Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Регулирование формирования и использования ресурсного потенциала аграрного сектора экономики: На примере Республики Дагестан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработана и использована (в 3 этапа) методика интегральной оценки аграрного ресурсного потенциала на основе индексного метода и произведены расчеты по всем территориальным единицам Дагестана. На первом этапе отбирались показатели ресурсного потенциала и определялся расчетный аграрный ресурсный потенциал. На втором этапе осуществлены корректировочные расчеты фактических натоговых поступлений… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Экономическое содержание ресурсного потенциала аграрного сектора экономики
    • 1. 1. Экономическая сущность и элементная структура ресурсного потенциала аграрного сектора
    • 1. 2. Трудовые ресурсы и земля как основные элементы аграрного ресурсного потенциала в депрессивном регионе
  • Глава 2. Особенности традиционного и современного механизмов формирования и использования аграрного ресурсного потенциала
    • 2. 1. Социально-экономическая эффективность традиционных форм использования ресурсного потенциала
    • 2. 2. Ресурсный потенциал аграрной сферы в условиях перехода к рыночной экономике
    • 2. 3. Особенности методики оценки современного ресурсного потенциала аграрного сектора экономики
  • Глава 3. Механизм регулирования процессов Фор (Л|рования и использования аграрного ресурсного потенциала в переходной экономике
    • 3. 1. Роль, сущность и принципы государственного регулирования аграрного ресурсного потенциала
    • 3. 2. Инвестиционная и технологическая политика в аграрной сфере депрессивного региона
    • 3. 3. Регулирование социальной подсистемы аграрного ресурсного потенциала

Регулирование формирования и использования ресурсного потенциала аграрного сектора экономики: На примере Республики Дагестан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Переход к рыночной модели хозяйствования предполагает пересмотр устоявшихся теоретических подходов и практики управления в отношении форм и методов развития и преобразования агропромышленного комплекса. Преобразования в этой сфере проводятся преимущественно по прямой аналогии с реформами в промышленности. Возобладание и практическая реализация такого подхода разрушительно для российского сельского хозяйства.

Агрокомплекс — это особая подсистема экономических отношений со специфическими условиями производства и воспроизводства, с вырабатывавшимися поколениями и генетически закрепленными навыками и особенностями традиционной хозяйственной и социальной жизнедеятельности сельских жителей.

В настоящее время превалирует унифицированный подход к реформированию аграрного сектора безотносительно к историческим, демографическим, этническим, социальным особенностям, а следовательно, и различиям в развитии регионов. Не преодолена практика игнорирования стартовых различий к моменту реформирования, что находит отражение в отсутствии концепции аграрной политики, дифференцированной относительно вышеуказанных особенностей. По-прежнему сохраняется ориентация на некорректное перенесение западного опыта аграрного хозяйствования в чуждую, неадаптированную среду.

В этих условиях актуализируются исследования по изучению ресурсного потенциала аграрного сектора, характера субъекта хозяйствования, форм и направлений современного предпринимательства в агропромышленном комплексе. В научной литературе почти не исследована проблема формирования и использования ресурсного потенциала в условиях интенсивного демографического роста, низкого уровня развития социальной и производственной инфраструктуры. Регионы с традиционным аграрным перенаселением не могут на равных с другими регионами входить в рынок, поэтому современные подходы должны во главу угла ставить интересы человека, а от стратегии освоения ресурсов следует перейти к стратегии обживания территории.

Степень разработанности проблемы. В основу формирования и использования новой модели аграрного ресурсного потенциала должны быть положены принципы созидательного, многофункционального, сбалансированного развития. Отдельные стороны данной проблемы подробно исследованы в работах выдающихся ученых А. Чаянова, Н. Кондратьева, С. Булгакова, И. Мае лова, А. Челинцева и других выдающихся ученых. Многие аспекты функционирования аграрных систем, земельных отношений исследованы в трудах И. Буздалова, Г. Шмелева, Э. Крылатых, В. Узуна, Б. Пошкуса, С. Киселева, А. Зельднера и других. Проблемы исследования «человеческого капитана», занятости рассматривались Л. Абалкиным, Е. Марцинкевичем, Л. Чижовой, Н. Казначеевой, Р. Капелюшниковым и другими учеными.

Различные аспекты ресурсного потенциала давно и плодотворно разрабатываются западными исследователями: Т. Шульцем, Д. Кендриком, М. Портером и другими.

Необходимость научной разработки долгосрочной концепции аграрного развития республики вызвана депрессивным характером протекающих здесь процессов. Для ее реализации должны быть сформированы сильные и независимые региональные органы исполнительной и законодательной власти, укреплена финансовая, информационная, правовая системы, обеспечен выход предприятий АПК на устойчивое диверсифицированное развитие, защищенный активным партнерством государства, финансово-промышленного бизнеса и органов самоуправления.

Актуальность темы

и отсутствие научной концепции развития экономики в условиях аграрного перенаселения обусловили выбор темы диссертации, ее цель, задачи и направления исследования.

Цель и задачи исследования

Основной целью диссертационной работы является разработка теоретических и практических аспектов формирования и использования ресурсного потенциала аграрного сектора экономики в рыночных условиях, обоснование стратегических направлений экономического и социального развития региона в условиях специфической элементной структуры ресурсов.

В соответствии с целью были поставлены задачи:

• определить сущностные характеристики категории «ресурсный потенциал»;

• раскрыть особенности формирования рыночной среды в аграрном секторе региона;

• обосновать региональные особенности проведения аграрной реформы в условиях устойчивого долговременного роста населения (в особенности сельского) и низкого уровня землеобеспеченности;

• разработать методику интегральной оценки аграрного ресурсного потенциала и уровня территориального развития на основе индексного метода;

• обосновать избирательный и корректный подходы к использованию зарубежного опыта в специфических условиях аграрного перенаселения;

• определить основные направления формирования эффективной системы регулирования ресурсного потенциала.

