Разработка и исследование процесса изготовления ободьев колес из прессованных профилей
Спроектировано высокопрочное автомобильное колесо с ободом с переменной толщиной поперечного сечения, отличающееся от аналогов минимальной массойпроверка колеса в ходе прочностного расчета методом конечных элементов дала положительные результаты. Разработана методика проектирования нормали профиля обода колеса с учетом изменения поперечного сечения профиля в ходе формообразующих операций… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОИЗВОДСТВА КОЛЁС И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОЛЕСНОГО ПРОИЗВОДСТВА В МИРЕ
- 1. 1. Особенности технологических процессов производства колес из стали
- 1. 2. Этапы развития производства колес из легких сплавов на промышленных предприятиях мира
- 1. 3. Совершенствование технологий и тенденции развития производства колес с использованием методов ОМД
- 1. 4. Этапы освоения технологических процессов изготовления ободьев колес из прессованных профилей
- 1. 5. Выводы
- ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГИБКИ АСИММЕТРИЧНОГО ПРОФИЛЯ В ОБОД КОЛЕСА
- 2. 1. Методика выбора геометрии профиля для экспериментального изготовления ободьев колес
- 2. 2. Анализ существующих методов изгиба асимметричных профилей и обоснование выбора схемы гибки профиля в обод колеса
- 2. 3. Методика расчета энергосиловых параметров гибки-прокатки асимметричных профилей
- 2. 3. 1. Дискретное представление поперечного сечения профиля и расчет его геометрических характеристик
- 2. 3. 2. Расчет и анализ силовых параметров процесса гибки-прокатки
- 2. 3. 3. Выбор оборудования для проведения экспериментов по гибке
- 2. 4. Теоретический анализ закрутки профиля при его изгибе
- 2. 5. Оценка величины пружинения при гибке профильных заготовок
- 2. 6. Выводы
- ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМОИЗМЕНЕНИЯ ПОПЕРЕЧНОГО СЕЧЕНИЯ ПРЕССОВАННОГО ПРОФИЛЯ ПРИ ГИБКЕ В ОБОД КОЛЕСА
- 3. 1. Определение положения нейтральной линии гибки
- 3. 2. Методика расчета деформаций в изгибаемом профиле
- 3. 3. Определение изменения толщин полок профиля
- 3. 4. Экспериментальная оценка изменения толщин полок профиля при его формоизменении
- 3. 5. Выводы
- ГЛАВА 4. ЭТАПЫ ОСВОЕНИЯ ОПЫТНОГО ПРОИЗВОДСТВА ОБОДЬЕВ КОЛЕС ИЗ ПРЕССОВАННОГО ПРОФИЛЯ
- 4. 1. Разработка инструмента и оснастки для опытного производства колес
- 4. 2. Определение параметров настройки профилегибочной машины
- 4. 3. Исследование возможностей использования аргонодуговой сварки для сварки торцов ободьев по стыку
- 4. 4. Анализ маршрутной технологии изготовления образцов сборных колес
- 4. 5. Анализ дефектов, возникших при получении экспериментальных образцов ободьев колес
- 4. 6. Точность процесса гибки профилей на роликовых машинах
- 4. 7. Выводы
- ГЛАВА 5. РАЗРАБОТКА ПРОЦЕССА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОБОДЬЕВ КОЛЕС ИЗ ПРЕССОВАННЫХ ПРОФИЛЕЙ т
- 5. 1. Технологический процесс производства ободьев колес из алюминиевых сплавов
- 5. 2. Обоснование выбора рационального распределения металла по сечению прессованных профилей ободьев из алюминиевых сплавов
- 5. 3. Методика проектирования нормали профиля обода колеса с учетом изменения поперечного сечения прессованного профиля
- 5. 4. Основы проектирования гибочных роликов с учетом формоизменения профиля при гибке
- 5. 5. Рекомендации по созданию опытно-промышленного участка по производству ободьев колес из прессованных профилей
- 5. 6. Выводы
Разработка и исследование процесса изготовления ободьев колес из прессованных профилей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Острая конкурентная борьба среди производителей автомобилей во всем мире сформировала тенденции, в направлении которых идут работы по созданию и проектированию автомобильной техники. Это — индивидуализация и комфортабельность автомобиля, экономичность, надежность, безопасность для человека и окружающей среды. В настоящее время в автомобильной промышленности развитых стран все шире применяют легкие сплавы и новые материалы для производства деталей легковых и грузовых автомобилей, в том числе колес.
