Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений у подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате тренинга произошла интеграция структур функциональных состояний самочувствия, активности и настроения (большее количество связей имеют самочувствие и настроение), системы отношений и личностных характеристик, выраженных в интерпретационных коэффициентах Люшера. В связях структуры личности и системы отношений главную роль стали играть эмоциональные характеристики. Системообразующим… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Литературный обзор
    • 1. 1. Танец как проявление многоуровневой активности
    • 1. 2. Танец и поведение
    • 1. 3. Танец и психические состояния
    • 1. 4. Танец и отношения
    • 1. 5. Танец и танцевальная терапия
      • 1. 5. 1. Происхождение и развитие танца
      • 1. 5. 2. Танцевальная терапия и ее функции
      • 1. 5. 3. Изменение состояний и отношений в процессе танцевальной терапии
      • 1. 5. 4. Современное положение танцевальной терапии
    • 1. 6. Танец и музыка
    • 1. 7. Структурированный танец как средство изменения состояний и системы отношений личности
    • 1. 8. Подросгковый возраст. Его характеристика и особенности
  • Выводы
  • Глава 2. Организация и методы исследования
    • 2. 1. Характеристика испытуемых
    • 2. 2. Организация тренинга «Танец и ты»
    • 2. 3. Программа исследования и характеристика методов исследования
  • Глава 3. Анализ экспериментальных данных
    • 3. 1. Анализ личностных характеристик и особенностей психических состояний подростков
    • 3. 2. Анализ системы отношений
    • 3. 3. Динамика психических состояний и отношений подростков
    • 3. 4. Сравнительный анализ психических состояний, отношений и самооценки подростков в экспериментальной группе и контрольной группе
    • 3. 5. Анализ межфункциональных связей
  • Глава 4. Индивидуально-психологический анализ
  • Выводы

Структурированный танец как средство гармонизации психических состояний и отношений у подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время, в период кризисов, человечество более чем когда-либо, начинает искать способы выхода из состояния эмоциональной неустойчивости. Поэтому одним из направлений поиска выхода из конфликтных ситуаций, повышения гибкости и адаптивности к изменяющейся среде становится гармонизация состояний и отношений человека.

Данное исследование является попыткой осмысления и поиска методов и средств гармонизации психических состояний и отношений. В связи с этим на наш взгляд интересным и перспективным является подход к работе по оптимизации состояний и отношений через структурированный танец. Танец является эффективным средством включения эмоциональной сферы человека в процесс изменений, а его гармонизирующее влияние в сфере психических состояний и отношений открывает возможность трансформации деструктивных изменений в конструктивные как на уровне отдельной личности, так и в обществе в целом. Эмоциональная сфера является центральной среди сил, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека. Также она оказывает прямое влияние на развитие его коммуникативных способностей, которые в настоящее время и определяют успешность личности и раскрытия ее потенциала.

Особенно актуальна работа по гармонизации психических состояний и отношений среди подростков, становление которых требует развития механизмов саморегуляции, адаптации и эмоциональной устойчивости. Однако в настоящее время наблюдается перекос в воспитании и образовании в сторону развития интеллекта, что нарушает целостность личности, а это сказывается на здоровье и социальной адаптации.

Несмотря на актуальность исследований эмоциональной сферы человека (его психических состояний и отношений) и танца, рассмотрение природы данных категорий не нашло должного места как в специальной научной, так и в учебной литературе. Теория психических состояний далека от завершенности, недостаточная изученность психических состояний ограничивает их изучение.

Новизна исследования заключается в применении именно структурированного (а не спонтанного или сценического) танца в целях гармонизации психических состояний и отношений. Особенностью данной работы является сочетание исследований с конкретной практической деятельностью по гармонизации психических состояний и отношений.

Исследование проводилось в течение трех лет на базе ДДЮТ г. Кронштадта в объединении «Творческая Школа-мастерская Общения» в рамках проведения тренинга «Танец и ты». В исследовании приняло участие 198 человек в возрасте от 10 до 16 лет.

Целью исследования является изучение возможности использования структурированного танца как средства изменения психических состояний и отношений в подростковый период.

В качестве гипотезы исследования выдвигаются следующие предположения:

— структурированный танец является эффективным средством гармонизации психических состояний и системы отношений, охватывая все уровни психической активности.

— структурированный танец оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных способностей и эффективность процесса общения. Задачи исследования. В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить особенности личностных характеристик подростков в соответствии с полом и возрастом.

2. Изучить особенности психических состояний и системы отношений подростков.

3. Разработать программу тренинга с использованием структурированного танца и проследить динамику психических состояний и отношений в течение тренинга.

4. Описать индивидуальные особенности двигательной активности в танце и ее динамику.

5. Выявить возможности использования структурированного танца для закрепления навыков общения на невербальном уровне.

Объектом исследования явились подростки 10−16 лет. Предметом исследования являются личностные особенности, психические состояния и отношения подростков.

