Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методология управления социальными процессами в научных и образовательных системах на основе когнитивных и динамических моделей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

РФ за 2001 -2002 г. г. «Создание системы, открытого образования» в рамках" проекта «Методологические основы построения экспертных систем психоло-ш-педагогической поддержки обучаемых в системе открытого образования», проведение научных исследований, поддержанных грантом РФФИ 03−790 242 «Интернет-комплекс поддержки выполненияпроектов фундаментальных исследований’сложных систем с применением… Читать ещё >

Содержание

  • Принятые сокращения
  • Глава 1. Анализ социальных проблем и их роль в обществе
    • 1. 1. Актуальность изучения социальных процессов и объектов и методов их исследования
    • 1. 2. Анализ особенностей социальных процессов как объектов познания
    • 1. 3. Проблемы развития высшего профессионального образования в современном обществе
    • 1. 4. Подготовка научных кадров — важнейшая проблема развития науки и образования
    • 1. 5. Малые научные группы как объекты социальных исследований
    • 1. 6. Цель и задачи исследования
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Методологии исследования социальных процессов и объектов
    • 2. 1. Триадная методология описания и моделирования социальных процессов и объектов
    • 2. 2. Системный подход к построению обобщенной методологии исследования социальных систем
    • 2. 3. Методологии управления социальными процессами в форме соединения триад
      • 2. 3. 1. Методология организации движения к цели как форма выражения социальных потребностей
      • 2. 3. 2. Методология управления процессом подготовки научных кадров
      • 2. 3. 3. Методология организации решения научно-прикладной проблемы
    • 2. 4. Методологии исследования социальных процессов и объектов
      • 2. 4. 1. Методология моделирования социальных процессов
      • 2. 4. 2. Методология оценки интегрального показателя качества социальной системы
    • 2. 5. Системный подход к анализу инновационной деятельности в области образования и науки
      • 2. 5. 1. Инновационная деятельность как абстрактная система
      • 2. 5. 2. Структура инновационной деятельности в науке
      • 2. 5. 3. Структура инновационной деятельности в образовательной системе
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Системный подход к анализу качества образовательного процесса
    • 3. 1. Системная, модель оценки качества процесса обучения на основе триад знаний и методология управления качеством обучения
    • 3. 2. Модель формирования знаний у выпускника-специалиста и модели его компетентности
    • 3. 3. Системная модель взаимоотношения с работодателем
    • 3. 4. Модель оценки универсальных и профессиональных компетенций специалистов на основе экспертных компетенций Европы и России. Системные принципы компетенции
    • 3. 5. Системный подход к анализу качества процесса преподавания на основе экспертных оценок рейтинга преподавателей
    • 3. 6. Системный подход к построению модели компетенций преподавателя вуза
    • 3. 7. Анализ процессов передачи и усвоения знаний на основе когнитивных моделей в форме триад
  • Выводы по третьей главе
  • Глава 4. Системный подход к управлению процессом подготовки научных кадров на основе информационных технологий
    • 4. 1. Методология организации процесса обучения в аспирантуре
    • 4. 2. Модель процесса обучения в аспирантуре с участием информационной системы поддержки деятельности аспиранта и организация структуры ИСА
    • 4. 3. Функциональная модель контроля и планирования работы аспиранта над диссертацией
    • 4. 4. Функциональная модель психодиагностики для учета психологических факторов в процессе обучения в аспирантуре
    • 4. 5. Функциональная модель поддержки принятия решения в проблемных ситуациях, возникающих в процессе обучения в аспирантуре
    • 4. 6. Функциональная модель прогнозирования результатов обучения в аспирантуре
    • 4. 7. Информационная модель системы поддержки деятельности аспиранта на основе современных информационных технологий
    • 4. 8. Экспертная оценка возможностей информационной системы поддержки деятельности аспиранта
    • 4. 9. Анализ качества диссертационных работ на основе экспертных оценок
    • 4. 10. Системный подход к анализу психологических факторов, влияющих на достижение цели в научно-образовательных системах
  • Выводы по четвертой главе
  • Глава 5. Анализ деятельности малых научных групп как объектов социальных исследований на основе линейных когнитивных моделей с учетом влияния человеческого фактора
    • 5. 1. Анализ подходов к исследованию и моделированию научных коллективов
    • 5. 2. Построение когнитивных моделей процессов управления деятельностью малых научных групп при выполнении проекта
    • 5. 3. Качественный анализ функционирования малых научных групп на основе линейных когнитивных моделей
    • 5. 4. Когнитивные модели структуры личности и общения двух личностей
    • 5. 5. Когнитивный анализ структурных свойств личности и процесса взаимодействия двух личностей при выполнении проекта
  • Выводы по пятой главе
  • Глава 6. Анализ процессов самоорганизации в малых научных группах на основе нелинейных когнитивных моделей
    • 6. 1. Синергетический подход к самоорганизации в малых научных группах
    • 6. 2. Модель и синергетические свойства малой научной группы первого типа
    • 6. 3. Модель и синергетические свойства малой научной группы второго типа
    • 6. 4. Модель и синергетические свойства малой научной группы третьего типа
  • Выводы по шестой главе

Методология управления социальными процессами в научных и образовательных системах на основе когнитивных и динамических моделей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Системный анализ деятельности человека в таких сферах жизни общества, как образование и наука при современных высоких темпах развития цивилизации представляет особый интерес с целью обеспечения" как. качества этой: деятельности, так и устойчивого развития человечества.

Проблема развития, — национальнойсистемы образования включает в себякак сближение с европейскимиобразовательными системами на основе принциповЮНЕСКО и Бол о некого соглашения, так и. повышение качестваобразования наосновефундаментализации и использования информационных технологий, а также обеспечениеобщедоступности для творческого развития студента и опережающего характера развития-системыобразования за счет органической связи с наукойи высокого уровня компетентности каквыпускника, так и преподавателя вуза [1,9,15,16,17,28,29,30,31,293,294,228]. '.

В решение этой проблемы внесли большой вклад работы отечественных ученых: В. И. Байденко, Ю. Г. Татура, И. А. Зимней. Н. А. Селезневой, С. Н. Васильева, А. МНовикова, Д. А. Новикова, А. И. Субетто, И. Б. Федорова, Ю. С. Васильева, В: Н. Козлова, В. В. Шукшунова, Б. Г. Литвака, Ю. П. Адлера, А. С. Масленникова, В: М. Полонского, Л. Н. Елисова, Ю. В. Фролова, М. МПоташника, М. Т. Минина, Г. Б. Скок, М. Б. Челышковой, А. И. Чучалина, В. 3. Ямпольского,. О. Г.- Берестневой, Д. А. Махотипо, В: Д. Шадрикова, А. А. Добрякова, В. И. Федянина, Е. П. В яловой, А. А. Дульзона, Ю. К. Черновой, В. В. Щипанова и многих других.

Несмотря на огромное количество публикаций, некоторые актуальные стороны этой глобальной проблемы остались малоизученными. В исследованиях диссертационной работы автор предлагает на основе системного подхода разработку механизма построения обобщенной методологии описания управления исследования и моделирования социальных процессов и объектов и использование этих методологий для оценки качества преподавания, рейтинга преподавателей, компетенции выпускника и других характеристик образовательного процесса для подготовки научных кадров на основе информационных технологий и оценки качества диссертационных работ, для анализа процессов самоорганизации в малых научных группах.

Объект исследований: социальные процессы и объекты (СПО) в образовании и в науке на основе системной (триадной) концепции их описания и когнитивного моделирования с учетом действия психологических факторов.

Предмет исследования: методология управления и анализа СПО их когнитивные и динамические модели, а также оценки их свойств на основе этих методологий и моделей.

Цель работы: разработка научных основ системного подхода к построению методологий управления и исследования СПО в научных и образовательных системах на базе структурных, иерархических, когнитивных, линейных и нелинейных динамических моделей с учетом действия психологических факторов и оценка эффективности предложенных подходов.

Задачи исследования:

1 .Разработать на основе системного (триадного) подхода обобщенную методологию описания, управления, исследования и моделирования СПО в научной и образовательной сферах с использованием когнитивных и динамических моделей.

2.Разработать системные (структурные) модели оценки характеристик СПО, в том числе модели оценки качества образовательного процесса.

3.Разработать систему управления процессом подготовки научных кадров на основе информационных технологий, включающих функциональные модели и программное обеспечение информационной системы поддержки деятельности аспиранта, а также модель оценки качества диссертационных работ.

Проанализировать деятельность малых научных групп на основе линейных когнитивных моделей, в том числе на основе когнитивной модели структуры личности.

5.Исследовать процессы самоорганизации в малых научных группах на основе когнитивных нелинейных динамических моделей.

6.Проанализировать эффективность предложенных моделей и подходов на основе предложенных методик решения прикладных задач.

