Повышение ресурса крышек цилиндров тепловозных дизелей
Режимы обкатки высокофорсированных дизелей наряду с приработкой трущихся деталей должны учитывать приспособляемость материалов деталей цилиндро-поршневой группы к повторным тепловым нагружениям при данном уровне форсирования дизеля и механических характеристиках материала. Эффективность данного подхода к выбору режимов обкатки дизелей возрастает по мере увеличения уровня их форсирования… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Анализ работ, посвященных исследованию надёжности работы деталей цилиндро-поршневой группы двигателей внутреннего сгорания
- 1. 1. Исследование надёжности работы и повреждений крышек цилиндров в эксплуатации
- 1. 2. Современное состояние вопроса. Общие сведения
- 1. 2. 1. Анализ работ посвящённых исследованию теплообмена в двигателях внутреннего сгорания
- 1. 2. 2. Анализ работ посвящённых исследованию напряжённо-деформированного состояния деталей двигателей внутреннего сгорания
- 1. 2. 3. Анализ работ, посвящённых исследованию прочностных свойств материалов термонапряжённых деталей двигателей внутреннего сгорания
- 1. 3. Выводы по главе 1
- 1. 4. Задачи исследования и структура диссертации
- Глава 2. Исследование теплового состояния крышек цилиндров различных конструкций при различной степени форсирования дизеля
- 2. 1. Уравнение переноса теплоты применительно к крышке цилиндра
- 2. 2. Граничные условия теплообмена для крышки цилиндра
- 2. 2. 1. Граничные условия со стороны газа
- 2. 2. 2. Граничные условия со стороны полости охлаждения
- 2. 2. 3. Граничные условия во впускных и выпускных каналах
- 2. 3. Основные результаты исследования теплового состояния крышек цилиндров
- 2. 4. Выводы по главе 2
- Глава 3. Исследование реологических свойств материалов крышек цилиндров
- 3. 1. Исследование реологических свойств высокопрочного чугуна ВЧ
- 3. 2. Выводы по главе 3
- Глава 4. Исследование напряжённо-деформированного состояния крышек цилиндров
- 4. 1. Расчёт напряжённого состояния крышек цилиндров с использованием уравнений термоупругости
- 4. 2. Расчёт напряжённого состояния крышек цилиндров с учётом пластического деформирования и релаксации напряжений в циклах нагружения
- 4. 2. 1. Нагружение
- 4. 2. 2. Раз грузка
- 4. 2. 3. Релаксация напряжений
- 4. 2. 4. Расчёт остаточных напряжений межклапанной перемычки
- 4. 3. Определение ресурса крышек цилиндров тепловозных дизелей
- 4. 4. Совершенствование режимов обкатки дизелей после постройки и ремонта
- 4. 5. Выводы по главе 4
Повышение ресурса крышек цилиндров тепловозных дизелей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одним из основных направлений развития современного тепловозостроения является повышение уровня форсирования тепловозных дизелей, что даёт возможность уменьшить их массу и габариты, а также повысить их экономичность за счёт повышения механического к.п.д.
Однако увеличение форсирования дизеля объективно ведёт к снижению его надёжности. Поэтому работы, направленные на повышение надёжности высокофорсированных дизелей в настоящее время становятся всё более актуальными.
На отечественных тепловозах в настоящее время устанавливаются дизели типа Д49, форсированные по эффективному давлению рс от 1,2 до 2,0.
МПа при частоте вращения коленчатого вала до 1100 об/мин. У высокофорсированных дизелей данного типа наблюдается значительная тепловая напряжённость деталей цилиндрово-поршневой группы, надёжность которой во многом определяет надёжность дизеля. В частности, одними из наименее долговечных и весьма дорогостоящих узлов остаются крышки цилиндров, основной неисправностью которых являются трещины огневого днища. Для обеспечения безотказной работы крышек цилиндров необходимо исследование условий их работы, выявление основных повреждающих факторов, совершенствование конструкции, технологии их изготовления и ремонта.
Цель работы. Целью настоящей работы является научное обоснование и разработка методики расчёта крышек цилиндров тепловозных дизелей, а также технологических решений, направленных на повышение их эксплуатационной надёжности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выполнить анализ надёжности крышек цилиндров тепловозных дизелей в эксплуатации и выявить основные виды их отказов;
2. Изучить основные повреждающие факторы, а также механизм повреждения крышек цилиндров тепловозных дизелей. 3.
