Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Регулятивная функция дезинформации в процессе межличностного общения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе эмпирического исследования выявлены: а) конкретные проявления регулятивной функции дезинформации в естественных условиях общения (изменение динамики и содержания, поведения и взаимоотношений его участников) — б) основные факторы, определяющие динамику и характер реализации регулятивной функции дезинформации (уровень межличностных отношений, содержание общения и т. д.) — в) психологические… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению проблемы дезинформации (лжи) в современной социальной психологии
    • 1. 1. К истории вопроса: формирование представлений о лжи как особом психологическом феномене
    • 1. 2. Социально-психологический подход к изучению лжи: ложь как феномен общения людей
    • 1. 3. Дезинформация в процессе межличностного общения и ее основные функции
      • 1. 3. 1. Проблемы определения, классификации и функций дезинформации в межличностном общении
      • 1. 3. 2. Дезинформация в качестве одного из регуляторов межличностного общения
      • 1. 3. 3. Анализ феномена дезинформации в произведениях художественной, публицистической и мемуарной литературы
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Эмпирическое исследование регулятивной функции дезинформации в межличностном общении
    • 2. 1. Программа эмпирического исследования
      • 2. 1. 1. Описание объекта исследования
      • 2. 1. 2. Методы и программа исследования
    • 2. 2. Первый этап эмпирического исследования. Естественный эксперимент по изучению влияния дезинформации на общение в диадах испытуемых
      • 2. 2. 1. Методика естественного эксперимента
      • 2. 2. 2. Результаты естественного эксперимента, их анализ и обсуждение
    • 2. 3. Второй этап эмпирического исследования. Анкетный опрос по изучению влияния дезинформации на общение в реальных диадах. Контент-анализ ответов респондентов
      • 2. 3. 1. Основные особенности вопросников для субъектов и объектов дезинформирования
      • 2. 3. 2. Методика анкетного опроса
      • 2. 3. 3. Результаты анкетного опроса и их анализ
    • 2. 4. Обсуждение и интерпретация данных анкетного опроса
      • 2. 4. 1. Содержание и особенности поведения субъекта дезинформирования на разных стадиях дезинформационного общения
      • 2. 4. 2. Содержание и особенности поведения объекта дезинформирования на разных этапах дезинформационного общения
      • 2. 4. 3. Динамика изменений межличностного общения под влиянием дезинформации (по результатам контент-анализа ответов респондентов)
  • Выводы по главе

Регулятивная функция дезинформации в процессе межличностного общения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется ролью проблемы дезинформации при рассмотрении различных социальных явлений в современном обществе.

Дезинформация как вид лжи всегда занимала особое место в сознании людей и социальной жизни, исследовалась в религиозных учениях и являлась предметом изучения в ряде наук: философии, этике, логике, психологии, педагогике, юридических науках. Это связано с тем, что ложь в том или ином виде обнаруживается на всех этапах развития цивилизации и во всех сферах человеческой деятельности и отношенийот межличностных и межгрупповых до межгосударственных — и оказывает существенное влияние на все уровни социального взаимодействия.

В современной социально-политической и экономической жизни России дезинформация нередко используется в манипулятивных технологиях как инструмент воздействия на групповое и индивидуальное сознание. Прикладной аспект исследования дезинформации состоит в том, что выявление эмпирических индикаторов, фиксирующих ее проявления в поведении человека, является условием эффективной организации практических мероприятий и разработки инструментария по диагностике и профилактике лжи у конкретных субъектов в различных социальных ситуациях и сферах профессиональной деятельности.

В теоретическом плане проблема дезинформации как вида лжи рассматривается в контексте мировоззренческих, морально-этических проблем (соотношения истины, правды, лжи) и занимает важное место в структуре социально-психологического знания. Исследование дезинформации выступает в качестве одного из аспектов разработки проблем психологии взаимопонимания, общения, конфликтов и духовно-нравственного содержания человеческих взаимоотношений. Вместе с тем в отечественной социальной психологии отсутствует системный и целостный анализ данного феномена с позиций субъект — субъектного подхода. Этим определяется теоретическая и практическая значимость и актуальность данного исследования.

Состояние разработки проблемы. Психологические аспекты лжи как родового по отношению к дезинформации явления традиционно изучаются в общей, юридической, педагогической и социальной психологии. При этом ложь понимается разными авторами по-разному, как: «вымысел» (К. Мелитан, 1903), «акт внушения» (Ж. Дюпра, 1905), «сознательно неверное показание» (В. Штерн, 1905), «волевое деяние, направленное на результат» (О. Липманн, 1926), «особый вид мышления» (А. Р. Лурия, 1927), «акт воздействия» (Г. Дюранден, 1970), «реализация намерения субъекта ввести партнера по общению в заблуждение» (В. В. Знаков, 1994), «успешная или безуспешная намеренная попытка, совершаемая без предупреждения, сформировать у другого человека убеждение, которое коммуникатор считает неверным» (О. Фрай, 2006).

В исследованиях лжи с разных сторон обсуждаются проблемы концептуализации данного феномена, разработки классификации видов лжи, причин и мотивов ее использования, типологических и индивидуально-психологических особенностей ее субъекта. В совокупности эти проблемы до настоящего времени характеризуют предметное поле исследований лжи в русле индивидуально-психологического подхода.

Разноплановость существующих психологических определений лжи подчеркивает сложность данного явления и, одновременно, указывает на его недостаточную теоретическую разработанность и необходимость формирования целостного научно обоснованного представления о психологической природе лжи в межличностном общении.

Для большинства проведенных исследований лжи характерны: 1) ее рассмотрение в качестве феномена индивидуального сознания и деятельности, главным образом, одного человека — субъекта лжи- 2) недостаточный учет взаимоотношений субъекта и объекта лжи, а также индивидуальных особенностей последнего- 3) недооценка роли социальных условий порождения и функционирования лжи- 4) игнорирование динамики развития взаимоотношений субъектов дезинформационного общения в процессе их пролонгированного взаимодействия- 5) изучение лжи, как правило, в лабораторных условиях при отсутствии ее исследования в ситуациях реального общения индивидов.

Вышеизложенные положения обусловили необходимость разработки комплексной методологии исследования дезинформации и включение в поле рассмотрения обыденных представлений о лжи в реальном межличностном взаимодействии.

Цель исследования — выявить и изучить психологические механизмы влияния дезинформации на характер и динамику межличностного общения, поведение и взаимоотношения его участниковсубъекта и объекта дезинформации.

