Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование государственной молодежной политики в Республике Таджикистан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как показывает пятилетний опыт работы Комитета по делам молодёжи, формирование и реализация государственной молодёжной политики предполагают выявление во всех сферах научно-теоретических источников и факторов для нынешнего и будущего духовного, интеллектуального, нравственного, культурного и физического роста новых поколений. Логическое соединение этих факторов воедино должно создать необходимые… Читать ещё >

Содержание

Актуальность темы исследования. Одно из ведущих мест среди актуальных вопросов теории государственности современного Таджикистана занимает проблема анализа и исследования молодёжной политики. По справедливому замечанию Э. Ш. Рахмонова: «Одной из важных задач, которая сегодня стоит перед Правительством республики, соответствующими министерствами и Комитетом по делам молодёжи, является разработка комплексной концепции молодёжной политики. Мы должны поднять государственную молодёжную политику на уровень государственныхтегических вопросов, вопросов национальной безопасностины и всесторонне изучить социальное и экономическое положение молодёжи"1.

Исследование проблемы теории молодёжной политики и управления молодёжными делами в Республике Таджикистан имеет относительно недавнюю историю и отсутствие корреляции между теоретическими разработками по молодёжной проблематике и собственно управлением делами молодёжи означает, что наука пока всерьёз не занималась исследованием государственной молодёжной политики и социально-экономическими, политико-правовыми проблемами подрастающего поколения.

Изучение природы существующих и возникающих проблем молодёжи как особого социального слоя общества и имеющего свои специфические закономерности в условиях Республики Таджикистан, приобретает особенно актуальный характер. Современная молодёжь представляет собой социально-демографическую группу, формирование и становление которой совпало с периодом государственных преобразований в нашей стране.

Однако, актуальность исследования настоящей темы этим не исчерпывается и, говоря о ней, следует учитывать следующие моменты: Рахмонов Э. Ш. Молодёжь — будущее нации. — Душанбе: Ирфон, 1998. — С.88.

— глубокий анализ всех сторон жизни и развития современной молодёжи Республики Таджикистан диктуется не только теоретическими, но и практическими потребностями, той кризисной ситуацией, которая сложилась в Республике Таджикистан в постсоветском периоде своего развития, местом и ролью молодёжи в решении задач демократизации общества и перехода к рыночной экономике-

— выявление объективной картины социального положения молодёжи республики содействует выработке эффективной молодёжной политики как со стороны власти, так и общества в целом-

— процесс обновления общества с неизбежностью диктует, что с подрастающим поколением необходимо считаться не только как с демографической группой, но и с силой, которая во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества и достойно выступает в качестве фактора развития культуры современного таджикского общества-

-перспективы развития реформ в стране невозможны без формирования специальной молодёжной политики, следовательно, Республика Таджикистан должна сделать ставку на молодёжь-

— молодёжь во многом является опорой нынешнего государственного строя, поэтому, на наш, взгляд нынешняя молодёжь призвана обустроить нашу республику.

Степень научной разработанности темы. В последние годы по проблемам государственной молодёжной политики во многих странах СНГ, особенно в Российской Федерации, опубликовано большое количество книг, монографий, брошюр, статей и коллективных трудов, в которых исследуются и анализируются фундаментальные проблемы теории молодёжной политики и управления молодёжными процессами. В трудах известных политологов, философов, историков и социологов России, таких как: Ильинский И. М., Шаронов А. В., Лисовский В. Т., Лисовский А. В., Кон И. С., Ядов А. А., Аверьянов Л. Я., Левада Ю. А., Морозова Г. В., Бестужева-Лада И.В., Боряз В. М., Шолкерт В. В., Чупров В. И., Зобов Р. А. Ежов

С.А., Когут А., Слуцкий Е., Сикевич З. В., Переведенцев В. А., Алкак Ш., Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т., Захарчук В. А., Лучанкин А. И., Сняцкий

A.А., Паккский С. И., Ручкин Б.А.1 и др. рассматриваются философские, правовые и социально-политические аспекты проблемы государственной молодёжной политики, достоверная картина социального положения современной российской молодёжи- выявляются тенденции и перспективы, происходящих в ней процессов. Эти авторы не только раскрыли сложную взаимосвязь проблемы молодёжи с другими проблемами общества, но и научно обосновали закономерность процесса развития государственной молодёжной политики, пути и тенденции её развития.

В Республике Таджикистан молодёжная проблематика в основном исследовалась в аспекте особенностей исторического пути развития комсомола. В этой связи можно отметить труды Гафаровой М. К., Набиева

B., Искандарова Б., Амакова М., Зикриёева Ф., Узбекова М., Тураева X., Шахватовой Ю.,

1 Ильинский И. М. Молодёжь России: общие оценки, выводы, прогнозы. — София, 1993- Куда идти России. -М., 1995- Идея, требовавшая коренной ломки // Россия молодая. Век XX. — М., 1998- Молодёжь — будущее России. — М., 1995- Молодёжь России: тенденции, перспективы / Под редак. И. М. Ильинского, А.В.Шаронова- Шаронов А. В. Государственная молодёжная политика как фактор социального развития молодёжи: Автореф.дисс.. канд.наук. -М., 1994- Социальные аспекты государственной молодёжной политики // Социология молодёжи. — Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петер-бургского ун-та, 1996- Лисовский А. В., Лисовский В. Т. В поисках идеала. Диалог поколений. — Мурманск, 1994- Кон И. С., Лесенков В. А. Юношеская дружба как объект эмпирического исследования // Проблема общения и воспитания. — Вып.2. — Тарту, 1974- Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — М., 1987- Аверьянов Л. Я. Социология: что она может и знает. — М., 1993- Левада Ю. А. Статьи по социологии. — М., 1993- Морозова Г. В. Социально-экономический потенциал молодёжи в условиях многоукладной экономики: Автореф.дисс.. докт.наук. — СПб, 1995- Бестужева-Лада И. В. Прогнозирование социальных потребностей молодёжи: опыт социологического исследования. — M., 1978- Боряз В. М. Молодёжь. Методологические проблемы исследования. — Л., 1979- Шолкерт В. В. Молодёжь: концептуализация понятия ВКН. Молодёжь в условиях социально-экономических реформ. — СПб, 1995- Чупров В. И. Теоретические и практические проблемы социального развития молодёжи: Дисс. в форме научного доклада на соиск.учён.степ.докт.социол.наук. — M., 1994- Молодёжь России: социальное развитие / Реком.В. И. Чупров. — M., 1992- Зобов Р. А., Лисовский А. В. Становление личности молодого человека. — Л., 1987- Ежов С. А. Социализация молодёжи: проблемы управления // Молодёжь в условиях социально-экономических реформ / Науч.ред.В. Т. Лисовский. — СПб, 1995- Когут А., Слуцкий Е. Дискриминация по возрасту на рынке труда // Мониторинг социально-экономической ситуации и состояние рынка труда // Информационно-аналитический бюллетень. — Санкт-Петербург, 1995. -№ 1. — С.10−14- Синевич 3.B. Молодёжная культура: за и против. — Л., 1990- Переведенцев В. В. Молодёжь и социально-демографические проблемы СССР. — М., 1990- Алкак Ш. Вклад в будущее: приоритет образования. — М., 1993- Вишневский Ю-Р., Шапко В. Т. Социология молодёжи / Учебное пособие. — Екатеринбург-Нижний Тагил, 1995- Захарчук В. А. Нормы и становления в подростковой среде: Автреф.дисс.. канд.наук. — Тюмень, 1994- Лучанкин А. И., Сняцкий А. А. Социально-клубная работа с молодёжью: проблемы и подходы. — Екатеринбург, 1997- Молодёжные группы и объединения: причины возникновения и особенности деятельности. — М., 1995, Ручкин Б. А. Социально-экономическое положение российской молодёжи: реальность и тенденции. — М., 1995

