Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Субъектность личности как детерминанта устойчивости студентов к влиянию деструктивных организаций

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Модель включает в себя программу работы со студентами — представителями карачаевского этноса, реализуемую посредством активных форм проведения занятий и направленную на рефлексию этнопсихологических качеств, их осмысление и присвоение как детерминант психологической устойчивости к деструктивным влияниям. Для представителей карачаевского этноса в качестве детерминант психологической устойчивости… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Субъектные качества личности как фактор ее психологической безопасности

1.1. Основные направления исследования субъектных характеристик личности в отечественной психологической науке. 14 1.2. Самостоятельность и критичность мышления как ведущие субъектные характеристики личности.

Выводы.

Глава II. Стратегии психологического влияния как предмет научных исследований

2.1. Анализ отечественных и зарубежных исследований психологического влияния на человека.

2.2. Психологические методы и формы воздействия на человека, применяемые деструктивными организациями.

Выводы.

Глава III. Психологическая превенция вовлечения студентов педагогического вуза в деструктивные организации

3.1. Модель психологической превенции подверженности влиянию деструктивных организаций.

3.2. Этнические особенности карачаевцев как фактор устойчивости к деструктивным влияниям.

Выводы

Субъектность личности как детерминанта устойчивости студентов к влиянию деструктивных организаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной социокультурной ситуации, характеризующейся отсутствием четких ценностных ориентиров, свобода в их выборе может способствовать духовному порабощению людей различными деструктивными организациями, эксплуатирующими самые значимые и укорененные ценности, а также психологическую неграмотность и незащищенность для вовлечения людей в процесс целенаправленной обработки сознания.

Понятие «деструктивные организации (культы)» широко используется в зарубежной психологической науке, столкнувшейся с проблемой массированного использования против личности достижений психологической науки и практики в 70-е годы ХХ-го столетия (S. Hassan, P. Zimbardo, S. Andersen, R. J. Lifton, M.L. Tobias, J. Lalich). Деструктивность группы определяется не спецификой ее жизнедеятельности или неортодоксальностью верований, а главным результатом ее практики — разрушением личности. В зарубежной психологической практике противодействие процессу десоциализации личности осуществляется в рамках «консультирования о выходе» (D. Clark, С. Giambalvo, N. Giambalvo, К. Garvey, М. Langone).

В орбиту исследований отечественных психологов проблема влияния деструктивных организаций попала сравнительно недавно. В научной литературе единично представлены работы, посвященные специфике психологической помощи жертвам деструктивных организаций, методам психологической профилактики вовлечения в деструктивные организации (Е.Н. Волков, А. В. Романов, А. А. Скородумов, Д.Г. Трунов).

Между тем, деструктивные организации активно внедряются в российское общество, апеллируя к таким человеческим чувствам и потребностям, как милосердие, поиск смысла жизни, потребность в понимании и принятии, стремление к самореализации и социальной успешности.

Наиболее часто жертвами манипулятивного «контроля сознания» (mind control) или «реформирования мышления» (thought reform) становятся молодые люди, решающие проблемы духовного самоопределения (S. Hassan). В связи с этим, особую значимость имеет обучение молодежи навыкам диагностики влияний манипулятивного характера и развитие психологической устойчивости к влиянию деструктивных организаций. Однако в реальных образовательных пространствах вузов данный вектор работы практически не представлен.

В этих условиях исключительную роль приобретает психологическая превенция влияния деструктивных организаций в педагогических вузах, так как именно будущие педагоги смогут помочь подросткам, и старшеклассникам сформировать представление о деструктивных организациях и способствовать развитию личностных качеств, повышающих устойчивость к деструктивным психологическим влияниям.

Необходимость разработки программ психологической профилактики влияния деструктивных организаций среди студентов — будущих педагогов, направленных на развитие субъектных качеств личности обусловила актуальность темы, теоретическую и практическую востребованность исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы психологические факторы устойчивости личности к влиянию деструктивных организаций и каким образом должна быть организована превентивная работа со студентами по предотвращению их вовлечения в деструктивные организации? Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является психология влияния, а его предметом — формы и методы развития качеств личности, повышающих устойчивость к психологическому влиянию деструктивных организаций на студентов вуза.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования был выдвинут ряд предположений, выступивших в качестве гипотез исследования:

1. Влияние деструктивных организаций на человека основывается не только на манипулятивных стратегиях, но и на несформированности качеств личности, обусловливающих ее психологическую устойчивость.

2. Психологическая превенция влияния деструктивных организаций на студентов вуза должна быть ориентирована на помощь в осознании механизмов и способов психологического воздействия и на формирование личностных качеств, обеспечивающих психологическую безопасность человека.

3. Система занятий, направленная на помощь студентам в рефлексии своих этнопсихологических особенностей как фактора устойчивости к деструктивному влиянию повысит эффективность психологической превенции негативного воздействия деструктивных организаций.

