Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Политические технологии обеспечения информационной безопасности региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Концепция < информационной! безопасности? Российской Федерации не уделяет должного* внимания* региональным аспектамобеспечения информационной безопасности. Из-за недооценки значимости деятельности! по реализации жизненно важных интересов личности-. социальных групп на региональном и местном уровнях создаетсявпечатление, что интересы людей, защищаются? и могут реализоваться5 только нафедеральном… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методологические аспекты изучения информационной безопасности региона
    • 1. 1. Регион в современной политико-информационной сфере: теоретические основания анализа
    • 1. 2. Политико-правовая база обеспечения информационной безопасности региона
    • 1. 3. Информационные технологии как инструмент обеспечения региональной безопасности
  • 2. Направления и технологии обеспечения безопасности Краснодарского края в политико-информационной сфере
    • 2. 1. Основные угрозы безопасности Краснодарского края в политико-информационной сфере
    • 2. 2. Информационная политика органов государственной власти и управления как инструмент обеспечения безопасности Краснодарского края
    • 2. 3. Технологии противодействия угрозам в политико-информационной сфере в ходе подготовки и проведения Зимних Олимпийских игр 2014 г. в
  • Краснодарском крае

Политические технологии обеспечения информационной безопасности региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Состояние национальной безопасности современной России во многом определяется последствиями процесса информатизации, оказывающего непосредственное воздействие на жизнедеятельность социальных агрегаций на федеральном, региональном и местном уровнях. По мнению Президента Российской Федерации Д. А. Медведева высказанному на первом заседании Совета по развитию информационного общества в России 12 февраля 2009 года, по ключевым показателям в области информационных технологий Россия на порядок отстает от развитых государств, для граждан страны сохраняется неравенство в доступе к информации по социальному и региональному принципам1. В контексте реализации принятой 7 февраля 2008 г. Стратегии развития информационного общества поставлена задача в ближайшей перспективе создать условия для интеграции Российской Федерации в мировое информационное пространство. Подчеркнута необходимость принятия мер для ликвидации цифрового неравенства между российскими регионами.

Ввиду этого возрастает значение информационной безопасности, рассматриваемой в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в качестве одного из приоритетных направлений деятельности органов государственного управления в сфере защиты интересов личности, общества и государства. Динамика развития современного российского государства и гражданского общества, процессы, протекающие в мировом сообществе, порождают ряд новых угроз информационной безопасности не только на федеральном, но и на региональном уровне, которые должны найти адекватное решение в политической сфере государственного управления.

1 Кузьмин В. vwv. Кремль // Российская газета. 2009. № 25 (4849). 13 февраля.

Концепция < информационной! безопасности? Российской Федерации не уделяет должного* внимания* региональным аспектамобеспечения информационной безопасности. Из-за недооценки значимости деятельности! по реализации жизненно важных интересов личности-. социальных групп на региональном и местном уровнях создаетсявпечатление, что интересы людей, защищаются? и могут реализоваться5 только нафедеральном" уровне. Однако это не так, поскольку даже: в условиях одного государства угрозы безопасности личности, социальных групп и поселений могут достаточносильно различатьсяпо своей природе: и значимости. Разница в типах угроз безопасности, их источниках и масштабе требует, соответственное и различия в организации системы противостояния им. Особенно это важно для такой: страны как Россия, отличающейся не. только< колоссальной территорией", но и огромнымразнообразием природно-климатических, социально-экономических, политических и культурных факторов безопасностиНеобходимость изучения^ данной проблематики с позиции-политической науки предопределила выбор темыисследования.

Степень научной разработанности! проблемы. Теоретико-методологические проблемы обеспечения: информационной безопасности представлены в публикациях российских и зарубежных ученых. В условиях глобализации заметно * актуализировалсянаучный интерес к проблемам соотношения информационной^ сферыобщества и функционирования политических отношений. В связи с этим возросла роль исследований, посвященных определению роли и функциональных, параметров акторов политического процесса, способных выступать, в качестве субъектов обеспечения политических параметров информационной безопасности!

1 Дзлиев М. И., Романович А. Л., Урсул А. Д. Проблемы безопасности: теоретико-методологические аспекты. М., 2001; Кортунов С. ВСтановление политики безопасности: М., 2003; Лиханова И. В: Дестабилизирующие факторы политического процесса и национальная безопасность: современный теоретический дискурс // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12 Политические науки. 2004. № 2- Фещенко П. Н. Социальная напряженность как аспект национальной безопасности. М., 2006.

Появление и научное признание категории «информационная безопасность» непосредственно связано с осмыслением информатизации и изучением содержания процесса формирования информационного общества. Данной проблеме посвящены работы зарубежных теоретиков Д. Белла, Э. Тоффлера, Т. Стоуньера, А. Турена, У. Дайзарда, М. Кастельса, К. Кояма, Е. Масуда1.

Понятие «информационное пространство» применительно к изучению проблем региональной безопасности рассматривают O.A. Судоргин, А. Н. Райков, З.М. Тимурбулатов" .

Проблема обеспечения основных аспектов информационной безопасности как неотъемлемого элемента системы защиты национальных интересов России представлена в работах В. М. Юрченко, И. В. Юрченко, о.

A.B. Возженникова, А. Ю. Кирьянова, A.A. Прохожева. В современной российской науке определение актуальных проблем информационной.

1 Новая технократическая волна на Западе. М., 1986; Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999; Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004; Иноземцев B.JI. За пределами экономического общества. Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире. М., 1998; Masuda Y. The Information Society as PostIndustrial Society. Tokyo, 1981; Neisit F. Magatrends: The New Derection Transforming Our HitesКастельс M. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000; Bell D. The Social Framework of the Information Society. Oxford., 1980; Коваленко В. И. Критика новейших буржуазных концепций государственно-монополистического капитализма. М., 1987.

Судоргин О. А. Новая роль информационна о пространства в XXI веке // Власть. 2009. № 1. Райков A. I1. Развитие России и единое информационное пространство // wvvw.rfbr.ruТимербулатов 3. Особенности становления и развития информационного пространства России и Башкортостана в условиях трансформации общества // www.vatandash.ru.

Юрченко В. М. Концепция национальной безопасности и национальная идея//Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС. Ростов н/Д, 2007. № 4: Юрченко В. М., Юрченко И. В. Теория региональной безопасности в современном социополитическом сознани"//Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Ставрополь, 2008; Юрченко И. В. Вызовы и угрозы национальной и региональной безопасности Российской Федерации в политико-информационном прост ранстве. Краснодар, 2009; Буркин А. И., Возженников А. В., Синеок Н. В. Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов. М., 2008; Возжеников А. В., Прохожев А. А. Государственное управление и национальная безопасность России. М., 1999; Кирьянов А. Ю. Сущность информационного аспекта национальной безопасности // Государственная служба и местное самоуправление. 2005. № 6. безопасности стало предметом системных исследований, проведенных Н. И. Бусленко, И. А. Лазаревым, В. Н. Лопатиным, Ю. С. Уфимцевым, Е.А. Ерофеевым1. Вопросы обеспечения информационной безопасности нашли отражение в трудах Б. В. Вербенко, A.A. Николаева, Э. М. Брандмана, Т. А. Поляковой и мн. др.2.

Ряд авторов рассматривает информационную безопасность в качестве специфического элемента политических отношений, трактуя* процесс ее обеспечения как одно из направлений государственной информационной политики.3 В последние годы предпринимаются попытки выявить зависимость состояния* информационной безопасности, включая ее региональный аспект, от глобализации.4.

Определению дефиниции «регион» в политическом аспекте посвящены.

Бусленко Н.И. Политико-правовые основы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в условиях демократических реформ. Дис.. д-ра полит, наук. Ростов н/Д, 2003; Лазарев И. А. Информация и безопасность. Композиционная технология. М. 2002; Лопатин В. Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство. СПб., 2000; Информационная безопасность России / Ю. С. Уфимцев, Е. А. Ерофеев и др. М., 2003. Браидман Э. М. Глобализация и информационная безопасность общества. М., 2007; Вербенко Б. В. Информационная безопасность России в контексте современного политическою процесса: сущность, проблемы обеспечения. Автореф. дис.. канд. полит, наук. М., 2005; Нанадзс И. Информационная безопасность в период политической модернизации // Обозреватель. 2007. № 7- Николаев A.A. Информационная безопасность России в условиях социальной трансформации. Автореф диз. канд. полит, наук. М., 2007; Полякова Т. А. Информационная безопасность в условиях построения информационного общества в России. М., 2007; Халипов В. Ф. Энциклопедия власти. М., 2005.

3 Бойко Ю. Политика государства в информационной сфере. //Обозреватель. 2006. № 7- Калинин А. Управление информационной безопасностью России: проблемы и стратегия времени // Власть. 2007. № 11- Николаев, А Государственно-идеологическая компонента информационной безопасности.// Власть. 2007. № 4- Ницевич В. Ф. Военно-информационна! политика государства: теория, императивы, приоритеты. М., 2001; Судоргин O.A. Императивы и приоритеты политики обеспечения информационной безопасности России. Автореф. дис. канд. полит, наук. М., 2005; Судоргин O.A. Теоретические основы и механизмы государственной информационной политики. М.- Орел, 2007; Хапипов В. Ф.

Введение

в науку власти. М., 1995.

