Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Компьютерное сопровождение формирования экономической компетентности у студентов учреждений среднего профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимость использования компьютерных технологий в образовательном процессе подчеркивается в требованиях к информационной компетентности педагогических работников, впервые выделенной среди других четырех в качестве основной («Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» Минздравсоцразвития РФ от 14 августа 2009 г. № 593, раздел «Квалификационные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы компьютерного сопровождения формирования экономической компетентности у студентов учреждений среднего профессионального образования
    • 1. 1. Сущность понятия «экономическая компетентность студента ссуза»
    • 1. 2. Содержание экономической компетентности студента ссуза
    • 1. 3. Образовательные возможности компьютерного сопровождения формирования экономической компетентности у студентов
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Экспериментальная работа по компьютерному сопровождению формирования экономической компетентности у студентов
    • 2. 1. Педагогическая модель компьютерного сопровождения формирования экономической компетентности у студентов учреждений среднего профессионального образования
    • 2. 2. Ход, содержание и анализ результатов экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Компьютерное сопровождение формирования экономической компетентности у студентов учреждений среднего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Переход к рыночной организации национального хозяйства в России сформировал за последние десятилетия новые виды экономических отношений. Свободное предпринимательство, конкурентное взаимодействие государственных и частных предприятий предоставляют широкие возможности сделать свою жизнь богаче материально и духовно, обеспечить более высокие темпы развития профессиональной карьеры и благосостояния семьи как социальной единицы общества тем специалистам, которые обладают не только профессиональной мобильностью, но и экономической компетентностью.

Экономическая компетентность рассматривается как обязательный компонент любой профессиональной деятельности и важный показатель уровня мотивации работника на достижение экономического успеха в социальной жизни и при работе по избранной специальности. Между тем, анализ деятельности молодых специалистов показывает, что далеко не все выпускники, в том числе средних профессиональных учреждений, достигают экономического успеха. Поэтому подготовка специалистов с высоким уровнем сформированности экономической компетентности на современном этапе становится социальным заказом общества.

Особая роль в решении данной проблемы принадлежит учреждениям среднего профессионального образования. В процессе экономического образования студенты ссузов получают целостные представления о месте человека в экономике общества, успешности профессиональной деятельности в различных сферах экономики, о социальных нормах, регулирующих экономическую жизнедеятельность специалиста. Основной акцент придается обучению студентов организации конкурентоспособного предпринимательского бизнеса и ответственности его участников за решение всего спектра основных социально-экономических задач. Перемещение вектора современного экономического образования в сторону практического обучения предъявляет новые требования как к организации работы студентов на з аудиторных практических занятиях и в ходе самостоятельной подготовки, так и к обеспечению этой деятельности соответствующими учебными тренингами, разработками по решению различных профессионально-экономических ситуаций, представленных либо в реальных, либо в максимально приближенных к ним условиям.

За последние годы в качестве эффективного средства интенсификации отечественного образования все чаще выдвигаются компьютерные технологии. Курс на информатизацию образования и требования к ней изложены в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. В качестве стратегических целей в ней указываются: «Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина», «переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально-ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всехразвитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально-ответственной личности».

Необходимость использования компьютерных технологий в образовательном процессе подчеркивается в требованиях к информационной компетентности педагогических работников, впервые выделенной среди других четырех в качестве основной («Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» Минздравсоцразвития РФ от 14 августа 2009 г. № 593, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»). Указывается, что педагогический работник обязан использовать компьютерные ресурсы (текстовые редакторы и электронные таблицы, электронные формы документации, электронную почту и браузеры, мультимедийное оборудование и т. д.). В этих условиях 4 недостаточно использовать компьютер только как средство мобильной доставки традиционной информации из глобальных сетевых ресурсов, становится важным поиск новых концепций и методик экономического обучения с компьютерным сопровождением, включающим весь дидактический потенциал компьютерных средств. Сложилась реальная ситуация, когда, несмотря на достаточное владение компьютером, студенты, лишенные педагогического руководства, не могут в огромном потоке информации ранжировать и отбирать учебные материалы высокого качества. Не секрет, что информация, размещенная в сети Интернет, зачастую бывает недостоверной, а подчас и заведомо ложной. Поэтому важной становится организация работы обучающихся по адекватному ориентированию в поиске, выборе, анализе и систематизации информации. В связи с этим становится необходимым осуществлять организацию компьютерного сопровождения обучения студентов, в том числе в процессе формирования экономической компетентности у студентов.

Степень разработанности проблемы.

Теория и практика экономического образования была предметом изучения ряда исследователей, среди которых: А. И. Абрамова, П. И. Гребенников, В. Г. Козлов, В. П. Колесов, В. В. Ковалев, JI.JT. Кураков, М. Л. Малышев, В. К. Розов, И. А. Сасов, Т. Н. Скиба и др.

Вопросы формирования экономической компетентности учащейся молодежи освещаются в трудах В. В. Елагина, Т. Х. Емтыля, H.A. Лацко, Г. М. Морозовой, Ю. В. Пузиенко, В. В. Романова, А. Р. Таирова, О. Н. Ткачевой, JT.H. Фалевича, Е. В. Хлопотовой и др.

Эффективность использования компьютерных технологий в системе образования рассмотрена в работах отечественных ученых Я. М. Бельчикова, В. А. Болотова, Ю. С. Брановского, М. Е. Елочкина, В. А. Каймина, А. Г. Кушниренко, М. П. Лапчика, И. Д. Николаенко, A.B. Осина, Е. С. Полат, АЛО. Уварова и др.

Использованию информационно-компьютерных ресурсов в экономическом образовании посвящены труды В. Н. Буркова, Ю. В. Геронимуса, С. Р. Гидровича, С. С. Егорова, Ю. Д. Красовского и др.

Важным для нас являются исследования, в которых изучаются различные аспекты проблемы использования компьютерного сопровождения в процессе обучения (Т.И. Алферьева, В. В. Зорин, Л. Е. Короткова, И. Р. Сташкевич, В. А. Фадеев, 10 В. Харланова и др.).

Проведенный нами анализ научных исследований показал, проблема компьютерного сопровождения формирования экономической компетентности у студентов учреждений среднего профессионального образования остается открытой и недостаточно разработанной.

Актуальность исследования обусловлена противоречием между: значительными образовательными возможностями компьютерных ресурсов и недостаточной научно-методической разработанностью компьютерного сопровождения формирования экономической компетентности у студентов учреждений среднего профессионального образования.

С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования «Компьютерное сопровождение формирования экономической компетентности у студентов учреждений среднего профессионального образования», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия компьютерного сопровождения формирования экономической компетентности у студентов учреждений среднего профессионального образования?

Цель исследования — выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия компьютерного сопровождения формирования экономической компетентности у студентов учреждений среднего профессионального образования.

Объект исследования — система профессиональной подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования.

Предмет исследования — процесс компьютерного сопровождения формирования экономической компетентности у студентов учреждений среднего профессионального образования.

Гипотеза исследования — компьютерное сопровождение формирования экономической компетентности у студентов учреждений среднего профессионального образования будет эффективным, если: раскрыты сущность и содержание понятия «экономическая компетентность студента ссуза" — определены критерии и показатели, охарактеризованы уровни их сформированности;

— выявлена сущность компьютерного сопровождения формирования экономической компетентности у студентовразработаны компьютерные дидактические ресурсы изучаемого процесса (демонстрационный комплекс презентаций, справочники, электронные тексты, видеоматериалы, диагностические программы);

— внедрена педагогическая модель компьютерного сопровождения формирования экономической компетентности у студентов учреждений среднего профессионального образования;

— учитывается и последовательно выполняется комплекс педагогических условий: а) реализация образовательных возможностей компьютерного сопровождения в ходе аудиторных занятий и самостоятельной работы студентовб) применение в процессе компьютерного сопровождения формирования экономической компетентности у студентов активных методов обучения: компьютерных экономических тренингов, деловых и ролевых игр, решение ситуаций, профессионально ориентированных заданийв) осуществление интеграции аудиторной и внеаудиторной работы по формированию экономической компетентности у студентовг) контроль и коррекция данного процесса на основе диагностики уровня сформированности экономической компетентности у студентов.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность и содержание понятия «экономическая компетентность студента ссуза».