Для доказательства выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи:

— проанализировать теоретические и эмпирические работы, посвященные психологическому влиянию с целью выяснения факторов устойчивости личности к деструктивным воздействиям;

— выделить и систематизировать психологические формы и механизмы воздействия на сознание и поведение человека, применяемые в деструктивных организациях;

— изучить субъектные качества личности человека и теоретически обосновать их роль в обеспечении устойчивости личности к влиянию деструктивных организаций;

— определить основные направления, формы и методы психологической превенции вовлечения студентов педагогического вуза в деструктивные организации;

— разработать тренинговую программу занятий по содействию в развитии субъектных качеств личности у студентов, предрасположенных к влиянию деструктивных организаций;

— дать содержательную характеристику превентивной работы со студентами по развитию устойчивости их личности к влиянию деструктивных организаций с учетом этнопсихологических особенностей (на примере карачаевского этноса).

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют: концептуальные положения о человеке как субъекте деятельности и жизненного пути (Б.Г. Ананьев, К. А. Абульханова, А. В. Брушлинский, Б. С. Братусь, А.К. Ос-ницкий, А. В. Петровский, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков и др.) — концепции содействия развитию субъектности личности в образовательном процессе вуза (Б.Г. Ананьев, Г. А. Берулава, А. И. Донцов, И. Б. Котова и др.) — представления о самостоятельности и критичности мышления как субъектном свойстве личности (С.Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский, Л. А. Ростовецкая, A.M. Матюшкин, Н.А. Мен-чинская, Д. Б. Богоявленская, Д. Халперн и др.) — результаты теоретических и практических исследований, посвященных психологии влияния и манипуляций (Б.Ф. Поршнев, Е.С. До-ценко, Ф. Зимбардо, Р. Чалдини, Э. Шостром и др.), психологическим аспектам деятельности деструктивных организаций (А.Л. Дворкин, Е. Н. Волков, Р. Лифтон, С. Хассен, Ф. Зимбардо и др.) — практические разработки форм и методов групповой работы (И.В. Дубровина, Л. А. Петровская, Ю. Н. Емельянов, В. В. Петрусинский, Е. В. Сидоренко и др.).

База исследования и контингент испытуемых: студенты 1 — 5-х курсов Карачаево-Черкесского государственного университета. В исследовании приняли участие 275 студентов.

Методы и источники исследования. Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы: сравнительно-сопоставительный анализ психологической литературы по изучаемой проблемеметоды сбора и интерпретации теоретического и фактологического материаламетод психологического моделированияметодика диагностики потребности в поисках ощущений М. Цукерманметодика многофакторного исследования личности Р. Кеттелламетодика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймондатест самоактуализирующейся личности.

Источниками для проведения исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам психологического влияния, деструктивных форм воздействия и психологических приемов, применяемых деструктивными организациями, а также психологическим детерминантам устойчивости личности к влиянию деструктивных организацийвопросам субъектности человека и развития субъектных качеств личности, субъектности педагога и возможностям ее транслирования в педагогическом взаимодействииучебники и учебные пособия по педагогической психологии, психологии личности, психологии влияния, педагогике, психопрофилактике, социологии, сектоведении и т. д.- монографии ведущих отечественных психологов, авторефераты, докторские и кандидатские диссертации по исследуемой проблеме, материалы всероссийских и региональных конференций по психологии.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предпринята попытка рассмотреть развитие субъектных качеств личности как вектор превентивной работы, направленной на повышение устойчивости личности к влиянию деструктивных организаций. В работе выявлены малоизученные аспекты организации психологической превенции со студентамивыделены и содержательно описаны формы и методы превентивной работы со студентами вуза по предотвращению их вовлечения в деструктивные организациипредпринята попытка рассмотрения этнопсихологических особенностей личности как фактора устойчивости к влиянию деструктивных организаций.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что доказана роль субъектных качеств как фактора устойчивости личности к деструктивному влиянию. Теоретический анализ форм и методов психологического влияния расширяет и углубляет современные представления о способах воздействия на человека, используемых деструктивными организациями.

Практическая значимость исследования заключается в следующем: в работе поставлен вопрос о необходимости проведения превентивной работы по предупреждению вовлечения молодежи в деструктивные организации и разработаны формы и методы такой работы, представлена модель ее организации, описаны содержательные характеристикиразработана программа психологической превенции влияния деструктивных организаций, учитывающая три важнейших компонента — возрастные особенности студенческого возраста, профессиональную направленность (предлагается программа работы с будущими учителями, которые в дальнейшем могут оказывать позитивное влияние на учеников), этноспихологи-ческие особенности субъектов образовательного процесса.

Разработанные модель и программы психологической превенции позволят оптимизировать направления деятельности вузов, нацеленные на повышение психологической безопасности студентов.

