Субъектность личности как детерминанта устойчивости студентов к влиянию деструктивных организаций
Модель включает в себя программу работы со студентами — представителями карачаевского этноса, реализуемую посредством активных форм проведения занятий и направленную на рефлексию этнопсихологических качеств, их осмысление и присвоение как детерминант психологической устойчивости к деструктивным влияниям. Для представителей карачаевского этноса в качестве детерминант психологической устойчивости… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава I. Субъектные качества личности как фактор ее психологической безопасности
1.1. Основные направления исследования субъектных характеристик личности в отечественной психологической науке. 14 1.2. Самостоятельность и критичность мышления как ведущие субъектные характеристики личности.
Выводы.
Глава II. Стратегии психологического влияния как предмет научных исследований
2.1. Анализ отечественных и зарубежных исследований психологического влияния на человека.
2.2. Психологические методы и формы воздействия на человека, применяемые деструктивными организациями.
Выводы.
Глава III. Психологическая превенция вовлечения студентов педагогического вуза в деструктивные организации
3.1. Модель психологической превенции подверженности влиянию деструктивных организаций.
3.2. Этнические особенности карачаевцев как фактор устойчивости к деструктивным влияниям.
Выводы
Субъектность личности как детерминанта устойчивости студентов к влиянию деструктивных организаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В современной социокультурной ситуации, характеризующейся отсутствием четких ценностных ориентиров, свобода в их выборе может способствовать духовному порабощению людей различными деструктивными организациями, эксплуатирующими самые значимые и укорененные ценности, а также психологическую неграмотность и незащищенность для вовлечения людей в процесс целенаправленной обработки сознания.
Понятие «деструктивные организации (культы)» широко используется в зарубежной психологической науке, столкнувшейся с проблемой массированного использования против личности достижений психологической науки и практики в 70-е годы ХХ-го столетия (S. Hassan, P. Zimbardo, S. Andersen, R. J. Lifton, M.L. Tobias, J. Lalich). Деструктивность группы определяется не спецификой ее жизнедеятельности или неортодоксальностью верований, а главным результатом ее практики — разрушением личности. В зарубежной психологической практике противодействие процессу десоциализации личности осуществляется в рамках «консультирования о выходе» (D. Clark, С. Giambalvo, N. Giambalvo, К. Garvey, М. Langone).
В орбиту исследований отечественных психологов проблема влияния деструктивных организаций попала сравнительно недавно. В научной литературе единично представлены работы, посвященные специфике психологической помощи жертвам деструктивных организаций, методам психологической профилактики вовлечения в деструктивные организации (Е.Н. Волков, А. В. Романов, А. А. Скородумов, Д.Г. Трунов).
Между тем, деструктивные организации активно внедряются в российское общество, апеллируя к таким человеческим чувствам и потребностям, как милосердие, поиск смысла жизни, потребность в понимании и принятии, стремление к самореализации и социальной успешности.
Наиболее часто жертвами манипулятивного «контроля сознания» (mind control) или «реформирования мышления» (thought reform) становятся молодые люди, решающие проблемы духовного самоопределения (S. Hassan). В связи с этим, особую значимость имеет обучение молодежи навыкам диагностики влияний манипулятивного характера и развитие психологической устойчивости к влиянию деструктивных организаций. Однако в реальных образовательных пространствах вузов данный вектор работы практически не представлен.
В этих условиях исключительную роль приобретает психологическая превенция влияния деструктивных организаций в педагогических вузах, так как именно будущие педагоги смогут помочь подросткам, и старшеклассникам сформировать представление о деструктивных организациях и способствовать развитию личностных качеств, повышающих устойчивость к деструктивным психологическим влияниям.
Необходимость разработки программ психологической профилактики влияния деструктивных организаций среди студентов — будущих педагогов, направленных на развитие субъектных качеств личности обусловила актуальность темы, теоретическую и практическую востребованность исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы психологические факторы устойчивости личности к влиянию деструктивных организаций и каким образом должна быть организована превентивная работа со студентами по предотвращению их вовлечения в деструктивные организации? Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является психология влияния, а его предметом — формы и методы развития качеств личности, повышающих устойчивость к психологическому влиянию деструктивных организаций на студентов вуза.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования был выдвинут ряд предположений, выступивших в качестве гипотез исследования:
1. Влияние деструктивных организаций на человека основывается не только на манипулятивных стратегиях, но и на несформированности качеств личности, обусловливающих ее психологическую устойчивость.
2. Психологическая превенция влияния деструктивных организаций на студентов вуза должна быть ориентирована на помощь в осознании механизмов и способов психологического воздействия и на формирование личностных качеств, обеспечивающих психологическую безопасность человека.
3. Система занятий, направленная на помощь студентам в рефлексии своих этнопсихологических особенностей как фактора устойчивости к деструктивному влиянию повысит эффективность психологической превенции негативного воздействия деструктивных организаций.
