Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методы и алгоритмы системного анализа диагностических моделей вариабельности сердечного ритма для управления процессом обучения кардиологов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В нашей стране анализ вариабельности сердечного ритма начал активно развиваться в начале 60-х годов. Одним из важных стимулов его развития послужили успехи космической медицины (Парин В.В., Баевский P.M., 1965). Максимальная активность исследователей, работающих в области анализа вариабельности сердечного ритма отмечалась в 70-х — начале 80-х годов (Жемай-тите Д.И., 1965, 1970; Нидеккер И. Т… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ МЕДИЦИНСКИХ СИСТЕМ ДЛЯ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ И ТЕСТИРУЮЩИХ ЦЕЛЕЙ
    • 1. 1. Программы, используемые для решения медицинских диагностических и информационных целей
    • 1. 2. Этапы развития информационно-тестирующих систем
  • Выводы по первой главе
  • 2. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ АНАЛИЗА ВАРИАБЕЛЬНОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
    • 2. 1. Модель механизма регуляции сердечного ритма
    • 2. 2. Вероятностная модель исследования взаимодействия симпатического и парасимпатического отделов автономной нервной системы
    • 2. 3. Макроструктурная модель формирования ритма сердца
    • 2. 4. Микроструктурная модель формирования ритма сердца
    • 2. 5. Функциональные пробы
    • 2. 6. Альтернативный подход к оценке вариабельности сердечного ритма
  • Выводы по второй главе
  • 3. СТРУКТУРА И ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ РИТМОТЕСТИРОВАНИЯ
    • 3. 1. Программная и аппаратная часть автоматизированной системы ритмотестирования
    • 3. 2. Методика снятия медико-биологической информации и первоначальная ее обработка
    • 3. 3. Структура базы данных
    • 3. 4. Комплексная оценка функционального состояния сердечнососудистой системы
    • 3. 5. Основные принципы предъявления теоретического материала
    • 3. 6. Тестирование
    • 3. 7. Конструирование нового материала
  • Выводы по третьей главе
  • 4. ОЦЕНКА ПРАВИЛЬНОСТИ РАБОТЫ И ЭФФЕКТИВНОСТИ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ РИТМОТЕСТИРОВАНИЯ
  • Выводы по четвертой главе
  • ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Методы и алгоритмы системного анализа диагностических моделей вариабельности сердечного ритма для управления процессом обучения кардиологов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При нормальном состоянии сердечно-сосудистой системы промежуток времени между двумя соседними сердечными сокращениями меняется от сокращения к сокращению. Такая изменчивость называется вариабельностью ритма сердца. Ее анализом медики и физиологи занимаются давно, так что он имеет довольно длительную историю. В обзоре «История изучения концепции волн кровяного давления» Н.Р. Koepchen (1984) упоминает о первом наблюдении колебаний частоты сердечных сокращений, описанных A. Haller в 1760 году.

В нашей стране анализ вариабельности сердечного ритма начал активно развиваться в начале 60-х годов. Одним из важных стимулов его развития послужили успехи космической медицины (Парин В.В., Баевский P.M., 1965). Максимальная активность исследователей, работающих в области анализа вариабельности сердечного ритма отмечалась в 70-х — начале 80-х годов (Жемай-тите Д.И., 1965, 1970; Нидеккер И. Т., 1968; Власов Ю. А. и др., 1971; Кудрявцева В. И., 1974; Воскресенский А. Д., Вентцель М. Д., 1974; Никулина Г. А., 1974; Баевский P.M., 1972, 1976, 1979; Воробьев В. И., 1978; Клецкин С. З., 1980; Безруких М. М, 1981; Габинский Я. Л., 1982). Опыт этих исследований был обобщен в вышедшей в 1984 году монографии (Баевский P.M., Кирилов О. И., Клецкин С. З., 1984). Резкий рост числа исследований по вариабельности сердечного ритма за последние 15 лет наблюдался в Западной Европе и США.

Характерной особенностью методов анализа вариабельности сердечного ритма является их неспецифичность по отношению к нозологическим формам патологии и высокая чувствительность к самым разнообразным внутренним и внешним воздействиям. Как правило, методы основаны на распознавании и измерении временных интервалов между RR-интервалами электрокардиограммы, построении динамических рядов кардиоинтервалов (кардиоинтервалограммы) и последующего анализа полученных числовых рядов различными математическими методами. Здесь простота съема информации сочетается с возможностью извлечения из получаемых данных обширной и разнообразной информации о нейрогуморальной регуляции физиологических функций и адаптационных реакциях целостного организма.

Первый компьютерный анализ ритмограмм в норме и при различных заболеваниях сердечно-сосудистой системы был проведен Д. И. Жемайтите и P.M. Баевским в 60-е годы для реализации массовых обследований населения, связанных со сбором, хранением и обработкой медико-физиологической информации.

В 1974 г. Ф. А. Пятакович, используя теорию автоматического регулирования, провел подробный анализ переходных процессов ритма сердца у больных ИБС, ревматическими пороками сердца, эндокринными заболеваниями и болезнями печени, при использовании меняющейся нагрузки объемом правых камер сердца в ходе изменения позы тела человека. Эти исследования завершились созданием консультативной автоматизированной системы, в которой информация передавалась по каналам телетайпной связи.

Последующий технический прогресс неотъемлемо привел к усовершенствованию автоматизированных систем в области медицинских исследований.

В настоящее время существует достаточно большое число систем (РЕОДИН-504, АНКАР, ВНС-Спектр, KARDi, Мицар-РЕО, КАД 03-КИГ), которые базируются на различных математических методах анализа вариабельности сердечного ритма. Как правило, используемые методы направлены на исследование либо его волновой природы (макроструктуры) при реализации различных спектральных методов анализа, либо микро структуры ритма при использовании условно-вероятностных подходов.

В 1996 г. Европейское кардиологическое общество и Североамериканское общество стимуляции и электрофизиологии ввели жесткие стандарты оценки вариабельности сердечного ритма (ВСР), суть которых сводится к определенному алгоритму обработки 5-минутных или суточных записей ЭКГ.