4 Арсентьев М., Банков Ю. Состояние информационной безопасности России // Обозрева1ель. 2007. № 3- Бубнов A.B. Информационная безопасность России в условиях глобализации. Автореф. дис.. канд. полит, наук. М., 2005; Вольвач Р. В. Социально-правовое обеспечение информационной безопасности личности // Социология власти. 2008. № 8- Информационные вызовы национальной и международной безопасности // Под общ. ред. А В. Федорова, В. Н. Цыгичко. М., 2001; Международная безопасность России в условиях глобализации / Под общ. ред. В. А. Михайлова, В С. Буянова. М., 2007. работы И.М. БусыгинойС.И. Барзилова, А. Г. Чернышова, A.C. Овчинникова, Д. В. Доленко, A.B. Баранова, J1.A. Смагиной Составные элементы, функции и характеристики региона рассматривают В. Г. Каганский, Н. Г. Чумаченко, Н. И. Гоффе, И: А. Цапенко, О. М. Барбаков, А. А-. Аузан, И.Н. Лапин2.

Проблемы формирования дискурса, влияющего на информационную безопасность, осмысливают Е. Ю. Мелешкина, И. А. Савченко, ВТО. Шпак, В. М. Юрченко, И. В. Юрченко, Е. Е. Рябцева,' A.B. Шевченко3.

Трансформации информационных взаимодействий и влияние этих процессов на региональную безопасность анализируют А. И. Соловьев, Л. Н. Арутюнян, И.А. Шевченко4. Проблемы формирования имиджа региона в.

1 Бусыгина И. М. Политическая регионалистика. М., 2006; Овчинников A.C. Политическая регионалистика. Самара, 2002; Доленко Д. В. Политика и территория (очерки политического регионоведения). Саранск, 2000; Баранов A.B. Взаимодействие акторов региональных политических процессов в постсоветской России. М., 2007;Смагина JI.A. Регион как проею политической практики современного государства // Власть. 2007.№ 2- Барзилов С. И., Чернышов А. Г. Регион как политическое пространство // Свободная мысль. 1997. № 2.

2 Каганский В. Советское пространство: консгрукция и деструкция // Регионология. Саранск, 1998. № 5- Чумаченко Н. Г. Региональное управление и научно-технический npoipecc. Киев, 1990; Гоффе Н., Цапенко И. Россия в «шкуре леопарда»: социальные проблемы региональной политики // МЭ и МО. 1996. № 2- Барбаков О. М. Региональное управление: реалии и перспективы, СПб., 1999; Аузан A.A. Общественный договор и гражданское общество И Мир России. 2005. № 3- Лапин Н. И. Регион, его стагус и функции в российском обществе: теоретико-методологические основы исследования // Социс. 2006. № 8.

Мелешкина Е. Ю. Политическое сознание // Политический процесс: основные acneKibi и способы анализа. М., 2001; Савченко, И.А., Шпак, В.Ю., Юрченко, В. М. Технология политического действия. Краснодар, 2007; Юрченхо И. В. Роль политического дискурса в воспроизводстве государственности // Мировые процессы, политические конфликты и безопасность. М., 2007; Рябцева Е. Е. Отражение проблем национальной безопасности в массовом сознании россиян//Информационное сопровождение геополитической безопасности территорий Юга России и Прикаспийского региона: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Астрахань, 2010. С. 274−278- Шевченко A.B. Устойчивость политической системы: «человек коммуникативный» против «человека политического» // Полис. 2009. № 5.

Соловье * А. И. Коммуникация и культура: противоречия поля политики // Политические исследования. 2002. № 3- Арутюнян Л. Н. Политическая культура: процессы формирования и изменения (о некоюрых гипотетических основаниях одной теоретической модели // Образы власти в политической культуре России. М., 2000; Шевченко И. А. Политические Интернет-технологии в трансформирующемся обществе. Дне.. канд. полит, наук. Ставрополь, 2005. рамках повышения информационнойбезопасности территории исследуют Е. В. Морозова, И. С. Глебова, Г. Д. Золина, С. Е. Захарова, К. А. Кузина, H.A. Андрианова1.

Формирование информационного пространства в регионах посредством СМИ осмысливают Н. П. Кравченко, М. Е. Аникина, В. В. Баранов В.В., М. И. Алексеева, Л. Д. Болотова, Е. П. Прохоров, Л.Г. Свитич2.

Внимание таких исследователей, как Г. А. Шагинян, А. К. Боташева, И. П. Добаев, Н. П. Арапова, С. Н. Бухарин, A.B. Манойло, И. Н. Панарин, Ю. А. Никитина, Л. И. Петренко, Д. Б. Фролов, В. В. Цыганов, В. Н. Абрамов, A.B. Соловьев, сосредоточено' на поиске приоритетов противодействия о противоправным влияниям на развитие информационной сферы. Большая группа авторов анализирует проблему «психологической войны» в контексте.

1 Кузина F.A. Роль СМИ в формировании имиджа Каспийского региона. Дис.. канд. полит, наук. Астрахань, 2008; Морозова Е. В. Региональная политическая культура. Краснодар, 1998; Андрианова H.A. Имидж в стратегии инновационного развития региона: политико-технологический аспект. Дис.. канд. полит, наук. Краснодар, 2008; Золина Г. Д. Формирование положительного образа Краснодарского края в средствах массовой информации. Автореф. дис.. канд. филол. наук. Краснодар, 2007; Глебова И. С. Имидж республики Татарстан сегодня и завтра // PR-технологии в информационном обществе: Материалы II Всерос. науч.практ. конф. Санкт-Петербург. 10−12 ноября 2004 г. СПб., 2004; Захарова С. Е. Некоторые психологические особенности имиджа ведущих российских политических партий // Наука и образование. Якугск, 2001. № 4. Кравченко Н. П. Сменит ли Кубань свой имидж? // RELGA: электронный журнал. 2001. № 14- Аникина М. Е., Баранов В. В., Воронова O.A. и др: Типология периодической печати. М., 2007; Алексеева М. И., Болотова Л. Д. Вартанова E.JI. и др. Средства массовой информации России. М., 2006; Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. М., 2004; Свитич Л. Г. Феномен журнализма. М., 2000.

3 Шагинян Г. А. Антитеррористическая информационная политика Российского государства. Ди:.. канд. полит, наук. Краснодар, 2006; Боташева А. К. Терроризм как фактор современных политических процессов: детерминация, проявления, стратегии противодействия. Дис.. д-ра полит, наук. Краснодар, 2009; Добаев И. П. Современный терроризм: региональное измерение. Ростов н/Д, 2009; Арапова Н. П. Социально-информациологический подход к теории информационных войн. М., 2007; Волковский Н. Л. История информационных войн. СПб., 2003; Манойло A.B. Петренко Л. И., Фролов Д. Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. М., 2007; Панарин И. Н. Технология информационной войны. М., 2003; Требин М. Войны XXI века. М., 2005; Цыганов В. В., Бухарин С. Н. Информационные войны в бизнесе и политике: теория и методология. М., 2007; Цыбаков Д. Л. Милитаризация политики и национальная безопасность России. Орел, 2008; Никитина Ю. А. Эволюция механизмов и международно-политических стратегий ОДКБ и LLIOC. Дис.. канд. полит, наук. М., 2008; Абрамов В. Н., Соловьев A.B. Информационное противоборство и неправительственные организации // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 2008. № 2. проведения информационно-психологическойагрессии, против Российской Федерации.'.

Выявлению основных аспектов обеспечения информационной безопасности в Южном и Северо-Кавказском федеральном^ округе, в. т.ч. -Краснодарском крае посвящены работы Д. С. Ефремова, И. В. Юрченко, М: В. Саввы, В. А. Авксентьева, В1А. Шаповалова, В. В. Черноуса, Е. В. Волосенковой, A.B. Маринченко2. Специализированным направлением исследований является изучение безопасности регионов Юга России в контексте этнополитических процессов. Этой темой занимаются такие исследователи как М. А. Аствацатурова, А. Т. Керашев, Н. П. Медведев, М.В. о.

Савва, А. И. Кольба .

1 Роговский Е. А. Кибербезопасность и кибертерроризм. // США-Канада. Экономика, политика, культура. 2003. № 8- Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М., 1998; Крысько В. Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). Минск, 1999; Прокофьев В. Ф. Тайное оружие информационной войны: атака на подсознание. М., 2003; Степанов А. И. Оптимизация массовых представлений о социальных классах в современной России // Личность. Культура. Общество. М., 2006. T. V11I. Спец. г. ып. 1 (33) — Цыганков В. Д., Лопатин В. Н. Психотроное оружие и безопасность России. М., 1999; Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 1999; Григорьв В. Р. Информационные вирусы — новое оружие массового поражения // Информационные войны. 2008. № 3. л.

Ефремов Д.С. ЮФО уготовано разделение на два региона по языковому признаку // Информационные войны. 2008. № 3- Юрченко И. В. Безопасность как базовый концепт политической стратегии инновационного развития современной России. Краснодар, 2008; Авксентьев В. А., Шаповалов В. А. Ключевые проблемы конфликтологических исследований с учетом социально-политической специфики региона // Актуальные социально-политические и экономические проблемы Южного Федерального округа. Ростов н/Д, 2005; Черноус В. В. Тенденции трансформации геополитической ситуации на Кавказе в контексте национальной безопасности России // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях. Материалы 4-го Конвента Российской ассоциации международных исследований. В 10 т. М., 2007. Т. 8: Южный Кавказ в реалиях меняющегося мира: глобальное, региональное, локальноеВолосенкова Е. В. Миграционные процессы в Краснодарском крае // Современное состояние и сценарии развития Юга России: Материалы научно-практического семинара Объединенного отдела социально-политических и экономических проблем южных регионов ЮНЦ РАН (7−8 декабря 2005 г.). Ростов н/Д, 2006; Маринченко A.B. Экологический фактор геополитической безопасности региона (на примере Краснодарского края). Дис.. канд. полит, наук. Невинномысск, 2009.

