Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Архитектурное образование во Всеросийской Академии художеств (1932-1941 гг.)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Преподавание Архитектурного проектирования и цикла родственных ему дисциплин — архитектурное обучение рассматривалось в ВАХ как комплекс воспитательных средств, направленных на развитие композиционных способностей учащихся, формирование их профессионального мышления, овладение творческим методом архитектора. Решению этих задач в исследуемой школе способствовали: интенсификация начального этапа… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ И СОВЕТСКОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ШКОЛЫ
  • Академия художеств и архитектурные учебные заведения России /ХУШ — нач. XX вв./
  • Развитие советской архитектурной школы в 1920-е — 1930-е годы
  • Советское архитектурное образование в послевоенный период
  • Глава II. НАУЧНО -МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОШ АРХИТЕКТУРНОЙ ШКОЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ /1932−1941 гг./ 33 Научная деятельность в области архитектурного образования
  • Учебные планы I932-I94I гг. как основные документы архитектурного образования в ВАХ
  • Программы по Архитектурному проектированию и их особенности
  • Глава III. ПРЕПОДАВАНИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ ДИСЦИПЛИН
  • Архитектурные дисциплины на I-П курсах
  • Архитектурное проектирование на Ш-У курсах. 71 Дипломное проектирование /1936−1941 гг./. 84 Педагогическое руководство Архитектурным проектированием
  • Глава 1. У.СМЕЖНЫЕ ДИСЦИПЖНЫ В СИСТЕМЕ АРХИТЕКТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВСЕРОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ Общественно-политические дисциплины
  • Художественные дисциплины
  • Историко-архитектурные дисциплины
  • Инженерно-строительные дисциплины

Архитектурное образование во Всеросийской Академии художеств (1932-1941 гг.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие советской архитектуры на современном этапе характеризуется качественно новыми требованиями к ее идеологической значимости, художественной выразительности и разнообразию. Одним из условий этого развития является дальнейшее совершенствование архитектурного образования в нашей стране. В решениях июньского /1983 г./ Пленума ЦК КПСС указано на «необходимость значительного улучшения подготовки в вузах и техникумах специалистов для ведущих отраслей народного хозяйства, идейно-политической закалки студенчества» /12, с.46/. В свете этих требований особую актуальность приобретают проблемы повышения качества подготовки архитекторов в существующих системах высшей школы, в том числе в художественных вузах.

Значительный вклад в развитие и совершенствование архитектурного образования в нашей стране внесли своими исследованиями архитектурные школы Москвы, Ленинграда, Свердловска и других городов. Основам преподавания Архитектурного проектирования Градостроительства и композиционных дисциплин посвящены труды Л.Н.Ав-дотьина, Б. Г. Бархина, Я. В. Косицкого, В. Ф. Кринского, И. В. Лащова, Д. Л. Мелодинского, А. В. Степанова, Г. П. Степанова, И. И. Фомина, З. Н. Яргиной и других авторов. Опыт преподавания художественных дисциплин в архитектурных вузах обобщен в работах А. А. Гавричкова, А. В. Ефимова, А. Ф. Зернецкого, П. П. Ревякина, Н. Т. Султанова, С. В. Тихонова и других.

Развитию отечественного архитектурного образования в дореволюционный период посвящены труды И. А. Бартенева, Е. А. Борисовой, Г. Г. Гримма, С. Н. Кондакова, В. Г. Лисовского. Труды Г. Б. Бархина, А. И. Гегелло, М. Я. Гинзбурга, И. В. Жолтовского, В. И. Кочедамова, И. С. Николаева, Ф. Ф. Надьярных, С. С. Серафимова, Ю. Н. Соколова положили начало анализу и обобщению опыта советского архитектурного образования. В то же время специальные исследования, посвященные развитию советских архитектурных школ в первые послереволюционные десятилетия, отсутствуют до сих пор.

I93I-I94I годы явились важным этапом развития советского архитектурного образования. Постановления Партии и Правительства по вопросам архитектурного образования и высшей школы, широкий размах строительства в те годы, достижения архитектурной науки определили направления и характер этого развития. В эти годы были организационно укреплены ведущие архитектурные школы страны — Московский архитектурный институт /1933/, архитектурный факультет в системе Всероссийской Академии художеств /1932;33 гг./- архитектурные факультеты в составе инженерно-строительных и политехнических вузов /сер.1930;х гг./. Созданная в 1934 г. Академия архитектуры СССР стала центром подготовки педагогических и научных кадров в области архитектуры.

Определение профессиональных качеств, умений и навыков будущих архитекторов, идейно-политическое воспитание будущих специалистов, совершенствование методов обучения — все эти проблемы были обпдоми для архитектурных школ страны в те годы. Аналогичные проблемы актуальны и в настоящее время. Документальные материалы 1930;х годов свидетельствуют об определенных успехах архитектурной школы Всероссийской Академии художеств в решении отмеченных выше проблем. Вот почему изучение опыта этой школы актуально для решения современных проблем архитектурного образования.

Объект исследования: архитектурное образование в системе Всероссийской Академии художеств /ВАХ/ в 1932;I941 гг.

Предмет исследования: цели, средства, методы и результаты преподавания архитектурных, общеобразовательных, художественных и инженерно-строительных: дисциплинпроблемы творческого воспитания архитектора в изучаемой школе.

Цель исследования: выявление принципов архитектурного образования и путей повышения его эффективности в исследуемом вузе для использования этого опыта в современной архитектурно-педагогической практике. В соответствии с целью исследования и с учетом современных проблем архитектурного образования в нашей стране основными задачами диссертации являются: определение значения Академии художеств и изучаемого периода в развитии отечественного архитектурного образованияраскрытие научно-методических основ архитектурного образования, характерных для этой школыизучение опыта преподавания Архитектурного проектирования и смежных дисциплин в ВАХ для выявления средств повышения эффективности архитектурного образования в настоящее время.

Методологической основой исследования явились труды классиков марксизма-ленинизма по философии, директивы и Постановления Партии и Правительства в области народного образования и архитектуры.

Принятая методика исследования предусматривала: изучение трудов классиков марксизма-ленинизма, партийных и государственных документов и материалов по вопросам высшего образования и архитектурысбор и анализ научных трудов, литературных источников по теме работы, учебно-методических материалов исследуемого периода и современныхизучение основных положений советской педагогики и психологии, применяемых в высшей школепоиск и изучение архивных материалов, отражающих творческие и педагогические концепции мастеров советской архитектуры 1930;х годоввыявление взглядов и суждений педагогов современных архитектурных вузов по проблемам архитектурного образования /интервью специалистов/- анализ и сопоставление учебных планов и программ исследуемой школы с аналогичными документами других советских архитектурных вузов как 1930;х годов, так и современныхсопоставление аналитических схем и систематизация графических работ, курсовых и дипломных проектов студентов изучаемой школы.

Термин «архитектурная школа» применен в исследовании как для определения всей системы отечественного архитектурного образования, так и для обозначения сформировавшихся архитектурных вузов.

Материалами исследования стали архивные документы, отражающие архитектурно-педагогический процесс во Всероссийской Академии художеств, а также в других вузах страны в 1930;х годах. В число этих материалов, хранящихся в Научно-библиографическом Архиве АХ СССР и других государственных архивах Москвы и Ленинграда /ЦГАОГСС, ЛГАЛИ и др./, вошли учебные планы, программы по различным дисциплинам, протоколы заседаний кафедр, общественных организаций, доклады преподавателей и другие документы. Были также дополнительно привлечены материалы, хранящиеся в личных архивах преподавателей исследуемой школы.

