Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Сетевая информационная технология как средство гражданского образования старшеклассников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сетевая информационная технология представляет собой взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга компоненты, позволяющие организовать и поддержать образовательный процесс на основе учебного структурированного противоречия в рамках тематики гражданского образования. Она включает в себя: а) учебные занятия, основным содержанием которых является работа с текстовыми материалами с использованием… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическое обоснование сетевой информационной технологии гражданского образования старшеклассников
    • 1. Дидактические возможности современных подходов к гражданскому / образованию школьников
    • 2. Специфика интерактивных технологий гражданского образования, адекватных особенностям современных старшеклассников
    • 3. Педагогическая сущность сетевой информационной технологии гражданского образования
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Опыт использования сетевой информационной технологии гражданского образования старшеклассников
    • 2. 1. Организационно-педагогические условия использования сетевой информационной технологии в процессе гражданского образования школьников
    • 2. 2. Способы реализации сетевой информационной технологии в практике образовательных учреждений
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по использованию сетевой информационной технологии в гражданском образовании старшеклассников
  • Выводы по второй главе

Сетевая информационная технология как средство гражданского образования старшеклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время гражданское образование является одним из ведущих направлений развития гуманитарного образования в Российской Федерации. Задача воспитывать граждан, уважающих закон и общество, инициативных и ответственных, умеющих пользоваться личными свободами, признается актуальной как государством, так и обществом. Формирование этих качеств личности является одним из условий становления правового государства и гражданского общества в России.

Комплексное решение задач гражданского образования осуществляется при помощи учебных курсов образовательной области «Обществознание», других учебных дисциплин, использования межпредметного подхода, организации внеучебной деятельности школьников, направленной на развитие гражданских качеств, создание особого климата школы и совершенствование самой организации школьной жизни.

Существенный вклад в теорию гражданского образования внесли исследования Т. В. Болотиной, Н. М. Воскресенской, Г. Я. Гревцева, Л. Ю. Гордина, Г. Б. Корнетова, Б. Т. Лихачева, О. В. Лебедевой, А. Н. Лутошкина, Е. А. Певцовой, А. С. Прутченкова, И. Ю. Синельникова, Я. В. Соколова, И. В. Суколенова, А. Н. Фактора, Г. Н. Филонова, И. Д. Фрумина, И. Ф. Харламовой, Н.В.Шелгу-нова, М. А. Шкробовой, Н. И. Элиасберг и др.

В отечественной научной литературе последних лет имеется целый ряд работ посвященных исследованию сущности и проблем развития гражданского образования, определению его современного методического аппарата (А.Я.Азаров, Е. С. Королькова, А. Ф. Никитин, Я. В. Соколов, Н. Г. Суворова, А. М. Фактор, З. К. Шнекендорф и др.). Это позволяет по-новому рассмотреть концепции учебных граждановедческих курсов, программы и учебные пособия как основополагающие в развитии российского гражданского образования в современных условиях. Ученые отмечают, что в рамках современных подходов учебный процесс начал ориентироваться на нужды социальной практики, развитие у школьников гражданских качеств и умений, непосредственное участие школьных коллективов в реализации разного рода социальных проектов.

В то же время успешность деятельности по социализации школьников, подготовки их к жизни в демократическом обществе непосредственно зависят от используемых технологий, к которым относятся и информационные технологии.

В последние два десятилетия на рубеже второго и третьего тысячелетий произошли серьезные социальные трансформации, которые затронули весь мир и конституировали новый тип социальной структуры, именуемый «сетевое общество», основанное на информационно-коммуникационных технологиях. Согласно данным Национального союза семейных ассоциаций (UNAF — Union National des Association Familiales), несовершеннолетняя аудитория ежегодно проводит в среднем 154 часа активного времени (т.е. периода бодрствования) с родителями и 850 часов — с учителями, в то время как на контакты с различными экранными медиа у детей отводится 1400 часов.1.

Использование современных педагогических технологий, активных форм обучения, создание в школе обстановки, способствующий воспитанию внутренней свободы ученика, раскрытию его личностного потенциала, также становятся необходимым условием гражданского образования в школе.

Общее понимание сути современных педагогических технологий отражено в работах Ю. К. Бабанского, М. Е. Бершадского, Н. М. Воскресенской, Л. Ю. Гордина, В. В. Гузеева, Н. П. Дроздовой, Е. Г. Ефимовой, А. Н. Иоффе, Е. И. Казаковой, М. Ф. Колесниковой, В. М. Коротова, Б. Т. Лихачева, А.Н. Лу-тошкина, А. Ф. Никитина, Л. И. Новиковой, А. С. Прутченкова, А. Б. Резника, Г. К. Селевко, Т. В. Светенко, Я. В. Соколова, К. М. Ушакова, Г. Н. Филонова, И. Д. Фрумина, М. А. Шкробовой, позволивших обосновать необходимость широкого применения активных и интерактивных методов.

1 (Media Regulation, Self-Regulation and Education. In: Feilitzen, C. von, Carlsson, U. (Eds.). Promote or Protect?).

Объединение информационных технологий и образовательных программ позволяет в весьма короткие сроки учащимся и учителям получить необходимую информацию, представляет возможность прямых дискуссий по актуальным социальным проблемам, открытого выражения своего мнения и суждений в дистанционном режиме и в виде прямых включений в процесс обсуждения с помощью глобальных информационных сетей.

В настоящее время в основном созданы концептуальные подходы и принципы разработки и функционирования информационно-коммуникационной среды. Их составили труды ряда отечественных и зарубежных психологов, педагогов, дидактов. Место и функции средств ИКТ в образовательной среде рассмотрены в работах Т. В. Габай, В. Г. Кинелева, Е. И. Машбица, И. В. Роберт, Е. С. Полат, Т. А. Сергеевой, Н. Ф. Талызиной, О. К. Тихомирова и др. Разработаны основные психологические и дидактические принципы построения учебных программных средств (М.М.Буняев, ВЛ. Ляудис, Е. И. Машбиц, Я. А. Пономарев, Е. В. Огородников, В. В. Рубцов, И. В. Роберт, Н. Ф. Талызина и др.).

Дидактические и методические исследования проблемы применения средств ИКТ в обучении сосредоточены в основном вокруг анализа задач применения информационной технологии (М.П.Лапчик, В. М. Монахов, С. В. Панюкова, И. В. Роберт, В. В. Рубцов, А. Я. Савельев и др.), обосновании возможностей ИКТ в повышении эффективности образовательного процесса (А.Г.Абросимов, Б. Л. Агранович, А. Я. Ваграменко, Б. С. Гершунский, С. Г. Григорьев, В. В. Гузеев, В. Н. Кашицин, А. А. Кузнецов, А. Л. Семенов, Т. А. Сергеева и др.), определения дидактических требований к средствам ИКТ (И.В. Роберт, С. Г. Григорьев, А. А. Кузнецов, Т. А. Сергеева и др.). Особое значение для исследования имеют работы И. В. Роберт, А. А. Кузнецова, Т. А. Сергеевой, А. П. Тряпициной и др., раскрывающие факторы и характер изменения образовательного процесса при внедрении средств ИКТ, а также исследования этих и других авторов (С.М.Авдеева, Л. Л. Босова, С. А. Христочевский, И.Д.Фрумин) по оценке педагогической эффективности использования средств ИКТ.

Вместе с тем, можно выделить ряд противоречий в современной системе гражданского образования:

• между необходимостью практической ориентированности обучения, его открытости запросам жизни и связи с современными социальными контекстами, гибкости и настраиваемое&tradeна индивидуализированный подход к каждому учащемуся и не разработанностью технологий, позволяющих организовать образовательный процесс с учетом этих потребностей;

• между темпами обработки и усвоения возрастающего объема информации, требуемого современному человеку, и игнорирование этой потребности в рамках образовательного процесса;

• между возрастающей потребностью в интерактивном взаимодействии учащихся и отсутствием централизованных информационных и мультимедийных ресурсов по гражданской тематике;

• между сформированными подходами к гражданскому образованию с помощью информационных технологий, становлению личности школьника как гражданина, и отсутствием развернутого описания данного процесса.

Анализ источников и образовательной практики дает основание для выводов о том, что необходима разработка теоретических положений использования сетевой информационной технологии как средства гражданского образования школьников.

В соответствии с выше сказанным была определена проблема исследования: «Какова педагогическая сущность сетевой информационной технологии и каким образом педагогически целесообразно использовать ее в целях повышения эффективности гражданского образования старшеклассников?», что позволило сформулировать тему исследования «Сетевая информационная технология как средство гражданского образования старшеклассников» .