Методологическую основу исследования составили принципы развития и системно-деятельностного подхода, разработанные в трудах Б. Г. Ананьева, Л. И. Анцыферовой, Н. А. Бернштейна, Л. С. Выготского, В. Н. Мясищева, В. А. Ганзена, Б. ФЛомова, Е. Ф. Рыбалкосубъектный подход к развитию личности (С.Л.Рубинштейн, А. В. Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская и др.) — личностно-динамический подход к изучению экспрессии человека (В.А.Лабунская, Т.А. Шкурко).

Методы исследования: В качестве методов исследования были использованы: многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (12PF и 14PF) — методика самооценкиметодика САНвосьмицветный тест Люшера «Попарные сравнения» — методика неоконченных предложенийпроективные графические методики («Дерево», модификация теста «Пиктограммы») — циклографический анализ особенностей двигательной активности в танце. Основные положения, выносимые на защиту:

1. Структурированный танец охватывает все уровни активности психологической структуры человека.

2. Структурированный танец изменяет в сторону гармонизации психические состояния подростков.

3. Структурированный танец оказывает гармонизирующее влияние на систему отношений подростков.

4. Эффект гармонизирующего влияния структурированного танца выражается в оптимизации процесса общения.

Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении психических состояний и отношений как основных форм проявления многоуровневой психической активности. Показано, что структурированный танец является эффективным и продуктивным средством гармонизации психических состояний и отношений. Полученный материал является вкладом в разработку проблем психологии развития и общей психологии.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы дня составления программ психологического сопровождения, а также для создания отдельных психологических тренингов коммуникативной компетентности или личностного роста. Полученные данные могут быть использованы при разработке специальных психологических курсов, в практике консультирования и психологической помощи.

ВЫВОДЫ:

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Анализ личностных особенностей подростков показал, что мальчики в экспериментальной группе открыты в межличностном общении, обладают развитым чувством долга и высоким уровнем принятия общественных правил и норм. Они более чувствительны, привязаны к группе и тревожны, чем мальчики контрольной группы 1. Девочки в экспериментальной группе — осторожные, целенаправленные, рассудительны, склонны к эмпатии, обладают развитыми эстетическими интересами. Они имеют более высокий уровень эмоциональной устойчивости и самоконтроля, но менее жизнерадостны и не стремятся к переменам, чем девочки контрольной группы 1. Подростки 10−13 лет экспериментальной группы открыты в межличностных контактах, но робки и осторожны в социальных контактах. Подростки 14−16 лет социально смелы, склонны к лидерству, готовы вступать в новые группы, хотят быть на виду. Для них характерно наличие эмоциональных и артистических интересов.

2. Анализ особенностей психических состояний и отношений показал, что для всех подростков характерен средний уровень самочувствия, активности и настроения, однако в системе их отношений на фоне положительного отношения к себе преобладают отрицательные эмоции в отношениях к семье, другим и к учебе, что говорит об эгоистичной позиции и низком уровне развития межличностных отношений, что сказывается на эффективности процесса общения.

3. Подростки, принявшие участие в тренинге, имеют разные уровни экспрессии, двигательных характеристик и энергетики. В результате занятий произошло включение высших уровней управления движениями, что способствовало развитию и повышению перечисленных показателей.

4. В результате тренинга произошла интеграция структур функциональных состояний самочувствия, активности и настроения (большее количество связей имеют самочувствие и настроение), системы отношений и личностных характеристик, выраженных в интерпретационных коэффициентах Люшера. В связях структуры личности и системы отношений главную роль стали играть эмоциональные характеристики. Системообразующим фактором выступает отношение к себе, что свидетельствует о повышении уровня рефлексии подростков и осмыслении полученного опыта. Показано, что усиление положительной эмоциональной окраски в отношении к себе положительно сказывается на позитивности восприятии будущего. К связи отношения к другим добавилась связь с умением контролировать свои эмоции, отмечается значительное снижение уровня страха. Все это свидетельствует о произошедшей гармонизации психических состояний и отношений личности.

5. Изменения в процессе занятий у мальчиков происходили скачкообразно, повысилась сосредоточенность на своем внутреннем мире и снизилась работоспособность. У девочек показатели стабильно шли вверх, повысилась сосредоточенность на других и работоспособность.

6. Структурированный танец охватывает все уровни психической активности и опосредуется возрастно-половыми особенностями, что определяет специфику целевых установок в соответствии с ведущим уровнем активности и личностных особенностей данного возраста. Так, для 10−13-летних подростков структурированный танец необходим для компенсации социальной робости, а для 14−16-летних — для демонстрации себя и реализации артистических интересов. Изменения в процессе занятий у мальчиков происходили скачкообразно, повысилась сосредоточенность на своем внутреннем мире и снизилась работоспособность. У девочек показатели стабильно шли вверх, повысилась сосредоточенность на других и работоспособность.

7. Полученные данные показывают, что структурированный танец может эффективно использоваться в целях развития и закрепления навыков общения на невербальном уровне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ проведенного исследования показал, что структурированный танец выполняет разные задачи на каждом микровозрастном срезе подросткового возраста. Так, в 10−13 лет он привлекает подростков, которые осторожно относятся к социальным контактам, а в 14−16 лет тех, кто хочет себя показать и реализовать свои артистические таланты.