Научная новизна полученных результатов заключается в следующем:

1. Научная новизна разработанной обобщенной методологии управления и исследования СПО заключается в том, что она построена на системной концепции описания и моделирования СПО’в виде множества взаимосвязанных триад, что позволило сформировать конкретные методологии:

• методологию формирования направлений исследования социальных процессов в виде иерархий триад;

• методологию управления социальными процессами в форме соединения триад;

• методологию и модель организации в триадной форме движения к цели управления процессом подготовки научных кадров;

• организации решения научно-прикладной проблемы;

• методологию моделирования в триадной форме социальных процессов;

• методологию оценки в триадной форме интегрального1 показателя социальных систем;

• методологию формирования в триадной форме структуры инновационной деятельности как системы.

2. Научная новизна разработанных системных методологий заключается в использовании их при построении предложенных моделей:

• модель оценки качества обучения на основе триад знаний;

• модель формирования знаний и компетентности выпускника;

• модель взаимоотношений выпускника с работодателем—"*—.

• модель оценки качества преподавания на основе рейтинга преподавателей;

• модель компетенций преподавателя вуза;

• модель влияния психологических факторов на процесс достижения. цели;

• модель оценки качества диссертационных работ.

3. Научная новизна предложенной системы управления процессом* подготовки научных кадров заключается в разработке информационной системы поддержки деятельности аспиранта и в наполнении ее структуры различными функциональными моделями и соответствующим программным обеспечением, позволяющим проводить контроль результатов5 деятельности аспиранта в реальном времени.

4. Научная новизна анализа деятельности малых научных групп заключается в применении линейных когнитивных моделей для качественного анализа функционирования МНГ, а также в построении когнитивной модели структуры личности и модели общения-двух личностей при выполнении проекта для5 выявления влияния интеллектуальных, эмоциональных и трудовых свойств личности на процесс достижения цели.

5. Научная новизна исследований процессов самоорганизации в МНГ заключается как в построении когнитивных нелинейных динамических моделей взаимодействия разных по характеру и уровню знаний* участников проекта с учетом их неопределенного и непредсказуемого поведения в различных типах организационных структур, так и в выявлении синергети-ческих свойств рассматриваемого многообразия структур МНР.

Методы исследования. Поставленные в диссертационной работе задачи решены с использованием методов системного анализа и положений общей теории систем, теории дифференциальных уравнений, теории управления, теории графов, теории когнитивного и динамического моделирования, теории когнитивной психологии, теории принятия решений и экспертных систем.

Основные научные результаты, выносимые на защиту.

1. Обобщенная методология описания, управления, исследования и моделирования социальных процессов и объектов, построенная на триадной системной форме в виде множества взаимосвязанных триад, образующих единое целое и представленных в виде иерархической или замкнутой цепной (триадной) структуры.

2. Системные и когнитивные модели анализа свойств и характеристик образовательных процессов, в том числе системная модель процесса обучения в форме триад знаний.

3. Информационная система поддержки деятельности аспиранта при подготовке научных кадров, включающая функциональные модели, программное и информационное обеспечение системы, а также модель оценки качества диссертационных работ.

4. Технология анализа деятельности малых научных групп на основе линейных когнитивных моделей. Когнитивная модель структуры личности и модель взаимодействия двух личностей на трех уровнях при выполнении проекта.

5. Технология анализа процессов самоорганизации в малых научных группах на основе нелинейных когнитивных моделей и выявление роли человека в процессе самоорганизации.

6. Результаты анализа эффективности предложенных методологий и моделей при решении прикладных задач.

Практическая значимость результатов. Практическая значимость результатов диссертационной работы определяется тем, что использование предложенных методологий, моделей, систем и технологий позволяет повысить качество и эффективность как исследований социальных процессов в образовательных и научных системах, так и процессов подготовки специалистов и научных кадров, а также процессов самоорганизации в малых научных группах.

Основные результаты работы использованы при выполнении научных программ ФЦП «Интеграция» (1997;2002г.г., 2002;2006г.г.), при научных исследованиях по программе Министерства высшего и профессионального образования Российской Федерации за 2001 г., в программе Минобразования.

РФ за 2001 -2002 г. г. «Создание системы, открытого образования» в рамках" проекта «Методологические основы построения экспертных систем психоло-ш-педагогической поддержки обучаемых в системе открытого образования», проведение научных исследований, поддержанных грантом РФФИ 03−790 242 «Интернет-комплекс поддержки выполненияпроектов фундаментальных исследований’сложных систем с применением интеллектуальных технологий на базе экспертных систем» (2007 г.) — «Научное, научно-техническое, материально-техническое: иинформационноеобеспечение создания системы образования» и при проведении научных исследований в рамках проектов Грант РФФИ 07−08−538-а в течение 2007;2009 по теме: «Поддержка принятиярешений по управлению? сложными-динамическими объектами в критических ситуациях на основе инженерии знаний», Грант РФФИ 10−08−743-а в течение 201:0−2012; по теме: «Управление процессами функционирования сложных динамических, территориально распределенных систем на основе алгоритмов обработкизнаний в условиях неопределенности и риска возникновения критических ситуаций», а также в учебном процессе Уфимского го-, сударственного авиационного. технического университета., .

Апробация работы.

Основные результаты и положения диссертационной работы докладывались^ обсуждались на следующих научно-технических конференциях:

1:. СимпозиумШАС «Производство, моделирование, менеджмент и управление», Патрас, Греция, 2000 г.

2. Международные научные конференции «Компьютерные науки и информационные технологии», CSIT: Янгантау, Россия 2000 г.- Уфа, Россия 2001 г.- Патрас, Греция 2002 г.- Уфа, Россия 2005 г.- Карлсруэ, Германия 2006 г.-Уфа, Россия 2007 г.

3. III, V — XI Международная конференция «Проблемы управления и моделирования в сложных системах», Самара, СНЦ РАН, Россия, 2001 г., 2003 — 2009 Г.Г.

4.1 Всероссийская научно-техническая конференция «Мехатроника, автоматизация, управление», Владимир, Россия, 2004 г.

5. IV Всероссийская научно-методическая конференция «Управление экономикой: методы, модели, технологии», Уфа, Россия, 2004 г.

6. II Всероссийская научно-техническая конференция «Мехатроника, автоматизация, у правление», Уфа, Россия, 2005 г.

7. Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы методологии, философии, науки и образования», Москва-Уфа, 2007 г.

8. II, III Международная научно-практическая конференция «Управление качеством образования в современной России», Пенза, Россия, 2007 г., 2008 г.

9. XIX Всероссийская научно-техническая конференция «Математические методы и информационные технологии в экономике, социологии и образовании», Пенза, Россия, 2007 г.

10. «Управление качеством образования в современной России», Пенза, Россия, 2008 г.

11. IV Международная научно-практическая конференция «Проблемы качества образования в современном обществе», Пенза, Россия, 2008 г.

Публикации. Результаты диссертационной работы опубликованы в 60 печатных работах, из них один препринт монографии (в соавторстве), 2 учебных пособия (одно с грифом УМО Минобразнауки РФ), в 10 статьях из списка ВАК РФ, 31 статьях в межвузовских сборниках трудов, 14 статьях в трудах Международных НТК, одно свидетельство об официальной регистрации программ в РосАПО.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, шести глав основного материала, заключения, библиографического списка и одного приложения. Основной текст работы изложен на 409 страницах машинописного текста, включая 113 рисунков и 23 таблицы. Библиографический список со.

Данные выводы могут быть восприняты как рекомендации при управлении малыми научными группами.

5. Поставлена и решена задача исследования процессов самоорганизации в различных типах МНГ как социальных объектов с точки зрения синергетического и системного подходов с целью выявления возможных темпов движения малых коллективов при выполнении научного проекта.

Переход МНГ как нелинейной динамической системы из режима самоорганизации в режим внешнего управления позволяет ликвидировать возникающую под действием внутренних факторов дестабилизацию процесса самоорганизации.

За счет соответствующей организации отношений между участниками проекта можно достичь управляемых режимов поддержания желаемых темпов выполнения работ по научным проектам.

Для восстановления темпа выполнения научного проекта в конфликтной ситуации требуется вложение добавочных ресурсов со стороны участников.

Для стабилизации темпов выполнения работ по научному проекту определены необходимые условия, которые должны быть соблюдены при принятии управленческих решений по самоорганизации.

Выявлены дестабилизирующие факторы, которые вызывают детерминированный хаос в поддержании темпов выполнения работ по НП и которые должны быть устранены в процессе самоорганизации.