Предметом исследования является совокупность процессов в функциональных и организационных подсистемах аграрного сектора экономики, связанных с формированием и использованием ресурсного потенциала.

Объектом исследования является агропромышленный комплекс Республики Дагестан в целом и социально-экономический механизм развития его отдельных территорий как ключевой элемент развития национальной экономики.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составляют современная экономическая теория, труды классиков экономической науки, работы современных ученых по проблемам аграрных отношений и рыночных преобразований, законодательные и нормативные акты органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и Дагестана.

В ходе работы над диссертацией применялись системный подход, методы статистического наблюдения, корреляции и др.

Эмпирической базой исследования послужили научные исследования российских и зарубежных ученых, материалы Госкомстата РФ и Республики Дагестан.

Научная новизна результатов диссертационной работы состоит в теоретическом обосновании сущности и элементной структуры ресурсного потенциала аграрного сектора экономики, функционирующей в условиях аграрного перенаселения, а также разработке целостного механизма его хозяйственного использования, предусматривающего проведение соответствующей экономической, технологической и социальной политики, внедрение новых форм предпринимательства, создание рыночной инфраструктуры, мер социальной политики и регулирования занятости.

В рамках проведенных исследований получены следующие научные результаты, содержащие элементы новизны:

• обосновано положение о необходимости ограниченного действия рыночной саморегуляции и усиления государственного регулирования в регионах с традиционным аграрным перенаселением и депрессивностью;

• дана характеристика элементной структуры аграрного потенциала и его региональных особенностей;

• разработан механизм согласования интересов между центром и аграрными регионами на основе договорных отношений, базирующихся на следующих принципах: экономического федерализма и местного самоуправлениягосударственного протекционизма, направленного на создание в республике для населения региона (высокогорных и депрессивных территорий) и аграрного сектора льготного режима для развитияселективности государственной поддержки агропроизводства и оказании помощи в виде субсидий и дотаций организациям и индивидуальным производителям, обеспечивающим государственные нуждызащиты традиционных основ хозяйствования и образа жизни;

• разработана система показателей для комплексной интегральной оценки ресурсного потенциала сельских территорий: уровень землеобеспе-ченностиобъемы налоговых поступлений, в том числе на душу населениядоля поступлений налогов от сельскохозяйственной деятельностипоказатели демографического развитиязанятостьдоходыввод в действие жилья, в том числе за счет населениярозничный товарооборот на душу населенияналоговая мощность;

• обоснована стратегическая необходимость для регионов с традиционным аграрным перенаселением ориентации технологической и инвестиционной политики на внедрение трудоинтенсивных и некапиталоемких производствобязательной государственной экспертизы инвестиционных проектов на предмет обеспечения занятости;

• выявлены деформации и противоречия в существующей территориальной организации аграрного хозяйствования и расселения, предложен механизм их преодоления.

Практическая значимость исследования. Разработанные в диссертации предложения и рекомендации позволят объективно оценить ресурсный потенциал аграрной сферы и формировать эффективный механизм управления аграрным сектором экономики.

Результаты исследований были реализованы в процессе разработки республиканской целевой Программы «Социальная защита населения в переходный период», Концепции реформирования социальной инфраструктуры Дагестана на рыночной основе, Проекта концепции аграрной реформы, Комплексной программы экономических реформ РД.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на 2-м международном симпозиуме «Энергия, экология, экономика (г.Баку, 1993 г.), республиканских и региональных научно-практических конференциях.

Публикации. Автором опубликовано 16 работ общим объемом 7 п.л.

Выводы и предложения.

1. Реформирование аграрного сектора не должно осуществляться по прямой аналогии с структурными преобразованиями в промышленности в силу объективно существующей специфики агрокомплекса не столько как сферы материального производства, сколько как особой подсистемы экономических отношений со сложными условиями производства и воспроизводствас вырабатывавшимися поколениями и генетически закрепленными навыками и особенностями традиционной хозяйственной и социальной жизнедеятельности сельских жителей.

2. Сложившиеся в науке представления о ресурсном потенциале сельского хозяйства носят противоречивый характер, что нашло отражение в использовании множества терминов для описания связи между ресурсами производства и его результатами. В качестве главного понятиеобразующего признака потенциала можно выделить воспроизводственную способность, как совокупность количественных характеристик ресурсов, а также их функциональных свойств, которые используются и проявляются в производственных процессах для достижения определенных результатов.

3. Предложено следующее определение потенциала сельского хозяйства: аграрный ресурсный потенциал хозяйств и регионов определяется наличием, качеством и сбалансированностью природных, биологических, материальных и трудовых ресурсов, в процессе взаимодействия которых реализуется их интегральная способность производить адекватные ей объемы и виды продук-^ви.

4. Предложено при анализе социально-экономического и ресурсного потенциалов регионов и отрасли в современных условиях использовать два подхода' традиционный воспроизводственный (исходя из анализа факторов производства) и поведенческий (реакция системы на изменение конъюнктуры — «вызов — ответ», характеристикой здесь выступает устойчивость основных параметров и способность к росту и развитию).

5. Автору представляется правомерным осуществление классификации всех регионов на два типа — адаптивные и адаптабельные. В адаптивных регионах превалируют экономические агенты, экономящие на издержках. В адаптабельных — преобладают предприятия, созидающие качество производства, то есть активно формирующие рынок.