По мнению Ю.Р. Шейх-Заде и соавторов (2001) широкое применение евро-американских стандартов (ВАС) не привело к ожидаемому прогрессу в установлении диагностической ценности ВСР. Авторы полагают, что подобная ситуация связана с ограничением альтернативных подходов к пониманию и оценке данного явления.

Таким образом, разработка автоматизированной диагностической системы, базирующейся на математических методах анализа вариабельности сердечного ритма, позволяющих исследовать как микро-, так и макроструктуру, а так же реализовать функцию повышения квалификации врача, является актуальной задачей.

Работа диссертанта выполнялась в соответствии с планами проблемной комиссии по хронобиологии и хрономедицине РАМН, а также с целевой программой «Здоровье» по профилактике и лечению заболеваний и развитию материально-технической базы здравоохранения Белгородской области.

Цель и задачи исследования

Разработка информационно-аналитической системы обработки межпульсовых интервалов человека, направленная на интегральное использование алгоритмов анализа макрои микроструктуры ритма сердца, включающая функцию подготовки врача эксперта.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть модели микрои макроструктуры ритма сердца, используемые для оценки состояния автономной нервной системы на основе энтропийного, авторегрессионного и автокорреляционного анализовразработать диагностические алгоритмы автоматизированной обработки вектора вариабельности ритма сердца, предназначенные не только для целей диагностики, но и для обучения врачей системным принципам диагностического мышлениясоздать модели и алгоритмы предъявления теоретической и тестирующей информации, позволяющие реализовать функцию подготовки врача-пользователя и врача-эксперта информационной системыразработать модуль формирования тестирующего материала, обеспечивающий контроль знаний врача-пользователя и врача-эксперта информационной системыреализовать основные элементы информационной аналитической системы, направленной на изучение диагностических и прогностических возможностей ритмотестирования.

Методы исследований. Основаны на использовании методологии системного анализа, теории моделирования и управления в биологических системах, математической статистики и анализа, обработки электрофизиологической информации.

При работе использовались принципы модульного и объектно-ориентированного программирования, среда визуального программирования Delphi 7.0.

Научная новизна результатов исследования. В результате проведенного диссертационного исследования получены и выносятся на защиту следующие результаты, отличающиеся новизной: система формализации электрофизиологической информации, в совокупности представляющая модель функционального состояния автономной нервной системы человека, отличающаяся дифференцированной структурой модулей обработки, позволяющая реализовать принципы системной диагностикиалгоритмы анализа авторегрессионных облаков, реализующие функцию автоматической их классификации, отличающиеся способом их преобразования в замкнутую геометрическую фигуруспособ анализа микроструктуры ритма сердца, отличающийся преобразованием вектора межпульсовых интервалов, посредством дифференциального закона распределенияпринципы и правила дифференциации степени активности автономной нервной системы на основе информационного анализа, отличающиеся способом классификации энтропийного паттерна НКУметоды конструирования нового обучающего и контролирующего материала, отличающиеся использованием методов объектно-ориентированного программирования для формирования системных принципов диагностического мышления врачаадаптивная система контроля знаний, включающая модули поэтапного оценивания умений и навыков, отличающаяся возможностью внесения коррекции на этапе диагностического заключения, сформулированного обучаемым.

Практическая значимость и результаты внедрения. Достигнуто увеличение эффективности диагностики состояния автономной нервной системы, человека за счет комплексного применения моделей исследования макрои микроструктуры сердечного ритма.

Технически реализован автономный тестирующий модуль в информационной системе ритмотестирования, позволяющий оценивать знания и умения врача в области исследования вариабельности ритма сердца при помощи математических методов.

Реализован программный модуль информационной системы ритмотестирования предназначенный для комплексной оценки функционального состояния управляющих систем синусового ритма.

Результаты работы внедрены в учебный процесс кафедры пропедевтики внутренних болезней и клинических информационных технологий Белгородского государственного университета, в лечебную практику кардиологического и инфарктного отделений муниципальной городской клинической больницы № 1.

Апробация работы. Основные положения диссертации доложены на ежегодной конференции молодых ученых БелГУ г. Белгород, апрель 2002 г.- на 3-м Международном конгрессе молодых ученых и специалистов «Науки о человеке» в г. Томске, 16−17 мая 2002 г.- на Региональных научно-практических конференциях «Региональное образовательное пространство» и «Современные проблемы технического, естественнонаучного и гуманитарного знания» в г. Губкине, апрель 2003;2004 гг.- на Втором международном симпозиуме «Проблемы ритмов в естествознании» в г. Москва, 1−3 марта 2004 г.- на 5-й Международной научно-технической конференции по компьютерному моделированию в г. Санкт-Петербурге, 29 июня-3 июля 2004 г.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 8 печатных работ, список которых представлен в конце автореферата. В работах, опубликованных в соавторстве, лично автором сформулированы технические требования, предъявляемые к диагностическим и тестирующим программам [1], предложены условия и принципы создания мультимедийной системы обучения и контроля знаний [2], разработаны технические требования, на которых базируется создаваемая программа предъявления и тестирования знаний в области исследования вариабельности сердечного ритма, базирующаяся на медико-биологической информации тестируемого, получаемой посредством датчика [3, 4], а так же описаны основные этапы разработки диагностической системы ритмотестиро-вания [5] и ее структура [6].

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы из 172 наименований, практических рекомендаций и двух приложений. Основная часть работы изложена на 146 страницах машинописного текста, содержит 19 рисунков и 20 таблиц.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.

Рассмотрены информационные модели микроструктуры ритма сердца, используемые для оценки состояния автономной нервной системы на основе анализа энтропийной функции, отличающиеся реализацией совокупности паттернов непредсказуемости и воспроизводимости структуры ритма сердца. Также сформированы авторегрессионные модели микроструктуры ритма сердца, используемые для оценки функционального состояния синусового узла на основании анализа пятен Пуанкаре (АРО), отличающиеся способом автоматической классификации, реализованного посредством аппроксимации эллипсов.

Использованы автокорреляционные модели макроструктуры ритма сердца, предназначенные для выявления его скрытой периодичности, основанные на изучении автокорреляции межпульсовых интервалов, отличающиеся способом рассмотрения автокорреляционной функции, как функции порядкового номера кардиоинтервала, а не как функции во времени.