6. Практическую ценность диссертационной работы представляют следующие результаты:

• триадная концепция построения методологий направленных на совершенствование механизмов познания, описания, исследования, управления и моделирования социальных процессов и объектов в сфере образования и науки, и способствующих построению частных методологий;

• организационная система управления качеством процесса обучения на основе триад знаний, которая направлена на ликвидацию стратегических, системных, организационных, семантических, методических и кадровых ошибок;

• иерархические модели оценки качества преподавания, компетенции и рейтинга преподавателя;

• иерархическая модель компетенции выпускника с учетом требований работодателя;

• повышение качества подготовки научных кадров на основе использования информационной системы поддержки деятельности аспиранта, которая дает возможность непрерывного контроля и прогнозирования срока окончания работы над диссертацией и способствующая повышению эффективности подготовки научных кадров в целом;

• иерархическая модель оценки качества диссертационных работ;

• учет влияния человеческого фактора при оценке компетенции педагога, выпускника, аспиранта и научного руководителя, а также на процесс выполнения научного проекта в МНГ;

• выявление синергетических свойств при действии стабилизирующих и дестабилизирующих факторов на процесс самоорганизации малых научных групп при выполнении научных проектов;

• использование полученных результатов при подготовке специалистов и научных кадров, а также при управлении малыми группами в форме руководства и консультаций.

Таким образом, поставленные в диссертации задачи исследования решены полностью и поставленная цель достигнута.

Заключение

.

В диссертации решена имеющая важное научно-практическое значение проблема разработки научных основ системного подхода к построению методологий управления и исследования социальных объектов и процессов в сфере образования и науки на базе структурных, иерархических, когнитивных, линейных и нелинейных динамических моделей с учетом влияния человеческого фактора.

Сущность предложенного подхода заключается в развитии триадной концепции и в применении ее как для описания структур социальных объектов и процессов, так и для построения различных классов их моделей, предназначенных для исследования их свойств и совершенствования процессов управления с учетом влияния человеческого фактора.

Основные научные и практические результаты работы состоят в следующем.

1. Предложены две изоморфные модели абстрактной системы, составленные из множества взаимосвязанных триад, описывающие строение, функционирование и развитие систем различной физической природы. Предложены шесть принципов представления систем в триадной форме. При этом каждая триада несет семантическую нагрузку.

Предложена универсальная теоретико-множественная форма описания сложных социальных процессов и объектов в виде множества взаимосвязанных триад, образующих единое целое и представленных в виде иерархической, замкнутой цепной или других структур.

Первый способ описания сложной системы осуществляется путем последовательного расширения триад, вложенных друг в друга и образующих единое целое. При этом следует соблюдать системный закон триад: для полного познания сущности системы нельзя ограничиваться изучением отдельных триад, а необходимо изучить все множество взаимосвязанных триад, принадлежащее данной системе.

Системный подход на основе триад позволил построить обобщенную методологию формирования направлений исследования социальных систем в виде иерархической модели с выделением уровней строения, обмена, движения и изучаемых областей знаний.

Второй способ описания процесса движения к цели сводится к последовательному построению связанных друг с другом триад как элементарных систем с общей отрицательной обратной связью. Полученная цепь триад охватывает все важнейшие этапы организационных действий, объединяя их в единую систему. При этом оптимизация пути к достижению цели достигается путем развития^ и совершенствования каждой триады. На данном способе построены системные модели и методологии как процесса управления подготовкой научных кадров, так и организации решения научно-прикладной проблемы, а также достижения поставленной цели как удовлетворения желаемой потребности.

Предложена многоэтапная методология моделирования социальных процессов, основанная на разработанной иерархической системе моделей, объединяющей в себе системные (структурные), когнитивные, динамические и функциональные модели.

Предложена методология оценки интегральных показателей социальной системы в виде построения многоуровневой системы, на верхнем уровне которой расположены системные показатели с последующей их декомпозицией на более мелкие показатели.

Показано, что инновационная деятельность как система имеет трехуровневую структуру, на каждом уровне которой модель организационных действий оказывается одинаковой в том смысле, что цель достигается в результате действия как отрицательных факторов, так и положительных факторов, целенаправленное изменение которых осуществляется системами планирования, прогнозирования и управления.

2. Предложена системная модель процесса обучения на основе триад знаний. На основе этой системной модели разработана методология оценки качества процесса обучения, которая позволяет выявлять стратегические, системные, организационные, семантические, методические, кадровые ошибки в организации системы управления качеством процесса обучения и подготовки специалистов, а также предоставляет по выбранному сочетанию отклонений1 (прецедентов) выбрать рациональное управленческое решение по ликвидации этих отклонений.

Предложена оргструктура системы управления качеством* на основе триад знаний.

Предложено строить систему освоения инноваций в учебном процессе на основе модели внедрения инновации на базе триад знаний.

На основе анализа существующих моделей^ компетентности разработана и предложена четырехуровневая модель компетенций выпускника вуза: уровень мотивации как осознания своей деятельности, уровень свойств личности (его способности, умение поддерживать психофизиологические характеристики, и деловые качества), уровень образования (умений, знаний, навыков) и уровень общественной полезности знаний выпускника.

Предложена также модель требований к знаниям специалиста и его готовности к их усвоению: приобретаемые знания должны быть качественными, иметь ценность и смысл (т.е. актуальными и содержательными), удовлетворять требованиям вуза, работодателя и рынка труда, а для приобретения знаний студент должен иметь сильную мотивацию, обладать высоким индивидуальным потенциалом, творчески подходить к достижению цели и выполняемым обязательствам, и главное, надежно и качественно усвоить учебную программу.

Рассмотрена триадная схема передачи знаний на основе предложенного СПбГПУ технологии формирования инновационных образовательных программ, реализующих базисный принцип формирования, сохранения и передачи в течение всего цикла обучения компетентностных знаний, умений и навыков в виде триады: «Базисные категории — Базисные операции — Базисные методы».

Предложена четырехуровневая модель компетенций выпускника вуза, учитывающая мотивацию, свойств личности, уровень образования и общественной полезности знаний выпускника.

Предложены системные модели как выбора специалистом рабочего места на предприятии, так и выбора специалиста работодателем на основе требований к его знаниямОбе модели позволяют лучше ориентироваться в конкурентных условиях рынка и помогают конкретизировать двусторонние требования.

Предложена системная модель компетенции в виде восьмиуровневого перевернутого дерева, корнем которого являются знания. Данная модель охватывает широкую область требований к личности не только как к специалисту, но и к его деловым качествам, уровню общей культуры.

Эта модель позволяет сформировать модель компетенции специалиста, состоящую из множества частных интегральных оценок компетенции, в котором больше всего заинтересован работодатель. При этом интегральные оценки строятся по стандартной иерархической схеме, на основе мнений экспертов и существующей объективной информации. Предложенытри социальных системных принципов о некомпетенции.

Первый системный принцип: «Никто из людей принципиально не обладает полной компетенцией знаний в момент их существования».

Второй системный принцип: «Человек стремится достичь полной компетенции в данной предметной области как точки равновесия полученных знаний и знаний, которым обладает человечество, но это сделать никогда ему не удается в силу действия внутренних и внешних факторов».

Третий системный принцип: «Человеку удается в силу его интеллекта, креативности самоорганизации и самоконтроля поддерживать определенный уровень относительной компетенции в некоторой предметной области за счет постоянного пополнения своих знаний, путем самообразования и использовать их для» того, чтобы способствовать переходу цивилизации в новое состояние развития".

На основе анализа педагогического опыта преподавателя, его лекторского мастерства, практических умений и навыков, знаний как методиста и исследователя предлагается методика вычисления индивидуального рейтинга преподавателя, по которому оценивают качество его преподавания. По суммарному рейтингу преподавателей кафедры можно оценить реализованный потенциал кафедры. Зная рейтинг преподавателей и уровень сложности читаемых дисциплин, можно определить общий уровень преподавания в рамках данной специальности в течение всего периода обучения.

Предложена иерархическая система оценки компетенции преподавателя, учитывающая не только его общепрофессиональные, но и личностные и-социальные компетенции. Такая оценка позволяет объективно оценить потенциал преподавателя и сформировать устойчивый высокопрофессиональный коллектив, способный готовить высокообразованных и профессиональных специалистов для общества.

На основе установленных закономерностей передачи и освоения знаний в процессе обучения можно сделать такой научно-обоснованный и объективный вывод: в систему высшего образования выгодно вкладывать большую часть финансов:

• в состав высококвалифицированных преподавателей и в их повышение квалификации;

• в талантливых студентов, имеющих высокую мотивацию к обучению;

• в повышение качества материально-технической базы, в средства обучения, методические средства, так как современные технические средства обучения повышают у студентов мотивацию к обучению.

3. Предложена методология построения системы управления процессом подготовки научных кадров на основе информационной системы поддержки деятельности аспиранта (ИСА), основанная на декомпозиции процесса деятельности аспиранта на множество самостоятельных этапов с последующей их системной интеграцией, а также на системном объединении организационно-управляющих, функциональных, информационных и психофизиологических процессов как составляющих элементов процесса обучения в аспирантуре. Разработана динамическая модель процесс обучения в аспирантуре, позволяющая аспиранту реализовать работу над диссертацией5 с помощью одного из восьми возможных планов.

