Организация информационного обеспечения процесса стратегического управления в сфере банковских услуг
В деятельности зарубежных банков широкое распространение получили ^ принципы и методы банковского менеджмента и банковского маркетинга, что нашло отражение в работах таких известных специалистов, как Питер С. Роуз, Джозефф Ф. Синки мл., Ж. Ривуар и др. Естественно, что все методы управления и банковские стратегии не могут быть в неизменном виде использованы в России, где финансово-кредитная… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ И МЕТОДЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО * УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
- 1. 1. Эволюция подходов и методов в зарубежном управлении
- 1. 1. 1. История развития современной теории управления
- 1. 1. 2. Анализ методов и моделей управления
- 1. 1. 3. Концепция стратегического менеджмента: философия, ключевые гипотезы и понятия
- 1. 2. Стратегический менеджмент в кредитно-финансовой организации 28 <*Ч 1.2.1. Основные понятия банковского менеджмента
- 1. 2. 2. Классификация банковских кредитных организаций
- 1. 2. 3. Особенности стратегического управления банком
- 1. 3. Обоснование важности информационного обеспечения процесса стратегического управления банком. Постановка целей и задач исследования
- 1. 3. 1. Цели и задачи исследования
- 1. 1. Эволюция подходов и методов в зарубежном управлении
- 2. 1. Стратегическое целеполагание деятельности банка: принципы и методы
- 2. 1. 1. Значение формирования миссии и целей функционирования банка
- 2. 1. 2. Классификация банков с точки зрения сложившейся системы менеджмента
- 2. 2. Информационное обеспечение процесса стратегического управления банком: организационный аспект
- 2. 2. 1. Основные положения концепции управления банком на принципах самоорганизации
- 2. 2. 2. Модели движения потоков информации
- 2. 3. Разработка модели интегрированной системы стратегического управления банком
- 2. 3. 1. Роль и место ИССУ в банке
- 2. 3. 2. Содержание основных блоков ИССУ
- 2. 4. Реализация интегрированной системы стратегического управления на основе методологии управления проектами
- 2. 4. 1. Основные понятия, используемые при проекта реализации ИССУ
- 2. 4. 2. Этапы проекта реализации ИССУ
- 3. 1. Определение функций и структуры проекта реализации интегрированной системы стратегического управления
- 3. 1. 1. Классический набор функций управления проектом
- 3. 1. 2. Структуризация проекта реализации ИССУ
- 3. 2. Анализ внутренних и внешних переменных на этапе разработки концепции проекта внедрения ИССУ
- 3. 2. 1. Этапы проведения внешнего анализа
- 3. 2. 2. Внутренний анализ банка
- 3. 3. Разработка программы внедрения ИССУ
- 3. 3. 1. Основные принципы лежащие в основе ИССУ
- 3. 3. 2. Реализация организационного блока ИССУ в банке
- 3. 3. 3. Аналитический блок ИССУ
- 3. 3. 4. Учетный блок ИССУ
- 3. 3. 5. Реализация программно-технического блока
Организация информационного обеспечения процесса стратегического управления в сфере банковских услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Быстротечность изменений в экономике России, но в тоже время, не устраненные атавизмы стиля управления «командной экономики», попытки при-^ менить зарубежные методы управления без адаптации к нашему менталитету и условиям функционирования, создают немалые трудности в выборе стиля управления. Затянувшийся переход Российской экономики к цивилизованным рыночным отношениям, слабое развитие производственного сектора экономики, отсутствие системы инвестирования в реальный сектор экономики, сильная раздробленность кредитных учреждений и небольшое число крупных, по миро-Ч1 вым масштабам, прессинг со стороны государства — значительно усложняет систему управления в финансово-кредитной сфере и, во многом, сужает горизонт планирования. Многие российские банки живут «одним днём», не пытаясь приоткрыть завесу над будущим своей компании. Термин «стратегическое управление», хоть и вошёл в лексикон управляющих, но зачастую остаются лишь красивым мифом или некой эфемерной недостижимой целью российской действительности. На наш взгляд, процессы глобализации экономики, попытки вхождения России на рынки иностранного капитала, требует от высшего менеджмента банков пересмотра своего отношения к подходам в управлении. Банки нуждаются в стратегическом менеджменте, чтобы быть конкурентоспо-^ собными участниками финансовых рынком, обеспечивать предприятиям крепкий тыл" в вопросах расчетов, финансовых услуг и т. п.