3 Аствацатурова М. А. Диаспоры в Российской Федерации, формирование и управление (на материалах Северо-Кавказского региона). Дис.. д-ра полит, наук. М., 2003; Керашев А. Т. Информационная безопасность и информационная политика в структурогенезе межнациональных отношений (на примере Северного Кавказа). Дис. .

Проблемы, нормативного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, в т. ч. в контексте обеспечения информационной безопасности российских регионов, осмысливают М'.Ю: Зеленков, А.Ю. КирьяновВ.Б. Пастухов, Д. Л. Златопольский, Т. Э: Шуберт, В. Е. Аксаков, И.А.Герасимов1.

Характерной чертой политической науки стало признание необходимости привлечения к обеспечению информационной безопасности не только органов федеральной, государственной' власти, но и структур государственного управления субъектов федерации. В то же время, вопрос о сущности, содержании, специфике и приоритетах обеспечения информационной безопасности регионов России еще не стал предметом системного политологического исследования.

Объект диссертационного исследования: обеспечение информационной безопасности региона.

Предмет диссертационного исследования: применение технологий обеспечения безопасности Краснодарского’края в политико-информационной сфере.

Цель диссертационного исследования: определить особенности применения политических технологий обеспечения информационной безопасности региона (на материалах Краснодарского края). д-ра полит, наук. М., 2000; Медведев Н. П. Национально-культурные объединения Ставрополья и их роль в обеспечении безопасности региона // Регионалистика и этнополитология. М., 2008; Савва М. В. Новые диаспоры Краснодарского края: права, интересы, динамика, интеграции и восприятие местным сообществом. Краснодар, 2006; Кольба Л. И. Принятие политический решений в условиях этнополитического конфликта// Материалы Всероссийской научной конференции «Проблемы политической самоорганизации и стабильности в российском обществе» (16−17 декабря 2004 г.). Краснодар, 2004.

1 Зеленков М. Ю. Правовые основы общей теории безопасное ш Российского государства в XXI веке. М., 2002; Кирьянов А. Ю. Региональная безопасность в условиях современной России. Дис.. канд. юрид. наук. М., 2006 Шуберт Т. Э. Нормативно-правовое регулирование вопросов безопасности //Журнал российского права. 1999. № 11- Аксаков В. Е. Правовые основы обеспечения внутренней безопасности региона (на примере Московской области). Дис.. канд. юрид. наук. М., 2003, Герасимов И. А. Реализация политических решений в контексте обеспечения региональной безопасности. Дис.. канд. полит, наук. Краснодар, 2008.

В соответствии с поставленной целью в работе решается* ряд взаимосвязанных задач:

— охарактеризовать регион всовременной" политико-информационной сфереопределить основные политические меры обеспечения информационной безопасности региона;

— раскрыть механизмы применения информационных технологий в качестве инструмента обеспечения региональной безопасности;

— выявить основные вызовы и угрозы безопасности Краснодарского края в политико-информационной сфереопределить основные направления деятельности органов государственной власти по обеспечению информационной безопасности в Краснодарском крае;

— обосновать технологии противодействия угрозам и вызовам в политико-информационном пространстве в ходе подготовки и проведения Зимних Олимпийских игр 2014 г. в Краснодарском крае.

Хронологические рамки исследования включают в себя постсоветский период развития России (1992;2010 гг.). Именно в этот период в Российской Федерации сформировался автономный региональный уровень организации общества, проблемы обеспечения которого обладают спецификой, в т. ч. — в политико-информационной сфере.

Территориальные рамки исследования охватывают Краснодарский край как один из субъектов Российской Федерации. Краснодарский край выступает в данном случае не только в качестве официально существующей административно-территориальной единицы (субъекта федерации), но и как политический субъект, реализующий информационную политику, выступающий в роли достаточно влиятельного политического и информационного актора в политическом процессе в современной России.

Теоретико-методологическая основа исследования.

Методологической основой исследования стали институциональный, системный и структурно-функциональный подходы. На основе первого из них изучена нормативно-правовая база и основные институты, обеспечивающие информационную безопасность региона. Важную роль в решении поставленных задач сыграло применение системного подхода, что позволило осмыслить объект исследования как систему с точки зрения i его структуры, элементов, функций и целей. Также применена «общая теория действия» Т. Парсонса, разработанная в рамках структурно-функционального подхода. В рамках данной теории информационная политика характеризуется как логическая схема действия, которая включает: актора (субъекта действия) — цели (представление о будущем состоянии события) — ресурсы, ценности и нормы, задаваемые региональным обществом.

В работе применены также следующие прикладные методики и технологии анализа:

— метод анализа конкретной ситуации (case-study);

— анализ документов (нормативно-правовых актов, соответствующих проблематике);

— вторичный анализ материалов социологических исследований.

Эмпирическая база исследования включает документы и материалы государственных органов федеральной государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации, принятые в области обеспечения информационной безопасностиинформационно-аналитические материалы, позволяющие оценить состояние и уровень защищенности информационного пространства субъектов Российской Федерации, материалы СМИ, фиксирующие событийный ряд деятельности органов государственного управления в процессе противодействия информационным угрозам России и Краснодарского края на федеральном и региональном уровнях.

Нормативно-правовую базу диссертации составляют документы, позволяющие раскрыть тенденции обеспечения информационной безопасности региона: законодательные и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов, прежде всего: законы «О безопасности)/, «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" — Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, Доктрина информационной безопасности Российской.Федерации.

Помимо этого, проанализированы материалы социологических опросов (опросы общественного мнения жителей Краснодарского края и Крыма по проблеме конфликта. вокруг о. Тузла в 2003 г.- опрос молодежи Краснодарского, Ставропольского краев и Карачаево-Черкесской Республики, посвященный теме взаимодействия коренного населения с мигрантами в 2005 г.- опрос общественного мнения жителей Краснодарского края по проблеме общественной безопасности в 2006 г.).

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

— уточнено понятие региона в политико-информационном аспекте;

— установлены актуальные проблемы и задачи в сфере политико-правового обеспечения информационной безопасности региона;

— обоснована необходимость применения информационных технологий для выстраивания позитивного имиджа региона в контексте обеспечения информационной безопасности;

— выявлены вызовы и угрозы информационной безопасности в политической сфере Краснодарского краяопределены основные направления деятельности органов государственной власти по обеспечению информационной безопасности в Краснодарском крае;

— обоснованы технологии,.позволяющие эффективно воздействовать на угрозы и вызовы в политико-информационном пространстве в ходе подготовки и проведения Зимних Олимпийских игр 2014 г. в Сочи.

Положения, выносимые на защиту:

1. Политико-информационная сфера весьма неравномерна, состоит из бесконечного множества информационных полей различной сложности, генерируемых и излучаемых разными источниками информации. При> этом каждый человек, регион или государство существуют одновременно в различных политико-информационных сферах, которые могут быть как связанными между собой, так и автономными. Политико-информационное пространство региона в современных условиях стало системообразующим фактором жизни регионального сообщества, и чем активней эта сфера общественных отношений развивается, тем больше политическая, экономическая и другие составляющие безопасности региона любого государства будут зависеть от эффективного обеспечения информационной безопасности.

2. Несмотря на серьезные позитивные сдвиги в законодательном обеспечении информационной безопасности России пакет законов, регламентирующих это направление, еще далек от совершенства. В соответствии с международными правовыми документами на государственном уровне отсутствуют законодательные механизмы установления тех или иных полномочий СМИ, исключение составляют общие нормы, касающиеся злоупотребления свободой слова. Законодательная база РФ по вопросам компьютерных преступлений также в целом сохраняет фрагментарность. Основная задача в области законодательного обеспечения информационной безопасности заключается, в том, чтобы синтезировать разнообразные, в том числе и противоположные, представления о правовом порядке в информационной сфере в единое целое в интересах сохранения целостности системы, ее эффективности, но не на основе идеи монополизма, а на основе полиархии, социального и этнического плюрализма.

3. Для информационного обеспечения региональной безопасности важнейшее значение имеет имидж региона как определенный набор признаков и характеристик, которые на эмоционально-психологическом уровне ассоциируются с территорией в массовом сознании. Это связано с высоким темпом обращения информации, затрудняющим ее превращение в смыслозначимые политические реакции индивида, понижением доверия граждан к официальной коммуникациис виртуализацией политического процессас особенностями подачи, информации современными СМИфрагментарностью, сенсационностью, тревожностью и т. д. Особая роль в данном процессе принадлежит двум технологиям формирования имиджа территории — символической политике и мифотворчеству.

4. Внешние угрозы и вызовы безопасности Краснодарского края1 в информационной сфере генерируются не только на границах с соседними государствами, но и внутригосударственными регионами России. Среди внутренних факторов, создающих существенные вызовы и угрозы Краснодарскому краю в информационной сфере, можно выделить последствия внутригосударственной миграции, при которых мигранты, прибывшие в регион, являются носителями конфликтных по отношению к принимающему населению традицийчувствительность инвестиционной компоненты экономики региона и курортно-рекреационного комплекса к негативному информационному воздействию. В данном контексте резонансными для края угрозами являются коррупция, сложная экологическая обстановка, терроризм.