Для доказательства выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи:
— проанализировать теоретические и эмпирические работы, посвященные психологическому влиянию с целью выяснения факторов устойчивости личности к деструктивным воздействиям;
— выделить и систематизировать психологические формы и механизмы воздействия на сознание и поведение человека, применяемые в деструктивных организациях;
— изучить субъектные качества личности человека и теоретически обосновать их роль в обеспечении устойчивости личности к влиянию деструктивных организаций;
— определить основные направления, формы и методы психологической превенции вовлечения студентов педагогического вуза в деструктивные организации;
— разработать тренинговую программу занятий по содействию в развитии субъектных качеств личности у студентов, предрасположенных к влиянию деструктивных организаций;
— дать содержательную характеристику превентивной работы со студентами по развитию устойчивости их личности к влиянию деструктивных организаций с учетом этнопсихологических особенностей (на примере карачаевского этноса).
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют: концептуальные положения о человеке как субъекте деятельности и жизненного пути (Б.Г. Ананьев, К. А. Абульханова, А. В. Брушлинский, Б. С. Братусь, А.К. Ос-ницкий, А. В. Петровский, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков и др.) — концепции содействия развитию субъектности личности в образовательном процессе вуза (Б.Г. Ананьев, Г. А. Берулава, А. И. Донцов, И. Б. Котова и др.) — представления о самостоятельности и критичности мышления как субъектном свойстве личности (С.Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский, Л. А. Ростовецкая, A.M. Матюшкин, Н.А. Мен-чинская, Д. Б. Богоявленская, Д. Халперн и др.) — результаты теоретических и практических исследований, посвященных психологии влияния и манипуляций (Б.Ф. Поршнев, Е.С. До-ценко, Ф. Зимбардо, Р. Чалдини, Э. Шостром и др.), психологическим аспектам деятельности деструктивных организаций (А.Л. Дворкин, Е. Н. Волков, Р. Лифтон, С. Хассен, Ф. Зимбардо и др.) — практические разработки форм и методов групповой работы (И.В. Дубровина, Л. А. Петровская, Ю. Н. Емельянов, В. В. Петрусинский, Е. В. Сидоренко и др.).
База исследования и контингент испытуемых: студенты 1 — 5-х курсов Карачаево-Черкесского государственного университета. В исследовании приняли участие 275 студентов.
Методы и источники исследования. Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы: сравнительно-сопоставительный анализ психологической литературы по изучаемой проблемеметоды сбора и интерпретации теоретического и фактологического материаламетод психологического моделированияметодика диагностики потребности в поисках ощущений М. Цукерманметодика многофакторного исследования личности Р. Кеттелламетодика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймондатест самоактуализирующейся личности.
Источниками для проведения исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам психологического влияния, деструктивных форм воздействия и психологических приемов, применяемых деструктивными организациями, а также психологическим детерминантам устойчивости личности к влиянию деструктивных организацийвопросам субъектности человека и развития субъектных качеств личности, субъектности педагога и возможностям ее транслирования в педагогическом взаимодействииучебники и учебные пособия по педагогической психологии, психологии личности, психологии влияния, педагогике, психопрофилактике, социологии, сектоведении и т. д.- монографии ведущих отечественных психологов, авторефераты, докторские и кандидатские диссертации по исследуемой проблеме, материалы всероссийских и региональных конференций по психологии.
Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предпринята попытка рассмотреть развитие субъектных качеств личности как вектор превентивной работы, направленной на повышение устойчивости личности к влиянию деструктивных организаций. В работе выявлены малоизученные аспекты организации психологической превенции со студентамивыделены и содержательно описаны формы и методы превентивной работы со студентами вуза по предотвращению их вовлечения в деструктивные организациипредпринята попытка рассмотрения этнопсихологических особенностей личности как фактора устойчивости к влиянию деструктивных организаций.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что доказана роль субъектных качеств как фактора устойчивости личности к деструктивному влиянию. Теоретический анализ форм и методов психологического влияния расширяет и углубляет современные представления о способах воздействия на человека, используемых деструктивными организациями.
Практическая значимость исследования заключается в следующем: в работе поставлен вопрос о необходимости проведения превентивной работы по предупреждению вовлечения молодежи в деструктивные организации и разработаны формы и методы такой работы, представлена модель ее организации, описаны содержательные характеристикиразработана программа психологической превенции влияния деструктивных организаций, учитывающая три важнейших компонента — возрастные особенности студенческого возраста, профессиональную направленность (предлагается программа работы с будущими учителями, которые в дальнейшем могут оказывать позитивное влияние на учеников), этноспихологи-ческие особенности субъектов образовательного процесса.
Разработанные модель и программы психологической превенции позволят оптимизировать направления деятельности вузов, нацеленные на повышение психологической безопасности студентов.
