Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование стратегии развития туристической отрасли в регионе на основе кластерного подхода

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Применение кластерного подхода к процессу стратегического развития туризма позволит создать успешно конкурирующую дестинацию, базирующуюся на инновационной платформегенерировать и реализовывать новые предложения на рынкестимулировать предпринимательскую деятельность и рост сопутствующих (общественное питание, транспорт, торговля) и поддерживающих (наука, культура, образование) отраслей, тем самым… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и методологические основы стратегического развития региона
    • 1. 1. Сущность стратегического развития региона в современных условиях
    • 1. 2. Кластерный подход как эффективный инструмент стратегического развития региона
    • 1. 3. Методические основы формирования стратегии развития туризма в регионе на основе кластерного подхода
  • Глава 2. Комплексный анализ туристического потенциала Чувашской Республики
    • 2. 1. Комплексная оценка туристического потенциала Чувашской
  • Республики
    • 2. 2. Анализ развития туристической инфраструктуры Чувашской Республики
    • 2. 3. Предпосылки формирования туристического кластера в Чувашской Республике и методы его оценки
  • Глава 3. Совершенствование стратегии развития туризма в регионе на основе кластерного подхода
    • 3. 1. Методические рекомендации по обоснованию стратегических установок в сфере туризма
    • 3. 2. Методологическое обоснование использования кластерного подхода в механизме реализации стратегии развития туризма в регионе
    • 3. 3. Разработка рекомендаций и предложений по формированию кластеров стратегического развития туристической индустрии в регионе
  • Заключение 151 Библиография
  • Приложения

Формирование стратегии развития туристической отрасли в регионе на основе кластерного подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одной из главных проблем стратегии развития отраслей в регионах России является, на наш взгляд, отсутствие комплексного подхода к процессу реализации существующих стратегических программ. Децентрализация системы управления национальной экономики обусловливает перенос центра тяжести в области стратегии развития территории на низшие уровни управления.

В современном мире туризм рассматривается как одно из перспективных направлений стратегического развития региона, как основной источник экспортных доходов и главный социально-экономический фактор развития для дотационных территорий. Формирование конкурентной стратегии в сфере туризма возможно лишь при наличии соответствующей инфраструктуры и поддержки малого предпринимательства в регионе.

Российская Федерация имеет огромный потенциал для развития туризма, однако неадекватное использование своих туристических ресурсов и возможностей, в том числе наличие туристических объектов, которые остаются невостребованными из-за неразвитой инфраструктуры и некомпетентного управления, создают препятствия для эффективного функционирования отрасли.

В настоящее время Чувашия является дотационным субъектом Российской Федерации, с экономикой, которая испытывает серьезные трудности в конкурентной борьбе как с отечественными, так и с иностранными компаниями за финансовые и человеческие ресурсы, а также за рынки сбыта и т. п. Принятие 16 декабря 2004 года республиканской целевой программы «Развитие туризма в Чувашской Республике на 2005;2010 годы» доказывает, что туриндустрия — одно из приоритетных стратегических направлений развития региона. Хороший турпотенциал, — оценка, сделанная экспертами Европейской комиссии, обусловливают интерес, который проявляют туристы к региону. По данным государственной статистики Чувашской Республики, среднегодовой прирост объемов продаж по туристической отрасли за последние три года составил 18,9%.

Главные факторы, влияющие на формирование конкурентных преимуществ в туристической отрасли, включают в себя создание социально-экономических центров для развития туризма, внедрение ускоренных программ модернизации транспортной инфраструктуры, а также разработку комплексной стратегии развития территории. Это создает условия для эффективного инструментария стратегического управления региональными структурами.

Особая специфика функционирования отрасли туризма заключается в охвате целого комплекса социально-экономических факторов: объединение обширных территорий, сильная интеграция с другими сопутствующими и поддерживающими отраслями всей инфраструктуры региона. Тем самым обусловливается необходимость использования кластерных технологий как основы для стратегического развития регионального туризма.

Все вышеизложенное, наряду с необходимостью повышения качества жизни населения и уровня конкурентоспособности региональных отраслевых структур, предопределяет необходимость разработки и внедрения прогрессивных механизмов стратегического развития.

Степень разработанности проблемы. Вопросы управления туристической индустрией, адаптации передового опыта его развития широко обсуждаются современными учеными. Теоретические и прикладные проблемы туризма исследуются в материалах И. Т. Балабанова, В. Г. Гуляева, Дж. Криппендорфа, А. Д. Чудновского, Г. А. Папиряна. Аспекты развития регионального туризма рассматриваются в работах Е. И. Богданова, Е. Н. Ильиной, Д. К. Исмаева и других авторов. Специфика стратегического развития сферы услуг отражается в исследованиях Н. К. Моисеевой, В. А. Квартальнова, М. Портера, Ф. Котлера. Теоретические основы стратегического управления излагаются в работах А. Т. Зуба, Г. Я. Гольдштейна, О. С. Виханского, В. Н. Парахиной. Стратегический инструментарий менеджмента раскрывается в исследованиях И. Ансоффа, А. Томпсона, Р. Ф. Якобса, Дж. О’Шонесси, Р. А. Фатхутдинова.

В сфере прогнозирования процессов социально-экономического развития в регионе выступают фундаментальные труды ученых А. Г. Аганбегяна, М. К. Бандмана, А. Г. Гранберга, В. В. Егорова, К. Д. Льюиса, Н. М. Найбороденко, Г. А. Парсаданова, С. А. Суспицына, В. А. Цыбатова, Р. И. Шнипера и других.

Кластерный подход в управлении национальными экономическими процессами, позволяющими формировать конкурентоспособность территории, изучался в ряде теорий следующих авторов: М. Портера, Е. Лимера, И. Толенадо и Д. Солье, Е. Дахмена, А. П. Градова, Г. В. Гутмана, А. В. Мартынова, М. Г. Миронова, К. И. Плетнева, А. И. Татаркина, А. Ю. Юданова и других. Современные теории стратегии развития на основе кластеров разработаны В. Фельдманом.

