Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Философия слова в русской мысли конца XIX начала XX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вторая причина моего интереса это глобальность работ, посвященных этой теме. Исследования носят мировоззренческий характер. Это очень цельные, масштабные, выстроенные работы, которые по непонятным причинам, оставались вне нашего поля зрения. Эта та часть айсберга, которая находилась под водой, будучи невидимой, а ее мощь и сила очень велика. Немало найдется проблем, которые так долго витали бы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Предпосылки формирования философии слова в России
    • 1. Теоретические и философские основы языкознания в России в XIX веке
    • 2. Имяславие как религиозная основа философии слова
  • ГЛАВА II. Религиозные тенденции философии слова в России. Павел Флоренский и Сергий Булгаков
    • 1. О. Павел Флоренский о строении и магичности слова, а также о сущности имен собственных
    • 2. «Философия имени» о. Сергия Булгакова
  • ГЛАВА III. «Философия имени» А.Ф. Лосева

Философия слова в русской мысли конца XIX начала XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Много лет назад Н. А. Бердяев пророчески написал: «Во всякой культуре налицо взаимодействие двух принципов: традиции и творческой свободы. Без традиции в исторической судьбе народа нет ни преемственности, ни смысла, и каковы бы ни были превратности исторической судьбы, вечные ценности прошлого неискоренимы — и к ним неизбежно возвращаются» (36- 7).

В нашей стране очень долгое время шла борьба с философским инакомыслием, замалчивалась и фальсифицировалась история становления и развития русской философии. В последнее время мы начинаем возвращаться к своему прошлому, а вместе с тем и к истории отечественной философской мысли.

Русская философия своеобразна. В ней есть свое поле проблем, свой угол зрения, собственный стиль философствования, свой образ философа, свое толкование места философии в жизни. Своеобразными можно назвать и.

J и ряд вопросовтаких как русскии мессианизм, русскии нигилизм, русскии космизм, религиозный, социальный и эстетический утопизм. Идеологизированность русской философии объясняется тем, что «ее интересовали не столько отвлеченные теоретические вопросы, сколько практические проблемы переустройства мира и человека (9- 102).

Русская религиозная философия в последние годы очень популярна. В ней, по мнению Барабанова В. В., есть элементы и немецкой идеалистической философии, и православного догматического богословия, и апологетики, и романтического утопизма. Именно религиозная философия в России выдвинула задачу построения синтетической системы целостного знания, в котором были бы гармонизированы работа разума, церковная вера и органическая полнота жизни.

Изменения, происходящие у нас в стране, позволили большинству людей заново познакомиться с разными религиями, в том числе и с православием, а вслед за этим и с православными русскими философами, такими как о. Павел Флоренский, о. С. Булгаков, о. В. Зеньковский, Н. О. Лосский, Н. А. Бердяев и др.

Люди, разочаровались в ценностях, которые исповедовали более полувека, пытаются найти что-нибудь новое. Однако более продуктивным, чем «писание с чистого листа», может оказаться возвращение к старому. Для нашего общества сегодня характерно обращение к духовности, к истокам и корням русского менталитета.

В начале 80-х годов в периодической литературе начались публикации, посвященные русской философии и русским философам. Среди них необходимо выделить:

Громов М. П. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии. //Вопросы философии. 1994, № 1.

Скэнлан Н. К. Нужна ли России русская философия? // Вопросы философии. 1994, № 1.

Гаврюшин Н. К. Русская философия и религиозное собрание //Вопросы философии. 1994, № 1.

Валицкий А. По поводу «русской идеи» в русской философии. // Вопросы философии. 1994, № 1.

Но все эти публикации и исследования «лишь начало освоения Атлантиды, восставшей из глубин времени» (34- 5). Русская религиозная философия кон. XIXнач. XX в., так называемого «серебряного века», была кратковременным всплеском, но по количеству выдвинутых идей и поставленных вопросов она оказалась неисчерпаемой. По мнению многих авторов, «сложная, трагическая история русской философии еще не получила целостного отражения в литературе,. мы так близко подходили к храму науки, что видели лишь отдельные кирпичи» (34−3). Весь Храм нам еще только предстоит увидеть.