2. Определить критерии и показатели, охарактеризовать уровни сформированное&tradeэкономической компетентности у студентов.

3. Выявить сущность компьютерного сопровождения формирования экономической компетентности у студентов.

4. Разработать педагогическую модель и теоретически обосновать выявленные педагогические условия компьютерного сопровождения формирования экономической компетентности у студентов учреждений среднего профессионального образования.

5. Экспериментально проверить педагогическую модель и педагогические условия компьютерного сопровождения формирования экономической компетентности у студентов учреждений среднего профессионального образования.

Методологическую основу исследования составили теоретические положения философии о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений окружающего миратеория и практика развития личностиобщенаучные принципы исследования социально-педагогических объектовкомпетентностный, системный, деятельностный, личностно ориентированный, аксиологический и интегративный подходы.

Теоретическую основу исследования составили: труды по формированию компетентностей и компетенций (A.A. Вербицкий, Г. П. Данилов, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, A.B. Хуторской, В. Д. Шадриков и др.) — работы по формированию экономической компетентности (В.В. Елагин, Т. Х. Емтыль, H.A. Лацко, Г. М. Морозова, Ю. В. Пузиенко, В. В. Романов, А. Р. Таиров, О. Н. Ткачева, Л. Н. Фалевич, Е. В. Хлопотова и др.) — исследования в области экономического образования (П.И. Гребенников, В. П. Колесов, В. В. Ковалев, И. А. Сасова и др.) — различные аспекты проблемы использования компьютерного сопровождения в процессе обучения (Т.И.

Алферьева, В. В. Зорин, JI.E. Короткова, И. Р. Сташкевич, В. А. Фадеев, Ю.В. 8.

Харланова и др.) — научные труды по специфике использования компьютерных технологий в образовании (Я.М. Бельчиков, В. П. Беспалько, A.B. Осин, П. И. Пидкасистый, А. Ю. Уваров и др.) — идеи использования информационно-компьютерных ресурсов в экономическом образовании (В.Н. Бурков, Ю. В. Геронимус, С. Р. Гидрович, С. С. Егоров, Ю. Д. Красовский и др.) — теории деятельности и развития личности (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.) — работы по профессиональной подготовке и моделированию педагогической деятельности в образовании (В.В. Анисимов, Н. В. Кузьмина, С. Ю. Сенатор, Г. П. Скамницкая, A.A. Скамницкий, А. Н. Скляренко, В. А. Сластенин, Э. И. Сокольникова, Ю. В. Шаронин и др.).

Методы исследования: теоретический и сравнительно-сопоставительный анализсистематизация, моделирование, изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдения по специально разработанным программампедагогический экспериментметод экспертных оценок, самооценка, анкетирование, тестированиеанализ документации и нормативных документов, статистическая обработка данных.

Экспериментальная база исследования: ГБОУ СПО Московский промышленно-экономический техникумГБОУ СПО города Москвы Строительный колледж № 26 (ныне — ГБОУ СПО города Москвы Колледж архитектуры дизайна и реконструкции 26). Исследованием было охвачено 103 студента.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа в период с 2006 по 2012 гг.

Первый этап (2006;2007 гг.). В этот период осуществлялся анализ научной, психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме диссертационного исследования, обобщение опыта преподавания экономических дисциплин в ссузе с использованием компьютерного сопровождения. Выявлены и сформулированы проблема, цель и задачи, гипотеза исследования, определены методы исследования, проведен констатирующий эксперимент.

Второй этап (2008;2012 гг.). На данном этапе разработана и реализована программа экспериментальной работы, проведен формирующий эксперимент. Осуществлялась апробация педагогической модели и проверка эффективности выявленных педагогических условий компьютерного сопровождения формирования экономической компетентности у студентов учреждений среднего профессионального образования.

На третьем этапе (2012;2013 гг.) проводилось теоретическое обобщение полученных в ходе экспериментальной работы эмпирических данных, формулировались основные выводы, осуществлялось литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования: раскрыта сущность и содержание понятия «экономическая компетентность студента ссуза» как интегративная личностно-деятельностная характеристика будущего специалиста среднего звена;

— определены критерии и показатели, охарактеризованы уровни сформированности экономической компетентности у студентов;

— выявлена сущность компьютерного сопровождения применительно к формированию экономической компетентности у студентов;

— разработана и апробирована педагогическая модель компьютерного сопровождения формирования экономической компетентности у студентов учреждений среднего профессионального образованиянаучно обоснованы педагогические условия компьютерного сопровождения формирования экономической компетентности у студентов учреждений среднего профессионального образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты вносят определенный вклад в теорию и методику профессионального образования. В исследовании раскрыты сущность и содержание понятие «экономическая компетентность студента ссуза», приведена сущностная характеристика компьютерного сопровождения и указаны его образовательные возможности в формировании экономической компетентности у студентовопределены критерии, показатели, охарактеризованы уровни сформированности экономической компетентности у студентовразработана педагогическая модель и обоснованы педагогические условия компьютерного сопровождения формирования экономической компетентности у студентов учреждений среднего профессионального образования.

Практическая значимость исследования заключается в возможности широкого применения содержащихся в нем теоретических положений и выводов, компьютерных дидактических ресурсов, включающих демонстрационный комплекс презентаций, справочники, электронные тексты, видеоматериалы, диагностические программы, а также научно-методических рекомендаций «Компьютерное сопровождение формирования экономической компетентности у студентов учреждений среднего профессионального образования» и методических пособий «Компьютерное сопровождение преподавания экономики в системе среднего профессионального образования», «Экономика. Компьютерное сопровождение», позволяющих совершенствовать изучаемый процесс. Материалы исследования могут быть использованы в педагогическом процессе учреждений среднего профессионального образования и в системе профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечены опорой на компетентностный, системный, деятельностный, личностно ориентированный, аксиологический и интегративный подходыанализом состояния проблемы исследования в педагогической теории и практикекомплексным характером методики исследованиясочетанием эмпирических и абстрактно-теоретических, логических методов познаниявыявлением и обобщением объективных сущностных взаимосвязей, характерных для образовательного процесса, с использованием компьютерных дидактических ресурсов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты проведенного исследования обсуждались на московских городских научно-практических конференциях «Информационные технологии в среднем профессиональном образовании: опыт и перспективы развития» (Москва, 2007 г.), «Использование компьютерных технологий в преподавании общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в системе профессионального образования» (Москва, 2008 г.), всероссийской научно-практической конференции «Инновационная образовательная среда в формировании профессиональных компетенций в системе СПО» (Москва, 2010 г.), международной научно-практической конференции «Научный поиск в воспитании: парадигмы, стратегия, практика» (Москва, 2011 г.) — в работе факультета повышения квалификации работников профессионального образования Международной педагогической академии (2009;2012 гг.). По теме диссертационного исследования имеется 11 публикаций.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Экономическая компетентность студентов ссуза — это интегративная личностно-деятельностная характеристика будущего специалиста среднего звена, включающая в себя систему экономических знаний, умений и навыков, значимых качеств, мотивов, интересов, обеспечивающая готовность принимать экономически эффективные решения в профессиональной и социально-бытовой деятельности.

2. В качестве основных критериев и показателей сформированности экономической компетентности у студентов определены мотивационный (нравственно-ценностная мотивация к экономической деятельностиинтерес к овладению компонентами экономической компетентности) — когнитивный (экономические знания) — практический (экономические умения и навыки) и личностный (экономически значимые качества). Типичные уровни (высокий, средний, низкий) отражают динамику развития экономической компетентности у студентов.

