Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение эффективности регулирования товарных рынков промышленной продукции с ограниченной конкуренцией

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обоснована необходимость дифференциации подходов к регулированию товарных рынков промышленной продукции с ограниченной конкуренцией в отраслевом и корпоративном аспектахключевым отличием авторского подхода от применяемых в ФАС России методик регулирования товарных рынков промышленной продукции с ограниченной конкуренцией (О. Кусакина, В. Мищенко), предусматривающих исключительно администрирование… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Цели, задачи, методы и механизмы регулирования товарных рынков промышленной продукции с ограниченной конкуренцией
    • 1. 1. Необходимость разработки и реализации мер регулирования товарных рынков в современной экономической модели
    • 1. 2. Анализ существующих и перспективных подходов к организации регулирования товарных рынков применительно к деятельности промышленных предприятий
    • 1. 3. Функциональные особенности регулирования товарных рынков промышленной продукции и его роль в конкурентной политике
  • 2. Современные проблемы регулирования товарных рынков промышленной продукции с ограниченной конкуренцией
    • 2. 1. Анализ практики применения регулятивного законодательства в Российской Федерации
    • 2. 2. Отраслевые особенности регулирования товарных рынков в российской промышленности и оценка его эффективности
    • 2. 3. Особенности формирования рыночной ситуации «временной монополии» в отрасли по производству гофрокартона ЮФО и СКФО
  • 3. Пути повышения эффективности регулирования товарного рынка гофрокартона и продукции из него (ЮФО и СКФО)
    • 3. 1. Модернизация конкурентной среды и повышение эффективности антимонопольного регулирования деятельности промышленных предприятий отрасли на стратегическом уровне
    • 3. 2. Программа создания ОЭЗ промышленно-производственного типа «Гофрокартон Юга»

Повышение эффективности регулирования товарных рынков промышленной продукции с ограниченной конкуренцией (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется необходимостью повышения результативности регулирования товарных рынков промышленной продукции с ограниченной конкуренцией, направленного на реальную демонополизацию рынков важнейших видов промышленной продукции и эффективное конкурентное администрирование, призванное обеспечить реальное внедрение принципа конкуренции в российскую экономическую модель. Политика развития конкуренции, включающая в качестве неотъемлемого структурного элемента регулирование товарных рынков, относится сегодня к числу приоритетных направлений развития отечественной экономики. В то же время современное регулирование товарных рынков в отношении деятельности промышленных предприятий отличается интуитивностью, отсутствием системного характера, недостаточно высоким уровнем причинно-следственных связей между экономическим ущербом от монополистической деятельности и размером административных санкций. Кроме того, взимаемые средства направляются не пострадавшим от подобной деятельности экономическим субъектам, а в государственный бюджет.

По примеру западных экономических моделей регулирование товарных рынков с ограниченной конкуренцией в России выделено в отдельную функциональную область стратегического управления, которая реализуется Федеральной антимонопольной службой России. При этом ФАС России стремится реализовать единые принципы подобного регулирования в отношении отдельных промышленных предприятий, отраслей, комплексов без учета отраслевой специфики конкурентных процессов и их содержательного значения в конкретной хозяйственной ситуации, а также без прогноза и учета последствий подобных мер регулирования, за которые ФАС России не несет ответственности. Такая децентрализация управленческих функций в отношении управления промышленностью страны препятствует реализации единой государственной промышленной политики, по сути, противопоставляя усилия ФАС, Минэкономразвития и Минпромторга.

Основным мониторинговым подходом, определяющим необходимость регулирования товарных рынков промышленной продукции, сегодня является структурный подход, подразумевающий формализованный расчет долей рынка, занятых конкретными предприятиями и их сравнением с критериями доминирования и монополизации. При этом фактически игнорируются причинно-следственные связи между конкурентной стратегией промышленных предприятий и их реальной результативностью в пределах конкретного рынка, вследствие чего любое предприятие, превысившее формальный критерий доминирования, становится объектом регулирования вне зависимости от реальных причин, обусловивших данное доминирование.

Направления регулирования товарных рынков промышленной продукции, отнесенных к компетенции ФАС, нуждаются в модернизации. Сегодня Федеральная антимонопольная служба помимо непосредственно антимонопольного регулирования решает вопросы, абсолютно с ним не связанные, например, контроль за рекламой (функционально относящийся к недобросовестной конкуренции) или контроль стратегических инвестиций со стороны иностранных инвесторов. В то же время низкая результативность регулирования товарных рынков компенсируется деятельностью органов власти, инициирующих антимонопольные расследования. Указанными обстоятельствами определяется актуальность выбранной темы исследования.

Степень разработанности научной проблемы. Особенности регулирования товарных рынков промышленной продукции были достаточно подробно рассмотрены отечественными и зарубежными учеными-теоретиками и практиками. Основные принципы демонополизации экономики и реализации принципа конкуренции раскрыты Б. Райзбергом, В. Бардовским, О. Рудаковой, Е. Самородовой. Особенности монопольного поведения промышленных предприятий и его влияние на динамику конкурентной среды получили развитие в трудах А. Азрилияна, О. Алехиной, К. Гончар, Б. Кузнецова, И. Князевой, О. Кусакиной, В. Мищенко. Стратегические вопросы совершенствования инструментария регулирования товарных рынков в промышленности освещены в исследованиях И. Артемьева, Ю. Рубина, А. Ладягина, Н. Молоч-никова, Н. Овчаренко, А. Юданова, И. Южанова.