6. Среду, в которой конкурируют сельскохозяйственные производители, определяют четыре параметра: а) конкретные факторы производства для каждой отраслиб) условия спроса на внутреннем рынкев) спрос и конкуренция на внешнем рынкег) стратегия предприятия. То есть они в целом сводятся к известному набору факторов производства (людские ресурсы, физические ресурсы, знания, финансовые ресурсы, инфраструктура). Эти параметры постоянно воспроизводятся, так что важен не их запас, а скорость, с которой они создаются, и их качество. Потенциал, следовательно, необходимо рассматривать как систему конкурентных преимуществ и соответственно слабостей в п-мерном пространстве оценок отрасли и региона.

7. Критерием определения аграрного потенциала должна выступать предельная максимизация результативности и продуктивности используемых ресурсов, обеспечивающая наиболее полное удовлетворение общественных потребностей, при минимизации совокупного потребления дефицитных ресурсов (для Дагестана — земли, капитала и др.) и максимизации избыточных (дня Дагестана — трудовых ресурсов) при данном уровне производительных сил.

8. Предложена классификация признаков современного и традиционного секторов в аграрной сфере экономики депрессивного региона.

9. Эффективность ресурсного потенциала сельского хозяйства обеспечивается не только в процессе его использования, но и в значительной мере закладывается еще в процессе формирования.

10. Определены особенности элементной структуры аграрного ресурсного потенциала региона: а) исчерпанность свободной землиб) высокие темпы естественного и миграционного прироста населения и, следовательно, значительная зависимость развития от бюджетав) сохранение прежней специализации региона, снижающей конкурентоспособность предприятий в рыночных условиях.

11. Доказано положение об особой, системообразующей роли человеческого ресурса в трансформационном (социально-экономическом) процессе в регионе с традиционным аграрным перенаселением. Сочетание живого труда с другими факторами производства в традиционных аграрных структурах отвечали требованиям хозяйственной рациональности, которая нарушена в современных рыночных условиях вследствие расширяющегося противоречия между высоким качеством трудового потенциала (образование, профессионально — квалификационные навыки и т. д.) и формирующейся примитивной технологией работ, характерной для традиционного полунатурального, а не современного уклада.

12. Использование системы районирования Дагестана по четырем (равнина, горы, предгорье, высокогорье), а не по трем агроклиматическим зонам позволило установить значительные различия в уровне землеообеспеченно-сти жителей и проанализировать уникальную систему землепользования, основанную на перераспределительном механизме использования земель между агроклиматическими зонами, в основе которого заложены и внеэкономические факторы: 1) обеспечение социальной справедливости, 2) этносоциальной и геополитической стабильности. В итоге, фактический уровень земле-обеспеченности (в хозяйственном использовании) существенно различается от возможного (в пределах административных границ). Необходимо привести порядок землепользования в агроклиматических зонах в соответствие с темпами прироста населения (и естественного, и миграционного) в них.

13. В условиях Дагестана с его интенсивными параметрами демографического роста исключен вариант введения частной собственности на землю (кроме потребительских участков). Более правомерным представляется законодательной оформление общинной собственности.

14. Автором проанализированы причины распространения искажений в использовании данных о доле производства на частных земельных наделах, которые основаны на игнорировании факта предоставления государством частному сектору: а) большей части ресурсов и услуг в обмен на выделение согласованной доли сельхозпродукцииб) широкого спектра несельскохозяйственных услуг (в частности, медицинских, образовательных, транспортных и т. д.), которые не учитываются при соотнесении с затратамив) а затраты труда и другие виды затрат на эти внеаграрные цели учитываются как аграрныеи поэтому формальный уровень производительности здесь ниже фактического.

15. В исследовании эффективности функционирования аграрного сектора отмечена подмена эффективности как меры утилизации ресурсно-хозяйственного потенциала неточным понятием продуктивности применяемых ресурсов. Предложено определение эффективной экономики, как нерасточительной экономики, в которой нет незанятых людских и материальных ресурсов, позволяющих увеличивать совокупный продукт.

16. Ключевым фактором в процессах формирования и использования аграрного ресурсного потенциала является приспособительный, стихийный характер проводимых в аграрном секторе структурных, институциональных, технологических и социальных преобразований. Определена в связи с этим классификация кризисогенных факторов (экзогенных и эндогенных), деформирующих воспроизводственные структуры и связи сельского хозяйства.

17. Занятость как основная форма использования трудоресурсного потенциала перестала быть объектом целенаправленной государственной политики, поэтому обоснована необходимость пересмотра устоявшегося представления о занятости и предложено определять ее как деятельность, приносящую доход, или право на долю в коллективом доходе.

18. Определены специфические особенности трудоресурсного потенциала аграрного сектора экономики Дагестана, а) склонность к предпринимательствуб) частичная готовность к рыночным преобразованиям вследствие существования в дореформенной системе неофициальной безработицы и устоявшихся форм отходничества.

19. Предпринимательство должно определяться не только как деятельность, нацеленная на прибыль, но и как форма экономического поведения, и как процесс, и как тип хозяйствования. Сделана дифференциация макрои микрофакторов, влияющих на развитие предпринимательской сферы АПК.

20. Современный механизм использования аграрного ресурсного потенциала характеризуется следующими основными чертами: а) частичная компенсация сокращения финансового потенциала сельского хозяйства региона в результате перераспределения производственной нагрузки между отдельными факторами сельскохозяйственного производстваб) дезиндустриапизация сельского хозяйствав) деградация и вынужденная консервация или даже ликвидация отдельных элементов накопленного ранее производственного потенциала в целях поддержания минимально достаточной экономической устойчивости отдельных предприятий и отрасли в целомг) чрезвычайно высокая интенсификация живого трудад) вовлечение в экономический оборот и некомпенсируемая эксплуатация невоспроизводимых элементов агроэконо-мического потенциала.

