Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проблема исторического сознания в Тропической Африке

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопрос времени в Африке привлекает к себе все больше внимания, повсюду на континенте он оказывается в центре многочисленных дискуссий среди местной интеллигенции. Проведено уже немало исследований относительно теоретического аспекта вопроса. Тем не менее все еще спорной остается проблема: обладают ли негритянские народы сознанием времени. Первыми, кто попытался проанализировать структуру времени… Читать ещё >

Содержание

  • Введение. 3 — II
  • Глава I. Понятие «историческое сознание»
    • I. Сознание и время
    • 2. Эволюция сознания в процессе развития общества
    • 3. Структура социального времени
  • 4. Идеологические концепции социального времени
  • Глава II. Классический этноцентризм как буржуазная концепция
    • I. Этнография: ее исторический аспект
    • 2. Представления об африканце в ходе исторического развития. 6^
  • Глава III. Историческое сознание в странах Тропической Африки
    • I. Анализ социально-культурного времени в традиционных африканских обществах
    • 2. От традиционного общественного уклада к колониальному обществу
    • 3. Колониальное общество как модель двойственного времени
  • Глава 17. Применение марксистско-ленинской философии в исследовании африканской действительно
    • I. Осмысление нового времени в Тропической
  • Африке
    • 2. О роли марксизма-ленинизма в дальнейшем изучении африканской действительности

Проблема исторического сознания в Тропической Африке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из результатов мирового революционного процесса стало крушение колониальной системы империализма. Победа великого Октября ознаменовала наступление новой исторической эпохи в развитии человеческого общества, эпохи перехода от капитализма к социализму. Она дала революционные импульсы всем угнетенным народам, открыла новые возможности и перспективы для развертывания национально-освободительной борьбы в колониальных и полуколониальных странах.

Прошло уже более двадцати лет, как борющиеся народы Африки освободились от цепей колониального угнетения. Ныне перед ними стоят новые проблемы, такие как ликвидация экономической отсталости, улучшение условий жизни населения и, наконец, укрепление гарантий национального суверенитета молодых государств, добившихся независимости.

В решении этих основных задач особое место занимает проблема времени. Это объясняется тем фактом, что современная технологическая цивилизация, в условиях которой мы живем, все более подчиняет себе пространство и время для обеспечения победы человека над природой. Сегодня ни одно общество не может развиваться, если не сумеет с пользой для себя использовать отпущенное ему историей время. Такова одна из ос-новынх проблем, стоящих ныне перед Тропической Африкой вообще и перед конголезским обществом, в частности, поскольку после обретения номинальной по сути независимости в шестидесятых годах Африка столкнулась с новыми социально-экономическими и социально-культурными проблемами, решение которых зависит в немалой степени от того, каким образом африканские общества сумеют с выгодой для себя использовать свое время.

Вопрос времени в Африке привлекает к себе все больше внимания, повсюду на континенте он оказывается в центре многочисленных дискуссий среди местной интеллигенции. Проведено уже немало исследований относительно теоретического аспекта вопроса. Тем не менее все еще спорной остается проблема: обладают ли негритянские народы сознанием времени. Первыми, кто попытался проанализировать структуру времени, в африканских обществах, были миссионеры-евангелисты и этнографы. Однако и здесь сложились самые разноречивые мнения. Что касается философских рассуждений о мировоззрении негритянских народов применительно к понятию времени, то первым их высказал немецкий философ Гегель. В его «Лекциях по философии истории», опубликованных в 183? и 1887 гг., высказывается мысль, что Африка к югу от Сахары находится практически вне мировой истории, а это знао чит, что человек с черной кожей остается существом, лишенным понятия времени, не осознающим его и, что самое плохое, не осознающим историю. До конца XIX века подобные точки зрения в общем преобладали, оставались самыми распространенными. Упомянем, например, мнение JI. Леви-Брюля, высказанное в «. первобытном мышлении» — С .M., 19 300, который полагал, что мышление негра ориентировано прежде всего на сверхестественное, что ставит его вне времени по отношению к конкретной пространственно-временной реальности.

С тех пор на самом континенте было проведено немало этнографических исследований и все большее число ученых привлекал вопрос концепции времени в Тропической Африке. Среди авторов, изучавших этот вопрос, можно упомянуть Эванс-Причарда, опубликовавшего в 1939 ГОДУ книгу «La conception du temps chez les Nuers», в которой исследовано понятие времени у Нуэров. Большой отклик Имела СТаТЬЯ ВаН ЙОЛКа «La conception du temps et de l’Au-dela en Afrique noire «. ПерВОЙ ДОКТОРСКОЙ ДИССертаЦИвЙ Ha Эту тему была работа ученого из Берега Слоновой Кости Ж. Нианго-ран-Буаха «Распределение времени и календарь у лагунных народов Берега Слоновой Кости», в которой были рассмотрены структура времени, сельскохозяйственные, ритуальные календари и сезоны у народов, населяющих район лагун Берега Слоновой Кости. Эта работа вышла в 1964 году. В своей книге «Искусство Черной Африки, космичеокая литургия и религиозный язык» (Парик, 1964) Э. Мвенг — камерунский историк анализирует роль любого языка, опирающегося на ритм одновременно личного опыта и осознания своего «Я» в качестве рациональности и творческой свободы. В одной из своих статей «Концепция времени» («Этиопик», Дакар, 1975, № 3) Э. Мвенг возвращается к этому вопросу и утверждает, что «время человека в Тропической Африке выражается главным образом борьбой, которая противопоставляет в нас жизнь и смерть, и граница которой — это победа жизни над смертью» .

На Международном дакарскимконгрессе африканистов в декабре 1967 года швейцарский ученый Ж. Зиглер выступил с сообщением на тему «К изучению понятия времени в обществах Центральной Африки», в котором поставлена под сомнение ценность аксиомы, касающейся различий в психологии времени между европейцем, управляемым «изнутри», и африканцем, управляемым.

I*Mveng Е. La conception du temps.-Ethiopiques, 1975, N°3, P*75. традиционализмом". Б статье «Бремя и развитие», написанной М. Оже, критикуются исследования, устанавливающие взаимозависимость между «социальным понятием времени» и феноменом «слаборазвит ости'»К В 1970 году вышла книга Р. Решхази «Время и развитие. Роль социально-культурных факторов в развитии» (Брюссель, 1970). В довольно подробном анализе социолог Р. Ре-кохази сравнивает структуры времени в современном западном обществе со структурами в традиционных африканских обществах. Аббат Ж. Мбити из Кении опубликовал в 1970 году книгу «философия и африканские религии», в которой автор уделил достаточно много места понятию «африканского времени». Нгуае-Нгалла из Университета имени М. Нгуаби (Браззавиль) подготовил статью «Временность и историческое сознание в Тропической Африке» (Браззавиль, 1976). Статья эта представляет большой интерес, хотя она до сих пор не опубликовала. В ней автор анализирует понятие времени и осознание истории у афро-негритянских народов.