Исмоиловой М.1 и др.

К сожалению и в советский период развития таджикского общества, особенно на его современном этапе, мало проводилось и проводится исследований по основным социально-экономическим проблемам молодёжи, выработке эффективной молодёжной политики и выявлению её теоретических основ. До сих пор ещё окончательно не разработана национальная научно обоснованная концепция молодёжной политики, которая бы определяла основные потенциальные тенденции развития молодёжной проблематики. Единственным специальным исследованием в области государственной молодёжной политики в нашей стране является книга А. Шамолова и л

С.Ашурова «Вопросы молодёжной политики в Республике Таджикистан», которая представляет собой научно-теоретическую разработку проблем, связанных с актуальными вопросами государственной молодёжной политики и социальным положением молодёжи в стране в период коренных перемен, происходящих в таджикском обществе. В ней представлен концептуальный материал социально-правовых и методологических аспектов государственной молодёжной политики и путей её реализации.

Постановку и решение определённых вопросов развития молодёжной политики можно отметить в работах Ашурова С. Б., Асадулоева Р., Муродова О., Икромова Г., Шарифова М., Юнусова Дж .

Гафарова М.К., ФенинаВ.А."Общественное сознание"(особенности его обновления), Душанбе, Ирфон, 2001,143с., Набиев В. Комсомол культура. — Душанбе, 1987- Комсомоли Точикистон ва дигаргунсозии маланияти дехот. — 1989- Во имя дружбы и сотрудничества. — Душанбе, 1997- Искандаров Б. Таджикистан в братской семье народов СССР. — Душанбе, 1987- Амаков М. Комсомолец Таджикистана на строительстве объектов Южно-Таджикского территориально-производственного комплекса. — Душанбе, 1984- Зикриёев Ф. Ленинский комсомол в условиях развитого социализма. — 1980- Узбеков М. Дружба — знамя молодёжи. — 1987- Тураев X. Интернациональные связи советской молодёжи в период зрелого социализма. — 1978- Захарова Ю. Мост дружбы: Вахш-Днепр // Агитатор Таджикистана. — 1988. — № 14. — С.20−24- Исломова М. Тарбияи интернационалии чавонон. — Душанбе: Ирфон, 1990

2 Шамолов А., Ашуров С. Вопросы молодёжной политики в Республике Таджикистан. — Душанбе: Дониш, 1998- См. Там же: Шамолов А. Социальные проблемы молодёжи // Материалы Республиканской научно-практической конференции молодых учёных и специалистов. — Душанбе, 1986. — С.21−24- Свободное время и досуг молодёжи // Материалы Республиканской научно-практической конференции молодых учёных и специалистов, посвященной 70-летию ВЛКСМ. — Душанбе, 1989. — С.63−66- Молодёжь и демократические процессы в обществе // Точикистон. — 1998. — № 9. — С.23−24- Молодежь и духовные ценности // Точикиситон. — 1999. — № 1. — С.8−9- Зов разума// Точикистон. — 1999. — № 9. — С. 18−19 и др.

3 Ашуров С. Процесс формирования государственной молодежной политики в Таджикистане // Вклад молодых ученых в развитие науки -Душанбе 1999, — С 26 -30- Некоторые пути укрепления кадровый основы ГМП в условиях Таджикистана // Молодежь и мир науки — Душанбе 2001. -С 10−16- Методическое пособие по организации работы и делопроизводство в госучреждениях по делам молодежи. -Душанбе, 2001. Асадулоев Р. Молодежь -будущее нации. // Вклад молодых ученых в развитие науки, — Душанбе 1999. -С. 64 -67- Муродов О. Труд основной фактор духовного формирования молодежи. Там же, — С.53−54- Икромов Г. Государственная молодежная политика и ее перспективе. Там же, — С.67−70- Шарифов М. Клубы и центры по социальным услугам молодежи. Там же. -С. 73−78- Десять лет независимости -основной этап национального самосознания молодежи/ / Молодежь и мир науки, — Душанбе 2001. -С 79−85- Юнусов Дж. Основные факторы формирования демократического общества в Таджикистане. Там же. -С. 23−29- Методическое пособие по организации молодежных общественных объединений. -Душанбе, 2001.

Вместе с тем, всё ещё остаётся много нерешённых проблем и дискуссионных вопросов по проблемам государственной молодёжной политики и её становления в Республике Таджикистан, недостаточно раскрыты закономерности и противоречия процесса её формирования.