21. Обоснована необходимость количественной оценки аграрного ресурсного потенциала и проанализированы существующие методические подходы к его оценке.

22. Разработана и использована (в 3 этапа) методика интегральной оценки аграрного ресурсного потенциала на основе индексного метода и произведены расчеты по всем территориальным единицам Дагестана. На первом этапе отбирались показатели ресурсного потенциала и определялся расчетный аграрный ресурсный потенциал. На втором этапе осуществлены корректировочные расчеты фактических натоговых поступлений в бюджет от сельскохозяйственной деятельности и налога на земли сельскохозяйственного назначения, исходя из рассчитанного аграрного ресурсного потенциала территории. На третьем этапе осуществлялась интегральная оценка экономического потенциала с привлечением социальных показателей и составлена матрица-группировка территорий по уровню развития. Предложенная методика может стать основой для осуществления действенного мониторинга за состоянием развития не только отдельных отраслей, но и территорий в целом.

23. На основе проанализированного западного опыта реализации Европейской Хартии горных районов, утвержденной СЕ, предложено разработать Федеральный Закон «О развитии горных районов РФ» и на его основе принять региональный закон «О развитии горных районов РД». Предлагается признать горным район, территория которого принадлежит одной или более этнических общин, в которых более 70% территории находится на высоте, превышающей 1500 м. над у.м. и перепад низких и верхних высот — более 400 м.

24. Обосновано положение, что одно из наиболее старых и хорошо изученных направлений государственного регулирования связано с принципом ограничения рыночной организации применительно к основным ресурсам, факторам производства (земле, труде и капиталу). Проанализированы альтернативные подходы к аграрному ресурсному потенциалу и разработаны принципы, в основе которых лежит использование не только экономических методов и инструментов, но и применение рычагов прямого вмешательства в решение проблем продовольственной безопасности, защиты малообеспеченных групп населения и т. д.

25. Предложен механизм государственного регулирования функциональных подсистем АПК, в которых формируется и используется ресурсный потенциат.

26. Обоснована необходимость: а) концентрации финансовых ресурсов на обеспечении гарантированных закупочных ценб) усиления роли земельного налога (с введением натуральных ставок или его денежного эквивалента) и подоходного налогав) формирование регионального государственного заказаг) восстановление проведения сельскохозяйственных переписей и др. Предложен механизм перераспределения налогов от сельхозпроизводства в пользу территориальных бюджетов.

27. В инвестиционной политике необходимо сопряжение и согласование территориальных, межи внутриотраслевых программ инвестирования. В депрессивном регионе эффективно создание малых и средних перерабатывающих предприятий. В условиях аграрного перенаселения необходимо ориентировать инвестиционную и технологическую политику на использование трудопоглощающих, а не трудовытесняющих технологий. Для этого предлагается создание Экспертного Совета при Госсовете и Правительстве РД, проводящего единую технологическую политику на территории республики.