Во всяком случае в настоящее время нет в Африке, пожалуй, ни одного университета, на гуманитарном факультете которого вопрос времени в рамках изучения африканских цивилизаций не вызвал бы самый живой интерес. Мы можем упомянуть здесь также Французский институт Черной Африки (ИФАН) в Дакаре, Институт языков и цивилизации банту в Габоне и исследовательскую группу по проблемам цивилизации банту под руководством профессора Буакасса при Национальном университете Заира (ЗДАЗА), которая, помимо других тем, занимается изучением Auge M. Temps social et developpement. Cah. ORSTOM (Office pour la recherche scientifique et technique Outre-mer), ser.sci.hum.tParis, 1968, vol, V, N°3,p.10. структур времени в традиционных африканских обществах.

Вопрос времени имеет большое значение и в практическом плане. Причем о важности его свидетельствует хотя бы такой факт, что относительно его в некоторых африканских странах принимаются даже правительственные меры. В Народной Республике Конго, являющейся основной сферой нашего исследования, во время своего обращения к трудящимся в октябре 1973 года президент М. Нгуаби сделал упор на лозунге «Семь часов работы, а не семь часов на работе». Он требовал такие организации систематического контроля на всей территории страны за понятием рабочего часа для того, чтобы повысить общественное производство, сделать его более рентабельным и продуктивным. В том не году Конголезская профсоюзная конфедерация выдвинула примерно так не звучащий лозунг: «Кто не работал, тот не имеет права на заработную плату» .

При режиме Военного комитета партии, возникшего сразу se после убийства М. Нгуаби — 18 марта 1977 года, президент Йемби Опанго принял очень серьезные меры, побуждавшие конголезцев строго уважать понятие рабочего времени. Президент Д. Сассу-Нгессо восстановил в 1982 году систему работы в утренние и вечерние часы и также настаивал на строгом соблюдении рабочего времени ради повышения продуктивности экономики. К. Бонгу — генеральный секретарь канцелярии Центрального комитета Конголезской партии труда опубликовал статью «Время и строительство страны», в которой анализируется.

I) Ngouabi M. Vers la construction d’une societe socialiste en Afrique.

Paris, 1974, P.103.

Bongou C. Le temps et la construction du pays. Special Mweti. 1-er plan quinquennal. Brazzaville, 1982, p.14. необходимость осознания времени и трудовой дисциплины.

Словом, проблема времени представляет одновременно как практический, так и чисто академический интерес.

Именно актуальность данного вопроса и предопределила выбор его в качестве объекта нашей работы. Мы придаем этому вопросу очень серьезное значение и выражаем надежду, что наша работа и выводы из нее помогут реализации тех новых задач, которые стоят ныне перед конголезским обществом, избравшим путь социалистической ориентации развития. Определенная новизна этой темы заключается, по нашему мнению, в том, что ее автору, конголезскому гражданину, предоставлена возможность осмысления социального аспекта времени, анализируя те огромные перемены, которые происходят ныне в Африке вообще и в Конго в частности. Следует также подчеркнуть, что впервые такая попытка предпринимается именно на базе марксистско-ленинской методологии.

Цель нашей работы заключается в том, чтобы опровергнуть некоторые этноцентристские взгляды и идеи, которые намеренно фальсифицируют африканскую действительность, а стало быть, и осознание времени у афро-негритянских народов. Ограничивая объект нашего исследования во времени и в пространстве, мы проанализируем структуры времени в доколониальных африканских обществах, в которых сочетаются различные формы докапиталистической социальной организации, вплоть до современных форм. Тема работы заключается в том, чтобы подвергнуть анализу все то, что говорилось о времени и жизни местного населения в Тропической Африке вообще и в конголезском обществе, в частности. Предметом исследования будет и сама жизнь общества б том виде, в каком оно предстает в настоящее время.

Как было подчеркнуто выше, в методологических основах нашей работы мы широко использовали труды классиков марксизма-ленинизма. Большой помощью для автора оказалось знакомство с работами ведущих советских ученых и специалистов. В частности, анализируя понятие времени вообще и социального времени, в частности, мы использовали труды З. Н. Алибекова, Т. И. Анишиной, Р. А. Аронова, Я. Ф. Аскина, Д. М. Ахундова, И.В.Блаубер-га, А. М. Барга, А. Н. Вяльцева, Э. А. Елизарьева, В. А. Казаряна, А. М. Жарова, И. Е. Ивановича, С. Т. Мелюхина, Ю. Б. Молчанова, A.M. Мостепаненко, Е. И. Песоцкого, В. И. Свидерского, Л. Я. Станис, А. Турсунова, А. П. Шептулина, Э. Г. Юдина, В. П. Яковлева и др.

При рассмотрении общих проблем Тропической Африки мы использовали работы А. А. Алексеева, И. Л. Андреева, К.А.Брутен-ца, А. А. Громыко, О. К. Дрейера, А. С. Кауфмана, А. В. Кивы, Г. Ф. Кима, Н. Д. Косухина, А. А. Иванова, Н. С. Илларионова, В. Б. Иорданского, А. А. Искандерова, А. И. Левисковского, О. В. Мартышина, Г. И. Мирского, А. Н. Мосейко, А. В. Сагадеева, В. Г. Солодовникова, Г. В. Старушенко, P.A. Ульяновского и др.

По проблемам методологии мы познакомились с большой пользой для себя с работами советских марксистов И. А. Гобозова, М. Н. Грецкого, В. Ж. Келле, М. Я. Ковальзона, В. В. Косолапова, А. И. Ракитова, Б. А. Чагина и др.

Что касается африканских авторов, то мы использовали работы Э. Бабассана, Шейха Анта-Диопа, Т. Обенга, Ж. Ниангоран-Буаха, Я Ки-зербо, С. Амина, А.Кагаме. Помимо этого мы учитывали такяе точку зрения Сианара Севера — автора кандидатской диссертации «Марксистско-ленинская философия в странах Тропи чес:»)Б. Ащршй1, УМ" 1980 в*). Мы ознакомились и с работой Ж. Мампуйа «Трайбализм как социальное явление и пути его преодоления в процессе национального строительства в странах Тропической Африки на примере Народной Республики Конго» (Москва, 1981), и так далее.