По данным исследования у всех подростков наблюдается дефицит эмоционального развития, который выражается в неразвитости системы отношений и преобладании отрицательных эмоций. Показано, что структурированный танец включает в процесс изменения эмоциональную сферу подростка, что находит свое выражение в налаживании отношений с семьей, другими людьми, повышении активности, интереса к жизни, оптимистичносги, а также развитии способности к адаптации и обучаемости.

В целом, по параметрам самочувствия, активности и работоспособности показатели мальчиков ниже показателей девочек, что говорит об особом активационном эффекте этого вида танца д ля девочек.

Можно предположить, что именно структурированный, а не спонтанный танец оказывает вышеперечисленные эффекты. Это связано с тем, что в организацию движений такой формы танца включаются высшие уровни построения движений. Такое целостное включение на уровне двигательной активности с одновременным подключением эмоциональной сферы создает интегрирующий эффект для личности человека.

Танец является универсальным средством общения, тренировки невербальных навыков взаимодействия. Следует отметить, что структурированный танец является хорошим средством гармонизации психических состояний и отношений на первых этапах соприкосновения с ним. Затем произошедшие изменения должны стабилизироваться за счет осознания своих негативных эмоций, развитии рефлексии и самосознания. Можно сказать, что данная форма танца эффективно включает в процесс изменений, а дальше необходимо включение интеллектуальных характеристик личности.

Танец и музыка являются видами творчества человека, существующими с древних времен, следовательно, они являются здоровым и естественным средством выражения человека в любом возрасте. Проведение данного тренинга по танцевальной терапии показало, что подростки охотно работают в такой форме. Идет процесс изменений отношений с Миром, установления постоянных межличностных отношений, формирования самооценки и образа своего НЯ", включая и физический. При проведении занятий выявилось предпочтение ребят к танцеванию в парах, а также танцевальным композициям, основанных на ритме, выражающих состояние уверенности, что подтверждает потребности данного возраста в общении с противоположным полом и утверждении своей позиции.

