Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Переговорная компетентность руководителей органов внутренних дел и психологические пути ее совершенствования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В структуре переговорной компетентности руководителя следует выделять следующие компоненты: мотивационно-ценностный, обусловливающий направленность взаимодействия и общения на переговорах (на основе имеющихся нравственных и правовых ценностей, мотивации достижения и установок социального взаимодействия) — познавательно-прогностический, обеспечивающий критический анализ их и чужих поступков… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и методологические основы психологического изучения и совершенствования переговорной компетентности руководителей ОВД
    • 1. 1. Переговорная деятельность руководителя как проблема психологической науки
    • 1. 2. Требования к переговорной компетентности руководителей органов внутренних дел, обусловленные спецификой профессиональной деятельности
    • 1. 3. Методика изучения и совершенствования переговорной компетентности руководителей органов внутренних дел
  • Глава 2. Психологическая характеристика и пути совершенствования переговорной компетентности руководителей органов внутренних дел
    • 2. 1. Состояние и динамика развития переговорной компетентности у руководителей органов внутренних дел различного управленческого уровня
    • 2. 2. Экспериментальное апробирование модели психотренинга совершенствования переговорной компетентности руководителя органов внутренних дел
    • 2. 3. Рекомендации по совершенствованию переговорной компетентности руководителей органов внутренних дел

Переговорная компетентность руководителей органов внутренних дел и психологические пути ее совершенствования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. В связи с переходом МВД России от административно-карательной направленности деятельности к профилактико-охранной возросли требования к руководителям органов внутренних дел (ОВД), и прежде всего к их профессионально-психологической компетентности. Все чаще ситуации оперативно-служебной деятельности требуют от руководителей высокого уровня знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых для ведения переговоров как в повседневных служебных ситуациях при решении кадровых, хозяйственных и других вопросов обеспечения эффективного функционирования подразделений милиции, так и в экстремальных условиях, поскольку за последние 5 лет отмечается тенденция увеличения числа захватов заложников террористами, а также похищения людей с целью выкупа и по другим преступным намерениям1.

В ст. 14 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. указано, что «к ведению переговоров с террористами допускаются только лица, специально уполномоченные на то руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией», а поэтому от руководителей ОВД требуется соответствующая профессионально-психологическая подготовленность.

Руководители ОВД в рамках управленческой деятельности все чаще решают задачи, направленные на оптимизацию социально-психологического климата коллектива, в том числе по разрешению спорных и конфликтных.

1 По данным ведомственной статистики за период с 1997 по 2003 гг., в нашей стране по линии органов внутренних дел было зарегистрировано 956 случаев захвата заложников, причем, общее число заложников составило 2064 человека (Состояние преступности в России: Сборник ГИЦ МВД России за 1998;2004. -М., 2004. С. 24.). ситуаций, причем, выступая в роли медиатора и используя переговоры в качестве эффективного метода профилактики и урегулирования конфликтов1.

Однако стихийно приобретенный руководителями ОВД опыт ведения переговоров не всегда обеспечивает успех в указанных видах профессиональной деятельности, и в этой связи требуется научное обоснование и внедрение в практику мер по изучению и развитию переговорной компетентности у руководителей органов внутренних дел различного управленческого уровня. Это отвечает и требованиям нормативных документов, где отмечена важность кардинального улучшения системы подготовки кадров руководящего звена, разработки и внедрения в учебный процесс современных технологий профессионально-психологической подготовки руководителей ОВД, способных творчески решать задачи борьбы с преступностью и поддержания общественного порядка2.

Степень разработанности проблемы. Проблематика оптимизации переговорной деятельности разрабатывалась в научных исследованиях по политологии, правовой науке, в управлении, социальной и юридической психологии, конфликтологии и по другим областям науки и практики.

В зарубежных исследованиях к настоящему времени разработаны методолого-концептуальные основы стратегии и тактики ведения переговоров как внутри, так и вне организации (П. Мицич, Я. Нергиш, Р. Фишер, У. Юри, Д. Рубин, Д. Колб, X. Ханс, В. Мастенбрук, J1. Корен, П. Гудман, Д. Эртель, Дж. Ниренберг, JI. Беланже и др.), в том числе и в.

1 Психологический климат в служебных коллективах: Методическое пособие / Под общ. ред. М. И. Марьина, Е. А. Мешалкина. — М., 2001.

2Об утверждении Концепции совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел: Приказ МВД России № 682 от 28. 08. 2003. полиции (W. D. Salewski, К. Schaefer, Z. Misina, J. Cech, O. Kroeger, M. Jfnet, R.J.Sternberg и др.).

В отечественной науке вслед за известными зарубежными политологами (Г. Никольсон, Ф. Ч. Икле, Т. Кох и др.) первоначально исследования по переговорной проблематике были проведены по международной и политической сферам (М. М. Лебедева и др.), а также в области хозяйственно-деловых отношений (О.С. Дейнека, О. А. Митрошенков, Т. И. Холопова и др.).

В правовой науке по переговорной деятельности монографическое исследование осуществлено В. П. Илларионовым (1995), а организационно-тактические особенности переговоров с преступниками в экстремальных условиях раскрыты в публикациях Н. Н. Васильева, А. В. Загорского, М. В. Киреева, А. Ф. Майдыкова.

В психологической науке на сегодняшний день наиболее раскрыты концептуальные и психотехнологические аспекты переговорной деятельности в произвол ственно-деловой сфере (Н.В. Гришина, З. И. Рябикина, Г. Г. Танасов, В. А. Цепцов и др.), а также урегулирования различного вида конфликтов в организациях (А.А. Анцупов, И. Б. Пономарев, В. П. Трубочкин, А. И. Шипилов и др.).

Субъектная сторона переговорной деятельности в социальной психологии исследовалась через разработку проблематики социально-психологической (или более узко, коммуникативной) компетентности (А.А. Бодалев, С. М. Емельянов, Ю. М. Жуков, JI.A. Петровская, С. В. Петрушин, И. Б. Пономарев, Е. В. Прозорова, В. Ф. Спиридонов, А. Н. Сухов, В. П. Трубочкин, JI.A. Цветкова и др.), а также в контексте моделей индивидуальной управленческой концепции руководителей (С.А. Белозеров, Е. П. Клубов, В. А. Урываев и др.).

В рамках экстремально-юридической психологии переговоры рассматривались при разработке психологического обеспечения деятельности по освобождению заложников (Н.В. Андреев, С. В. Долгополов, JI. Ламанов, И.Б. Свирская). Опыт изучения и внедрения в практику правоохранительных органов психолингвистических приемов воздействия на террористов отражен в ряде работ В. Ф. Лобжанидзе (1997; 2003). Компаративное исследование по обобщению опыта ведения переговоров с террористами «в ситуации заложника» сотрудниками правоохранительных органов США проведено А. Б. Будановым (1995).

Объект исследования — переговорная компетентность руководителей органов внутренних дел различного управленческого уровня.

Предмет исследования — детерминанты и социально-психологические закономерности развития переговорной компетентности у руководителей ОВД и реализации ими различных видов переговорной деятельности (при разрешении конфликтов в организации, при деловом внеорганизационном взаимодействии и в экстремальных условиях), а также научное обоснование путей совершенствования профессионально-психологической подготовки руководителей различного управленческого уровня, направленной на повышение их переговорной компетентности.

Цель исследования — изучение личностных факторов и социально-психологических условий, способствующих успешному ведению переговоров руководителями ОВД, требований к содержанию и уровню их переговорной компетентности, создание концептуальной модели и экспериментальное апробирование тренинговой психотехнологии ее совершенствования, а также разработка рекомендаций по оптимизации форм и методов профессионально-психологической подготовки руководящего состава ОВД к переговорной деятельности и психологическому обеспечению ее реализации в различных служебно значимых ситуациях.