Современные подходы к идентификации и администрированию процессов недобросовестной конкуренции рассмотрены в исследовании А. Ла-дыга, инновационные подходы к организации мониторинга конкурентов в деятельности промышленных предприятий предложены М. Максимовой.

Из зарубежных исследователей в области проблем развития конкуренции и предпосылок регулирования на товарных рынках важнейших видов промышленной продукции необходимо отметить Д. Аакера, П. Дойля, Д. Робинсона, А. Стрикленда, А. Томпсона и других.

Вместе с тем организационно-экономическое обеспечение регулирования товарных рынков промышленной продукции является несовершенным, в недостаточной степени применяются современные подходы и критерии к определению доминирующего положения промышленных предприятий, отсутствуют обоснованные методики определения потребности в полноценном регулировании. Требуют уточнения предпосылки регулирования отдельных рынков важнейших видов промышленной продукции, существует необходимость обоснования специализированных режимов регулировании деятельности предприятий на товарных рынках промышленной продукции.

Самостоятельной областью исследования остаются уникальные конкурентные преимущества промышленных предприятий как предпосылки возникновения ситуаций временной монополии и доминирующего положения на рынке, идентификация добросовестных и недобросовестных причин доминирующего положения на отдельных товарных рынках промышленной продукции и связанный с ним методический инструментарий специализированного режима регулирования в ситуации, когда промышленное предприятие имеет приоритет на рынке в силу наличия уникального конкурентного преимущества копируемого характера. Незавершенность названных теоретических изысканий, практическая потребность в дополнительных исследованиях обусловили выбор темы диссертационного исследования, его цель и задачи.

Цели и задачи диссертационной работы. Целью исследования является теоретическое обоснование и модернизация организационно-экономического обеспечения регулирования товарных рынков промышленной продукции с ограниченной конкуренцией с учетом специфики деятельности предприятий промышленного производства, отраслей, комплексов.

Реализация данной цели обусловила постановку и решение следующих задач:

— аргументировать необходимость разработки и реализации мер регулирования товарных рынков в современной системе государственного управления национальной экономикой, провести анализ существующих и перспективных подходов к организации регулирования товарных рынков промышленной продукции;

— разработать авторский подход к организации регулирования товарных рынков промышленной продукции с ограниченной конкуренцией на основе выявления причинно-следственных связей, обусловливающих доминирующее положение конкретного субъекта хозяйствования и соотнесения причин доминирования с соответствующим режимом регулирования;

— исследовать современные проблемы регулирования товарных рынков промышленной продукции с ограниченной конкуренцией;

— охарактеризовать отраслевые особенности регулирования товарных рынков промышленной продукции и оценить его эффективность;

— выявить особенности формирования рыночной ситуации «временной монополии» в отрасли по производству гофрокартона ЮФО;

— выработать рекомендации по повышению эффективности регулирования отрасли по производству гофрокартона и продукции из него на основе модернизации конкурентной среды и повышения эффективности регулирования деятельности предприятий отрасли на стратегическом уровне.

Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальности ВАК (по экономическим наукам). Диссертационная работа выполнена по специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями и комплексами: промышленность), п. 1.1.9 «Инструменты функционирования товарных рынков с ограниченной и развитой конкуренцией в условиях глобализации мировой экономики и свободной торговли» Паспорта специальностей ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

В качестве объекта исследования были выбраны предприятия отрасли производства гофрокартона промышленности Южного и Северо—ч Кавказского федеральных округов.

Предметом исследования стали организационно-экономические отношения, возникающие в процессе государственного регулирования деятельности промышленных предприятий, обладающих доминирующим положением на отдельных товарных рынках.

Теоретико-методологическую базу исследования составили законодательные акты РФ, труды отечественных и зарубежных специалистов по проблемам регулирования товарных рынков промышленной продукции. В ходе исследования использовались основные положения федерального, регионального и местного законодательства, нормативно-правовая база регулирования товарных рынков, отчетность бухгалтерского и управленческого характера предприятий — объектов исследования, материалы периодических изданий.

Методологической основой диссертационного исследования послужили общие и специальные методы научного познания, обеспечивающие комплексный и системный характер исследовательских процедур: системный анализ, экономический и финансовый анализ, ретроспективное исследование, сценарное прогнозирование, статистический инструментарий наблюдения, сбора, верификации, обработки и анализа экономико-статистической информации.

Информационная база исследования представлена массивом эмпирической информации из открытых источников Федеральной службы государственной статистики, Федеральной антимонопольной службы, Министерства промышленности и торговли, а также данными отчетности предприятий отдельных сегментов целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей и полиграфической промышленности регионального и национального масштаба.

Рабочая гипотеза исследования исходит из предположения о наличии на рынках важнейших видов промышленной продукции доминирующего положения отдельных промышленных предприятий, вызванного уникальным доступом к ресурсам, потребителям или инфраструктуре, что обусловливает необходимость выделения специального режима регулирования товарного рынка в отношении этих предприятий и одновременного упрощения процедур регулирования в отношении предприятий, добившихся доминирования на рынке посредством реализации добросовестных конкурентных преимуществ.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Регулирование товарных рынков промышленной продукции должно обеспечивать реализацию стратегического управленческого воздействия в отношении пяти крупных групп субъектов, подлежащих контролю, в число которых, кроме естественных монополий, соглашений между предприятиями по ограничению конкуренции и транзакций экономической концентрации, а также предприятиями, занимающими доминирующее положение на рынке, должны быть включены с выделением в отдельную структурную группу предприятия, функционирующие в режиме «временной монополии», т. е. обладающие уникальным конкурентным преимуществом добросовестного характера, обеспечивающим достижение и удержание доминирующего положения на рынке.