Понимая всю сложность исследуемой проблематики в условиях ограниченности ресурсов, направляемых сегодня в целом на научные исследования и исследования проблем молодёжи и не претендуя на концептуально исчерпывающий анализ данной проблемы, диссертант предпринял попытку анализировать пути и методы формирования государственной молодёжной политики на примере Республики Таджикистан чтобы предоставить более достоверную картину социально-политического статуса подрастающего поколения страны и его политической активности. Диссертант считает, что все эти и другие вопросы, требующие теоретического и практического осмысления обусловили выбор темы и тем самым определили цели и задачи настоящего исследования.

Предметом исследования является процесс формирования молодёжной политики в современном Таджикистане, представляющий собой важнейший фактор становления независимого государства.

Объектом исследования является развитие и направление молодёжной политики в Таджикистане в условиях демократизации общества.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является концептуальный анализ основных факторов формирования молодёжной политики в Республике Таджикистан, пути её реализации и методология исследования в аспекте жизненных проблем подрастающего поколения республики в условиях демократизации общества. В соответствии с целью в диссертационном исследовании решается ряд фундаментальных и конкретных задач, среди которых можно выделить следующие:

-определить понятие молодёжной политики, исследовать особенности её становления в Республике Таджикистан-

— раскрыть основные факторы формирования и принципы государственной молодёжной политики-

— показать пути реализации государственной молодёжной политики и механизм её осуществления-

— рассмотреть теоретические и практические проблемы социально-политического развития молодёжи в переходном периоде-

— охарактеризовать место и роль молодёжи в современных условиях развития Таджикистана.

Научная новизна работы состоит в предпринятой автором попытке на фактологическом материале исследовать сложный, противоречивый процесс формирования государственной молодёжной политики в Республике Таджикистан:

— впервые проанализирована сущность государственной молодёжной политики в Республике Таджикистан и её отличительные черты от других государств-

— показаны исторические этапы и периоды становления и формирования государственной молодёжной политики в республике-

— на основе современных социальных изменений дана целостная характеристика теоретическим и прикладным проблемам социально-политического развития подрастающего поколения-

— основываясь на накопленном теоретическом и эмпирическом материале выявлены социально-экономические корни отношения нынешней молодёжи республики к труду, образованию, а также корни её девиантного поведения-

— дана характеристика политического поведения и политической активности молодёжи в условиях демократизации таджикского общества-

— на основе становления новой политической системы показана сущность молодёжных объединений и молодёжного движения в республике.

Методологическая основа исследования. В качестве методологической основы использован социологический, структурно-функциональный, исторический и сравнительный анализ. Диссертант опирается также на положения и

выводы, содержащиеся в трудах отечественных и российских учёных, исследующих данную проблему.

Постановка и анализ в работе ряда новых теоретических проблем и разработка методологии их исследования открывают дополнительные возможности для расширения базы изучения процесса формирования, становления и реализации государственной молодёжной политики в Республике Таджикистан. Данная работа позволяет выработать единый метод учёта и оценки тех условий, в которых осуществляется практика, определяющая особенности нынешнего состояния государственной молодёжной политики, а также осуществляется научный анализ этого положения.

В исследовании широко использованы специальная

литература, материалы республиканской, областной и районной печати, ежегодные отчёты и другие документы Комитета по делам молодёжи при Правительстве Республики Таджикистан, его подведомственных структур и молодёжных неправительственных организаций.

Практическая значимость диссертаиии. Теоретические положения и практические рекомендации исследования имеют принципиальное значение для совершенствования и укрепления государственной молодёжной политики в Республике Таджикистан. Основные положения, выводы и рекомендации могут быть использованы в работе государственных органов по делам молодёжи, молодёжных неправительственных организаций и при разработке механизма реализации государственной молодёжной политики. Полученные результаты могут применяться в процессе преподавания соответствующих курсов, спецкурсов, ювенологии, политологии и социологии в учебных заведениях Республики Таджикистан и курсах повышения квалификации работников органов по делам молодёжи.

Апробация работы. Полученные в диссертации

выводы нашли практическое применение в учебном процессе, на лекциях, на курсах повышения квалификации работников органов по делам молодежи, практической реализации государственной молодёжной политики в Комитете по делам молодежи при Правительстве Республики Таджикистан и его структурных подразделений. Основные положения и результаты исследования отражены в опубликованных автором работах.

Тема исследования и диссертация обсуждена на заседании Кафедры политологии Таджикского Государственного педагогического Университета им. К. Джураева и рекомендована к защите.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Формирование государственной молодежной политики в Республике Таджикистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как показывает анализ актуальных вопросов государственной молодёжной политики и состояния молодёжи в Республике Таджикистан на нынешнем этапе своего формирования государственная молодёжная политика должна определить свои стратегические цели исходя из требований возможностей новых социальных условий. И эти цели, на наш взгляд, вытекают непосредственно из самого Закона Республики Таджикистан «О государственной молодёжной политике». Состоят эти цели в следующем: создание необходимых социальных условий для развития молодого поколения путём всесторонней государственной и общественной поддержки инновационной деятельности, социальной защиты юношей и девушек, формирование их творческой активности, развитие способностей и навыков, а также стимулов к саморазвитию и самореализации. Государственная молодёжная политика должна учитывать и защищать интересы всех слоёв молодёжи, независимо от пола, национальности, вероисповедания, политической ориентации и принадлежности, отражать как общие потребности молодых граждан республики, так и потребности различных социальных и возрастных групп молодёжи. Необходим существенный сдвиг в сторону социализации и адаптации молодёжи к новым общественным отношениям, в сторону изменения мнения людей и общества о подрастающем поколении, устранения элементов иррациональности и социальной несправедливости по отношению к молодым гражданам.

Для обеспечения приспособления или адаптации юношей и девушек, у которых «отсутствует ясный общественный идеал и устойчивая система ценностей, общество должно сделать шаг навстречу самой молодёжи, адаптироваться (приспособиться) к ней. Иными словами, социализация молодёжи должна происходить одновременно с процессом „омолаживания“ общества путём внедрения в общественное сознание идей, взглядов, установок, ценностей молодёжи высших образов молодёжной культуры» 1 .

Только такой подход, на наш взгляд, может способствовать формированию и развитию механизма рационального использования общественно значимой молодёжной инициативы, сделав саму молодёжь, союзником государства в реформировании политической жизни нашей страны. Пришло время превратить пассивных наблюдателей за социальными переменами общества в активных создателей нового демократического, правового и светского государства. Однако, для этого предстоит переосмыслить и пересмотреть не только отношение общества и государства к молодым гражданам республики, но и усовершенствовать механизм всей системы государственной молодёжной политики, как на уровне принципов, так и на уровне конкретной деятельности Комитета по делам молодёжи органов государственной власти всех уровней и неправительственных общественных молодёжных организаций и объединений.