Что касается работ зарубежных авторов, то мы использовали труды Ж. Сюре-Каналя, М. Годелье, К. Мейасу, Э. Терраия, У. Бертрана, П. Ф. Рейя, К. Леви-Строса, А. Кюро, Ф. Шаллэ, Ж. Зигле-ра и многих других.

Диссертационная работа включает четыре главы. В первой главе будут проанализированы такие проблемы, как проблема исторического сознания, отношения между времени и сознанием, эволюция сознания в процессе развития общества, отношение между общественным бытием и общественным сознанием.

Во второй главе мы проанализируем с критических позиций различные этноцентристские положения и идеи, порожденные буржуазной колониальной идеологией.

Третья глава, в которой будет проведен анализ социально-культурного времени в традиционных африканских обществах доколониальной эпохи, позволит опровергнуть этноцентристские представления относительно осознания времени в «старой» Африке.

В четвертой главе пойдет речь о теоретическом подходе марксизма-ленинизма к этим проблемам, а также о его применении в рамках африканской действительности. Марксизм-ленинизм, будучи научной теорией, стоящей на страже интересов пролетариата, уже не может быть отвергнут отныне в Тропической Африке. Более того, марксизм-ленинизм должен все более превращаться в путеводную нить, в теоретический фундамент для африканских стран, избравших социалистическую ориентацию развития, таких как Ангола, Бенин, Конго, Мозамбик и многие другие.

Одновременно вместе с анализом необходимости утверждения марксизма-ленинизма в Тропической Африке мы считаем своим долгом осветить две мелкобуржуазные по своей сути, антимарксистские по содержанию тенденции, а именно негритюд Л. С. Сенгора и «самобытность» в том виде, в каком ее излагает президент Заира Мобуту Сесе Секо. Затем мы постараемся изложить взгляды некоторых представителей африканской революционной демократии, таких как К. Н'крума, М. Нгуаби и других.

Если будущее человечества связано со становлением коммунистического общества, то мы считаем своим долгом рассматривать перспективное время применительно к новой африканской истории в контексте утверждения именно социалистической ориентации.

Заканчивая нашу работу, мы не сможем оставить без внимания глобальные проблемы человечества вообще и Тропической Африки, в частности, прежде всего такие проблемы, которые затрагивают практически весь африканский континент.

ГЖВА I, П0НЯ1ЙЕ «ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ» /.

§ I. Сознание и время,.

Прежде чем приступить к анализу отношения между сознанием и временем, определим то, что мы понимаем под понятием «историческое сознание». Первое определение, которое дается истории, — это быть повествованием о событиях прошлого. Это прошлое простирается в глубь веков — от момента появления человека до наших дней. Но, собственно говоря, настоящая история начинается со времени изобретения письменности, когда появилась возможность и потребность собирать письменные документы, свидетельства, чтобы восстанавливать то, что называют «историей». Такое определение истории опирается, как правило, на систему датирования событий, связанных с личностями великих деятелей, оказавших влияние на ее ход. Например, говоря о Древнем Риме, больше вспоминают о Цезаре, чем о народе. Марксистское определение истории, цалеко. е от данного определения, видит в ней результат сознательной деятельности людей в процессе труда, следовательно, и в процессе создания своей истории. Определяя исторический материализм, основоположники марксизма говорят, что «люди сами делают свою историю». Согласно марксизму, история является результатом конкретной деятельности человека в отношениях с другими людьми. Марксистская концепция требует, чтобы смысл единства исторической структуры искали в материальности общественно-экономических формаций, иначе говоря, в материальности самой истории.

С точки зрения исторического материализма история является также моментом возникновения человеческой деятельности с членораздельной речью, которая становится самим выражением этой деятельности с помощью орудий труда. С помощью орудий труда человек отрывается от животного мира. Вот почему говорят, что магистральная линия истории простирается от первобытного общества до общества наших дней. Когда человек размышляет над историей, он уже не только осознает это историческое прошлое, но и строит также планы жизни на будущее. Осознавать это историческое прошлое и будущее является проблемой исторического сознания. Известно, что общество, как и каздая целостная система, нуждается в нецрерывном потоке информации, без которой нормальное его функционирование становится невозможным. «. Это информация непреходящего значения в силу того, что в ней в той или иной форме совмещены все временные проекции данного общества: его „родовое“ прошлое, его „видовое“ настоящее (миропонимание), представление об окружающем мире и своем месте в нем и его историческое будущее». Поэтому было бы ошибочно сводить историческое сознание к социальной памяти и отождествлять его только с опытом прошлого, лишив его измерений настоящего и будущего.

В этом смысле употребляется понятие «историческое сознание». Здесь историческое сознание определяется как особая форма общественного сознания. В собственном смысле слова историческое сознание — это форма общественного сознания, в которой совмещены все три модуса исторического времени: прошлое, настоящее и будущее.

Говоря о природе исторического сознания, А.И.Ракитов*^.

1) Барг М. А. Историческое сознание как проблема историографии. -'Вопросы истории'', Ч 1982, $ 12, с. 49.

2) Ракитов А. И. Историческое познание. М., 1982, с. 42. пишет, что данная разновидность общественного сознания не может быть поставлена в один ряд с указанными ранее формами, ибо в отличие от них она фиксирует не особые качественно различные институты, структуры и виды деятельности, но стабильность и изменчивость в их временном бытии. В силу этого целесообразно выделение и тщательный анализ исторического сознания как особой формы общественного сознания. «Историческое сознание при всей противоречивости форм его проявления выступает как фундаментальная мировоззренческая характеристика культуры любой эпохи» 1. В своем генезисе историческое сознание — это становление связи времен в духовной культуре каждой данной человеческой общности как носителя этой культуры. В связи с этим К. Маркс уделял особое внимание социальной природе человека, когда он писал: «. животные не могут складывать вместе различные свойства своего вида, они не могут ничего сделать для общей пользы и для общих удобств своего вида. Иное дело человек. Оцесь самые разнообразные дарования и виды деятельности оказываются полезными друг другу, потому что люди умеют собрать свои различные р продукты в одну общую массу» .

Следовательно, в историческом смысле, человеческая природа — продукт складывания всего многоразличия способностей, развития форм общения, прежде всего в процессе материального производства, развития памяти, усвоения индивидом коллективного опыта, суммарный результат деятельно-практических и тео.

1. Барг М. А. Историческое сознание как проблема историографии, с. 51.