Для изучения архитектурного образования на фоне общественно-политической и профессиональной жизни страны в 1930;х годах были привлечены материалы советской архитектурно-периодической печати /журналы «Архитектура СССР», «Архитектура Ленинграда», «Архитектурная газета» и др./. При изучении индивидуальных педагогических методов мастеров советской архитектуры, преподававших в ВАХ, были использованы труды Института им .И .Е.Репина, Мархй, ЛИСИ, специальные тематические издания /" Мастера советской архитектуры об архитектуре" в 2-х томах/, а также монографии, посвященные творчеству И. А. Фомина /218/, В. А. Щуко /265/, Л. В. Руднева /117/, И. Г. Лангбарда /164/, А. С. Никольского /236/ и др. Для изучения истории отечественного архитектурного образования в ХУШ-Х1Х вв. были дополнительно привлечены специальные исследования и публикации /163, 176, 209, 220, 292/.

Современные проблемы архитектурного образования изучались на материалах У1 Пленума Правления СА СССР /июнь 1978 г./, УП съезда архитекторов СССР, архитектурной периодической печати. Дополнительно привлекались научные труды на темы архитектурного образования, научно-методические разработки /" Модель архитектора на 1976;1990;е гг." /, учебники и учебные пособия, учебные планы и программы различных архитектурных вузов страны. В связи с задачами исследования изучались труды советских педагогов и психологов Б. Г. Ананьева /116/, Ю. К. Бабанского /118/, Л. С. Выготского /167/, Л. В. Занкова /183/, М. И. Махмутова /215/, Я. А. Пономарева /240/, С. Л. Рубинштейна /248/, Г. И. Щукиной /288/ и других авторов.

Задачи исследования определили и его структуру. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ современных проблем архитектурного образования в нашей стране свидетельствует о необходимости изучения и обобщения опыта образования и воспитания архитекторов в отечественных высших архитектурных школах, имеющих давние творческие и педагогические традиции, для использования его в современной архитектурно-педагогической практике.

I/ На всех этапах развития Академии художеств в основе архитектурного образования в ней лежал принцип единства художественно-композиционной и строительно-технической подготовки будущих архитекторов, отражающий существо архитектурной профессии. Этот принцип, развитый после Великой Октябрьской социалистической революции в вузах страны на новой социально-политической основе, стал ведущим положением советского архитектурного образования. Ведущие мастера русской и советской архитектуры, воспитанники Академии художеств, своей многогранной деятельностью способствовали преемственности творческих и педагогических традиций этой школы в развитии советского архитектурного образования.

2/ В работе показано, что 1930;е гг. явились периодом перестройки всей советской высшей школы в соответствии с требованиями народного хозяйства того времени и уровнем развития социалистического общества. Постановления Партии и Правительства, определившие основные направления совершенствования высшей школы, широкий размах строительства, задачи индустриализации и социалистической реконструкции городов, создание Академии архитектуры, создали необходимые условия для развития советского архитектурного образования на подлинно научной основе. К началу этого периода окончательно сформировались центры архитектурного образования, одним из которых стала архитектурная школа Всероссийской Академии художеств. Результаты научной и педагогической деятельности советских архитектурных школ в 1930;е гг. легли в основу современного Архитектурного образования и не потеряли своего значения и сегодня.

3/ В архитектурной школе ВАХ были впервые сформулированы основные области деятельности архитектора в социалистическом обществе: проектирование, строительство, научные исследования, педагогическая, административная и общественная деятельность. Как следствие, была обоснована необходимость подготовки специалистов широкого профиля в советских архитектурных вузах. Существенным достижением исследуемой школы в 1930;е гг. явилась разработка принципов подготовки архитекторов широкого профиля, основанных на понимании архитектурного образования как системы при ведущем значении Архитектурного проектирования.

4/ Целью архитектурного образования в изучаемой школе в 1930;е гг. и позднее являлось воспитание архитектора-художника, специалиста широкого профиля, обладающего марксистско-ленинским мировоззрением, профессиональными знаниями и умениями, высоким уровнем композиционно-художественной культуры, навыкат, ш совместной работы с художниками и предетавителями смежных профессий. Уточнение профессиональных качеств архитектора-художника применительно к современным условиям необходимо для совершенствования архитектурного образования в художественных вузах страны.

5/ Для решения задач подготовки и воспитания архитектора-художника научно-методическая деятельность развивалась в 1930;х гг. в ВАХ в следующих направлениях: определение уровня профессиональных знаний, умений и навыков будущего архитектора, необходимых для его дальнейшей деятельностисовершенствование общей структуры образования /последовательность и соотношение дисциплин/- выявление основных межпредметных связей, исходя из целей и-задач образованияразработка методических основ преподавания Архитектурного проектирования и архитектурно-композиционных дисциплинразработка методик преподавания смежных дисциплин, в связи с их значением в архитектурном образованиисоздание Учебных планов и программ.

Основой этой научно-методической работы стало изучение и углубление архитектурно-педагогических традиций Академии художеств и прогрессивных сторон отечественного опыта.

Дальнейшее развитие научно-методической деятельности в рассмотренных направлениях представляется необходимым для решения современных проблем архитектурного образования в нашей стране. б/ В 1930;х гг. коллективом педагогов архитектурной школы ВАХ были сформулированы и заложены в основу учебного процесса следующие принципы архитектурного образования: ведущее значение Архитектурного проектирования и дисциплин архитектурного цикла в системе подготовки архитектора. Форш и методы преподавания этой дисциплины определялись целями и задачами архитектурного образованиянеобходимость активизации познавательной и творческой деятельности студентов в процессе обученияпоследовательность и непрерывность изучения социально-политических и историко-теоретических дисциплин на всех уровнях образования как условия формирования мировоззрения учащихся и развития их мышлениядлительность художественной подготовки /5 лет/ и ее связь с задачами архитектурного обучения и воспитанияпринцип взаимосвязи между архитектурным обучением и инженерно-строительной подготовкой, способствующая комплексному решению архитектурных и инженерных проблем на всех уровнях обученияархитектурная направленность как методический принцип преподавания и изучения общеобразовательных, художественных и инженерно-строительных дисциплин в интересах архитектурного обучения.

Эти принципы явились основой Учебных планов и программ исследуемой школы и позднее были развиты в других архитектурных вузах страны.

7/ Преподавание Архитектурного проектирования и цикла родственных ему дисциплин — архитектурное обучение рассматривалось в ВАХ как комплекс воспитательных средств, направленных на развитие композиционных способностей учащихся, формирование их профессионального мышления, овладение творческим методом архитектора. Решению этих задач в исследуемой школе способствовали: интенсификация начального этапа архитектурного обучения /1-П к./ в целях возможно более раннего выявления и развития творческих способностей учащихсяотсутствие специализации по видам архитектуры в середине обучения и ориентация на широкую общеархитектурную подготовку на старших курсахсочетание сменного и индивидуального методов педагогического руководства на всем периоде архитектурного обучениявоспитательные мероприятия, стимулирующие познавательную и творческую активность учащихся, дисциплинирующие их учебную работуучастие преподавателей внутрифакультетских кафедр художественных и инженерно-строительных дисциплин в руководстве учебным прое ктированием.

В исследуемый период эти принципы стали основой учебных программ архитектурной школы ВАХ по дисциплине «Архитектурная композиция и проектирование». В Учебных планах этой школы Архитектурному проектированию отводилось от 35% до 50% всего учебного времени, что являлось одним из условий высокого уровня архитектурной подготовки в ВАХ. В основе архитектурного обучения в ВАХ лежали дидактические принципы идейности и научности, единства теории и практики, сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, высокого уровня трудности, воспитания в коллективе и через коллектив и другие. Учитывая преемственность задач архитектурного обучения в 1930;е гг. и в настоящее время, опыт преподавания архитектурных дисциплин в исследуемой школе может быть использован в современных системах подготовки архитекторов.

8/ Реализации отмеченных выше принципов образования и обучения способствовала деятельность руководства и педагогического коллектива исследуемой школы по совершенствованию ее организационной структуры. Архитектурному факультету принадлежала организационная и направляющая роль в деятельности существовавших в те годы внут-рифакультетских кафедр /Рисунка, Инженерно-строительных дисциплин, Градостроительства/. Кафедре Архитектурного проектирования отводилось ведущее и координирующее значение в методической работе факультета. Внутрифакультетекие кафедры в своей учебно-методической работы были призваны ориентироваться на основные принципы программы по Архитектурному проектированию.