Однако проведенный анализ ранее выполненных исследований подтверждает, что многие проблемы формирования эффективного механизма развития отрасли туризма с помощью кластерного подхода и его регулирования остаются неразработанными и требуют более детального научного изучения. Актуальность проблемы развития регионального туризма и недостаточная ее исследованность определили выбор темы диссертации и структуру работы.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке методических подходов к формированию стратегии развития туристической отрасли в регионе на основе кластерной структуры.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи;

— исследовать сущность стратегического развития региона;

— предложить методический подход для создания необходимых условий реализации стратегии развития отрасли в регионе на основе кластера;

— определить наличие факторов, создающих предпосылки для успешного функционирования туристического кластера в регионепредложить методический подход по обоснованию стратегических установок развития отрасли на основе кластерной структуры;

— разработать мероприятия по реализации стратегического развития регионального туризма на основе кластерного подхода.

Предметом исследования являются взаимоотношения, складывающиеся в туристической отрасли при реализации стратегии развития региона, методологические подходы к формированию механизмов его развития.

Объект исследования — туристическая отрасль Чувашской Республики как основа перспективного развития региона.

Область исследования. Выводы и результаты исследования, научная новизна работы соответствуют п. 5.14 — «Разработка перспектив развития региональных социально-экономических систем: прогнозирование в региональных социально-экономических системах» и п. 5.16 — «Управление экономикой регионов на национальном, региональном и муниципальном уровнях, функции и механизм управленияразработка, методическое обоснование, анализ, оценка эффективности организационных схем и механизмов управления» специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика) Паспорта специальности ВАК РФ (экономические науки).

Теоретической и методологической основой исследования являются труды зарубежных и отечественных авторов по вопросам кластерной подхода в развитии отраслевой структуры региона и повышения ее конкурентоспособности.

При решении поставленных задач автором использованы методы сравнительного анализа, группировки, системного подхода на основе сопоставления и сравнения теоретического и практического материала, позволившего обеспечить обоснованные и достоверные выводы в диссертационном исследовании. Информационную базу исследования составили данные государственной, республиканской и отраслевой статистики, материалы периодической печати и сети Интернет.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке методических подходов к стратегии развития отрасли туризма в регионе на основе кластерной технологии.

К числу наиболее важных научных результатов, полученных автором и определяющих научную новизну и значимость проведенных исследований, относятся следующие:

1. Уточнены теоретические и методологические основы сущности стратегического развития региона, которая рассматривается как рассчитанная на перспективу политика гармоничного социально-экономического развития территории, а также система мероприятий, направленных на обеспечение условий для перспективного наращивания его конкурентных преимуществ, с учетом постоянных изменений внешнего окружения.

2. Предложен методический подход формирования условий, необходимых для реализации стратегии развития на основе кластерной структуры, который включает в себя: 1) проведение анализа- 2) построение структуры кластера, методов его работы- 3) создание стратегии и программы развития- 4) реализация отраслевых проектов и формирование поддерживающей и сопутствующей инфраструктуры- 5) повышение конкурентоспособности- 6) оценка полученных результатов и обмен опытом. Сформулированы главные принципы, составляющие кластерный подход: комплексностьсбалансированность региональных возможностейбюджетная эффективностьстратегичность.

3. Выявлено наличие необходимых региональных предпосылок развития туризма на основе кластерного подхода: концентрация туристического потенциала в трех зонах Чувашской республики (Северо-восточная — около 93% совокупного спроса, Западная — 3%, Южная — 4%), присутствие известных региональных брендов, ежегодный прирост туристического потока, наличие инициатив районов республики в области формирования турпредложений. Кроме того, проанализированы факторы, тормозящие формирование республиканского туристического кластера, в их числе недостаточный уровень развития сопутствующей и поддерживающей инфраструктуры, небольшое количество инновационных туристических предложений на рынке, слабая разработанность методической базы оценки эффективности функционирования отрасли.

4. Предложен методический подход по обоснованию стратегических установок развития отрасли на основе кластерной технологии. Особенность предлагаемого подхода заключается в использовании маркетинговых принципов при формировании стратегических установок, стандартов и направлений развития регионального турпродукта. Для этого было произведено прогнозирование развития туризма в республике, что послужило обоснованием для позиционирования (на основании аттрактивности и конкурентного потенциала), расчета количественных показателей дальнейшей деятельности и разработки направлений роста.

5. Разработаны рекомендации по реализации стратегического развития регионального туризма на основе кластерного подхода в следующих направлениях деятельности: формирование туристической инфраструктурыразвитие регионального турпродукта, его продвижениепостроение системы финансирования с использованием паевых инвестиционных фондов. Для осуществления единой стратегии развития отрасли предлагается план работы, в котором указаны направления приложения усилий в области кластерных инициатив с использованием методики Р. Каплана и Д. Нортона.

Практическая значимость работы заключается в разработке направления совершенствования процесса стратегического развития региона в современных условиях. Сформулированные выводы и предложения позволят улучшить теоретическую и методологическую базу стратегии развития туризма, а также могут применяться в процессе дальнейшей научной разработки проблем регионального отраслевого развития. Результаты диссертационного исследования и методические разработки могут быть использованы в построении эффективной кластерной модели в сфере туризма, а представленный стратегический анализ туристического потенциала Чувашской.

Республики — для разработки дальнейшей стратегии развития как отрасли, так и региона в целом.

Апробация работы. Основные теоретические и практические положения по теме диссертационной работы были представлены на международных научно-практических конференциях: «Европейская наука XXI века — 2008» (Чешская республика, г. Прага, 2008) — «Стратегические вопросы мировой науки — 2008» (Республика Польша, г. Przemysl, 2008) — «Проблемы инновационной экономики и регионального инновационно-устойчивого развития» (Чувашская республика, г. Чебоксары, 2007) — а также на III Всероссийской научно-практической конференции «Экономическое и социальное развитие регионов России» (г. Пенза, 2007). По материалам диссертации было опубликовано 10 статей общим объемом 2,82 п.л.

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 192 страницах машинописного текста и состоит из введения, 9 параграфов, объединенных в 3 главы, заключения, списка использованной литературы из 184 наименований, 9 приложений. Содержит 10 рисунков, 4 диаграммы и 27 таблиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты диссертационного исследования позволяют сформулировать следующие выводы и рекомендации.