Разработаны диагностические алгоритмы автоматизированной обработки вектора вариабельности ритма сердца, предназначенные не только для целей диагностики, но и для обучения врачей системным принципам диагностического мышления, отличающиеся направленностью изучения, как макроструктуры, так и микроструктуры ритма сердца.

Созданы модели и алгоритмы предъявления теоретической и тестирующей информации, позволяющие реализовать функцию подготовки врача-пользователя и врача-эксперта информационной системы, отличающиеся предварительным формированием смысловых законченных блоков и гипермедийным характером ее реализации.

Разработан модуль формирования тестирующего материала, обеспечивающий контроль знаний врача-пользователя и врача-эксперта информационной системы, отличающийся применением алгоритмических объектных модулей.

Реализованы основные элементы информационной системы, направленной на изучение диагностических и прогностических возможностей ритмоте-стирования, отличающиеся автоматическим характером контроля ввода и устранения ошибочных данных и использования мультипараметрической информации для формирования интегрального заключения.

ле Заключение.

Идектефикация ф140 [шшяид группа |пв-41.

Формирование массива Р^-интервалов ф выбор из списка Г с помощью датчика.

2.5 Снятие медико-биологической информации или выбор массива ЯК-интервалов из базы.

Выше отмечалось, что процессу предъявления информации, тестирования и диагностики предшествует этап определения массива ЯЯ-интервалов, на основании которого формируется медицинское заключение посредством математических моделей, рассматриваемых в программе.

Формирование такого массива возможно двумя способами:

1. Путем выбора из списка представленных.

2. Посредством датчика.

Определение способа выполняется в окне (рис. 28), е* котором так же запрашивается идентификационная информация о пользователе системы: фамилия, имя, отчество и название организации.

При выборе первого способа будет открыто окно, в котором представляется список доступных для пользователя массивов ЯК-интервалов (рис. 29). Этот список формируется и редактируется только в режиме администратора. Здесь же справа строится гистограмма, ему соответствующая.

Для выбора массива необходимо выделить элемент списка и нажать Принять.

У Принять ф Дтменкгь |.

Рис. 28. Окно идентификации и определения способа формирования массива ЯЯ-иптервалов.

10 ЗС 30 (0 50.

70 И) 90 11 ъ/ 1-.1Ч-. | <Э Ц’гк^г |.

Рис. 29. Окно выбора массива ЯЯ-интервала из списка.

Кнопка Отмена используется для закрытия окна и отмены процесса предъявления информации, тестирования или диагностики.

Второй способ реализуется в окне, изображенном на рис. 30. Здесь необходимо задать время в секундах, в течение которого будет происходить снятие показаний ритма сердца с датчика, присоединяемого к пальцу пациента. Данный прорис. 30. окно формирования массицесс будет начат при нажатии на Начать. ва ^^-интервалов с помощью датчика.

По окончании этого процесса будут активизированы кнопки Принять и Отмена, которые подразумевают соответственно переход к процессу предъявления теоретической информации, тестирования или диагностики и закрытию окна без сохранения полученных данных.

2.6 Работа со встроенной базой данных.

Получить доступ к базе данных, где сохраняется информация о лицах, прошедших обучение, тестирование и диагностику возможно с помощью пункта главного меню Просмотр базы данных и с помощью соответствующего инструмента в панели инструментов программы. В результате будет открыто окно, представленное на рис. 31., которое состоит из двух основных блоков (левого и правого), обоснованных сформулированной схемой, отражающей сущность-связи базы данных (рис. 10).

В левой части в виде таблицы отображаются порядковый номер, фамилия, имя, отчество и название организации, проходивших обучение, тестирование или диагностику. При этом список формируется иерархично. Правая часть формы состоит из трех закладок: обучение, контроль, диагностика. В зависимости от того, какая закладка активна, в нем отображается информация о том, по каким методам выбранный пользователь в левой панели проходил обучение, тестирование и его результаты или диагностировался.

Диагностике.

— Порты Г Г етмхсеч И.

Ра15к"15 600 р.О.

Н&

И0.

Ивэпм И И. Петров П П. Сицоров С.С.

Гсчппа Ойучвни* Контроле 111и4гностика I.

1 II Дя*. мё.

0ирнка | 0.

Попыток {Оценка |Вес 1.

Ий — сервалы.

Скат^реграмма.

Гистограмма.

Рис. 31. Окно, предназначенное для работы с базой данных На форме закладки Контроль располагаются три кнопки:

КЯ-интервалы.

— отображает массив К К-интервал о в в отдельном окне, на основании которого выполнялся контроль выделенной в таблице математической модели анализа ВСР.

Скатерграмма.

— отображает в отдельном окне скатертеграмму, построенную на основе используемого при контроле массиве ЯЯ-интервалов.

Гистограмма отображает в отдельном окне гистограмму, построенную на основе используемого при контроле массиве ЯК-интервалов.

Просмотр которая.

Форма закладки Диагностика имеет две кнопки приводит к открытию окна диагностики, в котором представляются результаты всех используемых математических моделей анализа вариабельности сердечного ритма и.

К Я-интервалы.

Выделение элемента в таблице.

Выполняется щелчком левой кнопкой мыши на элементе базы данных. При этом выделенный элемент считается активным, то есть все рассматриваемые действия будут применимы к нему и связанной с ним информации.

Сортировка.

Сортировка выполняется по алфавиту или по возрастанию для следующих столбцов таблицы: ФИО, Организация, Дата, Метод анализа ВСР. Для ее выполнения необходимо выполнить следующие действия:

1. Установите указатель мыши на любой элемент столбца, в котором будет выполняться сортировка элементов;

2. Щелкните правой кнопкой мыши, в ПоИ (Ж.

Сортировка результате чего на экране появится ум, мгь: контекстное меню (рис. 32) — Рис 32 Контекстное меню.

3. Выберите в нем пункт Сортировать. Примечания.

1. Для выполнения действий 2−3 возможно использовать инструмент Сортировать, расположенный в панели инструментов главного окна программы.

