Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование речевой функции и созревание слухового ответа у недоношенных детей различного гестационного возраста в норме и при гипоксически-ишемическом поражении ЦНС

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Показано, что у детей с гипоксически-ишемическим поражением ЦНС отсутствует параллелизм между формированием речевых навыков и слуховым ответом, что связано с разобщением между восприятием звуков и речевым ответом. В связи с этим, детям с гипоксически-ишемическим поражением ЦНС оценку слуховой функции, возможно проводить только инструментальным путем. Вместе с тем, установлено, что, независимо… Читать ещё >

Содержание

  • Список сокращений
  • Глава 1.
  • Глава 1. Формирование слухо-речевой функции у недоношенных детей (Обзор литературы)
    • 1. 1. Факторы, влияющие на формирование сенсоневральной тугоухости
    • 1. 2. Повреждение сенсорных анализаторов как основная причина нарушения психо-речевого развития ребенка
    • 1. 3. Анатомо-физиологические особенности созревания слухового анализатора у недоношенных детей в антенатальный и постнатальный периоды
    • 1. 4. Методы исследования слуховой функции у детей. Их практическая значимость
  • Глава 2. Клиническая характеристика обследованных больных и методы исследования
    • 2. 1. Клиническая характеристика обследованных больных
    • 2. 2. Методы, использованные в исследовании
  • Глава 3. Формирование зрелого отоакустического ответа (по данным отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения) у доношенных детей в сопоставлении с оценкой психоречевого развития
  • Выработка нормативов, свидетельствующих о зрелой слуховой функции у доношенного ребенка
    • 3. 1. Динамика созревания слухового анализатора посредством оценки слухового ответа методом отоакустической эмиссии и показателей стволовых вызванных потенциалов у здоровых доношенных детей
    • 3. 2. Динамика этапов становления звуковой вокализации и психоречевых навыков у доношенных детей с периода новорожденности до 1 года

    Глава 4. Формирование зрелого отоакустического ответа (по данным отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения) у условно здоровых недоношенных детей различного гестационного возраста в сопоставлении с этапами психоречевого развития на 1−2 году жизни. Выработка нормативов, свидетельствующих о зрелой слуховой функции у недоношенного ребенка.58.

    4.1. Динамика созревания слухового анализатора посредством оценки слухового ответа методом отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения и показателей стволовых вызванных потенциалов в группе условно здоровых недоношенных детей.

    4.1.1. Группа условно здоровых недоношенных с гестационным возрастом 3236 недель.

    4.1.2. Группа условно здоровых недоношенных с гестационным возрастом 2931 неделя.

    4.1.3. Группа условно здоровых недоношенных с гестационным возрастом 2826 недель.

    4.2. Динамика этапов становления звуковой вокализации и психоречевых навыков у условно здоровых недоношенных детей различного гестационного возраста.

    4.2.1. Группа условно здоровых недоношенных с гестационным возрастом 3236 недель.

    4.2.2. Группа условно здоровых недоношенных с гестационным возрастом 2931 неделя.

    4.2.3. Группа условно здоровых недоношенных с гестационным возрастом 2826 недель.

    4.3. Клинические примеры психоречевого и моторного развития глубоко недоношенных детей условной нормы в сопоставлении с результатами аудиологического скрининга.

    Глава 5. Формирование отоакустического ответа (по данным отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения) у недоношенных детей с гипоксически-ишемическим поражением ЦНС в сопоставлении с этапами развития психоречевой функции.

    5.1. Динамика созревания слухового анализатора посредством оценки слухового ответа методом отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения и показателей стволовых вызванных потенциалов в группе недоношенных детей, перенесших тяжелое гипоксически-ишемическое поражение ЦНС.

    5.2 Динамика этапов становления звуковой вокализации и психоречевых навыков в группе недоношенных детей, перенесших тяжелое гипоксическиишемическое поражение ЦНС.

    5.3. Клинические примеры психоречевого и моторного развития детей с перинатальным поражением ЦНС в соответствии с результатами аудиологического скрининга.

    Глава 6. Обсуждение результатов исследования.

Формирование речевой функции и созревание слухового ответа у недоношенных детей различного гестационного возраста в норме и при гипоксически-ишемическом поражении ЦНС (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Проблема поражения слуха у новорожденных важна как с медицинской, так и с социальной точки зрения. Снижение слуха у ребенка приводит к задержке речевого и психического развития, отклонениям в формировании интеллекта и личности в целом, особенно при возникновении тугоухости и глухоты у новорожденных и детей первых лет жизни (Пономарева Л.П., 2005).

Оценка слуха у детей в доречевом периоде имеет важное значение для дальнейшего полноценного речевого развития. Судьба ребенка с патологий со стороны органа слуха, возможность своевременной социальной адаптации определяется такими факторами, как возраст, в котором произошло нарушение слуховой функции, временем обнаружения патологии, степенью слуховых потерь (Таварткеладзе Г. А., 1995, Богомильский М. Р., Сапожников Я. М., 1998).

В настоящее время, общепризнанной, является точка зрения о чрезвычайной важности раннего выявления и своевременной коррекции нарушений слуха, однако прогресс в этом направлении за последние 40 лет был весьма незначительным. Так, всё еще остаётся открытым вопрос о частоте встречаемости нарушений слуха. Данные .о распространенности слабых и средних потерь слуха требуют уточнения.

Неопределенность, и даже противоречивость, приводимых в литературе данных, объясняется трудностями исследования слуховой функции у новорожденных и детей раннего возраста, отсутствием единых стандартов при определении различных форм тугоухости по объективным методам исследования (Grote J.J., 2000, Гарбарук Е. С., 2006).

До настоящего времени сохраняются противоречивость в трактовке и оценке слухоречевых функций, зависимость её от гестационного возраста, степени зрелости и перинатальных повреждений.

Актуальность раннего выявления нарушений слуха подтверждают данные по возрастной структуре детей на момент выявления нарушений слуха.

Согласно современным данным, 33% детей ставят на учет в возрасте от 3 до 7 лет, т. е. позже критического возраста (1−2 года), дети, взятые на учет от 1 года до 3 лет, составляют 21%, а выявляемость детей с нарушениями слуха до одного года жизни составляет лишь 4%.(Таварткеледзе Г. А. и соавт., 1996, Пономарева Л. П., 2005). По данным зарубежных авторов, средний возраст ребенка, когда возможно выявление врожденной (ранней) тугоухости, при недейственности скрининговых программ составляет 18−30 месяцев среди детей с глубокими, двусторонними потерями слуха, без учета слабых и средних потерь (A. Marcides, 1986; N. В. Culpepper, 1997; R. Probst, 1998).

В соответствии с данными статистики, в России на 1000 нормальных родов приходится один ребенок с выраженной степенью тугоухости. В то же время, по данным ученых разных стран (США, Канады, Мексики, Англии, Дании, Японии), частота, врожденной тугоухости колеблется в пределах от 0,8 до 15,5/1000 (Davidson P., Hyde М., Alberi Р., 1989, Davis A., Wood S., 1992).