Также целесообразен пересмотр концепции государственной молодёжной политики в целом. Следует основательно проработать концепции самореализации молодёжи в тесной связи с новыми общественными условиями. Данная концепция должна основываться на социальном расслоении, выступая более сильным фактором жизнедеятельности юношей и девушек, чем какие бы то ни было меры государственного регулирования в отношении молодёжи.

Также необходимо развивать нормативно-правовую базу государственной молодёжной политики. Несмотря на то, что принятие Закона Республики Таджикистан «О государственной молодёжной политике» преодолело неопределённость её правовых основ в республике, однако, по нынешним критериям он требует изменений, дополнений и доработки по многим статьям. Более того, несерьёзно и недопустимо возлагать лишь на один закон не

1 Молодёжь России: тенденции, перспективы / Под ред. И. М. Ильинского, А. В. Шаронова. -М., — С.210−211. свойственные ему функции «универсала», так как попытка урегулирования всех проблем молодёжи с помощью одного закона, каким бы он ни был, противоречит здравому смыслу. Данным законом невозможно заменить всё законодательство, так или иначе соприкасаемое с регулированием отношений в данной сфере. С учётом этого целесообразно вести одновременно подготовку изменений и дополнений действующего законодательства Республики Таджикистан, непосредственно регулирующего те или иные отношения с участием молодых граждан, молодёжных организаций и объединений.

Наряду с этим государству следует чётко определить и соблюдать принципы финансирования мероприятий в области государственной молодёжной политики. Необходимо основное внимание сосредоточить на оптимизации необходимых средств по источникам, свойственному поступлению, аккумуляции, эффективному обороту, их распределение на цели государственной молодёжной политики в соответствии с выделяемыми средствами по линии госбюджета и по линии Национальной программы «Молодёжь Таджикистана» и других программ. Нужна модель расчётов, учитывающая не только затратную часть, но и прогнозируемый доход от реализации соответствующих государственных мероприятий.

Представляются необходимыми, для целостного организационного обеспечения реализации государственной молодёжной политики, усилия государственных и общественных структур. Очевидна при этом необходимость скоординированной и развёрнутой деятельности, направленной на объединение усилий, сотворчество, превращение различий между сторонами в побудительный мотив для сотрудничества, взаимообогащения молодёжной политики через обмен опытом между различными сферами на общенациональном уровне.

Хотя сама государственная молодёжная политика является главным интегратором усилий всех государственных и общественных организаций, тем не менее, главным реализатором этой политики в настоящее время является Комитет по делам молодёжи при Правительстве Республики Таджикистан. Однако, к сожалению, у данного Комитета ограничены полномочия и его статус не соответствует статусу органов государственной власти и управления, которым они наделяются согласно положениям Конституции Республики Таджикистан. Очевидно, что выполнить роль реализатора, интегратора и координатора усилий всех государственных и общественных структур может только государственная структура с высоким статусом и особыми полномочиями. Учитывая это, следовало бы Комитет по делам молодёжи при Правительстве Республики Таджикистан преобразовать в Министерство по делам молодёжи Республики Таджикистан, с предоставлением данному министерству, по опыту зарубежных стран и СНГ, права обязательной социальной экспертизы всех государственных решений и проектов, реализация которых может иметь связь и последствия для детей, молодёжи и будущих поколений страны.

Как показывает пятилетний опыт работы Комитета по делам молодёжи, формирование и реализация государственной молодёжной политики предполагают выявление во всех сферах научно-теоретических источников и факторов для нынешнего и будущего духовного, интеллектуального, нравственного, культурного и физического роста новых поколений. Логическое соединение этих факторов воедино должно создать необходимые предпосылки для ускоренного развития молодёжи и связанного с этим ускоренного выхода Республики Таджикистан из всеохватывающего кризиса. В этих целях общество должно иметь в своих руках эффективный инструмент постоянного слежения и контроля за происходящими в молодёжной среде изменениями для научного анализа ситуации и последующего своеобразного принятия мер по корректировке осуществляемых мер и программ в области интегральной молодёжной политики. Для этих целей необходимо создать при Институте молодёжной политики при Комитете по делам молодёжи.

Молодёжная политика в Республике Таджикистан, с учётом менталитета нации и её этнических особенностей, приобщаясь к общечеловеческим ценностям, должна последовательно развиваться и способствовать позитивным изменениям нашего общества, которое находится на стадии формирования своих демократических основ.

1. Абрамов Г. С.

Введение

в практическую психологию. М.: Академия, 1996.

2. Аверин В. А. Психология детей и подростков. Санкт-Петербург, 1998.

3. Агеев Л. В. Казанский феномен: миф и реальность. Казань, 1991.

4. Алкак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования. М., 1993.

5. Алешенок С. В. Совет Европы: участие молодёжи в принятии решений на местном уровне // Социально-молодёжная работа: Международный опыт / Учебно-методическое пособие. М., 1997.

6. Андреев Г. М. Человек как объект социологического анализа // Материалы симпозиума «Человек в социалистическом и буржуазном обществе». -М, 1966.-С.111−127.

7. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. М., 1969.

8. Антонян Ю. М., Гульдман В. В. Криминальная психология. — М., 1991.

9. Афанасьев В., Глинский Я. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса Росскийского общества. Санкт-Петербург, 1995.

10. Ахмедов Г., Кодыров М. Наркомания, преступность, ответственность. -Ташкент, 1989.

11. Бааль Ю. Г. Современные тенденции преступности среди несовершеннолетних и молодёжи: основные криминологические показатели, причинный комплекс, проблемы профилактики. -М., 1992.

12. Бадя Л. В. Благотворительность и мецентство в России // Краткий исторический очерк. -М., 1993.

13. Батищев С. Г. Деятельная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии / Нач.ред. С. Г. Батищев. М., 1969.

14. Батыгин Г. С. Обоснование научного вывода-в прикладной социологии.-М., 1986.

15. Бегинин В. И., Дильнов Г. В., Фетисов Э. Н. Общая социология. -Саратов, 1994.