Анализ современных проблем архитектурного образования показал, что еще не во всех системах архитектурной подготовки в нашей стране кафедры Архитектурного проектирования и Архитектурные факультеты являются ведущими как в организации учебного процесса, так и в методической деятельности /234,с.36−57/.

9/ Активизации архитектурного обучения в ВАХ способствовали промежуточные просмотры этапов студенческой работы над проектами. Результаты этих просмотров учитывались при выставлении окончательных оценок. При этом принимались во внимание не только оригинальность общего замысла, степень проработки, графическое исполнение представленных работ, но и уровень способностей студентов, их подготовленность и дисциплину во время работы над проектом. Таким образом, стимулирующие и воспитательные стороны оценок учитывались педагогами — архитекторами ВАХ.

10/ Изучение педагогической деятельности И. А. Фомина, В.А.Щу-ко, С. С. Серафимова, Л. В. Руднева, И. Г. Лангбарда, А. С. Никольского и других мастеров советской архитектуры, преподававших в те годы на архитектурном факультете ВАХ, дало возможность раскрыть их индивидуальные воспитательные и педагогические методы. Различные по способам педагогического воздействия, эти методы раскрывали учащимся методологию архитектурного творчества и были направлены на формирование идейного и творческого мировоззрения будущих архитекторов. К ним относились: бережное отношение к творческой индивидуальности учащихся, стремление к максимальному развитию их творческих способностейобучение личным примером, активное участие в работе ученика, «иллюстрация возможностей через личный показ» — привлечение выводов Истории и Теории архитектуры к решению поставленных перед учащимися задачпостановка проблемных ситуаций, максимальная активизация творческих способностей учащихсявоспитание организованности и методичности в процессе творческой работыподдержка новых идей и изобретательствавоспитание личным авторитетом.

Индивидуальные воспитательные и педагогические методы мастеров архитектуры, отражая особенности их творчества, опирались на такие принципы дидактики, как идейность и научность обучения, сознательность и активность, единство теории и практики, систематичность и последовательность, наглядность, высокий уровень трудности, проблемности, прочное усвоение, воспитание в коллективе и другие. Сочетание этих методов педагогического воздействия обеспечивало эффективность профессионального обучения и воспитания на всех уровнях и создавало благоприятные условия подготовки будущих архитекторов. Дальнейшее изучение педагогической деятельности мастеров советской архитектуры является важным направлением развития и совершенствования архитектурного образования в нашей стране.

II/ Опыт преподавания смежных /общеобразовательных, художественных, инженерно-строительных/ дисциплин в те годы в ВАХ свидетельствует об архитектурной направленности этого педагогического процесса. Это качество преподавания смежных дисциплин достигалось установлением межпредметных связей между смежными дисциплинами и Архитектурным проектированием, что являлось важным средством повышения эффективности профессиональной подготовки будущих архитекторов в исследуемой школе. Обеспечение подобной направленности применительно к смежным дисциплинам является и сегодня одной из наименее разработанных проблем архитектурного образования в нашей стране и нуждается в дальнейшей научно-методической разработке.

12/ Исследование опыта советских архитектурных школ 1930;х гг. показало, что успех профессиональной подготовки в этих школах в значительной мере зависел от формирования у студентов устойчивой положительной мотивации обучения, чему способствовали: общественная значимость профессии архитектора, непосредственное влияние творчества и личности педагогов, примеры и результаты их творческой деятельности, объективизация и стимулирующие стороны педагогической оценки и другие факторы. Учет этих условий мотивации архитектурного обучения необходим в современных архитектурных вузах.

13/ Изучение курсового и дипломного проектирования в ВАХпоказало, что освоение архитектурного наследия осуществлялось в этой школе на уровне изучения и творческого применения принципов и методов архитектуры прошлого. Профессионализм и эрудиция педагогов этой школы, единство в понимании задач архитектурного обучения и воспитания определили именно этот путь в освоении архитектуры прошлого.

14/ Выпускники архитектурной школы ВАХ 1930;х гг. — зодчие на протяжении ряда лет плодотворно работают в самых различных областях архитектуры. Это еще раз подтверждает соответствие профиля выпускаемых специалистов тех лет социальным народнохозяйственным задачам современного этапа развития нашего общества, а также прогрессивность принципов архитектурного образования, методов обучения и воспитания, принятых в архитектурной школе ВАХ в 1930;е гг.

Рекомендации.

Анализ современных проблем подготовки архитекторов, таких, как обеспечение комплексности образования, интенсификация обучения, содержание его различных уровней, уточнение профессиональных характеристик специалистов, выпускаемых различными архитектурными школами, и других позволил выявить общностьмногих проблем с теми, над которыми работал педагогический коллектив архитектурной школы Академии художеств и других архитектурных школ страны в 1930 гг. Это позволяет рекомендовать в современных условиях использовать опыт архитектурного образования, накопленный в ВАХ и других архитектурных школах тех лет.

I. Одной из важных проблем, решение которой обеспечивает эффективность всей профессиональной подготовки зодчих, является совершенствование довузовской подготовки. Для того, чтобы довузовская подготовка могла осуществляться в соответствии с целями и задачами обучения в архитектурных вузах, должна обеспечиваться устойчивая связь вузов с системами профессиональной ориентации и довузовской подготовки /подготовительные курсы, архитектурные классы средних художественных школ и др./. В соответствии с этим должны определяться организационные формы, содержание и методика преподавания художественно-композиционных и общеобразовательных дисциплин, основанные на особенностях архитектурной профессии. В процессе совершенствования системы среднего образования в стране возможна организация специальных школ с архитектурным уклоном.

2. Необходимость активизации начального уровня архитектурного обучения /1-П курсы/, направленной на раннее выявление творческих способностей учащихся, является одним из средств интенсификации всего процесса обучения. Этому способствуют возможно более раннее начало архитектурного проектирования, а также чередование заданий по этой дисциплине с практическими занятиями по объемно-пространственной композиции, связь Архитектурного проектирования с художественными дисциплинами, изучение основ инженерных дисциплин.

3. Направленность архитектурного обучения на Ш-У курсах на подготовку специалистов широкого профиля в вузах страны, которая может быть достигнута фундаментальной подготовкой, охватывающей все области архитектуры, специализацией на У курсе и в дипломном проектировании и возможностью выбора и изучения соответствующих тем и научных дисциплин.

4. Комплексность архитектурного образования на всех уровнях как средство формирования творческого мировоззрения учащихся, овладения творческим методом архитектора и развития профессиональных умений и навыков. Как показано в работе, эта комплексность может обеспечиваться: архитектурной направленностью преподавания общеобразовательных, художественных и научно-технических дисциплин — согласованностью программ по этим дисциплинам с программой по Архитектурному проектированию /по тематике и времени изучения/, концентрацией учебного материала вокруг проблем архитектурной профессии, преподаванием общественных и инженерно-технических наук на уровне их основных принципов и методов объединением родственных дисциплин в комплексные курсы /ликвидация многопредметности/- установлением оптимальных соотношений в Учебных планах между общеобразовательными и научными, архитектурно-художественными, инженерно-строительными дисциплинами. В целях повышения эффективности архитектурного образования эти соотношения могут приниматься в пределах: 2,5:4,5:3 — 2,5:5:2,5- усилением взаимосвязи между архитектурным проектированием и инженерно-строительной подготовкой путем смещения научно-технических дисциплин на возможно более ранние уровни обучениявыполнения практических заданий по этим дисциплинам на материале курсового архитектурного проектирования, участия педагогов инженерных кафедр в руководстве курсовым и дипломным проектированиемсозданием новых учебников и учебных пособий по всем дисциплинам архитектурного образования, учитывающих особенности архитектурной профессии и задачи подготовки архитекторов.