Сущность стратегического развития региона заключается в наращивании конкурентных преимуществ на долгосрочную перспективу с учетом удовлетворения социально-экономических потребностей населения. Предпосылки стратегического развития региона складываются из следующих составляющих: 1) инновации- 2) стратегические ресурсы- 3) конкурентные компетенции. Следовательно, стратегию роста необходимо рассматривать с двух сторон: а) желаемая позиция (целевой ориентир: стратегический замысел — стратегические приоритеты — стратегические установки — стратегия) — б) форма управления (схема работы: стратегия — стратегический план — стратегические программы — стратегические компетенции — стратегическая позиция). Современный подход управления региональным развитием является «территориальным», а не «отраслевым», что позволяет учитывать интересы местных сообществ. Вследствие этого «отраслевую» инфраструктуру в национальной экономике, на наш взгляд, призваны взять на себя кластеры. Отраслевые кластеры — это отрасли, сконцентрированные на конкретной территории. Поэтому отраслевая кластерная стратегия должна учитывать специфику региона, которая значительно отличается по ряду параметров (наличие природных ресурсов, развитие промышленности, социальной сферыгеографическое положение, климат и т. д.). Интеграция кластерной структуры в систему региональной экономики позволит сократить затраты и повысит эффективность действующих целевых программ, в первую очередь, таких, как развитие малого предпринимательства, инновационной деятельности, эффективного природопользования. Применение кластерного подхода позволит мобилизировать конкурентные компетенции региона, что особенно важно в нестабильной среде функционирования. Его преимущества: обеспечение горизонтальной и вертикальной интеграцией доступности структуры поставщикам, посредникам, новаторам, финансамвысокое качество и конкурентоспособность регионального товараэффект синергизмаоптимальная скорость инициации идеи и ее практического воплощенияэффективность использования имеющихся ресурсов.

Туризм — одна из самых динамичных отраслей в экономике. Для многих регионов туризм является главным источником существования. Особое значение данная отрасль приобретает для дотационных регионов России, к которым относится Чувашская Республика. Так, рост сельского и экологического туризма позволяют стимулировать жизнедеятельность небольших поселков и деревень, а также такие отрасли, как сельское хозяйство, промышленность, строительство, культура и здравоохранение. Индустрия туризма позволяет создать рабочие места гораздо быстрее и легче, чем другие отрасли региональной экономики. Данная сфера деятельности является базой для реализации долгосрочной концепции развития экономической и социальной сферы территории, а также ее инфраструктуры. Вследствие комплексного подхода создаются предпосылки для сбалансированного роста, постепенного устранения негативных явлений и проблем всего региона. Несмотря на то, что туризм как сектор экономики Чувашской Республики в валовом региональном продукте занимает незначительную долю (менее 1%), он характеризуется стратегической точкой роста. Произведя комплексное исследование туристического потенциала республики, мы выявили наличие необходимых предпосылок для развития отрасли на основе кластерного подхода: концентрация туристических ресурсов в трех зонах (Северо-восточная — около 93% совокупного спроса, Западная — 3%, Южная — 4%), присутствие известных региональных брендов («Волжанка», «Чувашия» и др.), ежегодный прирост туристического потока (в среднем на 10−12%), наличие инициатив районов республики в области формирования турпредло-жений (действуют пять целевых программ). Кроме того, нами проанализированы факторы, тормозящие формирование республиканского туристического кластера. В их числе недостаточный уровень развития сопутствующей и поддерживающей инфраструктуры, небольшое количество предложений на рынке, слабая разработанность методической базы оценки эффективности функционирования отрасли.

Рекомендации по совершенствованию процесса стратегического развития туризма в регионе на основе кластерного подхода охватывают следующие направления деятельности:

1. Формирование туристической инфраструктуры региона, что включает в себя материально-техническую базу отрасли, развитие транспортной и информационно-маркетинговой инфраструктуры. Необходимым компонентом отраслевой стратегии является совершенствование нормативно-методической базы, которая включает в себя документы, регламентирующие деятельность кластерных структурпрограмму развития туризма Чувашской Республики на 20 112 020 гг.- комплексную программу развития территории трех дестинаций в Чувашии (Северо-восточная, Западная, Южная зоны). Использование комплексного освоения территории подразумевает формирование принципиально новой инфраструктуры, которая распределяет расходы на создание сопутствующей и поддерживающей инфраструктуры между всеми участниками кластера (и государства в том числе). Развитие территории в рамках кластера предполагает комплексную масштабную застройку в рамках единой концепции. Главные приоритеты окружения — это безопасность, экология, разнообразие, дизайн и культурная уникальность. Иными словами, это создание привлекательной среды обитания и отдыха.

2. Развитие регионального турпродукта, что подразумевает использование стратегии дифференциации, совершенствование нормативной базы в сфере сертификации и стандартизации туристических и сопряженных с ними услуг, создание эффективной системы контроля. Новизна предлагаемого подхода развития регионального туристического кластера заключается в построении эффективной системы стратегического маркетинга территории, где большое внимание уделяется позиционированию регионального турпродукта с учетом его аттрактивности, коммерциализации и уровня рыночной конкуренции. Оценка и выбор инвестиционного проекта также происходят с учетом этих показателей и лишь затем вводятся в кластерную матрицу.

3. Продвижение на национальный и мировой рынок, которое строится на маркетинговом подходе, объединяя событийный, информационный маркетинг, а также маркетинг дестинаций и туристических достопримечательностей республики. Важным аспектом для привлечения туристов и создания благоприятного образа территории является система информационного обеспечения. В первую очередь здесь речь идет об эффективном механизме формирования и продвижения информационного события за пределами региона, страны. Под информационным событием подразумеваются знаковые региональные мероприятия спортивного, культурного, научного, политического, экономического характера, т. е. все то, что может привлечь внимание мирового сообщества. Одним из важнейших условий эффективного функционирования туристической дестинации нашего региона является формирование его уникального имиджа, так как Чувашия как место для отдыха за пределами ПФО практически неизвестна.