2. Сортировка полей ФИО, Организация, Метод анализа ВСР выполняется по алфавиту, а поля Дата по возрастанию.

Поиск элемента.

В отличие от сортировки поиск направлен на выбор из списка элемента, который удовлетворяет задаваемой маске. В системе ритмотестирования поиск-возможно выполнять по следующим столбцам таблиц: ФИО, Организация, Метод анализа ВСР, Дата. Действия для его реализации состоят в следующем:

1. Установите указатель мыши на любой элемент столбца, в котором будет выполняться поиск элемента;

2. Щелкните правой кнопкой мыши, в результате чего на экране появится контекстное меню (рис. 32);

3. Выберите в нем пункт Поиск.

4. Появится окно поиска (рис. 33), в котором следует с помощью клавиатуры ввести маску. При этом по мере набора символов компьютер автоматически будет выполнять поиск элементов и выделять их.

5. Для принятия результатов поиска нажмите Применить, а для отменыОтмена. Окно поиска будет закрыто.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автоматизированные обучающие системы на базе ЭВМ Текст. / А. Ф. Чернявский, A.M. Мухтарский, A.B. Орлов [и др.]- отв. ред. А. Ф. Чернявский. Минск: Изд-во БГУ, 1980. — 175 с.
  2. , А.Е. Модели и алгоритмы принятия решений в нечетких условиях Текст. / А. Е. Алтунин, М. В. Семухин. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2000. — 352 с. (Электронный вариант книги www.plink.ru/tnm/index.htm).
  3. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных кардиографических систем Текст. // Вестник аритмологии. 2001. -№ 24. — С.65−87.
  4. , Г. А. Организация водно-мотивационного этапа деятельности в компьютерной обучающей системе Текст. / Г. А. Атанов, В. В. Локтюшин. — http://ifetsieee.Org/mssian/depositoiy/v3i2/htnil/2.html
  5. , Г. А. Обучение и искусственный интеллект, или Основы современной дидактики высшей школы Текст. / Г. А. Атанов, И.Н. Пустыннико-ва. Донецк: Изд-во ДОУ, 2002. — 504 с.
  6. , И.А. Анализ вариабельности сердечного ритма Текст. / И. А. Артеменко, В.И. Мещеряков-http://iauoo.narod.ru/magazine/artemenko.html
  7. , Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения Текст. / Б. Ц. Бадмаев М.: Владос, 1998. — 272 с.
  8. , P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний Текст. / P.M. Баевский, А. П. Берсенева. М., 1997. — www.ecg.ru/books/book02/index.html
  9. , P.M. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения Текст. / P.M. Баевский, Г. Г. Иванов // Ультразвуковая функциональная диагностика. 2001. — № 3. — С. 108 127.
  10. , P.M. Современное состояние исследований по вариабельности сердечного ритма в России Текст. / P.M. Баевский, Г. Г. Иванов, Г. В. Ря-быкина // Вестник аритмологии. 1999. — № 14. — С.71−75.
  11. , P.M. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе Текст. / P.M. Баевский, М. Н. Клеецкин, О. И. Кирилов. М.: Наука, 1984.-221 с.
  12. , P.M. Холтеровское мониторирование в космической медицине: анализ вариабельности сердечного ритма Текст. / P.M. Баевский, Г. А. Никулина // Вестник аритмологии. 2000. — № 16. — С.6−16.
  13. , Е.А. Корреляционная ритмография при исследовании и лечении больных мерцательной аритмией Текст. / Е. А. Березный // Кардиология. 1981.-N 5. — С.94−96.
  14. Большая советская энциклопедия. http://encycl.yandex.ru
  15. , Н.П. О пригодности малой цифровой машины для автоматизированного управления процессом учебы Текст. / Н. М. Брусенцов, С.П.
  16. , X. Рамиль Альварес // Вычислительная техника и вопросы кибернетики. М., Изд-во МГУ, 1974. — Вып. 11.- С.3−16.
  17. , Т.С. Педагогические принципы построения обучающе-контролирующих программ Текст. / Т. С. Буторина, Е. В. Ширшов // Информатика как педагогическая задача: материалы региональной конференции. Воронеж: ВГУ, 2001.- 128 с.
  18. Бухнин Алексей Текст. http://bukhnin.chat.ru
  19. Вариабельность сердечного ритма в современной клинике Текст. / редкол. Н. И. Яблучанского, Б. Я. Кантора, A.B. Мартыненко-www.hrvcongress.org/mssian/education/books/hrvinclinic/chapter5/.
  20. Вариабельность сердечного ритма. Теоретические аспекты и практическое применение Текст. // Тезисы международного симпозиума 12−14 сентября 1996.-Ижевск, 1996.-С.225.
  21. , A.M. Вегетососудистая дистония Текст. / A.M. Вейн, А. Д. Соловьева, O.A. Колосова. М.: Медицина, 1981. — 320 с. 25. «Вимком-Оптик» г. Москва. www.vimkom.ru
  22. , Б.М. Компьютерные учебники: анализ конструкций и психофизиологические требования Текст. /Б.М. Владимирский // Компьютерные инструменты в образовании. 2000. — N1. — С.3−8.
  23. , Ю.А. Метод последовательного попарного анализа ритма сердца по интервалам RR Текст. / Ю. А. Власов, В. Г. Яшков, A.B. Якименко // Радиоэлектроника, физика, и математика в биологии и медицине. Новосибирск, 1971.-С.9−14.
  24. , А.Е. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева Текст. / А. Е. Войскунский [и др.] М.: Изд-во «Смысл», 1999. — 429 с.
  25. , И.Х. Модели и методы построения автоматизированных обучающих систем (обзор) Текст. / И. Х. Галеев // Информатика. Научно-технический сборник. Серия Кадровое обеспечение. М.: ВМНУЦ ВТИ, 1990. -Выпуск 1. — С.64−72.
