Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационные принципы управления социальным пространством города: На примере Саратова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Освоение технологий управления человеческими ресурсами требует целостного взгляда на деятельность органов муниципального управления как организации. Так, понимание организационных принципов, на которых строится деятельность органов муниципального управления, и овладение технологиями, позволяющими работать с ними как с организацией, представляет собой один из нетрадиционных ресурсов муниципального… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ГОРОДА КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
    • 1. 1. типология и эволюция представлений о социальном пространстве
    • 1. 2. Уровни и формы социального неравенства. в структуре городского пространства
  • ГЛАВА II. ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА КАК РЕСУРС УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИМ ПРОСТРАНСТВОМ
    • 11. 1. Принципы управления социальным пространством города
    • 11. 2. Основные подходы к оценке персонала.!. на уровне муниципального управления

Организационные принципы управления социальным пространством города: На примере Саратова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования социального пространства города обусловлена задачами, возникающими в ходе анализа процессов, происходящих в городском сообществе, необходимостью организации управления городским пространством. Современное российское общество, переживающее нестабильность социальной и экономической ситуации, реформирования местного самоуправления, предполагает изменение функций и форм управления. Новое законодательство вносит существенные изменения в пространство местного самоуправления, проблема формирования и преобразования социального пространства города муниципальными органами власти в соответствии с потребностями населения и поиск способов максимального приближения к обозначенным приоритетам становятся остро актуальными. Возрастает ответственность управленческого состава в процессах генерирования идей, их результативность оказывается не слишком высокой из-за низкой квалификации того ресурса, который должен решать задачи обновления городского пространства. Одним из основных становится организационный принцип управления социальным пространством города, предполагающий формирование компетентного управленческого персонала, способного осуществлять политику обеспечения социальных гарантий и предоставления социальных услуг населению.

Различные слои населения предъявляют требования к организации социального пространства города, стремятся сформировать городскую среду в соответствии со своими предпочтениями. Этот процесс усугубляется социальной дифференциацией жителей на группы разного материального достатка с собственными представлениями об организации достойной среды проживания. Ситуация усугубляется тем, что социальное пространство города координируется различными ведомствами, действия которых часто не согласованы. Отсутствует единая для всех участников стратегия развития городского социального пространства, учитывающая интересы разных слоев населения. Вместе с тем всеобщим остается желание иметь комфортное жилье в экологически чистом районе, возможность качественного обучения детей, лечения, получения образования, спортивного оздоровления, беспрепятственного пользования услугами учреждений социальной защиты. Межведомственное институциальное взаимодействие, комплексный подход в интересах населения, приближение координирующих структур к потребностям индивида в рамках единого социального пространства города становится одним из • главных условий эффективного решения проблем социального обустройства граждан.

Все более актуальной становится интеграция урбанистской и управленческой проблематики в направлении конструирования социальной карты города, в контексте социальных услуг населению, до сих пор гораздо рельефнее представленных в практике, нежели в отечественной теории.

Степень разработанности проблемы. Проблемы социального пространства обстоятельно разработаны в трудах, идущих от кантовских идей Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, П. Сорокина. Так, Э. Дюркгейм объяснял механизм организации социального пространства распределением составляющих общество индивидов между различными группами, П. Сорокин интерпретировал социальное пространство в контексте социальной стратификации, мобильности, положения индивидов, групп. Социология города прошла ряд этапов, постепенно наращивая исследовательский потенциал, большой вклад в развитие урбанистики, теоретические и эмпирические исследования городского пространства, внесла Чикагская школа — Э. Берджесс, JI. Вирт, Р. Мак-кензи, Р. Парк. В центре их внимания были рост городов, жизнь мигрантов, адаптация к городской среде, социализация, семья, девиантное поведение, преступность, бродяжничество. Э. Берджесс создал теорию концентрических городских зон, JI. Вирт сформулировал поведенческие следствия городской жизни, Р. Парк исследовал социальную дезорганизацию.

Современная социология города представлена трудами П. Бурдье, М. Вебера, Э. Гидденса, М. Фуко, П. Штомпки. П. Бурдье рассматривает социальное конструирование и организацию социального пространства как воплощение социальных отношений, взаимодействия проекции социальной объективированной структуры и типов капитала: экономического, культурного, социального. Э. Гидденс анализирует ситуации городского взаимодействия с позиций отношений социальной и системной интеграции города, моделей регионализации. Г. Зиммель раскрывает социально-психологические аспекты городской жизни, функциональный характер контактов, пространственные измерения социальной дистанции, дифференциации. М. Вебер рассматривает город как социально организованное пространство, способствующее развитию индивидуальных черт личности и конструирующее исторические изменения. М. Фуко показал, что конструкцией, обеспечивающей эффективную систему регулирования, является паноптикум как идеальная структура для скрытого наблюдения, преодоления оппозиции принуждения и согласия. Принцип экспансии П. Штомпки относится к расширению охвата в пространстве (глобализация), распространению вглубь социальной жизни, интенсивности изменений.

Отечественными исследователями общих характеристик социального пространства города являются В. Вагин, В. Виноградский, Г. Зборовский, В. Ильин, Ю. Качанов, А. Филиппов, Т. Черняева, Е. Ярская-Смирнова. Город как специфическая форма организации социального пространства вызывает интерес социологов с точки зрения процессов интеграции и дезинтеграции, анализируемых в работах 3. Голенковой, О. Шкаратана. Социальная дифференциация городского пространства рассматривается в работах О. Близшок, J1. Зеленова, В. Ильина, И. Штейнберга, В. Ядова. Вопросы исследования жизненного пространства содержатся в работах J1. Саксельцевой, В. Устьян-цева, О. Филимоновой, анализ инвайронментальных механизмов социализации и структурации жизненных пространств представлен в трудах J1. Яковлева, социально-экологический подход к исследованию города проводит О. Яницкий. Архитектонику социального пространства в контексте конструирующей телесности рассматривает Т. Черняева, определяя освоение социального пространства как социокультурные проекты. Информационный дискурс социального пространства освещается В. Печенкиным, понимание пространства города эпохи глобализации и постмодерна выясняют М. Елютина, В. Ярская. Т. Фокина разрабатывает метафизику и методологию анализа городского пространства в аспекте культурно-символических ресурсов, идентичности.