2. Программно-целевая ориентация системы регулирования деятельности предприятий промышленности должна обеспечить достижение основных целей промышленного развития в разрезе отраслевого и корпоративного уровней управления. На отраслевом уровне к предметам антимонопольного регулирования целесообразно отнести состояние конкурентной среды предприятий и контроллинг системы барьеров, сдерживающих развитие конкуренции. Регулирование товарных рынков промышленной продукции корпоративного уровня должно быть ориентировано на мониторинг, контроль и коррекцию конкурентных процессов и их монополистической составляющей в отношении промышленных предприятий и их объединений (стратегических групп).

3. Одним из направлений совершенствования практики вмешательства в деятельность промышленных предприятий является выделение предприятий, функционирующих в режиме «временной монополии», т. е. обладающих доминирующим положением, достигнутым за счет реализации конкурентного преимущества уникального характера. К деятельности таких предприятий может быть применен облегченный режим регулирования, включающий специализированный мониторинг состава конкурентных преимуществ, контроль ценообразования, а в отдельных случаях — реализацию мероприятий разукрупнения или ликвидации.

4. Конкурентоспособность промышленного предприятия на товарном рынке с ограниченной конкуренцией зависит от степени оперативности или эффективности решения конкретных бизнес-задач в сравнении с конкурентами на основе создания и реализации конкурентных преимуществ различных типов. Конкурентное преимущество отражает степень использования ресурсов предприятия в ходе конкурентной борьбы в сравнении с корпоративными компетенциями конкурентов. Уникальность конкурентного преимущества определяется монопольным доступом предприятия к сырьевым источникам, услугам инфраструктуры, потребителям на отдельных рынках, технологическим заделам, предпринимательским ресурсам всех видов на добросовестной основе, предполагающей возможность копирования подобных преимуществ другими предприятиями-конкурентами.

5. Ликвидация предпосылок монополизации товарного рынка гофрокартона и продукции из него в масштабах ЮФО возможна на основе создания и управляемого развития ОЭЗ промышленно-производственного типа «Гофрокартон Юга России», в пределах которой целесообразно создание полноценной конкурентной среды для промышленных предприятий-участников и введение обязательного тендерного распределения заказов, причем существующие информационные системы позволяют организовать подобные продажи как внутри кластера, так и при взаимоотношениях с заказчиками, не входящими в кластер. Для отслеживания конкурентной конъюнктуры и обоснования осуществления корректирующего антимонопольного воздействия необходимо осуществлять специализированный мониторинг.

Научная новизна результатов исследования заключается в совершенствовании концептуальных подходов к регулированию товарных рынков промышленной продукции, ориентированных на управляемое функционирование и недопущение злоупотребления доминирующим положением промышленных предприятий, обладающих статусом «временной монополии» и имеющих возможности монополизации конкретного товарного рынка.

Элементы авторской концепции, обладающие признаками научной новизны, состоят в следующем:

— предложен авторский подход к исследованию причин, определяющих возможности промышленного предприятия занимать доминирующее положение на товарном рынке, на основе дифференциации в зависимости от использования конкурентных преимуществ добросовестного типа, уникальных конкурентных преимуществ и конкурентных преимуществ монопольного типав отличие от существующих регулирующих подходов, оперирующих исключительно показателями сложившейся структуры конкретного товарного рынка (И. Князева, А. Юданов), авторский подход акцентирует внимание на причинах формирования структуры рынка и обеспечивает выделение и содержательную дифференциацию причинно-следственных связей между наличием у предприятия — объекта регулирования отдельных видов конкурентных преимуществ и предпосылками монополизации товарного рынка в целом, что позволит усилить адресность регулирования в отношении промышленных предприятий, обладающих уникальными и монопольными конкурентными преимуществами, и вывести из-под контроля предприятия, достигшие доминирующего положения за счет реализации конкурентных преимуществ добросовестного типа;

— обоснована необходимость дифференциации подходов к регулированию товарных рынков промышленной продукции с ограниченной конкуренцией в отраслевом и корпоративном аспектахключевым отличием авторского подхода от применяемых в ФАС России методик регулирования товарных рынков промышленной продукции с ограниченной конкуренцией (О. Кусакина, В. Мищенко), предусматривающих исключительно администрирование деятельности промышленных предприятий в пределах сложившейся и неизменной отраслевой конкурентной среды, является расширение сферы регулирования и выделение в ней стратегического и тактического уровнейи ориентация программ антимонопольного регулирования на модернизацию состава факторов отраслевой конкурентной среды, снижение барьеров входа и ликвидацию предпосылок монополизации рынков промышленной продукции, что позволит усовершенствовать функциональные обязанности ФАС России и обеспечить комплексность управленческого воздействия в части регулирования, направленного как на ликвидацию ограничений конкуренции, так и на ликвидацию системных предпосылок монополизации рынков промышленной продукции;

— выделена и проанализирована новая предпосылка монополизации товарных рынков промышленной продукции — уникальное конкурентное преимущество в деятельности промышленного предприятия, в рамках авторского подхода детерминируемого как наличие в составе компетенции предприятия уникального доступа к одному или нескольким ресурсам, необходимого и обладающего критической важностью для организации промышленного производства конкретного вида промышленной продукциив отличие от методологических подходов, оперирующих конкурентными преимуществами добросовестного и недобросовестного характера (М. Портер), данный подход позволяет с новых позиций классифицировать состояние конкурентной конъюнктуры на рынках промышленной продукции с ограниченной конкуренцией и обосновать приоритетные направления их регулирования;