  26. , П.Я. Введение в психологию Текст.: учебное пособие / П. Я. Гальперин 4-е изд. — М.: Университет, 2002 — 336 с.
  27. , П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий Текст. / П. Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии: сб. научн. трудов. М.: Наука, 1966. -С.236−278.
  28. , Б. Электрофизиология сердца Текст. / Б. Гофман, П. Крейнфилд. М.: Медгиз, 1962. — 306 с.
  29. , А. Суточное мониторирование ЭКГ Текст. / А. Дабров-ски, Б. Дабровски, Р. Пиотрович. М.: Медпрактика, 2000. — 208 с.
  30. , H.H. Компьютерные технологии в медицинском образовании: есть ли предел? Текст. / H.H. Дацун // Новые информационные технологии в медицине и экологии: тезисы докладов III международной конференции. -Гурзуф, 1997. -С.132−136.
  31. , А.Г. Спортивная кардиология Текст.: руководство для врачей / А. Г. Дембо, Э. В. Земцовский. JL: Медицина, 1989. — 464 с.
  32. , З.О. Экспертная обучающая система как эвристический инструмент для формирования креативных знаний Текст. / З. О. Джалиашвили, В. В. Кондратьев. М.: ИТО, 2001. — www.ito.su/2001/itoAII/2AII-2−11.html
  33. , O.A. Компьютерные системы биоуправления Текст. / O.A. Джафарова, И. Б. Штарк. www.Mks.ru/library/text/biomedpribor/ 98/s9t9.html
  34. , O.A. Компьютерные системы биоуправления Текст. / O.A. Джафарова, И. Б. Штарк. www.mks.ru/library/text/biomedpribor/ 98/s9t9.html
  35. , O.A. Компьютерные системы биоуправления: тенденции развития Текст. / O.A. Джафарова, И. Б. Штарк. http://webhost.kemtel.ru/ 'psynet/Raznoe/biouprav.html
  36. , Ф. Основы кибернетики Текст.: [пер. с англ.] / Ф. Джордж- отв. ред. A.JI. Горелика. М.: Радио и связь, 1984. — 272 с.
  37. Диалоговые системы и представление знаний Текст. / JI.B. Кокорева, O.JI. Перевозчикова, E. J1. Ющенко / АН Украины: Ин-т кибернетики. Киев: Наук, думки, 1992. — 448 с.
  38. , A.M. Обучающие системы нового поколения Текст. / A.M. Довгялло, Е. Л. Ющенко // УСиМ. 1988. — № 1 — С.83−86.
  39. , Д. Компьютерная диагностика мифы и реальность Текст. / Д. Заикин — www.ill.ru/cgi-bin/form.news.prn.pl?carticle=950
  40. ЗАО «Новый диск», г. Москва. www.nd.ru
  41. , С.Е. Психологические вопросы восприятия текстовой и графической информации Текст. / С. Е. Злочевский. Киев: Вища школа, 1967.- 132 с.
  42. , В.Н. Статистические и спектральные характеристики сердечного ритма у больных паркинсонизмом Текст. / В. Н. Ильин, И.Н. Карабань- www.hrvcongress.org/second/first/placedl 2/IlyinlArtRus.doc
  43. Информационные технологии Текст. www.stu.ru/inform/glaves2/ glava5/gl5l .html
  44. Искусственный интеллект. Модели и методы / отв. ред. проф. Д. А. Поспелова. М.: Радио и связь, 1990. — Т. 2. — 304 с.
  45. , Д.Р. Деловые игры. Метод обучения принятию решений Текст. / Д. Р. Карсон. М., 1977. — 140 с.
  46. Каталог «Медицинские информационные технологии 2004». -http://www.armit.ru/catalog/index.html
  47. , М. Мультимедиа Текст.: [пер. с нем.] / М. Кирмайер. -Спб.: BHV, 1994.-192 с.
  48. , С.З. Математический анализ сердечного ритма Текст. / С. З. Клецкин. М.: ВНИИМИ, 1979. — 116 с.
  49. Клячкин, J1.M. О преподавании медицинской реабилитации Текст. / JI.M. Клячкин, A.M. Щегольков www.nutrition.ru/publication/ recovery/002/articles/studyinmedicalrecreation.htm
  50. , Г. М. Технические средства обучения и методика их использования Текст.: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. М.: Издательский центр «Академия», 2001. -256 с.
  51. , O.A. Некоторые аспекты создания и применения компьютеризированного учебника Текст. / O.A. Козлов, Е. А. Солодова, E.H. Холодов // Информатика и образование. М., 1995. — № 3. — С.97−99.
  52. , В.М. Авторская система проектирования автоматизированных учебных курсов для АОС ВУЗ Текст. / В. М. Комличенко, C.B. Новикова // УсиМ. — 1991. — № 1. — С.107−114.
  53. , Д.Э. Разработка алгоритмического и программного обеспечения многопрофильного анализа состояния сердечно-сосудистой системы по вариабельности ритма сердца Текст.: дис.. канд. техн. наук / Д. Э Короткевич. Воронеж: ВГТУ, 1999. — 140 с.
  54. , А. Введение в теорию нечетких множеств Текст. / А. Коф-ман. М.:Радио и связь, 1982. — 432 с.
  55. , С.С. О методических требованиях к педагогическим программным средствам, ориентированных на первичное закрепление нового материала по математике Текст. / С. С. Кравцов. М.: ИТО, 1999. -www.ito.su/1998−99/k/krav-r.htnl
  56. , H.A. О различиях между линейным и разветвленным программированием Текст. / H.A. Краудер // Программированное обучение за рубежом [Сборник]. М.: Высшая школа, 1968. — С. 58−67.
  57. , К.Г. Требования к компьютерным обучающим программам Текст. / К. Г. Кречетников, H.H. Черненко // Информационные технологии и телекоммуникации в образовании: материалы III Меджународной выставки-конференции. М.: ВВЦ, 2001 — С.164−171.
  58. , Т.В. Введение в АОС Текст.: методические указания / Т. В. Крылова. Н. Новгород: Изд-во НГТУ, 1987. — www.nntu.ru/DISLRN/ metodaos/metodsod.html
  59. , Т.В. Технология подготовки учебного курса к компьютеризации Текст. / Т. В. Крылова. Н. Новгород: Изд-во НГТУ, 1987. -www.nntu.ru/DISLRN/metodaos/metodsod.html