В заключение хотелось бы отметить отсутствие систематических исследований в этой области влияния танца на психические состояния и отношения человека, поэтому важно проводить исследования в этой области. Поэтому перспективой дальнейших исследований является изучения возможности использования структурированного танца со взрослыми и пожилыми людьми в целях раскрытия и реализации их потенциала. На наш взгляд, это представляет огромный интерес для психологии развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова — Славская К. А. Личностный аспект проблем общения. // Проблемы общения в психологии /отв. ред. Б. Ф. Ломов. — М, 1981.- с. 218 240
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни: К.А.А-С.-М.: Мысль, 1991.-299с.
  3. В.А. Психология детей и подростков. 2-е изд. СПб: изд. Михайлова В. А., 1998.-379 с.
  4. Э.М., Гильяшева И. Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттелла. Методические рекомендации. М.: Фолиум, 1993 40 с.
  5. .Г. Билатеральное регулирование как механизм поведения: Отд. оттиск из журнала «Вопросы психологии"1963 г. № 5/ Изд. АПН РСФСР 1963.-16с.
  6. .Г. О соотношении способностей и одаренности //Проблемы способностей. М.: Изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1962. -С.15−31.
  7. .Г. О проблемах современного человекознания СПб.: Питер, 2001.-272с.
  8. .Г. Структура личности// Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / сост. Куликов Л. В. СПб: „Питер“, 2000. С.91−95.
  9. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.-288с. Ю. Анастази А. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2001. — с. 489. П. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональныхсистем. М.: Наука, 1973.-61с.
  10. П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М.: Наука, 1980−197 с.
  11. Jl.И. Психология формирования и развития личности// Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / сост. Куликов Л. В. СПб: „Питер“, 2000. С.207−213.
  12. Аристотель. Сочинения в 4 томах / / Том 1/ Под ред. Асмуса В.Ф.-Ин-т философии АН СССР. М.: Мысль, 1975. — 550 с.
  13. Аршавский И. А Возрастная физиология/ Ред. кол. Аршавский И. А., Никитин В. Н. и др. Л.: Наука, 1975.- 691с.
  14. Н.А. Биомеханика и физиология движений/ Под ред. Зинченко
  15. B.П., М.:Изд. „Инст. практической психологии“, 1997.-608с. П. Бехтерев В.М.О компенсаторных или заменяющих движениях примозговых поражениях/Юбозрение психиатрии и неврологии, № 10, 1903. 1. C. 733−736
  16. М.П. Музыкальное творчество и закономерности в.н.д./Лен.ин-т еатра, музыки и кинематографии. Л.:Музыка, 1974. —143 с.
  17. А. А. Психология межличностных отношений (к 100-летию со дня рождения В.Н. Мясшцева) // Вопросы психологии. 1993.- № 2. — С. 86−91.
  18. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  19. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. Б. Благонадежиной. М., 1972. С.7- 44.
  20. Л.И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка// Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / сост. Куликов Л В. СПб: „Питер“, 2000. С. 160−166.
  21. В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Игры. Упражнения СПб: Служба доверия, 1994.-315с.
  22. А.В. Мышление и общение : анализ через синтез в процессе диалогического решения задач/ Брушлинский А. В., Поликарпов В.А.-Ин-т психологии РАН- Самарский Гос. пед. ун-т.-2-е изд., дораб.-Самара:Самарский Дом печати, 1999.-128с.
  23. А.В. О соотношении биологического и социального в развитии личности // Теоретические проблемы психологии личности: Сб. статей/Ред. Шорохова Е.В.- Ин-т психологии АН СССР.-М: Наука, 1974. С.83−122.
  24. А. В. Проблема субъекта в психологической науке// Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / сост. Куликов JI.B. СПб: „Питер“, 2000. С.230−236.
  25. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.- 480 с.
  26. Л.С. Психология искусства. — Мн.: Современное Слово, 1998. — 480 с.
  27. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  28. К. Работа и ритм. М., 1923. — 202 с.
  29. . А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности//Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения.— Пермь, 1992.- с.21−31
  30. В.А., Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования: практическое руководство. СПб: СПбГУ, 1991. 75 с.
  31. П.Я., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии, 1963. № 5. С. 61−72.
  32. В.А. Описание психических состояний человека// Психические состояния / сост. и общ. редакция Л .В. Куликова СПб: издательство „Питер“, 2000. С.60−72.
  33. В.А. Систематизация психических состояний// Психические состояния / сост. и общ. редакция Л. В. Куликова. — СПб: издательство „Питер“, 2000. С.189−195.
  34. В. А. Системные описания в психологии. Л.: ЛГУ, 1984. 207 с.
  35. Л.А. Опыт изучения психомоторной организации человека: Дисс. на соиск. степени К.П.Н.: 19.00.02/ЛГУ.- Л, 1973 -179 с.
  36. Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека: Психофизическое исследование / НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1980. — 151 с.
  37. Ф. Д. О состояниях напряжения и утомления в условиях изоляции от внешних раздражений/ /Журн. ВИД, 1963, Т. 13. Вып. 4. 4 Горбов Ф. Д. Детерминация психических состояний//Вопросы психологии, 1971, № 5. С. 20−29.
  38. И.Н. Невербальные компоненты коммуникации.- М, 1980.-104 с.
  39. Л.П. Бодрствование. Состояние монотонии и присыщения// Психические состояния / сост. и общ. редакция Л. В. Куликова. СПб: издательство „Питер“, 2000. С.299−306