3. Провести систематизацию и анализ методик расчёта крышек цилиндров, а также технических и технологических решений, направленных на повышение их эксплуатационной надёжности.
4. Усовершенствовать методику расчёта напряжённо-деформированного состояния и долговечности огневых днищ крышек цилиндров тепловозных дизелей с целью определения и прогнозирования количественных показателей эффективности предложенных решений.
5. Предложить способы повышения эксплуатационной надёжности крышек цилиндров тепловозных дизелей.
Объекты исследования. Основными объектами исследования являются крышки цилиндров тепловозных дизелей типа Д49.
Основные методы научных исследований. В работе использовались методы исследования теплового и напряжённого состояния теплонапряжённых конструкций. Эксперименты выполнены на стандартных образцах из материалов крышек цилиндров двигателей внутреннего сгорания. Математическое моделирование и обработка результатов экспериментального исследования выполнены с помощью ПЭВМ и программных комплексов 8оН (1Уогк8, Со8то5\^огк8, Ма1ЬаЬ на базе численных методов, теории вероятностей и математической статистики. Научная новизна.
1. Разработаны алгоритм и математическая модель оценки напряжённого состояния огневых днищ крышек цилиндров тепловозных дизелей, учитывающие пластическое деформирование материала и релаксацию напряжений.
2. Исследован процесс упрочнения материала крышек цилиндров вследствие его пластического деформирования и релаксации напряжений, а также влияние его на напряжённое состояние.
3. Предложена методика расчёта долговечности крышек цилиндров, учитывающая упрочнение материала вследствие его пластического деформирования и релаксации напряжений. 4.
4. Предложена числовая комплексная характеристика физико-механических свойств материала, характеризующая его сопротивляемость разрушению от циклически изменяющихся термических напряжений и даны рекомендации по выбору материалов деталей цилиндро-поршневой группы дизелей для повышения их долговечности.
5. Предложен способ увеличения надёжности крышек цилиндров тепловозных дизелей за счёт выбора режимов горячей обкатки дизелей после постройки или ремонта, учитывающих приспособляемость материала к повторным тепловым нагружениям.
6. Разработана методика задания распределённых граничных условий теплообмена со стороны рабочих тел для теплового расчёта огневых днищ крышек цилиндров с помощью программных пакетов ЗоНёХУогкБ и СОЗМОБХУогкз.
На защиту выносится:
1. Алгоритм и математическая модель оценки напряжённого состояния огневых днищ крышек цилиндров тепловозных дизелей, учитывающие пластическое деформирование материала и релаксацию напряжений.
2. Результаты исследования процесса упрочнения материала крышек цилиндров тепловозных дизелей вследствие его пластического деформирования и релаксации напряжений.
3. Методика расчёта долговечности крышек цилиндров, учитывающая упрочнение материала.
4. Числовая комплексная характеристика физико-механических свойств материала, характеризующая его сопротивляемость разрушению от циклически изменяющихся термических напряжений.
5. Способ увеличения надёжности крышек цилиндров тепловозных дизелей за счёт выбора режимов горячей обкатки дизелей после 5 постройки или ремонта, учитывающих приспособляемость материала к повторным тепловым нагружениям. 6. Методика задания распределённых граничных условий теплообмена со стороны рабочих тел для теплового расчёта огневых днищ крышек цилиндров с помощью программных пакетов БоИс^огкз и СОБМС^огкз.
Практическая ценность.
1. Предложенный способ увеличения надёжности крышек цилиндров тепловозных дизелей за счёт уточнения режимов горячей обкатки дизелей после постройки или ремонта позволит снизить повреждаемость материала в первых циклах теплового нагружения, снизить величину остаточных напряжений, тем самым повысить их надёжность.
2. Предложенная числовая комплексная характеристика физико-механических свойств материалов теплонапряжённых конструкций, позволит учесть влияние пластических свойств на их сопротивляемость разрушению от циклически изменяющихся термических напряжений.
3. Предложенная методика расчёта долговечности крышек цилиндров тепловозных дизелей позволит учесть изменение пределов прочности и текучести материалов вследствие упрочнения в процессе эксплуатации, его влияние на долговечность конструкции и повысить тем самым качество и достоверность планирования ремонтного производства.