3. Компьютерное сопровождение формирования экономической компетентности у студентов — это взаимодействие преподавателя и обучающихся, предполагающее целенаправленное, систематическое использование компьютерных дидактических ресурсов (демонстрационный комплекс презентаций, справочники, электронные тексты, видеоматериалы, диагностические программы) в процессе экономического образования студентов и предоставляющее педагогу следующие образовательные возможности: расширение доступа к экономической информации для аудиторной и самостоятельной работы студентов, организация оперативной консультационной помощи и проведение виртуальных учебных занятий в режиме реального времен повышение индивидуализации обучения, познавательной активности и интенсификации деятельности студентов, актуализация практической составляющей экономической подготовки студентов, приобретение опыта решения профессионально ориентированных экономических задач и их анализа.

4. Педагогическая модель компьютерного сопровождения формирования экономической компетентности у студентов учреждений среднего профессионального образования включает: целевой, содержательный, операционно-деятельностный и результативный компоненты.

5. Эффективное компьютерное сопровождение формирования экономической компетентности у студентов учреждений среднего профессионального образования обеспечивается совокупностью следующих педагогических условий: а) реализация образовательных возможностей компьютерного сопровождения в ходе аудиторных занятий и самостоятельной работы студентовб) применение в процессе компьютерного сопровождения формирования экономической компетентности у студентов активных методов обучения: компьютерных экономических тренингов, деловых и ролевых игр, решение ситуаций, профессионально ориентированных заданийв).

13 осуществление интеграции аудиторной и внеаудиторной работы по формированию экономической компетентности у студентовг) контроль и коррекция данного процесса на основе диагностики уровня сформированности экономической компетентности у студентов.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Результаты исследования показали, что к концу эксперимента увеличилось количество студентов в экспериментальной группе, обладающих высоким уровнем экономической компетентности на 54%- со средним уровнем на 7%- а также уменьшилась доля студентов с низким уровнем на 61%. Выросло количество студентов в контрольной группе, обладающих высоким уровнем сформированности экономической компетентности на 12%- со средним уровнем на 7%, а число студентов с низким уровнем уменьшилось на 24%. Коэффициент эффективности экспериментальной методики составил 1,4%.

Таким образом, наиболее явные изменения в уровнях сформированности экономической компетентности у студентов произошли в экспериментальной группе, в то время как контрольной группе они были не столь значительны.

Данные итоговой диагностики подтверждают эффективность предложенной модели и выявленных и апробированных педагогических условий компьютерного сопровождения формирования экономической компетентности у студентов учреждений среднего профессионального образования.

Настоящее исследование не могло охватить всех проблем в избранной для исследования области. Дальнейшие научные и практические разработки могут идти по пути глубокого изучения данного процесса в учреждениях высшего профессионального образования, общеобразовательных учреждениях, а также поиска новых форм, методов, средств обучения, обеспечивающих эффективность процесса компьютерного сопровождения формирования экономической компетентности у студентов и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее исследование посвящено решению проблемы: каковы педагогические условия компьютерного сопровождения формирования экономической компетентности у студентов учреждений среднего профессионального образования.

В диссертации рассмотрены взгляды современных авторов (И.Г. Агапов, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Г. К. Селевко, В. А. Сластенин, Ю. Г. Татур A.B. Хуторской, М. А. Чошанов, С. Е. Шишов и др.) на сущность понятия «компетентность». Компетентность — это общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность (И.Г. Агапов, С.Е. Шишов).

В исследовании мы опирались на работы H.A. Лацко, Г. М. Морозовой, Ю. В. Пузиенко, В. В. Романова, О. Н. Ткачевой, Л. Н. Фалевича, Е. В. Хлопотовой и др., раскрывающих сущность и содержание экономической компетентности студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования.

Мы рассматриваем экономическую компетентность студента как результат его экономического образования. Экономическая компетентность студентов ссуза — это интегративная личностно-деятельностная характеристика будущего специалиста среднего звена, которая включает в себя систему экономических знаний, умений и навыков, значимых качеств, мотивов, интересов, обеспечивающих его способность и готовность принимать экономически эффективные решения в профессиональной и социально-бытовой деятельности.

Содержание экономической компетентности студента представляет собой единство мотивационного, когнитивного, практического и личностного компонентов.

Мотивационный компонент представляет собой сложившуюся систему потребностей, нравственно-ценностных мотивов к экономической деятельности, интереса к овладению компонентами экономической компетентности.

Когнитивный компонент обеспечивает знания базовых экономических понятий (экономика, экономические законы, спрос, предложение, товар) — экономических теорий, концепций, моделей, подходов к проведению экономической политики государства, международных проблем экономикиоснов экономики в профессиональной деятельности (законы, методы экономического функционирования предприятия, экономическое планирование, контроль и ревизия и т. п.).

Практический компонент включает следующую совокупность экономических умений и навыков: решение экономических задач и ситуацийпроведение экономических расчетовсоставление бизнес-плановведение финансового учета на предприятииосуществление выбора варианта экономического решения профессиональных задач в различных экономических ситуацияхиспользование информационных технологий в экономической деятельностисоблюдение норм гражданского экономического поведения и т. п.

Личностный компонент включает ряд значимых экономических качеств личности студента: активность, самостоятельность, креативность, деловитость, трудолюбие, настойчивость, инициативность.

Проблема эффективности использования компьютерных технологий в системе образования рассмотрена в исследованиях Я. М. Бельчикова, В. А. Болотова, Ю. С. Брановского, М. Е. Елочкина, В. А. Каймина, А. Г. Кушнирепко, М. П. Лапчика, И. Д. Николаенко, A.B. Осина, Е. С. Полат, А. Ю. Уварова и др.

В настоящее время компьютерные технологии выполняют три функции: предмета изучения, инструмента для решения задач предметных областей,.

129 средства обучения. Они формируют информационную культуру будущих специалистов, способствуют решению задач профессиональной деятельности в компьютерной среде.

Дидактические компьютерные ресурсы активно вовлекают студентов в образовательный процесс, обеспечивают поэтапное сопровождение действий студентов, фиксирование результатов их действий, активный диалог «студенткомпьютер». Это действенный инструмент успешности познавательной деятельности студентов, направленной на самопознание и самообразование личности, развитие креативности и способностей к альтернативному мышлению, готовности разрабатывать стратегию поиска решения практических задач и прогнозировать результаты принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов, взаимосвязей между ними.

Использование компьютерных ресурсов в процессе формирования экономической компетентности студентов обеспечивает интенсификацию данного процесса с помощью новых видов визуализации (многооконное представление информации, анимационные эффекты, демонстрация реально протекающих событий, динамических моделей и др.), ключевых профессионально экономических задач, экономических деловых игр и имитационных тренингов, формирующих умения практических действий в наиболее типичных экономических ситуациях.

В диссертации даны разные трактовки понятия «компьютерное сопровождение», предлагаемые Т. И. Алферьевой, Л. Е. Коротковой, И. Р. Сташкевич, В. Ю. Тимошиной, В. А. Фадеевым, Ю. В. Харлановой.

Проанализировав различные подходы к изучаемой проблеме, мы рассматриваем компьютерное сопровождение формирования экономической компетентности у студентов как взаимодействие преподавателя и обучающихся, предполагающее целенаправленное, систематическое использование компьютерных дидактических ресурсов (демонстрационный комплекс презентаций, справочники, электронные тексты, видеоматериалы,.

130 диагностические программы) в процессе экономического образования студентов.

Компьютерное сопровождение в контексте формирования экономической компетентности у студентов осуществляется как планомерно реализуемая программа интеграции в учебный процесс «компьютерных дидактических ресурсов, предоставляющих преподавателю следующие образовательные возможности: расширение доступа к экономической информации для аудиторной и самостоятельной работы студентов, организация оперативной консультационной помощи и проведение виртуальных учебных занятий в режиме реального времени, повышение индивидуализации обучения, познавательной активности и интенсификации деятельности студентов, актуализация практической составляющей экономической подготовки студентов, приобретение опыта решения профессионально ориентированных экономических задач и их анализа.

