципы и особенности формирования рынка услуг в регионепроведен конкурентный анализ работы производителей торговых и транспортных услуг и определены условия создания на их базе межотраслевого транспортно-торгового комплексаразработаны методические положения по обоснованию и выбору рациональной стратегии развития регионального комплекса услугпредложен элементный состав и функциональное наполнение организационной структуры управления формируемого комплекса услуг.

Объектом исследования являются региональные межотраслевые комплексы сферы услуг, особенности их формирования и развития в современных экономических условиях.

Предметом исследования выступает система производственно-экономических отношений межотраслевых комплексов сферы услуг региона и методы формирования стратегии их развития в условиях рынка.

Методологической и информационной основой диссертационного исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых по данной проблеме, а также теория экономики и управления, методы финансового анализа и менеджмента, оптимизации и теории вероятностей.

В работе использованы нормативные и законодательные акты федерального и регионального уровней, статистические данные и отчетные показатели функционирования экономики республики Татарстан и других регионов за ряд последних лет.

Научная новизна основных результатов, полученных автором, заключается в следующем: определены основные принципы формирования и особенности функционирования регионального рынка услугвыявлены основные направления перспективного развития сферы услуг региона и определены условия создания в её составе межотраслевого транспортно-торгового комплексаразработаны методические положения по обоснованию и выбору рациональной стратегии развития комплекса услуг регионапредложены методы формирования стратегических целей конкретного комплекса услуг в современных экономических условияхисследованы вопросы реструктуризации и формирования элементов организационной культуры в рамках стратегического развития.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его положения реализованы в экономической и производственной деятельности предприятий — производителей услуг республики Татарстан и могут быть использованы другими регионами и комплексами сферы услуг России для формирования своего стратегического развития. Отдельные методические положения диссертации внедрены в учебном процессе Волго-Вятской академии государственной службы.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и были одобрены на международном конгрессе «Великие реки мира», обсуждены на кафедре Экономики и менеджмента Волжской государственной академии водного транспорта, кафедре Экономики Волго-Вятской академии государственной службы, а также на технико-экономическом совете судоходной компании «Татфлот», в ОАО «Нижегородский порт» и в министерстве транспорта республики Татарстан.

Диссертационная работа содержит теоретическое решение ряда задач по выбору и формированию стратегии развития комплексов услуг региона на основе системного подхода, включающего оптимизацию принимаемых решений, совершенствование организационной структуры, использование методов прогнозирования параметров работы.

Имеющиеся к настоящему времени научные исследования в этой области и накопленный производственный опыт требуют своего обобщения и дальнейшего развития. Постановка вопросов по обоснованию стратегии развития комплекса сферы услуг региона в новых экономических условиях приводит к необходимости пересмотра методологии решения традиционно используемых при этом задач.

Основные результаты диссертационной работы заключаются в следующем.

1. Впервые для современных экономических условий проведено комплексное исследование направлений стратегического развития комплекса услуг в составе воспроизводственной структуры региона.

2. Проведен анализ внутреннего состояния и внешнего окружения деятельности комплекса услуг в условиях динамичного рынка.

3. Сформирован конструктивный вариант миссии, обоснован состав стратегических целей и параметров комплекса услуг.

4. Разработаны методы обоснования и выбора рациональной стратегии развития межотраслевого транспортно-торгового комплекса.

5. Предложены методы прогнозирования основных показателей функционирования межотраслевого транспортно-торгового комплекса при имеющейся неопределенности окружающей среды.

6. Обоснованы направления изменений организационной структуры управления комплексом услуг в условиях реализации стратегии.

7. Проведена оценка эффективности инвест иций в реализацию выбранной стратегии развития.

При личном участии автора разработаны и внедрены в региональном транспортно-торговом комплексе основные положения диссертационной работы в части формирования и реализации стратегии развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современная воспроизводственная структура региона должна обеспечивать расширение производства товаров и услуг, повышение их конкурентоспособности, создание эффективных систем управления основной деятельностью региональных народнохозяйственных комплексов, освоение новых сегментов межрегиональных и внутренних рынков. Важное значение при этом имеет сокращение транспортных расходов, которое оказывает существенное влияние на стоимость товаров и материальное благосостояние населения. В связи с этим региональные комплексы услуг ищут новые формы и методы эффективного управления. Они стали широко использовать в своей работе бизнес-планирование, методы оптимизации, обоснованные стратегии своего развития. Для эффективной работы комплексов услуг практический интерес представляют тенденции развития систем управления, которые должны отвечать следующим требованиям: иметь совершенную организационную структуруадекватную современным условиямобеспечивать интенсификацию перспективных направлений основной деятельности, повышать эффективность использования основных средств за счет их модернизациииспользовать методы, позволяющие создать необходимые условия для совершенствования организационной культуры предприятия.