4. Разработанная математическая модель и уточнённая методика расчёта напряжённо-деформированного состояния крышек цилиндров тепловозных дизелей позволят в процессе проектирования учесть пластическое деформирование материала и релаксацию напряжений, определить остаточные напряжения, определить динамику изменения напряжённого состояния крышки цилиндров в зависимости от цикла нагружения.
5. Разработанный алгоритм и программа расчёта распределённых граничных условий теплообмена для огневых днищ крышек цилиндров с применением программного пакета Ма^аЬ может быть использована для моделирования граничных условий теплообмена 3-го рода других деталей дизелей.
6. Разработанная методика задания распределённых граничных условий теплообмена со стороны рабочих тел позволит учесть их локальность по поверхностям элементов конструкций, через которые осуществляется передача теплоты, и тем самым уточнить тепловой расчёт конструкций на стадии их проектирования.
Апробация работы. Основные положения, результаты исследований, выводы и рекомендации по повышению надёжности крышек цилиндров тепловозных дизелей докладывались и обсуждались на конференции молодых учёных ПГУПС 2005 г., на 46-й международной научной конференции РТУ г. Рига 2005 г, на конференции молодых учёных ПГУПС 2006 г., на заседаниях кафедры «Локомотивы и локомотивное хозяйство» ПГУПС.
Реализация работы. Разработанные методики расчёта могут быть использованы при проектировании крышек цилиндров тепловозных дизелей и дизелей другого назначения, а также деталей высоконагруженных конструкций, работающих в условиях макротеплосмен. Публикации.
Основное содержание работы опубликовано в 6 печатных работах. Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, приложений и списка использованных источников из 101 наименований, содержит 68 рисунков, 19 таблиц. Общий объём работы 130 страниц машинописного текста.
4.5. Выводы по главе 4.
1. В результате моделирования полей термических напряжений огневых днищ крышек цилиндров дизелей Д49 установлено, что межклапанная перемычка выпускных клапанов и участок сопряжения огневого днища и форсуночного стакана являются наиболее нагруженными зонами.
2. Работа исследуемых материалов при использовании их для крышек цилиндров дизеля Д49 в первых циклах нагружения осуществляется в условиях пластического деформирования и интенсивной релаксации термических напряжений, что является причиной накопления остаточных напряжений.
3. Пластическое деформирование материала крышки и релаксация термических напряжений приводят к изменению положения кривой деформирования материала в плоскости а-е, приводящее к снижению предела прочности и текучести материала при растяжении, что необходимо учитывать при расчёте крышек на долговечность.
4. При работе материалов крышек цилиндров в условиях вызывающих малоцикловую усталость, предпочтительнее будет материал, обладающий более высокой пластичностью при всех прочих равных механических характеристиках.
5. Предложена числовая комплексная характеристика физико-механических свойств материала с учётом его пластичности, характеризующая его сопротивляемость разрушению от циклически изменяющихся термических напряжений.
6. В результате учёта снижения предела прочности при растяжении материала вследствие пластического деформирования уточнены зависимости для расчёта долговечности термически нагруженных деталей дизелей.
7. Режимы обкатки высокофорсированных дизелей наряду с приработкой трущихся деталей должны учитывать приспособляемость материалов деталей цилиндро-поршневой группы к повторным тепловым нагружениям при данном уровне форсирования дизеля и механических характеристиках материала. Эффективность данного подхода к выбору режимов обкатки дизелей возрастает по мере увеличения уровня их форсирования.
Заключение
.
В диссертации научно обоснованы и разработаны технологические решения, направленные на повышение эксплуатационной надёжности крышек цилиндров тепловозных дизелей за счёт выбора материала и совершенствования режимов их обкатки после постройки или ремонта.
В процессе решения поставленных задач и выполненных исследований получены следующие результаты:
1. Обобщены и проанализированы статистические данные по выходам из строя крышек цилиндров тепловозных дизелей типа Д49 с различной степенью форсирования. Установлено, что основными факторами, влияющими на долговечность крышек цилиндров являются геометрические характеристики деталей, образующих камеру сгорания, степень форсирования дизеля, механические характеристики материала.