  40. Л.П. Монотония // Психические состояния / сост. и общ. редакция ЛВ. Куликова. СПб: издательство „Питер“, 2000. С.315−316.
  41. ГримакЛ. П. Общение с собой. М., 1991 395 с.
  42. Л.П. Одиночество// Психические состояния / сост. и общ. редакция Л. В. Куликова СПб: издательство „Питер“, 2000. С.401−407.
  43. Л.П. Скука // Психические состояния / сост. и общ. редакция Л. В. Куликова СПб: издательство „Питер“, 2000. С. 189−195
  44. Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1989 318 с.
  45. М.О., Озерецкий Н. А. Психомоторика Т.1, 2. -М.- Л., 1930.
  46. B.C., Коц Л.М., Шик М. Я. Регуляция позы человека М.: Наука, 1965.- 256с.
  47. В.В., Маркова А. К. Развитие мышления в школьном возрасте // Принцип развития в психологии. Сб./ Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., „Наука“, 1978. С. 295−316.
  48. .К. Особенности мотивационной сферы подростка //Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена-корреспондента РАО Реана А.А.- СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. С.70−91.
  49. Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. М.: МГУ, 1992. 192 с.
  50. И. А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности: Сб. статей/ Ред. Шорохова Е.В.- Инс-т психологии АН СССР.-М.: Наука, 1974. С. 145−170.
  51. А.Б. Общение: наука и искусство/ 2-е издание.-М.: Знание, 1980.-160C.
  52. Л.Л. и Вяткин Б.А. Влияние музыки на психомоторику в связи с особенностями нейродинамики.//"Вопросы психологии», 1980. № 1.С. 94−100
  53. Л.Л. Влияние музыкального сопровождения занятий на некоторые функции организма детей школьного возраста — Тезисы пятой Всесоюзной научной конференции по физическому воспитанию детей и подростков. М., 1972, с. 305−306
  54. В. А., Лаврентьева Н. А., Мирошников М. П., Шарай В. Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния//Вопросы психологии, 1973, № 6. С. 141−145.
  55. А. Моя жизнь. Танец будущего М, 1992- 200 с.
  56. .А. Двигательная активность человека в условиях термокамеры и космического полета. М.: Наука, 1 969 196 с.
  57. А.В. Роль осведомительной информации в зрительном восприятии движения: Автореф. дисс. на соискание уч. степени КПН/ Одесский гос. унт -ОдессаЮГУ, 1969.-26с.
  58. Е.П. Общность механизмов развития состояний монотонии и психического пресыщения при разных видах деятельности// Психические состояния / сост. и общ. редакция JI.B. Куликова. СПб: издательство «Питер», 2000. С.306−315.
  59. Е.П. Предстартовое возбуждение. Состояние вдохновения // Психические состояния / сост. и общ. редакция Л. В. Куликова СПб: издательство «Питер», 2000. С.253−259.
  60. Е. П. Проблемы монотонии и пути ее решения/ /Психофизиологические основы физического воспитания и спорта/Ред. Ильин Е. П. Л., 1972. С. 127−141.
  61. Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов/СПб, 2003. 384 с.
  62. Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния // Психические состояния / сост. и общ. редакция Л.В. Куликова- СПб: издательство «Питер», 2000. С.73−83.
  63. Е.П. Эмоции и чувства— СПб.: Питер, 2002.- 752с.
  64. А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла: Учеб.-метод. Пособие. СПб.2004. — 97 с.
  65. Кие М. Психология подростка (Психосексуальное развитие):Пер. с фр., ред. Донцов А.Н.- М: Педагогика, 1991.-176с.
  66. М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга — М., 1973.-144 с. 73 .Кон И. С. Подросток и сверстники/ТПсихология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена-корреспондента РАО Реана А.А.- СПб.: прайм-ЕВРОЗНАКДООЗ. С.201−211
  67. Кон И. С. Постоянство и Изменчивость личности./ Психологический журнал, 1978, № 4, С. 126−136
  68. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: просвещение, 1989. 254 с.
  69. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. М. Просвещение, 1980.- 192с.
  70. Кон И. С. Стадии развития личности подростка //Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена-корреспондента РАО Реана А.А.-СПб. :npafiM-EBP03HAK, 2003. С.111−123
  71. Э.А. Ранние формы танца. Кишинев: Штиинца, 1977. — 215 с.
  72. Э.А. Танец, его происхождение и методы исследования (по работам зарубежных ученых XX века) // Советская этнография. 1975. — № 5.-С. 147−155.
  73. С.Н., Реан А. А. Подросток и школа //Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена-корреспондента РАО Реана А. А.-СПб.:npafiM-EBP03HAK, 2003. С.138−174
  74. В.М. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории: От истоков до середины 18 века. М.: Искусство, 1979. — 295 с.
  75. Г. Психология развития./Перев. с англ. СПб: Питер, 2000. — 992 с.
  76. А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, мы, он, ты, я: Психология значимых отношений. М: 1989, — 204 с.
  77. В. А., Лукин Н. С. Психология подростка. М.: Просвещение, 1965.-316 с.
  78. Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. СПб, 1995. 136 с.
  79. С.Н. Феномен танца (социально-философский и культурологический анализ). Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. Ростов-на-Дону, 1994. — 22с.
  80. В.А. Особенности развития способности к психологической интерпретации невербального поведения // Вопросы психологии. 1987. -№ 3. — С. 70−78.
  81. В. А. Методика «Свободной семантической оценки невербального поведения» // Эмоциональные и познавательные характеристики общения / Под ред. В. А. Лабунской. Ростов-на-Дону: РГУ, 1990. — С. 80−91.