  60. , Н.И. Биоциклические алгоритмы управления в аппаратной системе светодиодной цветостимуляции Текст.: дис.. канд. техн. наук. / Н. И. Куриленко. Курск, 2000. — 152 с.
  61. , А.Н. Деятельность, сознание, личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 703 с.
  62. , В.В. Фрагменты истории развития отечественного программирования для специализированных ЭВМ в 50 80-е годы Текст. / В. В. Липаев. — М.: Изд-во «Синтег», 2003. — 132 с.
  63. , Ю.И. Экспертно-обучающие системы Текст. / Ю. И. Лобанов, П. Л. Брусиловский, В. В. Съедин // Новые информационные технологии в образовании: обзор, инф. НИИВО. -М.:1991. Выпуск 2. — 56 с.
  64. , Л. Н. Методика анализа суточной вариабельности сердечного ритма Текст. / Л. Н. Лютикова, М. М. Салтыкова, Г. В. Рябыкина // Кардиология. 1995. — № 1. — С.45−50.
  65. , Н.Г. Нечеткие модели для экспертных систем в САПР Текст. / Н. Г. Малышев, Л. С. Бернштейн, A.B. Боженюк. М.: Энергоиздат, 1991.- 136 с.
  66. , Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения Текст. / Е. И. Машбиц. -М.: Педагогика, 1988. 192 с.
  67. , О.С. Компьютерные технологии в медицинском образовании Текст. / О. С. Медведев // Компьютерные технологии в медицине. 1996. -№ 1. — С.27−32.
  68. Медицинские компьютерные технологии, НПЦ г. Барнаул. -www.ctmed.ru
  69. Медицинский центр новых информационных технологий Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава России. www.pedklin.ru
  70. Механизмы регуляции ритма сердца. Анализ вариабельности сердечного ритма. Программа HRV. Руководство пользователя. -www.mks.ru/products/kardi/guidehrv/l01 .html
  71. , Т.Ф. Клинический анализ волновой структуры синусового ритма сердца (Введение в ритмокардиографию и атлас ритмокардиограмм) Текст. / Т. Ф. Миронова, В. А. Миронов. Челябинск, 1998. — 162 с.
  72. Митюшкин, Ю.И. Soft-Computing: идентификация закономерностей нечеткими базами знаний Текст. / Ю. И. Митюшкин, Б. И. Мокин, А.П. Рот-штейн. Винница: УШВЕРСУМ-Вшниця, 2002. — 145с.
  73. , В.М. Вариабельность ритма сердца: опыт практического применения метода Текст. / В. М. Михайлов. Изд. второе, переработанное и доп. — Иваново: Иван. гос. мед. академия, 2002. — 290 с.
  74. Московский государственный медико-стоматологический университет (МГМСУ). http://cito:medcity.ru
  75. Московский специализированной центр новых информационных технологий (МСЦНИТ). www.mmascience.ru
  76. Мультимедиа Текст. / отв. ред. Петренко А. И. Киев: Торгово-издательское бюро BHV, 1994. — 272 с.
  77. Л.Б. Легко ли стать врачом? Текст. / Л. Б. Наумов. Ташкент.: Медицина, 1983. — 464 с.
  78. Л.Б. Распознавание болезней сердечно-сосудистой системы. Диагностические и тактические алгоритмы. (Программное руководство) Текст. / Л. Б. Наумов, Ю. Г. Гаевский, A.M. Бессонов, В. В. Меркушев. Т.: «Медицина», 1979.-338 с.
  79. Л.Б. Учебные игры в медицине Текст. / Л. Б. Наумов. Т.: Медицина, 1986. — 320 с.
  80. , И.Г. Проблема математического анализа сердечного ритма Текст. / И. Г. Нидеккер, Б. М. Федоров. // Физиология человека. 1993. — Т. 19. -№ 3. — С.80−87.
  81. НЦ сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева РАМН. -http://bakoulevtvnet.org.ru
  82. Обучающие машины и комплексы: справочник Текст. / отв. ред. А. Я. Савельева. Киев: Вища шк. Головное изд-во, 1986. — 303 с.
  83. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / отв. ред. Б.М. Бим-Бада. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003.-528 с.
  84. , Р. Методы оценки вариабельности интервалов RR синусового ритма Текст. / Р. Пиотрович, Б. Дабровски, А. Дабровски. М.: Медпрактика, 1998. — 208 с. 92. «Поли-Спектр-Ритм» www.neurosoft.ru/product/psrythm.htm
  85. , Г. С. Искусственный интеллект основа новой информационной технологии Текст. / Г. С. Поспелов. -М.: Наука, 1988. — 212 с.
  86. Практикум по эконометрике Текст.: учебн. пособие / И. И. Елисеева, C.B. Курышева, Н. М. Гордеенко [и др.]- отв. ред. И. И. Елисеева. М.: Финансы и статистика, 2002. — 192 с.
  87. , H.JI. Борис Николаевич Наумов. К 75-летию со дня рождения Текст. / H. J1. Прохоров, E.H. Филинов. www.ineum.ru/naumov.htm
  88. ПСС система обучения в стиле «Попробуй свои силы» (обзор программного обеспечения) Текст. / обозреватель Чепегин В. И. — Казанский государственный технологический университет. -http://ifets.ieee.Org/russian/depository/v3i3/html/5.html
  89. , В.И. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом Текст.: учебник для студентов вузов / В. И. Пугачев. М.: Аспект Пресс, 2000. — 285 с.
  90. , Ф.А. Методы диагностических исследований сердечнососудистой системы Текст.: учебное пособие / Ф. А. Пятакович, Ю. И. Афанасьев, Т. И. Якунченко. Белгород: Изд-во Белгор. гос. ун-та, 1999. — 176 с.
  91. , Ф.А. Нечеткий алгоритм в системе прогнозирования исходов мерцательной аритмии Текст. / Ф. А. Пятакович // Распознавание: сборник материалов 2-й международной конференции. Курск, 1995. — С. 159−161.
  92. Свидетельство. Биоуправляемый синхроцветозвукостимулятор Текст. / Ф. А. Пятакович. № 3093- опубл. 16.11.1996.