Очень яркими фигурами русской философии являются о. Павел Флоренский, о. С. Булгаков, А. Ф. Лосев. Эти люди, имеющие трагические судьбы, оставили значительные труды по философии, богословию, эстетике, теории языка, математике, физике и электронике. В их работах охвачены проблемы, намного опередившие время.

Уже в начале XX века Павлом Флоренским были высказаны идеи, которые позднее стали основополагающими в кибернетике, теории искусства, семиотике. Он был поэтом, астрономом, музыкантом. Но, прежде всего он, конечно, был священником. Его близкий друг Сергий Булгаков, очень трудно и долго идя к вере, лишь в 1918 году принимает сан священника. Булгаков занимался политэкономией, церковным правом. Он был деканом Православного Богословского института. Работы его широки и многогранны.

Очень интересна фигура А. Ф. Лосева, которого называют «последним классическим мыслителем» .

В последние годы в публикациях различных изданий нетрудно встретить фамилии этих людей. Но в большинстве своем, это публикации популярного характера, приуроченные к юбилейным датам:

Волков Б. Потаенный Флоренский, или Благородное мерцание гения. // Учительская газета. 1992, 21 января.

Левин И.Д. Я видел Флоренского один раз. // Вопросы философии. 1991, № 5.

Глухов А. Ради истины на благо Родины: к 110-летию со дня рождения П. А. Флоренского //Библиотека, 1992, № 2.

Северикова Н.М. П. А. Флоренский: к 100-летию со дня рождения. // Специалист. 1992, № 1.

Николаев М. П. Флоренский: «В мире ничто не пропадает» //Гудок. 1989, 19 октября.

Исупов К. Павел Флоренский. // Инженерная газета. 1991, № 39 Булгаков С. Священник о. П. Флоренский. // Философская и социологическая мысль. 1990, № 4.

Крывелев И. О Павле Флоренском, богослове и философе. // Наука и религия. 1985, № 11.

Иннокентий (игумен). Антиутопия отца Сергия: (О С.Н. Булгакове)\ Сегодня. — 1994. 16 июля.

Лещевский И. Отец Сергий: (О философе С.Н. Булгакове)\ Инженерная газета. — 1992. январь.

Исключение составляет небольшое количество работ, специально посвященных исследованию и анализу трудов П. Флоренского и С. Булгакова Бычков В. В. Умозрения Павла Флоренского — венец православной эстетики. //Грани. 1990, № 157.

Палиевский П. Флоренский и Розанов. // Литературная учеба. 1989, № 2 Переписка В. И. Вернадского и П. А. Флоренского. // Новый мир. 1989, 2.

Неретина С. С. Бердяев и Флоренский о смысле исторического // Вопросы философии. 1991, № 3.

Хоружий С. С. Философский символизм Флоренского и его жизненные истоки.//Историко-философский ежегодник — 1998. М., 1989.

Преодоление времени: По материалам международной научной конференции, посвященной творческому наследию С. Н. Булгакова Под ред. Ю. М. Осипова и др. — М.: Изд. Моск. ун-та, 1998.

Это связано с тем, что на сегодняшний день, очень мало работ самих авторов опубликовано. Из наследия Павла Флоренского, по словам его внуков, опубликована лишь 1/5 часть.

Работ С. Булгакова, увидевших свет в последние годы, еще меньше. Следовательно, наше знакомство с этими уникальными исследователями только начинается.

Актуальность темы

Наиболее интересным и наименее изученным в творчестве философов, является учение о слове и об имени. Ни П. Флоренский, ни С. Булгаков, ни, тем более, А. Лосев, не были первооткрывателями в этой области, но их воззрения по данному вопросу, оригинальны и глубоки.

