Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение эффективности установки очистки отработавших газов судовых дизелей и котлов от оксидов серы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на большой объем выполненных исследований и проведен-, ных экспериментовработы основываются на снижении выбросов оксидов азота и отсутствует информация о применении на судах установок поглощения газовых выбросов (УПГВ). Новые инструкции Приложения VI Конвенции МАРПОЛ установили глобальное ограничение на содержание оксидов серы в продуктах сгорания судовых энергоустановок, поэтому… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ТОКСИЧНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ И КОТЛОВ
    • 1. 1. Роль морских судов в загрязнении воздушного бассейна токсичными компонентами отработавших газов и характеристика вредных выбросов
    • 1. 2. Анализ современных требований в области предотвращения загрязнения воздушной среды оксидами серы с судов
    • 1. 3. Существующие способы снижения выбросов оксидов серы судовых дизелей и котлов
    • 1. 4. Цель и основные задачи исследований
    • 1. 5. Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ ОЧИСТКИ ПРОДУКТОВ СГОРАНИЯ И ВЫБРОСОВ СУДОВЫХ ДИЗЕЛЕЙ И КОТЛОВ ОТ ОКСИДОВ СЕРЫ
    • 2. 1. Десульфуризация дымовых газов морской водой
    • 2. 2. Мокрые методы
    • 2. 3. Сухие методы
    • 2. 4. Абсорберы для очистки продуктов сгорания от оксидов серы
    • 2. 5. Циклонно-пенные аппараты
    • 2. 6. Выводы по главе
  • ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ РАБОТЫ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УСТАНОВОК, ОСНОВАННЫХ НА ПРИМЕНЕНИИ ВИБ-РОТУРБУ ЛИЗ АНИОННОГО ЭФФЕКТА
    • 3. 1. Применение установок поглощения газовых выбросов (УПГВ) для очистки продуктов сгорания от соединений серы
    • 3. 2. Перспективы применения струйных аппаратов для очистки продуктов сгорания
    • 3. 3. Принципиальная схема и процесс работы струйного аппарата
    • 3. 4. Образование пересыщенного пара при конденсации
      • 3. 4. 1. Образование капель жидкости в объеме пара
      • 3. 4. 2. Ядра конденсации
      • 3. 4. 3. Образование пересыщенного пара при турбулентном смешении газов
    • 3. 5. Выводы по главе
  • ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОЧИСТКИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ
    • 4. 1. Определение коэффициента инжекции струйного аппарата
    • 4. 2. Экспериментальные исследования процессов смешения газовых потоков с водяным паром
    • 4. 3. Результаты испытаний УПГВ
    • 4. 4. Выводы по главе

Повышение эффективности установки очистки отработавших газов судовых дизелей и котлов от оксидов серы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Транспортная система является одной из ключевых отраслей промышленности и включает в себя следующие основные виды транспорта: морской, железнодорожный, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный. В настоящее время суммарная установленная мощность находящихся в эксплуатации транспортных систем составляет приблизительно 1400 млн. кВт, из них около 500 млн. кВт составляют дизели и котлы, что в 5,5 раз превышает установленные мощности всех ТЭЦ, ГЭС и АЭС страны.

Актуальность диссертационного исследования определяется ужесточением с 1 июля 2010 года требований к концентрации оксидов серы в продуктах сгорания судового топлива, введением новой редакции Приложения VI Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАЗДРОЬ 73/78), требующего немедленных мер для приведения токсичных выбросов с судов в соответствие с введенными нормами за счет внедрения новых технических решений в судовые системы очистки.

Проблема чистоты атмосферы возникла вместе с появлением промышленности и транспорта, работающих на нефти. В течение предыдущих столетий загрязнение воздуха носило местный характер. Дым сравнительно редких заводских, автомобильных, паровозных и пароходных труб почти полностью рассеивался на большом пространстве. Быстрый и повсеместный рост промышленности и транспорта в XX веке привел к такому увеличению объемов и токсичности выбросов, которые уже не могут быть растворены в окружающей среде до концентраций, безвредных для человека, животного и растительного мира [145].

Антропогенное воздействие на окружающую среду определяется значительными объемами выбросов в атмосферный воздух [22,24,25,30,36,42,44,85,86,95,96,134,145].

Интенсивное развитие судоходства на водных путях привело к строительству качественно нового флота: с мощными энергетическими установками, высокими грузоподъемностью, пассажировместимостью и скоростью. Массовая эксплуатация такого флота сопровождается ростом его воздействия на окружающую среду.

Важность решения задач защиты атмосферы от вредных выбросов морских судов определяется тем, что загрязнения от судовых дизелей и котлов составляют наиболее существенную долю, в основном за счет диоксидов серы, азота и углерода, несгоревших компонентов топлива, твердых частиц (сажа) [36,82,124,130].

Растущие масштабы распространения загрязняющих веществ над океаном в результате сжигания топлива, особенно эмиссия в атмосферу оксидов серы, вызывают все большие опасения, и данная проблема усугубляется по мере роста мирового флота и растущих глобальных масштабов потребления бункерного топлива.

Неудовлетворительное состояние атмосферного воздуха ведет к росту численности заболеваний дыхательных путей и онкологического типа. Это обстоятельство, а также перспектива глобальных осложнений в окружающей среде («кислотные дожди», изменение климата) приводят к необходимости ограничения выбросов веществ, содержащихся в отработавших газах [147].

Из газообразных выбросов оксид серы и ее соединения занимают одно из лидирующих положений по степени опасности для природы и человека.