К сожалению, нестабильность экономической ситуации в России, утерянные исторические понятия философии предпринимательства (в финансовой сфере особо важны такие категории, как кредитная история, этические нормы ведения бизнеса и т. п.), в значительной мере, сокращает набор доступных для применения финансовых инструментов, что также влияет на функционирова-+ ния банковского сектора. Несмотря на быстрые темпы восстановления после кризиса, дешевые ресурсы и либеральную политику ЦБ, российская банковская система продолжает быть неэффективной.
В настоящее время у большинства банков в России, как, впрочем, и в других странах, слабо развиты навыки выбора ключевых направлений деятельности или стратегий. Как правило, имеет место несогласованность в действиях руководства, отсутствует ясная концепция и четко сформулированное стратеги* ческое видение банка. Наблюдается также отсутствие системного подхода к процессу стратегического управления. А это необходимо для обеспечения дисциплины и подотчетности, без чего невозможно внедрение намеченной стратегии.
Но разработка эффективной стратегии должна базироваться на полной, достоверной, своевременной информации. В настоящее время всем известно, У что кто владеет информацией — тот правит миром.
В тоже время на мировых финансовых рынках происходит бурный рост новых видов финансовых институтов, составляющих жесткую конкуренцию традиционным банкам. Происходит смещение в сторону новых банковских технологий, что влечет за собой тенденцию к укрупнению и глобализации дей-* ствующих банковских институтов, поиск путей снижения издержек и путей выхода на новые рынки. Технологи изменяются с неимоверной скоростью, использование возможностей Интернет упрощают процесс организации предоставления финансовых услуг.
В деятельности зарубежных банков широкое распространение получили ^ принципы и методы банковского менеджмента и банковского маркетинга, что нашло отражение в работах таких известных специалистов, как Питер С. Роуз, Джозефф Ф. Синки мл., Ж. Ривуар и др. Естественно, что все методы управления и банковские стратегии не могут быть в неизменном виде использованы в России, где финансово-кредитная система в той или иной степени находится в стадии адаптации к рыночным условиям. Новые методы управления банковской деятельностью следует разрабатывать и внедрять с учетом конкретных условий, особенностей новых видов услуг и форм обслуживания, подготовки персонала и т. д.
Ряд работ в области банковского маркетинга и банковского менеджмента опубликован российскими учеными-экономистами, в первую очередь, такими как М. З. Бор, В. В. Пятенко, Э. А. Уткин и др. Проблема, однако настолько сложна и многообразна, что, безусловно, необходимы дальнейшие исследования в рассматриваемой области.
Несомненная актуальность этих вопросов определила выбор темы диссертационного исследования, обусловила его цели и задачи.
Основной целью диссертационной работы является разработка научно-методических и практических рекомендаций по организации системы обеспечения информацией процесса стратегического управления организацией сферы услуг.
В соответствии с целью работы в диссертации поставлен и реализован следующий комплекс исследовательских задач:
1. Анализ современных тенденций развития экономики, управления на рынке финансовых услуг, исследование специфики стратегического управления в кредитных организациях.
2. Разработка системы классификации банков на основе различия целевых функций управления.
3. Исследование системы коммуникаций, необходимой для эффективного управления организацией сферы услуг (на примере коммерческого банка).
4. Определение условий оптимального функционирования системы стратегического управления в различных банках.
5. Обоснование необходимости разработки действенного механизма получения и анализа экономической информации в целях оптимизации процесса стратегического управления организацией сферы финансовых услуг.
6. Разработка системы обеспечения информацией процесса стратегического управления организацией сферы услуг.
7. Разработка основных принципов организации интегрированной системы стратегического управления кредитной организацией сферы уи разработка методики реализации ИССУ банком.
Объектом исследования являются система управления кредитной организацией.
Предмет исследования — теоретические и прикладные аспекты информационного обеспечения процесса стратегического управления.
Теоретической и методологической основой исследования послужили основные положения современной экономической теории, работы отечественных и зарубежных ученых в области экономики, менеджмента и маркетинга в кредитно-финансовой сфере, справочные и нормативные материалы по затронутой проблеме.