Правильный выбор конструктивных параметров колеса обеспечивает реализацию отмеченных выше эксплуатационных характеристик машины, а снижение массы колес является эффективным мероприятием для снижения эксплуатационных расходов и экономии топлива.
Интенсивно растет производство алюминиевых колес, активно разрабатываются и используются различные способы их изготовления: литейные, деформационные, комбинации литейных и деформационных способов получения элементов колес, соединяемых любыми известными способами. Каждый из большого разнообразия этих способов имеет определенные преимущества и недостатки, как в техническом, так и в экономическом отношении. Современные требования к автомобильным алюминиевым колесам — это большое разнообразие в дизайне, уменьшение массы при условии сохранения высокой прочности и технологичность их производства. Важную проблему снижения себестоимости легкосплавных колес путем уменьшения массы заготовок колес призвано решить создание малоотходных высокопроизводительных технологий.
Одним из наиболее перспективных направлений в решении этой задачи является разработка и внедрение в производство двухкомпонентного колеса с ободом из прессованного профиля. Выполнение прессованием разнотолщин6 ного по сечению профиля и обеспечиваемый данным способом деформации высокий уровень физико-механических свойств материала дают возможность оптимизировать размеры поперечного сечения обода. Это позволяет получить высокопрочное колесо с минимальной массой и исключить специализированную обработку резанием заготовок колес. Технология получения колес из прессованных профилей полностью удовлетворяет требованиям, предъявляемым как к конструкции колес, так и к их производству.
Настоящая диссертационная работа посвящена исследованию закономерностей гибки прессованного асимметричного профиля в обечайку, разработке малоотходной технологии изготовления ободьев колес и подготовке рекомендаций по созданию опытно-промышленного производства. 7.
1. АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОИЗВОДСТВА КОЛЕС И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОЛЕСНОГО ПРОИЗВОДСТВА В МИРЕ.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ.
1. В результате анализа отечественных и зарубежных технологий производства колес из легких сплавов сделан вывод о перспективности разработки и внедрения в производство двухкомпонентного колеса с ободом из прессованного профиля.
2. На основе анализа существующих методов изгиба асимметричных профилей для гибки профиля в обод колеса обоснован выбор способа гибки-прокатки на профилегибочной машине. Предложена методика расчета геометрических характеристик профилей сложных поперечных сечений и энергосиловых параметров гибки-прокатки асимметричных профилей, выполнен расчет и анализ силовых параметров процесса гибки опытного профиля.
3. На основе методики дискретного представления поперечного сечения профилей разработана компьютерная программа, вычисляющая геометрические характеристики профилей и параметры их гибки, рассчитаны значения параметров гибки для различных типоразмеров ободьев колес. Проведена оценка влияния формы, размеров поперечного сечения ободьев колес и механических свойств материала на радиусы остаточной кривизны.
4. Разработана методика и выполнен расчет деформаций и изменений размеров сложного поперечного сечения экспериментального профиля в ходе формообразующих операций. Выполнена экспериментальная оценка изменения толщин полок опытного профиля, подтверждены расчетные данные.
5. Разработаны, изготовлены и отлажены инструмент и оснастки для опытно-экспериментального производства колес, включающие ролики для гибки профиля, приспособление для сварки в торец обода колеса, оправка для калибровки обода, штамп для запрессовки диска и приспособление для сварки обода с диском. При реализации разработанной комплексной маршрутной технологии опытно-экспериментального производства сборных колес, получены образцы автомобильных колес 5Дх13Н2.
6. Проанализированы дефекты, возникшие при получении экспериментальных образцов ободьев колес, предложены способы устранения дефектов и повышения точности гибки профилей на роликовых машинах. С учетом формоизменения профиля при гибке и контактного взаимодействия заготовки и инструмента предложены основы проектирования гибочных роликов, предотвращающее возникновение дефектов роликовой формовки.
7. Спроектировано высокопрочное автомобильное колесо с ободом с переменной толщиной поперечного сечения, отличающееся от аналогов минимальной массойпроверка колеса в ходе прочностного расчета методом конечных элементов дала положительные результаты. Разработана методика проектирования нормали профиля обода колеса с учетом изменения поперечного сечения профиля в ходе формообразующих операций, спроектирована нормаль прессованного профиля КП1800 для изготовления опытной партии колес 5Jxl3H2.