Мой интерес к этой теме, обусловлен различными причинами.

Прежде всего, это само слово. Нет границ его жизни, нет меры для его могущества. Именем и словами создан и держится мир. Именем и словами живут народы. Слово — великий дар, присутствие в человеке чего-то высшего и необъяснимого. Это неразгаданная тайна, идущая бок о бок с человеком вот уже несколько тысяч лет. На мой взгляд, человечество до сих пор не осознало степень важности этой проблемы. А на самом деле, лишь разгадав загадку слова, человек может изменить свое существование.

За очень долгую жизнь, человечество так и не смогло ответить на вопросы, связанные с происхождением Вселенной, самой жизни. Мы все ищем тот первоэлемент, который произвел бы взрыв в естествознании, тот элемент, который мог стать началом эволюции. А может быть, он все это время был рядом?

Неважно, что было вначале, дух или материя. Ведь и то и другое существует в раздельности до сего дня. Важнее то, как из идеального (т.е. духа) появилась затем материя, или, наоборот, из материи (плоти) появился дух. Где этот рубикон объединения, который бы дал объяснение всему. Он до сих пор не найден. А ведь слово, вполне возможно, может им быть.

Слово уникальная субстанция, сущность (трудно подобрать ему предикат), которая непонятным образом сочетает, соединяет в себе дух и материю. Именно в нем материя и дух существуют как единое целое, оставаясь при этом столь различными. Слово это не просто звук, не условная и случайная выдумка, а полное смысла и реальности, явленной в мире познание о нем. Словом размыкается беспорядок сознания и смыкается порядок его. Исследования слова просто необходимы, т.к. могут повлечь за собой изменения в существующей картине мира. Если человеку удастся овладеть словом, ему удастся овладеть миром.

Вторая причина моего интереса это глобальность работ, посвященных этой теме. Исследования носят мировоззренческий характер. Это очень цельные, масштабные, выстроенные работы, которые по непонятным причинам, оставались вне нашего поля зрения. Эта та часть айсберга, которая находилась под водой, будучи невидимой, а ее мощь и сила очень велика. Немало найдется проблем, которые так долго витали бы в мыслях людей, а интерес к ним не уменьшался. В России эта проблема оставалась рабочей и актуальной более 50 лет.

Степень научной разработанности проблемы. На степень разработанности этой проблемы можно посмотреть с разных сторон. С одной стороны, работы некоторых авторов печатались и частично анализировались. Так было, например, с работами А. Ф. Лосева. Некоторые его работы, посвященные языку, были вполне доступны. Это можно сказать о работе.

Лосев А.Ф.

Введение

в общую теорию языковых моделей. — М., 1998.

Работы Потебни очень долгое время были классическими учебниками по словесности и широко использовались. Однако выбранные работы носили, в основном, прикладной характер и не раскрывали сущности проблемы имени. А глобальные, основательные работы вышли в свет совсем недавно.

Флоренский П. Имена. — М.: Фолио. — Харьков, 1998.

Лосев А. Ф. Философия имени. — М.: Изд. МГУ, 1990.

Лосев А. Ф. Вещь и имя Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. — М.: Мысль,.

1993.

Буквально подарком стала первая публикация «Философии имени» С. Булгакова в 1998 году. Данная работа целиком не публиковалась ни разу. В этой связи, говорить о каком-либо исследовании данной проблемы, не представляется возможным. Это значит, что круг вопросов, которые требуют исследования, просто неисчерпаем.

Цель данного исследования можно определить следующим образом: воссоздать целостную картину философии слова в России конца XIX — начала XX века.

Достижение этой цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

1. Выявить предпосылки формирования философии слова в русской мысли конца XIX — начала XX века.

2. Рассмотреть теоретические основы языкознания в Росси XIX века.

3. Проанализировать имяславие как религиозную основу для формирования философии слова.

4. Исследовать учения о сущности имени и роли слова в человеческой жизни П. Флоренского, С. Булгакова, А.Лосева.