— обоснована целесообразность применения термина «временная монополия» к промышленным предприятиям, осуществляющих свою деятельность на конкурентном рынке и достигших доминирующего положения за счет наличия и использования конкурентного преимущества уникального характера, что позволяет обосновать целесообразность применения специализированного режима регулирования предприятий, находящихся в ситуации «временных монополий" — авторский подход развивает представления о промышленных предприятиях, обладающих доминирующим положением на товарном рынке с ограниченной конкуренцией (К. Гончар, Б. Кузнецов), что позволяет снизить число объектов прямого регулирования с соответствующим высвобождением ресурсов ФАС России и либерализацией режима регулирования для предприятий — добросовестных конкурентов;

— разработаны практические мероприятия по модернизации конкурентной среды рассматриваемой отрасли и повышению эффективности регулирования регионального товарного рынка гофрокартона и продукции из него за счет создания мощного лесопромышленного кластера с полноценной конкурентной средой, основанной на реализации принципа достаточно большого числа участников и поддержании действия обязательного тендерного распределения заказов. Реализация подобного проекта позволит на стратегическом уровне преодолеть предпосылки монополизации отрасли производства гофрокартона и продукции из него в ЮФО и СКФО, ликвидировать фактически имеющую место «временную монополию», обеспечить стимулы к устойчивому развитию остальных участников отрасли.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы определяется тем, что расширена система научных представлений относительно целей, задач и инструментов регулирования товарных рынков промышленной продукции с ограниченной конкуренцией, выделен и охарактеризован режим «временной монополии», подразумевающий доминирующее положение промышленного предприятия на рынках важнейших видов промышленной продукции на основе уникального конкурентного преимущества. Реализация авторского подхода позволит снизить уровень монополизации конкретных рынков промышленной продукции, модернизировать конкурентную среду, устранить реальные барьеры для входа в отрасль промышленного производства.

Практическая значимость диссертационной работы определяется возможностью использования полученных результатов и сформулированных предложений в практике администрирования в отрасли производства гофрокартона и продукции из него.

Концептуальные положения диссертации могут быть использованы в деятельности специалистов и руководящего состава Федеральной антимонопольной службы, особенно структурных подразделений, осуществляющих функции надзора и контроля в отношении промышленных предприятий, экспертов Департамента развития конкуренции Минэкономразвития РФ, работников региональных структур стратегического управления промышленностью в качестве методической и методологической основы для разработки мероприятий по повышению эффективности регулирования в отношении рынков, характеризующихся ограниченной конкуренций.

Результаты диссертационного исследования целесообразно использовать в учебном процессе для подготовки бакалавров, магистров и аспирантов в области экономики и управления народным хозяйством, общего и стратегического менеджмента.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались на научных конференциях, а также опубликованы в изданиях периодической печати, в том числе в журналах, рекомендованных ВАК.

Общий объем публикаций по теме диссертационного исследования составил 8,66 п.л. (авт. — 7,06 п.л.).

Структура и объем работы обусловлены логикой исследования, целями и задачами. Диссертация включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы, содержит 20 таблиц, 8 рисунков.

Заключение

.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:

— современное содержательное значение сущности антимонопольного регулирования в промышленности сводит его суть к комплексным усилиям различного (экономического и неэкономического характера, в том числе как административных, так и системно-законодательных) характера, направленным на обеспечение предпосылок повышения эффективности функционирования рынков с использованием принципа конкуренции и ограничения возможностей организации на нем монопольной деятельности;

— в действующем формате антимонопольное регулирование предприятий промышленности направлено на ограничение или прямой запрет деятельности промышленных предприятий следующих ситуациях: ситуация естественной монополииситуация захвата доминирующего положения на рынке, либо его сегментахситуация применения предприятиями скоординированных действий/бездействия, представляющих собой барьеры для развития конкуренцииситуация изменения уровня и масштабов экономической концентрации, создающая предпосылки к системному снижению конкуренции и монополизации сегментов рынков промышленной продукции;

— для совершенствования организационно-методического обеспечения антимонопольного воздействия целесообразно дифференцировать целевые установки регулятора в соответствии с масштабом управленческого воздействия, выделив корпоративный и отраслевой уровни;

— деятельность регулятора на отраслевом уровне определяется необходимостью контроллинга и аудита состояния конкурентной среды предприятий промышленности на предмет идентификации системы барьеров, сдерживающих продуктивное развитие конкурентных процессов;

— деятельность регулятора на корпоративном уровне предполагает непосредственное вмешательство в деятельность промышленных предприятий и их объединений, предусматривающее сочетание мероприятий мониторинговой, аналитической и администрирующей направленности;

— практика антимонопольного регулирования деятельности предприятий промышленности позволяет обосновать необходимость и целесообразность уточнения содержания критериального показателя, по которому оценивается уровень доминирования промышленного предприятия на соответствующем рынке. Достижение доминирующего положения возможно при реализации как минимум трех конкурентных стратегий и их сочетаний: на основе создания искусственной системы барьеров и ограничений к ведению конкуренциина основе реализации конкурентных преимуществ добросовестного характерана основе использования конкурентных преимуществ уникального характера. В отношении каждой конкретной описанной ситуации должно проводиться соответствующее аналитическое исследование и выбор оптимального режима антимонопольного регулирования, учитывающий причину доминирования промышленного предприятия;

— к категорию временных монополистов целесообразно относить предприятия промышленности, доминирующие на отдельных сегментах рынков промышленной продукции на основе наличия и использования конкурентного преимущества уникального характера, выраженного, как правило, в уникальном доступе к ключевому или совокупности ключевых ресурсов, необходимых для организации промышленного производства конкретного вида промышленной продукции;

— при подтверждении факта наличия и использования конкурентного преимущества уникального характера требуется реализация полноценного антимонопольного режима, обеспечивающего помимо мониторинговой подфункции контроллинг ценовой политики подобного предприятия, а также в случае необходимости — административное вмешательство в деятельность предприятия с целью его децентрализации, в крайних случаях — элиминации.