В соответствии с объектом, предметом и целью сформулированы основные задачи исследования:

1. Проанализировать существующие в психологической науке тенденции изучения переговорной компетентности руководителей и подходы к совершенствованию переговорной деятельности.

2. Выявить требования к переговорной компетентности руководителей ОВД и разработать ее теоретическую модель с учетом особенностей их управленческой деятельности.

3. Разработать программу и обосновать комплексную методику диссертационного исследования.

4. Изучить детерминанты, уровень и особенности динамики развития переговорной компетентности у руководителей ОВД различного управленческого уровня.

5. Экспериментально апробировать тренинговую психотехнологию по совершенствованию переговорной компетентности руководителей ОВД.

6. Разработать рекомендации по оптимизации психологической подготовки руководящего состава ОВД к переговорной деятельности и психологическому обеспечению ее реализации в различных служебно значимых ситуациях.

Основная гипотеза исследования. Переговорная компетентность руководителей ОВД является значимой составляющей профессионального мастерства, но без целенаправленного формирования не достигает у многих высокого уровня, а поэтому необходимо создание научно обоснованной модели профессионально-психологической подготовки управленческих кадров, в основу которой положены экспериментально апробированная тренинговая психотехнология ее формирования, а также ознакомление с комплексом мер по психологическому обеспечению успешной реализации руководителями различных уровней управления переговорной деятельности при решении управленческих и оперативно-служебных задач.

Методологические основы исследования. Общенаучную методологию исследования составляют диалектические идеи о взаимосвязи теории и практики, принципы детерминизма и развития, системного подхода и моделирования. В качестве конкретно-научной методологии работы выступили теория социального познания Г. М. Андреевойсубъектно-деятельностный подход А. В. Брушлинскоготеоретические модели коммуникативной компетентности Ю. М. Емельянова, JI. А. Петровскойконцепции управленческого взаимодействия A.JI. Журавлева и управления в ОВД A.M. Столяренко, В. И. Черненилова, А. Г. Шестаковатеоретические идеи и целевые психотехнологии ведения переговоров Г. Бройнига, Н. В. Гришиной, В. Мастенбрука, В. А. Цепцова, Р. Фишера, У. Юри и др.

Организация и методика исследования. Диссертационное исследование реализовано в четыре этапа: 1) информационно-аналитический- 2) эмпирический- 3) экспериментальный и 4) обобщающе-внедренческий.

В рамках первого этапа для систематизации имеющегося материала по изучаемой проблеме проводился анализ научной литературы, статистических обзорных материалов, нормативных и правовых актов и были выявлены: на основе научных публикаций — концептуально-психологические подходы к изучению и совершенствованию переговорной деятельности, а с учетом нормативных актов и обзоров по современной практике — требования к содержанию и уровню переговорной компетентности руководителя ОВД.

В рамках эмпирического этапа исследования при помощи методов анкетного опроса, фокус-группы, экспертных оценок и включенного наблюдения были выявлены причины, влияющие на успех / неуспех переговорной деятельности, а также уровень и динамика развития переговорной компетентности у руководителей ОВД различного управленческого уровня. Была определена необходимость развития компетентности по стратегии, тактикам и технологии ведения различных видов переговоров.

Пилотажное исследование в виде анкетирования проведено на 32 руководителях подразделений ГРОВД, а также в форме фокус-группы с 20 руководителями психологических служб УВД различных регионов России. Целью было изучение содержания и факторов, влияющих на развитие переговорной компетентности руководителя и путей совершенствования психологического обеспечения переговорной деятельности.

В рамках анкетирования по репрезентативной выборке опрошен 271 руководитель ОВД различного управленческого уровня в возрасте от 25 до 45 лет.

В итоге изучена частотность применения конкретных психологических стратегий, методов и приемов в различных видах переговорной деятельности при решении управленческих и оперативно-служебных задач.

Для выявления социально-психологических условий и личностных качеств руководителей, обладающих развитой переговорной компетентностью, а также путей ее совершенствования обследованы 148 начальников служб — заместителей начальников ГРОВД и 103 слушателя первого факультета Академии управления МВД России, состоящих в резерве кадров на высшие руководящие должности в системе МВД, и получены данные об уровне и динамике развития составляющих переговорной компетентности руководителей ОВД.

По итогам двух первых этапов исследования разработана концептуальная модель совершенствования переговорной компетентности руководителя.

На экспериментальном этапе осуществлено апробирование тренинговой психотехнологии совершенствования переговорной компетентности руководителя ОВД. В обследованиях по эксперименту приняли участие 36 слушателей первого факультета Академии управления МВД России, из числа которых сформировались экспериментальная и контрольная группы по 18 человек.

Кроме специальных экспертных карт оценки навыков по переговорной деятельности для выявления изменений в личностных особенностях у участников эксперимента были использованы Калифорнийский личностный опросник (CPI), тест К. Томаса, изучающий особенности поведения в конфликте, и Методика определения уровня коммуникативных и организаторских способностей (вариант КОС-2), но дополненный «шкалой лжи» из теста EPI методики Айзенка.

На обобщающе-внедренческом этапе проведены фокус-группа с участием руководителей психологических служб УВД ряда регионов России (20 человек) и экспертное оценивание практическими психологами УВД Ханты-Мансийского округа (35 человек) модели психологического тренинга «Совершенствование переговорной компетентности руководителя ОВД», что позволило с учетом ранее проведенных исследований разработать рекомендации по оптимизации развития переговорной компетентности руководителей органов внутренних дел и определить направления психологического обеспечения различных видов переговорной деятельности.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в:

• методолого-концептуальной разработке понятия «переговорная компетентность руководителя ОВД», а также в обосновании структуры, установлении показателей и критериев оценки ее уровня;

• определении личностных детерминантов и социально-психологических условий, влияющих на динамику и уровень развития переговорной компетентности у руководителей ОВД, а также специфики ее проявления в различных видах переговорной деятельности;

• научном обосновании путей совершенствования профессионально-психологической подготовки, ориентированной на целенаправленное развитие переговорной компетентности у руководителей ОВД различного управленческого уровня.

Положения, выносимые на защиту:

1. Переговорная компетентность руководителя ОВД является интегральным личностным образованием, предопределяющим сознательное отношение и конструктивное построение диалогического переговорного процесса с отдельными людьми и группами лиц в процессе решения управленческих и оперативно-служебных задач. Она базируется на составляющих аутопсихологической, коммуникативной, конфликтной и экстремально-юридической компетентности и является необходимым условием их профессионального мастерства, но при стихийном развитии не достигает должного уровня.

2. В структуре переговорной компетентности руководителя следует выделять следующие компоненты: мотивационно-ценностный, обусловливающий направленность взаимодействия и общения на переговорах (на основе имеющихся нравственных и правовых ценностей, мотивации достижения и установок социального взаимодействия) — познавательно-прогностический, обеспечивающий критический анализ их и чужих поступков, возможность адекватного прогнозирования процесса и результата взаимодействиякоммуникативный, позволяющий эффективно осуществлять коммуникацию, влиять на других людей и снижать степень конфликтного противостоянияэмоционально-волевой, способствующий осуществлению в поведении самоконтроля и саморегуляции, проявлению готовности брать ответственность, демонстрировать уверенность и решительность.

3. Переговорная компетентность руководителей органов внутренних дел реализуется в профессиональной деятельности прежде всего в следующих трех направлениях: 1) в переговорах при внеорганизационном деловом общении- 2) в переговорах при разрешении конфликтов среди подчиненных- 3) в переговорах в экстремальных условиях, в том числе при подготовке и проведении контртеррористических операций по освобождению заложников и нейтрализации преступников. В контексте последнего направления переговорной деятельности руководитель ОВД осуществляет и специфичные функции (затягивания переговоров, психологического давления и др.).

