Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние эффективного использования деловой документации на профессиональное развитие госслужащих

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Прослежена взаимосвязь позитивных изменений в представление управленцев о ПВК, необходимых для работы с деловой документацией, обнаружена динамика процесса возникновения этих новообразованш Появление новообразований в представлениях госслужащих о ПВК включае несколько этапов: осознание необходимости и постоянного развития: совершенствования ПВК, значимых для работы с документамирасширени… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние проблемы исследования
    • 1. 1. Профессиональная деятельность как условие профессионального развития
    • 1. 2. Профессионально важные качества личности, необходимые для выполнения профессиональной деятельности госслужащих
    • 1. 3. Особенности использования деловой документации как средства профессионального развития госслужащих
  • Выводы по главе 1. а !..'
  • Глава 2. Методы исследования
    • 2. 1. Методы и приемы, используемые в констатирующем эксперименте. (опросники, включенное наблюдение, экспертные оценки)
    • 2. 2. Содержание формирующего эксперимента. Обучающие занятия по овладению госслужащими приема анализа и составления деловых документов
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
    • 3. 1. Теоретические результаты работы. Психологическая классификация деловых документов
    • 3. 2. Результаты констатирующего эксперимента

    3.2.1. Оценивание госслужащими роли и функций различных деловых документов в профессиональной деятельности. Ранжирование деловых документов по степени их значимости, частоте использования и трудности составления.

    3.2.2. Оценивание госслужащими значимости профессионально важных качеств личности, необходимых при работе с деловыми документами.

    3.2.3. Затруднения и недочеты госслужащих при оценивании функций деловых документов и качеств личности, значимых для составления отдельных деловых документов.

    3.3. Результаты формирующего эксперимента.

    3.3.1. Позитивные изменения в оценивании госслужащими роли и функций деловых документов в профессиональной деятельности.

    3.3.2. Изменения в представлениях госслужащих о профессионально важных качествах личности, значимых при работе с деловыми документами.

    3.3.3. Зависимость овладения приемами анализа и составления деловых документов от стажа и должности государственных служащих.

    Выводы по главе 3.

Влияние эффективного использования деловой документации на профессиональное развитие госслужащих (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном обществе возрастают требования к профессионализму и компетентности управленческих кадров, к уровню их профессионального развития. Уровень и характер профессионального развития выражается в возможности специалиста выполнять необходимые виды профессиональной деятельности, а также в наличии необходимых профессионально важных качеств личности, обеспечивающих эффективность осуществления деятельности.

Важной характеристикой профессиональной управленческой деятельности является владение делопроизводством, которое сегодня рассматривается не просто как техническая работа по учету и хранению документов, а как процесс информационного, правового, организационного сопровождения управленческого труда, как документационное обеспечение управления. Владение управленцем деловой документацией и грамотное ее использование является важным фактором продуктивности управленческой деятельности.

В психологических исследованиях использование деловой документации как средства профессиональной деятельности в его влиянии на профессиональное развитие изучено недостаточно. Не выявлены те психологические новообразования (новые виды действий, новые качества и свойства личности), которые могут возникать при использовании разных видов деловых документов в профессиональной деятельности. Практическая актуальность и слабая изученность проблемы побудили нас обратиться к ее рассмотрению.

Состояние проблемы исследования. Профессиональное развитие рассматривается нами как появление позитивных сдвигов, психологических новообразований в психике человека труда. Профессиональное развитие может состоять в постепенном количественном накоплении в умениях выполнения новых профессиональных действий, в появлении отдельных качеств личности или в радикальном качественном переходе к новым видам деятельности, к новому типу отношений личности. При анализе профессионального развития мы опирались на работы в области психологии развития и в области профессионализации (Б.Г.Ананьев, К. М. Гуревич,.

A.А.Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, К. К. Платонов, Ю. П. Поваренков, В.Д.Шадриков). Одной из сторон профессионального развития является появление или преобразование профессионально важных качеств личности, влияющих на эффективность освоения и выполнения профессиональной деятельности. Профессионально важные качества личности являются и предпосылкой осуществления профессиональной деятельности, и ее результатом.

В своем исследовании мы изучали влияние профессиональной деятельности управленца с использованием деловой документации (как способа осуществления профессиональной деятельности) на профессиональное развитие, проявляющееся в овладении новыми видами профессиональных действий, в актуализации новых профессионально важных качеств личности.

Профессиональная управленческая деятельность изучалась в трудах О. С. Анисимова, Т. С. Кабаченко, А. И. Китова, Р. Л. Кричевского, Б. Ф. Ломова,.

B.А.Толочка, А. В. Филиппова, В. М. Шепеля, Е. А. Яблоковой. Анализировались виды управленческой деятельности, ее структура, а также профессионально важные качества, востребуемые на разных этапах принятия и реализации управленческих решений.

Профессиональная управленческая деятельность и профессиональное развитие госслужащих были предметом анализа в работах А. А. Деркача,.

C.А.Анисимова, В. Г. Асеева, В. Г. Зазыкина, А. Ю. Панасюка, И. Н. Семенова, Ю. В. Синягина и др.

Построена ориентировочная профессиограмма госслужащего (А.А.Деркач, А.К.Маркова), в рамках которой выделено более десяти направлений профессиональной деятельности госслужащих и востребованных в них качеств личности управленца.