Применение кластерного подхода к процессу стратегического развития туризма позволит создать успешно конкурирующую дестинацию, базирующуюся на инновационной платформегенерировать и реализовывать новые предложения на рынкестимулировать предпринимательскую деятельность и рост сопутствующих (общественное питание, транспорт, торговля) и поддерживающих (наука, культура, образование) отраслей, тем самым совершенствуя социальную инфраструктуру, что само по себе говорит об оздоровлении структуры региональной экономики. Показатели занятости в туризме — важный индикатор для развития территории, поскольку новые рабочие места в туриндустрии стимулируют развитие смежных областей инфраструктуры и всего сектора услуг. По мнению экспертов, одно рабочее место в туристической сфере ведет к появлению не менее 20 рабочих мест в сопутствующих отраслях. Это позволяет не только привлечь инвестиции в регион, но и улучшить уровень жизни населения, что является главной целью любого стратегического развития территории.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.А. Стратегическое рыночное управление / Пер. с англ. / Д. А. Аакер — СПб: Питер, 2002. — 235 с.
  2. А.Г. Стратегия социально-экономического развития России / А. Г. Аганбегян // Экономика и управление 2008. № 1 (33). — С. 7−9
  3. С.Г., Шогенов А. Б. Структуризация и типология структур в региональной экономике / С. Г. Азикова, А. Б. Шогенов // Региональная экономика: теория и практика 2008 июль. № 21 (78). — С. 27−29
  4. Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы / Л. Г. Азоев, А. П. Челенков М.: ОАО Типография новости, 2000. — 302 с.
  5. Р. Планирование будущего корпорации / Пер. с англ. / Р. Акофф М.: Прогресс, 1985.-269 с.
  6. А.В., Борисова Л. М. Основы региональной экономики / А. В. Андреев, Л. М. Борисова М.: КНОРУС, 2007. — 336 с.
  7. И. Новая корпоративная стратегия / Пер. с англ. / И. Ан-софф СПб.: Наука, 1991.-423 с.
  8. И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. / Науч. ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко / И. Ансофф — М.: Экономика, 1989. — 519 с.
  9. И.Т., Балабанов А. И. Экономика туризма: Учеб. пособие. / И. Т. Балабанов, А. И. Балабанов — М.: Финансы и статистика, 2002. — 176 е.: ил.
  10. И.Н. Регионоведение. Учебник. / И. Н. Барыгин — М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2007. 399 с.
  11. Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Л. Е. Басовский М.: ИНФРА-М. — 2001. — 232 с.
  12. И. Россия-2050 / И. Башмаков // Вопросы экономики -2008 август. № 8. С. 140−144
  13. Н.В. Проблемы стратегического планирования региональным развитием / Н. В. Бекетов // Региональная экономика: теория и практика -2008. № 35 (92).-С. 11−19
  14. А.А., Короткое Э. М. Системология организации: Учебник / А. А. Беляев, Э. М. Короткое М.: ИНФРА-М, 2000. — 247 с.
  15. С.В. Ресурсно-ориентированная теория стратегического менеджмента / С. В. Бобрышев М.: ИНФРА-М, 2005. — 365 с.
  16. Е.И., Кострюкова О. А. Планирование на предприятии туризма / Е. И. Богданов, О. А. Кострюкова М.: Бизнес-пресса, 2005. — 320 с.
  17. B.C. Экономика туризма: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / B.C. Боголюбов, В. П. Орловская. — М.: «Академия», 2005. -192 с.
  18. И.Ю., Савельева И. А. Бизнес-план предприятия. Теория и практика: серия «Учебники и учебные пособия» / И. Ю. Бринк, И. А. Савельева -Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. с. 225.
  19. И.А. Коммерческая оценка инвестиций / И. А. Бузова, Г. А. Маховикова, В. В. Терехова. СПб: Питер, 2004. — 212 с.
  20. А. Организационные структуры управления /А. Быкова М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест: Институт экономических стратегий, 2003. — 196 с.
  21. Васконселлос-и-Са Жоржи. Стратегические ходы: 14 наступательных и оборонительных стратегий / Васконселлос-и-Са Жоржи М.: Баланс Бизнес Букс, 2007. — 255 с.
  22. В.И., Степанов М. В. Региональная экономика. Основной курс / В. И. Видяпин, М. В. Степанов М.: Инфра-М, 2008. — 686 с.
  23. О.С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., пе-рераб. и доп. / О. С. Виханский — М.: Гардарики, 2000. — 296 с.
  24. Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Л. П. Владимирова М.: Издательский дом «Дашков и К0», 2000.-451 с.
  25. С.В. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России через призму интересов местного самоуправления / С. В. Вобленко // Практика муниципального управления 2009. — № 2 — С. 20−26.
  26. О.Д., Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: учебник
  27. Профессиональное образование) / О. Д. Волкогонова, А. Т. Зуб М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. — 256 с.
  28. А.Д., Жданов С. Б., Кузьмина Ю. А. Стратегическое управление персоналом / А. Д. Воробьев, С. Б. Жданов, Ю. А. Кузьмина // Управление персоналом 2008 август. № 15 (193). — С. 48−53.
  29. Гапоненко A. JL, Панкрухин А. П. Стратегическое управление: Учебник / A.JI. Гапоненко, А. П. Панкрухин М.: Омега-JI, 2004. — 222 с.
  30. Г. Я. Стратегический менеджмент: Конспект лекций. / Г. Я. Гольдштейн Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1995. — 158 с.
  31. Л.Ф., Середа Н. Д. Туризм как фактор экономического развития региона / Л. Ф. Гостева, Н. Д. Середа // Региональная экономика: теория и практика 2008 май. № 15 (72). — С. 88−94.
  32. А.П. Национальная экономика. 2-е изд. / А. П. Градов СПб.: Питер, 2005. —240 с.
  33. А.Г. Основы региональной экономики. Учебник. М.: ГУ — ВШЭ, 2006.-496 с.
  34. А.Г. Социально-экономическое пространство России: трансформационные тенденции и перспективы: Цикл публичных лекций «Академики РАН студентам ГУУ"/ ГУУ. / А. Г. Гранберг — М., 2004. — 41 с.
  35. А.Г., Суслов И. П., Суспицын С. А. Экономико-математические исследования многорегиональных систем / А. Г. Гранберг, И. П. Суслов, С. А. Суспицын // Регион: экономика и социология 2008. — № 2. — С. 120−150.
  36. Ю.В. Что такое кластеры и как их создавать? / Ю. В. Громыко // Институт региональных инновационных систем — 2007. 332 с.