4. Успешность формирования переговорной компетентности руководителя органов внутренних дел зависит от целенаправленной актуализации трех групп потенциалов:

• Личностного, предопределяющего адекватную направленность и стилевые особенности ведения переговоров за счет выработки у руководителя соответствующих ценностно-смысловых ориентиров и мотивации, когнитивно-прогностических, коммуникативных и организаторских способностей, позволяющих реализовывать в переговорной деятельности такие основные задачи, как побудительная, познавательно-оценочнаякоммуникативная и регулятивная.

• Теоретико-методического, обеспечивающего оптимальное «репертуарно-ролевое» многообразие в переговорах на основе углубленных знаний о закономерностях, механизмах и трудностях построения профессионального общения и взаимодействия, процедурных аспектах оптимизации переговорного процесса.

• Практического, расширяющего «инструментальные» возможности для успешной реализации переговорной деятельности за счет гибкого применения психотехнологии, психотехник и приемов профессионального общения в обычных и экстремальных условиях.

5. Применение научно обоснованной и экспериментально апробированной тренинговой психотехнологии совершенствования переговорной компетентности руководителя (ПКР) при внедрении в систему непрерывной профессионально-психологической подготовки управленческих кадров способствует эффективному ведению переговоров, в том числе и в экстремальных условиях. При разработке учебных программ совершенствования переговорной компетентности руководителей ОВД различного управленческого уровня требуется акцентировать внимание на ее развитии по наиболее востребованному направлению, а также реализовывать их с учетом психолого-педагогических условий (субъектных, организационно-деятельностных, методических).

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в создании концептуальной модели развития переговорной компетентности руководителей ОВД и методики оценки ее уровня, в разработке системы ее эффективного формирования на основе тренинговой психотехнологии, а также рекомендаций по совершенствованию ПКР в системе непрерывной профессиональной подготовки руководителей ОВД различного управленческого уровня и психологическому обеспечению конкретных видов переговорной деятельности.

Обоснованность и достоверность основных результатов, положений, выводов и рекомендаций диссертационного исследования подтверждаются валидностью использованного методического инструментария, репрезентативным объемом выборок, применением математической статистики, экспериментальной проверкой основной гипотезы исследования, разработкой психотехнологии совершенствования переговорной компетентности руководителей органов внутренних дел в системе непрерывной профессиональной подготовки и научной доказательностью комплекса мер по психологическому обеспечению переговорной деятельности при решении различных управленческих и оперативно-служебных задач.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации изложены в четырех научных публикациях, докладывались на научно-практических конференциях в Академии управления МВД России «Экстремальные ситуации, конфликты, согласие» (2002) и «Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов» (2003). Материалы исследования внедрены в учебный процесс Академии управления МВД России, Барнаульского и.

Тюменского юридических институтов МВД РФ в виде методических материалов для практических занятий со слушателями в рамках дисциплин «Психология управления» и «Юридическая психология». Также произведено внедрение результатов исследования в практическую деятельность сотрудников УВД Ханты-Мансийского автономного округа в форме методических разработок тренинговых занятий и индивидуальных консультаций с руководителями ОВД и по подготовке групп «переговорщиков» для экстремальных условий деятельности (при похищении людей и захвате заложников).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Объем основного текста диссертации — 167 страниц, библиография включает 230 литературных источников.

Выводы по второй главе:

1. Выявлены детерминанты, уровень и динамика развития ПКР, а также ситуации, в которых руководители ОВД различного управленческого уровня наиболее часто используют переговоры как один из эффективных способов управленческой и оперативно-служебной деятельности. Опрос руководителей ОВД также позволил выявить направления восстребованности в развитой переговорной компетентности.

2. По данным исследования выявлена тенденция наиболее активного использования переговоров при урегулировании конфликтов среди подчиненных, а также увеличение участия руководителей в переговорах при деловом взаимодействии и в экстремальных ситуациях при возрастании их управленческого уровня.

3. Эмпирическое исследование выявило базовое содержание трех групп потенциалов развитой ПКР: 1) личностного, включающего такие личностные характеристики, как профессиональная направленность личности, интеллектуальная лабильность, коммуникабельность, эмоционально-волевая устойчивость и др.- 2) теоретико-методического, базирующегося на знаниях и умениях по стратегиям и тактикам переговорного процесса, психологическим типам людей и особенностям их поведения в стрессовых ситуациях и др.- 3) практического, проявляющегося в навыках по использованию речевых технологий, техник и приемов установления психологического контакта, затягивания времени, невербальной и вербальной подстройки, переубеждению, контраргументациям, психологическому влиянию и защите от манипуляций и пр.

4. Выявлено, что местом для целенаправленного развития ПКР должны быть (в порядке значимости): институты повышения квалификации управленческих кадров (62,8%) — высшие образовательные учреждения (32, 7%) и служебная подготовка (31,0%). Среди наиболее эффективных форм совершенствования ПКР, по мнению опрошенных, в соответствии с ранговой значимостью являются: 1 — комплексные учения в полевых условиях- 2 — анализ реальных ситуаций- 3 — командно-штабные учения в учебных центрах- 4 — психотренинг общения- 5 — деловые игры- 6 — эмоционально-волевая тренировка- 7 — консультирование у специалистов-психологов- 8 -учебные семинары.

5. С учетом полученных в эмпирическом исследовании результатов была разработана программа эксперимента в виде психологического тренинга «Совершенствование переговорной компетентности руководителей ОВД», включающая в себя 4 дидактических модуля, в процессе прохождения каждого из которых решаются задачи, направленные на оценку и повышение их ПКР.

6. В ходе эксперимента у его участников при использовании методик К. Томаса и КОС-2 выявлены изменения в стратегиях поведения и в коммуникативных и организаторских способностях, а экспертами посредством специально разработанных карт отмечено повышение в уровне развития теоретико-методического и практического потенциалов переговорной компетентности, где значимые изменения произошли в конкретных группах знаний и умений. В процессе эксперимента у его активных участников также произошли положительные изменения на уровне развития навыков, входящих в практический потенциал ПКР.

8. На основе анализа результатов, полученных в ходе и после завершения эксперимента, участники экспериментальной группы условно были разделены на две подгруппы: «успешных» и «недостаточно успешных». Сопоставление данных тестирования с показателями по шкалам Калифорнийского личностного опросника (CPI) позволило составить усредненный психологический профиль «успешного переговорщика» и ориентиры для совершенствования ПКР руководителей с психологическим типом «недостаточно успешного переговорщика.

9. Через три месяца после прохождения экспериментального тренинга у его участников в ходе деловой игры «Переговоры в экстремальных условиях при захвате заложника», проводившихся в Академии управления МВД России в рамках комплексного оперативного учения «Лавина», экспертными оценками и на основе самоотчета была выявлена устойчивость в развитии ПКР. Из 18 участников, проходивших обучение в экспериментальной группе, как высоко результативные признаны 12, продемонстрировавших высокий уровень ПКР.

10. В результате анализа динамики развития и совершенствования ПКР в рамках эксперимента было установлено положительное влияние на процесс развития ряда субъективных (ценностно-ролевые установки, мотивация к развитию и др.) и объективных (статусно-должностной уровень, социально-психологические условия деятельности руководителя и др.) факторов, а также подтверждена необходимость целенаправленного развития трех групп потенциалов: личностного, теоретико-методологического и практического.