2. Разработан алгоритм и программа расчёта распределённых граничных условий теплообмена для огневых днищ крышек цилиндров с применением программного пакета Ма^аЬ.
3. Разработана методика задания распределённых граничных условий теплообмена со стороны рабочих тел для теплового расчёта огневых днищ крышек цилиндров с помощью программных пакетов ЗоПс^огкз и С08М08Уогкз.
4. Разработаны алгоритм и математическая модель оценки напряжённого состояния огневых днищ крышек цилиндров тепловозных дизелей, учитывающие циклическое пластическое деформирование материала и релаксацию напряжений.
5. Исследован процесс упрочнения материала крышек цилиндров вследствие его пластического деформирования и релаксации напряжений при термоциклировании, а также влияние его на напряжённое состояние. Установлено, что в условиях термоциклирования высокопрочному чугуну свойственно упрочнение.
6. Разработана методика расчёта долговечности крышек цилиндров, учитывающая снижение пределов прочности и текучести материала при разрыве вследствие упрочнения материала в условиях пластического деформирования и релаксации напряжений. Установлено, что наибольшей долговечностью обладают крышки цилиндров из алюминиевых сплавов, а наименьшей — из серых чугунов.
7. Предложена числовая комплексная характеристика физико-механических свойств материала с учётом его пластичности, характеризующая его сопротивляемость разрушению от циклически изменяющихся термических напряжений и даны рекомендации по выбору материалов деталей цилиндро-поршневой группы дизелей для повышения их долговечности.
8. Разработан способ увеличения надёжности крышек цилиндров высокофорсированных тепловозных дизелей за счёт совершенствования режимов горячей обкатки дизелей после постройки или ремонта, учитывающих приспособляемость материала к повторным тепловым нагружениям. Установлено, что эффективность предлагаемых режимов обкатки будет возрастать по мере увеличения уровня форсирования дизелей, поэтому применение этих режимов может стать одним из резервов повышения надёжности дизелей перспективных тепловозов.
Список литературы
- Алиева С.Г., Амбарцумян С. М., Альтман М. Б. Промышленные алюминиеаые сплавы. Под ред. Квасова Ф. И. — М.: Металлургия, 1984. -527 с.
- Александров A.B., Потапов В. Д. Основы теории упругости и пластичности. М.: Высшая школа, 1990 400 с.
- Алямовский A.A. SolidWorks/ COSMOSWorks. Инженерный анализ методом конечных элементов. М.: ДМК Пресс, 2004. 432 е.: ил. (Серия «Проектирование»).
- Алямовский A.A., Собачкин A.A., Одинцов В.В. SolidWorks. Компьютерное моделирование в инженерной практике. СПб.: БХВ-Петербург, 2005. 800 с.
- Анализ технического состояния тепловозов и дизельного подвижного состава федерального железнодорожного транспорта за 2003 год М. Трансиздат, 2004, 64с.
- Анализ технического состояния тепловозов и дизельного подвижного состава федерального железнодорожного транспорта за 2004 год М. Трансиздат, 2005, 60с.
- Борздыка A.M., Гецов Л. Б. Релаксация напряжений в металлах и сплавах. М.: «Металлургия», 1972 г. 304 с.
- Борздыка A.M., Гецов Л. Б. Релаксация напряжений в металлах и сплавах. М.: «Металлургия», 1978 г. 256 с.
- Биргер И.А., Шорр Б. Ф. Термопрочность деталей машин. М.: Машиностроение, 1975 г, 456 с.
- Боли Б., Уэйнер Дж. Теория температурных напряжений. Пер. с англ. М.: Мир, 1964, 518 с.
- КБундин A.A. Метод расчёта реального температурного режима днища головки цилиндров в форсированных дизелях жидкостного охлаждения. Двигателестроение № 4, 1988 г. стр 21−23.
- Владимиров В.С. Уравнения математической физики. 4-е изд. М.: Наука, 1981,512 с
- З.Владимирова Г. В. Теория неизотермической ползучести. Л., 1972. -34 с.
- М.Володин А. И. Моделирование на ЭВМ работы тепловозных дизелей. М.: Транспорт, 1985. 216 с.
