Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение методической готовности начинающих преподавателей в системе профессиональной учебы вуза пограничного профиля

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения диссертации были изложены автором в докладах и выступлениях на семинарах и конференциях «Научное обеспечение профессионального самоопределения личности в современных условиях: материалы Международной научно-практической конференции» (Курган, 2008 г.), «Новые информационные технологии в образовании: материалы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. МЕТОДИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ НАЧИНАЮЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБЫ ВУЗА ПОГРАНИЧНОГО ПРОФИЛЯ
    • 1. Истоки развития профессиональной подготовки, направленной на повышении методической готовности начинающих преподавателей в вузах пограничного профиля
    • 2. Сущность и структура методической готовности начинающих преподавателей вуза пограничного профиля
    • 3. Критерии и показатели оценки проявления методической готовности начинающих преподавателей вуза пограничного профиля
    • 4. Технология повышения методической готовности начинающих преподавателей в системе их профессиональной учебы
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. ЭКСПЕРИМЕТНАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ НАЧИНАЮЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УЧЕБЫ ВУЗА ПОГРАНИЧНОГО ПРОФИЛЯ
    • 1. Организация экспериментальной проверки технологии повышения методической готовности начинающих преподавателей в системе профессиональной учебы вуза пограничного профиля
    • 2. Реализация технологии повышения методической готовности начинающих преподавателей в системе профессиональной учебы вуза пограничного профиля
    • 3. Оценка и анализ результатов экспериментальной проверки по повышению методической готовности начинающих преподавателей вуза пограничного профиля
  • Выводы по второй главе

Повышение методической готовности начинающих преподавателей в системе профессиональной учебы вуза пограничного профиля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Повышение качества научных кадров профессионального образования в вузах пограничного профиля диктует необходимость совершенствования методической подготовки профессорско-преподавательского и командного составов. Предметом особого внимания выступают начинающие преподаватели. Практика свидетельствует, что на эти должности назначаются выпускники военных академий и институтов других ведомств, военнослужащие пограничных органов, выпускники гражданских образовательных учреждений, а также сотрудники, призвавшиеся из запаса.

Анализ практики работы вузов пограничного профиля на этапе подготовки начинающих преподавателей к педагогической деятельности показал, что их уровень методической готовности к педагогической деятельности не всегда соответствуют современным требованиям, работа по ее повышению не всегда ведется системно. Все это свидетельствует об актуальности проблемы повышения методической готовности начинающих преподавателей вузов пограничного профиля.

Многие вопросы изучаемой темы нашли отражение в научной и военно-педагогической литературе, в частности подготовка к профессиональной педагогической деятельности (A.C. Батышев, A.C. Белкин, Н. В. Кузьмина, Ю. С. Палий, Ф. Д. Рассказов, В. А. Сластенин и др.) — совершенствование профессиональной готовности педагогов (Г.Л. Абдулгалимов,.

A.B. Барабанщиков, И. А. Зязюн, JI.B. Мардахаев, И. П. Подласый и др.) — формирование и развитие педагогического мастерства (В.И. Вдовюк,.

B.П. Давыдов, Н. Б. Дремова, Г. П. Попов, В. Ф. Молчановский и др.) — сущность и структура методической готовности как качества личности начинающего преподавателя (В.И. Вдовюк, A.B. Киселев, А.Д. Лазукин) — разработка и проектирование программ организационно-методической и научно-методической работы (П.В. Артеменко, А. И. Головня, Л. Ф. Железняк, Т. Н. Макарова, A.A. Никитин, Г. П. Сечкин) — разработка методических рекомендаций по формированию методической готовности на основе уже существующей Типовой программы (В.П. Давыдов, B.C. Емец) — использование военно-исторического опыта для обучения, воспитания и подготовки кадров (Бобов, Ю.В., А. И. Каменев, И. А. Корольков, Н. С. Лепешкин, Д. П. Познанский и др.).

В то же время анализ литературы показал, что в ней недостаточно раскрыты вопросы, связанные с повышением методической готовности начинающих преподавателей в системе профессиональной учебы вуза пограничного профиля в условиях современности. Это позволило выявить сложившееся противоречие между объективной необходимостью повышения методической готовности начинающих преподавателей в системе профессиональной учебы вуза пограничного профиля и недостаточностью научно-методического обеспечения осуществления данной деятельности. Противоречие определило проблему исследования, сущность которой заключается в необходимости определения содержания и разработки технологии повышения методической готовности начинающих преподавателей в системе профессиональной учебы вуза пограничного профиля. В соответствии с проблемой определена тема диссертации «Повышение методической готовности начинающих преподавателей в системе профессиональной учебы вуза пограничного профиля».

Объект исследования: процесс повышения методической готовности начинающих преподавателей в системе профессиональной учебы вуза пограничного профиля.

Предмет исследования: содержание и технология повышения методической готовности начинающих преподавателей в системе профессиональной учебы вуза пограничного профиля.

Цель исследования: разработать и экспериментально проверить эффективность содержательно-технологического обеспечения повышения методической готовности начинающих преподавателей в системе профессиональной учебы вуза пограничного профиля.