Вместе с тем остаются мало изученными вопросы профессионального развития госслужащих под влиянием используемых в профессиональной деятельности способов фиксации общественного профессионального опыта, какими являются виды деловой документации управленца.

Цель исследования: выявление особенностей влияния использования деловой документации на профессиональное развитие госслужащих.

Объект исследования: профессиональное развитие госслужащих.

Предмет исследования: влияние использования деловой документации, адекватной содержанию профессиональной деятельности, на профессиональное развитие госслужащих.

Гипотезы.

1. Использование деловой документации является эффективным при применении управленцем деловых документов, психологическая функция которых соответствует (адекватна) специфике различных направлений профессиональной деятельности госслужащих.

2. Эффективное использование деловой документации управленцем в профессиональной деятельности вызывает позитивные сдвиги в профессиональном развитии госслужащих, состоящие в появлении новых профессиональных умений и в актуализации новых профессионально важных качеств личности госслужащих.

Задачи исследования.

1. Обобщить литературу по анализу и классификации деловой документации.

2. Выявить психологическую функцию (роль) разных видов деловой документации в профессиональной деятельности.

3. Разработать методический инструментарий, выявляющий уровень умений использования госслужащими деловой документации в профессиональной деятельности.

4. Провести констатирующий и формирующий эксперименты, получить эмпирические данные о влиянии использования деловой документации на профессиональное развитие госслужащих.

5. Разработать практические рекомендации.

Методологическую основу исследования составляют принцип единства сознания и деятельности, историзма и изучения психики в процессе развития, а также субъектно-личностный и акмеологический подходы к психическому развитию (К.А.Абульханова, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, А. Е. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С.Г.Рубинштейн) и к профессиональному развитию (А.А.Деркач, Н. В. Кузьмина, В.Д.Шадриков).

Эмпирической базой исследования послужило изучение особенностей профессиональной деятельности и психологических условий, способствующих развитию профессионально важных качеств государственных служащих регионального уровня: на этапе пилотажа — 30 государственных служащих областного управления, на констатирующем этапе — 50 госслужащих регионального уровня, на формирующем этапе исследования — 50 госслужащих регионального уровня управления.

Методы исследования. В ходе исследования использовались авторские опросники, индивидуальная беседа, метод экспертных оценок, метод включенного наблюдения, формирующий эксперимент, практическое составление деловых документов в ходе реального осуществления профессиональной управленческой деятельности.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

1. Впервые выделены психологические функции разных видов деловой документации (должностная инструкция, план работы, отчет о работе, доклад «по специфике работы», служебно-аналитическая записка, методические рекомендации, «промежуточная» информация, постановление, приказ, деловое письмо, характеристика) и прослежено их соотношение с различными направлениями профессиональной деятельности госслужащих.

2. Разработан методический инструментарий изучения приемов анализа управленцами деловой документации и использования ее в профессиональной деятельности как средства профессионального развития госслужащих.

3. Получена совокупность эмпирических данных о разных сторонах анализа госслужащими роли деловых документов в профессиональной деятельности:

— показано различие в осознании госслужащими связи разных направлений профессиональной деятельности и обслуживающих их деловых документов;

— собраны данные о ранжировании госслужащими деловых документов по степени их значимости, частоте использования и трудности составления;

— получены материалы об осознании госслужащими профессионально важных качеств (ПВК), необходимых для составления и использования деловой документации;

— собраны сведения об оценивании государственными служащими роли деловых документов в зависимости от стажа и должности государственного служащего;

— получены данные о выделении госслужащими возможных ошибок при составлении разного вида деловых документов;

— выделены затруднения и недочеты госслужащих при оценивании функций деловых документов и профессионально важных качеств, значимых для составления отдельных деловых документов, а также недооценка роли таких деловых документов, как постановление, приказ, должностная инструкция в реализации отдельных направлений управленческой деятельности;

— выявлены причины затруднений, состоящие в отсутствии у госслужащих опыта психологического анализа разных направлений профессиональной деятельности и роли, сопровождающей их деловой документации.

4. В ходе формирующего эксперимента получено экспериментальное подтверждение гипотезы о возможности формирования у госслужащих приемов анализа деловой документации в соответствии с их функциями и ролью в разных направлениях профессиональной деятельности.

Показано наличие позитивных сдвигов в овладении госслужащими приемами эффективного использования деловой документации с опорой на психологический анализ их роли в профессиональной деятельности.

Разработаны практические рекомендации о путях оптимизации усвоения госслужащими приемов анализа и использования деловой документации в профессиональной деятельности.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается необходимыми методологическими позициями, реализацией комплекса мер, репрезентативностью выборки, проверкой результатов исследования и адекватностью их интерпретации.

Практическая значимость исследования. Построенная в исследовании классификация деловых документов на основе их функции (роли) в профессиональной деятельности может быть использована в ходе профессионального обучения и повышения профессиональной квалификации. Апробированные в исследовании программы обучающих занятий могут быть применимы как в системе государственной службы, так и в других сферах профессиональной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ (Москва, 1997;2001 гг.), представлялись на научно-практических конференциях и круглых столах аспирантов, докторантов и слушателей РАГС (Москва, 1997;2001 гг.). Материалы диссертационного исследования использовались в лекционных и практических занятиях на курсах повышения квалификации государственных служащих налоговых служб и государственных торговых инспекций региона на базе Астраханского филиала Волгоградской академии государственной службы (2000 г.).