- Галкин В.Г., Парамзин В. П., Четвергов В. А. Надёжность тягового подвижного состава. Учебное пособие для вузов ж-д транспорта. М.: Транспорт 1981,184 с.
- Гинцбург Я.С. Ограниченная ползучесть деталей машин. М.: Машиностроение, 1968, 258 с.
- Гецов Л.Б. Детали газовых турбин. Материалы и прочность. Л.: Машиностроение, 1982, 295 с.
- Голоскоков Д.П. Уравнения математической физики. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004. 539 с.
- ГОСТ 25.505−85 «Расчёты и испытания на прочность. Методы механических испытаний металлов. Метод испытания на малоцикловую усталость при термомеханическом нагружении». Издательство стандартов, 1985, 12 с.
- ГОСТ 7293–85 «Чугун с шаровидным графитом для отливок». Издательство стандартов, 1985, 6 с.
- ГОСТ 25.101−83. «Расчёты и испытания на прочность. Методы схематизации случайных процессов нагружения элементов машин и конструкций и статистического представления результатов». Издательство стандартов 1983.
- ГОСТ 28 394–89 «Чугун с вермикулярным графитом для отливок. Марки». Издательство стандартов 1989 г.
- ГОСТ 1412–85 «Чугун с пластинчатым графитом для отливок». Издательство стандартов 1989 г.
- Гохфельд Д.А., Садаков О. С. Пластичность и ползучесть элементов конструкций при повторных нагружениях. М.: Машиностроение, 1984 г, 256 с.
- Гохфельд Д.А., Чернявский О. Ф. Несущая способность конструкций при повторных нагружениях. М.: Машиностроение, 1979 г, 263 с.
- Греков К. А. Коллегов Е.В. Защита керамическими покрытиями головок поршней для повышения их надёжности. Труды ЦНИИ МПС, вып 427. М.: «Транспорт», 1971. с.112−130.
- Григорьев И.С. Физические величины: Справочник. М.: Энергоатомиздат, 1991.- 1232 с.
- Гусенков А.П. Прочность при изотермическом и неизотермическом малоцикловом нагружении. М.: Наука, 1979 г, 296 с.
- Дарков A.B., Шпиро Г. С. Сопротивление материалов. М.: «Высшая школа», 1965. 762 с.
- Джонсон У., Меллор П. Теория пластичности для инженеров. Перевод с англ./Пер. А. Г. Овчинников. М.: Машиностроение, 1979, 567 с.
- Дизель-генератор 20ДГ. Руководство по эксплуатации. 458 с.
- Дизель-генератор 1А-9ДГ. Руководство по эксплуатации. 432 с.
- Дульнёв P.A., Котов П. И. Термическая усталость металлов. М.: Машиностроение, 1980. — 200 с.
- Жуков A.A. Некоторые закономерности термоциклической обработки чугуна// Термоциклическая обработка металлов и сплавов. J1., 1980. с. 72−75.
- Заорски М. Повышение надёжности составных цилиндровых крышек тепловозных дизелей. Диссертация на соискание учёной степени к.т.н. 1990, 101с.
- Зарубин B.C. Прикладные задачи термопрочности элементов конструкций. М.: Машиностроение, 1985, 293 с.
- Зарубин B.C., Станкевич И. В. Расчёт термонапряжённых конструкций. М.: Машиностроение, 2005, 351 с.
- Захаров Н.И. Влияние технологических факторов на физико-механические свойства теплоизоляционных покрытий. Труды ЦНИДИ, вып. 65, М. J1., Машгиз, 1972, с. 59 — 80.
- Иванов В.Н. Причины ремонтов и совершенствование системы обслуживания локомотивов. Дисс. на соискание степени к.т.н. СПб, 2005, 148 с.
- Икрин В.А. Сопротивление материалов с элементами теории упругости и пластичности. М.: Ассоциации строительных вузов, 2005. 424 с.
- Исаков В.Н. Элементы численных методов. Учеб. пособие. «Академия», 2003. 192 с.
- Кавтарадзе Р.З. Локальный теплообмен в поршневых двигателях. М.: Издательство МГТУ им. Баумана, 2001, 518 с.
- Кетков Ю.Л., Кетков Ю. А., Шульц М.М. MATLAB 6.x.: программирование численных методов. СПб.: БХВ — Петербург, 2004. — 672 с.