Данные о распространенности слабых, средних и односторонних поражений слухового анализатора нуждаются в уточнении (Таварткеледзе Г. А. и соавт., 1996).

В России разработана единая система выявления нарушений слуха, начиная с периода новорожденности. С 23.03.96 года действует приказ Минздравминпрома № 108 «О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей 1-го года жизни». Однако, эффективность его использования остаётся достаточной низкой, т.к. предопределяет слишком широкий круг детей, требующих специализированного наблюдения, и высокую частоту ложноположительных и ложноотрицательных результатов.

Несомненно, объективные методы исследования слуха в настоящее время являются единственными наиболее информативными методами, как в оценке состояния слуха, так и в диагностировании различных форм тугоухости. Однако, отсутствие стандартов и чётких критериев оценки полученных результатов по объективным методам исследования состояния слухового анализатора, неточность ретроспективных оценок, не уточненность понятий незрелости, несостоятельности функциональных систем при учете результатов исследования, приводит с одной стороны к получению большого числа ложноположительных результатов, с другой стороны, к поздней диагностике различных форм тугоухости. В свою очередь эффективность социальной адаптации значительно выше при ранних сроках обнаружения дефекта. Большинство исследователей подчеркивает значимость выявления нарушений слуха на ранних сроках, а именно, в первые месяцы жизни, поскольку своевременность диагностики, раннее начало лечения и сурдопедагогической работы являются определяющими для реабилитации детей с тугоухостью и глухотой и их успешной интеграции в психоречевую среду (Kuhl Р.К., 1992, 1994, Downs М.Р., 1995, Богомильский М. Р., Сапожников Я. М., 2001). Эти данные служат доводом в пользу проведения скрининговой проверки слуха на первом году жизни (Ширина Н.С., Пономарева Л. П., 2004). Предлагаемая скрининговая оценка слуховой функции в роддоме является малоинформативной процедурой. При анализе амбулаторных карт новорожденных детей, направленных из роддомов с подозрением на снижение слуха в Городской сурдологический центр г. Москвы, высокий процент тугоухости и глухоты составили дети, рожденные от тугоухих или глухих родителей. Дети с врожденной тугоухостью составили менее 0,5%.

Кроме того, в последние годы существенно растёт число выживших недоношенных детей. Все они представляют группу риска по развитию тугоухости. Причины нарушения слуховой функции многофакторны и сенсоневральная тугоухость является одним из возможных неблагоприятных исходов у недоношенных детей. В первую очередь, они связаны с морфофункциональной незрелостью ребенка и часто тяжелым состоянием при рождении, требующим пребывания в отделениях реанимации и проведения интенсивной терапии. Поскольку период гестации с 20-ой по 33-ю неделю является очень важным для формирования слуховой системы, особенно ее рецепторного отдела, группу высокого риска по развитию тугоухости составляют глубоко недоношенные дети до 32 недель, у которых чаще может быть обнаружена патология структур внутреннего уха.

Таким образом, необходимо разработать сроки для наиболее информативного исследования слуха у недоношенных детей, предложить наиболее информативный объективный метод, позволяющий правильно оценивать состояние слуха, определить каким детям в первую очередь в сопоставлении с клинической оценкой формирования звуковой вокализации необходим контроль за состоянием слуховой функции. Это определило актуальность, цель и задачи предпринятого исследования.

Цель исследования: для раннего выявления нарушения слуха определить сроки созревания слухового ответа с помощью метода отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения, сопоставить их с этапами формирования речевых навыков у недоношенных детей и разработать алгоритм педиатрического, клинического контроля за слухо-речевой функцией.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности формирования слухового ответа у недоношенных детей различного гестационного возраста

2. Определить динамику становления звуковой вокализации на доречевом этапе у недоношенных детей разного гестационного возраста в сопоставлении с оценкой данных отоакустической эмиссии.

3. Разработать нормативные показатели отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения у доношенных и недоношенных детей различного гестационного возраста.

4. Установить клинические и инструментальные критерии для построения прогноза слуховой функции и речевого развития у недоношенных детей различного гестационного возраста в норме и при гипоксически-ишемическом поражении ЦНС.

5. Разработать алгоритм клинического контроля за слуховой функцией.

Научная значимость.

Установлено, что в отличие от доношенных детей, у которых слуховой анализатор является анатомически и функционально зрелым к рождению, у недоношенных детей созревание слухового ответа идет постнатально, замедленно, и сроки зависят от гестационного возраста.

Впервые установлена диссоциация между сроками созревания слухового ответа и скорригированным возрастом ребенка. Чем более недоношен ребенок (гестационный возраст менее 32 недель), тем в меньшей степени можно ориентироваться на понятие «скорригированный возраст» и проводить сопоставление с доношенными детьми.

Представлена динамика прироста речевых навыков на 1 году жизни у недоношенных детей различного гестационного возраста и проведено сопоставление с формированием слухового ответа, что позволило разработать клинический алгоритм оценки слуховой функции. Установлена связь между созреванием слухового ответа и приростом звуковых вокализаций, формированием слогообразований и лепета.

Показано, что у детей с гипоксически-ишемическим поражением ЦНС отсутствует параллелизм между формированием речевых навыков и слуховым ответом, что связано с разобщением между восприятием звуков и речевым ответом. В связи с этим, детям с гипоксически-ишемическим поражением ЦНС оценку слуховой функции, возможно проводить только инструментальным путем. Вместе с тем, установлено, что, независимо от гестационного возраста, у недоношенных детей с гипоксически-ишемическим поражением ЦНС отмечается значительное замедление созревания слухового ответа в течение всего первого года жизни.

Практическая значимость.

Установлено, что у недоношенных детей исследование слуховой функции целесообразно проводить в оптимальные сроки созревания слухового анализатора в соответствии с их гестационным возрастом. У детей с гестационным возрастом 32−36 недель полноценный зрелый слуховой ответ наблюдается к 3−4 месяцам фактического возраста, у детей с гестационным возрастом 29−31 неделя — к 7−8 месяцам фактического возраста (скорригированный возраст — 5−6 месяцев), у детей с гестационным возрастом 28 недель и менее — к 10−11 месяцам фактического возраста (скорригированный возраст — 7−8 месяцев).

Разработаны нормативы зрелого слухового ответа по данным отоакустической эмиссии на частоте продукта искажения: диапазон амплитуды 19,2±9,3 дБ (± 2 S.D.)

Представлена динамика формирования речевых вокализаций у недоношенных детей различного гестационного возраста.

На основании клинико-инструментальных сопоставлений динамики прироста речевых вокализаций и созревания слухового ответа разработан алгоритм действий педиатра при выявлении отклонений.

Установлено, что у детей с тяжелыми формами гипоксически-ишемического поражения ЦНС нельзя ориентироваться на анализ звуковых вокализаций. Оценка слуховой функции возможна только с помощью объективных инструментальных исследований не ранее 12 месяцев жизни, независимо от гестационного возраста ребенка.

Внедрение полученных результатов в практику.

Результаты исследования внедрены в клиническую практику отделения коррекции развития недоношенных детей ФГУ Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Росздрава.

Апробация работы.