Предлагаемые программы могут быть использованы как для совершенствования превентивной психологической помощи студентам педагогических вузов, так и для работы со студентами непедагогических вузов. Модифицированные программы, описанные в диссертации, могут быть востребованы школьными психологами, сотрудниками молодежных отделов различных общественных организаций. Отдельные авторские методики и психотехники могут получить применение в работе практических психологов.
Программа факультативного курса по психологии «Этнические психологические особенности личности как фактор ее устойчивости к влиянию деструктивных организаций» может быть использована в качестве методического пособия преподавателями вузов и школ.
Достоверность результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позицийаргументацией критериев устойчивости личности к деструктивным воздействиямразнообразием используемых методов, адекватных целям и задачам исследованиясодержательным анализом фактов, полученных при использовании диагностических процедурдостаточным объемом экспериментальной выборки.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и получили позитивную оценку на научных конференциях преподавателей и аспирантов КЧГУ (Карачаевск, 1995) — Эльбрусских чтениях «Воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры» (Нальчик, 1996) — Южно-Российских психолого-педагогических чтениях «Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона» (Ростов-на-Дону, 1997) — Всероссийской научно-практической конференции «Развивающаяся личность в системе высшего образования в России» (Ростов-на-Дону, 2002) — на межвузовских, внутриву-зовских и региональных научно-практических конференциях, семинарах и совещаниях в период с 1997;го по 2004;й годына методических семинарах и заседаниях кафедры педагогической психологии КЧГУ. Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс КЧГУ, СОШ № 1 г. Карача-евска и СОШ а. Верхняя Теберда.
Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать основные положения, выносимые на защиту:
1. Устойчивость личности к влиянию деструктивных организаций детерминируется сформированностью ее субъектных качеств, среди которых наибольшее значение имеют самостоятельность, критичность, тенденция к самодетерминации, стабильность ценностно-смысловых ориентации, позиция субъекта жизни.
2. Для предотвращения распространения влияния деструктивных организаций среди студентов вуза необходимо создание комплексной программы психологической превенции. Значимость данного направления психологической работы в образовательном пространстве педагогического вуза обусловлена возможностью транслирования будущими педагогами своей системы ценностей и личностных характеристик учащимся.
3. Основным вектором психологической профилактики вовлечения студентов вуза в деструктивные организации является осознание значимости развития субъектных качеств личности, обеспечивающих ее психологическую устойчивость к деструктивным влияниям.
4. Модель психологической превенции вовлечения студентов педагогического вуза в деструктивные организации должна включать в себя следующие направления работы: психологическое просвещение (циклы лекций, бесед, комплекты специальной литературы), научно-исследовательская деятельность (изучение детерминант психологической устойчивости личности, составление психологических портретов членов различных деструктивных организаций, отбор и анализ эффективных методик психологической помощи, составление программ, нацеленных на развитие самостоятельности, критичности и др.), тренинговые занятия со студентами, предрасположенными к влиянию деструктивных организаций по развитию субъектных качеств личности и индивидуальное консультирование.
5. Психологическая профилактика вовлечения студентов в деструктивные организации должна включать в себя психологическую работу, направленную на осознание этнопсихологических особенностей как факторов психологической безопасности личности.
6. Для представителей карачаевского этноса детерминантами устойчивости личности к деструктивным влияниям являются: сопротивление внешним изменениям, преданность семье и роду, геронтимия, миролюбие и этнопсихологическая ровместимость, высокая ценность научного знания, стремление к образованию и др. В качестве мишеней для манипуляций могут выступать: групповой конформизм, контексту-альность, идеал мужественности мужчины, личная преданность группе, аффективная вовлеченность в ситуации, доверие гостю и др.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованной литературы. Основной текст диссертации — 203 страницы. Список использованной литературы содержит193 источника.
выводы.
В рамках диссертационного исследования была разработана модель психологической превенции влияния деструктивных организаций, при построении которой были учтены особенности педагогической профессии, этнопсихологические детерминанты устойчивости личности, специфика развития в студенческом возрасте, региональные потребности в работе такого рода среди молодежи.
Психологическое моделирование содержательно учитывало данные эмпирического исследования, позволившие выделить наиболее проблемные зоны дальнейшей работы, доказавшие актуальность и востребованность такого направления психологической превенции среди студентов педагогического вуза.
Модель психологической превенции представлена содержательным описанием работы по пяти направлениям: психологическому просвещению, научно-исследовательской деятельности, тренинговым занятиям со студентами, предрасположенными к влиянию деструктивных организаций по развитию субъектных качеств личностифакультативным курсом, направленным на помощь студентам в осмыслении собственных этнопсихологических особенностей как детерминант личностной устойчивости, индивидуальным консультированием.