Положения, выносимые на защиту.

1. Деловые документы, используемые в документообороте госслужащих, выполняют разные психологические функции в профессиональной деятельности: фиксирующая опыт (отчет, справка, деловое письмо) — рефлексирующая, обозначающая задачи и способы профессиональной деятельности (отчет, «промежуточная» информация, служебно-аналитическая записка) — обобщающая, интегрирующая (методические рекомендации) — оценивающая (отчет с подведением итогов работы, анализом ошибок, докладная записка) — эталонная, регламентирующая (инструкции, кодексы, правила) — прогнозирующая, профилактическая (план, программа) — распорядительная (постановление, приказ) — акмеологическая (планы профессионального совершенствования).

2. Разные психологические функции деловых документов адекватны специфике разных направлений профессиональной деятельности госслужащих, выделенных в профессиограмме государственного служащего (А.А.Деркач, А.К. Маркова).

Деловые документы, реализующие: информационно-аналитическое направление профессиональной деятельности (служебно-аналитическая записка, доклад «по специфике работы», информация, отчет о работе), выполняют оценивающую, обобщающую, фиксирующую, интегрирующую, рефлексирующую, профилактическую функции;

— планирующее направление профессиональной деятельности (план работы, постановление), информационно-аналитическое (доклад «по специфике работы», служебно-аналитическая записка) намечают пути развития профессиональной деятельности, выполняют моделирующую и прогнозирующую функции;

— регулирующее, руководящее и организационно-исполнительское направления профессиональной деятельности (должностная инструкция, план работы, отчет о работе, методические рекомендации, постановление, приказ), обозначают и подчеркивают задачи и способы профессиональной деятельности, выполняют регламентирующую, распорядительную, эталонную функции;

— координирующее направление в профессиональной деятельности (постановление, приказ, план работы, деловое письмо), выполняют согласовательную функцию.

Отдельные деловые документы (отчет о работе, доклад «по специфике работы», характеристика, служебно-аналитическая записка), содержащие информацию, характеризующую итоги работы организации, ее подразделения, отдельного работника, могут выполнять оценивающую функцию.

3. При составлении деловых документов, соответствующих и адекватных направлениям профессиональной деятельности, у госслужащих выявлены позитивные сдвиги в профессиональном развитии, проявляющиеся в появлении новых профессиональных действий (анализ специфики, содержания и структуры профессиональной деятельности, анализ психологических функций деловых документов, соотнесение психологических функций и видов деловых документов с направлениями профессиональной деятельности) и в актуализации новых профессионально важных качеств личности, необходимых для составления психологически корректных деловых документов.

Выявлено, что при работе с деловыми документами, реализующими информационно-аналитическое направление профессиональной деятельности госслужащего (служебно-аналитическая записка, доклад «по специфике работы», информация, отчет о работе, характеристика), актуализируются системность мышления, способность к анализу и прогнозированию, структуризации материалапри работе с деловыми документами, реализующими регулирующее и руководящее направления (должностная инструкция, план работы, постановление, приказ, методические рекомендации), актуализируются знания нормативно-правовой базы, ответственность, способность к согласованию, умение предвидеть конечный результат.

4. Анализ соотношения деловой документации и направлений профессиональной деятельности влияет на профессиональное развитие госслужащих в разной степени в зависимости от статуса (должности), стажа работы на государственной службе.

Структура диссертации определяется ее целью, задачами и логикой психологического анализа исследуемой проблемы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, использованной при написании диссертации, приложений.

Выводы по главе 3.

В данной главе на основе теоретического анализа выделены психологические функции деловых документов и впервые составлена психологическая классификация деловых документов в управленческой деятельности по следующим основаниям:

— направления профессиональной управленческой деятельности (По профессиограмме государственного служащего. А. А. Деркач, А.К.Маркова).

— психологические функции деловых документов.

— виды деловых документов (на основе оценок госслужащих в определение видов документов).

Приведены эмпирические данные об умении госслужащих анализировать, сопоставлять деловые документы с направлениями профессиональной деятельности, а также выделять их психологические функции.

Показаны затруднения управленцев при вычленении психологических функций документов и установки взаимосвязи с направлениями управленческой деятельности.

Приведены данные об осознании госслужащими профессионально важных качеств (ПВК) личности, необходимых или желательных для составления и использования деловой документации.

Выявлены представления госслужащих о том, какие ПВК развиваются при включении в управленческую деятельность деловых документов.

Выявлена взаимосвязь позитивных изменений в представлениях управленцев о ПВК, необходимых для работы с деловой документацией и обнаружена динамика процесса возникновения этих новообразований. Появление новообразований в представлениях госслужащих о ПВК включает несколько этапов: осознание необходимости и постоянного развития и совершенствования ПВК, значимых для работы с документамирасширение обучающимися спектра знаний ПВК, необходимых при работе с документамиовладение обучающимися приемами психологического анализа различных направлений профессиональной деятельности через востребованность в их реализации разных групп ПВК, необходимых для эффективной работы как с деловой документацией, так и в целом для успешного осуществления профессиональной деятельности государственного служащего.

Приведены данные формирующего эксперимента. Прежде всего выявлено общее положительное отношение управленцев к изучению психологических функций и роли отдельных звеньев документооборота в их реальной профессиональной деятельности, заинтересованное отношение к совершенствованию документов по форме и содержанию.

При анализе позитивных изменений наблюдалась разная степень выраженности изменения при проведении разных видов экспериментов. Так после формирующего эксперимента мы наблюдали расширение представлений о качествах личности, в то время как в констатирующем эксперименте преобладали указания госслужащих на значимость знаний, умений, навыков.

Приведены данные о различии представлений значимости, роли психологических функций в управленческой деятельности у государственных служащих разных уровней иерархии.

Управленцы с большим стажем работы на государственной службе в констатирующем и формирующем экспериментах обнаружили преимущество в освоении и понимании специфики профессиональной деятельности. Госслужащие, находящиеся на высоких уровнях иерархии, уже в констатирующем эксперименте обнаружили владение способами установления взаимосвязи деловых документов с направлениями профессиональной деятельности, выделили большее количество психологических функций деловой документации по их роли в разных направлениях управленческой деятельности, что обусловлено большим профессиональным опытом.

Вместе с тем и у них появились позитивные сдвиги после обучения, в освоении психологической роли деловых документов, что говорит о целесообразности таких занятий с управленцами, занимающими более высокие должности.

Наиболее заметные позитивные изменения выявлены у управленцев с небольшим стажем, которые освоили приемы анализа как разных направлений профессиональной деятельности, так и психологических функций деловых документов.

Практические рекомендации.

В профессиональной деятельности управленец использует разнообразные виды деловой документации. Применение деловых документов будет более эффективным, если специалист будет учитывать разную психологическую роль этих документов в своей профессиональной деятельности и в накоплении профессионального опыта.

В нашем исследовании выделены разные психологические функции деловых документов: фиксирующая, оценивающая, обобщающая, прогнозирующая, распорядительная, регулирующая, акмеологическая и др. Учитывая эти функции деловых документов, управленец может использовать их как средство организации и повышения продуктивности профессиональной деятельности.

Построенная психологическая классификация деловых документов по трем следующим основаниям (направление профессиональной управленческой деятельности, психологические функции, выполняемые деловыми документами, разные виды деловых документов) может быть использована при обучении госслужащих приемам установления адресата деловой корреспонденции через психологические функции деловых документов.

Разным направлениям профессиональной деятельности (информационно-аналитическое, планирующее, регулирующее, руководящее, организационно-исполнительское (в т.ч. хозяйственное), координирующее, контролирующе-учетное, представительское, экспертно-консультационное, инновационно-исследовательское и др.) соответствуют и адекватны разные виды деловых документов. Соотнесение управленцем специфики профессиональной деятельности и характера деловых документов повышает действенность применения этой документации, делает более эффективной профессиональную деятельность в целом.

В ходе освоения приемов использования деловой документации целесообразно учесть те затруднения, которые наиболее характерны для госслужащих при работе с деловыми документами. Для устранения этих затруднений необходимо иметь в виду, что они могут быть обусловлены такими профессионально-квалификационными характеристиками, как стаж работы на государственной службе и занимаемая должность. Учитывая данные факторы, необходимо осуществлять дифференцированный подход при обучении госслужащих работе с деловыми документами как средству организации и повышения эффективности профессиональной управленческой деятельности.

В ходе обучающих занятий необходимо добиваться осознания управленцами значимости развития и постоянного совершенствования разных групп профессионально важных качеств личности, необходимых для работы с деловыми документами, как условия оптимизации профессиональной деятельности государственных служащих.

Исследование посвящено поиску путей совершенствования профессиональной деятельности государственных служащих. Одним из направлений оптимизации является совершенствование приемов использования управленцами деловых документов с учетом их психологических функций в разных направлениях управленческой деятельности.

Проанализировано состояние проблемы исследования. Указана взаимосвязь профессиональной деятельности и профессионального развития.

Обобщены описанные в литературе профессионально важные качества личности., государственного служащего, необходимые для осуществления успешной деятельности.

Составлены имеющиеся в литературе виды классификации деловых документов.

В ходе анализа литературы выявлено, что мало изучена психологическая роль использования деловой документации в профессиональной управленческой деятельности.

Недостаточно исследована специфика профессионально важных качеств личности управленца, которыми необходимо владеть для эффективного использования деловых документов в профессиональной деятельности. Не изучалось влияние профессиональной деятельности на профессиональное развитие госслужащих в связи с использовании в управленческой деятельности деловых документов.

Проанализировано состояние литературы по документоведению, изучены варианты классификации, рассмотрены возможности использования имеющейся классификации для анализа документов в управленческой деятельности госслужащих. На основе данного анализа выделены психологические функции деловых документов (распорядительная, прогнозирующая, рефлексирующая, мобилизирующая, оценивающая, профилактическая, эталонная, стимулирующая, акмеологическая).

Впервые составлена психологическая классификация деловых документов в управленческой деятельности по следующим основаниям: направления профессиональной управленческой деятельности (По профессиограмме государственного служащего. А. А. Деркач, А.К. Маркова) психологические функции деловых документов виды деловых документов (на основе оценок госслужащих в определение видов документов).

Описана совокупность методов и методических приемов, использованных в констатирующем и формирующем экспериментах.