16. Безопасность и здоровье нации. М., 1996.

17. Беличев С. А. Основы превентивной психологии. М., 1993.

18. Бестужев-Лада И. В. Прогнозирование социальных потребностей молодёжи: опыт социологического исследования. -М., 1978.

19. Бойко В. В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. Санкт Петербург, 1998.

20. Боряз В. М. Молодёжь. Методологические проблемы исследования. -Л., 1979.

21. Бояр-Созонович Т. С. Международный терроризм: политико-правовые аспекты. Киев-Одесса, 1991.

22. Бергсон А. Два источника морали и религии. М., 1994.

23. Булатов P.M., Шеслер А. В. Криминогенные городские территориальные группировки. Казань, 1994.

24. Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии. М., 1992.

25. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991.

26. В помощь организатору социальных служб, работающими с молодёжью. Волгоград, 1994.

27. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

28. Вестник коллегии Государственного Комитета Роффиской Федерации по делам молодёжи. М., 1997. — № 3−4.

29. Витюк В. В., Эфиров С. А. Левый терроризм на Западе: история и современность. М., 1994.

30. Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. Социология молодёжи / Учебное пособие. Екатеринбург-Нижний Тагил, 1995.

31. Вульфов Б. Б. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая школа, 1994.

32. Габлани А. А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М., 1990.

33. Гавра Д. П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. Санкт-Петербург, 1995.

34. Генискретский О. И., Носов Н. А., Юдин Б. Г. Концепция человеческого потенциала: исходные соображения // Человек. 1994. — № 4. — С.5−21.

35. Гилинский Я. Преступность в Санкт-Петербурге // Петербург начала 90-х: безумный, холодный, жестокий. 2-е изд. / Ред.К.Астафиева, М.Дмитриева. — СПб, 1994. — С.84−88.

36. Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Д., 1984.

37. Голод С. И. Будущее семьи: какова она? М., 1990.

38. Государственная молодёжная политика в республиках Российской Федерации // Законодательство Российской Федерации и ведомственные нормативные акты / Под общ.ред.В. А. Лукова. В 4-х частях. М., 1997.

39. Григорян Б-Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. -М., 1986.

40. Громов И. А., Урсул Г. С. Предмет социологии: теория, методология и мотодика социологического исследования / Учебное пособие. СПб, 1993.

41. Грушин Б. Общественное мнение // Опыт словаря нового мышления. -М., 1989.

42. Вишневский Ю. Р., Шапко В. Т. Социология молодёжи / Учебное пособие. Екатеринбург-Нижний Тагил, 1995.

43. Вульфов Б. Б. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая школа, 1994.

44. Габлани А. А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М., 1990.

45. Гавра Д. П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. Санкт-Петербург, 1995.

46. Генискретский О. И., Носов Н. А., Юдин Б. Г. Концепция человеческого потенциала: исходные соображения // Человек. 1994. — № 4. — С.5−21.

47. Гилинский Я. Преступность в Санкт-Петербурге // Петербург начала 90-х: безумный, холодный, жестокий. 2-е изд. / Ред.К.Астафиева, М.Дмитриева. — СПб, 1994. — С.84−88.

48. Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Д., 1984.

49. Голод С. И. Будущее семьи: какова она? М., 1990.

50. Государственная молодёжная политика в республиках Российской Федерации // Законодательство Российской Федерации и ведомственные нормативные акты / Под общ.ред.В. А. Лукова. В 4-х частях. М., 1997.

51. Григорян Б-Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. -М., 1986.

52. Громов И. А., Урсул Г. С. Предмет социологии: теория, методология и мотодика социологического исследования / Учебное пособие. СПб, 1993.

53. Грушин Б. Общественное мнение // Опыт словаря нового мышления.-М., 1989.

54. Давидкж Г. П.

Введение

в прикладную социологию. Минск, 1979.

55. Доэл М., Шадлов С. Пратика социальной работы. М., 1995.

56. Дубинин Н. П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность. (О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения). М., 1989.

57. Дайджест периодической печати России и Волгоградской области по проблемам наркомании, таксикомании и иных зависимостей // Информационный бюллетень. Волгоград, 1998. — № 13.

58. Дюргейм Э. О разделении общественного труда // Метод социологии. -М., 1991.

59. Дюргейм Э. Самоубийство: социологический этюд / Пер. с фран. под ред.В. А. Базарова. М., 1994.

60. Ежов С. А. Социологич молодёжи: проблемы управления // Молодёжь в условиях социально-экономических реформ / Науч.ред.В. Т. Лисовский.-СПб, 195.

61. Ельмеов В. Я., Овсяников В. К. Прикладная социология. СПб, 1994.

62. Елильянов Ю. И. Обучение поритетному диалогу. Л., 1991.

63. Емельянов К. В Петербурге 300 тыс. наркоманов, 60 процентов из них неизлечимы // Санкт-Петербургские ведомости. 1995.

64. Жестокое обращение с детьми. М., 1993.

65. Завражин С. А. Подростковая деликвеитность: транскультурная перспектива // Социологические исследования. 1995. — № 2.

66. Задорина Т. Зло за зло // Санкт-Петербургские ведомости. 1994.

67. Заиграев Г. Г. Общество и алкоголь. М., 1992.

68. Залкинд А. Б. Революция и молодёжь. М., 1924.

69. Захарчук В. А. Нормы и отклонения в подростковой среде: Авто-реф.канд.дис. Тюмень, 1994.

70. Засорин О. Кто защитит рабёнка от насилия? // Смена. 1994.

71. Здравомыслов А. Г. Парадигмы западной социологии общественных движений. СПб, 1993.

72. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 1995.

73. Зернов Д. Критический очерк анатомических оснований криминологической теории Ломброзо // Криминология. М., 1901.

74. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся // Очерки российской психологии. М., 1994.

75. Знанецкий Ф. Группа и социальная роль // Социология группы. -Пермь, 1994.

76. Ильинский И. М. Василий Алексеев. М., 1986.

77. Ильинский И. М. Устремление в будущее. М., 1987.

78. Ильинский И. М. За гуманное и справедливое общество, за демократический социализм. -М., 1990.

79. Ильинский И. М. Молодёжь России: общие оценки, выводы, прогнозы. София, 1993.

80. Ильинский И. М. Формирование европейского сознания молодого поколения. София, 1993.