— уникальное конкурентное преимущество подразумевает наличие в составе компетенции предприятия уникального доступа к одному или нескольким ресурсам, необходимым и обладающим критической важностью для организации промышленного производства конкретного вида промышленной продукции. При этом факт наличия подобного преимущества, хотя и добросовестного характера, открывает значительные возможности в плане злоупотребления доминирующим положением, характеризуемые возможностями ценовых манипуляций с промышленной продукции разной степени готовности, создания искусственного дефицита на рынке промежуточных потребителей с одновременным ценовым давлением на него и т. д.;

— возникновение ситуации «временной монополии» и связанных с ней возможностей злоупотребления доминирующим положением обуславливает целесообразность полноценного антимонопольного сопровождения деятельности подобных предприятий с постоянной реализаций мониторинговой подфункции и оперативным вмешательством административного и уголовного характера в случае наличия предпосылок для получения ущерба со стороны государства, промежуточных или конечных потребителей промышленной продукции предприятия — «временной монополии»;

— авторский подход в части состава и направленности функциональных направлений деятельности ФАС позволит Федеральной антимонопольной службе дифференцировать степень регуляторных функций в отношении предприятий, обладающих конкурентными преимуществами добросовестного и не-добросовестного, а также уникального характера, разделить тактический и стратегический уровень антимонопольного регулирования с соответствующим разделением функций регулятора между структурными подразделениями ФАС, добиться максимальной народнохозяйственной и социальной эффективности предпринимаемых усилий. Для предприятий — добросовестных конкурентов мы предлагаем облегчить административное давление, ограничившись уведомительными процедурами антимонопольного мониторинга, но сконцентрировав имеющиеся в распоряжении ФАС ресурсы в отношении предприятий — недобросовестных конкурентов и «временных монополистов», обладающих широкими возможностями реального злоупотребления имеющимися ресурсами.

Проведенное исследование позволило получить следующие результаты:

— по результатам проведенного критического анализа состояния и результативности антимонопольного регулирования в экономике и промышленности страны целесообразно сделать вывод о недостаточном уровне антимонопольного мониторинга, препятствующего объективной оценке этих показателей, отсутствии реальной системы оценки социально-экономических последствий антимонопольного регулирования. На наш взгляд, система антимонопольного регулирования в промышленности страны находится в зачаточном состоянии, а предпринимаемые усилия сложно оценить с точки зрения их последовательности и эффективности в отношении развития конкуренции. Антимонопольное регулирование осуществляется бессистемно, практически интуитивно, а его эффективность и размер штрафов определяется политической значимостью инициатора антимонопольного разбирательства. Такое положение дел препятствует эффективному развитию конкуренции в основных отраслях промышленности страны и на важнейших рынках видов промышленной продукции;

— российская система антимонопольного регулирования в промышленности страны и ее системообразующих отраслях нуждается в значительном развитии и совершенствовании, поскольку в существующем виде является скорее декоративным институтом, нежели образцом реального эффективного государственного регулирования деятельности промышленных предприятий. Имеющие место эпохальные «этапы развития» антимонопольного регулирования никак не сказываются на росте реальных расходов конечных потребителей важнейших видов промышленной продукции, который в значительной степени обгоняет задекларированную Росстатом инфляцию;

— для апробации авторского подхода к проблемам функционирования предприятий — временных монополий, занимающих доминирующее положение на рынке в силу наличия уникального конкурентного преимущества нами был детально исследован рынок гофрокартона ЮФО и СКФО — отрасль производителей гофрокартона и тары из него в Южном и Северокавказском федеральных округах была представлена в 2011 г. 18 крупными производителями (в том числе 16 — ЮФО, 2 — СКФО). При этом на рынке существовал четко выраженный лидер — ЗАО «Картонтара», г. Майкоп. Предприятие создано в 1991 году на базе целлюлозно-картонного завода, пущенного в эксплуатацию в 1965 году. Предприятие имеет завершенный цикл производства, включающий лесозаготовительное предприятие, собственное производство ХТММ (химико-термомеханической массы), картоноделательную машину, предприятие по производству тары из гофрированного картонасобственные тепловые, энергетические ресурсы и систему водопользованияблагоприятное географическое положение, наличие транспортной инфраструктуры, близость сырьевых источников и потенциальных рынков сбыта, позволяющие удовлетворить потребности в транспортной упаковке любого потребителя. Производственные мощности ЗАО «Картонтара» в 2011 г. составляли 44% от общей производственной мощности крупнейших производителей гофрокартона и тары из него, в 2011 г. на это предприятие пришлось 46% выпуска продукции в макрорегионе, при этом уровень загрузки производственных мощностей составил 95%;