  37. Ф.Ж., Келли Дж.Н. Преобразование организации / Ф. Ж. Гуйар, Дж.Н. Келли М.: ОАО Типография новости — 2000. — 227 с.
  38. В.Г. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие / В. Г. Гуляев М.: Советский спорт — 2008. — 213 с.
  39. И.Б. Стратегический менеджмент организации: Учебное пособие / И. Б. Гурков М.: ТЕИС — 2004. — 156 с.
  40. Г. В., Звягинцева О. П., Мироедов А. А. Регион в формировании социального государства / Г. В. Гутман, О. П. Звягинцева, А. А. Мироедов -М.: Финансы и статистика 2005. — 160 с.
  41. P.JI. Менеджмент / P.JI. Дафт СПб: Издательство «Питер», 2000.-832 е.: ил.
  42. Е.А. Маркетинг туристских территорий: учебное пособие / Е.А. Д жанджугазова М.: Академия — 2006. — 224 с.
  43. У. Тактический менеджмент / Пер. с англ.- Под ред. Л. П. Ковалик / У. Джонстон СПб.: Питер — 2001. — 436 с.
  44. С., Симкин Л. Практическое руководство по сегментированию рынка / С. Дибб, Л. Симкин СПб.: Питер — 2001. — 245 с.
  45. Доклад заместителя министра по физической культуре, спорту и туризму Чувашской Республики А. Н. Яковлева «Об итогах работы туристической отрасли Чувашской Республики за 2007 год».
  46. И.В. Региональная экономика и размещение производительных сил: Учебное пособие / И. В. Дорошенко М.: Благовест-В, 2006. — 152 с.
  47. П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / П. Друкер М: Издательско-торговый дом «ГРАНД», «ФА-ИР-ПРЕСС», 1998.-421 с.
  48. А.П. Маркетинг в туризме: Учеб. пособие. 2-е изд., пере-раб. и доп. / А. П. Дурович — Мн.: Новое знание, 2001. — 496 с.
  49. А. Аакер. Стратегическое рыночное управление / Дэвид А. Аакер. СПб.: Питер 2002. — 442 с.
  50. В.В. Прогнозирование национальной экономики: Учеб. пособие /В.В. Егоров, Г. А. Парсаданов- Гос. ун-т упр. М.: Инфра-М, 2001.- 183 с.
  51. Н.Е., Маренный М. А. Финансовый анализ кооперационных стратегий развития промышленных предприятий в сфере малого бизнеса / Н. Е. Егорова, М. А. Маренный // Финансовый менеджмент 2002. — С. 12−15.
  52. В.Н., Овчаров А. О. Проблемы развития регионального туризма в контексте влияния экономических рисков / В. Н. Едронова, А. О. Овчаров // Региональная экономика: теория и практика 2008 июль. № 21 (78). — С. 92−99
  53. Л.Г., Соколова М. И. Стратегический менеджмент / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова М.: Юристь, 2002. — 258 с.
  54. А.С. Стратегический маркетинг в туризме. Теория и практика / А. С. Запесоцкий СПб.: Изд-во СПбГУП, 2003. — 352 с.
  55. Э.А. Туризм в регионе: состояние, проблемы, перспективы / Э. А. Зелетдинова // Социологические исследования. 11/2005. № 11. — С. 96 105.
  56. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов / А. Т. Зуб М.: Аспект Пресс, 2002. — 415 с.
  57. Е.Н. Туроперейтинг. Стратегия и финансы / Е. Н. Ильина -М.: Финансы и статистика, 2005. 192 с.
  58. Информационная справка о развитии туризма, санаторно-курортного дела и гостиничного хозяйства в Чувашской республике за первое полугодие 2007 года.
  59. Информационная справка о развитии туризма, санаторно-курортного дела и гостиничного хозяйства в Чувашской Республике за 2007 год.
  60. А.В., Павлов К. В., Селин B.C. Проблемы и возможности индикативного планирования экономического развития регионов Севера России / А. В. Истомин, К. В. Павлов, B.C. Селин // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 29 (86). — С. 20−26.
  61. К., Куин Р. Диагностика и изменение организационной культуры, пер. с англ. / К. Камерон, Р. Куин СПб, Питер, 2001. — 300 с.
  62. Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Роберт Каплан, Дейвид Нортон М.: ЗАО «Олимп-Бизнес». 2008. — 320 с.
  63. В.А. Стратегический менеджмент в туризме / В. А. Квартальное М.: Финансы и статистика, 1999. — 496 с.
  64. Ким У., Моборн Р. Стратегия голубого океана / У. Ким, Р. Моборн -М.: ГИППО, 2005. 265 с.
  65. В.В. Региональная экономика России. Учебник / В. В. Кистанов, Н. В. Кольцов М.: Финансы и статистика. — 2009. — 584 с.
  66. М. Глобализация и инфраструктура: новые тенденции во взаимоотношениях государства и бизнеса / М. Клинова // Вопросы экономики. -2008 август. № 8. С. 78−90.
  67. М.И., Пучков В. В., Тютиков Ю. П. Стратегическое управление корпорациями / М. И. Кныш, В. В. Пучков, Ю. П. Тютиков — СПб.: Куль-ИнформПресс, 2002. 453 с.
  68. Коллинз Джим. От хорошего к великому. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге / Джим Коллинз СПб.: 2001. — 86 с.
  69. Ю.А. Региональная финансовая политика и экономика / Ю. А. Корчагин М.: Феникс, 2006. — 284 с.
  70. Ф., Асплунд К., Рейн И. и др. Маркетинг мест: привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы / Ф. Котлер, К. Асплунд, И. Рейн СПб.: Стокгольмская школаэкономики, 2005. 376 с.
  71. Кох Р. Как использовать и создавать эффективную стратегию / Ричард Кох СПб.: Питер, 2003. — 419 с.
  72. Дж. 36 стратегий для победы в эпоху конкуренции / Дж. Криппендорф СПб.: Питер, 2005. — 256 с.
  73. Н.Ю., Круглое М. И. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / Н. Ю. Круглова, М. И. Круглое М.: Изд-во РДЛ, 2003. — 185 с.
  74. Е.И. Эконометрия / Е. И. Кулинич М.: Финансы и статистика, 2001.-304 с.
  75. Ю.Н. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие / Ю. Н. Лапыгин М.: ИНФРА-М, 2007. — 236 с.
  76. Л.М. Оценка современного состояния сферы туризма в брянской области / Л. М. Липская // Региональная экономика: теория и практика. -2008. № 36 (93).-С. 92−97.
  77. М.В. Институциональное регулирование конкурентоспособности субъектов хозяйствования / М. В. Лисенков // Экономика и управление. 2008. № 1X33). — С. 213−216.
  78. К.Д. Методы прогнозирования экономических показателей / К. Д. Льюис М.: Финансы и статистика, 1986. — 318 с.
  79. Н.Н. Признаки и факторы региональной приоритетности развития туризма / Н. Н. Лысенко // Региональная экономика: теория и практика. 2008 июль. № 20 (77). — С.128−132
  80. Т.П., Мясоедова Л. В., Олейникова Ю. А. Стратегическое планирование на предприятии: Учебное пособие / Т. П. Любанова, Л. В. Мясоедова, Ю. А. Олейникова М.: ПРИОР, 2001.-252 с.