Система тренинговых занятий по развитию субъектных качеств у студентов, предрасположенных к влиянию деструктивных организаций, включает в себя четыре блока систематических занятий:
— первый блок — диагностический;
— второй блок — содействие студентам в развитии критического мышления;
— третий блок — психологическое обучение, направленное на повышение степени самостоятельности и самодетерминации;
— четвертый блок — психологическая помощь студентам в развитии других субъектных качеств и психологических навыков, препятствующих влиянию деструктивных организаций.
В процессе теоретического анализа были описаны этнопсихологические особенности карачаевцев, в соответствии с которыми построена программа факультативного курса по предупреждению влияния и распространения деструктивных организаций среди представителей карачаевского этноса.
В качестве ведущих этнопсихологических особенностей были выделены следующие: этнопсихологическая совместимость, толерантность, групповой конформизм, контекстуаль-ность, регламентируемые социально-психологические роли мужчин и женщин, мужественность, смелость и воинственность, высокая личностная значимость образования, герон-тимия, энергичность, настойчивость, целеустремленность.
В процессе проведения и конструирования занятий перечисленные качества были осмыслены студентами с позиции психологических опор и с позиции психологических мишеней для манипуляций. В частности, такие качества, как сопротивление внешним изменениям, преданность семье и роду, геронтимия, сочетание зависимости от группы и высокий уровень самостоятельности (в том числе и женщин), миролюбие и этнопсихологическая совместимость, высокая ценность научного знания и стремление к образованию и т. д.
В качестве мишеней для манипуляций могут выступать групповой конформизм, контекстуальность, идеал мужественности мужчины, личная преданность группе и преобладание аффективной вовлеченности в различные ситуации, доверие гостю и др.
Данная программа занятий представлена следующими разделами: «Проблема манипулирования сознанием человека в современном мире», «Виды деструктивных организаций и их психологические характеристики», «Этнопсихологические особенности карачаевца как опоры для предотвращения воздействия деструктивных организаций или как мишень для манипуляций» и «Субъектные качества представителей карачаевского этноса».
В модели психологической превенции определены критерии ее эффективности, содержательно описаны занятия, систематизированы теоретические основания и даны практические рекомендации по ее реализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В рамках данной диссертационной работы был рассмотрен актуальный в настоящее время вопрос о возможности предотвращения быстрого распространения влияния на территории нашей страны деструктивных организаций.
Если формы работы с адептами различных деструктивных организаций и направления психологической помощи их родственникам и становятся предметом изучения практических психологов, то содержательные и организационные вопросы психологической превенции практически не представлены ни в психологической практики, ни в психологической теории. Между тем, превентивная работа среди молодежи является необходимой, а проведение такой работы со студентами педагогического вуза приобретает еще большую актуальность в связи с тем, что педагог, «зараженный» деструктивной организацией, будет в силу своей статусной позиции оказывать влияние на своих учащихся.
В результате теоретического анализа психологических исследований в диссертации было доказано, что влияние деструктивных организаций определяется не только совершенством применяемых ими способов манипуляций и наличием психологических мишеней в человеке, но и наличием и степенью выраженности таких личностных качеств, как самостоятельность, самодетерминируемость, критичность и другими. Перечисленные качества в отечественной психологии объединены и обозначены как качества субъекта жизни. Именно развитие субъектных качеств и может обеспечивать психологическую безопасность личности в ситуациях воздействия деструктивных организаций.
В ходе эмпирического анализа и психологического моделирования в диссертационной работе были выделены формы, методы и основные направления психологической превенции среди студентов педагогического вуза по предотвращению их вовлечения в деструктивные организации.
Результаты проведенного исследования могут быть обобщены в следующих выводах.
1. Деструктивные организации используют в процессе вербовки новых членов законы психологического влияния на человека и различные виды психологических манипуляций. Личностными качествами, обеспечивающих психологическую устойчивость к деструктивным влияниям, являются: самостоятельность, критичность мышления, стабильность ценностно-смысловых ориентаций, высокий уровень ответственности за собственные поступки и действия. В отечественной психологической науке перечисленные качества рассматривают как субъектные параметры личности.
2. Оказание психологической помощи членам деструктивных организаций затруднено и не может иметь массовый характер. Основным видом работы психолога по данной проблеме должна стать психологическая превенция влияния деструктивных организаций, направленная на актуализацию и развитие субъектных качеств личности, детерминирующих ее устойчивость к деструктивным влияниям.
3. Превенция вовлечения студентов педагогического вуза в деструктивные организации может осуществляться в рамках модели, включающей следующие компоненты:
— психологическое просвещение (циклы лекций, бесед, комплекты специальной литературы);
— научно-исследовательская деятельность (изучение детерминант психологической устойчивости личности, составление психологических портретов членов деструктивных организаций, отбор и анализ методик психологической помощи и др.);
— тренинговые занятия со студентами, предрасположенными к влиянию деструктивных организаций по развитию у них субъектных качеств личности;
— индивидуальное консультирование.
