Состояние сформированности фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Выделение гласного в конце слов вызывало затруднения, дети называли гласный звук в конце слов, где гласный звук находился в ударной позиции. Выделение согласного звука в начале, в середине и в конце слова вызвало затруднения. Данное задание проводилось на уровне ненарушенных звуков, так как многие дети не различают нарушенные звуки. Итак, изучение состояния фонематических представлений у данных… Читать ещё >
Состояние сформированности фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Констатирующий эксперимент по исследованию состояния фонематических процессов у старших дошкольников с ОНР проводился с 1−15 сентября 2013 года на базе МДОУ № 18 г. Кыштыма. В исследовании приняли участие 10 детей с 5 до 6 лет (старшая группа) с заключением ПМПК: «ОНР III уровня со стёртой дизартрией».
Логопедическое обследование фонематических процессов у старших дошкольников с ОНР III уровня со стёртой дизартрией, включало в себя:
- 1) Исследование фонематического слуха;
- 2) Исследование фонематического восприятия;
- 3) Исследование фонематических представлений;
- 4) Исследование фонематического анализа;
- 5) Исследование фонематического синтеза
Результаты исследования фонематического слуха представлены в табл. 1.
Таблица 1 Результаты исследования фонематического слуха на момент констатирующего эксперимента.
Имя Ф. ребёнка. | Опознание фонем. | Выделе-ние звука среди слогов. | Выде-ление звука среди слов. | Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам. | |||
Глас-ных. | Соглас-ных. | Звонких и глухих. | Шипящих и свистя-щих. | Соно-ров. | |||
.Аня. | ; | ; | ; | ; | ; | ||
Настя. | ; | ; | ; | ; | ; | ||
Егор | ; | _. | ; | ; | ; | ||
Лера. | ; | ; | ; | ||||
Лиза. | ; | ; | _. | ; | ; | ||
Паша. | _. | ; | ; | ; | ; | ||
Оля. | ; | ; | _. | ; | |||
Саша. | ; | ; | ; | ; | ; | ; | |
Таня. | ; | ; | ; | ; | ; | ; | |
Андрей. | ; | ; | _. | ; | ; |
Условные обозначения применимы ко всем таблицам: — задание не выполнено; + задание выполнено; + задание выполнено частично Результаты исследования фонематического слуха представленные в таблице 1, позволяют утверждать, что у данных детей имеются недоразвитие фонематического слуха. Так, с опознанием фонем (гласных) не справились 50% детей (5 детей), согласных — 70% детей (7 детей). Выделить звук среди слогов не смогли 80% детей (8 детей). Выделение звука [Ж] среди слов не доступно 60% (6 детям). Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам: звонких и глухих, шипящих и свистящих и соноров детям малодоступно. Так, опознание звонких и глухих фонем детям недоступно (100% детей — то есть 10 детей выполнили задание неверно), шипящих и свистящих — 90% детей (9 детей) не выполнили задание. С различением соноров справились 40% детей (4 ребёнка).
В целом, исследование показало, что развитие фонематического слуха старших дошкольников с ОНР III уровня со стёртой дизартрией, имеет стойкие нарушения, что выразилось в том, что все 100% (10 детей) не выполнили даже половины из 7 данных заданий. Дети имеют трудности в опознании фонем (гласных и согласных), трудности в выделении звука в слове, слоге, трудности в распознавании фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам (особенно групп шипящих — свистящих, звонких — глухих).
В таблице 2 отражены результаты исследования фонематического восприятия.
Таблица 2 Результаты исследования фонематического восприятия на момент констатирующего эксперимента.
Имя Ф. ребёнка. | Повторение слогов с оппозиционными звуками. | Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении. | Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении. | |
Показ по слуховому восприятию (А). | Самостоятельное называние. (Б). | |||
.Аня. | ; | ; | ||
Настя. | ; | ; | ||
Егор | ; | ; | ||
.Лера. | ; | |||
.Лиза. | ; | ; | ||
Паша. | ; | ; | ||
Оля. | ; | ; | ||
Саша. | ; | |||
.Таня. | ; | |||
Андрей. | ; |
Таким образом, 100% (10детей) затруднялись в повторении слогов, отличающихся по звонкости-глухости (па-ба, са-за), по мягкости-твердости (ма-мя, та-тя, ла-ля), по месту образования (ша-са), по способу образования (ца-са, тя-ча). При этом нарушения наблюдались как на уровне нарушенных звуков, так и на уровне не нарушенных звуков. С заданием на дифференциацию звуков, смешиваемых в произношении, не справились 60%(6 детей).
Результаты исследования показали, что у данных детей имеются нарушения фонематического восприятия, так как 90%(9 детей) не справились даже с 2заданиями из 4 предложенных (50%) заданий В таблице 3 отражены результаты исследования фонематических представлений.
Таблица 3 Результаты исследования состояния фонематических представлений на момент констатирующего эксперимента.
Имя Ф. ребёнка. | Подобрать слова определён-ной тематики на заданный звук. | Подобрать слово на заданный звук. | Назвать слова, в которых 3 звука, 4 звука, 5 звуков. | Отобрать картинки, в назва-нии которых 5 звуков. | Подобрать слово на заданный звук с ука-занием его места в слове. | Подо-брать слово, которое начи-нается на звук. |
Аня. | ; | ; | ||||
Настя. | ; | ; | ; | |||
Егор | ; | ; | ; | ; | ||
Лера. | ; | ; | ; | ; | ||
Лиза. | ; | ; | ; | ; | ||
Паша. | ; | ; | ; | |||
Оля. | ; | ; | ; | |||
Саша. | ; | ; | ||||
Таня. | ; | ; | ; | ; | ||
Андрей. | ; | ; | ; | ; |
Итак, изучение состояния фонематических представлений у данных детей имеет следующие особенности. Детям малодоступно называние слов определённой тематики на заданный звук (80%, то есть 8 детей не смогли назвать слово «малина») Дети называли слова, не отнесённых к группе ягод, что говорит о недостаточном лексическом запасе детей.