  93. Патент. Способ коррекции функциональных состояний Текст. / Ф. А. Пятакович, В. Т. Пронин, Т. И. Якунченко. — № 2 127 135- опубл. 10.03.1999 г. на изобретение- приоритет от 22.02.94.
  94. , Ф.А. Способ прогнозирования обострения гастродуоде-нита и рецидива язвенной болезни Текст. / Ф. А. Пятакович, Т. И. Якунченко. -A.C.N 1 591 947 СССР, 1990.
  95. , C.B. Обзор программных продуктов для медицинского образования Текст. / C.B. Радченко. Часть 1. — http://lgkb.kazan.ru/012l/
  96. , О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA Текст. / О. Ю. Реброва. М.: МедиаСфера, 2002. — 312 с. 111. «РИТМОН» http://aditon.narod.ru/ritmon.htm или www.biosignal.ru/pdf/ritmonmet.pdf
  97. , А.Д. Модель распознавания функциональных состояний организма на основе математического анализа сердечного ритма Текст. / А. Д. Рифтин // Физиология человека. 1990. — Т.16. — № 3. — С.165−172.
  98. , А.Д. Оценка функциональных резервов организма на основе анализа сердечного ритма по результатам пробы с дозированной физической нагрузкой Текст. / А. Д. Рифтин // Физиология человека. 1991. — Т. 17. — № 6. -С.133−137.
  99. , Н.В. Виртуальная реальность Текст. / Н. В. Роберт // Информатика и образование. 1993. — № 5. — С.53−56.
  100. , Г. М. Человек и дисплей Текст. / Г. М. Романов, Н.В. Тур-кина, J1.C. Колпащиков. Л.: Машиностроение, 1986. — 256 с.
  101. , A.A. Основные принципы организации баз знаний в интеллектуальных обучающих системах Текст. / A.A. Рыжов, H.A. Иванькова -www.zsmu.zp.ua/zsmu/faculties/medmforrnyiit/medinfornVrizhovH
  102. , Г. В. Вариабельность ритма сердца Текст. / Г. В. Рябыки-на, A.B. Соболев. -М.: СтарКо, 1998. 202 с.
  103. , А.Я. Подготовка информации для автоматизированных обучающих систем Текст. / А. Я. Савельев, В. А. Новиков, Ю. И. Лобанов М.: Высшая школа, 1986. — 175 с.
  104. Самарский областной МИАЦ. www.medlan.samara.ru
  105. , В.Д. Компьютер в экономическом образовании Текст. / В. Д. Сапунцов. -М.: «Издательский дом НОВЫЙ ВЕК», 1999. 232 с.
  106. , М.Б. Достоинства и недостатки электронных учебников Текст. / М. Б. Селютина, С. Б. Энтина // Компьютерные инструменты в образовании. 2000. — № 1. — С.9−12.
  107. , Г. И. Статистический анализ сердечного ритма с применением моментов высших порядков Текст. / Г. И. Сидоренко, Г. К. Афанасьев, Я. Г. Никитин // Кардиология. 1975. — Т.15. — № 12. — С 96.
  108. , Б. Наука об учении и искусство обучения Текст. / Б. Скин-нер // Программированное обучение за рубежом [сборник]. М.: Высшая школа, 1968.-С. 32−46.
  109. , A.B. Вариация ритмограммы как новый метод оценки вариабельности сердечного ритма Текст. / A.B. Соболев, Л. Н. Лютикова, Г. В. Рябыкина // Кардиология. 1996. — № 4. — С.47−52.
  110. , A.B. Обратные связи в учебных пакетах прикладных программ Текст. / A.B. Соловов // ЭВМ в учебном процессе ВУЗа: межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. В. Н. Врагова. Новосибирск: Новосиб. ун-т, 1988. — С.39−53.
  111. , A.B. Проектирование компьютерных систем учебного назначения Текст. / A.B. Соловов: учебное пособие. Самара: СГАУ, 1995. -138 с.
  112. , Г. В. Основы психологической теории деятельности Текст. / Г. В. Суходольский. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1988. — 168 с.
  113. , B.C. Гипертекстовые технологии в обучении Текст. / B.C. Токарева // Новые информационные технологии в образовании: обзор, информ. НИИВО. М., 1994. — Выпуск 3 — 40 с.
  114. , Т.Г. Моделирование вариабельности сердечного ритма и рационализация диагностики на основе теоретико-информационного анализа кардиоинтервалограмм Текст.: дис.. канд. техн. наук: 05.13.01 / Т. Г. Трофимова. Воронеж, 2001. — 109 с.
  115. , О.Б. Новое средство компьютерного обучения электронный учебник Текст. / О. Б. Тыщенко // Компьютеры в учебном процессе. -1999. — № 10. — С.89−92.
  116. Федеральный НПЦ медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, г. Москва. www.user.cityline.ru/~csrpi
  117. , Т.М. Деловая игра как способ оптимизации учебного процесса на кафедрах судебной медицины Текст. / Т. М. Федченко, O.A. Дмитриева // Альманах судебной медицины. 2000. — № 1. — С.20−24.
  118. , Л.М. Педагогический опыт глазами психолога Текст. / Л. М. Фридман. М.: Просвещение, 1989. — 357 с.
  119. , В.М. Спектральный анализ колебаний частоты серцебие-ний: физиологические основы и осложняющие его явления Текст. / В. М. Хаютин, Е. В. Лукошкова // Российский физилогический журнал им. И. М. Сеченова. 1999. — № 85 (7). — С.893−909.
  120. , М.В. Некоторые дополнительные требования к электронному учебнику Текст. / М. В. Храмова. СГУ им. Н. Г. Чернышевского. -http://physfac.bspu.secna.ru/pub/article.html?id=631
  121. Человеческий фактор Текст. В 6 т. Т. 3. Моделирование деятельности, профессиональное обучение и отбор операторов: [пер. с англ.] / Д. Холдинг, Н. Голдстейн, Р. Эбертс [и др.]. М.: Мир, 1991. — 302 с.
  122. Шейх-Заде, Ю. Р. Альтернативный подход к оценке вариабельности сердечного ритма Текст. / Ю.Р. Шейх-Заде, В. В. Скибицкий, A.M. Катханов [и др.] // Вестник кардиологии. 2001. — № 22. — С.49−61.