Системы управления региональными комплексами услуг в первую очередь должны решать вопросы, отражающие перспективные интересы регионального рынка. Поэтому в диссертации были поставлены и решены некоторые вопросы по выбору рациональной стратегии развития транспортно-торговых комплексов на основе применения методов конкурентного анализа, оптимизации принимаемых решений, прогнозирования основных параметров работы.

Отличительной особенностью научных исследований диссертации является комплексное обоснование стратегии развития межотраслевого комплекса услуг, основным направлением которой является создание на его базе регионального транспортно-торгового комплекса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законы, Постановления Правительства РФ, Указы Президента РФ и другие нормативные акты по экономическим вопросам. Газеты «Экономика и жизнь», «Российская газета», 1996−2001 гг.
  2. А.Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности пред приятия.-М, Экономика, 1994, — 283с.
  3. Актуальные проблемы транспорта России. Труды Международной научно-практической конференции, вып.1, Саратов, 1999−154с.4.. Ананьев Ф. Ю. Формирование стратегии развития предприятий в условиях рынка. Автореферат дссерт. к.э.н -Н.Новгород, 1999−22с.
  4. И. и др. Стратегическое управление.-М., Экономика, 1993
  5. Ансофф И Новая корпоративная стратегия -СПб., Питер, 1999−414с.
  6. Артур Томпсон, Джон Фармби. Экономика фирмы.-М., БИНОМ, 1998.
  7. БасовскийЛ.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. -М&bdquo- Инфра-М" 1999.-259с
  8. Басовский J1.E. Маркетинг. Курс лекций.-М., Инфра-М, 1999. 10. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа.-М., ФиС, 1998.-415с. 1 К Беляев А. А, .Коротков Э. М. Системология организации. М.-2000.
  9. В.Н. Прибыль.О рыночной экономике и эффективности капитала. -М"ФиС, 1993, — 287с.
  10. Г., Киршнер П. Мгновенный бизнес-план. М, 1995
  11. БойделлТ. Как улучшить управление организацией, — М, Инфра-М, 1995.
  12. Брайен Твисс. Прогнозирование для технологов и инженеров. -Н.Новгород, 2000.
  13. А.В. Предпринимательство. Основной курс (части 1 и 2). -М, 1994,-457 с.
  14. В.Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами, — М, Наука, — 1994.
  15. И.А. Управление торговым предприятием.-М., ЭКМОС, 1998.
  16. Е.С. Теория вероятностей и ее инженерное приложение. -М, Наука, 1988, -256с.
  17. ВиханскийО.С. Стратегическое управление. М., Гардарики, 1999.-292с.
  18. Виханскиий О С., Наумов А. И. Менеджмент.-М., Гардарики, 1998.
  19. Г. Н., Колтунов В. М. Основы рыночной экономики. Конспект лекций. -Н.Новгород, ВВКЦ, 1993,-144 с.
  20. А.В. Инвестиции и финансирование.-С.Пб., 1998.-527с.
  21. А.И. Управление экономикой: создание механизма обновления. -Н.Новгород, 1999−150с
  22. А.И. Предпринимательство и предприимчивость как основа обновления экономики. -Н.Новгород, ВВАГС, 1998−152с.
  23. И.Н. Менеджмент, — М, 1995.
  24. А.П. и др. Экономическая стратегия фирмы.- С.Пб., 1999−589с.
  25. В.П. Экономика предприятия и предпринимательства. -М, СОФИТ, 1994.
  26. С.П., Селезнева Н. Н. Экономика водного транспорта. -М, Транспорт, 1991.
  27. Э. Выход из кризиса.- Тверь, 1994, — 540 с.
  28. Доклад Президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева на пленарной сессии Госсовета РТ 3.03.2000 «О положении в республике и основных направлениях социально-экономической политики в 2000 г.».
  29. С. А. Основы тории Экономического управления предприятием. -М., «Финпресс», 2000- 381с.