— в число крупнейших производителей макрорегина входят: ОАО «Азовтара» (крупнейшее предприятие Краснодарского края в целлюлозно-бумажной отрасли), ООО «Донская гофротара» — структурное подразделение ГК «Юг Руси" — ЗАО «Фамадар Картона Лимитед» — дочернее предприятие ЗАО «Картонтара», самое современное предприятие отраслиЗАО «ЭРПАК» — крупнейший производитель гофрокартона СевероКавказского федерального округа, структурное подразделение концерна «ЗЭТ». На долю 5 крупнейших производителей макрорегиона приходится 85% производственных мощностей отрасли производства гофрокартона в макрорегионе, в 2011 г. они выпустили 86% общего объема промышленного производства гофрокартона в ЮФО и СКФО;

— уникальное конкурентное преимущество ЗАО «Картонтара», г. Майкоп заключается в следующемтолько это предприятие в отрасли макрорегиона имеет замкнутый цикл производства и полностью обеспечено собственным первичным сырьем. Первичное сырье позволяет обеспечить выполнение требований ГОСТ 7420–89 и выпускать лайнеры марок К-0 высшей и первой категории качества. ЗАО «Картонтара», обладая уникальным доступом к сырьевому ресурсу, имеет возможность выпуска любой марки гофрокартона, соответствующей в том числе и самым строгим международным стандартам, в то время как другие производители, не имея источников собственного первичного сырья, либо приобретают картон для гофрирования у ЗАО «Картонтара», либо используют вторичное сырье (макулатуру), картон из которой обладает намного худшими нормируемыми показателями;

— уникальный доступ к источнику первичного сырья обеспечивает продукции ЗАО «Картонтара» значительный ценовой резерв конкурентоспособности: цена стандартного гофроящика 250*250*310 мм в их исполнении составляла 9 руб., цены остальных производителей в среднем превышали этот ценовой уровень на 65%. Обладая подобным ценовым преимуществом, ЗАО «Картонтара» уверенно обеспечивало себе лидерство в конкурентных ситуациях тендерных торгов;

— даже среди крупнейших производителей гофрокартона в ЮФО и СКФО, обладающих значительными производственными мощностями и современным оборудованием, ЗАО «Картонтара» (г. Майкоп) имело значительно ный запас ценовой конкурентоспособности, который обеспечивался прежде всего за счет прямого доступа к первичному сырью и экономии на рентабельности промежуточных производств;

— уникальное конкурентное преимущество в части доступа к источнику первичного сырья является добросовестным и нет оснований рассматривать ЗАО «Картонтара» в качестве естественной монополии. Однако состав и значимость корпоративных преимуществ, в том числе уникального конкурентного преимущества в прямом доступе к источнику первичного сырья, позволяют охарактеризовать ЗАО «Картонтара» как временную монополию, результатом деятельности которой является определенная диспропорция конкурентной среды и отсутствие равных и справедливых условий конкуренции между производителями разных форматов, масштабов и специализации.

Итогом проведенного исследования стали следующие предложения. Нами предлагается создание в ЮФО и СКФО особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Гофрокартон Юга России», которая должна стать ядром развития лесопромышленного кластера региона. При ее создании могут быть реализованы следующие стратегические мероприятия антимонопольного регулирования деятельности промышленных предприятий рассматриваемой отрасли:

— на системном уровне преодолевается барьер входа производителей на рынок, выраженный в наличии уникального доступа к источнику первичного сырья;

— введение режима обязательных тендерных торгов при закупке материальных и энергетических ресурсов предприятий, размещенных в особой экономической зоне, обеспечит резкое повышение количества и объема конкурентных транзакций, т. е. усиление интенсивности конкурентной борьбы;

— все достоинства ОЭЗ могут быть использованы в качестве ее использования как ядра лесопромышленного кластера национального и международного уровня конкурентоспособности;

— реализация антимонопольной функции ограничивается текущим мониторингом конкурентной среды и конкурентной конъюнктуры.

Социально-экономические последствия создания ОЭЗ «Гофрокартон Юга России» можно свести к следующему:

— создание реальных предпосылок для организации на базе ОЭЗ конкурентоспособного в международном масштабе лесопромышленного кластера;

— интеграция предприятий-участников ОЭЗ в действующую структуру отраслевого промышленного производства, системный рост масштабов выпуска важнейших видов промышленной продукции (картона, гофрокартона и продукции из него);

— полное импортозамещение в потреблении важнейших видов промышленной продукции (картона, гофрокартона и продукции из него) на территории ЮФО, СКФО, ЦФО;

— обеспечение системного роста эффективности использования имеющихся, но не задействованных сегодня в составе отрасли и региональных экономик субъектов федерации природных и трудовых ресурсов ЮФО и СКФО;

— расширение конкурентных возможностей предприятий среднего и малого бизнеса из комплексирующих отраслей на основе расширения роли тендеров на поставку материально-технических ресурсов и посреднические услуги разнообразного характера, на основании чего появляется реальная возможность кластеризации промышленного производства.