  82. В.А. Психологическая интерпретация невербального поведения // Эмоциональные и познавательные характеристики общения / Под ред.
  83. B.А. Лабунской. Ростов-на-Дону: РГУ, 1990. — С. 74−80.
  84. В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 608 с.
  85. В.А., Шкурко Т. А. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга // Психологический журнал 1999. Т. 20. — № 1.1. C. 31−38.
  86. В.А. Невербальное поведение: структура и функции// Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студентов вузов/ Сост. Белинская Е. П., Тихомандрицкая.—М.: Аспект Пресс, 2000.-С.84−111.
  87. В.А. Невербальное поведение. Под ред. Шмуратовой И. П. Ростовский Государственный Университет — Ростов: Изд-во Рост. Унив., 1986.- 136с.
  88. В.А. Опознание эмоциональных состояний по мимике// Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы.-Л., 1978.-Вып.4.-С.40−46.
  89. А.Ф. Избранные труды по психологии: Сост. Олейник, Отв. Ред. Шорохова Е. В., Кольцова В.А.- инст. Психологии РАН-М.: Наука, 1997.- 446с.
  90. А.Ф. Очерк науки о характерах: Отв. Ред. Шорохова Е. В., Кольцова В.А.- инст. Психологии РАН-М.: Наука, 1995.-271с.
  91. Н.Д. Класификация психических состояний// Психические состояния / сост. и общ. редакция Л. В. Куликова. СПб: издательство «Питер», 2000. С. 181−184.
  92. Н.Д. Настроение // Психические состояния / сост. и общ. редакция Л. В. Куликова. СПб: издательство «Питер», 2000. С. 170−174.
  93. Н.Д. Определение психического состояния // Психические состояния / сост. и общ. редакция Л. В. Куликова СПб: издательство «Питер», 2000. С.44−47.
  94. А.Н. Индивид и личность// Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / сост. Куликов Л. В. СПб: «Питер», 2000.С.39−48.
  95. А.Н. Проблемы развития психики: 2-е изд., доп.- М.: Мысль, 1965, — 570с.
  96. А.Н. Формирование личности.//Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / сост. Куликов Л. В. СПб: «Питер», 2000.
  97. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М: Наука, 1984. с. 242−342.
  98. М.И. Проблемы онтогенеза общения: Науч. Иссл. Институт общей и педагогич. психологии АПН СССР.- М: Педагогика, 1986.-144с.
  99. Е.К. О невербальной форме общения в культуре / Танец как язык и миф // Вестник МГУ. Серия 6. — 1991. — № 3. — С. 54−57.
  100. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Наука, 1965 -172 с.
  101. А.Р. Травматическая афазия: клиника, семиотика и восстановительная терапия/ Академия мед. Наук СССР.- М: Изд. АМН СССР, 1947.-366с.
  102. А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2000.-592с.
  103. А.Г. Особенности развития когнитивной сферы подростка//Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена-корреспондента РАО Реана А.А.- СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. С.24−39.
  104. Мартинес Э. Л. Внесловесный язык/ЛСультуры. 1986. — № 2. С. 12−26.
  105. П.М. Художественное творчество: Отв. ред. Кедров Б. М. -Л.: Наука, 1986.-201с.
  106. В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985.-319 с.
  107. B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь: изд. Перм. пед. Инст-та, 1990. -107 с.
  108. Методы эффективной психокоррекции: хрестоматия/сост. К. В. Сельченок. Минск: ХАРВЕСТ, 1999.-816с.
  109. Н.Л., Реан А. А. Подросток и семья //Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена-корреспондента РАО Реана А.А.- СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. С. 175−200.
  110. Мышление: процесс, деятельность, общение/ Отв. ред. Брушлинский Н.В.- Ин-т психологии АН СССР.- М.: Наука, 1982.-288с.
  111. В.Н., Ковалев А. Г. Способности //Психические особенности человека/ Ред. Ананьев Б.Г.- Л.: ЛГУ, 1960, Т. 2. -304с.
  112. В.Н. Личность и отношения человека// Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / сост. Куликов Л. В. -СПб: «Питер», 2000. С.95−105.
  113. В.Н. Понятия личности в аспектах нормы и патологии// Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / сост. Куликов Л. В. СПб: «Питер», 2000.С.34−39.
  114. В.Н. Психические состояния и отношения человека // Психические состояния / сост. и общ. редакция JI.B. Куликова СПб: издательство «Питер», 2000. С.52−60.
  115. В.Н. Психология отношений// Избранные психологические труды: Ред. Бодалев А.А.-М.:Изд. Инст. практ. психологии, 1995.-357с.
  116. Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки: сб. ст. / Ред.-сост. В. Н. Максимов., Ин-т эстетического воспитания при центральном совете педагогического общества РСФСР. -М.: Музыка, 1980. С. 91−112.
  117. А.Д. Применение математических методов в психологии: Учебное пособиее.-СПб.: Из-во С.-Петерб.ун-та, 2001.-208 с.
  118. В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии // Вопросы психологии № 6. 1971.- С. 13−27.
  119. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. 336 с.
  120. Р.С. Психология. Уч. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. В 3 кн. кн.2. Психология образования. 2-е изд. — М.:Прсвещение: ВЛАДОС, 1995.-496 с.
  121. Э.Л. Эмоциональные состояния как опосредующий фактор влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности подростка//Психол. журнал. 1998. Т. 19. № 1. с. 16−25.
  122. Н.Н. Возрастная психология: юность и зрелость. СПб: СаиВеда, 2000.-136 с.
  123. М.В. Исследование соотношений психомоторных и личностных характеристик в целях психодиагностики. Автореферат дис. канд. психол. наук. Л., 1983 -18 с.
  124. Л.А. Физиология и психология // Проблемы психологии / Под ред. Ананьева Б. Г., ЛГУ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1948. — С. 7−16.