28. Главными направлениями регулирования развития социальной подсистемы аграрной сферы экономики должно стать: а) восстановление стимулирующего воздействия доходов на производствоб) прекращение процесса девальвации доходов от трудовой деятельности путем повышения уровня и темпов роста реальной заработной платыв) содействие развитию всех форм законной предпринимательской деятельности и самозанятости населения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официально-документальные материалы
  2. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» // Земля и люди, 1992, № 2.
  3. Постановление Правительства РФ от 28 декабря 1991 г. «О реформировании системы государственного управления агропромышленным комплексом Российской Федерации» // Земля и люди, 1992, № 2.
  4. Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». // Сб. нормат. материалов по бизнеспланиро-ванию в АПК. М.: Информагробизнес, 1995.
  5. Закон РФ «О сельскохозяйственной кооперации». /У Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 1996, № 3.
  6. Земельные отношения в Республике Дагестан. (Законы, нормативные документы, комментарии). Санкт-Петербург, 1994.
  7. Постановление Правительства РФ «Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1995 году».// Сельская жизнь, 1995,16 марта.
  8. Постановление Правительства РФ от 26.01.1995 № 87 «О государственной поддержке фермерских страховых компаний».
  9. Постановление Правительства РФ от 07.02.1996 № 135 «О мерах по стабилизации экономического положения агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1996 году».
  10. Постановление Правительства РФ «О программе аграрной реформы в Российской Федерации на 1994−1995 годы». // Российская газета, 1994, 4 августа.
  11. Программа аграрной реформы в РФ на 1994−1995 годы. // Экономика и жизнь, 1994, № 2.
  12. Сборник нормативных материалов по вопросам лизинговой деятельности в АПК // Информагробизнес. Сост. Рапенков В., Колесников В. -М., 1995.
  13. Сборник нормативных материалов по определению паритета цен на сельскохозяйственную, промышленную продукцию и услуги. /7 Информагробизнес. Отв. за вып. Л. И. Холод М., 1995.
  14. Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики РФ». // Российская газета, 1995, 1 августа.
  15. Указ Президента Российской Федерации «О некоторых вопросах налоговой политики». // Российская газета, 1994, 25 мая.
  16. Федерапьный Закон РФ «О государственной поддержке матгого предпринимательства в РФ». // Российская газета, 1995, 20 июня.
  17. Указ Президента Российской Федерации от 07.03.1996 № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю». // Экономика и жизнь, 19%, № 12.
  18. Указ Государственного Совета РД от 21 апреля 1997 г. № 97 «О реализации конституционных прав граждан на землю».
  19. Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» // Финансовая газета, 1996, № 33.
  20. Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской федерации на 1996−2000 годы. // Российская газета, 1996,17 июля.
  21. Федеральная целевая программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 2000 годы // Российская газета, 1997, 4 января.
  22. Концепция аграрной политики России в 1997—2000 гг. г. М.: Вершина, 1997. Федеральный Закон «О государственном регулировании агропромышленного производства». — М., 1997.
  23. Постановление Правительства РФ «О неотложных мерах по стабилизации и развитию экономики Республики Дагестан» от 10 сентября 1997 годаК! 151.
  24. Федеральная целевая программа социально-экономического развития республики Дагестан на период до 2001 года, утвержденная постановлением правительства РФ от 12 августа 1998 г. № 931.
  25. Источники статистических данных и справочники
  26. Основные показатели социально экономического развития Республики Дагестан в 1997 году // Госкомстат РД, Махачкала, 1998.
  27. Регионы России. В 2-х т. М.: Госкомстат, 1997.
  28. Уровень жизни населения Дагестана. Махачкала, Госкомстат, 1997.
  29. Показатели развития отраслей агропромышленного комплекса Республики Дагестан в 19% г. (стат. бюллетень). Махачкала, Госкомстат, 1997,
  30. Социально-экономическое положение России. Госкомстат России. М&bdquo- 1997.
  31. Доклады ГНИ РД по итогам за 1996,1997 г. г.
  32. Монографии, научные сборники
  33. В. Человек в зеркале экономической теории- (Очерки истории западной экономической мысли). М.: Наука, 1993.
  34. М.А. Сельская община в нагорном Дагестане в XVII в начале XIX в.: Исследование взаимоотношений форм хозяйства, социальных структур и этноса). — М.: Наука, 1988.
  35. Аграрные отношения: выход из тупика. М.: Наука, 1991.
  36. А.Д. Программирование развития экономики региона (на примере Респ. Дагестан). М.: Диалог. МГУ, 1997.
  37. Американская экономика: человек, технический процесс и предпринимательство. М.: Наука, 1993.
  38. А. Наука, техника, экономика. М.: Экономика, 1986.
  39. А. Государство и экономика переходного периода. М., 1995.
  40. Т. Экономический потенциал и эффективность его использования. -Алма-Ата., 1991.
  41. В. Агрореформирование в России: (социально-политический генезис). М.: Луч, 1994.
  42. Г. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS, 1993, т.1, вып. 1
  43. А., Андреев П., Масленникова О. и др. АПК России:приоритеты развития инновационных процессов в условиях рыночной экономики (теория, методология, практика). М.: Колос, 1994.
  44. Будущее мировой экономики. М: Прогресс, 1979.
  45. Бузгалин А, Колганов, А Введение в компаравистику. Исследование и сравнительный анализ социально-экономических систем: методология, теория, применение к переходным экономикам. -М. Таурус Альфа, 1997.
  46. С. Философия хозяйства. М., 1996.
  47. П. Труд и проблемы активизации человеческого фактора в сельском хозяйстве (под ред. Д.Т. Урсула). Кишинев, 1989.
  48. Вопросы структуризации экономики. Сборник научных трудов.-Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 1998, № 1.
  49. Вопросы структуризации экономики. Сборник научных трудов.-Махачката: ИСЭИ ДНЦ РАН, 1998, № 2.