Педагогический эксперимент был организован с учетом общей гипотезы исследования на базе ГБОУ СПО Московский промышленно-экономический техникум и ГБОУ СПО города Москвы Строительный колледж № 26. Экспериментальной работой было охвачено 103 студента по специальности «экономика и бухгалтерский учет».

Целью констатирующего этапа экспериментальной работы послужило определение исходного уровня сформированное&tradeэкономической компетентности у студентов. Результаты диагностики показали относительно одинаковый исходный уровень сформированное&tradeэкономической компетентности студентов в контрольной и экспериментальной группах (см. табл. 6).

На формирующем этапе эксперимента осуществлялась апробация педагогической модели, а также проводилась работа по выявлению, обоснованию педагогических условий компьютерного сопровождения формирования экономической компетентности у студентов учреждений среднего профессионального образованияотслеживались промежуточные результаты эксперимента.

В ходе экспериментальной проверки выдвинутой гипотезы была разработана и апробирована педагогическая модель компьютерного сопровождения формирования экономической компетентности у студентов учреждений среднего профессионального образования.

Анализ работ по проблеме моделирования (С.И. Архангельский, B.C. Безрукова, В. В. Краевский, В. А. Штофф и др.) позволил нам разработать педагогическую модель, включающую следующие компоненты: целевой (цель, задачи, принципы), содержательный (содержание), операционно-деятельностный (организационные формы, методы, средства) и результативный (результат).

Цель модели: формирование экономической компетентности у студентов. Ее задачи: повышение мотивации студентов к овладению экономической компетентностью, направленной на формирование когнитивного, практического и личностного компонентов, а также организация контроля, анализа, оценки, коррекции изучаемого процесса.

Основу модели составили следующие методологические подходы: компетентностный, системный, деятельностный, личностно ориентированный, аксиологический, интегративный.

На основе анализа педагогической литературы нами был выделен следующий комплекс принципов, обеспечивающих эффективность реализации разработанной нами модели и включающий: 1) общепедагогические принципы научности, проблемности, наглядности, активности и сознательности студентов, доступности, систематичности и последовательности, прочности обучения, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения- 2) принципы развития экономической компетентности у студентов: экономический детерминизм, прогностичность, культуросообразность, единство интеграции и дифференциации (Р.П. Мильруд, ЕЛО. Никитина, Е. Е. Овакимян, И. Л. Плужник и др.).

В модели содержание работы по активизации компьютерного сопровождения формирования экономической компетентности у студентов включает теоретическое и практическое направления.

Теоретическое направление предполагает формирование экономического сознания студентов в процессе обучения экономическим дисциплинам с использованием компьютерных дидактических ресурсов, стимулирует их самообразование.

Практическое направление обеспечивает формирование у студентов экономических умений и навыков, опыта экономической деятельности в процессе обучения экономическим дисциплинам с использованием компьютерных дидактических ресурсов.

В модель включены организационные формы обучения. Использовались следующие формы аудиторной работы: индивидуальная и групповая работа, лекции (лекция-визуализация, проблемная, информационная), семинары, практические занятия, индивидуальные консультации, деловые игры, тренинг и др. Из форм внеаудиторной работы применялись: самостоятельная работа, выполнение проектов, конференции, дискуссии, экскурсии, встречи.

В качестве методов обучения в модели выступают: компьютерные тренинги, игры, решение профессионально ориентированных экономических задач, выполнение заданий на поиск учебно-справочной информации в сети Интернет, анализ конкретных ситуаций, мозговой штурм, дискуссии, беседы, проектированиеобъяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемного изложения, исследовательский и другие методы.

Разработанная модель предполагает использование следующих средств: компьютерные дидактические ресурсы (демонстрационный комплекс презентаций, справочники, электронные тексты, видеоматериалы, диагностические программы) — информационные ресурсы сети Интернеттехнические средства обучения (компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор и др.) — наглядные пособия (фотографии, таблицы, схемы и др.), периодическая печать (газеты, журналы, профильные издания и т. д.).

Результатом применения данной модели является повышение уровня сформированности экономической компетентности у студентов.

В ходе исследования мы апробировали выявленные нами педагогические условия: а) реализация образовательных возможностей компьютерного сопровождения во время аудиторных занятий, в ходе самостоятельной работы студентовб) применение в процессе компьютерного сопровождения формирования экономической компетентности у студентов активных методов обучения: компьютерных экономических тренингов, деловых и ролевых игр, решение ситуаций, профессионально ориентированных заданийв) осуществление интеграции аудиторной и внеаудиторной работы по формированию экономической компетентности у студентовг) контроль и коррекция данного процесса на основе диагностики уровня сформированности экономической компетентности у студентов.

Все виды компьютерного сопровождения были интегрированы в процесс преподавания экономических дисциплин и направлены на формирование компонентов экономической компетентности у студентов экспериментальных групп.

Для проведения занятий по экономическим дисциплинам был разработан демонстрационный комплекс компьютерных презентаций. Он включал в соответствии с основными темами дисциплины компьютерные презентации, в которых широко был представлен видеоряд графиков, таблиц, структурно-логических схем. Направленность на формирование экономических знаний у студентов была сконцентрирована на возможностях их использования в будущей профессиональной деятельности в условиях конкуренции на рынке труда, на развитие умений объяснять, оценивать, доказывать, интерпретировать, делать выводы, обобщать и прогнозировать экономические явления, на активизацию познавательной деятельности студентов.

На практических занятиях и практикумах, при организации самостоятельной работы студентов по экономическим дисциплинам применялись активные методы обучения, такие как компьютерные деловые и ролевые игры, тренинги и упражнения, задания на поиск учебно-справочной информации в сети Интернет, учебно-предпринимательские проекты. Система компьютерных имитационных тренингов, деловых игр и творческих заданий в основном была направлена на формирование умений и навыков практических действий в типовых экономических ситуациях профессиональной и социально-бытовой деятельности. Тренинги и деловые игры — «Путь к успеху», «КОББИ» (компьютерное обучение бизнесу), «МЭМ» (моделирование экономики и менеджмента), «Предприятие и рынок», «Никсдорф Дельта», «Никсдорф Карл», «Миллионер» позволяли студентам лично соприкоснуться с функционированием рыночной конкурентной среды, давали возможность «прожить» некоторое время в «реальных» экономических условиях. Звуковая, зрительная, тактильная информация создавала иллюзию реального участия. Игровой азарт и желание достигнуть наиболее эффективных экономических результатов заставляли участников активно работать, несколько раз возвращаться к сложным этапам игры для улучшения экономических показателей и прохождения на более высокий уровень сложности, прогнозировать и заранее просчитывать возможный экономический эффект, учиться ответственно и обоснованно принимать решения. Играя разные ролируководителя, работника, потребителя — студенты на практике (несмотря на ее условный и «игровой» характер) в полной мере ощущали экономические результаты своих действий.

Студенты экспериментальной группы включались во внеаудиторную деятельность экономической направленности, такую как: выполнение проектов на экономическую тематикуучастие в научно-практических конференциях, дискуссиях и круглых столах, на которых поднимались актуальные проблемы российской экономики, в деловых играх, встречах со специалистами бухгалтерами, экономистами, налоговыми инспекторами и др.), в экскурсиях.

135 на предприятия, фирмы и др. Такая деятельность студентов способствовала развитию у них профессиональных интересов, значимых экономических качестврасширяла, систематизировала их экономические знания, формировала практические умения и навыки, создавала оптимальные условия для раскрытия их творческих способностей, самореализации личности.

В процессе формирования экономической компетентности у студентов важную роль играл контроль за эффективностью изучаемого процесса, который осуществлялся с учетом педагогической диагностики. Диагностика осуществлялась на основе выявленных критериев и показателей сформированное&tradeэкономической компетентности у студентов.

В качестве основных критериев и показателей сформированности экономической компетентности у студентов выступали: а) мотивационный критерий и его показатели: нравственно-ценностная мотивация к экономической деятельности, интерес к овладению компонентами экономической компетентностиб) когнитивный критерий и его показатель: экономические знанияв) практический критерий и его показатель: экономические умения и навыки и личностный критерий и его показатель: экономически значимые качества.