Гипотеза исследования: качество педагогической деятельности начинающих преподавателей вуза пограничного профиля во многом зависит от уровня их методической готовности, что обусловливает объективную необходимость ее совершенствования. Эффективность повышения методической готовности начинающего преподавателя вуза пограничного профиля может быть обеспечена, если: совершенствование методической готовности начинающих преподавателей является частью общей системы профессиональной учебы;

— содержание повышения методической готовности начинающих преподавателей вуза пограничного профиля строится с учетом индивидуальных потребностей, опыта работы в учреждениях данного профиля, методической подготовленности каждой категории и ориентирует их на активный профессионально-личностный рост в системе профессиональной учебы;

— технология повышения методической готовности начинающего преподавателя ориентирована на специфику педагогической деятельности каждого из них и реализуется поэтапно, обеспечивая методический рост и готовность реализовать себя в подготовке кадров пограничного профиля.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой решались следующие задачи исследования:

1. Выявить требования к методической готовности начинающих преподавателей вуза пограничного профиля.

2. Раскрыть сущность и содержание методической готовности начинающих преподавателей в системе профессиональной учебы вуза пограничного профиля.

3. Определить структурные, критериально-оценочные, уровневые характеристики проявления методической готовности начинающих преподавателей вуза пограничного профиля.

4. Разработать и экспериментально проверить эффективность профессионально ориентированной технологии повышения методической готовности начинающих преподавателей в системе профессиональной учебы вуза пограничного профиля.

Методологической основой исследования являются положения методологических подходов в образовании: так, системный подход, в основе которого лежит исследование объектов как систем (Н.В. Бордовская, Н. В. Кузьмина, Ю. З. Кушнер, В. А. Сластенин, Э. Г. Юдин и др.), позволяет рассмотреть процесс повышения методической готовности начинающего преподавателя, выявить его элементы, установить связи между ниминайти взаимосвязи между повышением методической готовности начинающих преподавателей и системами формирования готовности к образовательной деятельности, подготовки ППС в целом: личностно-деятелъностный подход, предполагающий рассмотрение личности в качестве целостного и самостоятельного субъекта (Ю.К. Бабанский, В. Н. Герасимов, А. Н. Леонтьев, Ю. С. Палий, П. И. Образцов и др.), дает возможность: рассмотреть личность начинающего преподавателя в качестве целостного и самостоятельного субъекта, способного самоизменяться и самосовершенствоваться по направлениям основных видов образовательной деятельности, обеспечивая тем самым повышение его методической готовностивыявить мероприятия, направленные на повышение методической готовностиучитывая индивидуальные особенности начинающих преподавателей, своевременно вносить изменения в планирование конкретных мероприятий, обеспечивающих повышение методической готовности и содержание их обучения, а также распределять преподавателей по учебным дисциплинам, закреплять за педагогами ту или иную учебную группу (курс, специальность) — интегративно-деятельностный подход (B.C. Безрукова, Н. В. Ипполитова, М. Г. Чепиков, И. П. Яковлев и др.)5 обеспечивающий взаимодополнение знаний (общепедагогических, методических, специальных), которые позволили определить содержание блоков технологии, учитывающих особенности профессионально-педагогической деятельности начинающих преподавателей в вузе военного профилядающий основание рассматривать данную технологию с позиции сочетания разных видов деятельности: учебно-познавательной, учебно-практической, профессиональной (учебная работа, методическая работа, воспитательная работа, исследовательская деятельность).

Теоретическую основу исследования составили:

— педагогические и психолого-педагогические теории формирования и совершенствования: профессиональных и личностных качеств (В.И. Вдовюк, В. П. Давыдов, H.A. Терехов, Ф. Д. Рассказов и др.) — профессиональной готовности к педагогической деятельности (Г.Л. Абдулгалимов, В. П. Врачинский, С. П. Иванова, Ю. Б. Рогачева и др.) — готовности к профессионально-педагогической деятельности начинающих педагогов (A.B. Барабанщиков, М. И. Дьяченко, Н. В. Ипполитова, B.C. Емец, В. А. Поляков, Н. Ф. Феденко, И. Ф. Исаев, JI.K. Ильяшенко, A.A. Лоскутов, А. Ю. Кабушко, Б. В. Пальчевский, и др.) — педагогического мастерства (А.И. Головня, Н. Б. Дремов, В. А. Задорожный, И. П. Подласый и др.);

— военно-исторические исследования в области становления и развития пограничной школы Советского Союза и России (Н.П. Бучко, А. И. Каменев, И. А. Корольков, Н. С. Лепешкин, С. М. Монин, Д. П. Познанский и др.).

Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации поставленных задач использованы следующие методы: теоретические (анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование, формализация) — эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, метод экспертной оценки), а также статистические методы обработки данных.

Исследование проводилось с 2006 по 2012 годы.

На первом этапе (2006;2007 гг.) изучена литература, определена тема и научный аппарат исследования, изучен опыт повышения методической готовности начинающих преподавателей в пограничной школе Советского Союза и России, педагогической теории и практикена основе полученных материалов разработано содержательно-технологическое обеспечение повышения методической готовности начинающих преподавателей в системе профессиональной учебы вуза пограничного профиля.

На втором этапе (2007;2010 гг.) экспериментально проверено содержательно-технологическое обеспечение повышения методической готовности начинающих преподавателей в системе профессиональной учебы вуза пограничного профиля.

На третьем этапе (2010;2012 гг.) осуществлен анализ и обобщение полученных данных в ходе исследования, а также литературное оформление текста диссертации.