В качестве инструментов исследования предлагается применять методы системного анализа, теории статистики, кибернетический подход к управлению системами и др.
Информационную базу исследование составили статистические данные органов государственной статистики и специализированных институтов, ежеквартальные бюллетени Ассоциации коммерческих банков Санкт-Петербурга, материалы банковских конгрессов, материалы рейтинговых служб, а также реальные данные финансово-кредитной организации, на базе которой проводилось исследование.
Научная новизна диссертационного исследования, по мнению автора, заключается в следующем:
1. При исследовании уровня сложности среды функционирования кредитных организаций, была предложена новая классификация банков исходя из различия систем менеджмента, с определением их основных отличительных характеристик;
2. Определены коммуникационные каналы обеспечения процесса стратегического управления организацией сферы услуг;
3. Обоснована возможность использования методического подхода к организации ИССУ организацией сферы услуг на основе принципа самоорганизации;
4. Разработаны методические рекомендации организации ИССУ в кредитной организации.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты диссертационного исследования позволят создать действующую методику и применять ее в реальных организациях сферы услуг, что позволит:
• повысить прозрачность системы управления;
• снизить загруженность текущими проблемами высшего уровня управления банком, тем самым, высвободив временные ресурсы для задач стратегического характера;
• обеспечить возможность принимать решения на основе систематизированных данных, которые генерируются программным комплексом ИССУ;
Апробация работы. Отдельные теоретические положения и результаты исследования автора использовались в процессе деятельности ОАО КБ «Петро-Аэро-Банк» .
Основные положения работы докладывались на научно-практической конференции «Менеджмент и экономика в творчестве молодых исследований» (Санкт-Петербург, СПбГИЭУ, 1999 — 2001), и на научных семинарах кафедры маркетинга и управления проектами СПбГИЭУ.
По теме исследования опубликовано 8 работ, отражающих основное содержание диссертации.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Основной целью диссертационной работы являлась разработка научно-методических и практических рекомендаций по организации системы обеспечения информацией процесса стратегического управления банком.
Интегрированная система стратегического управления — система управления, основанная на единой организационной концепции, предназначенная для решения задачи формирования целей организации и выработки стратегии по их достижению.
1. В связи с быстрыми изменениями телекоммуникационных и компьютерных технологий, изменениям подвергаются банковские технологии, что приводит к обострению конкуренции в банковском секторе. Уровень нестабильности среды соответствует уровню слабой предсказуемости будущих изменений. Поэтому, в современном банке должен быть создан механизм получения и анализа экономической и технической информации для ускорения реакции и возможности быстрой корректировки выбранной стратегии развития.
2.
Введение
дополнительной классификации банков на основе различия целевых функций управления, позволило нам создать модель формирования общей стратегической задачи банка в рамках миссии банка, исходя из обязанностей и ограничений.
3. На основе анализа уровня сложности и неопределенности среды, в которой функционируют российские банки того или иного типа и предложенной классификации разработана система обеспечения информацией процесса стратегического управления адекватная высокому уровню сложности среды функционирования банка и системе менеджмента соответствующей тим-банку.
4. При детальном анализе структуры управления банком на основе принципа самоорганизующейся системы с рассмотрением видов коммуникаций между уровнями управления и внутри системы для определения оптимального функционирования интегрированной системы стратегического управления.
ИССУ), использовался принцип самоорганизующегося жизнеспособного организма, что позволило наглядно представить процесс обеспечения информацией текущую работу банка, выработка и реализация стратегии банка. Данный принцип самоорганизации позволит учесть в модели ИССУ адекватное сочетание автономного управления, мобилизации времени управляющего высшего уровня на выработку стратегических решений и создать прозрачную систему потоков информации при функционировании банка.
5. Разработаны основные принципы лежащие в основе организации интегрированной системы стратегического управления (ИССУ) в кредитной организации:
• реализация организационного блока на основе модели самоорганизующегося организма и с учетом требований, предъявляемых Международными Банковскими Стандартами для организационных структур. использование модели оптимального бюджетирования в качестве основы аналитического блока ИССУпостроение программно-технического блока на базе одного из существующих на рынке стандартных пакетов полной функциональности-. внедрение интегрированной системы управление по принципу «сверхувниз».