Предлагаемые программы могут быть использованы как для совершенствования превентивной психологической помощи студентам педагогических вузов, так и для работы со студентами непедагогических вузов. Модифицированные программы, описанные в диссертации, могут быть востребованы школьными психологами, сотрудниками молодежных отделов различных общественных организаций. Отдельные авторские методики и психотехники могут получить применение в работе практических психологов.

Программа факультативного курса по психологии «Этнические психологические особенности личности как фактор ее устойчивости к влиянию деструктивных организаций» может быть использована в качестве методического пособия преподавателями вузов и школ.

Достоверность результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позицийаргументацией критериев устойчивости личности к деструктивным воздействиямразнообразием используемых методов, адекватных целям и задачам исследованиясодержательным анализом фактов, полученных при использовании диагностических процедурдостаточным объемом экспериментальной выборки.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались и получили позитивную оценку на научных конференциях преподавателей и аспирантов КЧГУ (Карачаевск, 1995) — Эльбрусских чтениях «Воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры» (Нальчик, 1996) — Южно-Российских психолого-педагогических чтениях «Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона» (Ростов-на-Дону, 1997) — Всероссийской научно-практической конференции «Развивающаяся личность в системе высшего образования в России» (Ростов-на-Дону, 2002) — на межвузовских, внутриву-зовских и региональных научно-практических конференциях, семинарах и совещаниях в период с 1997;го по 2004;й годына методических семинарах и заседаниях кафедры педагогической психологии КЧГУ. Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс КЧГУ, СОШ № 1 г. Карача-евска и СОШ а. Верхняя Теберда.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать основные положения, выносимые на защиту:

1. Устойчивость личности к влиянию деструктивных организаций детерминируется сформированностью ее субъектных качеств, среди которых наибольшее значение имеют самостоятельность, критичность, тенденция к самодетерминации, стабильность ценностно-смысловых ориентации, позиция субъекта жизни.

2. Для предотвращения распространения влияния деструктивных организаций среди студентов вуза необходимо создание комплексной программы психологической превенции. Значимость данного направления психологической работы в образовательном пространстве педагогического вуза обусловлена возможностью транслирования будущими педагогами своей системы ценностей и личностных характеристик учащимся.

3. Основным вектором психологической профилактики вовлечения студентов вуза в деструктивные организации является осознание значимости развития субъектных качеств личности, обеспечивающих ее психологическую устойчивость к деструктивным влияниям.

4. Модель психологической превенции вовлечения студентов педагогического вуза в деструктивные организации должна включать в себя следующие направления работы: психологическое просвещение (циклы лекций, бесед, комплекты специальной литературы), научно-исследовательская деятельность (изучение детерминант психологической устойчивости личности, составление психологических портретов членов различных деструктивных организаций, отбор и анализ эффективных методик психологической помощи, составление программ, нацеленных на развитие самостоятельности, критичности и др.), тренинговые занятия со студентами, предрасположенными к влиянию деструктивных организаций по развитию субъектных качеств личности и индивидуальное консультирование.

5. Психологическая профилактика вовлечения студентов в деструктивные организации должна включать в себя психологическую работу, направленную на осознание этнопсихологических особенностей как факторов психологической безопасности личности.

6. Для представителей карачаевского этноса детерминантами устойчивости личности к деструктивным влияниям являются: сопротивление внешним изменениям, преданность семье и роду, геронтимия, миролюбие и этнопсихологическая ровместимость, высокая ценность научного знания, стремление к образованию и др. В качестве мишеней для манипуляций могут выступать: групповой конформизм, контексту-альность, идеал мужественности мужчины, личная преданность группе, аффективная вовлеченность в ситуации, доверие гостю и др.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованной литературы. Основной текст диссертации — 203 страницы. Список использованной литературы содержит193 источника.

выводы.

В рамках диссертационного исследования была разработана модель психологической превенции влияния деструктивных организаций, при построении которой были учтены особенности педагогической профессии, этнопсихологические детерминанты устойчивости личности, специфика развития в студенческом возрасте, региональные потребности в работе такого рода среди молодежи.

Психологическое моделирование содержательно учитывало данные эмпирического исследования, позволившие выделить наиболее проблемные зоны дальнейшей работы, доказавшие актуальность и востребованность такого направления психологической превенции среди студентов педагогического вуза.

Модель психологической превенции представлена содержательным описанием работы по пяти направлениям: психологическому просвещению, научно-исследовательской деятельности, тренинговым занятиям со студентами, предрасположенными к влиянию деструктивных организаций по развитию субъектных качеств личностифакультативным курсом, направленным на помощь студентам в осмыслении собственных этнопсихологических особенностей как детерминант личностной устойчивости, индивидуальным консультированием.

Система тренинговых занятий по развитию субъектных качеств у студентов, предрасположенных к влиянию деструктивных организаций, включает в себя четыре блока систематических занятий:

— первый блок — диагностический;

— второй блок — содействие студентам в развитии критического мышления;

— третий блок — психологическое обучение, направленное на повышение степени самостоятельности и самодетерминации;

— четвертый блок — психологическая помощь студентам в развитии других субъектных качеств и психологических навыков, препятствующих влиянию деструктивных организаций.

В процессе теоретического анализа были описаны этнопсихологические особенности карачаевцев, в соответствии с которыми построена программа факультативного курса по предупреждению влияния и распространения деструктивных организаций среди представителей карачаевского этноса.

В качестве ведущих этнопсихологических особенностей были выделены следующие: этнопсихологическая совместимость, толерантность, групповой конформизм, контекстуаль-ность, регламентируемые социально-психологические роли мужчин и женщин, мужественность, смелость и воинственность, высокая личностная значимость образования, герон-тимия, энергичность, настойчивость, целеустремленность.

В процессе проведения и конструирования занятий перечисленные качества были осмыслены студентами с позиции психологических опор и с позиции психологических мишеней для манипуляций. В частности, такие качества, как сопротивление внешним изменениям, преданность семье и роду, геронтимия, сочетание зависимости от группы и высокий уровень самостоятельности (в том числе и женщин), миролюбие и этнопсихологическая совместимость, высокая ценность научного знания и стремление к образованию и т. д.

В качестве мишеней для манипуляций могут выступать групповой конформизм, контекстуальность, идеал мужественности мужчины, личная преданность группе и преобладание аффективной вовлеченности в различные ситуации, доверие гостю и др.

Данная программа занятий представлена следующими разделами: «Проблема манипулирования сознанием человека в современном мире», «Виды деструктивных организаций и их психологические характеристики», «Этнопсихологические особенности карачаевца как опоры для предотвращения воздействия деструктивных организаций или как мишень для манипуляций» и «Субъектные качества представителей карачаевского этноса».

В модели психологической превенции определены критерии ее эффективности, содержательно описаны занятия, систематизированы теоретические основания и даны практические рекомендации по ее реализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В рамках данной диссертационной работы был рассмотрен актуальный в настоящее время вопрос о возможности предотвращения быстрого распространения влияния на территории нашей страны деструктивных организаций.

Если формы работы с адептами различных деструктивных организаций и направления психологической помощи их родственникам и становятся предметом изучения практических психологов, то содержательные и организационные вопросы психологической превенции практически не представлены ни в психологической практики, ни в психологической теории. Между тем, превентивная работа среди молодежи является необходимой, а проведение такой работы со студентами педагогического вуза приобретает еще большую актуальность в связи с тем, что педагог, «зараженный» деструктивной организацией, будет в силу своей статусной позиции оказывать влияние на своих учащихся.

В результате теоретического анализа психологических исследований в диссертации было доказано, что влияние деструктивных организаций определяется не только совершенством применяемых ими способов манипуляций и наличием психологических мишеней в человеке, но и наличием и степенью выраженности таких личностных качеств, как самостоятельность, самодетерминируемость, критичность и другими. Перечисленные качества в отечественной психологии объединены и обозначены как качества субъекта жизни. Именно развитие субъектных качеств и может обеспечивать психологическую безопасность личности в ситуациях воздействия деструктивных организаций.

В ходе эмпирического анализа и психологического моделирования в диссертационной работе были выделены формы, методы и основные направления психологической превенции среди студентов педагогического вуза по предотвращению их вовлечения в деструктивные организации.

Результаты проведенного исследования могут быть обобщены в следующих выводах.

1. Деструктивные организации используют в процессе вербовки новых членов законы психологического влияния на человека и различные виды психологических манипуляций. Личностными качествами, обеспечивающих психологическую устойчивость к деструктивным влияниям, являются: самостоятельность, критичность мышления, стабильность ценностно-смысловых ориентаций, высокий уровень ответственности за собственные поступки и действия. В отечественной психологической науке перечисленные качества рассматривают как субъектные параметры личности.

2. Оказание психологической помощи членам деструктивных организаций затруднено и не может иметь массовый характер. Основным видом работы психолога по данной проблеме должна стать психологическая превенция влияния деструктивных организаций, направленная на актуализацию и развитие субъектных качеств личности, детерминирующих ее устойчивость к деструктивным влияниям.

3. Превенция вовлечения студентов педагогического вуза в деструктивные организации может осуществляться в рамках модели, включающей следующие компоненты:

— психологическое просвещение (циклы лекций, бесед, комплекты специальной литературы);

— научно-исследовательская деятельность (изучение детерминант психологической устойчивости личности, составление психологических портретов членов деструктивных организаций, отбор и анализ методик психологической помощи и др.);

— тренинговые занятия со студентами, предрасположенными к влиянию деструктивных организаций по развитию у них субъектных качеств личности;

— индивидуальное консультирование.

4. Разработанная модель психологической профилактики вовлечения студентов педагогического вуза в деструктивные организации учитывает факторы устойчивости личности, детерминированные ее этнопсихологическими особенностями, и включает в себя направление работы по осознанию студентами этнопсихологических качеств, повышающих психологическую безопасность личности.

