Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Оценка качества учебно-методического обеспечения основных образовательных программ высшего профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Что касается практики работы высшей школы, то учебно-методическим обеспечением образовательных программ в них занимаются соответствующие структуры (учебно-методическое управление, методический отдел), а непосредственная разработка учебно-методических материалов является функцией кафедр и преподавателей. При этом данная работа осуществляется без научно обоснованной базы, нет ясных критериев… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ООП ВПО)
    • 1. 1. Содержание понятия «качество образования»
    • 1. 2. Структура основной образовательной программы высшего профессионального образования
    • 1. 3. Учебно-методическое обеспечение как у словие реализации
  • ООП ВПО
  • Выводы по первой главе
  • 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ООП ВПО
    • 2. 1. Структура и содержание учебно-методического обеспечения ООП ВПО
    • 2. 2. Разработка и обоснование технологии оценки качества учебно-методического обеспечения ООП ВПО
    • 2. 3. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности технологии оценки качества учебно-методического обеспечения ООП ВПО
  • Выводы по второй главе

Оценка качества учебно-методического обеспечения основных образовательных программ высшего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Законом РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» одной из ведущих функций государственного управления высшим образованием определена оценка качества подготовки выпускников в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО). Среди различных условий, определяющих качество подготовки специалистов, одним из важных является учебно-методическое обеспечение основных образовательных программ, реализуемых образовательным учреждением, так как именно в нем находят конкретное выражение все основные факторы, определяющие лицо вуза.

Учебно-методическое обеспечение является инструментом организации и поддержки учебного процесса, оно дает достаточно полное представление как об объеме содержания обучения, подлежащего усвоению, так и о наиболее подходящих способах построения учебного процесса. Поэтому вопросы оценки качества учебно-методического обеспечения приобретают актуальное звучание.

Анализ состояния проблемы показывает, что вопросам оценки качества образования посвящено большое количество исследований. В работах В. И. Андреева, В. И. Байденко, A.A. Вербицкого, Г. И. Ибрагимова, H.A. Селезневой, А. И. Субетто и других раскрыты содержание и сущность понятий «качество», «качество высшего образования», «качество образовательного процесса» и др. смежных с ними понятий. На федеральном уровне определена система показателей качества образования в России, представляющая собой совокупность внешних и внутренних показателей, определены принципы формирования, функционирования и развития качества образования. В исследованиях А. И. Субетто изложена теория качества образования и теория измерения качества образования.

Что касается системы оценки качества учебно-методического обеспечения основных образовательных программ (ООП), то этот аспект стал рассматриваться лишь в последние годы. Создан ряд методик, позволяющих совершенствовать учебно-методическую документацию как по форме, так и по содержанию. Учеными-педагогами Ю. К. Бабанским, С. Я. Батышевым, В. П. Беспалько, Б. С. Гершунским, В. В. Краевским, И .Я. Лернером, B.C. Ледневым, М. Н. Скаткиным, Ю. Г. Татуром и др. много сделано для того, чтобы в построении учебных планов и программ была достигнута ясность и точность изложения, определенность содержания и оптимальность выбора методов обучения.

Вопросы проектирования дидактических комплексов на основе различных подходов раскрыты в трудах В. И. Андреева, С. И. Архангельского, Л. Г. Вяткина, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, В. В. Серикова, М. А. Чошанова и др.

Разработке нормативных педагогических документов (учебных планов, рабочих программ, методик и технологий проектирования содержания и процесса обучения) посвящены работы П. Ф. Анисимова, В. П. Беспалько, М. Г. Гарунова, Ф. М. Гумерова, И. Я. Курамшина, B.C. Леднева, В. М. Монахова, Т. С. Назаровой, А. Я. Савельева, Н. Ф. Талызиной, И. С. Якиманской и др.

Вопросами качества рабочих программ как показателя качества деятельности преподавателя в целом занимаются Г. Б. Скок, Н. И. Лыгина и др. Г. И. Мансурова предлагает единую методику анализа и оценки качества учебно-методического, информационного, библиотечного обеспечения, а также состояния материальной базы образовательного процесса в вузе, что составляет часть всего методического обеспечения основной образовательной программы высшего профессионального образования.

Выполнен ряд исследований, в которых раскрыта проблема инновационного методического обеспечения развития компетентности субъектов образования в учебных заведениях (Кузина H.H., 2003 г.), системно-методического обеспечения инновационной направленности естественнонаучного образования в вузе (Столярова И.В., 2003 г.) и др.

Однако, несмотря на наличие определенного задела, вне поля зрения исследователей остались вопросы разработки и обоснования системы оценки качества учебно-методического обеспечения основных образовательных программ, реализуемых в вузе.

Что касается практики работы высшей школы, то учебно-методическим обеспечением образовательных программ в них занимаются соответствующие структуры (учебно-методическое управление, методический отдел), а непосредственная разработка учебно-методических материалов является функцией кафедр и преподавателей. При этом данная работа осуществляется без научно обоснованной базы, нет ясных критериев и механизмов оценки качества разработанной учебно-методической документации. Вопрос оценки качества учебно-методического обеспечения образовательных программ актуализируется только в период прохождения аккредитации вуза Министерством образования и науки РФ (Рособрнадзора). Причиной такого положения в практике является теоретическая неразработанность вопросов, связанных с критериями и технологиями оценки качества учебно-методического обеспечения основных образовательных программ.

Таким образом, обнаруживается противоречие между объективной потребностью в научно обоснованной системе оценки качества учебно-методического обеспечения основных образовательных программ высшего профессионального (ООП ВПО) образования и недостаточной изученностью и разработанностью в современной педагогике педагогических средств и организационно-педагогических условий оценки качества соответствующего учебно-методического обеспечения.