2. Маркс К. «Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 143. ретических усилий. В конечном счете историческое сознаниеэто высшая духовная и этическая ценность человека, или ценность индивидов, «.взятых в определенных общественных отношениях данного общества. Здесь люди, члены общества должны осознать себя как существа общественные и связать себя с историей, т. е. исторически себя идентифицировать.

Понятая таким образом, история становится временным вектором, объединяющим человечество. Историческое сознание, как категория исторического материализма, отражает лишь то, что существует в умах как форма бытия общественной материи, и является формой общественного сознания с той лишь разницей, что историческое сознание связано с определенным порядком течения лет. Оно соответствует духу народа, пришедшего к познанию самого себя. Вот почему можно сказать, что историческое сознание, как сознание истории, является уже в некоторой мере знанием содержания истории. Это знание истории возможно при изучении эпох истории человечества, континента, даже одного общества. Вот почемужсторическое сознание проходит в определенном порядке через различные общественно-исторические формации с зачаточной фазы человечества до самой сложной стадии жизни людей. Можно осознать исторические события с точки зрения роста, зрелости и упадка. Можно также осознать события линейным или прерывистым способом.

Марксистская концепция истории исходит из отношения человек-природа и рассматривает прогресс в комплексе проблем экономики, политики, культуры. Одним словом, историческое сознание — это духовный мост, переброшенный через пропасть времен, мост, ведущий человека из прошлого в будущее.

А теперь переедем к вопросу отношения мевду временем и сознанием. Начиная с древности, проблема времени стояла в центре философских размышлений, и до сих пор она еще не получила однозначного и окончательного решения. Но в связи с развитием классической механики и физики исследование времени превратилось в самостоятельную философскую и научную проблему в новое время. В античной и средневековой философии ее анализ не выдвигался на передний план и производился в контексте других познавательных задач. Как отмечает И. Ф. Лукьянов, «проблема времени представляет собой довольно сложный комплекс вопросов. .» «^. Многие исследователи рассматривают время в качестве некоторого абсолютного явления, чего-то существующего «само по себе», вне и независимо от материальных вещей. Об этом В. И. Ленин, конспектируя «Лекции о сущности религии» Л. Фейербаха, делает пометку на полях: «Время вне временных вещей — бог» *^.

Поэтому время вне реальности невозможно почувствовать. Как совокупность время имеет следующие измерения: космическое, физическое, биологическое, историческое, социальное, психологическое время. Понимание этих видов времени требует строгого анализа, чтобы осознать каждый вид времени.

Осознать время означает опознать сначала отметку времени на вещах, на предметах, так как время является одной из форм существования вещей и предметов. Следовательно, благодаря времени человеческий ум может быть способен понять и отличить различные предметы, существующие в пространстве и.

1) Лукьянов И. Ф. Сущность категории «свойство». — М., 1982, с. 101.

2) Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 29, с. 50. движущиеся во времени. Однако нельзя оцределить сознание как какую-то реальность, существующую благодаря понятию времени. Сознание по отношению ко времени обладает познавательным свойством. Сознание предполагает сначала наличие познаваемого предмета. По отношению ко времени всякое осознание времени выступает в тот или иной момент как осознанное понятие времени.

Установить отношение сознание-время, это значит установить отношение между мышлением и окружающим миром. В самом деле, если время является объективной величиной, то оно обусловливает сознание тем, что называют продолжительностью времени. Осознание времени порождается у человека вечно движущимся миром. Многие буржуазные мыслители осознают время на о -1-х основе теологии, предсказывающей конец мира. В связи с этим в буржуазном обществе развивается научная фантастика, предсказывающая великие катастрофы, которые перевернут когда-нибудь нашу планету. Такова гипотеза войны, которая приведет человечество к гибели. Здесь время проступает через ощущение настоящих и будущих событий.

Для многих историков время как объективная реальность не существует сама по себе. Оно — результат исторических событий в процессе социально-исторического развития. Вот почему через время и благодаря времени «история становится каталогом общественных явлений», т. е. история, давая возможность индивидуумам осознать прошлое, позволяет также фиксировать даты событий, имевших место в прошлом.

I) MassonK) ursels P. La morale et l’histoire. Paris, 1955r p. 101.

Зцесь-то и ровдается историческое сознание как отражение исторической действительности. Историческое сознание, по нашему мнению, есть сознание коллективное, прямой результат познавательного процесса, идущего от общественного сознания, которое является также отражением общественного бытия люс" деи, творящих свою историю.

В процессе развития общества каждой общественно-экономической формации соответствует форма сознания, определяемая объективными условиями, относящимися к данной формации. Общественное сознание само формируется в ходе формирования общественной деятельности. Общественное сознание, следовательно, определяется характером, который принимает эта общественная деятельность. Общественное сознание выступает как момент в системе деятельности людей. Включенное в деятельность, сознание становится способом духовной деятельности, проявляющейся, например, в политическом языке, законах, морали, религии, философии.

Таким образом, человечество проходит сложные исторические фазы, которые включают в себя самые различные и самые сложные способы деятельности. Если время позволяет членам общества приходить в движение во время их деятельности и организовывать, следовательно, их способ существования, оно по справедливости является категорией исторического материализма, позволяющей понять поведение индивидуумов по отношению к самому этому времени, что означает, что надо исходить из материальной жизни, чтобы понять время и сознание.

Следовательно, нельзя, отделив форму от соответствующего сознания, определить степень осознания понятия времени в обществе или данном обществе, не определив предварительно характер общественно-экономической формации последнего.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный в дщсФртаиди критический анализ проблемы исторического сознания в Тропической Африке привел нас к решению основных задач: анализ понятия «историческое сознание», этноцентризм как буржуазная концепция, историческое сознание в странах Тропической Африки, применение марксистско-ленинской философии в исследовании африканской действительности. Этот анализ позволяет сделать ряд выводов:

I. При рассмотрении понятия «историческое сознание» мы пришли к следующему выводу. Осознание исторического прошлого и будущего является проблемой исторического сознания, а историческое сознание определяется как качество общественного сознания. Оно является отражением бытия людей, творящих свою историю. По отношению ко времени сознание обладает познавательным свойством. Время позволяет членам общества организовать их деятельность, следовательно, их способ существования. Это значит, что надо исходить из материальной жизни людей, чтобы понять их отношение ко времени. Нельзя определить тип сознания времени, не определив предварительно характер общественно-экономической формации, к которому принадлежит то или иное общество.