Задачи исследования:

1. Теоретические:

1) провести теоретико-методологический анализ исследований проблемы лжи в зарубежной и отечественной психологии;

2) провести теоретический анализ феномена лжи и ее регулятивной функции на материалах произведений художественной, публицистической и мемуарной литературы;

3) обосновать социально-психологический подход к изучению дезинформации в процессе межличностного общения и ее регулятивной функции.

2. Методическая: разработать и обосновать программу и методы эмпирического исследования регулятивного влияния дезинформации на процесс диадического общения и его участников.

3. Конкретно-эмпирические:

1) выявить особенности характера и динамики общения в условиях использования дезинформации;

2) выделить и изучить психологические механизмы влияния дезинформации на поведение и взаимоотношения дезинформатора и дезинформируемого.

Объект исследования — индивиды, участвовавшие в реальном диадическом общении в качестве дезинформаторов и объектов дезинформирования. Общее количество респондентов — 167 человек, в том числе в экспериментальном исследовании — 32 человека.

Предмет исследования — регулятивная функция дезинформации в процессе межличностного общения, ее влияние на характер и динамику общения, поведение и взаимоотношения его участников.

Гипотеза исследования:

Регулятивная функция дезинформации в межличностном общении имеет свою специфику, которая проявляется в длительном, пролонгированном детерминирующем влиянии на динамику и содержание взаимодействия, обусловливая его латентно конфликтный характер и изменение ролевых позиций субъектов общения.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных специалистов в области общей и социальной психологии, в которых сформулированы методологические и теоретические принципы психологического изучения проблем межличностного общения и регуляции социального поведения индивидов (Б.Д. Парыгин, 1971; А. А. Леонтьев, 1974, 1975; М. И. Бобнева, 1978; Е. В. Шорохова, 1979; К.А. Абульханова-Славская, 1980; Б. Г. Ананьев, 1980;

Б.Ф. Ломов, 1981, 1984, 1999; В. А. Лабунская, 1986, 1999; Ю. М. Жуков, 1990; П. Н. Шихирев, 1993, 1999; А. А. Бодалев, 1996; А. Л. Журавлев, 1998; А. В. Брушлинский, 1999, 2003; Г. М. Андреева, 2000).

Особая роль принадлежит работам, в которых анализируются психологические и социально-психологические аспекты лжи в межличностном общении (А.Р.Ратинов, 1967; Г. Дюранден, 1970; Л. Леви, 1975;С. Е. Аксененко и В. М. Соковнин, 1975; С. Бок, 1979; Л. Б. Филонов, 1979; А. Н. Лук, 1982; В. И. Свинцов, 1990; В. В. Знаков, 1993, 1995, 1997, 1999, 2005; П. Экман, 1993, 1999; Д. И. Дубровский, 1994; Г. В. Грачев и И. К. Мельник, 2003; А. Н. Тарасов, 2005; О. Фрай, 2005,2006).

Методы исследования. В соответствии с целями и задачами исследования использовались:

1. Метод теоретического анализа литературных источников, обобщения и интерпретации научных данных.

2. Авторская методика естественного эксперимента, направленная на изучение влияния дезинформации на характер и динамику общения, поведение и межличностные отношения субъектов взаимодействия.

3. Авторская методика анкетного опроса, направленная на изучение регулятивного влияния дезинформации на процесс межличностного общения в условиях реальной действительности, включающая: а) вариант для респондентов — «субъектов дезинформации" — б) вариант для респондентов — «объектов дезинформации».

4. Неструктурированное интервью.

5. Контент-анализ.

6. Методы математико-статистической обработки данных.

Основные научные результаты и их научная новизна.

1. Теоретическая новизна работы заключается в результатах теоретико-методологического анализа разработки проблемы лжи в мировой и отечественной науке и в обосновании подхода к комплексному исследованию дезинформации как вида лжи с позиций современной социальной психологии.

2. Впервые в отечественной социальной психологии проведен анализ реальных ситуаций, включающих проявления лжи в жизни людей, по произведениям художественной, публицистической и мемуарной литературы, позволивший выявить и обосновать необходимость социально-психологического изучения дезинформации как одного из регуляторов межличностного общения.

3. Разработана теоретическая модель эмпирического исследования регулятивной функции дезинформации в диадическом общении.

4. Разработаны и апробированы авторская методика естественного эксперимента и авторская анкета, позволившие изучить феномен дезинформации в контексте обыденной жизни людей.

5. Впервые в отечественной социальной психологии проведены: а) естественный эксперимент, направленный на изучение влияния дезинформации на характер и динамику межличностного общенияб) анкетный опрос респондентов, выявляющий реальные случаи дезинформации, имевшие место в их жизни, в которых они выступали либо в качестве субъекта, либо в качестве объекта дезинформирования.

6. В ходе эмпирического исследования выявлены: а) конкретные проявления регулятивной функции дезинформации в естественных условиях общения (изменение динамики и содержания, поведения и взаимоотношений его участников) — б) основные факторы, определяющие динамику и характер реализации регулятивной функции дезинформации (уровень межличностных отношений, содержание общения и т. д.) — в) психологические механизмы влияния дезинформации на процесс межличностного общения и его участников: механизмы «ложного образа», «дезинформационного плена» и «изменения позиций субъектов взаимодействия" — г) особенности поведения дезинформатора в процессе его пролонгированного общения с объектом дезинформации (восприятие партнера как соперника, стремление владеть инициативой и т. д.). Практическая значимость результатов исследования состоит: во-первых, в обосновании необходимости учета влияния фактора дезинформации на межличностное общение и его участников при решении практических вопросов, связанных с диагностикой и профилактикой лжи в деятельности правоохранительных, педагогических, медицинских и других учреждений и организацийво-вторых, в возможности использования теоретических и эмпирических результатов исследования для разработки специализированных программ и методик прикладного изучения различных видов лжи с позиций юридической, педагогической, политической психологии, а также психологии бизнеса, рекламы, пропаганды, управления и т. д.- в-третьих, в возможности применения теоретических и эмпирических результатов исследования для разработки соответствующих лекционных курсов и тренинг-семинаров при преподавании социальной психологии и других психологических дисциплин.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась: (1) глубиной теоретико-методологического анализа и комплексностью исследования феномена дезинформации- (2) опорой на фундаментальные теоретико-методологические положения современной социальной психологии- (3) адекватностью методов сбора эмпирических данных и использованием релевантных приемов их качественного и количественного, математико-статистического анализа. Положения, выносимые на защиту.

1. Регулятивная функция дезинформации в межличностном общении проявляется в пролонгированном влиянии на взаимодействие партнеров, отношения которых приобретают латентный конфликтный характер, в свою очередь, детерминирующий содержание и динамику процесса общения.