Это противоречие в свою очередь порождает ряд частных противоречий, в том числе:

— между потребностью в разработке комплекса критериев и научно обоснованных показателей оценки качества учебно-методических документов ООП и недостаточной разработанностью механизмов выделения соответствующих критериевмежду необходимостью" определения* содержания— понятия, «учебно-методическое обеспечение О0ШВГ1О» и его не разработанностью в педагогической теориимежду объективной потребностью вналичии комплекса: научнообоснованных методов оценки качествакучебно-методического обеспечения": ООП? ВПО и недостаточностью исследований по разработке соответствующих методов- • между необходимостьюразработки научно обоснованной? технологии оценкикачества: учебно-методическогообеспечения' ООП ВПО и отсутствием специальных исследований по разработке соответствующей-технологии.

Проблема, исследования: каковы? содержание: и структурасистемы оценки? качества учебно-методического обеспеченияООП ВПОпозволяющей повысить, качество — подготовки! высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда.

Цель, исследования: — разработать, научнообосновать и: экспериментально: проверить систему оценки качества? учебно-методического обеспечения основных образовательных про! рамм в вузе.

Объект исследования: .качество учебно-методического обеспечения основных образовательных программ в высшей профессиональной! школе.

Предмет исследования: система. оценки: качестваучебно-методического обеспечения! основных образовательных программ ВПО, включающая цели, критерии, методы, инструментарий, технологию и условия оценки.

В основу исследованияшоложена: гипотеза о том, что повысить качество учебно-методического1 обеспечения^ и как следствие, качество подготовки выпускниковшо основным образовательным программам вуза можно за счет разработки и внедрения в процесс обучения научно обоснованной системы оценки качестваучебно-методического обеспечения ООП. Разработка систе-мы.оценки качества' учебно-методического обеспечения позволит объективно оценить различные виды: учебно-методических комплексов ООП, выбирать лучшие и тем самым оптимизировать процесс создания нового варианта учебно-методического обеспечения, если: уточнено содержание понятий «основная образовательная программа ВПО», «качество учебно-методического обеспечения основных образовательных программ ВПО" — определены и систематизированы критерии и показатели оценки качества учебно-методическогр обеспечения ООПвыделены требования к формированию содержания и состава инновационного учебно-методического комплекса в вузеразработана технология, оценки качества учебно-методического обеспечения ООПвыявлены организационно-педагогические условия эффективной реализации системы оценки качества учебно-методического обеспечения.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

— уточнить содержание понятий «основная образовательная программа», «учебно-методическое обеспечение ООП ВПО" — разработать требования к формированию состава и содержания инновационного учебно-методического комплексавыявить основные критерии оценки качества учебно-методического обеспечения ООП ВПО;

— разработать и обосновать технологию оценки качества учебно-методического обеспечения ООП ВПОпровести опытно-экспериментальное исследование организационно-педагогических условий эффективной реализации системы оценки качества учебно-методического обеспечения основных образовательных программ.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы: анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследованияизучение и исследование учебно-программной документацииизучение и обобщение передового опыта руководства методической работой в средней профессиональной школе, высшей школе и на производствеанкетирование, беседы, наблюдения, экспертная оценкаопытно-экспериментальная работа по созданию и проверке системы оценки качества методического обеспечения основных образовательных программ ВПО.

Теоретико-методологическую основу составили исследования по системному подходу и системному анализу социальных процессов, явлений, систем и объектов (И.В. Блауберг, К. Боулдинг, Б. Ф. Ломов, В. А. Штофф, Г. П. Щедровицкий, Э. Г. Юдин, В.А. Якунин).

В исследовании мы опирались на следующие педагогические концепции: теорию управления и оценки качества образования (В .И. Байденко,.

A.Г. Бермус, В. Ф. Габдулхаков, Г. И. Ибрагимов, В. П. Панасюк, М. М. Поташник, А. И. Субетто, H.A. Селезнева), компетентностный подход к организации образовательного процесса (A.A. Вербицкий, И. А. Зимняя, Г. И. Ибрагимов, А. К. Маркова, A.M. Новиков, JI.A. Петровская, Дж. Равен, A.B. Хуторской), теорию содержания образования (И.Я. Лернер, М. Н. Скаткин,.

B.В. Краевский, B.C. Леднев и др.), теорию проблемно-развивающего обучения (М.И. Махмутов), теорию моделирования и конструирования учебного процесса (В. И. Андреев, С. И. Архангельский, В. И. Байденко, В. П. Беспалько, B.C. Безрукова, Е. М. Ибрагимова, Ю.С. Иванов), идеи оптимизации применительно к методической работе (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник) и др.

Экспериментальной базой исследования явились: Институт экономики, управления и права (г. Казань) и шесть его филиалов (Альметьевский, Бугульминский, Зеленодольский, Набережночелнинский, Нижнекамский и Чистопольский).

Этапы исследования:

Исследование выполнялось в период с 2002 по 2008 гг. и включало в себя три этапа.

На первом этапе (2002;2004 гг.) осуществлялись: выбор, обоснование и теоретическое осмысление проблемы и темы исследования на основе изучения философской, психолого-педагогической и методической литературы. Разрабатывалась концепция исследования, определялись его этапы, уточнялась гипотеза. На этом этапе разрабатывалась методика формирующего эксперимента, апробировался аналитический инструментарий.

На втором этапе (2004;2008 гг.) проводился формирующий эксперимент с целью совершенствования системы оценки качества учебно-методического обеспечения ООП ВПО. Проводилось тестирование, анкетирование, мониторинг хода и результатов исследования.

На третьем этапе (2007;2008 гг.) продолжался педагогический эксперимент с целью проверки эффективности выявленных условий и корректировки предлагаемых рекомендаций. Также анализировались и обобщались результаты, формулировались выводы, оформлялись материалы диссертационного исследования.

Научная новизна исследования:

1. Уточнено содержание понятия «основная образовательная программа», а также предложена обобщенная структура основной образовательной программы, включающая взаимосвязанную совокупность следующих элементов: государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов, требования образовательного учреждения к выпускнику, учебный план по данной образовательной программеучебно-методические, комплексы по всем дисциплинам, включенным в учебный планпрограммы всех видов практикипрограмма итоговой государственной аттестации выпускников данной образовательной программы.