  50. Вопросы структуризации экономики. Сборник научных трудов.-Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 1998, № 3.
  51. Воспроизводство населения и трудовых ресурсов в условиях развитого социатизма. Т. 1. Развитие населения и его трудового потенциала. Киев: Наукова думка, 1985.
  52. А.Т. Интенсификация агропромышленного молочного подкомплекса важнейшее направление реатизации продовольственной подпрограммы. Учебное пособие. -Махачката, 1984.
  53. Дж. Экономические теории и цели общества. М., 1976.
  54. С. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования. -М.: Наука, 1992.
  55. О.И. Материальные ресурсы: воспроизводство и использование. Махачкала, 1986.
  56. О. Центр и периферия в региональном развитии. М.: Наука, 199.
  57. А. Мелкотоварное крестьянское хозяйство в странах Ближнего и Среднего Востока. М.: Наука, 1989.
  58. Дагестан на пути в будущее: социально-экономические преобразования. Махачкала, 1996.
  59. Дагестан: проблемы выхода из кризиса и альтернативы развития. Сб. Махачкала, 1996.
  60. . Закономерности и проблемы воспроизводства рабочей силы в регионе с высоким демовоспроизводственным потенциалом. -Бишкек, 1992.
  61. А. Человек и организация труда в условиях современного капитализма. М.: Университет, 1988.
  62. М.И. Формирование и функционирование продовольственного рынка: региональный аспект. М.: Наука, 1993.3 .31 Зельднер А. Аграрный сектор экономики России на пороге XXI в. -М.: ИЭ РАН, 1997.
  63. ЗенковаИ. Инвестиционный механизм комплексного развития АПК. М.: Наука, 1990.
  64. Н. Руденко В. Природно-ресурсный потенциал территории: Географический анализ и синтез. Львов, 1986.
  65. Н. Занятость в условиях новой хозяйственной системы. -Новосибирск, 1996.
  66. Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978.
  67. Дж. Совокупный капитал США и его формирование. М.: Прогресс, 1978.
  68. С. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях переходной экономики. -М.: Институт экономики РАН, 1994.
  69. Классики кейнсианства. В 2-х т. М., 1997 г.
  70. Г. Индексный метод в экономике. М.: Финансы и статистика, 1989.
  71. Н. Особое мнение. В 2-х кн. Кн. 1, М.: Наука, 1993.
  72. Крестьяноведение. Теория. История. Современность. Ежегодник М.: Аспект — Пресс, 1996 г.
  73. М. Человеческий капитал. Л., 1991.
  74. В., Швецов А. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1997.
  75. А. Эффективное воспроизводство региональных ресурсов. -М., 1990.
  76. А., Миско К. Производство и потребление в регионе. М.: Наука, 1986.
  77. Е.М., Тамбовцев В. Л., Фонотов А. Г. (ред.). Цели и ресурсы в перспективном планировании. М.: Наука, 1986.
  78. К., Брю С. Экономикс. — Баку, 1992.
  79. Г., Геворкян М. и др. Экономическая политика переходного периода (методология и анализ). М.: Дело-Лтд, 1995.
  80. В. США: человеческий фактор и эффективность экономики. М.: Наука, 1991.
  81. А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс, 1993.
  82. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. Под ред. Русинова Ф. М.: Инфра-М, 1996.
  83. С. Экономика России: практические и теоретические вопросы перехода к рынку. М.: Международные отношения, 19%.
  84. А. Экономическая оценка природных ресурсов (научно-методические проблемы учета географических различий и эффективностьиспользования). М: Мысль, 1972.
  85. А. Регионы: экономика, стратегия, безопасность. М.: Центрполиграф, 1998.
  86. К. Ресурсный потенциал региона (методологические и методологические аспекты исследования). М.: Наука, 1991.
  87. Население и трудовые ресурсы (Проблемы и решения, зарубежный опыт) /7 Отв. ред. Дегтярь Л., Яременко Г. М., 1992.
  88. Население и трудовые ресурсы: проблемы и решения (зарубежный опыт). М.: Наука, 1992.
  89. Наука и технология: методологические и социально-экономические аспекты взаимодействия. М.: Наука, 1990.
  90. Научно-технический прогресс: экономика и управление / Г. Марчук, А. Аганбегян, Ю. Яковец. М.: Экономика, 1989.
  91. В. Избранные произведения. В 6 т. Т. 6. — М.: Наука, 1969.
  92. Опыт экономических реформ в развивающихся странах. М.: Наука, 1992.
  93. А. Россия: рождение рыночной экономики. М., 1996 г.
  94. А., Искендеров Г. Дагестанское село: экономика, культура, социальная инфраструктура (70−80-е годы XX века). Махачкала, 1997.
  95. М. Хозяйственно-культурные типы (ареаты) Дагестана. Махачкала, 1996.
  96. Очерки экономических реформ / Под ред. Воробьева Ю. Ф, Мелю-хина Н.Д. и др. М.: Наука, 1993.
  97. И. Экономика крестьянского хозяйства. М.: Интерпресс, 1995.
  98. В.З. Социально-экономическое развитие республики в условиях федерации (опыт моделирования). М.: Наука, 1993.
  99. Предпринимательский климат регионов России. М., 1997.
  100. Приватизация земли и реорганизация сельскохозяйственных предприятий в России. М., 1995.
  101. Проблема состоятельности субъектов рыночных отношений. Сборник научных трудов. Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 1997.
  102. Проблемы становления рыночных отношений в регионе. Тематический сб. Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 1996.
  103. О. Сбалансированность вещественного и личного факторов в условиях интенсификации региональной экономики. М. Наука, 1990.
  104. В.Н. Коммерциализация использования земельных и водных ресурсов в АПК Северного Кавказа. Росгов-на-Дону: Л итера-Д, 1994.
  105. И. Проблемы аграрной реформы в России. М.: Финансы и статистика, 1993.
  106. Развивающиеся страны Азии: перераспределительные системы и экономический рост. М.: Наука, 1993.
  107. Э. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков вводимых ресурсов. -М.: Наука, 1996.
  108. В.Н. Сельскохозяйственное производство Северного Кавказа в конце XIX начале XX века. -Ростов-на-Дону, 1989.
  109. Региональные социатьно-экономические системы и национатьные отношения. Махачкала, 1990.
  110. Региональный рынок: проблемы и решения. Махачкала, 1993.
  111. Реформа управления экономикой. Проблемы и поиск. Под ред. А. Аганбегяна М.: Экономика, 1997.
  112. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. М.: Институт экономики РАН, 1.997.
  113. Рост экономического потенциала. М., 1972.
  114. Рыночные отношения в АПК России.: современное состояние и перспективы. Москва-Минск, 1997.
  115. Рыночные отношения в АПК России: проблемы перехода и решения. Сб. Разделы 1-Ш. М.: 1991.
  116. А. О содержании понятия потенциал общества /У Методология статистического изучения социально-экономического потенциала. М., 1986.
  117. Ш. С. Основы земельного и лесного кадастра Республики Дагестан. Спб.: Издат. «ДагестанРОСТ», 1995.
  118. В. Теоретические вопросы исследования экономического потенциала регионов в новых условиях. Спб., 1995.
  119. Е. Чубатый Б. Эффективность использования производственного потенциала. Львов, 1986.
  120. Снижение ресурсоемкости производства в странах Восточной Европы. -М.: Наука, 1991.
  121. Социально-экономические факторы развития АПК / Сдобнов С. И., Зинченко Г. И., Макеенко М. М. и др. М.: Агропромиздат, 1990.
  122. Л. Равновесие и экономический рост. М.: Статистика, 1974.
  123. Страны Востока: управление, демографический процесс Сб. ст. (отв. ред. Гузеватый Н.). М.: Наука, 1992.
  124. Стратегия занятости / отв. ред. Л. С. Чижова. М., 1990.
  125. Структурные сдвиги в экономике региона в условиях рынка. Сб. научных трудов Махам ката ИСЭИ ДНЦ РАН, 1997.
  126. С. Статистика и экономика. М/. Наука, 1970.3.% Теневая экономика М.: Экономика, 1991.
  127. А. Ресурсный потенциал: планирование и управление. М.: Экономика, 1985.
  128. Г. Экономический рост. Стабилизация. М.: Политэконом, 1996.
  129. А.И. Экономические проблемы восстановления горного животноводства. Дисс. .канд. экон. наук — Махачкала 1996.
  130. K.M. Развитие организационных форм хозяйствования в региональном АПК Дисс.. канд. экон. наук. — Махачкала, 1998.
  131. А.Г. Экономические проблемы повышения эффективности использования зернового потенциала (по материалам Краснодарского края) / Автореферат дисс.. канд. экон. наук. Краснодар, 1997.
  132. Г. В. Экономическая оценка ресурсов в сельском хозяйстве (на примере сельскохозяйственных предприятий Республики Мордовия) / Автореферат дисс.. канд. экон. наук. Саранск, 1996.
  133. H.H. Кооперативные формы хозяйствования в условиях становления рыночной экономики. Дисс.. канд. экон. наук. — Ростов-на-Дону, 1994.
  134. В.К. Прибыль, ее распределение и использование в аграрных хозяйствах при переходе к рыночным отношениям (по материалам республики Дагестан).- Дисс.. канд. экон. наук. Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 1997.
  135. В.К. Организация и управление эффективностью автотранспортного обслуживания сельского хозяйства(на примере Республики Дагестан). Дисс. канд. экон. наук. — Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 1997.
  136. О. Механизм социально-рыночной трансформации и устойчивого развития АПК России / Автореферат дисс.. д-ра экон. наук. Ростов-на-Дону, 1995.
  137. Н.Ю. Организационно-экономический механизм развитая крестьянских фермерских хозяйств (на материалах Республики Дагестан).-Дисс.. канд. экон. наук. Махачкала: ИСЭИ ДНЦРАН, 1996.
  138. Ш. В. Стимулирование эффективности АПК на микроуровне при переходе к рынку / Автореферат дисс.. канд. экон. наук. Саранск, 1996.
  139. В.Г. Лизинг форма предпринимательской деятельности. -Дисс.. канд. экон. наук. — М., 1994.
  140. Х.Д. Развитие личных подсобных хозяйств в условиях рыночной экономики. Дисс. .канд. экон. наук. — Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 1998.
  141. О.Ю. Влияние социальной инфраструктуры села на экономическую эффективность АПК Европейского Севера (на примере Вологодской обл.) / Автореферат дисс.. канд. экон. наук. Вологда, 1996.
  142. И.М. Регулирование развития новых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики (на примере Республики Калмыкия). Дисс.. канд. экон. наук. — М., 1995.
  143. М.А. Роль налогового элемента хозяйственного механизма в повышении эффективности АПК (на примере РД). Дисс. .канд. экон. наук. — Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 1997.
  144. Ш. Источники формирования предпринимательского капитала в аграрной сфере. / Автореферат дисс.. д-ра экон. наук. Спб., 1994.
  145. М.В. Развитие предпринимательской деятельности в АПК / Автореферат дисс. канд. экон. наук. Новгород, 1997.
  146. Л. Государстве* 1 ное регулирование занятости: Вопросы теории и методологии. Автореферат дисс. д-ра экон. наук. М., 1990.
  147. А.Г. Развитие агропромышленной интеграции в региональном АПК. / Автореферат дис. д-ра экон. наук. М., 1990.
  148. П.С. Формирование экономического механизма регионального АПК в условиях рыночных отношений (на примере Республики Дагестан). Дисс.. канд. экон. наук. — Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 1996.
  149. Т.В. Организационно-экономические основы реформирования сельскохозяйственных предприятий в условиях освоения рыночных отношений. Дисс.. канд. экон. наук. — Ульяновск, 1997.
  150. Материалы периодики (е т.ч. научной)
  151. Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики /У Вопросы экономики, 1997, № 6.
  152. Л.И. Перспективы экономики России на исходе XX века // Вопросы экономики, 19%, № 12.
  153. Ален Ноув. Переход к рынку и экономическая теория. // Свободная мысль, 1992, .№ 7.
  154. А., Бучь В., Голикова В., Долгопятова Т. Малый бизнес России: адаптация к переходным условиям.// Вопросы статистики, 1995, № 9.
  155. П. Проблемы развития крестьянских хозяйств в условиях аграрной реформы // АПК: экономика, управление, 1994, № 1.
  156. В. Государственное регулирование и механизм саморегуляции в рыночной экономике (мировой опыт и Россия) // Вопросы экономики, 1996, № 9.
  157. Г. Технологическая политика в Японии: уроки для стран Восточной Европы // Вопросы экономики, 1997, № 9.
  158. В. Меняя социалистический земельный уклад // Вопросы экономики, 1997, № 11.
  159. О. Бюджетный механизм в мировой практике развития депрессивных и отсталых регионов // Вопросы экономики, 1996, .№ 6.
  160. В. Совершенствование рыночных отношений и повышение эффективности АПК России // АПК: экономика, управление, 1994, № 11.
  161. А. Закономерности переходной экономики: теория и методология // Вопросы экономики, 1995, № 2.
  162. А. О выживании агропромышленного комплекса // Российский экономический журнал, 1995, № 5−6.
  163. А., Мацкуляк И. Фермерское хозяйство в новой системе земельных отношений II Российский экономический журнал, 1994, № 3.
  164. А., Мацкуляк И., Руднев В. Необходимо многообразие, а не новое единообразие хозяйственных форм // Российский экономический журнал, 1992, № 9.
  165. Е. Регулирование отношений собственности между Российской Федерацией и ее субъектами.// Вопросы экономики, 1997, № 7.
  166. В., Ивановский С. Реформирование собственности на землю и природные ресурсы // Российский экономический журнал, 1995, № 3.
  167. Государство в меняющемся мире (Всемирный банк. Отчет о мировом развитии -1997. Краткое содержание). // Вопросы экономики, 1997, № 7.
  168. А. Государственное регулирование агропромышленного сектора экономики // Вопросы экономики, 1997, № 6.
  169. Н. Земельный налог в сельском хозяйстве. // Вопросы экономики, 1997, № 8.
  170. Г. Предпринимательство в сельском хозяйстве // АПК: экономика, управление, 1993, № 4.
  171. Изменения в аграрной политике США // АПК: экономика, управление, 1997, № 10.
  172. А. Рынок труда России: некоторые проблемы исследования конъюнктуры // Общество и экономика, 1995, № 1.
  173. В. Почему необходимо государственное регулирование развития АПК // АПК: экономика, управление, 1995, № 5.
  174. В. Совершенствовать экономический механизм хозяйствования// АПК: экономика, управление, 1993, № 9.
  175. Т. Некоторые аспекты исследования неформальной экономики в России // Вопросы экономики, 1997, № 7.
  176. Т. Ресурсное обеспечение личного подсобного хозяйства // Вопросы экономики, 1984, № 11.
  177. В., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. Приоритеты региональной политики. Депрессивные территории и механизмы их санации // РЭЖ, 1995, № 1.
  178. Лившиц А, Новиков А, Смирнягин Л. Региональная стратегия России // Регион: экономика и социология 1994, № 3.
  179. И. Агробизнес и НТП // АПК: экономика, управление, 1996, № 2.
  180. С. Взгляд на реформы и регулирование экономики // Вопросы экономики, 1997, № 6.
  181. А. Демографическая утопия «устойчивого развития» // Общественные науки и современность, 1996, № 2.
  182. А. К вопросу о природе трансформационного шока. // Общество и экономика, 1996, № ¾.
  183. Л., Бухвальд Е. Природные ресурсы как элемент совокупного общественного богатства П Известия АН СССР, Сер. экон., 1980, 3.
  184. В. Многообразие форм российских сельскохозяйственных предприятий // Российский экономический журнал, 1995, № 9.
  185. К. Развитие системы сельскохозяйственного кредита в США: уроки для России? // Вопросы экономики, 1997, № 8.
  186. А. Подходы к определению параметров теневой экономики И Вопросы статистики, 1997, № 1.
  187. А. Система национальных счетов. Лекции /У Экономический журнал Высшей школы экономики, 1998, т.2, № 2.5 .38 Современные концепции аграрного развития // Отечественная история (теоретический семинар), 1992, № 5,1993, № 2−6,1994, № 2−4.
  188. В. Проблемы развития социальной сферы села: стратегия и тактика И АПК: экономика, управление, 1997, № 8.
  189. Ф. Безработица и денежная политика: Правительство как генератор «делового цикла» /7 Экономические науки, 1991, № 11.
  190. И., Верхайм П. Рыночные структуры продовольственного комплекса России в условиях переходной экономики. // Вопросы экономики, 1997, № 8.
  191. А. Записка о современном состоянии сельского хозяйства СССР по сравнению с его довоенным положением и положением сельского хозяйства капиталистических стран. // АПК: экономика, управление, 1998, № 6.
  192. А. Что такое аграрный вопрос. /7 АПК: экономика, управление, 1998, № 2.
  193. Т. Формы хозяйства вне систем Ii Вопросы философии, 1990, № 8.
  194. Д. Рентабельность сельского хозяйства как фактор социально-экономической стабилизации /7 АПК: экономика, управление, 1994, № 10.
  195. А., Глисин Ф. Альтернативные формы расчетов в народном хозяйстве и возможности их анализа методами субъективной статистики. // Вопросы статистики, 1996, № 9.
  196. Материалы научных конференций
  197. М.Д. Необходимость частной собственности на землю. / Материалы научно-практической конференции по проблемам АПК. Махачкала: ДСХА, 1996 г.
  198. Горные районы в хозяйственном комплексе автономной республики. Тезисы докладов научно-практического совещания. Махачкала, 1988.
  199. Государственность, право, местное самоуправление (материалы научно-практической конференции). Ростов-на-Дону, 1993.
  200. Материалы Всероссийской конференции «Дагестан на рубеже веков: приоритеты устойчивого и безопасного развития». Москва, 1998.
  201. Наука и общество. Тезисы докладов Всероссийской конференции. -Махачкала 1995.
  202. Проблемы социально-экономического развития горных территорий Северного Кавказа. Тезисы докладов научного совещания. Ростов-на-Дону, 1989.
  203. Тезисы Всероссийской научной конференции «Государственное регулирование национальной экономики» т.2,ч.2, М.: МГУ, 1996.
  204. Тезисы докладов конференции по итогам географических исследований в Дагестане (выпуск XX). Махачкала, 1992.
  205. Тезисы докладов конференции по итогам географических исследований в Дагестане (выпуск XXVI). Махачкала, 1998.
  206. Тезисы докладов региональной научной конференции молодых ученых, посвященной гуманитарным исследованиям к 50-летию образования Дагестанского научного центра Российской академии наук. Махачкала, 1995.
  207. Труды международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения П. А. Кропоткина, Вып. 2., Москва, 1997.
  208. Человек в российском экономическом пространстве (Материалы к научно-практической конференции). Новосибирск, 1997.
Заполнить форму текущей работой