5. Совершенствование организационной структуры архитектурного образования в художественных и инженерно-технических вузах как важное средство достижения его комплексности и эффективности может быть обеспечено: созданием внутрифакультетских кафедр художественных, инженерно-строительных дисциплин и градостроительствакоординирующей ролью кафедры Архитектурного проектирования в их учебно-методической и научной деятельности /совместное руководство учебным проектированием, составление учебных программ и т. д./.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К., Энгельс 33. О воспитании и образовании. /Сборник/. М.: Госполитиздат, 1957.
  2. В.И. Речь на П Всероссийском съезде учителей-интернационалистов. 18 января 1919 г. Полы.собр.соч., изд.5, т.37,с.431−432.
  3. В.И. Речь на I съезде по внешкольному образованию. 6−15 мая 1919 г. Полн.собр.соч., изд.5, т.38, с.329−332.
  4. В.И. Задачи Союзов Молодежи /речь на Ш Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза молодежи 2 апреля 1920 г./. Полн.собр.соч., изд.5, т.41, с.298−318.
  5. В.И. О политехническом образовании. Полн.собр.соч., изд.5, т.42, с.228−230.
  6. Об улучшении подготовки новых специалистов: Резолюция Пленума ЦК ВКП/б/ от 12 июля 1928 г. В кн.: КПСС в резолюцияхи решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М.: Изд-во полит, лит., 1970, т.4, C. III-II8.
  7. О работе с творческой молодежью: Постановление ЦК КПСС от 12 октября 1976 г. В кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. — М.: Изд-во полит.лит., 1976, т.12, с.366−370.
  8. Отчет ЦК КПСС ХХУ1 съезду Коммунистической Партии Советского Союза и очередные задачи Партии в области внутренней и внешней политики. В кн.: Материалы ХХУ1 съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1981, с.62−63.
  9. Н.Л. Основные направления экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года. Доклад ХХУ1 съезду КПСС 27 февраля 1981 г. В кн.: Материалы ОТТ съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1981, с. Юб-Ш.
  10. К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Доклад на июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС. Коммунист, 1983, № 9, с.17−39.
  11. К.У. Речь на Пленуме ЦК КПСС 10 апреля 1984 г. -Правда, 1984, II апреля, с.1−2.
  12. Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы. /Постановление Верховного Совета СССР/. -Правда, 1984, 13 апреля, с. 1.
  13. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Правда, 1984, 14 апреля, с.3−4.
  14. Справочник партийного работника. М.: Госиздат, 1934, вып.8. — 884 с.
  15. Высшая школа. Основные постановления, приказы и инструкции. Сост.М. И. Мовшович. М.: Сов. Наука, 1948. — 616 с.
  16. Научно-библиографический архив Академии художеств СССР /НЕА АХ СССР/
  17. Фонд 7, опись I. Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина
  18. Постановление Совнаркома РСФСР и комиссии ШП «Об утверждении Положения о Всероссийской Академии художеств»
  19. Протоколы, проекты, предложения Сектора искусств НКП РСФСР «Об организации В.А.Х.»
  20. Доклад директора ВАХ проф. И. И. Бродского на Всесоюзном методическом совещании по вопросам художественного образования
  21. Положение о высших учебных заведениях
  22. Н.Б. Методика преподавания истории архитектуры /1940 г./
  23. М.Д. Методика преподавания рисунка в ИКСиА Академии художеств /1940 г./14апрель-ноябрь 1933/ /лл.1−5/1. Р 18янв.-дек.1933 г. /лл.1−40/ НУ 896окт.1936 г. /лл.1−18/
  24. Р 134 1922 г. /лл.1−10/ Р 221лл.113−125/1. Р 221лл.126−135/
  25. П. Фонд 7, опись 3. Личные дела преподавателейлевамовачева
  26. Личное дело проф.Н.А.Тырса
  27. Личное дело проф.М.И.Рослав
  28. Личное дело проф.С.С.Серафи
  29. Личное дело проф.А.К.Еарут1. Р 380, л. II1. A-3II лл.12−75 оп.8−1УЗЬ1. Р 336, лл.10−191. A-I Р II оп. Ь6−1У48
  30. Ш. Фонд 7, опись 4. Учебная часть Института ВАХ, Методический совет, Государственная экзаменационная комиссия
  31. Инструкция о порядке и учете успеваемости. Письма НКП РСФСР об организации контроля за качеством учебного процесса. Результаты обследования работы вузов
  32. Учебный план архитектурного факультета Института ВАХ и пояснительная записка к нему /1932/33 гг./
  33. Положение о Совете Института ВАХ и отчет о его работе
  34. Стенограмма заседания Совета Института ВАХ, посвященного обсуждению работы архитектурного факультета
  35. Стенограмма заседания методического совета Института ВАХ, посвященного работе архитектурного факультета
  36. Учебный и рабочие планы архитектурного факультета
  37. Стенограмма заседаний ГЭК, посвященных защитам дипломных работ на архитектурном факультете /1936/37 гг./
  38. Учебный план архитектурного факультета. Переписка с вышестоящими организациями по вопросам учебных планов
  39. Стенограммы заседаний ГЭК по защите дипломных работ /1937/38 гг./й- I /1932 г./ лл.1−20fjy 8, лл.2−111. II /1934 г./лл.1−8514 / 1941/ / лл.1−43fiu- 31 /1936 г./ лл.1−461. Р 32 /1935 г./ лл.1−1236, лл.1−33 640 /1936 г./ лл.1−1848, лл.1−179 161.
  40. Переписка Института ВАХ с вышестоящими организациями по поводу изменения учебных планов /1937 г./
  41. Стенограмма заседаний ГЗК по защите дипломных работ /1938 г./
  42. Учебный план архитектурного факультета /1938/39 гг./
  43. Стенограмма заседаний ГЗК, посвященных защите дипломных работ на архитектурном факультете /1939 г./41. То же42. То же43. То же
  44. Стенограмма заседаний ГЭК, посвященных защите дипломных работ на архитектурном факультете /1940 г./
  45. Курсовые и дипломные задания по Архитектурному проектированию /1940 г./
  46. Стенограмма заседаний ГЗК, посвященных защите дипломных проектов на архитектурном факультете /1941 г./1. Р 51 /1937 г./ лл.1−401. Р 59, лл.1−1201. Р 61, л.71. Р 67, лл.1−7868,. л.441. Р 69, л.571. Р 70, лл.54−621. Р 93, лл.1−224
  47. Р 95, лл.1−17 Р 109, лл.1−801У. Фонд 7, описи 8, 28, 29. Скульптурный факультет
  48. Программа по Основам архитектуры /1924 г./
  49. Программа по Архитектурной композиции /1928 г./
  50. Учебный и рабочий планы скульптурного факультета /1936/37 гг./оп.28, Р 2, лл.38−39 оп.29, Р 8, лл.1−2 оп.8, Р 22, лл.1−4
  51. Учебный и рабочий планы живописного факультета /1938/39 гг./оп.8, № 40, лл.
  52. У. фонд 7, опись 9. Архитектурный факультет Института ВАХ1. ГР I, лл. З, 4
  53. Протоколы заседаний архитектурного факультета /1932−33 гг./
  54. Ведомости успеваемости студентов /1935 г./
  55. Программы лекционных курсов /1932−33 гг./1. Р 6, л.715, лл.1−254. То же IP 15, лл.3−1455. То же IP 15, лл.40−4156. То же № 15, л. 1257. То же № 15, лл.3−558. То же IP 15, лл.45−5959. То же Ш 15, лл.65−105
  56. Отчеты о работе факультета за № 19, лл.2−101 934/35 гг.61. То же
  57. Материалы кафедры Архитектурного проектирования /1933 г./63. То же
  58. Отчет о работе факультета за 1935 г. 65. То же