Разработана структура ИСА, реализующая системную интеграцию шести функциональных моделей и блоков в форме экспертных систем, поддерживающие деятельность аспиранта.

В данной структуре реализуются’алгоритмы контроля и планирования работы над диссертацией, алгоритмы психодиагностики аспиранта, алгоритм поддержки принятия решения при возникающих проблемных ситуациях, алгоритм прогнозирования результатов обучения.

На основе предложенной структурной схемы ИСА разработано программное обеспечение в среде 1Вш1с1ег, в которой и реализованы предложенные алгоритмы. Программное обеспечение официально зарегистрировано в государственном реестре программ РОСПАТЕНТ.

Проведена экспертная оценка возможностей ИСА путем анкетирования ведущих специалистов УГАТУ, имеющих большой опыт работы с аспирантами и докторантами и обсуждены пути развития и модернизации данной системы.

Показана целесообразность построения оценочной системы качества диссертационных работ в классе иерархических систем на основе формирования экспертных оценок градаций нижнего уровня, числовые значения которых носят определенное смысловое (семантическое) содержание. Интегральный показатель качества диссертационной работы учитывает как научную, так и практическую ценность, а также социальноэконом и ческу ю и политическуюзначимость полученных, научных-, результатов:.'. ,. :. :

Предложена системная' модельпроцесса достижения? цели? какреализация? намеренийна основемотивации с учетом действия психологических факторовсвойствшичностш ишртучастиюв этомшроцессе: Учителя-,. ¦

На основе. этоймодели возможен системныйанализ, процесса обучения— когда аспирант с помощьюУчителя и благодаря высокой самоорганизациипытаетсяфеализовать свошнамереншкполучение ¡-глубоких профессиональных знаний-— несмотря на сопротивление внешней среды и на отрицательноедействие психологических факторов:. НаличиеУчителя5 способствует обеспечению устойчивости процесса обучения.

4. Показано, что математическое моделирование поведения малой научной группы при выполнении проекта на основекогнитивного подхода как методология познания слабоструктурированных систем представляется перспективным при представлении, обработке и интерпретации знаний о поведении МИГ в условиях неопределенности и непредсказуемости изменения внешней среды.

При моделировании деятельности МИГ необходимо учитывать человеческийфактора включающий в: себя психологические особенности сотрудников МНГ, их творческий потенциал, взаимоотношения между участниками научного коллектива, что • в. результате отразится на эффективности выполнения членами МНГ своих функций:

Линейные динамические когнитивные модели отражают качественно правильно те взаимоотношениякоторые устанавливаются в МНГ при коллективном выполнении научных проектов и могут быть использованы при разработке методологии управления МНГ.

Взаимоотношения в научной группе влияют на эффективность решения проблемы или выполнение проекта, а на конечный результат влияют уровни знаний научных сотрудников и понимание ими научной проблемы. Анализ влияния параметров когнитивных моделей на эффективность решения НП показал, что уровень знаний научных сотрудников, понимание ими научной проблемы и степень их деловой активности должны быть достаточно на высоком уровне.

Предложено рассмотреть понятие структура личности с системных позиций, включая интеллектуальную и организационно-трудовую деятельность, а также психологическую (эмоциональную) составляющую. Это понятие отражает личность как активный элемент системы. Предложены когнитивные модели, отражающие структуру личности и структуру общения двух личностей на трех уровнях, которые достаточно полно отражают современные представления личности как о социальном объекте.

Предложенная модель общения двух личностей при выполнении научного проекта правильно отражает основные положения современной психологии общения, учитывая ее коммуникативные, интерактивные и перцептивные стороны общения.

Исследования с помощью нелинейной когнитивной модели выполнения научного проекта двумя лицами, которые строят свои отношения на трех уровнях: интеллектуальном, трудовом и эмоциональном, позволили выявить влияние внутренних характеристик личностей и отношения между ними на поддержание темпа выполнения проекта.

Установлено, что наличие у личности любого внутреннего «конфликта» приводит к резкому понижению эффективности работы над проектом, так как «расстроенная» личность не в состоянии достичь максимальной производительности труда.