4. Разработанная модель психологической профилактики вовлечения студентов педагогического вуза в деструктивные организации учитывает факторы устойчивости личности, детерминированные ее этнопсихологическими особенностями, и включает в себя направление работы по осознанию студентами этнопсихологических качеств, повышающих психологическую безопасность личности.
5. Модель включает в себя программу работы со студентами — представителями карачаевского этноса, реализуемую посредством активных форм проведения занятий и направленную на рефлексию этнопсихологических качеств, их осмысление и присвоение как детерминант психологической устойчивости к деструктивным влияниям. Для представителей карачаевского этноса в качестве детерминант психологической устойчивости выступают: сопротивление внешним изменениям, преданность семье и роду, геронтимия, миролюбие и этнопсихологическая совместимость, высокая ценность научного знания и стремление к образованию и др. Мишенями для манипуляций могут стать: групповой конформизм, контекстуальность, идеал мужественности мужчины, личная преданность группе, аффективная вовлеченность в различные ситуации, доверие гостю и др.
6. Ориентиром перспективного саморазвития для корректировки психологических мишеней влияния и обеспечения психологической безопасности личности к влиянию деструктивных организаций является позиция субъекта жизни, повышение доли критичности и самостоятельности.
7. Перспективными направлениями исследования по данной проблеме являются:
— разработка программ превентивной работы с учетом этнопсихологических особенностей представителей других этносов;
— апробация модели психологической превенции;
— создание программ обучения будущих педагогов формам и методам психологической превенции среди учащихся.
Список литературы
- Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. Брест, 1993. 144с.
- Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.
- Абульханова К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). М. Воронеж, 1999. — 224 с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. — 299с.
- Активность и жизненная позиция личности. М. 1988.
- Актуальные вопросы психологии личности. М. 1988.
- Александрова Н.Х. Особенности субъектности человека на поздних этапах онтогенеза. Автореф.д. психол. наук. М., 2000. 32 с.
- Алексеева А.П. Карачаевцы и балкарцы древний народ Кавказа. М., 1993.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекоз-нания. М., 1977.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
- Андреева Г. С. Социальная психология. М., 1988. 430 с.
- Арабов И.А. Семья и этнокультурные традициивоспитания семьянина. Монография. Карачаевск, 1996.
- Арабов И.А., Нагорная Г. Ю. Этнопедагогика. Карачаевок, 1999.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М. 1990.
- Асмолов А.Г., Братусь B.C., Зейгарник Б. В. и др. Некоторые перспективы исследования смысловых образований личности // Вопр. психологии. 1979. № 4.
- Байрамкулов A.M. Чьей землей была территория1. Карачаево
- Черкесии и Кабардино-Балкарии. Невинномысск, 2003.
- Батаев В. Г. Тоталитарные приемы борьбы с так называемыми «тоталитарными сектами» // Независимый психиатрический журнал. 1995. № 1. С. 39−41.
- Баталов А.А. Понятие профессионального мышления. М., 1994.
- Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М., 2000. 350 с.
- Батчаева Х. Х-М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа (история, теория, практика). Казань: Изд-во Казанского университета, 2002.
- Березин А.Ф. Развитие субъектности студентов-психологов в процессе самостоятельной учебной деятельности. Дисс. канд психол. наук. Ставрополь, 2002.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди и Люди, которые играют в игры. М., 1988.
- Богоявленская Б.Д. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии. -1971. -№ 1.
- Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. М., 1998. 167 с.
- Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Гуманистическая и трансперсональная психология. Хрестоматия. Минск М., 2000. — С.54−71.
- Брушлинский А.В. Проблема психологии субъекта. М., 1994.
- Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психол. журн. 1991. Т. 12. № 6. С.3−10- 1992. Т. 13. № 6. С.3−12- 1993. Т. 14. № 6. С.3−15.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.- Воронеж, 1996.
- Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. Киев, 1997.
- Волков Е. Н. Анализ жизненного решения: проверка на манипулирование и контроль сознания // Журнал практического психолога, 2000, № 1−2. С. 126−128.
- Волков Е. Н. Будущее автоматизация всех людей плюс гуманизация всех компьютеров? Размышления над книгой Р. Чалдини «Влияние: наука и практика» // Журнал практического психолога. — М., 1999. № 7. С. 112−121.
- Волков Е. Н. Консультирование жертв интенсивного манипулирования психикой: основные принципы, особенности практики // Журнал практического психолога. 1997. № 1. С. 102−109.
- Волков Е. Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога. 1996. № 3. С. 76−82.
- Волков Е. Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журнал практического психолога. 1996. № 5. С. 86−95.
- Волков Е.Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) // Журнал практического психолога. 1996.№ 2. С. 87−93.