  59. Программы лекционных курсов и пояснительные записки к ним /1935 г./67. То же68. То zeefP 19, лл.6−10 № 20, лл.1−1920, лл. 15−19 W- 26, лл. 1−426, л.8 № 30, лл.1−1230, лл.10−11 г- 30, лл. 93−94
  60. Программы лекционньгс курсов и пояснительные записки к ним /1935 г./70. То же71. То же
  61. Докладная записка проф.Г. Б. Бархина председателю ВКДЙ о положении на архитектурном факультете /1940 г./
  62. Стенограмма производственного совещания архитектурного факультета /1936 г./
  63. Стенограмма методического совещания архитектурного факультета Института ВАХ /1937 г./75. То же
  64. Курсовые задания по Архитектурному проектированию77. То же
  65. Протоколы заседаний кафедры Архитектурного проектирования /1938−39 гг./79. То же80. То же
  66. Программы лекционных курсов /1938 г./
  67. Курсовые задания по Архитектурному проектированию /1938 г./83. То же84. То же
  68. Программы лекционных курсов /1932−1939 гг./88. То же89. То же
  69. Заключение комиссии ВКВШ по обследованию организации учебного процесса на архитектурном факультете /1940 г./91. То же
  70. Протоколы заседаний кафедры Архитектурного проектирования, план и отчет о работе кафедры /1940 г./
  71. Курсовые и дипломные заданияпо Архитектурному проектированию /1940 г./74, лл. 87−15 174, л.6574, лл.1−777, лл.1−1777, л. II № 80, лл.13−1488, лл.36−52
  72. У1. Фонд II, описи I и 2. рукописи научных работon. I, Р 106 лл.1−104
  73. Сборник докладов, прочитанных на конференции по методике архитектурного образования /Всерос.Академия художеств, март 1937 г./95. То же
  74. То же 97. П. В. Прейс. Опыт преподаваниятехнических дисциплин в архитектурных вузах" /1939 г./
  75. А.М.Рухлядев. «Вопросы архитектур- оп.1, 154, лл.6−9 ного образования» /1940 г./
  76. С.С.Серафимов. «Воспитание архи- оп.2, II- 797 тектора» /нач.1930-х гг./ лл.59−60лл.20−71 лл.71−85on.I, Р 134, лл.1−23
  77. Л.М.Тверской. «Методика композиции городского ансамбля и садово-паркового ландшафта» /1937−1940 гг./165.
  78. Личный фонд проф. Л.М.Тверского
  79. Фонд 26, опись I. Личный фонд проф.М.И.Рославлева1. 9, лл.1−9 г!- 16, лл.1−1218, лл.1−5
  80. М.И.Рославлев. «Роль зодчего в современности» /1922 г./
  81. М.И.Рославлев. Тезисы доклада «О роли, значении и месте архитектурно-художественного образования в социалистическом строительстве» /1930 г./
  82. М.И.Рославлев. «В помощь идейному, творческому и научному вооружению советского архитектора» /доклад/ /1936 г./
  83. М.И.Рославлев. «Подготовка архитектурных кадров в ВАХ» /доклад/ /май 1941 г./
  84. УП. Государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства /ГАОРСС/ г. Ленинграда1. R* 19, лл.6−12
  85. Материалы по реорганизации строительных вузов /1933 г./
  86. Учебные планы архитектурного факультета ЛИИПСа /1932−1934 гг./
  87. Протоколы заседаний методической комиссии архитектурного факультета ЛИИПСа /1937 г./ф.4398, оп.5, ЕР 34, лл. 10−15 ф.2482, оп. З, № 36, лл.19−22 ф.2482, оп.9, W 88, лл.20−32
  88. УШ. Центральный архив Октябрьской революции и социалистического строительства /ЦАОРСС/ г. Москвы
  89. Программа по дисциплине «Основы ф. р-918, оп.1,37, лл.6−7
  90. Личный архив А. К. Еарутчева Там же1. Там же1. Там жеархитектурной композиции» /Московский архитектурный институт, 1930-е гг./1. Материалы личных архивов
  91. А.К.Еарутчев. Рукопись «Л.В.Руднев» /1960-е гг./
  92. Программа архитектурного факультета /1932−1936 гг./
  93. Рабочий план преподавания Архитектурного проектирования /19 321 936 гг./
  94. А.К.Еарутчев. Рукопись «В.А.Щуко» /1960-е гг./1. Научные труды
  95. Л.Н. Применение вычислительной техники и моделирования в архитектурном проектировании. /Учебное пособие/.
  96. М.: Стройиздат, 1978. 226 с.
  97. Л.С. Методика преподавания инженерно-строительных дисциплин на архитектурном факультете Института им.И. Е. Репина. В кн.: Труды Института им. И. Е. Репина. Серия «Архитектура».
  98. Вып.З. Л., 1970, с.110−133.
  99. Академия Архитектуры СССР. Издательство. Архитектурнаякнига за ХУ лет. Публикации издательства Академии Архитектуры СССР /аннотированный каталог-справочник/. Сост.А.Владимирский. -М.: Издательство Академии Архитектуры СССР, 1949. 434 с.
  100. .Г. Психология педагогической оценки. Под ред. проф.А. А. Таланкина. Л.: Институт мозга, 1935 г. — 146 с.
  101. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса /Методические основы/. М.: Просвещение, 1982. — 150 с.
  102. Н.В. Выступление на У1 Пленуме правления OA СССР. Москва, 1−2 июня 1978 г. Материалы Пленума. М.: Союз архитекторов СССР, 1979, с.26−29.
  103. И.А. Мастер, теоретик, педагог. В кн.: Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Тематический сборник научных трудов Института им. И. Е. Репина, вып.П. — Л., 1972, с.4−9.
  104. И.А. Преподавание общеобразовательных предметов и истории искусств в Академии художеств во второй пол.XIX в.- В кн.: Вопросы художественного образования. Тематический сборник научных трудов Института им. И. Е. Репина, вып.IX. -Л., 1974, с.84−88.
  105. И.А. Преподавание общеобразовательных предметов и истории искусств в Академии художеств конца XIX нач.XX в.- В кн.: Вопросы художественного образования. Тематический сборникнаучных трудов Института им. И. Е. Репина, вып.Х. Л., 1974, с.63−67.
  106. И.А. Вопросы методики преподавания истории архитектуры. В кн.: Вопросы художественного образования. Тематический сборник научных трудов Института им. И. Е. Репина, вып.XI. -Л., 1974, с.61−75.
  107. А.К. К вопросу о значении культурного наследия в деле воспитания советского архитектора. Ученые записки Института им. И. Е. Репина. Серия «Архитектура», т.1. Л., 1961, с.18−36.
  108. А.К. С.С.Серафимов /из цикла «Архитекторы педагоги Советской Академии художеств"/. Труды Института им. И. Е. Репина. Серия «Архитектура», вып.З. — Л., 1970, с.61−76.
  109. А.К. Профессор Иван Александрович Фомин /18 721 936 гг./. К столетию со дня рождения. В кн.: Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Тематический сборник научных трудов Института им. И. Е. Репина, вып.П. — Л., 1972, с.10−33.
  110. А.К. Архитектурный класс Академии художеств в ХУШ в. В кн.: Вопросы художественного образования. Тематический сборник научных трудов Института им. И. Е. Репина, вып. У1. — Л., 1973, с.23−28.
  111. А.К. Выдающийся мастер и педагог Академии /профессор Ной Абрамович Троцкий, 1895−1940 гг./. В кн.: Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Тематический сборник научных трудов Института им. И. Е. Репина, вып.Ш. — Л., 1973, с.75−82.
  112. А.К. Образ в архитектуре. Его содертние, становление, особенности. В кн.: Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Тематический сборник научных трудов Института им. И. Е. Репина, ВЫП.1У. jr., 1974, с.3−16.
  113. Г. Б. Воспитание архитектора. Архитектура СССР, 1936, Р 7, с.44−45.
  114. Г. Б. О советском архитекторе и архитектурном образовании. За промышленные кадры, 1936, Р 5, с.44−47.
  115. Г. Б. Методика преподавания и учебный план. Архитектура СССР, 1938, Р 6, с.14−19.
  116. Г. Б. Смотр талантов на выставке молодых архитекторов. Строительная газета, 1939, Р 69, с. 4.
  117. Г. Б. Вопросы архитектурного образования. Архитектура СССР, 1940, Р 5, с.1−2.
  118. .Г., Симонов Г. А. Специализация в области проектирования жилых и общественных зданий. Архитектура СССР, 1965,1. Р 5, с.14−39.
  119. Бархин Б*Г. Смотр дипломных работ студентов архитектурных школ. Архитектура СССР, 1966, Р 6, с.5−45.
  120. . Г. Лучшие дипломные проекты. Архитектура СССР, 1967, Р 5, с.24−58.
  121. .Г. Молодые архитекторы. Архитектура СССР, 1968, с.1−44.
  122. .Г. Методика архитектурного проектирования в системе архитектурного образования /учебно-методическое пособие/, 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Стройиздат, 1982. — 222 с.
  123. .Г. Полвека МархИ. Строительство и архитектура Москвы, 1983, № II, с. 34.
  124. М.Г. Метод работы зодчего. Из опыта советской архитектуры. I9I7-I957. М.: Стройиздат, 1981. — 216 с.
  125. А.Г. Г.Б.Бархин. М.: Стройиздат, 1981.171 с.
  126. И.И., Бродский И. А., Исаев С. К. Академия художеств. Исторический очерк. JI.-M.: Искусство, 1940. — 160 с.
  127. В.Н. О дальнейшем совершенствовании архитектурного образования. Материалы У1 Пленума правления СА СССР, Москва, 1−2 июня 1978 г. М., 1979, с.5−19.
  128. В.Н., Смирнова О.В. В.Н.Семенов. М.: Стройиз-дат, 1980. — 141 с.
  129. В.Н. У порога профессии. Архитектура /приложение к «Строительной газете"/, 1981, № 10, 10 мая, с. 6.
  130. П.П. О преподавании рисунка. Вопросы художественного образования. В кн.: Тематический сборник научных трудов Института им. И. Е. Репина, вып.XXI. — Л., 1977, с.10−14.
  131. М.Д. Проблемы учебного рисунка. Л.-М.: Искусство, 1940. — 214 с.
  132. С.С. Архитектурный класс Академии художеств во второй половине XIX века. Вопросы художественного образования. Тематический сборник научных трудов Института им. И. Е. Репина, вып.IX. — Л., 1974, с.13−84.
  133. С.С. Архитектурное отделение Академии художеств в конце XIX нач.XX в. — Вопросы художественного образования. Тематический сборник научных трудов Института им. И. Е. Репина. — Л., 1974, вып. Х, с.53−63.
  134. Дж. Процесс обучения. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1962. — 84 с.
  135. А.К. Письма. Дневники. Беседы с аспирантами. Суждения современников. / Под ред.О. И. Риехиной, Р. Г. Цтровой. М.: Искусство, 1980. — 399 с.
  136. Н.П. Образование и воспитание зодчего. Проблеыы архитектуры. Навстречу УП съезду архитекторов СССР. М.: Стройиздат, 1981, с.45−52.
  137. А.Г. Некоторые аспекты педагогической деятельности А.К.Еарутчева. В кн.: Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Тематический сборник научных трудов Института им. И. Е. Репина, вып.УШ. — Л., 1978, с.62−70.
  138. А.Г. Система подготовки на архитектурный факультет Всероссийской Академии художеств в I933-I94I г. В кн.: Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Тематический сборник научных трудов Института им. И. Е. Репина, Вып.Х. — Л., 1980, с.60−67.
  139. А.Г. Преподавание градостроительства в архитектурной школе Всероссийской Академии художеств в 1932—1941 гг..
  140. В кн.: Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Тематический сборник научных трудов Института им. И. Е. Репина, вып.XI. Л., 1981, с.34−42.
  141. А.Г. Наследник богатых традиций. Строительство и архитектура Ленинграда, 1981, IP 4, с.32−34.
  142. А.Г. Архитектурное воспитание живописцев и скульпторов в художественном вузе. В кн.: Вопросы художественного образования. Тематический сборник научных трудов Института им. И. Е. Репина. — Л., 1982, вып. XXXI, с.50−57.
  143. Г. Московская архитектурная школа: становление и развитие. Строительство и архитектура Москвы, 1983,1. Н- II, с.32−34.
  144. А.А. И.Г.Лангбард /творческий путь/. Минск:
  145. Вышэйшая школа, 1976. 270 с.
  146. Вопросы синтеза искусств. Материалы первого творческого совещания архитекторов, скульпторов и живописцев. М.: Огиз-Изогиз, 1936. — 150 с.
  147. Встреча архитекторов Москвы и Ленинграда /от редакции/. Архитектурная газета, 1935, !-= 12, 27 февраля, с.З.
  148. Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, IS65. — 287 с.
  149. А.А. Роль первого наброска в процессе архитектурного проектирования. Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Тематический сборник научных трудов института им. И. Л. Репина, вып.УШ. — Л., IS78, с.3−9.
  150. S. Гавричков А. А. Роль рисункк в процессе работы над проектом. Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Тематический сборник научных трудов института им. И. Я. Репина, вып.IX. — Л., IS7S, с.66−71.
  151. А. И. Обогащение от. бедности. Архитектурная газета, 1937, !:J 13, 3 марта, с.З.
  152. М.Я. Задачи советской архитектуры. Архитектурная газета, 1935, If- 66, 27 ноября, с.З.
  153. М.Я. Рисунок в системе художественного образования архитектора. Архитектура СССР, 1936, Г.- 7, с. 47.
  154. М.Я. Учебник истории архитектуры. М.: Академия Архитектуры. Сборник работ. Вып.1. М., 1940.
  155. В. По ступеням мастерства. Архитектура /приложение к «Строительной газете"/, 1931, Г- 2, 18 января.
  156. Г. П. Дипломные проекты ВАХ. Приложение к «Строительной газете», 1937, Р 7, с. 1.
  157. Г. Г. Архитектурный класс Академии художеств ввой половине XIX в. Вопросы художественного образования. Тематический сборник научных трудов Института им. И. Е. Репина, вып.УП.- Л., IS73, с.70−82.
  158. М., Есипов Б. Дидактика. М.: Нзд-во Академии педагогических наук РС^СР, 1957. — 518 с. 178. 10 лет Академии Архитектуры СССР /1934−1944/. Материалы к У1 сессии Академии Архитектуры СССР. М.: Изд-во Академии Архитектуры СССР, 1944. — 99 с.
  159. И.В. Воспитание мастера архитектуры. Доклад на I съезде Советских архитекторов. Москва, 16 июня 1937 г. -Архитектурная газета, 1937, г!-1 47, 26 июня.
  160. А.А. Реализация принципа наглядности в системе обучения студентов основам декоративно-оформительского искусства.- В кн.: Художественно-графический факультет и школа. Сборник научных трудов. Л.: ЛГГМ им. А. И. Герцена, 1978, с.52−55.
  161. За перестройку архитектурной школы. Архитектура СССР, 1933, Р I, с. 39.
  162. Задачи архитектурного образования /от редакции/. Архитектура СССР, 1938, Р 6, с.3−4.
  163. Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968.- 175 с.
  164. А.В., Степанов Г. П. Основы архитектурной композиции. М.: Искусство, 1971. — 224 е., илл.
  165. Л.А. Чему и как учиться? Архитектурная газета, 1936, Р 3, 12 января, с.2.
  166. И.А. Выступление на У1 пленуме правления СА СССР, Москва, 1−2 июня 1978 г. Материалы пленума. М.: Союз архитекторов СССР, 1979, с.57−58.
  167. И.А. Педагогика. /Учебник для пединститутов/.
  168. М.: Учпедгиз, 1956. 435 с.
  169. К. Стать архитектором. М.: Стройиздат, IS79.- 271 с.
  170. O. Кардовский Д. Рисунок в системе художественного образования архитектора. Архитектура СССР, 1936, Г.3- 7, с. 48.
  171. Ким Н. Н. Выступление на У1 пленуме правления СА СССР. Москва, 1−2 июня IS78 г. Материалы пленума. Li., 1979, с.63−65.
  172. С.Н. 150 лет Императорской Академии художеств.- Петроград: Изд-во Академии художеств, 1914.
  173. З.А. 0 методике ведения рисунка на факультете архитектуры и его роль в подготовке архитектора-художника. Вопросы художественного образования. Тематический сборник научных трудов Института им. И. Е. Репина, вып.ХХШ. — Л., 1978, с.5−23.
  174. .И. Подготовка ландшафтных архитекторов в университетах США. Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Тематический сборник научных трудов Института им. И. Е. Репина, вып.УШ. — Л., 1978, с.70−79.
  175. В.К. 0 подготовке архитекторов в Институтеим.И. Е. Репина /1917−1967/. Труда Института им. И. Е. Репина. Сер."Архитектура». Л., 1970, вып.1, с.3−13.
  176. А.Ф. Новые данные по историк здания Академии художеств. В кн.: Архитектурное наследство. — 1/1., 1955, вып.7.
  177. Кринский В. о>., Ламцов И. В., Туркус М. А. Объемно-простракственнач композиция в архитектура. М.: Строшздат, 1975. -IS3 с.
  178. Крюков 1−1.В. Архитектурное образование. Доклад на I съезде Советских архитекторов. Архитектурная: газета, 1937, № 41, 18 июня, с.3−4.
  179. Л.Г. Работа всякая важна. Правда, 1982,
  180. Ю.й. Роль и взаимодействие субъективного и объективного факторов в творческом процессе архитектора. В кн.: Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Тематический сборник научных трудов Института им. И. Е. Репина, вып.У. — Л., 1975, с.9−22.
  181. Курбатов 1С.И. К чему обязывает диплом художника-архитектора. В кн.: Вопросы художественного образования. Тематический сборник научных трудов Института им. И. Е. Репина. — Л., 1976, вып. ХУ, с.74−78.
  182. Курбатов 10.И. Внешние связи архитектурных форм. В кн.: Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Тематический сборник научных трудов Института им. И. Е. Репина, вып.УП. — Л., 1977, с.10−17.
  183. А.Г. Задачи идейно-художественного воспитания студентов. В кн.: Вопросы художественного образования. Тематический сборник научных трудов Института им. И. Е. Репина, вып.ХХУ. — Л., I960, с.87−88.
  184. И.Г. Большой вклад в дело воспитания архитекторов. За социалистический реализм. Многотиражная газета ВАХ, 1. X GЗо у ii- ?3 ¦
  185. Е.Е. Рисунок в системе художественного образования архитектора. Архитектура СССР, 1936, № 7, с.48−49.
  186. Лебедев В. В. Выступление на У1 пленуме правления СА
  187. СССР, Москва, 1−2 июня 1978 г.. .ат о риалы пленума. М., 1979, с.49−52.
  188. Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени инженерно-строительный институт за 150 лет. Л.: Стройиздат, 1983, — 250 с.
  189. К. Нужен архитектурный институт. Архитектура /приложение к «Строительной газете"/. ISSI, Ш 9, 26 апреля, с.З.
  190. В.Г. Архитектурная школа Академии художеств. /К 225-летию Академии художеств/. -Л.: Знание, 1981. 35 с.
  191. В.Г. Академия художеств. Л.: Лениздат, 198
  192. А.А. К истории преподавания курса «Введение в архитектурное проектирование». В кн.: Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Тематический сборник научных трудов Института им. И. Е. Репина, вып.УI. — Л., 1976, с.84−89.
  193. Н. Архитектурное проектирование в вузе. -Архитектура СССР, 1940, Р 5, с.20−22.
  194. Мастера советской архитектуры об архитектуре. Избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов, т.1.Под общ.ред.М. Г. Еархина, Ю. С. Яралова и др. М.: Искусство, 1975. -544 с.
  195. Материалы Юбилейной сессии ВАХ в ознаменование 175-летия Академии художеств /9−11 января 1940 г./. Тезисы докладов. -Л., 1940. 30 с.
  196. М.й. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. — 150 с.
  197. Миланский конгресс по архитектурному образованию /от редакции/. Архитектура СССР, 1934, К- 2, с. 15.
  198. Н.А. Основные вопросы теории советской архитектуры. Советская архитектура, 1935, РР 2, 3, 5, 6.
  199. М.А., Пекарева II. И.А.Фомин. М.: Гос.изд.лит. по строительству и архитектуре, 1953. — 312 с.
  200. А.И. Вопросы теории у русских зодчих начала ХУШ в. Архитектура СССР, 1940, Р II, с.64−65.
  201. А.И. Архитектор Д.В.Ухтомский и его школа. -М.: Гос.изд.лит. по строительству и архитектуре, 1954. 372 с.
  202. Мнения ряда педагогов архитектурного факультета Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, выявленные в результате опроса /1979−1981 гг./.
  203. Мнения ряда педагогов архитектурных факультетов ЛИСИ и Ташкентского Политехнического института, выявленные в результате опроса /май ноябрь 1980 г./.
  204. Модель архитектора на 1976−1990 годы. М.: Мархй, 1976. 18 с.
  205. Московский архитектурный Институт. М.: Росвузиздат, 19оЗ. /2 с.
  206. О.Р. Архитектор, худошшк, строитель и педагог /к 10-летию со дня смерти Л.Н.Еенуа/. Архитектура Ленинграда, 1938, Р 3, с.67−69.
  207. О.Р. Молодые зодчие. За социалистический реализм. Многотиражная газета ВАХ, 1939, Р 24−25, с.4−6.
  208. О.Р. Архитекторы. За социалистический реализм. Многотиражная газета ВАХ, 1940, Р 2, январь, с. 5.
  209. Надъярных fI>.®. В.й.Ленин и высшая художественная школа первых послеоктябрьских лет. В кн.: Промышленное искусство. Межвузовский тематический сборник научных трудов, вып.1. — М.: МархИ, I960, с.4−48.
  210. К.С. Больше вопросы архитектурного образования. Архитектурная газета, 1937, Г- 33, 2 июня, с.3−4.
  211. Й.С. Московская архитектурная школа и ее задачи на современном этале. Архитектура СССР, 1959, Р 3, с.9−11.
  212. И.С. Архитектурное образование. ЕСЗ, т.2, 3-е изд.¦М.: Сов. энциклопедия, 1970, с.303−304.
  213. И.С. Основы курса «Введение в архитектурную профессию». Материалы XIX научной конференции МархК. 1973 г. -М.- 1974.
  214. А.С. Творческий отчет. Архитектура СССР, 1935, IP 4, с.52−54.
  215. О дальнейшем совершенствовании архитектурного образования. Материалы У1 пленума правления СА СССР. Москва, 1−2 июня 1978 г. М.: Союз Архитекторов СССР, IS79. — 86 с.
  216. О некоторых тенденциях в нашей архитектурной школе /от редакции/. Архитектура СССР, 1937, Р 4, с.2−3.
  217. Оль Г. А. Александр Никольский. Л.: Лениздат, 1980. -135 с. 23?. Отчеты Императорской Академии художеств за I828-I9I5 гг. СПб., 1830−1916.
  218. П.Н. Сборник материалов по истории Императорской С.-Петербургской Академии художеств за сто лет ее существования, ч.1-Ш. СПб., 1864−1866.
  219. Подготовка архитектурных кадров /передовая статья/. -Архитектура СССР, 1933, Р 3−4, с. 2.2.40. Пономарев Я. А. Психология творчества и художника. -М.: Изд-во АПН РСШСР, I960. 250 с.
  220. Н.Н. История искусств в художественной школе. -Архитектурная газета, 1935, Р 59, 23 октября, с. 2.
  221. Пути реформы архитектурного образования /от редакции/.- Архитектурная газета, 1936, к- 20, 8 апреля, с. 4.
  222. Резолюция I съезда Советских архитекторов об архитектурном образовании. Архитектурная газета, 1937, Е- 6<, 3 сентября, с. 2.
  223. М.Й. Два года работы архфака. За социалистический реализм. Многотиражная газета ВАХ, 1934, Р I, 7 ноября, с * 2 •
  224. М.й. Дневник съезда. Архитектура СССР, 1937, Р 7−8, с. 5.
  225. СЛ. Проблема способностей и вопросы психологической теории. Вопросы психологии, I960, № 3, с.10−14.
  226. Константин Иванович Рудаков. Воспоминания о художнике.- Л.: Художник PCQCP, 1979. 318 с.
  227. Л.В. /творческий отчет/. Архитектура СССР, 1935, Р 6, с. 30 — 33.
  228. Л.В. Об использовании культурного наследия.
  229. За социалистический реализм. Многотиражная газета ВАХ, 1937, Р 14, с. 4.252. ру-днев Л. В. На правильном пути. За социалистический реализм. Многотиражная газета ВАХ, 1940, Т- 3, с.З.
  230. Л.В. Принципы архитектурного творчества. Вieo.сб.: Творческие проблемы советской архитектуры. ji.-M., 1955, с. П-14.
  231. А.В. Постоянство обновления /творческие поиски на рубеже 1950-х годов/. Проблемы архитектуры. Навстречу УП съезду архитекторов СССР. М.: Стройиздат, 1981, с.9−17.
  232. М.С. К вопросу повышения качества и долговечности облицовки крупнопанельных зданий. Труды института им. К. ТС.Репина. Сер."Архитектура», вып.З. — Л., 1970, с.98−109.
  233. Сборник композиционных работ студентов архитектурного факультета Ж’СиА ВАХ, вып.2. Л., 1935. — 125 с,
  234. Сборник студенческих работ архитектурного факультута И-ХиА ВАХ, вып.З. Л., 1937. — НО с.
  235. УП съезд архитекторов СССР. 12−14 мая 1981 г. Сокращенный стенографический отчет. М.: ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре, 1982. — 350 с.
  236. М. Учебный план архитектурного вуза. Архитектура СССР, 1935, Г- 3, с.22−23.
  237. Серафимов С.С./ творческий отчет/. Архитектура СССР, 1935, Р 5, с.13−16.
  238. С.С. Каким должен быть будущий архитектор? -За социалистический реализм. Многотиражная газета ВАХ, 1935, V- 6, с.З.
  239. С.С. Уроки всесоюзного творческого совещания. Архитектура СССР, 1935, Г- 10,
  240. С.С. Работа кабинета методики. За социалистический реализм. Многотиражная газета ВАХ, 1937, V 14, с. 1.
  241. С.С. Что мы требуем от молодого архитектора? Архитектурная газета, 1937, .?- 13, 3 марта, с.З.
  242. Т.А. Владимир Щуко. Л.: Лениздат, 1978.135 с.
  243. Совещание по художественному образованию /от редакции/. Архитектурная газета, 1936, 18 октября.
  244. D.Н., Надъярных ®-.Ф. ВХУТЕМАС, МархИ: Связь времен, развитие традиций. — Архитектура СССР, I960, № 12,29.
  245. Соколов 10. Н., Степанов А. В. и др. Творческий путь архитектурного вуза. Архитектура СССР, 1983, II, с.4−5.
  246. А.В. Основные методические задачи нового учебного плана по «Основам архитектурного проектирования». Материалы XIX научной конференции Мархй. 1973 г. Секция П. Методические основы архитектурного образования. М., 1974.
  247. А.В., Гурулев 0. «Сборочный конвейер» вуза. -Архитектура /приложение к «Строительной газете"/, 1981, Г1 5,1.марта, с. 6.
  248. Г. П. Проект положения о дипломном проектировании /методика и распорядок работы/ на архитектурном факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина.
  249. В кн.: Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Тематический сборник научных трудов Института им. И. Е. Репина. Л., 1978, вып. УН, с.58−61.
  250. Л.М. О постановке архитектурно-планировочного образования. Архитектура Ленинграда, 1938, I- 2, с.52−53.
  251. В. Наследники ВХУТЕ'/IACa. Разные судьбы трех архитектурных школ XX века. Архитектура /приложение к «Строительной газете"/, 1981, Е- 6, 15 марта, с. 6.
  252. Н.А. Творческий отчет. Архитектура СССР, 1935, 4, с.59−63.i78. Троцкий Н. А. Воспитывать полноценного архитектора. -За социалистический реализм. Многотиражная газета ВАХ, 1936, № 6, с. 4. ¦
  253. Н.А. Художественное воспитание молодел®-. Архитектурная газета, 1935, I? 20, 8 апреля, с.З.
  254. И.И. Вопросы синтеза архитектуры и изобразительного искусства в практике работы Института им.И. Е. Репина. В кн.: 0 воспитании скульптора в художественном вузе. Тематическийсборник научных трудов Института им. И. Е. Репина. Л., 1579, с.9−18.
  255. О.А. Выступление на УТ пленуме правления СА СССР. Москва, 1−2 июня 197G г. Материалы пленума. М., 1979, с.59−62.
  256. В.И. Рисунок в системе художественного образования архитектора. Архитектура СССР, 1936, II- 7, с. 50.
  257. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Просвещение, 1871. — 275 с.
  258. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 147 с.
  259. В.А. Творческий отчет. Архитектура СССР, 1935, Р 6, с.14−16.
  260. .Г. Методика архитектурного проектирования в системе архитектурного образования: Автореф.дис.. доктора архитектуры. М., 1969. — 40 с.
  261. Е.А. Архитектурные школы Петербурга первой половины ХУШ в.: Автореф.дис.. канд.искусствоведения. М., 1964. — 17 с.
  262. А.В. Формообразующее действие поли ромии и вопросы его изучения в архитектурной школе. Афтореф.дис.. канд. архитектуры. М., 1973. — 25 с.
  263. А.А. Формирование интереса учахрхся к художественно оформительской деятельности. Автореф.дис.. канд. педагогических наук. JI., 1981. — 22 с.
  264. А.Ф. Вопросы композиционной работы по живописи в высшей архитектурной школе /на опыте кафедры живописи ММ/: Автореф.дис.. канд.архитектуры. М., 1956. — 24 с.
  265. II.Н. Русская школа рисунка в архитектурном образовании. Дис.. канд.архитектуры. — М., 1947. — 150 с.
  266. fi.B. Систематика градостроительных концепций: Автореф.дис.. доктора архитекторы. М., 1979. — 298 с.
  267. А.Ф. Кокоринов и Деламот первые зодчие эпохи классицизма в России: Автореф.дис.. канд.искусствоведения. — JI., 1954. — 18 с.
  268. К.В. Проблемы архитектурной графики как средства профессионального языка: Автореф.дис.. канд.архитектуры. М., 1978. — 23 с.
  269. ЭОС. Подбереский H. JL Опыт применения акварельной живописи в архитектурном проектировании и методика преподавания в архитектурных вузах. Дис.. канд.архитектуры. — JI., 1947, — 164 с.
  270. II. П. Техника акварельной живописи у архитектора.
  271. Опыт критического обобщения. Дис.. доктора архитектуры. -М., 1947. — 225 с.
  272. Н.Т. Роль учебного рисунка в формировании профессии архитектора. Автореф.дис.. канд.искусствоведения. -Л., 1981. 22 с.
  273. Н.П. Художественно-композиционная подготовка в высшей архитектурной школе. Автореф.дис.. канд.архитектуры. Ы., 1978. — 24 с. 1. ВАйТЕНС Андрей Георгиевич
  274. АРХИТЕКТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВО ВСЕРОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ /1932−1941 гг./
Заполнить форму текущей работой