5. Модель включает в себя программу работы со студентами — представителями карачаевского этноса, реализуемую посредством активных форм проведения занятий и направленную на рефлексию этнопсихологических качеств, их осмысление и присвоение как детерминант психологической устойчивости к деструктивным влияниям. Для представителей карачаевского этноса в качестве детерминант психологической устойчивости выступают: сопротивление внешним изменениям, преданность семье и роду, геронтимия, миролюбие и этнопсихологическая совместимость, высокая ценность научного знания и стремление к образованию и др. Мишенями для манипуляций могут стать: групповой конформизм, контекстуальность, идеал мужественности мужчины, личная преданность группе, аффективная вовлеченность в различные ситуации, доверие гостю и др.

6. Ориентиром перспективного саморазвития для корректировки психологических мишеней влияния и обеспечения психологической безопасности личности к влиянию деструктивных организаций является позиция субъекта жизни, повышение доли критичности и самостоятельности.

7. Перспективными направлениями исследования по данной проблеме являются:

— разработка программ превентивной работы с учетом этнопсихологических особенностей представителей других этносов;

— апробация модели психологической превенции;

— создание программ обучения будущих педагогов формам и методам психологической превенции среди учащихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию. Брест, 1993. 144с.
  2. К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.
  3. К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности). М. Воронеж, 1999. — 224 с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. — 299с.
  5. Активность и жизненная позиция личности. М. 1988.
  6. Актуальные вопросы психологии личности. М. 1988.
  7. Н.Х. Особенности субъектности человека на поздних этапах онтогенеза. Автореф.д. психол. наук. М., 2000. 32 с.
  8. А.П. Карачаевцы и балкарцы древний народ Кавказа. М., 1993.
  9. .Г. О проблемах современного человекоз-нания. М., 1977.
  10. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
  11. Г. С. Социальная психология. М., 1988. 430 с.
  12. И.А. Семья и этнокультурные традициивоспитания семьянина. Монография. Карачаевск, 1996.
  13. И.А., Нагорная Г. Ю. Этнопедагогика. Карачаевок, 1999.
  14. А.Г. Психология личности. М. 1990.
  15. А.Г., Братусь B.C., Зейгарник Б. В. и др. Некоторые перспективы исследования смысловых образований личности // Вопр. психологии. 1979. № 4.
  16. A.M. Чьей землей была территория1. Карачаево
  17. Черкесии и Кабардино-Балкарии. Невинномысск, 2003.
  18. В. Г. Тоталитарные приемы борьбы с так называемыми «тоталитарными сектами» // Независимый психиатрический журнал. 1995. № 1. С. 39−41.
  19. А.А. Понятие профессионального мышления. М., 1994.
  20. Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М., 2000. 350 с.
  21. Батчаева Х. Х-М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа (история, теория, практика). Казань: Изд-во Казанского университета, 2002.
  22. А.Ф. Развитие субъектности студентов-психологов в процессе самостоятельной учебной деятельности. Дисс. канд психол. наук. Ставрополь, 2002.
  23. Э. Игры, в которые играют люди и Люди, которые играют в игры. М., 1988.
  24. .Д. Метод исследования уровней интеллектуальной активности // Вопросы психологии. -1971. -№ 1.
  25. А.А. Вершина в развитии взрослого человека. М., 1998. 167 с.
  26. .С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Гуманистическая и трансперсональная психология. Хрестоматия. Минск М., 2000. — С.54−71.
  27. А.В. Проблема психологии субъекта. М., 1994.
  28. А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психол. журн. 1991. Т. 12. № 6. С.3−10- 1992. Т. 13. № 6. С.3−12- 1993. Т. 14. № 6. С.3−15.
  29. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.- Воронеж, 1996.
  30. Л.Ф. Введение в проективную психологию. Киев, 1997.
  31. Е. Н. Анализ жизненного решения: проверка на манипулирование и контроль сознания // Журнал практического психолога, 2000, № 1−2. С. 126−128.
  32. Е. Н. Будущее автоматизация всех людей плюс гуманизация всех компьютеров? Размышления над книгой Р. Чалдини «Влияние: наука и практика» // Журнал практического психолога. — М., 1999. № 7. С. 112−121.
  33. Е. Н. Консультирование жертв интенсивного манипулирования психикой: основные принципы, особенности практики // Журнал практического психолога. 1997. № 1. С. 102−109.
  34. Е. Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога. 1996. № 3. С. 76−82.
  35. Е. Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журнал практического психолога. 1996. № 5. С. 86−95.
  36. Е.Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) // Журнал практического психолога. 1996.№ 2. С. 87−93.
  37. Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика. Автореф. д. психол. н. М., 1998. — 50 с.
  38. В.М., Сметанский Н. И. Проблема личностной референтности педагога // Педагогика, 1998. № 3. -С. 18−24