База исследования — Курганский пограничный институт ФСБ России, Голицынский пограничный институт ФСБ России, Московский пограничный институт ФСБ России. Экспериментальной базой исследования является Курганский пограничный институт ФСБ России. К экспериментальной работе были привлечены 128 начинающих преподавателей, а также 108 человек из числа руководящего, профессорско-преподавательского и командного составов института.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— выявлены основные требования, предъявляемые к методической готовности начинающих преподавателей вуза пограничного профиля;

— уточнено понимание сущности и содержания «методической готовности начинающих преподавателей»";

— раскрыты характерные уровни проявления методической готовности начинающих преподавателей, а также критерии и показатели их оценки;

— разработана и экспериментально проверена профессионально-ориентированная технология повышения методической готовности начинающих преподавателей в системе профессиональной учебы вуза пограничного профиля.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, дополняют и развивают теорию профессионального образования в области повышения методической готовности начинающих преподавателей в системе профессиональной учебы вуза пограничного профилярасширяют научные представления о методической готовности начинающих преподавателей и процессе её повышения за счет уточнения понимания сущности и содержания «методической готовности начинающих преподавателей вуза пограничного профиля», определения критериев и показателей оценки ее проявления, разработки профессионально-ориентированной технологии повышения методической готовности начинающих преподавателей в системе профессиональной учебы вуза пограничного профиля.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные в диссертации содержание и профессионально-ориентированная технология повышения методической готовности начинающих преподавателей в системе профессиональной учебы вуза пограничного профиля получили экспериментальную проверку на базе Курганского пограничного института ФСБ России и способствовали повышению методической готовности начинающих преподавателей данного вуза, что положительно сказалось на качестве педагогической деятельности 1111С. Материалы и результаты исследования в виде программ и учебно-методических пособий применены в системе повышения профессиональной готовности преподавательского состава Курганского пограничного института ФСБ России.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения диссертации были изложены автором в докладах и выступлениях на семинарах и конференциях «Научное обеспечение профессионального самоопределения личности в современных условиях: материалы Международной научно-практической конференции» (Курган, 2008 г.), «Новые информационные технологии в образовании: материалы Международной научно-практической конференции» (Улан-Удэ, 2008 г.), «Актуальные вопросы дидактики современного профессионального образования: материалы Международной научно-практической конференции» (Тюмень, 2010), «Научное обеспечение профессионального самоопределения личности в современных условиях: материалы Международной научно-практической конференции» (Курган 2011 г.), «Проблемы непрерывного профессионального образования в XXI веке: материалы Международной научно-практической конференции» (Шадринск, 2012 г.) и других, а также на заседаниях Ученого совета Курганского пограничного института ФСБ России, кафедры профессионального педагогического образования Шадринского государственного педагогического института, кафедры теории и методики профессионального образования Сургутского государственного университета.

Достоверность результатов исследования обусловлена обоснованностью исходных позиций, базирующихся на методологических и теоретических принципах психологии и педагогики, репрезентативностью экспериментальных данных, взаимопроверкой данных, подтвердивших правильность выдвинутой гипотезы, и обеспечивалась длительным характером и возможностью повторения опытно-экспериментальной работы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Основными требованиями, предъявляемыми к методической готовности начинающих преподавателей вуза пограничного профиля являются: владение системой общепедагогических и методических знаний, обеспечивающих организацию образовательного процесса в военном вузе: базовых педагогических понятий, нормативно-правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность высшего профессионального образования и инструктивно-методической документации по учебной и методической работе образовательной деятельности вуза, должностных обязанностей преподавателя в сфере учебно-методической работы, требований к подготовке и проведению учебных занятий с курсантами и слушателямисформированность профессиональных педагогических умений, связанных с методическим обеспечением реализации образовательного процесса в военном вузе, как в условиях мирного, так и военного временимотивированность и целесообразная активность в учебно-методической деятельности.

2. Методическая готовность начинающего преподавателя вуза пограничного профиля представляет собой активно-действенное субъектное состояние, позволяющее ему реализовать свою теоретическую и методическую подготовленность в процессе адаптации и самореализации в образовательном процессе. Структура данной готовности представляет совокупность взаимосвязанных компонентов: гносеологического (совокупность общепедагогических и методических знаний, необходимых преподавателю для ведения педагогической деятельности в процессе преподавания определенных учебных дисциплин) — праксиологического (умения и навыки педагогической деятельности, позволяющие реализовывать современные технологии, методы и приемы в образовательном процессе вуза пограничного профиля) — мотивационного (развитость мотивации и интереса к применению знаний и умений в практической деятельности, направленность преподавателя на самообразование в области применения современных методов, методик и технологий) — активно-действенного (развитость волевых качеств, предрасположенность к проявлению активности в педагогической деятельности).

3. Уровнями проявления методической готовности начинающих преподавателей вуза пограничного профиля являются: репродуктивный (способность реализовывать полученные ранее знания, умения, навыки в типичных ситуациях педагогической деятельности), ситуативно-творческий (способность творческого проявления в определенных ситуациях педагогической деятельностинапример: на семинарах, при изучении обучаемыми отдельных тем на практических занятиях и т. д.) и творческий (способность творчески реализовывать методическую подготовленность в педагогической деятельности). В качестве критериев и основных показателей оценки уровней проявления методической готовности начинающих преподавателей выделены: когнитивный (объем и прочность усвоенных знаний), деятельностный (владение технологиями педагогической деятельности), мотивационный (интерес, потребность и желание в самореализации в педагогической деятельности), волевой (проявления таких волевых качеств как активность, настойчивость, самоконтроль).