Общей особенностью этих методов и приемов являлось то, что они были включены в контекст реальной профессиональной деятельности госслужащих, выявляли как владение действиями анализа и выбора документов, так и представления госслужащих о роли документов в профессиональной деятельности.

Приведены данные о различии представлений значимости, роли психологических функций в управленческой деятельности у государственных служащих разных уровней иерархии.

Управленцы с большим стажем работы на государственной службе в костатирующем и формирующем экспериментах обнаружили преимущество в освоении и понимании специфики профессиональной деятельности. Госслужащие, находящиеся на высоких уровнях иерархии, уже в констатирующем эксперименте обнаружили владение способами установления взаимосвязи деловых документов с направлениями профессиональной деятельности, выделили большее количество психологических функций деловой документации по их роли в разных направлениях управленческой деятельности, что обусловлено большим профессиональным опытом.

Вместе с тем и у них появились позитивные сдвиги после обучения, в освоении психологической роли деловых документов, что говорит о целесообразности таких занятий с управленцами, занимающими более высокие должности.

Наиболее заметные позитивные изменения выявлены у управленцев с небольшим стажем, которые освоили приемы анализа как разных направлений профессиональной деятельности, так и психологических функций деловых документов.

Получены эмпирические данные о появлении в процессе психологического анализа деловой документации позитивные изменения в профессиональном развитии, состоящих в актуализации новых профессиональных действий и профессионально важных качеств личности служащего.

После формирующего эксперимента госслужащие полнее усвоили роль, психологические функции деловых документов. Наиболее существенные сдвиги произошли в осознании таких функций как эталонная, оценивающая, регулирующая. Наиболее существенное осознание роли таких деловых документов как должностная инструкция, постановление, приказ, деловое письмо, «промежуточная» информация.

Возросло также понимание госслужащими тех профессионально важных качеств личности, которые необходимы при работе с деловыми документами и которые развиваются при включении в управленческую деятельность деловой документации. Если в констатирующем эксперименте преобладало называние знаний, умений, навыков, интеллектуальных качеств как условий успешной работы с документами, то после формирующего эксперимента госслужащие стали больше значимости придавать качествам личности (мотивация, адекватная самооценка, ответственность за имидж своей организации, ответственность за социальные последствия принимаемых решений и т. д.).

Прослежена взаимосвязь позитивных изменений в представление управленцев о ПВК, необходимых для работы с деловой документацией, обнаружена динамика процесса возникновения этих новообразованш Появление новообразований в представлениях госслужащих о ПВК включае несколько этапов: осознание необходимости и постоянного развития: совершенствования ПВК, значимых для работы с документамирасширени обучающимися спектра знаний ПВК, необходимых при работе < документамиовладение обучающимися приемами психологического анализразличных направлений профессиональной деятельности чере: востребованность в их реализации разных групп ПВК, необходимых дт эффективной работы как с деловой документацией, так и в целом для успешного осуществления профессиональной деятельности государственного служащего.

Разработанная и апробированная система обучающих упражнений может быть использована в процессе профессионального обучения, повышении квалификации, процессе профессионального самообразования и самосовершенствования.

Намеченный нами подход к анализу деловой документации как средству профессионального развития профессионально важных качеств (ПВК) личности госслужащего позволяет сделать шаг в разработке одной из центральных проблем акмеологии — поиска пути развития зрелой личности профессионала.

Перспективы исследования могут состоять в изучении психологических функций других деловых документов, используемых в труде государственных служащих, а так же в разработке программ формирования у управленцев приемов психологически адекватного использования деловой документации в разных направлениях профессиональной управленческой деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1977. -224с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.- М.: Наука, 1980. 335с.
  3. .Г. О проблемах современного человекознания.-М.: Наука, 1976. 380с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. JL: ЛГУ, 1968.- 397с.
  5. В.И. Делопроизводство. Практическое пособие.-М.:Инфра-М, 1998.- 256с.
  6. О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии.- М.: РАГС, 1995. 272с.
  7. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы./ В кн. Психология формирования и развития личности.- М.: Наука, 1981. С. 3−18.
  8. В.Г. Мотивация поведения личности. М.: Наука, 1976. -225с.
  9. А.Г. Деятельность и установка.- М.: Изд-во МГУ, 1979.-306с.
  10. А. Г. Основные принципы психологической теории деятельности // А. Н. Леонтьев и современная психология- М.: МГУ, 1983.-218с.
  11. А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.367с.
  12. Т.Ю., Беков Х. А., Аксенова Е. А. Методы оценки персонала государственных и коммерческих структур. М.:Луч, 1996.-264с.
  13. Р.Х. Основы делопроизводства в государственном аппарате. Казань, 1989.- 154с.
  14. Е.М. Психологическое содержание труда и формирование профессиональной пригодности ткачих коврового производства // Психологические вопросы становления профессионала. Вып. 1.-М., 1974. С. 27 -34.
  15. Г. В. Психология делового общения. Учебное пособие-М. .'Знание, 1998.-215с.
  16. А.В. Мышление и прогнозирование (Логико-психологический анализ).- М.: Мысль, 1979. 230с.
  17. А.В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности // Психологический журнал. 1994. Т.15. № 3. С. 17−27.
  18. Н.С. Теоретические и практические проблемы использования архивных документов.- М.: Наука, 1987. 24с.
  19. П.В. Как составить служебный документ.-М.-.Экономика, 1982.-64с.
  20. П.В. Аксиомы делового письма.- М.:Информ.-внедрен.центр"Маркетинг", 1993 .-75с.
  21. Л.В., Сементовская В. К. Деловое общение.- Л.: Лениздат, 1980. -80с.
  22. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер М.:Дело, 1991.-320с.
  23. Г. Рациональные приемы работы с книгой,— М.: Мысль, 1975.-217с.
  24. Ф. Психология управления/ Пер. с болгарского.-М.:Прогресс, 1982.-422с.
  25. В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала.- М.: МНИИПУ, 1993.-768с.
  26. ГОСТ Р 6.30−97. Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов.-М.: 1997.-227с.
  27. ГОСТ Р 54 141−98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. -М.: 1998.-212с.
  28. Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения.- М.: 1991.-138с.
  29. А.А., Зазыкин В. Г. Тренинги по психической саморегуляции и формированию профессионально важных качеств.-М.: 1988.-88с.
  30. А.С., Деркач А. А. Оптимизация гуманитарно технологического развития государственных служащих: теорш методология, практика.- М.: Агентство «Квант», 1997. 299с.
  31. А.А., Маркова А. К. Профессиограмм государственного служащего.-М.:РАГС, 1999. -25с.
  32. А.А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионализма.-М.: РАГС, 2000. 123с.
  33. А.А., Зазыкин В. Г., Синягин Ю. В. Мониторинг личностно-профессионального развития в системе подготовки и переподготовки государственных служащих.- М.: РАГС, 1999. 144с.
  34. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения профессионализма. -М.: РАУ, 1993.-71с.
  35. А.А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии.- М.: Луч, 1993.-214с.
  36. А.А., Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры государственных служащих.- М.: РАГС, 1998. 250с.
  37. А.А., Дьячков В. М. Психологические условия и факторы оптимизации личностно-профессионального развития государственных служащих.- М.: РАГС, 1998.-98с.
  38. А.А., Зазыкин В. Г. Психология профессиональной деятельности кадров госслужбы.- М.: РАГС, 1996. 183с.
  39. А.А., Марасанов Г. И. Психолого-акмеологическое консультирование управленческих кадров М.: РАГС, 1996. — 129с.
  40. А.А., Огнев А. С. Акмеологические основы профессионального становления государственных служащих. -Воронеж: ВГПУ, 1998. 297с.
  41. А.А., Орбан Л. Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности.- М., 1995. 208с.
  42. Л.Г. Проблемы современной психологии труда// Психологический журнал. 1992 — № 3. С 14−23
  43. Емельянов А. Л. Руководство коллективом как проблема социальной психодогии. Л.:ЛГУ, 1987. -176с.
  44. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение.-Л.: ЛГУ, 1985.-167с.
  45. Т.А. Социально-психологические и акмеологические факторы профессиональной подготовки госслужащих регионального управления. Автореф, дис. канд.психол. наук-М.:РАГС, 1998. 22с.
  46. Л.Б. Саморегуляция психических состояний госслужащих. Автореф. дис.канд.психол.наук-М.:РАГС, 1997.-24с.
  47. В.Г. Акмеографический подход в развитии профессионализма государственных служащих. Психологическое воздействие в деловом общении. М.: РАГС, 1999. — 88с.
  48. ЗазыкинВ.Г. Психолого-акмеологические условия деятельности специалистов в особых условиях.Автореф.дис.д-ра психол. наук-М. :РАГС, 1994.-66с.
  49. В.Г., Чернышев А. П. Менеджер: психологические секреты профессии.-М.:ЦИТП, 1992. 165с.