Объект — современные педагогические технологии гражданского образования школьников.

Предмет — сетевая информационная технология гражданского образования старшеклассников.

Цель — теоретически обосновать педагогическую сущность сетевой информационной технологии гражданского образования и определить способы реализации в старшей школе.

Гипотеза исследования. Сетевая информационная технология становится эффективным средством гражданского образования старшеклассников, если:

— проведен анализ дидактических возможностей современных подходов к гражданскому образованию школьников;

— выявлена специфика технологий гражданского образования, адекватных особенностям современных старшеклассников;

— определена педагогическая сущность сетевой информационной технологии гражданского образования учащихся старших классов;

— обоснованы организационно-педагогические условия использования сетевой информационной технологии в процессе гражданского образования старшеклассников;

— разработаны и экспериментально проверены способы реализации сетевой информационной технологии гражданского образования в практике образовательных учреждений.

В соответствии с положениями гипотезы были сформулированы его задачи:

1. Проанализировать дидактические возможности современных подходов к гражданскому образованию школьников;

2. Выявить специфику технологий гражданского образования, адекватных особенностям современных старшеклассников;

3. Определить педагогическую сущность сетевой информационной технологии гражданского образования старшеклассников;

4. Обосновать организационно-педагогические условия использования сетевой информационной технологии в процессе гражданского образования учащихся старших классов;

5. Разработать и экспериментально проверить способы реализации сетевой информационной технологии гражданского образования в образовательных учреждениях.

Теоретико-методологическую основу составили исследования в области стратегии развития современного образования (Р.Ф.Абдеева, А.Е.Аб-рамешина, Д. Белл, М. В. Богуславский, Т. П. Воронина, А. А. Вербицкий, Я. Кузьминов, О. Е. Лебедев, А. М. Новиков, О. Н. Олейника, И. М. Реморенко, Б. Л. Рудник, А. Н. Тихонов, В. Г. Федотова и др.).

Труды педагогов и психологов (М.К.Акимова, Е. М. Борисова, Л. С. Выготский, И. В. Дубровина, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, В. И. Слободчиков, Д.Б.Эльконин), дали возможность определить ориентиры в возрастных характеристиках современного старшеклассника.

Вопросы реализации современных образовательных технологий и подходы к их описанию и классификации, нашедшие отражение в работах М. Е. Бершадского, Н. М. Воскресенской, Л. Ю. Гордина, В. В. Гузеева, Н. П. Дроздовой, Е. Г. Ефимовой, А. Н. Иоффе, Е. И. Казаковой, М.Ф.Колеснико-вой, В. М. Коротова, Б. Т. Лихачева, А. Н. Лутошкина, А. Ф. Никитина, Л. И. Новиковой, А. С. Прутченкова, А. Б. Резника, Г. К. Селевко, Т. В. Светенко, Я. В. Соколова, К. М. Ушакова, Г. Н. Филонова, И. Д. Фрумина, М. А. Шкробовой, Н. Е. Щурковой, позволили определить особенности их реализации в гражданском образовании старшеклассников.

Научные подходы к вопросам организации гражданского и правового образования, нашедшие выражение в трудах Т. В .Болотиной, Н. М. Воскресенской, О. С. Газмана, Б. С. Гершунского, Г. Я. Гревцева, Л. Ю. Гордина, Г. Б. Корнетова, Б. Т. Лихачева, О. В. Лебедевой, А. Н. Лутошкина, А. М. Новикова, Е. А. Певцовой, А. С. Прутченкова, И. Ю. Синельникова, Я. В. Соколова, И. В. Суколенова, А. Н. Фактора, Г. Н. Филонова, И. Д. Фрумина,.

И.Ф.Харламовой Н. В. Шелгунова, М. А. Шкробовой, Н. И. Элиасберг и других авторов, позволили определить необходимые ориентиры в развитии гражданского образования.

Вопросы сетевого взаимодействия, представленные в работах (С.М.Авдеева, А. И. Адамский, М. Кастеллс, М. А. Карпова, Н. В. Немова, Е. С. Полат, И. М. Реморенко и др.), позволили определить ориентиры в разработке сетевых технологий для современной школы.

Концептуальные подходы и принципы разработки и функционирования информационно-коммуникационной среды заложены в трудах ряда отечественных и зарубежных психологов, дидактов и методистов. Место и функции средств ИКТ в образовательной среде рассмотрены в работах Т. В. Габай, В. Г. Кинелева, Е. И. Машбица, И. В. Роберт, Е. С. Полат, Т. А. Сергеевой, Н. Ф. Талызиной, О. К. Тихомирова и др. Разработаны основные психологические и дидактические принципы построения учебных программных средств (М.М.Буняев, В. Я. Ляудис, Е. И. Машбиц Я.А.Пономарев, Е. В. Огородников, В. В. Рубцов, И. В. Роберт, Н. Ф. Талызина и др.).

Значимыми для нашего исследования явились работы, посвященные раскрытию понятия компетенций и компетентностного подхода в современном образовании (В.И.Байденко, В. В. Башева, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, А. Г. Каспржака, И. А. Колесниковой, И. И. Лукьяновой,.

A.К.Марковой, Ю. Мейер’а, К. Г. Митрофанова, А. М. Новикова, Дж. Равена,.

B.Рууса, И. Д. Фрумина, Б. И. Хасана, М. А. Холодной, А. В. Хуторского, П.Г.Щедровицкого).

Методы исследования определялись его целью, решением теоретических и практических задач. В ходе исследования использовались следующие методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научной и научно-методической литературы, структурно-функциональный анализ объекта и предмета исследованиясоциологические методы (опросы, анкетирование) — собеседование, интервьюирование, наблюдение, рефлексияобобщенияопытно-экспериментальная работа.

Основные этапы исследования:

I этап (2005;2006 гг.) характеризуется как поисковый, в ходе которого осуществлялось изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучались и анализировались теоретические и практические подходы к гражданскому образованию, формам, методам и технологиям его реализации. Определялась исходная позиция и цель исследования. Была сформулирована рабочая гипотеза, уточнялись задачи, разрабатывалась концепция исследования, проведен анализ проблемы с учетом основных тенденций развития гражданского образования в России.

II этап (2006;2007 гг.) — опытно-экспериментальный: в ходе опытно-экспериментальной работы была проверенна гипотеза, решались задачи исследования, осуществлен сбор, изучение, анализ и систематизация полученного материала, проводилось предварительное обобщение данных исследования.

III этап (2007;2008гг.) — корректировка научных позиций на основе результатов экспериментального исследования и аналитических материаловпрогнозирование новых направлений научно-исследовательской работылитературное оформление результатов исследования.

Базой исследования являлись общеобразовательная школа № 1246 с углубленным изучением английского языка г. Москва, гимназия № 1518 г. Москва, общеобразовательная школа № 75 г. Черноголовка Московской области, лицей № 6 имени А. С. Пушкина г. Одинцово Московской области и общеобразовательная школа № 2 г. Калининграда, учреждение дополнительного образования — Информационный центр г. Калининграда.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:

— обоснованы дидактические возможности современных подходов к гражданскому образованию школьников в образовательной практике, раскрывающие их особенности с позиции стратегических целей современного образования (информатизация и компетентностный подход) и основных задач, решаемых гражданским образованием;

— выявлена специфика технологий гражданского образования, адекватных особенностям современных старшеклассников, учитывающая социальный контекст, для которого характерны постоянные изменения образе жизни, а так же существование мощной международной молодежной субкультуры, возникшей под воздействием разнообразных глобальных коммуникационных технологий;

— определена педагогическая сущность сетевой информационной технологии гражданского образования старшеклассников, основу которой составляет подход, предполагающий создание активно взаимодействующих сообществ, а также уточнены принципы обучения, которые определяют направленность и реализацию нормативной функции содержания-, организации, условий использования сетевой информационной технологии, а также содержательно-целевой и организационно-деятельностный ее компоненты;

— обоснованы организационно-педагогические условия использования сетевой информационной технологии в процессе гражданского образования старшеклассников, включая специально структурированные тематические текстыметодику работы с использованием продуктивного мышлениясетевую консультационную педагогическую поддержку участников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны способы реализации сетевой информационной технологии гражданского образования старшеклассников в образовательном процессе.

Материалы исследования могут быть использованы и используются в педагогической практике образовательных учреждений, а также во время проведения занятий на курсах повышения квалификации в АПК И ППРО, на выездных семинарах с активом ученического самоуправления и детских и молодежных общественных организаций.