  81. В.И. Стратегическое планирование развития автотранспортных предприятий / В. И. Ляско М.: ООО «Благовест-В», 2003. — 195 с.
  82. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга / М. Мак-Дональд СПб.: Издательство «Питер», 2000,. — 320 е.: ил. — (Серия «Маркетинг для профессионалов»).
  83. А.С. Основные методологические подходы к разработке региональных программ формирования туристско-рекреационного комплекса России / А. С. Макекадырова // Региональная экономика: теория и практика. 2008 март. № 9 (66).- С. 84−88.
  84. Р.Г., Ахтариева Л. Г. Организационно-экономический механизм управления регионом: формирование, функционирование, развитие: монография / Л. Г. Ахтариева, Р. Г. Маннапов М.: КНОРУС, 2008. — 352 с.
  85. В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова Новосибирск: Сибирское соглашение, 2008.-288 с.
  86. А.В. Трансформация макросоциальных систем в постсоциалистическом мире: методологический аспект / А. В. Мартынов М.: 2006.238 с.
  87. Н.С. Управление структурой туристского кластера на основе маркетингового подхода / Н. С. Мартышенко // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 34 (91). — С. 74−80
  88. А. Принципы экономической науки / Маршалл А. М.: 1993−205 с.
  89. Менеджмент: Учебник / Под ред. В. В. Томилова М.: Юрайт-Издат, 2003.-421 с.
  90. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури М: Дело, 2007. — 856 с.
  91. А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой / А. А. Мигранян // Вестник КРСУ. 2002. — С. 13−16.I
  92. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Дж. Лэмпел СПб.: Питер, 2000. — 347 с.
  93. Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процесс / Г. Минцберг, Дж. Б. Куинн, С. Гошал СПб.: Питер, 2001. — 358 с.
  94. М.Г., Загородников С. В. Экономика отрасли (машиностроение): Учебник для средних специальных учебных заведений / М. Г. Миронов, С. В. Загородников — М.: Форум, 2008. — 318 с.
  95. Н. Туризм в российской провинции как ресурс местного развития / Н. Миронова // Муниципальная власть. 2005. № 3. — С. 78−80.
  96. Н.К. Стратегическое управление туристической фирмой / Н. К. Моисеева М.: Финансы и статистика, 2007. — 208 с.
  97. Н.М. Прогнозирование и стратегия социального развития России / Н. М. Найбороденко. М.: Маркетинг, 2003.- 352 с.
  98. P.M. Экономика развития: модели становление рыночной экономики / Рустем Нуреев М.: ИНФРА-М, 2008. — 640 с.
  99. Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020−2030 годов. Приложение к Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.
  100. Основы теории управления: Учебное пособие / Под ред. В.Н. Па-рахиной, Л. И. Ушвицкого. М.: Финансы и статистика, 2003. — 365 с. 103.0'Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг. Стратегический подход / Дж. О’Шонесси СПб.: Питер, 2002. — 864 с.
  101. Г. А. Международные экономические отношения. Экономика туризма / Г. А. Папирян М.: Финансы и статистика, 2000. — 208 с.
  102. В.Н. Стратегический менеджмент: учебник / В. Н. Парахина, Л. С. Максименко, С. В. Панасенко. 4-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2008. — 496 с.
  103. В.Н., Федоренко Т. М. Теория организации: Учебное пособие / В. Н. Парахина, Т. М. Федоренко М.: КНОРУС, 2004. — 365 с.
  104. Г. А. Прогнозирование и планирование социально-экономической системы страны (теоретико-методологические аспекты): Учеб. пособие для вузов по экон. спец. и направлениям /Г.А. Парсаданов. М.: Юни-ти, 2001.- 223 с.
  105. Г. А. Прогнозирование национальной экономики: Учеб. для вузов по специальности «Нац. экономика» направления «Экономика» /Г.А. Парсаданов, В. В. Егоров. М.: Высш. шк., 2002.- 304 с.
  106. Пер Дженестер, Дэвид Хасси. Анализ сильных и слабых сторон компании / Пер Дженестер, Дэвид Хасси М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. -215 с.
  107. В.И. Интеграция предприятий и формирование межотраслевых региональных кластеров / В. И. Перов // Региональная экономика: теория и практика. 2008 июнь. № 17 (74).- С. 15−19.
  108. Планирование на предприятии: Учебник / А. И. Ильин. 4-е изд., стереотип. Мн.: Новое издание, 2003. — 296 с.
  109. К.И. Научно-техническое развитие регионов России: теория и практика / К. И. Плетнев М.: Эдиториал УРСС. — 1998. — 216 с.
  110. Пол Р. Нивен. Сбалансированная система показателей / Пол Р. Нивен Днепропетровск: Баланс-Клуб. — 2003. — 375 с.
  111. С.А. Стратегический менеджмент: Видение — важнее, чем знание: Учебное пособие / С. А. Попов М.: Дело. — 2003. — 253 с.
  112. М. Международная конкуренция / Пер. с англ.- под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. / Портер М. М.: Международные отношения, 1993.-455 с.
  113. М., Самплер Дж., Прахалад С. К. Курс MB, А по стратегическому менеджменту / Майкл Портер, Джефри Самплер, С. К. Прахалад. М.: Альпина Паблишер, 2002. —213 с.
  114. М.Э. Конкуренция / Пер. с англ. / М. Э. Портер М.: Издательский дом «Вильяме», 2002. — 496 е.: ил. — Парал. тит. англ.
  115. Практикум по теории управления / Под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. М.: Финансы и статистика, 2003. 206 с.
  116. А.И. Методы развития организаций / А. И. Пригожин М.:1. МЦФЭР, 2003.-312 с.
  117. Приказ Федерального агентства по туризму № 69 от 18.07. 2007 г. «Об утверждении Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов Российской Федерации».
  118. Проблемы и перспективы развития российских территорий высокой концентрации научно-технического потенциала / Под общ. ред. В. В. Иванова, В. И. Матирко, К. И. Плетнева. М.: Сканрус, 2001. — 96 с.
  119. Разработка стратегии развития: Учебные материалы / Под ред. М. П. Синявиной, А. Н. Бурмистрова СПб., 2003. — 158 с.
  120. .А. Программно-целевое планирование и управление / Б. А. Райзберг, А. Г. Лобко. М.: Инфра-М, 2002. — 428 с.
  121. X. Универсальная система показателей деятельности. / Хьюберт Рамперсад. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004 — 169 с.
  122. Региональная экономика и управление: Учебник / Под общ. ред. А. Л. Гапоненко и Ю. С. Дулыпикова. —М.: Изд-во РАГС. 2006. — 616 с.