81. Ильинский И. М. Куда идти России? М., 1995.

82. Ильинский И. М. Идея, требовавшая коренной ломки // Россия молодая. Век XX. М., 1998.

83. Известный и неизвестный комсомол. М., 1991.

84. Иванов В. И. Проблемы детской виктимности в современном обществе // Молодёжь в условиях социально-экономических реформ / На-уч.ред.В. Т. Лисовский. СПб, 1995.

85. Ильясов Ф. Н. Религиозное сознание и поведение // Социологические исследования. М., 1987.

86. Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. М., 1990.

87. Иванников В. А. Социальная работа семей. М., 1995.

88. Игошев К. Е., Миньковский Г. М. Семья, дети, школа. -М., 1989.

89. Ковалёва А. И. Пути повышения эффективности руководства школьными комсомольскими организациями. -М., 1986.

90. Комсомол в народнохозяйственном строительстве: история и современность / Под ред.В. В. Долгова. М., 1988.

91. Криворученко В. К. В тисках сталинщины: трагедия комсомола. -М., 1991.

92. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. А. Воспитание? Воспитание. Воспитание! // Теория и практика школьных воспитательских систем. М., 1993.

93. Кукушкина Е. И. Россйская социология XIX-начала XX в. М., 1993.

94. Краевский В. В. Методология педагогической исследования. Самара, 1994.

95. Кон И. С. Эпоху не выбирают // Социологический журнал. 1994.2.

96. Кон И. С. Ребёнок и общество. М., 1988.

97. Кон И. С. Юность как социальная проблема // Бой идёт за человека / Под ред.В. Т. Лисовского. Л., 1965.

98. Кон И. С. Открытие «Я». -М., 1978.

99. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980.

100. Кон И. С., Лосенков В. А. Юношеская дружба как объект эмпирического исследования // Проблема общения и воспитания. Вып.2. — Тарту, 1974.

101. Кон И. С.

Введение

в сексологию. М., 1988.

102. Кон И. С. Молодёжь // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. -Т.16.-М., 19. С. 478.

103. Конн А. Ф. Самоубийство в законе и жизни. М., 1923.

104. Кох М. Чужой опыт тоже опыт // Мир без наркотиков. (Международный правовой литературно-публицистический журнал). — 1994. — № 1. -С.23−24.

105. Коэн А. Содержание делинквентной субкультуры // Социология преступности. М., 1966. — С.314−321.

106. Краткий словарь по социологии / Под общ.ред.Д. М. Гвишиани, И. И. Лапина. М., 1988.

107. Криворученко В. К. Социальные службы для молодёжи // Материалы и документы. Серия: государственная молодёжная политика в России: документы, опыт, практика / Центр образования молодёжи «Демократия и развитие» Института молодёжи. М., 1985.

108. Кунгурнов Г. Ф.Г. Ф. Проблемы молодёжи в новых экономических условиях: Социальные проблемы в условия перехода к рыночной экономике и пути их решения // Тезисы докладов научно-практической конференции. -Уфа, 1993.

109. Корчак Я. Как любить детей. Минск, 1980.

110. Концептуальные вопросы развития высшего образования // Сборник науч. трудов / Ред.коллег.Б. Б. Косов и др. -М., 1991. С.8−18.

111. Козлов А. А. За державу обидно // Санкт-Петербургские ведомости. 1995.

112. Кондратенко В. Т. Довиантное поведение подростков. Минск, 1988.

113. Комко А. Бунтующий человек. М., 1990.

114. Креишко М. Терроризм и международное сотрудничество // Реф. ИНИОН АЕ СССР. М., 190.

115. Клауорд Р., Оулин Л. Дифференциация субкультуры // Социология преступности. М., 1986.

116. Краткий словарь по социологии. М., 1988.

117. Кокс X. Мирской град: секуляризация и урбанизация в техеологи-ческом аспекте. М., 1995.

118. Кублицкая Е. А. Традиционная и нетрадиционная религиозность: опыт социологического изучения // Социологические исследования. 1995. -№ 5.

119. Концепция государственной молодёжной политиви в Ленинградской области // Молодёжь: цифры, факты, мнения. 1995. — № 2−3.

120. Кондратьев М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения. Москва-Воронеж, 1997.

121. Кондратенко В. Т. Девиантное поведение у подростков. Минск, 1988.

122. Курбатов Т. Н., Муляр О. И. Праективная методика исследования личности «HAND-ТЕСТ». СПб, 1995.

123. Корольков В. В. Психическое отклонение у подростков-правонарушителей. М., 1992.

124. Криминологи о неформальных молодёжных объединениях. М., 1989.

125. Кузьмичёв B.C. Профилактика проституции. М., 1993.

126. Лошкаров Ю. С., Пишулин Н. П., Лихачёв Н. Б. Методологические рекомендации по изучению свободного времени молодёжи. Могилёв, 1986.

127. Луков В. А. Молодёжные движения в социалистическом обществе: вопросы теории и практики. М., 1987.

128. Левин Б. М., Левин М. Е. Наркомания и наркоманы. М., 1991.

129. Лучшие психологические тесты / Отв.ред.А. Ф. Кудряшов. Петрозаводск, 1992.

130. Лучанкин А. И., Сняцкий А. А. Социально-клубная работа с молодёжью: проблемы и подходы. Екатеринбург, 1997.

131. Лисовский В. Т. Социальная молодёжь // Словарь прикладной социологии. Минск, 1984.

132. Лисовский В. Т. Методология и методика изучения идеалов и жизненных планов молодёжи: Автореф.канд.дис. Л., 1968.

133. Лисовский А. В., Лисовский В. Т. В поиская идеала. Диалог поколений. -Мурманск, 1994.

134. Лисовский В. Т., Димтриев А. В. Личность студента. Л., 1976.

135. Лосева O.K., Чистякова Т. В., Либин В. В., Либина Е. В. Сексуальное поведение подростков, больных сифилисом // Весник дерматологии и венерологии. 1991. -№ 2. — С.45−49.

136. Левитов Н. Д. Психология старшего поколения. -М., 1963.

137. Макаренко А. С. Книга для родителей. М., 1985.

138. Манаева А. Г. История о главном чуде света или рассказ о трёх верных братьях (пособие для проведения антинаркогенной работы в начальной школы). Волгоград, 1994.