5. Важнейшим элементом обеспечения информационной безопасности Краснодарского края является формирование позитивного имиджа территории. Это способствует привлечению внимания к региону, дает возможность более эффективно лоббировать свои интересы, улучшать инвестиционный климат, получать дополнительные ресурсы для развития региональной1 экономики. Помимоформирования и поддержания позитивногоимиджа территории, актуальным направлением в аспекте обеспечения^ информационной безопасности региона являются вопросы межэтническойкоммуникации и восприятия? принимающимсообществом мигрантов.

6. Повышению эффективности^ противодействия информационным угрозам в ходе подготовки и проведения сочинской* Олимпиады 2014 г. может способствовать ряд технологических приемов, направленных на решение выявленных проблем: формирование информационных потоков относительно черкесского вопроса, выработка открытых механизмов взаимной работы над экологическими вопросами сочинской Олимпиады, оперативное выявление и реагирование на не подтвержденные панические слухи, мониторинг межнациональных отношений в г. Сочи, законодательное закрепление обязанности краевого штаба по подготовке к Олимпийским играм? проводить заседания максимально публично с привлечением местных жителей, налаживание тесного сотрудничества на международном, национальном и местном уровне для успешной контртеррористической защиты от радикальных группировок Кавказа.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы состоит в том, что выводы исследования вносят вклад в разработку понятийного аппарата и алгоритмов анализа информационной безопасности России.

Прикладное значение диссертации проявляется в том, что осмысление политических технологий обеспечения информационной безопасности позволит органам государственной власти усовершенствовать систему мер противодействия угрозам безопасности в регионах России. Материалы диссертационного исследования могут применяться в учебном процессе высших учебных заведений в преподавании дисциплин «Политические отношения и политический процесс в современной России», «Политическая регионалистика" — «Информационнаябезопасность. России», «Национальная безопасность России».:

Апробация результатов исследования.,.

Основные положения' и выводы диссертации нашли отражение в 15 научных публикациях’автора1общимюбъемом-б, 6 п: л., в-т.ч. 3 публикациях в научных журналах, рекомендованных ВАК. Минобрнауки РФ для1 публикации результатов диссертационныхисследований.

Материалы и выводы диссертационного исследованиятпробированьь в-выступлениях на региональных научно-практических семинарах «Духовная безопасность молодежи» (г. Краснодар, 2009 г.) и «Профилактика деструктивного мировоззрения в молодежной среде"'(г. Краснодар^ 2009 г.), всероссийской научно-практической конференции «Россия в, процессе модернизации: социально-политические аспекты» (т. Армавир, 2010 г.), региональной научно-практической конференции «Студенческая неделя» (г. Хасавюрт, 2010 г.), всероссийском молодежном научном форуме «Молодые исследователи — регионам» (г. Волгоград, 2010 г.), всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых, ученых «Человек. Сообщество, Управление: взгляд молодых исследователей» (г. Краснодар, 2010 г.), кругломстоле «Философские инновации и междисциплигарные проблемы геополитики на Юге России» (г. Ростов-на-Дону, 2010 г.).

Диссертационное исследование выполнено в рамках реализации проекта «Информационная безопасность в полиэтничном социуме: (на материалах ЮФО)» аналитической ведомственной" целевой, программы Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию «Развитие научного потенциала высшей школы (2009;2010 годы)» на 2010 год, № 2.1.3/3824.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседаниикафедры п («литологии и политического управления^ Кубанского государственного университета.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, в том числе шести параграфов, заключения, библиографического списка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Мы рассматриваем регион как целостную социальную систему, обладающую всеми характеристиками социума. Эта система имеет единую структуру, включающую физико-географическую, экономическую, политико-административную, этническую, социокультурную, правовую, политическую подструктуры, соответствующие им социальные институты, при определяющей роли институтов управления в организации жизни региона. Интегративная функция региона конкретизируется как поддержание порядка на территории региона, сеть коммуникацийв отношении к человеку она предстает как совокупность ценностей и норм, правил и образцов поведения, одобряемых большинством жителей данного региона. Данная функция осуществляется во многом в политико-информационном поле, формирующемся и развивающемся в регионе, поскольку информация пронизывает псе социально-политическую сферу жизни, постоянно влияет на жизнедеятельность государства и его регионов, на процесс их интеграции и реинтеграции в единое информационную сферу.

Региональная политика обеспечения информационной безопасности должна формироваться исходя из принципов разделения предметов ведения между федерацией и ее субъектами, порядка регулирования отношений в областях, отнесенных к предметам совместного ведения, а также выполнения федерального законодательства, регулирующего вопросы обеспечения безопасности России. Следует отметить, что в РФ пока не удалось выстроить законодатель?'ое обеспечение безопасности страны и ее регионов в целостную систему.

В Российской Федерации некоторые аспекты обеспечения информационной безопасности регулируются негосударственными правовыми актами (так, тема терроризма отнесена к вопросам внутрикорпоративного регулирования СМИ посредством установления внутренних правил работы с подобной информацией). Вместе с тем отсутствуют механизмы контроля внутри медийного^ сообщества, устанавливающие ответственность СМИ за несоблюдение устанавливаемых самим сообществом правил. Это объясняется, относительно коротким периодом существования конкурентного информационногополясредств массовой информации, особенностями политической1 культуры журналистского сообщества.

Актуальным в сфере обеспечения безопасности, России является решение вопросов в сфере совместного ведениям РФ и еесубъектов. Это проблема не является исключительно правовой, поскольку значительную роль здесь играют неформальные договоренности федеральной и региональных политических элит. Серьезнойпроблемой также является плохое качество разрабатываемых нормативно-правовых актовчто создает серьезные трудности, на этапе ихреализации. Также разнообразие, в содержании^ существующей нормативно-правовой базы в области обеспечения безопасности в большинстве субъектов федерации обусловлено различными по характеру и масштабам угрозами в политико-информационной сфере, существующими в каждом регионе.

В целом задача органов государственной власти в области обеспечения национальной безопасности заключается: в том, чтобы примирить и объединить самые разнообразные, в том числе и противоположные представления о правовом порядке в информационной сфере в единое целое в интересах сохранения целостности системы, ее эффективности, но не на основе идеи монополизма, а на основе полиархии, социального и этнического плюрализма.

Высокая степень информатизации социума, постоянно возрастающая роль информационных технологий свидетельствуют о переходе к новому типу политико-информационной сферы. На политическую арену стали выходить подвижные, рыночные технологии организации дискурса, и прежде всего политическая рекламистика, представляющая собой систему маркетинговых принципов, норм и технологий обращения информации, использующихся при обеспечении всех контактов коммуникатора и реципиента в политическом пространстве. Высокий темп обращения информации, затрудняющий ее превращение в смыслозначимые социальные реакции индивида, обусловил и появление особой формы организации релятивных политическихцелей — имиджа. В контексте информационного обеспечения региональной безопасности важнейшее значение имеет имидж конкретной территории как некоторый набор признаков и характеристик, которые на эмоционально-психологическом уровне ассоциируются с ней у широкой общественности.

Риски в информационной сфере для Краснодарского края во многом связаны его сложным геополитическим положением. Причем внешние угрозы и вызовы генерируются не только на границах с соседними государствами, но и внутригосударственными регионами России. Каждый конфликт, кризис у границ* края, будь то политический, экономический или социальный, является серьезной угрозой позитивному имиджу края.

Для позиционирования Краснодарского края необходима система действий, выявляющих и поддерживающих конкурентные преимущества региона, способные сохраняться длительное время. Такая система включает в себя разработку и реализацию долгосрочной концепции комплексного развития1 экономики и социальной сферы территории, постепенного устранения негативных явлений и решения сложных социально-экономических проблем.

Важнейшим элементом обеспечения информационной безопасности Краснодарского края является формирование позитивного имиджа территории. Это способствует привлечению внимания к региону, дает возможность более эффективно лоббировать свои интересы, улучшать инвестиционный климат, получать дополнительные ресурсы для развития региональной экономики.

Диссертантом< предлагаются следующие рекомендации, по повышению эффективности противодействия, субъектов политики информационным угрозам безопасности Краснодарского края:

1. В отношении «черкесского"* вопроса — активно включиться в формирование информационных потоков относительно роли адыгов в историческом процессе XIX—XX вв.- наладить сотрудничество с лояльными этнокультурными организациями для создания противовеса деструктивно настроенным оппонентампрояснить для мировой общественности, что радикальные группировки требуют извинений от Российской Федерации, которая юридически не является правопреемницей Российской империи, так как РСФСР в свое время отказалась от правопреемства монархиипояснить всем заинтересованным сторонам, что термин «геноцид», в котором радикальные группировки обвиняют Россию, некорректно применять к истории Кавказской войны и современным этнополитическим процессам^ на Северо-Западном Кавказе.

2. По проблемам экологического бойкота Олимпиады 2014 г. — законодательно закрепить возможности экологов проводить наблюдение за подготовкой и проведением Олимпиады, выработать открытые механизмы социального партнерства в решении экологических вопросов сочинской Олимпиады. Нежелание вступать в диалог или даже прислушаться друг к другу имеется у обеих сторон политического взаимодействия. Выходом из сложившейся ситуации может стать смягчение позиций участников экологического конфликта, вовлечение групп российских и международных экологов в мониторинг экологической ситуации в районе Большого Сочиширокое обнародование информации среди международных экспертов для улучшения имиджа России.