2. Характер изменений поведения и взаимоотношений участников общения иод влиянием дезинформации зависит от их позиций в процессе взаимодействия. У субъекта дезинформации возникает внутриличностный конфликт и стремление к его преодолениюу объекта — ложный образ дезинформатора как психологическая детерминанта его поведения.

3. Одним из основных социально-психологических механизмов регулятивного влияния дезинформации на общение является механизм «дезинформационного плена», состоящий в том, что дезинформатор становится зависимым от собственной дезинформации и своего ложного Я-образа. Этот образ приобретает роль важной детерминанты поведения дезинформатора, вынуждая его действовать в ряде случаев вопреки своим подлинным интересам и целям.

Апробация работы. Теоретические и эмпирические результаты исследования обсуждались на заседании лаборатории социальной психологии ИП РАН в 1998 году, на юбилейной научной конференции ИП РАН в 2002 году, на заседаниях лаборатории истории психологии и исторической психологии ИП РАН (2005;2006), на научной конференции, посвященной 100-летию К. К. Платонова (Москва, 2006), и на Международной научной конференции по истории психологии «IV Московские встречи» (Москва, 2006).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего 165 наименований на русском, английском, французском, немецком и болгарском языках, и приложений.

Общие выводы по результатам исследования.

1. Проведенный в работе анализ имеющихся в психологической литературе концептуальных подходов и результатов исследований по проблемам лжи в межличностном общении показал, что эти данные, будучи фрагментарными, несистематизированными и не всегда в должной мере теоретически и эмпирически обоснованными, не создают удовлетворительного научного представления о психологической природе этого феномена. Индивидуально-психологический подход, в рамках которого были проведены основные исследования феномена лжи, не позволяет проводить его комплексный анализ, поскольку ложь неразрывно связана с межличностными отношениями и ее изучение вне этой сферы имеет весьма ограниченную теоретическую и прикладную ценность.

2. Проведенный анализ позволил дать концептуальное определение феномена дезинформации как особого вида лжи, содержанием которой является преднамеренное введение одним из субъектов в заблуждение другого субъекта путем целенаправленного доведения до него заведомо ложной информации.

Дезинформация на социально-психологическом и индивидуально-личностном уровнях взаимодействия выполняет регулятивную функцию пролонгированного влияния на динамику общения, поведение и взаимоотношения его участников.

3. Обосновано, что более глубокие научные знания о психологических закономерностях дезинформации могут быть получены лишь при ее изучении с позиций субъект-субъектного подхода. Такой подход предполагает организацию и проведение исследований дезинформации в контексте конкретных межличностных отношений, с учетом динамики протекания дезинформационного процесса, а также с использованием концептуально-понятийного аппарата и методического инструментария социальной психологии.

4. Разработана теоретическая модель экспериментально-эмпирического изучения регулятивной функции дезинформации на социально-психологическом уровне, включающая концептуальное определение дезинформациивыделение параметров проявления регулятивной функцииизучение влияния дезинформации на общение и ее эмпирические показатели.

5. Разработана авторская методическая процедура изучения феномена дезинформации в условиях реального взаимодействия людей в межличностном общении, имеющая самостоятельное научное значение для дальнейших исследований феномена дезинформации.

6. В ходе исследования подтверждена гипотеза о присущей дезинформации функции регулятора межличностного общения. Как свидетельствуют полученные данные, под её влиянием во взаимодействии партнеров происходят изменения ряда параметров общения: его характера, содержания, интенсивности, а также поведения и взаимоотношений взаимодействующих субъектов.

7. Выявлены важные эмпирические факты, отражающие особенности динамики межличностных отношений в условиях дезинформационного общения в диадах: его изначально латентный конфликтный характер и переход к открытому конфликту в результате разоблачения дезинформатораизменения эмоционального состояния участников взаимодействия и интенсивности их общения.

8. Выявлены основные механизмы реализации регулятивной функции дезинформации — механизмы «ложного образа», «дезинформационного плена» и «изменения позиций участников дезинформационного общения». Эти теоретически обоснованные и эмпирически подтвержденные положения дают научное обоснование многим известным из повседневной жизни феноменам. Один из них состоит в том, что субъект дезинформации, начав лгать, «загоняет» себя в рамки самоограничений и вынужденных реакций, нанося тем самым ущерб самому себе. Второй феномен проявляется в том, что зачастую лжец, добившись путем обмана своих ситуативных целей, оказывается в психологической зависимости от объекта дезинформации.

9. Полученные результаты дополняют и уточняют накопленные на сегодняшний день научные знания о психологической природе лжи и взаимосвязанных с ней социально-психологических феноменахмежличностном общении, конфликте и т. д. Выявленная специфика дезинформационного общения имеет не только теоретическое, но и прикладное значение. В частности, выделенные социально-психологические особенности поведения лжеца могут способствовать диагностике лжи в различных ситуациях межличностного взаимодействия людей.

10. Выполненное исследование позволяет обозначить некоторые перспективы дальнейшего изучения феномена дезинформации в социальной психологии. Прежде всего, необходимо продолжение системного теоретико-методологического анализа данной проблемы в направлении совершенствования концептуально-терминологического аппарата описания, классификации и типологизации видов и форм лжи на разных уровнях ее проявления и т. д. Необходимо продолжить разработку методического инструментария, позволяющего изучать специфику проявлений феномена лжи в реальных жизненных ситуациях. Требует дальнейшего исследования проблема взаимосвязи данного феномена с личностными качествами взаимодействующих субъектов. Представляет большое прикладное значение изучение регулятивной функции дезинформации в различных сферах профессиональной деятельности.

Заключение

.

Диссертационное исследование позволило сделать шаг в развитии представлений о дезинформации как социально-психологическом феномене взаимодействия людей. Основываясь на данных теоретико-методологического анализа исследований проблемы лжи в мировой социально-психологической практике, была обоснована необходимость понимания феномена дезинформации как комплексного, многоуровневого явления. Па этой основе была предложена теоретическая модель его экспериментально-эмпирического изучения, которая реализовалась в проведенном исследовании.

Несмотря на ряд интересных фактов и тенденций, выявленных в ходе анализа теоретического и эмпирического материала, следует еще раз подчеркнуть, что диссертационное исследование было изначально нацелено на изучение лишь одного из аспектов явления лжи — ее регулятивной функции. Поэтому за рамками рассмотрения остались такие проблемы, как взаимосвязи данного феномена с личностными качествами, мотивами и целями взаимодействующих субъектов, особенности лжи в разных сферах и типичных ситуациях профессиональной деятельности людей, классификация и содержание основных функций дезинформации и многие другие проблемы. Все они заслуживают самого серьезного внимания и должны стать предметом дальнейшего социально-психологического изучения феномена лжи в межличностном общении.