Минимальный эффект от деятельности над проектом получается, когда обе личности находятся в «конфликте» с самим собой и друг с другом одновременно.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994. 336 с.
  2. И., Бабенко И. Методология анализа научно-технического потенциала и государственных научных программ / Проблемы теории и практики управления. Москва, 1998. № 3. С.18−25.
  3. А. Н., Кулькин А. М. Структура и динамика научно-технического потенциала России. М.: Эдиторн Урсс, 1996. 184 с.
  4. Н. В. Прогресс и традиции в науке. М.: МГУ, 1991. 128 с.
  5. Г. Г., Райхман Э. П. О квалиметрии. М.: Изд-во стандартов, 1973. 172 с.
  6. Ю.М., Субетто А. И. квалиметрия в приборостроении и машиностроении. Л.: Машиностроение, 1990. 216 с.
  7. . Р., Фрадков А. Л. Элементы математического моделирования в программных средах MATLAB 5 и Scilab. СПб.: Наука, 2001. 286 с.
  8. В. Г. Общество: системность, познание и управление.
  9. М.: Политиздат, 1981. 432 с.
  10. А. А., Бурков В. Н., Джапаров Б. А., Кондратьев В. В. Согласованное управление активными производственными и организационными системами. М.: Наука, 1998. 269 с.
  11. Р. А., Ильясов Б. Г., Герасимова И. Б., Хасанова Н. В. Об оценке научно-технического потенциала научных структур // Вопросы управления и проектирования в информационных и кибернетических системах: Межвуз. науч. сб. Уфа, 2005. С. 14−19.
  12. Р. А., Ильясов Б. Г., Черняховская JI. Р. Проблемы управления сложными динамическими объектами в критических ситуациях на основе знаний. М.: Машиностроение, 2003. 240с.
  13. В. И. «Новые стандарты высшего образования: методологические аспекты» «Высшее образование сегодня» № 5, 2007.
  14. В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.
  15. Болонский процесс: Структурная реформа высшего образования / Под ред. д-ра пед. наук, профессора Байденко В. И. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, российский новый ун-т, 2005. 127с.
  16. A.B. Содержание общего образования / Компетентностный подход. М. 2002
  17. Р. Г. Синергетика в современном естествознании. М.: Едиториал УРСС, 2003. 144с.
  18. П. Г., Емельянов Е. Н., Иванов М. Н. Социальная психология научного коллектива/ Отв. ред. М. Г. Ярошевский. М.: Наука, 1987.
  19. JI. Фон. История и статус общей теории систем // Системные исследования: Ежегодник, 1972. М.: Наука, 1973, с.20−37
  20. С. Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки. М.: Наука, 1973.79 с.
  21. П. М. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий знаменатель / Американская социологическая мысль. М.: 1996.
  22. Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль. М.: 1995.
  23. Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология: тексты М.: 1984.
  24. Л. С. Экономика, организация управления и планированиенаучно-технического прогресса. М.: Высш. шк., 1991. 286с.
  25. Болонский процесс: европейские и национальные структуры квалификаций (книга-приложение 2) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 220 с.
  26. Болонский процесс: Концептуально-методологические проблемы качества высшего образования (книга-приложение 3) / Под науч. ред. д-рапед. наук, профессора В. И. Байденко. М.: исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 304 с.
  27. Болонский процесс: 2007−2009. Между Лондоном и Левеном / Лу-вен-ла-Невом / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В. И. Байденко. М.: исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 302 с.
  28. И. К., Березовский А. С. Кадры современной высшей школы-М. Высшее образование в России, 9,1998. С.45−50.
  29. Большая Советская Энциклопедия / Гл. ред. Введенский Б. А. Т.34.648 с.
  30. В. Б., Никитов Д. С. Структуризация функциональных характеристик программных средств в задачах поддержки принятия решений. М.: Институт системного анализа РАН, 1999 г.
  31. Будущее науки: Перспективы. Гипотезы. Нерешенные проблемы. Международный ежегодник / Отв. ред. Е. Б. Этингоф. М.: Знание, Вып. 19. 1986. 271 с.
  32. В. Н. Основы математической теории активных систем. М.: Наука, 1977.-256 с.
  33. В. Н., Ириков В. А. Модели и методы управления организационными системами/ Отв. ред. В. В. Кульба- Рос. АН, Ин-т пробл. управления. М.: Наука, 1994. 269 с.
  34. В. Н., Коргин Н. А., Новиков Д. А. Введение в теорию управления организационными системами: Учебник / Под. ред. Д. А. Новикова. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009 264с.
  35. С. А. Организационное обеспечение систем управления научными исследованиями вуза. М.: Высш. шк., 1983. 112 с.
  36. В. И., Ильясов Б. Г. Интеллектуальные системы управления. Теория и практика: Учебное пособие. М.: Радиотехника, 2009. — 392 с.
  37. С. Н., Жерлов А. К., Федосов Е. А., Федунов Б. Е. Интеллектуальное управление динамическими системами.- М.: ФИЗМАТЛИТ, 2000. 352с.
  38. В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. СПб.: Лань, 1999. 119 с.
  39. Введение в математическое моделирование: Учеб. пособие / В. Н. Ашихмин и др. Под ред. П. В. Трусова. М.: «Интермет Инжиниринг», 2000. 336 с.
  40. Введение в теорию управления организационными системами: Учебник / Под ред. Д. А. Новикова. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 264 с.
  41. В. Ф. Системы гибридного интеллекта: Эволюция, психология, информатика. М.: Машиностроение, 1990. 448 с.
  42. В. А. Интеграция знаний при исследовании сложных систем / Известия Академии наук. Теория и системы управления, № 5, 1998. С. 132 139.
  43. В. А. Управление открытыми системами на основе интеграции знаний / Автометрия, 1998, № 3. С.38−49.
  44. Е. В. Научно-технический потенциал стран СНГ и Восточной Европы: проблемы и перспективы. М., 1999. 67 с.
  45. Ю. Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление. М.: Гардарика, 2001. 160 с.
  46. В. Н., Денисов A.A. Теория систем. Учеб пособие. М.: Высш.шк. 2006. 511с.
  47. А. А., Губко М. В., Мишин С. П., Новиков Д. А. Математические модели организации: Учебное пособие. М.: ЛЕНАНД, 2008. 360 с.
  48. Т. А., Хорошевский В'. Ф. Базы знаний интеллектуальных систем / С-Петербург: Питер, 2000. 384 е.: ил.
  49. Т. А., Червинская К. Р. Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем. М.: Радио и связь, 1992. 200 с.
  50. И.Б. Концепция организации подготовки научных кадров // Научно-технический и научно-образовательный комплексы региона: проблемы и перспективы развития: науч.-прак. конф. Уфа: УГАТУ, 1998. С. 22−24.
  51. И. Б. Анализ процессов реализации потенциала в малых научных группах на основе когнитивных карт и динамических моделей / Информационные технологии. Теоретический и прикладной научно-практический журнал. М., 2007. № 4. С. 66−72.
  52. И. Б. Когнитивная модель общения двух личностей / СПб., 2010. С.
  53. И. Б. Проблемы подготовки научно-педагогическихIкадров // Социологические исследования (Социс). Научный и общественно-политический журнал РАН. М.: Наука, 1997. № 8. С. 104−106.
  54. И. Б. Системный анализ процессов передачи и усвоения знаний на основе когнитивного моделирования // Информационные технологии. Теоретический и прикладной научно-практический журнал. М., 2010. № 9. С. 70−75.
  55. И. Б. Социальные и системные аспекты управления подготовкой научных кадров. Канд. диссертация, 1999, Уфа, УГАТУ. 213 с.
  56. И. Б., Алексеева А. 11. Информатизация процесса подготовки научных кадров. // Материалы международной научной конференции «Компьютерные науки и информационные технологии». Янгантау, 2000, III том. С. 20−22. ' - .
  57. И. Б., Алексеева Л. Н. Концепция построения экспертной системы поддержки аспиранта. // Межвузовский научный сборник «Во: просы управления и проектирования в информационных и кибернетическихсистемах». Уфа, УГАТУ, 2002. С. 100−105.
  58. Герасимова И- Б,. Алексеева А. Н. Модель" продуктивной? деятельности асшфаита. // Материалы международной молодежной научно-технической конференции «Интеллектуальные системы управления и обработки информации» 5−6 декабря 2001 года: 42 с.
  59. Герасимова И: Б., Алексеева А. Н. Принятие решения в процессе обучения. // Материалы международной молодежной научно-технической конференции «Интеллектуальные системы управления и обработки информации» 5−6 декабря 2001 г. 122 с.
  60. И. В., Алексеева- А. Ы. Социально-психологические проблемы- обучения: аспиранта, как личности: // Материалы международной^ научной конференции- «Современные: технологии-: обучения" — С-Петербург, 2000.-c.43−44. — :
  61. Герасимова И* Б., Хасанова- Н. В- Оценка научно-образовательного и научно-технического потенциала- региона» // Интеллектуальные системы управления и обработки /информации: — Тр. междунар. молодежной нау ч .-техн. конф. Уфа: УГАТУ, 2001. С. 120−121.
  62. И. Б., Хасанова Н. В. Социальные проблемы развития научно-технического: и научно-образовательного потенциала, региона .// XXVII Гагаринские чтения: Труды междунар. молодежной науч. конф. М.: МАТИ, 2002. С. 121−122.
  63. Г. В., Джаримов Н. X. Региональная система образования, методология комплексных исследований. Майкоп: ГУП «Печатный двор Кубани», 2002. 360-с-/:
  64. КЭ. М. Системно-информационный анализ, процессов управления.-Новосибирск: Наука, 1988.-324 с.
  65. А. Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ 2004 — 495с.
  66. М. Б., Герасимова И. Б. Когнитивный анализ синергетиче-ских свойств малых научных групп как социальных объектов / // Вестник УГАТУ. 2010. Т. 12, № 1 (30). С. 91−96.
  67. М. Б., Герасимова И. Б. Модель накопления потенциала в образовательных системах / Вестник УГАТУ. 2006. Т. 7, № 2(15). С. 115−119.
  68. М. Б., Герасимова И. Б., Уразбахнина Л. Р. Оценка качества диссертационных работ ВАК / Вестник УГАТУ. 2010. Т. 12, № 1 (30). С. 91−96. (личный вклад 2 ж. е.).
  69. М. Б., Герасимова И. Б., Уразбахнина Л. Р. Системный подход к анализу качества преподавания на основе экспертных оценок / // Вестник УГАТУ. 2009. Т. 12, № 1(30). С. 91−96.
  70. М. Б., Ильясов Б. Г., Герасимова И. Б. Системный подход к анализу сложных систем и процессов на основе триад / // Проблемы управления. М., 2007. № 5, С. 32−38.
  71. А. О. Проектно-ориентированный университет, профессиональная предпринимательская организация вуза. Монография. Н.Новгород. Изд-во ННГУ, 2004. 370с.
  72. В. М. Методология научного творчества. М.: РУДЫ, 2000. — 122 с.
  73. Гузайров М! Б., Герасимова И. Б., Уразбахтина Л. Р. Системный подход к анализу качества преподавания на основе экспертных оценок. — Вестник УГАТУ. Серия «Управление, вычислительная техника и информатика», т. 12. N1 (30) 2009, С. 91−95.
  74. М.Б., Герасимова И. Б., Хасанова Н. В. Об оценке образовательного потенциала университетов // Вопросы управления и проектирования в информационных и кибернетических системах: Межвуз. науч. сб. Уфа, 2005. С.7−14.
  75. М. Б., Ильясов Б. Г., Герасимова И. Б. Системный подход к анализу сложных систем и процессов на основе триад. М.: Проблемы управления, 2007, N5. С.32−38
  76. Ю. Н. История теоретической^ социологии.// М.: Социологические исследования. 1995. № 5
  77. И. И. Информационные технологии в управлении качеством" образования. Учебное пособие / Под ред. Проф. Н.'А. Селезневой М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004 — 68 с.
  78. А. А. Психолого-педагогические основы подготовкиэлитных специалистов как творческих личностей (содержательные элементы субъект-объектной педагогической технологии) М.: Логос, 2001.
  79. МИС и С")" М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 56 с.
  80. Г. В. Учет свойств человека в моделях технологий, М., Наука / Интерпериодика, 2000. 327 с.
  81. Друкер П. 1 Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Изд. дом «Вильяме», 2003.
  82. А. А., Васильева О. М. Модель компетенций преподавателя вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2009. N2, С. 29−37
  83. С. Р. Программирование на Microsoft Visual Java++/ Пер. с англ. М.: Издательский отдел «Русская редакция» ТОО «Channel Trading Ltd», 1997. 376 с.
  84. Дюк В. А. Компьютерная пиходиагностика, СПб, Братство, 1994.363 с.
  85. А. Н. Краткий курс теоретической социологии. Учеб. пособие Мн. ТетраСистема, 1999. 128 с.
  86. С. Н., Семенов Е. В. Наука и образование в структуре
  87. НТР. // Отв. ред. В. JI. Соскин, В. Н. Турченко: АН СССР, Сиб. отд-ние, ин-т истории, филологии и философии. Новосибирск: Наука, Сиб. от-ние, 1989. 165с.
  88. В. П. К вопросу практической реализации системно-критериального анализа учебного процесса в вузе // Вестник ОГУ. Оренбург. 2001. № 1.С. 23−29.
  89. В. И. Российское образование: проблемы и перспективы развития. М.: Финстатинформ, 1998. 175 с.
  90. Г. Н. Теоретическая информатика и ее основания. В 2 т. -М.: ФИЗМАТЛИТ, Т.1, 2007 592с., Т.2, 2009: 576с.
  91. Н. Г. Прикладные методы анализа данных и знаний.
  92. Новосибирск: Изд-во Ин-та математики, 1999. 270 с.
  93. А., Захарова Т. Как написать и защитить диссертацию. — СПб.: Питер, 2004. 157 с.
  94. И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования// Высш. образование сегодня.2003, N5, С. 342.
  95. . Г., Герасимова И. Б., Хасанова Н. В. Оценка научного и образовательного потенциалов научно-исследовательских организаций // Системный анализ в проектировании и управлении: Тр. VI Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: СПб ГТУ, 2002. С. 459−460.
  96. . Г., Исмагилова Л. А., Валеева Р. Г. Моделирование производственно-рыночных систем. Уфа: УГАТУ, 1995. 321с.
  97. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технической безопасности / Рук. авт. колл. В. Л. Макаров, А. Е. Варшавский. М.: Наука, 2004.
  98. Интеллектуальное управление производственными системами. Кусимов С. Т., Ильясов Б. Г., Исмагилова^Л. А., Валеева Р. Г.- М.: Машиностроение, 2001. 327 с.
  99. Интеллектуальный подход к разработке системы психолого-педагогической поддержки обучаемого: Препринт монографии/ Н. И. Юсупова, Л. Р. Черняховская, И. Б. Герасимова, С. В. Шорохова. Уфа: УНЦРАН, 2001. 56 с.
  100. Информационные системы для руководителей / Под. ред. Перегу-дова Ф.И. М.: Финансы и статистика, 1989. 176 с.
  101. Л. Острые проблемы современного высшего образования. //Высшее образование в России, 1997. С.121−123.
  102. Искусство и наука системной практики. Материалы Международного «Круглого стола», состоявшегося в ИИАСА // Науч. ред. Ф. И! Перегудов. М.: НИИВШ, 1989. 191 с.
  103. Искусственный интеллект: В 3 кн. Справочник. / Под ред. Э. В. Попова. М.: Радио и связь, 1990. 429 с.
  104. Р. У. Целостный мир человека как ученого. Изд. Башкирск. Ун-та. Уфа, 1998. 119 с.
  105. Л. А. Социальные и экономические проблемы системы высшего образования в условиях реформ. В кн. Технологии и организация обучения.- Уфа: изд-во УГАТУ, 2007 С. 116−120.
  106. История социологии: Учеб. пособие / Елсуков А. Н., Бабосов Е. М., Грицанов А. А. и др. Мн.: Выш. Шк., 1993. 319 с.
  107. С. В. Проблема деятельности ученых и научных коллективов. М.: Наука, 1981.
  108. Как превратить знания в стоимость: Решения от IBM Institute for Business Volue /Составители Эрик Jleccep Прусак, Лоренс Прусак- пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 248с.
  109. М. М. Квалиметрия. Учеб. пособие 4-е изд. М.: МГИУ, 2006. 200с.
  110. Ю. М. Информатизация управления: социальные аспекты. /АН УССР, Ин-т социологии./ Киев: Наук. Думка, 1991. 154с.
  111. Кара-Мурза С. Г. Проблемы интенсификации науки: технология научных исследований. М.: Наука, 1989. 248 с.
  112. В. Г. Проблемы инженерного образования в России // Высшее образование в России. 1993. N2. С.5−10.
  113. В. В., Кузнецова Т. Е., Кузнецов Б. В. Анализ научного потенциала (межстрановой аспект). М.: Наука, 1991. 128 с.
  114. Н. Н. Групповые экспертные оценки. М.: Знание, 1975. 64с.142- Клименко: А. В. Рогалев II. Д. Университеты в современном мире: модели образования, организации научных, исследований-, технологических инноваций. М.: Издательство МЭИ, 2005. 44с.
  115. Л. А. Функции социального конфликта// Американская социологическая мысль. М.: 1996.
  116. Компетенция модернизации российского образования на периоддо 2010 года: утверждена: распоряжением- - Правительства Российской Федерации от 29.12.01 К1756-р.
  117. Компьютерныетехнологииобработки информации:/ Иод. ред- Назарова^>>А*. И. гМ:. Финансы и, статистика, 1995. 248-с.
  118. О. Общий- обзор, позитивизма:// Западно-европейская социология XIX века М.: 1996.
  119. Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001−2005 годы. .ир://1ето1-^уУх1уч.и^/итг/8ргдука/со1^ер1.Ыт.
  120. Концепция развития науки и инновационной деятельности в республике Башкортостан на 2000−2005 годы, http://www.innofond.ru/index.
  121. С.Н. Настольная книга УеЬ-мастера: эффективное применение ПТМЦСЗЗ и 1ауа8спр1.-М: Издательский торговый- дом"Кно-Рус", 2000.- 304 с.
  122. В.В. Содержание образования: вперед к прошлому -М.: Педагогическое общество России, 2000.
  123. A.A. Некоторые актуальные проблемы науки управления // Теория и системы управления. М.: Изв. РАН, 1996. Т.6. С.8−16.
  124. H.A., Миронов А. Г., Фролов Г. Д. Автоматизированные информационные системы. М.: Наука, 1982. 384 с.
  125. В.М. Кадровый потенциал и финансовое обеспечение высшей школы России. // Высшее образование в России, № 4, 1996. С.22−30.
  126. С.А. Профессиональная мобильность в науке. М.: Мысль, 1983. 256с.
  127. Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. // Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени, 2-е изд. М.: Ось-89, 1997. 208 с.
  128. Ч. Первичные группы// Американская социологическая мысль.-М.: 1996.
  129. Ч. Социальная самость// Американская социологическая мысль.-М: 1996.
  130. Г. Интеллектуальный потенциал как объект социального регулирования (регион, аспект) / Диссерт. на соискание ученой степени канд. социолог, наук. Уфа- 2000.
  131. С.Т., Ильясов Б. Г., Васильев В. И. и др. Управление динамическими системами в условиях неопределенности. М.: Наука, 1998. 452 с.
  132. Г. К вопросу о понимании науки как системы познавательных деятельностей (пер. с нем.) Системные исследования. Ежегодник 1988.-М.Наука, 1988. С.203−210.
  133. Дж. Когнитивная семантика // Язык и интеллект. М.: Прогресс, 1996. С. 143−184.
  134. К.А. Организация управления научным исследованием. — Л.: Наука, 1971.
  135. А. В., Ченцов С. В., Крохов С. И., Фельдман Л. А. Обучающиеся системы обработки информации и принятия решений. Новосибирск: Наука: РАН, 1996. 296 с.
  136. О. И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных странах : Учеб, пособие для студ. вузов / О. И. Ларичев .— 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 2002. 392 с.
  137. И. И. К вопросу развития науки в условиях НТП. М.: «Мысль», 1975. 321 с.
  138. Ленчу к Е. Б., Стрепетова М. П. Научно-технический потенциал России: состояние и основные проблемы его развития // Науковедение, № 3, 1999. С. 7−18.
  139. . Г. Разработка управленческого решения. М.: Дело, 2004,392 с.
  140. . Г. Управленческие решения. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ», Издательство ЭКМОС, 1998, 248 с.
  141. . Г. Экспертные технологии в управлении. М.: Дело, 2004.
  142. . Г. (ред.), Тюрин Ю. Н, (ред.). Вопросы кибернетики. Экспертные оценки. М.: 1979.
  143. Лорьер Ж.-Л. Системы искусственного интеллекта. М.: Мир, 1991.- 568 с.
  144. А. Ю., Михайлов А. С. Основы теории сложных систем. М. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика». Институт компьютерных исследований, 2007. 620с.
  145. Л. И., Егорычев Д. Н. Управленческие решения. Учебник./ Под ред. Ю. П. Анискина. М.: изд. «Омега-Л"2007. 383с.
  146. И. И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г. Управление проектами // Учеб. пособие. Под обш. ред. проф. И. И. Мазура Омега — Л. 2006−664с.
  147. В. И., Корноушенко Е. К., Качаев C.B. Когнитивные технологии для поддержки принятия управленческих решений. // Технологии информационного общества 98. М!: ИЛУ РАН, 1999. С.11−18.
  148. Г. Г. Математические основы синергетики. Хаос, структура, вычислительный эксперимент. Изд. 4-е. М.: КомКнига, 2005. 312с.
  149. Н. Г., Берштейн Л. С., Борденюк А. В. Модели для экспертных систем в САПР.- М.: Энергоатомиздат, 1991. 136 с.
  150. А. Г. Теоретические основы автоматизированного управления. М.: Высш. Школа, 1994. 489 с.
  151. А. М. Руководитель: Размышления о, стиле управления. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1987. 366 с.
  152. Р. В. Социальное управление: кадры и кадровая политика.-М.: Изд-во МГУ, 1986. 141с:
  153. В. И., Миндели Л. Э. Научные потенциалы СССР и США: опыт сопоставления // Вестн. АН СССР, 1989. № 10. С.52−61.
  154. Г. У., Фролов А. Г., Цвенгер Ю. В. Проектирование модели профессионально-значимых качеств преподавателей высшей школы // педагогическая информатика, 2001. N4.
  155. А. Системность и личность. / Сост. подгот. текста Си-ренко С.Н. М.: Серебряные нити, 1996. 128 с.
  156. Методология научного исследования. М.: ЮНИТИ, 1999. 317 с. 5 }
  157. Методы объектно-ориентированного. программирования. http://www.nysm.nysed.gov/ press/preskull.html.
  158. Мид Дж. Интернализованные другие и самость// Американская социологическая мысль. М.: 1996.
  159. Мид Дж. От жеста к символу// Американская социологическая мысль. М.: 1996.
  160. . 3. Управление знаниями. М.: ИНФРА, 2003.
  161. Э. М. Системный подход в изучении науки Системные исследования. Ежегодник 1973. М.: Наука, 1973. С. 187−202.
  162. В. Д. Методология систем. М.: Экономика, 1999.251с.
  163. Моделирование социальных процессов: Учебное пособие. Н. П. Тихомиров, В. Я. Райцин, Ю. Н. Гаврилец. Ю. Д. Спиридонов. М.: Рос. экон. академии, 1993. 144 с.
  164. Морган М. Java 2. Руководство разработчика.: Пер. с англ.:i
  165. Уч.посл.- Издательский дом „Вильяме“, 2000. 720 с.
  166. Ю. П. Инновационный менеджмент. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  167. М. Новая психокибернетика / М. Мольц. Пер. с англ. В. М. Заболотного. М. ЮОО „Издательство ACT“, 2003. — 439, 9. с. — (Библиотека практической психологии).
  168. Р. Т., Герасимова И. Б. Имитационная модель продуктивной деятельности аспиранта. // „Вопросы управления м информационных и кибернетических системах.“ Межвуз. научн. сб. Уфа, УГАТУ, 1997. -с.158−163.
  169. Р. Т., Герасимова И. Б. Модель процесса решения научной проблемы- //"Логико-математические методы в технике, экономике и социологии (МК-62−98).» Тезисы докладов междунар. научн. конференции -Пенза, ПГТУ, 1998. с.41−42.
  170. Р.Т., Герасимова И. Б. Система принятия решения для управления процессом подготовки научно-педагогических кадров. //"Математические методы и компьютеры в экономике." Материалы междунар. НПК. Пенза, ПГТУ, 1996. — с.62−63.
  171. Научно-технические и научно-образовательные комплексы региона: проблемы и перспективы развития // ГК РБ по науке, высшему и сред, проф. образ. АН РБ. Уфа: УГАТУ, 1999. 225 с.
  172. Научные работы: Методика подготовки и оформления./ Сост. И. Н. Кузнецов- Мн.: Амалфея, 1998. 272 с.
  173. Научный потенциал вузов и научных организаций Минобразования России. 1998: Стат. сборник / Под ред. Ю. В. Шленова. М., 1999. 147 с.
  174. Я. М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. М.: Алгоритм, 2002.
  175. Нечеткие множества в моделях управления и искусственного интеллекта / Под. ред. Д. А. Поспелова. М.: Наука, 1986.
  176. Новая парадигма развития России в XXI веке. Комплексные исследования проблем устойчивого развития: идеи и результаты // Под ред. В. А. Коптюга, В. М. Матросова, В. К. Левашова. М.: Изд. Академия, 2000. 384 с.
  177. А. М. Докторская диссертация? / Пособие для докторантов и соискателей ученой степени доктора наук. М.: Эгвес, 1-е изд. 1998, 2-е изд. 2000.
  178. А. М. Как работать над диссертацией /Пособие для аспирантов и соискателей. М.: Эгвес, 1-е изд. 1994, 2-е изд. 1997, 2-е изд. 1999.
  179. А. М. Методология образования. М.: Эгвес, 2002.
  180. А. М. Методология учебной деятельности. М.: Эгвес, 2005.
  181. А. М., Новиков Д. А. Методология М.: СИНТЕГ, 2007.668с.
  182. Д. А., Суханова А. Л. Модели и механизмы управления научными проектами в ВУЗах. М.: ИУО РАО, 2005.
  183. Д. А. Теория управления организационными системами. -2-е изд. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2007 г. 584 с.
  184. Д. А. Управление проектами: организационные механизмы М.: ПМ СОФТ, 2007. 140с.
  185. Новое качество высшего образования в современной России. Концептуально-программный подход / Под науч. ред. Селезневой Н. А. и Субет-то А. И. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 1995. 199с.
  186. Образование, наука и культура в Республике Башкортостан: Статистический сборник. Уфа: Комитет государственной статистики Республики Башкортостан, 2004. 133 с.
  187. Образовательный стандарт высшей школы: сегодня и завтра: Монография / Под общ. ред. В. И. Байденко и Н. А. Селезневой. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2001, 206 с.
  188. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и Болонские измерения / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. байденко. М.: исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 352 с.
  189. Основы управления персоналом: Учебник для вузов по направлению «Менеджмент». / Под ред. Б. М. Генкина. М.: Высш. шк., 1996. 381 с.
  190. Основы философии науки: Учеб. пособие для аспирантов / В. П. Кохановский и др. Изд. 3-е — Ростов н/Д: Феникс, 2006. 608с.
  191. Открытое образование стратегия XXI века для России / Подобщей ред. Филиппова В. М. и Тихомирова В. П. Авторы: Зайцева Ж. Н., Рубин Ю. Б., Титарев JI. Г., Тихомиров В. П., Хорошилов А. В., Усов В. Л., Филиппов В. М. М.: Изд-во МЭСИ, 2000.
  192. С. С. Математические методы в социальной психологии. М.: Наука, 1983. 343 с.
  193. Ф. И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. Учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк., 1989. 367 с.
  194. П. Н. Социальный фактор научно-технического прогресса.- Красноярск: Из-во Краснояр. Ун-та, 1988. 152с.
  195. С. А., Савельева Г. П. Система управления формированием* универсальных компетенций студентов высших учебных заведений. Монография. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. 109с.
  196. План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005−2010.годы: приказ Минобрнауки РФ от 15.02.05 N40
  197. Планирование и управление в научных коллективах. М. «Наука», 1981.136 с.
  198. Плотинский Ю: М. Модели социальных процессов. М.: Логос, 2001.296 с.
  199. А. И. Основы инженерного творчества. Учеб. пособие 3-е изд. СПб.: изд-во Лань, 2007. 368с.
  200. . В. М-. «Инновации в образовании (Методологический анализ)». «Высшее образование сегодня» № 3, 2007.
  201. Э. В. Экспертные системы: Решение неформализованных задач в диалоге с ЭВМ. М.: Наука, 1997. 288 с.
  202. И. В: Системный подход и общесистемные закономерности. М-.: СИНТЕГ, 2000. 528с.
  203. А. И. Организации: системы и люди. М.: Политиздат, 1983.176 с.
  204. А. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986. 432 с.
  205. Проблемы развития научно-образовательного потенциала: Сб. ст. / АН СССР, Сиб. отд-ние, ин-т истории, филисофии.: Отв. ред. Е. В. Семенов, А. Ф. Фелингер. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1987. 223 с.
  206. А. А., Проворова О. Н., Сенаторова Н. Р. О роли магистратуры и аспирантуры в подготовке научно-педагогических кадров // Высшее образование в России. № 3. 2001. С. 35−46.
  207. Программирование на Microsoft Visual Java++.- Microsoft Press, 1998. 376 с. Проектирование информационно- управляющих систем реального времени, http://www.subscribe.ru/archive/science.inftechnology.
  208. Психологические тесты для деловых людей. М.: «КСП», 1996,400 с.
  209. Психологические тесты/ Под. ред. А. А. Карелина: В 2 т. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.-Т.1. 312 с.
  210. Психология личности: Хрестоматия / Под ред. Д. Я. Райгородского -Самара, 1999
  211. Психология управления персоналом: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. В. Батаршева, А. О. Лукьянова. 2-ое изд., испр. М.: Психотерапия, 2007. 624 с.
  212. . А. Диссертация и ученая степень. М.: ИНФРА-М, 2000. 304 с.
  213. Я. Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.: Финансы и статистика, 1989. 206 с.
  214. Н. Д. Технологические инновации в техническом университете. М.: Изд. МЭИ, 1997.
  215. Г. И. Методология научного исследования. М.: ЮНИТИ, 1999. 317 с.
  216. А. С. Модели- и методы системного анализа: принятие решений и оптимизация: Учебное пособие-для вузов.- М.: МИСИС, Издательский дом «Руда и металлы», 2005. 352 с. .
  217. Т., Керис К. Аналитическое планирование. Организация- систем: Пер- с: англ- Mi: Радио и связь, 1991V 224с:
  218. А. А., Михайлов А. П. Математическое моделирование: Идеи. Методы. Примеры 2-е изд. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005. 320с.
  219. . Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс, 1990.
  220. Н. А., Смена стратегии в развитии высшего образования и научных исследований, Межвузовский сборник. Горький, ГТУ, 1989, С. 5−11. ¦.,-.•¦.'.'. '"'. .
  221. Селезнева 11. А., Субетю А. И. Новое качество высшего образования в России, концептуально-прграммный подход. Труды исследовательского центра, Mi 1995, 199 с.
  222. Селезнева Н- А. Научный потенциал современного-общества. М.: МГУ, 1989. 142 с.
  223. В. С., Луценко Е. В. Адаптивное управление сложными системами на основе теории распознавания образов. Краснодар: ТУ КубГТУ, 1999. 318 с.
  224. В. С., Луценко Е. В., Лаптев В. Н. Системный анализ в адаптивном управлении: / Под науч. ред. проф. В. С. Симанкова. Краснодар: ИСТЭК, 2001. 258 с.
  225. Синергетика и проблемы теории управления / Под ред. А. А. Колесникова. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2004. 504с.
  226. Синергетическая парадигма. М.: Прогресс Традиция, 2000. 264 с.
  227. Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. В. Н. Волковой, В. Н. Козлова М.: Высш. школа 2004. 616с.
  228. Системы управления качеством: учебное пособие / Б. Г. Ильясов,
  229. B.В. Мартынов, Л. Р. Черняховская, И. Э. Веденяпин, И. Б. Герасимова -Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. Уфа: УГАТУ, 2008. 225с.
  230. Н. С., Петровский А. В., Пошехонов Ю. В. Наука как социальный институт. М.: Политиздат, 1982. 326 с.
  231. Н. Социология: пер. с англ. М.: Феникс, 1994. 688с.
  232. Современная прикладная теория управления: синергетический подход в теории управления / Под ред. А. А. Колесникова. Таганрог: ТРТУ, 2000. 4.2. 559 с.
  233. Современные информационные технологии при проектировании интегрированных информационных систем. http://www.subscribe.iti/archive/ science.humanity.econometrika.
  234. К.Г., Пугачева Е. Ш. Открытость и самоорганизация в реформе высшей школы. // Вестник высшей школы, Aima mater, 5, 1998.1. C.30−35.
  235. Р. Когнитивная психология . М.: Мир, 1996
  236. И.Д. Научные труды. М.: Наука. 516с.
  237. Современные информационные технологии при проектировании интегрированных информационных систем. http.7/www.sllbscribe.ru/arhive/science.hшllanity/econometrika
  238. Социальные проблемы науки/ Под ред. Макарова В.Л.- Новосибирск: Наука, 1983. 113с.
  239. Социологические проблемы научной деятельности. /АН СССР. Ин-т истории, естествознания и техники: Отв. ред. В. Ж. Келле. М.: Наука, 1978. 196 с.
  240. Г. Синтетическая философия Киев, 1997.
  241. Л. А. Интеллектуальные технологии и представление знаний. Интеллектуальные системы СПб. Изд. СПб ГТУ. 2000
  242. Статические и динамические экспертные системы: Учебноепособие/ Э. В. Попов, И. Б. Фоминых, Е. Б. Кисель, М. Д. Шапот М.: Финансы и статистика, 1996. 320 с.
  243. А. И. Качество непрерывного образования в российской Федерации СПБ.: Астерион, 2000. 498 с.
  244. Технология системного моделирования / Е. Ф. Аврамчук и др. Под ред. С. В. Емельянова и др. М.: Машиностроение- Берлин: Техник, 1988. 520 с.
  245. О. К. Психология мышления: Учеб. пособие для студ. ВУЗов М.: Изд. центр «Академия», 2002. 288 с.
  246. В. А., Ворона В. А. Научные исследования: концептуальные, теоретические и практические аспекты. Учебное пособие для вузов: -М.: Горячая линия Телеком, 2009. 296 е.,
  247. Э. А- Компьютерная, поддержка, принятия решений: Научно-практическое издание: Серия- «Информатизация России5 на пороге* ХХЕвека». Ж: СИНТЕЕ, 1998−376 с. .
  248. А. И. Системный подход и общая теория- систем. М: Мысль, Л 978→ 272 с. — Л
  249. Ф. С.,. Шафиков М. Г. Особенности научно-образовательного потенциала // Человеческий потенциал региона. Уфа. Гп-лем. 2002. С. 56−68.
  250. Ф. С., Шафиков М: Т. Методологические вопросы исследования сущности, социального потенциала,// Уральские-социологическиё чтения 2001 г.: Материалы Всерос. конф. Уфа: Госкомнаука РБ, 2001. С. 20 -27.
  251. Федеральная целевая программа развития образования на 20 062 010 годы: утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.05 N803
  252. И. Б., Еркович С. П., Коршунов С. В. Высшее профессиональное образование: Мировые тенденции (Социальный и философские аспекты). М.: Изд-во МЕТУ им. Н.Э. Баумана- 1998. 368с.
  253. Л. Р., Малыгина Е. А. Компетентностный подход к подготовке' й переподготовке, специалистов // Информатика ивычислительная техника. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Технические науки — 2007, с.97−105
  254. A.B. Работа с кадрами: Психологический аспект. М.: Экономика, 1990. 167с.
  255. В. М., Тихомиров В. П. Открытое образование стратегия 21 века для России, М.: МЭСИ, 2000. 356 с.
  256. Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / В. П. Кохановский и др. Изд. 2-е. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 352 с.
  257. В. П. Социальная деятельность как система Новосибирск. 1981- 183 с.
  258. Ю. В., Махотин Д. А. Компетентностная модель как основа качества подготовки специалистов// Высшее образование сегодня. 2004. N8. С.34−41
  259. Г. Синергетика. М.: Мир, 1980. 404 с.
  260. В. Основы социологии. Учебник для средних специальных учебных заведений. М.: «Логос», 1997. 304 е.: ил.
  261. А. Опыт методологии для системотехники. М.: Сов. Радио, 1975. 448с.
  262. Дж. Возвращение к человеку. II Американская социологическая мысль. М.: 1996.
  263. Дж. Социальное поведение// Современная зарубежная социальная психология: тексты. М.: 1984.
  264. Г. С. Наука, которую мы теряем. М.: Космосинформ, 1995.104с.
  265. Л., Зиглер Д. Теория личности: Основные положения, исследование и применение. СПб, 1999
  266. В. В., Бородин В. А., Шишкин Г. Б. Интеллектуальное предприятие: механизмы овладения капиталом и властью (теория и практика управления эволюцией организации). М.: Университетская книга, 2004. 768 с.
  267. Человеческий фактор в управлении / Под ред. Н. А. Абрамовой, К. С. Гинсберга, Д. А. Новикова. М.: Ком Книга, 2006. 496 с.
  268. Д. С. Синергетика и информация. М.: Наука, 2001.182 с.
  269. Ю. И. Системный анализ в управлении’экономикой. — М.: Экономика, 1975. 191с.
  270. В. Д. Новая.модель специалиста: инновационная подготовка и гомпетентностный подход // Высшее образование сегодня. N8, 2004. С.26−31
  271. М. Т. Научно-образовательный потенциал региона: структура, состояние, динамика. Уфа: «Гилем», 2002. 107с.
  272. Л. А* Научно-интеллектуальный потенциал как социально-философская проблема // Философские проблемы современного естествознания. 1990. Вып.72. С.54−59.
  273. В. Б., Лозовский В. Н. Фундаментальные основы инженерного образования в XXI веке. Новочеркасск, 2004.
  274. В. Е., Павленко А. В., Нырков Е. А. Концептуальные основы построения инновационной системы высшей школы. / ЮжноРоссийский гос. техн. ун-т. Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2004.
  275. В. Е. Проблемы реализации Болонской декларации в системе образования России. Модель двухступенчатой системы высшего образования в России / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. — Новочеркасск: ЮРГТУ, 2005. 35с.
  276. Й. А. Теория экономического развития. М.: Прогресс,
Заполнить форму текущей работой