  30. В.И. Формирование механизма управления социальным комплексом: региональный аспект. Диссерт.д.э.н.-Н.Новгород, 2000.
  31. ЖмачинскийВ.И., КирьяноваЖ.Ю. Методика оценки и выбора наиболее эффективной экономической стратегии.- Н. Новг".Тр.ВГАВТ, вып.276,1997. 36. Журнал «Экономист», М, 1996−2000г
  32. О.О., Толстопятенко А. В., Черемных Ю. Н. Математические методы в экономике.-М., Дело и Сервис, 1997.
  33. Зюзин B. JL, Пермичев Н. Ф. Влияние транспортных систем на экономику регионов России. XXVII академический симпозиум «Россия в культуре мира». Тезисы докладов.-Н.Новгород, 1999
  34. В.Л., Мостовой М. Ф., Федюшин В. М. Эксплуатационно-экономические обоснования на речном транспорте.- Ростов-на-Дону, 1994
  35. В.Л. Исследование систем управления.- Н.Новгород., 1999.
  36. В.Л., Олудин Г. В. Выбор стратегии управления региональным транспортным комплексом. -Н.Новгород, 2001. Тезисы докладов Международной конференции «Великие реки мира».
  37. Р.Г., Лукин М. Ю. Микроэкономика.-М., Дело и Сервис, 1997.
  38. Инновация и конкурентоспособность техники.// Экономист.-1998, № 2, 43. Иванов В. М, Сивоволов Н. В. Некоторые особенности транспортногобизнес-плана.-Н.Новгород, труды ВГАВТ, вып.268, 1993, -с.21 28.
  39. И.П. Ценообразование. Учебное пособие. -Н.Новгород, 1999−121с.
  40. Н.Л. Принятие управленческого решения, — М., 1999.-407с.
  41. М.И. Конкурентные стратегии. Учебное пособие.-СПб, 2000.
  42. А. А. Информационные технологии в экономике и управлении. Учебник.-СПб., изд. Михайлова, 2000−358с.
  43. М.И. Стратегическое управление компанией.-М, Ф и С.-1998.
  44. Кристофер Доугерти. Введение в эконометрику.Учебник.-М., Инфра-М, 1999.-401с,
  45. КовалевВ.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности.-М., ФиСД996−432с.
  46. П.А., Микрюков В. А., Комаров С. А. Менеджмент.- М, ФиС, 1993.
  47. В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник. -М. Норма-ИнфраМ., 1999.-528с.
  48. В.П. Совершенствование экономических методов управления наречном транспорте.-М, Транспорт, 1983.
  49. И. Бизнес-план основа успеха.- М. 1994, — 112 с.
  50. И. и др. Конкурентная стратегия фирмы. //Вопросы экономики.-1998, № 9, стр. 43.
  51. Лунев В. Л, Управление зарубежной промышленной фирмой. -Новгород, 1995.
  52. Я.Р. и др. Эконометрика. Начальный курс.-М., Дело, 1998.
  53. .З. Теория организаций. Курс лекций.-М., Инфра-М., 1999
  54. М.В. Методы сравнительной экономической оценки состояния промышленных предприятий в новых условиях хозяйствования.-Н.Новгород, НГТУ, диссертация к.э.н., 1997.
  55. Маркетинг. Под ред. акад. Романова А.Н.-М., Юнити, 1996.-558с.
  56. В.Д., Кузнецова С. А. Разработка стратегии развития предприятия- Требование времени.//Эко.-1998, № 11.-с.13−23.
  57. К. Маркс. Капитал, т.1.-М., 1988−890с.
  58. Материалы Министерства Транспорта Российской Федерации.- М,.2000
  59. М.Х. и др. Основы менеджмента.- М, Дело, 1998, — 800 с
  60. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования М, 1994.
  61. Г. А., МальцевВ.А. Методология маркетинговых исследований в регионе.-Н.Новгород, ВВАГС, 1998−130с.
  62. Г. А. Практический маркетинг в регионе.-Н.Новгород, 2000−184с.
  63. Г. А. Управление регионом: маркетинговый подход. -Н.Новгород, 1999−144с.
  64. Мостовая Е. Б, Основы экономической теории.-М, 1997,-495с.
  65. Т.Г. и др. Экономическая география России.-М., Юнити, 1999.-527с.71 .Общая теория статистики. Под редакцией Смирина А. Л., Башиной О. Э., -М, ФиС, 1996, — 296 с.
  66. Персианов В А. Структурная реформа на железных дорогах России. -Журнал «Железнодорожный транспорт», № 8−9, М, 1997.