- Ким Ф.Г., Воробьёв Ю. Н., Устинов H.A. Снижение температуры огневого днища крышки цилиндра двигателя 6ЧН 21/21. Двигателестроение, № 12, 1984 г., стр52.
- Киселёв И.Г. Исследование теплообмена при преобразованиях энергии в силовых установках локомотивов. Дисс. на соискание уч. ст. д.т.н.
- Киселёв И.Г. Определение температурных полей в деталях цилиндро-поршневой группы быстроходного тепловозного дизеля. Диссертация на соискание учёной степени к.т.н. Л.: ЛИИЖТ, 1967 г.
- Когаев В.П. Расчёты на прочность при напряжениях переменных во времени. М.: Машиностроение, 1977, 151с.
- Костин А.К. Теплонапряжённость двигателей внутреннего сгорания. JI.: Машиностроение, 1979.
- Костин А. К. Михайлов Л.И. Славиньски 3. К вопросу о локальных параметрах теплообмена в камере сгорания дизеля. Двигатели внутреннего сгорания. Межвузовский сборник научных трудов. Ярославль, 1981, стр. 17−21.
- Крылов В.А. Тепловая эффективность керамического покрытия днища поршня. Вестник ЦНИИ МПС, 1971, № 5, с. 27 30.
- Кулниченко В.Р. Справочник по теплообменным расчётам. К.: Техника, 1990.- 165 с.
- Либерман Л.Я., Соколова М. Н. Исследование материалов для энергетических установок. ЦКТИ, 1966, вып.69 с. 54.
- Литвинчук В.В. Исследование теплового состояния цилиндро-поршневой группы тепловозных дизелей при работе в условиях высоких температур окружающего воздуха. Автореферат на соискание учёной степени к.т.н. Харьков, 1990. -18 с.
- Лощанов П.А. Обеспечение надёжности головок цилиндров форсированный дизелей ЯМЗ. Двигателестроение, № 5, 1988, стр. 31 -33.
- Луканин В.Н. Теплотехника. М.: Высш. шк., 1999. -671с.
- Малинин H.H. Прикладная теория пластичности и ползучести. М.: Машиностроение, 1975, 400.С.
- Мелан Эрнст, Паркус Гейнц. Термоупругие напряжения, вызванные стационарными температурными полями. Пер. с нем. М.: Физматгиз, 1958 г.
- Михеев М.А., Михеева И. М. Основы теплопередачи. М.: Энергия, 1977. 344 с.
- Можаровский Н.С. Ползучесть и релаксация. Киев, 1965.-32 с.
- Мэнсои. С. температурные напряжения и малоуикловая усталость. Пер. с англ. М.: Машиностроение, 1974, 344 с.
- Мэтьюз, Джон, Финк, Куртис. Численные методы. Пер с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. — 720 с. 64. «Надёжность в технике». Сборник государственных стандартов. Москва.: ИПК Издательство стандартов, 2002 270 с.
- Насыров P.A. Повышение надёжности работы поршней тепловозных дизелей. М.: Транспорт, 1977 г. 216 с.
- Носов В.Н., Косников Г. А., Рыжова Т. Н., Белицкий В. А. Технология получения и свойства чугуна с вермикулярным графитом. Двигателестроение, № 5, 1982 г., стр. 28 30.
- Овсянников М.К., Давыдов Г. А. Тепловая напряжённость судовых дизелей. JL, 1975.
- Окопный Ю.А. Механика материалов и конструкций. М.: Машиностроение, 2002, 436с.
- Орлин A.C., Вырубов Д. Н. Двигатели внутреннего сгорания: конструирование и расчёт на прочность поршневых и комбинированных двигателей. М.: Машиностроение, 1984.-384 с.
- Петриченко P.M. Физические основы внутрицилиндровых процессов в двигателях внутреннего сгорания. JL: Издательство ЛГУ, 1983.
- Петриченко P.M. Элементы и системы автоматизированного проектирования ДВС. JL: Машиностроение", 1990.-328 с.
- Петриченко М. Р. Разработка математической модели и исследование конвективного теплообмена в цилиндре четырёхтактного дизеля с газотурбонаддувом. Автореферат на соискание учёной степени к.т.н. Ленинград, 1977−22с.