  123. Реестр действующих и разрабатываемых региональных целевых программ развития туризма в субъектах Российской Федерации.
  124. Республиканская целевая программа развития туризма в Чувашской Республике на период 2005—2010 гг.
  125. Роберт Каплан, Дейвид Нортон. Стратегические карты / Роберт Ка-план, Дейвид Нортон М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. — 315 с.
  126. Е.Д., Царегородцев Е. И. Кластерные стратегии развития экономики региона / Е. Д. Рыжаков, Е. И. Царегородцев // Региональная экономика: теория и практика. 2008 март. № 9 (66).— С. 23−25.
  127. Т.Ф., Рябова Н. В. Выбор принципов развития субъектов рыночной экономики по уровням управления / Т. Ф. Рябова, Н. В. Рябова // Регио- нальная экономика: теория и практика. 2008. № 35 (92). — С. 7−10 .
  128. А.Э., Пшеничных Ю. А. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие для вузов. / А. Э. Саак, Ю.А. Пшеничных- СПб.: Питер Пресс, 2007. 480 с.
  129. Семь нот менеджмента / Под ред. В. Красновой, А. Привалова. М.: ЗАО Журнал «Эксперт», 2001. 751 с.
  130. В. Стратегия развития России: ориентиры и ограничения / В. Сенчагов // Вопросы экономики. 2008 август. № 8. — С.119−130
  131. И.В., Скопин А. О. Оценка эффективности системы управления сферой физкультурно-оздоровительных услуг в регионе / И. В. Скопина, А. О. Скопин // Региональная экономика: теория и практика. 2008 июль. № 19 (76).-С. 99−102.
  132. Н.Н. Стратегический менеджмент / Н. Н. Смирнов СПб.: Питер, 2002. — 254 с.
  133. B.C. Стратегический менеджмент: Учебник / B.C. Соловьев Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. — 358 с.
  134. С.В. Основные подходы к формированию методов оценки социально-экономического состояния городов / С. В. Соханевич // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 30 (87). — С. 21−25.
  135. В.В. Формирование и реализация стратегий маркетинга туризма в регионе / В. В. Спицын // Региональная экономика: теория и практика. -2008 апрель. № 11 (68).- С. 91−100.
  136. Стенографический отчет о Расширенном заседании Государственного совета Российской Федерации от 8 февраля 2008 года.
  137. Стратегический менеджмент / Под ред. Петрова А. Н. — СПб.: Питер, 2007. 496 е.: ил.
  138. Д.А. Стратегическое планирование / Д. А. Стейнер М., 2000.- 115 с.
  139. Стратегический менеджмент. Тематический сборник. Вып. 6. Проблемы теории и практики управления. М., 2001. 95 с.
  140. Стратегическое планирование и управление: Учебное пособие / Под ред. проф. А. Н. Петрова. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. 2008. — 415 с.
  141. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Под ред.: А. Г. Гранберга, Д. С. Львова, А. П. Егоршина М.: Изд-во «Экономика», 2004 -605 с.
  142. Стратегия развития России до 2020 г. Выступление Президента РФ на расширенном заседании Государственного совета. — М., Кремль. 8 февраля 2008 г.
  143. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года
  144. С.А. Измерение и анализ пороговых значений в региональных кластерах / С. А. Суспицын // Регион: экономика и социология. 2007. № 1. С. 69−86.
  145. С.А. Исследования территориальных систем / С. А. Суспицын // Регион: экономика и социология. 2008. № 2. С. 20−48.
  146. А.И. Построение инновационной экономики в РФ: проблемы и перспективы / А. И. Татаркин, А. Ф. Суховей. // Инновации: новые технологии, маркетинг, инвестиции, внедрение / Гл. ред. Б. В. Салов. СПб.: Трансфер. 2007. № 7. С. 11−18.
  147. , А. Стратегия сбалансированного планирования регионального развития / А. Татаркин, О. Козлова. // Общество и экономика: международный научный и общественно-политический журнал / Гл. ред. К. Микульский. М.: Наука. 2008. № 5 — С. 88−100.
  148. Территориально-производственные комплексы: новые условия формирования: сб. науч. тр. / Под ред. Бандмана М. К., Лариной Н. И. Новосибирск: МЭИОПП, 1991. — 159 с.
  149. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. / А. А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 576 с.
  150. Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 года № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».
  151. Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
  152. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Соломатина. М.: Высшая школа, 2000. — 165 с.
  153. Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р. А. Фатхутдинов М.: ИНФРА-М. — 2000. — 312 с.
  154. Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. / Р.А. Фатхутдинов- 5-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2002. 448 с.
  155. Л., Рэнделл Р. Курс МВА по стратегическому менеджменту / Пер. с англ. / Л. Фаэй, Р. Рэнделл М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 231 с.
  156. Г. Г., Орешин В. П. Региональная экономика и управление: Учебник / Глеб Фетисов, Валерий Орешин М.: ИНФРА-М, 2006. — 416 с.
  157. Функции, принципы оценки потенциала регионального туристского комплекса и требования к ее проведению // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 24 (81).- С. 86−88.
  158. Харро фон Зегнер. Стратагемы/ Харро фон Зегнер М.: ЭКСМО, 2004.- 185 с.
  159. Г. Р., Цыбатов В. А. Технология прогнозирования регионального развития: опыт разработки и использования / Г. Р. Хасаев, В. А. Цыбатов // Проблемы прогнозирования. 2002. — № 3. — С.64−82.
  160. В.А. Роль органов местного самоуправления в формировании стратегии устойчивого развития региона / В. А. Холопов // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 29 (86). — С. 14−19.
  161. Т. Кластерная теория экономического развития / Т. Цхан. Теория и практика управления. 2004. № 10. — С. 12−15.
  162. Р., Эквилайн Н., Якобе Р. Производственный и операционный менеджмент, 8-е издание.: Пер. с англ. / Чейз, Ричард, Б., Эквилайн, Николас, Дж., Якобе, Роберт, Ф. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. — 704 е.: ил. -Парал. тит. англ.
  163. А.Д., Жукова М. А. Управление индустрией России в современных условиях: учебное пособие. / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова М.: КноРус, 2007.-416 с.