2. Раскрыто содержание понятия «учебно-методическое обеспечение основной образовательной программы ВПО». Определено соотношение понятий «учебно-методическое обеспечение основной образовательной программы» и «учебно-методический комплекс основной образовательной программы». Выделены и систематизированы используемые в психолого-педагогической теории подходы к проблеме оценки качества учебно-методического обеспечения основной образовательной программы.

3. Разработаны структура и содержание учебно-методического обеспечения основной образовательной программы в вузе. Выделены его компоненты в виде учебно-методических документов и средств.

4. Спроектирована система и разработана технология оценки качества учебно-методического обеспечения ООП ВПО. Система состоит из необходимых и достаточных для надежного функционирования компонентов, связанных между собой прямыми и обратными (внутренними) связями, а также имеет внешние прямые и обратные связи. Основными внутренними компонентами системы оценки качества учебно-методического обеспечения являются: критерии оценки, оценочный инструментарий, технология оценивания, информационное обеспечение. Эти компоненты в совокупности с организационно-педагогическими условиями реализации составляют систему оценки качества учебно-методического обеспечения. Технология оценки предполагает следующие этапы: определение методических документов, подлежащих оцениваниюназначение группы экспертовоценка документов по установленным критериямоценка учебно-методических материалов экспертамиих доработка авторамивнедрение в учебный процессопределение эффективности учебно-методических документов и их влияние на качество обучения студентов.

5. Выделены три вида учебно-методических комплексов (традиционный, инновационный, интегративный), определены их цели, задачи, границы применения, дана сравнительная характеристика по основным критериям (содержание, формы обучения, методы контроля и управления образовательным процессом, средства обучения). Обоснованы требования к формированию инновационного учебно-методического комплекса в вузе (ориентация на современные цели обучения, использование деятельностных форм и методов организации процесса обучения, обеспечение возможности организации обч разовательного процесса по различным траекториям, использование информационно-коммуникационных технологий и др.).

6. Определены и систематизированы критерии и показатели эффективности системы оценки качества учебно-методического обеспечения в вузе, отражающие требования компетентностного и личностно-ориентированного подходов.

7. Выявлены и экспериментально обоснованы организационно-педагогические условия эффективной реализации системы оценки качества учебно-методического обеспечения в вузе: создание информационно-методического центрацеленаправленная подготовка руководителей и преподавателей к осуществлению оценочной деятельностивключение в процесс оценки качества учебно-методического обеспечения социальных партнеров и др.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно углубляет, конкретизирует и расширяет научные представления о сущности учебно-методического обеспечения, его значении для повышения качества подготовки специалистов. Разработанная система оценки качества учебно-методического обеспечения основных образовательных программ высшего профессионального образования может служить теоретической базой для дальнейших исследований проблемы оценки качества подготовки специалистов в системе базового профессионального и дополнительного профессионального образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные в работе подходы к оценке качества учебно-методического обеспечения основных образовательных программ в вузе позволяют обеспечить повышение качества подготовки специалистовспособствуют улучшению качества педагогической деятельности.

Разработаны методические рекомендации по созданию в вузе современной системы оценки качества учебно-методического обеспечения ООП ВПО, ведущей идеей которой является интеграция традиционного и инновационного подходов к оценке качества.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены обоснованным выбором методологических основ исследования, тщательным анализом теоретических работ и опыта работы по проблеме исследования, использованием комплекса методов исследования, адекватных его предмету, задачам, логике, ведением научного поиска в единстве с практической деятельностью, применением методов математической статистики, длительным педагогическим экспериментом в реальных условиях.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно-экспериментальной работы на базе Института экономики, управления и права (г. Казань) и шести его филиалов.

Материалы и результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях и семинарах различного уровня: Международной научно-методической конференции «Повышение качества методического обеспечения процесса подготовки специалистов» (Казань, 2002 г.) — Международной научно-практической конференции «Наука и новые технологии в энергетике», посвященной 90-летию академика Ш. Чокина (Казахстан, Павлодар, 2002 г.) — Международной научно-практической конференции «Формирование системы управления качеством подготовки специалистов в вузе» (Казань, 2003 г.) — Всероссийской научно-методической конференции «Управление качеством инженерного образования» (Казань, 2002 г.) — VII Всероссийской конференции по проблемам науки и высшей школы «Фундаментальные исследования в технических университетах» (Санкт-Петербург, 2003 г.) — 3-й Всероссийской научно-методической конференции «Развитие методов и средств компьютерного тестирования» (Москва, 2005 г.) — 4-й Всероссийской научно-методической конференции «Инновационные методы и средства оценки качества образования» (Москва, 2006 г.) — 6-й Всероссийской научно-методической конференции «Инновационные методы и средства оценки качества образования» (Москва, 2008) — Научно-практической конференции, посвященной 60-летию Российской академии образования (Казань— Наб. Челны, 2003 г.).

На защиту выносятся:

1. Структура и содержание системы оценки качества учебно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе, ориентированные на определение степени соответствия проекта образовательного процесса (учебных планов, программ и др.) требованиям ГОС ВПО по специальности, с одной стороны, и потребностям и ожиданиям основных субъектов образовательного процесса (студентов, преподавателей, работодателей) — с другойвключающие: целеполагание, объект оценки (содержание в виде учебных планов, программ, различных форм учебной и научно-исследовательской деятельности и др.), принципы, цели, критерии, методы, инструментарий, технологию и условия оценки.

2. Совокупность организационно-педагогических условий, способствующих эффективной реализации системы оценки качества учебно-методического обеспечения ООП ВПО. К ним относятся: создание информационно-методического центрацеленаправленная подготовка руководителей и преподавателей к осуществлению оценочной деятельностивключение в процесс оценки качества учебно-методического обеспечения социальных партнеров и др.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 178 источников. В работе содержится 5 таблиц, 21 рисунок, 11 приложений.

Результаты исследования подтверждают, что повысить качество подготовки выпускников по основным образовательным программам вуза возможно за счет разработки и внедрения в процесс обучения научно обоснованной системы оценки качества учебно-методического обеспечения ООП.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Цель диссертационного исследования состояла в проектировании и научном обосновании системы оценки качества учебно-методического обеспечения.