С 1 июля 2010 года вступила в силу новая редакция Приложения VI Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАЫРОЬ), предусматривающая более жесткие требования к судам по выбросам оксидов азота, серы, летучих органических соединений. Нововведения коснулись практически всех групп вредных выбросов, включая и оксиды серы. На судах должно:

1) использоваться жидкое топливо с содержанием серы, отвечающим требованиям (содержание серы в топливе, используемом на судах, не должно превышать 4,5% по массе до 01.01.2012 г., 3,5% - после 2012 г. и 0,5% - после 01.01.2020 г.- в районах контроля выбросов окислов серы РКВОС (БОх areas), назначаемых Международной морской организацией (ИМО), разрешается использование топлив со следующим содержанием серы: 1,5% - до 01.07.2010 г., 1,0% с 01.07.2010 г. до 01.01.2015 г., а после 01.01.2015 г. содержание серы в топливах не должно превышать 0,1%);

2) применяться система очистки отработавших газов для уменьшения общего выброса SOx до регламентируемой величины. Система (агрегат) очистки отработавших газов должна быть одобрена Администрацией Стороны [166].

В связи с этим возникает функциональная задача оценки экологического ущерба от токсичности газовых выбросов и принятия мер по его снижению [80].

Оксиды серы (SO2 — сернистый ангидрид и SO3 — серный ангидрид) и сероводород H2S образуются при использовании сернистого топлива. При определенных условиях образуют сернистую H2SO3 и серную H2SO4 кислоты. Обычно содержание SO3 не превышает (2. 3)% от содержания SO2 в продуктах сгорания. Из общего количества серы 3% преобразуется в сульфаты и 3% в серную кислоту, входящие в состав твердых частиц, выделяющихся в атмосферу. Остальные 94% серы топлива выбрасываются в атмосферу в виде S02 [145].

Основными способами защиты окружающей среды от серы и ее соединений считается уменьшение выбросов диоксида серы путем сокращения использования энергии и создания энергоустановок, не использующих минеральное топливо, удаление серы из топлива, повышение качества процессов горения, создание принципиально новых технологий по очистке продуктов сгорания.

По приближенным оценкам, из известных в настоящее время мировых запасов нефти, только 20% имеют содержание серы менее 0,5%. Среднее содержание серы в используемой нефти увеличивается, так как нефть с низким содержанием серы добывается ускоренными темпами.

Очистка нефти от серы представляет собой достаточно сложный и малораспространенный процесс, причем затраты на него весьма высоки. Кроме того, даже после очистки энергоносителей в них остается приблизительно половина первичного содержания серы. Поэтому очистка от серы является не самым лучшим решением проблемы.

Сокращения выброса диоксида серы достигается различными технологиями очистки уходящих газов. Наиболее распространенный метод — мокрый процесс, когда уходящие газы, например, барботируют через раствор известняка, в результате чего образуются сульфит или сульфат кальция. Недостатком этого способа можно считать малую поверхность контакта очищаемых газов с поверхностью раствора.

Экспериментальные и теоретические исследования по изучению закономерностей образования вредных веществ в судовых дизелях и котлах проводятся в научно-исследовательских институтах и ВУЗах, как в России, так и за рубежом. Однако, недостаточно изучены особенности образования соединений серы в дизелях и котлах морских судов, и требуют дальнейшей разработки методы и средства снижения выбросов оксидов серы судовыми энергоустановками.

Решению вопросов снижения выбросов оксидов серы от судовых дизелей и котлов посвящено диссертационное исследование.

В настоящем исследовании научно обоснован и практически реализован один из перспективных способов очистки продуктов сгорания от соединений серы. С помощью разработанной Комиссаровым К. Б. и других соавторов установки поглощения газовых выбросов (УПГВ) на базе филиала «МГА имени адмирала Ф.Ф. Ушакова» в Ростове-на-Дону исследован процесс двухступенчатого смешивания газа с жидкостью, описанный в [78,121]. На первой ступени процесс осуществляется в струйном аппарате, где газовый поток смешивается с водяным паром. После этого в диффузоре и конденсаторе организуется конденсация газопаровой смеси. При этом конденсируемый пар частично взаимодействует с оксидами, содержащимися в дымовых газах. На второй ступени газ подается в установку поглощения газовых выбросов.

УПГВ) [76,131], где газовый поток подвергается сложному процессу сорбции и вибротурбулизации. Освобожденный от примесей газ удаляется в атмосферу. Жидкость, насыщенная оксидами и твердыми частицами направляется на дальнейшую переработку [46,139,140,141,142,143,162].

Следует отметить, что значительный вклад в решение проблемы снижения выбросов отработавших газов морским транспортом внесли работы O.A. Гладкова, С. А. Богатых, В. А. Звонова, С. П. Зубрилова, А. Ф. Дорохова. В результате анализа этих работ было установлено, что при решении вопросов рационального использования топливно-энергетических ресурсов судовых энергетических установок с учетом снижения токсичных газовых выбросов важное значение имеет качество и нормирование расхода топлива.

Исследованиям проблемы очистки газообразных выбросов посвящены работы ученых: В. А. Маркова, JI.A. Новикова, В. И. Смайлиса, В. Н. Стаценко, В. И. Толщина. В работах Д. В. Щавелева, C.B. Кирпиченко, R.L. Gall, E.J. Piasecki, A. Fournier, M. Altmann, M. Weinberger, W. Weindorf, Д. Е. Авдевина, B.C. Кузина, Т. В. Чуба сделан обзор методов снижения вредных выбросов отработавших газов судовых энергетических установок.

Несмотря на большой объем выполненных исследований и проведен-, ных экспериментовработы основываются на снижении выбросов оксидов азота и отсутствует информация о применении на судах установок поглощения газовых выбросов (УПГВ). Новые инструкции Приложения VI Конвенции МАРПОЛ установили глобальное ограничение на содержание оксидов серы в продуктах сгорания судовых энергоустановок [145, 166], поэтому проблема повышения эффективности установки очистки отработавших газов судовых дизелей и котлов от оксидов серы является актуальной.

