Экономико-математические основы управления конкурентоспособностью экономических объектов
Открытость экономики, заключающаяся в том, что регионы имеют свободный доступ на рынки капитала, труда, продуктов и услуг приводит к тому, что каждый регион, объективно обладая определенным уровнем конкурентоспособности оказывается включенным в «гонку преследования». Важно обеспечить возможно оптимальные условия для каждого конкретного региона, не ущемляя при этом интересы других регионов… Читать ещё >
Содержание
- 1. Системный анализ конкурентоспособности экономических объектов
- 1. 1. Модели и механизмы конкурирования
- 1. 2. Факторы конкурентоспособности
- 1. 3. Оценка конкурентоспособности
- 1. 4. Системы поддержки принятия решений для управления конкурентоспособностью региона
- Выводы по первой главе
- 2. Методология идентификации конкурентоспособности
- 2. 1. Комплексная чистая приведенная стоимость
- 2. 2. Переменная динамического дисконтирования. Экономическая интерпретация
- 2. 3. Динамическая модель конкурентоспособности
- 2. 4. Конкурентоспособность отраслей
- 2. 5. Устойчивость систем управления конкурентоспособностью
- Выводы по второй главе
- 3. Исследование модели конкурентоспособности региона
- 3. 1. Анализ чувствительности
- 3. 2. Модель финансовой конкурентоспособности
- 3. 3. Модель конкурентоспособности трудового потенциала
- 3. 4. Модель конкурентоспособности потребительского потенциала
- 3. 5. Модели конкурентоспособности человеческого потенциала
- 3. 6. Модель институциональной конкурентоспособности
- 3. 7. Модель инвестиционной конкурентоспособности
- Выводы по третьей главе
- 4. Методология построения систем поддержки принятия решений в системах управления конкурентоспособностью
- 4. 1. Основы построения системы поддержки принятия решений для управления конкурентоспособностью
- 4. 2. Конкурентоспособность как объект управления
- 4. 3. Методика синтеза управляющих решений в системах управления конкурентоспособностью
- Выводы по четвертой главе
- 5. Разработка системы поддержки принятия решений для управления конкурентоспособностью региона
- 5. 1. Формирование критерия конкурентоспособности
- 5. 2. Информационная база построения моделей конкурентоспособности
- 5. 3. Алгоритм управления конкурентоспособностью применительно к региону
- Выводы по пятой главе
Экономико-математические основы управления конкурентоспособностью экономических объектов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проблема конкурентоспособности российских товаров и услуг и в целом экономики России выходит на первый план. В. Путин в своем выступлении перед доверенными лицами накануне президентских выборов выразил мнение, что в достижении конкурентоспособности и состоит так называемая национальная идея. Некоторые авторы считают, что повышение конкурентоспособности есть «единственно разумная цель модернизации российской экономики» [148].
Конкурентоспособность регионов — объективное следствие существования регионов и ограниченности ресурсов, за которые регионы конкурируют, т. е. дифференциации.
Дифференциация регионов проявляется в регионализации страны. Регионализация является не только следствием политических амбиций местной элиты или следствием некой извращенной формы общественного регулирования]^]. Она — объективное следствие разделения труда, капитала и ресурсов, результат появления новых свойств общественной системы в России в целом, которая меняет свою социально-политическую и геополитическую организацию, пытаясь выйти из кризисного состояния. Регионализация есть следствие федерального устройства России. Федерализм закреплен в Конституции 1993 г.
Некоторые ученые пришли к выводу о бессмысленности борьбы с децентрализацией России «сверху», поскольку навязываемое «сверху» политическое и экономическое единство все более утрачивает свое значение. В таких условиях «снизу» открывается больше перспектив для выхода из экономического и политического хаоса, и поэтому сегодня роль региональной политики возрастает.
При этом можно отметить, что многие зарубежные специалисты сходятся во мнении, что национальная экономика стран, занимающих верхние позиции различных рейтингов конкурентоспособности, фактически состоит из региональных экономик[153].
Российскую Федерацию образуют 89 субъектов трех типов: национально-государственные (21 республика), имеющие свои конституции и законодательстваадминистративно-территориальные (6 краев, 49 областей и 2 города федерального значения) — национально-территориальные (1 автономная область, 10 автономных округов), имеющие свои уставы и законодательства.