Методологическая основа исследования. Методология диссертационной работы определяется поставленными целями и задачами, а также спецификой исследования.

Широко использовался метод философской реконструкции на основе анализа текстов, что было обусловлено необходимостью изучить предпосылки становления и развития философии слова в России.

Исторический метод позволил проанализировать имяславие как религиозную основу формирования философии слова, проследить оформление взглядов имяславцев в завершенную, логически непротиворечивую философскую концепцию.

Уместно говорить об использовании диалектического метода исследования для выявления внутренней логики и взаимосвязи элементов, складывания оригинального понятийного аппарата.

В качестве источников исследования выступают работы П. Флоренского, С. Булгакова, А. Ф. Лосева, посвященные имени и слову, критические работы, посвященные их творчеству, мемуарные материалы имяславческих споров, а также работы по языкознанию XIX века.

В этой связи и строилась структура работы. Работа состоит из трех глав, введения и заключения.

Во введении обозначены причины интереса автора к данной теме, степень исследования проблемы, а также определены цели работы.

В первой главе рассматриваются предпосылки формирования философии слова в России. Первый параграф этой главы посвящен теоретическим и философским основам языкознания в XIX веке. Во втором.

параграфе представлено нмяславие, как религиозное течение, послужившее началом формирования философии слова.

Во второй главе представлены основные работы Павла Флоренского и Сергия Булгакова, посвященные данной теме.

В третьей главе анализируются работы А. Ф. Лосева «Философия имени» и «Вещь и имя» .

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы и обозначаются перспективы дальнейшей работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

У В. Набокова есть замечательный рассказ «Слово». Я с ним познакомилась несколько лет назад, когда опубликовали его неизданные работы. В этом рассказе главный герой во сне попадает в Божественную обитель. Стоя на дороге, по которой возвращаются домой ангелы, он лелеет одну мысль, как спасти свою страну от бед. На его мольбы обращает внимание лишь один серебристо-серый Ангел. Сбивчиво, подбирая слова, герой пытается объяснить ангелу суть своей просьбы. Он ничего не хочет для себя, он хочет лишь спасения для своей Родины. Они понимают друг друга, и, в ответ на просьбу, Ангел произносит лишь одно слово. Лишь одно слово, которое принесет спасение для всей страны.

Слово, сказанное им, было так прекрасно, что герой со вздохом закрыл глаза, и еще ниже опустил голову. Пролилось оно благовонием и звоном по всем жилам, солнцем встало в мозгу, и бессчетные ущелья сознания подхватили, повторили райский сияющий звук.

Герой крикнул это слово, наслаждаясь каждым слогом, вскинув глаза в лучистых радугах счастливых слез.

Господи! Зимний рассвет зеленеет в окне, и он не помнит, что крикнул." .

Это, конечно, художественное произведение, но как точно оно передает суть проблемы. Слово бесценно, его мощь и сила очень велики. Еще в 1929 г. А. Ф. Лосев написал: «Я утверждаю, что сила имени в теперешней жизни, несмотря на ее полное удаление от живой религии, нисколько не уменьшилась. Мы перестали силою имени творить чудеса, но мы не перестали силою имени завоевывать умы и сердца, объединять людей для определенных целей, и это — ничуть не меньшая магия, чем та, о которой читают теперь только в учебниках» .

Рассмотрев в работе основные положения философии слова в русской мысли кон. XIX — нач. XX в., можно сформулировать их в следующих умозаключениях:

— Учение о слове и об имени в русской мысли гармонично связано со всей религиозной русской концепцией Бог — мир — человек.

С точки зрения Церкви, такой подход к пониманию слова (имеется в виду имяславие) был до сих пор является ересью, а с точки зрения философского мировоззрения это была новаторская попытка дать новое видение реальности, существенным компонентом которой является слово. Слово как имя, как.