  123. , М.Б. «Биоуправление это медицина будущего» Текст. / М. Б. Штарк. — http://ashinfo.narod.ru/library/science/inauka.ruhealtharticle 30 563. html
  124. , М.Б. Биоуправление: траектория развития Текст. / М. Б. Штарк, О. А. Джафарова, О. Г. Донская. www.catalysis.ru/chern/medicina/ 6/63.html
  125. , М.Б. Компьютерное игровое биоуправление (семейный и сетевой вариант) Текст. / М. Б. Штарк, О. А. Джафарова, А. А. Зубков // Материалы 1-го Российского научного форума «МедКомТех 2003». М.: «Авиаиздат», 2003. — С.242−245.
  126. , М.Б. Некоторые аспекты биоуправления в интерпретации редакторов (вместо предисловия) Текст. / М. Б. Штарк, М. С. Шварц // Биоуправ-ление-4. Теория и практика. Новосибирск: Изд-во «Цэрис», 2002. -С.3−7.
  127. ЭВМ массового применения / отв. ред. Наумов Б. Н. М.:Наука, 1987.- 266 с.
  128. Экспертные системы. Принципы работы и примеры Текст.: [пер. с англ.] / А. Брукинг, П. Джонс, Ф. Кокс [и др.]- под ред. Р. Форсайта. М.: Радио и связь, 1987. — 224 с.
  129. Эмоции под контролем компьютера // Знание-сила. 1999. — № 9, 10.- www. znanie-sila.ru/online/issue544.html
  130. Andrews, К. Serving information to the Web with Hyper-G Text. / K. Andrews, F. Kappe, H. Maurer // Computer Networks and ISDN Systems. 1995. -№ 27. -P.919−926.
  131. Atanov, G.A. Computer Tutoring Systems for Science Education Based on the Activity Approach Text. / G.A. Atanov, G.V. Kandrashin, V.V. Laktiushin //
  132. New Media and Telematic Technologies for Education in Eastern European Countries. Enshede: Twente University Press, 1997. — P.75−79.
  133. Ballavere, F. Power spectral analysis of heart rate variation improves assessment of diabetic cardiac autonomic neuropathy Text. / F. Ballavere, I. Balzani. // Diabetes. 1992. — № 41. — P.633−640.
  134. Bergman, J.S. Sources of information which affect training and raising of heart rate Text. / J.S. Bergman, H.L. Johson // Psychophysics. 1972. — Vol.9. -P.30−39.
  135. Brusilovsky, P. Methods and techniques of adaptive hypermedia Text. / P. Brusilovsky // User Modeling and User-Adapted Interaction. 1996. — V 6. — № 2−3.-P. 87−129.
  136. Collins, F. The Role of Different Media in Designing Learning Environments Text. / F. Collins, P. Neville, K. Bielaczyc // International Journal of Artificial Intelligence in Education. 2000. — № 11. — P.144−162.
  137. Callear, D. It’s as Teacher Substitutes: Use and Feasibility Text. / D. Callear // Proceedings of 8-th International conference on Human-Computer Interaction:
  138. Communications, Cooperation and Application Design. 22 — 26 of August, Munich, Germany. — Vol. 2. — P.632−636. — ISBN 0−8058−3392−7.
  139. Hoopen, M. The scatergram Text. / M. Hoopen, J. Bongaaris // J. Car-diovasc. Res. 1969. — Vol. 3. — P.218−226.
  140. Kabassi, K. Using Web Services for Personalized Web-based Learning Text. / K. Kabassi, M. Virvou // Educational Technology & Society 2003. -№ 6 (3). — P.61−71. — http://ifets.ieee.0rg/peri0dical/63/8.html
  141. Kenny, R.A. Head up tilt: a useful test for investigating unexplained syncope Text. / R.A. Kenny // Lancet. 1989. — № 1. — P.1352−1355.
  142. Kinshuk & Patel A. A conceptual framework for Internet based intelligent tutoring systems Text. / Kinshuk & Patel A // Knowledge transfer pace. London. -Vol. II.-P. 117−124.
  143. Koepchen, H.P. Integrative neurovegetative and motor control- phenomena and theory Text. / H.P. Koepchen, H.H. Abel, D. Klussendorf // J. Functional. -Neurology, 1987. Vol. 2. — № 4. — P.389−406.
  144. Lombardi, F. Clinical implications of present physiological understanding of HRV components Text. / F. Lombardi // Card. Electrophysiology. Rev. 2002. -№ 6. P.245−9.
  145. Lombardi, F. Heart rate variability as an index of sympathovagal interaction after myocardial infarction Text. / F. Lombardi, G. Sandrone, S. Pempruner [et al.] // Am. J. Cardiol. 1987 — № 60 — P. 1239−1245.
  146. Murphy, R.T. Evaluation of the PLATO IV computerbased education system in the community college Text. / R.T. Murphy, L.A. Appel // ACM SIGCUE Bulletin. 1978. — Jan, — Vol.12. -Nl. -P.12−27.
  147. Perini, R. The influence of exercise intensity on power spectrum of heart rate variability Text. / R. Perini, C. Orisio // Ear. J. Appl. PhysioL. 1990. — № 61. -P.143.
  148. Sayers, B.M. Analysis of heart rate variability Text. / B.M. Sayers // Ergonomics. 1973. — Vol.16. -№ 1. — P. 17−32.
  149. Vybiral, T. Effect of passive tilt on sympathetic and parasympathetic components of heart rate variability in normal subjects Text. / T. Vybiral, R. Bryg // Am. J. Cordial. 1989. — № 63. — P. 1117.
  150. Wenger, E. Artificial intelligence and tutoring systems. Computational approaches to the communication of knowledge Text. / E. Wenger. Los Altos: Morgan Kaufmann, 1987. — 302 p.
  151. Yerushalmy, J. Statistical problems in assessing methods of medical diagnosis with special reference to X-ray techniques Text. / J. Yerushalmy // Publ. Health. Rep. 1947. — Vol.62. — № 10. — P. 1432−1449.
Заполнить форму текущей работой