В экономическом аспекте экономика России — не «монообъект, а многорегиональный организм, функционирующий на основе вертикальных („центррегионы“) и горизонтальных (межрегиональных) взаимодействий» [90]. В связи с этим встает задача разработки механизма создания и согласования заинтересованности всех субъектов экономики в сохранении, приумножении и эффективном использовании национального богатства страны. Решение ее связано с обеспечением роста конкурентоспособности регионов как структурной основы их собственного устойчивого экономического роста и РФ в целом.
Уровень конкурентоспособности региона, с известными ограничениями может свидетельствовать об экономических предпосылках формирования, соответствия и развития федеративных отношений анализируемого субъекта [132]. Следует отметить, в связи с этим, крайне высокую неравномерность развития регионов и, как следствие, их различную конкурентоспособность [см. раздел 6.2 ниже].
Каждый регион обладает индивидуальным институциональным потенциалом формирования уровня конкурентоспособности.
Конституция создает правовую основу для разграничений полномочий и предметов ведения государства и регионов, которые конкретизируются в индивидуальных договорах между Российской Федерацией и ее субъектами. Поэтому отдельным субъектам Российской Федерации могут быть предоставлены такие права, которыми не располагают другие субъекты.
Конституция не устанавливает систему органов государственной власти субъектов Федерации. Она предоставляет возможность субъектам самостоятельно определять их, требуя лишь соответствия системы региональных органов государственной власти основам конституционного строя и общим принципам организации государственной власти в стране.
Конкуренцию регионов необходимо рассматривать в динамике, поскольку со временем меняется не только количественные оценки уровня конкурентоспособности региона, но и темпов ее изменения. Изменение характера конкуренции регионов может быть объяснено теорией модернизации [126]. В рамках этой теории выделяют органическую (первичную) модернизацию и неорганическую (вторичную). Органическая модернизация — это утверждение культуры «модернити» в силу внутренних причин саморазвития, обусловленных кризисом эволюционного развития. Поскольку первичная модернизация подготавливается всем ходом предшествующего развития, она осуществляется за счет внутренних, органических источников. Механизмы развития при этом — инновационные, темпы — быстрые, характер — самостоятельныйдуховные основы развития — собственный исторический продукт. В процессе модернизации образ будущего не планируется заранее как цель, он вырисовывается по мере приближения к нему.
Вторичная модернизация — это формирование интеллектуального и политического «ответа» на вызов со стороны более развитых стран. Неорганическая модернизация связана с распространением культуры «модернити» под влиянием извне, со стороны стран первичной модернизации.
Цель вторичной модернизации — «догоняющего» развития — преодоление технико-экономической отсталости и зависимости от передовых стран Запада.
Открытость экономики, заключающаяся в том, что регионы имеют свободный доступ на рынки капитала, труда, продуктов и услуг приводит к тому, что каждый регион, объективно обладая определенным уровнем конкурентоспособности оказывается включенным в «гонку преследования». Важно обеспечить возможно оптимальные условия для каждого конкретного региона, не ущемляя при этом интересы других регионов и обеспечивая оптимальность для страны в целом. Эта задача не решается автоматически под воздействием рыночных механизмов без участия государства. Подтверждением этого является, например, тот факт, что за период 90-х годов, когда государство самоустранилось из сферы управления экономикой, максимальный разрыв между административнотерриториальными единицами РСФСР по величине национального дохода (чистой продукции) на душу населения вырос с 11 раз в 1988 г. (Тюменская область и Агинский автономный округ) до 20,4 в 1996 г. (Тюменская область и Республика Дагестан) и до 37,1 в 2001 г (Ханты-Мансийский округ и Дагестан) [111].
С другой стороны, необходимость обеспечения оптимальных условий развития проявляется в создании систем управления регионов, одной из функций которых является функция обеспечения конкурентоспособности.