Объектом исследования являются судовые дизели и котлы.

Предметом исследований являются методы снижения концентрации оксидов серы в продуктах сгорания.

Цели и задачи исследования. Целью диссертации является повышение эффективности установки очистки отработавших газов судовых дизелей и котлов от оксидов серы.

Для достижения поставленной цели в работе потребовалось решение следующих задач:

1. Провести анализ существующих методов и технологий нейтрализации оксидов серы, применение которых возможно на судах, и осуществить выбор наиболее приемлемой технологии.

2. Выполнить экспериментальные исследования оценки эффективности очистки выбросов от оксидов серы с использованием предлагаемой технологии.

3. Разработать математическую модель, позволяющую оценивать влияние расхода газа и исходной концентрации на конечную концентрацию диоксида серы, получаемую в результате использования установки поглощения газовых выбросов.

4. Разработать методику расчета технологических параметров, позволяющую анализировать эффективность установки поглощения газовых выбросов.

Методы исследования. Основные теоретические и экспериментальные разработки, представленные в диссертации, основаны на применении методов теории моделирования, проведения эксперимента и химических анализов, методов планирования и обработки эксперимента, статистической обработке результатов эксперимента, технических испытаний и измерений.

На защиту выносятся следующие научные результаты:

1. Математическая модель оценки влияния расхода газа и исходной концентрации на конечную концентрацию диоксида серы в результате использования установки поглощения газовых выбросов.

2. Экспериментальные зависимости влияния величины расхода газа и концентрации оксидов серы на диэлектрическую проницаемость, проводимость, влагосодержание газового потока.

3. Методика расчета технологических параметров установки поглощения газовых выбросов, используемая для очистки продуктов сгорания судового топлива от оксидов серы.

Новизна первого научного результата заключается в разработке новой математической модели, позволяющей оценить влияние расхода газа и исходной концентрации на конечную концентрацию диоксида серы в результате использования установки поглощения газовых выбросов.

Новизна второго научного результата заключается в определении экспериментальных зависимостей диэлектрической проницаемости, проводимости, влагосодержания от характеристик газового потока, позволяющих дать оценку эффективности установки поглощения газовых выбросов.

Новизна третьего научного результата состоит в разработке новой методики, позволяющей рассчитать оптимальные значения технологических параметров установки поглощения газовых выбросов.

Достоверность научных результатов обеспечивается использованием комплекса методов исследования (экспертных оценок, системного анализа, математического моделирования, проведением натурных испытаний, обработки данных и оценке погрешностей), адекватным его задачам и логике, апробацией полученной информации и репрезентативностью опытных данных.

Практическая ценность диссертации заключается в получении опытных результатов, способствующих решению важной задачи, направленной на снижение загрязнения воздушного бассейна выбросами оксидов серы от судовых дизелей и котлов, которые могут быть использованы судовладельцами, эксплуатирующими суда морского, речного, рыбопромыслового флотов, проектными научными организациями, работающими над созданием энергетических установок новых судов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные материалы диссертации поэтапно докладывались, обсуждались и получили одобрение на пятой региональной научно-технической конференции «Современное состояние безопасности мореплавания на южных бассейнах России».

Новороссийск, 2006) — на IV, V, VII Всероссийских научных конференциях молодых ученых и студентов «Состояние и приоритеты развития фундаментальных наук в регионах» (Анапа, 2007, 2008, 2010) — на первой международной научно-технической и шестой региональной научно-технической конференции «Проблемы безопасности морского судоходства, технической и коммерческой эксплуатации морского транспорта» (Новороссийск, 2007) — на VII и VIII региональных научно-технических конференциях «Проблемы эксплуатации водного транспорта и подготовки’кадров на юге России» (Новороссийск, 2008,2010) — на IX городской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Новороссийск, 2009) — на международной научно-практической конференции «Экология. Риск. Безопасность» (Курган, 2010) — на академической научно-практической конференции курсантов «Новое поколение в науке — 2009» (Новороссийск, 2010). Основная часть материалов прошла рецензирование и опубликована в виде научных статей в изданиях по перечню ВАК Минобрнауки РФ: Эксплуатация морского транспорта, № 2, 2010; Речной транспорт (XXI век) № 3, 2010.

Основные результаты диссертации. Результаты диссертации внедрены в учебный процесс для подготовки инженеров-судомехаников, инженеров-экологов в ФГОУ ВПО «Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф.Ушакова». Экспериментально-теоретические исследования систем очистки отработавших выбросов от оксидов серы судовых дизелей и котлов положены в основу учебных программ по дисциплинам специальности 180 403 «Эксплуатация судовых энергетических установок», 280 202 «Инженерная защита окружающей среды», используются в курсовом и дипломном проектировании, а также при разработке учебных программ по дисциплине «Экология».

Результаты, заключающиеся в систематизации экологических показателей дизелей и котлов, требования, предъявляемые к ним в различных странах, общие технические требования к технологиям для нейтрализации вредных выбросов оксидов серы с отработавшими газами судовых дизелей и котлов использованы ОАО «Новошип» при проработке вопросов комплектации энергетических установок, что подтверждается соответствующим актом внедрения. Обоснованность научных результатов, выводов, предложений и рекомендаций подтверждается их эффективным использованием ООО «Центр безопасности транспортных систем», способствующим решению важной задачи, направленной на снижение загрязнения воздушного бассейна выбросами оксидов серы от судовых дизелей и котлов при эксплуатации морских судов и судов река-море.

Структура и объём работы. Диссертация, объёмом 177 страниц, состоит из списка сокращений, введения, 4 глав, заключения и списка литературы из 168 наименований, 51 рисунка, 12 таблиц, списка опубликованных работ автора по разделам диссертации, приложения, актов внедрения результатов в эксплуатационную практику судоходных компаний и учебный процесс ВУЗов водного транспорта.