6. При разработке методики реализации интегрированной системы стратегического управления в банке была использована методология управления проектами, т.к. данная задача представляет собой процесс реструктуризации фирмы и представляет собой инновационный организационный проект.
7. Отталкиваясь от принципа реализации организационного блока на основе модели самоорганизующегося жизнеспособного организма отдельные блоки ИССУ реализованы с использованием тех же принципов на основе принятых методик.
8. Главным результатом проведенного исследования является обобщение теоретических подходов к организации системы стратегического управления процессом оказания банковских услуг и разработка методов реализации интегрированной системы управления банком. 9. Автор видит дальнейшее направление исследований в использовании закономерностей и выводов на основе полученных статистических данных при реализации данной системы в банках, что окажет помощь в дальнейшем развитии теоретических основ менеджмента в сфере банковских услуг.
Список литературы
- Акио Морита Сделано в Японии. М.:
- Албегов М.М., Осипова М. И., Колмогоров В. В. Метод приближенного решения экономических задач, описываемых линейными моделями блочной структуры. Экономика и математические методы. 1996. Том 32. Выпуск 1. С. 159- 168.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Питер Ком, 1999 — 416 с.
- Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. — 239 с.
- Аронович А.Б., Лагоша В. А., Хрусталев Е. Ю. Исследование рисковых ситуаций в экономике. М: Финансы и статистика, 1997. -Багриновский К. А. Основы согласования плановых решений. — М.: Наука, 1977. — 304 с.
- Бабский Е.Б.//БСЭ. 3-е изд. — М&bdquo- 1971. — Т.4. — с.351.
- Багриновский К.А., Прокопова B.C. Исследование особенностей межотраслевого обмена в экономике России. Экономика и математические методы. 1997. Том 33. Выпуск 1. С. 52 62.
- Базель Р., Кокс Д., Браун Р. Информация и риск в маркетинге: Пер. с англ./Под ред. М. Ф. Ефимовой. М.:Финстатинформ, 1993. -345 с.
- Баканов М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1993.
- Банковское дело: стратегическое руководство. М.: Издательство АО «Кон-салтбанкир», 1998. -432 с.
- Бахтадзе Н.Н., Лотоцкий В. А., Максимов Е. М., Никулина И. В., Яралов А. А. Информационно-статистический подход к организации маркетинга. Экономика и математические методы. 1997. Том 33. Выпуск 2. С. 43 48.
- Бернштам М.С., Гуриев С. М., Оленев Н. Н., Петров А. А., Поспелов И. Г. Механизм стимулирования экономического роста посредством восстановления сбережений населения. Экономика и математические методы. 1997.
- Бир С. Кибернетика и управление производством. М.: Наука, 1965. — 391с.
- Бир С. Мозг фирмы. М.: Радио и связь, 1993. -416 с.
- Бор 3., Пятенко В. Менеджмент банков: организация, стратегия, планирование М.: ДИС, 1997. — 284 с.
- Брагинский О.Б., Кричевский И. Е., Куницына Н. Н. Об использовании моделирования при обосновании объединения предприятий в промышленную группу. Экономика и математические методы. 1996. Т. 32. Вып. 4. С. .35 -42.
- Бурков В.Н. Механизмы функционирования организационных систем. М.: Наука, 1981. — 383 с.
- Винер И. Кибернетика. -М.: Советское радио. 1966. 326с.
- Волков И.М., Грачева М. В., Проектный анализ. М.: Банки и биржи, ЮНИ-ТИ, 1998.-423 с.
- Волошинов В.В., Левитин Е. С. Экстремальные ограничения в моделях инвестиционных программ с финансовыми механизмами обеспечения предстоящих выплат. Экономика и математические методы. Том 32, выпуск 2.
- Гаврилец Ю.Н. Целевые функции социально экономического планирования. М.: Экономика, 1983.- 159 с.
- Гаврилец Ю.Н., Ефимов Б. А. Изменение предпочтений индивидов в социальной среде. Экономика и математические методы. 1997. Том 33. Выпуск 2. С. 76 -93.
- Гермейер Ю.Б. Игры с непротивоположными интересами. М.: Наука, 1976. — 328 с.