  67. А.И.Панов Стратегический менеджмент. Н. Новгород, 2000 235с.
  68. С.А. Попов Стратегическое управление. В составе издания «Модульная программа для менеджеров"-т.4., М, Инфра-М, 1999−277с.
  69. Прилепский В В., Прилепский М. Б. Стратегическое планирование комплексного развития промышленного предприятия// Эко.-1999, № 3. с. 105−126.
  70. Л.О., Козырев А, А. Стратегическое планирование. Конспект лекций. СПб, изд, Михайлова, 2000.
  71. И.О., Козырев А. А. Стратегическое управление. Учебное пособие. СПб, изд. „Нестор“, 2000.
  72. М.Портер. Конкуренция.-С.Пб., М., Киев, Изд. дом „Вильяме“, 2000.
  73. Пузанов В. И Дизайн и конкуренция.//США: экономика, политика, идеология., 1998, №>7.-с.28−42.
  74. Региональная экономика. Учебник. Под ред. Морозовой Т. Г. -М., Юнити, 2000.-568с.
  75. Регионоведение. Под ред. Морозовой Т.Г.-М., Банки и биржи, Юнити, 1998.-419с
  76. Роберт Д Хнорик, Ральф В Джексон. Торговля и менеджмент продаж.-М, „Филинъ“, 1996.-360с.
  77. Рудык Н. Б, Семенова Е. В.. Рынок корпоративного контроля: слияния, жесткие поглощения и выкупы долговым финансированием.-М., ФиС, 2000- 455с.
  78. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. -Минск, ИП „Экоперспектива“, 1998.
  79. Т. и др. Управление по результатам. -Москва, Прогресс, 1993, -318с.
  80. Справочник Директора Предприятия, — М., 2000.-782с.
  81. Стратегическое планирование. Учебник под ред. Э. А. Уткина. -М, Тандем. Экмос, 1998−438с.
  82. С.В.Спирин, B. J1.Зюзин. Математическая модель оптимизации перевозок экспортно-импортных грузов в ОАО"Новгородский порт,» Новосибирск, труды НГАВТ- 1997.
  83. С.В. Управление региональным отраслевым комплексом. Автореферат диссертации к.э.н. -Н.Новгород, 1999−25с.
  84. Справочник эксплуатационника речного транспорта. Под ред. С. М. Пьяных.-М., Транспорт, 1995.-359с.
  85. Статистические материалы по развитию республики Татарстан за 19 952 000гг. По материалам открытой печати.
  86. Н.Н. Стратегическое управление.-М., Приор, 2000.-282с.
  87. Торговое дело: экономика и организация. Учебник. Под общ. ред. проф. Л. А. Брагина и проф. Т. П. Данько.-М., «Инфра-М», 1997.-255с.
  88. Э.А. Курс менеджмента. Учебник, — М., Зерцало, 2000.-432с.
  89. Управление предприятием в условиях формирования маркетинговой среды. Сборник научных трудов.- Саратов, 1996.
  90. Р.А. Разработка управленческого решения. Учебник. -М., Бизнес-школа, 1999.-240с.
  91. Финансовый менеджмент.-М, Перспектива, 1998,-665с.
  92. К. Ховард и др. Маркетинг. Под ред. Эриашвили Н. Д-М., Юнити, 1998.
  93. Экономика предприятия. Учебник. Под ред. Н. А. Сафронова. -М., Юрист, 1998−581с.
  94. Экономика предприятия.Учебник. Под ред. Грузинова В. П. -М., Юнити, 1998.-535С.
  95. Экономическая статистика. Под ред. Иванова Ю. Н. -М., Инфра-М. 2000.
  96. Экономика и статистика фирмы. Под ред. Ильенковой С. Д. -М&bdquo- ФиС, 1996.-240с.
  97. Экономическая теория. Учебник для ВУЗОВ.
  98. Под ред. проф. В. Д. Камаева.- М&bdquo- «Владос», 2000- 636с.
  99. М. Гаджинский. Логистика. Учебник.-М., 1999−227с.
  100. Adams, М «Emerging Clusters in Regional Economies». Paper presenied at the Technopolis" 97 conference, Ottawa, Canada, September 1997.
  101. Engimann, F, and U. Malz. «Industrial Clasters and Regional Growth in the Presence of Local Inputs». Journal of Regional Scince 35 (1995): 3−27 107. «Increasing Returns and Economic Geography» Journal of Political Economy 99, no. 3: 483−499.
Заполнить форму текущей работой