  39. Л.А., Москвичева Л. Н., Щепкина Е. В. Патернализм или самостоятельность. Выбор пути российского студенчества. / Система воспитания в высшей школе. Аналит. обз. НИИВО. Вып. 8. М., 1998. — С.1−25.
  40. В.М. Особенности саморегуляции как фактора психологической устойчивости личности в критических условиях. Дисс. Киев, 1990.
  41. Г. В. Информационная безопасность личности: теория и технология психологической защиты: Дис.. д-ра психол. наук. М. — 2000.
  42. Л.П. Резервы человеческой психики. М., 1989.
  43. Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб., 1997.
  44. А.Л. Личность. Творчество. Регуляция состояний. Руководство по театральной и паратеат-ральной психологии. М., 1998.
  45. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. 1-е изд., стереотипное. Л.: Гидрометиздат, 1990.
  46. А. Л. Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или Пособиие для тех, кто не хочет быть завербованным. М., 1995
  47. А.Л. Сектоведение: Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Н. Новгород, 2002.- 813 с.
  48. У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993 г.-432 с.
  49. Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе. М., 1996.
  50. Документы по истории Балкарии. Составитель Е.
  51. О. Крику нова. Нальчик, 1962.
  52. Е. Л. Механизм межличностной манипуляции // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1993. N 4. С. 3−13.
  53. Е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механизм, защита. М.: 1997. 343 с.
  54. .А. Психосоциология менталитета и нооменталитета. Учебное пособие для вузов. Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
  55. М.И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Минск, 1981. 383 с.
  56. Н.Н. Психологическая поддержка старшеклассников при решении ими экзистенциальных проблем. Дисс. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1999.- 194 с.
  57. Д.А. Умение управлять чужим поведением. Технология личного психологического влияния. Дубна: Изд. Центр «Феникс», 252 с.
  58. А.И. Психология духовности. М., 1996.
  59. Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., 2000. -448 с.
  60. И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1997.-480 с.
  61. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М. 1994.
  62. Игры обучение, тренинг, досуг. / Под ред. В. В. Петрусинского. — М., 1994. — 368 с.
  63. Исцеление от культов: помощь жертвам психологического и духовного насилия / Под ред. Майкла Д. Лан-гоуни. Пер. с англ. Нижний Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского. Волков Е. Н. Волкова И.Н. — 213 с.
  64. М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. М., 1988.
  65. Карачаевцы и балкарцы: язык, этнография, археология, фольклор. / Под ред. Тенишева Э. Р. М., 2001.
  66. Карачаевцы. Под ред. Л. И. Лаврова. Черкесск, 1978.
  67. И.Ф. Формирование у студентов навыков исследовательской деятельности // Специалист. 1998. — № 10. — С. 17 — 18.
  68. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.
  69. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980.
  70. О.А. Феномен субъектности в психологии личности //Вопросы психологии. 1994. № 6. С.148−150.
  71. И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов-на-Дону, 1994. — 294 с.
  72. И.Б., Абрекова Л. О., Ковалева А. Н. Негосударственный университет как личностно развивающая среда: преимущества и возможности // Развивающаяся личность в системе высшего образования России. 4.4. Ростов н/Д., 2002. — С.38−52.
  73. П., Холл Дж. Психология юности. СПб., 2000. -547 с.
  74. Г. Психология развития. СПб, 2000. 992 с.
  75. А.И. Об изучении и формировании свойств личности студента // Студент на пороге XXI века. М. 1990.
  76. А.А., Юрьев А. И. Этические принципы и правила работы психолога // Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова. Л., 1990. С.264−271.
  77. В.Г. Этническая психология: Учебноепособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  78. В.Т., Уразалиева Г. К. Субъект деятельности в онтогенезе // Вопросы психологии. 2001. № 4. С.14−30.
  79. Л.В. Мозаика радости. Разд. 10: Тоталитарные секты. СПб: Изд-во «Питер», 1997. С.295−316.
  80. Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению. СПб., 1995. -136 с.
  81. К.Т. Этногенетические взаимосвязи карачаево-балкарцев с другими народами. Черкесск, 2002.
  82. Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. 1989. № 3. С.11−21.
  83. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 1999.
  84. В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента. Л., 1974.
  85. Р. Причины и перспективы сектантского насилия. Воронеж, 1991.
  86. Р. Психология тоталитаризма. М., 1993.
  87. Личность, культура, этнос: современнаяпсихологическая антропология / Под общей ред. А. А. Велика. М.: Смысл, 2001.
  88. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Су-хобская. СПб., 1996.
  89. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  90. С.В. Историческая этнология: Учебное пособиедля вузов.1. М: Аспект Пресс, 1997.
  91. Д. Социальная психология. СПб. 1997 г.
  92. Дж., Стюарт Д. Обманщики. Во что верят приверженцы культов. Как они заманивают последователей. М. 1993 г.
  93. И.Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентаций личности // Психол. журн. 1994. — Т.15. № 4. — С.94−102.
  94. У. Царство культов. СПб. 1992. 350 с.
  95. Материалы научной сессии по проблемепроисхождения Балкарского и Карачаевского народов. Нальчик, 1960.
  96. А. М. К характеристике продуктивных процессов мышления / Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления. (К симпозиуму). М., 1975.
  97. А. М. К характеристике продуктивных процессов мышления / Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления. (К симпозиуму). М., 1975.
  98. Ментальность россиян / Под ред. И. Г. Дубова. М., 1997.
  99. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопр. психол. 1997. — № 4. — С.28−38.
  100. А.И., Першиц А. И. Народные традиции кабардинцев ибалкарцев. Нальчик, 1992 .
  101. В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М., 1989. 288 с.
  102. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник. Белгород, 1997.
  103. С. И. Словарь русского языка. / Под ред. Шведовой Н. Ю. Изд. 19-е. М., 1987.
  104. А.К. Диагностика самостоятельности учащихся в школе и СПТУ: Методические рекомендации для практических психологов. Иваново, 1991.
  105. А.К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1. С.5−19.
  106. А.К. Психология самостоятельности. Москва — Нальчик, 1996. — 125 с.
  107. А.К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. М., 1986.
  108. А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся // Вопросы психологии. 1992. № 1,2.
  109. Очерки истории Карачаево-Черкесии. Под ред. В. Н Невской.
  110. Ставропольское изд-во, 1967, т. 2.
  111. Очерки истории Карачаево-Черкесии. Под ред. В. Н. Невской.
  112. Ставропольское изд-во, 1967, т. 1.111 .Павличенко Ю. В. Интегральная индивидуальность и этнос. Монография. Карачаевск: КЧГПУ, 2001.
  113. Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб., 2000. — 528 с.
  114. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. М., 1998. — 512 с.
  115. Л.А. Изучение психологии и самопознание // Развивающаяся психология основа гуманизации образования. Материалы Первой Всероссийской научно-методической конференции. / Под ред. В.Я. Ляу-дис, Н. Н. Корж. Москва, 1998. С. 178.
  116. Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи // Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. М., 1997.
  117. В.А. Личность в психологии. Парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996.
  118. В.А. Личность: феномен субъектности. Ростов-на-Дону, 1993.
  119. В.А. Очерк теории свободной причинности // Вестник Сам. ГУ, 1996.
  120. В.И. Транслирование менталитета в процессе общениявоспитателя и ребенка. Автореф. к. психол. н. Ростов-на-Дону, 1997.
  121. В.В. Психологическая подготовка студентов педагогического вуза к осуществлению личностно-развивающего образования. Дисс. канд. психол. наук. Ставрополь, 2001. — 177 с.
  122. Л.М. Психология самодеятельного творчества студентов. Казань, 1990. 238 с.
  123. .Ф. Контрсуггестия и история // История и психология М, «Наука», 1971.
  124. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова, С.А. Маниче-ва. СПб., 2000. — 560 с.
  125. Практическая психодиагностика / Ред.-сост. Р.Я. Рай-городский. Самара, 1998.
  126. И.П. Работа психолога с членами новых религиозных движений // Вопр. психол. 2004. № 4. С.59−64.
  127. Психическая саморегуляция. Сб. Статей. Алма-Ата, 1973.
  128. Психологические механизмы в деструктивных сектах: Сб. научной конференции ассоциации психологов Санкт-Петербурга. СПб., 2001.
  129. Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова. М., 1999. — 584 с.
  130. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. — 494 с.
  131. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 1998.
  132. Рабочая книга практического психолога: Технологии эффективной профессиональной деятельности / Науч. ред. А. А. Деркач. М., 1996.
  133. Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. Самарский Государственный педагогический университет. Самара: Изд. Дом «Бахрах», 1997. 639 с.
  134. Л. Трансформация. М., 1994.
  135. А.В. Психологические причины вовлечения в деструктивные религиозные культы // Журнал практического психолога. — 2000, № 1−2. — С. 35−39.
  136. Л.А. Самостоятельность личности в познании и общении. Ростов н/Д., 1975. 297 с.
  137. С.Л. Основы общей психологии. М., 1998.
  138. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. -415 с.
  139. Семейная этнопедагогика и современная национальная школа: Материалы межвузовской научной конференции. Карачаевск, 1997.
  140. Е.В. Мотивационный тренинг. СПб., 2000. — 234 с.
  141. Е.В., Хрящева Н. Ю. Тренинг в практической подготовке психологов. // Актуальные проблемы психологической теории и практики. / Под ред. А. А. Крылова. СПб., 1995. С. 99−106.