Еще одним важным направлением дальнейших исследований является разработка и совершенствование методического инструментария, позволяющего более «тонко» изучать специфику проявлений феномена дезинформации в различных типах взаимоотношений субъектов общения.

Нельзя не сказать и о назревшей необходимости расширения предметного поля исследований данного феномена — и в первую очередь изучении связи проявлений дезинформации со спецификой социальных ситуаций в реальной жизни.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
  2. С.Е., Соковнин В. М. Проблемная ситуация общения и процесс воспитания учащихся // Вопросы педагогики и психологии общения. Вып. 1. Фрунзе, 1975.
  3. Ананьев Б. Г О проблемах современного человекознания. М., 1977.
  4. Ананьев Б. Г Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1980. Т. 1.
  5. JJ.H. Рассказы. М., 1977.
  6. Г. М. Закономерности общения и взаимодействия людей // Социальная психология. М., 1980. С. 79−174.
  7. Г. М. Социальная психология. М., 2000.
  8. С.Ф. Мораль и поведение. М., 1979.
  9. Батов В. К, Филонов Л. Б. К вопросу о диагностике ложных сообщений в письме // Материалы Третьего Всесоюзного симпозиума по психолингвистике. М., 1970.
  10. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб., 1996.
  11. Бобнева М. Н Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.
  12. МИ. Особенности нормативной регуляции поведения человека в организации // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979. С. 44−75.
  13. А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л., 1970.
  14. А.А. Личность и общение: Избр. психологические труды. М., 1995.
  15. А.А. Психология общения. Воронеж, 1996.
  16. А.В. Психология субъекта: некоторые итоги и перспективы // Известия Российской академии образования. М., 1994. С. 30−41.
  17. А.В. Психология субъекта. СПб., 2003.
  18. И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами: Учеб. пособие для ун-тов. М., 1989.
  19. А.Н., Карнеева JJ.M. Тактика допроса при расследовании преступлений. М., 1970.
  20. В. Мораль и социальная психика. Пер. с болг. М., 1988.
  21. В., Брусиловский А. Психология и психопатология свидетельских показаний малолетних и несовершеннолетних. Харьков, 1929.
  22. П.Б. О патологических лгунах: Избр. труды. М., 1964.
  23. II.В. Собрание художественных произведений в 5 томах. М., 1952. Т. 4.
  24. ГорькийА.М. Собр. соч. в 30 томах. М., 1950. Т. 3.
  25. Р. Основы психологического эксперимента: Учеб. пособие. Пер. с англ. М., 1982.
  26. Гоффман 3. Представление себя другим // Современная зарубежная социальная психология /Под ред. Андреевой Г. М., Богомоловой Н. Н., Петровской Л. А. М., 1984. С. 188−196.
  27. А.А. Влияние общения на выбор цели // Проблема общения в психологии / Под ред. Ломова Б. Ф. М., 1981. С. 133−148.
  28. Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью. М., 2003.
  29. Г. И. Ложь как состояние сознания // Вопросы философии. 1989. № 11.
  30. Де Пауло Б., Эпштейн Д., Уайер М. Тендерные различия во лжи: как мужчины и женщины ведут себя в ситуации обмана // Исследуем ложь. Теории, практика обнаружения / Под ред. М. Лыоиса, К. Саарни. СПб., 2004. С. 173−196.
  31. E.JI. Психология манипуляции: феномены, механизмы изащита. М., 1997.
  32. Д. И. Обман. Философско-психологический анализ.1. М., 1994.
  33. Е.А. Особенности отношения ко лжи современныхшкольников. Дисс. канд. психол. наук. М., 2000.
  34. . Ложь. Пер. с фр. Саратов, 1905.
  35. М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для вузов. М., 1996.
  36. Н.И. Предварительная диагностика ложных показаний // Научные основы прикладной психологии. Тезисы докладов к VII съезду Общества психологов СССР. М., 1989.
  37. Жуков Ю М Личностный подход в социально-психологических экспериментах // Психологические аспекты человеческой деятельности. 4.III. Социальная психология и психология личности. М., 1978. С. 70−74.
  38. Ю.М. Эффективность делового общения. М., 1990.
  39. A.JI. Доверие предпринимателей к разным видам организаций: региональные особенности // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений / Под ред. A.JI. Журавлева, Е. В. Шороховой. М., 1998. С. 258−272.
  40. Журавлев, А Л., Соснин В. А., Красников М. А. Социальная психология: Учебное пособие. М., 2006.
  41. В.В. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания// Вопросы психологии. 1993. № 2.
  42. В.В. Правда и ложь в сознании русского народа и современной психологии понимания. М., 1993.
  43. В.В. Индивидуальные различия понимания обмана в малом бизнесе//Психол. журн. 1994. Т. 15. № 6. С. 51−60.
  44. В.В. Почему лгут русские и американцы: размышления российского психолога над книгой Пола Экмана // Вопросы психологии. 1995. № 2. С.84−92.
  45. В.В. Половые различия в понимании неправды, лжи и обмана //Психол. журн. 1997. Т. 18. № 1. С. 38−49.
  46. В.В. Проблема понимания правды в этике Канта, нравственной философии В.В. Соловьева и современной психологии // Психол. журн. 1997. Т. 18. № 4. С. 3−14.
  47. В.В. Послесловие. Западные и русские традиции в понимании лжи: размышления российского психолога над исследованиями Пола Экмана // Экман П. Психология лжи. СПб., 1999. С.243−268.
  48. В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. М., 2005.
  49. И.А. О лжи и предательстве. Аксиомы религиозного опыта //T.I-II. М., 1993. С. 317−331
  50. И., Петров Е. Двенадцать стульев. М., 1974.
  51. И. О мнимом праве лгать из человеколюбия // Трактаты и письма. М., 1980.
  52. П.О. И еще о детской лжи // Семья и школа. 1993, №№ 7, 8,9.
  53. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
  54. А.Ф. Психология и свидетельские показания // Новые идеи в философии. 1913. Вып. 9.
  55. В.Е. Психология в расследовании преступлений. Харьков, 1987.