- Волкова Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика. Автореф. д. психол. н. М., 1998. — 50 с.
- Галузяк В.М., Сметанский Н. И. Проблема личностной референтности педагога // Педагогика, 1998. № 3. -С. 18−24
- Гегель Л.А., Москвичева Л. Н., Щепкина Е. В. Патернализм или самостоятельность. Выбор пути российского студенчества. / Система воспитания в высшей школе. Аналит. обз. НИИВО. Вып. 8. М., 1998. — С.1−25.
- Генковска В.М. Особенности саморегуляции как фактора психологической устойчивости личности в критических условиях. Дисс. Киев, 1990.
- Грачёв Г. В. Информационная безопасность личности: теория и технология психологической защиты: Дис.. д-ра психол. наук. М. — 2000.
- Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М., 1989.
- Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб., 1997.
- Гройсман А.Л. Личность. Творчество. Регуляция состояний. Руководство по театральной и паратеат-ральной психологии. М., 1998.
- Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. 1-е изд., стереотипное. Л.: Гидрометиздат, 1990.
- Дворкин А. Л. Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или Пособиие для тех, кто не хочет быть завербованным. М., 1995
- Дворкин А.Л. Сектоведение: Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Н. Новгород, 2002.- 813 с.
- Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993 г.-432 с.
- Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе. М., 1996.
- Документы по истории Балкарии. Составитель Е.
- О. Крику нова. Нальчик, 1962.
- Доценко Е. Л. Механизм межличностной манипуляции // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1993. N 4. С. 3−13.
- Доценко Е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механизм, защита. М.: 1997. 343 с.
- Душков Б.А. Психосоциология менталитета и нооменталитета. Учебное пособие для вузов. Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Минск, 1981. 383 с.
- Загрядская Н.Н. Психологическая поддержка старшеклассников при решении ими экзистенциальных проблем. Дисс. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1999.- 194 с.
- Зарайский Д.А. Умение управлять чужим поведением. Технология личного психологического влияния. Дубна: Изд. Центр «Феникс», 252 с.
- Зеличенко А.И. Психология духовности. М., 1996.
- Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., 2000. -448 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1997.-480 с.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М. 1994.
- Игры обучение, тренинг, досуг. / Под ред. В. В. Петрусинского. — М., 1994. — 368 с.
- Исцеление от культов: помощь жертвам психологического и духовного насилия / Под ред. Майкла Д. Лан-гоуни. Пер. с англ. Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского. Волков Е. Н. Волкова И.Н. — 213 с.
- Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. М., 1988.
- Карачаевцы и балкарцы: язык, этнография, археология, фольклор. / Под ред. Тенишева Э. Р. М., 2001.
- Карачаевцы. Под ред. Л. И. Лаврова. Черкесск, 1978.
- Клименко И.Ф. Формирование у студентов навыков исследовательской деятельности // Специалист. 1998. — № 10. — С. 17 — 18.
- Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.
- Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980.
- Конопкин О.А. Феномен субъектности в психологии личности //Вопросы психологии. 1994. № 6. С.148−150.
- Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов-на-Дону, 1994. — 294 с.
- Котова И.Б., Абрекова Л. О., Ковалева А. Н. Негосударственный университет как личностно развивающая среда: преимущества и возможности // Развивающаяся личность в системе высшего образования России. 4.4. Ростов н/Д., 2002. — С.38−52.
- Коул П., Холл Дж. Психология юности. СПб., 2000. -547 с.
- Крайг Г. Психология развития. СПб, 2000. 992 с.
- Крупное А.И. Об изучении и формировании свойств личности студента // Студент на пороге XXI века. М. 1990.
- Крылов А.А., Юрьев А. И. Этические принципы и правила работы психолога // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова. Л., 1990. С.264−271.
- Крысько В.Г. Этническая психология: Учебноепособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г. К. Субъект деятельности в онтогенезе // Вопросы психологии. 2001. № 4. С.14−30.
- Куликов Л.В. Мозаика радости. Разд. 10: Тоталитарные секты. СПб: Изд-во «Питер», 1997. С.295−316.
- Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. СПб., 1995. -136 с.
- Лайпанов К.Т. Этногенетические взаимосвязи карачаево-балкарцев с другими народами. Черкесск, 2002.
- Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. 1989. № 3. С.11−21.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 1999.
- Лисовский В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента. Л., 1974.
- Лифтон Р. Причины и перспективы сектантского насилия. Воронеж, 1991.
- Лифтон Р. Психология тоталитаризма. М., 1993.
- Личность, культура, этнос: современнаяпсихологическая антропология / Под общей ред. А. А. Велика. М.: Смысл, 2001.
- Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Су-хобская. СПб., 1996.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
- Лурье С.В. Историческая этнология: Учебное пособиедля вузов.1. М: Аспект Пресс, 1997.
- Майерс Д. Социальная психология. СПб. 1997 г.
- Макдауэлл Дж., Стюарт Д. Обманщики. Во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последователей. М. 1993 г.
- Малисова И.Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентаций личности // Психол. журн. 1994. — Т.15. № 4. — С.94−102.
- Мартин У. Царство культов. СПб. 1992. 350 с.
- Материалы научной сессии по проблемепроисхождения Балкарского и Карачаевского народов. Нальчик, 1960.
- Матюшкин А. М. К характеристике продуктивных процессов мышления / Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления. (К симпозиуму). М., 1975.
- Матюшкин А. М. К характеристике продуктивных процессов мышления / Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления. (К симпозиуму). М., 1975.
- Ментальность россиян / Под ред. И. Г. Дубова. М., 1997.
- Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопр. психол. 1997. — № 4. — С.28−38.
- Муссакаев А.И., Першиц А. И. Народные традиции кабардинцев ибалкарцев. Нальчик, 1992 .
- Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М., 1989. 288 с.
- Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник. Белгород, 1997.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. / Под ред. Шведовой Н. Ю. Изд. 19-е. М., 1987.
- Осницкий А.К. Диагностика самостоятельности учащихся в школе и СПТУ: Методические рекомендации для практических психологов. Иваново, 1991.
- Осницкий А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1. С.5−19.
- Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Москва — Нальчик, 1996. — 125 с.
- Осницкий А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. М., 1986.
- Осницкий А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся // Вопросы психологии. 1992. № 1,2.
- Очерки истории Карачаево-Черкесии. Под ред. В. Н Невской.
- Ставропольское изд-во, 1967, т. 2.
- Очерки истории Карачаево-Черкесии. Под ред. В. Н. Невской.
- Ставропольское изд-во, 1967, т. 1.111 .Павличенко Ю. В. Интегральная индивидуальность и этнос. Монография. Карачаевск: КЧГПУ, 2001.
- Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб., 2000. — 528 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. М., 1998. — 512 с.
- Петровская Л.А. Изучение психологии и самопознание // Развивающаяся психология основа гуманизации образования. Материалы Первой Всероссийской научно-методической конференции. / Под ред. В.Я. Ляу-дис, Н. Н. Корж. Москва, 1998. С. 178.
- Петровская Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М., 1997.
- Петровский В.А. Личность в психологии. Парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996.
- Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. Ростов-на-Дону, 1993.
- Петровский В.А. Очерк теории свободной причинности // Вестник Сам. ГУ, 1996.
- Пищик В.И. Транслирование менталитета в процессе общениявоспитателя и ребенка. Автореф. к. психол. н. Ростов-на-Дону, 1997.
- Пономарева В.В. Психологическая подготовка студентов педагогического вуза к осуществлению личностно-развивающего образования. Дисс. канд. психол. наук. Ставрополь, 2001. — 177 с.
- Попов Л.М. Психология самодеятельного творчества студентов. Казань, 1990. 238 с.
- Поршнев Б.Ф. Контрсуггестия и история // История и психология М, «Наука», 1971.
- Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова, С.А. Маниче-ва. СПб., 2000. — 560 с.
- Практическая психодиагностика / Ред.-сост. Р.Я. Рай-городский. Самара, 1998.
- Пронин И.П. Работа психолога с членами новых религиозных движений // Вопр. психол. 2004. № 4. С.59−64.
- Психическая саморегуляция. Сб. Статей. Алма-Ата, 1973.
- Психологические механизмы в деструктивных сектах: Сб. научной конференции ассоциации психологов Санкт-Петербурга. СПб., 2001.
- Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова. М., 1999. — 584 с.
- Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. — 494 с.
- Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 1998.
- Рабочая книга практического психолога: Технологии эффективной профессиональной деятельности / Науч. ред. А. А. Деркач. М., 1996.
- Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. Самарский Государственный педагогический университет. Самара: Изд. Дом «Бахрах», 1997. 639 с.
- Рейнхард Л. Трансформация. М., 1994.
- Романов А.В. Психологические причины вовлечения в деструктивные религиозные культы // Журнал практического психолога. — 2000, № 1−2. — С. 35−39.
- Ростовецкая Л.А. Самостоятельность личности в познании и общении. Ростов н/Д., 1975. 297 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1998.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. -415 с.
- Семейная этнопедагогика и современная национальная школа: Материалы межвузовской научной конференции. Карачаевск, 1997.
- Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. СПб., 2000. — 234 с.
- Сидоренко Е.В., Хрящева Н. Ю. Тренинг в практической подготовке психологов. // Актуальные проблемы психологической теории и практики. / Под ред. А. А. Крылова. СПб., 1995. С. 99−106.
- Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа // Человек, 1994. № 5. С. 21.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995.
- Словарь практического психолога / Сост. Ю. С. Головин. Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство ACT», 2003.