— Слово имеет очень своеобразную и сложную структуру, которую в самом общем виде можно представить как единство внутренней и внешней формы. Внешняя форма слова, т. е. его звуковое тело, в понимании Булгаковаединство морфемы и фонемы, с точки зрения Флоренского или тринадцать элементов, составляющих до-предметную структуру имени, по Лосеву, стабильна и неизменна.

— Внутренняя форма слова, его семема, пребывает в постоянном развитии. Это многозначный символ бытия.

— Имя — духовная субстанция мира и его роль состоит в творящей, активной способности изменять мир, воздействовать на бытие человека.

— Одним из главных свойств слова является его магичность, т. е. способность воздействовать на мир определенным образом. Степень магического воздействия различных слов неодинакова.

— Особая роль в русской концепции философии слова, отводится Имени Божиему. По мнению философов, оно являет собой самый совершенный символ. Обладая безграничной силой Имя Божие питает собою все остальное и частично проникает в имя собственное и нарицательное.

— Далее по степени воздействия, следует «термин», как слово слов, спрессованное слово, как «сгущенный самый существенный сок слова». На третьем месте имена личные, а завершают этот ряд имена нарицательныеа понятия, обозначающие символы вещей.

— Имя собственное несет на себе не только отблеск Имени Божия, но и программу судьбы своего носителя Имя собственное выражает собой духовный тип, строения, разновидность человека, по именам человеческий род распадается на семейства и группы, это естественная классификация людей.

Разумеется, данное исследование не исчерпывает все аспекты философии слова. Есть много вопросов, которые требуют дальнейшей разработки.

Живая речь есть «непрерывная магия», удачно созданным словом человек проникает глубже в сущность явлений, нежели в процесс практического действия, так считали А. Ф. Лосев, П. Флоренский, С. Булгаков и другие имяславцы. Творя слова, человек творит мир, покоряя себе его необузданный хаос.

Но это творчество, как и все, имеет и свою оборотную сторону. Слово может нести не только благо, покой и свет, но и разложение и смерть. И поэтому человек ответственен за каждое слово, за каждую именную мыслеформу, ведь они энергетические участники общемирового процесса.

Этот призыв русской философии к особой значимости слова очень важен для современной России. Для страны, на каждом перекрестке которой слышится дурная речь, для страны, в идеологических мифах которой несутся необдуманные призывы, для страны, где охотно заимствуются чужие термины и редко кто знает и ценит язык своего Отечества, для страны, где еще присутствует в ее главных книгах понимание высокой риторики как краснобайства. Для этой страны ее же собственные философские традиции должны напомнить: «В начале было Слово» .

Показать весь текст

Список литературы

  1. Алексий (иерей). Монах Андроник: (Из воспоминаний об А. Ф. Лосеве) Иерей Алексей (Бабурин)\ Москва. 1995. № 4. С.187−190.
  2. Иегумен Андроник Трубачев. Основные черты личности, жизнь и творчество священника Павла Флоренского \ Журнал Московской Патриархии. 1982. № 4. С. 88 — 94.
  3. Иегумен Андроник Трубачев. 75 лет книге «Столп и утверждение Истины» П. А. Флоренского \ 1989. Памятные даты. М., 1989.
  4. Иегумен Андроник Трубачев. Священник Павел Флоренский -профессор Московской Духовной Академии и редактор «Богословского Вестника» \ Богословские труды. Сб. 28. М., 1987. — 156с.
  5. М. А. Штрихи к биографии П. А. Флоренского \ Отечественные архивы. 1992. — № 2.
  6. Е. В. Русская философия и кризис идентичности \ Вопросы философии. 1991. № 8. С.46−54.
  7. И. М. Сергей Николаевич Булгаков (1871−1944)\ Изв. С-П. Ун та Экономики и финансов. — 1995. № 1. С. 76 — 80.
  8. В. Н. Сергей Булгаков: софиологическое видение мира\ Вестник Московского Ун-та. Сер.7. Философия. 1989. № 5. С.55−64.
  9. JI. А. Александр Афанасьевич Потебня. (к 60-летию со дня смерти). Киев, Из-во Киевского ун-та, 1952. 46с.
  10. Н. На пиру богов: (Из философского наследия русского философа богослова\ Наше наследие. — 1991. № 1. С. 77−90.
  11. С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. — 415с.
  12. Протоирей Сергий Булгаков. Священник о. Павел Флоренский \ Вестник РХД. -1971. № 101 102.
  13. Протоирей Сергий Булгаков. Священник о. Павел Флоренский \ Философская и социологическая мысль. 1990. № 4. С. 46 — 57.
  14. С. Н. Философия имени. С — П.: Наука, 1998. — 446с.
  15. В.В. Умозрения Павла Флоренского венец православной эстетики \ Грани. — 1990. № 157. С.50−55.
  16. В. В. Эстетический лик бытия: (Умозрения Павла Флоренского). М.: Знание, 1990.-63с.
  17. А. По поводу «русской идеи» в русской философии\ Вопросы философии. 1994. № 1. С. 66 — 77.
  18. В. В. История русских лингвистических учений. М.: Высшая школа, 1978. — 367с.
  19. . Портреты: (Из воспоминаний о русском философе П. А. Флоренском) \ Наука и религия. 1989. № 9. С. 64 — 70.
  20. . Потаенный Флоренский, или Благородное мерцание гения \ Учительская газета. 1992. № 3.
  21. Вопросы классической филологии: (Сборник статей Под ред. А. А. Тахо Годи, И.М. Нахова). — М.: Изд — во МГУ. — Вып. 7. Образ и слово: (К 85 — летию А. Ф. Лосева). 1980. — 272с.
  22. Л. П. Мировоззрение П. А. Флоренского \ Вестник Московского Университета. Сер. 7. Философия. 1989. № 1.
  23. Н. К. Русская философия и религиозное собрание \ Вопросы философии. 1994. № 1. С. 47 — 51.
  24. С. Уроки монаха Андроника: Памяти русского мыслителя А. Ф. Лосева\ Независимая газета. 1998. 20 мая. С. 16.
  25. А. Ради истины, на благо Родины: К 110-летию со дня рождения П. А. Флоренского \ Библиотека. 1992. № 2. С. 30 — 33.
  26. Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолствующих М., 1995.-276с.
  27. М. А. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии \ Вопросы философии. 1994. № 1. С. 44 — 45.
  28. С. С. Флоренский П.В. П.А.Флоренский и культура его времени \ Вопросы истории естествознания и техники. 1989. № 1. С. 24 -29.
  29. Б. В. Новиков А. И. Русская философия серебряного века: Курс лекций. Екатеринбург: Изд — во Урал. Ун — та, 1995. — 284с.
  30. Г. В. Три беседы: (По воспоминаниям о философе А. Ф. Лосеве)\ Человек.-1994. № 3. С.126−138.
  31. В. В. История русской философии. В 2-х т.- Л., 1991.
  32. И. От марксизма к христианству\ Уральские нивы. 1992. № 3. С. 49−51.
  33. Иннокентий (игумен). Антиутопия отца Сергия: (О С. Н. Булгакове)\ Сегодня. 1994. 16 июля. С. 11.
  34. К. Павел Флоренский \ Инженерная газета. 1991. № 39.1. С.З.
  35. Ю. «Жизнь. дрожит полнотою» \ Новый мир. 1993. № 3. С. 20.
  36. К. Бессмертие по Флоренскому \ Известия. 1993. 20 марта.
  37. И. И. Международная конференция «А. Ф. Лосев: философия, филология, культура»: К 100 летию со дня рождения ученого (Москва, октябрь 1993)\ Вестник Московского университета. Сер. 9, филология. — 1994. № 4. С. 45−47.
  38. А. Мир Флоренского: (К биографии русского философа П. Флоренского) \ Простор. 1990. № 10. С. 30 — 33.
  39. С. Л. О красоте духовной: (П. А. Флоренский: религиозно-нравственные воззрения): (Из цикла «История этических учений»). М.: Знание, 1990.-63с.
  40. И. О Павле Флоренском, богослове и философе (18 821 943) \ Наука и религия. 1975. № 11. С. 11.
  41. И. «Просматривая своё сердце.» Автобиографическая проза П. Флоренского \ Звезда. 1991. № 5. С. 27 — 29.
  42. И.Д. Я видел Флоренского один раз. \ Вопросы философии. -1991. № 5. С. 40.
  43. И. Отец Сергий: (О философе С. Н. Булгакове)\ Инженерная газета. 1992. январь. № 10.
  44. А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль: Рос. открытый ун -т, 1993.-958с.
  45. А. Ф. Введение в общую теорию языковых моделей: Учебное пособие для студентов и преподавателей фак. рус. яз. и лит. пед. ин ов Под. ред. проф. И. А. Василенко. -М.Д 968. -296с.
  46. А. Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. — 364с.
  47. А. Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990. 655с.
  48. А. Ф. Имяславие \ Вопросы философии. 1988. № 6. С. 4453.
  49. А. Ф. О книге «На горах Кавказа» \ Начала. 1995. № 1−4. С. 235 -241.
  50. А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993.-959с.
  51. А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. — 376с.
  52. А. Ф. Философия имени. М.: Изд — во МГУ, 1990. — 269с.
  53. А. Ф. Форма. Стиль. Выражение Сост. Тахо Годи А. А. -М.: Мысль, 1995. — 944с.
  54. Н. А. Сергей Булгаков: к христианской политэкономии \ Общественные науки и современность. 1994. № 3. С.27−36.
  55. С. С. Бердяев и Флоренский о смысле исторического \ Вопросы философии. 1991. № 3. С. 70 — 72.
  56. В. Продлить на век мгновения мечту. (О поэтическом наследии П. А. Флоренского) \ Наука и религия. 1992. № 10. С. 54 — 57.
  57. М. П. Флоренский: «В мире ничто не пропадает» \ Гудок. -1989. 19 октября.
  58. о. Павла Флоренского \ Север. 1990. № 9. С. 19.
  59. В. И. Вернадского и П.А. Флоренского \ Новый мир. -1989. № 2. С.24−27.
  60. С. М. П. А. Флоренский: Логос против хаоса: (Из цикла «Страницы истории отеч. филос. мысли»). М.: Знание, 1989. — 63с.
  61. Послание Святейшего Синода об Имени Божием Начала. 1995. № 1−4. С. 12−39.
  62. А. А. Из записок по русской грамматике. М.: Просвещение, 1968.-528с.
  63. А. А. Мысль и язык. Репринт. Воспроизведение изд. 191 Зг, Киев: СИНТО, 1993. 189с.
  64. А. А. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий.Сочинение А. А. Потебни. М. 1865. — 310с.
  65. А. А. О некоторых символах в славянской народной поэзии. О связи некоторых представлений в языке. О купальских огнях и сродных с ним представлениях. О Доле и сродных с нею существах. 2-е изд. Харьков, 1914.-243с.
  66. А. А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. 622с.
  67. А. А. Теоретическая поэтика. М.: Высш. шк., 1990. — 342с.
  68. А. А. Ударение. Киев: Наук. Думка, 1973. 168с.