Возможный экономический эффект от реализации проекта создания ОЭЗ «Гофрокартон Юга России» включает в себя коммерческую эффективность (рассчитанную как разница валовой прибыли новых участников отрасли и затрат на создание ОЭЗ), бюджетную эффективность (прирост налоговых поступлений в бюджеты различных уровней), социальную эффективность (выраженную в приросте занятых на предприятиях ОЭЗ трудящихся, что особенно ценно для трудоизбыточных регионов ЮФО и СКФО). В соответствии с прогнозом, коммерческая эффективность функционирования ОЭЗ может составить 6127,2 млн р., бюджетная эффективность — 2845,2 млн р., число вновь создаваемых рабочих мест — до 35 тыс. с фондом оплаты труда до 10 500 млн р.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Инновационные стратегии компаний как фактор национальной конкурентоспособности. М., 2006.
  2. Г. Д., Иванова О. П., Тумин В. М. Управление конкурентоспособностью организации. М., 2013.
  3. А. Антимонопольная политика на современном этапе // http://www.fas.gov.ru/analytical-materials/analytical-materials30511 .html
  4. Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства. М., 2010.
  5. О.Н., Анучин A.A. Конкурентоспособность стран и регионов. М., 2011.
  6. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. М., 2004.
  7. В.А. Конкурентоспособность товара. М., 2002.
  8. Ш. М., Сафиуллин А. Р. Управление конкурентными преимуществами при реализации конкурентной политики. М., 2010.
  9. A.A. Конкуренция и взаимодействие малого и крупного бизнеса // Вопросы экономики и права. 2011. № 9.
  10. В.Я. Конкуренция в структуре отраслевого рынка // Вопросы экономики и права. 2011. № 3.
  11. Вопросы Федеральной антимонопольной службы: Постановление Правительства Российской Федерации № 189 от 7.04.2004 г. URL: http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts50259.html
  12. A.A., Глухих J1.B. Конкуренция как фактор неопределенности в управлении промышленными предприятиями // Экономические науки. 2012. № 3.
  13. З.В. Повышение конкурентоспособности на основе брендинга. М., 2011.
  14. С. Как остановить ценовой беспредел. URL: http://www.r-reforms.ru/glazevl .htm
  15. Т.Е. Методология анализа конкуренции и его возможности в стратегическом управлении промышленными предприятиями // Экономические науки. 2012. № 1.
  16. A.C. Конкурентоспособность организации. М., 2012.
  17. В.Н. Стратегии конкурентной борьбы на мировом рынке. М., 2003.
  18. П. Маркетинг, ориентированный на стоимость. Маркетинговые стратегии для роста компании и увеличения ее акционерной стоимости. СПб., 2001.
  19. Доклад о развитии конкуренции в Российской Федерации. М., 2010.
  20. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на 20 112 013 годы. Сайт Минпромторга РФ URL: http://www.minpromtorg.gov.rU/ministry/strategic/system/6
  21. Замечания МЭРТ по проекту Доклада о развитии конкуренции в Российской Федерации. URL: http://competition.gov.ru/pyblikacii/analiticmer/
  22. A.B., Полякова Е. А. Хохлов Е.С. Антимонопольное законодательство. Очередной виток реформы. М., 2010.
  23. C.B. США: международная конкурентоспособность национальной промышленности. М., 2001.
  24. Е.А. Оценка конкурентоспособности предприятия. М., 2008.
  25. Информационные материалы о деятельности ОЭЗ. М., 2011. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/main/index
  26. Информация о закупках Торги — ОАО «Особые экономические зоны». URL: http://www.oao-oez.ru/tenders/competitions/
  27. Исследование McKinsey & Company: главная проблема российской экономики — низкая производительность труда http://gtmarket.ru/news/state/2009/04/29/1986
  28. JI.H. Конкурентоспособный менеджмент. М., 2002.
  29. В.В., Жучкевич О. Н. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум. М&bdquo- 2013.
  30. И.В. Антимонопольная политика в России. М., 2009.
  31. Комплекс мер, разработанный Федеральной антимонопольной службой России и направленный на повышение конкурентной торговли нефтепродуктами на внутреннем рынке. URL: http://krasnodar.fas.gov.ru/news.php7icH1037
  32. Н.Ю. Конкурентоспособность фирмы в глобальном мире. М., 2012.
  33. Конкурентоспособность национальной экономики. Проблемы статистического сопровождения. Поиск методологической адекватности /рд ред. М. И. Гельвановского. М., 2009.
  34. Конкурентоспособность России в мировой экономике. М., 2007.
  35. X., Керкленд Дж., Вигерн П. Стратегия в условиях неопределенности // Управление в условиях неопределенности. М., 2006.
  36. Е.И. Экономическая безопасность и конкурентоспособность. Формирование экономической стратегии государства. М., 2012.
  37. Д.В. Национальная конкурентоспособность, глобальная нестабильность и макроэкономическое равновесие. М., 2010.
  38. Курс экономики: Учебник / под ред. Б. А. Райзберга. М., 2006.
  39. О.Н., Мищенко В. М. Антимонопольная политика России. Ставрополь, 2007.
  40. Д.Д. Повышение эффективности реализации конкурентной политики в условиях модернизации промышленности. Автореф. дисс.. канд. экон. наук. Краснодар, 2010.
  41. А.И. Администрирование недобросовестной конкуренции в фармацевтической промышленности страны. Автореф. дисс.. канд. экон. наук. Краснодар, 2012.
  42. А.Н. Международные тендеры в современных мирохозяйственных отношениях. Автореф. дисс.. канд. экон. наук. М., 2009.
  43. О.Н. Современные методы обеспечения конкурентоспособности в предпринимательстве. М., 2008.
  44. С., Дынин А., Панов П., Соколов А. Глобализация и конкурентоспособность. Стратегии успеха. М., 2003.
  45. И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг. М., 2013.