11. К значимым социально-психологическим условиям, влияющим на ход совершенствования ПКР в процессе прохождения тренинга были отнесены: структурно-динамические особенности построения тренинга, позволяющие каждому участнику осуществить анализ собственного уровня и получать от группы обратную связь по затруднениям в развитии, ПКР, то есть увидеть свои «слабые» стороны, получить ориентацию для совершенствования ПКР, и прежде всего по актуализации личностных потенциалов ПКРсодержательные особенности тренинга, в соответствии с которыми последовательно давался теоретический материал через специально подобранные упражнения и ролевые игры, обсуждение типичных управленческих и оперативно-служебных ситуаций, что в итоге способствовало совершенствованию у участников теоретико-методического и практического потенциалов ПКР.

12. Эксперимент подтвердил основную гипотезу диссертационного исследования о существенном влиянии на развитие и совершенствование переговорной компетентности руководителей ОВД специально разработанной тренинговой психотехнологии, целенаправленно активизирующей за счет эффективных социально-психологических методов обучения все три группы потенциалов у руководителей ОВД различного управленческого уровня.

13. Разработаны рекомендации по оптимизации совершенствования ПКР. На основе проведенной фокус-группы с участием руководителей психологических служб УВД различных регионов России вскрыты условия и сделаны внедрения в практику правоохранительных органов мероприятий по совершенствованию переговорной компетентности руководителей органов внутренних дел, в том числе по следующим основным направлениям: 1) через разработку программ психотренинга с учетом ПКР для определенного типа переговорных ситуаций- 2) в системе служебной подготовки, и прежде всего через тренировки управленцев как руководителей групп переговорщиков в ситуациях экстремального характера- 3) при консультировании специалистами психологической службы в ходе подготовки и ведения переговоров различного вида.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Происходящие в российском обществе на сегодняшний день процессы, связанные с изменением в сознании людей, их отношениям к корпоративной культуре, к вопросам мирного существования в социальной среде и проблеме эффективного руководства в организации, активно разрабатываются в исследованиях по социальной психологии, особенно по проблеме развития профессионально-психологической компетентности руководителя и ее составляющих, важной из которых является переговорная компетентность.

2. При возрастании в современных условиях требований к личности руководителей ОВД и усложнении их профессиональной деятельности отмечается, что управленцы недостаточно компетентны в вопросах ведения различного вида переговоров. Это обусловлено тем, что в МВД Российской Федерации не сложилась система социально-психологической подготовки руководителей, включающая в себя целенаправленное формирование у руководителей различного управленческого уровня переговорной компетентности, которая при стихийном развитии она не всегда достигает должного уровня.

3. На основе анализа существующих научных публикаций, нормативных материалов и аналитических обзоров по обобщению зарубежной и отечественной практики правоохранительных органов в переговорной деятельности уточнено понятие «переговорная компетентность руководителя» (ПКР) и определено как интегральное личностное образование, предопределяющее сознательное отношение и конструктивное построение диалогического переговорного процесса с отдельными людьми и группами лиц в процессе решения управленческих и оперативно-служебных зада.

4. Выявлено, что переговорная компетентность руководителя ОВД базируется на составляющих аутопсихологической, коммуникативной, конфликтной и экстремально-юридической компетентности и является необходимым условием их профессионального мастерства.

5. На основе результатов теоретико-методологического анализа и с учетом пилотажного исследования среди руководителей ОВД, принимающих участие в различных переговорах, обоснована структура, установлены показатели и критерии оценки уровня их переговорной компетентности.

6. В структуре переговорной компетентности руководителя ОВД выделяются следующие компоненты: мотивационно-ценностный, обусловливающий направленность взаимодействия и общения на переговорах (на основе имеющихся нравственных и правовых ценностей, мотивации достижения и установок социального взаимодействия) — познавательно-прогностический, обеспечивающий критический анализ их и чужих поступков, возможность адекватного прогнозирования процесса и результата взаимодействиякоммуникативный, позволяющий эффективно осуществлять коммуникацию, влиять на других людей и снижать степень конфликтного противостоянияэмоционально-волевой, способствующий осуществлению в поведении самоконтроля и саморегуляции, проявлению готовности брать ответственность, демонстрировать уверенность и решительность.

7. Развитость указанных компонентов переговорной компетентности и их целостное единство позволяет говорить о ее высоком уровне развития, то есть о способности реализовывать в переговорной деятельности следующих основных функций: 1) побудительной (актуализация у партнеров по переговорам настроя на конструктивное взаимодействие, принятие ими социальных норм и требований диалогического взаимодействия как личностно значимых) — 2) познавательно-оценочной (восприятие партнерами по переговорам друг друга, выработка адекватного отношения к социальной ситуации и ее развитию) — 3) коммуникативной (передача требуемой информации и реализация в ходе переговоров ситуационно необходимых интеракций) — 4) регулятивной (осознанный и взаимоприемлемый выбор и реализация необходимых решений, демонстрирование доверия и коммуникативной толерантности).

8. На основе эмпирического исследования выявлены детерминанты, влияющие на успех/неуспех переговорной деятельности, определены состояние и динамика развития ПКР у руководителей ОВД различного управленческого уровня, проанализированы и сгруппированы профессионально значимые для переговорного процесса ситуации, в которых руководители реализуют свою переговорную компетентность.

9. Выявлено, что переговорная компетентность руководителей органов внутренних дел реализуется в профессиональной деятельности прежде всего в следующих трех направлениях: 1) в переговорах при внеорганизационном деловом общении- 2) в переговорах при разрешении конфликтов среди подчиненных- 3) в переговорах в экстремальных условиях, в том числе при подготовке и проведении контртеррористических операций по освобождению заложников и нейтрализации преступников. В контексте последнего направления переговорной деятельности руководитель ОВД осуществляет и специфичные функции (затягивания переговоров, психологического давления и др.).

10. Выявлено, что успешность реализации переговорной компетентности руководителя органов внутренних дел зависит от сформированности и актуализированности трех групп потенциалов:

• Личностного, предопределяющего адекватную направленность и стилевые особенности ведения переговоров за счет выработки у руководителя соответствующих ценностно-смысловых ориентиров и мотивации, когнитивно-прогностических, коммуникативных и организаторских способностей, позволяющих реализовывать в переговорной деятельности такие основные задачи, как побудительная, познавательно-оценочнаякоммуникативная и регулятивная.

• Теоретико-методического, обеспечивающего оптимальное «репертуарно-ролевое» многообразие в переговорах на основе углубленных знаний о закономерностях, механизмах и трудностях построения профессионального общения и взаимодействия, процедурных аспектах оптимизации переговорного процесса.

• Практического, расширяющего «инструментальные» возможности для успешной реализации переговорной деятельности за счет гибкого применения психотехнологии, психотехник и приемов профессионального общения в обычных и экстремальных условиях.

11. Рассмотрение переговорной компетентности как интегрального личностного образования и возможностей ее формирования у руководителей ОВД в системе психологической подготовки с учетом принципов профессионально-личностного роста и с использованием эффективных социально-психотренинговых технологий позволило разработать концептуальную модель ее совершенствования, состоящую из четырех дидактических модулей и позволяющую при прохождении каждого из которых руководителям ОВД т получить знания и умения в области ведения переговоров и организации переговорного процесса, а также выработать навыки владения специальными техниками и приемами переговорной деятельности.

12. В результате анализа динамики совершенствования ПКР в рамках эксперимента было установлено положительное влияние на процесс развития ряда субъективных (ценностно-ролевые установки, мотивация к развитию и др.) и объективных (статусно-должностной уровень, социально-психологические условия деятельности руководителя и др.) факторов, а также подтверждена необходимость целенаправленного развития трех групп потенциалов: личностного, теоретико-методологического и практического, где особо важным в процессе тренинга оказалось достижение в осознании участниками неразрывной взаимосвязи между их уровнем переговорной компетентности и эффективностью управленческой деятельности, а также повышение мотивации достижения по типу «стремление к успеху». 13. Разработаны рекомендации по внедрению в систему непрерывной профессиональной подготовки кадров ОВД психотренингов развития ПКР, психологической подготовки руководителей групп переговорщиков, а также по психологическому консультированию руководителей специалистами психологической службы при подготовке к ведению различных видов переговоров.