  142. В.И. Реальность субъективного духа // Человек, 1994. № 5. С. 21.
  143. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995.
  144. Словарь практического психолога / Сост. Ю. С. Головин. Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство ACT», 2003.
  145. И.В. Психотехнологии. М., 1996.
  146. С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М., 1995.
  147. Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М., 1983.
  148. Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.
  149. Социально-экономическое развитие Карачая в 19 веке. В. Н. Невская. Черкесск, 1960.
  150. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие народов Карачаево-Черкесии (17 901 917). Под ред. П. А. Шацкого, СП. Шацкой. Изд. РГУ, 1985.
  151. Е.Б. Жизненные отношения личности. Киев, 1992.151 .Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999.
  152. Стиль жизни личности. Теоретические и методологические проблемы. Киев. 1982.
  153. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  154. В.А. Психология в субъектном измерении. Киев, 1996. 404 с.
  155. Тебуев Р. С, Хатуев Р. Т. Очерки истории карачае-во-балкарцев. Москва-Ставрополь, 2002.
  156. К.М. Карачаевцы и балкарцы. М., 1989.
  157. В.П. Этнонациональное самосознание как феномен культуры. Монография. Карачаевск: КЧГПУ, 1999.
  158. Д.Г. Родители, дети и религиозные организации // Журнал практического психолога. 1996. № 4. С. 60−65.
  159. А.Ш. Топология субъекта // Вестн. Моск. унта. Сер.14 Психология. — 1994. — № 3. — С.3−12.
  160. Д.М. Психология религии. М., 1986. 300 с.
  161. Е.В. Обыденное сознание в картине мира личности. Автореф. д. психол. н. 1999. 27 е.
  162. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1991. -360 с.
  163. Т.А. Диалог в практической психологии. М., 1991. 244 с.
  164. К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего. М., 1999. 256 с.
  165. О. Наркотики, которые формируют умы людей //Internet. — http:// www / high.ru //library/ hux-ley/Drugs.html.
  166. Д. Психология критического мышления. -СПб., 2000. 512 с.
  167. С. Борьба с культовым контролем сознания: бестселлер-руководство № 1 по защите, спасению и выздоровлению от деструктивных культов. Нижний Новгород, 1997.
  168. С. Контроль сознания и феномен культа. // Джиамбалво К. Консультирование о выходе: семейное воздействие. Н. Новгород.1995.
  169. Хозяйство и материальная культура народов Кавказа в Х1Х-ХХ вв. Под ред. Гарданова В. К. М., 1971.
  170. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
  171. В.В. Групповое мышление как механизм влияния на личность в деструктивном культе // Журнал практического психолога. 1997. № 1. С. 98−101.
  172. Р. Психология влияния. СПб., 2000.
  173. Н., Каган В. Высшая школа XXI века: проблема качества // Высшее образование в России. -2000. № 1. — С.19−22.
  174. С.А. Социально-экономическое развитие Ставрополья и Кубани в конце 18 в. и в первой половине 19 в. Пятигорск, 1967.
  175. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
  176. В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии // Психол. журн. 1993. Т.14. № 5. С.3−12.
  177. .С. Со-субъектность как основание морального, понятийного и религиозного сознания // Религия, человек, общество: Тезисы сообщений Международного научного религиоведческого Конгресса (Курган, 22−24 сентября 1998 г.). Курган, 1998.
  178. Т.Д. Исследование личностного способа существования человека в современном мире (Опыт гуманистического направления в зарубежной психологии) // Психология личности в условиях социальных изменений. М., 1993. С. 24.
  179. В.П. Скрытое управление человеком. Мн., 2000. 848 с.
  180. Т. Социальная психология. М., 1969.
  181. Г. Манипуляция сознанием / Пер. с англ. М.: Мысль, 1980. -326 с.
  182. Е.В. Проблема «Я» и самосознание // Проблемы сознания. М., 1966.
  183. Э. Анти-Карнеги, или Человек манипулятор / Пер. с англ. Минск, 1992.
  184. К. Студенты. Становление личности. М., 1982. -136 с,
  185. В.А. Социологические исследования: методология, программы, методы. Самара, 1995. — 328 с.
  186. И.С. Субъектный опыт // Новые ценности образования. М., 1995. С.101−103.
  187. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997.
  188. В.А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1983.
  189. Hassan, S. Combatting Cult Mind Control. Park Street Press, 1990, Rochester, Vermont, pp. 112−114, 121−123.
  190. Mark N. Wexler. Expanding the Groupthink Explanation to the Study of Contemporary Cults. Cultic Studies Journal, Vol. 12, No. 1, 1995, pp. 49−79.
  191. Tobias, M. L. and Lalich, Janja. Captive hearts, captive minds: freedom and recovery from cults and abusive relationships. Hunter House Inc., Alameda, CA, 1994, pp. 3233
  192. Zimbardo P., Andersen S. Understanding Mind Control: Exotic and Mundane Mental Manipulations. In Recovery from Cults: Help For Victims of Psychological and Spiritual Abuse. Ed. M. D. Langone. W. W. Norton, NY, 1995.
Заполнить форму текущей работой