В процессе экспериментального исследования и по его результатам нами были выявлены и охарактеризованы типичные уровни сформированности экономической компетентности у студентов.

Высокий уровень сформированности экономической компетентности имеют студенты, у которых нравственно-ценностная мотивация к экономической деятельности, а также интерес к овладению компонентами экономической компетентности устойчивыэкономические знания полные, разносторонниеэкономические умения и навыки сформированы, всегда применяются на практикесистемно проявляются экономически значимые качества.

Средний уровень сформированности экономической компетентности характерен для студентов, у которых нравственно-ценностная мотивация к экономической деятельности и интерес к овладению компонентами экономической компетентности не устойчивы, ситуационно проявляются под педагогическим воздействиемэкономические знания достаточные, сравнительно разносторонние, экономические умения и навыки достаточно сформированы, не всегда применяются на практикеэпизодически проявляются экономически значимые качества.

Низкий уровень сформированности экономической компетентности отмечен у студентов, у которых нравственно-ценностная мотивация к экономической деятельности и интерес к овладению компонентами экономической компетентности не сформированыэкономические знания отрывочные, бессистемныеэкономические умения и навыки недостаточно сформированы, редко применяются на практике, экономически значимые качества проявляются редко.

В процессе диагностики были выявлены изменения, которые происходили в уровнях сформированности экономической компетентности у студентов. Информация, полученная в результате диагностики, помогала преподавателю контролировать, как протекает данный процесс, оценивать правильность принятых решений по обеспечению эффективности изучаемого процессавыяснить, что не получилось и по каким причинамчто позволило с минимумом ошибок корректировать свою работу и эффективно планировать процесс компьютерного сопровождения формирования экономической компетентности у студентов.

Результаты итоговой диагностики показали, что к концу педагогического эксперимента в экспериментальной и контрольной группах произошел определенный рост уровней сформированности экономической компетентности у студентов (см. табл. 6).

Динамика уровней сформироеанности экономической компетентности у студентов до и после эксперимента.

Уровень Контрольная группа (51 чел.) Экспериментальная группа (52 чел.).

До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента.

Низкий 61% (31 ч.) 37% (19 ч.) 63% (33 ч.) 2% (1 ч.).

Средний 39% (20 ч.) 51% (26 ч.) 37% (19 ч.) 44% (23 ч.).

Высокий — 12% (6 ч.) — 54% (28 ч.).

Динамику роста уровней сформированное&tradeэкономической компетентности у студентов в экспериментальной и контрольной группах мы определяли с помощью коэффициента эффективности экспериментальной методики и показателя абсолютного прироста (см. табл. 7).