3. В отношении слухов о техногенных катастрофах на территории Краснодарского края и/или сопредельных территориях — оперативно выявлять и реагировать на ничем не подтвержденные слухи, которые могут вызвать панические настроения у населения края и федерального округа. Для полноценного решения всего спектра задач по обеспечению безопасности Олимпийских игр в Сочи будут созданы Координационный центр и Центр оперативной информации, в чьи задачи войдет выработка мер по обеспечению общественного порядка и безопасности во время Олимпиады посредством оценки угроз и рисков на основании мониторинга информации.

4. В отношении вопросов межэтнических отношений и приезда иностранных рабочих для строительства олимпийских объектов — необходим постоянный мониторинг этнополитической и миграционной ситуации в г. Сочи для оперативного реагирования на выявленные угрозы. Органам Федеральной миграционной службы рекомендуется открыть дополнительные отделы для регистрации иностранных рабочих и создать общественный координационный совет по данному вопросу.

5. По поводу изъятия земельных участков для олимпийских нужд и переселения жителей Имеретинской долины — законодательно закрепить обязанность краевого штаба по подготовке к Олимпийским играм проводить заседания максимально публично с привлечением местных жителей, и открыть в Имеретинской низменности общественную приемную госкорпорации «Олимпстрой», в которой будет производиться взаимодействие органов власти, СМИ и населения.