На основе проведенного исследования предлагается: расширить объем и повысить качество проведения профессионально-психологической подготовки руководителей органов внутренних дел различного управленческого уровня на основе внедрения целевых программ развития переговорной компетентности, чтобы в совершенствуемой ныне, в соответствии с решением Коллегии МВД России от 22 октября 2003 года, системе непрерывного образования работников ОВД, подобная подготовка реализовывалась как в учебном процессе образовательных учреждений МВД России и в институтах повышения квалификации управленческих кадров, так и в рамках служебной подготовкипрактическим психологам при разработке психологических тренингов по совершенствованию переговорной компетентности руководителей ОВД различного управленческого уровня рекомендуется использовать разработанную в настоящей диссертации концептуальную модель и программу психотренинга, но с определенной модификацией, осуществляемой с учетом специфики управленческого уровня руководителей и современных зарубежных и отечественных теоретико-методических разработок по ведению переговоров в различных управленческих и оперативно-служебных ситуацияхвключить в учебные планы факультетов повышения квалификации образовательных учреждений МВД России в дисциплины «Психология управления», «Психология и педагогика в деятельности органов внутренних дел» и «Управление ОВД в особых условиях» лекционные и тренинговые занятия по проблематике переговорной деятельности руководителей для успешного формирования у них знаний, умений и навыков ведения переговоров в различных управленческих и оперативно-служебных ситуацияхразработать образовательный стандарт и учебный план для проведения в рамках ВАК Академии управления МВД России курсов по подготовке руководителей и сотрудников органов внутренних дел в качестве переговорщиков по ведению переговоров в экстремальных условиях при захвате заложников.