Показать весь текст

Список литературы

  1. , JI.B. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография / JI.B. Абдалина. М.: Изд-во РГСУ, 2008. — 327 с.
  2. , А.И. Экономическое образование и воспитание учащихся / А. И. Абрамова. М.: Высшая школа, 1986. — 149 с.
  3. Алферьева, Т. И Компьютерное сопровождение в обучении математическим дисциплинам студентов колледжа: Автореф. дис.. кан. пед. наук: 13.00.08 / Т. И Алферьева. М., 2004. — 20 с.
  4. A.A. Педагогика высшей школы: (новый курс) / A.A. Андреев. М.: Моск. междунар. ин-т экономики, финансов и права, 2002. -264 с.
  5. А.Ф. Экономическое образование и воспитание учащихся X-XI классов: Учеб. пособие / А. Ф. Аменд. Челябинск: ЧГПИ, 1988. — 164 с.
  6. A.B. Формирование экономической компетентности старшеклассников в процессе изучения общественно-научных дисциплин: Автореф. дис.. кан. пед. наук: 13.00.01 / A.B. Андросова. Белгород, 2013. -23 с.
  7. С.И. Учебный процесс в высшей школе: его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. М.: Высш. шк., 1980.- 368 с.
  8. В.Г. Общество: системность, познание и управление / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
  9. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 240 с.
  10. Ю.Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) / В. И. Байденко // Высшее образование в России. 2004. № П.
  11. Л.С. Перестройка экономического мышления. / Л. С. Бляхман. М.: Политиздат, 1990. — 271 с.
  12. А.И. Теоретические основы педагогического моделирования: сущность и эффективность / А. И. Богатырев, И. М. Устинова. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/SND/Pedagogica.htm
  13. И.Болотов В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков //Педагогика. 2003. № 10.
  14. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. № 4.
  15. П.П. Компетентностно-деятельностный подход и модернизация содержания общего образования / П. П. Борисов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. № 1.
  16. Т. В. Программно-методические материалы по «Основам экономической культуры» (1−11 класс средней школы): Метод, рекомендации / Т. В. Боровикова. Соликамск, 1999. — 44 с.
  17. Т.В. Экономическая культура как компонент системы общей культуры / Т. В. Боровикова //Актуальные проблемы философии, культуры. Армагеддон. М., 1998.
  18. Т.В. Формирование экономической культуры школьников / Т. В. Боровикова. Соликамск, 1999. — 264 с.
  19. Л.П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. М.: Мысль, 1978. — 216 с.
  20. Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся / Ю. К. Васильев. М.: Педагогика, 1983. — 96 с.
  21. Е.А. Формирование экономической компетентности руководителя образовательного учреждения в системе повышения квалификации: Автореф. дис.. кан. пед. наук: 13.00.08/ Е. А. Варакина. -Оренбург, 2009. 25 с.
  22. Ю.В. Становление и развитие профессиональной компетентности педагога и психолога / Ю. В. Варданян, В.А. Сластенин- под общ. ред. В. А. Сластенина. М., 1998. — 180 с.
  23. М. Модели, репрезентация и научное понимание /Пер. с англ. / М. Вартофски — общ. ред. И. Б. Садовского. М.: Прогресс, 1988.
  24. Введение в бизнес. Реферат книги Джеймса А. Стоунера и Эдвина Г. Долана. Ижевск: «Странник», 1991. — 272 с.
  25. М. История хозяйства. Очерк всеобщей социально экономической истории / М. Вебер. М., 1923. — 472 с.
  26. М.В. Формирование основ экономической культуры старшеклассников: Дис.. канд. пед. наук. / М. В. Владыка. Белгород, 199.-191 с.
  27. Л.Т., Минина В. Н. Механизм социальной адаптации к экономическим реформам / Л. Т. Волчкова, В. Н. Минина //Социальные реформы в России: История, современное состояние и перспективы. Вып. 4. -СПб.: Петрополис, 1995.
  28. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. / Л. С. Выготский. М.:1. Педагогика, 1989. 221 с.
  29. О.С. Базовая культура и самоопределение личности / О. С. Газман. М., 1989.- 127 с.
  30. Генезис советской экономической культуры и этапы ее развития // Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни. -Новосибирск, 1991.
  31. Ю.В. Игра, модель, экономика / Ю. В. Геронимус. М.: Знание, 1989.- 208 с.
  32. Т.В. Педагогические условия подготовки учителя и осуществление экономического образования и воспитания школьников (в системе повышения квалификации): Дис.. канд. пед. наук /Т.В. Грищенко. -М&bdquo- 1991.- 172 с.
  33. О.Г. Становление и развитие экономического образования в Российской общеобразовательной школе (1917−1997 гг.) / О. Г. Грохольская. М., 1997. — 34 с.
  34. В.П. Занимательная экономика / В. П. Грошев. М.: Просвещение, 1988.- 176 с.
  35. Т.Ю. Формирование поликультурной компетентности студентов ссузов (на материале обучения иностранному языку): Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. Ю. Гурьянова. Чебоксары, 2008. — 205 с.
  36. Н.Л. Компьютерные деловые игры как средство повышенияпродуктивности усвоения учебных заданий: Дис.. канд.пед.наук: 13.00.01. -ML, 2007.
  37. Т.Е. Формирование экономической культуры личности в условиях региональной образовательной системы (на примере Республики Южная Осетия): Дис.. д-ра. пед. наук / Т. Е. Джагаева. М., 2006. — 376 с.
  38. B.C. Компьютерная поддержка учебного процесса в структуре инновационного образовательного менеджмента: Автореф. дис.. кан. пед. наук: 13.00.08 / B.C. Джулай. Краснодар, 2008. — 26 с.
  39. Е.И. Культура. Стратегия социально-экономического развития / Е. И. Дискин. М.: Экономика, 1990. — 78 с.
  40. В.В. Формирование экономической компетентности слушателей высших учебных заведений Федеральной службы исполнения наказаний России: Автореф. дис.. кан. пед. наук: 13.00.08 / В. В. Елагин. М., 2001.- 24 с.
  41. Т. Качество образования: методологические основания дискуссии / Т. Елисеева, В. Батурин // Высшее образование в России. 2005. № 11.
  42. М.В. Диагностика экологической воспитанности студентов педагогических вузов:Учеб.-метод. пособие / М. В. Емельянова, Е. Г. Шаронова, Р. К. Репина. Чебоксары: Чув.гос.пед.ун-т, 2007. — 95 с.
  43. Т.Х. Формирование экономической компетентности студентов вузов физической культуры: Автореф. дис.. кан. пед. наук: 13.00.08 / Т. Х. Емтыль. Майкоп, 2005. — 23 с.
  44. Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления / Д. Н. Завалишина. М., 1985. — 221 с.
  45. И.И. Педагогические основы воспитания трудовой культуры учащихся: Дисс.. д-ра пед. наук. / И. И. Зарецкая. М., 1992. — 276 с.
  46. В.И. Практическая методология педагогического поиска /В.И. Загвязинский. Тюмень, 2005.
  47. Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Ф. Зеер, A.M. Павлова, Э. Э. Сыманюк // Высшее образование в России. 2005. № 4.
  48. Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. М.: Моск. псих.-соц. ин-т.- Воронеж: МОДЭК, 2(ЮЗ.- 480 с.
  49. E.H. Формирование профессиональных интересов старшеклассников к экономической сфере на основе интегративного подхода: Автореф. дис.канд. пед. наук /E.H. Землянская. М., 1995. — 21 с.
  50. И.А. Компетенция и компетентность / И. А. Зимняя // Студенчество. Диалоги о воспитании. 2004. № 6.
  51. Л.Г. Социология культуры / Л. Г. Ионин. М.: Логос, 1998.- 278 с.
  52. И.Б. Социологические аспекты теории и практики экономического воспитания: Автореф. дис. .канд. философ, наук / И. Б. Иткин.- Свердловск, 1972. 21 с.
  53. С.Н. Основы рыночной экономики (программа курса учащихся X-XI классов) / С. Н. Кабанов, E.H. Колмычкова, Л. С. Смирнова.- М.: Знание, 1993. 40 с.
  54. Т.В. Психологические трудности и ошибки при выборе профессии / Т. В. Кабченко // Учителям и родителям о психологии подростка. М., 1990.
  55. А.П. Школьнику о рыночной экономике: Учеб. пособие длястаршеклассников / А. П. Казаков. М.: Знание- ИнтелТех- Менеджер, 1993. -196 с.
  56. , А.П. Реферат-дайджест учебника К. Макконелла и С. Брю «Экономикс: принципы. Проблемы, политика» / А. П Казаков, П. А. Карчевский. М.: «Менеджер», 1993. — 176 с.
  57. Камаев В Д. Основы экономической теории: Учебник / В. Д Камаев. -М.: ВЛАДОС, 1996.- 384 с.
  58. В.Д. и др. Учебник по основам экономической теории / В. Д. Камаев. М.: Владос, 1994. — 124 с.
  59. И.Г. Формирование основ экономической компетентности старшеклассников в процессе профильного социально-экономического образования: Автореф. дис.. кан. пед. наук: 13.00.01 / И. Г. Кинзибаева. -Екатеринбург, 2006. 22 с.
  60. Е.А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. М.: Просвещение, 1984.- 159 с.
  61. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е. А. Климов. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. — 237 с.
  62. Н.Я. Экономическое воспитание масс: организация и эффективность / Н. Я. Клепач, В. Д. Попов, Л. Е. Эпштейн. М.: Экономика, 1979, — 186 с.