Исследование показало, что качество — сложная философская, экономическая, социальная системная категория, которая диалектично взаимосвязана со стандартизацией. Понятие «качество образования» используется в широком и узком смыслах. Качество образования в широком смысле определяет образование как гарант национальной безопасности, один из важнейших факторов устойчивого развития общества, конкурентоспособности государства. В узком смысле качество образования складывается из таких компонентов, как качество образовательной (учебной) программыкачество кадрового и научного потенциалов, задействованных в учебном процессекачество обучаемыхкачество средств образовательного процессакачество образовательной технологии.

Установлено, что в педагогической теории нет общепризнанной точки зрения на содержание понятия «основная образовательная программа» и его соотношение с понятием «Государственный образовательный стандарт». В связи с этим уточнено понятие «основная образовательная программа», определяемое — как комплект нормативных документов, определяющих цели, содержание и методы реализации процесса обучения и воспитания на основе государственных образовательных стандартов. Предложена обобщенная структура основной образовательной программы, включающая в себя взаимосвязанную совокупность следующих элементов: учебный план по данной образовательной программеучебно-методические комплексы по всем дисциплинам, включенным в учебный планпрограммы всех видов практикпрограмма итоговой государственной аттестации выпускников данной образовательной программы (включающая в себя государственный экзамен и выпускную квалификационную работу).

Изучение понятия «учебно-методическое обеспечение основных образовательных программ ВПО» показало, что имеет место использование многих близких понятий, таких как «программно-методическое обеспечение», «комплексное методическое обеспечение», «системно-методическое обеспечение», «учебно-методический комплекс дисциплины (специальности)», «дидактический комплекс» и др. В результате исследования выявлено два основных подхода к определению понятия «учебно-методическое обеспечение основной образовательной программы». Сторонники первого подхода под учебно-методическим обеспечением понимают набор методических документов, а представители второго подхода сводят его, прежде всего, к методическим средствам.

Выявлено, что, говоря об учебно-методическом обеспечении основной образовательной программы, исследователи сводят содержание учебно-методического обеспечения к учебно-методическому обеспечению дисциплины, не охватывая всю основную образовательную программу в целом. Лишь небольшая часть работ посвящена содержанию основной образовательной программы, но и они не дают научного обоснования содержания и структуры учебно-методического обеспечения как педагогического явления.

На основе анализа специальной литературы и с учетом опыта работы диссертанта дано обоснование понятия «учебно-методическое обеспечение» основной образовательной программы, которое понимается как комплекс учебно-методических документов и средств, устанавливающих и определяющих рациональное содержание обучения и методику проведения учебного процесса. На качество учебно-методического обеспечения основной образовательной программы вуза оказывает влияние качество каждой составляющей этого обеспечения. В структуре учебно-методического обеспечения основной образовательной программы выделено две группы составляющих: учебно-методические документы (учебный план, программы дисциплин и практик и т. д.) и учебно-методические средства (учебники, учебные пособия, специальные разработки, методические указания и т. д.) Первая группа учебно-методические документы) дает описание учебного процесса по образовательной программе, включая теоретическую и практическую подготовку обучающихся. Вторая группа (учебно-методические средства) включает в себя дидактические и методические механизмы, обеспечивающие реализацию проекта учебного процесса. Сюда входят такие средства, как учебники, учебные пособия, различные методические рекомендации для преподавателей и студентов по преподаванию и освоению того или иного содержания обучения.

Проведена систематизация учебно-методического обеспечения образовательной программы, которая вносит определенную ясность в понимание структуры и содержания этой важной составляющей в системе подготовки специалистов.

Разработана структурная схема учебно-методического комплекса основной образовательной программы, включающая взаимосвязанную совокупность таких методических документов, как учебный план, учебно-методический комплекс дисциплин учебного плана, программу всех видов практик, программу научно-исследовательской работы студентов, программу итоговой аттестации выпускников, программу самостоятельной работы студентов. Разработана классификация учебно-методических комплексов по критерию «степень инновационное&trade-«, раскрыты основные цели, задачи, требования к формированию инновационных УМК. Выявлены сущность и основные признаки интегративных УМК (сочетание традиций и инноваций, опора на требования компетентностного подхода и др.).

Опираясь на требования системного подхода, в исследовании разработана система оценки качества учебно-методического обеспечения, отражающая единство содержательного, организационного и технологического компонентов образовательного процесса. Система оценки качества учебно-методического обеспечения ООП состоит из необходимых и достаточных для надежного функционирования элементов, связанных между собой внутренними и внешними прямыми и обратными связями: методы оценки, оценочный инструментарий, технология оценки, информационное обеспечение оценки, организационно-педагогические условия реализации.

Выделены этапы проектирования системы оценки качества учебно-методического обеспечения основных образовательных программ ВПО.

Первый этап включает: определение необходимых элементовдоказательство их достаточности для надежного функционирования системыустановление прямых и обратных внутренних и внешних связей.

Второй этап заключается в проектирования элементов системы оценки качества учебно-методического обеспечения ООП ВПО: выбор и обоснование методов оценки качества учебно-методического обеспеченияразработка инструментария оценки качества (анкеты, опросники, тесты, и т. д.) — разработка технологии оценки качества учебно-методического обеспечения ООП ВПО.

Определены этапы реализации проекта системы оценки качества учебно-методического обеспечения основных образовательных программ ВПО.

Первый этап включает: выявление организационно-педагогических условий эффективной реализации системы оценки качества учебно-методического обеспечения ООП ВПОэкспериментальное внедрение системы оценки качества учебно-методического обеспечения в учебно-воспитательный процесс вузаанализ результатовкорректировка элементов системы.

Второй этап: реализация системы оценки качества учебно-методического обеспечения в учебно-воспитательный процесс всего вузаанализ эффективности реализации системы оценки качества учебно-методического обеспеченияразработка методических рекомендаций по реализации системы оценки качества учебно-методического обеспечения ООП ВПО в учебно-воспитательный процесс вузов.