4. Профессионально ориентированная технология повышения методической готовности начинающих преподавателей представляет собой поэтапную деятельность профессионального обучения в системе профессиональной учебы вуза пограничного профиля. Она включает следующие этапы: диагностико-прогностический (диагностика уровня проявления методической готовности начинающего преподавателя, а также прогнозирование перспектив ее повышения) — целевой (определение цели, задач и способов их применения в процессе профессиональной учебы начинающих преподавателей) — методико-технологический (поэтапное овладение технологиями обучения, накопление методического опыта их практической реализации в соответствии с планами и программам профессиональной учебы) — аналитико-резулътатиеный (определение результативности развития методической готовности начинающих преподавателей вуза пограничного профиля и определение перспектив дальнейшей учебы).

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Выводы по II главе.

Итак, в данной главе мы рассмотрели цель, задачи, этапы и содержание опытно-экспериментальной работы по повышению методической готовности начинающего преподавателя вуза пограничного профиля, определили критерии (когнитивный, деятельностный, мотивационный, волевой) и показатели оценки уровня (репродуктивный, ситуативно-творческий, творческий) проявления методической готовности, показали реализацию профессионально-ориентированной технологии повышения методической готовности начинающего преподавателя вуза пограничного профиля, проанализировали результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, которая включала в себя три этапаконстатирующий, формирующий и итоговый.

Анализ полученных данных на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы показал, что уровень проявления методической готовности у большинства начинающих преподавателей относительно низкий (46,1%). При этом преподавателей со средним уровнем методической готовности примерно 46%, а с высоким — около 8%, что в целом говорит о недостаточной мотивации начинающих преподавателей к предстоящей педагогической деятельности, низком уровне знаний, недостаточности умений и навыков, низкой активности и настойчивости в самосовершенстовании.

Обобщая результаты опытно-экспериментальной работы, можно отметить, что динамика роста уровня проявления методической готовности начинающего преподавателя имеется как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Особенно заметен рост уровня проявления методической готовности в экспериментальной группе, где была реализована профессионально-ориентированная технология повышения методической готовности начинающих преподавателей вуза пограничного профиля и в которой количество начинающих преподавателей с репродуктивным уровнем методической готовности снизилось с 46,5% до 15,9%, в то время как в контрольной группе — с 44,7% только до 32,3%. Повысилось количество педагогов с творческим уровнем методической готовности в экспериментальной группе — с 8,7% до 29,3%- а в контрольной группе — с 9,1% до 16,9%. Отсюда следует, что полученные результаты в экспериментальной группе выше, чем в контрольной.

Таким образом, реализация профессионально-ориентированной технологии повышения методической готовности начинающего преподавателя вуза пограничного профиля существенно влияет на эффективность исследуемого процесса, что подтверждает выдвинутую гипотезу нашего исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

С учетом актуальности рассматриваемой проблемы подготовки высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава для вузов пограничного профиля, нами предлагался один из путей ее решенияповышение методической готовности начинающих преподавателей.

Цель нашего исследования заключалась в том, разработать и экспериментально проверить эффективность содержательно-технологического обеспечения повышения методической готовности начинающих преподавателей в системе профессиональной учебы вуза пограничного профиля.

В соответствии с целью исследования нами проведена работа, в процессе которой последовательно решались поставленные задачи: определить требования, предъявляемые к методической готовности начинающих преподавателей вуза пограничного профиля, раскрыть сущность и содержание методической готовности начинающих преподавателей вуза пограничного профиля, определить структурные, критериально-оценочные, уровневые характеристики проявления методической готовности начинающих преподавателей вуза пограничного профиля, разработать и экспериментально проверить эффективность содержательно-технологического обеспечения повышения уровня методической готовности начинающих преподавателей в системе профессиональной учебы вуза пограничного профиля.

В первой главе нашего исследования рассматривались вопросы исторического развития профессиональной подготовки, направленной на повышение методической готовности начинающих преподавателей в вузах пограничного профиля, необходимости повышения методической готовности начинающих преподавателей в вузах пограничного профиля в связи с выявленным кругом существующих в данной области военного образования проблем, отражающие сущность, структуру и содержание методической готовности начинающих преподавателей вуза пограничного профиля, особенности проявления методической готовности начинающих преподавателей вуза пограничного профиля, раскрывающие критерии и показатели оценки проявления данного вида готовности, содержательно-технологического обеспечения процесса повышения методической готовности начинающих преподавателей в системе профессиональной учебы вуза пограничного профиля посредством проектирования соответствующей технологии. Дана общая характеристика профессионально ориентированной технологии повышения методической готовности начинающих преподавателей в системе профессиональной учебы вуза пограничного профиля.

Во второй главе описаны организация и реализация профессионально ориентированной технологии повышения методической готовности начинающих преподавателей в системе профессиональной учебы вуза пограничного профиля, дана оценка её эффективности, обобщены полученные результаты и сделаны выводы.

Для того чтобы проследить влияние предложенной технологии на динамику всех компонентов исследуемой готовности, нами были введены двенадцать показателей, которых было достаточно для экспериментального определения уровня проявления методической готовности начинающего преподавателя.

Результаты теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы подтверждают выдвинутую нами гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:

1. Проблема повышения методической готовности начинающих преподавателей вуза пограничного профиля находится в ряду актуальных педагогических проблемеё актуальность обусловливается потребностью общества в высококвалифицированном профессорско-преподавательском составе вузов пограничного профиля.