139. Мединский Г. Трудная книга (судьбы, письма, размышления). -М., 1964.

140. Мероприятия профилактической работы среди подростков и молодёжи по проблемам наркомании, токсикомании и иных видов зависимостей // Информационный бюллетень. Волгоград, 1998. — № 12.

141. Молодёжь России: тенденции, перспективы / Под ред. И. М. Ильинского, А. В. Шаронова. М., 1993.

142. Молодёжь России: общественные объединения, органы государственной власти по делам молодёжи. М., 1997.

143. Молодёжь-86 // Доклады на научной сессии НИЦ, 28−29 сентября 1986., посвящённой 10-летию НИЦ. -М., 1987.

144. Молодёжь в СССР // Статистический сборник. (Для служебного пользования). М., 1988.

145. Молодёжь, комсомол в условиях перестройки и революционного обновления социалистического общества // Тезисы выступлений на научно-прак.конф., посвящённой 70-летию ВЛКСМ, 16 ноября 1988 г. -М., 1988.

146. Молодёжь в процессе обновления // Материалы междунар. науч-но-прак.конф. «Мир и молодёжь». Москва, 11−13 ноября 1988 г. -М., 1989.

147. Молодёжь-88. Ежегодный аналитический обзор молодёжных проблем // Материалы научной сессии НИЦ, март 1988 г. М., 1989.

148. Молодёжь-89. Общественное положение молодёжи и вопросы молодёжной политики в СССР //Материалы научной сессии НИЦ, 13−15 апреля 1989 г.-М., 1989.

149. Молодёжь: социология, политика, история // Информационный бюллетень. М., 1991.

150. Молодёжь России: положение, тенденции, перспективы // Доклад Комитета Российской Федерации по делам молодёжи. М., 1993.

151. Молодёжь будущее России // Монография / Ред. И. М. Ильинский и др. — М., 1995.

152. Молодёжь в современном российском обществе // Научная сессия Института молодёжи, 22−23 февраля 1995 г. -М., 1995.

153. Молодёжное движение в России // Документы федеральных органов РФ и программные документы молодёжных объединений: Специальный выпуск информационного бюллетеня «Молодёжная политика». -М., 1995.

154. Молодая семья // Документы РФ и субъектов федерации: Специальный выпуск информационного бюллетения «Молодёжная политика». -М., 1995.

155. Молодёжь и труд // Сборник научных трудов / Под ред. В. Г. Харчева.-М., 1990.

156. Молодой человек в условиях кризиса // Материалы междунар. на-учно-практ.конф., 28−30 июня 1994. -М., 1994.

157. Молодёжное предпринимательство в России: проблемы развития и перспективы // Информационно-аналитический отчёт по итогам социологического исследования, проведённого в марте 1991 г. -М., 1991.

158. Молодёжная политика // Информационный бюллетень. М., 1997. -№ 126−128.

159. Молодёжная политика // Информационный бюллетень. М., 1997. -№ 129−130.

160. Молодёжная политика // Информационный бюллетень. М., 1997. № 131−132.

161. Молодёжная политика // Информационный бюллетень. М., 1997. № 138−140.

162. Молодёжная политика // Информационный бюллетень. М., 1997. -№ 141−142.

163. Молодёжная политика // Информационный бюллетень. Специальный выпуск. -М., 1996.

164. Молодёжная политика // Информационный бюллетень. М., 1998. № 160−161.

165. Молодёжная политика // Информационный бюллетень. М., 1999. — № 180−181.

166. Молодёжная политика // Информационный бюллетень. М., 1999. № 188−190.

167. Молодёжная политика // Информационный бюллетень. М., 1999. № 196−197.

168. Молодёжная политика // Информационный бюллетень. М., 1999. № 199−200.

169. Молодёжь Таджикской ССР // Статистический сборник. Душанбе, 1989.

170. Мир и молодёжь // Сборник материалов по итогам международной конференции. (Тбилиси, 1986 г.). -М., 1987.

171. Мясаков Е. Е., Щукин В. А. Российский комсомол: проблемы и перспективы развития // Информационно-аналитический отсёт по итогам социологического исследования, проведённого в марте 1991 г. -М., 1991.

172. Молодёжь и социализм. М., 1967. -№ 1−12.

173. Молодёжь России: социальное развитие / Ред.колл. В. И. Чупров и др.-М., 1992.

174. Набиев В. Во имя дружбы и сотрудничества. Душанбе, 1997.

175. Настольная книга социального педагога / Под ред. Р.К. Тимерга-зиной. Уфа, 2000.

176. Население Республики Таджикистан в 1995 г. // Госстатагентство Республики Таджикистан. Душанбе, 1997.

177. Научно-исследовательский центр: идеи и исследователи (1976;1996).-М., 1996.

178. Наш проблемный подросток / Науч.ред.Л. А. Регуш. СПб, 1998.

179. Начало пути: поколение со средним образованием / Отв.ред. М. Х. Титма. М., 1989.

180. Натаров В. В. Девиантное поведение // Судебно-медицинская экспертиза.-М., 1993. -№ 1. С.43−44.

181. Насилие и дети: состояние, причины, защита и профилактика. -Волгоград, 1994.

182. Овчинский B.C. Предупреждение правонарушений среди неформальных групп молодёжи. М., 1989.

183. Основы безопасности жизнедеятельности. Волгоград, 1995.

184. Основы личной безопасности. Волгоград, 1996.

185. Организация летнего отдыха детей и подростков // Сборник нормативных документов / Сост.С. В. Барканов и др. М., 1997.

186. О работе государственных органов по делам молодёжи с детскими и молодёжными объединениями // Сборник материалов и документов. -Вып. 1.-М., 1995.

187. Основы социально-экономические показатели Республики Тад-ждикистан за 1992;1997 гг. // Статистический сборник. Душанбе, 1998.

188. О государственной политики в области высшего образование. -М., 1992.

189. Положение молодёжи в Российской Федерации, 1995 г. М., 1996.

190. Проблемы выживания и устойчивого развития Таджикистана // Материалы семинара. (Душанбе, 2−3 мая 1996 г.). Душанбе, 1996.

191. Пашукова Т. И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции. -М., 1998.

192. Положение детей в России (социальный портрет). М., 1993.