В российской экономической науке существенный вклад в развитие методов прогнозирования и моделирования территориальной социально-экономической динамики внесли работы представителей научной школы Института экономики и организации промышленного производства СО РАН (В.П. Бусыгин, Б. Н. Киселев, Коломак Е. А. и др. 52]) под руководством академика А. Гранберга. Отличительными чертами оценки социально-экономического развития является использование понятие потенциала региона, включающего материальные, финансовые, трудовые и другие формы нематериальных ресурсов. Близкий методологический подход используется для оценки уровня экономической безопасности, выявление депрессивных территорий, финансового состояния и уровня жизни населения, характеризующих основные территориальные подсистемы и др. Несмотря на большое внимание вопросам экономического развития и конкурентоспособности, которое уделяют отечественные экономисты и практики [см. например, 19, 7, 92,6,47,30]. Четкого сопоставления понятий «конкурентоспособность» и «экономическое развитие» применительно к регионам нет до сих пор. Неявно предполагается их идентичность. В качестве косвенного подтверждении этого можно отметить, что, например, правительство РФ не формулирует сводку показателей конкурентоспособности регионов. Не существует специальных целевых программ повышения конкурентоспособности регионов, хотя понятия конкурентоспособности встречаются во многих из них (см. например [124]). Нельзя сказать, что в правительстве не понимают важности вопросов конкурентоспособности (см. например, [29], [133]). Однако, можно согласиться с JI.A. Реймером [94], утверждающим, что цели недостаточно четко определены. Это «с одной стороны, делает расплывчатыми допустимые условия сравнения, а, с другой, затрудняет выбор необходимых измерителей».
Контент — анализ многочисленных публикаций показал, что до сих пор методология формирования экономико-математических моделей систем поддержки принятия решений для управления конкурентоспособностью региона не сформулирована в полном объеме и требует своего решения.
Актуальность проблемы управления конкурентоспособностью регионов и недостаточная степень разработанности вопросов формирования систем и критериев оценки, идентификации параметров моделей конкурентоспособности регионов определяют цель и задачи исследования, его объект и предмет.
Цель исследования — разработка методологических основ формирования системы поддержки принятия решений при управлении конкурентоспособностью региона на основе предложенной концепции управления и процедуры идентификации параметров динамических моделей социально — экономических и институциональных показателей конкурентоспособности как проблемы, имеющей важное научно-практическое значение для достижения максимальных темпов социально-экономического развития и обеспечения максимальной эффективности использования ресурсов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Сформулировать концепцию управления конкурентоспособностью экономического объекта;
2. Разработать методологические основы идентификации динамической моделей конкурентоспособности экономического объекта как объекта управления;
3. Провести идентификацию и исследование комплекса динамических моделей конкурентоспособности региона;
4. Разработать методологические положения формирования системы поддержки принятия решений для управления конкурентоспособностью экономического объекта;
5. Разработать модель системы поддержки принятия решений для управления конкурентоспособностью регионов.
В качестве объекта исследования рассматривается регион как социально-экономическая система, состоящая из функциональных подсистем, ориентированных на социально-экономическое развитие и взаимодействующих между собой посредством материальных, денежных и информационных потоков.
Предметом исследования являются закономерности формирования и взаимодействия экономических, социальных и институциональных показателей как параметров управления конкурентоспособностью.
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют фундаментальные положения экономической теории (теории экономического роста, конкуренции), социально-экономической статистики, регионалистики, общей теории систем, дифференциальных уравнений, функции комплексного переменного, теории управления. В качестве базисного междисциплинарного метода был использован диалектический метод познания. Для анализа социально — экономических и институциональных особенностей конкурентоспособности регионов был использован системный подход, который позволил исследовать объекты, субъекты и процессы на разных уровнях декомпозиции.
Научная новизна результатов диссертационного исследования состоит в разработке методологических основ управления конкурентоспособностью экономического объекта на основе идентификации социально — экономических и институциональных показателей конкурентоспособности и характеризуется следующими положениями, выносимыми на защиту:
1. Установлено, что конкурентоспособность является свойством экономического объекта, управление которым может быть описано с применением принципов и методов теории управления. Выявленные структурные особенности конкурентоспособности как объекта управления, а также результаты исследований субъектов Федерации, находящихся в составе Приволжского Федерального округа, позволили предложить концепцию и реализующую ее методологию формирования систем поддержки принятия решений для управления конкурентоспособностью, включающую разработанную методологию идентификации конкурентоспособности, систему критериев, базирующуюся на представлении об иерархической структуре ресурсных потенциалов и методологию формирования управляющих решений, базирующуюся на представлении о многомерном социально — экономическом пространстве состояний экономического объекта и предложенном законе управления.