2. Основными требованиями, предъявляемыми к методической готовности начинающих преподавателей вуза пограничного профиля являются: владение системой общепедагогических и методических знаний, обеспечивающих организацию образовательного процесса в военном вузе: базовых педагогических понятий, нормативно-правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность высшего профессионального образования и инструктивно-методической документации по учебной и методической работе образовательной деятельности вуза, должностных обязанностей преподавателя в сфере учебно-методической работы, требований к подготовке и проведению учебных занятий с курсантами и слушателямисформированность профессиональных педагогических умений, связанных с методическим обеспечением реализации образовательного процесса в военном вузе как в условиях мирного, так и военного временимотивированность и целесообразная активность в учебно-методической деятельности.

3. Методическая готовность является одной из важных составляющих профессиональной педагогической готовности начинающих преподавателей вуза пограничного профиля, представляет собой активно-действенное субъектное состояние, позволяющее ему реализовать свою теоретическую и методическую подготовленность в процессе адаптации и самореализации в образовательном процессе. Структура данной готовности представляет совокупность взаимосвязанных компонентов: гносеологического (совокупность общепедагогических и методических знаний, необходимых преподавателю для ведения педагогической деятельности в процессе преподавания определенных учебных дисциплин) — праксиологического (умения и навыки педагогической деятельности, позволяющие реализовывать современные технологии, методы и приемы в образовательном процессе вуза пограничного профиля) — мотивационного (развитость мотивации и интереса к применению знаний и умений в практической деятельности, направленность преподавателя на самообразование в области применения современных методов, методик и технологий) — активно-действенного (развитость волевых качеств, лежащих в основе предрасположенности к проявлению активности в педагогической деятельности).

4. Методическая готовность начинающих преподавателей вуза пограничного профиля различается по уровням проявления в образовательной среде вуза пограничного профиля, критерии их оценки позволяют выявить своеобразие данного вида готовности при организации профессиональной учебы начинающих преподавателей вуза пограничного профиля и определения перспектив их педагогической деятельности. Уровнями проявления методической готовности начинающих преподавателей вуза пограничного профиля являются: репродуктивный (на котором преподаватель реализует полученные ранее знания, умения, навыки в типичных ситуациях педагогической деятельности, имея сниженную активность, не всегда добиваясь поставленных целей и контролируя свое поведение в эмоционально-сложных ситуациях), ситуативно-творческий (преподаватель творчески проявляет себя в определенных ситуациях педагогической деятельностинапример: на семинарах, при изучении обучаемыми отдельных тем на практических занятиях и т. д.- его активность достаточно устойчива, но он не всегда добивается поставленной целиумеет практически всегда контролировать свое поведение в эмоционально-сложных ситуациях и выдерживать длительную эмоциональную нагрузку) и творческий (на котором преподаватель творчески реализует свою методическую подготовленность в педагогической деятельности, он всегда активен, настойчив в решении поставленных профессионально-методических задач, всегда контролирует свое поведение в эмоционально-сложных ситуациях и выдерживает длительную эмоциональную нагрузку). В качестве критериев и основных показателей оценки уровней проявления методической готовности начинающих преподавателей выделены: когнитивный (объем и прочность усвоенных знаний), деятельностный (владение технологиями педагогической деятельности), мотивационный (интерес, потребность и желание в самореализации в педагогической деятельности), волевой (проявление таких волевых качеств, как активность, настойчивость, самоконтроль).

5. Повышение методической готовности начинающих преподавателей вуза пограничного профиля обеспечивается в ходе реализации профессионально-ориентированной технологии представляющей собой поэтапную деятельность профессионального обучения в системе профессиональной учебы вуза пограничного профиля. Она включает следующие этапы: диагностико-прогностический (диагностика уровня проявления методической готовности начинающих преподавателей, а также прогнозирование перспектив ее повышения) — целевой (определение цели, задач и способов их применения в процессе профессиональной учебы начинающих преподавателей) — методико-технологический (поэтапное овладение технологиями обучения, накопление методического опыта их практической реализации в соответствии с планами и программам профессиональной учебы) — аналитико-резулътативный (определение результативности развития методической готовности начинающих преподавателей вуза пограничного профиля и определение перспектив дальнейшей учебы).

6. Результаты экспериментальной работы показывают, что динамика роста уровня проявления методической готовности начинающих преподавателей имеется как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Особенно заметен рост уровня проявления методической готовности в экспериментальной группе, где была реализована профессионально-ориентированная технология повышения методической готовности начинающих преподавателей вуза пограничного профиля и в которой количество начинающих преподавателей с низким уровнем методической готовности снизилось — с 46,5% до 15,9%, в то время как в контрольной группе КГ — с 44,7% только до 32,3%. Повысилось количество педагогов с высоким уровнем методической готовности в экспериментальной группе — с 8,7% до 29,3%- а в группе КГ — с 9,1% до 16,9%.