  50. В.Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессионализма.- М.:НИИ высшего образования, 1993.-207с.
  51. В.Г., Деркач А. А. Психологические характеристики государственных служащих и их личностно-профессиональное развитие. Конспект лекции,-М.: РАГС, 1997.-31с.
  52. В.П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг.- Л.: ЛГУ, 1989. 55с.
  53. A.M. Психологические основы интенсификации профессиональной подготовки. Автореф. дис. д-ра психол. наук Киев, 1989. -40с.
  54. В.П. Методологические проблемы психологического анализа деятельности // Эргономика. Труды ВНИИТЭ. Вып.8.- М.:3нание, 1983. С17−29.
  55. Иванова Е. М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. -М.:МГУ, 1992.-93с.
  56. В.Г., Белолипецкий В. К., Понеделков А. В. и др. Профессионализм в системе государственной службы.- Р-на-Дону.:СКАГС, 1997. -255с.
  57. В.Г., Сулемов В. А., Радченко А. И., Ивлев И. А., Беклемищев Е. П., Огарев А. В., Понеделков А. В. Кадровое обеспечение государственной службы.-Р-на-Дону.:СКАГС, 1994.-216с.
  58. .С. Роль документальных памятников в общественном развитии. (Теоретические вопросы использования архивных документов).- М.: МИАИ, 1987. 88с.
  59. Т.С. Психология управления. Управленческая деятельность. М.: Росийское педагогическое агентство, 1996.-307с.
  60. И.П. Психологические пути повышения квалификации руководящих кадров.- Рига, 1979. 68с.
  61. Э.А. Социология XX века.- Р-на-Дону.: «Феникс», 1996. 512с.
  62. М.В., Аксенов Ю. М. Курс делопроизводства ДОУ. Учебное пособие.- М.:ИНФРА-М Новосибирск, 1997. -295с.
  63. А.И. Психология хозяйственного управления.-М. Политиздат, 1984.-248с.
  64. А.И. Психологические особенности принятия управленческих решений.- М.'.Знание. 1983.-63с.
  65. Е.А. Психология профессионала.- М.: Воронеж, 1996. -400с.
  66. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. К психологическим основам научной организации труда, учения, спорта. -Казань.: КГУ, 1969.-263с.
  67. Е.А. Введение в психологию труда. М.: МГУ, 1988. — 199с.
  68. Р.Л. Если Вы руководитель — М.:Дело, 1993.352с.
  69. Л.Д. Каким быть руководителю.- Л.: Лениздат, 1986.- 158с.
  70. Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие. -М.: «Ось-89″, 1998. -163с.
  71. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. Санкт-Петербург.: Научно-исследовательский центр развития творчества молодежи., 1993. -54с.
  72. Е.С. Роль и значение психологического фактора в управленческой деятельности.- Л.:ЛГУ, 1979.- 247с.
  73. Н.Н. Психолого-акмеологические условия и факторы эффективного развития профессиональной культуры госслужащих. Автореф.дис. канд.психол.наук.-М.: РАГС, 1999.-24с.
  74. В.Н. Повышение психологической готовности кадров государственной службы к деятельности в стрессовых ситуациях. Автореф.дис. канд.психол.наук.- М.:РАГС 1995.-23с.
  75. В.Н. Психология и этика делового общения. -М.: „ЮНИТИ“, 1997. 279с.
  76. Н.А. Психологические аспекты подбора и проверки персонала. М.:6.и. 1997.-400с.
  77. В.И. Личность в экстремальных условиях.-М.Политиздат, 1989. -303с.
  78. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М. Политиздат, 1975.-304с.
  79. Ломов Б.Ф., Журавлев А. Л. Психология управления. М.:3нание, 1978.-64с. ,
  80. .Ф. К проблеме деятельности в психологии/ Психологический журнал. 1981. — № 5 — С. 212−236.
  81. .Ф. Человек в системах управления.- М.».Знание, 1967.-48с.
  82. .Ф., Китов А. И., Рубахин В. Ф., Филиппов А. В. Актуальные проблемы психологии управления.- М.:Наука, 1987. 92с.
  83. О.В., Хорошилова Е. А. Психология делового общения.- М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1987. -237с.
  84. В.А. Государственный служащий современного типа.- М.: Н. Новгород, ВВАГС, 1995.- 185с.
  85. К.Б. Психология управления. Научно-методическое пособие. М.:ПЕР СЭ, 2000. -140с.
  86. Г. И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. Киров, 1995.
  87. А.К. Психология профессионализма.- М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 308с.
  88. С.Д. Профессионалы в управлении.-М.: Лениздат, 1991.-143с.
  89. Материалы межкафедральной научно-практической конференции «Становление государственной службы в России и подготовка высшего административно-управленческого персонала». -М.: РАГС, 1998.-113с.
  90. А.А. Психолого-акмеологические условия эффективного регионального управления. Автореф.дис. канд.психол.наук.- М.:РАГС 1995. -23с.
  91. В.А. Социально-психологические аспекты управления. Стиль работы руководителя.-М.:Мысль, 1975.-172с.
  92. М.И., Найденова JI.A. О рефлексивном аспекте индивидуального и совместного решения творческих задач// Человек-творчество компьютер. Ч. 2.— М.:3нание, 1987.-158с.
  93. В.И., Сокова А. Н. Элементы культуры управления.-М.:Экономика, 1990.- 217с.
  94. И.Б. Взаимосвязь особенностей профессиональной деятельности государственных служащих и их профессионально важных качеств. Автореф.дис. канд.психол.наук.-М.:РАГС 2000.-22с.
  95. Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД).-М.: 1994.- 84с.
  96. A.M. Профессионализм и компетентность управленческих кадров. Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации.- М.: 1996.-322с.
  97. A.M. Управление: искусство общения.- М.: Сов. Россия, 1983.-237с.
  98. Основы общей и прикладной акмеологии. Учеб. Пособие. -М.: РАГС, 1995.-410с.
  99. Е.Н. Психологические условия повышения эффективности решения госслужащими профессиональных задач (на материале таможенных органов). Автореф.дис. канд.психол.наук.-М.:РАГС, 2000.-24с.
  100. Е.В., Иванова А. Ю., Шувалова Н. Н. Делопроизводство в системе государственной службы. Учебно-практическое пособие.- М.:РАГС, 2000. -477с.
  101. ЮЗ.Павлюк А. В., Киселева Г. И., Воробьев Н. И. Справочник г делопроизводству, архивному делу и основам работы на компьютере. М. СПб.: «Герда», 2000. — 303с.
  102. С.В. Личностные особенности государственны: служащих на разных этапах профессиональной социализации Автореф.дис. канд.психол.наук М.:РАГС, 1997. — 24с.
  103. А.Ю. Управленческое общение. М.:Экономика, 1990.-217С.
  104. Юб.Перминова И. В. Оптимизация организаторской деятельности кадров управления в особых условиях. Автореф.дис. канд.психол.наук.- М.: РАГС, 1997 25с.
  105. К.К. Вопросы психологии труда.- М.: Медицина, 1975. -269с.
  106. Ю.П. Психология профессионального становления личности.- Курск.: 1991.- 198с.
  107. Ю.Д. Совершенствование профессиональной памяти кадров государственной службы.Автореф.дис.канд.психол.наук.- М.: РАГС, 1997 24с.
  108. Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы (Под ред. Деркача А. А. и В.Г. Зазыкина).-М.: РАГС, 1996.-183с.
  109. Психология и акмеология профессиональной деятельности кадров государственной службы / Под ред. Деркача А. А. и Зазыкина В.Г.- М.:РАГС 1998.-214с.
  110. Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления. / Под ред Деркача А. А. и Манушина Э.А.- М.: 1997.
  111. Е.С., Суворова Г. А. Психологические основы профессиографии.- М.: 1990. -136с.
  112. Российское государство и государственная служба на современном этапе. Ред.- сост. Ф. Д. Демидов,-М.: РАГС, 1998.-403с.
  113. В.Ф., Филиппов А. В. Психологические аспекты управления.-М.:Экономика, 1973.- 184с.
  114. C.JI. Основы общей психологии. Т. 1,2.- М.: Педагогика, 1989. T.l. 485с.- Т.2. — 322с.
  115. Е.Ф. О потенциале умственного развития человека// Психология производству и воспитанию. Л.: ЛГУ, 1977−263с.
  116. И.Н. О разработке нормативных морально-нравственных критериев и показателей профессионализма государственных служащих. Акмеология: методология, методы и технологии.-М.: РАГС, 1998. -232с.
  117. И. Государственная служба и культура поведения // Государственная служба. Кадровая политика. Зарубежный опыт.- М.: 1995.-235с.
  118. Н.П. Психологические основы продуктивных отношений в управленческой деятельности. Автореф.дис. канд.психол.наук.-М.: РАУ, 1993. 25с.
  119. А.Л. Социальная психология управления.- Л.: ЛГУ, 1986. 176с.
  120. JI.В. Акмеологические основы работы с персоналом государственной службы (на опыте работы администрации Нижегородской области) / Основы общей и прикладной акмеологии (Под ред. Деркача А.А.). М.- 1995.-410с.
  121. И.Н. Рефлексика новая технология развития творческого потенциала человека. // Система частных наук о человеке. — Н. Новгород, 1992. — 76с.
  122. И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия и организация творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии.,-М.: 1983. № 2.
  123. Н. Вопросы кадровой политики в местных органах управления западноевропейских стран // Государственная служба. Кадровая политика. Зарубежный опыт.- М.: 1995. 227с.
  124. А.П. Акмеологический тренинг (теория, методика, психотехнологии).- М.:Технологическая школа бизнеса, 1996.-428с.
  125. Социально-трудовые отношения на государственной службе: Учеб.-метод. Пособие/ Ин-т труда Минтруда Российской Федерации- Под общ. Ред. Е. Д. Катульского, Ю. М. Забродина, А. Ф. Зубковой. М.:Экономика 1997. — 116с.
  126. Типовая инструкция по делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации, — М.: 1994.- 47с.
  127. А.И. Профессионализация и кадровая политика.-М.: 1998.-194с.
  128. Управленческое консультирование.Т. 1,2/ Под ред. М. Курба.-М.: Интерэксперт, 1992.-Т.1−197с., Т.2 -213с.
  129. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» // Российская газета 3 августа1995.
  130. А.В. Психологические методы работы с кадрами.- М.: МИУ им. С. Орджоникидзе, 1984. 72с.
  131. А.В. Психология управленческой деятельности руководителя.- М.: МИУ им. С. Орджоникидзе, 1980. 76с.
  132. А.В. Психология изучения «человеческого фактора» в управлении // Психологический журнал. 1984. Т.5№ 1.
  133. А.В. Работа с кадрами.- М.: Экономика, 1990.168с.
  134. А.В. Методология психологического анализа управленческой деятельности / Методология инженерной психологии, психологии труда и управления/Под ред. Ломова Б. Ф. и Венды В.Ф.).-М.:Экономика, 1981.—146с.
  135. В.И. Развитие управленческих способностей государственных служащих. Автореф.дис. канд.психол.наук-М.:РАГС, 2000.-23с.
  136. Чтобы документ был ясен. (Из опыта преподавания делопроизводства в ИПК). Министерство культуры БССР Респ. ИПК работников культуры. / под ред. Л. И. Наварко.- Минск.: 1988. 27с.
  137. МО.Шадриков В. Д. Деятельность и способности.- М.: Логос, 1994. -320с.
  138. Р.Х. Перестройка управления: психологический аспект.- Киев: Знамя, 1988. 47с.
  139. В.М. Управленческая психология. М.: Экономика, 1984. -246с.
  140. Л.Н. Психологические условия развития профессиональных важных качеств в процессе обучения и труда. Автореф.дис. канд. психол.наук.- М.: 1980.-25с.
  141. Е.А. Субъекты общественной психологии // Теоретическая и прикладная социальная психология.- М.: Мысль, 1988. 333с.
  142. В.А. Стратегия социологического исследования.- М.: «Добросвет», 1998. 596с.
Заполнить форму текущей работой