Основные положения и выводы проведенного исследования могут быть использованы при решении перспективных задач развития гражданского образования российских школьников.

Положения, выносимые на защиту:

1. Современные подходы к гражданскому образованию школьников (предметный, межпредметный, институциональный, проектный) обладают дидактическими возможностями, которые позволяли достигать основных целей гражданского образования. Но при этом все они имеют существенные ограничения для различных возрастных ступеней и обновленных задач, решаемых гражданским образованием в условиях модернизации всей системы образования. Прежде всего, они не находят место технологиям, формирующим у учащихся компетенции, которые рассматриваются в стремительно изменяющемся в мире как генерализированное умение, позволяющее человеку успешно жить и трудиться.

2. При осуществлении гражданского образования с его ценностными и целевыми установками на основе актуального содержания должны применяться активные и интерактивные технологии, адекватные особенностям современного школьника, позволяющие личности обучаемого становиться способной активно действовать, критически мыслить, самостоятельно приобретать необходимые знанияготовой к дальнейшему саморазвитию, самообразованию, взаимодействию и сотрудничеству.

3. Основу педагогической сущности сетевой информационной технологии гражданского образования старшеклассников составляет подход, предполагающий создание активно взаимодействующих друг с другом сообществ различного формата: а) по количеству участников взаимодействия (от 2 — 3 до нескольких тысяч членов сообществ) — б) по объединяющим их интересамв) по частоте и интенсивности взаимодействия (общения) и т. п.;

4. Сетевая информационная технология представляет собой взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга компоненты, позволяющие организовать и поддержать образовательный процесс на основе учебного структурированного противоречия в рамках тематики гражданского образования. Она включает в себя: а) учебные занятия, основным содержанием которых является работа с текстовыми материалами с использованием продуктивного мышленияб) сетевое взаимодействие на Форуме, представляющем специальное программное обеспечение для организации общения посетителей вебсайта, посвященного гражданской проблематикев) телеконференцию, осуществляемую на базе программно-технической среды, которая обеспечивает групповую коммуникацию и осуществляется между территориально распределенными участниками.

5. Основными организационно-педагогическими условиями эффективной реализации СИТ являются: структурированные тематические тексты по гражданской проблематикеметодика для обучения учащихся работе с текстами с использованием продуктивного мышленияподготовленные педагоги, способные реализовать данную технологию и выдержать требования к каждому элементумотивационная готовность учащихся к работе с сетевой информационной технологиейсетевая консультационная педагогическая поддержка участниковмониторинг за соблюдением основных правил участниками Форумавладение учащимися и педагогами базовыми навыками работы с компьютером, с сетью Интернет и пользования основным информационным ресурсом — форумом для дискуссийналичие пространства (помещения, аудитории) для организации работы в группахналичие Интернета в учебном заведении и Интернета дома у учащихся (учителей) — оборудование для проведения телеконференций.

Достоверность полученных результатов и выводов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, комплексом методов, адекватных целям и задачам исследования, опорой на эмпирические данные, их репрезентативностью и статистической значимостью. Выборка в исследовании составила 643 респондента из 6 образовательных учреждений.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, детском ВДЦ «Орленок» и в базовых образовательных учреждениях.

Диссертант выступал на научных конференциях и международных семинарах, включая: «Демократическая школа: образование, направленное на формирование демократической гражданственности и обучение в области прав человека» (Калининград, 2004, 2005 гг.) — «Межрегиональный гражданский марафон «Россия. Демократия. Образование» (Москва, 2004 г.) — «Европейский год гражданственности через образование» (Москва, 2005 г.) — «Моделирование социокультурных условий развития личности в мультикультур-ном пространстве» (Москва, 2005 г.) — Международной научно-практической конференции «Интеграционные процессы в образовании» (Москва, 2006 г.) — Всероссийская научно-практическая конференция «Оссовские педагогические чтения «Педагогическая наука и образование: проблемы, региональные особенности и перспективы развития» (Саранск, 2006 г.) — XI международной практической конференции аспирантов и соискателей «Философия современного образования и научная педагогическая мысли: от исследований к практике» (Москва, 2008 г.).

За период написания диссертации автор провел более 20 специализированных семинаров для руководителей образовательных учреждений, их заместителей и педагогических работников.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (312 источников на русском и иностранном языках) и приложений.

Выводы по второй главе.

Эффективность реализации сетевой информационной технологии зависит от полноты и четкого выполнения педагогических и организационных условий. В качестве этих условий выступали:

— Наличие подготовленных тематических текстов по актуальной тематике гражданского образования, задающие основное содержание, являющееся стрежнем технологии, которые разрабатывались с учетом общих требований, направленых на достижение основных целей технологии и дополнительных требований, учитывающих особенности старшеклассников.

— Наличие методики для обучения учащихся работе с текстами с использованием продуктивного (критического) мышления, методическая поддержка требовалась для раскрытия дополнительных педагогических смыслов, которые несет культура продуктивного (критического) мышления, составляющая основу при анализе текста. Рекомендации включали детальное пошаговое (11 шагов-этапов) изложение способов реализации технологии, входные и итоговые анкеты, поурочное планирование, систему разъяснений для учащихся различного уровня «продвинутости».

— Наличие подготовленных учителей, умеющих провести работу и выдержать ее последовательность и требования к каждому элементу. Роль педагога в большей степени заключается в модерации (модерировании). Особая роль в ходе реализации технологии отводилась педагогам, которые выступали модераторами форума.

— Мотивация учащихся на работу с сетевой информационной технологией, которая обеспечивалась учетом в технологии возрастных особенностей старшеклассников и их потребностей, а также была возложена на преподавателей и модераторов форума.

— Владение базовыми навыками работы с компьютером, с сетью Интернет и пользованием основным информационным ресурсом — форумом для дискуссий.

— Владение английским языком, общение на форуме осуществляется исключительно на английском языке, что позволяло учащимся отрабатывать коммуникативно-языковые компетентности, улучшая навыки письма и знания английского языка. Языковая подготовка в рамках технологии выступает как элемент коммуникации и расширения границ в понимании, видении разнообразного глобального мира, что очень важно при формировании гражданской позиции и развитии гражданского общества.

— Наличие сетевой консультационной педагогической поддержки участников форума по настройке и работе с основным сайтом.

— Проведение мониторинга за соблюдением основных правил форума участниками проекта, в процессе которого осуществлялся сбор и анализ информации, позволяющей оценить ход и результаты реализации технологии, выявить возможные недостатки и сбои ее внедрения (реализации), способные негативно повлиять на достижение основных целей проекта.

К организационным условиям отнесены:

— Наличие пространства (помещения, аудитории) для организации работы в группах— помещение приспособленное для проведения занятий с возможностью объединения участников в группы.

— Наличие Интернет в учебном заведении и Интернет дома у учащихся (учителей);

— Регистрация участников проекта на официальном сайте проекта и распределение личных Логинов и паролей для доступа в основной форум проекта.

— Информирование учителей участников проекта о нарушениях условий выполнения проекта, создании конфликтных ситуаций учащимися участниками проекта.

— Своевременное информирование учителей участников проекта о проведение обязательных уроков.

— Наличие оборудования для проведения телеконференций или возможность принять участие в конференции на базе центра гражданского образования.

— организационное сопровождение телеконференции.

В процессе реализации сетевой информационной технологии в образовательный процесс были определены и обоснованы факторы, позволяющие осуществить эффективное ее внедрение, такие как: понимание всеми субъектами образовательного процесса реальной ценности сетевой информационной технологиикачественная техническая и технологическая проработанность внедрения СИТналичие четко поставленных целей, направленных на решение проблемготовность исполнителей к изменениям.

Реализация технологии на экспериментальных площадках осуществлялась посредством отработки трех компонент: работы с текстовыми материалами, сетевого взаимодействия на форуме и телеконференции.

Реализация сетевой информационной технологии гражданского образования старшеклассников возможна двумя основными способами: типовым (основным) и дополнительным, существенное различие которых заключается в последовательности использования компонентов СИТ: а) учебное занятие, б) форум, в) телеконференция. Их совокупность, распределенная во времени и выстроенная в определенной последовательности, представляет СИТ, которая прошла внедрение в образовательных учреждениях и подтвердила выдвинутую гипотезу исследования.