Публикации. По теме диссертации опубликовано: статей — 12, тезисов докладов на конференциях — 4. Всего 16 работ. Из них 2 статьи по перечню ВАК Минобрнауки РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.

На основе изучения особенностей образования загрязняющих веществ в судовых энергетических установках, проведенных экспериментальных исследованиях и использовании разработанной модели, сделаны выводы и получены следующие научные и практические результаты:

1. Проведен анализ существующих методов и технологий нейтрализации оксидов серы, применение которых возможно на судах, и осуществлен выбор наиболее приемлемой технологии.

2. Доказана по результатам экспериментальных исследований возможность применения установок поглощения газовых выбросов для очистки продуктов сгорания от оксидов серы на морских судах.

3. Разработана математическая модель, позволяющая оценивать влияние расхода газа и исходной концентрации на конечную концентрацию диоксида серы, получаемую в результате использования установки поглощения газовых выбросов.

4. Получены экспериментальные зависимости влияния величины расхода газа и концентрации оксидов серы на диэлектрическую проницаемость, проводимость, влагосодержание газового потока.

5. Разработана методика для расчета основных технологических параметров установки поглощения газовых выбросов.

6. Определен процент поглощения оксидов в С, А составил по 802 — 68%. После СА газовый поток направлялся в У НТВ 6, в которой поглотилось: 802 -75% от остаточной после струйного аппарата концентрации. Общий процент поглощения оксидов по предлагаемой схеме очистки продуктов сгорания достигает 92% по 802, что позволит обеспечить выполнение требований Приложения VI Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАЛРОЬ 73/78).