  125. О.В. О значении вероятности раздражителей в формировании двигательного стереотипа // Материалы научной конференции «Кибернетика и спорт». М, 1965. — С. 17.
  126. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет. Под ред. И. В. Дубровиной, И. Ю. Круглова М: Педагогика, 1988. -190 с.
  127. И.П. Рефлекс свободы // Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М., 1973. С. 237−241.
  128. Е.И., Реан А. А. Особенности Я-концепции подростка //Психология подростка Полное руководство. Под редакцией члена-корреспондента РАО Реана А.А.- СПб.:прайм-ЕВРОЭНАК, 2003. С.92−110.
  129. . Психология интеллекта /Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. -659с.
  130. К.К., Адаксин Б. И. Об изучении и формировании личности учащегося. М.: «Высшая школа», 1966.-224с.
  131. К.К. Профессиональное утомление // Психические состояния / сост. и общ. редакция JI.B. Куликова — СПб: издательство «Питер», 2000. С.316−325.
  132. М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. М.: ТЦ Сфера, 2002.- 128с.
  133. Практикум по возрастной психологии:/ Под ред. Головей Л. А., Рыбалко Е.Ф.-СПб. 2001.-688 с.
  134. А.М. Школьная тревожность и самооценка в старшем подростковом возрасте// Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания. М.: Изд-во АПН СССР, 1984.-172с.
  135. Проблема индивидуальности в онтопсихологии. Под общ. редакцией А. А. Крылова, Рыбалко Е. Ф., 1994. 121 с.
  136. Проблемы интегрального исследования индивидуальности.: сборник науч. трудов. Выпуск 2 /отв. ред. Белоус В.В.- Пермский гос. пед. инс-т. -Пермь: изд-во пермского пед. инс-та, 1981.- 110с.
  137. Проективные графические методики: Метод, рекомендации. Сост. Романова Е. В., Сытько Т. Н. В 2-х частях.-СПб.: 1992
  138. В.А. Особенности аффективной сферы подростка//Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена-корреспондента РАО Реана А.А.- СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. С.40−69.
  139. Т.В. Удовлетворенность учением в связи с интеллектуальными и коммуникативными характеристиками у школьников 11−16 лет. Дис. канд. психол. наук. СПб, 1992. 215 с.
  140. А.О. Апатия // Психические состояния / сост. и общ. редакция JI.B. Куликова. СПб: издательство «Питер», 2000. С.297−298.
  141. А.О. Психология неравновесных состояний// Психические состояния / сост. и общ. редакция Л. В. Куликова. — СПб: издательство «Питер», 2000. С.83−92.
  142. А. О. Интегрирующая функция психических состояний// Психологический журнал, 1994. Т. 15. № 3. С. 136−145.
  143. А. О. Функциональные структуры психических состояний / / Психологический журнал, 1996, № 3. С. 9−18.
  144. А. О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности / / Вопросы психологии, 1996, № 4. С. 32−43.
  145. А. О. Неравновесные (неустойчивые) психические состоя-ния//Психологический журнал, 1999, № 2. С. 115−124.
  146. Психические состояния / сост. и общ. редакция Л. В. Куликова. СПб: издательство «Питер», 2000. — 504 с.
  147. Психологический вестник выпуск 1 часть 1, издательство Ростовского Университета, 1996−488 с.
  148. Психология эмоций. Тексты / Под ред. Вилюнаса В. К. и Гиппенрейтера В.П.- М: Изд. МГУ, 1984.-288с.
  149. Психология современного подростка/ Под ред. Фельдштейна Д.И.- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.- М. Ледагогика, 1987 240с.
  150. Психология и педагогика в схемах и таблицах, под. Ред. Крысько В. Г. Минск: Харвест, 1999.-384с.
  151. А.Ц. Очерки психологии спорта: М.:Физкультура и спорт, 1959.-308с.
  152. . Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: Пер с англ./ Под ред. Реан А.А.- СПб: Питер, 2000. 624с.
  153. X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности: Пер. с нем./ X. Ремшмидт- Ред. Гудкова Т. А. — М.: Мир, 1994.- 230с.
  154. Розе-Гршценко Н. А. Психомоторика взрослого человека.- Л.:ЛГУ, 1970.- 128с.
  155. Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.-252 с.
  156. Е.Ф., Кулешова Л. Н., Прохоренко Т. В., Балакшина Ж. А. Личностный фактор в развитии интеллектуального потенциала// Теоретические и прикладные вопросы психологии. Часть 1. СПб, 1995. С.73−85.
  157. С.Л. Настроения// Психические состояния / сост. и общ. редакция Л. В. Куликова. — СПб: издательство «Питер», 2000. С. 167−170.
  158. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -423 с.
  159. С. Л. О личностном подходе//Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / сост. Куликов Л. В. — СПб: «Питер», 2000. С.23−32.
  160. С. Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2002 — 720с.
  161. С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира/ М.: Изд. АН СССР, 1957.-328с.
  162. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика/ Общ. ред. Петровской JI.A.- М.: Прогресс, 1990.-368с.
  163. Г. Что такое стресс. Оптимальный уровень стресса // Психические состояния / сост. и общ. редакция JI.B. Куликова. — СПб: издательство «Питер», 2000. С.424−430.
  164. Е.А. Биологические особенности развития в подростковом возрасте//Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена-корреспондента РАО Реана А.А.- СПблпрайм-ЕВРОЗНАКДООЗ. С. 15−23.
  165. И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Госполитиздат, 1947. — 647 с.
  166. Системные описания в психологии./ Гашен В.А.-Л.:ЛГУ, 1984.-176с.
  167. Сложные формы поведения: сборник научных трудов / Отв. ред. Слоним А. Д., Объед-ный науч. совет «Физиология человека и животных», АН СССР. Л.: Наука, 1965. — 232 с.