  56. М.А. Социально-психологическое исследование дезинформации в процессе межличностного общения //Тезисы научных сообщений Всесоюзного симпозиума по социальной психологии. Кострома, 1986. 4.1. С.55−56.
  57. М.А. Феномен лжи в межличностном общении // Общественные науки и современность. 1999. № 2. С. 176−185.
  58. М.А. Влияние лжи на процесс диадического общения и его участников // Тезисы докладов на юбилейной научной конференции Института психологии РАН, 28−29 января 2002 г. М., 2002. Т.2. С. 153−154.
  59. М.А. Эволюция представлений о феномене лжи в отечественной психологии // Сборник материалов Международной конференции «История отечественной и мировой психологической мысли». М., 2006. С. 77−86.
  60. М.А. Опыт системно-структурного анализа феномена лжи / Институт психологии РАН.- М., 2006. 16 с. (Рукопись деп. в ИНИОН РАН № 59 867 от 17.07.2006 г.).
  61. М.А. Представление о лжи как феномене межличностного общения // Специальный выпуск «Актуальныепроблемы психологии» Известий Самарского научного центра РАН. № 2. Самара, 2006. С. 37−43.
  62. А.И. Рассказы. М., 1979.
  63. В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов-на-Дону, 1986.
  64. В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-на-Дону, 1999.
  65. К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.
  66. А.А. Деятельность и общение // Вопросы философии, 1979. № 1.С. 121−132.
  67. Леонтьев, А А. Психология общения. Тарту, 1974.
  68. О. Психология лжи. Харьков, 1926.
  69. О., Адам Л. Ложь в праве. Харьков, 1929.
  70. .Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии, 1975. № 2. С. 31−45.
  71. .Ф. Личность в системе общественных отношений // Психол. журн. 1981. Т. 2. № 1. С. 3−17.
  72. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., Наука, 1984.
  73. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 64−93.
  74. .Ф. Проблема общения в психологии // Проблема общения в психологии. М., 1981. С. 3−23.
  75. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1999.
  76. Лук А. Н. Эмоции и личность. М., Знание, 1982. С. 176.
  77. ЛукА.Н. О предвзятости и пристрастии в науке // Проблемы научного творчества: Сборник аналитических обзоров. М., 1983. Вып. 3. С. 121- 162.
  78. А.Р. Экспериментальная психология в судебно-следственном деле // Советское право, 1927. № 2.
  79. А.Р. Сопряженная моторная методика // Проблемы современной психологии, 1928. № 2.
  80. А.Р. Психология в определении следов преступления// Научное слово, 1928. № 3.
  81. М. Развитие обмана // Исследуем ложь. Теории, практика обнаружения / Под ред. М. Льюиса, К. Саарни. СПб., 2004.1. С. 130−146.
  82. Maiiepc. Социальная психология. 7-е изд. СПб., 2005.
  83. К. Психология лжи. Пер. с фр. М., 1903.
  84. Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л., 1977.
  85. В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
  86. В.Н. Социальная психология и психология отношений // Проблемы общественной психологии. М., 1965. С. 256−287.
  87. Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979.
  88. Э.А., Филонов Л. Б. Взаимодействие в конкретной ситуации. Некоторые факторы, определяющие ход взаимодействия // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 319−342.
  89. В.Н. Восприятие человека в межличностном общении // Проблемы психологического воздействия. Иваново, 1978.
  90. В.Н. Психология общения // Вопросы философии.1971.№ 7. С. 126−131.
  91. А.В. О некоторых новых подходах к феноменам межличностных отношений // Психол. журн. 1981. Т. 2. № 2. С. 33−43.
  92. С. К философии лжи. СПб., 1906.
  93. Д.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1984.
  94. Пословицы. Поговорки. Загадки / Сост., авт. предисл. и коммент. Мартынова А. Н., Митрофанова В. В. М., 1986.
  95. А.Р. Судебная психология для следователей. М., 1967.
  96. С.К. Проблемы взаимодействия личности и среды (интеракционистский подход) в современной буржуазной теории личности //Социальная психология личности. М., 1979.1. С. 325−341.
  97. С.К. Психология и журналистика. М., 1989.
  98. Саарни К, Льюис М. Обман и иллюзии в человеческой жизни // Исследуем ложь. Теории, практика обнаружения / Под ред. М. Льюиса, К.Саарни. СПб., 2004. С. 14−52.
  99. B.C. Особенности доверительного общения. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1977.
  100. B.C. Особенности доверительного общения // Психологические аспекты человеческой деятельности. 4. III. Социальная психология и психология личности. М., 1978. С.15−25.
  101. B.C. О психологии доверительного общения // Проблемы общения в психологии. М., 1981.
  102. В.И. Полуправда// Вопросы философии. 1990. № 6.
  103. С.И. Психологические основания оценки ложных и правдивых сообщений. Дисс. .канд. психол. наук. М., 1998.
  104. Словарь русского языка / Сост. С. И. Ожегов. 2-е изд. исправл. и доп. М., 1952.
  105. Словарь психолога-практика / Сост. С. Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. Мн. 2001. С. 332−333.
  106. В.М. О природе человеческого общения. Фрунзе, 1974.
  107. Соковнин В М. Социализация, общение, педагогика // Вопросы педагогики и психологии общения. Вып. 1. Фрунзе, 1975. С. 4−5.
  108. Р.К. Запутанная паутина: обман и самообман в философии // Исследуем ложь. Теории, практика обнаружения / Под ред. М. Льюиса, К. Саарни. СПб., 2004. С. 53−92.
  109. В.А. Исследования социального конфликта в социальной психологии США. Автореф. дисс. канд. психол. паук. М., 1979.
  110. В.А. Конфликт социально-ролевой. Конфликт социальный. Конфликт модели. Конфликт социального уровня анализа// Социологический энциклопедический словарь/Общ. ред. акад. РАН Осипова Г. А. М., 1995. С. 306−311.
  111. Социологическая энциклопедия/ Под общ. Ред. А. Н. Данилова. Минск, 2003.
  112. В.А. Рождение гражданина. М., 1971.
  113. А.Н. Психология лжи. М., 2005.
  114. Толстой J1.H. Собр. соч. в 14 томах. М., 1951. Т. 4.
  115. Л.Б. Интерес к собственной личности и регуляция человеком своего поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979. С. 268−286.
  116. Л.Б. Стратегия контактного взаимодействия и проявление личности// Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 296−318.
  117. Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. М., 1979.
  118. О. Детекция лжи и обмана. СПб., 2005.
  119. Н.И., Цуканова Е. В. Взаимовлияние специфики общения и межличностных отношений в процессе совместной деятельности // Экспериментальные и теоретические проблемы психологии обучения. Новосибирск, 1979. С. 87−115.
  120. В. Стихи и мемуарная проза // Знамя, 1987. № 5. С. 139−166.
  121. Хрестоматия по патопсихологии / Под ред. Б. В. Зейгарник, Л. П. Корнилова, В. В. Николаевой. М., 1981.
  122. Е.В. Влияние межличностных отношений на процесс общения в условиях совместной деятельности // Проблема общения в психологии. М., 1981. С. 148−177.
  123. Р. Психология влияния. СПб., 1999.
  124. B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978.
  125. П.Н. Исследование стереотипа в американской социальной психологии //Вопросы философии, 1971. № 5. С.110−125.
  126. П.Н. Исследование социальных установок в США // Вопросы философии, 1973. № 2.
  127. П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. -М., 1985.
  128. П.Н. Эволюция парадигмы в современной социальной психологии. Дисс. доктора психол. наук. М., 1993.
  129. П.Н. Современная социальная психология. М., 1999.
  130. Е.В. Социальная психология (проблемы и задачи) // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 3−16.
  131. Е.В. Социальная детерминация поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 5−28.
  132. Е.В., Бобнева М. И. Проблемы изучения психологических механизмов регуляции различных видов социального поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979. С. 3−19.
  133. В. Психология свидетельских показаний // Вестник права. Кн. 3. 1902.
  134. В. Изучение свидетельских показаний // Проблемы психологии. Ложь и свидетельские показания. СПб., 1905.
  135. В. Психология раннего детства. Петроград, 1922.
  136. П. Почему дети лгут. М., 1993.
  137. П. Психология лжи. СПб., 1999.
  138. П., Франк М. Ложь, которая не удается // Исследуем ложь. Теории, практика обнаружения / Под ред. М. Льюиса,
  139. К. Саарни. СПб., 2004. С. 243−262.
  140. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
  141. ArmisteadN. Experience in everyday life. In: Reconstructing social psychology / Ed. N. Armistead. Harmondsworth: Penguin Books, 1974.
  142. Barland G. Use of voice changes in the detection of deception. Polygraph, 1978,7. P. 129−140.
  143. Bernard H.W. Huckins W.C. Dynamics of Personal Adjustment.
  144. Hollrook Press, Boston, 1978.
  145. Bok S. Lying. Moral Choice in Public and Private Life. New York, Uintage Books, 1989.
  146. Durandin G. Les Fondements du mensonge. These, Faculte des Lettres et Sciences Humaines, Paris, 1970.
  147. Ekman P. Telling lies, N Y, 1985.
  148. Ferguson D. Poligraph in private industry, N Y, 1970.
  149. Lsenberg A. Deontology and the Ethics of Lying. In J. Thomson and G. Dworkin, eds., Ethics, New York: Harper & Row, 1968. P.163−185.
  150. Larson J. A. Lying and its Detection. Chicago: University of Chicago Press, 1932.
  151. Lee C.D. The Instrumental Detection of Deception: The Lie Test. Springfield, 111.: Charles C. Thomas, 1953.
  152. JleeuJJ. Лъжа и ирония, сп. Социологически проблеми, 1973, № 3.
  153. Л. Лъжа и анонимност, сп. Социологически проблеми, 1974, № 3.
  154. Л. Лъжата. София: Наука и изкуство, 1975.
  155. Lykken D.T. A tremor in the blood. Uses and abuses of the Lie Detector, N.Y.: McGraw-hill Book Company, 1981.
  156. McKee J. P., Sherriffs A.C. The differential evaluation of males and fermales. J. of Pers. 1957, № 25. P.356−371.
  157. Paternalistic Deception in Medicine, and Rational Choice: The Use of Placebos. In Max Black, ed., Problems of Choice and Decistion. Ithaca, N Y.: Cornell University Program on Science, Technology and Society, 1975. P.73−107.
  158. Podlesny J., Raskin D. Phisiological measures and detection of deception. Psydological Bulletin, 1977, V.84, № 4. P.782−799.
  159. Podlesny J., Raskin D. Effectiveness of technigues and physiological measures in the detection of deception. Psychophysiology, 1978, 15. P.344−359.
  160. Reid J., Inbau F. Truth and Deception, The Polygraph («Lie Detector») Technigue, 2 nd Ed. Baltimore: Williams & Wilkins, 1977.
  161. Trankell A. Der Realitatsgechalt von Zeugenaussagen. Methodik der Aussagepsychologie. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1971.
  162. Undeutsch U. Beurteilung der Glaubhaftigkeit von Aussagen. Handbuch der Psychologie. Bd. 11: Forensische Psychologie. Goettingen: Hogrefe. 1967.
  163. Wegner W. Taterschaftsermittlung Durch Polygraphie. Koln- Berlin- Bonn- Munchen: Heymann, 1981.1. 1. Любите ли Вы играть в шахматы?
  164. Сколько партий в неделю Вам обычно удается сыграть?
  165. Приходилось ли Вам выигрывать у шахматистов-разрядников?2. 1. Интересовались ли Вы когда-либо каратэ?
  166. Имеете ли Вы опыт занятий этим видом борьбы?
  167. Каких современных американских писателей Вы знаете?
  168. Могли бы Вы подискутировать об их творчестве?6. 1. Интересуетесь ли Вы живописью?
  169. Каких современных советских художников Вы знаете?
  170. Могли бы Вы подискутировать об их творчестве?7. 1. Увлекаетесь ли Вы игрой в настольный теннис?
  171. Как часто Вам удается поиграть?
  172. Приходилось ли Вам выигрывать у теннисистов-разрядников?8. 1. Увлекаетесь ли Вы водным туризмом?
  173. Приходилось ли Вам когда-либо путешествовать на байдарке, плоту, яхте?
  174. Хотели бы Вы провести свой отпуск в таком путешествии?9. 1. Интересуетесь ли Вы футболом?
  175. С удовольствием ли Вы играете в футбол, если для этого есть возможности?
  176. При наличии всех необходимых условий Вы пошли бы играть в футбол или предпочли бы заняться чем-либо другим?10. 1. Вы когда-либо увлекались филокартией? 2. Какие открытки Вы собирали?
  177. Считаете ли Вы интересным коллекционирование открыток с репродукциями картин?11. 1. Как Вы относитесь к лечению травами?
  178. Знаете ли Вы лекарственные растения?
  179. Занимались ли Вы когда-либо сбором лекарственных растений?12. 1. Увлекаетесь ли Вы рыбной ловлей?
  180. Каких рыб, обитающих в водоемах Подмосковья, Вы знаете? 3. Вы когда-нибудь были на рыбалке где-либо в Московской области?13. 1. Любите ли Вы собирать грибы?
  181. Какие грибы, растущие в лесах Подмосковья, Вы знаете? 3. Приходилось ли Вам собирать грибы где-либо в Московской области?14. 1. Увлекаетесь ли Вы игрой в большой теннис?
  182. Как часто Вам удается поиграть?
  183. Приходилось ли Вам выигрывать у теннисистов-разрядников?15. 1. Занимались ли Вы когда-либо разведением аквариумных рыбок?
  184. Какие виды аквариумных рыбок Вам известны?
  185. Считаете ли Вы аквариумное рыбоводство интересным хобби?16. 1. Занимались ли Вы когда-либо спортивной борьбой (классической, вольной, самбо)?
  186. Участвовали ли в соревнованиях по борьбе?
  187. Продолжаете ли Вы свои тренировки в настоящее время?17. 1. Интересовались ли Вы когда-либо подводным плаванием или подводной охотой?
  188. Имеете ли Вы личный опыт подводного плавания (охоты)? 3. Хотели бы Вы провести отпуск на Белом море, занимаясь подводной охотой?18. 1. Вы когда-либо увлекались нумизматикой?
  189. Какие монеты Вы коллекционировали?
  190. Сохранилась ли Ваша коллекция?19. 1. Интересовались ли Вы когда-либо системой йогов?
  191. Имеете ли Вы опыт занятий по этой системе?
  192. Какие марки Вы коллекционировали?
  193. Сохранилась ли Ваша коллекция?
  194. Экспериментальная группа Контрольная группа
  195. N члены диады тема общения N члены диады тема общениядиа- • Ф.И.О. Ф.И.О. (вымышленное диа- Ф.И.О. Ф.И.О. (реальноеды СД од хобби) ды СИ ОИ хобби)1. г. в.м. С.В. В. Акв. рыбки (11)1 25. г. в.м. М.Е. Н. Грибы (9)2. л.н.и. С.В. В. Подв.плав.(12)
  196. М.А.А. К.А. А. Шахматы (1) 26. М.А.А. С.В. В. Акв. рыбки (11)
  197. П.С.Н. С.В. В. Рыбн. ловля (8)
  198. С.Т.Ю. Л.П. А. Наст. теннис (5) 27. С.Т.Ю. Г. В. И. Каратэ (2)
  199. Я.П.А. К.А. А. Филателия (7)
  200. Л.А.И. С.В. В. Спорт. борьба (15)
  201. М.С.Б. В.Н. А. Амер. лит-ра (З) 28. М.С.Б. К.А. А. Филателия (7)
  202. Б.С.Н. Л.П. А. Рус. лит-ра (б) 29. Б.С.Н. В.Н. А. Живопись (4)
  203. Д.В.И. Л.П. А. Амер. лит-ра (З)
  204. С.С.Ю. M.E.II. Рыбн. ловля (8) 30. С.С.Ю. С.А. Д. Поэзия (13)12. ж.г.и. М.Е. Н. Рыбн. ловля (8) 31. Ж.Г.И. Л.П. А. Рус. лит-ра (б)13. Е.И.И. Г. В. И. Каратэ (2)
  205. А.И.П. С.А. Д. Филокартия (М) 32. А.И.П. К.А. В. Футбол (Ю)
  206. Л.А.В. С.А. Д. Лекар. травы (16)
  207. С.Н.М. В.Н. А. Живопись (4) 33. С.Н.М. К.А. А. Шахматы (1)17. С.В.В. К.А. В. Футбол (Ю) 18. Ш. В.Н. Г. В. И. Каратэ (2)
  208. М.В.Н. Г. В. И. Наст. теннис (5)20. Н.В.А. С.А. Д. Поэзия (13)
  209. Б.М.Г. Л.П. А. Рус. лит-ра (б) 34. Б.М.Г. К.А. В. Каратэ (2)
  210. C.B.JI. Г. В. И. Наст. теннис (5)
  211. С.С.А. С.А. Д. Филокартия (14)
  212. Т.Г.П. М.Е. Н. Рыбн. ловля (8)
  213. В скобках дан номер темы (хобби) в соответствии с Вопросником «Ваше хобби» См. Приложение 1).
  214. Готовились ли Вы специально к обсуждению Вашего хобби (вымышленного либо реального)? Если да, то в чем состояла Ваша подготовка?
  215. Были ли у Вас трудности в ходе подготовки к беседе с ОД (ОИ)? Если -да, то какие?
  216. В чем заключалось содержание Вашего ложного (истинного) сообщения о хобби?
  217. Удалось ли довести содержание Вашего сообщения о хобби до ОД (ОИ)?
  218. Были ли у Вас трудности в реализации Вашего сообщения? Если да, то какие?
  219. Что Вы чувствовали в ходе реализации Вашего сообщения?
  220. Обращали ли Вы внимание на поведение ОД (ОИ) в процессе беседы?
  221. Какие особенности его поведения были Вами отмечены?
  222. С чего началась Ваша беседа с ОД (ОИ)?10. Какие темы Вы обсуждали?
  223. Сколько времени продолжалась беседа в целом, а также до и после реализации ложного сообщения в частности?
  224. Удалось ли Вам, по Вашему мнению, создать желаемое представление о себе у собеседника? Чем Вы можете это обосновать?
  225. Как завершилась беседа? Что стало предлогом для следую- щей встречи с ОД (ОИ)?
  226. Тревожила ли Вас (как в ходе беседы, так и после ее завершения) опасность быть уличенным во лжи?
  227. Что Вы предпринимали в беседе и собираетесь предпринять в дальнейшем для уменьшения этой опасности?
  228. Хотели бы Вы продолжить неформальное общение с Вашим партнером после завершения эксперимента? В том числе на основе данного хобби?
  229. Имелись ли различия в том, как протекало Ваше общение с ОД (ОИ) но сравнению с обычным общением в сходной ситуации? Укажите наиболее существенные из них.
  230. Как бы Вы повели себя при случайной встрече с ОД (ОИ) после окончания эксперимента, если бы он завел разговор по теме Вашего вымышленного (реального) хобби?
  231. Вы бы приняли его предложение сделать что-либо конкретное в сфере данного хобби (например, приобрести предметы коллекционирования, спортивный инвентарь или провести совместную тренировку, рыбалку и т. п.)?
  232. Вы бы приобрели предложенную партнером книгу по тематике Вашего хобби (вымышленного либо реального), если бы она стоила: а) 100 рублей- б) 300 рублей- в) 600 рублей?
  233. Внимательно ознакомился с выставкой работ объекта, просмотрел отзывы о них, выделил работы, которые особенно понравились посетителям и те, которые понравились мне.- Продумал план предстоящей беседы.
  234. Недостаток информации о собеседнике.- Мои недостаточные знания о живописи.