  63. Л.В. Экономика для малышей, или как Миша сталбизнесменом / Л В. Кнышова, О. И. Меньшикова, Т. Л. Попова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 128 с.
  64. Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Академия, 2000, — 176 с.
  65. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой / Ю. А. Конаржевский. -М.: Педагогика, 1986. 143 с.
  66. Концепция информатизации образовательного процесса в системе Департамента образования города Москвы. М., 2009.
  67. В.М. Введение в общую теорию личности / В М. Коротков. М.: Владос, 1994.- 134 с.
  68. Л.Е. Проектирование и реализация компьютерного сопровождения контроля результатов обучения студентов: Автореф. дис.. кан. пед. наук: 13.00.08 / Л. Е. Короткова. Ставрополь, 2006. — 26 с.
  69. В.В. Общепедагогические и дидактические характеристики целостного учебно-воспитательного процесса. Теоретические основы обучения в советской школе / В. В. Краевский. М., 1989.- 305 с.
  70. М.Я. Путешествие в мир экономики / М. Я. Крупник. М., 1993.-208 с.
  71. В.В. Экономическое воспитание учащихся старших классов в информационной среде школы: Дис.. канд. пед. наук. / В. В. Кудинов. М., 2005. — 197 с.
  72. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения /Н. В. Кузьмина М: Просвещение, 1990.-160 с.
  73. Л.П. Основы экономической теории: Учеб. пособие / Л. П. Кураков. Чебоксары: Волго-Вятский региональный центр «Ассоциация содействия вузам», 1997. — 505 с.
  74. Л.П. Экономическое образование и воспитание школьников. / Л. П. Кураков. М.: Просвещение, 1987. — 144 с.
  75. Кэссон Г Н. Что нужно знать каждому бизнесмену (Эффективный менеджмент)/ Пер. с англ. / Г. Н. Кэссон. М.: «БИКОМ», 1992. — 64 с.
  76. O.E. Компетентностный подход в образовании / O.E. Лебедев // Школьные технологии. 2004. № 5.
  77. В.П. Психодидактические аспекты развивающего образования / Л. В. Лебедева, В. А. Орлов, В. И. Панов // Педагогика. 1996. № 6.
  78. A.B. В проблеме совершенствования экономической подготовки учащихся сельских школ / A.B. Леонтьев //Соединение обучения с производственным трудом учащихся в условиях нового механизма хозяйствования. Тула, 1990. — 349 с.
  79. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А. Н. Леонтьев // Избр. психологическое произведение: В 2 т. М., 1983. Т. 2. — 572 с.
  80. И.Я. Дидактические основы методы обучения / И. Я. Лернер.-М., 1981.
  81. , А. Россия и рынок. А. Лившиц.— М., 1995. — 172 с.
  82. И.В. Экономика в средней школе: чему и как учить? / И. В. Липсиц //Школа и производств. 1995. № 3.
  83. .Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учеб. пособие для студ. высш.учеб.завед. / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
  84. .Т. Рыночное отношение и воспитание школьников / Б. Т. Лихачев //Воспитание школьников. 1991. № 5.
  85. А.Ф. Из ранних произведений / А. Ф. Лосев. М. 1990. — 528 с.
  86. Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса / Ю. А. Львов. -СПб.: ГМП «Формина», 1992. 384 с.
  87. , A.C. Педагогические сочинения: В 8 т: т. 4. / A.C. Макаренко. М., 1984. — 400 с.
  88. A.C. Выбор профессии / A.C. Макаренко. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1994. — 394 с.
  89. H.A. Этические основы экономической теории: Очерки истории ИНИОН РОС, Академия наук / H.A. Макашева. М., 1993. — 178 с.
  90. K.P. Экономика / Пер. с англ. / K.P. Макконнелл, С. Брю. Л.- М.: Республика, 1992. — 359 с.
  91. А. Принципы экономической науки / А. Маршалл. М., 1993.- 228 с.
  92. Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Н. В. Матяш. Мозырь: РПФ «Белый ветер», 2000. — 286 с.
  93. М.В. Экономика и предпринимательство / М. В. Минаева. -М.: МП Палада, 1994. 153 с.
  94. Г. М. Формирование экономической компетентности студентов вуза в процессе их профессионального образования: Автореф. дис.. кан. пед. наук: 13.00.08 / Г. М. Морозова. Челябинск, 2012. — 25 с.
  95. Моя профессиональная карьера: Пособие для учащихся / С. Н. Чистякова, А. Я. Журкина. -М.: Ин-т профессионального самоопределения молодежи, 1993. 77 с.
  96. В.П. Применение моделей и методов моделирования в дидактике / В. П. Мизинцев. М.: Знание, 1977. — 51 с.
  97. Мицкевич, А А. Экономика в задачах и тестах / A.A. Мицкевич. -М.: Вита-пресс, 1995. 320 с.
  98. М.И. Педагогическая система В.А. Сухомлинского: традиции и новаторство / М. И. Мухин. Соликамск, 1999. — 365 с.
  99. B.C. Возрастная психология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / B.C. Мухина. М., 1997. — 430 с.
  100. О.Г. Формирование экономической компетентности у учащихся профессионального лицея в учебном процессе: Автореф. дис.. кан. пед. наук: 13.00.08 / О. Г. Назарова. Орел, 2008. — 25 с.
  101. A.C. Экономическое воспитание в сельской школе / A.C. Нисимчук. Киев, 1994. — 140 с.
  102. И.Б. О моделировании сложных систем / И. Б. Новик. М.: Мысль, 1965. — 335 с
  103. В.В. Экономическое воспитание старших школьников в современных условиях. Дис.. канд. пед. наук./ В. В. Новожилова. М., 2003. — 161 с.
  104. О. Экономическая культура /Пер. со словац. / О. Новотный, Я. Фишер. М.: Прогресс, 1987. — 156 с.
  105. Новые технологии обучения: Деловые игры. Методическое пособие. / Под общ. ред. Н. В. Борисовой. — М., 1991. — 129 с.
  106. Е.Е. Развитие экономической компетентности студентоввузов: Автореф. дис.. кан. пед. наук: 13.00.08 / Е. Е. Овакимян. Челябинск, 2010.-24 с.
  107. Е.И. Компетентность образования: социальный аспект / Е. И. Огарев. СПб.: Изд-во РАО ИОВ, 1995. — 283 с.
  108. С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М., 1989.476 с.
  109. О.Н. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях /О.Н. Олейникова, A.A. Муравьева, Ю. В. Коновалова и др. М.: Альфа-М, 2005.
  110. А.К. Психология самостоятельности / А К. Осницкий. -М., — Нальчик, 1996.- 42 с.
  111. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес /Под. ред. П. Осипова. М., 1992. — 432 с.
  112. Основы рыночной экономики /Под. ред. В. Д. Камиаева, Б. И. Домненко. М., 1992. — 192 с.
  113. В. И. Компетентностный подход в обучении / В. И. Павлов // Педагогический процесс: проблемы и перспективы / Отв. ред. И. В. Павлов В.И. Павлов. М.- Чебоксары: АН 4P, 2007.
  114. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей. /Под. ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агенство, 1995. — 637 с.
  115. Педагогическая технология /Сост. Н. Е. Щуркова. М., 1992. — 112с.
  116. Педагогический процесс образовательного учреждения: Электронный ресурс. р:// www.rae.ru/monographs/
  117. Педагогический словарь хрестоматия / Сост. А. В. Краснянский Электронный ресурс. Режим доступа: http://avkrasn.ru/article-343.html/
  118. Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга / Л. А. Петровская. М.: МГУ, 1982. -168 с.
  119. Л. А. Воспитание как общение / Л. А. Петровская, A.C. Спиваковская// Вопросы психологии. 1983. № 2.
  120. И.В. Экономическое воспитание учащихся основной школы на уроках технологии: Дис.. канд. пед. наук. / И. В. Петрикова. -М., 2002. 150 с.
  121. Г. А. Преемственность в экономическом воспитании детей младшего и среднего школьного возраста: Дис.. канд. пед. наук./ Г. А Петушкова. Смоленск, 2005. — 215 с.
  122. А.П. Экономическое поведение потребителей / А. П. Пидкасистый. М.: РПА, 1997. — 220 с.
  123. Пистунова Л Е. Формирование экологической компетентности студентов ВУЗА: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Л. Е. Пистунова. -Кемерово, 2006.-233 с.
  124. Платонов К К. Структура и развитие личности / К К. Платонов. -М.: Наука, 1986.- 254 с.
  125. И.П. Педагогика: Учебник / И. П. Подласый. М.: Высшее образование, 2006. — 540 с.
  126. В.А. Проблемы развития современной системы трудовогообучения учащихся средней школы: Дис.. д-ра пед. наук / В. А. Поляков. -М., 1978.- 397 с.
  127. В.А. Непрерывное экономическое образование молодежи /В А. Поляков, И А. Сасова // Педагогика. 1994. № 4.
  128. JI.H. Экономическая культура (сущность, направления развития) /JI.H. Пономарев, В. Д. Попов, А. П. Чичканов. М.: Мысль, 1987. -269 с.
  129. В.Д. Новый тип экономического мышления: некоторые вопросы формирования у молодежи / В. Д. Попов. М.: Знание 1985. — 40 с.
  130. Программа экономического образования. Достижения молодых: Метод, руководство для преподавателей и консультантов. М.: Достижение молодых, 1996. — 117 с.
  131. A.M. Энциклопедический словарь / A.M. Прохоров. -М., 1982. 668 с.
  132. A.C. Теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / A.C. Прутченков. М., 1997. — 36 с.
  133. A.C. Социально-педагогические основы экономического воспитания учащихся современной школы / A.C. Прутченков. М., Знание, 1990.- 43 с.