Заключение

.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы:

1. Современные подходы к гражданскому образованию школьников (предметный, межпредметный, институциональный, проектный) обладают определенными дидактическими возможностями, которые позволяли ранее и позволяют в настоящее время достигать основных целей гражданского образования. Но при этом все они имеют существенных ограничения для различных возрастных ступеней и обновленных задач, решаемых гражданским образованием в условиях модернизации всей системы образования. Прежде всего, они не находят место технологиям, позволяющим формировать у учащихся компетенции, которые рассматриваются в стремительно изменяющемся в мире как генерализированное умение, позволяющее человеку успешно жить и трудиться.

2. Специфика технологий гражданского образования, адекватных особенностям современных старшеклассников и учитывающих социальный контекст, для которого характерны постоянные изменения в технологиях и образе жизни, а так же существование мощной международной молодежной субкультуры, возникшей под воздействием глобальных коммуникаций, заключается в необходимости применения активных и интерактивных методов и приемов, позволяющих личности обучаемого становиться способной активно действовать, критически мыслить, самостоятельно приобретать необходимые знанияготовой к дальнейшему саморазвитию, самообразованию, взаимодействию и сотрудничеству.

3. Педагогическую сущность сетевой информационной технологии (СИТ) гражданского образования старшеклассников составляет сетевой подход, предполагающий создание активного взаимодействия сообществ. СИТ опирается на принципы обучения, которые определяют направленность и реализацию нормативной функции содержания, организации и условий, необходимых для ее использования. Структура технологии раскрывается посредством содержательно-целевого и организационно-деятельностного компонентов, каждый из которых имеет свое содержание и логику развертывания в процессе реализации.

4. Сетевая информационная технология — это интерактивная технология представляющая собой совокупность способов и методов организации обучения, направленная на достижение планируемых результатов, основу которой составляют сетевое взаимодействие и сетевые сообщества, использующие специальные технические информационные средства.

5. Условия эффективного использования сетевой информационной технологии в процессе гражданского образования старшеклассников включают: а) педагогические: структурированные тематические тексты, методику для обучения учащихся работе с текстами с использованием продуктивного мышленияподготовленных педагогов, способных реализовать технологию и выдержать требования к каждому элементумотивационную готовность учащихся к работе в сетисетевую консультационную педагогическую поддержку участниковмониторинг за соблюдением основных правил работы на форумевладение учащимися и педагогами базовыми навыками работы с компьютером, в сети Интернетб) организационные: наличие пространства (помещения, аудитории) для организации работы в группахналичие Интернета в учебном заведении и Интернета дома у учащихся (учителей) — оборудование для проведения телеконференций.

6. Реализация сетевой информационной технологии гражданского образования старшеклассников возможна двумя основными способами: типовым (основным) и дополнительным, существенное различие которых заключается в последовательности использования компонентов СИТ: а) учебное занятие, б) форум, в) телеконференция. Их совокупность, распределенная во времени и выстроенная в определенной последовательности, представляет СИТ, которая прошла внедрение в образовательных учреждениях и подтвердила выдвинутую гипотезу исследования.