- Смирнов И.В. Психотехнологии. М., 1996.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М., 1995.
- Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М., 1983.
- Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.
- Социально-экономическое развитие Карачая в 19 веке. В. Н. Невская. Черкесск, 1960.
- Социально-экономическое, политическое и культурное развитие народов Карачаево-Черкесии (17 901 917). Под ред. П. А. Шацкого, СП. Шацкой. Изд. РГУ, 1985.
- Старовойтенко Е.Б. Жизненные отношения личности. Киев, 1992.151 .Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999.
- Стиль жизни личности. Теоретические и методологические проблемы. Киев. 1982.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
- Татенко В.А. Психология в субъектном измерении. Киев, 1996. 404 с.
- Тебуев Р. С, Хатуев Р. Т. Очерки истории карачае-во-балкарцев. Москва-Ставрополь, 2002.
- Текеев К.М. Карачаевцы и балкарцы. М., 1989.
- Тоидис В.П. Этнонациональное самосознание как феномен культуры. Монография. Карачаевск: КЧГПУ, 1999.
- Трунов Д.Г. Родители, дети и религиозные организации // Журнал практического психолога. 1996. № 4. С. 60−65.
- Тхостов А.Ш. Топология субъекта // Вестн. Моск. унта. Сер.14 Психология. — 1994. — № 3. — С.3−12.
- Угринович Д.М. Психология религии. М., 1986. 300 с.
- Улыбина Е.В. Обыденное сознание в картине мира личности. Автореф. д. психол. н. 1999. 27 е.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1991. -360 с.
- Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М., 1991. 244 с.
- Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего. М., 1999. 256 с.
- Хаксли О. Наркотики, которые формируют умы людей //Internet. — http:// www / high.ru //library/ hux-ley/Drugs.html.
- Халперн Д. Психология критического мышления. -СПб., 2000. 512 с.
- Хассен С. Борьба с культовым контролем сознания: бестселлер-руководство № 1 по защите, спасению и выздоровлению от деструктивных культов. Нижний Новгород, 1997.
- Хассен С. Контроль сознания и феномен культа. // Джиамбалво К. Консультирование о выходе: семейное воздействие. Н. Новгород.1995.
- Хозяйство и материальная культура народов Кавказа в Х1Х-ХХ вв. Под ред. Гарданова В. К. М., 1971.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
- Целикова В.В. Групповое мышление как механизм влияния на личность в деструктивном культе // Журнал практического психолога. 1997. № 1. С. 98−101.
- Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 2000.
- Чебышев Н., Каган В. Высшая школа XXI века: проблема качества // Высшее образование в России. -2000. № 1. — С.19−22.
- Чекменов С.А. Социально-экономическое развитие Ставрополья и Кубани в конце 18 в. и в первой половине 19 в. Пятигорск, 1967.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
- Чудновский В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии // Психол. журн. 1993. Т.14. № 5. С.3−12.
- Шалютин Б.С. Со-субъектность как основание морального, понятийного и религиозного сознания // Религия, человек, общество: Тезисы сообщений Международного научного религиоведческого Конгресса (Курган, 22−24 сентября 1998 г.). Курган, 1998.
- Шевеленкова Т.Д. Исследование личностного способа существования человека в современном мире (Опыт гуманистического направления в зарубежной психологии) // Психология личности в условиях социальных изменений. М., 1993. С. 24.
- Шейнов В.П. Скрытое управление человеком. Мн., 2000. 848 с.
- Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.
- Шиллер Г. Манипуляция сознанием / Пер. с англ. М.: Мысль, 1980. -326 с.
- Шорохова Е.В. Проблема «Я» и самосознание // Проблемы сознания. М., 1966.
- Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек манипулятор / Пер. с англ. Минск, 1992.
- Штарке К. Студенты. Становление личности. М., 1982. -136 с,
- Ядов В.А. Социологические исследования: методология, программы, методы. Самара, 1995. — 328 с.
- Якиманская И.С. Субъектный опыт // Новые ценности образования. М., 1995. С.101−103.
- Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997.
- Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1983.
- Hassan, S. Combatting Cult Mind Control. Park Street Press, 1990, Rochester, Vermont, pp. 112−114, 121−123.
- Mark N. Wexler. Expanding the Groupthink Explanation to the Study of Contemporary Cults. Cultic Studies Journal, Vol. 12, No. 1, 1995, pp. 49−79.
- Tobias, M. L. and Lalich, Janja. Captive hearts, captive minds: freedom and recovery from cults and abusive relationships. Hunter House Inc., Alameda, CA, 1994, pp. 3233
- Zimbardo P., Andersen S. Understanding Mind Control: Exotic and Mundane Mental Manipulations. In Recovery from Cults: Help For Victims of Psychological and Spiritual Abuse. Ed. M. D. Langone. W. W. Norton, NY, 1995.