  235. Предлог для вступления в контакт просьба дать мне консультацию для якобы написания реферата по курсу психологии на тему: «Социально-психологическая адаптация». Этой проблемой занимается объект.
  236. Ничего особенного. Искал пути для выхода из создавшегося положения.7. Да, обращал.
  237. Объект был доброжелательно настроен, чувствовалась готовность поддержать беседу.- В то же время, как мне показалось, хотел получить обо мне некоторые данные.
  238. Беседа началась с нейтральных вопросов. Я рассказал объекту, что отпросился с занятий, чтобы получить у него консультацию.
  239. Также, в беседе были затронуты вопросы состояния диссертационной работы объекта, сроков защиты, мои квартирные проблемы.
  240. Беседа продолжалась где-то в пределах 30 минут (я не засек время). Практически сразу началась с ложного сообщения, так как предлог вступления в контакт также был вымышленным.
  241. Трудно утверждать (об этом лучше спросить у объекта). Но по-моему кое-что удалось.
  242. Не особенно. Так как все вымышленное мною было основано на реальных фактах и практически трудно было уличить во лжи.
  243. Можно было бы лучше подготовиться к беседе, я имею в виду досконально изучить тонкости и новинки живописи и быть готовым к любому неожиданному или провокационному вопросу. И в дальнейшем в этом я вижу залог успеха.
  244. Различия были. Наиболее существенное заключается в том, что в беседе с объектом я постоянно контролировал себя и придерживался определенных вымышленных рамок, стараясь направлять беседу в нужное русло. В обычной беседе такой необходимости нет.
  245. Придерживался бы принятой линии поведения по теме ложного сообщения.
  246. Положительно, если это не выявило бы мою неспособность или некомпетентность в сфере якобы общего интереса или хобби. В противном случае, нашел бы благовидный предлог отказаться.
  247. Приобрел бы, даже если бы она стоила 600 рублей.
  248. Составил для себя небольшой план беседы.
  249. Никаких проблем не видел в ходе подготовки.
  250. Чувствовал психологическую совместимость.7. Обращал.
  251. Сопереживание, эмоциональность.
  252. Беседа началась с прямого вопроса, продолжает ли «Г» тренироваться и каких результатов достиг.
  253. Были обсуждены темы, касающиеся личной жизни, работы, учебы, досуга.
  254. Беседа продолжалась 30 минут.
  255. Беседа завершилась в дружественной обстановке. Предлогом для следующей встречи послужила уверенность в завтрашнем дне.14. Лгать не могу.
  256. Опасности нет, есть желание укрепить контакт.
  257. При случайной встрече с «Г», если бы он завел разговор, с удовольствием поддержал бы его.
  258. Отреагировал бы положительно. Выступил бы на соревнованиях, но прикладному каратэ в тяжелой категории.20. Да, а) в).
  259. Текст вопросов, по которым составлен отчет, приведен в 11риложении 3
  260. Номер и содержание вопроса, получившего положительный (+)либо отрицательный (-) ответ в отчетах испытуемых
  261. В скобках указан номер вопроса в соответствии с перечнем вопросов для отчета испытуемых СД и СИ (см. Приложение 3)
  262. Под номерами с 1 по 24 отмечены испытуемые экспериментальной фуппы (СД), а под номерами с 25 по 34 испытуемые контрольной группы.
  263. Здесь и далее б>ква Д означает дезинформирование.
  264. Этап. Беседа до дезинформирования
  265. Действия :д Трудности СД
  266. I Этап. Дсзинфо рчиронание
  267. Действип СД Трудности СД
  268. Конт- KOH- Маек Про- Созд Пере- Чув- Чув- Внут- Чув- Недо
  269. Испы- роль троть лож- явлен пред- дача ство ство рен- ство статуемые СД ФИО за пове- за собст ных свед, осторож- лога про- инициа- неловко- опасности няя напря раз-дво- то к зна
  270. А И 11 t г + 1- + 4 4 4 + +15 ЛАВ + -i- 4 4 + - - - + +16 CH М i- t t + 4 + + - - 117 С В В. 4 + - + 4 — 4 — - 18 ШВН 4 t- + 4 — - - - 19. мвм 1- -t- + 4 4 — 4 — - f
  271. H В, А 4 + + t- 4 + 4 + - 421 БМГ. 4 -t- + + - - - - - 22 свл 1- 1- 4 — - - 4 t — f23 ССА 4 4 — 1- 4 — 4 — - t24 ТГН + 1- 4 + t — + - - 1
  272. Этап. Общение после дезинформирования
  273. Испытуемые СД Действия СД Трудности СД
  274. М, А А ¦t -г -г + + - - - -4 I1CH — + - - + - + - +
  275. Кол-во трудностей у всех 7 8 11 2 6 3 7 21. СД на каждом этапе
  276. Римскими цифрами обозначены этапы общения с ОД: I под1 отопки к общению, II -предезипформационною общения, III — дезинформирования, IV постдезинформационпого общения.
  277. Знаком «+» отмечено наличие трудностей, знаком «-» отсутствие трудностей.
  278. В скобках указаны номера испытуемых в соответствии с номерами их диад (см. Приложение 2).
  279. Обращался ли к Вам с вопросом (за помощью и т. д.) слушатель X.
  280. Под каким предлогом он обратился к Вам?
  281. Сколько времени продолжалась беседа с ним?
  282. Какие темы обсуждались в беседе? По чьей инициативе?
  283. Как держался в беседе слушатель?
  284. Какое общее впечатление сложилось у Вас о нем?
  285. Вызвал ли он у Вас интерес к себе, своим знаниям и возможностям?
  286. Чем завершилась ваша беседа?
  287. Продолжается ли ваше общение?
  288. Особенности бесед партне- Проявление этих особенностей
  289. N ров по общению (СД и СИ) п/п и результаты общения, в диадах СД-ОД в диадах СИ-ОИотмеченные ОД и ОИ4 10 16 26 311
  290. Адекватность (+) или наду- + + + + манность (-) предлога обращения к ОД (ОИ)
  291. Примерная продолжительность 20 25 20 30 20 беседы (в мин.)
  292. Количество обсуждавшихся тем 4 3 3 2 2
  293. Компетентность СД (СИ) в сфере данного хобби: достаточная"+" или + + +недостаточная
  294. Инициатива в беседе: у СД (СИ) -«+» у ОД (ОИ) -в том числе: а) в начале беседы +б) в основной части беседыв) в конце беседы
  295. Преобладающие особенности поведения СД (СИ) в беседе: а) активность (+) илипассивность (-)б) естественность (+) илинеестественность (-)в) уравновешенность (+)или нервозность (-)
Заполнить форму текущей работой