Что касается эволюции сознания в развитии общества, то, как известно, сознание определяется как отражение объективного мира в мозгу человекаоно является функцией головного мозга как материальной системы, представляющей собой высшую форму организованной материи. В этом смысле сознание проявляется как субъективный образ объективного мира. Его основавозникновениеи развитие человеческого труда и вытекающие из него формы взаимоотношения людей. Вместе с изменением строения деятельности меняется и внутренее строение его сознания. На основе развития, обогащения реальных отношении человека с внешним миром, развития взаимного общения людей совершенствуется и духовное отношение человека к действительности, к другим людям и к самому себе, и формируется подлинно человеческое сознание.

Социальное время является формой существования общества, позволяющей исследовать процессы его развития. Общественное сознание — его духовное отражение. Это подводит к мысли о том, что существует диалектическая связь между этими двумя категориями диалектического и исторического материализма. Содержание социального времени определяется активной сферой сознательной жизни людей.

Исходя из этого, в своей структуре социальное время включает в себя: а) мифологическое, циклическое, линейное, непрерывное, прерывное времяб) время индивида, которое охватывает процесс, динамику переживания субъектом происходящих перемен и событий и которое проявляет себя как субъективное время, то есть осознание времени, время поколения, рабочее время, свободное времяв) социальное время имеет социо-исторический характер, детерминирующийся такими изменениями общественных отношений, которые имеют определенное значение для общества на определенных этапах его функционирования. и развития. Оно характеризует этапы жизни общественного организма, закономерность его перехода из одного состояния в другое. Оно составляет в своей структуре фундаментальную форму человеческой жизнедеятельности, общественно-исторической практики и является формой освоения социальной действительности.

Каждая общественно-экономическая формация с характерным для нее соответствующим способом производства имеет свое внутреннее время, выражающее общественную структуру данной формации.

Идеологические концепции социального времени представляют собой в конечном итоге отражение общественного бытия, поскольку социальное время само есть форма существования социальной материи. Идеология функционирует в общественном сознании и развивается как систематизированное сознание, теоретическое отражение общественного бытия с позиций определенного класса.

2. На основе марксистского методологического анализа понятия «историческое сознание» мы пришли к раскрытию этноцентристского характера буржуазной этнографической науки, изучающей африканскую действительность, особенно господствующего в ней понимания «времени» у негро-африканцев и их исторического сознания.

История развития этнографии как самостоятельной дисциплины, занимающейся социальными и этническими группами заморских народов, по существу, начинается только в середине XIX века, хотя первые теоретические обоснования причин, обусловливающих различия народов, в европейской традиции зафиксированы еще в Ш веке до н. э. В период становления мировой системы колониализма в буржуазной этнографической литературе ставился вопрос о том, в каком качестве открытые народы включаются в мировую систему отношений. В этот период начинается интенсивное включение колониальных территорий в экономическую сферу метрополий. А в это же время возникла соответствующая тенденция в объяснении социальных явлений заморских народов. Поэтому, что касается Тропической Африки, то можно сказать, что этнография или этнология имела своей целью оправдание господства империалистической системы колониализма. Не случайно, что в период бурного развития капитализма и параллельного завершения империалистического раздела мира, приведшего к образованию мировой колониальной системы, начинается накопление этнографических данных о Тропической Африке. Этот центральный пункт позволил нам понять, что этнография или этнология стала наукой о колонизированных народах, фальсифицировавшей их жизнь вплоть до утверждения о том, что у африканцев нет осмысления времени в истории. В связи с этим мы проанализировали эволюцию концепций о чернокожем человеке в ходе исторического развития (Камоенс, Босх, Гегель, Леви-Брюль и др.). С эпохи Возрождения чернокожий человек представлялся как существо странное, оригинальное, которое находит себе место лишь в так называемых примитивных племенах, среди чужих и странных народов.

Что касается молчания К. Маркса о Тропической Африке, то мы критиковали некоторых африканистов, утверждающих, что здесь есть аналогия между К. Марксом и Гегелем. Маркс мало писал о Тропической Африке, но верно во всяком случае: то, что он исходил не из неприязни к неграм. Он рассматривал и критиковал различные аспекты капиталистического господства над колониями — экономические, политические, идеологические, поэтому никак нельзя согласиться с точкой зрения буржуазных социологов, этнологов, африканистов, которые пытаются показать, что марксизму присущ европоцентризм и что он является одним из вариантов этноцентризма.

3. Рассмотрение исторического сознания в странах Тропической Африки привело нас к выводу, что современная Африки включает в себя различные элементы способов производства, которым соответствуют различные уровни общественного сознания. Массовое сознание в странах Тропической Африки имеет сложный и противоречивый характер. Оно испытывает воздействие разнонаправленных факторов и течений. В нем можно выделить как традиционные черты, связанные с доколониальными условиями и формами существования, так и современные, отвечающие новым укладам жизни и потребностям новых формирующихся классов и слоев населения.

Анализ социально-культурного времени в традиционном африканском обществе показывает, что понятие исторического прошлого и будущего основывается на временных парадигмах, которые подчиняются ритму способа производства и социальной организации африканского общества. Социально-культурное время у теке, баконго, мбоши (Конго), бамилеке, бауле (Камерун) и других народностей есть своеобразная, целая система. Оно вытекает из общественной жизни и совокупности общественной деятельности данных обществ, связанных с сельским хозяйством. Мнение о том, что у негров нет «понятия времени» является лжным. Наоборот, у них есть фиксация месяцев, которая соответствует временам года и определяется ритмами общественной жизни. Здесь время подчиняется экономическим и культурным параметрам, которые изменяются б зависимости от сферы общественной деятельности.

В доколониальном африканском обществе календарная хозяйственная система времени занимает значительное место и показывает, что социальное время является практически фактором развития и выступает как совокупность связанных между собой логических элементов, образующих единую цепь. Для африканца время также — сама жизнь. Как писал В. П. Яковлев, здесь также «человек — творец, человек — созидатель не ждет милости от времени, он не покорно приближается к будущему, сам приближает его к себе» .

Но в своем развитии африканские общества испытали потрясение. Задолго до этого потрясения они находились уже на стадии сложных общественных организаций. Работорговля негров, мировая система колониализма и установление концессионных компаний явилось тормозом внутренней динамики африканских культур, фактором слаборазвитости. Воздействие капитала метрополий на образ жизни колоний не ограничивалось только сохранением материальных условий производства, но и воздействовало на производство, следовательно, на социальное время этих обществ.

В процессе формирования колониального общества вступили в конфликт два типа социального времени (доколониального времени и иностранного времени капитала), ив этом — суть возникновения экстравертированного исторического сознания, повлекшего за собой определенное торможение мысли. Это начало в известном. смысле непрерывной эксплуатации.

4. Исходя из этого пункта, мы пришли к рассмотрению эпохи.

I. Яковлев В. П. Социальное время: формы выражения и свойства, с. 214. нового времени в Тропической Африке. Начиная с момента достижения политической независимости Тропическая Африка вступила в свою третью эпоху, в свой юношеский возраст, или новое время. Преемственность этого времени заключается в том, что новое время является логическим продолжением перехода от колониальной эпохи к колониальной и от колониальной эпохи к современному периоду, который позволяет Тропической Африке найти свое место в историческом контексте.

Буржуазные ученые, этнологи, антропологи рука об руку с представителями буржуазной пропаганды предлагают индивиду-углу неполноценное существование. В процессе воспроизводства этой идеологии местная бюрократическая буржуазия оказывается основным субъектом манипуляции массовым сознанием.

5. Применение марксизма-ленинизма в исследовании африканской действительности является исторической необходимостью. В настоящее время марксизм-ленинизм оказался одним из источников формирования современной африканской интеллигенции. Но в ходе развития национально-освободительного движения эта интеллигенция не всегда проявляла-последовательное отношение к марксизму-ленинизму. Разные идеологические направления, создавшиеся в ходе борьбы за независимость, по разному усвоили положения марксизма-ленинизма.

Так, у политических лидеров и других идеологов, примыкающих к революционно-демократическому направлению, марксизм-ленинизм способствовал пониманию вредности идеализации прошлого и вытекающих отсюда иллюзорных представлений об исключительности характера развития африканских стран. Под влиянием идей марксизма-ленинизма революционная демократия осознала органическую связь между капиталистической системой производства и колониализмом, общность целей борьбы народов Тропической Африки и трудящихся масс капиталистических стран, а также необходимость объединить силы всех угнетенных народов с помощью социалистических стран в борьбе против империалистической системы за построение более справедливого общества. Таким образом, распространение марксизма-ленинизма в сознании передовой интеллигенции и политических лидеров Тропической Африки способствует укреплению нового научного исторического сознания, адекватному пониманию прошлого, настоящего и будущего континента, пониманию общности исторических перспектив трудящихся масс планеты.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К., Энгельс Ф. Святое семейство. Соч., 2-е изд., т. 2, с. 3−230.
  2. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., 2-е изд., т. 3, с. 7−544.
  3. К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии.
  4. Соч., 2-е изд., т. 4,. с. 419−459.
  5. К. Нищета философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 65−185.
  6. К. К критике политической экономии. Маркс К.,
  7. Ф., Соч., т. 13, с. 1−167.
  8. К. Заработная плата, цена и прибыль. Соч.,
  9. К., Энгельс Ф., Соч., т. 16, с. 101−155.
  10. К. Капитал. Отдел первый Товар и деньги.
  11. К., Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 43−156.
  12. К. Энгельсу «Ф. 8 октября 1858 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 29, с. 292−294.
  13. К. Засулич В. И. 8 марта 1881 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 35, с. 136−137.
  14. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года.
  15. К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 41−174.
  16. К. Экономические рукописи 1857−1859 гг. Маркс К.,
  17. Ф. Соч., т. 46, с. 3−508.
  18. Ф. Марксу К., 6 июня 1853 г. Маркс К., Энгельс Ф.1. Соч., т.23, с. 205−223.
  19. Ф. Знаменитая победа. Маркс К., Энгельс Ф.1. Соч., т. 10, с. 7−230.
  20. Ф. Похороны Карла Маркса. Маркс К., Энгельс Ф.1. Соч., т. 19, с. 350−354.
  21. Ф. Анти-Дюринг. Отдел II: политическая экономия.
  22. К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с. 150−266.
  23. Ф. Происхождение семьи, частной собственности игосударства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 23−178.
  24. Ф. К истории первобытной семьи. -Маркс К., Энгельс Ф.1. Соч., т.22, с. 214−225.
  25. Ф. Предисловие к английскому изданию „Положениярабочего класса в Англии“.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 22, с. 272−285.
  26. Ф. К истории первоначального христианства.
  27. К., Энгельс Ф. Соч., т. 22, с. 467−492.
  28. Ф. Конраду Шмидту, 5 августа 1890 года. Маркс К.,
  29. Ф., Соч., т. 37, с. 369−372.
  30. Ф. Францу Мерингу, 28 сентября 1892 года. Маркс К.,
  31. Ф. Соч., т. 39, с. 82−86.
  32. В.И. Новый фабричный закон. Полн. собр. соч., т.2,с. 267−314.
  33. В.И. Международный социалистический конгресс в Штутгарте. -Полн. собр. соч., т. 16, с. 67−74.
  34. В.И. Империализм, как высшая стация капитализма.
  35. Полн. собр. соч., т. 27, с. 301−426.
  36. ЛеншВ.И. Философские тетради. Полн. собр. соч., т.29,с. 1−620.
  37. Ленин В.И. II конгресс коммунистического интернационала19 июля-7 августа 1920 года (Доклад комиссии по национальному и колониальному вопросам). -Полн. собр. соч., т. 41, с. 159−267.
  38. В.И. К вопросу о национальностях или об „автономизации“. Полн. собр. соч., т. 45, с. 356−362.ххх
  39. Материалы ХШ съезда КПСС. М., 1981, с. 223. ххх
  40. С.Ю. Африка четыре столетия работорговли.1. М., Наука, 1978, с. 284.3D. Андреев И. Л. Некапиталистический путь развития. М., 1. Политиздат, 1974, с. 192.
  41. Я.Ф. Проблема времени. Ее философское истолкование. М., Мысль, 1966, -200 с.
  42. М.Д. Концепция пространства и времени. М., 1. Наука, 1982, -204 с.
  43. М.Д. Пространство и время в физическом познании.1. М., Мысль, 1982, -251 с.
  44. М.А. Категории и методы исторической науки.1. М., Наука, 1984, -339 с.
  45. Н.Б. Социалистическая идеология. М., Наука, 1978, 295 с.
  46. И. Б., Щдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., Наука, 1973, -270 с.
  47. К.Н. Освободившиеся страны в 1970 годы. М., 1. Политиздат, 1979, 189 с.
  48. К.Н. Современные национально-освободительныереволюции. М., Политиздат, 1974, -552 с.
  49. Гегель Г. В. Ф. Философия истории.-Соч., т.8, М., 1935, 470 с.
  50. Гиренко Н. М. Динамика культурных изменений и Восточная
  51. Африка XIX—XX вв. В кн.: Африканский сборник-история и этнография. -М., Наука, 1983, — 133 с.
  52. М.Н. Французский структурализм. М., Знание, 1971, 47 с.
  53. М.Н. Наука-философия-идеология. М., МГУ, 1978, — 123 с.
  54. A.A. Два направления социально-экономическогоразвития в Африке.-М., Наука, 1980, -190 с.
  55. A.A. Африка: прогресс, трудности, перспективы.
  56. М., Международные отношения, 1981, 271 с.
  57. К. Африка: от колониализма к свободе. Баку, 1968, 318 с.
  58. . С. Идеологические процессы и массовое сознаниев развивающихся странах Азии и Африки. М., Наука, 1984, — 184 с.
  59. Косолапов В. В. Методология и логика исторического исследования. Киев, Высшая школа, 1977, — 381 с.
  60. Н.Д. Формирование идейно-политической стратегиив африканских странах социалистической ориентации. М., Наука, 1980, — 260 с.
  61. К.В. Современные особенности социально-экономической структуры развивающихся стран. М., Изд. МГУ, 1982, — 136 с.
  62. A.A. Социалистический выбор в Африке и идеологическая борьба. М., Международные отношения, 1984, — 232 с.
  63. Г. М., Коршунов A.M., Петров Ю. В. Методологическиепроблемы исторического познания. М., Высшая школа, 1981, — 296 с.
  64. А.Н. Проблемы развития психики. М., МГУ, 1972, — 575 с.
  65. Ю.А. Идеология и художественная культура. М., 1. Наука, 1982, 274 с.
  66. И.Ф. Сущность категории „свойство“. М., Мысль, 1982, 141 с.
  67. О.В. Социализм и национализм в Африке. М., 1. Наука, 1972, 407 с.
  68. А.И., Монгайт А. Л., Алексеев В. П. История первобытного общества. М., Высшая школа, 1974, — 223 с.
  69. М.Н. Французские социалисты и демократы и колониальный вопрос I830-I87I.-М., Наука, 1981, 317 с.
  70. А. И. Историческое по знание. М. .Политиздат, 1982, — 303 с.
  71. Религии мира 1982 история и современность. (Отв. ред.
  72. Субъект истории и социальное самосознание. М., Политиздат, 1983, — 263 с.
  73. Происхождение сознания. М., Госполитиздат, 1960, — 471 с.
  74. Африка: проблемы социалистической ориентации. М., Наука, 1976, — 476 с.
  75. Социалистическая ориентация в развивающихся странах.- М."Политиздат, 1977, -192 с.
  76. Социальное обновление: схемы и реальность.- М., Политиздат, 1981, 181 с.
  77. Лоанго, Каконго и Нгойо. М., Наука, 1980, — 214 с. функции государства в независимых странах Африки. М., Наука, 1972, — 324 с.
  78. Социализм и освободившиеся страны. М., Наука, 1972, — 557 с.
  79. Современные проблемы Азии и Африки: политика-экономика. М., Наука, 1978, — 295 с.
  80. Политические портреты борцов за национальную независимость. М., Политиздат, 1980, — 176 с.
  81. К. Империализм и культура. М., Мысль, 1981, — 282 с.
  82. Структура и закономерности общественного сознания. Л., Наука, 1982, — 314 с.
  83. Африка: из прошлого в будущее. М., Наука, 1984, — 183 с.
  84. Древение африканские государства"':' /: 7с.:, Наука, 19В2 , — 9 5 с.
  85. Политические системы независимых стран Тропической Африки. М., Наука, 1975, — 325 с.75• Adzabi F.76. Albertini J.77. Althusser L.
  86. Althusser L. Balibar E. Lire le Capital, I. Paris, F. Maspero, 1978.-257p. 79″ Amin S. L’agriculture et le capitalisme. Paris, Anthropos, 1975•- 377 P.
  87. Amin S. Le developpement du capitalisme en Cote d’Ivoire. Paris, d. de Minuit, 1967. 326 p.
  88. Amin S. L’accumulation a l’echelle mondiale. Dakar, IFAN, 1970.- 589 P.
  89. Amin S., Faire A. Malkin D. L’avenir industriel de l’Afrique. Paris, d. de l’Harmattan, 1980. 227 P
  90. Anta Diop Ch. Les fondements economiques et culturels d’un Etat federal d’Afrique noire. Paris, ed. Pres, africaine, 1974″
  91. Auge M., Copans J. La construction du monde. Paris, F. Maspero, 197 4141P»
  92. Bertrand H. Le Congo: formation sociale et mode de developpement economique. Parie, F. Maspero, 1975• 328 p.
  93. Biarnes P. L’Afrique aux Africains:20 ans d’independance en Afriquenoire francophone. Paris, Colin, 1980. 480 p.
  94. Bohannan P. et Curtin P. L’Afrique et les Africains. Beyrouth, Nouveauxhorizong, 1975. 458 p.
  95. Armand Colin, 1938. 420 p. 98. Diagne P. Pouvoir traditionnel en Afrique occidentale. Essai surles institutions politiques precoloniales. Paris, Pres, africaine, 1967. 294 P-99″ Dieng A.A. Hegel, Marx, Engels et les problemes de l’Afrique noire.
  96. Dakar, Sankore, 1978. 159 p.
  97. Duchet M. Anthropologie et colonialisme. Paris, 1972. 35 P*
  98. Dumont R. L’Afrique est mal partie. Paris, ed. du Seuil, 1962.-287 p.
  99. Dumont R., Mottin M.p. L’Afrique etranglee. Paris, ed. du Seuil, 1980.- 269 p.
  100. Eboue F. La politique indigene pour l’Afrique equatoriale franaise. (Archive s du Moyen-Congo).Brazzaville, 1941•
  101. Eboue F. La nouvelle politique indigene pour l’Afrique equatoriale francaise.(Archives du Moyen-Congo). Brazzaville,!948.107. Gambeg Y.N.108. Gambeg Y.N.109. Griaule M.110, 111, 1. Jalee P.
  102. Eliade M. Le mythe de l’eternel retour. Paris, Gallimard, 1969.-187p.
  103. Eliou M. La formation de la conscience natioanle en Republiquepopulaire du Congo. Paris, Anthropos, 1977″ 250 p. Les fondements du pouvoir des tege,(Memoire de maitrise d’ethno-histoire). Universite M. Ngouabi, Brazzaville, 1978. — 150 p.
  104. Afrique noire. Le declin d’une aristocratie sous le regime colonial. Paris, Colin, 1967" — 288 p. 120. Malinowski B. Une theorie scientifique de la culture. Paris, F.1. Maspero, 1968. 183 P"112. Lantier J.113″ Jean-Jean A.114.115.116.117.118. 119,
  105. Mampouya J. Le tribalisme au Congo. Paris, La Pensee universelle, 1983. 157 P.
  106. Manifeste de la N1sele,(document du M.P.R.), mouvement populaire dela revolution). Kinshasa, 1966. 32 p.
  107. Masson Oursel P. La morale et l’histoire. Paris, PUF, 1955.- 190 p.
  108. Mbiti J. African religion and philosophy. New-York, Washington, Praeger, 1970. 290 p.
  109. M’boloko Elikia. La dispersion des bantou: L’Afrique australe du
  110. XVIe au XVIIle siecles, vol.5. Paris, 1977.
  111. Meillassoux C. Anthropologie economique des Gouro de Cote d’Ivoire.
  112. Obenga T. L’Afrique centrale precoloniale. Paris, Pres, africaine, 1974″ 187 p.
  113. Obenga T. La Cuvette congolaise, les hommes et les structures.
  114. Paris, Pres, africaine, 1976. 172 p.
  115. Obenga T. Pour une nouvelle histoire. Paris, Pres, africaine, 1980.- 170 p.139″ Programme du Parti congolais du Travail. Brazzaville, ed. du Comite1. Central (PCT), 1972. 28 p.
  116. Rezsohary R. Action et changement. Methode d’analyse des dynamiquessociales et historiques. Louvain, 1973• 69 p.
  117. Sassou Nguesso D. Poursuivons le combat de Marien Ngouabi. Brazzaville, 1979. 131 P.
  118. Sekou Toure A* L’Afrique et la revolution. 8uisse, 1972.143• Sekou Toure A. Strategie et tactique de la revolution, t.XXI.
  119. Conakry, 1976. 397 p. 144. Sekou Traore. L’Afrique socialiste. Paris, Anthropos, 1979• - 135 P• 145″ Seminaire interdisciplinaire sur la recherche scientifique. Document II.1. Brazzaville, 1979″
  120. Senghor L.S. Nation et voie africaine du socialisme. Paris, Pres. africaine, 1961. 138 p. 147* Senghor L.S. Pour une relecture africaine de Marx et d’Engels.(Le
  121. Paris, ed. sociales, 1972. 394 p. 150. Suret-Canale J. L’Afrique noire, geographie, civilisations, histoire.
  122. Wagret J.M. Histoire et sociologie politique de la Republique du.
  123. Congo.(These de doctorat de 3e cycle en sciences politiques). Paris, 1963. 235 p.
  124. Zagladine V. Le mouvement revolutionnaire contemporain et le nationalisme. Moscou, ed. du Progres, 1975″
  125. Ziegler J. Le pouvoir africain. Paris, ed. du Seuil, 1971*- 232 p.1. Статьи
  126. Философский смысл проблемы интеллекта. -Вопросы философии, 1973, № 6,
  127. М.Н. Революционный переворот в философии. Вестник МГУ. Философия, 1983, & 2, с. 9−16.
  128. Историческое сознание как проблема историографии. Вопросы истории, 1982, В 12, с. 49−66.
  129. Структурализм- основные проблемы и уровни их решения. Философские науки, 1974, с. 53−64.
  130. Африка сегодня. Коммунист. — 1982, № 13, с. 81−90.158. Анохин П. К.159. Балычева Г. Д., 160. Барг М.А.161. Грецкий М.Н.162. Громыко A.A.164.165.166.167.168.169.170.171.172.173.
  131. А., Старушенко Г. Актуальные вопросы развития
  132. Африки. Коммунист, 1980,? I, с.118−120.1. Иорданский В. Дуров В.
  133. Африка сегодня. Коммунист, 1981, № 16, с. I2I-I23.
  134. М. С. Лопатов В. Мосейко А. Н. Невский З.А. Рядов Ф. К. Розенталь Э. Сассу-Нгессо Д.1. Auge И.174* Bongou С. 175. Boutillier J.L.176. Chesneaux J.177. DioufM.L.
  135. Социально-философские проблемы развивающихся стран. Коммунист, 1983, J& 15, с. 123−126.
  136. Время как философская проблема. Вопросы философии, 1982, .№ 10, с. II7-I24.
  137. День сегодняшний день завтрашний. -Азия и Африка сегодня, 1982, № 5, с.2−5.
  138. Тенденция в философской мысли Африки. -Азия и Африка сегодня, 1981, № 6, с. 2−4.
  139. Орудие неоколониализма в Африке. Азия и Африка сегодня, 1982, № 9, с. 12−15.
  140. Маркс и колониальный вопрос. Азия и Африка сегодня, 1983, № 5, с. 2−5.
  141. На берегах Конго. Новый мир, 1982, J6 9, с. 211−226.
  142. Десять лет Конголезской партии труда. -Коммунист, 1980, № 3, с. 83−94.
  143. Temps et astronomie chez les Mbochis de l’Alima.-cah. congolais d’anthropologie et d’histoire, t.7, Paris, 1982, pp.7−23*
  144. Hegel et 1'Afrique.-Ethiopiques, N°3,Dakar, 1975, pp. 71- 80.1. Диссертации
  145. Север Сианар Марксистско-ленинская философия в странах Тропической Африки. Распространение и применение. Диссертация канд. филос. наук. — М., 1980, — 170 с.
  146. В. П. Социальное время: формы выражения и свойства. Диссертация докт. филос. наук, -Ростов-на-Дону, 1981, 217 с. 1. Авторефераты
  147. Я. Проблема времени и ее философское истолкование. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. филос. наук. Свердловск, 1966, — 32 с. 188. Елизарьев Э.А.189. Мампуйя Ж.190. Песоцкий Е.И.191. Север Сианар
  148. Время общества (философский и социально-экономический аспект). Автореферат дисс. уч. степ. докт. филос. наук. М., 1970, — 40 с.
  149. Трибализм как социальное явление и пути его преодоления в процессе национального строительства в странах Тропической Африки на примере Народной Республики Конго. Автореферат дисс. канд. филос. наук. -М., 1981, 28 с.
  150. Структура и свойства социального времени. Автореферат дисс. канд. филос. наук. -Томск, 1981, 17 с.
  151. Марксистско-ленинская философия в странах Тропической Африки. Распространение и применение. Автореферат дисс. канд. филос. наук. — М., 1980, — 21 с.
Заполнить форму текущей работой