60% (6 детей) допустили единичные ошибки в задании на подбор слова на заданный звук.
Назвать слова, в которых 3 звука, 4 звука, 5 звуков детям оказалось трудно. 50% детей не справились с заданием. Чаще всего дети называли слова, в которых более 5 звуков (молоко, машина).
Отобрать картинки, в названии которых 5 звуков и подобрать слово на заданный звук с указанием его места в слове, детям оказалось недоступно — все 10 детей (100%) не выполнили задание, допускали множественные ошибки, называли картинки и слова, содержащие не указанный звук, а близкий по звучанию.
Подобрать слово на заданный звук с указанием его места в слове не смогли 100% (все 10 детей).
С подбором слова, которое начинается на звук, указанный логопедом не справились 20% (2 ребёнка), они допускали единичные ошибки.
По результатам исследования фонематических представлений данной категории детей, сделали вывод о их недостаточной сформированности, так как 90% (9 детей) выполнили менее 50%(3 заданий) из данных 6 заданий.
В таблице 4 отражены результаты исследования фонематического анализа.
Таблица 4 Результаты исследования фонематического анализа на момент констатирующего эксперимента.
Имя Ф. ребёнка. | Выделе-ние началь-ного ударного гласного из слова. | Выде-ление конеч-ного соглас-ного из слов. | Выде-ление началь-ного соглас-ного из слов. | Опреде-ление места звука (начало, середи-на, ко-нец) в слове. | Опреде-ление последо-ватель-ности звуков в слове. | Определение коли-чества звуков в словах. | Раскла-дывание карти-нок в 2 ряда. |
Аня. | ; | ||||||
Настя. | ; | ; | |||||
Егор | ; | ; | ; | ||||
Лера. | ; | ; | ; | ; | ; | ||
Лиза. | ; | ; | ; | ; | ; | ||
Паша. | ; | ; | ; | ; | |||
.Оля. | |||||||
Саша. | ; | ; | ; | ; | |||
Таня. | ; | ; | ; | ; | ; | ||
Андрей. | _. | ; | ; | ; | ; |
В задании на выделение гласного звука в начале слова, допустили незначительные ошибки 40%, то есть 4 ребёнка. Гласный в середине слов дети затрудняются выделять.
Выделение гласного в конце слов вызывало затруднения, дети называли гласный звук в конце слов, где гласный звук находился в ударной позиции. Выделение согласного звука в начале, в середине и в конце слова вызвало затруднения. Данное задание проводилось на уровне ненарушенных звуков, так как многие дети не различают нарушенные звуки.
80% (8 детей) испытывали трудности в выделении согласного в начале слова, допуская ошибки.
Самым сложным из всех вышеперечисленных заданий было определение согласного звука в середине слов.
При утрированном проговаривании слов дети назвать согласный звук в середине слова не смогли.
Раскладывание картинок в 2 ряда в соответствии со звуками [С] и [Ш] 80% (8 детям) оказалось недоступно — дети путали картинки, допускали много ошибок.
Итак, в целом, исследование показало, что фонематический анализ у большинства детей развит недостаточно.
В таблице 5 отражены результаты исследования состояния фонематического синтеза.
Таблица 5 Результаты исследования фонематического синтеза на момент констатирующего эксперимента.
Имя Ф. ребёнка. | Составление слова из заданного количества слогов. | Составление слова из заданного количества звуков. | Составление слова из звуков, данных в нарушенной последовательности. |
Аня. | ; | ||
Настя. | ; | ; | |
Егор | ; | ||
Лера. | ; | ; | |
Лиза. | ; | ; | |
Паша. | ; | ; | |
Оля. | ; | ; | |
Саша. | ; | ; | |
Таня. | ; | ; | |
Андрей. | ; | ; |
Таким образом, исследование показало, что старшие дошкольники с ОНР III уровня со стёртой дизартрией имеют особенности фонематического синтеза. Сложности вызвал синтез слов, состоящих из 4-х и 5-ти звуков, даже после многократного предъявления последовательности звуков, они не смогли справиться с заданием. Не смогли справиться с заданием 80% (8 детей), 20% (2 ребёнка) справились частично. Никто из 10 детей (100%) не справился с синтезом слов из звуков, данных в нарушенной последовательности. Чаще всего они придумывали свои слова, количество звуков при этом могло увеличиваться или уменьшаться.
Таким образом, у обследуемой категории детей были выявлены следующие фонематические нарушения:
опознанием фонем (гласных) затруднено, выделить звук среди слогов смогли только 20% детей (2 ребёнка), допустив при этом единичные ошибки, а остальные 80% детей (8 детей) совсем не выполнили задание. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам: звонких и глухих, шипящих и свистящих и соноров детям малодоступно. Так, опознание звонких и глухих фонем детям недоступно (100% детей — то есть 10 детей выполнили задание неверно). Большое количество ошибок при вычленении первого и последнего согласного звука из слов; при определении местоположения звука в слове (начало, середина, конец); при последовательном, количественном и позиционном анализе, а также при синтезе слов из отдельных звуков в ненарушенной и нарушенной последовательности, при подборе слов на определённый звук.
Описанные нарушения указывают на недостаточность фонематического слуха и восприятия, фонематического анализа и синтеза, на недостаточную сформированность фонематических представлений.