Данное исследование не исчерпывает всех аспектов сложной научной проблемы использования сетевых информационных технологий в гражданском образовании школьников. За рамками данного исследования остались вопросы психического и физического здоровья старшеклассников при использовании информационных ресурсов, вопросы права защиты интеллектуальной собственности и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.М. Информационные технологии как средство трансформации школы. И. Д. Фрумин, Авдеева С. М., Васильев К. Б. — М.: Информационное общество, 2005, вып. 4, С. 20−23.
  2. .Л., Агранович В. Б. Системное проектирование содержания инновационного образования. VIII международный форум «Высокие технологии XXI века». Москва, МВТУ им. Н. Э. Баумана, 27 апреля 2007 г., С. 14−24.
  3. А.И. Проект «Эврика»//Российское образование. Сетевой подход. Сборник статей. Совместный выпуск ж-ла «На стороне подростка». № 3 и газеты «Сельская школа со всех сторон». — № 9−10. — 2003 г., С.101−105.
  4. М.К. Особенности умственного развития учащихся старшего подросткового возраста // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. М., 1984
  5. А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» // Дистанционное образование, 1997 № 4 — С. 16−19.
  6. А.А., Барабанщиков А. В. Педагогическая модель компьютерной сети // Педагогическая информатика № 2, 1995 г., С. 75−78.
  7. А.А., Меркулов В. П., Тараканов Г. В. Современные телекоммуникационные системы в образовании // Педагогическая информатика № 1, 1995 г., С. 55−63.
  8. А., Симоненко П., Болотина Т., Спасская В. Концепция гражданского образования. Проект // Гражданское образование в российской школе / Сост. Т. И. Тюляева. М.: ООО «Издательство «Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2003. — 605 с. — С. 73 — 106.
  9. A.M. Педагогические условия гражданского воспитания учащихся: (на примере школы русской национальной культуры): Дисс. канд. пед. наук. Кемерово, 2000. — 206 с.
  10. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований (дидактический аспект). М.: Педагогика, 1982. — 191с.
  11. Балакирев Е Сага о Системе//Российское образование. Сетевой подход. Сборник статей. Совместный выпуск ж-ла «На стороне подростка». -№ 3 и газеты «Сельская школа со всех сторон». № 9−10. — 2003 г, С.126
  12. М.М. К философии поступка /М.М.Бахтин //Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. — 1991. -№ 1. — С. 63. 164
  13. В.В., Фрумин И. Д. Проблемно-рефлексивный подход в об-ществознании: Учебно-методическое пособие. М.: МИРОС, 2002. — 176 с.
  14. Н.П. Система патриотического воспитания в народной педагогике казачества: история и современность: Дисс. канд. пед. наук. -Владикавказ. 2005 184 с.
  15. С.И. Влияние педагогических факторов на гражданскую активность школьников в России второй половины XIX начала XX веков: Автореф. д-ра пед. наук. — Курск — 2007, 43 с.
  16. А. В. Социально-педагогические основы формированиягражданственности учащейся молодежи: Автореф. д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1988, 42 с.
  17. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: Ин-т проф. обр. РАО, 1995. — 336 с.
  18. В.П. Персонифицированное образование и обучение как естественная организация просвещения // Магистр. 1998.- № 6.- С. 4864.
  19. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  20. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно-методическое пособие М.: Высшая школа, 1989. — 144 с.
  21. Н. Г. Экологическое образование обучающихся как средство формирования гражданственности: Дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 2005 — 215 с.
  22. B.C. Диалог культур и школа XXI века // Школа диалога культур: идеи, опыт, проблемы / Под ред. B.C. Библера. Кемерово: АЛЕФ, 1993.4, С. 11
  23. B.C. Культура: Диалог культур /В.С.Библер //Вопросы философии. 1989. -№ 6.
  24. В.И. Лекции по основам конструирования современных педагогических технологий. М., 2001. — С.14−16.
  25. М.В. Методология и технологии образования Текст.: (ист.-пед. контекст) / М. В. Богуславский — Рос. акад. образования, Ин-т теории и истории педагогики, Лаб. методологии ист.-пед. исслед. М.: ИТИП, 2007. — 235 с.
  26. М.В. Модернизация российского образования: проблемы и решения / М. В. Богуславский, К. Е. Сумнительный. М., 2004. — 96 с
  27. М.В. Реформы Российского образования блеф или реальность?: О реформе образования 80−90-х гг. в Рос. Федерации. / М.В.
  28. Богуславский, Фишер М. И. // Мир образования. 1996. — N 4. — С. 21−23.
  29. Т.В. Гражданское образование: методология, содержание и методы обучения. М.: АПКиПРО, 2002 — 166с.
  30. Т.В. Европейский год гражданственности через образование 2005, жить и учиться демократии. М.: АПКиПРО, 2005. — 59 с.
  31. Т.В. Образование, направленное на воспитание демократической гражданственности 2001−2004 М.: АПКиПРО, 2005. — 46 с.
  32. Т.В. Обучение школьников правам ребенка: содержание, методы обучения. Методическое пособие для преподавателей курса «Права ребенка». М.: АПКиПРО, 2002. — 78 с.
  33. В.А. Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования // Основы государства и права. 2003, № 3. -С.50−52.
  34. JI.K. Формирование информационной культуры старшеклассников и ее преемственность: Дисс. канд.пед.наук. Карачаевск, 2005. — 166с., С. 4.
  35. Н.В. Образовательный стандарт Европейской школы С.Петербурга: Европейс. шк.-гимназия «Альма-Матер» Санкт-Петербурга. / Н. В. Бочкина // Образовательные стандарты. СПб., 1995. — С. 98−103
  36. К. В. Система военно-патриотического воспитания старшеклассников средствами клубной работы: Дис. канд. пед. наук. Уфа, 2005. — 202 с.
  37. И. В. Формирование гражданских ценностных ориен-таций старшеклассников в образовательном процессе: Дис. канд. пед. наук. Киров, 2005.-197 с.
  38. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1991.
  39. В. Н. Система гражданского воспитания личности в школе этнокультуры: Дис. канд. пед. наук. Новочеркасск, 1999 — 181 с.
  40. О.И. Развитие идей гражданского воспитания подрастающего поколения (историко-педагогический аспект): Дис. канд. пед. наук. -М., 1991.-187с.
  41. Н.М. Гражданское образование. Сборник материалов разработанный под эгидой Совета ЕвропьА под. Ред. Н. М. Воскресенской, И. Д. Фрумина М., 2000 — 151с.
  42. Н.М. Опыт разработки стандартов образования в зарубежных странах // Вопросы образования. 2004, № 3. — С. 143−161.
  43. JI.С. Педагогическая психология / Под. ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 479с.
  44. О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике своды. М.: Мирос, 2002. — 294с.
  45. Т.Г., Заир-Бек С.И., Загашев И. О. и др. Современный студент в поле информации и коммуникации. С-Пб., 2000.
  46. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
  47. .С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры. М.: 1997.
  48. Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. — М., 1971
  49. Граждановедение. Методическое пособие к учебнику Я. В. Соколова, А. С. Прутченкова. М.: Дрофа, 1999, 192с
  50. Гражданское образование в России и зарубежных странах: состояние и тенденции развития: коллективная монография /Под ред. М. П. Пальянова Томск, 2007. — 264с.
  51. Г. Я. Гражданское воспитание как фактор социализации школьников: Автореф. канд. пед. наук: 13.00.01 Москва, 2006. — 22с.
  52. Г. Я. Формировать культуру общения, гражданские качества: педагогические условия эффективного осуществления гражданского образования: (Из опыта работы) // Учитель. 2000. — N 1. — С. 28−32.
  53. С.Г., Гриншкун В. В., Краснова Г. А. Основные принципы и методики использования системы порталов в учебном процессе. // В сборнике научных статей «Интернет-порталы: содержание и технологии». Выпуск 2. М.: Просвещение, 2004. — С. 56−84.
  54. С.И., Демина Л. Д. Психолого-социальные основы социальной педагогики. Барнаул: Изд-во АГУ, 1996. — 173с.
  55. В.В. Восемь мифов технологического подхода в образовании // Журнал руководителя управления образованием. 2008. — С. 41−48.
  56. В.В. Интегральная образовательная технология. М.: Знание, 1999.-158 с.
  57. В.В. Консультации: технология ТОГИС // Педагогические технологии. 2007. — № 3. — С. 115−119.
  58. В.В. Образовательная технология ТОГИС обучение в глобальных информационных сетях // Школьные технологии. — 2000. — № 5. -С.243−248.
  59. В.В. Образовательная технология ТОГИС ресурсное обеспечение // Школьные технологии. — 2001. — № 1. — С. 159−165.
  60. В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. М.: Сентябрь, 1996. 112 с.
  61. В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2004. -128 с.
  62. В.В. Развитие образовательной технологии. М.: Знание. 1998.-69 с.
  63. В.В. Системные основания интегральной образовательной технологии: Автореф. на соиск. докт.пед.наук. М., 1999, С. З
  64. В.В. Теория и практика интегральной технологии. — М.: Народное образование, 2001. — 224с.
  65. В.В. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС. М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 208 с.
  66. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 224 с.
  67. А.Б., Пронькин В. Н., Элиасберг Н. И. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Книга для преподавателя. Т. 1: Учеб.-метод. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ин-та права им. принца П. Г. Ольденбургского, 2000. — 320 с.
  68. . Образование: необходимая утопия // Педагогика. -1998. № 5. -С. 32.
  69. И.Д. Корчаковская прививка от равнодушия. //Российское образование. Сетевой подход. Сборник статей. Совместный выпуск ж-ла «На стороне подростка». № 3 и газеты «Сельская школа со всех сторон». — № 9−10. — 2003 г., С.94