Материалы диссертации представлены на I, 11, III Российском конгрессе «Современные технологии в педиатрии и детской хирургии"(Москва 2002,2003,2004 г.)

Работа выполнена на базе отделения коррекции развития детей раннего возраста (руководитель д.м.н., профессор Е.С. Кешишян) ФГУ Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Росздрава (директор — д.м.н., профессор А. Д. Царегородцев, главный врач — д.м.н. Г. Г.Осокина).

Публикации.

По теме диссертации опубликовано 6 работ в отечественной печати, включающих 2 статьи, 4 тезисов.

Объём и структура диссертации.

Диссертация написана на русском языке, изложена на 137 страницах машинописного текста, состоит из введения, обзора литературы, 3 глав собственных исследований, главы обсуждения, выводов, практических рекомендаций и указателя литературы, включающего 236 работы, из них 172 отечественных и 64 зарубежных авторов. Работа иллюстрирована 19 рисунками, 4 таблицами, 4 графиками, 1 диаграммой.

Выводы.

1. Формирование слуховой функции у недоношенных детей запаздывает, и сроки созревания зависят от гестационного возраста ребенка.

2. Сроки созревания слухового ответа у глубоко недоношенных детей (менее 32 недели) не коррелируют с скорригированным возрастом ребенка, что не позволяет сравнивать их с доношенными детьми соответствующего возраста.

3. Этапы становления речевой функции у недоношенных детей зависят от степени недоношенности и определяются динамикой созревания слухового ответа.

4. У детей с гипоксически-ишемическим поражением ЦНС отсутствует параллелизм между формированием речевых навыков и слуховым ответом, что связано с разобщением между восприятием звуков и речевым ответом. Независимо от гестационного возраста у этих детей отмечается значительное замедление созревания слухового ответа в течение всего первого года жизни.

5. Оценка слуховой функции у доношенных и недоношенных детей без поражения ЦНС возможна на основании клинической динамики становления вокализации, слогообразования и лепета с учетом оптимальных сроков развития слухового ответа. Детям с гипоксически-ишемическим поражением ЦНС оценка слуховой функции проводится только инструментальным путем.

6. Клиническими признаками нарушения слуха у детей на 1 году жизни является задержка приобретения речевых навыков более чем на 2 возрастных срока. Критериями развития тугоухости являются:

— снижение амплитуды отоакустического ответа в критические сроки в зависимости от гестационного возраста,

— снижение амплитуды компонентов слуховых вызванных потенциалов с удлинением латентных периодов, слабая верификация компонентов.

Практические рекомендации.

Алгоритм действий врача-педиатра при исследовании слуха у здоровых доношенных детей. есть

1 Звукореактотест мес. (ЗРТ) нет

Начало гуления

Норма

Исследование ЗРТ, оценка доречевой функции через 1−2 месяца

3 мес. есть ЗРТ многозвучное нет гуление

Норма

Объективно-инструментальное исследование слуха

Норма. Беседа с родителями, обучение.

ОАЭПИ, СВП.

Сурдоцентр

Алгоритм действий врача-педиатра при исследовании слуха у недоношенных детей с ГВ 32−36 недель.

3 мес. ФВ (СВ-1−2 мес.)

Есть

ЗРТ, «+» слухоориентировочные реакции, начало гуления

Нет

Норма

Повторное исследование с оценкой доречевой функции через 2 мес.

5 мес. ФВ (СВ-3−4 мес.) ЗРТ,"+" слухоориентировочные реакции, гуление многозвучное, начало лепетной речи.

Есть

Нет

Норма

Объективное инструментальное исследование слуха.

ОАЭПИ, СВП.

Сурдоцентр

Норма. Беседа с мамой, обучение.

Алгоритм действий врача-педиатра при исследовании слуха у недоношенных детей с ГВ менее 32 недель.

4 мес. ФВ (СВ-1 мес.)

Есть ЗРТ,"+" слухоориентировочные реакции

Нет

Норма

Повторное исследование с оценкой доречевой функции через 2 мес.

6 мес. ФВ

СВ-3−3,5 мес.)

8 мес. ФВ СВ-5−5,5 мес.) ЗРТ,"+" Есть слухоориентировочные реакции, начало гуления

Нет

Норма

Повторное исследование с оценкой доречевой функции через 2 мес. ЗРТ,"+" Есть слухоориентировочные реакции, ^^ гуление многозвучное, начало лепетной речи

Нет

Норма

Объективное инструментальное исследование слуха. 1

ОАЭПИ, СВП.