2. Введено понятие переменной динамического дисконтирования, используемой при описании динамических свойств экономического объекта, взаимодействующего с внешней средой. Переменная представляет собой двумерный вектор переменных, одна из компонент которого обобщает понятие коэффициента дисконтирования. Вторая компонента отражает частоту потока доходов и расходов экономического объекта.
Введение
этого понятия позволило предложить принцип динамического дисконтирования, обобщающий дисконтирование денежных потоков новизна которого заключается в вычислении комплексной приведенной стоимости в пространстве переменной динамического дисконтирования.
3. Введено понятие динамической модели потока, отличительной особенностью которого является расчет комплексной приведенной стоимости потока доходов и расходов экономического объекта. Разработана иерархическая структура ресурсных потенциалов экономического объекта, отличающаяся способом формирования уровней и уточнением связей, содержания и методов расчета известных потенциалов с позиций их функционального назначения, степени использования, принадлежности и динамических свойств. Проведена идентификация структуры и параметров динамических моделей трудового, человеческого, потребительского, институционального, инвестиционного и финансового потенциалов регионов Приволжского Федерального округа.
4. Введено понятие динамической модели конкурентоспособности, отличающееся от известных определений содержанием и способом расчета. Разработана иерархическая структура моделей конкурентоспособности, выявлены их общие и специфические особенности. Определена мера конкурентоспособности, отражающая степень увеличения и эффективность использования ресурсных потенциалов экономического объекта, их функциональное назначение и динамические характеристики. Предложен интегральный показатель конкурентоспособности, реализующий предложенную меру и определены методические подходы к его оценке.
5. Разработана методология идентификации динамической модели конкурентоспособности как объекта управления. Разработана методика типологизации экономических объектов, отличающаяся использованием новой меры различия и используемая при выработке критерия для формирования системы поддержки принятия решений. Проведена идентификация динамических моделей конкурентоспособности трудового, человеческого, потребительского, институционального, инвестиционного и финансового потенциалов, что позволило провести сопоставительный анализ конкурентоспособности регионов Приволжского Федерального округа и рейтинговых оценок. Разработана методика идентификации динамической модели конкурентоспособности отрасли, учитывающая вид и структуру привлекаемой дополнительной информации о соотношении векторов управления, конечного потребления и выпуска продукции.
6. Представление о запасах устойчивости экономических систем расширено по сравнению с традиционным понятием запасов финансовой устойчивости путем расширения толкования финансовой устойчивости за счет учета динамических свойств экономического объекта и введения дополнительного показателя, характеризующего запаздывание при регистрации и обработке информации. Предложен подход к идентификации запасов устойчивости на базе динамической модели конкурентоспособности. Проведен сопоставительный анализ и определены соотношения показателей запасов устойчивости, финансовой устойчивости, платежеспособности и конкурентоспособности экономических объектов.
7. Проведен анализ реализуемости систем управления конкурентоспособностью на существующей статистической информационной базе, необходимой точности динамических моделей и частоты поступления информации. Предложена концепция и разработана реализующая ее методология построения систем поддержки принятия решений, обеспечивающая в отличие от существующих систем требуемый темп роста совокупного национального богатства региона путем обеспечения заданной конкурентоспособности. По результатам исследования и моделирования для субъектов Приволжского федерального округа доказана возможность обеспечения устойчивого экономического роста на основе управления конкурентоспособностью, учитывающего социальные и институциональные аспекты. Предлагаемый подход вносит вклад в методологию исследования и разработки проблем управления экономическим ростом региона.
Практическая ценность и внедрение результатов работы заключается в том, что выполненные теоретические исследования позволили получить значимые для практического использования результаты:
1. Динамические модели ресурсных потенциалов могут быть использованы для решения для решения практической задачи повышения эффективности использования региональных ресурсов.