  164. Л.С. Стратегическое целеполагание региона как субъекта развития. / Л. С. Шеховцева // Региональная экономика: теория и практика. -2008 июль. № 19 (76). С. 58−66
  165. Р.И. Регион: диагностика и прогнозирование / Отв.ред. В. В. Кулешов / Р.И. Шнипер- ИЭиОПП СО РАН. Новосибирск, 1996. — 135 с.
  166. Экономика Чувашской Республики: учеб. пособие / под ред. Л.П. Ку-ракова. 2-е изд., перераб. и доп. — Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2007. — 576 с.
  167. А.Ю. Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач. / А. Ю. Юданов М.: КноРус, 2007. — 464 с.
  168. К.Н., Таймасов А. Р., Янгирова А. В. Региональная экономика. Учебное пособие / К. Н. Юсупов, А. Р. Таймасов, P.P. Ахунов, А. В. Янгиров — М: КНОРУС, 2006. 231 с.
  169. В.Н. Оценка факторов формирования рынка консалтинговых услуг как движущей силы развития экономики региона. / В. Н. Юшко // Региональная экономика: теория и практика. 2008 июль. № 19 (76). — С.78−84
  170. B.C., Безрукова H.JL Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт / Под ред. B.C. Янкевича. М.: Финансы и статистика, 2003. — 416 е.: ил.
  171. Dahmen Е. Entrepreneurial Activity and the Development of Swedish Industry, 1919−1939. / E. Dahmen — Stockholm, 1950. p. 312.
  172. Feldman V.P., Audretsch D.B. Innovation in Cities: Science based Diversity / V.P. Feldman, D.B. Audretsch Specialization and Localized Competition-European Economic Review, № 43, 1999, P. 409−429.
  173. Learner E.E. Souses of International Comparative Advantage: Theory and Evidence / E.E. Learner Cambridge, MIT Press, 1984. — p. 321.
  174. Mattsson L.G. Management of Strategic Change in a «Markets-as-Networks» Perspective. In the Management of Strategic Change / Ed. by Fndrew M. Pettigrew / L.G. Mattsson Oxford, N.Y., 1987. — p. 212.
  175. Quinn, R.E. Beyond Rational Management / R.E. Quinn San Francisco: Jossey-Bass, 1988.-p. 156.
  176. Soulie D. Filieres de Production et Integration Vertical / D. Soulie Annates des Mines, Janvier 1989. — P. 21−28.
  177. Steiner G.A. Top Management Planning / G.A. Steiner New York, 1969.-p. 236.
  178. Tolenado J.A. Propjs des Filires Industrielles / J.A. Tolenado Revue d’Economie Industrielle. V. 6. — 1978. — 14. — P. 149−158.
  179. Каскадирование и декомпозиция стратегических блоков
  180. Стратегические блоки Организационные уровни управления туризмомрегиональный районный дестинации объекта1. Комплексный анализ
  181. Анализ турпотенциала к к к д
  182. Анализ макропоказателей отрасли к к к к1. SWOT-анализ к к к к
  183. Анализ конкурентов к д д к
  184. Анализ развития инфраструктуры туризма к к к д
  185. Анализ передового опыта к к
  186. Анализ эффективности управления отраслью к
  187. Маркетинговое позиционирование
  188. Определение направлений развития туризма к д д д
  189. Определение территориальных границ турцентров к к Д
  190. Целевое сегментирование к К
  191. Позиционирование регионального турпродукта к д д Д
  192. Формирование регионального турпродукта к д Д д
  193. Стратегическое планирование
  194. Стратегическое видение к д1. Миссия к д1. Образ к д Д д
  195. Стандарты и направления турдеятельности к к к К
  196. Стратегические цели и показатели к д к д
  197. Концепция развития к д д д4. Организация процессов
  198. Система управления к д д д
  199. Система обучения персонала к д д д
  200. Инновационная политика к д д д
  201. Система финансирования инициатив к д
  202. Проектирование кластерной структуры к
  203. Интеграционные механизмы в отрасли к д д д
  204. Система управления кластерной структурой к д д д
  205. Коммуникационная политика кластера к д д
  206. Информационное обеспечение к к к к
  207. Система продвижения к к к к
  208. Система контроля за качеством продукции к к к д5. Пути реализации стратегии
  209. Стратегические программы к Д д Д1. Проекты к Д
  210. Стратегические инициативы к Д
  211. Методы и приемы работы к к1. Условные обозначения: к каскадирование аспекта более высокого уровня д — декомпозиция аспекта более высокого уровня
  212. Анализ текущего состояния туристической отраслив Чувашской Республике
  213. Факторы Сильные стороны Слабые стороны1 2 3
  214. Экономические показатели отрасли Прирост по отрасли 17,1%' Оборот по отрасли — 1064,6 млн руб. Турпоток 156 тыс. чел. Туризм составляет 1% ВРП Средняя стоимость 1 путевки — 10 226 руб. 5000 иностранных клиентов Износ основных фондов свыше 45%
  215. Инвестиционные вложения в отрасль Целевое финансирование на основании программы «Развития туризма ЧР на 2005−2010 гг.» Неэффективное использование финансовых ресурсов Отсутствие маркетингового подхода при выборе инвестиционного проекта
  216. Источник: Отчетные данные Министерства по физической культуре, спорта и туризма Чувашской Республики за 2008 г.
  217. Источник: Данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистике по Чувашской Республике за 2009 г. 1 2 3
  218. Информационное обеспечение Туристический портал Участие в выставках Каталоги о Чувашии Малая известность туридей районного (сельского) производителя Отсутствие освещения проектов в прессе, отсутствие ссылок на ЧР в рейтинговых турпорталах России
  219. Деятельность на зарубежных рынках Участие в проекте «Великий Волжский Путь» по развитию круизного туризма для иностранных судов Неизвестность бренда «Туристическая Чувашия» за рубежом Отсутствие договоров с зарубежными туроператорами
  220. Деятельность профессиональных ассоциаций Отсутствие профессиональных региональных объединений (например, по видам туризма) Слабое представительство в российских и международных ассоциациях
  221. Источник: рейтинговое агентство Эксперт РА (по данным Росстата), материал 2010 г. 1751 2 3
  222. Географическое положение Чувашия входит в состав ПФО, расположена в центре европейской части РФ, в среднем течении Волги, в междуречье Суры и Свияги. Расстояние от Чебоксар до Москвы около 630 км. Большая удаленность от европейских и азиатских стран
  223. Чувашия заняла первое место в рейтинге регионов по качеству государственного управления, составленном экспертами Высшей школы экономики.
Заполнить форму текущей работой