  70. Дистанционное обучение и новые технологии в образовании — М.: Изд. Моск. Гос. Социальный университет, 1995. С. 54.
  71. Дистанционное профессиональное обучение: технологии, организация, практика / Под ред. Дятлова В. А. М.: Академия, 1998. — 147 с.
  72. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения -М.: Просвещение, 1987 г.
  73. Н.П., Ефимова Е. Г., Колесникова М. Ф. Активные методы обучения: Программа и учебные материалы курса / Под ред. Ф.-Й.Кайзера, Г. Г. Богомолова, Ц.Забова. СПб., 2000. — 142с.
  74. И.В. Практическая психология образования. — М.: МПСИ, 2000.-384с.
  75. И.М. Педагогические условия формирования гражданской активности во внеклассной деятельности старшеклассников: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1991 — 186 с.
  76. , М.Е., Дуранов, И.М., Жернов, В.И. Профессионально-педагогическая компетентность учителя и проблемы воспитания и развития личности учащегося. Челябинск-Магнитогорск: МГПИ, 1996. — 129 с.
  77. Дж. Демократия и образование / Пер с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. 384 с.
  78. Дж. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим.) / Пер. с англ. Н. М. Никольской. Редакция Ю. С. Рассказова. М.: Изд-во «Лабиринт», 1999. — 192 с.
  79. Е.Р. Воспитание гражданственности у подростков в условиях общеобразовательной школы на материале дисциплин социально-гуманитарного цикла: Дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2006. — 196 с.
  80. С. Использование интерактивных (диалоговых) технологий обучения в процессе творческого саморазвития личности учащихся /С.Еримбетова, А. Маджуга, Б. Ахмстжан //Алма Матер: Вестник высшей школы. 2003. — № 11. — С. 48
  81. И., Заир-Бек С. Критическое мышление: технология развития. С.-Пб.: Издательство «Скифия» & «Альянс-Дельта» — 284 с
  82. В.К. Чему учить? Вопрос, который по-прежнему остался без ответа. //Российское образование. Сетевой подход. Сборник статей. Совместный выпуск ж-ла «На стороне подростка». № 3 и газеты «Сельскаяшкола со всех сторон». № 9−10. — 2003 г., С. 15
  83. Т. Б. Актуализация толерантных свойств личности в образовательном процессе: Дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005 — 232 с.
  84. В.А. Военно-патриотическое воспитание подростков в государственных учреждениях дополнительного образования: Дис. канд. пед. наук. СПб., 2005 — 177 с.
  85. И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / И. Г. Захарова. 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 192с.
  86. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // WWW.rsuh.ru./ 2006.
  87. И.А. Компетентность человека новое качество результата образования. «Проблемы качества образования». — М.-Уфа, 2003
  88. В.П. Дистанционное образование: к постановке проблемы // Педагогика, № 2, 2000. С. 23−34
  89. Н.Н. Как руководить педагогами: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Н. Н. Зубов М.: АРКТИ, 2002. — 144с.
  90. Д.И. Школа больше чем школа//Российское образование. Сетевой подход. Сборник статей. Совместный выпуск ж-ла «На стороне подростка». № 3 и газеты «Сельская школа со всех сторон». — № 9−10. — 2003 г., С.16
  91. Т. М. Воспитание гражданственности студента в образовательном процессе: Дис. канд. пед. наук. Оренбург, 2005. — 191 с.
  92. В.Г. Современные молодежные движения как средство гражданского воспитания старших школьников: Дис. канд. пед. наук. СПб., 2005 -205 с.
  93. А.Н. Методические материалы по гражданскому образованию. М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2003. — 240 с.
  94. А.Н. Методические приемы в гражданском образовании. -Тольятти: издательство Фонда «Развитие через образование», 1999. 38с.
  95. А.Н. Теоретические аспекты методики преподавания и практические рекомендации для преподавателей на примерах гражданского образования. М., 2008.
  96. А.Н., Пахомов В. П. Современная технология гражданского образования. Самара: Изд. СИПКРО, 2000. — 49 с.
  97. А.Н. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под редакцией Н. Воскресенской и С.Шехтера. При участии А. Иоффе и Ч.Уайта. М.: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», Фонд «Сивитас», 2005. — 184с., С.60−63.
  98. Е.И. Методическое пособие для преподавателей. М.: НФПК, ООО «Миралл», 2005. — 248с.
  99. Е.И. Проблемы подростков или проблемы с подростками? HTTP:/AVWW.ALTRUISM.RU/SENGINE.CGI/5/7/8/l/3
  100. В.А., Балафанов Е. К. О разработке международных стандартов в области дистанционного образования // Дистанционное образование. 1997 -№ 4- С. 13−15.
  101. Е.Г. Дебаты как средство формирования коммуникативной компетентности педагогов в процессе повышения квалификации: Дис. канд. пед. наук. Москва, 2007 — 198 с.
  102. М.А. Сетевое образовательное сообщество //Российское образование. Сетевой подход. Сборник статей. Совместный выпуск ж-ла «На стороне подростка». № 3 и газеты «Сельская школа со всех сторон». — № 910.-2003 г., С. 96.
  103. В. А. Современное воспитание: многомерный подход: В условиях реформы сред, шк. / В. А. Караковский // Изв. Рос. акад. образования. 1999. — N 2. — С. 65−68
  104. А.Г., Шаповал В. В., Венгер А. Л. и др. Оценка качества школьного образования (анализ результатов международных исследований PISA), под ред. Каспржак А. Г., Поливановой К. Н. М.: Сентябрь, 2007. -192с.
  105. А.Г., Логинова О. Б., Поливанова К. Н. Стандарт образования: история разработки и итоги // Вопросы образования. 2004. № 3., С. 24−43.
  106. А. В. Педагогические условия воспитания гражданской ответственности будущих сотрудников органов внутренних дел: Дис. канд. пед. наук. Липецк, 2005 286 с.
  107. Д. В. Формирование гражданской позиции старшеклассников в обучении гуманитарным дисциплинам: Дис. канд. пед. наук. — Волгоград, 2005 208 с.
  108. Л.А. Педагогическая технология в воспитательной системе В.Н.Сороки-Росинского /Л.А.Кирсанова //История педагогической технологии /под ред. М. Г. Плохова, Ф. А. Фрадкина. М., 1992., С. 59.
  109. В.М. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии: Анализ зарубежного опыта. — Рига: Пед. центр «Эксперимент», 1995. 176 с.
  110. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. -М., 1989.
  111. М. Эволюция идей во времени. //Российское образование. Сетевой подход. Сборник статей. Совместный выпуск ж-ла «На стороне подростка». № 3 и газеты «Сельская школа со всех сторон». — № 9−10. -2003 г., С. 120.
  112. В. А. Радионова Н.Ф. Тряпицина А. П. Направления модернизации педагогического образования // Модернизация педагогического образования в Сибири: проблемы и перспективы. 4.1: Сборник научных статей. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002.
  113. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002. — 368 с.
  114. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самопознание. М., 1984.
  115. Конвенция о правах ребенка (извлечения). Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 44/25 от 20 ноября 1989 г. //Образование и пра-вовоепросвещение в области прав человека. Сборник документов
  116. Н.И. Словарь справочник по психологии / Н. И. Конюхов -М.: Мысль, 1996.
  117. Г. Б. Очерки истории педагогической мысли и образования за рубежом с древнейших времен до начала XIX столетия: Учебное пособие. М.: АСОУ, Золотая буква, 2006. — 246 с.
  118. Г. Б. Реформаторы образования в истории западной педагогики: Учеб. Пособие. М.: АСОУ, 2007. — 168 с.
  119. A.M. Компьютерное обучение система и среда / A.M. Коротков // Информатика и образование. 2000. — N 2. — С. 34−38
  120. Коротов В. М Развитие идей А. С. Макаренко в теории и методике воспитания / Под ред. В. М. Коротова- АПН СССР, НИИ общ. пробл. Воспитания. М.: Педагогика 1989.-319с.
  121. Н.В. Инновационные тенденции в сфере молодёжного досуга в современной России: Автореф. канд. социол. наук. Ставрополь, 2003, 22 с.
  122. В. В. Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с.
  123. Н. Ф. Формирование гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе изучения общественных дисциплин: Дис.. канд. пед. наук. Киров, 2005 — 214 с.
  124. Н.Б. Образование как эволюция открытой системы. //Российское образование. Сетевой подход. Сборник статей. Совместный выпуск ж-ла «На стороне подростка». № 3 и газеты «Сельская школа со всех сторон». — № 9−10. — 2003 г
  125. Н.П. Фрунзенская коммуна: торжество и драма свободного братства. //Российское образование. Сетевой подход. Сборник статей. Совместный выпуск ж-ла «На стороне подростка». № 3 и газеты «Сельская школа со всех сторон». — № 9−10. — 2003 г., С.115
  126. И.Ю. Социализация молодёжи на рубеже веков: региональный аспект: Автореф. канд. культурологии. Краснодар, 2003, 22с.
  127. JI.B. Рыбинский Е. М., Несмеянова М. И. Государственная социальная политика в интересах детей // Социологические исследования. 1998. № 12.-С. 79−82.
  128. JI.B. Становление и развитие гражданского воспитания в России: Автореф. канд. пед.наук. М., 2006, 23 с.
  129. И. М. Реализация демократических принципов в управлении общим и профессиональным образованием за рубежом: Дис.. д-ра пед. наук. — Москва, 2004 359 с.
  130. М.П. ИКТ-компетентность педагогических кадров. Монография. — Омск: изд-во ОмГПУ, 2007. — 143 с.
  131. М.П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования. Монография. — Омск: изд-во ОмГПУ, 1999. —294 с.
  132. О.В. Гражданское образование в России (историко-педагогическое исследование): Дис. канд. пед. наук. М., 2005 г.
  133. Левитес Д. Г Практика обучения: современные образовательные технологии. Москва-Воронеж, 1998 — 149 е., С.288
  134. Д.Г. Российская школа вчера, сегодня и завтра: документы и комментарии. М.: МПСИ, 2008. — 112с.
  135. Д.Г. Теоретические основы моделирования образовательных технологий в условиях последипломного образования педагогов: Автореф. д-ра пед.наук. С-Пб., 1998, С.22