193. По неписанным законам улицы. -М., 1991.

194. Попов Ю. В. Границы и типы саморазрушающего поведения у детей и подростков. Л., 1991.

195. Плакский С. И. Становление в труде. М, 1987.

196. Плакский С. И. Молодёжные группы и объединения: причины возникновения и особенности деятельности. М., 1995.

197. Петрова Т. Э. Российское студенчество и высшее образование. -М., 1995.

198. Преступность впадает в детство // Молодёжь. Цифры, факты, мнения. 1995. — С.99−100.

199. Рекомендации по разработке и реализации программ предоставления безвозмездных субсидий (финансовой помощи) на строительство, приобретение жилья молодыми и малообеспеченными семьями, нуждающимся в улучшении жилищных условий. М., 1997.

200. Республика Таджикистан. Отчёт по человеческому развитию, 1995. Камекс // Детый ЛТД. Киргизско-Турецкое совместное предприятие. -Бишкек, 1995.

201. Россия молодая. Век XX. -М., 1998.

202. Райский Б. Ф. Предупреждение и преодоление отклонний в поведении школьников. -Волгоград, 1996.

203. Рахмонов Э. Молоджёжь будущее нации. — Душанбе, 1998.

204. Рахимов И. Х.

Введение

Вклад молодых учёных в развитие науки // Материалы первой республиканской конференции молодых учёных Таджикистана, посвящённой 1100-летию государства Саманидов. Душанбе, 1999.-С.З-4.

205. Рахимов И. Х.

Введение

Молодёжь и мир науки // Материалы второй республиканской конференции молодых учёных Таджикистана. Душанбе, 2000. — С.3−4.

206. Рахимов И. Х. Государственная молодёжная политика: состояние и перспективы. Там же. — С.5−9.

207. Рахимов И. Х.

Введение

Там же. — С.3−4.

208. Ромашов О. В. Формирование и развитие активной жизненной позиции рабочей молодёжи. М., 1988.

209. Ручкин Б. А. Социально-экономическое положение российской молодёжи: реальность и тенденции. М., 1995.

210. Ролломан Р. А. Наркотики и наркомания // Энциклопедия социальной работы (пер.с анг.) в 3 т. Т.2. — М., 1994. — С. 101−102.

211. Слово о молодёжи. Книга для чтения и размышления / Под общ.ред.В. А. Печенева. М., 1990.

212. Статистический ежегодник Республики Таджикистан 1999 г. (Официальное издание). Душанбе, 2000.

213. Социальные службы для молодёжи // Материалы и документы. -М., 1995.

214. Сборник нормативно-правовых документов по вопросам обеспечения занятости молодёжи в Российской Федерации. М., 1997.

215. Социально-молодёжная работа: международный опыт. -М., 1997.

216. Социологические исследования внутрисоюзной работы комитетов комсомола // Сборник научных статей / Отв.ред.Б. А. Ручкин. М., 1986.

217. Союзы молодёжи социалистических стран в 80-е годы // Сборник научных трудов. М., 1988.

218. Социально-экономические проблемы молодёжи в условиях хозрасчётной деятельности предприятий // Сборник научных трудов. — М., 1990.

219. Сликзер Н. Социология (пер.с анг). М., 1994.

220. Социология молодёжи // Учебное пособие / Науч.ред. В. Т. Лисовский. -М, 1995.-Kh.1−3.

221. Социология молодёжи // Учебное пособие / Отв.ред. В. Т. Лисовский. Санкт-Петербург, 1996.

222. Социологический словарь. Минск, 1991.

223. Современная западная социология // Словарь. М., 1990.

224. Социальные проблемы российского общества. -М., 1993.

225. Свядош A.M. Женская сексопатология. -М., 1974.

226. Сикорский И. А. Психическое состояние перед самоубийством. -М, 1986.

227. Сибиряков С. А. Дети преступность — беда! — Волгоград, 1993.

228. Смелзер Н. Социология (пер.с анг.). -М., 1994.

229. Спайдер Ди. Курс выживания для подростков (часть II). Волгоград, 1993.

230. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. М., 1998.

231. Сибиряков СЛ. Предупреждение девиантного поведения, защита прав и обеспечение личной безопасности детей и подростков // Научно-методическое пособие для практических работников. Волгоград, 1997.

232. Севастьянов О. В. Мониторинг социальной работы с «трудными» подростками: Психологические особенности, диагностика, помощь // Учебно-методическое пособие. Волгоград, 2000.

233. Таджикистан в цифрах, 1996 г. // Информационный сборник. -Душанбе, 1997.

234. Титаренко В. Семья и формирование личности. М., 1987.

235. Урегулирование конфликта и настроение гражданского общества // Сборник. Вашингтон-Москва, 1997.

236. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. -М., 1995.

237. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

238. Формирование личности // Проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника / Отв.ред.Т. Н. Макновская. -М., 1985.

239. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

240. Харчов А. Г. Брак и семья в СССР. М., 1979.

241. Холист Б. Криминология: основные проблемы. М., 1980.

242. Худавердян В. И. Современное альтернативное движение («Молодёжь Запада» и «Новый иррационализм»). М., 1986.

243. Шаронов А. В. Государственная молодёжная политика как фактор социального развития молодёжи: Автореф.канд.дис. -М., 1994.

244. Шамолов А. А. Вопросы молодёжной политики в Республике Таджикистан. Душанбе, 1998.

245. Шамолов А. А. Социальные проблемы молодёжи // Материалы республиканской научно-практической конференции молодых учёных и специалистов. Душанбе, 1986. — С.21−24.

246. Шамолов А. А. Свободное время и досуг молодёжи // Материалы республиканской научно-практической конференции молодых учёных и специалистов, посвящённой 70-летию ВЛКСМ. Душанбе, 1989. — С.63−66.

247. Шамолов А. А. Чавонон ва раванди демократи дар чомеа // Точикистон. Душанбе, 1998. — № 7.

248. Шур Э. М. Наше преступное общество. -М., 1977.

249. Щепоньский Я. Элементарные понятия социологии. -М., 1969.145

250. Шоллерт В. В. Молодёжь. Концептуализация понятия ВКН // Мо лодёжь в условиях социально-экономических реформ. СПб, 1995.

251. Шимин М. Семья как общественное явление. Воронеж, 1989.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой