Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Философский анализ онтологических аспектов судьбы и свободы воли

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ определяющих аспектов судьбы и свободы воли позволил автору выделить и раскрыть характеристики познавательной, ценностно — ори-ентационной и коммуникативной ее сторон через призму субъектно — объектных отношений. В исследовании показано, что в реальности анализируемые аспекты судьбы и свободы воли выступают в разнообразных взаимодействиях, образуя единую систему. На основе этого… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ СУДЬБЫ И СВОБОДЫ ВОЛИ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
    • I. 1. Представления о судьбе и свободы воли в обыденном сознании
    • 1. 2. Идея судьбы и свободы воли в учениях древних и средневековых мыслителей
    • 1. 3. Судьба и свобода воли в философских учениях эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА II. ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ОНТОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ СУДЬБЫ
    • II. 1. Судьба, случай, будущее
    • II. 2. Судьба, истина, человек
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА III. ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ОНТОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ СВОБОДЫ ВОЛИ
    • III. 1. Свободы воли, причинность, целесообразность
    • 111. 2. Свобода воли и субстация
    • 111. 3. Свобода воли, возможность, случайность
  • ВЫВОДЫ

Философский анализ онтологических аспектов судьбы и свободы воли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Обращение к теме исследования обусловлено имманентным присутствием в общественном и индивидуальном сознании феноменов судьбы и свободы воли.

В философии рассматриваемая проблема обычно исследуется в ходе анализа общественного и индивидуального сознания, осмысления природы судьбы и свободы воли, при исследовании отношения человека к миру с позиции разума или его отрицания. В истории общественной мысли этот термин переосмысливался неоднократно. Он прочно укоренился в народном миросозерцании, в фольклоре, в живом народном языке.

Онтологические составляющие судьбы присутствуют не только во всех мифологических, религиозных, философских и этических системах, но и составляют ядро национального и индивидуального сознания. Это понятие принадлежит к числу активно действующих начал жизни, таинственных и неизбежных.

Человек должен жить не по судьбе, но по своей свободной воле, которая должна направляться некой независимой системой ценностей. Жить только «по судьбе» — отказ от свободы волижить только в соответствии с принципом свободы воли, без оглядки на судьбу означает выбор эгоцентрической, изолирующей человека от мира позиции.

Главный вопрос заключается в том, что является основанием человеческой судьбы, чем обусловливается выбор жизненного пути?

Значимость мировоззренческого аспекта проблемы соотнесения судьбы и свободы воли особенно ярко проявляется при сравнении детерминистического и индетерминистического подходов к существу проблемы.

Сложность научной разработки проблемы судьбы и свободы воли связана с дискуссионностью и недостаточной разработанностью само их этих понятий, что еще больше стимулирует активность теоретической мысли.

Актуальность данного исследования обусловлена, таким образом, необходимостью целостного философского осмысления онтологических аспектов судьбы и свободы воли, позволяющего преодолеть крайности и противоречия в осмыслении данных понятий.

Степень разработанности проблемы. Проблема анализа онтологических аспектов судьбы и свободы воли в философии является одной из наиболее сложных, и как результат этого — отсутствие четких логически выверенных всеми в равной степени принимаемых оснований.

Без мифа о судьбе не могла бы возникнуть ни одна религия с верой в потусторонний, сверхъестественный мир. Вряд ли был на земле человек, который рано или поздно, пусть в какие то переломные периоды своей жизни, не задумывался о счастливой или несчастной своей судьбе, о цели и смысле v жизни, выполненном или невыполненном.

Задумываясь над вопросами о своем месте в мире, о границах своей свободы, человек мучительно искал и ищет выход из данного сложнейшего положения.

Проблема соотнесения судьбы и свободы воли будучи эксплицитно сформулированной в античные времена, имплицитно возникла еще в рамках первобытных (до цивилизованных) обществ.

Отдельные аспекты рассмотрения этого вопроса мы находим уже в работах Гераклита и Демокрита — проблема судьбы ассоциировалась в них с философскими категориями необходимости и случайности. Для Платона главным был вопрос о соотношении предопределения богов и свободной воли человека. У Аристотеля случай есть причина. В понимании Эпикура достижение человеком счастья — есть решение проблемы свободы человека. Стоики отождествляли понятия «бог», «судьба», «провидение», «природа», «мир». В трудах средневековых мыслителей она представлена в виде проблемы отношения веры и воли, «природной необходимости» (Августин, Боэций, Абеляр). Гуманисты эпохи Возрождения фортуну видели капризной, непостоянной, ветреной (Альберти). И судьбу представляли только как материал, которому сами люди придают желаемую форму (Макиавелли).

В Новое время на судьбу смотрели как на историческую необходимость (У. Шекспир) — Т. Гоббс объяснял социальные неравенства верой в судьбу. По Р. Декарту во власти человека его разум, его мысли, над которыми не властна судьба. Ф. Бекон выступил против слепой веры в судьбу как необходимость. В эпоху Просвещения судьба связывается с народной культурой и отсюда следует отрицательное отношение к вере в судьбу. Ф. Гегель сделал вывод, что судьба заключена в самом человеке, и он способен вынести ее, противостоять ей. У. Ф. Ницше понятие судьбы выражает, прежде всего, несвободу, бессилие человека перед лицом ограничения его природы, физического свойства силой онтологических обстоятельств.

На рубеже XIX — XX веков проблема осмысления судьбы и свободы воли разрабатывалась Ж. — П. Сартром с позиции, что другой судьбы, кроме иллюзорной свободы, у человека нет. По А. Камю человек «приговорен к свободе» .

Русские религиозные мыслители рассматривали эти понятия как закон нынешнего статуса природно-космического бытия, а преодоление закона считали возможным в богочеловеческом деле, бросили тем самым самый серьезный вызов Року (Вл.Соловьев, Н. Ф. Федоров, Н.А.Бердяев).

Для А. Ф. Лосева судьба есть абсолютно жизненная и совершенно реальная категория.

Несмотря на представленность в трудах зарубежных и отечественных авторов отдельных аспектов проблемы, целостных фундаментальных исследований в контексте соотнесения онтологических аспектов судьбы и свободы воли на сегодняшний день нет. Данной ситуацией и была обусловлена постановка цели и задач исследования.

Целью диссертационного исследования является философский анализ онтологических аспектов судьбы и свободы воли.

В соответствии с поставленной целью в ходе данного исследования решаются следующие задачи:

1. Определение состояния проблемы судьбы и свободы воли в истории человечества.

2. Анализ онтологических аспектов судьбы.

3. Анализ онтологических аспектов свободы воли.

4. Выявление позиций детерминизма и индетерминизма на судьбу и свободу воли.

Решение данных задач позволяет обосновать основное положение, выносимое на защиту, — адекватное определение судьбы и свободы воли возможно лишь с интегративной позиции, объединяющие подходы детерминизма и индетерминизма.

Объектом диссертационного исследования является судьба и свобода воли человека.

Предметом исследования является взаимоотношение судьбы и свободы воли человека, как противоположных и взаимообусловленных начал.

Методологическая и теоретическая основа исследования Методологическими и теоретическими основами данного диссертационного исследования выступают важнейшие принципы, в частности принцип противоречивости бытия и его развития, принцип системности, единство исторического и логического в познании.

Научная новизна исследования состоит в следующем.

1. Впервые выработаны критерии по отношению к судьбе и свободе воли, позволяющие по новому взглянуть на эти феномены и их соотношения.

2. Впервые определено, что ни детерминизм, ни индетерминизм в полной мере не раскрывают (без учета друг друга) существа проблемы судьбы и свободы воли.

3. Обосновано положение, согласно которому свобода один из онтологических аспектов сущности человека.

4. Впервые проанализирован процесс, в котором свобода есть свобода к «бытию», а не «от бытия» .

5. Обоснован факт, что причинность не противоречит свободе.

Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего исследования проблематики судьбы и свободы воли, применяться в качестве методологических оснований материалов лекций и семинарских занятий по философии. Кроме того, материалы диссертации могут быть использованы при подготовке спецкурсов по «Философии духовного мира человека» и «Философским проблемам бытия» .

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры философии Магнитогорского государственного университетана заседаниях кафедры социальной педагогики ОГПУ Оренбург (2000). Отдельные идеи исследования были отражены в докладах «Варианты автодеструктивного определения личностью собственной судьбы» на 1 Всероссийской Конференции «Культура как способ бытия человека в мире» г. Томск (1996), «Смерть и судьба с позиции жизненной защищенности человека» на конференции по жизненной защищенности человека г. Оренбург (1997), «Судьба и ситуация выбора человека» научно — практическая конференция «Ценностное самоопределение в сферах жизнедеятельности выпускников школы» г. Оренбург (1997), «Ислам и судьба» Всероссийская научнопрактическая конференция «Христианство и ислам на рубеже веков» г. Оренбург (1998), «Мотив и свобода воли в формировании способности к поступку» Региональный симпозиум г. Оренбург (1999). Результаты исследования нашли отражения в лекционной и практической деятельности соискателя в Оренбургском государственном педагогическом университете.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

Проделанный в 3 главе анализ позволяет сделать следующие заключения:

— Субстанция, оставаясь тождественной себе, «претерпевает» влияние связей причин и следствий;

— Причинность не противоречит свободе;

— Свобода онтологически заключена в самой сущности человека;

— Осуществление свободы в бытии происходит через момент необходимости;

— Свобода есть свобода «к бытию», а не «от бытия»;

— Свобода есть самоопределение воли;

— «Возможность инобытия» — составляет конструктивный признак свободы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе вышеизложенного, на наш взгляд, можно сделать следующие выводы.

Предметный, функциональный и исторический анализ судьбы и свободы воли позволяет считать, что судьба теснейшим образом переплетена со свободой воли. Специфика судьбы и свободы воли, как особого онтологического основания сущности человека, обусловлена тем, что судьба сообщает человеку о главном в себе — общее его собственного бытия.

В связи с этим мы исходим из следующего понимания судьбы и свободы воли: судьба одновременно являет в себе рациональное и иррациональное начало. При помощи четких рациональных оснований невозможно выстроить определения понятий судьбы и свободы воли, а привлечение иррациональных оснований ведет нас к многозначным значениям.

Детерминизм и индетерминизм с принципиально разных позиций трактуют судьбу и свободу воли, при этом ни одно из них самостоятельно не раскрывает существа проблемы.

Судьба как явление выступает в качестве важнейшего источника отношения человека к миру (жизни). Пассивное прошлое и активное настоящее во взаимодействии снимают противоречия между объективностью и субъективностью судьбы. Судьба выступает как связь прошлого и будущего.

Анализ определяющих аспектов судьбы и свободы воли позволил автору выделить и раскрыть характеристики познавательной, ценностно — ори-ентационной и коммуникативной ее сторон через призму субъектно — объектных отношений. В исследовании показано, что в реальности анализируемые аспекты судьбы и свободы воли выступают в разнообразных взаимодействиях, образуя единую систему. На основе этого, мы предлагаем развернутую системную характеристику исследуемого явления.

Переход от множественности к единичности — это процесс взаимодействия истины и судьбы. Истина и судьба в своих онтологических основаниях опираются на веру. Вследствие чего образуют различные подходы на фундаментальные жизненные понятия.

Судьба и человек (его жизнь) онтологически диалектически взаимосвязаны. Истинное познание собственной судьбы человеком возможно лишь в экзистенциональном смысле. В смысле проживания собственной судьбы и формировании, определенной судьбы человека.

Причинность (даже в смысле необходимости) не противоречит свободе воли, но напротив, требует свободы как материала для своего воплощения. А значит и целесообразность не исключает свободы, но придает свободе осмысленность и ценность.

В онтологическом смысле свобода есть самоопределение воли. Только при условии принятия позиции: свобода есть свобода «к бытию», а не «от бытия» возможно созидательное начало в бытии.

Судьба и свобода воли являются сложнейшими явлениями. Исчерпать все многообразие, конкретных проявлений в рамках одного научного исследования невозможно. Исходя из этого, на наш взгляд, дальнейшее научное исследование следует вести в таких направлениях, как:

— выявление глубинных связей судьбы и свободы воли с другими составляющими сущности человека;

— определение гносеологических аспектов судьбы и свободы воли- -раскрытие роли места судьбы и свободы воли в становлении и развитии человека.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Античная басня / Пер. с греч. и лат. М. Гаспарова М., 1991.
  2. Античная культура и современная наука М., 1985.
  3. Античная трагедия М., 1978.
  4. Античные философы. Свидетельства. Фрагменты. Текст. Киев, 1955.
  5. Антология мировой философии: В 4 т.Т. 1 .Ч.1.М., 1969.
  6. Аристотель. Соч.: в 4-х т., Т. 1 М., 1976.
  7. Аристотель. Соч.: в 4-х т., Т.2 -М., 1979.
  8. Аристотель. Соч.: в 4-х т., Т. З-М, 1981.
  9. Н.А. О рабстве и свободе человека Париж, 1972.
  10. Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре М., 1990.
  11. B.C. Нравственность. Культура. Современность: / Философские размышления о жизненных проблемах. М., 1990.12. Библия Окленд, 1987.
  12. Боэций «Утешение философией» и другие трактаты М., 1990.
  13. Л.М. Социально-этнические взгляды итальянских гуманистов / вторая половина XV в.) М., 1983.15. БуберМ.Яиты. М., 1992.
  14. Б.С. Э. Аверинцев С.С. «Судьба» М., 1984.
  15. Ф. Новая Атлантида: опыты и наставления нравственные и политические М., 1954.
  16. Ф. Соч.: В 2 т.Т.1.М., 1977.
  17. Ф. Соч.: В 2 т.Т.2.М., 1978.
  18. М. Избранные произведения. М., 1990.
  19. Л. Философские исследования // Новое в зарубежной лингвистики: Лингвистическая прагматика. М., 1985. Вып. XVI.
  20. П.П. Тема судьбы и представление о времени в древнегреческом мировоззрении // Вопросы Философии. 1969. — № 9.
  21. Гегель Полит, произв.- М., 1978.
  22. Гегель Соч. TVI.-M., 1936.
  23. Гегель Соч. TVIII.- М.- Л., 1935.
  24. Гегель Работы разных лет: В 2 т. М., 1973. Т.1.
  25. Гегель Философия религий: В 2 т.- М., 1975. Т.1.
  26. Гегель Эстетика: В 2 т.- М., 1968. Т.1
  27. Гегель Эстетика: В 2 т. М., 1973. Т.4.
  28. Гегель Энциклопедия философских наук: В Зт.-М., 1974. Т.1.
  29. Гегель Энциклопедия философских наук: В Зт.- М., 1977. Т.1.
  30. Т. Левиафан. М., 1936.
  31. П.А. Избранные произведения: В 2-х т. 1963. Т. 1.
  32. П.А. Система природы. М., 1960.
  33. В.П. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосибирск, 1990.
  34. В.П. Необходимость и случайность в философии Демокрита. Новосибирск, 1984.
  35. В.П. Семантический анализ термина «тюхе» во фрагменте Демокрита об «идоле случая»// Семантический анализ понятия в историко-философских исследованиях. Новосибирск,!984.
  36. А .Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.
  37. В. Толковый словарь живого великуорусского языка. Т. 14 ОПб.- -М, 1882.
  38. Диоген Лагртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.
  39. Древнеримские мыслители: Свидетельства. Тексты. Фрагменты. Киев, 1958.
  40. Р. Избранные произведения. М, 1950.
  41. Р. Сочинения: В 2 т, — М. Д989. Т.1.44. Евангелие Окленд., 1987.
  42. А. «Посторонний», «Чума», «Падение»: Рассказы и эссе. М., 1988.
  43. И. Соч.: В 6 т.- М., 1964. Т.4.
  44. И. Соч.: В бт.Т.б.- М., 1966.
  45. Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972.
  46. С. Наслаждение и долг. П., 1894.
  47. Кун Т. Структура научных революций. М. Д977.
  48. О.Ф. Античные представления о Фортуне в ренессанском мировоззрении // Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.
  49. И.М. Анти-философия «новой философии». М., 1984. 54 Лейбниц Г. Соч.: в 5 т. — М., 1970. Т.З.
  50. Г. Соч.: в 5 т. М., 1970. Т.4.
  51. Логический анализ языка: Культурные концепты. М., 1991.
  52. А.Ф. Дерзание духа. М., 1988.
  53. А.Ф. Диалектика мифа М., 1930.
  54. А.Ф. История античной философии в конспективном изложении.1. М., 1989.
  55. А.Ф. Не бывает же тяжесть не по силам // Дружба народов. 19 897.
  56. А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930.
  57. А.Ф. Признания абсолютную истину // Студенческий меридиан.1991.-№ 4.
  58. А.Ф. Родина // Лит. газ.-1990. № 4.
  59. А.Ф. «Русская философия» // Бюл. «Век XX и мир». 1988.
  60. А.Ф. Что читать по античной культуре // Студенческий меридиан.1. М., 1987. № 6.
  61. Ю.М. Кино на распутье. // Наше наследие. 1988.
  62. Н. Избр.соч. М., 1982.
Заполнить форму текущей работой