8. Разработана технологическая схема производства ободьев сборных автомобильных колес из алюминиевых сплавов на основе процессов металло-формовки и сварки. Эффективность предлагаемой технологии обеспечивается получением стандартной части колеса, на основе которой возможно изготовление разных видов колес, увеличением коэффициента использования металла по сравнению с альтернативными технологиями до 0,95 и использованием имеющегося оборудования для производства нескольких типоразмеров колес. Даны рекомендации по созданию опытно-промышленного участка по производству ободьев колес из прессованных профилей.
Список литературы
- Автотракторные колеса // Справочник / Под ред. И. В. Балабина. М.: Машиностроение, 1985. — 272 с.
- Савельев Г. В. Автомобильные колеса. М.: Машиностроение, 1983. -151 с.
- Щерба В. Н., Балакин В. П., Немтинов М. Д., Турукин М. И. Совершенствование технологии и тенденции развития производства колес из легких сплавов // Кузнечно-штамповочное производство. 1995. — № 5 — с. 12−15.
- Bossmeyer Н. J. The aluminium wheel in its various versions // Aluminium + Automobile. International Symposium (1980- Dusseldorf). Lectures. 1981, p. 18/1−18/6.
- The status of light alloy disc wheels in Japan // Aluminium + Automobile. International Symposium (1980- Dusseldorf). Lectures. 1981, p. 20/1−20/9.
- ГОСТ P 50 511−93 Колеса из легких сплавов для пневматических шин. -М.: Госстандарт, 1993.
- Yasutaka Т. Development of design aluminium disc wheels for trucks and buses // Kobelco technology review. 1989. — № 10. — p. 54−61.
- KapidaM. A., Eifert С. T. Evolution of the new Ford Aerostar impact extruded aluminium wheel // SAE. Technical Paper Series. 1984. — № 841 694. — p. 116.
- Картенбаум В. Я., Белявская В. М., Блантер М. С. Международный транслятор современных сталей и сплавов. М.: Международная инженерная энциклопедия, 1992. — 544 с.
- Wimmer A. The aluminium sheet wheel not only a weight advantage // Aluminium + Automobile. International Symposium (1980- Dusseldorf). Lectures. 1981, p. 19/1−19/6.
- JauthD. A., Scott I. C. Sheet aluminium wheels // SAE. Technical Paper Series. 1980. -№ 800 231. — p. 1−5.172
- Fujiwara S., Aoki N., Iwamoto T. The development of a 2-piece aluminium disc wheel for automobiles // Кей Киндзоку Нихон. 1984. — Vol.34. — № 4. -p. 244−249.
- Салимов И. И. Развитие методов оценки остаточных напряжений в автомобильных колесах и методов повышения усталостной прочности колес из литейных алюминиевых сплавов. Автореферат дис. на соиск. уч. степ. канд. техн. наук. М.: МГАДИ (ТУ), 1994.
- Kawachi M., Okita T., Kanbayashi К. Flash butt welded rim for fabricated automotive aluminium disc wheel // SAE. Technical Paper Series. 1982. -№ 820 339.-p. 1−25.
- Арзамасцева Э.А. Рост применения алюминия в автомобилестроении. 4.1 (обзор) // Автомобильная промышленность США. 1989. — № 7. — с. 39−44.
- Spath W. Felgenfertigung aus Aluminium-Strangprebprofilen // Automobiltechnische Zeitscrift. 1986. — Vol.88. — № 10. — p. 557−565.
- US, патент, 3 172 787, кл. 148−11.5. Method of manufacturing detachable wheel rims // Martenet M. 1961.
- US, патент, 4 674 165, МКИ B21 Hl/02. Method for manufacturing rounded parts, such as motor vehicle consisting of wheel rims // Spath W. 1984.
- OCT 37.001.429−86 Колеса для пневматических шин. Ободья неразборные глубокие с формой бортовых закраин В, J, К, L. Основные размеры и технические требования. М.: Министерство автомобильной промышленности, 1986.
- ISO 4000−2 Passenger car tyres and rims. Part 2: Rims. International organisation for standardisation, 1987.