Подводя итоги проведенного исследования по проблеме повышения методической готовности начинающих преподавателей в системе профессиональной учебы вуза пограничного профиля, следует отметить, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, поставленные цели и задачи исследования достигнуты, однако проведенное исследование не исчерпывают проблему повышения методической готовности начинающих преподавателей вуза пограничного профиля. Дальнейшими направлениями исследования могут быть: разработка дифференцированный и индивидуальный подход в повышении методической готовности начинающих преподавателей вуза пограничного профиляорганизационно-методическое и информационно-технологическое обеспечение повышения данного вида готовности и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. Л. Модель готовности современного учителя к профессиональной деятельности Текст. / Г. Л. Абдулгалимов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. — № 5. — С. 44−47.
  2. , O.A. Общепедагогическая подготовка в системе высшего педагогического образования Текст. / O.A. Абдуллина. М.: Просвещение, 1990.-208 с.
  3. Академия имени М. В. Фрунзе Текст. М.: Воениздат, 1973. — 148 с.
  4. Актуальные вопросы совершенствования военного образования и исследований по истории России Текст.: сб. науч. ст. / сост.: А. Л. Анисимов, Е. Е. Аурилене, Л. Н. Куликова и др. Хабаровск: ХПИ ФСБ России, 2006. — 118 с.
  5. Актуальные проблемы педагогики высшей военной школы Текст.: учеб.-метод. пособие / В. В. Белецкий, A.B. Остахов, H.A. Терехов и др. М., 2002.-211 с.
  6. , Е.И. Основные тенденции развития системы высшего педагогического образования Текст. / Е. И. Артамонова // Непрерывное педагогическое образование: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. — Шадринск: ШГПИ, 2008. С. 13−18.
  7. , В.Я. Психология и педагогика профессиональной деятельности Текст.: курс лекций / В. Я. Амелин. М.: МВИ ФПС России, 2003.- 196 с.
  8. , А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров Текст. / А. Г. Асмолов. -М.- Воронеж, 1996. 768 с.
  9. , С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности и методы Текст. / С. И. Архангельский. М.: Высш. шк., 1980.-368 с.
  10. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса Текст. / Ю. К. Бабанский М.: Педагогика, 1982. — 256 с.
  11. , A.B. Педагогическая культура офицера Текст. / A.B. Барабанщиков, С. С. Муцинов. -М.: Воениздат, 1985. 174 с.
  12. , A.C. Практическая педагогика для начинающего преподавателя Текст. / A.C. Батышев. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2003. — 199 с.
  13. B.C. Образовательные технологии: ориентиры для выбора // Директор школы. 1999. № 8. С. 25−30.
  14. , В.А. Философия образования личности. Деятельностный аспект: монография Текст. / В. А. Беликов. М.: Владос, 2004. — С. 235.
  15. , A.C. Педагогическая компетентность Текст.: учеб. пособ. /
  16. A.C. Белкин, В. В. Нестеров. Екатеринбург: Центр «Учеб. книга», 2003. -204 с.
  17. , В.П. Слагаемые педагогической технологии Текст. /
  18. B.П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  19. , М.К. Дидактическая модель формирования творческой активности будущего учителя Текст. / М. К. Билалов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. — № 1. — С. 38−41.
  20. , Ю.В. Опыт подготовки офицерских кадров в Ордена Ленина Краснознаменном военном институте МВД КГБ СССР им. Ф. Э. Дзержинского (1946−1960 гг.) Текст.: монография / Ю. В. Бобов. М.: МПИ ФСБ России, 2010.-268 с.
  21. Большая советская энциклопедия Текст.: в 30 т. Т.11 / гл. ред. A.M. Прохоров. 3-е изд.- М.: Сов. энциклопедия, 1972. — 608 с.
  22. Большой энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. A.M. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Большая Росс, энциклопедия, 1998.- 1456 с.
  23. , Н.В. Методология научно поиска педагога-исследователя Текст. / Н. В. Бордовская // Соискатель-педагог. 2009. -№ 2.-С. 37−52.
  24. , Н.В. Педагогика: учебник для вузов Текст. / Н. В. Бордовская, A.A. Реан. СПб: Изд-во «Питер», 2000. — 304 с.
  25. , JI.В. Краткий словарь понятий и терминов по профориентации Текст. / Л. В. Ботякова, С. Н. Чистякова. М.: АПН СССР, 1991.-35 с.
  26. , Н.П. История пограничных органов России Текст.: учеб. пособие / Н. П. Бучко. Хабаровск: ХПИ ФСБ РФ, 2009. — 324 с.
  27. , Л.А. Культура и искусство речи Текст. / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. Ростов н/Д: Феникс, 1995. — 576 с.
  28. , В.И. Типовая программа и методические рекомендации по становлению начинающих преподавателей учебных заведений ФСБ России Текст. / В. И. Вдовюк, Е. В. Титов, В. А. Толкачев. М.: Академия ФСБ России, 1995.-80 с.
  29. , В.И. Основы педагогики высшей школы Текст.: учеб.-нагл, пособие / В. И. Вдовюк. М.: Академия ФПС России, 2002. — 65 с.
  30. , В.И. Педагогика высшей военной школы Текст.: структ,-логич. схемы / В. И. Вдовюк. М.: Академия ФСБ России, 1997. — 48 с.
  31. , Е.С. Теория вероятностей Текст.: учебник для вузов / Е. С. Венцель. 5- изд., стер. — М.: Высш. шк., 1998. — 544 с.
  32. , М.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие Текст. / Под ред. В.А. Сластенина/ М. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уман М.: Педагогическое общество России, 2004. — 192 с.