  134. A.C. Экономическое воспитание старших подростков в первичном трудовом коллективе школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. / A.C. Прутченков. М., 1990. — 18 с.
  135. A.C. Шанс: методическая разработка экономической игры / A.C. Прутченков, JI.A. Мартынова. М.: РПА, 1992. — 24 с.
  136. A.C. Экономика и жизнь: Метод, разработкиэкономических практикумов и деловых игр / A.C. Прутченков, Б. А. Райзберг. -М.: Творческая педагогика, 1993. 58 с.
  137. Психология: Словарь /Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  138. Ю.В. Формирование экономической компетентности студентов: Автореф. дис.. кан. пед. наук: 13.00.01 / Ю. В. Пузиенко. -Оренбург, 2007. 23 с.
  139. Развитие личности ребенка / Пер. с англ. А. М. Фонарева. М.: Прогресс, 1987.- 272 с.
  140. .А. Рыночная экономика / Б. А. Райзберг. М.: Деловая жизнь, 1993.- 182 с.
  141. .А. Экономика вокруг нас: Учеб. пособие / Б. А. Райзберг. М.: «Ось-89», 2000. — 255 с.
  142. Раскрывая тайны экономики /И.В. Липсиц, Л. Л. Любимов, Л. В. Антонов. М.: Вита-пресс, 1994. — 320 с.
  143. Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. М.: Когито-Центр, 2002. — 394 с.
  144. В.К. Методика экономического воспитания школьников: Учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. институтов / В. К. Розов. М.: Просвещение, 1996. — 160 с.
  145. В.В. Формирование и развитие экономической компетентности у курсантов вузов ГПС МЧС России: Автореф. дис.. кан. пед. наук: 13.00.08/В.В. Романов. СПб., 2008. -27 с.
  146. Н.И. Экономическая игротека / Н. И. Романова. М., Финансы и статистика, 1994. — 48 с.
  147. Российская педагогическая энциклопедия. М.: БРЭ, 1993. — 486 с.
  148. T.B. Экономическая культура и ее формирование в условиях развитого социализма: Автореф. дис.. канд. философ, наук / Т. В. Рыбченко. Свердловск, 1985. — 17 с.
  149. Р.В. Экономическая культура / Р. В. Рывкина. М.- Культурная инициатива, 1995. — 287 с.
  150. Рыночная экономика: Словарь /Под общей ред. Г. Я. Кипермана. -М.: Республика, 1993. 524 с.
  151. Д.Д. Экономическое воспитание и социологические исследования /Д.Д. Рябов // Вестник МГУ. Сер. 12. 1982. № 5.
  152. Н.П. Педагогические условия экономического воспитания учащихся старших классов: Автореф.. канд. пед. наук / Н. П. Рябинина. Челябинск: ЧГПИ, 1984. — 21 с.
  153. A.A. Экономическое образование учащихся: Автореф. дис. .канд. пед. наук. / A.A. Саилов. Алма-Ата, 1990. — 24 с.
  154. И.А. Теория и практика экономической подготовки школьников к труду в новых условиях хозяйствования: Дис.. д-ра пед. наук / H.A. Сасова. М., 1989. — 420 с.
  155. И.А. Экономическое образование в процессе трудовой подготовки / И. А. Сасова. М., 1996. — 64 с.
  156. И.А. Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки / И. А. Сасова, А. Ф. Аменд. М.: Просвещение, 1988. -192 с.
  157. Г. К. Компетентности и их классификация / Г. К. Селевко // Народное образование. 2004. № 4.
  158. М.Н. Метология и методика педагогических исследований / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
  159. Словарь терминов по общей и социальной педагогики: Электронный ресурс. http://www.smolsoc.ru/index.php/home/
  160. Г. JI. Экономическое воспитание и образование в условиях развитого социализма / Г. Л. Смирнов. М., Мысль, 1978. — 137 с.
  161. Советский энциклопедический словарь. М., 1982. — 787 с.
  162. Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология / Л. М. Баш, A.B. Боброва и др. М.: Цитадель-трейд, 2002. — 960 с.
  163. Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания / Ю. П. Сокольников. М., 1993. — 200 с.
  164. Ю.П. Понятийный аппарат педагогики: Монография. /Ю.П. Сокольников, С. Ю. Сенатор, Г. Н. Григорьев. Чебоксары-М.: Чувашгоспедуниверситет, 2006. — 210 с.
  165. Д.В. Воспитание экономического мышления старшеклассников инновационных образовательных учреждениях: Дис.. канд. пед. наук / Д. В. Стукаклов. Челябинск, 2003. — 161 с.
  166. В.А. Избранные соч.: В 3 т. Т. 2 / В. А. Сухомлинский. М., 1986.--325 с.
  167. А.Р. Формирование экономической компетентности будущих журналистов в вузе: Автореф. дис.. кан. пед. наук: 13.00.08 / А. Р. Таиров, М., 2009.- 19 с.
  168. H.H. Взаимосвязь экономического и нравственного воспитания в социально-экономической подготовке школьников в современных условиях: Дис.. канд. пед. наук / H.H. Тарарухина. М., 2000.- 133 с.
  169. Ю.Г. Компетентность в структуре модели качестваподготовки специалистов / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. 2004. № 3.
  170. Т. Развитие экономических знаний школьников / Т. Терюкова // Экономика в школе. 2000. № 2.
  171. О.Н. Формирование экономической компетентности специалиста в системе дополнительного профессионального образования: Автореф. дис.. кан. пед. наук: 13.00.08 / О. Н. Ткачева. Шуя, 2009. — 24 с.
  172. Товстик В А. Экономическое воспитание школьников / В А. Товстик.- 1983.- 112 с.
  173. .Т. Идеология и экономика: Идеологическая работа и социально-экономическое развитие / Ж. Т. Тощенко. М., 1981. — 197 с.
  174. Увлекательно об экономике. Ижевск: ИПЦ Бизнес-старт, 1992.120 с.
  175. К.А. Современное экономическое мышление / К. А. Улыбин. М.: Политиздат, 1996. — 138 с.
  176. В.А. Правовое обучение курсантов младших курсов военного вуза в процессе факультативных занятий с использованием компьютерного сопровождения: Автореф. дис.. кан. пед. наук: 13.00.08 / В. А. Фадеев. Пенза, 2007. — 21 с.
  177. JI.H. Формирование экономической компетентности учащихся профессиональных училищ в современных условиях: Автореф. дис.. кан. пед. наук: 13.00.08/ Л. Н. Фалевич. СПб., 2005. — 21 с.
  178. Т.А. Педагогические условия экономической подготовки учащихся в учреждении дополнительного образования: Дис.. канд. пед. наук / Т. А. Федоткина. М., 1997. — 164 с.
  179. Т.Н. Воспитание личности школьника / Г. Н. Филонов.
  180. M.: Педагогика, 1985. 224 с.
  181. Философия культуры. Становление и развитие. СПб.: Изд-во «Лань», 1997. — 448 с.
  182. Философский энциклопедический словарь / Сост. П. Н. Федосеев, С. И. Ковалев, В. Г. Панов. -М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
  183. Ю.В. Компьютерное сопровождение как фактор повышения эффективности психологической подготовки будущего учителя: Автореф. дис.. кан. пед. наук: 13.00.08 / Ю. В. Харланова. Тула, 2012. — 23 с.
  184. В.Н. Условия и факторы развития экономического образования в негосударственном высшем учебном заведении: Автореф. дис.. кан. пед. наук: 13.00.08 / В. Н. Харченко. Ставрополь, 2006. — 25 с.
  185. П. Экономический образ мышления / Пер. с англ. / П. Хейне. -М., 1993.- 704 с.
  186. К. Так устроен мир. Экономика для юношества / Пер с англ. / К. Хесс. М.: Изд-во Дело, 1992.- 96 с.
  187. Е.В. Формирование экономической компетентности будущего учителя технологии и предпринимательства: Автореф. дис.. кан. пед. наук: 13.00.08 / Е. В. Хлопотова. Екатеринбург, 2005. — 22 с.
  188. A.B. Деятельность как содержание образования / A.B. Хуторской //Народное образование. 2003. № 8.
  189. A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / A.B. Хуторской // Народное образование. 2003. № 2.
  190. С.Л. Теория и практика личностно ориентированной социально-экономической подготовки школьников: Автореф. дис. .канд.пед. наук / C.JI. Чернер. М., 1998. — 41 с.
  191. , М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Метод, пособие/М. А Чошанов. М.: Народное образование, 1996.-160 с.
  192. A.A. Педагогические условия развития правовой культуры будущих учителей: Дис.. канд. пед. наук. / A.A. Шайдуров. -Екатеринбург, 2001. 207 с.
  193. .П. Экономическое воспитание школьников: Вопросы теории и методики / Б. П. Шемякин. М.: Педагогика, 1986. — 96 с.
  194. В.М. Человековедческая компетентность менеджера / В. М. Шепель. -М.: Народное образование, 1999. 431 с.
  195. С.Е. Компетентностный подход к образованию : прихоть или необходимость / С. Е. Шишов, И. Г. Агапов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 3.
  196. С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования / С. Е. Шишов. // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. № 2.
  197. А. Совершенствование экономического образования и воспитания старшеклассников: Дис.. канд. пед. наук. / А. Т. Шпак. -Киев, 1984. 183 с.
  198. А.Т. Организация экономического образования и воспитания учащихся / А. Т. Шпак. Киев, 1987. — 128 с.
  199. В.А. Моделирование и философия / В А. Штофф. JL, 1986. 152 с.
  200. Е.М. Развитие поликультурной компетентности будущих специалистов: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. М. Щеглова. Омск, 2005. -164 с.
  201. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под. ред С. Я. Батышева. М.: АПО, 1999. — 488 с.
Заполнить форму текущей работой