- Глазьев С.Ю. Технологические сдвиги в экономике России. Экономика и математические методы. 1997. Том 33. Выпуск 2. С. 5 24.
- Глушков В.М. Планирование и информационное обеспечение в многоуровневых системах управления. Сборник статей. Киев.:ИК, 1981 — 115с.
- Глушков В.М., Михалевич B.C., Волкович B.J1., Доленко Г. А. К вопросу системной оптимизации в многокритериальных задачах линейного программирования. Кибернетика, 1980. № 5, с. 89 — 90.
- Гусев А.А., Гусева И. Г. Об экономическом механизме экологически устойчивого развития. Экономика и математические методы. 1996. Том 32. Выпуск 2. С. 67 -76.
- Друри К., Введение в управленческий учет. Дело, 1997.
- Ефимова М.В., Петрова Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики: Учебник. М.: ИНФРА — М, 1998. — 416 с.
- Иванов Л.Б. Основы менеджмента: понятия кибернетики СПб.: СПбЛТА, 1997. -30 с.
- Идрисов А.Б. Планирование и анализ эффективности инвестиций. М. 1995 г. — 160с.
- Имитационные моделирование на современном этапе экономики. Сб. ст./ РАН Центр, экон.-мат. инт-т- [Отв. ред. д.э.н. К. А. Багриновский, к.э.н. B.C. Прокопова]. М.: ЦЭМИ, 1993 — 226 с.
- Карапетьянц M.X.W БСЭ. 3-е изд. — М., 1978. — Т.30. — с.203.
- Карлин С. Математические методы в теории игр, программировании и экономике. М.: Мир, 1964. 838 с.
- Карлоф Б. Деловая стратегия: Пер. с англ. / Науч. ред. и авт. послесл. В. А. Приписное. М.: Экономика, 1991. — 239с.
- Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогресс, 1982. — 397с.
- Кини Р.Ф., Райфа X. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения. М.: Радио и связь, 1981. — 560 с.
- Кобринский Н. Е и др. Экономическая кибернетика. М.: Экономика, 1982. -408 с.
- Колмогоров А.Н., Три подхода к определению понятия «количество информации», М., 1965.
- Куликов В.Г. Стратегия военная// БСЭ. 3-е изд. — М., 1976. — Т.24. — с.547.
- Ламбен Жак-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер. с французского. СПб.: Наука, 1996. 589 с.
- Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. М.: Наука, 1979. — 200 с.
- Левин М.И., Макаров В. Л., Рубинов A.M. Математические модели экономического взаимодействия. М.: Физмат лит., 1993. 374 с.
- Львов Д.С., Медницкий В. Г., Медницкий Ю. В., Овсиенко Ю. В. Методологические проблемы оценивания инвестиционных проектов. Экономика и математические методы. Том 31, выпуск 2, 1995. С. 5 19.
- Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. СПб.: ГМП «Фор-мика», 1992. — 381 с.
- Лэсден Л.С. Оптимизация больших систем. М.: Наука, 1975. — 432 с.
- Маркетинг: Учебник/ А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников и др.- Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. -560 с.:ил.
- Маслова Т.Д. Проблемы и методы обеспечения развития социальных эколо-го-экономических систем. -СПб.: СПбГИЭА, 1999. 146 с.
- Маслова Т.Д. Системное управление реализацией маркетинговой концепции развития предприятия. Спб.: СПбГИЭА, 1998. — 198 с.
- Медницкий В.Г. Анализ экономической эффективности с помощью оптимизационных моделей. Экономика и математические методы. Том 32, выпуск 2, 1996. С. 104−116.
- Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З. П., Саломатин Н. А., Акбердин Р. З. и др. М.:ИНФРА-М. 1995. — 432 с.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер с англ. -М.: Дело, 1997. 704 с.
- Методы имитационного моделирования экономических объектов: Сб. ст./ АН СССР Центр, экон.-мат. инт-т- [Отв. ред. Багриновский К. А., Конник Т.Н.]. М.: ЦЭМИ, 1985 — 177 с.
- Миркин Б.Г. Проблемы группового выбора. М.: Наука, 1974. — 256 с.
- Михалевич B.C., Волкович B.JL, Яценко Ю. П. Многокритериальный анализ темпов конверсии на базе интегральных моделей. Кибернетика и системный анализ. 1993. № 1. С. 36−46.