Результаты диссертации позволяют определить перспективные направления дальнейших научных исследований, в том числе по: разработке диагностического комплекса для экспресс-мониторинга устойчивости сформированных в процессе социально-психологического тренинга трех групп потенциалов ПКР: личностного, теоретико-методологического и практическогообобщению современного опыта деятельности групп переговорщиков по подготовке и проведению переговоров в экстремальных условиях с различными категориями преступниковсозданию психологических практикумов и инструментария для психологов, повышающих их квалификацию по вопросам психологического сопровождения различных видов переговорной деятельности руководителей ОВД.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы и нормативные акты.
  2. О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе министерства внутренних дел Российской Федерации // Директива МВД РФ № 1 от 19 июня 1996 г.
  3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации.- М.: Юрайт-Издат, 2002. 506 с.
  4. Об утверждении Концепции совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел: Приказ МВД России № 682 от28. 08. 2003.
  5. Об объявлении решения Коллегии: Приказ МВД России № 12 от 23. 12.1998.
  6. Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2003 году //Аналитические материалы.- М., 2004 170 с.
  7. Состояние преступности в России // Сборник ГИЦ МВД России за 19 982 004. М., 2004. С. 34−37.
  8. Федеральный закон от 25 июля 1998 г «О борьбе с терроризмом».1. Монографии и статьи.
  9. .Г. Психология чувственного познания.- JL, 1960. 367 с.
  10. Н.В. Конфликтология. Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. -М.: Народное образование, 1995. 143 с.
  11. Ю.Андреев Н. В., Свирская И. Б. Переговоры в «ситуации заложника»: характеристика мотивов, личности и групп преступников. М.: Академия МВД РФ, 1995.-42 с.
  12. А.Г. Психология личности. М.: Посвящение, 1990. — 431с.
  13. Р., Кейпл Д. Теория и практика тренинга.-СПб.: Питер, 2002.- 352 с.
  14. Беланже J1. Переговоры.- СПб.: Издательский Дом «Нева», 2002.- 128 с.
  15. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -СПб.- «Университетская книга» ACT, 1998. -278 с.
  16. Н.Н., Петровская Л. А. Социально-психологический тренинг как форма обучения общению: общение и деятельность. Прага, 1981.240 с.
  17. А.А. Психология общения. Воронеж, 1996. — 268 с.
  18. А.Г., Несмелова М. Ю. Конфликтология организаций. М., 2001.-207 с.
  19. Л.К. Социально-психологический тренинг как средство анализа и коррекции индивидуального стиля общения: системное исследование индивидуальности. Пермь, 1991. — 301 с.
  20. К.П. Переговоры: эффективное и творческое взаимодействие.-М., 1991.-238 с.
  21. Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. -М.: Алгоритм, 2002. 288 с.
  22. Н.Б. Обучение психологическому посредничеству в разрешении конфликтов // Московский психотерапевтический журнал. 1992, № 2. С. 145 -160.
  23. Н.Б. Психология конфликта.- СПб.: Питер, 2000. 464 с.
  24. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: Акмеологические основы управленческой деятельности. М., 2000. — 278 с.
  25. А.А., Степнова Л. А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих. М.: РАГС, 2003. — 297 с.
  26. E.JI. Не будь попугаем, или как защитится от психологического нападения. Тюмень: ИГЖ ПК, 1994. — 167 с.
  27. Е.Л. Психология манипуляций: феномены, механизмы и защита.- СПб.: Речь, 2003.- 304 с.
  28. Ю.М. Коммуникативный тренинг.- М.: Гардарики, 2003. 223 с.
  29. Иванов Е. А Переговоры как способ разрешения конфликта // Материалы к лекциям.- СПб.: ВИФК, 2002. С. 56- 64.
  30. Иванов Е. А Переговорная культура офицера ВВ МВД России // Сборник научных статей межвузовской научно-практической конференции.- СПб., 2001. С.109−110.
  31. Иванов Е. А Переговоры, как средство разрешения конфликта // Сборник научных статей межвузовской научно-практической конференции. СПб., ВИВВ МВД РФ, 2002. С. I 12−113.
  32. Е.А. Переговоры как элемент конфликтной компетентности офицеров //Сборник научн. статей межвузовской науч.-практ. конференции.- СПб., ВИВВ МВД РФ, 2002. С.50−51.
  33. Е.А. Статусно-ролевой конфликт и переговорная культура // Тезисы докладов итоговой научной конференции. СПб., ВИФК, 2000. С. 209−210.
  34. М.С. Психологическая компетентность руководителя и эффективность антикризисного управления. М.: МААН, 2002. — 238 с.
  35. В.П. Переговоры с преступниками. М.: ЮИ МВД РФ, 1994. -127 с.
  36. В.П. Заложники и «переговорщики» // Советская милиция. 1991, № 9. С. 48−51.
  37. Дж., Бергер Н., Кирби Л. Ваш психологический тип и стиль работы / Пер. с англ. А. Багрянцевой.- М.: Институт Психотерапии, 2001.224 с.
  38. Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия //Вопросы психологии. 1987, № 3. С.41−49.
  39. В.Б., Тихомиров А. В., Ложкин А. И., Возилкин И. В. Психология Политика — Технология. — Екатеринбург: Уральский ЮИ МВД России, 2001.- 106 с.
  40. М.М. Вам предстоят переговоры.- М., Экономика, 1993. -156 с.
  41. М.М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. М.: Аспект Пресс, 1997.- 272с.
  42. М.М. Уметь вести переговоры. М., 1992. — 151 с.
  43. Э.Э. Контакты и конфликты. М.: Экономика, 2000.- 305 с.
  44. Э.Э. Мастерство управленческого общения: руководитель в повседневных контактах и конфликтах. СПб.: «Речь», 2002. — 292 с.
  45. В.Ф. Криминология и юридическая психология в развитии толерантности // Материалы Международной научно-практической конференции.- Омск: Омская академия МВД России, 2002. С.91−104.
  46. А.Ф. О некоторых особенностях взаимодействия правоохранительных структур России с аналогичными структурами европейских стран в борьбе с международным терроризмом— М.: Академия управления МВД России, 2003.-18 с.
  47. С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика. -СПб.: Образование, 1997. 308 с.
  48. В. Переговоры /Перевод с англ. Е. Дементьевой. Калуга: Калужский институт социологии, 1993.- 176 с.
  49. В. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации.- М.: Инфра-М, 1996.- 211 с.
  50. Д. Психология терроризма.- СП б.: Питер, 2002.-288 с.
  51. И.Б. Избранные труды: юридическая психология, конфликтология и психология управления, практическая психология в органах внутренних дел. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. -376 с.
  52. И.Б. Конфликты в деятельности и общении работников органов внутренних дел. М.: Академия МВД, 1989. — 163 с.
  53. Практический интеллект /Под ред. Р.Дж. Стернберга, Дж. Б. Форсайта, Дж. Хедланда и др. СПб.: Питер, 2002.- 272с.
  54. Дж., Колб Д. Психологические подходы к процессам международных переговоров //Психологический журнал. 1990. № 2. С. 6373.
  55. З.И., Танасов Г. Г. Личность и переговоры //Материалы научно-практической конференции. СПб, Санкт-Петербургский университет МВД, 2003. С. 24−27.
  56. И. Б., Андреев Н. Б. Переговоры: психологическая характеристика и методы отбора инструкторов по переговорной деятельности.- М., Академия МВД РФ, 1995. 36 с.
  57. И.И. Общая теория конфликта: проблемы состояния, содержание. Психопедагогика в правоохранительных органах //Научно-практический журнал. 1995, № 1. С. 24−30.
  58. В. Баланс сил и баланс интересов //Международная жизнь. 1990, № 5. с. 16−25.
  59. Э. А. Конфликтология. Теория и практика.- М.: «Тандем» ЭКМОС, 1998.- 256 с.
  60. Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражений /Пер с англ.- М., 1990.-158 с.
  61. Н.С. Особенности реализации духовных потребностей личности в трудовом коллективе.- Л.: Знание, 1983.- 17 с.
  62. Н.С. Культура и духовные потребности личности //Культура как целостное явление. Проблемы и методология изучения /Сб. науч. тр. -Л., 1983. С. 102- 108.
  63. Н.С., Спасибенко С. Г. Становление разумных потребностей личности (История и современность).- М.: Знание, 1987. 63с.
  64. Г. С. Проблемы повышения психологической стрессоустойчивости личного состава системы МВД России в экстремальных условиях. М.: ВНИИ МВД России, 1998.- 156 с.
  65. Ю.В. Искусство переговоров.- М.: Бератор-Пресс, 2002.- 128 с.
  66. Юри У. Преодолевая нет или переговоры с трудными людьми. М.: Наука, 1993.- 156 с.
  67. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.- Самара: Самарский университет, 1995 331с.
  68. Учебники, учебные пособия, лекции, диссертации, авторефераты.
  69. Н.В. Тренинги по переговорной деятельности / методическое пособие в 2-х частях. Ч. 2.-М., Методический центр МВД РФ, 1997 114 с.
  70. Н.В. Психологическое обеспечение переговорной деятельности сотрудников ОВД в экстремальных условиях. М., Академия управления МВД России, 1997. — 57 с.
  71. Н.В. Деловая риторика: практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства, — М.: Академия управления МВД России, 1993. 56 с.