  69. А. А. Эстетика и поэтика: (Сборник) \ А. А. Потебня. М.: Искусство, 1976. 614с.
  70. Преодоление времени: По материалам международной научной конференции, посвященной творческому наследию С. Н. Булгакова Под ред. Ю. М. Осипова и др. М.: Изд. Моск. ун — та, 1998. — 558с.
  71. О. П. Поэтика познания и творчества: Теория словесности А. А. Потебни.- М.: Худож. лит., 1980. 218с.
  72. Г. С. Черникова Н. Г. Традиции имяславия в России Россия на пути реформ: политические, исторические, философские аспекты анализа общества. Челябинск, 1996.
  73. Н. М. П. А. Флоренский: к 110 летию со дня рождения \ Специалист. 1992. № 1. С.ЗО.
  74. С. Гений и судьба: 110 лет со дня рождения П. Флоренского \ Российский календарь знаменательных дат. Январь. 1992. М. 1991. № 11.
  75. Дж. Нужна ли России русская философия? \ Вопросы философии. 1994. № 1. С. 20 — 25.
  76. И. П. «От марксизма к идеализму»: М. И. Туган -Барановский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев. М.: Рус. книгоизд. товарищество, 1995. — 285с.
  77. . Завещание Павла Флоренского \ Независимая газета. -1992. 16 июля.
  78. Тахо- Годи А. А. Лосев. М.: Молодая гвардия: Студенческий меридиан, 1997. — 457с.
  79. Л. Г. Триандафиллидис Д.В. Интерпретация платонизма в творчестве Павла Флоренского \ Философская и социологическая мысль. -1991. № 6. С. 68 -75.
  80. Традиция в истории культуры: (Сб. статей. Посвящен 85 летию А. Ф. Лосева) АН СССР, науч. совет по истории мировой культуры. М.: Наука.- 1978.-279с.
  81. П. А. Глазами наших современников \ Вопросы истории естествознания и техники. 1990. № 3. С. 24.
  82. П. В. Судьба двух идей \ Природа и человек. 1989. № 9. С.30−33.
  83. П. В. Круговорот духа: (Беседа с внуком П. А. Флоренского) \ Деловой мир. 1993. 20 марта.
  84. П. А. У водоразделов мысли. Т.2. М.: Из — во Правда, 1990.-446с.
  85. П. А. Детям моим- Воспоминания прошлых дней- Генеалогические исследования- Из соловецких писем- Завещание. М.: Московский рабочий, 1992. — 559с.
  86. П. А. Кожевников В. А. Переписка П. А. Флоренского и
  87. B. А. Кожевникова \ Вопросы философии. 1991. № 6. С. 27 — 28.
  88. П. А. О суеверии \ Философские науки. 1991. № 5.1. C.16 -19.
  89. П. А. Троице Сергиева Лавра и Россия \ Храм.1991. № 1. С. 22−28.
  90. П. А. Общечеловеческие корни идеализма \ Философские науки. 1990. № 3. С. 49 — 53.
  91. П. А. Имена: Сочинения. М.: ЗАО Из — во ЭКСМО -ПРЕСС- Харьков: Из — во Фолио, 1998. — 912с.
  92. Г. В. Пути русского богословия. П., 1983. 477с.
  93. В. Ю. А. А. Потебня: (Филолог). М.: Просвещение, 1986. 141с.
  94. С. С. София Космос — Материя: Устои философской мысли отца Сергия Булгакова (1871−1944)\Вопросы философии. — 1989. № 12. С. 73−89.
  95. С. С. Философский символизм Флоренского и его жизненные истоки \ Историко философский ежегодник — 1988. М., 1989.
  96. Хрестоматия по истории русского языкознания: (Для филолог. Специальностей ун тов и пед. Ин — тов) Сост. Ф. М. Березин. — 2-е изд., испр. -М.: Высш. Школа, 1977. — 440с.
  97. В. Ф. Булгаков как социолог: (О социологическом наследии русского религиозного философа С. Н. Булгакова)\ Социологические исследования. 1993. № 10. С. 109−120.
  98. JI. Е. П. А. Флоренский и современное православное богословие \ Философские науки. 1987. № 5. С. 77 — 83.
  99. В. Удел величия: о П. Флоренском \ Огонек. -1990. № 45. С. 24.
  100. Эрн В. Разбор Послания Святейшего Синода об Имени Божием \ Начала. 1995. № 1−4. С. 53 — 89. rOCY^APC-fctHib^, 1. ПН- ь
Заполнить форму текущей работой