2. Методологические основы построения систем поддержки принятия решений на основе процедуры идентификации динамической модели конкурентоспособности и системы критериев может быть использована для решения практической задачи достижения требуемых темпов экономического роста региона.
3. Динамические модели конкурентоспособности могут быть использованы при решении практических задач анализа и прогнозирования конкурентоспособности экономического объекта в кратко и средне срочной перспективе при изменяющихся внешних условиях.
4. Установленные соотношения между конкурентоспособностью, платежеспособностью и запасами устойчивости могут быть использованы для решения практической задачи управления, обеспечивающего заданную финансовую устойчивость экономического объекта.
5. Получены диапазоны изменения интегрального показателя конкурентоспособности на основе типологизации регионов Приволжского Федерального округа, которые могут использоваться как база сравнения для конкретных субъектов РФ.
6. Методологические основы построения систем поддержки принятия решений на основе процедуры идентификации динамической модели конкурентоспособности отрасли может быть использована для решения практической задачи обеспечения требуемого уровня конкурентоспособности отрасли.
7. Теоретические и методические результаты работыбудут полезны при подготовке студентов и аспирантов экономических специальностей.
Апробация работы.
Основные положения, представленные в диссертации, регулярно докладывались и обсуждались на научных мероприятиях различного уровня. В их числе: международная научно-практическая конференция «Воспроизводственный потенциал региона» (Уфа, 2004) — научно-методическая конференция с международным участием «Управление экономикой: методы, модели, технологии», Уфа, 2002, 2003, 2004; всероссийская научно-практическая конференция «Формирование механизма экономического роста в Российской Федерации и республике Башкортостан в координатах мирового развития», Уфа, 2003; научно-практическая конференция «Малое предпринимательство Башкортостана: проблемы и перспективы развития», Уфа, 2000; международная научно-практическая конференция «Теория и практика программного развития регионов», Уфа, 2004; российская научно-практическая конференция «Конкурентоспособность территорий и предприятий во взаимозависимом мире», Екатеринбург, 2003; международный конгресс «Закон и общество», Будапешт, 2001; научная конференция «Математическое моделирование», Ульяновск, 2001; научно-практическая конференция «Научно-технический и научно-образовательный комплексы региона: проблемы и перспективы развития», Уфа, 1998; международная научно-практическая конференция «Технология обучения как фактор развития творческого потенциала личности», Красноярск, 1998.
По теме исследования опубликовано 27 работ объемом 22 п.л., в том числе 1 монография, 1 учебное пособие, 25 статей и трудов конференций, в том числе по списку ВАК — 4 статьи. Основные выводы и рекомендации диссертационного исследования докладывались и обсуждались на 6 международных и 15 российских конференциях.
Выводы по пятой главе.
1. Сформирована иерархическая структура дерева целей при построении системы управления конкурентоспособностью регионов. Предложен алгоритм формирования целей и матрицы значимости целей, базирующийся на использо-вании метода анализа иерархий Саати. Рассмотрены варианты задачи принятия решений применительно к конкурентоспособности экономического объекта. Проведена декомпозиция математических моделей региона по административному признаку.
2. Проанализирована существующая информационная база построения моделей конкурентоспособности регионов. Показана возможность построения системы управления на существующей информационной базе. Проведен анализ необходимой точности моделей принятия решений. Показано, что преодоление ограничений на пути увеличения точности моделей, накладываемых ограниченной частотой поступления информации возможно путем привлечения дополнительной информации на основе анализа разнородных моделей конкурентоспособности.
3. Сформирован алгоритм принятия решения и разработана структурная схема системы поддержки принятия решений для управления конкурентоспособностью региона. Введен коэффициент эффективности принятия решений, отражающий долю от теоретически достижимого уровня конкурентоспособности. Разработана обобщенная структурная схема системы управления конкурентоспособностью региона.
Список литературы
- Абалкин Л.И. Вызовы нового века. М., 2001 г., ИЭ РАН, с. 55−56.
- Абалкин JL Динамика и противоречия экономического роста // Экономист.-2001,-№ 12.-С. 3−10
- Авдашева С.Б. Конкуренция и монопольная власть в экономике России: логика переходного процесса /ГУ-ВШЭ, Москва. Интернет конференция «Поиск эффективных институтов для России XXI века» с 27.10.03 по 27.12.03. http://ecsocman.edu.ru/db/msg/125 494.