- Михалевич B.C., Михалевич М. В. Динамические макромодели процессов ценообразования в переходной экономике. Кибернетика и системный анализ. 1995. № 3. С. 116- 130.
- Михалевич М.В., Чижевская А. Ю. Динамические макромодели нестабильных процессов при переходе к рыночной экономике. Кибернетика и системный анализ. 1993. № 4. С. 81 88.
- Моисеенко В.В., Яцкевич В. В. Системная оптимизация как обобщение классической. Кибернетика и системный анализ, 1997. № 3. С. 135 139.
- Морита А. Сделано в Японии. М.: Прогресс, 1993. 413 с.
- Мулен Э. Кооперативное принятие решений: Аксиомы и модели. М.: Мир, 1991.-463 с.
- Немчин A.M., Никешин С. Н. и др. Управление проектами Учебник для вузов // СПб.: Два-Три, 1996. — 610 с.
- Никешин С.Н. Внешняя среда экономических систем. СПб.: Два-Три, 1994. — 100 с.
- Никешин С.Н. и др. Управление проектами. Зарубежный опыт. СПб.: Два-Три, 1993. — 435 с.
- Орловский С.А. Проблемы принятия решений при нечеткой исходной информации. М.: Наука, 1981. — 208 с.
- Основы теории систем и системного анализа / В. Н. Волкова, А.А. Денисов- -СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1997. 510 с.
- Петраков Н., Перламутров В. Россия зона экономической катастрофы. -Вопросы экономики. 1996. № 3. С. 74
- Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний. Пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. ст. Л. И. Евсеенко. М.: Прогресс, 1986.
- Плещинский А.С. Эффективность финансово-промышленных групп: механизм трансфертных цен М.: ЦЭМИ, 1996. — 75 с.
- Подиновский В.В., Ногин В. Д. Парето оптимальные решения многокритериальных задач. М.: Наука, 1982. — 256 с.
- Полтерович В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы: -М., ЦЭМИ РАН, 1998. 42 с.
- Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран. Пер. с англ./Общ. ред. и предисл. В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993.
- Поспелов Г. С. Искусственный интеллект основа информационной технологии. — М.: Наука, 1988. — 279 с.
- Поспелов Г. С., Ириков В. А., Курилов А. Е. Процедуры и алгоритмы формирования комплексных программ./ Под ред. Г. С. Поспелова. М.: Наука, 1985.-424 с.
- Поспелов Г. С., Поспелов Д. С., Искусственный интеллект прикладные системы. М.: Знание, 1985 — 48 с.
- Поспелов Д.А. Ситуационное управление. Теория и практика. М.: Наука, 1986. 288 с.
- Процедуры и алгоритмы формирования комплексных программ Г. С. Поспелов, В. А. Ириков, А.Е. Курилов- Под ред. Г. С. Поспелова. М.: Наука, 1985. — 422 с.
- Ротарь В.И., Шоломицкий А. Г. Об оценивании риска в страховой деятельности. Экономика и математические методы. Том 32, выпуск 1, 1996. С. 96−105.
- Роуз Питер С. Банковский менеджмент М.: Дело, 1997. — 768с.
- Рузавин Г. Самоорганизация как основа эволюции экономических систем. Вопросы экономики. 1996. № 3. С. 103 114.
- Рыбкин А.А. В эпоху перемен спасают самоорганизация и контролируемые управляемые воздействия. Экономика и математические методы. Том 31, выпуск 1, 1995. С. 7 -18.
- Самуэльсон П. Экономика, т. 1, 2. М.: НПО «АЛГОН», 1992.
- Синки Дж. мл. Управление финансами в банке. М.: Дело, 1996. — 802 с.
- Смоляк С.А. О сравнении альтернатив со случайным эффектом. Экономика и математические методы. 1997. Том 33. Выпуск 2. С. 107 123.
- Смоляк С.А. О сравнении альтернатив, параметры которых характеризуются функциями правдоподобия. Экономика и математические методы. 1996. Том 32. Выпуск 1.С. 121 140.
- Спицнадель В.Н. Основы системного анализа. СПб.: БГТУ, 1998. — 259 с.
- Стратегия// БСЭ. 3-е изд. — М., 1976. — Т.24. — с.547.