  72. Андреев Н. В. Тренинги по переговорной деятельности / методическое пособие в 2-х частях. Ч.1.- М., Методический центр МВД РФ, 1997.—114 с.
  73. А.А., Шипилов А. И. Конфликтология: Учеб. пособие для вузов. М: ЮНИТИ, 2002.- 551 с.
  74. А. Как продать слона. СПб.: Питер, 2003. — 224 с.
  75. А. С., Жаворонков В. Д., Зимина И. С. Конфликтология наука о гармонии.- Екатеринбург: «Глоголъ», 1995. — 356 с.
  76. Е.В. Исторический опыт переговорного процесса по урегулированию межтаджикского конфликта 19 993−1997 годов. Дисс. канд. истор. наук. Душамбе, 1999. — 186 с.
  77. Н.Ю. Особенности переговоров между представителями различных организационных культур. Дисс.канд. псих. наук. М., 1998. — 203 с.
  78. М.П. Франко-имперские переговоры 1644−1648 годов и заключение Мелиотерского мира. Дисс. канд. истор. наук.- М., 1997. -167 с.
  79. Ф. Мой путь от неудач к победе.- Минск, 1995. 207 с.
  80. В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. -СПб, 1996.-186 с.
  81. Ф.М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! Новосибирск: Наука, 1989.- 197 с.
  82. Г. В. Психология делового общения: Учеб. пособие М.: ИНФРА-М, 1998. -224 с.
  83. Г. В. Психология делового общения: учеб. пособие для вузов.-М.- ИНФРА. -М, 2003.- 295 с.
  84. Г. Руководство по ведению переговоров, — М., 1996. 243 с.
  85. А.Б. Практические рекомендации по ведению переговоров с преступниками в ситуации захвата заложников (по материалам опыта правоохранительных органов США). М., Академия МВД РФ, 1995.-76 с.
  86. Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов.-СПб.: Речь, 2002.-174с.
  87. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Издательство «Ось -89″, 1999. — 233 с.
  88. Р., Вердербер К. Психология общения.- СПб.: Прейм -Еврознак, 2003.- 320 с.
  89. Р. Управление деятельностью служащих. СПб.: Питер, 2003. -302 с.
  90. М.Г. Сравнительный анализ типов международных переговоров. Дисс.кан. пед. наук.- М., 1998.- 209 с.
  91. И.Е., Кибанов А. Я., Захаров Д. К. Конфликтология: Учеб. пособие. М.: Инфра, 2002.- 240 с.
  92. Н.В. Переговорное посредничество в межличностном конфликте: Социально-филосовский анализ. Дис. канд. филос. наук. -Красноярск, 2000. 217 с.
  93. М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.-метод, пособие к курсу „Психология человека“.- М.: Педагогическое общество России, 1999.-276 с.
  94. Т. Эффективный тренинг с помощью НЛП. СПб.: Питер, 2002.256 с.
  95. В.В. Психология делового общения и управления взаимодействием. СПб.: Издательский дом „Нива“, М.: Олма-Пресс, 2003.-350 с.
  96. В.А. Психология общения: Учеб. пособ. для вузов. — М.: „Центр Академия“, 2002. 411 с.
  97. Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом /Под общей ред. В. П. Иванова. М.: „Известия“, 2003.-410 с.
  98. Ю.Н. Ведение переговоров с инофирмами.- М.: ЗАО „Бизнес-школа“ Интел-Синтез», 2000 г.- 112 с.
  99. Н.В. Давайте договоримся: Практическое пособие для тех, кому приходиться разрешать конфликты. СПб., Питер, 1992. -245 с.
  100. Н.В. Психология межличностного конфликта. Дис. докт. псих, наук.- СПб., 1995.-368 с.
  101. Н.В. Я и другие.- Л., 1990. 164 с.
  102. О.Н. Конфликтология: курс лекций. М.: «Тандем» ЭКМОС, 2000. 257 с.
  103. Р. Фокусы языка. Изменения убеждений с помощью НЛП.-СПб.: Питер, 2002.-320 с.
  104. В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: ТЕРРА, 1995.
  105. М. Г., Свирская И. Б. Социально-психологическая компетентность руководителя органов внутренних дел:учеб. пособие / М.: Академия управления МВД РФ, — 1999.-45 с.
  106. М., Шикман С. Конфликт: социально-психологическая перспектива. М., 1991. — 304 с.
  107. О.И. Проблема конфликтной компетентности руководителя. -М.:РАУ, 1993.- 198 с.
  108. А.А., Зазыкин В. Г. Акмеология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2003.-256 с.
  109. А.А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М., 1993. -273 с.
  110. И.Б., Сидоренко Е. В. Психологический практикум. Межличностные отношения.- СПб: Речь, 2001. 208 с.
  111. А.В. Конфликтология: Учеб. пособ. для вузов. М.: Алгоритм. — 2002.- 315 с.
  112. О.В. Практика психологического тренинга: Учебно-методическое пособие для начинающих тренеров.- Красноярск: РИО КГПУ, 2003.-220 с.
  113. И.Е. Компетентность как интегративная характеристика профессиональной деятельности госслужащих / Экономика и управление: пути выхода из кризиса. М.: РАГС, 1999. — С. 67 — 84.
  114. Емельянов A. J1. Повышение профессионализма управленческой деятельности. М.: МААН, 1997. — 269 с.
  115. С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: Питер, 2003. -400 с.
  116. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. JL: ЛГУ, 1985.-231 с.
  117. Ю.Н. Обучение партнерскому диалогу.- Л.: ЛГУ, 1991. -167 с.
  118. Ю.Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. Л., 1983. — 186 с.
  119. Е.С. Психология управления: книга для руководителя и менеджера по персоналу.- М.: МЦФР, 2002.- 512 с.
  120. Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Киров, 1991. — 290 с.
  121. В.Г. Акмеографический подход в развитии профессионализма государственного служащего. Психология воздействия в деловом общении.- М., 1999. 172 с.
  122. Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие.- СПб.: Речь, 2002.- 180 с.
  123. В.П. Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга.- Л., 1990. 258 с.
  124. В., Ланг Л. Руководить без конфликтов.- М.: Экономика, 1990. -217 с.
  125. Е. А. Психологические особенности ведения переговоров офицерами внутренних войск МВД России при выполнении служебно-боевых задач. Дисс.канд. псих, наук.- М.: 2002. 176 с.
  126. В.П. Правовые, организационные, оперативно-тактические основы ведения переговоров с преступниками в целях предупреждения, раскрытия и расследования преступлений. Дисс. д-ра юрид. наук. -М., 1995.-387 с.
  127. А.В. Учет пресс-культурных особенностей при ведении деловых переговоров на примере франко-российского бизнеса. Дисс.канд. соц. наук. -М., 1998.- 172 с.
  128. Т.С. Психология управления: учебное пособие. М., 2003 .440 с.
  129. С. Семь навыков лидера.- Минск: Парадокс, 1996. 156 с.
  130. Г. И. Введение в конфликтологию.- М.: Владос.- 1999. 206 с.
  131. Е.И. Социально-психологическая эффективность переговоров. Дисс. канд. псих, наук.- СПб, 1996. 183 с.
  132. О.П. Психологический тренинг профессионального общения сотрудников милиции общественной безопасности с гражданами. Дисс. канд. псих. наук. М., 2001.- 178 с.
  133. Конфликтология: Учеб. пособ. для вузов /Под ред. А. С. Кармина.-СПб.: Лань, 1999.-347 с.
  134. Конфликтология: Учеб. пособие для вузов /Под ред.: А. В. Морозова. -М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 336 с.
  135. С.Е. Коммуникативная компетентность участкового уполномоченного милиции и ее развитие на этапе первоначальной подготовки. Дисс.канд. псих. наук. -М., 2003.- 219 с.
  136. С.Е. Коммуникативная компетентность участкового уполномоченного милиции и ее развитие на этапе первоначальной подготовки. Автореф. дисс. канд. психол. наук.- М.: Академия МВД, 2003.- 32 с.
  137. Л., Гудмен П. Искусство торговаться или все о переговорах / Пер. с англ. М.: «Эф-Эй-Би», 1995.- 160 с.
  138. X., Фейр Ш. Выиграть может каждый. Практическое руководство по конфликтологии.- М.: Стрингер, 1992 С. 127.
  139. М.В. Творчество и образовательные технологии в вузе правоохранительной системы: Учеб. пособ. Красноярск, 2001. — 267 с.
  140. Ф.А. Культура делового общения: Практич. пособ.- М., 1996.195 с.
  141. М.А., Цикунов И. В. Практическая психология РК и журналистики. Как позволить другим делать по-вашему: Учеб.-практич. Пособ. -М.: «РИП-холдинг», 2002.- 148с.
  142. А.Ю. Социально-психологические особенности деятельности командира подразделения по предупреждению и разрешению межличностных конфликтов курсантов вуза. Автореф. дис.. канд. псих. наук. Ярославль, 2000. — 24 с.
  143. В.Н., Казаринова Н. В., Поголыиа В. М. Межличностное общение: Учеб. пособ. для вузов. СПб.: Питер, 2001.- 303 с.
  144. Д., Робертсон А. Психология в отборе персонала. СПб.: Питер, 2003. — 240 с.
  145. В.И. Стратегия делового успеха. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.- 208 с.
  146. В.А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособ. вузов. М.: Академия, 2001.- 288 с.
  147. М.П. Умение вести переговоры. М.: Экономика, 1997.-193 с.
  148. М.М. Процесс международных переговоров. Дисс. д-ра полит, наук. М., 1993. — 368 с.
  149. Ли Дэ. Практика группового тренинга. СПб.: Питер, 2002.- 224 с.
  150. М.Е. Психологическое айкидо. Ростов-на-Дону, 1992.- 116 с.