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. Н. Прикладная газовая динамика: учеб. для вузов / Т. Н. Абрамович Изд. 3-е, перераб. — М.: Наука, 1969. — 824 с.
  2. , Г. Н. Теория турбулентных струй: учеб. для вузов / Г. Н. Абрамович М.: Физматгиз, 1960 — 715с.
  3. , В.А. Сжигание мазута в топках котлов. — Л.: Недра. 1989. 304 с.
  4. , А.Д. Гидравлика и аэродинамика / А. Д. Альтшуль, Л. С. Животовский, Л. П. Иванов. -М.: Стройиздат, 1987. -414 с.
  5. , А. Г. Коллоидн. ж. / А. Г. Амелин, М. И. Беляков М.: Наука, 17, 1463. 1955.
  6. , А. Г. ДАН СССР, 68, 1673. 1947.
  7. , А. Г. Коллоид, ж./ А. Г. Амелин. М.: Наука, 10, 169. 1948.
  8. , А. Г. Новые идеи в области изучения аэрозолей. М.: Изд. АН СССР, 1949.-238 с.
  9. , А.Г. Теоретические основы образования тумана при конденсации пара: учеб. для вузов А. Г. Амелин. — 4-е изд., доп. и перераб. — М.: Химия, 1982.-325с.
  10. Анализ методов очистки газовых выбросов от сернистого ангидрида и сероводорода. М: НИИТЭХИМ, 1981. — 35 с.
  11. , М. Чистота воздушного бассейна над акваторией.// Двигатель.-2000. № 4 (10). С.4−6.
  12. , C.JI. Оптимизация эксперимента в химии и химической технологии: учеб. для вузов / C.JI. Ахназарова, В. В. Кафаров. М.: Высшая школа, 1978.-319 с.
  13. , М.Э. Гидравлические и тепловые основы работы аппаратов со стационарным и кипящим зернистым слоем: учеб. для вузов / М. Э. Аэров, О. М. Тодес. Т.2. — М., «Химия», 1968 г. — 512 с.
  14. , Н.М. Кислотные дожди. СОЖ. т.7, № 7, 2001. С. 47−51.
  15. , А.И. Струйные насосы-дозаторы (эжекторы) новых конструкций. М.: ООО «Эжектор». 2002. — 89 с.
  16. , Б.С. Топочные мазуты. М.: Энергия. 1977. — 255 с.
  17. , Б.С. Сернистые мазуты в энергетике: учеб. для вузов / В. Н. Покровский, Б. С. Белосельский. -М.: Энергия. 1969. 328 с.
  18. , Н. А. Защита окружающей среды от пыли на транспорте. -М.: Транспорт, 1984. 72 с.
  19. , С. А. Циклонно-пенные аппараты. JL: Машиностроение. 1978. -224 с.
  20. Бокрис, Дж.О. М. Химия окружающей среды: пер. с англ. / Под ред. О. Г. Скотниковой. М.: Химия, 1982. — 672с.
  21. , Е.А. Руководство по гигиене атмосферного воздуха. М: Медицина, 1976. — 416 с.
  22. , Д.Х. Возможности улучшения экономических и экологических свойств цилиндров и циклов на режимах холостых ходов и малых нагрузок / Д. Х. Валеев, В. А. Гергенредер, H.H. Патрахальцев и др.// Двигателе-строение, 1991, № 8−9. с. 62,69.
  23. , Н.Б. Справочник по теплофизическим свойствам газов и жидкостей. М.: Наука, 1972. — 720 с.
  24. , C.JI. Технологии очистки газов на ТЭС, сжигающих уголь / C.JI. Веччи, Д. Д. Воргол, Г. А. Кудлак// Семинар «Сжигание топлив с минимальным воздействием на окружающую среду». М., 1993. — 38 с.
  25. , Д. Камера Вильсона, Издатинлит, 1954. — 295с.
  26. , В.М. Каталитическая очистка газов Киев: Техника, 1973. — 200 с.
  27. , А.К. Надежность и экономичность котлов для газа и мазута. М. -Д., Энергия, 1966. — 368 с.
  28. , А.К. Теплохимические процессы в газовом тракте паровых котлов. -М.: Энергоиздат, 1981.-296 с.
  29. Водоподготовка. Процессы и аппараты.: Учебное пособие для вузов / Под ред. д.т.н., проф. О. И. Мартыновой. -М., Атомиздат, 1977. 352 с.
  30. , И.В. Практика использования морских топлив на судах: учеб. для вузов/ И. В Возницкий- изд.4, испр. и доп., СПб: 2006. 124с.
  31. , В.П. Охрана морской среды: Учебное пособие / В. П. Волошин. -Л.: Судостроение, 1987. — 208 с.
  32. Вредные вещества в промышленности: справочник. 4.1, II, III и дополнение / Под ред.Н. В. Лазарева. Л.: Химия, 1977. — 1820 с.
  33. Газовая динамика. / Рахматуллин Х. А., Сагомонян А. Я., Бунимович А. И., Зверев И. Н. Высшая школа. М.: 1965. — 722 с.
  34. , A.B. Современное состояние и перспективы мирового развития методов десульфуризации отходящих промышленных газов // Промышленная и санитарная очистка газов. М.: ПДНТИХИМНЕФТЕМАШ, 1990. -28 с. (Сер.ХМ- 14).
  35. , O.A. Создание малотоксичных дизелей речных судов / O.A. Гладков, Е. Ю. Лерман. Л.: Судостроение, 1990. — 112 с.
  36. , Б.П. и др. Электрофизические методы исследования свойств теплоносителей. -М.: Энергоатомиздат. 1983. 165 с.
  37. , Б.В. Применение Правил Приложения VI к Конвенции МАР-ПОЛ 73/78 // Научно-технический сборник. Выпуск № 28. СПб.: РМРС, 2005. С. 228−246.
  38. , И. Р. Окружающая среда и транспорт: учебн. пособие для вузов / И. Р. Голубев, Ю. В. Новиков. М.: Транспорт, 1987. — 96 с.
  39. , В. М. Альтернативные топлива для судовых энергетических установок / В. М. Горбов, В. С. Митенкова // Судоходство. 2007. — № 3 (128). -С. 54−55.
  40. ГОСТ 17.2.1.03−84 Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения контроля загрязнения. -М.: Изд-во стандартов, 1984.
  41. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 2009 году»: одобрен Правительством Российской Федерации.-М.: Ось-89, 2009.
  42. , В.Д. Обессоливание воды ионитами / В. Д. Гребенюк,
  43. A.A. Мазо-М.: Химия, 1980.-256 с.
  44. , Е.А. Некоторые вопросы проектирования авиационных газотурбинных двигателей / В. П. Данильченко, C.B. Лукачев, Ю. Л. Ковылов,
  45. B.Е. Резник, Ю. И. Цыбизов. Самара.: СНЦ РАН, 2002. — 527 с.
  46. , А. Ф. Разработка методологии, принципов проектирования и модернизации производства судовых малоразмерных дизелей: автореф. дис.. канд. техн. Наук/ А. Ф. Дорохов. Каспийск, 1997.
  47. , A.M. Классификация присадок и добавок к топливам // Нефтепереработка и нефтехимия, 1997, № 6. С. 11−14.
  48. , A.M. Присадки к дизельным топливам в России (ассортимент и назначение) / A.M. Данилов, Т. Н. Митусова, Ю. А. Микутеиок // Двигателе-строение, 2000, № 1. С. 21−22.
  49. , М.Е. Техническая газодинамика. М.: Энергия. 1974. — 674 с.
  50. , Ф., Ионизированный воздух и его физиологическое действие. -М.: Изд. АН СССР. 1934: 305 с.
  51. , Г. К. Вопросы теории подобия в области физико-химических процессов, Изд. АН СССР, 1956. 349 с.
  52. , В. Г. Защита окружающей среды при транспортных процессах. -М.: Транспорт, 1984. 198 с.
  53. , А. А. Жидкофазные абсорбционные каталитические методы сероочистки отходящих газов предприятий металлургии и энергетики /
  54. A.A. Ермакова, В. А. Кириллов, H.H. Кундо, Б. Н. Лукьянов, З. П. Пай // ЖВХО им. Д. И. Менделеева. 1990.-Т.35, N 1. — С.22−32.
  55. , Б.В. Как повысить эффективность судовых энергоустановок.
  56. Энергетика и промышленность России. 2005. — № 10. — С. 11−15.
  57. Заминян, А. А. Абсорберы с псевдоожиженной насадкой / A.A. Заминян,
  58. B.М. Рамм -М.: Химия, 1980. 184 с.
  59. , В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания. М.: Машиностроение, 1981. — 160 с.
  60. , С.П. Охрана окружающей среды при эксплуатации судов: учеб. пособие. для вузов / С. П. Зубрилов, Ю. Г Игдук, В. И. Косовский. JL: Судостроение, 1989. — 256 с.
  61. , С.П. Экология (раздел в Энциклопедии транспорта). В книге: Большая энциклопедия Транспорта. — СПб.: Речной транспорт. 1998 г.
  62. , Д.Ю. Значение введения СЕКА в Балтийском море, пути снижения выброса оксидов серы в атмосферу // Инновации № 4 (91), 2006. С. 120−121.
  63. , Д.Ю. Тенденции развития мирового бункерного рынка и обеспечение экологической безопасности морской среды // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. 2006. Вып. 4. С. 147−150.
  64. Испытания опытно-промышленной-установки поглощения газовых выбросов. // Комиссаров К. Б., Малоземов В. Н., Финоченко В. А. и др. Межвуз. сб. научн. тр. «Экология и безопасность». Ростов-на-Дону.: РГАСХМ, 1997. -С. 38−43.
  65. , А.Г. Основные процессы и аппараты химической технологии. -М., «Химия», 1973. 750 с.
  66. , Н.В. Основы адсорбционной техники. M., — JI.: Химия, 1976. -512 с.
  67. , В. Техника обеспечения чистоты воздуха: Пер. с нем./ В. Кноп, В. Теске. М.: «Медицина», 1970. — 200 с.
  68. , Г. Ф. Теория топочных процессов / Г. Ф. Кнорре, K.M. Арефьев, А. Г. Блох. М., — JL, Энергия, 1966. — 491 с.
  69. , Я. И.ЖФХ / Я.И. Коган, З.А. Бурнашова- М., Л., Энергия, 24, 2630. 1960.
  70. , К.Б. и др. Вибротурбулизационное поглощение газов жидкостью // Труды Международной научно-технической конференции «Проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта» Ростов н/Д.: РГУПС., 1991.С. 83−85.
  71. , К.Б. Экспериментальные исследования поглощения оксидов из продуктов сгорания при их смешении с водяным паром и последующей конденсации / К. Б. Комиссаров, A.B. Тарасовский, Е. А. Кучеренко,
  72. B.B. Шилов // «Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда и окружающей среды» Межвуз. сб. науч. тр. Вып.9, Ростов н/Д.: РГАСХМ ГОУ, 2005. С. 82−85.
  73. , К.Б. Газовые выбросы от котельных агрегатов, работающих на сернистых топливах / К. Б. Комиссаров, A.B. Тарасовский, В. Е. Онишков // Тезисы доклада на научно-теоретической конференции «Транспорт 2003». Ростов н/Д. РГУПС, 2003. — С.33−34.
  74. Комплексная очистка дымовых газов теплогенерирующих установок. Монография. / Комиссаров К. Б., Лутков С. А., Филь A.B. Ростов н/Д.: Филиал ФГОУ ВПО «Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф. Ушакова» в г. Ростове-на-Дону, 2007. — 134 с.
  75. , А.П. Основы аналитической химии. М.: Химия, 1965, — 498 с.
  76. , И.Е. Защита воздушного бассейна от загрязнения вредными веществами / И. Е. Кузнецов, Т. М. Троицкая. М.: Химия, 1979 — 344 с.
  77. , И. Е. Оборудование для санитарной очистки газов / И. Е. Кузнецов, К. И. Шмат, С. И. Кузнецов.- Киев.: Техника 1989. 303 с.
  78. , В.И. Очистка отходящих газов за рубежом: Перспект. Аналит. Докл. М., ГКНТ СССР: ВИНИТИ, 1988. — 19 с.
  79. , И. УФН, 37, 349. 1949.
  80. , Г. Б. Судовые двигатели и окружающая среда. Л.: Судостроение, 1979, 141 с.
  81. , И.Н. и др. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Учебное пособие. — М.: «Высшая школа», 1998. 287 с.
  82. , Ч. Численное решение задач методом наименьших квадратов / Ч. Лоусон, Р. Хенсон.: пер. с англ. М.: Наука 1986. — 367 с.
  83. , В.А. Токсичность отработавших газов дизелей / В. А. Марков, P.M. Баширов, И. И. Габитов, В. Г. Кислов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, 2002. — 376 с.
  84. , Д.Р. Международно-правовые аспекты охраны атмосферного воздуха: Электронный ресурс.: Дис.. канд. юрид. наук: 12.00.10 М.: РГБ, 2005 (Из фондов Российской Государственной библиотеки). 221 с.
  85. , И. Г. Применение водотопливных эмульсий для увеличения срока эксплуатации судовых дизелей : диссертация. доктора технических наук: 05.04.02 .- Барнаул, 2007 283 е.: ил. РГБ ОД, 71 07−5/620.
  86. , W. J., Konski С. Т., J. Coll. Sei., 14 1960.
  87. Higuchi, W. J., Konski C. T., J. Coli. Sei., 15,1962.
  88. , A.T. Глобальная экология: Учебное пособие / А. Никаноров, Т. Хоружая. -М.: Изд-во Приор, 2000 285 с.
  89. , Л.А. Основные направления создания малотоксичных транспортных двигателей // Двигателестроение, 2002, № 3. С. 32−34.
  90. , A.C. Воздействие ТЭС на окружающую среду и способы снижения наносимого ущерба / A.C. Носков, М. А. Савинкина, Л. Я. Анищенко. -Новосибирск, 1990. 184 с.
  91. , С.М. Предотвращение загрязнение моря с судов. Учебное пособие для вузов. М.: Транспорт, 1985. 288 с.
  92. , Г. Г. Защита окружающей среды при производстве энергии на тепловых электростанциях / Г. Г. Ольховский, Л. И. Кроппа. М.: Энерго-атомоиздат, 1991. — 156 с.
  93. Основа практической теории горения / В. В. Померанцев, Р. Б. Ахмедов, Ю. А. Рундыгин и др. Л., Энергия, 1973. — 263 с.
  94. , А.Ф. Машины для борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, Изд. «Высшая школа», 1964. 389 с.
  95. , Ф.Ф. Герметизированная система хранения испаряющихся нефтепродуктов в резервуарах и защита окружающей среды /Ф.Ф. Прохоренко, Г. А. Андреева. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1991. — 304 с.
  96. , П. Снижение уровня эмиссии оксидов серы на судах морского флота. // Двигателестроение, 2007, № 1. С. 43−45.
  97. , В. М. Абсорбция газов. М.: «Химия». 1976. — 655 с.
  98. Расчет объемного расхода газов и паров с применением компьютерной программы / Комиссаров К. Б., Кучеренко Е. А., Яковлева A.A. и др. Ростов н/Д.: РГУПС, 2001.- 12 с.
  99. , И.Г. Основы экологии и рационального природопользования: Учебное пособие / И. Г. Рекус, О. С. Шорина. М.: Изд-во МГУП, 2001.- 146 с.
  100. , З.П. Извлечение двуокиси серы из газов. М.: ГХИ, 1952. — 192 с.
  101. Руководящие указания по переводу котлоагрегатов, работающих на сернистых жидких топливах в режиме сжигания с предельно малыми избытками воздуха. М., Союзтехэнерго, 1980. — 34 с.
  102. , А.У. Вопросы теории электростатического распыливания / А. У. Салимов, М. Т. Балабеков, A.M. Багдасаров. Ташкент.: ФАН, 1968. -110 с.
  103. , И.Я. Защита воздушного бассейна при сжигании топлива. Л.: Недра, 1988.-312 с.
  104. , И.Я. Очистка.промышленных выбросов от оксидов серы и азота / И. Я. Сигал, В. И. Славин, В. В. Шило Харьков: Оригинал, 1999. — 142 с.
  105. , В.А. Судовые энергетические установки: Учебник для речных училищ и техникумов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1989. — 263 с.
  106. , В.И. Проблемы снижения токсичности и дымности отработавших газов дизелей // Двигателестроение, 1979.-№ 1. С. 19−21.
  107. , В.И. Современное состояние и новые проблемы экологии дизе-лестроения // Двигателестроение, 1991—№ 1. С.3−6.
  108. Смесительное устройство систем газ-жидкость твердые частицы. Патент РФ № 2 041 734 / Комиссаров К. Б., Финоченко В. А., Педыч В. И. 1995. — 4 с.
  109. Соколов, Е. Я. Струйные аппараты / Е. Я. Соколов, Н. М. Зингер .-3-е изд., перераб. М.: Энергоатомиздат. 1989. — 353 с.
  110. , В.А. Повышение эффективности использования газа и мазута в (энергетических установках / В. А. Спейшер, А. Д. Горбаненко. М.: Энергоиздат, 1982. 239 с.
  111. Способ смешивания газа, содержащего твёрдые частицы с жидкостью. Патент РФ № 2 166 361 / Комиссаров К. Б., JL Б. Вершинин, В. Е. Онишков, и др., 2001.-4 с.
  112. Способ смешивания газов с жидкостью. / К. Б. Комиссаров и др. Патент РФ 2 166 356,1999.-4 с.
  113. Способ смешивания газов с жидкостью. Патент РФ № 2 166 356 / Комиссаров К. Б., Суховеева E.H., Комиссаров М. К. 2001. 4 с.
  114. , В.Н. Совершенствование экологической безопасности судовых энергетических установок. Владивосток.: Изд-во. ДВГТУ, 1997. — 126 с.1
  115. , Е.В. Очистка промышленных газов от газообразных и дисперсных примесей / Е. В. Сугак, H.A. Воинов и др. // Химия растительного сырья. № 3, 1998.-С. 21−34.
  116. Теоретические основы химмотологии / Под ред. A.A. Браткова.- М., 1984. 226 с.
  117. , Н.Ф. Охрана атмосферного воздуха. Расчет содержания вредных веществ и их распределение в воздухе: Справ. М.: «Химия», 1991 — 368 с.
  118. , В.И. Режимы работы и токсичные выбросы отработавших газов судовых дизелей: Учеб. пособие для вузов / В. И. Толшин, В. В. Якунчиков. -М.: МГАВТ, 1999. 192 с.
  119. , В.И. Рециркуляция отработавших газов как средство снижения оксидов азота судового дизель-генератора / В. И. Толщин, В. В. Якунчиков, Т. В. Чуб // Двигателестроение, 2000, № 4. С. 20−21.
  120. , A.B. Снижение загрязнения атмосферы очисткой продуктов сгорания судовых и корабельных энергетических установок. Материалы седьмой региональной научно-технической конференции. Новороссийск: МГА имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, 2008. — С. 70.
  121. Ужов, В. Н. Очистка промышленных газов фильтрами / В. Н. Ужов, Б. Н. Мягков.-М.: Химия, 1970. 190 с.
  122. Усовершенствованная установка поглощения газовых выбросов. Комиссаров К. Б., Онишков В. Е., Шерстов Ю. Б. Вестник РГУПС. № 2, 2000. 5 с.
  123. Устройство для очистки газов. Патент РФ № 2 023 497 / Комиссаров К. Б., Карминский В. Д., Финоченко В. А., Комиссаров М.К.1994. 4 с.
  124. Устройство для смешивания газа с жидкостью. Патент РФ № 1 780 821 / Комиссаров К. Б., Финоченко В. А., Вершинин Л. Б., Онишков В. Е. 1994- 3 с.
  125. , В.А. Судовые двигатели и экология // Судоходство. -2001.-№ 5. -С. 29.
  126. , Ф. Химические реакторы и смесители для межфазных процессов / Ф. Холланд, Ф. Чапман. -М.: «Химия», 1974. 208 с.
  127. , В.Г. Защита атмосферы от выбросов углеводородов из резервуаров для хранения и транспортирования нефти и нефтепродуктов / В. Г. Цегельский, П. Н. Ермаков, B.C. Спиридонов // Безопасность жизнедеятельности, № 3, 2001. С.34−41.
  128. Шагая в ногу с постановлениями // Мир серы, N, Р, К. 1994. — № 4. — С. 32−51.
  129. , В.А. // Журнал аналитической химии. Т. 47, вып. 1, 1992. С. 152−158.
  130. , В.А. Кинетика электродиализа. Воронеж.: Изд-во Воронеж, ун-та, 1989.-175 с.
  131. , В.А. Чистая вода. СОЖ, т.З., 1998. С.45−51.
  132. Шапошник, В. А. Успехи химии / В. А. Шапошник, A.A. Мазо, П. Т. Фрёлих.: 60, вып. 11, 1991.-С. 2469−2483.
  133. , В.А. Журнал прикладной химии./ В. А. Шапошник, И.П. Стры-гина, H.H. Зубец, Б. Е. Милль.: Т. 64, № 9, 1991. С. 1942−1946.
  134. , Н.С. Облака, осадки и грозовое электричество. М.: Гидроме-теоиздат, 1964. — 134 с.
  135. , Д.В. Экологически безопасный судовой двигатель / Д. В. Щавелев // Всероссийская выставка научно-технического творчества молодежи / Сб. материалов. М.: ГАО ВВЦ, 2004. — С.262−264.
  136. Экологическая безопасность тепловозных дизелей в эксплуатации: учебноепособие для студентов специальности 150 700 Локомотивы /
  137. Д.Я.Носырев, Е. И. Сковородников, Е. А. Скачкова, А. Д. Росляков Самара.: СамГАПС, 2004.- 139 с.
  138. Экспериментальная установка для смешения газов с жидкостью. Комиссаров К. Б., Казарян A.C., Тарасовский A.B. Материалы международной школы-семинара «Промышленная экология». Ростов н/Д.: РГСУ, 2003. С.87−90.
  139. Anisits, F. Der Kraftstoffeilub auf die Abgasemissionen von Pkw-Wir / F. Anis-its, О. Hiemesch, W. Dabeistein, J. Cookce, M. Mariott. belkammermotoren. «MTZA Motortechn. Z.» — 1991.- Jg.52. — № 5. — S. 242−249.
  140. Baird, M. H. J., Friction factors in pulsed flow / Baird M. H. J., Round G. P., Gardenas J. N. Canad. Inst. Chem. Eng., 1971, v. 49, N 4, p. 220−223.
  141. Diderichs, F. Einflubgroben bei der Bildung von Feststoffen in Abgasen von olgefeuerten Wormeereugern. VDI — Ber., 1977, № 286.
  142. Domkohler, G., Themi Ingenier, 3, (1939).
  143. Fournier, A. Controlling Air Emission from Marine Vessels: Problems and Opportunities University of California Santa Barbara, 2006. — 85 p.
  144. Gall, R.L. The double Alkali Wet Scrubbing System / R.L. Gall, E.J. Piasecki // Chem. Engin. Progress. 1975. Vol. 71, N 5. — p. 72.
  145. H., Bove Elec. World. / H. Bove, R. Bitsko, J. Zonie, E. Sandel. 1985. -Vol.199, N 12. P. 44−46.
  146. Hidy, G. M.Ch. E. / G. M. Hidy, S. К. A. Friedlander // J. Journal, 9, 115. 1964.
  147. Hidy, G. M.Ch. E. / G. M. Hidy, S. К. A. Friedlander // J. Journal 10, 115. 1964.
  148. Jange, C. Ann. MeL (Beiheit), 5, 1952.
  149. Levne, D. G. Chem. / D. G. Levne, S. K. Friedender // Eng. Sei., 13, 49. 1960.
  150. , T.S. //Anal. Chem. 1984. Vol. 56. P. 1138−1142.
  151. McEntee, W. J. Phis. Chem./ W. McEntee, K.Mysels.// 1969, v. 73, № 9, p. 30 183 027.
  152. , А. Аммиачная абсорбция S02 приобретает значение / A. Saleem, K.E. Janssen, P.A. Ireland // Мир серы, N, P, K. 1994. — № 4. — P. 23−29.
  153. Untersuchungen Stickoxidminderung an shnellaufcnden Grossdieselmoioren. Kruggel Otto. «Ml Z: Mouirtechn 2», 1988,49, № 1. S. 22−29.
  154. Resolution МЕРС. 184(59). Adopted on 17 July 2009. P.24
  155. Официальные периодические издания: // Электронный ресурс.:[сайт]: http://www.mandiesel.com/ MAN Diesel official Site], свободный. -Загл.с экрана.
  156. Tommy, Johnsen. Future maritime sulphur reduction regulations. 27th International Bunker Conference, 2006.
  157. , М.А. Принцип действия установок поглощения газовых выбросов (У111 В) для очистки продуктов сгорания от соединений серы в судовых условиях // Эксплуатация морского транспорта 2010.- № 2 (60).- С. 67−70 (№ 1962 по перечню ВАК 2010 г.).
  158. М.А. Моделирование процесса снижения загрязнения атмосферы выбросами от судовых энергетических установок /A.B. Туркин, М. А. Модина, В А. Туркин //Речной транспорт (XXI век). C.B.- 2010.- № 3.- С.72−73 (№ 1499 по перечню ВАК 2010 г.).
  159. , М.А. Обзор некоторых способов снижения выбросов оксидов серы в атмосферу от судовых дизелей// Сборник научных трудов МГА. Выпуск 13. Новороссийск: РИО МГА имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, 2009 — С. 117−119. <
  160. , М.А. Анализ современных требований в области предотвращения загрязнения воздушной среды оксидами серы с судов// Сборник научных трудов МГА. Выпуск 13- Новороссийск: РИО МГА имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, 2009, с. 76−78.г
  161. , М.А. Обзор методов десульфуризации продуктов сгорания садового топлива// Материалы IX городской научно-практической конференцииIстудентов, аспирантов и молодых ученых. Новороссийск: РИО НПИ КубГТУ, 2009.-С. 124−127.
  162. Модина, М. А. Применение установок поглощения газовых выбросов
  163. ЧО и> и1 Относит. влажн, ср, %0,35 0,33 С Емкость, Сизм, нФ1,753 1,654 о Диэлектрическая проницаемость среды, е4,27 4,07 оо Проводимость, о-105, Смы 1,84 ю рН конденсатаьо оо и) о Исходная концентрация БОг, л мг/ м
  164. О Конечная концентрация БС^, мг/ м394,0 94,5 Процент поглощ. БОг, %о и> и) Поглощ. кол-во БОг, мг/м3V
Заполнить форму текущей работой