Сурдоцентр

Норма. Беседа с мамой, обучение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.И., Дьякова С. А., Пруияиу Е. М. Особенности слуховой функции у детей первого года жизни с сенсоневральной тугоухостью. // Современные проблемы физиологии и патологии слуха. 1. I Международный симпозиум. Москва, 1998, стр.62−63.
  2. Л.М., Красноярская Е. В., Чернявская Н. Н. Опыт реабилитации детей с нарушениями слуха. // Современные проблемы физиологии и патологии слуха. III Международный симпозиум. Москва, 1998, стр.77−78.
  3. Д.Б. Факторы риска развития и прогнозирование неврологической патологии у недоношенных детей с перивентрикулярными кровоизлияниями.// Автореф.дис.канд.мед.наук.- М.-2005.-26стр.
  4. З.С. Электрофизиологические методы в ранней и дифференциальной диагностике нарушений слуха у детей.// Дефектология.-1998.-№ 1.
  5. З.С. Нейрофизиологическая диагностика и акустическая коррекция нарушений слуха у детей раннего возраста. стр110−113.
  6. З.С., Новикова Л. А. Электрофизиологические исследования слуховой функции у детей в норме и при нарушениях слуха. // Физиология человека, 1996 г., т.22, № 5,стр.62−67.
  7. З.С. Развитие слуховой системы в раннем онтогенезе при нормальном и нарушенном слухе. // Автореф.дис.кан.биол.наук.-М.-1988.-16с.
  8. З.С. Формирование механизмов слухового восприятия у детей раннего возраста в норме и при нарушении слуха. // Альманах Института Коррекционной педагогики РАО, выпуск № 2.-2000г.
  9. З.С. Электрофизиологические методы диагностики нарушений слуха у недоношенных детей. // Материалы конференции: Ранняя психолого-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям. Москва, 18−19 февраля, 2003, стр. 193−198.
  10. З.С. Диагностика нарушений слуха у недоношенных детей. // Дефектология.-2003 .-№ 4.-стр.27−3 0.
  11. П.Альтман Я. А. Руководство по аудиологии. // Я. А. Альтман, Г. А. Таварткеладзе.-М.: ДМК Пресс, 2003.-360с.
  12. А.К. Нейросенсорная тугоухость у детей с позиции перинатальной патологии нервной системы. // Проблемы детской неврологии, Казань 1991 г.
  13. Г. А. Современные подходы к оценке нервно-психического развития детей с перинатальным поражением центральной нервной системы. // Автореф. Дис. канд.мед.наук.-М.-2003.-26стр.
  14. А.В. О побочных реакциях, вызываемых антибиотиками аминогликозидной группы. // Российский Вестник перинатологии и педиатрии.-1997.-№ 2.-стр.54−58.
  15. JI.O. Невропатология.-М.: Просвещение, 1982−350с.
  16. Е.Р. Проблемы диагностики ранних нарушений эмоционального развития. // Материалы конференции: Ранняя психолого-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям. Москва, 18−19 февраля, 2003, стр. 198−206.
  17. В.Г., Лисовский В. А., Мороз Б. С., Токарев О. П. // Основы аудиологии и слухопротезирования.-М.: Медицина.-1984.-256 стр.
  18. Г. Л., Богомильский М. Р., Овчинников Ю. М. Хирургическое лечение врожденных пороков развития наружного и среднего уха.//М.-1999.-93 стр.
  19. В.И. Об усвоении детьми звуков речи. М.-1964.
  20. В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии).-М.: Педагогика, 1997,-176стр.
  21. Е.В. Исследование слуха у новорожденных. / Материалы I Всесоюзного симпозиума аудиологов с международным участием. Тельавив, 1990 г., стр. 7.
  22. Н.С. Отоневрологические симптомы и синдромы.-М.: Медицина, 1990, стр.44−49.
  23. М.Р., Сапожников Я. М. Значение ранней диагностики тугоухости и глухоты в профилактике речевых и интеллектуальных нарушений у детей./ Российский педиатрический журнал, 1998 г., № 6, стр.57−59.
  24. М.Р., Сапожников Я. М. Современные проблемы аудиологии./ Материалы I Всесоюзного симпозиума аудиологов с международным участием. Тельавив, 1990 г., стр. 13−14.
  25. М.Р., Сапожников Я. М. Современные методы диагностики, лечения и коррекции тугоухости и глухоты у детей.-М.: Икар, 2001.
  26. М.Р., Сапожников Я. М. Нарушение слуха и их коррекция у детей.//Медицинская газета, 2000.-330.-С.9.
  27. М.Р., Сапожников Я. М., Радциг Е. Ю., Попов Б. Р. Современные возможности и особенности электроакустической коррекции слуха у детей.// Учебное пособие.-М.-1998.-14стр.
  28. М.Р., Чистякова В. Р. Детская оториноларингология.-М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001−52.
  29. М.Г. Состояние слуховой функции при воспалениях среднего уха у новорожденных и детей грудного возраста с перинатальной гипоксией.// Автореф. дис.канд.мед.наук.-М.-2004.-31стр.
  30. Л.А., Ильмер С. И. Труды Ленинградского сан.-гиг.мед.ин-та 1976, 113,72−76.
  31. JI.Д. Раннее выявление и принципы электроакустической коррекции нарушений слуха у детей первых двух лет жизни./Автореферат, М, 1990,32.
  32. Л.Д. Профилактика сенсоневральной тугоухости./ Методические рекомендации. Москва, 1997 г.
  33. Л.С., Шаховская С. Н. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов.-3-е издание переработанное.-М.: Владос, 1998, 320стр.
  34. Н.Н., Таварткеладзе Г. А., Козунь Ю. В. Выявление патологии органа слуха в системе медицинского обеспечения детей раннего возраста. Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2000, № 5, стр-20−24.
  35. А.А. Сравнительное исследование развития функций анализаторных систем у животных в онтогенезе.// В кн.: Проблемы высшей нервной деятельности человека и животных. Красноярск, 1971, стр.3−8.
  36. Е.Р. Раннее выявление нарушений слуха у новорожденных и детей первых двух лет жизни./ Актуальные проблемы фониатрии. Екатеринбург, 1996 г., стр.116−117.
  37. Е.С., Калмыкова И. В., Федорова Л. А., Вершинина Е. А. Организация аудиологического скрининга методом вызванной отоакустической эмиссии в палатах интенсивной терапии.// Российская оториноларингология, № 6(19), 2005, стр.25−30.
  38. Е.С. Аудиологический скрининг глубоконедоношенных детей методом задержанной вызванной отоакустической эмиссии.// Российская оториноларингология,№ 1(14), 2005, стр.47−50.
  39. Е.С. Отоакустическая эмиссия в группе глубоконедоношенных младенцев.// Российская отоларингология, № 1(20), 2006, стр.48−51.
  40. А.Н. Вопросы изучения детской речи.-М.-1961г.
  41. В.В. Вызванные потенциалы мозга в клинической практике.// Таганрог: Издательство ТРТУ, 1997.-стр.124−136.
  42. Глухова Е. Ю. Тесты слуховых вызванных потенциалов мозга у новорожденных детей в аспектах изучения их возрастных особенностей и ранней диагностики тугоухости.// Автореф.дисс.к.м.н.-Jl.-1980.-16стр.