- Сухотин Ю.В. Социальная ориентация опора возрождения и прогресса экономики. Экономика и математические методы. Том 31, выпуск 3, 1995. С. 76- 88.
- Татевосян Г. М. Обоснование экономической эффективности капитальных вложений с использованием методов оптимизации. Экономика и математические методы. 1997. Том 33. Выпуск 1. С. 26 37.
- Томпсон, Артур А., Стрикленд, А. Дж. Стратегический менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2000.-411 с.
- Тростников В.Н.// БСЭ. 3-е изд.-М., 1972. — Т. 10. — с.354.
- Файоль А., Форд Г. и др. Сборник «Управление это наука и искусство». М.: Республика, 1992. — 351 с.
- Фишер Р., Юри У. Путь к согласию. М.: Наука, 1992. 158 с.
- Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. М.: Новости, 1992. 303 с.
- Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. М: Мир, 1991. 240 с.
- Харкевич А.А., О ценности информации, сборник «Проблемы кибернетики», в.4., М., 1960.
- Хильчевская Р.И. Проблемы экологической экономики в свете концепции устойчивого развития. Экономика и математические методы. 1997. Том 33. Выпуск 2. С. 85 -95.
- Цурков В.И. Декомпозиция в задачах большой размерности. М.: Наука, 1981.- 352 с.
- Шеннон К.Э., Работа по теории информации и кибернетики, пер. с англ., М&bdquo- 1963.
- Шихирев П. Н. Этические принципы ведения дел в России. М.: Финансы и статистика. 1999. — С.86−124
- Эванс Дж. М., Берман Б. Маркетинг, М-., Экономика, 1993. 345 с.
- Янг С. Системное управление организацией. М.: Советское радио. 1972. -276 с.
- A Guide to the Project Management Body of Knowledge. USA: Project Management Institute, 1996. — 176 p.
- Copeland, Tom, Tim Koller, and Jack Murril 1990. Valuation: Measuring and Managing the Value of Companies. New York: John Wilcy&Sons.
- Drucker, Peter F.1974., Management: Tasks, Responsibilities, Practices. New York: Harper Row
- Elton Mayo, The Human Problems of an Industrial Civilization (New York: Macmillan, 1933).
- Frederick W. Taylor, Principles of Scientific Management (New York: Harper & Row, 1911).
- Hanri Fayol, Industrial and General Administration, trans. J. Coubrough (Geneva: International Management Institute, 1930).
- Jumes D. Mooney and Alan C. Reiley, Onward Industry (New York: Harper&Row, 1931).
- Lundull F. Urwick, The Elements of Administration, (New York: Harper&Row, 1943).
- Molyneux Ph., Altunbas Y., Gardener E. Efficiency in European banking. -Chichester etc.: Wiley, 1996. XI, 345 p.
- Peters T. Strategy Follows Structure: Developing Distinctive Skills. -«California Management Review», 1984, Spring, vol. XXXVI, № 3, p. l 18.
- Timothy J. Galpin. Making Strategy Work: building sustainable growth capability. Jossey-Bass Publisher? San Francisco, 1997, — p.234.
- Рис. 1 Этапы становления стратегического планирования.13
- Рис. 2 Пирамида разработки стратегии.36
- Рис. 3. Комплекс задач стратегического управления.59
- Рис. 4 Структуризация целей и функций системы управления тим-банком71 Рис. 5 Структуризация целей и функций системы управления хоуст-банком72
- Рис. 6. Модель формирования стратегической задачи банка.73
- Рис. 7. Модель самоорганизующегося банка.81
- Рис. 8. Интегрированная система стратегического управления банком. 104
- Рис. 9. Модель поэтапного формирования ИССУ.107
- Рис. 10. Различные варианты реализации ИССУ.110
- Рис. 11. Функции управления проектом.117
- Рис. 12. Пример детализации проекта.120
- Рис. 13. Модель оценки внешних факторов.125
- Рис. 14. Модель концепции услуги.126
- Рис. 15. Концепция соперничества (по Портеру).127
- Рис. 16. Реализация организационного блока.134
- Рис. 17. Реализация аналитического блока.140
- Рис. 18. Реализация учетного блока.144
- Рис. 19. Место системы учета в процессе стратегического управлениябанком. 148