Другое направление анализа связано с проблематикой управления социальным пространством города, имеющего мировую историю — от первых правил бургомистров и городничих до сити-менеджмента в его современном понимании. Социальное право и его роль в развитии города и государства рассматривались уже в работах М. Вольтера, Т. Гоббса, Д. Дидро, Ш. Монтескье, Н. Радищева, идеи об управлении выдвигались Ф. Богушевичем, К. Калиновским, который предвосхитил принцип нашей перестройки, утверждая, что не народ существует для государства, а государство для народа. Практическими и теоретическими проблемами управления занимались С. Витте, Н. Мордвинов, М. Сперанский, П. Столыпин, А. Богданов сконструировал знаменитую тектологию. За рубежом Ф. Тейлор заложил основы классической школы управления, ее дальнейшее развитие связано с именами Ф. Гилберта и Г. Эмерсона. Проблема научного управления рассматривалась А. Файолем, вклад в ее развитие внесли Т. Парсонс и Р. Мертон, последний ввел в управление понятие дисфункций, которые уменьшают приспособление и адаптацию системы. В управленческой практике появляется ситуативный подход: Д. Вудворд, П. Лоуренс, Ф. Лутанс, исследование управленческих технологий осуществляется в работах К. Исикавы, Б. Карлофа, Дж. Харринг-тона, а в трудах И. Ансоффа, П. Вейлла, Дж. Гэлбрейта, Дж. Дункана, Д. Мерсера, У. Оучи, Р. Рюттингера, Г. Саймона, С. Янча обобщение опыта управления организациями преобразуется в идеологию менеджмента. Отечественная социология управления и организаций становится поиском оптимального сочетания управленческого и социологического знания: Ю. Бычен-ко, В. Доблаев, В. Лысиков, Б. Мильнер, А. Понукалин, А. Пригожин, П. Романов, Э. Смирнов, Л. Фиглин, Т. Фокина — выходят на закономерности организаций, методологию проектирования организационных структур, организационные культуры. Необходимость комплексного подхода к решению проблем управления в сфере социальной защиты в рамках социального пространства региона обосновывает Л. Абалкин. Л. Аникин, В. Баксаляр, Т. Баландина, П. Великий, М. Шапиро полагают обратную связь в городском самоуправлении важным фактором его эффективности. Ф. Бородкин, О. Глезер, С. Сивова обращают внимание на учет ценностей населения в возможностях местного самоуправления. Социальная теория управления городом В. Вагина внедрена в практику работы местного самоуправления города Пскова, социальные ресурсы местного самоуправления исследуют Ф. Карасев, О. Лобза, П. Юдин, проблемы крупных городов выступают предметом исследований В. Боголюбова, В. Малетина. В работах Г. Журавлева, П. Зинченко, В. Печен-кина, А. Шеховцева рассмотрены вопросы функционирования информационно-аналитических систем, базовые положения управления персоналом раскрывают М. Армстронг, С. Брюстер, С. Валентей, Д. Гест, В. Дятлов, П. Журавлев, В. Травин, С. Шекшня.

Таким образом, сегодня накоплен представительный арсенал научных исследований, имеющих ценность для разработки целостной концепции социального пространства города как объекта многоуровневого регулирования со стороны управленческих структур и как особой проблемы социологии управления. Однако социальное развитие современных городов, особенности управления городским пространством в контексте социальной карты города рассматриваются в литературе достаточно разрозненно, не в полной мере учитывается региональная специфика.

Методологическими и теоретическими основаниями диссертации послужили концепции социального пространства отечественных и зарубежных социологов: П. Бурдье, Э. Гидденса, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, Т. Парсонса, П. Сорокина. Основные идеи диссертационного исследования формировались под влиянием теории социального пространства П. Бурдье. Эти идеи были адаптированы к условиям города Саратова и особенностям формирования его социальной структуры. В качестве теоретической базы исследования выступали положения А. Богданова о природе организационных связей и механизмов, обеспечивающих формирование и регулирование социальных процессов. Основой исследования послужил социологический анализ социального пространства города, социального неравенства в структуре городского пространства с точки зрения структуралистской и конструктивистской парадигм, управления городским пространством.

Эмпирической базой диссертационного исследования являются результаты социологических исследований «Мотивации муниципальных служащих к профессиональной переподготовке и повышению квалификации», «Ген-дерное неравенство при проведении аттестации муниципальных служащих», проведенных с участием автора сотрудниками кадровой службы администрации города Саратова в 2005 году. Генеральную совокупность исследования составили работники администрации города Саратова. Объем выборки — 250 человек. Автором привлекались также материалы других социологических исследований с целью их вторичного анализа.

Целью диссертационного исследования является социологическая интерпретация системы управления социальным пространством города с учетом изменений, происходящих в Россиираскрытие организационных принципов управления социальным пространством города.

В соответствии с названной целью определены следующие задачи: проследить эволюционный путь развития представлений о социальном пространстве как объекте социологии, выявить современные тенденции и закономерности формирования социального пространства городапроанализировать данные об уровнях и формах социального неравенства в структуре городского пространства, причинах его возникновения и выявить способы его фасилитацииисследовать систему управления социальным пространством города, предложить направления совершенствования социальной политики муниципальных органов власти и механизм их реализациираскрыть и сформулировать основные принципы управления социальным пространством городарассмотреть основные подходы к оценке персонала на уровне муниципального управления, предложить пути усовершенствования процедуры оценки муниципальных служащих;

— разработать Программу и рекомендации по проведению аттестации муниципальных служащихпровести эмпирические исследования «Мотивации муниципальных служащих к профессиональной переподготовке и повышению квалификации», «Гендерное неравенство при проведении аттестации муниципальных служащих" — произвести социальное картографирование в разрезе города Саратова.

Объектом исследования выступают формы социальных отношений в процессе субъектно-объектного регулирования социального пространства города.

Предметом исследования являются принципы управления социальным пространством города.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— дано авторское определение городского социального пространства как поля социальных взаимодействий, представленного индивидами, находящимися в постоянном взаимодействии, несущего системное свойство, отсутствующее в отдельных его составляющихс новых позиций проведен анализ городского социального пространства, выявлены тенденции его формирования, содержание базовых характеристик социального пространства раскрыто применительно к особенностям социальной организации города Саратовапредложены новые подходы к исследованию проблемы социального неравенства в структуре социального пространства городас новых позиций рассмотрена система управления социальным пространством городапредложены направления совершенствования социальной политики муниципальных органов властиопределены основные принципы управления социальным пространством города, организационный принцип управленияпредложены новые подходы к оценке персонала на уровне муниципального управленияпо авторской Программе проведения аттестации муниципальных служащих впервые проведены эмпирические исследования «Мотивации муниципальных служащих к профессиональной переподготовке и повышению квалификации», «Гендерное неравенство при проведении аттестации муниципальных служащих" — составлена социальная карта Кировского района города Саратова, позволяющая оценить степень обеспеченности населения района учреждениями социальной сферы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социальное пространство города — это поле социальных отношений, представленное индивидами, находящимися в постоянном взаимодействии, несущее системное свойство, отсутствующее в отдельных его составляющих. Для социального пространства Саратова характерны замкнутость, плотность, отсутствие структурированности и целостности. Основными особенностями города являются: урбанистическая концентрация, многофункциональность, динамизм, противоречивость и проблемность. Город является пространственным образованием с выделенным центром и периферией, в определенные моменты времени границы могут быть устойчивыми, но затем приходят в движение, увеличивая интенсивность социальных взаимодействий: чем больше функций выполняет то или иное пространство, тем больше жителей стремятся его посетить. Центр города представляет горожанам больший спектр возможностей реализации собственных потребностей, концентрация социальных учреждений здесь на порядок выше, чем на окраинах. На периферии ситуация иная, доступ горожан отдаленных от центра районов и жителей центральной части города к социальным и культурным сервисам центра города, не одинаков. Жители Заводского района Саратова гораздо реже посещают центральные социальные и культурные учреждения, нежели жители Кировского района.

2. Морфология расселения различных социальных групп в городском пространстве в главных чертах отражает различия внутри самого общества, стратификацию, иерархию, социальное пространство Саратова в определенном смысле является отражением социального пространства России. Социальное пространство города неоднородно: есть районы с высокими, средними, низкими статусными характеристиками. Сегодня на некотором расстоянии находятся здания представителей различных ветвей власти, что размывает концентрацию административной функции. Дрейфует по городу индустрия развлечений, торговая сеть. Новые вузы уже не привязаны к центру, а открываются в самых разных местах, снижая или повышая престиж вуза и самого места. Возникают новые очаги притяжения социальных контактов. В настоящее время происходит тенденция переселения наиболее обеспеченной части жителей города из перегруженного социальными учреждениями центра в экологически более чистые и спокойные районы — престижные пригороды, набирают популярность Усть-Курдюм, Волжские Дали, Хуторок.

3. Город представляет собой не только пространство для удовлетворения жизненных потребностей, но и средоточие различных социальных проблем. Наиболее острыми для жителей Саратова являются проблемы социальной сферы, связанные с занятостью и трудоустройством населения, низким уровнем заработной платы, доступностью и системой обеспечения услугами здравоохранения, образования, отсутствием достаточного числа социальных и культурных учреждений за пределами центральных районов города. Позором города выступают тридцатилетний долгострой нового здания ТЮЗа, запущенная набережная Космонавтов, безвкусные новые памятники, огромные масштабы ветхого жилья, пожароопасные объекты, Монблан мусора. Учебные заведения, как и любые другие учреждения и службы Саратова, по-прежнему не решают, за редким исключением, проблемы социальной интеграции инвалидов, безбарьерной среды, социальной инфраструктуры для лиц с ограниченными возможностями.

4. Управление социальным пространством города профессиональный сити-менеджер осуществляет на основе ряда принципов: всесторонний анализ социальных проблем городаобеспечение единства реальных социально-пространственных структурделегирование полномочийзнание управленческих механизмоввнедрение новых технологийувязка механизмов городского управления ресурсами, программно-проектной документацией, правовой основой, информационной базойорганизационный принцип. Устойчивость социальной жизни зависит от того, как общество и государство реализует социальную политику. Базовыми принципами городской социальной политики выступают: ценность активной позициистратификацияравенство возможностейпаритетностьнаучностьсоциальное партнерствомежведомственность. Отправной точкой реализации городской политики развития является разработка концепции городского развития, которая формируется как в зависимости от государственной политики, так и на местном уровне. Принцип постоянного развития возможен только на основе внутреннего ресурса города, которым могут выступать человеческие ресурсы, географическое положение.

5. Важнейшим принципом управления социальным пространством города становится организационный принцип, включающий формирование грамотного управленческого персонала, его оценку, повышение квалификационного уровня, продвижение по служебной лестнице. Опыт аттестации в муниципальных органах власти выявил ряд проблем: формализм, традиционность, отсутствие четких критериев оценки и научных технологий, гласности подготовки, засекреченность для служащих предварительных результатов, слабая связь с рациональным использованием кадров, перспективами карьеры. Полезно проводить аттестацию по четырем направлениям — оценка деятельности, квалификации, деловых качеств, личности, с привлечением Программы организации работы с персоналом администрации города. Сегодня органы муниципального управления — замкнутые системы с сильными социальными, а не профессиональными связями и отношениями, работники не ориентированы на эффективное управление. Человеческий ресурс системы управления невелик, незначительное усложнение задач наталкивается на недостаток квалифицированных кадров. Качество персонала требует целенаправленной работы, оно не может быть следствием выполнения формальных процедур.

6. Освоение технологий управления человеческими ресурсами требует целостного взгляда на деятельность органов муниципального управления как организации. Понимание организационных принципов, на которых строится деятельность органов муниципального управления, и овладение технологиями, позволяющими работать с ними как с организацией, представляет собой один из нетрадиционных ресурсов муниципального развития. Это требует анализа ситуации извне, оценки того, в чем смысл, назначение, горизонты развития муниципального управления как деятельности особого типа. Так вопрос ставится сторонними аналитиками и консультантами или представителями структур, озабоченных работой с системами, включающими в себя муниципальное управление как один из компонентов. В этом случае работник муниципального управления ощущает себя еще и в качестве строителя новой сферы деятельности.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования в том, что выводы могут быть использованы в расширении научных представлений о социальном пространстве города. Результаты работы позволяют углубить положения социологии управления, социальной урбанистики, могут быть использованы в прогнозировании, управлении, в образовательных программах по повышению квалификации специалистов социальной сферы, разработке спецкурсов по пространственно-территориальной организации, социологии города. Полученные данные можно применять в деятельности органов местного самоуправления, разработке программ социально-экономического развития города.

Апробация работы. Основные положения, выводы, рекомендации, изложенные в диссертации, докладывались на методологических семинарах, заседаниях кафедр социологии и социальной политики, философии Поволжской академии государственной службы, антропологии и социальной работы Саратовского государственного технического университетамеждународных и российских конференциях: Непрерывное образование в России: пространство развития (Саратов, 2006), Сорокинские чтения (Москва, 2005), Современный город: социокультурные и экономические перспективы (Саратов, 2004), Современные подходы к управлению социально-экономическими и политическими процессами (Саратов, 2004), Социально-экономическая политика в России: приоритеты и результаты (Саратов, 2004), Управление общественными институтами и процессами в России: вопросы теории и практики (Саратов, 2004), Регион: социально-экономический, этнографический и культурный феномен России (Саратов, 2003), Теория и практика управления общественными институтами и процессами в России (Саратов, 2003).

Публикации. Основное содержание диссертационной работы представлено в научных статьях общим объемом 2,6 п, л.

Структура диссертации включает введение, две главы (четыре параграфа), заключение, библиографию, приложение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итак, рассмотрев в качестве объекта социологического анализа социальное пространство, мы пришли к выводу, что оно представляет собой поле, представленное индивидами, находящимися в постоянном социальном взаимодействии, несущее системное свойство, отсутствующее в отдельных его составляющих. Для сохранения и обеспечения его устойчивости необходимо осуществление процессов управления в различных типах организаций, институтов и общества в целом. Управление представляет собой основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления на объект, в качестве которого может выступать общество в целом, его отдельные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная с тем, чтобы обеспечить их качественную специфику и целостность, нормальное функционирование, совершенствование и развитие, успешное достижение цели.

Одной из социальных общностей, в которых индивиды находятся во взаимодействии, является город, представляющий собой сконцентрированное территориальное поселение людей, занятых разнообразными видами трудовой деятельности, со специфическим образом жизниэто сложная система, характеризующаяся многообразными внутренними и внешними связями естественного, технического, социального происхождения. Основными особенностями города являются: урбанистическая концентрация, многофункциональность, динамизм, противоречивость и проблемность. Городской образ жизни — результат взаимодействия социальных составляющих и пространственной организации. Наиболее значимыми оказываются такие факторы, как концентрация людей и ресурсоввоздействие на города всемирных процессовпо крупным городам приходятся самые сильные удары в результате изменений в глобальных циклах экономического инвестированиясоциальные проблемы обретают в городах свои крайние формы — роскошь и нищета, дорогие гостиницы и бездомные. Так, проблемы, традиционно рассматривающиеся как городские, производим от концентрации городского пространства и масштаба изменений в социальных факторах.

Пространственное развитие является одним из важнейших объектов управления города и в этих целях в его пространственной организации целесообразно выделять различные аспекты: управленческий, структурно-функциональный, архитектурно-пространственный, культурноэкологический, эколого-рекреационный, инфраструктурный, технический. Управление пространственным развитием города — это последовательный анализ пространственного состояния города, формулирование проблем пространственного развития и возможных способов их разрешения, обсуждение и выбор тех из них, решения которых могут привести к ощутимому улучшению жизни различных социальных групп горожан. Морфология расселения различных социальных групп в городском пространстве в главных чертах отражает различия внутри самого общества, стратификацию, иерархию. Социальные смыслы, которые несут в себе городские районы расселения, напрямую связаны с отношением к ним социальных субъектов. Транзитивное городское пространство как форма принудительного единства разных социальных слоев постоянно воспроизводится в экономическом пространстве работодателей и лиц наемного труда, в социально-пространственных отношениях между городской властью и населением, в политическом пространстве властвующих и оппозиционных элит, формальных и неформальных организаций.

Социальное пространство города неоднородно: есть районы с высокими, средними, низкими статусными характеристиками. Сегодня на некотором расстоянии находятся здания представителей различных ветвей власти, что размывает концентрацию административной функции. Дрейфует по городу индустрия развлечений, торговая сеть. Новые вузы уже не привязаны к центру, а открываются в самых разных местах, снижая или повышая престиж вуза и самого места. Возникают новые очаги притяжения социальных контактов. Центр, как место наиболее активной социальной деятельности, оказался наиболее благоприятным для расположения большинства офисов коммерческих фирм, банков, учреждений торговли. В то же время богатые предприниматели потянулись к комфортной жизни в экологически более чистых и спокойных районах — престижных пригородах.

Происходящие изменения в жизнедеятельности российского общества оказывают серьезное воздействие на материальное благосостояние граждан. Наиболее ярко это проявляется в увеличивающемся разрыве темпов роста цен и доходов разных социальных групп населения. Наметившаяся тенденция к сокращению численности бедных может приобрести устойчивый характер при условии, если она будет дополнена мерами социальной поддержки. Различные программы социальной помощи и содействия занятости недостаточно взаимоувязаны, отсутствуют единые базы данных и целенаправленный мониторинг бедности, оценка эффективности социальных программ. Основой деятельности муниципальных органов власти по повышению уровня жизни населения должно стать снижение уровня бедности на основе обеспечения экономической стабильности, роста денежных доходов населения, повышения эффективности программ социальной защиты. Следует адресно использовать бюджетные средства и пересмотреть существующие механизмы предоставления социальной помощи, создать условия для вовлечения трудоспособных граждан в экономическую деятельность, осуществлять взаимодействие органов, предоставляющих разные виды социальной помощи. Целью развития государства должно стать ускоренное становление его естественной социальной опоры — массового слоя людей со средним достатком, что предполагает формирование новой модели потребления, отвечающей потребительским ориентирам данной социальной группы.

Слой, выделенный как объект городской социальной политики, приобретает свойства реального социального поля, обладающего особым статусом. Так, представители малообеспеченного слоя — это социальное поле, границы которого устанавливаются государством обычно в форме официального прожиточного минимума, при этом реальный уровень его жизни значения не имеет. Поэтому малообеспеченный в реальности может иметь средний уровень доходов. На этом противоречии возникают парадоксы: часто в качестве генеральной совокупности в исследованиях, например, бедности, берутся получатели пособий. В результате не только граница, состав слоя, но и его размеры оказываются произвольными.

Управление городским социальным пространством следует осуществлять на основе ряда принципов: всестороннее изучениевыявление реальных социально-пространственных структур, обеспечение их единстваделегирование полномочийзнание управленческих механизмоввнедрение новых технологийувязка механизмов городского управления ресурсами, программно-проектной документацией, правовой основой, информационной базойорганизационный принцип. Устойчивость социальной жизни зависит от того, как общество и государство реализует социальную политику. Муниципальная социальная политика — особая функционально значимая сфера социальной деятельности, направленная на достижение устойчивой, сбалансированной структуры городского сообщества, в результате чего достигается оптимальный уровень социального неравенства, обеспечивается благоприятный социальный климат, формируются необходимые условия для развития человеческого потенциала. Базовыми принципами городской социальной политики выступают: ценность активной позициистратификацияравенство возможностейпаритетностьнаучностьсоциальное партнерствомежвежомст-венность. Отправной точкой для реализации городской политики развития является разработка концепции городского развития, включающей составление городского пакета программ развития. В структуру каждой программы следует включать: предпосылки разработки, цели участников, механизмы их взаимодействия, характеристику основных ресурсов, задачи, планы работы, механизмы контроля, прогноз последствий реализации, механизмы предъявления программы жителям и другим заинтересованным лицам. Для составле 161 ния концепции развития города следует охарактеризовать социальное пространство рассматриваемого муниципального образования. Для социального пространства города Саратова характерны замкнутость, плотность, отсутствие структурированности и целостности.

Концепция развития города формируется как в зависимости от государственной политики, так и на местном уровне, имея в виду подготовленность аудитории к реализации концепции. С одной стороны, развитие государства напрямую влияет на развитие города. С другой стороны, следует понять, что невозможно ничего реализовать, если к этому не готово общество, общественное сознание. Пока нет критической массы в обществе, способной воспринимать стратегическое развитие и реализовать его, концептуальные изменения невозможны. Что касается Саратова, то сейчас можно говорить не о стратегических, а о тактических изменениях. Принцип постоянного развития возможен только на основе внутреннего ресурса города, которым могут выступать человеческие ресурсы, особое географическое положение. Однако без соответствующей политики государства любое концептуальное развитие отдельно взятого города зайдет в тупик. Город может стать генератором каких-либо активных экономических и общественных’инициатив, которые будут распространяться на другие города. Возможно, что-то не распространится дальше. В любом случае Саратов будет городом, находящимся в центре внимания, в котором все генерирует. Интеллектуальные ресурсы позволяют это осуществить. Это и может стать концепцией развития города. Сейчас в обществе существует проблема — отсутствие идей. Это феномен исторической усталости. Люди думают, как хорошо, что у нас есть Президент. Вот он пускай и генерирует идеи. Генерации, бурных обсуждений в обществе сейчас нет. А без них говорить о концепциях развития невозможно.

Государственная политика в социальном пространстве городов и страны в целом окончательно не сформировалась, что подтверждается отсутстви-. ем концепций социально-экономического развития России и большинства ее субъектов. Поэтому многоуровневая характеристика социального пространства требует от управленческих структур четкой субординации в их взаимодействии, ориентации на динамику социального времени. Для того, чтобы это стало возможным, необходимо существенным образом пересмотреть всю систему муниципального управления. В условиях нестабильности социокультурной и экономической ситуации, спада производства, увеличивающегося потока незанятого и безработного населения, реформы местного самоуправления предполагается изменение функций и форм управления. Новое законодательство вносит существенные изменения в пространстве местного самоуправления. Поэтому одним из основных принципов управления социальным пространством города становится организационный принцип, включающий формирование грамотного управленческого персонала, его оценку, повышение квалификационного уровня, продвижение по служебной лестнице. Оценка персонала представляет собой процесс определения эффективности деятельности муниципальных служащих, позволяющий получить информацию для принятия управленческих решений, включающий процедуры сбора и систематизации сведений о работниках, их деловые и личностные качества, отношение к работе, модели поведения, результативность и потенциал. Критерии оценки персонала следующие: профессиональные, деловые, морально-психологические, интегральные. Существует множество форм оценки муниципальных служащих, в том числе аттестация, квалификационный экзамен, тестирование. Анализ опыта проведения аттестации выявил различные проблемы: формализм, традиционность, отсутствие объективных и четких критериев оценки и научных технологий, гласности подготовки, засекреченность для служащих процедур и предварительных результатов, слабая связь результатов аттестации с рациональным использованием кадров, перспективами карьеры, сосредоточение на личностных, психологических аспектах, а не на профессиональных качествах. Предлагаем проводить аттестацию по четырем направлениям — оценка деятельности, квалификации, деловых качеств, личности, а также использовать Программу организации работы с персоналом администрации города. Сегодня органы муниципального управления — замкнутые системы с сильными социальными, а не профессиональными связями и отношениями, а их работники ориентированы на нормы и ценности корпоративной культуры, а не на эффективное управление. Человеческий ресурс так организованной системы управления невелик: небольшое усложнение задач, требующих решения, может натолкнуться на нехватку кадров, которые в состоянии с ними работать. Следует осознать, что качество персонала не есть константа, его нужно наращивать, что требует целенаправленной работы.

Освоение технологий управления человеческими ресурсами требует целостного взгляда на деятельность органов муниципального управления как организации. Так, понимание организационных принципов, на которых строится деятельность органов муниципального управления, и овладение технологиями, позволяющими работать с ними как с организацией, представляет собой один из нетрадиционных ресурсов муниципального развития. Поэтому результаты проведенного исследования, связанные с отношением муниципальных управляющих к собственной профессиональной квалификации, необходимости ее повышения представляются важным шагом в направлении понимания задач, стоящих в сфере развития кадрового потенциала и профессионализации муниципального управления. Это требует анализа ситуации извне, то есть оценки того, в чем смысл, назначение, горизонты развития муниципального управления как деятельности особого типа. Так вопрос может ставиться только сторонними аналитиками и консультантами или представителями структур, озабоченных работой с системами, включающими в себя муниципальное управление как один из компонентов. Такими системами могут быть сами муниципальные образования при условии, что они рассматриваются как системы, объемлющие деятельность органов муниципального управления, а не входящие в них и поглощаемые ими в качестве объекта управления. Изнутри этот вопрос может быть поставлен только если работник муниципального управления ощущает себя не только в качестве работника, но и в качестве строителя новой сферы деятельности.

С точки зрения социальной справедливости, а также со стороны повышения эффективности использования трудовых ресурсов важным является анализ тендерных аспектов занятости в муниципальных органах власти. В настоящее время множество проблем, сопряженных с поиском работы, трудоустройством, профессиональной карьерой, переобучением другой профессии, осложняется значительным числом тендерных стереотипов, нежеланием и невозможностью большого числа людей отказаться от них как от предубеждений, предрассудков. Рассматривая различия в мужском и женском стиле руководства, выявлено, что принципиальных различий нет, есть некоторые особенности, обусловленные разницей психологической структуры личности у мужчин и женщин. Успешные модели менеджмента осуществляют те из руководителей, которые независимо от своего пола имеют психологический репертуар типов поведения, характерных и для мужчин и для женщин.

Анализ данных, полученных в результате исследования, позволяет сказать, что у муниципальных служащих обоих полов существует устойчивое позитивное отношение к повышению профессиональной квалификации. В качестве приоритетной задачи следует выдвинуть разработку долгосрочного проекта развития кадрового потенциала городского самоуправления, который позволит обеспечить системное решение проблем повышения уровня образования и компетентности муниципальных служащих. Важным, наряду с традиционным подходом к повышению квалификации муниципальных управляющих, является внедрение тренинговых и консалтинговых форм организации учебных курсов, требующих соответствующего аналитического обеспечения и позволяющих строить учебные программы в точном соответствии с конкретными запросами и задачами развития муниципалитета. В целом существующее сегодня восприятие работы органов муниципального управления и задач повышения их квалификации в большей степени ориентировано на составляющие, связанные со службой, и в меньшей — на составляющие, связанные с управлением. Специальную задачу представляет вопрос повышения квалификации работников низшего управленческого уровня, которые меньше всего вовлечены в проблематику местного самоуправления, имеют наименее отчетливые позиции по отношению к нему, меньше участвует в программах повышения квалификации. Особая задача связана с разработкой учебных программ, направленных на повышение профессиональной квалификации муниципальных управляющих в организации взаимодействия органов муниципального управления и жителей города.

Анализ и оценка профессионального состава муниципальных служащих убедительно свидетельствуют о необходимости регулирования использования их образовательного и профессионального потенциала в соответствии с должностными функциями и задачами в интересах повышения компетентности и результативности управленческой деятельности. Механизм и методы такого регулирования использования профессионального потенциала должны быть заложены в концепции муниципальной кадровой политики. Важными направлениями формирования муниципальной службы являются: развитие кадрового потенциала, оптимизации численности персонала администрации, совершенствование должностной структуры муниципальных служащих. Оптимизировать его состав следует исходя из численности населения конкретного муниципального образования. Представительными органами власти целесообразно принять закон, устанавливающий принципы определения численности сотрудников органов местного самоуправления.

Современный опыт исследования административной среды муниципальных органов показали, что одним из важнейших путей реформирования управления является активизация «человеческого фактора», инновационные кадровые технологии, развивающие творческий потенциал служащих, согласующие интересы развития конкретных людей в аппарате управления с интересами управляемого муниципалитета и его жителей. Разработка инновационных подходов в теории муниципальной службы и практике муниципального управления позволяет создать эффективную профессиональную муниципальную службу, нацеленную на оказание качественных услуг населению муниципального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Стратегия развития российской экономики и программа первоочередных шагов. М., 1996.
  2. Ю.Н. Кадры местного самоуправления: оценка, оптимизация, потенциал развития / Ю. Н. Аксененко, Б. И. Шумратов. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1998. — 288 с.
  3. АнсоффИ. Новая корпоративная стратегия. Пер. с англ. С. Жильцова СПб.: Питер, 1999. — 416 с.
  4. Антология тендерной теории / Сост. А. И. Гапова, Г. Е. Усманова. Минск: Пропилеи, 2000. — 383 с.
  5. Аристотель. Политика / Пер. с др.-греч. С. А. Жебелева // Аристотель. Соч. в 4-х тт. Т. 4. М.: Мысль, 1984.
  6. М. Практика управления человеческими ресурсами: пер. с англ. 8-е изд. — СПб: Питер, 2004. — 831 с.
  7. М. Стратегическое управление человеческими ресурсами: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002. — 327 с.
  8. Г. К. Курс элитологии / Г. К Ашин., Е. В. Охотский. М.: ЗАО «Спортакадемпресс», 1999.
  9. Е.М. Социология управления: Учеб. пособие. М.: Тет-ра-Системс. 2000. — 288 с.
  10. А.С., Балабанова Е. С. Социальное неравенство: факторы углубления депривации // Социальные исследования. 2003. — № 7.
  11. В.Г. Исследование системы управления / В. Г. Белов, В. Г. Смольков. М., 2000.
  12. П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. М.: Медиум, 1995.
  13. Бестужев-Лада И. В. Социальные трансформации России: генезис, тенденции, перспективы // Шансы российской экономики / Под ред. Ю. М. Осипова, Е. С. Зотовой. -М., 1997.
  14. О.В. Динамика социальной структуры современного крупного российского города: Автореф. дис.. канд. социол. наук: 22.00.04 / Саратовский государственный технический университет. Саратов, 2004. — 18 с.
  15. А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. -М., 1989.
  16. Т.Ю., Тапилина B.C., Михеева А. Р. Социальная структура: неравенство в материальном благосостоянии. Новосибирск: ИЭи-ОПП СО РАН, 1992.
  17. Т.Ю., Тапилина B.C. Экономическая стратификация населения России в 90-е годы // Социальные исследования. 2001.- № 6.
  18. Ф.М. Социальные индикаторы что это такое? (Концепции и методы российской социологии) // Мир России. — 2004. — № 4.
  19. Ю. Очерки теории этноса. -М.: Наука, 1983.
  20. П. Начала. М.: Socio-Logos, 1994.
  21. П. Социология политики / Пер. с фр., сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко. М., 1993.
  22. В.М. Институты. Сверхколлективные образования и безличные формы социальной субъективности. М.: Российская Академия социальных наук, 1996.
  23. Ю.Г. Политика управления человеческими ресурсами // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2001. — № 2.
  24. Ю.Г. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. Саратов: ПАГС, 2002. — 155 с.
  25. В.В. Городская социология: учебное пособие для муниципальных управляющих. М.: МОНФ, 2000. 169 с.
  26. С. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры // Вопросы экономики. 1999. — № 2.
  27. М. Город // Макс Вебер. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.
  28. М. Класс, статус и партия // Социальная стратификация. М., 1992. Вып. 1.
  29. М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира. // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
  30. П.П. Адаптивный потенциал сельского социума (Социология села) // Социологические исследования. 2004. — N 12.
  31. П.П. Сельская действительность (социологический ракурс) // Социол. исслед.- 1996. № 10.
  32. П.П., Елютина М. Э., Штейнберг И. Е., Бахтурина JI.B. Старики российской деревни. Саратов. 2000.
  33. В.Г. Социальная организация пространства. М., 1988.
  34. Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика. 2003. — 224 с.
  35. Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991.
  36. Э. Устроение общества. Очерк теории структурации. М. Академический проект, 2003.
  37. З.Т. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества / З. Т. Голенкова, Ю. В. Гридчин, Е.Д. Игитха-нян. М.: Издательство Института социологии, 1998.
  38. З.Т., Игмтхаян Е. Д. Процессы интеграции и дезинтеграции в социальной структуре российского общества // Социс. 1999. — № 9.
  39. Н. «Игры» для мальчиков (гендерные аспекты реализации карьерных притязаний) // Социальные исследования. 2003. — № 1.
  40. Государственная кадровая политика и технологии ее реализации (на опыте Северо-Кавказского региона). Изд-во Северо-Кавказской академии государственной службы. Ростов н/Д. 2001.
  41. Государственная кадровая политика и технологии ее реализации. Ростов-н/Д., 2001.
  42. Государственная политика в социальной сфере. Проведение социальной политики на областном и муниципальном уровнях. Ч. 1.: Методические материалы. Екатеринбург: УРАГС. 1997. — 65 с.
  43. А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М.: Флинта, 1998. — 271 с.
  44. Дж. Развитие нового направления деятельности компании//Маркетинг. 1998.-№ 6.
  45. Н.А., Юдин П. А. Социальные ресурсы местного самоуправления. Белгород, 1997.
  46. Р. Современное положение теории стратификации // Дарендорф Р. Тропы из утопии. М., 2002.
  47. B.JT. Теоретические и институциональные проблемы организационной науки // Социологические исследования. 2005. — № 4.
  48. Э. Метод социологии. К., 1989.
  49. Э. Самоубийство. М.: Мысль, 1994.
  50. Э. Социология. Ей предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., сост., послесловие и прим. А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1995. — 352 с.
  51. Ежегодник-99: Государственная служба России. М., 2000.
  52. М.Э. Геронтологическое направление в структуре человеческого бытия Саратов: СГТУ, 1999. — 140 с.
  53. Женщины в бизнесе. М.: ИНИОН РАН, 1994.
  54. Журавлев A. JL, Хащенко В. А., Хащенко Н. Н. Влияние фактора пола на стиль руководства производственным коллективом // Социально-психологические резервы повышения эффективности деятельности трудового коллектива. М.: ИПАН, 1989.
  55. П.В. Менеджмент персонала: Учеб. пособие М.: Экзамен, 2004. — 447 с.
  56. В.Г., Чернышов А. П. Акмеологические проблемы профессионализма.-М., 1993.
  57. С.И. Динамика социальной дифференциации / Под ред. П. П. Великого. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1991.- 158 с.
  58. Г. Е. Пространство и время как формы социального бытия. Свердловск, 1997.
  59. Г. Е., Орлов Г. П. Социология: Учебник для студентов гуманитарных вузов. М.: Интерпракс, 1995. — 317 с.
  60. А.Г. Релятивистская теория нации и рефлексивная политика // Интеграция и дезинтеграция в современном мире: Россия и Запад. -М., 1997.
  61. А.Г. Этнополитические конфликты и динамика национального самосознания россиян // Куда идет Россия? Социальная трансформация постсоветского пространства. -М.: Аспект Пресс, 1996.
  62. JI.A. Социология города: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2000.- 182 с.
  63. Г. Проблемы социологии // Зиммель Г. Избранное. Т.2 Созерцание жизни. М.: Юрист, 1996.
  64. В.Н. Социальные технологии в современном мире. М., 1996.
  65. В.Н. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления / В. Н. Иванов, В. И. Патрушев. М.: Экономика, 2001. — 327 с.
  66. В.Н., Патрушев В. И. и др. Ресурсы региона: Технологии реализации. М. Н. Новгород. 1995.
  67. В.Г. и др. Кадровое обеспечение государственной службы. Ростов н/Д., 1994.
  68. В.И. Социальное неравенство. М.: Институт социологии РАН, 2000.
  69. И.П. Постмодернизм: от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. -М.: Интрада, 1998.
  70. В.И. Этнос как результат социального конструирования // Человек и этнос: философия, социология, этнология: Учебное пособие. Сыктывкар, 1998.
  71. В., Хосуева Н. Социальная мобильность региональной административной элиты в переходный период // Рубеж: Альманах социальных исследований. 1997. — Вып. 10/11.
  72. Л.А. Организация муниципальной службы. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1998. — 168 с.
  73. Л.А. Социальная организация государственной службы. М.: РАГС, 2000. — 224 с.
  74. Т. Ценностные ориентации работающих женщин и использование времени // Социальные исследования. — 2003. № 3.
  75. Ю.Л. Начало социологии. М.: Институт экспериментальной социологии, 2000.
  76. Ю.Л. Практическая типология социальных групп // Альманах российско-французского центра социологических исследований института социологии РАН. М., 1996.
  77. Е.А. Социальная экология. Человек в городской среде // социально-гуманитарные знания, 2000. — № 1.
  78. Е.И. Менеджмент социальной работы / Е. И. Комаров, Н. И. Войтенко. М., 1999.
  79. JI.B. Проблема бедности в социальном пространстве города // Современный город: социокультурные и экономические перспективы. Саратов. 2004.
  80. Р.В. Безбарьерное городское пространство для инвалидов // Саратов: идентичность, ресурсы, стратегии / Под ред. Т. П. Фокиной. Саратов: СГУ, 2004.
  81. JI.B. Идентификационные соответствия горожан в сфере социальной политики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции: «Саратов: формула идентичности и успеха». Саратов: Издательство Саратовского университета, 2004. 239 с.
  82. Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му)/ Под ред. В. Н. Шубкина. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
  83. Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования / Шереги Ф. Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997.
  84. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. -М.: Юрист, 1997.
  85. В.В. Социологические аспекты технологии оценки квалификации, образования и карьеры стратегического руководителя. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1995. — 195 с.
  86. М. Психологическая топология пути. СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1997.
  87. К. Капитал. Т.1 // Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. М., 1987. Т. 7.
  88. К. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19.
  89. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20.
  90. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 3.
  91. С.Д. Профессионалы в управлении. Л., 1991.
  92. .З. Теория организаций: Курс лекций М.: ИНФРА-М, 1998.-335 с.
  93. Мишель-Альдер Э. Стиль женского руководства. Лекция. Высшая коммерческая школа МВЭС. М., 1991.
  94. Муниципальная кадровая политика: Учебное пособие. М: Издательство Академии наук социальных технологий и местного самоуправления. 2003−255 с.
  95. Э.К., Белозерова Е. В. Социальная работа в городе: создание безбарьерной среды для инвалидов // Саратов: идентичность, ресурсы, стратегии / Под ред. Т. П. Фокиной. Саратов: СГУ, 2004.
  96. Г. И. Социология социальной сферы. М., 1999.
  97. Г. Социология как наука // Социальные исследования. -1968. -Вып.2.
  98. Ю.М. Теория хозяйства. М., 1998.
  99. Основы современного социального управления: теория и методология / Под ред. В. Н. Иванова. М.: Экономика, 2000. — 271 с.
  100. Т.О. Экономические основы социальной работы / Т. О. Пантелеева, Г. А. Червякова. М., 1999.
  101. Т. Аналитический подход к теории социальной стратификации. М., 2000. — 647 с.
  102. Т. Система современных обществ: Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1997.
  103. В.В. Информационное пространство. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001.
  104. В.В. Информационные технологии в сети предпочтения профессий // Тендер, власть, культура: социально-антропологический подход: Межвуз. сб. науч. статей. Саратов: СГТУ, 2000.
  105. В.В. Неравенство в доступе к ресурсам образования и информационные технологии // Социальное неравенство в образовании: проблема, исследования, действия: Материалы Междунар. семинара. Саратов: СГТУ, 2001.
  106. Н.П., Ковалевский В. Ф., Анисимов В. М. Кадры персонал. Словарь — тезаурус. М. 1994.
  107. В.Г. Человек в мире профессий // Вопросы философии. 1972.-№ 8.
  108. Политико-административная элита и государственная служба в системе властных отношений. Вып. 1. Ростов-н/Д, 1996.
  109. Е.М., Юркинен-Паккасвиста Т. Социальные сети и повседневная жизнь Санкт-Петербурга. Мир России. Социология. Этнология. Культура. Том IV. 1995.
  110. Постановление администрации города Саратова от 9 апреля 1999 года № 257 «Положение о порядке проведения аттестации муниципальных служащих города Саратова» // Гарант справочная правовая система.
  111. Постановление администрации города Саратова от 31 марта 2004 года № 76А «Об утверждении Методики определения нормативной потребности города Саратова в объектах социальной инфраструктуры» // Гарант -справочная правовая система.
  112. Постановление Правительства РФ от 14 января 2000 г. № 36 «О федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 20 002 005 годы» // Гарант справочная правовая система.
  113. А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003.-863 с.
  114. Профессионализм в системе государственной службы / Под ред. Ю. Г. Волкова. Ростов н/Д. 1997.
  115. Рабочий и инженер. Социальные факторы эффективности труда. М., 1985.
  116. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация: Учебное пособие. М.: Наука, 1995. — 240 с.
  117. Региональная государственная служба: проблемы, опыт, социологический анализ. Ростов н/Д.: Северо-Кавказская академия государственной службы, 1996. — 195 с.
  118. Н.М. Народное благосостояние. Тенденции и перспективы / Н. М. Римашевская, Л. А. Оников. М.: Наука, 1991.
  119. П.В. Власть, управление и контроль в организациях: Антропологические исследования современного общества. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003.-403 с.
  120. П.В. Социологическая интерпретация менеджмента. -Саратов: СГТУ, 2000. 216 с.
  121. Российская газета. 1997. — 5 августа.
  122. С., Рощина Я. Мужчины, женщины и предпринимательство // Человек и труд. 1994. — № 2.
  123. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми // Ж.-Ж. Руссо. Об общественном договоре. Трактаты. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 1998.
  124. С.Г. Феномен рассогласованности статусов: теоретические основы исследования. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1995.
  125. Л.Я. Регион как социальная система и система жизнеобеспечения населения // Регион: социально-экономический, этнографический и культурный феномен России: Сборник научных трудов. Саратов: ПАГС, 2003. — 280 с.
  126. Г. А., Смитбург Д. У., Томпсон В. А. Менеджмент в организациях: Учеб.: Сокр. пер. с англ. М.: РАГС: Экономика, 1995. — 335 с.
  127. Г. Г. Социогендерные отношения в период социальной трансформации России // Социальные исследования. 1994. — № 3.
  128. А.Л. Пространство в структуре мира. Новосибирск: Наука. 1990.
  129. Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. -СПб., 1996.
  130. Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие М.: Аудит: ЮНИТИ, 1998. — 374 с.
  131. Э.А. Управленческие решения: Учеб. пособие М.: ИНФРА-М, 2001. — 264 с.
  132. И.А. Этнические аспекты тендерного социального неравенства // Социальные исследования. 2003. — № 1.
  133. Современная государственная кадровая политика и эффективность управления / Игнатов В. Г., Колесников В. А., Кузнецов В. А. и другие. -Р-н/Д.: Северо-Кавказская академия государственной службы, 1998. 120 с.
  134. Современная женщина: Энциклопедический справочник / Сост. и общ. ред. З. Э. Молоковой. -М., 1999. -280 с.
  135. В. Общественные оценки государственных служащих // Социология власти. 1998. -№ 1.
  136. П. Система социологии. М., 1993. Т. 2.
  137. П. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. АЛО. Соломонова. М., 1992. — 543 с.
  138. Н.Д. Проблема взаимосвязи образования и социальной дифференциации в зарубежной социологии // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 2001. — № 2.
  139. Социальное положение и уровень жизни населения России. Стат. сборник: Госкомстат России. М., 2002. — 502 с.
  140. Социологические проблемы управления: Учеб. пособие. Екатеринбург: Уральская академия государственной службы, 1997. — 65 с.
  141. Социологический анализ эффективности государственных служащих (региональный уровень) // Эффективность государственной власти и управления в современной России. Ростов н/Д., 1998 — № 1.
  142. Социология молодежи в контексте социальной работы: Учеб. пособие / В. Н. Ярская, JI.C. Яковлев, А. Ю. Слепухин и др. Саратов: Сарат. Гос. техн. Ун-т, 2004. 300 с.
  143. Социология образования: Учеб. пособие / В. Ярская, И. Лошако-ва, Д. Зайцев, Л. Шалаева, О. Григорьева, И. Иванова / Под ред. Д. Зайцева. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2004. 330 с.
  144. Социология управления: Учеб. пособие. Хабаровск: ДВАГС, 1998.-32 с.
  145. Средний класс в современном российском обществе. М.: РОССПЭН, 2000. — 303 с.
  146. Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций / Под общ. ред. О. А. Ворониной. М.: МГЦИ, 2001.
  147. Н.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. М.: РОССПЭН, 1999.
  148. В.В. Практический кадровый менеджмент // Служба кадров. 2000.-N 4.
  149. В.В., Дятлов В. А. Менеджмент персонала предприятия. -М.: Дело, 1998.-272 с.
  150. В.В., Дятлов В. А. Профессиональный рост и планирование карьеры // Управление персоналом. 1999. — N 8.
  151. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества / Под ред. З. Т. Голенковой. -М.: РАН, 2000. 481 с.
  152. О.Е. Престиж центра: городская социальная сегрегация в Москве. М.: ЮНИТИ, 1995.
  153. О.Е. Престиж центра: социально-пространственная сегрегация в Москве // Социологический журнал. 1994. — № 4.
  154. И.С. Городской образ жизни: теоретический аспект // Социальные исследования. 1995. — № 5.
  155. А.И. Профессионализм и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. М.: Флинта. 1998.
  156. И.О. Тендерные аспекты занятости и управления // Социальные исследования. 2002. — № 11.
  157. Учет тендерных факторов в процессе принятия экономических решений // Хроника ООН, ноябрь 1995. Т. XXXVI. — № 2.
  158. Федеральный закон от 24 мая 1995 года № 181 «О социальной защите инвалидов» // Гарант справочная правовая система.
  159. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. (с изменениями от 11 ноября 2003 г.) № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Гарант -справочная правовая система.
  160. С.П. Социальная инфраструктура современного российского города // Социальные исследования. 2000 — № 4.
  161. , JI. Модель управления качеством социальной ответственности организации //Проблемы теории и практики управления. 2003. — N 2.
  162. А.Ф. Общество и пространство: обзор монографий Бенно Верлена // Социологический журнал, 1996. — № Уг.
  163. А.Ф. Теоретические основания социологии пространства. М.: Канон-Пресс-Ц, 2003.
  164. А.Ф. Элементарная социология пространства // Социологический журнал. 1995. -№ 1.
  165. Т.П. Теория организации: Курс лекций Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. — 76 с.
  166. С.С. Социология. Учебник. М.: Наука, 1994. 256 с.
  167. JI. Социальное неравенство в российском обществе: мнения и оценки // Мониторинг общественного мнения. 1999. — № 4.
  168. Т.В., Дьякович М. П. К оценке трудового потенциала предприятия // Социальные исследования 2003. — № 3 (227).
  169. Е.И. Теория и методика социальной работы / Е.И. Хо-лостова, В. И. Жуков, В. И. Зайнышев. М., 1994.
  170. А.В. Бюджетные исследования. История и методы // Чаянов А. В. Избранные труды. — М.: Финансы и статистика, 1991.
  171. Т.И. Архитектоника социального пространства. Саратов: СГТУ, 2004.
  172. Т.И. Пространство личности и досуговая активность // Жизненное пространство России / Под ред. проф. В. Б. Устьянцева и проф. В. Б. Самсонова. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1999.
  173. А.Е. Женщина во главе фирмы. М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998.
  174. А.Е. Женщина и мужчина как топ-менеджеры российских компаний // Социальные исследования. 2003. — № 1.
  175. М. Маркетинг будущего // Советник. 2005. — № 5.
  176. JI.A. Тендерные стереотипы на рынке труда Татарстана // Социальные исследования. 2003. — № 3.
  177. С.В. Лидерство в современном бизнесе. М.: Бизнес-школа: Интел-Синтез, 2003. — 63 с.
  178. С.В. Управление персоналом современной организации: Монография // Управление персоналом. 1998. — № 10.
  179. Шеховцев АЛО. Информационные аспекты познавательных и коммуникативных процессов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1998. — 169 с.
  180. Шеховцев АЛО. Информационная парадигма в структуре современного мышления. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1998. — 175 с.
  181. О.И. Декларируемая и реальная социальная политика // Мир России. 2001. № 2.
  182. О.И., Сергеев Н. В. Реальные группы в социальной структуре современной России // Куда идет Россия?. Власть, общество, личность / Под общ. ред. Т. И. Заславской. М., 2000.
  183. П. Социология социальных изменений / Под ред. В. А. Ядова. М.: Аспект Пресс, 1996.
  184. П. Понятие социальной структуры: попытка обобщения // Социологические исследования. 2001. — № 9.
  185. Этносоциальные проблемы города. М., 1986. 4.2.
  186. Эффективность государственной власти и управления в современной России / Игнатов В. Г. и др. Р-н/Д: СКАГС, 1998.
  187. В. Разумно ли копировать западный опыт в управлении российскими предприятиями, то есть нужен ли нам «менеджмент» или «управление производством»? // Общество и экономика. 2001. — № 11−12.
  188. В. Россия как трансформирующееся общество (Резюме многолетней дискуссии социологов) // Общество и экономика. 1999. — № 10−11.
  189. В. Теоретическая социология в России: проблемы и решения // Общество и экономика. 1999. № 3−4.
  190. JI.C. Инвайроментальные механизмы социализации: структурация жизненных пространств / Под ред. В. Н. Ярской. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1997. 296 с.
  191. В.Н. Антропология социальной политики // Человеческие ресурсы. 1998. — № 2.
  192. В.Н. Глобализация социального пространства // Интеграционные процессы в современном обществе. Саратов: СГТУ, 2003.
  193. В.Н. Пространство социальной политики // Актуальные проблемы управления и социальной политики. Саратов: Сарат. гос. торгово-промышл. палата, 2002.
  194. В.Н. Социальная политика в контексте глобализации // Статьи российских социологов для участников русского форума на XV всемирном конгрессе социологов в Брисбене, Австралия, 7−13 июля. РИЦ ИСПИРАН. М. 2002.
  195. В.Н. Социальное конструирование времени // Философия. Наука. Культура. Творчество. Всероссийские Аскинские чтения. Саратов: ПМУЦ, 1999.
  196. В., Ярская-Смирнова Е. «Не мужское это дело.» Тендерный анализ занятости в социальной сфере // Социальные исследования. -2002. № 6-
  197. Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности. -Саратов, 1997.
  198. Ярская-Смирнова Е. Р. Специальное и темпоральное измерение нетипичности // Пространство и время в современной социологической теории / Под ред. IO.JI. Качанова. М.: Изд-во Института Социологии РАН, 2000.
  199. Кадровая политика в государственной службе (Социологические аспекты) // Информационно-аналитический бюллетень: Социология власти. -М.: РАГС. 1997. — 102 с.
  200. Мониторинг кадров государственной службы // Информационно-аналитический бюллетень: Социология власти. М.: Изд-во РАГС. — 1998. -№ 4−5.
  201. Социологический эскиз коллективного портрета государственных служащих // Информационно-аналитический бюллетень: Социология власти. М.: Издательство РАГС. — 2000. — 158 с.
  202. Социально-экономическое положение города Саратова за январь-декабрь 2003 года. Статистический сборник. Саратов, 2004. — 105 с.
  203. Cuche D. La notion de culture dans les science socials. P., 1996.
  204. Davis K., Moore W. Some Principles of Stratification // Amer. Sociol. Rev. 1945. Vol. 10, N 4. p. 242−249. Перевод взят из сборника: Социальная стратификация. М., 1992. Вып. 1.
  205. Eagly А.Н., Karaus S.J., Makhijani M.J. Gender and Effectiveness of Leaders: A Meta-analysis // Psychological Bulletin, 1995. V. 17. № 1.
  206. Eagly A.H. Gender and Emergency of Leaders: A Meta-analysis // Journal of Personal and Social Psychology. 1991. V. 4 (19)
  207. Ficher. C. To Dwell Among Friends: Personal Networks in Town and City. Chicago University Press. 1982.
  208. Gans H. Urbanism and sururbansm as ways of life: a revolution of definitions. In H. Gans. People? Plans and policies. New York: Columbia University Press and Russel Sage Foundation. 1991.
  209. Green D.G. Equalizing People: Why Social Justice Threatens Liberty. IE A: 1990.
  210. Grozs E. Space, Time and Perversion: Essays on the Politics of Bodies. New York: Routledge, 1995.
  211. Hagerstrand T. Space, Time and Human Conditions. London, New York: Prentice Hall International, 1975. 348 p.
  212. Janowitz. M. The community press in the Urban settings: The Social Elements of Urbanizm. Chicago: Chicago University Press. 1961.
  213. Jordan B. Theory of Poverty and Social Exclusion. Cambridge: Polity Press, 1996.
  214. Lefebvre H. The Prodaction of Space. Oxford: Blackwell, 1994.
  215. Lenski G.E. Power and Privilege. A Theory of Social Stratification. N.Y., St. Louis, San Francisco, Toronto, L., Sydney: McGraw-Hill Book Company, 1966. Перевод с англ. В. И. Ильина. Социальное неравенство. М.: Институт социологии РАН, 2000.
  216. Marger M.N. Race and Ethnic Relations. 2nd edition. Belmont, California: Wadsworth Publishing Company, 1991.
  217. Marshall G. Concise Dictionary of Sociology. Oxford, N. Y.: Oxford University Press, 1996.
  218. Susser. I. Norman Street. New-York: Oxford University Press. 1982.
  219. Suttles. G. The social construction of communities. Chicago- London: University of Chicago Press. 1972.
  220. The Social Science Encyclopedia // Kuper A., Kuper J. (eds). L., 1985.
  221. Warren R. And Warren D. The neighborhood Organizer’s Handbook. Notre Dame, IN: Notre Dame University Press. 1977.
Заполнить форму текущей работой