6. В отношении заявлений радикальных группировок Северного Кавказа — для успешной контртеррористической защиты зимней Олимпиады необходимо тесное сотрудничество правоохранительных органов международного, национального и местного уровней.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Арбитражный суд создает инвестиционный имидж Кубани // http://news.webkrasnodar.ru/biz/3 643 798
  2. Берега Тамани не очищены // http ://ecology.sochi web.ru/?p= 122
  3. А. США хотят продвигать демократические ценности в России через Интернет // http://www.rian.ru/society/20 081 101/154284873.html
  4. Боновые заграждения установили в Керченском проливе // http://www.yuga.ru/news/108 463/
  5. А. Черноморские курорты развиваются и хорошеют // Краевые новости. 2006: 12 марта. С. 3.
  6. С. Битва при Тузле // Газета. 2003. 23 окт.
  7. В Кубань «вольются» 26 миллиардов рублей?// Комсомольская правда-Кубань. Краснодар, 2006. 1 ноября.
  8. В Керченском проливе собрали все разлившиеся нефтепродукты // http://www.newsland.rU/News/Detail/id/l 19 668/cat/37/
  9. В Краснодаре за ночные прогулки задержаны 600 детей // http://kavkaz-uzel.ru/newstext/news/id/1 226 560.html
  10. В Сочи открыт уникальный отдел ФМС для олимпийских гастарбайтеров // http://www.rosbalt.ru/print/473 113.html
  11. В Сочи побывали эксперты по олимпийской безопасности // http://www.regnum.ru/news/657 775.html
  12. Ванкувер против // http://2014olympiada.ru/news/2010−02−12−64
  13. А. Почему взрывают Сочи? // Деловой Сочи. 2008. 11−17 авг.№ 28(306).
  14. С. Поставить заслон на пути незаконной миграции // Кубанские новости. 2002. 20 марта.
  15. Два миллиона за спокойствие // Наш дом Сочи. 2008. 14−20 авг. № 33(291).
  16. Депутаты Грузии хотят дружить с Северным Кавказом // http://www.bbc.co.uk/russian/international/2010/02/10 0219georgianorthcaucas usti es. shtml
  17. Договор между Российской Федерацией и Украиной о российско-украинской государственной границе // Собрание законодательства РФ. Ст. 1980. № 21. 2004. 24 мая.
  18. Договор между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива // Бюллетень международных договоров. 2004. № 7.
  19. Жители Краснодарского края обрывают телефоны МЧС из-за слухов о взрывах на АЭС // http://www.newsru.com/russia/20may2007/easdprint.html
  20. Закон Краснодарского края от 25 июля 2007 г. № 1284-КЗ «Об утверждении краевой целевой программы гармонизации межнациональных отношений и развития национальных культур в Краснодарском крае на 2008 год» // http://kubanetnos.ru/?pageidz=27
  21. Закон РФ «О безопасности» от 05.03.1992 N 2446−1 // http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc-base=LAW-n=66 586
  22. Информационная война вокруг конфликта в Южной Осетии // http://www.miacum.rU/gazeta/2008/08/l 9/61 044
  23. Качество отдыха выходит на первый план // Кубанские новости. Краснодар, 2006. № 188.
  24. Конституция Российской Федерации. М., 1997.
  25. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000. 18 янв.
  26. Краснодарская прокуратура выиграла более 30 дел о сносе «самостроя"// http://www.lenta.ru/news/2006/03/28/krasnodar/
  27. Кузьмин В. www. Кремль // Российская газета. 2009. — № 25 (4849).- 13 февраля.
  28. О., Баркина JI. «Попытки центра объединить Адыгею и Краснодарский край могут спровоцировать конфликт» // Коммерсант. 2006. 31 января.
  29. С.Н. 0лимпиаду-2014 подрывают «геноцидом» // http://www.sk-news.ru/23/03/10
  30. Медведев призвал ускорить предоставление сочинцам земельных участков взамен изымаемых под Олимпиаду // http://palm.newsru.com/russia/05jan2010/sochimed.html
  31. Минприроды запускает сайт по экомониторингу в олипийской зоне Сочи // http://eco.rian.ru/business/20 100 407/219030030.html
  32. Мониторинг воздуха будут вести в зоне олимпийского строительства в Сочи // http://www.yuga.ru/news/!80 613
  33. М. Закон неизвестного автора // http://www.mfit.ru/power/opiKoioJN2s/op96.html
  34. МЧА призывает использовать на Олимпиаде в Сочи «черкесский фактор» // http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/165 983/
  35. На чужом пиру похмелье? // http://www.ekhokavkaza.com/archive/society/latest/2766/2766.html
  36. Наше будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию // http://www.baikal-center.ru/books/element.php?ID= 1327
  37. Невостребованность науки угроза национальной безопасности России, заявил Путин // http://www.tech№o.edu.ru:16 001/db/msg/10 789.html
  38. А. Михаил Касьянов остановил дамбу на подступах к Тузле // Ведомости. 2003. 27 окт.
  39. Обзор деятельности антитеррористических комиссий муниципальных образований края в 2006 году // Вестник Совета безопасности и Антитеррорестической комиссии Краснодарского края. Вып. 3. 2007.
  40. Олимпиада в Сочи обещает стать кровавой // http://fomm-msk.org/material/news/20 286.html
  41. Олимпиаде грозит всплеск венерических заболеваний // http://www.utro.ru/articles/2008/03/18/724 295.shtml
  42. Олимпиаду в Сочи могут отдать гастарбайтерам // http ://pravaya.m/news/17 101 ?print-1
  43. Олимпийская хартия // Официальный сайт Олимпийского комитета России, www.olympic.ru
  44. Олимпийские страсти или переоценка олимпийских ценностей // http ://www.privetsochi .ru/blog/ outsochi
  45. Основные положения военной доктрины Российской Федерации //Известия. 1993. 18 ноября.
  46. Положение о Совете экономической и общественной безопасности Ростовской области // http://www.donland.ru/content/info.asp?partld=7&infold=6186&topicFoldeiid=0 &topiclnfold=0
  47. Постановление главы администрации Краснодарского края от 02.10.2002 № 1137 «О Совете безопасности при главе администрации Краснодарского края» // http^/admkrai.kuban.ru/sovbez'
  48. Президент Адыгеи считает историческим регрессом объединение с Краснодарским краем // http://www.yuga.ru/news/45 338/
  49. Работа органов прокуратуры по противодействию коррупции // http://www.prokurafera-krasnodar.ru/corruption/Corruption/comews
  50. Рекламная кампания курортов Краснодарского края пройдет в 2 этапа // http://www.vsesmi.ru/news/1 648 623/.
  51. Решение Совета безопасности Краснодарского края Краснодарского края от 1 августа 2006 г. № 27.1 «О мерах по обеспечениюбезопасности граждан, в период курортного сезона 2006 года» // http://admkrai.kuban.ru/so vbez/decisions/3108 .html
  52. Решение Совета безопасности Краснодарского края Краснодарского края от'15 мая 2008 г. № 33 г. «О мерах по подготовке к курортному сезону 2008 года и обеспечению безопасности граждан» // http://admkrai.'cuban.ru/sovbez/decisions/l 50 733. html
  53. Решение Совета безопасности Краснодарского края от 1 августа 2006 г. № 27.2 «О наведении порядка в сферах землепользования и прекращения самовольного строительства в Имеретинской долине» // http://admkrai.kuban.ru/sovbez/decisions/16 654.html
  54. Российской Федерации от 6 июня 2003 года № 624"" — // http ://admkrai.kuban.ru/sovbez/ deci sions/n 12. html
  55. Решение Совета безопасности Краснодарского края от 29 мая 2008 г. № 34 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» // http://admkrai.kuban.ru/sovbez/decisions/19−06−08.html
  56. Решение Совета безопасности от Краснодарского края 8 декабря 2005 г. № 24 «О мерах по усилению контроля, охраны и рационального использования водных биологических ресурсов Краснодарского края» // http://admkrai.kuban.ru/sovbez/decisions/8 120 524.html
  57. Россия усилила группировку кораблей береговой охраны близ Сочи // http://www.yuga.ru/news/131 211/
  58. Росприроднадзор настаивает на строительстве дамбы до острова Тузла // http://www.yuga.rn/news/108 541/
  59. А. Азовское побережье Таманского полуострова по-прежнему в мазуте // http://sngnews.ru/archive/2007/12/01/83 901.html
  60. Рыба ищет, где глубже, а мигрант где лучше // Краснодар. 2000.
  61. М.В. Миграция // Новая реальность. 2004. № 36.
  62. Светлова- С. Вали кулем потом разберем! // http://pressa.kuban.mfo/ailicle/ngk717852/
  63. М., Губина Ю. Курорты Кубани: из грязи для князей?// http://www.yuga.ru/articles/economy/?id=4763.16: Славяне Адыгеи- хотят объединиться, с Краснодарским краем // http://www.nr2.ru/south/50 547.html
  64. Слухи взорвали реактор // http://www.newizv.ru/print/69 560
  65. Сочи, как и любой другой уголок оккупированного Кавказа, является зоной военных действий // http://i-r-p.ru/page/stream-event/index-11 451.html
  66. Сочинские власти построят для староверов новую деревню: прежняя пойдет под олимпийскую стройку // http://www.newsru.com/russia/1 бmar2009/nekrasovka.html
  67. Справка о работе Антитеррористической Комиссии Краснодарского края в 2006 году // Вестник Совета безопасности и Антитеррорестической комиссии Краснодарского края. Вып. 3. 2007. С. 235.
  68. С. Тузлу готовы защищать 27 тысяч украинских добровольцев // Время новостей. 2003. 23 окт.
  69. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Утверждена Распоряжением Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212 // http://www.rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html
  70. Строителям Кубани почет и уважение! // http://www.depstroi.ru/articlesl 6
  71. Трутнев: Протесты экологов вредят имиджу России // Ьйр:/^у^.8сагтеш8.ш/6оси^гат.ш/ОЬ8сЬез1л'еппауаг1112п/411 788/Тга1-пеуРг о1ез! у1 у.е.ко^оуУгеёуа1пшё/тёех.Мт1
  72. Турки въехали в чужой монастырь со своим уставом // Краснодарские известия. 2001.13 марта.
  73. У сочинской Олимпиады будут пропагандировать «черкесский аспект» // http://www.regnum.ru/news/! 173 111^т^огрп^
  74. Указ Главы Республики Северная Осетия-Алания от 8 февраля 2006 г. № 14 «Вопросы Совета экономической и общественной безопасности»
  75. Указ Президента Кабардино-Балкарской Республики от 17 ноября 2006 г. № 144-УП «О Совете по экономической и общественной безопасности Кабардино-Балкарской Республики» // Ьйр://80уЬег-kbr.ru/materialj/osovete/ukaz.htm
  76. Указ Президента Российской Федерации от 26 августа 2008 г. № 1260 «О признании Республики Абхазия» // Российская газета. 2008. 29 авг.
  77. У.саз Президента Российской Федерации от 26 августа 2008 г. № 1261 «О признании Республики Южная Осетия» // Российская газета. 2008. 29 авг.
  78. Указ Президента Чеченской Республики от 11 августа 2006 г. № 251 «О Совете по экономической и общественной безопасности Чеченской Республики».
  79. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc-base:=LAW-n=61 798-p=l#p218
  80. Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» // http://base.garant.ru/103 529.htm
  81. Н. Способны ли русские защитить себя? // Кубань сегодня. 2000. 23 июня.
  82. Черкесы заходят с грузинского фланга // http://www.georgiatimes.info/articles/32 557.html
  83. Черкесы против Олимпиады в Сочи // http://rus.ruvr.ru/2010/03/22/5 500 694.html
  84. Черкесы просят защиты у Европы от угрозы объединения Адыгеи с Краснодарским краем. // pressa.kuban.info/article/kubaninfo/29 105/
  85. Черкесская диаспора США намерена проЕести в Ванкувере акции протеста //http:// rus. expertclub. ge/portal/cnid3 510/ali asExpertclub/1 angru/tabid2546/default.aspx
  86. JI. Троянский конь и кто его впускает// Вольная Кубань. 2002. 13 марта.
  87. Д. Губернатор Александр Ткачев: «Самовольное строительство представляет угрозу экономической безопасности края» // http://www.viperson.ru/wind.php?ID=342 025&soch=l
  88. Д. Поможет ли в борьбе с подростковой преступностью введение «комендантского часа» для несовершеннолетних // «Российская газета"-Кубань 2008. 5 июня. № 4677.