  151. В.Ф. Речевые и психологические особенности техники общения и использования их в деятельности сотрудников ОВД: Методические рекомендации.- Омск: Омский ЮИ МВД России, 1997,-71с.
  152. Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию /Пер. с англ.- М.: Дело, 2001.- 448 с.
  153. В.Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка. М.: РАГС, 2001.- 323 с. 152,153,154 155 156 157 158 157 916 500 120 985 141 248
  154. С.И., Хрящева Н. Ю., Сидоренко Е. В. Психогимнастика в тренинге. Каталог. СПб.: Речь, 2001. 246 с.
  155. О.Ю. Правовые организационно-тактические основы деятельности органов внутренних дел по проведению контртеррористических операций. Автореф. дис. канд. юрид. наук.-М., 2003.- 43 с.
  156. И.А. Социально-психологический тренинг в зарубежных странах: Практикум по социально-психологическому тренингу. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. Б. Д. Парыгина. СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2000.- 265 с.
  157. В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация:
  158. Практическое руководство. М.: Изд-во института психотерапии, 2001.- 208 с.
  159. А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб.: Об-во «Знание», 1999.- 293 с.
  160. В.Е. Психологическая диагностика профессионально важных качеств руководителей органов внутренних дел на основе компьютерных технологий. Дисс.канд. псих. наук. М., 2001. — 250 с.
  161. Петровская Л. А Теоретические и методические вопросы социально-психологического тренинга. М.: МГУ, 1982. 285 с.
  162. Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг.- М., 1982.- 273 с.
  163. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. М., 1997.- 267 с.
  164. И.Б., Трубочкин В. П. Практическая конфликтология: для практических психологов ОВД. М., Академия МВД РФ, 1996. — 37 с.
  165. И.Б., Трубочкин В. П. Введение в специальность и обучение практического психолога органов внутренних дел.- М., Академия МВД РФ, 1995. 30 с.
  166. Т. «НОРД-ОСТ» ГЛАЗАМИ ЗАЛОЖНИЦЫ,— М.: Вагриус, 2002, — 240 с.
  167. Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М.: «Рефл-бук», 1999.- 352 с.
  168. Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б. Д. Парыгина. СПб.: Издательство Михайлова В. А., 2000. — 285 с.
  169. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел и внутренних войск МВД России: Сборник тезисов выступлений. М.: ГУК и КП МВД России, 2000.- 304 с.
  170. Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел: Методическое пособие.- М.: ГУК МВД России, 2003.-211 с.
  171. Психологическое обеспечение специальных операций органов внутренних дел по освобождению заложников: методические рекомендации. М., Методический центр МВД РФ, 1995. — 164 с.
  172. Психология и этика делового общения: Учеб. для вузов /Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. М.: Юнити — Дана, 2003.- 415 с.
  173. Психология террористов и серийных убийц: Хрестоматия. Минск: Харвест, 2004. — 400 с.
  174. Психология управления: Методические материалы для слушателей факультета подготовки руководящих кадров органов внутренних дел.-М.: Академии управления МВД России, 2001.-112 с.
  175. В.П. Руководство персоналом организации. М., 1998. — 263 с.
  176. В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учебник для студентов вузов.- М.: Аспект Пресс, 2003 -285 с.
  177. Дж. Компетентность в современном обществе.- М.: Академия, 2002.- 396 с.
  178. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика /Пер. с англ. Л. П. Петровской. М.: Прогресс, 1993. -368 с.
  179. М.И. Подготовка будущих учителей к ведению переговоров при разрешении конфликтной ситуации в школе. Дисс.канд. псих, наук-Калуга, 2000. 169 с.
  180. В.А. Психология управления: Учебно-практич. пособ. для вузов.- М.: «Управление персоналом», 1996.- 265 с.
  181. Дж., Пруит Д., Кимхе С. Социальный конфликт: эскалация, тупик, решение.- Спб.: Прайм-Еврознак, 2003.- 352 с. 189 190 191 192 193 189 915 462 061 341 394 792 873 984.
  182. В.Н. Социальное проектирование //Прикладная этика и управление нравственным воспитанием.- Томск, 1980. С. 83 -89. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления: Учеб. пособ.-Ростов-н/Д: Феникс, 1997.- 286 с.
  183. Е.В. Мотивационный тренинг.- СПб.: Речь, 2001.- 234 с. Сидоренко Е. В. Опыты реоритационного тренинга: Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. СПб.: Речь, 2001.- 143 с.
  184. Е.В. Психологический и недирективный подход в групповой работе с людьми: методические описания и комментарий.-СПб: Речь, 2002.- 90 с.
  185. Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию.- Спб.: Речь, 2002.- 256 с.
  186. Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.- СПб.: Речь, 2003.- 208 с.
  187. Дж.Г. Конфликты, пути их преодоления.- Киев: Внешторгиздат, 1991.- 189 с.
  188. Т.П. Психология доверия: Учеб. пособ. для вузов. М.: «Академия», 2000. — 264 с.
  189. Словарь практического психолога / Состав. С. Ю. Головин.- Минск: Харвест, 1998. 800 с.
  190. Словарь-справочник по психологической диагностике /Под ред.: Бурлачук Л. Ф., Морозова С. М. Киев: Наук. Думка, 1989.- 200 с. Собчик А. Н. СМИЛ: структурированный многофакторный исследования личности опросник.- СПб.: Речь, 2003.- 219 с.
  191. М.Г. Формирование у старшеклассников профессионально-ориентированных классов коммуникативных умений ведения деловых переговоров. Дисс. канд. пед. наук. -М., 1997. 173 с.
  192. Э.Я. Современный этикет. Деловой протокол. М.: «Ось-89», 2001.- 208 с.
  193. В.А., Лунев П. А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг. М.: ИП РАН, 1993. — 248 с.
  194. Социальная психология и этика делового общения: Учеб. пособ. для вузов /Под общ. ред.:проф. Лавриненко. М.: ЮНИТИ, 1995. — 160 с.
  195. Л.А. Акмеологическая концепция развития аутопсихологической компетентности государственных служащих. -М.: Эдельвейс, 1999. 312 с.
  196. Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Из-во Института Психотерапии. 2002. — 490 с.
  197. М. Социально-психологический тренинг как метод психологического воздействия и обучения // Вопросы психологии. 1989, № 6. С. 68−87 с.
  198. К. добивайтесь своего — это успех на переговорах.- М., 1992. 148 с.
  199. Д. Управление людьми в компаниях: руководство для менеджера / Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп- Бизнес», 1999. — 179 с.
  200. .И. Психотехника конфликта. Красноярск: Красноярский государственный университет, 1995.- 218 с.
  201. .И., Сергоманов П. А. Психология конфликта и переговоры: учеб. пособие. М.: «Академия», 2004. -192 с.
  202. Н.С. Психология эмиграции: Социально-психологические и личностные проблемы: Дисс .д-ра псих, наук: 19.00.05 СПб., 1996.332 с.
  203. Н.Ю., Захаров В. П. Социально-психологический тренинг. -Л.: ЛГУ, 1990.- 241 с.
  204. Цепцов В. А Психология общения для менеджеров: руководство по ведению переговоров. М.: ПЕР СЭ, 2001.- 274 с.
  205. В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение.- Минск: Амалфея, 1996.-214 с.
  206. А.И. Социально-психологические особенности конфликтов между начальниками и подчиненными в подразделении. Дисс. канд. псих. наук. -М., 1993.- 186 с.
  207. Salewski W. D, Schaefer К. Gelselnahme und erpresserischer menschenraub.- Wiesbaden, 1979−347p.
  208. McKenzie, I. K., Physiological and Physiological Effekts of Kidnapping and Hostage-Taking. Polis Studies, 10/2, S. 96−102, 1987.
  209. Kroeger O, Type J. M. Talk All rights reserved. Published by arrangement with Dell Publishing Croup, Inc., New, 1988.
  210. Paul, В., Geiselnahmen und Entfuhrungtn. In: E. Kube, H. U. Storzer & K. J. Timm (Hrsg.), Kriminalistik. Handbuch fur Praxis und Wissenschaft /Bd. 2(S. 529−555). Richard Boorderg Verlag, Stuttgart 1994.
  211. Sternberg R.J. Cognitive conceptions of expertise / International Journal of Expert Systems: Research and Applications, 1995 -7(1), 1−12.
  212. Gatzke, W., Geiselnahme, Entfuhrunger, Bedrohungslagen. In: M. Kniesel, E. Kube & M. Murck (Hrsg.) Handbuch fur Fuhrungskrafite der Poizei -Wissenschaft und Praxis -(S. 427−449). Lubersk, Schmidt-Romhild, 1996.
  213. Hausen, N., Polizeiliche Strategien bei den Geiselnahmen von Trier und Otzderg. POLIZEI-heute, 5/1996, S. 158−163.
  214. Marhauer, H., Geiselnahme. Von Rhodos nach Gladbeck Die Geschichte eines uralten Delikts. POLIZEI-heute, 5/1996, S. 154- 156.
  215. Noesner, G. W., Negotiation Concepts for Commanders. FBI Law Enforcement Bulletin, Jan. 1999, S. 6−14.
  216. Schmalzl H. P, Pfeiffer M. Geiselnahme Handbuch fur Fuhrungskrafte der Poizei — Wissenschaft und Praxis — (S. 68−75). Lubersk, Schmidt-Romhild, 2001.
  217. Misina Z. Vyjednavanie v krizovych situaciach: Policajna teoria a prax.-Bratislava, Akademia Policajneho zboru v Bratislave, 2003 /4,p. 103−114.
Заполнить форму текущей работой