  136. А.Н. Дискуссия о проблемах деятельности // Деятельно-стный подход в психологии: проблемы и перспективы. Под ред. В. В. Давыдова и др. М., 1990
  137. Г. М. Патриотическое воспитание допризывной молодежи в центрах, объединениях и клубах: Дис.. канд. пед. наук. Москва, 2005 — 206 с.
  138. .Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. (Теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в Россиив XIX и XX веках) Самара. 1997 г. — 84 с.
  139. .Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев.- М., 1996.- С. 28−31- 33, 35−36.
  140. A.M. Узлы культуру и педагогики. //Российское образование. Сетевой подход. Сборник статей. Совместный выпуск ж-ла «На стороне подростка». № 3 и газеты «Сельская школа со всех сторон». — № 9−10. — 2003 г., С.10
  141. А. Н.Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организационной работы Рига: Звайгзне, 1984 — 155 с.
  142. Мазыр 3. С. Формирование гражданской компетенции учащихся в процессе обучения в школе: Дис. канд. пед. наук. Самара, 2005. — 176 с.
  143. А.С. Воля, мужество, целеустремленность. М., Соч. Т. 5, С. 424−425
  144. А.С. Воспитание гражданина. М.: Просвещение, 1988.-304 с.
  145. И. В. Развитие демократических тенденций в отечественном образовании в конце XIX первом двадцатилетии XX в.: Дис.. канд. пед. наук. — Ижевск, 2005 — 208 с.
  146. .Ю. Развитие опыта гражданского воспитания молодежи в США и в России (80-е годы XX начало XXI века): Дис.. канд. пед. наук. — Ставрополь, 2005 — 200 с.
  147. С. В. Теория и практика патриотического воспитания (Содержание, принципы, технологии): Дис.. канд. пед. наук. Владикавказ, 2000- 147 с.
  148. Э.А. Воспитание гражданской зрелости у учащихся старшего школьного возраста: Дис. канд. пед. наук. М., 1967. -276 с.
  149. Маркова А. К Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
  150. Д.А. Выступление на Общероссийском гражданскомфоруме http://www.edinros.ru/news.html?id=126 928, http://www.edinoros-ural.ru/rech/rech43 .html
  151. К.Г. Общение в процессе деятельности // Деятельность, игра, общение в развитии коллектива и формировании личности школьника. М., 1983.
  152. К.Г. Педагогические аспекты исследования развития самосознания старшеклассников // Педагогический опыт как источник психолого-педагогических знаний о коллективе и личности школьника. М., 1986.
  153. К.Г. Как правильно написать реферат и эссе по истории — М.: Новый учебник 64 с.
  154. В. М. Монахов Н.В., Технологизация школьного образования // Творческая педагогика. 2006, № 2
  155. Московский подросток какой он? Самостоятельная личность или продукт современно социума? И. А. Максимова, М. И. Фёдорова. М.: 2004 г -127с. С. 4.
  156. Мурюкина Е. В. Формирование медиакультуры старшеклассников (на материале кинопрессы): Дис.. канд. пед. наук. Белгород, 2005 — 186 е., С.5
  157. С.А., Соловьева А. А. Современные инновационные технологии обучения. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008 — 360с.
  158. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справочное пособие /под ред. Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько и др. М.: Высшая школа, 1996. — 522 с
  159. Н.В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников. Учебно-методическое пособие. М.: АПКиПРО, 2003.-68 с.
  160. А.Ф. Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008 — 205с.
  161. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (деловые советы). М.: АЛО РАО, 1998. -134 с.
  162. A.M. Постиндустриальное образование. М.: Издательство «Эгвес», 2008. — 136с.
  163. A.M. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. М.: «Эгвес», 2000. — 272 с
  164. A.M. Профессиональное образование России. Перспективы развития. М.: ИЦПНПОРАО, 1997. — 254 с
  165. А.Е. Интерактивная технология гражданского обучения старшеклассников// Сибирский учитель. № 3 (51), 2007 г., С. 44−50
  166. А.Е. Технология делиберации в рамках элективных курсов в профильном обучении//Профильная школа. № 3, 2007, С. 48−56
  167. Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. М.: АПКиПРО, 2002. — 112 с.
  168. Т.Г. Теоретические основы экспертизы инновационной деятельности в образовании: Дис.. д-ра пед.наук. М., 2006 г., С. 32, С. 6263.
  169. В.И. Компетентность как социальный феномен // Инновационные процессы в повышении профессиональной компетентности организаторов народного образования / Ред. Б. П. Тонгоногая. СПб.: Ин-т образования взрослых РАО. — 1994. — С.7−10
  170. Опросы «Интернет в России / Россия в Интернете». Выпуск 20. Лето 2007 www.fom.ru
  171. И.Г. Основы теории «системы без границ. «//Российское образование. Сетевой подход. Сборник статей. Совместный выпуск ж-ла «На стороне подростка». № 3 и газеты «Сельская школа со всех сторон». — № 9−10.-2003 г., С. 29.
  172. А.П., Громова Л. А., Богачек И. А., Абчук В. А. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям /Под ред. Соломина В. П. Сп-б.: Питер, 2004. — 240 е., С. 40.
  173. С.В. Теоретические основы разработки и использования средств информационных и коммуникационных технологий в личностно ориентированном обучении: (На примере общепроф. дисциплин техн. вузов): Автореф. д-ра пед. наук. М., 1998. — 42 с.
  174. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей /под общей ред. В. С. Кукушкина. Серия «Педагогическое образование». Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002 г. — 320с., С. 87
  175. А. П. Научно-методическое обеспечение подготовки школьных модераторов в системе дополнительного профессионального образования: Дис.. канд. пед. наук. Белгород, 2002 — 231 с.
  176. А.Ю. Компетентностный подход в непрерывной подготовке инженерно-педагогических кадров: Дис.. д-ра пед.наук. Киров, 2005
  177. Письмо Министерства образования РФ № 13−51−08/13 от 15.01.2003 г. «О гражданском образовании учащихся образовательных учреждений РФ».
  178. Е.С. Дистанционное обучение организационный и педагогический аспекты / Е. С. Полат // Информатика и образование. 1996. — N 3. -С. 87−91.
  179. Е.С. Роль и место телекоммуникаций в системе школьного образования / Е. С. Полат // Телекоммуникации в образовании. М., 1995. — С. 5−9
  180. Попов В. Б. Основы информационных и телекоммуникационных технологий. Сетевые информационные технологии: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2005. — 224 е., С. 12
  181. Пособие по гражданскому образованию. Сборник материалов разработанных под эгидой Совета Европы. Под редакцией Н. Воскресенской, И. Д. Фрумина. М., 2000 — 151 с.
  182. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2001 г. N 630 http://www.ed.gov.ru/ntp/fp/pfzp/
  183. Практика обучения: современные образовательные технологии. -Москва-Воронеж, 1998 -288с., С. 149
  184. В.И. Коллективный интеллект заменяет учителя. //Российское образование. Сетевой подход. Сборник статей. Совместный выпуск ж-ла «На стороне подростка». № 3 и газеты «Сельская школа со всех сторон». — № 9−10. — 2003 г., С.113
  185. А.С. Игровая технология воспитания школьников: Учебный курс. М.: ИПКиПРО МО, 1999. — 24с.
  186. А.С. Теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников: Автореф. д-ра пед.наук. М., С. 18
  187. А.С. Учим и учимся играя (Игровая технология экономического воспитания школьников). М.: МПА, 1997. — 320 с.
  188. А.С., Новикова Т. Г. Технология подготовки и реализации социальных проектов. Учебно-методическое пособие. М.: АПКиП-ПРО, 2005.- 104 с.
  189. Путеводитель по дебатам / Дебаты: Учебно методический комплект / Под общей ред. Л. А. Бабайцевой. М.: «Российская политическая энциклопедия» РОССПЭН, 2002. — 104с.
  190. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.- Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. — 303 е.: ил. — 146 с.
  191. Расширение возможностей и развитие способностей молодежи. Новые задачи среднего образования. Пер. с англ. М.: «Весь мир». — 2006. -273 е., С. 107
  192. Р.С. Интерактивные технологии обучения как средство развития творческих способностей студентов 13.00.01 общая педагогика, история педагогики и образования: Дисс. кандид. пед. наук — Казань — 2007, С. 18.
  193. Реализация прав детей: возможности демократического школьного климата: Сборник учебно-методических материалов / Отв. ред. Т. В. Болотина Т.В. М.: АПКиПРО, 2003. — 177 с.
  194. И.М. На путях к сетевому управлению.//Российское образование. Сетевой подход. Сборник статей. Совместный выпуск ж-ла «На стороне подростка». № 3 и газеты «Сельская школа со всех сторон». — № 9−10.-2003 г., С. 18
  195. И.М. Разное управление для разного образования. -СП.- б.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005. 368 е., С.278
  196. Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация /Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002. — 320 с.
  197. И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). — М.: ИИО РАО. -2007,
  198. И.В., Распределённое изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование. 2001 г., № 5,
  199. И.В., Самойленко П. И. Информационные технологии в науке и образовании. / Учебно-методическое пособие. М.: Московский государственный заочный институт пищевой промышленности Министерства общего и профессионального образования РФ, 1999 г.
  200. Д.В. Службы примирения в системе школьного самоуправления II Вестник восстановительной юстиции». 2002. № 4. — С. 12.
  201. И. В. Содержание и методы гражданского образования учащейся молодежи в США: Дис. канд. пед. наук. — Тула, 2005 170с.
  202. К., Фрейберг Дж. Свобода учиться. / Пер. с англ. М.: Смысл, 2002. — 507 с .
  203. К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / Пер. С англ. М. Злотник. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 416 с.