  46. Д.С. Экономика развития. М., 2002.
  47. Е.И., Паничкина Г. Г. Управление конкурентоспособностью. М., 2009.
  48. М.И. Пути повышения эффективности мониторинга конкурентов в маркетинговой деятельности торговых центров. Автореф. дисс.. канд. экон. наук. Краснодар, 2012.
  49. Н.Л., Мельников В. П., Смоленцев В. П., Схиртладзе А. Г. Управление обеспечением качества и конкурентоспособности продукции. Ростов-на-Дону, 2004.
  50. М.А. Конкурентоспособность российских предприятий: возможности и угрозы при вступлении в ВТО. М., 2003.
  51. В.П. Инновации как средство обеспечения конкурентоспособности организации. М., 2009.
  52. Э.В., Кричевский М. Л. Качество и конкурентоспособность. М., 2004.
  53. М.Г. Ваша конкурентоспособность. М., 2004.
  54. O.B. Основы мировой конкурентоспособности. М., 1999.
  55. Модернизация и конкурентоспособность экономики России /под ред. И. Курнышевой, И. Погосова. М., 2010.
  56. Н.В. Трансформация экономики России и проблемы ее конкурентоспособности. Омск, 2005.
  57. Н.В. Конкурентоспособность предприятия. М., 2010.
  58. А.Н. Экономика и институциональная теория. М., 2002.
  59. Об отмене антимонопольного законодательства в США /под ред. Г. Халла. М., 2008.
  60. О динамике цен на бензин автомобильный и ресурсах нефтепродуктов в октябре 2011 г. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b0403/IssWWW.exe/Stg/d02/258.htm.
  61. H.A. Методология создания и развития конкурентной среды в промышленности. Краснодар, 2011.
  62. Почему бензин в России дороже, чем в Америке? URL: http ://www.vgoroden.ru/?id=157 566.
  63. Проект закона «О внесении изменений в федеральный закон „О естественных монополиях“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts50668.html.
  64. Промышленная политика и международные отношения. М., 2010.
  65. Промышленно-производственные особые экономические зоны. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/mainyzone02/
  66. Промышленность России 2011. М., 2012.
  67. Российская промышленность на этапе роста: факторы конкурентоспособности фирм/ Под ред. K.P. Гончар и Б. В. Кузнецова. М., 2008.
  68. Российская экономика. Пути повышения конкурентоспособности. М., 2009.
  69. Российский статистический ежегодник 2010. М, 2010.
  70. Российский статистический ежегодник 2011. М., 2011.
  71. Россия в глобализирующемся мире. Стратегия конкурентоспособности. М., 2005.
  72. JI.C. Конкуренция на товарных рынках корпоративное управление в российских компаниях // Экономические науки. 2009. № 10.
  73. Рынок упаковки из гофрокартона в цифрах и прогнозах. URL: http://article.unipack.ru/34 281/
  74. Сайт Минпромторга России. URL: http://www.minpromtorg.gov.ru/stats/industry/11 -2010/3.
  75. Сайт Федеральной антимонопольной службы России. URL: http://www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news31413 .html.
  76. H.A. Управление конкурентоспособностью фирмы. Ростов-на-Дону, 2009.
  77. П. Конкуренция. СПб., 2004.
  78. О.О., Богданов Д. Д. Антимонопольное регулирование и отраслевое законодательство: опыт взаимодействия на примере рынка розничной торговли / Современные тенденции развития рынка слияний и поглощений / под ред. А. Д. Радыгина. М., 2010.
  79. С.С. Доктрина государственной конкурентной политики в Российской Федерации (макет-проект). М., 2009.
  80. В.Ю. Суверенитет это политический синоним конкурентоспособности. М., 2006.
  81. В.А. Интеллектуальный капитал. Главный фактор конкурентоспособности экономики в XXI веке. М., 2010.
  82. А.Г. Неоднозначность определения понятия товарного рынка в конкурентном праве // Корпоративный юрист. 2010. № 5.
  83. Е.М., Володин В. М. Конкуренция и сотрудничество в кластерах // Экономические науки. 2010. № 3.
  84. Томпсон А, Стрикленд А. Стратегический менеджмент. М., 1998.
  85. К.Ю. Конкурентное право. М., 2000.
  86. В.Н. Применение антимонопольного законодательства. Сборник судебной практики с комментариями. М., 2006.
  87. A.B. Создание конкурентоспособной продукции, концептуальный аспект. М., 2009.
  88. A.A. Теоретические основы управления конкурентоспособностью. М., 2012.
  89. P.A. Глобальная конкурентоспособность. На стол современному руководителю. М., 2009.
  90. Федеральное агентство лесного хозяйства. Субъекты Южного Федерального округа и Северокавказского Федерального округа. URL: http://www.rosleshoz.gov.ru/dep/south/regions.
  91. Ю.В. Конкуренция переполнения при производсвте смешанных общественных благ // Экономические науки. 2008. № 10.
  92. Г., Дедиков С., Адлер Ю. Альтернативный менеджмент. Путь к глобальной конкурентоспособности. М., 2005.
  93. Экономика Российской Федерации и конкуренция //http://www.au92.ru/msg/200 811 058 110 505 .html.
  94. В.В., Кантарович A.A., Черныш В. В. Оценка конкурентоспособности предприятий. М., 2008.
  95. А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М., 2001.
  96. H.A. Двадцать лет антимонопольным органам. Итоги и перспективы. Материалы Международной конференции «20 лет антимонопольным органам Российской Федерации. Итоги и перспективы». М., 2010.
  97. Т.В., Волжанин A.B., Чжан Цин Конкурентная политика организации в условиях кризиса. М., 2010.
  98. А. Система госзакупок в России: на пороге третьей реформы. URL: https://www.hse.ru/data/2011/10/06/1 270 687 751/Yakovlev .pdf.
  99. URL: http://maop.vorstu.rn/putyanin.html.
  100. URL: http://opthelp.ekaterinodar.ru/blog/1008.html.
  101. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Michael Eugene Porter.
Заполнить форму текущей работой