- Щерба В. H., Райтбарг JI. X. Технология прессования металлов. М.: Металлургия, 1995. 336 с.
- Бережной В. JL, Щерба В. Н., Батурин А. И. Прессование с активным действием сил трения. М.: Металлургия, 1988. 296 с.173
- Щерба В. Н. Научные и технологические основы управления свойствами полуфабрикатов при прессовании труднодеформируемых сплавов с активным действием сил трения. Автореферат дис. на соиск. уч. степ. докт. техн. наук. М.: МИСиС, 1990.
- Ершов А. Г. Исследование процессов формообразования пластическим изгибом и подсечкой деталей из прессованных и сварных профилей титановых сплавов. М.: Труды НИАТ. № 343, 1974. 53 с.
- WeloT. Bending of aluminum extrusions for automotive applications: atVi commentary on practical and theoretical aspects extrusions // 6 Extrusion Technology Seminar (ET'96). Chicago. 1996, p. 271−282.
- Закиров И. M., Лысов М. И. Гибка на валках с эластичным покрытием. М.: Машиностроение, 1985. — 142 с.
- Лысов М. И. Теория и расчет процессов изготовления деталей методами гибки. М.: Машиностроение, 1966. — 236 с.
- Ершов А. Г. Теоретические и экспериментальные исследования процесса изгиба профилей несимметричных сечений. М.: Труды НИАТ, 1991. -60 с.
- Чумадин А. С., Ершов В. И., Айвазов А. Б. Теоретические исследования процесса гибки многослойных металлополимерных композиционных материалов // Кузнечно-штамповочное производство. 1993. — № 12 — с. 16−19.
- Ершов А. Г. Теория и технология формообразования криволинейных деталей летательных аппаратов из профилей сложных несимметричных и замкнутых форм сечений. Автореферат дис. на соиск. уч. степ. докт. техн. наук. Тула, ТПИ, 1993.
- Тришевский И. С. Холодногнутые гофрированные профили проката. Киев. Техшка, 1973. 272 с.
- Вдовин С. И. Методы расчета и проектирования на ЭВМ процессов штамповки листовых и профильных заготовок. М.: Машиностроение, 1988.174 160 с.
- Лысов М. И., Закиров И. М. Пластическое формообразование тонкостенных деталей авиатехники. М.: Машиностроение, 1983. — 174 с.
- Лысов М. И. Исследование технологических процессов свободной гибки и гибки-прокатки деталей самолетов. Автореферат дис. на соиск. уч. степ. докт. техн. наук. М., 1955.
- Мошнин Е. Н. Основы теории и расчета технологических процессов гибки и правки. Автореферат дис. на соиск. уч. степ. докт. техн. наук. М., 1961.
- Ершов А. Г. Исследование процесса изгиба профилей сложных несимметричных сечений вталкиванием в фильер. Автореферат дис. на соиск. уч. степ. канд. техн. наук. М.: НИАТ, 1963.
- Кроха В. А. Упрочнение металлов при холодной пластической деформации. Справочник. М.: Машиностроение, 1980. — 157 с.
- Прудников М. И. Изгибающий момент при пластическом изгибе листа // Кузнечно-штамповочное производство. 1961. — № 4 — с. 6−8.
- Верзилов Ю. Н. Об одном методе определения изгибающего момента при пластическом изгибе листа // Кузнечно-штамповочное производство.1965.-№ 2-с. 19−20.
- Звороно Б. П. Определение изгибающих моментов и сил при изгибе заготовок из квадратных труб и угловых профилей // Кузнечно-штамповочное производство. 1986. — № 9 — с. 21−23.
- Воробьев Г. Г., Ливанов А. А. Технологические рекомендации. Гибка прессованных профилей на роликовых станках. М. Труды НИАТ, 1958. 59 с.
- Лысов М. И., Катаев Ю. П. Определение технологических параметров процессов формообразования деталей летательных аппаратов методами пластического изгиба и кручения. Метод, пособие. Казань. КАИ. 1971, 96 с.
- Мошнин Е. Н. Гибочные и правильные машины. М.: Машгиз, 1956. -252 с.175
- Громова А. Н., Завьялова В. И., Коробов В. К. Изготовление деталей из листов и профилей при серийном производстве. М.: Оборонгиз, 1960. -344 с.
- Библый К. Н. Вальцовка без подгибки кромок // Кузнечно-штамповочное производство. 1967. — № 9 — с. 22−23.
- Билобран Б. С. Об изгибающем моменте и остаточной кривизне при пластическом изгибе труб // Кузнечно-штамповочное производство. 1965. -№ 8 -с. 18−21.
- Комаров А. Д. Упругая отдача листовых металлов при гибке в штампах // Кузнечно-штамповочное производство. 1965. — № 11 — с. 15−19.
- Звороно Б. П. Чистый пластический изгиб и выпрямление широкой полосы //Кузнечно-штамповочное производство. 1966. — № 1 — с. 15−18.
- Давыдов В. И., Пушкарев В. Ф., Лапскер Р. Д. К определению изгибающего момента и остаточного радиуса кривизны при изгибе листовых заготовок // Кузнечно-штамповочное производство. 1975. — № 6 — с. 26−29.
- Вдовин С. И. Расчет на ЭВМ пружинения при гибке профилей // Кузнечно-штамповочное производство. 1980. — № 7 — с. 22−24.
- Попов Е. А. Основы теории листовой штамповки. М.: Машиностроение, 1977. 278 с.
- Ковка и штамповка // Справочник: В 4 т. Т. 4 Листовая штамповка / Под ред. А. Д. Матвеева. М.: Машиностроение, 1985 — 1987. — 544 с.
- Анрейченко В. А., Калпин Ю. Г., Норицын И. А. Пружинение в процессах гибки цилиндрических деталей // Кузнечно-штамповочное производство. 1976. — № 5 — с. 25−27.
- Феоктистов С. И. Расчет на ЭВМ формозадающих элементов оснастки для гибки листовых и профильных заготовок. Комсомольск на — Амуре. 1984. -59 с.
- Сторожев М. В., Попов Е. А. Теория обработки металлов давлением.176
- М.: Машиностроение, 1977. 423 с.
- Романовский В. П. Справочник по холодной штамповке. Л.: Машиностроение, 1979. 520 с.
- Лысов М. И., Горбунов В. А., Шафинов И. С. Определение параметров процесса гибки деталей из профилей постоянного и переменного сечений. В книге «Прогрессивные методы обработки деталей летательных аппаратов и двигателей». Казань. КАИ. 1979, с. 59−64.
- Разумихин М. И., Дробот Ю. Б. Расчет параметров технологического процесса гибки с растяжением профильных деталей // Кузнечно-штамповочное производство. 1965. — № 9 — с. 18−22.
- Матвеев А. Д., Сухомлинов Л. Г., Швая А. П. Расчет технологических параметров изгиба полосы на ребро под действием изгибающего момента и продольной силы // Кузнечно-штамповочное производство. 1989. — № 8 -с. 22−24.
- Решение технологических задач ОМД на микро-ЭВМ. Учебное пособие для вузов / Под ред. В. Л. Колмогорова и С. И. Паршакова М.: Металлургия, 1993. — 320 с.
- Тришевский И. С., Марьин В. С., Хмель В. А. Производство деталей из гнутых профилей. Киев. Техшка, 1985. 127 с.
- Наркевич А. А., Стрикель Н. И. Технология изготовления точных штампосварных деталей // Кузнечно-штамповочное производство. 1993. -№ 11 — с. 19.
- Катков В. Ф., Шумакова Л. С. Об определении минимального радиуса изгиба по результатам испытаний на одноосное растяжение // Кузнечно-штамповочное производство. 1967. — № 6 — с. 30−33.
- Смоляков Е. П., Лысов М. И. Определение максимальной степени деформации при формообразовании замкнутых цилиндрических оболочек в штампах с разжимными пуансонами // Кузнечно-штамповочное производство.177- 1969.-№ 11-с. 14−17.
- Абрамов А. М. Исследование процесса формообразования оболочек замкнутых контуров растяжением. М.: Труды МАТИ. Вып. 65, 1966. 58 с.
- Бубнов В. А. Повышение точности колец при калибровке // Кузнечно-штамповочное производство. 1987. — № 4 — с. 16−18.
- ЕрманокМ. 3., Фейгин В. И., Сухоруков Н. А. Прессование профилей из алюминиевых сплавов. М.: Металлургия, 1977. 264 с.
- Самусев С. В., Марков А. М., Щерба В. Н., Спичак М. Г., Сенчи-хин М. С. Исследование формоизменения поперечного сечения профиля при гибке его в обод колеса // Изв. вузов. Цветная металлургия, 1999, № 1, с. 49−52.
- Аверкиев Ю. А., Аверкиев А. Ю. Технология холодной штамповки. М.: Машиностроение, 1989. 304 с.
- Колупаев А. А., Подрабинник Л. И., Лепелин А. Т., Голова О. В. Задачи проектирования процессов гибки на роликовых профилегибочных машинах с ЧПУ // Кузнечно-штамповочное производство. 1986. — № 7 — с. 20−22.
- Алюминиевые сплавы: Пер. с нем. / Под ред. М. Е. Дрица и Л. X. Райтбарга. М.: Металлургия, 1979. — 679 с.
- Щерба В. И., Самусев С. В., Марков А. М., Овечкин В. В., Спичак М. Г. Освоение производства сборных колес из прессованных профилей // Кузнечно-штамповочное производство. 1997. — № 11 — с. 23−27.
- Горбунов М. И. Технология заготовительно-штамповочных работ в производстве самолетов. М.: машиностроение, 1981. 225 с.
- Вотинов В. А., Бубнов В. А. Точность калибровки кольцевых элементов и штампы для калибровки // Кузнечно-штамповочное производство. 1991.- № 10-с. 10−12.
- Мошнин Е. Н. Гибка, обтяжка и правка на прессах Технология и оборудование. М.: Машгиз, 1959. 360 с.
- Ткачев И. В., Иванов А. В. Влияние способов гибки на остаточные на178пряжения обечаек // Кузнечно-штамповочное производство. 1995. — № 3 -с. 10−12.
- Колупаев А. А., Подрабинник Л. И., Голова О. В. САПР процессов гибки на роликовых профилегибочных машинах с ЧПУ // Кузнечно-штамповочное производство. 1986. — № 8 — с. 21−23.
- Одинг С. С., Елисеев В. В., Сидоренко А. А., Лопасов С. А., Корзуни-наВ. В. Оптимизация параметров управления процессом формообразования деталей на профилегибочном оборудовании с ЧПУ // Кузнечно-штамповочное производство. 1995. — № 3 — с. 15−17.
- Welo Т., Paulsen F., Skjervold S. R. Computer-aided design of industrialthbending processes for aluminum extrusions // 6 Extrusion Technology Seminar (ET'96). Chicago. 1996, p. 399−407.
- Разумихин M. П., Дробот Ю. Б. Гофрообразование при изгибе тонкостенных профилей // Кузнечно-штамповочное производство. 1967. — № 9 -с. 23−24.
- Патент 2 095 184 РФ, МКИ В 21 К 1/28. Способ комбинированного изготовления колес из легких сплавов // Щерба В. Н. 1995.
- Марков А. М., Щерба В. Н., Бледнов А. П. Тенденции развития производства колес из алюминиевых сплавов методами ОМД // Изв. вузов. Цветная металлургия. 1996. — № 3 — с. 27−32.
- Lawrence G., Miller P. Wheel materials // Motor Wheel Corp. Lansing, Ml. SAE. Copyright. — 1988. — № 0148−7191/88. — p. 1−26.
- Демьянушко И. В., Коган А. Б., Демьянушко Е. Л. Система расчетов в строительной механике машин и конструкций методом конечных элементов на основе программного комплекса BASYS+ / Методическое пособие. М.: МГАДИ (ТУ), 1994. — 117 с.
- Самусев С. В., Щерба В. Н., Овечкин В. В., Спичак М. Г., Сенчи-хин М. С. Особенности процесса формовки труб и профилей на роликовых ги179бочных машинах // Изв. вузов. Цветная металлургия. 1999. — № 4 — с. 39−44.
- Самусев С. В., Щерба В. Н., Овечкин В. В., Спичак М. Г., Марков А. М., Сенчихин М. С. Кинематические условия гибки обечаек на профи-легибочной машине // Изв. вузов. Цветная металлургия. 1999. — № 6 — с. 35−41.
- Марков А. М., Самусев С. В., Щерба В. Н. Расчет параметров процесса гибки профильных заготовок // Кузнечно-штамповочное производство. 1998. — № 9 — с. 15−18.180