- Американский неправительственный фонд «Наследие»
- Андреев В. Е. Конкурентоспособность региона и методика ее оценки. Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. Электронная статья, http://students.uniyar.ac.ru/~melikh/article2.html
- Андреева Д., Миргородская Е. Взгляд на системную конкурентоспособность как доминанту устойчивого экономического развития // Экономист 2004. — № 1. — С. 10−18.
- Андрианов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике.// ' Экономист/-1997. № 10.- С.33−42
- Белокозова М. В. Типология региона как основа для формирования межбюджетных отношений. Петрозаводск. Ин-т экономики КарНЦ РАН Электронная статья, http://openbudget.karelia.ru/books/tezis2003/tl0.htm
- Берд Р. М. Финансовые потоки, фискальное равновесие и фискальная устойчивость, http://www.worldbank.org/
- Богомолова И.П., Хохлов Е. В. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов // Маркетинг в России и за рубежом. № 1(45). — 2005. — с.113−119.
- Бойко И.В. Тезисы о национальной экономической стратегии и инновационной политике 26.11.2003. http://www.fasie.ru/index.php?pid=120.
- Брейли Р. Майерс С. Принципы корпоративных финансов. М.:ЗАО «Олимп-бизнес», 1997.-1120с.
- Брюна Э., Скопин А. Ю. Сравнительная оценка конкурентоспособности французских и российских регионов. / Электронная статья. www.hse.ru/ic5/07.pdf
- Бюджетная политика и межбюджетные отношения в 2004 г. А.Г. Си-луанов, зам. министра финансов РФ. Официальная информация. http://www.minfin.ru/offinf/544.htm.
- Важенин С.Г., Злоченко А. Р., Татаркин А. И. Конъюнктура конкурентоспособности региона // Регион. № 3. — 2004. http://region.socionet.ru/Rus/2004−3.htm
- Важнейшие факторы повышения конкурентоспособности регионов (краткая версия) / Гринчель Б. М. (научный руководитель) и др. Спб.: Институт «ЕВРОГРАД», апрель 2003. http://2003.regionforum.ru/forum/materials/
- Вулфел Ч-Дж. Энциклопедия банковского дела и финансов/Пер., с англ. М.: Корпорация Федоров, 2000.
- Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика / Учебник для вузов в 2-х томах.М.: Экономическая школа. Изд. 2-е, испр. 1998.
- Гельвановский М., Жуковская В., Трофимова М. Конкурентоспособность в микро, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. 1998. — № 3. — С.67−78.
- Гйзатуллин Х.Н. Экономический рост как объект региональных исследований. Екатеринбург, 1998. — 96с.
- Гизатуллин Х.Н., Фахретдинова Г. Р. Стратегия структурной перестройки экономики региона. Уфа, 1997. — 85с.
- Годунов С.К. Обыкновенные дифференциальные уравнения с постоянными коэффициентами. Новосибирск. Издательство НГУ, 1994 г. 264с.
- Горбанёв М.М. Международные рейтинги конкурентоспособности и что они на самом деле измеряют? / Электронная статья. http://www.icss.ac.ru/publish/analysis/am028.pdf
- Гранберг А. Г., Зайцева Ю. С. Межрегиональные сопоставления валового регионального продукта в Российской Федерации: методологические подходы и экспериментальные расчеты // Вопросы статистики. 2003. — № 2.1. С. 3−17
- Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. -М.: ГУ ВШЭ, 2000. 495 с.
- Гранберг А.Г., Зайцева Ю. С. Межрегиональные сопоставления валового регионального продукта в Российской Федерации. Электронная статья http://www.newecon.guu.ru/files/lectures/granberg.pdf.
- Гранберг А., Зайцева Ю. Темпы роста в национальном экономическом пространстве//Вопросы экономики. 2002. — № 9. — С. 14
- Греф Г. О. Стенограмма выступления на 5-й Международной научной . конференции «Конкурентоспособность и модернизация экономики «6 апреля 2004 г. http://www.hse.ru/ic5/program.html
- Давлетов Р. К вопросу о повышении конкурентоспособности региона // Экономика и управление 2002. — № 2. — С. 94−95.
- Добрынин А.И., Дятлов С. А., Цыренова. Е. Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. СПб.: Наука. 1999. С. 42.
- Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2004 год. Представительство Программы развития ООН (ПРООН) в РФ. http://www.undp.ru/
- Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год / Под общей ред. С. Е. Литовченко. — М.: Ассоциация Менеджеров, 2004 г. 80 с.
- Доронина Т.В. Финансово экономическое обеспечение устойчивости . региональных бюджетов. Дисс. на соиск. уч.ст. к. эконом.наук. М.- 1999.
- ДуброваТ.А, Осипова Н. П, МЭСИ. // Вопросы статистики в экономическом анализе. № 8. — 2003. — с.3−10
- Ежегодный Глобальный обзор конкурентоспособности (Global Competitiveness Report.) Публикуется под эгидой ВЭФ. http://www.weforum.org/site/homepublic.nsf/Content/Global+Competitiveness+Pr ogramme%5CGlobal+Competitiveness+Report'
- Закон РФ от 08.01.98 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»
- Зиннуров У.Г. Стратегическое маркетинговое планирование и управление на предприятии: Учеб пособие. М.: МАИ, 2004. — 359 с.
- Зубанов Н.В., Пестриков С. В. Анализ устойчивости функционирования экономических систем относительно поставленных целей. http://www.samgtu.ru/research/sstu works/works/zubanov pestrikov/book.htm
- Ильинский И.В. Инвестиции в будущее: образование в инновационном. воспроизводстве. СПб.: Изд. СПбУЭФ. — 1996. — 163с.
- Ильясов Б.Г., Исмагилова JI.A., Валеева Р. Г. Моделирование производственно рыночных систем. — Уфа, 1995. — 321с.
- Индикаторы конкурентоспособности и качества жизни: инструмент оценки и результативности госполитики. М.: ТЕИС, 2004. — 37 с.
- История экономических учений: Учеб. пособие / Под ред. Автономова В. И. М.: ИНФРА-М, 2000. — 784с.
- Ияшвили В.Б., Чичелёв М. Е. О принципах формирования бюджетной политики и бюджетных показателей. Контрольно-счетная палата Москвы. http://www.ksp.mos.m/fhri/articles/budgetmaking.htm#Toc517105316
- Калашникова Т.В. Неоднородность экономического пространства России. Электронная статья, http://ec.asu.ru/lib/pub/sborn/regec2003/ref.php
- Калюжнова Н.Я. Конкурентоспособность российских регионов в условиях глобализации. М.: ТЕИС. 2003. — 526 с.
- Капелюшников Р. И. Экономическая теория прав собственности (методология, основные понятия, круг проблем). М.: Дело Лтд. — 1994.
- Классики менеджмента. Энциклопедия. Сп.-П. Изд-во Питер. 2001.-1168с.
- Кластеры конкурентоспособности / Электронная статья http://subcontract.ru/Docurn/DocumShowDocumID105.html
- Клейн Л.Л. Устойчивость экономического подъема в США. // Проблемы теории и практики управления. № 2. — 2001.
- Коломак Е.А. Взаимосвязь между уровнем экономического развития и бедностью населения в регионах России // Регион: Экономика и социология. -2004. № 4. — С. 29−44
- Колосницын И.В. Анализ дифференциации социально-экономического развития регионов России (материалы к семинару CEPRA 15−16 ноября 1999 г.). Электронная статья, http://www.cepra.ru/publics/kolos.htm
- Кормнов Ю. Ориентация экономики на конкурентоспособность.// Экономист. 1997.-№ 1.- С.37
- Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело ЛТД при участии изд-ва Catallaxy, 1993.-192с
- Коуз Р. Спор о предельных издержках57. Коуз. Р. Природа фирмы
- Кузьминов Я.И., Юдкевич М. М. Курс лекций по институциональной экономике, http://www.hse.ru/kouzminov/lectures/
- Кусимов С.Т., Ильясов Б. Г., Исмагилова JI.A., Валеева Р. Г. Интеллектуальное управление производственными системами. М.: Машиностроение, 2001.-327с
- Леонтьев В.В. Межотраслевая экономика / Под редакцией акад. А. Г. Гранберга. М.: Экономика, 1997. — 479с.
- Литовченко С. Выступление на экономическом Форуме газеты «The Moscow Times» «Прямое деловое взаимодействие с регионами России ресурсные возможности, инвестиционные потребности». http://www.amr.ru/eventsdoc376.html
- Лцфиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. М.:Юрайт — М, 2001. — 224с
- Лойко П.Ф. Современные представления национального богатства. // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. № 2−3 (11−12). — август 2002 г. http://www.dpr.ru/journal/iournal 9 7. htm
- Львов Д.С. и др. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики -М.: Экономика, 1999. 793с. (серия — «Системные проблемы России»).
- Майкл Портер о новых стратегиях совершенствования управления / Электронная статья, http://www.management.com.ua/strategy/str050.html
- Макушкин А.Г., Лавров A.M., Иванов В. Н. Федеральный бюджет и регионы. Структура финансовых потоков. М.: МАКС Пресс, 2001. http://www.budgetrf.ru/Publications/Analysis/iews/an iews 120 902/aniews 120 902 060.htm
- Математика и кибернетика в экономике / Справочник. М.: Экономика, 1975.
- Материалы семинара Майкла Портера «Конкурентная стратегия 2004». Москва, 2004. http://www.amr.ru/eventsdoc 408. html
- Методологические положения по статистике. Вып. 1, Госкомстат России.-М., 1996 г
- Мировой банк. Сайт www.worldbank.org/data и www.worldbank.org/ research/ growth/ GDNdata.htm.
- Недосекин А.О. Применение теории нечетких множеств к задачам управления финансам. // Аудит и финансовый анализ. http://www.cfin.ru/press/afa/2000−2/08.shtml
- Некрасов Н.Н. Региональная экономика. М.: Экономика, 1975. — 343с.
- Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием. Конспект * лекций Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1997.- 374с
- Николаев И., Шульга И., Артемьева С., Калинин А. Сколько стоит Россия. Электронная статья http://www.fbk.ru/upload/contents/321/l%20-%20ocenka.pdf
- Нуреев P.M. Курс микроэкономики: Учеб. Для вузов. М.: ИНФРА-М, 2000. — 572 с.
- Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики/Пер. с англ. М .: Фонд экономической книги «Начала», 1997. -180 с. -(Современная институционально эволюционная теория)
- Онхотоев А.А. Теории экономического развития и конкурентоспособность регионов. Электронная статья. 2003 г. http://www.buk.irk.ru:8100/librarv/sbornik 03/2.shtml
- Панкрухин А.П. Маркетинг страны. Электронная статтья. http://www.marketologi.ru/lib/terr/terr2.html
- Панкрухин А.П. Маркетинг территорий: маркетинг страны. Электронная статья. http://www.marketing.spb.rU/lib-special/regions/territory/2.htm
- Петраков Н.Я. Станут ли просчеты в прошлом уроками для будущего? Электронная статьяhttp://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/VRAN/Q2 01/PETRAFED.HTM
- Поздняков А.В. Стратегия российских реформ. Эл. книга. http://lpur.tsu.rU/Public/Startegy/index.html#content
- Полтерович В. М. Трансплантация экономических институтов // Экономическая наука современной России. 2001. — № 3. — С. 24−50
- Полынев А.О. О методах комплексной оценки социально- экономического положения регионов. М.: Совет по изучению производительных сил
- Попов С.А. Стратегическое упавление: 17 модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4.-М.: Инфра -М, 1999.-344с
- Портер М. Международная конкуренция — М.: Международные отношения, 1993
- Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран М., Международные отношения, 1993 г
- Портер. М. Конкуренция.: Пер. с англ. М.:Издательский дом Вильяме, 2003.-496с
- Праздничных А.Н., Кластеры и конкурентоспособность: роль бизнеса и властей. Тезисы доклада на межрегиональной конференции 27−28 ноября 2002 rhttp://www.cps-rt.ru/ www/ materialkonfer/ predprinvpromish/ pred-prom/ prazdn. htm