  33. , В.Н. Педагогика Текст.: курс лекций / В. Н. Герасимов. -М.: МГЭС, 2000.-204 с.
  34. , А.П. Методика разработки тестов в КПИ ФСБ России Текст.: метод, пособие / А. П. Гирман, К. Ю. Саловский, H.A. Мязина. -Курган: КПИ ФСБ России, 2009. 30 с.
  35. , В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика Текст.: учеб. пособие / В. Е. Гмурман. 12 изд., перераб. — М.: Высшее образование, 2008. — 479 с.
  36. , В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике Текст.: учеб. пособие / В. Е. Гмурман. 11 изд., перераб. — М.: Высшее образование, 2008. — 404 с.
  37. , Е.А. Модель управления качеством компетентности подготовки педагога профессионального обучения Текст. / Е. А. Гнатышина // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. — № 3. — С. 7−11.
  38. , А.И. Вопросы методического обеспечения командирской подготовки в органах федеральной службы безопасности Текст.: учеб.-метод. пособие / А. И. Головня, А. Э. Быков, H.H. Сафронов и др. М., 2000. — 80 с.
  39. , В.М. Формирование компетентности в использовании тсо у студентов гуманитарных специальностей педвуза Текст.: дис.. канд. пед. наук / В. М. Гордиевских. Шадринск, 2007. — 197 с.
  40. Границе нужны профессионалы (История подготовки воинов-пограничников России) Текст. / под общ. ред. Н. С. Лепешкина. М.: Граница, 2003.-295 с.
  41. , В.В. Эффективные образовательные технологии: интегральная и ТОГИС / В. В. Гузеев. М.: НИИ школа Технологии, 2006. — 208 с.
  42. , В.П. Индивидуализация воспитания слушателей учебных заведений ФСБ России Текст.: науч.-практ. пособие / В. П. Давыдов. М.: Академия ФСБ России, 2000. — 156 с.
  43. , В.П. Методы педагогического исследования Текст.: лекция / В. П. Давыдов. М.: Пограничная Академия ФСБ России, 2005. — 20 с.
  44. , В.П. Научно-педагогические основы методического обеспечения образовательного процесса в Академии ФСБ России Текст.: учеб.-метод, пособие / В. П. Давыдов, H.H. Сафронов. М.: Академия ФСБ России, 2000. — 260 с.
  45. , В.П. Организация и методика исследования проблем военной педагогики и психологии в войсках и органах пограничной службы России Текст.: учеб.-метод. пособие / В. П. Давыдов. М.: Академия Федеральной пограничной службы России, 2002. — 138 с.
  46. , В.П. Основы педагогической психологии высшей школы Текст.: курс лекций / В. П. Давыдов. М.: Академия ФСБ России, 1997. — 235 с.
  47. , В.П. Педагогика высшей школы Федеральной пограничной службы Российской Федерации Текст.: учебник для преподавателей, слушателей и адъюнктов учебных заведений ФПС России / В. П. Давыдов. -М.: Академия ФПС России, 2000. 380 с.
  48. , В.П. Психология и педагогика профессионального образования сотрудника Федеральной службы безопасности Российской Федерации Текст.: учеб. пособие / В. П. Давыдов. М.: Пограничная академия ФСБ России, 2009. — 308 с.
  49. , В.П. Типовая программа и методические рекомендации по становлению начинающих преподавателей Академии ФСБ России Текст. /
  50. B.П. Давыдов, П. И. Шепилов, В. Н. Футин. М.: Академия ФСБ России, 2002. — 46 с.
  51. , В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т.2. И-О Текст. / В. И. Даль. -М.: Рус. яз., 1981.-779 с.
  52. , В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4.т. Т.4. P-V Текст. / В. И. Даль. М.: Рус. яз., 1980. — 683 с.
  53. , С.А. Формирование готовности студентов к дистанционному обучению в образовательном процессе колледжа Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. А. Деева. Краснодар, 2009. — 168 с.
  54. , Ф.Э. и охрана границ Советского государства СССР Текст. / Ф. Э. Дзержинский. М.: Воениздат, 1977. — 296 с.
  55. , Т. А. Профессионально-ориентированные технологии // Высшее образование в России. 2003. № 3. — С. 159−161.
  56. , Н.Б. Совершенствование педагогического мастерства преподавателя Текст. / Н. Б. Дремова // Высшее образование в России. -2009,-№ 5. -С. 117−120.
  57. , М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности Текст. / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Мн.: БГУ, 1976. — 176 с.
  58. , Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера Текст. / Л. Ф. Железняк. М.: Воениздат, 1979. — 142 с.
  59. , С.П. Развитие педагогического профессионализма преподавателя военного учебного заведения Текст.: дис.. д-ра пед. наук /
  60. C.П. Желтобрюх. Ярославль, 2002. — 379 с.
  61. , В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст. / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. -М.: АС ADEMA, 2005. 208 с.
  62. , В.И. Практическая методология педагогического поиска Текст. / В. И. Загвязинский. Тюмень: Изд-во: ЗАО «Легион-Групп», 2005. — 72 с.
  63. , А.Г. Диагностика волевого самоконтроля (опросник ВСК) / А. Г. Зверков, Е. В. Эйдман // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 126 с.
  64. , Э.Ф., Заводчиков, Д.П., Лопес, Е. Г. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании Текст. / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2007. — 129 с.
  65. , С.П. Учитель XXI века: ноопсихологический подход к анализу профессионально-личностной готовности к педагогической деятельности. Текст.: монография / С. П. Иванова. Псков: 111'ПИ им. С. М. Кирова, 2002. — 228 с.
