Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Состояние сформированности фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выделение гласного в конце слов вызывало затруднения, дети называли гласный звук в конце слов, где гласный звук находился в ударной позиции. Выделение согласного звука в начале, в середине и в конце слова вызвало затруднения. Данное задание проводилось на уровне ненарушенных звуков, так как многие дети не различают нарушенные звуки. Итак, изучение состояния фонематических представлений у данных… Читать ещё >

Состояние сформированности фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Констатирующий эксперимент по исследованию состояния фонематических процессов у старших дошкольников с ОНР проводился с 1−15 сентября 2013 года на базе МДОУ № 18 г. Кыштыма. В исследовании приняли участие 10 детей с 5 до 6 лет (старшая группа) с заключением ПМПК: «ОНР III уровня со стёртой дизартрией».

Логопедическое обследование фонематических процессов у старших дошкольников с ОНР III уровня со стёртой дизартрией, включало в себя:

  • 1) Исследование фонематического слуха;
  • 2) Исследование фонематического восприятия;
  • 3) Исследование фонематических представлений;
  • 4) Исследование фонематического анализа;
  • 5) Исследование фонематического синтеза

Результаты исследования фонематического слуха представлены в табл. 1.

Таблица 1 Результаты исследования фонематического слуха на момент констатирующего эксперимента.

Имя Ф. ребёнка.

Опознание фонем.

Выделе-ние звука среди слогов.

Выде-ление звука среди слов.

Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам.

Глас-ных.

Соглас-ных.

Звонких и глухих.

Шипящих и свистя-щих.

Соно-ров.

.Аня.

;

;

;

;

;

Настя.

;

;

;

;

;

Егор

;

_.

;

;

;

Лера.

;

;

;

Лиза.

;

;

_.

;

;

Паша.

_.

;

;

;

;

Оля.

;

;

_.

;

Саша.

;

;

;

;

;

;

Таня.

;

;

;

;

;

;

Андрей.

;

;

_.

;

;

Условные обозначения применимы ко всем таблицам: — задание не выполнено; + задание выполнено; + задание выполнено частично Результаты исследования фонематического слуха представленные в таблице 1, позволяют утверждать, что у данных детей имеются недоразвитие фонематического слуха. Так, с опознанием фонем (гласных) не справились 50% детей (5 детей), согласных — 70% детей (7 детей). Выделить звук среди слогов не смогли 80% детей (8 детей). Выделение звука [Ж] среди слов не доступно 60% (6 детям). Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам: звонких и глухих, шипящих и свистящих и соноров детям малодоступно. Так, опознание звонких и глухих фонем детям недоступно (100% детей — то есть 10 детей выполнили задание неверно), шипящих и свистящих — 90% детей (9 детей) не выполнили задание. С различением соноров справились 40% детей (4 ребёнка).

В целом, исследование показало, что развитие фонематического слуха старших дошкольников с ОНР III уровня со стёртой дизартрией, имеет стойкие нарушения, что выразилось в том, что все 100% (10 детей) не выполнили даже половины из 7 данных заданий. Дети имеют трудности в опознании фонем (гласных и согласных), трудности в выделении звука в слове, слоге, трудности в распознавании фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам (особенно групп шипящих — свистящих, звонких — глухих).

В таблице 2 отражены результаты исследования фонематического восприятия.

Таблица 2 Результаты исследования фонематического восприятия на момент констатирующего эксперимента.

Имя Ф. ребёнка.

Повторение слогов с оппозиционными звуками.

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении.

Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении.

Показ по слуховому восприятию (А).

Самостоятельное называние.

(Б).

.Аня.

;

;

Настя.

;

;

Егор

;

;

.Лера.

;

.Лиза.

;

;

Паша.

;

;

Оля.

;

;

Саша.

;

.Таня.

;

Андрей.

;

Таким образом, 100% (10детей) затруднялись в повторении слогов, отличающихся по звонкости-глухости (па-ба, са-за), по мягкости-твердости (ма-мя, та-тя, ла-ля), по месту образования (ша-са), по способу образования (ца-са, тя-ча). При этом нарушения наблюдались как на уровне нарушенных звуков, так и на уровне не нарушенных звуков. С заданием на дифференциацию звуков, смешиваемых в произношении, не справились 60%(6 детей).

Результаты исследования показали, что у данных детей имеются нарушения фонематического восприятия, так как 90%(9 детей) не справились даже с 2заданиями из 4 предложенных (50%) заданий В таблице 3 отражены результаты исследования фонематических представлений.

Таблица 3 Результаты исследования состояния фонематических представлений на момент констатирующего эксперимента.

Имя Ф. ребёнка.

Подобрать слова определён-ной тематики на заданный звук.

Подобрать слово на заданный звук.

Назвать слова, в которых 3 звука, 4 звука, 5 звуков.

Отобрать картинки, в назва-нии которых 5 звуков.

Подобрать слово на заданный звук с ука-занием его места в слове.

Подо-брать слово, которое начи-нается на звук.

Аня.

;

;

Настя.

;

;

;

Егор

;

;

;

;

Лера.

;

;

;

;

Лиза.

;

;

;

;

Паша.

;

;

;

Оля.

;

;

;

Саша.

;

;

Таня.

;

;

;

;

Андрей.

;

;

;

;

Итак, изучение состояния фонематических представлений у данных детей имеет следующие особенности. Детям малодоступно называние слов определённой тематики на заданный звук (80%, то есть 8 детей не смогли назвать слово «малина») Дети называли слова, не отнесённых к группе ягод, что говорит о недостаточном лексическом запасе детей.

60% (6 детей) допустили единичные ошибки в задании на подбор слова на заданный звук.

Назвать слова, в которых 3 звука, 4 звука, 5 звуков детям оказалось трудно. 50% детей не справились с заданием. Чаще всего дети называли слова, в которых более 5 звуков (молоко, машина).

Отобрать картинки, в названии которых 5 звуков и подобрать слово на заданный звук с указанием его места в слове, детям оказалось недоступно — все 10 детей (100%) не выполнили задание, допускали множественные ошибки, называли картинки и слова, содержащие не указанный звук, а близкий по звучанию.

Подобрать слово на заданный звук с указанием его места в слове не смогли 100% (все 10 детей).

С подбором слова, которое начинается на звук, указанный логопедом не справились 20% (2 ребёнка), они допускали единичные ошибки.

По результатам исследования фонематических представлений данной категории детей, сделали вывод о их недостаточной сформированности, так как 90% (9 детей) выполнили менее 50%(3 заданий) из данных 6 заданий.

В таблице 4 отражены результаты исследования фонематического анализа.

Таблица 4 Результаты исследования фонематического анализа на момент констатирующего эксперимента.

Имя Ф. ребёнка.

Выделе-ние началь-ного ударного гласного из слова.

Выде-ление конеч-ного соглас-ного из слов.

Выде-ление началь-ного соглас-ного из слов.

Опреде-ление места звука (начало, середи-на, ко-нец) в слове.

Опреде-ление последо-ватель-ности звуков в слове.

Определение коли-чества звуков в словах.

Раскла-дывание карти-нок в 2 ряда.

Аня.

;

Настя.

;

;

Егор

;

;

;

Лера.

;

;

;

;

;

Лиза.

;

;

;

;

;

Паша.

;

;

;

;

.Оля.

Саша.

;

;

;

;

Таня.

;

;

;

;

;

Андрей.

_.

;

;

;

;

В задании на выделение гласного звука в начале слова, допустили незначительные ошибки 40%, то есть 4 ребёнка. Гласный в середине слов дети затрудняются выделять.

Выделение гласного в конце слов вызывало затруднения, дети называли гласный звук в конце слов, где гласный звук находился в ударной позиции. Выделение согласного звука в начале, в середине и в конце слова вызвало затруднения. Данное задание проводилось на уровне ненарушенных звуков, так как многие дети не различают нарушенные звуки.

80% (8 детей) испытывали трудности в выделении согласного в начале слова, допуская ошибки.

Самым сложным из всех вышеперечисленных заданий было определение согласного звука в середине слов.

При утрированном проговаривании слов дети назвать согласный звук в середине слова не смогли.

Раскладывание картинок в 2 ряда в соответствии со звуками [С] и [Ш] 80% (8 детям) оказалось недоступно — дети путали картинки, допускали много ошибок.

Итак, в целом, исследование показало, что фонематический анализ у большинства детей развит недостаточно.

В таблице 5 отражены результаты исследования состояния фонематического синтеза.

Таблица 5 Результаты исследования фонематического синтеза на момент констатирующего эксперимента.

Имя Ф. ребёнка.

Составление слова из заданного количества слогов.

Составление слова из заданного количества звуков.

Составление слова из звуков, данных в нарушенной последовательности.

Аня.

;

Настя.

;

;

Егор

;

Лера.

;

;

Лиза.

;

;

Паша.

;

;

Оля.

;

;

Саша.

;

;

Таня.

;

;

Андрей.

;

;

Таким образом, исследование показало, что старшие дошкольники с ОНР III уровня со стёртой дизартрией имеют особенности фонематического синтеза. Сложности вызвал синтез слов, состоящих из 4-х и 5-ти звуков, даже после многократного предъявления последовательности звуков, они не смогли справиться с заданием. Не смогли справиться с заданием 80% (8 детей), 20% (2 ребёнка) справились частично. Никто из 10 детей (100%) не справился с синтезом слов из звуков, данных в нарушенной последовательности. Чаще всего они придумывали свои слова, количество звуков при этом могло увеличиваться или уменьшаться.

Таким образом, у обследуемой категории детей были выявлены следующие фонематические нарушения:

опознанием фонем (гласных) затруднено, выделить звук среди слогов смогли только 20% детей (2 ребёнка), допустив при этом единичные ошибки, а остальные 80% детей (8 детей) совсем не выполнили задание. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам: звонких и глухих, шипящих и свистящих и соноров детям малодоступно. Так, опознание звонких и глухих фонем детям недоступно (100% детей — то есть 10 детей выполнили задание неверно). Большое количество ошибок при вычленении первого и последнего согласного звука из слов; при определении местоположения звука в слове (начало, середина, конец); при последовательном, количественном и позиционном анализе, а также при синтезе слов из отдельных звуков в ненарушенной и нарушенной последовательности, при подборе слов на определённый звук.

Описанные нарушения указывают на недостаточность фонематического слуха и восприятия, фонематического анализа и синтеза, на недостаточную сформированность фонематических представлений.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой