Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Рабочее время и пути его эффективного использования в банковской сфере

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эмпирической и фактологической базой диссертационного исследования послужили материалы Минтруда, Министерства финансов и других государственных ведомств Российской Федерации, занимающихся проблемами трудовых отношений и рабочего времени, а также конвенции и рекомендации МОТ, нормативно-правовые акты Европейского союза по вопросам продолжительности рабочего дня. Важная информация была получена… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ КАТЕГОРИИ «РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ»
    • 1. Количественный подход к рабочему времени в системе трудовых отношений индустриального общества
    • 2. Гибкое рабочее временя — новое явление в организации труда
    • 3. Новое понимание категории «рабочее время»: содержательный подход
  • ГЛАВА II. РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ: ПРАВОВЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
    • 1. Совершенствование правовой основы трудовых отношений
    • 2. Роль деловой этики в использовании рабочего времени
  • ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ РОССИИ
    • 1. Банковская система России как объект реформирования
    • 2. Характерные черты трудовых отношений в банковской сфере России
    • 3. Эффективное использование рабочего времени — одна из ключевых проблем российских банков

Рабочее время и пути его эффективного использования в банковской сфере (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена, во-первых, той важной ролью, которую проблемы рабочего времени всегда играли и продолжают играть в системе трудовых отношений. Во-вторых, существует необходимость концептуального переосмысления категории «рабочее время» в связи с эволюцией всей системы трудовых отношений в условиях дальнейшего научно-технического прогресса, возрастания роли интеллектуального труда и социальной функции предпринимательства. В третьих, проблема рабочего времени приобретает особую практическую значимость и злободневность в связи с продолжающейся подготовкой Трудового кодекса РФ. В четвертых, в период реформирования российской системы трудовых отношений, по-нашему мнению, остро встает вопрос о концептуальном обосновании содержательного подхода к рабочему времени и его более эффективном использовании преимущественно в тех сферах экономической деятельности, где в значительной мере используется высококвалифицированный и интеллектуальный труд наемных работников. Банковская система является одной из таких сфер. Финансовый кризис августа 1998 года со всей очевидностью продемонстрировал слабость российской банковской системы, оказавшейся неспособной реализовать свою основную функцию — стать своеобразной «кровеносной системой» реального сектора экономики. Реформирование российской банковской системы не может быть ограничено только административными мерами. Актуальным является также реформирование трудовых отношений в российских банках и повышение эффективности использования рабочего времени. В-пятых, Россия стремиться адаптировать свою систему трудовых отношений к международным стандартам, конвенциям и рекомендациям международной организации труда (МОТ). В этой связи актуальным является обобщение теории и практики использования рабочего времени в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой и критическое использование этого опыта в российских трудовых отношениях.

Состояние научной разработанности темы. Многие теоретико-методологические положения относительно рабочего времени были сформулированы еще в XIX веке классиками политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс и др.)1.

В XX веке анализ рабочего времени в основном осуществлялся на микроэкономическом уровне через призму его использования на крупных промышленных предприятиях, основные трудовые ресурсы которых преимущественно составляли «специализированные рабочие», занятые малоквалифицированным физическим трудом. В условиях конвейерной системы массового производства «научная организация труда» Ф. Тейлора была направлена на поиск наиболее эффективных методов использования рабочего времени, которое рассматривалось в качестве основной количественной меры нормирования труда наемных рабочих2.

Принципиально иные методологические основы и идеологические взгляды отечественных исследователей по проблемам экономики труда советского периода не помещали им взять на вооружение концепции школы научного управления и количественный подход к рабочему времени3.

Однако после второй мировой войны и особенно в последние десятилетия система трудовых отношений в промышленно развитых странах претерпевает глубокие изменения: удельный вес промышленных рабочих, занятых на крупных предприятиях стал сокращаться,.

1 См.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов, М., 1997; Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения // Сочинения. В 2-х т. М., 1955. Маркс К. Капитал // Избранные сочинения. В 9-ти т. М., 1987.

2 См.: Тейлор Ф. Принципы научного менеджмента. М., 1991. Менеджмент. М., 1992. Ганнт Г. Л. Организация труда. М., 1923. Гилбрет Ф. Изучение усталости. М., 1921; Прикладное изучение движений. М., 1925; Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. М., 1997. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. М., 1989. Сегодня и завтра. М., 1992.

3 См: Гастев А. К. Как надо работать: Практическое введение в НОТ. М.: Экономика, 1966. Дубровский Ю. Н. Система понятий и категорий научной организации труда. М.- Экономика, 1973. и др. 2 увеличивается численность работников в сфере услуг (особенно в тех областях, где особую роль стал играть квалифицированный и интеллектуальный труд), продолжительность рабочего времени сокращается, внедряются системы его гибкого использования, происходит размывание границ между рабочим и свободным временем.

Наиболее полно новые явления экономической эволюции отразились в общих теориях постиндустриального общества, постфордизма, постэкономического общества, «конца наемного труда» и др4. В них содержится обоснованная критика тейлоровско-фордовской системы организации труда, но рабочее время как самостоятельная проблема обычно не рассматривается. В этих теориях новые явления и проблемы скорее описаны, чем методологически строго объяснены.

Другое направление исследований, но уже на микроэкономическом уровне, представляют работы теоретиков «социального менеджмента». Для нас особый интерес представляли новые подходы к управлению персоналом, эволюции трудовых отношений, роли социокультурных факторов в мотивации труда, значению интеллектуального труда и интеллектуальной собственности и др.5 Тем не менее, необходимо отметить, что в своем подавляющем большинстве эти исследователи являются не экономистами, а социологами или психологами. Таким.

4 См: Bell D. The Comming of Post-Industrial Society. London, 1974. Handy C. The Age of Unreason. N. Y. 1989. Lash S., Uriy S. The End of Organised Capitalism. Polity Press.- 1991. Tourane A. The Post-Indastrial Society. Tomorrow’s Social History: Classes, Conflicts & Culture in the Programmed Society. N. Y., 1971. Иноземцев В. За пределами экономического общества. Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире. М., 1998; Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. / Под ред. В. Л. Иноземцева. М., 1999. Шевчук А. В. Постфордистские теории // Российский экономический журнал. 1999. № 4. и др.

5 См: Masiow A. Motivation and Personality. N.Y., 1970. Likert R. The Human Organization. N.Y., 1967. McGregor D. The Human Side of Enterprise. N.Y., I960. Herzberg F. Work and the Nature of Man. Cleveland, 1966. Журавлев П. В., Кулапов М. Н., Сухарев С. А. Мировой опыт в управлении персоналом. М., 1998. Вильховченко Э. Социально-профессиональное развитие человека в производстве передовых стран И МЭИМО. 1997. № 8. Место человека в новейшем производстве и проблема технологического трудовытеснения в развитых странах // МЭИМО. 1998. № 5. Тарасова H. Н. От приказа к мотивации: новые принципы управления в США // Полис. 1993. № 2. Татарников А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. М., 1992. Грачев М. В. Суперкадры: управление персоналом в сеждународной корпорации ЗМ. М., 1990. и др. образом, проблема оценки содержания рабочего времени и в рамках этого направления не получила углубленного экономического анализа.

В отечественной науке в области экономики труда в последние годы безусловно произошли существенные сдвиги. Логично, что постсоветская наука идет от общего к конкретному в анализе российской системы трудовых отношений. В последние годы появились фундаментальные труды В. Адамчука, Л. Костина, А. Рофе, Г. Зущиной, А. Жукова, Н. Гриценко, В. Смолькова, Н. Киселева, Г. Меликяна, Р. Колосовой и др6. Однако у ведущих отечественных специалистов по проблемам трудовых отношений еще «не дошли руки» до такой более конкретной проблемы как использование рабочего времени в тех сферах экономической деятельности, основу которых составляет высококвалифицированный интеллектуальный труд, хотя общесоциологические исследования рабочего и свободного времени велись еще в советский период7.

Целью диссертационного исследования является концептуальное обоснование содержательного подхода к рабочему времени и определение на этой основе основных направлений его более эффективного использования в тех сферах экономической деятельности, где решающая роль принадлежит квалифицированному интеллектуальному труду.

В соответствии с главной целью были поставлены следующие основные задачи исследования: 1) исследовать историческую эволюцию теоретико-методологических аспектов категории «рабочее время" — 2) изучить зарубежный опыт использования рабочего времени с точки зрения возможности использования его элементов в отечественной.

6 Адамчук В. В., Кокин Ю. П. Яковлев Р. А. Экономика труда. М., 1999. Костин Л. А. Российский рынок труда. Вопросы теории, истории, практики. М., 1998; Киселев В. Н., Смольков В. Г. Социальное партнерство в России. М., 1998. Гриценко H. Н., Кадейкин В. А. Профсоюзы России: основные этапы развития и уроки пройденного пути. М., 1996. Рофе А. И., Збьпнко Б. Г., Ишин В. В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. М., 1998. Жуков А., Рошко И. Н. О социальном партнерстве, коллективных договорах и оплате труда. М., 1993. Экономика труда и социально-трудовые отношения. / Под ред. Г. Г. Меликяна, Р. П. Колосовой. М., 1996. и др.

7 См.: Пруденский Т. Проблемы рабочего и внерабочего времени. М., 1972. Патрушев В. Возможные изменения в использовании бюджета времени // Совдологические исследования. 1982. № 1. Групган Б. Свободное время. Актуальные проблемы. М&bdquo- 1980. Пименова В. Свободное время в социалистическом обществе. M., 1974. и др. практике- 3) конкретизировать место и роль рабочего времени в процессе реформирования российской системы трудовых отношений- 4) выявить специфику использования рабочего времени в банковской системе как сфере экономической деятельности в значительной мере использующей высококвалифицированный интеллектуальный труд- 5) определить основные направления более эффективного использования рабочего времени в российской банковской системе- 6) выработать практические рекомендации по повышению эффективности использования рабочего времени в российских банках.

Объект диссертационного исследования — рабочее время как важная составляющая системы трудовых отношений, предмет — использование рабочего времени в банковской системе как одной из интелектуальноемких сфер экономической деятельности.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования являются 1) теория цивилизационного и многофакторного развития рыночной экономики- 2) такие научные методы познания социальных и экономических явлений как системный, сравнительный, конкретно-исторический и др.- 3) ключевые положения трудов отечественных и зарубежных исследователей по проблемам трудовых отношений и рабочего времени.

Эмпирической и фактологической базой диссертационного исследования послужили материалы Минтруда, Министерства финансов и других государственных ведомств Российской Федерации, занимающихся проблемами трудовых отношений и рабочего времени, а также конвенции и рекомендации МОТ, нормативно-правовые акты Европейского союза по вопросам продолжительности рабочего дня. Важная информация была получена в результате изучения обширного научно-монографического материала (отечественного и зарубежного), публикаций по вопросам использования рабочего времени в банковской сфере России. Одной из составляющих эмпирической базы исследования стали социологические опросы, проведенные автором диссертации в коммерческих банках Москвы8. Следует отметить, что при их проведении диссертант встретился с рядом трудностей, обусловленных сильной закрытостью банковской системы, необходимостью сохранения коммерческой информации. Вследствие этого опрос мог проводиться только на неформальной основе. В целом его результаты требуют критического осмысления. Определенную роль сыграли социологические опросы ВЦИОМа и других научно-исследовательских центров. Очень полезными оказались интервью руководителей коммерческих банков в СМИ, дающие представления о социальном облике российского банкира. Существенным источником информации послужила и практическая деятельность автора диссертации в одном из московских банков.

Научная новизна диссертационного исследования, связанная с реализацией сформулированной цели, заключается в разработке концепции содержательного подхода к рабочему времени на примере одного из интелектуальноемких секторов российской экономикибанковской системы.

Основные научные результаты диссертации (конкретный личный вклад соискателя в разработку проблемы), вынесенные на защиту видятся нам следующим образом:

1. На основе анализа эволюции трудовых отношений, связанной с глубокими социально-экономическими изменениями в современной рыночной экономике конкретизированы некоторые аспекты рабочего времени: а) количественный подход к рабочему времениб) содержательный подход к рабочему временив) содержательное время труда.

2. Дано концептуальное обоснование содержательного подхода к рабочему времени, имеющего приоритетное значение для.

8 Всего было опрошено 67 человек, работающих в 22 московских банках, список которых вынесен в приложение .№ 2. экономических секторов для которых особую роль играет высококвалифицированный интеллектуальный труд наемных работников (в частности, для банковской системы). Обоснованы суть и особенности содержательного подхода, состоящие в том, что: а) основным критерием эффективности использования содержательного времени становится не количество отработанных часов, а конечные результаты содержательного труда, такие особенности как профессионализм, интеллектуальный потенциал, творческая инициатива, способность к инновациям, умение работать в командев) значительная часть работников умственного труда уступает своему работодателю не столько свою рабочую силу на определенный промежуток времени (рабочее время), сколько свою интеллектуальную собственность, которая формируется частично и в свободное времяг) ко времени содержательного труда относится и время предпринимательской деятельности.

3. В результате анализа деятельности российских банков выявлена объективная необходимость реформирования трудовых отношений через: а) совершенствование ее правовой основыб) формирование корпоративной философии банковского дела на здоровой этической основев) более эффективное использование рабочего времени при дифференцированном подходе к различным группам участников банковской деятельности (технические исполнители, рядовые специалисты, высококлассные специалисты-«генераторы идей», руководители).

4. На основе содержательного подхода ко времени труда банковских работников определено, что а) практика использования сверхурочных часов для технических работников является чаще всего результатом неэффективного менеджментаб) рядовые специалисты и «генераторы идей» могли бы более эффективно использовать свое рабочее время если рутинные операции выполнялись бы техническими работникамив) в новых условиях выживание банка зависит в большей мере от того времени, которое его руководители тратят на стратегическое планирование (нахождение рыночной ниши, обслуживание реального сектора экономики, диверсификация деятельности, развитие внешнеэкономической деятельности, использование новейших финансовых технологий).

Практическая значимость диссертации состоит в том, что обоснованные в ней выводы и рекомендации могут быть использованы в практической деятельности российских банков, когда перед ними стоит острая проблема реформирования системы трудовых отношений и более эффективного использования рабочего времени. Мы также надеемся, что вторая глава диссертации «Реформирование системы трудовых отношений: правовые и этические аспекты», отправленная нами в Государственную думу РФ, может быть использована при обсуждении проекта нового Трудового кодекса РФ. Первая глава диссертации «Теоретические основы категории „рабочее время“ и ее историческая эволюция» может быть использована в преподавании вузовских курсов «Экономика и социология труда», «Управление трудовыми ресурсами».

Апробация результатов исследования. В ноябре 1999 года соискатель выступил с докладом по теме своего исследования на кафедре менеджмента и предпринимательства факультета экономических и социальных наук Академии народного хозяйства при Правительстве РФ и получил рекомендацию кафедры для публикации в научном сборнике АНХ. Основные результаты исследования в октябре 1999 года были заслушаны и получили одобрение на заседании Научно-методического центра социального партнерства и профсоюзного движения Академии труда и социальных отношений. Диссертация прошла обсуждение на кафедре экономики труда и занятости Академии труда и социальных отношений и была рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение

.

Принципиальные сдвиги, произошедшие в системе трудовых отношений за рубежом и в России подталкивают к поиску новых подходов к проблеме рабочего времени, конкретизировать ее некоторые теоретические аспекты. Предлагаемый нами содержательный подход к рабочему времени означает:

1. Традиционное понимание категории «рабочее время» модифицируется, в ее современном содержании все более находят свое отражение новые тенденции эволюции рыночной экономики (очередная волна научно-технического прогресса, возрастание роли высококвалифицированного труда и научных знаний, интеллектуального капитала, социальной функции предприятия и т. п.). В наибольшей степени эти тенденции пробивают себе дорогу в тех сферах экономической деятельности, где решающую роль начинает играть высококвалифицированный интеллектуальный труд, например, в финансово-банковской системе.

2. Понятие «рабочее время» все чаще используется в его более широком значении, так как время высококвалифицированного интеллектуального труда включает в себя не только время физического пребывания работника на своем рабочем месте, но и часть его свободного времени. В этой связи было бы целесообразно ввести в научный оборот понятие «содержательное время труда». Содержательный подход предполагает, что время предпринимательской деятельности (в том числе банковской) можно отнести к понятию содержательного времени труда.

3. Оценку конечных результатов квалифицированного интеллектуального труда уже невозможно осуществлять на основе рабочих часов. Оценочными ориентирами должны стать содержательные аспекты труда: профессионализм, интеллектуальный потенциал, талант работника. Содержательный подход неизбежно ставит вопрос «что продает квалифицированный работник работодателю — рабочую силу способность к труду) или интеллектуальную собственность?». Мы склоняемся ко второму ответу.

Проблема более эффективного использования рабочего времени в банковской сфере зависит в первую очередь от макроэкономических решений. Речь идет о социально-экономической стратегии государства, в которой должна быть четко сформулирована идея о том, что решающим фактором в развитии российской экономики должны стать высококвалифицированный труд и научные знания, что необходимо разрабатывать новые подходы к использованию рабочего времени, оплате труда и т. п. В этой стратегии должна быть обозначена и роль банковской системы как своего рода «кровеносной системы» экономики. Очевидно, что благополучие банков зависит также от уровня жизни населения, формирования средних слоев, денежные средства которых могут быть аккумулированы банковской системой.

Пристальное внимание следует уделить совершенствованию правовой основы банковской деятельности, особенно усилению ответственности за вклады, что со временем должно повысить доверие населения к банкам. В свете исследуемой нами проблемы особое значение приобретает разработка и принятие нового Трудового кодекса, в котором должны найти отражения новые тенденции в использовании рабочего времени (более широкое использование гибких форм рабочего времени, ограничение сверхурочных часов и. п.). Однако далеко не все проблемы, связанные с рабочим временем, могут быть полностью решены на макроэкономическом уровне. В условиях развития рыночной экономики ответственность все более переносится на уровень хозяйствующих субъектов.

Особое значение на микроэкономическом уровне приобретает проблема деловой этики, в которой также должно найти отражение усиление роли высококвалифицированного труда и партнерских отношений. Авторитарные методы управления, конфронтационные отношения между работниками и работодателям в современных условиях становятся неэффективными. Более продуктивный путь — формирование в рамках банка корпоративной философии, что в конечном итоге сказывается на эффективности использования рабочего времени. Корпоративная философия может воплощаться в специальные этические кодексы, которые являются своеобразной «визитной карточкой» банка в глазах общества и работников банка.

Новые аспекты трудовых отношений (корпоративная философия, партисипативное управление, субсидиарность и др.) не снимают проблемы социальной защиты интересов наемных работников в банковской сфере. По нашему мнению, необходимо усиление позиций профсоюзов. Банковские служащие должны иметь свою профсоюзную организацию, которая стала бы полноправным социальным партнером в регулировании трудовых отношений таких предпринимательских организаций как Ассоциация российских банков, Национальной ассоциации валютных бирж и т. п. Содержательный подход к рабочему времени должен найти свое отражение как в индивидуальном трудовом контракте, так и в коллективном договоре, согласование условий и подписание которого являются главной задачей профсоюзов. Само признание права наемных работников на объединение в профессиональные организации должно быть подкреплено этической нормой, зафиксированной в этическом кодексе банка.

Эффективное использование рабочего времени прежде всего зависит от его упорядоченности в стенах самого банка. Управление рабочим временем в банковской системе должно основываться на дифференцированном подходе к различным группам банковских работников и к каждому работнику в отдельности. Для каждой из выделенных нами групп (технические работники, специалисты, «генераторы идей», руководящий состав) должна быть разработана своя методика более эффективного использования рабочего времени. Для технических работников могут быть использованы определенные формы гибкого рабочего времени, важной проблемой здесь является и сокращение сверхурочных часов с возможностью последующей их ликвидации в рамках использования системы фонда годового рабочего времени. Специалистов необходимо разгрузить в плане нефункциональных затрат рабочего времени, которые могут осуществляться техническими работниками. Применительно к категории высококлассных специалистов, «генераторов идей» должны быть разработаны критерии оценки их труда, на основе профессионализма, интеллектуального потенциала, способности к инновациям таланты и т. п. Своя методика повышения эффективности использования рабочего времени должна быть разработана для руководителей банка с учетом их основной функции — стратегического планирования. В современных российских условиях оно предполагает определение рыночной ниши, связь с реальным сектором экономики, поиск новых клиентов, повышение доверия к банку, развитие внешнеэкономической деятельности. К осуществлению функции стратегического планирования необходимо активно привлекать «генераторов идей».

Сформулированные выводы и практические рекомендации по более эффективному использованию рабочего времени сделаны на основе анализа трудовых отношений в российских банках. Однако нам представляется, что многие из них могут быть применены и в других сферах экономической деятельности, где важное значение имеет высококвалифицированный интеллектуальный труд: конструкторские бюро, маркетинговые и финансовые службы крупных промышленных предприятий, консалтинговые и аудиторские фирмы и другие.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.А. Банковская система России: либеральные реформы и их последствия// Деньги и кредит. 1997. № 4.
  2. Л. й. Заметки о российском предпринимательстве. М., 1994.
  3. Ю. Особенности и проблемы формирования персонала российских коммерческих банков // Деньги и кредит. 1995. № 7.
  4. В. В., Кокин Ю. П. Яковлев Р. А. Экономика труда. М., 1999.
  5. А. Служба персонала в системе коммерческого банка. // Банковское дело. 1995. № 1.
  6. С. В. особенности менеджмента в коммерческих банках в условиях российской экономики // Современный менеджмент ключ к экономическому подъему. 4.2. М.: РАГС, 1999.
  7. А., Сырмолотов Д. Российские банки в 1996 году: развитие системного кризиса // Вопросы экономики. 1999. № 5.
  8. С. Промышленные предприятия и экономическая политика // МЭиМО. 1996. № 6.
  9. Банки Москвы: Справочник потребителя. М., 1997.
  10. Банковская система России // Деньги и кредит. 1993. № 5.
  11. Банковский кризис: туман рассеивается? (Доклад Центра развития под руководством С. Алексашенко) // Вопросы экономики. 1999. № 5.
  12. Банковское дело // Под ред. О. И. Лаврушина. М., 1994.
  13. Банковское дело: Справочное пособие / Под ред. Ю. А. Бабичевой. М., 1995.
  14. С.А. Управление персоналом. М., 1996.
  15. Бор М. 3., Патянко В. В. Стратегическое управление банковской деятельностью. М. 1995.
  16. Бор М.З., Пятенко В. В. Менеджмент банков: организация, стратегия, планирование. М., 1997.
  17. И.Ю., Соколова E.H. О стимулировании работников коммерческих банков // Деньги и кредит. 1994. № 11−12.
  18. Э.Н. Регулирование деятельности коммерческого банка М., 1995.
  19. М. Протестантская этика и дух капитализма И Избранные произведения. М. Д990.
  20. В.И. О деловой этике и этикете. М., 1994.
  21. В. Р. Практический менеджмент персонала. М., 1998.
  22. И. Е. Развитие производственной демократии в условиях переходной российской экономики. // Труд и социальные отношения. 1998. № 2.
  23. И. Е. Становление отношений социального партнерства на уровне хозяйственной организации (аспекты собственности, управления и распределения результатов производства). // Российский экономический журнал. 1997. № 10.
  24. В. А. Организация стратегического управления на предприятии. М., 1996.
  25. Ю. Я. Объективная основа социального партнерства. // Труд и социальные отношения. 1997. № 3.
  26. М.М. Современная технология кадровой работы в банках // Деньги и кредит. 1996. № 3.
  27. Ф. И. Взаимодействие профсоюзов с органами государственной власти по обеспечению защиты прав трудящихся. // Человек, труд, реформы. № 4. 1995.
  28. В.П. Управление персоналом и стратегия предприятия. СПб., 1994.
  29. А.К. Как надо работать: Практическое введение в НОТ. М.: Экономика, 1966.
  30. Н., Иванов Н., Михина М. Стратегия развития человеческих ресурсов в условиях перехода к рынку. // Мировая экономика имеждународные отношения. 1992. № 9.
  31. В. Новое российское предпринимательство: источники формирования и стратегии социального действия // МЭиМО. 1993. № 6.
  32. М. В. Управление трудом. М., 1990.
  33. Н. Н. Консолидировать российские профсоюзы. // Труд и социальные отношения. 1997. № 1.
  34. Н. Н. Профсоюзное движение в России: исторический опыт и современность. М., 1995.
  35. Н. Н., Кадейкин В. А. Профсоюзы России: основные этапы развития и уроки пройденного пути. М., 1996.
  36. О.Н., Свистунов В. М., Мишин В. М. Организация управленческого труда. М., 1993.
  37. . Свободное время. Актуальные проблемы. М., 1980
  38. М.Э., Травин Д. Я. Российские банки: на исходе золотого века. С.- Пб., 1996.
  39. П. Эффективный управляющий. М., 1994.
  40. Я.Н. Проблемы финансовой устойчивости банков в современных условиях// Банковское дело. 1996. № 2.
  41. Ю.Н. Система понятий и категорий научной организации труда. М.: Экономика, 1973.
  42. А. Л. В чем сущность заработной платы в рыночной экономике? // Труд и социальные отношения. 1997. № 4.
  43. А. Л. Особенности стимулирования результатов труда в условиях становления рыночной экономики. // Труд и социальные отношения. 1996. № 3.
  44. А. Л. Реформирование заработной платы и задачи профсоюзов. // Труд и социальные отношения. 1996. № 1.
  45. Е. Ф. Банки и биржи. М., 1997.
  46. П. В., Кулапов М. Н., Сухарев С. А. Мировой опыт в управлении персоналом. М., 1998.
  47. С.С. Основные направления автоматизации Сбербанка России. // Деньги и кредит. 1995. № 7.
  48. Т. И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус. // Социологические исследования. 1995. № 3.
  49. B.C. Подготовка и повышение квалификации кадров для коммерческих банков // Деньги и кредит. 1997. № 4.
  50. А. Ф. Оценка качества индивидуальных и коллективных результатов деятельности на предприятии. Уфа, 1997.
  51. JI.H. Организация управленческого труда. Новосибирск, 1995.
  52. Дж. М., Лобанов A.A. Человеческие ресурсы управления. М., 1993.
  53. В. За пределами экономического общества. М.: Наука, 1998.
  54. В. Творческие начала современной корпорации // Международная экономика и международные отношения. 1997. № 11.
  55. А.И. Кадры управления в корпорациях США. М., 1988.
  56. В. А., Патрикеев В. П. Еще раз о социальном партнерстве. // Труд и социальные отношения. 1997. № 4.
  57. Д.П., Суименко Е. И. Психология единоначалия и коллегиальности. М., 1979.
  58. О. А., Кудюкин П. М. Первые итоги социального партнерства в России // ПОЛИС. 1993. № 1.
  59. В. Н. Профсоюзы России: формы и методы работы в переходный период. М., 1997.
  60. В. Н., Смольков В. Г. Социальное партнерство в Рсюсмм. М., 1998.
  61. Э. Сравнительный анализ деятельности российских и западных банков // Маркетинг, 1995, № 6.
  62. Г. Механизмы принятия стратегических решений и стратегическое планирование на предприятиях // Вопросы экономики. 1998. № 9.
  63. Ю.И. Маркетинг и структура банка // Деньги и кредит. 1995. № 4.
  64. О.Г. Анализ систем оценки эффективности деятельности коммерческих банков// Бухгалтерский учет. 1995. № 4.
  65. Корпоративное управление в переходных экономиках. СПб., 1997.
  66. Р., Фукулова Ю. Ты записался в профсоюз? // Деньги. 1997. № 33.
  67. Л. А. Российский рынок труда. Вопросы теории, истории, практики. М., 1998.
  68. Н. Руководители российских предприятий: переход к рыночной экономике // МЭиМО. 1994. № 5.
  69. Д.А. Проблемные банки: вопросы управления // Деньги и кредит. 1996. Xel.
  70. H.H., Москвин В. А. Анализ качества функционирования коммерческого банка// Банковское дело. 1997. № 12.
  71. А. В. Какие таланты нужны руководителю? // Человек и труд. 1999. № 3.
  72. Ю.С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке. М., 1996.
  73. В. Банковская система России: текущая ситуация и проблемы развития. Вопросы экономики. 1995. № 11.
  74. В. Современное банковское дело. Опыт организации и функционирование банков США. М., 1992.
  75. Д. Становление банковской системы России. // Мировая экономика и международные отношения. 1996.
  76. В.И. Социально-психологические аспекты управления. Стиль и методы работы руководителям., 1975.
  77. В. Е. Профсоюзы за рубежом: структура и основные формы работы. // Труд и социальные отношения. 1997. № 1.
  78. А. В. Коммерческий банк в современной России: теория и практика. М.: Финансы и статистика, 1996.
  79. Г. Профсоюзы на промышленных предприятиях: трансформация или консервация? // Профсоюзное движение: тенденции и проблемы переходного периода. М., 1995.
  80. С.Г. Совершенствование организации труда персонала коммерческих банков. Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 1998.
  81. В. Возможные изменения в использовании бюджета времени // Социологические исследования. 1982. № 1.
  82. В. Промышленные отношения в России: к демократизации или авторитарности? // МэиМО. 1997. № 3.
  83. В. Свободное время в социалистическом обществе. М., 1974.
  84. Т. Проблемы рабочего и внерабочего времени. М., 1972.
  85. Попов Ю Н., Шулус А. А. Предпринимательство в системе рыночной экономики: мировой опыт и российские реальности. М. 1998.
  86. Ю. Н. Организации предпринимателей России: становление и борьба за влияние // проблемы теории и практики управления. 1995. № 3.
  87. Ю. Н. Предприятие в контексте христианского социального учения. // Человек и труд. 1995. № 5.
  88. Ю. Н. Российское предпринимательство: социальный портрет. // Труд и социальные отношения. 1993. № 3.
  89. Ю. Н. Христианское учение и социальные отношения. // Труд и социальные отношения. 1994. № 3.
  90. А.И. Современная социология организаций. М., 1995.
  91. О. В. Загадка века стимулирование труда. // Труд и социальные отношения. 1997. № 2.
  92. О. В. Кризис наемного труда и задачи профсоюзов. Труд и социальные отношения. 1997. № 4.
  93. Российские банки. Справочник. М., 1995.
  94. Роуз Питер С. Банковский менеджмент. М., 1995.
  95. А. И. Экономика и социология труда. М., 1996.
  96. А. И., Ерохина Р. И., Пшеничный В. П., Стрейко В. Т. Экономика труда. М., 1995.
  97. Ф.М., Никулин Л. Ф., Фаткин Л. В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. М., 1996.
  98. Н.В. Об организации социально-психологической помощи банковским служащим // Деньги и кредит. 1996. № 3.
  99. В. Г. Конфликт в социальном управлении. // Проблемы теории и практики управления. 1994. № 5.
  100. В. Г. Роль лидера в профсоюзной организации. // Труд и социальные отношения. Приложение. 1998. № 2.
  101. Социальная политика в период осуществления рыночных реформ. Материалы конгресса «Человек: социальная политика в период осуществления рыночных реформ». 26−27 апреля 1994.
  102. Э. Е. Как управлять персоналом. М., 1998.
  103. Ф. Принципы научного менеджмента. М., 1991.
  104. В. Г. Администрация и профсоюзная организация в акционерном обществе: проблемы взаимодействия. // Труд и социальные отношения. 1996. № 3.
  105. В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. М., 1997.
  106. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под науч. ред. Р. Марра и Г. Шмидта. М., 1997.
  107. Управление персоналом организации. / Под ред. А. Я. Кибанова. М., 1997.
  108. Управление человеческими ресурсами/ Пол ред. H.A. Горелова и А.И.
  109. В.М. Современный коммерческий банк. Управление и операции. М., 1994.
  110. Э. А. Этика бизнеса. М., 1998.
  111. Ш. Федоров С. Славин Б. Только свободный труд спасет Россию. Сборник статей. М., 1997.
  112. Финансовая система рыночной экономики на пороге XXI века. Материалы международной научной конференции. Москва. 10−12 июня. 1999.
  113. Финансовые институты России. Справочник. Москва-Нью-Йорк. 1996.
  114. Г. Моя жизнь, мои достижения. М., 1989.
  115. И.В. Комплексная система автоматизации для малых и средник банков // Деньги и кредит. 1994. № 3.
  116. В. Финансовые системы России в 1995 году. // Свободная мысль. 1995.
  117. Г., Черникова Д. Кто владеет Россией. М., 1998.
  118. Шибалкин Ю А. Основы управления персоналом. М., 1998.
  119. Е.В. Операции коммерческих банков: российский и зарубежный опыт. М., 1995.
  120. Экономика труда и социально-трудовые отношения. Под ред. Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. Москва: Издательство Московского университета, 1996.
  121. М.М. Некоторые особенности деятельности коммерческих банков // Деньги и кредит. 1996. № 10.
Заполнить форму текущей работой