  43. А.В. Регистрация различных классов вызванной отоакустической эмиссии в аудиологическом скрининге. Автореферат, М, 1998−24 стр.
  44. А.В. Опыт использования вызванной отоакустической эмиссии в практике врача-сурдолога.// Журнал «Медицинская техника», 2004.-№ 6.-стр.45−46.
  45. И.Ф. Ранняя диагностика нарушений слуха у детей с периферическими и центральными нарушениями слуховой системы./ Автореферат, Санкт-Петербург, 1992.
  46. И.Ф. Исследование КСВП у детей./ XV съезд отоларингологов России, т. 1. Санкт-Петербург, 1995.
  47. И.Ф., Габдулхаева Е. Р. Раннее выявление нарушений слуха у новорожденных./ Актуальные вопросы перинатологии. Екатеринбург, 1996, стр. 197−198.
  48. В.А., Гончарова О. В., Орлова О. С., Тарасова Г. Д., Хавкун Л. А. Сравнительная оценка состояния здоровья и слуха у детей с нарушениями речии возможности их реабилитации.// Актуальные проблемы отоларингологии.-М.-1997.-41−45.
  49. П. Топический диагноз в неврологии. Анатомия. Физиология. Клиника. Москва, 1997- 128.
  50. В.Г., Левин А. Л. Практическая аудиология.// Л.: Издательство «Медицина», 1969.-239стр.
  51. Жинкин Н. И. Механизмы речи.-М.: Издательство АПН РСФСР, 1958.-370стр.
  52. М.Е., Румянцева М. Г., Савинова Т. В. Возможности профилактики слабослышащих и глухих детей.// Научно-практическая конференция отоларингологов и расширенного пленума РНОЛО: Тезисы докл.:-Иркутск.-1990.-стр.399−401.
  53. М.Е., Румянцева М. Г., Каменецкая С. В. Нарушения слуха у взрослых и детей (эпидемиологическое исследование) Актуальные проблемы отоларингологии, 1997, стр.48−51.
  54. М.Е., Румянцева М. Г. Эпидемиология нарушений слуха у детей и потребность детского населения в слуховых аппаратах./ Нарушения слуховой и вестибулярной функций (диагностика, протезироание, лечение), Санкт-Петербург, 1993 г.
  55. М.Е., Румянцева М. Г. Схема внедрения единой системы раннего выявления нарушений слуха у детей, начиная с периода новорожденности.// II Междунар. симпозиум «Современные проблемы физиологии и патологии слуха» -М.-стр.40−41.
  56. Г. Г. Комплексная диагностика тугоухости у детей раннего1. Skвозраста с использованием аудиометра АУД-174./ Актуальные вопросы клинической отоларингологии. Краснодар, 1989 г.
  57. Е.Л. Клинические и электроэнцефалографические критерии прогноза последствий перивентрикулярной лейомаляции у недоношенных детей.// Автореф.дис. канд.мед.наук.-М.-204.-29стр.
  58. З.Ш. Аудиометрия по коротко- и длинно-латентным слуховым вызванным потенциалам.// Автореф.дис.докт.мед.наук.-Л.-1982.-43стр.
  59. З.Ш., Картая О. А. Объективная аудиология у детей по КСВП./ Материалы II конференции детских отоларингологов СССР 29−30 марта 1989 г, Москва, 1989 г.
  60. Е.С., Сахарова Е. С. Современные формы амбулаторного наблюдения недоношенных детей на 1−2-ом году жизни.// Материалы IX съезда педиатров России: «Новейшие технологии в педиатрии и детской хирургии». -Москва, 2001, стр. 513.
  61. С. Отоларингология детского возраста. // Варшава.-1971.-296стр.
  62. Ю.Д. Влияние перинатальных факторов на развитие врожденной нейросенсорной тугоухости у детей./ Вестник отоларингологии, 1996 г.,№ 5, стр.33−34.
  63. М.Я., Левин А. Л. Детская сурдоаудиология./ Ленинград, «Медицина», 1989 г.
  64. .В., Горлин Р. Д. Генетические и метаболические нарушения слуха.М: Медицина 1980.
  65. И.В., Подосинникова Г. А. К вопросу о скрининговом исследовании слуха у детей раннего возраста./ Современные методы дифференциальной и топической диагностики нарушений слуха. Научно-практическая конференция. Суздаль, 1999 г, стр. 67.
  66. И.В. Современный подход к диагностике периферических и центральных нарушений слуха у детей.- СПб.: НИИ уха, горла, носа и речи, 2000, 43.
  67. И.В., Григорьева И. Ф., Петрига Е. В. О нарушениях слуха у детей с расстройствами речи.// Материалы XVI съезда оториноларингологов РФ.-Сочи.-2001.-стр.216−219.
  68. И.В., Жукова О. С., Зонтова О. В. Особенности слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации у детей младшего возраста.-// Дефектология.-2002.-№ 3 .-стр. 17−20.
  69. А.В. ВОАЭ в норме и при различных формах тугоухости./ Автореферат дисс.к.м.н., Москва, 1998 г, 19 стр.
  70. Ю.В. Отоакустическая эмиссия в дифференциальной диагностике нейросенсорной тугоухости.//Автореф.дис.канд.м.н.-М.-1999.-20стр.
  71. Ю.В., Полякова Е. С., Огородников Д. С. Отоакустическая эмиссия у больных с ретрокохлеарной патологией.// Материалы XVI съезда оториноларингологов РФ.-Сочи.-2001 .-стр.224−225.
  72. Э.И., Самсонова Е. Г., Иванова Е. А. Я не хочу молчать.// М.: «Просвещение». -1990.-110стр.
  73. Э.И. Всегда вместе. Программно-методическое пособие для родителей детей с патологией слуха. II Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве М.: Центр инноваций в педагогике. 1995 г.-80 с.
  74. Э.И., Самсонова Е. Г. Развитие речи детей с нарушенным слухом в семье. М. Просвещение, 1991,319стр.
  75. Н.И. Язык ребёнка (онтогенез речевой коммуникации)//М.: Издательство МГУ.-1997.-152стр.
  76. Логопедия. Под редакцией Волковой Л.С.-М.-1989.-528стр.
  77. А.И., Грачёв К. В., Мальцева Н. В. Дифференциальная и топическая диагностика нарушений слуха./ Современные проблемы физиологии и патологии слуха. III Международный симпозиум, Москва, 1998 г, стр.75−76.
  78. Лях Г. С., Марусева A.M. Аудиологические основы реабилитации детей с нейросенсорной тугоухостью,-Л. .-Медицина.-1979.-200стр.
  79. О.Н. Факторы риска формирования и прогноз детского церебрального паралича и эпилептических синдромов у недоношенных детей с перивентрикулярной лейкомаляцией.// Автореф. Дис.канд.мед.наук.-М.2004.-33стр.
  80. Н.А. Профилактика развития тугоухости у детей./ Актуальные проблемы отоларингологии, Москва, 1997, стр.83−85.
  81. B.C. Современные возможности аудиологической диагностики нарушений слуха у новорожденных и детей грудного возраста.//Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии, 2004, т. З, № 6,стр.44−49.
  82. А.Б. Распространенность, причины, профилактика заболеваний органа слуха и перспективы развития сурдологической помощи населению (медико-социальноеисследование).//Автореф.дисс.докт.мед.наук.-М.-1988.-27стр.
  83. В.П. Биофизические основы вокальной речи.//Л.: Наука.-1977.-231стр.
  84. А.Г. Роль генетических факторов в происхождении нейросенсорных нарушений слуха у детей.// Автореф. дис.канд.мед.наук, Москва, 1981 год.