  89. В. Минобороны проиграло информационную войну // http://www.i-r-p.ru/page/stream-event/index-21 351 .html
  90. Экологи ООН раскритиковали Россию за волокиту в Сочи // http. V/www.gzt.ru/topnews/world/-ekologi-oon-raskritikovali-rossiyu-za-volokitu-v-/295 963.html
  91. Экологи поссорились с «Олимпстроем»: подготовка к играм в Сочи вышла из-под контроля // http://palm.newsru.com/arch/16feb2010/russia/index.html
  92. Экологическая стратегия «Сочи 2014» стала доступна широкой публике // http://eco.rian.ru/trend/01impicsecologicalproblemsl 7 102 008
  93. В.Н., Соловьев A.B. Информационное противоборство и неправительственные организации // Вестник Московского университета. Сер. 12. политические науки. 2008. № 2.
  94. В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. Ставрополь, 2001.
  95. Актуальные проблемы безопасности в условиях конфликтогенной ситуации на Юге России: матер. Между нар. науч.-практ. конф. / Под ред. В. М. Юрченко. Краснодар, 2007.
  96. М.И., Болотова Л. Д., Вартанова Е. Л. и др. Средства массовой информации России. М., 2006.
  97. С.С. Политическое время и политическое пространство // Социально-политический журнал. 1993. — № 3.
  98. М.Е., Баранов В. В., Воронова O.A. и др. Типология периодической печати. М., 2007.
  99. Н.П. Социально-информациологический подход к теории информационных войн. М.: РАГС, 2007.
  100. М., Банков Ю. Состояние информационной безопасности России // Обозреватель. 2007. № 3.
  101. JI.H. Политическая культура: процессы формирования и изменения (о некоторых гипотетических основаниях одной теоретической модели // Образы власти в политической культуре России. М., 2000.
  102. Атлас социально-политических проблем, угроз и рисков Юга России / Под ред. академика Г. Г. Матишова. Ростов н/Д, 2006.
  103. A.A. Общественный договор и гражданское общество // Мир России. 2005.
  104. О.М. Региональное управление: реалии и перспективы, СПб.: Лань, 1999.
  105. С., Чернышев А. Регион как политическое пространство // Свободная мысль. 1997. № 2.
  106. B.C. Этнодемографические процессы на Северном Кавказе. Ставрополь, 2000.
  107. Ю. Политика государства в информационной сфере. //Обозреватель. 2006. № 7.
  108. Э.М. Глобализация и информационная безопасность общества. М.: Изд-во ГПиБ России, 2007.
  109. П. Социология политики. М. — 1993.
  110. А.И., Возжеников A.B., Синеок Н. В. Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов. — М.: Изд-во РАГС, 2008.
  111. Вестник Совета безопасности и Антитеррорестической комиссии Краснодарского края. Вып. 4 (Специальный). 2008.
  112. A.B., Прохожев A.A. Государственное управление и национальная безопасность России. М.: РАГС, 1999.
  113. A.B. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М., 2000.
  114. A.B. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. М., 2002.
  115. Н.Л. История информационных войн. СПб.: Полигон, 2003.
  116. Р.В. Социально-правовое обеспечение информационной безопасности личности // Социология власти. 2008. № 8.
  117. Н., Цапенко И. Россия в «шкуре леопарда»: социальные проблемы региональной политики // МЭ и МО. 1996.
  118. В.Р. Информационные вирусы — новое оружие массового поражения// Информационные войны. 2008. № 3.
  119. М.И., Романович А. Л., Урсул А. Д. Проблемы безопасности: теоретико методологические аспекты. —М.: Изд-во МГУК, 2001.
  120. Д.В. Политика и территория. Саранск, 2000.
  121. Е.Л. Концепция защиты интересов России в пограничной сфере: прошлое, настоящее, будущее // Власть. 2008. № 5.
  122. М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке. М., 2002.
  123. В.А. Военная безопасность государства Российского. М, 2001.
  124. Д.Л. Процесс развития федеративных отношений в России // Вести. МГУ. Сер. 11. Право. 1998. № 6.
  125. А.Г. Россия Закавказье: проблемы сотрудничества и региональной безопасности // Актуальные проблемы безопасности в условиях конфликтогенной ситуации на Юге России: матер. Междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. В. М. Юрченко. Краснодар, 2007.
  126. В.Г., Таранцов В. П., Понеделков A.B., Старостин A.M. Проблемы обеспечения общенациональной безопасности на Северном Кавказе. Ростов н/Д, 2000.
  127. B.JI. За пределами экономического общества. Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире.-М.: Наука, 1998.
  128. Информационные вызовы национальной и международной безопасности // Под общ. ред. A.B. Федорова, В. Н. Цыгичко. М., 2001.
  129. В. Советское пространство: конструкция и деструкция //Регионология. 1998. № 5.
  130. А. Управление информационной безопасностью России: проблемы и стратегия времени // Власть. 2007. № 11.
  131. П.Л. Интеллектуальная безопасность и информационные войны XXI столетия // Актуальные проблемы безопасности в условиях конфликтогенной ситуации на Юге России: матер. Междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. В. М. Юрченко. Краснодар, 2007.
  132. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  133. А.Ю. Сущность информационного аспекта национальной безопасности // Государственная служба и местное самоуправление. 2005. № 6.
  134. И.Ю., Смирнова А. Г. Образ государства как фактор принятия внешнеполитических решений // Полис. 2004. № 4.
  135. A.A. Политика национальная безопасность России в условиях глобализации (краткий очерк). М.: Ин-т проблем международной безопасности. 2001.
  136. В.А., Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география. М., 2001.
  137. C.B. Становление политики безопасности. — М.: Наука.
  138. Н.П. Сменит ли Кубань свой имидж? // RELGA: электронный журнал. 2001. № 14.
  139. . В. Пограничные пространства России // Границы России. 1996. № 2.
  140. Н.И. Регион, его статус и функции в российском обществе: теоретико-методологические основы исследования // СоцИс. 2006. № 8.
  141. И.А. Информация и безопасность. Композиционная технология. М.: Изд-во Московского городского центра научно-технической информации, 2002.
  142. И.В. Дестабилизирующие факторы политического процесса и национальная безопасность: современный теоретический дискурс // Вестник МГУ. Сер. 12 Политические науки. 2004. № 2.
  143. П.П. Глобализм: главные угрозы международной стабильности и национальной безопасности России: политологический анализ. М., 2007.
  144. В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство: — СПб.: Фонд Университет, 2000.
  145. А.К. Глобальные проблемы и концепция устойчивого развития человеческой цивилизации на современном этапе (экономические аспекты) // http://zhurnal.ape.relarn.rU/articles/2001/l 19. pdf
  146. A.C. Федерализм эпохи глобализма: вызовы для региональной России // Полис. 2000. № 5.
  147. В.А. Безопасность в эпоху партнерства. М., 1999.
  148. A.B., Петренко Л. И., Фролов Д. Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. М.: Горячая линия — Телеком, 2007.
  149. Межнациональные отношения в Сочи // Библиотека Института социологии РАН, http://www.isras.ru/files/File/INAB/20 092/Megetnicheskie.pdf
  150. Ю.В., Сивков К. В. Стратегические подходы к реализации геополитических интересов России в XXI веке // Вызовы безопасности и защита геополитических интересов России. М., 1999.
  151. Е.В. Современная политическая культура юга России // Полис. 1998. № 6.
  152. A.A. Информационная война в России. М., 1999.
  153. И. Информационная безопасность в период политической модернизации // Обозреватель. 2007. № 7.
  154. Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов / Общ. ред. A.B. Возженикова. М., 2005.
  155. А.И., Казанцев A.A. Угрозы и вызовы безопасности государств участников СНГ // http://www.ifpc.ru/index.php?cat=208
  156. А. Государственно идеологическая компонента информационной безопасности.// Власть. 2007. № 4.
  157. В.Ф. Военно-информационная политика государства: теория, императивы, приоритеты. М.:Изд-во ВУ, 2001.
  158. Общая теория национальной безопасности / Под общ. ред. A.A. Прохожева. М., 2002.
  159. С. Безопасность и этнические миграции в России // Pro et contra. 1998. Т. 3.
  160. В.Н. Политический процесс на Ближнем Востоке: влияние России и США. Пятигорск, 2003.
  161. Т.М. Федеративные отношения на Юге России и проблемы национальной безопасности: политико-правовой аспект //
  162. Конфликты и сотрудничество на Северном Кавказе: управление, экономика, общество. Сборник материалов на международной научно-практической конференции 29−30 сентября 2006 г. Ростов н/Д, 2006.
  163. Т.А. Информационная безопасность в условиях построения информационного общества в России. — М.: РПА Министерства юстиции России, 2007.
  164. Г. Г. Информационные войны. М., 2001.
  165. A.A., Карманова И. А. Регионы России: Социальное развитие и безопасность. М., 2004.
  166. Е.П. Журналистика и демократия. М., 2004.
  167. А.Н. Развитие России и единое информационное пространство // www.rfbr.ru.
  168. Е.А. Кибербезопасность и кибертерроризм. // США-Канада. Экономика, политика, культура. 2003. № 8.
  169. A.JI. Геополитический имидж Каспийского региона сквозь призму централ, и регионал. СМИ/А.Л. Рябцев, К. А. Кузина, Е.Е. Рябцева- Астрахань: Изд-во Астраханского гос. университета, 2007.
  170. Е.Е., Лосенков О. И. Политические партии современной России в политическом пространстве рунета — Астрахань: Изд-во АГУ, 2007
  171. М.В. Новые диаспоры Краснодарского края: права, интересы, динамика, интеграции и восприятие местным сообществом. Краснодар, 2006.
  172. Н.В. Пограничная политика России: региональный ракурс // Власть. 2001. № 5.
  173. И.А., Шпак, В.Ю., Юрченко В. М. Технология политического действия: монография. Краснодар, 2007.
  174. Л.Г. Феномен журнализма. М., 2000.
  175. A.A. «Мягкие» и «жёсткие» вызовы безопасности в Приволжском федеральном округе. Нижний Новгород, 2002.
  176. Н.С. Конфликтогенность миграционных процессов на Юге России // Факторы конфликтогенности на Северном Кавказе. Ростов н/Д, 2005.
  177. JI.A. Регион как проект политической практики современного государства // Власть. № 2. 2007.
  178. А.И. Политическая стабильность в социокультурном измерении: российские иллюстрации // Государственное управление. Электронный вестник. 2003. № 1. http://www.spa.msu.ru/e-journal/l/20l.php
  179. А. И.Оптимизация массовых представлений о социальных классах в современной России // Личность. Культура. Общество. T. V1II. М. 2006. спец вып. 1 (33).
  180. A.A. Государственная информационная политика: основы теории/ Под общей ред. В. А. Садовничего, В П. Шерстюка.- М: Изд-во МЦНМО, 2010.
  181. O.A. Теоретические основы и механизмы государственной информационной политики. Орел: Изд-во ОРАГС, 2007.
  182. O.A. Новая роль информационного пространства в XXI веке // Власть. № 1. 2009.
  183. Сумма идеологии. Мировоззрение и идеология современной российской элиты. М., 2008.
  184. Тимербулатов 3. Особенности становления и развития информационного пространства России и Башкортостана в условиях трансформации общества // www.vatandash.ru.
  185. А. И. Коса Тузла и стратегические интересы России. Ростов н/Д, 2005.
  186. Угрозы безопасности России на Северном Кавказе / Под общ. ред. Н. П. Медведева и П. В. Акинина. Ставрополь, 2004.
  187. Ф. Теории информационного общества. — М.: Аспект -пресс, 2004.
  188. П.Н. Социальная напряженность как аспект национальной безопасности: М.: Юрист, 2006.
  189. Л.Л. Факторы социально-политической стабильности и стратегия безопасности на Северном Кавказе. Ростов н/Д., 2000.