Разработана и обоснована технология оценки качества учебно-методического обеспечения основных образовательных программ ВПО, определяющая какие характеристики учебно-методического комплекса подлежат оценке, кто должен оценивать и по каким критериям. Систематизированы существующие и введены новые критерии оценки качества учебно-методического обеспечения образовательных программ. Спроектирована и обоснована система оценки качества методических документов учебно-методического обеспечения образовательных программ.

Показано, что результаты технологии экспертной оценки могут быть использованы для установления рейтинга как отдельных методических документов, так и всего учебно-методического комплекса образовательной программы.

Результаты педагогического эксперимента подтвердили гипотезу, что использование в организации учебного процесса разработанной технологии оценки качества учебно-методического обеспечения способствует улучшению качества подготовки специалистов. Данные, отражающие качество знаний и умений студентов, были обработаны методами математической статистики. Сравнение показателей качества знаний и умений студентов за пятилетний период (с 2004 по 2008 годы) осуществлялось с помощью t-критерия Стъю-дента для независимых выборок. Обоснованность использования данного параметрического критерия определяется результатами проверки на нормальность распределения, которая показала отсутствие значимых отклонений по шкалам ассиметрии и эксцесса во всех выборках.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , B.C. Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля: дис.. д-ра пед. наук / B.C. Аванесов. — М., 1994. -339 с
  2. , В.И. Информационно-методический комплекс по созданию базы данных по специальности / В. И. Аверченков, Ю. В. Нестеров. Брянск: БГТУ, 1994. 234 с.
  3. Авторские учебные программы по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам: философия, логика, социология, культурология- Ин-т «Открытое общество». М.: Логос, 1998. — 208 с.
  4. , Ю. МИСиС: Повышение качества подготовки специалистов / Ю. Адлер, А. Кочетков, К. Косырев, Т. Полховская, В. Соловьев // Стандарты и качество. 2000 — № 2. — с. 67−72.
  5. , П.Ф. В, Е. Управление качеством среднего профессионального образования/ П. Ф. Анисимов, В.Е. Сосонко- Казань.: ИСПО РАО, 2001.- 72 с.
  6. , Н.Е. и др. Экспертные оценки и методология профессионального образования. М., 1974. -385с.
  7. , В.Г. Общество: системность, познание и управление / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
  8. , Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабан-ский. М.: Педагогика, 1989. — 245 с.
  9. , В.И. Стандарты в непрерывном образовании. Концептуально-теоретические и методологические проблемы / В. И. Байденко. — М., 1999.-295 с.
  10. , А.Г. Теоретические основы управления качеством региональной системы профессионально-педагогического образования: автореф. дис.. .д-ра пед. наук / А. Г. Бермус. Ростов н/Д, 2003. — 42 с.
  11. , В.П. Основы теории педагогических систем / В. П. Беспалько. — Воронеж, 1977. 204 с.
  12. , В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. — М.: Высшая школа, 1989. — 143 с.
  13. , В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика 2003. — № 10.
  14. Философия природы, культуры и гуманизация образования: Монография / Буланкина Н. Е., Кондратенко А. П., Синенко В.Я.- Под общ.ред. В. Я. Синенко. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2004. — 186с.
  15. , H.H. Теория и практика управления качеством образования в профессиональных училищах: дис. д-ра пед. наук. / H.H. Булынский. Челябинск, 1998. — 336 с.
  16. , В.И. Оценка качества деятельности образовательного учреждения / В. И. Васильев, В. В. Красильников, С. И. Плаксий, Т.Н. Тягуно-ва. М.: Издательство ИКАР, 2005. — 494 с.
  17. , Ю. Принципы менеджмента качества основа семейства стандартов ИСО 9000:2000 / Ю. Вест, Ч. А. Чинфарни, Д. Д. Цикалас // Стандарты и качество. — 2000. — № 7. — С. 74−77.
  18. , В.В. Интеграция эвристического и технологического подходов в проектировании дидактических комплексов: автореф. дис. д-ра пед. наук / В. В. Воронин. — Казань, 1999. — 300 с.
  19. , A.C. Проблемы качества рабочих программ дисциплин / A.C. Востриков // Качество образования: концепции, проблемы: материалы III Международной научно-методической конференции. Новосибирск: НГТУ, 2000. — С. 14.
  20. , Л.Ф. Построение вузовской системы гарантии качества образования / Л. Ф. Гайнуллина, Ю. Л Камашева // Высшее образование в России. 2007 — № 9. — с.58−63.
  21. , Л.А. Мониторинг в системе условий обеспечения качества подготовки специалистов среднего звена / Л. А. Гайнулова, Г. И. Ибрагимов, Т. В. Лопухова, А.Н. Полосин- под ред. Г. И. Ибрагимова. Казань: ИСПО РАО, 2002. — 106 с.
  22. , И. Оценка качества работы преподавателей / И. Галлиев, А. Ю. Тэттер // Качество образования: концепции, проблемы. Новосибирск, 2000.-С. 142−143.
  23. , Б.С. Педагогическая диагностика: Методология, теория и практика / Б. С. Гершунский. — Киев: Вища школа, 1986. — 200 с.
  24. , Б.А. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ) / Б. А. Глинский, Б. С. Грязнов, Б. С. Дынин, Е. П. Никитин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1965. — 248 с.
  25. , Л.И. Качество образования и стандарты / Л.И. Гнез-дилова // Качество образования: достижения, проблемы: материалы IV Международной научно-методической конференции. Новосибирск: НГТУ, 2001. -С. 66.
  26. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: утвержден постановлением правительства Российской Федерации от 17 марта 2000 г. № 180 эк/сп.
  27. ГОСТ Р 52 614.2−2006. Национальный, стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению указания по применению ГОСТР ИСО 9001−2001 в сфере образования. -Изд. официальное. — М: Стандартинформ, 2007. 72 с.
  28. ГОСТ Р ИСО 9000:2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Изд-во стандартов, 2001.
  29. , В.В. Концептуальные основы качества образования / В. В. Губарев // Качество образования: концепции, проблемы: материалы III Международной научно-методической конференции. Новосибирск: НГТУ, 2000.-С. 35−38.
  30. , М.Б. Образовательные стандарты: национально-региональные и вузовские компоненты / М. Б. Гузаиров. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. — 116 с.
  31. , В. Толковый словарь / В. Даль. М.: «Издательская группа „Прогресс“ Универс», 1994. — С. 247.
  32. , Б.В. Рекомендации к методической разработке учебного процесса по отдельным дисциплинам / Б. В. Данилов. М.: Моск. энерг. ин-т, 1984.-52 с.
  33. , A.A. Профессиональная компетентность как показатель качества образования / A.A. Дорофеев // Высшее образование в России. -2005.-№ 4.-С. 31−33.
  34. , Г. В. Общие проблемы технологии образования: концепции. Опыт. Мнения / Г. В. Дроздецкая / Качество образования: концепции, проблемы: материалы III Международной научно-методической конференции. Новосибирск: НГТУ, 2000. — С. 55−57.
  35. Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования: сборник статей и тезисов IX Всероссийской научно-практической конференции. Казань: Центр инновационных технологий, 2001.-666 с.
  36. Европейская программа изменений в области высшего образования в XXI веке Региональный Форум Конференции Ректоров Европы (CRE) и ЮНЕСКО (CEPES). Палермо, 24−27 сентября 1997 года. М.: РУДН, 1997. -56 с.
  37. Еще одна встреча с Советом Европы: итоговый документ конференции «Ключевые компетенции и проблемы оценки качества подготовки учащихся», Россия, Ростов н/Д, 2−4 ноября 2000 г. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. — № 6. — С. 47−52.
  38. , В.Ю. Учебно-методическое обеспечение дисциплины как важнейший фактор качества при дистанционном обучении /В.Ю. Захаров, Ю. С. Попов, И. Н. Стаплковская. Кемерово: КемГУ, 2002. — 35 с.
  39. , Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Ф. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. 2005. — № 4. — С. 23−30.
  40. , В.Е. Комплексное методическое обеспечение как условие формирования методической системы профессионально-технической подготовки / В. Е. Земцов. Казань, 1983. — 26 с.
  41. Зона европейского высшего образования: совместное заявление европейских министерств образования, г. Болонья, 19 июня 1999 г. — Интернет-ресурс: http://vvww.spbu.ru/NEWS/edusem/bol.htm.
  42. , Г. И. Мониторинг профессиональной деятельности преподавателя колледжа / Г. И. Ибрагимов, П. Т. Анисимов, И. П. Татаринова. Смоленск: СПЭК, 2004 — 174 с.
  43. , Г. И. Принципы управления качественного образования и их реализация в системе СПО / Г. И. Ибрагимов // Среднее профессиональное образование. — 2006. — № 2. С. 2−5.
  44. , Г. И. Качество подготовки специалистов среднего звена: проблемы формирования критериев оценки / Г. И. Ибрагимов // Среднее профессиональное образование. 2003. — № 6.
  45. , Г. И. Критерии оценки качества подготовки специалистов среднего звена / Г. И. Ибрагимов // Специалист. 2003. — № 1. — С. 32−34.
  46. , Г. И. Государственный образовательный стандарт и формирование системы контроля качества подготовки выпускников./ Г. И. Ибрагимов // Среднее профессиональное образование. 2002. — № 1. — С. 10−15.
  47. , Г. И. Качество образования в профессиональной школе (вопросы теории и технологии) / Г. И. Ибрагимов. Казань: Школа, 2007. -248 с.
  48. , В.Г. Проектирование содержания профессионально-педагогической подготовки преподавателей высшей технической школы / В. Г. Иванов. Казань: Карпол, 1997. — 258 с.
  49. , И. А. Концептуальные основы построения системы качества профессионального образования / И. А. Ивлиева, В. П. Панасюк, Е. К. Чернышева. СПб.: Центр качества профессионального образования в Ин-те Профтехобразования РАО, 2001. — 123 с.
  50. Информационный бюллетень Управления научно-исследовательской деятельности Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова / сост. А. Р. Наумов, Б.В. Куприянов- под ред. В. В. Чекмарева. Кострома, 2002. — Вып. 5. — 74 с.
  51. , Г. М. Комплексная система контроля качества подготовки специалистов: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. М. Калимуллин. -Казань, 2003.-18 с.
  52. , Ю.Л. Проблемы подготовки специалистов в области безопасности жизнедеятельности / Ю. Л. Камашева, О. И. Юскевич // Материалы стендовых докладов 3-го международного симпозиума по энергетике, окружающей среде и экономике. Казань: КГЭУ, 2001.
  53. , Ю.Л. Научно-методические обеспечение как составляющая системы гарантии качества образования в вузе / Ю. Л Камашева // Образование и саморазвитие. 2008. — № 2(8). — С.55−613.
  54. , В. Проблемы управления качеством в вузах / В. Качалов // Стандарты и качество. 2000. — № 5−10.
  55. Качество образования: концепции, проблемы: материалы Ш Международной научно-методической конференции- под общ.ред. A.C. Востри-кова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. — 380 с.
  56. Качество высшего образования в современной России: концептуально-программный подход. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1995. — 198 с.
  57. Качество профессионального образования: проблемы управления, обеспечения и мониторинга: тезисы докладов научно-практической конференции- под общ.ред. Г. И. Ибрагимова. Казань: ИСПО РАО, 2002. — 225 с.
  58. , М.С. Системный подход к проектированию сложных систем / М. С. Клейменова // Журнал д-ра Добба. 1993. — № 1. — с. 9−14.
  59. , Б.К. Образовательные стандарты: инвариантные аспекты / Б. К. Коломиец. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 144 с.
  60. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г.: № 1756-р. -М., 2001.
  61. , Э.М. Система комплексной оценки качества образования специалиста / Э. М. Коротков // Высшее образование в России. 1995. — № 2.-С. 72−78.
  62. , Э. М. Управление качеством образования: учеб. пособие для вузов / Э. М. Коротков. М.: Академический Проект: Мир, 2006: — 320 с. — («Gaudeamus»).
  63. , H.H. Инновационное методическое обеспечение развития компетентности субъектов образования в учебных заведениях: дис.. канд.пед.наук /H.H. Кузина. 13.00.01 Тобольск, 2003. — 183 с.
  64. , Б.И. Основы общей теории систем / Б. И. Кузнецов. — Наб. Челны.: КамПи, 1998. 113 с.
  65. , А.И. Творчество в системе качества образования / А. И. Купрюхин / Качество образования: концепции, проблемы: материалы III
  66. Международной научно-методической конференции. Новосибирск: НГТУ, 2000. — с. 57−60.
  67. Комплексный словарь русского языка / Тихонов А. Н. и др.- под ред. А. Н. Тихонова. -М.: Рус.яз., 2001. 1229с.- С. 33 587. 76. Кофман, К. Сетевые методы планирования / К. Кофман, Т. Дебазей. М.: Прогресс, 1968. — 58 с.
  68. , И .Я. Качество знаний учащихся. Какие они должны быть? / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1978. — 47 с.
  69. , И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981.-С. 114.
  70. , Т.В. Диагноз качества подготовки специалиста / Т. В. Лопухова // Высшее образование в России. 2001. — № 4. — С. 28−34.
  71. , Н.И. Инструментальные средства оценки качества рабочих программ учебных дисциплин / Н. И. Лыгина / Качество образования: концепции, проблемы: материалы III Международной научно-методической конференции Новосибирск: НГТУ, 2000. — С. 131.
  72. , А.Н. Согласованность квалификационных требований к выпускнику вуза Российской Федерации и специалисту в сфере труда / А. Н. Мансуров, Г. М. Мансурова. М.- Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. — 19 с.
  73. , A.A. Моделирование информационных процессов / A.A. Марков. М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 1999. — 360 с.
  74. , Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга / Д. Ш. Матрос, Д. И. Полев, H.H. Мельникова. М.: Пед. об-во России, 1999. — 95 с.
  75. Методика оценки качества вуза: информационно-методические материалы- под ред. акад. РАН Ю. С. Васильева. Вып. 13. — СПб: Изд-во СПбГТУ, 2001.-86 с.
  76. Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие- под ред. Н. В. Кузьминой. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
  77. Методическое обеспечение педагогической системы управления качеством образовательного процесса в высшей профессиональной школе- под общ. ред. Г. И. Ибрагимова. Казань: ИПП ПО РАО, 2006. — 96 с.
  78. , О.И. Технологии преподавания и качество образования / О. И. Михеенко // Качество образования: концепции, проблемы: материалы III Международной научно-методической конференции. Новосибирск: НГТУ, 2000. — С. 53−55.
  79. Мониторинговые условия обеспечения качества подготовки специалиста среднего звена- под ред. Г. И. Ибрагимова. — Казань: ИСПО РАО, 2000.- 106 с.
  80. , Г. Н. О государственном и общественном в процедуре аккредитации программе // Аккредитация в образовании / Г. Н. Мотова. -2008.-№ 21.
  81. , Г. Н. Интернет-анкетирование работодателей и выпускников // Аккредитация в образовании / Г. Н. Мотова, С. П. Лех, С. О. Сорокин. -2008.-№ 22.
  82. , Г. В. Современные проблемы образования / Г. В. Мухаметзянова. Казань: ИСПО РАО, 2000. — 84 с.
  83. , Ю.Г. Методические указания по использования локальной вычислительной сети (ЛВС) КФ МЭИ для разработки методического обеспечения учебного процесса / Ю. Г. Назмеев, Н. Г. Шагиев, В.П. Шинке-вич. Казань: КФ МЭИ, 1996. — 16 с.
  84. , Ю.Г. Методические указания по использования локальной вычислительной сети (ЛВС) КФ МЭИ в информационном режиме /Ю.Г. Назмеев, H.H. Шагиев, Л. В. Самыгина. Казань: КФ МЭИ, 1995. — 12 с.
  85. , Ю.Г. Методические указания по планированию работ кафедр и подразделений КФ МЭИ / Ю. Г. Назмеев, A.B. Голенищев-Кутузов, Н. Г. Шагиев и др. Казань: КФ МЭИ, 1996.
  86. , Ю.Г. Методические указания по использованию локальной вычислительной сети (ЛВС) КФ МЭИ для издательской деятельности / Ю. Г. Назмеев, A.B. Голенищев-Кутузов, Н. Г. Шагиев, Н. В. Ионычева. — Казань: КФ МЭИ, 1996.
  87. Новое качество высшего образования в современной России. Концептуально-программный подход- под науч. ред. H.A. Селезневой, А. И. Субетто. -М., 1995.-200 с.
  88. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева,
  89. A.Е. Петров- под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
  90. Нормативные документы Минвуза СССР по вопросам учебной и учебно-методической работы в высших учебных заведениях (1981−1983 гг.). -М.: 1984-С. 30−50.
  91. О будущей Доктрине высшего образования // Высшее образование в России. 1998. — № 3.
  92. , В.П. Научны основы проектирования педагогических систем внутришкольного управления качеством образовательного процесса /
  93. B.П. Панасюк- Под науч.ред. Субетто А. И. СПб: СПГПУ, 1997. — 297с.
  94. Педагогический мониторинг качества образования- под науч. ред. проф. В. И. Андреева. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1999. 266 с.
  95. Планирование содержательной части базового высшего образования: тезисы ¦ докладов Всероссийской научно-методической конференции, сентябрь 1994. Казань: КГТУ, 1994. — 188 с.
  96. , В.А. Научно-методическое обеспечение развития российского образования / В. А. Поляков, A.A. Кузнецов // Педагогика. 2004. -№ 5.-С. 3−11.
  97. К зоне европейского высшего образования: коммюнике встречи европейских министров, отвечающих за высшее образование, г. Прага, 19 мая 2001 г. Интернете-ресурс: http://www.spbu.ru/NEWS/edusem /prag.htm
  98. , В.А. Опыт разработки и внедрения элементов системы методического обеспечения учебного процесса в вузе / В. А. Роменец, М. А. Штремель, Б. С. Мастрюков и др. М.: НИИВШ, 1985. — 40 с.
  99. , H.A. Качество высшего образования как объект системного исследования: лекция-доклад / H.A. Селезнева. 2-е изд., доп. — М., 2002.-С. 95.
  100. , Е.Ю. Учебно-методический комплекс как средство формирования готовности студента к социально-педагогической деятельности: дис. канд. пед. наук/Е.Ю. Сизганова. 13.00.1 — Оренбург, 2007.-200 с.
  101. В.М. Образовательное законодательство зарубежных стран // В. М. Сырых. М.: Готика, 2003, 560 с.
  102. Системы качества в образовании: сб.: пер. с англ. — Вып. 1.4.1, 2- под общ. ред. Ю. Л. Адлера / Министерство образования РФ, Моск. гос. ин-т стали и сплавов (ТУ). М.: МИССИС, 2000. — 142 с.
  103. Системы аккредитации за рубежом / Г. Н. Мотова, В. Г. Наводнов, В. Ж. Куклин, Б. А. Савельев. М.: Научно-информационный центр государственной аккредитации- Ассоциация негосударственных высших учебных заведений, 1998.- 151 с.
  104. , М.Н. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / М. Н. Скаткин, В. В. Краевский. — М.: Педагогика, 1978. — 206 с.
  105. , Э.Г. Качество системы дистанционного обучения / Э. Г. Скибицкий // Качество образования: концепции, проблемы: материалы III Международной научно-методической конференции. Новосибирск: НГТУ, 2000. — С. 44−47.
  106. , Г. Б. Оценка качества деятельности преподавателя / Г. Б. Скок, Е. А. Лебедева // Качество образования: концепции, проблемы: материалы III Международной научно-методической конференции. Новосибирск: НГТУ, 2000. — С. 38−40.
  107. , Г. Б. Как спроектировать учебный процесс по курсу: учеб. пособие для преподавателей / Г. Б. Скок, Н. И. Лыгина, Н. И. Колесникова, Е. В. Низовских. Новосибирск: НГТУ, 1999. — 83 с.
  108. Словарь иностранных слов М.: Русский язык, 1981. — С. 325.
  109. B.C., Степанов С. А. Концепция, модель и критерии эффективности внутривузовской системы управления качеством высшего профессионального образования // Университетское управление. 2004. — № 2(30).-С. 102−110.
  110. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1985.-1600 с.
  111. Создание общеевропейского пространства высшего образования: коммюнике конференции Министров, ответственных за высшее образование, в Берлине 19.09.2003 г. Интернет-ресурс:http://www.umo.msu.ru/conf/berlin.htm
  112. Солянкина, J1.E. Учебно-методический комплекс как средство профессионального саморазвития студента: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / JI.E. Солянкина. Волгоград: ВГПУ, 1999. — 22 с.
  113. , А.И. Качество образования: проблемы оценки и мониторинга / А. И. Субетто // Стандарты и качество. 2000. — № 2. — С. 62−66.
  114. , А.И. Квалитогия образования. СПб. М., 2000. — 220 с.
  115. СТВ 2 069 635−25−88. Выпускная квалификационная работа. Стандарт вуза. Комплексная система повышения качества подготовки специалистов.-Казань: Казан, химико-технол. ин-т, 1989.
  116. , Т.А. Мониторинг качества образования школьников // Педагогика. 2003. — № 7. — 67с.
  117. , И.П. Мониторинг качества педагогической деятельности преподавателя колледжа: автореф.дис.. канд. пед. наук // И.П. Татаринова- Казань, 2004. -26 с.
  118. Теоретико-методологические основы моделирования развития инновационных образовательных процессов в системе среднего профессионального образования: монография- под ред. Г. И. Ибрагимова. Казань: Изд-во ИСПО РАО, 1999. — 138 с.
  119. Теоретические и методические проблемы инновационной системы образования в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации: монография- под ред. М. А. Эскиндарова. — М.: Финакадемия, 2008. -276 с.
  120. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) (утв. Постановлением) Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71).
  121. , Т.О. Проектирование учебно-методических комплексов с использованием новых образовательных технологий / Т. О. Толстых // Проблемы практической подготовки студентов: материалы 2 Всероссийской научно-методической конференции. Воронеж, 2004.
  122. Управление качеством образовательного процесса в профессиональной школе- под общ. ред. Г. И. Ибрагимова Казань: ИПП ПО РАО, 2006.
  123. Управление качеством образования- под ред. М. М. Поташника. — М., 2000.-441 с.
  124. Философский словарь- под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1981.-c.190.
  125. Философский энциклопедический словарь. М.: Инфра-М, 2003.-576 с.
  126. Формирование содержания образовательных программ средней профессиональной школы в условиях сочетания форм обучения / Г. И. Ибрагимов, Г. И. Кирилова, Т. Д. Барер и др.- под ред. Г. И. Ибрагимова. Казань: ИСПО РАО, 2001.-100 с.
  127. , A.B. Современная дидактика: учебник для вузов / A.B. Хуторской. СПб: Питер, 2001. — 544 с.
  128. , Н.В. Теоретические основы учебно-методического обеспечения высшего профессионального образования: Со схемой структур, компонентов проф. пед. образования. / Н. В. Чекалева // Наука образования. -Омск, 1999.-Вып. 17.
  129. , Н.В. Учебно-методический комплекс в высшем профессиональном образовании. Со схемой структур. компонентов проф.пед.образования. / Н. В. Чекалева // Наука образования. Омск, 1999. — Вып. 17.
  130. , C.B. Моделирование и анализ систем. IDEF-технологии: практикум / C.B. Черемных, И. О. Семенов, B.C. Ручкин. М.: Финансы и статистика, 2006. — 44 с.
  131. , Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н.П. Капустин- под ред. Т. И. Шамовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 320 с.
  132. , С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С. Е. Шишов, В. А. Кальней. — М.: Педагогическое общество России, 1998.
  133. Языки программирования: пер. с англ.- под ред. Ф. Женюи. М.: Мир, 1972.-406 с. 176. http://www.bolohgna.spbu.ru177. http://www. tempus-russia.ru/bolon.htm178. http://www. edu.ru/db/portal/spe/3 v/3 101 071 .htme
Заполнить форму текущей работой