  85. Г. К. Значение различных внутриутробных вирусных инфекций в развитии патологии плода и новорожденного ребенка./ Автореферат, Москва, 1995 г.
  86. П.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха.// М. :Владос.-2001 .-стр.23−31.
  87. А.Н. Врожденные аномалии уха, горла, носа и шеи у детей.М: Медицина: 1975, 38−43.
  88. Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи.// М.: Просвещение, 1977.-176стр.
  89. Л.В., Богомильский М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи.- М.: Гуманит.изд.центр Владос, 2001−55.
  90. Л.А., Рыбалко Н. В. Возрастные особенности корковых вызванных потенциалов.//Журнал высшей нервной деятельности,-1982.-Т.32,вып.6.-стр.1132−1139.
  91. Л.А., Рыбалко Н. В. Использование вызванных потенциалов для изучения слухового восприятия в норме и при нейросенсороной тугоухости.// Сенсорные системы: Слух.-Л.-1982.-стр. 109−121.
  92. Л.А., Рыбалко Н. В. Электрофизиологическое исследование нарушений слуха у детей.// Физиология человека.-1982.-т.8.-№ 5.-стр.822−831.
  93. Л.А., Рыбалко Н. В. Нейросенсорные нарушения слуха у детей (электрофизиологическое исследование).-М.: Педагогика.-1987.-128стр.
  94. И.В. Эпидемиологическое исследование этиологических факторов нарушения слуха у детей младшего возраста .// Российская оториноларингология.-2005 .-№ 1 (14).-стр. 140−142.
  95. А.Б. Эволюционная неврология. Ст.-Петербург, 2002,26−50.
  96. В.Т., Крюков А. И. Оториноларингология.// М.: «Литера». -1997.-512стр.
  97. В.Т., Левина Ю. В., Мельников О. А. ОАЭ: исследование нормы.// Вестник оториноларингологии.-1999.-№ 1 .-стр.5−9.
  98. Т.В., Шматко Н. Д. Педагогический аспект исследования слуха у детей первых 3 лет жизни.// Вестник оториноларингологии.-1987.-№ 6.-стр.39−43.
  99. М.В. Речевая реабилитация детей с перинатальной патологией центральной нервной системы на основании современных аудиологических исследований.// Материалы 52 конференции молодых ученых, Российская оториноларингология, № 1(14), 2005, стр.96−98.
  100. Л.П., Ширина Н. С. Аудиологическое тестирование новорожденных детей.//Вопросы современной педиатрии, 2004, том 3, № 3, стр.20−23.
  101. Л.П. Нарушение слуха у новорожденных детей.// Лечащий врач.-№ 1.-2005.-стр.48−50.
  102. ИЗ. Розенблюм А. С., Пудов А. И., Григорьева И. Ф. Исследование слуха у детей раннего возраста (с периферическим и центральным поражением слуха) путём регистрации СВП./ Методические рекомендации, Санкт-Петербург, 1992 г.
  103. В.П. Акустические вызванные потенциалы ствола мозга. Применение в детской неврологии.//Санкт-Петербург, Медицинский центр «Прогноз», 2001.-стр.98−99.
  104. Н.В. Электрофизиологическое исследование слуха у детей и подростков в норме и при нейросенсорной тугоухости.// Автореф.дис.канд.биол. наук.-М.-1981.-19стр.
  105. Н.В., Новикова JI.A., Чистякова В. Р. Использование длиннолатентных слуховых вызваных потенциалов для исследования нарушений слуха у детей.// Вестник оторинолар.-1986.-№ 3.-стр-33−39.
  106. Н.В. Электрофизиологическое исследование слуха у детей и подростков в норме и при нейросенсорной тугоухости.// Автореф.дис.канд.биол. наук.-М.-1981.-19стр.
  107. Т.В., Тарасова Г. Д., Соловьёва Г. Д., Данилова О. И. Акустическая импедансометрия в диагностике тугоухости у детей./ Вестник отоларингологии,№ 5,1990 г.
  108. .И. Методы исследования слуха в клинической аудиологии.// В кн.: Тугоухость. -М.: Медицина.- 1978.-стр.167.
  109. .М. Достижения отечественной оториниларингологии в разработке проблемы диагностики и патогенеза нейросенсорной тугоухости.// Вестник оториноларингологии, 1987, № 6, стр.3−10.
  110. .И. Современное состояние и перспективы развития, проблемы аудиологической диагностики./ XV съезд отоларинголов России, том 1, Санкт-Петербург, 1995 г.
  111. И.В. Глухой ребёнок: Воспитание и обучение: Опыт матери и сурдопедагога. М. ЮОО «Издательство ACT», Донецк: «Сталкер», 2003, 171стр.
  112. Я.М. Возможности и значение клинического применения объективной аудиометрии по слуховым вызванным потенциалам у детей.// Вестник оториноларингологии.-1987.-№ 5.-стр.77−85.
  113. Я.М. Современные возможности и перспективы исследования слуха у детей.// Республ.Сб.научн. Трудов «Заболевания уха у детей». -М.-1987.-412−413.
  114. Я.М., Белов В. А. Комплексное исследование слуха у новорожденных и детей грудного возраста.// Глухота и тугоухость у детей. Сборник научных трудов РГМУ. Москва, 1993 г, стр.22−26.
  115. Я.М. Современные методы диагностики, лечения и коррекции тугоухости и глухоты у детей в возрастном аспекте.// Автореферат дис.докт.мед.наук, Москва, 1996 г, 222стр.
  116. Я.М., Радциг Е. Ю., Черкасова Е. Л., Якушенкова А. П. Факторы риска тугоухости и глухоты и их значение для ранней диагностики нарушений слуха.// 5-й Конгресс педиатров России. М.-1999.-стр.438.
  117. Я.М. Ранняя диагностика тугоухости и глухоты у детей, её значение в профилактике речевых и интеллектуальных нарушений.// Детский доктор.-1999.-№ 5.-стр. 15−17.
  118. Я.М., Минасян B.C., Радциг Е. Ю. Аудиологическое исследование новорожденных и детей грудного возраста.// Материалы XVI съезда оториноларингологов РФ.-Сочи.-2001 .-стр.254−255.
  119. Е.С., Кешишян Е. С., Рюмина И. И., Иванова Е. Л. Комплексный подход к реабилитации недоношенных детей// Материалы V конгресса педиатров России: «Здоровый ребёнок». -Москва, 1999.-стр.228.
  120. Е.С., Кешишян Е. С. Особенности психомоторного развития недоношенных детей, рожденных с массой тела менее ЮООг // Российский вестник перинатологии и педиатрии.-2002.-Том47.-№ 4.-стр.20−24.
  121. Е.С. Становление психомоторных функций и прогнозирование отклонений в развитии глубоко недоношенных детей на 1−2-году жизни. // Автореф. дис. канд. мед.наук.-М.-2003 .-26стр.
  122. И.А., Ермоленко Н. А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии. -М.: МЕДпресс-информ, 2003.-368с.
  123. Ю.К., Гукович В. А., Авраменко Л. В. Клиническое применение аудиометрии по ВОАЭ для оценки и контроля функционального состояния внутреннего уха.// Материалы 1 Всесоюзного симпозиума.-М.-1990.-стр.112−120.
  124. Э.А. ОАЭ-новый метод объективной оценки состояния органа слуха.//Медицинские новости.-2000.- № 7.-стр.57−58.
  125. Т.А., Дегтярева М. Г., Володин Н. Н. Электроэнцефалография в неонатологии.М.:ГЭОТАР-Медиа, 2005 .-279с.