  66. , Т.А. Понятие «педагогическая технология» в современной буржуазной педагогике // Сов. педагогика. 1971. — № 9.
  67. , Е.П. Психология воли Текст.: учеб. пособие для вузов / Е. П. Ильин. СПб: Изд-во «Питер», 2009. — 368 с.
  68. , Л.К. Формирования математической компетенции будущего инженера по нефтегазовому делу Текст.: дис.. канд. пед. наук / Л. К. Ильяшенко. Сургут, 2009. — 192 с.
  69. Инструкция об организации учебной и методической работы в образовательных учреждениях ФСБ России Текст. М., 1997. — 24 с.
  70. Интенсификация образовательного процесса: учеб. пособие для преподавателей и командиров учебных подразделений вузов ФПС РФ Текст. / под общ. ред. А. И. Сухобецкого. Калининград: КВИ ФПС России, 1999. -168 с.
  71. Иовлев, А. М Становление и развитие системы подготовки командно-начальствующего состава в межвоенный период Текст. / А. М. Иовлев // Военно-исторический журнал. 1983. — № 8. — С. 86−91.
  72. , Н.В. Методология и методы научного исследования: учеб. пособие / Н. В. Ипполитова, Н. С. Стерхова — Шадр. гос. пед. ин-т. -ОГУП «Шадринский Дом Печати», Каргапольский филиал, 2011. 209 с.
  73. , Н.В. Развитие личности будущего педагога в контексте профессиональной подготовки Текст.: монография / Н. В. Ипполитова и др. -Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2010. 244 с.
  74. , Н.В. Система профессиональной подготовки студентов педагогического вуза: личностный аспект Текст.: монография / Н. В. Ипполитова, М. А. Колесников, Е. А. Соколова. М., 2006. — 236 с.
  75. История строительства Пограничных войск России Текст. М.: Граница, 1995. — 212 с.
  76. , А.Ю. Экспериментальная модель подготовки будущих педагогов дошкольных учреждений к обучению риторике детей дошкольного возраста Текст. / А. Ю. Кабушко. Ставрополь: СтГПИ, 2000. — 18 с.
  77. , А.И. История подготовки офицерских кадров в СССР (1917- 1984 гг.) Текст. / А. И. Каменев. Новосибирск, НВВПУ, 1991. — 261 с.
  78. , М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин М.: Знание, 1989. — 80 с.
  79. М.В. Развитие педагогической технологии и проблемы теории обучения // Сов. педагогика. 1984. — № 4.
  80. , Г. М. Педагогический словарь Текст.: для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с.
  81. , А.И. Профессионально-ориентированная технология обучения как средство формирования компетентности у будущих военных специалистов в вузе (На материале изучения специальных дисциплин): Дис. канд. пед. наук: 13.00.08: Орел, 2004. 236 с.
  82. , JI.B. Воспитание нравственно-психологической готовности студентов к педагогической деятельности Текст. / J1.B. Кондрашова // Сов. педагогика. 1984. — № 5. — С. 75−79.
  83. Концепция подготовки органов и войск ФПС РФ на период до 2010 г. Текст. М.: Граница, 1997. — 53 с.
  84. Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере: утверждена решением Государственного комитета по пограничной политике (протокол № 1 от 28.01.05) Текст. М., 2004. — 35 с.
  85. , H.A. Охрана государственной границы: история и современность Текст.: учеб.-метод. пособие / И. А. Корольков, А. Б. Махаев. -Голицыно: ГПИ ФСБ России, 2004. 70 с.
  86. , А.И. Разработка вопросов педагогической технологии в США / А. И. Космодемьянская // Советская педагогика. 1973. -№ Ю.-С. 45−48.
  87. , А.Н. Философские проблемы современной науки Текст.: монография. В 2 ч. Ч. 1 / A.A. Кочергин. Голицыно: ГТТИ ФСБ России, 2006.-112 с.
  88. , Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика Текст.: учебник для вузов / Н. Ш. Кремер. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТА-ДАНА, 2006. — 573 с.
  89. Краткий очерк об истории формирования и развития Федеральной пограничной службы Российской Федерации Текст. М.: Граница, 1995. -346 с.
  90. , В.А. Психология Текст.: учеб. для учащихся пед. училищ. М.: Просвещение, 1980. — 352 с.
  91. , Н.В. Профессионализм педагогической деятельности Текст. / Н. В. Кузьмина, A.A. Реан. СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та, 1993. — 63 с.
  92. , Ю.З. Методология и методы педагогического исследования Текст.: учеб.-метод. пособие / Ю. З. Кушнер. Могилев: МГУ им. A.A. Кулешова, 2001. — 66 с.
  93. , И.Д. Педагогика Текст.: учебное пособие / И. Д. Ладанов. -М.: ВШ КГБ СССР, 1985. 230 с.
  94. , А.Д. Развитие теории и практики профессионально-педагогической подготовки преподавателей образовательных учреждений МВД России Текст.: дис.. д-ра. пед. наук / А. Д. Лазукин. Москва, 2001. — 375 с.
  95. В.И. и охрана Государственной границы СССР Текст. М.: Воениздат, 1977. — 370 с.
  96. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения. Т.2. — М.: Педагогика, 1983. — 320 с.
  97. , И.Я. Внимание технологии обучения // Сов. педагогика. -1990.-№ 3.
  98. , А.Г. Педагогическая система профессионального образования курсантов образовательных учреждений ФСБ Россиипограничного профиля Текст.: монография / А. Г. Липатников. М.: Пограничная академия ФСБ России, 2009. — 302 с.
  99. , А.Г. Подготовка научно-педагогических кадров в системе профессионального образования ФСБ России Текст. /
  100. A.Г. Липатников // Труды Академии № 53. М.: Пограничная академия ФСБ России, 2009.-С. 177−196.
  101. , В.В. