Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование исследовательских компетенций учащихся в процессе обучения решению планиметрических задач в условиях личностно-ориентированного подхода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования осуществлялась в форме выступлений и публикаций на: I, II, V Международных конференциях молодых: ученых и студентов «Актуальные проблемы современной науки» (Самара, 2001, 2004, 2005), VII Межвузовской научно-практической конференции по проблемам педагогической инноватики «Проблемы естественнонаучного и математического образования» (Тобольск, 2002), Всероссийской… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
    • 1. 1. Сущность и компоненты исследовательских компетенций учащихся основной школы
    • 1. 2. Роль исследовательских планиметрических задач в формировании исследовательских компетенций учащихся

    1.3. Структурно-функциональная модель формирования исследовательских компетенций учащихся в процессе обучения решению планиметрических задач в условиях лич-ностно-ориентированного подхода и основные этапы ее реализации.

    Выводы по главе 1.

    ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА.

    2.1. Комплекс исследовательских задач по планиметрии, направленный на формирование исследовательских компетенций учащихся.

    2.2. Эвристические приемы и особенности их применения при решении исследовательских задач по планиметрии, направленных на формирование исследовательских компетенций. по

    2.3. Обучающая деятельность учителя и учебно-познавательная деятельность учащихся при решении исследовательских задач по планиметрии, направленных на формирование исследовательских компетенций.

    2.4. Организация и результаты педагогического эксперимента.

    Выводы по главе II.

Формирование исследовательских компетенций учащихся в процессе обучения решению планиметрических задач в условиях личностно-ориентированного подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современные тенденции развития общества существенно повысили требования к уровню ожидаемых результатов образования. В настоящее время все больше требуются специалисты, отличающиеся мобильностью, самостоятельностью, изобретательностью, умеющие творчески подходить к решению проблем, принимать рациональное решение в ситуации выбора, способные к сотрудничеству.

В концепции модернизации содержания общего образования [125] указывается, что основными результатами обучения и воспитания должен стать набор ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, творческой, исследовательской и других сферах деятельности, условием достижения которых является усиление личностной направленности обучения.

Актуальной сегодня становится проблема формирования у подрастающего поколения ключевых компетенций. Компетенциям отводится одна из ведущих ролей в успехе деятельности человека, чем и объясняется необычайно возросший в последнее десятилетие интерес к этой проблеме (Л.М. Долгова [61], Д. А. Иванов [72], В. Н. Кальней [79], М. Кяэрст [101], К. Г. Митрофанов [72], О. В. Соколова [72], А. В. Хуторской [220], С.Е. Ши-шов [79] и др.). Авторами проведены исследования коммуникативной, социальной и др. компетенций, компетенциям же в области исследовательской деятельности уделено недостаточно внимания.

Целесообразность привлечения учащихся к исследовательской деятельности по математике обоснована в диссертационных работах Е. В. Барановой [14], Е. В. Ларькиной [103], Л. В. Лихачевой [108], Н. А. Меньшиковой [116], И. Б. Ольбинского [139], М. В. Тарановой [202], Н. В. Толпекиной [206], М. Ю. Целебровской [224] и др.

На исследовательскую деятельность, как на эффективное средство активизации учебного познания при обучении математике, указывают В. И. Андреев [8], Г. Д. Балк [13], Л. В. Виноградова [34], В. А. Далингер [52, 56], Д. Пойа [152], Г. И. Саранцев [168], А. А. Столяр [199] и др.

Вопросам формирования исследовательских умений учащихся в процессе обучения посвящены работы В. А. Гусева [51], Н. М. Мочаловой [129], JI.A. Михеевой [122], О. В. Охтеменко [144], Е. В. Поздняковой [151], А. Ю. Фадеева [210], С. Н. Чернышевой [231] и др. Анализ литературы показал, что работ по изучению исследовательских умений, как компонента исследовательских компетенций, практически нет.

Результаты опросов учащихся и учителей, анализ процесса обучения геометрии свидетельствуют, что исследовательский метод педагогами в обучении используется недостаточно, а потому способностью самостоятельно «открывать» новые знания обладают немногие школьники. Следует обеспечивать такое обучение, при котором учащиеся на занятиях были бы не объектами, воспринимающими готовые знания, а исследователями, то есть субъектами, самостоятельно ставящие вопросы и разрешающие возникающие противоречия.

Целесообразность формирования исследовательских компетенций у учащихся обуславливается следующими положениями:

• формирование исследовательских компетенций у учащихся является своеобразной пропедевтикой научно-исследовательской деятельности;

• возрастные особенности подростков (стремление к самоопределению, самоусовершенствованию, оцениванию своих личностных качествволевые черты характера: упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствие и трудностинарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, функционирующему с помощью гипотез и дедукции и др.) способствуют наиболее эффективному формированию данных компетенций;

• процесс обучения планиметрии способен активно воздействовать на личность каждого отдельного учащегося. Изучая геометрию, учащиеся овладевают умениями анализировать, обобщать, находить пути решения поставленной задачи. Решение задач играет огромную роль не только в математическом образовании, но и в общем личностном развитии учащихся. В процессе решения задач укрепляются и развиваются волевые черты характера учащихся, формируется разумный и устойчивый стиль деятельности, воспитывается ответственность за начатое дело и потребность в его доведении до конца и многое другое.

Анализ школьной практики показывает, что у учащихся не сформировано на требуемом уровне умение решать задачи, не сформирован правильный, разумный подход к поиску способа решения. Это является результатом того, что учащиеся решают однотипные задачи, следуя образцу, показанному учителем, при этом учащиеся не осознают свою деятельность.

Беседа с учителями математики показала, что на уроках планиметрии исследовательские задачи не используются по причине отсутствия их в учебниках. С точки зрения В. В. Серикова «ученик решает в подлинном смысле слова лишь ту задачу, в которой находит какой-либо личностный смысл» [174, с.23], особенно ярко отмеченная закономерность проявляется тогда, когда ученики сами составляют задачу. В связи с вышесказанным и в связи с тем, что развитие личностных качеств учащихся, исследовательских компетенций эффективнее происходит при решении исследовательских задач разных типов, требуется разработка как самих задач, так приемов их решения.

Среди факторов развития учащихся обучение — один из самых значимых и определяющих, поскольку оно является единственным способом получения систематического образования. Именно в обучении происходит зарождение и развитие основных психических и личностных новообразований, приобретение опыта осуществления учебной, познавательной, исследовательской деятельности, совместных действий, общения, достижения успехов и преодоления неудач.

Однако общее, одинаковое для всех детей обучение, обеспечивая актуализацию задатков и способностей учащихся, еще не гарантирует достаточно интенсивного их развития. Это объясняется, в первую очередь, большой неоднородностью учащихся, различием их задатков и способностей.

Анализ педагогической практики позволяет обнаружить, что в школе все еще преобладает традиционное обучение, в котором лишь сформированные знания считаются абсолютной ценностью, а не развитость личностно значимых качеств учащихся. Необходима система специальных мер, обеспечивающих такое обучение, которое строится с учетом индивидуальных особенностей учащихся и позволяет создать оптимальные условия для раскрытия способностей каждого ученика. В связи с этим педагогикой обоснован и предложен личностно-ориентированный подход к обучению (Е.В. Бондарев-ская [24], В. В. Сериков [174], JI.M. Фридман [214, 215], А. В. Хуторской [222], И. С. Якиманская [241, 242] и др.).

В настоящее время имеют место противоречия между:

• необходимостью изучения проблемы формирования исследовательских компетенций учащихся как ключевых и недостаточным вниманием исследователей к указанной проблеме;

• потребностью школьной практики в обоснованной методике формирования исследовательских компетенций учащихся в процессе обучения геометрии и отсутствием такой методики.

Проблема исследования: как организовать процесс обучения учащихся решению планиметрических задач, чтобы обеспечить формирование исследовательских компетенций?

Объект исследования: процесс обучения учащихся основной школы планиметрии.

Предмет исследования: исследовательские компетенции ученика и процесс их формирования при обучении учащихся решению планиметрических задач в условиях личностно-ориентированного подхода.

Цель исследования состоит в научном обосновании подхода к обучению учащихся решению планиметрических задач, который бы обеспечивал формирование исследовательских компетенций в рамках личностно-ориентированной концепции образования.

Гипотеза исследования: процесс обучения учащихся решению планиметрических задач будет способствовать формированию исследовательских компетенций, если:

• учебную деятельность учащихся организовать на основе сотрудничества, рефлексии, осуществляемых посредством сочетания различных форм и методов обучения;

• создать для каждого ученика необходимые условия для организации учебно-исследовательской деятельности с учетом его индивидуальных особенностей и осуществления дифференцированной помощи при решении планиметрических задач.

Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены следующие задачи исследования:

1. Выявить сущность исследовательских компетенций учащихся основной школы и определить их компоненты.

2. Определить роль и место исследовательских задач в формировании исследовательских компетенций учащихся.

3. Разработать структурно-функциональную модель процесса формирования исследовательских компетенций учащихся в процессе обучения решению планиметрических задач и определить направления ее реализации в условиях личностно-ориентированного подхода.

4. Составить комплекс исследовательских задач по планиметрии, направленных на формирование когнитивного и деятельностного компонентов исследовательских компетенций, разработать методику обучения учащихся их решению и экспериментально проверить ее эффективность.

Методологические основы исследования:

• концепция личностно-ориентированного подхода к обучению (Е.В. Бондаревская [24], В. В. Сериков [174, 175], JI.M. Фридман [214, 215], А. В. Хуторской [222], И. С. Якиманская [241, 242] и др.);

• теория компетентностного подхода в образовании (JI.M. Долгова [61], Д. А. Иванов [72], В. Н. Кальней [79], М. Кяэрст [101], К. Г. Митрофанов [72], Дж. Равен [157, 158], О. В. Соколова [72], А. В. Хуторской [220, 221], С. Е. Шишов [79] и др.).

Теоретические основы исследования:

• учение о человеке как активном субъекте познания (Л.И. Анцыферова [10], А. В. Петровский [146], С. Л. Рубинштейн [164] и др.);

• концепции организации обучения школьников исследовательской деятельности (В.А. Леонтонович [105], А. С. Обухов [135] и др.);

• теория обучения учащихся решению задач (В.А.Гусев [51], В. А. Далингер [65], Ю. М. Колягин [86, 87, 88], Д. Пойа [153] и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

• анализ философской, психолого-педагогической, методической, учебной литературы, диссертационных работ по теме исследования, программ по математике для средней общеобразовательной школы, учебников и учебных пособий по геометрии для основной школы;

• анкетирование учителей и учащихся основной школы и беседы с ними;

• наблюдение за ходом учебного процесса;

• педагогический эксперимент и статистическая обработка его результатов.

Научная новизна исследования заключается в том, что обоснован и реализован деятельностный подход к обучению учащихся решению исследовательских планиметрических задач, обеспечивающий формирование моти-вационного, когнитивного, деятельностного и личностного компонентов исследовательских компетенций с учетом основных направлений реализации личностно-ориентированного обучения.

Теоретическая значимость исследования:

• теория и методика обучения математике обогащена знаниями об особенностях использования различных типов исследовательских планиметрических задач для формирования исследовательских компетенций учащихся;

• выделены компетенции учащихся основной школы, необходимые для успешного осуществления исследовательской деятельности;

• разработана структурно-функциональная модель формирования исследовательских компетенций у учащихся в процессе обучения решению планиметрических задач в условиях личностно-ориентированного подхода и определены этапы ее реализации;

• описаны обучающая деятельность учителя и учебно-познавательная деятельность учащихся на каждом из этапов процесса формирования исследовательских компетенций в условиях личностно-ориентированного подхода, которые могут быть трансформированы и в другие частные методики.

Практическая значимость исследования:

• составлен комплекс исследовательских задач по планиметрии, обеспечивающий формирование исследовательских компетенций у учащихся, и разработаны эвристические приемы решения таких задач;

• разработана и апробирована методика формирования исследовательских компетенций учащихся в процессе обучения решению планиметрических задач в условиях личностно-ориентированного подхода.

Представленные в диссертации материалы могут быть использованы в практике работы различных учебных заведений, на курсах повышения квалификации учителей, при составлении учебных и методических пособий по геометрии.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обусловлены исходными методологическими и теоретическими положениями, соответствием методов, адекватных задачам исследования, проведенным педагогическим экспериментом и статистической обработкой его результатов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Исследовательские компетенции учащихся, включающие мотиваци-онный, когнитивный, деятельностный, личностный компоненты, формируемые в процессе решения планиметрических задач, становятся ключевыми компетенциями, позволяющимися обучающимся решать в дальнейшем как учебно-познавательные задачи, так и проблемы, не связанные непосредственно с процессом обучения.

2. Комплекс исследовательских планиметрических задач способствует эффективному формированию исследовательских компетенций в том случае, когда в основу его разработки взяты такие типы задач: на определение закономерностейна нахождение дополнительных элементов, необходимых для ее решенияна нахождение недостающих и избыточных данныхна нахождение различных способов и методов решенияна обобщение и конкретизациюна оценку процесса и результата решенияна планирование и выработку целей деятельностизадания на самостоятельное составление задач.

3. Результативность формирования исследовательских компетенций учащихся обеспечивается при такой организации их учебной деятельности, которая строится на основе сотрудничества, рефлексии, осуществляемых посредством сочетания различных форм и методов обучения за счет оказания дифференцированной помощи при решении исследовательских планиметрических задач.

Апробация результатов исследования осуществлялась в форме выступлений и публикаций на: I, II, V Международных конференциях молодых: ученых и студентов «Актуальные проблемы современной науки» (Самара, 2001, 2004, 2005), VII Межвузовской научно-практической конференции по проблемам педагогической инноватики «Проблемы естественнонаучного и математического образования» (Тобольск, 2002), Всероссийской конференции «Учитель в современных моделях обучения» (Томск, 2002), конференции «Модернизация педагогического образования в Сибири: проблемы и перспективы» (Омск, 2002) — II и III Межвузовских научно-практических конференциях студентов и аспирантов «Молодежь. Наука. Творчество» (Омск, 2004, 2005), Научно-практической конференции «Повышение квалификации педагогических кадров по программе Intel „Обучение для будущего“: Опыт и перспективы развития регионального Центра компьютерных технологий обучения на базе ОмГПУ» (Омск, 2002) — Общероссийской научно-практической конференции с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» (Москва, 2005) — II Национальной научно-практической конференции «Психология образования: региональный опыт» (Москва, 2005) — Межрегиональной научно-практической конференции «Ценностно-смысловые ориентации современного образования» (Омск, 2005) — IV Всесибирском конгрессе женщин-математиков (Красноярск, 2006) — XIII Межрегиональной научно-практической конференции преподавателей школ, инновационных учебных заведений и вузов «Актуальные проблемы преподавания геометрии в школе и в вузе» (Иркутск, 2006).

По теме исследования имеется 15 публикаций.

Организация экспериментальной работы.

Экспериментальная база исследования: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 144», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 162» города Омска.

На первом, констатирующем этапе (2002 — 2003 гг.) эксперимента, осуществлялось выявление общеметодологических и теоретических основ проблемы исследования, изучался опыт работы учителей средних общеобразовательных школ по обучению учащихся 7−9 классов планиметрии, была уточнена проблема исследования и выявлены возможности использования исследовательских задач по планиметрии для формирования исследовательских компетенций учащихся.

На втором этапе (2003 — 2004 гг.), в условиях поискового эксперимента, проводилось наблюдение за процессом обучения планиметрии, организовывались беседы с учителями и учащимися, их анкетирование, уточнялись объект, предмет, цель, задачи исследования, формулировалась научная гипотезаразрабатывался комплекс исследовательских задач по планиметрии и основные положения экспериментальной методики.

На третьем этапе (2004 — 2006 гг.) проводился обучающий эксперимент, изучались и обрабатывались его результаты, формулировались выводы исследования. На этом этапе проводились контрольно-оценочные срезы, результаты которых обосновали достоверность результатов и выводов проведенного диссертационного исследования.

Структура диссертационной работы определена логикой научного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

Выводы по главе II.

1. Составлен комплекс исследовательских задач по планиметрии, включающий различные типы задач, используемые для формирования исследовательских компетенций.

Исследовательские планиметрические задачи комплекса направлены на:

• выявление существенных свойств понятий и отношений между ними;

• установление связи данного понятия с другими;

• ознакомление с фактами, отраженными в формулировках теорем и их доказательствах;

• обобщение теоремы;

• составление обратных теорем и проверка их истинности;

• выделение частных случаев известных фактов в математике;

• классификацию математических объектов и отношений между ними;

• решение задач различными способами;

• построение контрпримеров;

• составление новых задач.

Выделены основные требования разработки исследовательских планиметрических задач:

• постановка вопроса в задаче должна быть такой, чтобы ответ на него предполагал проведение исследования;

• условие задачи должно предполагать рассмотрение различных геометрических конфигураций, использование различных методов и способов решения;

• в условии задачи должны отсутствовать прямые указания на использование известных теорем и формул;

• задачи должны обеспечивать формирование мотивационных, когнитивных, деятельностных и личностных исследовательских компетенций учащихся;

• задачи должны обеспечивать организацию полноценной учебно-исследовательской деятельности учащихся по планиметрии с учетом их типа восприятия учебной информации.

2. Разработаны эвристические приемы решения исследовательских задач по планиметрии, направленные на:

• выделение данных и искомых объектов;

• выделение связей между данными;

• построение модели изображения;

• составление задачи по готовому чертежу;

• построение математической модели прикладной задачи;

• выведение следствий из условия задачи (синтез);

• выведение следствий из требования задачи (анализ);

• устранение избыточных данных и введение недостающих данных;

• реконструкцию чертежа и выполнение дополнительных построений;

• использование сходной задачи;

• оформление записи решения задачи;

• составление обратных задач;

• конкретизацию и обобщение задачи;

• нахождение дополнительных элементов в задаче.

3. Описаны средства оказания дифференцированной помощи учащимся при решении исследовательских задач, а также охарактеризованы особенности сочетания различных форм работы по их решению.

4. Описаны организация и результаты педагогического эксперимента. Для проверки эффективности разработанной методики формирования исследовательских компетенций использовался критерий знаков, на основе которого был сделан вывод о том, что уровень сформированности исследовательских компетенций учащихся повысился в результате применения разработанной нами методики.

Заключение

.

В процессе диссертационного исследования решены частные задачи, подтверждена гипотеза и получены следующие результаты и выводы:

1. Выявлена сущность исследовательских компетенций учащихся основной школы, которая состоит в умениях учащихся видеть и вычленять проблемы, строить предположения об их разрешении, уметь получать, отбирать необходимую информацию, использовать ее для достижения целей и собственного развитиявыделять основной смысл текста, события, явления, соотносить со своим опытом и ценностями, придавая тем самым личностный смыслуметь строить предположения о возможных причинах и последствиях явлений материального и идеального мира, выдвигать и обосновывать гипотезыосуществлять индивидуальную и коллективную деятельностьставить цели, анализировать ситуации, планировать, получать и практически реали-зовывать готовый продукт, осуществлять рефлексию своей деятельности, поведения и ценностей.

2. Определены мотивационный, когнитивный, деятельностный, личностный компоненты исследовательских компетенций, проведена характеристика уровней их сформированности.

3. Охарактеризовано содержание исследовательских задач, показаны их роль и место в формировании исследовательских компетенций учащихся.

4. Разработана структурно-функциональная модель процесса формирования исследовательских компетенций учащихся в процессе обучения решению планиметрических задач, определены направления ее реализации в условиях личностно-ориентированного подхода: сочетание различных форм и методов обучения, осуществление дифференцированной помощи при решении исследовательских планиметрических задач.

5. Составлен комплекс исследовательских задач по планиметрии, разработаны приемы по их решению, направленные на формирование исследовательских компетенций.

6. Проведен педагогический эксперимент, подтвердивший эффективность разработанной методики, направленной на формирование исследовательских компетенций в процессе обучения решению планиметрических задач в условиях личностно-ориентированного подхода.

Направлениями дальнейших исследований по рассматриваемой в диссертации проблеме могут быть: выявление специфики соотношения ключевых, базовых и специальных компетентностей в контексте исследовательских компетенцийизучение специфики формирования исследовательских компетенций посредством информационных технологийизучение возможности трансформации разработанной методики формирования исследовательских компетенций при обучении решению планиметрических задач на процесс обучения учащихся решению стереометрических задачизучение специфики формирования исследовательских компетенций в условиях реализации идей параллельного изучения планиметрии и стереометрии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. Задачи по геометрии. 7−9 классы: Дид. матер М.: Изд-во Школьная Пресса, 2003- 128 с.
  2. .Б. Теория обучения: Схемы и тесты. М.: Изд-во BJIA-ДОС-ПРЕСС, 2002. — 176 с.
  3. Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: Монография. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1996. — 216 с.
  4. С.В. Дифференциация в обучении предметам естественнонаучного цикла: Методические рекомендации. JL: Изд-во ОТД, 1991.-100 с.
  5. .Г. Человек как предмет познания. JI.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 339 с.
  6. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Казанского университета, 1988. — 240 с.
  7. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследователькой деятельности: Метод, пособие. -М.: Высш. школа, 1981.-240 с.
  8. Л.И., Ярошевский М. Г. Развитие и современное состояние зарубежной психологии / Под ред. А. А. Смирнова. М.: Педагогика, 1974.-303 с.
  9. АринбековТ.И. Исследовательская деятельность студентов педвузов в процессе решения планиметрических задач на построение как средство формирования творческого мышления: Автореф. дис. .канд. пед. наук. 13.00.02. Омск, 2003. — 22 с.
  10. В.Ф. Проблемы интуиции в философии и математике. — М.: Просвещение, 1965. 67 с.
  11. Г. А. О психологическом содержании понятия «задача» // Вопросы психологии. 1970. — № 6. — С.75 — 85.
  12. Е.В. Методические основы использования учебных исследований при обучении геометрии в основной школе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. 13.00.02.-Саранск, 1999.- 18 с.
  13. Е.В., Зайкин М. И. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью // Математика в школе. 2004. — № 2. — С.7−10.
  14. В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности: дидактическая концепция. Челябинск: Изд-во Факел, 1995 — 41с.
  15. Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. Ч. 1. М.: Институт практической психологии. — 1996. — 192 с.
  16. Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды / Ред. сост. Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская. — М.: Моск. псих.-соц. ин-т Флинта, 1999. — 311 с.
  17. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  18. Л.И., Скарбич С. Н. Задачи в личностно-ориентированном обучении планиметрии // Актуальные проблемы современной науки: Тезисы докладов II Международной конференции молодых ученых и студентов. Ч. 8. Самара: Изд-во СамГТУ, 2001. — С. 22.
  19. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  20. Большая Советская энциклопедия. Т.9. М.: Советская энциклопедия, 1972. — 624 с.
  21. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования Ростов-на-Дону: Изд-во РПУ, 2000 — 352 с.
  22. В.М. Методика преподавания математики в средней школе. М.: Учпедгиз, 1954. — 504 с.
  23. Э.К. Деятельностно-смысловой подход в контексте развивающего обучения старшеклассников началам математического анализа: Монография Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004.- 290 с.
  24. Д. Процесс обучения. М.: Изд-во АНН РСФСР, 1962 — 84с.
  25. Д. Психология познания: за пределами непосредственной информации. М.: Просвещение, 1977. — 412 с.
  26. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. -М.: Знание, 1983.-96 с.
  27. В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. -М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 144 с.
  28. А.Б. Обучение решению задач по математике: Учеб. пособие для пед. ин-тов. Мн.: Высш. школа, 1988. — 256 с.
  29. С.И. Современные требования к уроку. М.: Просвещение, 1985.- 128 с.
  30. A.JI. Геометрия: Учебн. пособие для 9 кл. общеобразоват. Учреждений /А.Л.Вернер, В. И. Рыжик, Т. Г. Ходот.- М.: Просвещение, 2001.- 207 с.
  31. JI.B. Методика преподавания математики в средней школе: учеб. пособие. Ростов на Дону: Изд-во Феникс, 2005. — 252 с.
  32. JI.B. Развитие мышления учащихся при обучении математике. -Петрозаводск: Изд-во «Карелия», 1989. 176 с.
  33. И.В. Формирование исследовательских умений студентов педвузов при изучении курса «теория и методика обучения математике»: Автореф. дис. .канд. пед. наук. 13.00.02. Саранск, 2005.-18 с.
  34. Г. М. Прикладные задачи в мотивации обучения // Математика в школе. 1990. — № 2. — С. 9 — 11.
  35. А.И. К методике обучения решению задач // Математика в школе. 1973. — № 5. — С.42 — 44.
  36. JI.C. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте//Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. В.В.Мироненко- под. ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1987. — С. 377 — 383.
  37. JI.C. Педагогическая психология / Под. ред.
  38. B.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  39. ПЛ. Организация умственной деятельности и эффективности учения // Возрастная педагогическая психология. Пермь, 1971. — С.32−59.
  40. Х.Ж. Пути реализации развивающего обучения математике: Учеб. пособие-Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 1997.-102 с.
  41. С.В. Подготовка будущих учителей математики к формированию исследовательской деятельности школьников (на примере курса алгебры): Автореф. дис. .канд. пед. наук. 13.00.02.-Новосибирск, 2005 18 с.
  42. Геометрия: Учеб. для 7−9 кл. сред. шк. / JI.C. Атаносян, В. Ф. Бутузов и др. М.: Просвещение, 2000. — 335 с.
  43. А.Я. Избранные педагогические труды / Под ред. Б. Е. Райкова. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. — 208 с.
  44. О.П. Проблемные задания как средство организации развивающего обучения математике в 5 6 кл.: Автореф. дис. .канд. пед. наук. 13.00.02. — Москва, 2002 — 18 с.
  45. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Просвещение, 1977. — 136 с.
  46. С.Г. Развитие у учащихся интереса к поиску и исследованию математических закономерностей // Математика в школе. 1972. — № 3.1. C. 19−23
  47. ГузикНЛ. Дифференцированный подход в обучении при комбинированной системе уроков // Химия в школе. -1982. № 6. — С.36−38.
  48. JI.JI. Психологический анализ решения задач. Воронеж: Воронеж, ун-т, 1976. — 328 с.
  49. В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. М.: ООО Изд-во «Вербум-М», Изд-й центр «Академия», 2003.- 432 с.
  50. В.А. Поисково-исследовательская деятельность учащихся по математике: Учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. — 456 с.
  51. В.А. Компьютерные технологии в обучении геометрии // Информатика и образование. 2002. — № 8. — С.71−78.
  52. В.А. Чертеж учит думать // Математика в школе. 1990. -№ 4.-С. 32−36.
  53. В.А., Павлова Е. Ф. Технология развивающего обучения математике учащихся начальных классов: Книга для учителя Омск: Изд-во Омского педуниверситета, 1998 — 108 с.
  54. В.А., Толпекина Н. В. Организация и содержание поисково-исследовательской деятельности учащихся по математике: Учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004.- 263 с.
  55. М.А., Есипов Б. П. Дидактика.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1967.- 516 с.
  56. Е.Ф. Как помочь учащимся находить путь к решению геометрических задач.- М.: Учпедгиз, 1961. 144 с.
  57. Г. В. Учебно-исследовательская деятельность студентов как фактор профессионализации подготовки будущего учителя математики в педагогическом вузе: Дис. .канд. пед. наук. 13.00.02. Рязань, 1999.-232 с.
  58. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956.-384 с.
  59. JI.M. Современные подходы к компетентносто-ориентированному образованию / Материалы семинара- под ред. А. В. Великановой. Самара: Изд-во Профи, 2001. — 61 с.
  60. Г. М. Компетентностный подход к формированию логической культуры учащихся в процессе обучения информатике: Автореф. дис. .канд. пед. наук. 13.00.02. Омск, 2005. — 22 с.
  61. О.Ю. Геометрия: 7 класс: Подсказки на каждый день. — М.: Гуманит. изд. цент ВЛАДОС, 2001.- 176 с.
  62. О.Б., Крупич В. И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1990.- 128 с.
  63. Задачи в обучении математике: Метод, рекоменд. для студентов физ.-мат. фак-тов пед. ин-тов и учит, математики сред, школ / Сост. В.А. Да-лингер. Омск: Омский пединститут, 1990. — 43 с.
  64. М.И. Провоцирующие задачи // Математика в школе. — 1997.-№ 6.- С. 32−36.
  65. Е.И. Становление социальной компетентности школьников в условиях региональной образовательной среды: Дис.. канд. пед. наук. 13.00.01.- Омск, 2005.-217с.
  66. Зверева Н. М Практическая дидактика для учителя: Учеб. пособие. М.: Педагог, общество России, 2001. — 256 с.
  67. Н.А. Заключительный этап решения геометрических задач в основной школе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. 13.00.02. Киров, 2004.-18 с.
  68. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М.: Логос, 2003.-384 с.
  69. С.И. Дифференциация самостоятельных работ учащихся (на материале преподавания истории и географии в 8−10 классах средней школы): Автореф. дис. .канд. пед. наук. 13.00.02. -М., 1976.-19 с.
  70. Д.А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: Учебно-метод. пособие.- Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003- 101 с.
  71. Д.Ф. Исследование задачи по геометрии // Математика.2000. № 43.-С.21−22.
  72. Д.Ф. Поиски, решение, исследование и обобщение задач по геометрии // Математика в школе. 1998. — № 2. — С.84−87.
  73. К.Е. Психология эмоций. СПб: Питер, 1999. — 464 с.
  74. И.И. Система эвристических приемов решения задач: Учеб. пособие для студентов М.: Учебно-метод. коллектор «Психология», 2001.-154 с.
  75. В.Н., Шишов С. Е. Мониторинг качества образования в школе. -М.: Педагогическое общество России, 1999. 354 с.
  76. А. Избранные произведения / Пер. с фр. С. И. Великовского. М.: Панорама, 1993. — 446 с.
  77. Е.С. Развитие темы задачи // Математика в школе. 1991. -№ 3. — С.8−12.
  78. Каптерев / Антология гуманной педагогики: Сост. П. А. Лебедев. -М.: Изд. д. Амонашвили, 2001. 223 с.
  79. Л.З. Задачи на исследование в школьном курсе геометрии: Автореф. дис. канд. пед. наук. 13.00.02-Киев, 1968 15 с.
  80. Н.М. Развивающие задачи по геометрии. 7 класс. М.: Школьная Пресса, 2004. — 80 с.
  81. Н.М. Развивающие задачи по геометрии. 8 класс. М.: Школьная Пресса, 2004. — 80 с.
  82. Д.В. Воспитывать исследовательские навыки // Математика в школе. 1972. — № 3. — С.26−27.
  83. Ю.М. Задачи в обучении математике: 4.1: Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. М.: Просвеще-ние, 1977.- 110 с.
  84. Ю.М. Задачи в обучении математике: Ч. П: Обучение математике через задачи и обучение решению задач. -М.: Просвещение, 1977. -144 с.
  85. Ю.М. Функции задач в обучении математике // Вопросы обучения и воспитания.-Ч. 2-Томск: Изд-во АПО, 1975 -С.162−170.
  86. Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. 1 / Под ред. А. И. Пискунова и др.- Сост. Э. Д. Днепров и др. М.: Педагогика, 1982. — 656 с.
  87. Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. T.2 / Под ред. А. И. Пискунова и др.- Сост. Э. Д. Днепров и др. М.: Педагогика, 1982. — 576 с.
  88. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В. А. Козырева и проф. Н. Ф. Радионовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.- 392 с.
  89. В.А. Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики в основной школе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. 13.00.02. Новосибирск, 2004.-18 с.
  90. А.С. Развитие математической деятельности учащихся и роль задач в этом развитии // Математика в школе. 1966. — № 6. — С. 19−30.
  91. А.В. Исследования математических зависимостей с использованием компьютера при изучении алгебры в старших классах: Автореф. дис. .канд. пед. наук. 13.00.02. Орел, 2005.-18 с.
  92. А.Г. Личностно-ориентированный подход к современному уроку: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, слушателей учреждений дополнительного педагогического образования. — Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001 94 с.
  93. Ю.А. Формирование поисковой деятельности в обучении математике учащихся 1−6 классов: Автореф. дис. .канд. пед. наук. 13.00.02. Саранск, 2005.-18 с.
  94. С.В. Педагогика личности от концепций до технологий / Учеб.-практ. пособие для учителей и классных руковод., студ., магистр., аспирант. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 2001. — 160 с.
  95. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. -М.: Педагогика, 1970. 229 с.
  96. Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников. — Ленинград: Упр. по печати Ленгорисполкома, 1967. 40 с.
  97. М. Рассмотрение компетентности в психологической концепции совершенствования управления производством организации // Актуальные проблемы психологии труда. Тарту, 1980 — С.45−67.
  98. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики: учеб. пособ. для студ. физ.-мат. спец. пед. ин-тов / Под ред. Е. И. Лященко. М.: Просвещение, 1988. — 222 с.
  99. Е.В. Методика формирования элементов исследовательской деятельности учащихся основной школы на уроках геометрии: Автореф. дис. канд. пед. наук. 13.00.02-М., 1996 16 с.
  100. Н.Д. Детская и педагогическая психология / Учеб. пособ. для пед. ин-тов. М.: Учпедгиз, 1958. — 322 с.
  101. А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Народное образование. -1999. -№ 10. С.152−158.
  102. Л.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  103. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  104. JI.B. Теоретические и методические основы использования коллективной учебно-исследовательской деятельности студентов при обучении математике в ССУЗАХ: Автореф. дис. канд. пед. наук. 13.00.02-Орел, 2004.-24 с.
  105. Л.М. Задачи исследовательского характера в VI классе // Вопросы обучения и воспитания. 4.2. -Томск: Изд-во АПО, 1975.-С.86−94.
  106. Л.М. Тысяча проблемных задач по математике: Кн. для уч-ся. М.: Просвещение, 1995. — 456 с.
  107. И.О. Избранное. М.: Изд-во «Правда», 1991. — 624 с.
  108. В.И. Теоретические основы исследовательской деятельности преподавателей пед. вуза: Автореф. дис. докт. пед. наук. Волгоград, 1999.-47 с.
  109. Математические олимпиады школьников / Книга для уч-ся обще-образоват. учреждений- Сост. Н. Х. Агаханов, Л. П. Купцов, Ю. В. Нестеренко и др. М.: Просвещение, 1997. — 208 с.
  110. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972. 208 с.
  111. М.И. Организация проблемного обучения. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  112. Н.А. Учебно-исследовательская математическая деятельность в средней школе как фактор приобщения к будущей научной работе: Дис. канд. пед. наук. 13.00.02.-Ярославль, 2003.-176 с.
  113. Н.В. Дидактика математики: Общая методика и ее проблемы: Учеб. пособ. для вузов М.: Изд-во БГУ, 1982. — 256 с.
  114. Методика обучения геометрии: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Гусев, В. В. Орлов, В. А. Панчишина и др.- Под ред. В. А. Гусева.-М.: Издательский центр «Академия». -368 с.
  115. Методика преподавания математики в средней шкоел: Общая методика: Учеб. пособ. для студ. физ.-мат. фак. пед. ин-тов / В. А. Оганесян, Ю. М. Колягин и др. М.: Просвещение, 1980. — 368 с.
  116. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика: Учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов / Сост. Р. С. Черкасов, А. А. Столяр. М.: Просвещение, 1985. — 336 с.
  117. С.Ф. Нестандартные задачи по математике как средство развития творческих способностей учащихся: Автореф. дис. .канд. пед. наук. 13.00.02.-Киров, 2005.-19 с.
  118. JI.A. Формирование исследовательских умений в процессе обучения математике в начальной школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. 13.00.02.-М., 2004.-16 с.
  119. Модернизация образования в России: Хрестоматия. 4.1 / Под ред. В. А. Козырева. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 56 с.
  120. Модернизация образования в России: Хрестоматия. 4.2 / Под ред. В. А. Козырева. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 68 с.
  121. Модернизация образования в России: Хрестоматия. Ч. З / Под ред. В. А. Козырева. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 68 с.
  122. Е.А. Формирование творческой математической деятельности учащихся общеобразовательных учреждений посредством исследования задачной ситуации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. 13.00.02.- Саранск, 2005.-18 с.
  123. Мор Томас. 1478−1978: Идеалы и история культуры / Отв. ред. В. И. Рутенбург. -М.: Наука, 1981. 384 с.
  124. Е.А., Петраков И. С. Международные математические олимпиады. — М.: Просвещение, 1967. 176 с.
  125. Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения. -Казань: Изд-во Казанского университета, 1979. 157 с.
  126. В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: Изд-во МОДЭК, 1998.-363 с.
  127. Р.С. Психология: В 3 кн.: Кн.2. Психология образования. -М.: Просвещение, 1995.-496 с.
  128. К.И. Функции задач в обучении // Математика в школе. -1971. -№ 3.-0.4−7.
  129. С.В. Становление социальной компетентности старшеклассников современной общеобразовательной школы: Дис. .канд. пед. наук. 13.00.02 Омск, 2004. — 214 с.
  130. Ф. Избранные произведения / Сост. К. А. Свасьян. М.: Просвещение, 1993.-573 с.
  131. А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование.-1999.-№ 10. С. 158−160.
  132. O.K. Частные эвристики как условие включения учащихся в поисковую деятельность на уроках стереометрии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. 13.00.02 Саранск, 2002.-18 с.
  133. В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968.-208 с.
  134. А.А. Спасибо за урок, дети!: О развитии творческих способностей учащихся: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1988.-128 с.
  135. И. Б. Развитие задачи // Математика в школе.—1998— № 2.-С. 15−16.
  136. В.В. Построение основного курса геометрии общеобразовательной школы в концепции личностно-ориентированного обучения: Автореф. дис. доктора пед. наук. 13.00.02 Санкт-Петербург, 2000 — 44 с.
  137. В.И. Знания, умения, навыки и обучение. М.: Б.и., 1995. — 45 с.
  138. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1988. — 190 с.
  139. О.В. Исследовательские задания как средство формирования познавательного интереса и развития математического мышления учащихся на уроках алгебры в основной школе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. 13.00.02 -М., 2003.- 18 с.
  140. А.В. Личность, деятельность, коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
  141. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / Учеб. пособ. для студ. вузов Ростов-на-Дону: Феникс, 1996 — 510 с.
  142. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  143. Платон. Сочинения. В 3-х т. Т.2 / Пер. с древнегреч., под общ. ред А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса. -М.: Мысль, 1970, 610 с.
  144. К.К. О знаниях, умениях и навыках // Советская педагогика. 1963. -№ 11.- С.98−103.
  145. Е.В. Формирование исследовательских умений учащихся основной школы в процессе обучения геометрии: Дис. .канд. пед. наук. 13.00.02 Новокузнецк, 2004. — 232 с.
  146. Д. Математическое открытие. Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание. М.: Наука, 1970. — 448 с.
  147. Д. Как решать задачу? Львов: Квантор, 1991. — 216 с.
  148. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 303с.
  149. О.В. Предъявление индивидуальных требований к учащимся при реализации личностно-ориентированного обучения: Дис. .канд. пед. наук. 13.00.01-Тобольск, 2000. 183 с.
  150. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов на Дону: Изд- во Феникс, 1998. — 544 с.
  151. Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: Изд- во Когито-центр, 2002 — 396 с.
  152. Дж. Педагогическое тестирование. Проблемы, заблуждения, перспективы —М.: Изд-во Когито-центр, 1999 139 с.
  153. .Е. Исследовательский метод в педагогической работе. — Л.: Госиздат, 1924. 256 с.
  154. Реализация развивающего обучения на уроках математики: Метод, ре-коменд./ Сост. М. И. Бобенко, Ф. Ф. Колесова.- Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998 32 с.
  155. В.В. Решение неразрешимого // Первое сентября № 71−19.10.93.-С.2−3.
  156. Н.М. Методика преподавания математики в средней школе: Учеб. пособ. Минск: Выш. шк., 1990. — 268 с.
  157. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. Т.2. / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. 672 с.
  158. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.-704 с.
  159. Н.К. Задача как цель и средство обучения математике // Математика в школе. 1980. — № 4. — С. 13−15.
  160. Н.К. Методика обучения и стимулирования поисковой деятельности учащихся по решению школьных математических задач — Горький: Госкомиздат Марийской АССР, 1989. 80 с.
  161. Руссо Ж-Ж. Педагогические сочинения. В 2-х т. Т.2. / Под ред. Г. Н. Джибладзе. -М.: Педагогика, 1981. 334 с.
  162. Г. И. Составление геометрических задач на заданных чертежах // Математика в школе. 1993. — № 6. — С. 14−16.
  163. В.К. Об обновлении тематики школьных задач // Математика в школе. 1994. — № 5. — С.49−52.
  164. А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М.: Сентябрь, 2003 — 204 с.
  165. В.И. Проблемное обучение на занятиях по математике // Актуальные проблемы преподавания математики и информатики: Сб. науч.-метод. работ. Вып.1 / Отв. ред. П. И. Совертков. Сургут: Изд-во РИО СурГПИ, 2005.-С. 28−40.
  166. Л.Б. Формирование информационной компетентности будущего учителя математики средствами информационных и коммуникационных технологий: Автореф. дис. .канд. пед. наук. 13.00.02 Омск, 2005. — 21 с.
  167. Т.Ю. Теоретические основы формирования и развития творческой математической деятельности учащихся на уроках математики: Автореф. дис. канд. пед. наук. 13.00.02.-М., 2005.-20 с.
  168. В.В. Личностно-развивающая образовательная модель в аспекте модернизации российского образования // Модернизация педагогического образования в Сибири: проблемы и перспективы. Ч. 1: Сборник науч. статей.- Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. С.155−172.
  169. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Изд-во «Логос», 1999 — 272 с.
  170. С.Н. Формирование исследовательских умений в процессе решения задач // Молодежь. Наука. Творчество: Сб. статей II межвузовской науч.-прак. конференции студентов и аспирантов. В 2 частях. Ч. 1. Омск: Изд-во ОмГИС, 2004. — С. 87−89.
  171. С.Н. Задачи исследовательского характера в личностно-ориентированном обучении планиметрии // Математика и информатика: наука и образование: Межвузовский сборник науч. трудов: Ежегодник. Вып.З. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. — С. 106−108.
  172. С.Н. Компьютерные телекоммуникации в личностно-ориентированном обучении // Качество образования: теория и практика.
  173. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. Кемерово: КемГУ, 2002. — С.22−23.
  174. С.Н. Личностно-ориентированное обучение учащихся решению задач в курсе геометрии общеобразовательной школы // Учитель в современных моделях обучения: Материалы Всероссийской конференции. -Томск: Изд-во ТГУ, 2002. С. 108−110.
  175. С.Н. Обучение учащихся приемам решения геометрических задач // Модернизация педагогического образования в Сибири: проблемы и перспективы: Сб. науч. статей. В 2 частях. Ч. 2. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. — С. 197−200.
  176. С.Н. Формирование у учащихся умения составлять планиметрические задачи на основе данной задачи // Образовательные технологии. 2005. — № 4. — С.74−78.
  177. С.Н. Исследовательские умения как ключевые коипетенции ученика // Психология образования: региональный опыт: Материалы II национальной науч.-прак. конференции. М.: Изд-во «Федерация психологов образования России», 2005. — С. 225−226.
  178. С.Н. Исследовательские задачи в школьном курсе геометрии // IV Всебирский конгресс женщин-математиков: Материалы конференции. Красноярск: РИО СибГТУ, 2006. -С.157−158.
  179. М.Н. Совершенствование процесса обучения. — М.: Педагогика, 1971. 206 с.
  180. И.М. Геометрия: Учеб. для 7−9 кл. общеобраз. учреждений." М.: Просвещение, 2001. 272 с.
  181. Н.А. Целеполагание в условиях личностно-ориентированного обучения математике в средней школе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. 13.00.02.-Саранск, 2004.-22 с.
  182. П.И. Проектирование поисково-исследовательской деятельности учащихся и студентов по математике и информатике. — Сургут: Изд-во СурГПИ, 2004.-361 с.
  183. Стандарт основного общего образования по математике. Стандарт среднего (полного) общего образования по математике // Математика в школе. 2004. — № 4. — С.4−16.
  184. А.А. Методы обучения математике / Учеб. пособие для физ.-мат. фак. пед. ун-тов и мат. фак. ун-тов. М.: Высш. шк., 1966. — 190 с.
  185. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
  186. С.Т. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя Рига: Педагог, центр «Эксперимент», 1997.-44 с.
  187. М.В. Учебно-исследовательская деятельность как фактор повышения эффективности обучения математике учащихся профильных классов: Дис. канд. пед. наук. 13.00.02.-Новосибирск, 2003.-190 с.
  188. Теоретические основы обучения математике в средней школе / Учеб. пособие: Т. А. Иванова, Е. Н. Перевощикова, Т. ПГригорьева, Л.И.Кузнецова- под ред. Проф. Т. А. Ивановой. Новгород: НГПУ, 2003. — 320 с.
  189. Е.А. Проектирование учебной деятельности старшеклассников в условиях личностно-ориентированного обучения: Автореф.. дис. канд. пед. наук. 13.00.01- Омск, 1999.-24 с.
  190. Н.В. Методика организации учебных исследований при обучении учащихся решению уравнений, неравенств и их систем с параметрами: Дис. .канд. пед. наук. 13.00.02-Омск, 2002. 185 с.
  191. Е.Ю. Дифференциация помощи слушателям подготовительного отделения в процессе обучения химии: Дис. .канд. пед. наук. 13.00.02.-Омск, 1999.-213 с.
  192. А.В. О критериях и уровнях сформированности умений учащихся // Советская педагогика. 1980. — № 12. — С.45−48.
  193. К.Д. Избранные педагогические сочинения / Сост. Н. А. Сундуков. -М.: Просвещение, 1968. 557 с.
  194. А.Ю. Формирование исследовательского умения учащихся посредством компьютерных технологий в процессе изучения пропедевтического курса физики: Автореф. дис.. канд. пед. наук. 13.00.02-Челябинск, 2002.-24 с.
  195. Л.А. Учебные исследования в домашних заданиях по математике как средство развития творческой самостоятельности учащихся 5−6 классов: Автореф. дис. .канд. пед. наук. 13.00.02 Омск, 2004. — 22 с.
  196. Д.С. Моделирование как основа обучения решению задач разными способами // Математика в школе. 1994. — № 2. — С. 15−18.
  197. В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем.- Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  198. Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика. М.: Ин-т простр-ой психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 58 с.
  199. JI.M. Концепция личностно-ориентированного образования // Завуч-2000. № 8.- С.77−87.
  200. Л.М. Как научить решать задачи М.: Московский пси-холош-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.-240 с.
  201. Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.: Педагогика, 1977. — 208 с.
  202. Л.М. Методика обучения решению математических задач // Математика в школе. 1991. — № 5. — С.59−63.
  203. В.Ф. Индивидуальный подход к слабоуспевающим школьникам в процессе обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. 13.00.02-М., 1974.-18 с.
  204. А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование-2003.-№ 2.-С. 58−64-
  205. А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование 2003. — № 5 — С.55- 61.
  206. А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?-М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.-383 с.
  207. А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-320 с.
  208. М.Ю. Технология реферативно-исследовательской деятельности учащихся в математических дисциплинах: Автореф. дис. .канд. пед. наук. 13.00.02.-Новосибирск, 2002.-24 с.
  209. А.Я. Задания по геометрии с элементами исследования. 8 класс.- Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1997 72 с.
  210. А.Я. Дидактические материалы по геометрии с элементами исследования для 7-го класса.-М.: Просвещение, 1998 80 с.
  211. А.Я. Дидактические материалы по геометрии с элементами исследования для 8-го класса.-М.: Просвещение, 1999 80 с.
  212. А.Я. Дидактические материалы по геометрии с элементами исследования для 9-го класса.-М.: Просвещение, 2000 65 с.
  213. И.М. Разработка системы организации исследовательской работы учащихся в процессе изучения факультатива по математике в 7−11 классах: Дисс. .канд. пед. наук: 13. 00.02.-Махачкала, 1998.-178 с.
  214. Т.В. Индивидуальный подход к учащимся при обучении химии в вечерней (сменной) средней образовательной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. 13.00.02 М., 1973- 28 с.
  215. С.Н. Развитие исследовательских умений учащихся сельской школы. Http:/www.cross-edu.ru/Teacher Peoplese2.Htm.
  216. И.Ф. Нужна ли школе XXI века геометрия? // Математика в школе.- 2004- № 4 С.72−79.
  217. О.М. Обучение поиску способа решения геометрической задачи учащихся основной школы: Автореф. дис. .канд. пед. наук. 13.00.02.-Саранск, 2004.-18 с.
  218. JI. Апофеоз беспочвенности: Опыт адогматического мышления.-JI.: Ленинград, ун-т, 1991.-214 с.
  219. Л.Р. Исследовательская деятельность школьников в процессе решения геометрических задач // Математика в школе. 1995. — № 4. — С.13−17.
  220. Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении.- М.: Из-дат. центр «Академия», 2000.-288 с.
  221. А. Избранные произведения / Сост. И. С. Нарский. — М.: Просвещение, 1993.-477 с.
  222. А.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1972.-127 с.
  223. П.М., Эрдниев Б. П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 255 с.
  224. К.П. Практические занятия по естествознанию в начальной школе. -М.: Учпедгиз, 1948. 307 с.
  225. И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения //Вопросы психологии. 1995. -№ 2. — С.31−41.
  226. И.С. Технология личностно ориентированного образования. М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
  227. В.Г. Типы исследовательских задач и этапы их решения // Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе: Материалы 6-й Межрегиональной межотраслевой науч.-прак. конференции. Санкт-Петербург, 2005. — С. 114−116.
  228. Bruner. J.S. Acts of meaning. CambridgeMA: Harvard University Press.
  229. Johnson D.W., Johnson R.T. Learning together and done: Cooperative, cooperative, and individualistic learning. Boston: Allyn & Bacon, 1994.
  230. Maslow A.H. Motivation and personalit. New York: Harper & Row, 1970.
  231. Rogers C.R. Client-centered therapy: Its current practice, implications and theory. Boston MA: Houghton Mifflin, 1951.
  232. Sharan Y., Sharan S. Expanding cooperative learning through group investigation. New York: Columbia University, Teachers College Press, 1992.
Заполнить форму текущей работой