- Петриченко P.M., Петриченко М. Р. Конвективный теплообмен в поршневых машинах. Ленинград, «Машиностроение», 1979г-232с.
- Платонов В.Н., Малькевич A.B., Гулина М. М. Алюминиевые литейные сплавы для головок цилиндров дизелей. Двигателестроение, № 5, 1985, стр. 31−33.
- Поршнёв С.В. Вычислительная математика. Курс лекций. СПБ.: БХВ-Петербург, 2004 320 с.
- Потёмкин В.Г. Система MATLAB. Справочное пособие. М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 1997 350 с.
- Работнов Ю.Н. Ползучесть элементов конструкций. М.: Наука, 1966. -752.C.
- Работнов Ю.Н. Механика деформируемого твёрдого тела. М.: Наука, 1979.-744 с
- Розенблит Г. Б. Особенности задания граничных условий при моделировании температурных полей в клапане и крышке цилиндра дизеля. Двигателестроение, № 9, 1982, стр. 21−24.
- Розенблит Г. Б. Теплопередача в дизелях. М., «Машиностроение», 1977,216с.
- Розенблит Г. Б. Исследование теплопередачи в дизелях. Автореферат диссертации на соискание учёной степени д.т.н. Харьков, 1978 г, 49 с.
- Сальников М.А. Оценка долговечности крышек цилиндров тепловозных дизелей в зависимости от уровня теплонапряжённости. Автореферат на соискание учёной степени к.т.н. Москва, 1983. 18с.
- Сахапова Г. М. Расчёты на релаксацию и ползучесть. Иркутск, 1970, -18 с.
- Синицин В.А. Аналитические методы исследования теплообмена в ДВС. Барнаул, 1993.-69с.
- Стефановский Б.С. Теплонапряжённость деталей быстроходных поршневых двигателей. М., Машиностроение, 1978 г. 128с.
- Стефановский Б.С. Локальные граничные условия теплового нагружения и охлаждения теплонапряжённых деталей быстроходных поршневых двигателей. Автореферат на соискание учёной степени д.т.н.М., 1985,32 с.
- Стрекопытов В.В., Пушкарёв И. В. Надёжность и техническая диагностика локомотивов: учебное пособие. ЛИИЖТ, 1988, 61 с.
- Стрекопытов В.В., Пойлов Л. К. Основы расчёта надёжности узлов и систем локомотивов. Л.: ЛИИЖТ, 1978. 127. с.
- Теплотехнический справочник. Изд. 2-е, перераб. Под ред. В. Н. Юренева и П. Д. Лебедева. Т.2. М.: «Энергия», 1976 896.С
- Тику Ш. Эффективная работа: SolidWorks 2004. СПб.: Питер, 2005. -768 с.
- Тихонов A.C., Леушин И. Г. и др. Термоциклическая обработка сталей, сплавов и композиционных материалов/. М.: Наука, 1984. — 186 с.
- Трусенёв Г. Б. Теплоотдача от газа к стенкам камеры сгорания четырёхтактного транспортного дизеля на переходных режимах. Автореферат на соискание учёной степени к.т.н. Харьков, 1990. 18с.
- Уонг X. Основные формулы и данные по теплообмену для инженеров: Пер. с англ./ Справочник. -М.: Атомиздат, 1979. -216 с.
- Федюкин В.К. Термоциклическая обработка сталей и чугунов. Л.: Машиностроение, 1977.-384 с.
- Федюкин В.К., Смагоринский М. Е. Термоциклическая обработка деталей машин. JL: Машиностроение. Ленингр. Отд-ние, 1989−255 с.
- Чайнов Н.Д., Зарубин В. Г. Тепломеханическая напряжённость деталей двигателей. М.: Машиностроение, 1977, 162 с.
- Шерман А.Д. Чугун. Справочник. М.: Металлургия, 1991 г — 576с.
- Шеховцов А.Ф., Абрамчук Ф. И., Пылёв В. А. Ползучесть и релаксация при растяжении алюминиевого поршневого сплава AJ125. Двигателестроение, № 11, 1986, стр. 45 47.
- Haller K.D., Vertin K.D., Ludnow T.S. A root cause investigation of cylinder head cracking in large diesel engine standby power generators. Analysis of new diesel engine and component design, 1995, p. 1 12.