  204. Российская педагогическая энциклопедия. — М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», в 2-х томах, т.2, 1993, 810 е., С. 191, с. 555
  205. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1984. — 1419с.
  206. В.В. Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования // Сборник статей под редакцией В. В. Рубцова. Москва, 1996.
  207. В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения // Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика, 1987.— 160 с
  208. В.В. Основы социально-генетической психологии // М.: Издательство «Институт практической психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 384 с.
  209. А.И. Психологическое здоровье школьника. Учебно-практическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2006 — 64с.
  210. Е.В. Дебаты как педагогическая технология. «Парламентские дебаты» ./Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного циклов. М.: «Русское слово», 2007, 136 е., С.34
  211. Т.В. Путеводитель по дебатам / Дебаты: Учебнометодический комплект / Под общей ред. Л. А. Бабайцевой. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. — 144 с.
  212. С.С. Современные информационные технологии. — М., 1989 г.
  213. Г. К. Воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 320 с.
  214. Г. К. Опыт системного анализа современных педагогических систем // Школьные технологии. 1996. — № 3.
  215. Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М: НИИ школьных технологий, 2005. — 203 е., С.57
  216. Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л. М. Семенюк- Ред. Д. И. Фельдштейн- Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т М. Ин-т практ. психологии Воронеж НПО «МОДЭК» 1996 96с.
  217. Л.М. Психология гражданской активности: особенности, условия развития.: Дис. канд. псих. Наук. Москва, 2007 — 198 с.
  218. В.В. Личностно-ориентированное образование /В.В.Сериков //Педагогика. 1994. -№ 5. — С. 16−20
  219. Сетевое открытое образование. М.: Эврика, 2003. — 112 с.
  220. Сетевое партнёрство в образовании. М.: Эврика, 2004. — 144 с.
  221. П.П. Развитие региональной системы гражданского образования школьников: Дисс. канд. пед. наук. — Москва 2006, 23 с.
  222. И.Ю. Теоретические основы гражданского воспитания в российской педагогике конца XIX начала XX вв. (М., 2001): Дис. канд. пед. наук. — М., 2007. — 198 с.
  223. Ситуационный анализ или анатомия кейс-метода / Под ред. Д-расоциологических наук, профессора Сурмина Ю. П. Киев: Центр инновации и развития, 2002. — 286с., С. 118.
  224. В.А. Педагогические технологии производственного обучения /В.А.Скакун. М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, 2003. — 54 с.
  225. М.Н. Проблемы современной дидактики. 2 -е изд. М.: Педагогика, 1984. — 96 с.
  226. В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития//Вопросы психологии. № 2 1991 с. 38.
  227. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии: Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995.
  228. Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла. М.: ООО «ТИД «Русское слово — РС» 2007. — 136 с.
  229. Н.Е., Хагуров Т. А. Агрессивность и маргинальность -характерные черты кризисного общества. / Под общ. ред. А. А. Хагурова -Краснодар, 2000 г.
  230. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М.: 2001 -101 с.
  231. А.П. Модернизация общего образования: управление современной школой: Книга для администраторов школы / Под редакцией В. В. Лаптева, А. П. Тряпициной СПб.: Изд-во «Союз», 2002.
  232. А.Н. Школа самоопределения: первый шаг. М., Ч. I, II / Под ред. А. Н. Тубельского. — М., 1991.
  233. К. М. Подготовка управленческих кадров образования. -М.: Сентябрь, 1997. 176 с.
  234. К. М. Руководитель и ближний круг. М.: Сентябрь, 2000. — 120 с.
  235. Уэнделл Одом Компьютерные сети. Первый шаг = Computer
  236. Networking First-step. — M.: «Вильяме», 2005. — С. 432.
  237. A. M. Теория и практика формирования гражданственности в системе первоначальной профессиональной подготовки учащейся молодежи: Дис. д-ра пед. наук. М.: РГБ, 2005 — с. 46
  238. Д.И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М.: Издательство: МПСИ, 2004 — 672 с.
  239. Г. Н. Воспитание и демократия Текст. / Г. Н. Филонов // Педагогика 2006. — № 8. — С.3−10.
  240. Г. Н. Свобода личности и воспитание. / Г. Н. Филонов // Педагогика 2005. — № 9. — С. 25−33.
  241. Фрумин И. Д, Каннинг М, Васильев К. Политика информатизации и новая школа в России /Пер. с англ. М.: Всемирный банк, 2003. — 208 с.
  242. ИД. Введение в теорию и практику демократического образования. Красноярск: Красноярская краевая организация общества «Знание» России (проект «Создание системы демократического гражданского образования в Центральной Сибири»), 1998. — 240 с.
  243. И.Д. Информация к размышлению. И не только. // Школьное обозрение. 2002, № 1. — с. 14 — 15.
  244. И.Д. Теория и практика демократического образования. Дисс. докт. пед. наук. СПб, 2001. — 300 с.
  245. И.Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития // Вопросы психологии. 1993. — № 1. — с. 24 — 32.
  246. Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теория личности. Пер с англ. И. Б. Гриншпун. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 592 с.
  247. А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 320 с. — (Педагогическая мастерская)
  248. А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики
  249. РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» WWW/eidos.ru/news/compet/htm
  250. A.M. Школьная сеть вместо управленческой вертикали. //Российское образование. Сетевой подход. Сборник статей. Совместный выпуск ж-ла «На стороне подростка». № 3 и газеты «Сельская школа со всех сторон». — № 9−10. — 2003 г., С.6
  251. Н.И. Демократизация образования как феномен педагогической теории и практики 80−90-х гг. XX века: Дис.. канд. пед. наук. М., 215 с.
  252. Р.Х. Социально психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив / Р. Х. Шакуров — М.:Просвещение, 1990 г.-2007с.
  253. А.А. Исследование ценностных ориентаций www.psyadvise.ruhttp://www.axima-consult.ru/index.html http://www.axima-consult.ru/index.html
  254. С.Т. Избранные педагогические сочинения: т. 1−2 /С.Т.Шацкий. -М., 1980.
  255. Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. М.: ООО «ТИД» «Русское слово — РС», 2008. — 208с.
  256. М.А. Гражданское воспитание подростков на уроке и во внеурочной деятельности: Дисс. .канд. пед. наук. М., 2001. — 225 с.
  257. С.А. Игры учащихся феномен культуры /С.А.Шмаков. -М., 1994.
  258. А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр // Т.1. Критика кантовской философии М.: Наука. 1993.
  259. И.В. Конструирование политических идентичностей молодёжи в России: Автореф.канд. социол. наук. М., 2004. — 22 с.
  260. Щуркова Н. Е Новые формы воспитательной работы: Ролевые, коммуникатив., психол. игры. // Воспитание школьников. 1995. — N 3. — С. 10−11. — Продолж. Начало см.: — Воспитание школьников. — 1993. — N 6- 1994. -N 1−6
  261. А., Фоутс Д. Педагогические инновации. М., 1993. -106с.
  262. Экс С. Вальдорфская садовая сеть: от кроны к корням и обратно. //Российское образование. Сетевой подход. Сборник статей. Совместный выпуск ж-ла «На стороне подростка». № 3 и газеты «Сельская школа со всех сторон». — № 9−10. — 2003 г., С.90
  263. Н.И. Межпредметные и внутриурочные связи при изучении вопросов права в курсе обществознания: Дисс.канд. пед. наук. — JL, 1982.-285 с.
  264. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии, 1971, № 4, с. 6—20.
  265. Эпштейн М. М Наследники «Дикого ВУЗа. //Российское образование. Сетевой подход. Сборник статей. Совместный выпуск ж-ла «На стороне подростка». № 3 и газеты «Сельская школа со всех сторон». — № 9−10. — 2003 г., С. 110.
  266. Е.П. Личностно-ориентированная технология обучения студентов технического вуза иностранному языку: Автореф. канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2001. — 26 с
  267. Bransford, John D., Ann L. Brown, and Rodney R. Cocking, eds. 2000 How People learn: Brain, Mind, Experience, and School. Expanded ed. Washington, D.C.: National Academy Press. C.115
  268. Bransford, John D., Ann L. Brown, and Rodney R. Cocking, eds. 2000 How People learn Brain, Mind, Experience, and School. Expanded ed. Washington, D.C.: National Academy Press C.114
  269. Castells M. Materials for an exploratory theory of network society. -Brit. J. of. Soc., 2000, N 51, p.5−24., c.10.
  270. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. New York, 1976, p.483
  271. Council of Europe 2000. Recommendation. Media Education. http://assembly.coe.int/ Documents/AdoptedText/TAOO/EREC1466.htm
  272. Fullan, M.G., Stiegelbauer, S. The new meaning of educational change. New York: Teachers College Press, 1991., C.17−18,
  273. Hargreaves, Ande, and Lorna Earl. 1990. «Right of Passage: A Review of Selected Research about Schooling in the Transition Years.» Ontario Department of Education, Toronto.
  274. Hepp, Pedro K., S. Enrique Hinostroza, M. Ernesto Laval, and F. Lucio Rebien. Forthcoming. «Technology in Schools: Advice for Policymakers.» World Bank, Washington, D.C.
  275. Rey Thomas, Mikhael Muchnic, Peter Knight, Takeshi Utsumi, Alan Chute и ets.
  276. Udo Kliebisch / Peter A Schmitz. Workshop Schule. Baltmannsweiler, 1999- Karl Kohl. Seminar fur Trainer. Hamburg, 1996. S. 13.
  277. О ATACI-OO-O-O-Qprompt-10—4------0−11−1 -en-50—20-about—31−001−10utfZz-8−0&a=d&c-ATACI&cl=CL2.5&d=HASH016559b02483ce8d92af671c.2312. http://www.gks.ru/wps/portal/!ut/p/ /J О СН/ s.7 О А/7 О FL/ s.7 О А/7 О 2V5
Заполнить форму текущей работой