  168. Ю.Е. Возрастной аспект психических состояний// Психические состояния / сост. и общ. редакция Л. В. Куликова СПб: издательство «Питер», 2000. С.99−104.
  169. Ю.Е. К вопросу об определении понятия и принципах классификации психических состояни1й человека // Вопросы психологии, 1989, № 2. С. 28−31.
  170. Ю.Е. К сравнительной характеристике психических состояний индивида и масс // Психические состояния / сост. и общ. редакция Л. В. Куликова СПб: издательство «Петер», 2000. С.92−99.
  171. Ю.Е. Принципы классификации психических состояний// Психические состояния / сост. и общ. редакция Л. В. Куликова СПб: издательство «Питер», 2000. С. 184−189.
  172. Н.Б. Психология спортивной карьеры: уч. пособие — СПб: Центр карьеры, 1999.-368с.
  173. B.B., Голосова В. И. Факторная структура эмоционального отношения человека к человеку // Психологический журнал. 1982. — № 2. -С. 62−67.
  174. Г. В. О требованиях к психологическому изучению личности // Личность и деятельность: Межвузовский сборник/ Головной совет по психологии Мин. Обр. РСФСР.- Л.: МО РСФСР, 1982. С. 11−20.
  175. .М. Избранные труды.: В 2-х т. М.: Педагогика, 1985
  176. Дж. Психология, как наука о поведении. ГИЗ, 1926.-384с.
  177. B.C. Некоторые вопросы управления движениями // Материалы IX Всес. научной конф. по физиологии, морфологии, и биохимии мышечной деятельности. Т. 3. — М., 1966. С. 66−67.
  178. Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте//Вопросы психологии.- 1988.-№ 6.-С.31−41.
  179. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе/ Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.-М.: Педагогика, 1989.-208С.
  180. Д.И. Психология развивающейся личности.- М. Воронеж: Изд. инст. практической психологии, 1996.-512с.
  181. В. Человек в поисках смысла: Пер с нем. и англ./ общ. ред. Гозманова Л. Я., Леонтьева Д.А.- М.: Прогресс, 1990.-368с.
  182. Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1992.- 253с.
  183. М. Обзор исследований о пространственном факторе в межличностных отношениях // Человек. Среда. Пространство. Тарту, 1979. -С. 129−161.
  184. Холл Кэлвин., Линдсей Гарднер. Теории личности. Пер. с англ. И. Б. Гришпун. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.- 592с.
  185. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946−1980 гг.: Учебное пособие/ Сост. Ильясова И. И., Ляудис В.Я.-М.: Изд. МГУ, 1981.-304с.
  186. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Сост. Мироненко В.В.- под ред. Петровского А.В.- 2-е изд., переработ, и доп. -М.: Просвещение, 1987.- 447с.
  187. А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена/ Хрипкова А. Г. и др.-М.: Просвещение, 1990.-319с.
  188. А.Я. Об эмоциях, детерминирующих позитивную активность//Психологический журнал. 1989а.-№ 4.-С. 135−141.
  189. Т.А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе // Психологический вестник. Выпуск 1. Часть 1. Ростов-на-Дону.1996. С. 327−348.
  190. Т.А. Динамика отношений личности в процессе танцевально-экспрессивного тренинга. Автореф. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1997.-23 с.
  191. Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг как фактор динамики отношений личности // Психологический вестник РГУ. Выпуск 4. -Ростов-на-Дону. 1999. С. 260−270.
  192. Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг.- СПб. 2003. 192 с.
  193. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6−20.
  194. Д.Г. Восприятие времени (экспериментальное исследование): Автореф. на соиск. уч. степени ДПН (по психологии) — Одесский гос. ун-т.-Л. ЮГУ, 1951.-30с.
  195. Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. — М.: «Прогресс», 1996.- 344с.
  196. П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности.//Психология личности в трудах отечественныхпсихологов: хрестоматия / сост. Куликов JI.B. СПб: «Питер», 2000. с. 188−193
  197. П.М. Проблемы этического развития ребенка.//Психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / сост. Куликов JI.B. СПб: «Пигер», 2000. с. 193−200
  198. П.М. Психология художественного восприятия: М.: Искусство, 1964.-85с.
  199. В.А. О связи психических состояний и связи личности / Психологические состояния: Межвузовский сборник / ред. А. А. Крылов и др.- ЛГУ-Л.: Изд-во ЛГУ, 1981.-С. 17−24.
  200. В.А. Педагогическая психология. СПб.: Изд-во Михайлова В. А.: Изд-во «Полиус», 1998.-639 с.
  201. Cattell R.B. Abilities: their structure, growth and action. Boston: Houghton Mifflin company, 1971. 219 p.
  202. Psychological interventions: a guide to strategies / edited by Mary Ballou: Westport, Connecticut, London, 1995. 315p.
  203. Counseling: edited by Tina Broun, London, 1995.-250p.
  204. Fran J. Levy Dance movement therapy healing art London, 1988.-619p.
  205. Izard C.E., Dougherty F.E., Bloxom B.M., Kotsch W.E. The differential emotions scale: A method of measuring the subjective experience of discrete emotions .- Boston, Allyn and Bacon, 1981. 463 p.
  206. Laban R. The Mystery of Movement London, 1960. 186 p.
  207. Lefco H. Dance Therapy. Chicago, 1966. 145 p.
  208. Payne H. Introduction // Dance Movement Therapy: Theory and Practice. London & N.-Y., 1992. P. 1−17.
  209. Raven J. The Raven Progressive Matrices: A review of national norming studies and ethnic and socioeconomic variation within the United States. J. jf Educat. Measurement. 1989. V. 26. P. 1−16.
Заполнить форму текущей работой