  190. Л.Л. Выступление на Форуме общественных организаций Юга России, занимающихся решением проблем миграции // Форум общественных организаций Юга России, занимающихся решением проблем миграции. Сборник материалов. Ставрополь. 2000.
  191. О.М. Актуальные проблемы обеспечения политической безопасности в Северо-Кавказском регионе // Кавказ: проблемы культурно-цивилизационного развития. Ростов н/Д, 2000.
  192. В.В., Бухарин С. Н. Информационные войны в бизнесе и политике: теория и методология. М.: Академический проект, 2007.
  193. Н.Г. Региональное управление и научно-технический прогресс. Киев: Наукова думка, 1990.
  194. JT. С., Попкова Е. Г., Гущина Е. Г. Концептуальные основы исследования устойчивого развития территории // Теория и методология исследования социально-экономического потенциала Волгограда. Волгоград, 2002.
  195. A.B. Устойчивость политической системы: «человек коммуникативный» против «человека политического» // Полис. 2009. № 5.
  196. X. Проблемы безопасности на Северном Кавказе // Государственное и муниципальное управление. 2000. № 3.
  197. Т.Э. Нормативно-правовое регулирование вопросов безопасности // Журнал российского права. 1999. № 11.
  198. В.М. Национальная идея и национальная безопасность: российский контекст // Мировые процессы, политические конфликты и безопасность. М., 2007.
  199. В.М. Юг России как объект комплексного социально-политического анализа // Полис. 2007. № 5.
  200. В.М., Юрченко И. В. Теория региональной безопасности в современном социополитическом знании // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: Сб. науч. трудов. Выпуск XVII. Ставрополь, 2008.
  201. И.В. Безопасность как базовый концепт политической стратегии инновационного развития современной России. Краснодар, 2008.
  202. И.В. Роль политического дискурса в воспроизводстве государственности // Мировые процессы, политические конфликты и безопасность. М., 2007.
  203. И.В. Безопасность как базовый концепт политической стратегии инновационного развития современной России. Краснодар, 2008.
  204. И.В. Проблемы региональной безопасности в процессе активизации связей с общественностью политических субъектов //
  205. Актуальные проблемы социальных коммуникаций и связей с общественностью: Материалы Международной научно-практической конференции 28−29 января 2008 г. Ч. 1. Краснодар: Изд-во КубГУ, 2008.
  206. И.В. Региональная безопасность как предмет конфликтологического анализа (апология методологического плюрализма) // Полис. 2007. № 6.
  207. И.В., Донцова М. В. региональная Безопасность краснодарского края в контексте политических процессов в черноморском макрорегионе. Краснодар, 2008.
  208. Р.А. Теоретико-методологические проблемы национальной и международной безопасности // Международные отношения и внешнеполитическая деятельность России / Общ. ред. С. А. Проскурина. М., 2004.
  209. Bprett S., Fudge С. Policy and Action. London, 1981- Rhodes R.A.W. Understanding Governance. Policy Networks, Governance, Reflexivity and Accountability. Buckingham, 1997.
  210. Bell D. The Social Framework of the Information Society/ Oxf. — 1980.
  211. European Security in a Global Context. Internal and External Dynamics. Routledge, 2010.
  212. Feshbach M. National Security Issues of the USSR. Springer, 1987.
  213. Goggin M.L., Bowman A.O., Lester J.P., O’Toole L.J.Jr. Implementation Theory and Practice: Toward a Third Generation. Glenview, IL, 1990.
  214. Goodby J.E. Regional Conflicts: The Challenge to US—Russian Cooperation. SIPRI publication, 1995.
  215. Gupta A. Defend I.T.: Security by Example. Pearson Education. 2004.
  216. Kingdon J. Agendas, Alternatives and Public Policies. Boston, 1984- Teisman G.R. Models For Research into Decision-Making Processes: On Phases, Streams and Decision-Making Rounds // Public Administration. 2000. Vol. 78.
  217. Kirchner E., Sperling J. National Security Cultures. Patterns of Global Governance. Routledge, 2010.
  218. Masuda Y. The infoimation society as Post industrial Society. Tokyo, 1981.
  219. Mattord J. Principles of Information Security. Course Technology Ptr.2004.
  220. Nation R.C. Russia, the United States, and the Caucasus the U.S. and Russia: Regional Security Issues and Interests. Strategic Studies Institute, 2007.
  221. N (-isit F. Magatrends: The New Derection Transforming Our hites. Oxf.1995.
  222. Ponsard L. Russia, NATO and Cooperative Security: Bridging the Gap. Routledge. 2007.
  223. Sanders D. Security Co-Operation between Russia and Ukraine in the PostSoviet Era. Palgrave Macmillan. 2001.
  224. Setting the Agenda for an Evidence-based Olympics. RAND Corporation, 2007.
  225. The Specter of Genocide: Mass Murder in Historical Perspective. — Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2003.
  226. Диссертации и авторефераты диссертаций
  227. К.М. Функционирование системы внутренней безопасности России в условиях переходных социально-политических процессов (региональный уровень). Дис.. канд. полит, наук. Ростов н/Д, 2004.
  228. В.Е. Правовые основы обеспечения внутренней безопасности региона (на примере Московской области). Дис.. канд. юрид. наук. М., 2003.
  229. С.С. Политическое время и политическое пространство // Социально-политический журнал. 1993. — № 3.
  230. H.A. Имидж в стратегии инновационного развития региона: политико-технологический аспект. Дис.. канд. полит, наук. Краснодар, 2008.
  231. М.А. Диаспоры в Российской Федерации, формирование и управление (на материалах Северо-Кавказского региона). Дис. д-ра полит, наук. М., 2003.
  232. Батчаев Р.Х.-М. Региональные особенности миграционной политики в субъектах Российской Федерации на Северном Кавказе // Дис.. канд. полит, наук. Краснодар, 2008.
  233. Бейдан' C.B. Роль политических институтов в содействии занятости человека как условие обеспечения региональной безопасности (на примере Читинской области). Дис.. канд. полит, наук. Чита, 2005.
  234. A.B. Информационная безопасность России в условиях глобализации. Автореф. дис.. канд. полит, наук. М., 2005.
  235. В.И. Национальная безопасность современной России. Дис.. канд. юрид. наук. Н. Новгород., 1999.
  236. .В. Информационная безопасность России в контексте современного политического процесса: сущность, проблемы обеспечения. Автореф. дис. канд. полит, наук. М., 2005.
  237. A.B. Национальная безопасность в контексте современного политического процесса России: теория и политика обеспечения. Автореф. дисс. д-ра полит, наук. — М, 2002.
  238. Вок Г. Б. Современная геополитика Северного Кавказа: теоретические и прикладные аспекты. Дис.. канд. полит, наук. Краснодар, 2006.
  239. А.Е. Лоббирование как форма участия «третьего сектора» в принятии политических решений (региональный уровень). Дис.. канд. социол. наук. М., 2004.
  240. И.А. Реализация политических решений в контексте обеспечения региональной безопасности. Дис.. канд. полит, наук. Краснодар, 2008.
  241. Г. Д. Формирование положительного образа Краснодарского края в средствах массовой информации // Автореф. дис.. канд. филолог, наук. Краснодар, 2007.
  242. М.Н. Политико-территориальные аспекты национальной безопасности России в условиях политической трансформации в постсоветский период. Дис.. канд. полит, наук. Нижний Новгород, 2004.
  243. М.Н. Политико-территориальные аспекты национальной безопасности России в условиях политической трансформации в постсоветский период. Автореф. дис.. канд. полит, наук. Нижний Новгород, 2004.
  244. А.И. Формирование системы региональной безопасности на Южном Кавказе: взаимодействие России и НАТО. Дис.. канд. полит, наук. Пятигорск, 2006.
  245. А.Ю. Региональная безопасность в условиях современной России. Дис.. канд. юрид. наук. М., 2006.
  246. О.Н. Национальная безопасность России в условиях глобализации: политологический анализ. Дисс. канд. полит, наук. М., 2003.
  247. К.А. Вызовы и угрозы национальной безопасности россии в условиях глобализации. Дисс. канд. полит, наук. М., 2010.
  248. Д.В. Политическая безопасность России: проблемы обеспечения е Южном федеральном округе. Дисс. канд. полит, наук. Ростов н/Д, 2002.
  249. К.А. Роль СМИ в формировании имиджа Каспийского региона. Дис.. канд. полит, наук. Астрахань, 2008.
  250. B.B. Религиозный фактор и национальная безопасность России (на материалах Южного Федерального округа). Дисс. канд. филос. наук. М., 2006.
  251. А.Г. Этноконфессиональная ситуация в СевероКавказском регионе как угроза национальной безопасности России: философско-политологический анализ. Дисс. канд. полит, наук. М., 2004.
  252. С.А. Обеспечение региональной безопасности как фактор укрепления федерализма в России. Дис.. канд. полит, наук. М., 2005.
  253. A.B. Экологический фактор геополитической безопасности региона (на примере Краснодарского края). Дис.. канд. полит, наук. Невинномысск, 2009.
  254. Л.Е. Группы интересов в формировании политики национальной безопасности Российской Федерации. Дис.. канд. полит, наук. СПб., 2006.
  255. В.Е. Безопасность Северного Кавказа в условиях глобализации. Дис.. канд. полит, наук. Пятигорск, 2005.
  256. A.A. Информационная безопасность России в условиях социальной трансформации. Автореф. дис. канд. полит, наук. М., 2007.
  257. А.Ф. Региональная безопасность: концептуальные подходы и практическая реализация (на примере Республики Коми). Дис.. канд. полит, наук. Санкт-Петербург, 2005.
  258. И.Н. Информационно-психологическое обеспечение национальной безопасности России: Автореф. дис. д-ра полит, наук. М., 1997.
  259. A.C. Политическая модернизация России в контексте устойчивого развития. Дис.. д-ра полит, наук. Волгоград, 2007.
  260. В.П. Система обеспечения национальной безопасности России: проблемы формирования и совершенствования (социально-философский анализ). Дис.. канд. филос. наук. М., 2007.
  261. O.B. Политический кризис: анализ и технологии урегулирования (на примере Краснодарского края). Дис.. канд. полит, наук. Краснодар, 2006.
  262. О.Н. Политические процессы в Калининградском регионе и их влияние на обеспечение национальной безопасности России. Дис.. канд. полит, наук. М., 2007.
  263. Я.В. Региональный уровень национальной безопасности. Автореф. дис. канд. полит, наук. Саратов, 2003.
  264. O.A. Императивы и приоритеты политики обеспечения информационной безопасности России. Автореф. дис. канд. полит, наук. — М., 2005.
  265. С.Г. Политический риск в обеспечении национальной безопасности. Дис.. канд. полит, наук. М., 2006.
  266. Три польский В. Б. Деятельность органов государственной власти Российской Федерации как фактор обеспечения национальной безопасности. Дис.. канд. полит, наук. М., 2007.
  267. А.Н. Эффективность национальной безопасности на региональном уровне: критерии и механизмы политического обеспечения. Дис.. канд. полит, наук. Ростов н/Д, 2006.
  268. О.В. Национальная безопасность — политика реализации национального интереса. Дисс.. канд. филос. наук. М., 2003.
  269. Г. А. Антитеррористическая информационная политика российского гэсударства. Дис.. канд. полит, наук. Краснодар, 2006.
  270. И.А. Политические Интернет-технологии в трансформирующемся обществе. Дис.. канд. полит, наук. Ставрополь, 2005.
  271. И.В. Национальная и региональная безопасность в политической стратегии современной России. Дисс.. д-ра полит, наук. Ставрополь, 2009. J
Заполнить форму текущей работой