  126. Г. А. Слуховые вызванные потенциалы улитки и ствола головного мозга в норме и при различных формах тугоухости.//Автореф.дис.докт.мед.наук.-М.-1987г.
  127. Г. А., Васильева Л. Д., Короткое Ю. В. Методика массового скрининга нарушений слуха у детей первого года жизни./ Методические рекомендации, Москва, 1991 г.
  128. Г. А., Гвелесиани Т. Г., Круглое А. В. и др. Единая система аудиологического скрининга. Методические рекомендации.-М., 1995, 24стр.
  129. Г. А., Круглов А. В. Вызванная отоакустическая эмиссия в аудиологической диагностике. Методические рекомендации.-М., 1995.
  130. Г. А., Шматко Н. Д. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни.- М.: Полиграф сервис, 2001.-160стр.
  131. М.Ф., Лююс К. П. Результаты исследования слуха новорожденных в группе риска./ Материалы II конференции детских отоларингологов СССР 2930 марта 1989 г, Москва.
  132. Д.И., Наседкин A.M., Лебедев В. П. Тугоухость у детей.-М.-1984.-стр.5,18,23,73,128.
  133. Д.И., Тарасова Т. Д. Причины приобретенной детской тугоухости./ Российский вестник перинатологии и педиатрии 1998 г,№ 6, стр. 2326.
  134. Д.И., Тарасова Г. Д. Наследственная и врожденная тугоухость. Российский вестник перинатологии и педиатрии, 2, 1998: 21.
  135. Е.И. Развитие речи у детей. -М.: Просвещение.-1981.-159стр.
  136. Г. Г. Метод вызванных потенциалов в неврологической клинике.// Биомедицинские технологии и радиоэлектроника, 2002, № 8,стр.57−61.
  137. И.Е. Морфофункциональные механизмы повреждения гематолабиринтного барьера и коркового отдела слухового анализатора при родовых травмах новорожденных. Автореферат дисс.к.м.н., Томск, 1998 г.
  138. Тугоухость. Под редакцией Н. А. Преображенского.//М.: «Медицина». -1978.- 440стр.
  139. JI.A. Неврологические исходы критических состояний раннего неонатального периода у недоношенных детей с очень низкой массой тела при рождении. Автореферат, Санкт-Петербург, 2003- 14.
  140. Т.Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии.-М.: «Просвещение». -1989.-223стр.
  141. М.Н. Мозговые механизмы, обусловливающие отклонения в речевом развитии у детей.// Дефектология.-2001.-33.-стр.24−26.
  142. Фишман М. Н. Функциональное состояние головного мозга детей с нарушением слуха и трудностями формирования речевого общения.// Дефектология.-2003г.-№ 1 .-стр.41 -43.
  143. Функциональная ассиметрия мозга у детей с нарушениями интеллекта, слуха и речи.-М.: Наука, 1992.-141 с.
  144. С.Н. Вопросы аудиологии.// Тбилиси.-1978.-191стр.
  145. С.Н., Кеванишвили З. Ш. Коротколатентный слуховой вызванный потенциал человека.// В кн.: Сенсорные системы: Слух.-Л.-1982.-стр.82−108.
  146. С.Н., Кеванишвили З. Ш. Слуховые вызванные потенциалы человека.- Тбилиси.-1985.-365стр.
  147. А.Н. Критерии оценки задержанной вызванной отоакустической эмиссии./ТВестник оториноларингологии.-№ 6.-2000.-стр.43−45.
  148. Е.Л. Минимальные нарушения слуха у детей с речевой патологией.//Дефектология.-2000.-№ 3.-стр.48−54.
  149. Е.Л. Нарушение речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция). Учебное пособие для студентовпедагогических университетов по специальности «Дефектология». -М.: АРКТИ, 2003, 56 стр.
  150. В.Р. Перинатальная тугоухость у детей./ Глухота и тугоухость у детей. Сборник научных трудов, Москва, 1993 г.
  151. В.Р., Ковшенникова Ю. Д. Возможности восстановления слуха в остром периоде нейросенсорной тугоухости у детей./ Лечащий врач, 1999 г, № 4,стр.16−18.
  152. Ф.А., Казакова Г. А. Ранняя диагностика и оказание ранней медико-педагого-психологической помощи детям с патологией органа слуха./ Современные проблемы физиологии и патологии слуха. Ш Международный симпозиум, Москва, 1998, стр.67−68.
  153. Н.П. Физиологические аспекты и стандарты выхаживания недоношенных детей. Учебно-методическое пособие.-СПб.:изд. Коско, 2005.-95с.
  154. М.М. Периветрикулярное кровоизлияние и ишемия у недоношенных детей. Из книги «Недоношенность» Москва: Медицина, 1991.
  155. Н.С. Влияние нарушений слуха у новорожденных при скрининговом обследовании.// Автореф.дис.канд.мед.наук.-2000.-29с.
  156. Н.Д. Проблемы интегрированного обучения детей с нарушенным слухом./ Современные проблемы физиологии и патологии слуха. III Международный симпозиум, Москва, 1998, стр. 136.
  157. Н. Д., Пелымская Т. В. Если малыш не слышит.: Кн. для воспитателей и родителей. М.: Просвещение, 1995, 126стр.
  158. Н.Ю. Становление показателей зрительного и слухового анализаторов, их нарушения у детей перенесших перинатальую патологию ЦНС./Автореферат дисс.к.м.н., Иваново, 1998 г.
  159. Щербатов И. И" Чистякова В. Р. Поражение слуха вследствие применения ототоксических антибиотиков в детском возрасте.// Вестник оториноларингологии.-1972.-№ 1 .-стр.66−70.
  160. Г. В., Бомбандирова Е. П., Токовая Е. И. Особенности нервно-психического развития незрелых недоношенных детей.//Профилактика и лечение ретинопатий у недоношенных.-М.-2000.-стр.119.
  161. Aidian D., Lestang P., Avan P., Bonfils P. Characteristics of transient-evoked otoacoustic emissions (TEOES) in neonates.//Acta otolaryngol.-1997.-117(1).-P. 2530.
  162. Algarra J.M., Morant A., Caballero J. Distortion product otoacoustic emissions in healthy newborns: normative data.// Oto-laryngol.-1995.-Vol.115,№ 2, -p. 187−198.
  163. Beiser M., Himelfarb M.Z., Gold S.M., Shanon E. Maturation of auditory brainstem potentials in neonates and infants.// Int. J. Pediatr.otorhinolaryngol.-1985.-Vol.9.-p.69−79.
  164. Berlin C. Role of infant hearing screening in health care.// Semin. Hearing.-1996.-Vol. 17, № 2.- P.-115−124.
  165. Bonfils P., Annie Dumont A., Philipe Marie P. et al // Laryngoscope.-1990.-Vol.l00.-P.186−189.
  166. Bonfils P., Piron J., Uziel A., Pujol R.// Arch. Oto-Rhino-Laryngol.-1988.-Vol.244.№ 2.-P.53−56.
  167. Bonfils P., Avan P., Statistical evaluation of hearing screening by distortion product otoacoustic emissions.// Ann. Rhinol. Laringol.-1997.-106,№ 12.-p.1052−1062.
  168. S. // Br. J/ Audiol.-1990.-Vol.24.-P. 347−356.
  169. Chiappa K.H. Evoked potentials in clinical medicine. (Third editions-Philadelphia, New York: Lippincott Raven Publishers, 1997.
  170. Culpepper N. B.//Clinical Applications of Otoacoustic Emissions.-N.Y.-1997.-P.233−238.
  171. Davis A., Wood S. The epidemiology of childhood hearing impairment factor relevant to planning services. // Br.J.Audiol.-1992.-Vol.26.-P.77−90.
  172. Davidson P., Hyde M., Alberi P. Epidemiological patterns in childhood hearing loose. A riview. Int.J. Pediatric Otorhinol.-1989.-№ 17.-P.239−266.
  173. Dawson G.D. Cerebral responses to electrical stimulation of periferal nerves in man. J. Neurol. Neurosurg. Psychiat., 1947, v. 25, p. 103−107.
  174. Don M., Kwong B. // Handbook of clinical Audiology.// Ed J. Katz. 5-th Ed. -Philadelphia, 2002.-P. 274−297.
  175. Downs M.P. Universal newborn hearing screening the Colorado story.// Int.J.Ped.Otorhinolaringology.-1995.-. Vol.32.-P.257−259.
  176. Duclaux R, Ferber C., Sevin F. Brainstem auditory evoked potentials following meningitis in children.// Brain et Development, Vol.00(1993), p. 1−6.
  177. Eggermont J.J.//Acta Otolaringology.-1986.-Suppl.-Vol.429.-P.5−9.
  178. Ewing I.R., Ewing A. W.G. New opportunities for deaf children.-London, 1961.
  179. Fortnum H., Davis A.//Br.J.Audiol.-1997.-Vol.31.-P.409−446.
  180. Grote J.J. Neonatal screening for hearing impairment. // Lancet, 2000, 355(9203), 513−514.
  181. Johnson A., Ashurst H. Screening for sensorineural deafnees by health visitors.// Arch Dis Child.-I990.-Vol.65(8): p.841−845.
  182. Jiang Z.D., Zhang Z., Wilkinson A.R. Distortion product otoacoustic emissions in term infants after hypoxia-ischaemia.
  183. Jonsen N., Parbo J., Elberling CM Scand.Audiol.-1993.-Vol.22,№ 2.-P. 87−95.
  184. Hack M., Klein N, K. Long-Term Developmental Outcomes of Low Birth Weight Infants. The Future of children, 1995,5.
  185. Kahl P. K., LindblomB. Linguistic experience alters phonetic perception in infants by six months of age.//Science.-1992.-Vol.255.-P.606−608.
  186. Kahl P.K. Learning and representation in speech and language //Cuir.Opin.Neurobiol.-1994.-Vol.4-P.812−822.
  187. Kahl P.K.//Cuir.Opin.Neurobiol.-1994.-Vol.5-P.512−520.
  188. D., Bray P., Alexander L., Brown A. // Scand. Audiol.- 1986.-Vol. 25.-P.71−82.
  189. Kemp D., Ryan S. Otoacoustic emissions test in neonatal screening programmes.// Acta Otolaryngol.(Stocsh).-1991.- Supp.482.-P. 73−84.
  190. La Pine T.R., Jackson J.C., Bennett F.C. Outcome of Infants Weighing Less Than 800 Grams atBirth:15 Years Experience Pediatrics, 1995,96:479−483.
  191. Marcides A. Br.J.Audiol.-1986.-Vol.20.-P.165−168.
  192. Moore J.K. Maturation of human auditory cortex: implications for speech perception. // Ann Otol Rhinol Laryngol Suppl. 2002 May- 189:7−10.
  193. Moore J. K, Guan YL, Shi SR. Axogenesis in the human fetal auditory system, demonstrated by neurofilament immunohistochemistry. // Anat Embryol (Berl). 1997 Jan-195(l):15−30.
  194. Morlet Т., Ferber C., Duclaux R. Effect of sleep on transiently evoked otoacoustic emissions in infants.// Brain et Development, 1994,№ 6,115−120.
  195. Morlet Т., Lapillonne A., Ferber C., Duclaux R. Spontaneous otoacoustic emission in preterm neonates: prevalence and gender effects.// Hear Res. 90(1995), 44−54.
  196. Morlet Т., Perrin E., Durrant J., Lapillonne A., Ferber C, Duclaux R. Development of cochlear active mechanisms in humans differs between gender.// Neuroscience Letters 220 (1996), p. 49−52.
  197. Morlet T, Goforth L, Hood LJ, Ferber C,, Berlin CI. Development of human cochlear active mechanism asymmetry: involvement of the medial olivocochlear system? // Hear Res. 1999 Aug-134(l-2):153−62. Erratum in: Hear Res 1999 Nov- 137(1−2): 179.
  198. Morlet T. Maturation of transient evoked otoacoustic emissions.// Series in Audiology.-1999.-Vol. 1 .-P. 13−19.
  199. Morlet T, Durrant J.D., Lapillonne et al. Development of auditory asymmetry in transient evoked otoacoustic emissions in pre-term imfants.// JAMA.-2003.-Vol.l4.-P.339−346.
  200. Oudesluys-Murphy A.M., van Straaten H.L., Bholasing R., van Zanten G.A. Neonatal hearing screening. Eur J. Pediatr, 1996jun 155(6), 429−435.
  201. Parving A.// Int.J. Ped.Otorhinolaringology.-1993.-Vol.27.-P.29−46.
  202. Parving A.// Development conference on neonatal Hearing screening. Milan, 1998.-P. 18−21.
  203. Peck J.E.// J.Am. Acad. Audiology.-1994.-№ 5.-P.359−365.
  204. Piecuch P.E., C.H. Leonard C.N., Cooper B.A., Sehring S.A. Pediatrics, 1997,100:633−640.
  205. Ponton CW, Don M, Eggermont JJ, Waring MD, Masuda A. Maturation of human cortical auditory function: differences between normal-hearing children and children with cochlear implants. // Ear Hear. 1996 Oct- 17(5), p.402−410.
  206. Prieve В., Fitzgerald T.// Handbook of Clinical Audiology/ Ed. J.Katz.-5-th Ed.- Philadelphia, 2002.-P.440−468.
  207. Probst R., Lonsbury-Martin В., Martin G., Coats A.//Am.J.Otolaryngol.-1987.-Vol.8.-P.73−81.
  208. Probst R., Lonsbury-Martin В., Martin G.// J. Acoust. Soc. Am.-1991.-Vol.89.№ 5.-P.2046.
  209. R. // ECDC NHC.- Milan.-1998.-P.14−17.
  210. Pujol R. Maturation of the human cochlea.// Series in Audiology.-1999.-Vol. 1.-P.5−11.
  211. Pujol R., Lavigne-Rebillard M., Uziel A.//Acta Otolaringology.-1995.-Suppl.-Vol.482 -P.- 7−17.
  212. Ramkalawan T. W., Davis A.S.// Br.J. Audiol. -1992.-Vol.26.-P.97−107.
  213. Rasmussen A.N., Osterhammel P.A., Johannesen P.T. Neonatal hearing screening using otoacoustic emission elecited by maximum length sequences.// J. Audiol.-1998.- Vol.32.-№ 6.-P. 355−366.
  214. Ray B, Roy TS, Wadhwa S, Roy KK. Development of the human fetal cochlear nerve: a morphometric study.// Hear Res. 2005 Apr-202(l-2):74−86.
  215. Stevens J.C., Weeb H.D., Hutchinson J.//Earand Hearing.-I990.-Vol.l 1.- P.128−133.
  216. Sutton G.J., Rowe S.// Br.J. Audiol.- 1997.-Vol.31.- P.39−54.
  217. Taylor D., Mencher G.T. Arch Otolaryng. 1972,95:120−124.
  218. The Infant Health and Development Program Enhancing the outcomes of low-birth-weight, premature infants. //JAMA.-1990.-Vol.263.-N.7.-P.3035−3042.
  219. Thomson V. Newborn hearing screening: the great omission. Pediatrics 1998, 101(1):E4.
  220. Tibussek D, Meister H, Walger M, Foerst A, von WH. Hearing loss in early infancy affects maturation of the auditory pathway. // Dev Med Child Neurol. 2002 Feb-44(2): 123−9.
  221. Volpe J.J. Neurology of the Newborn. Philadelphia: Saunders, 1995.
  222. White KM Semin. Hearing.- 1996.-Vol. 17, № 2.- P.-171−183.
  223. Yost W. Fundamentals of hearing Academic press. — 1999.
Заполнить форму текущей работой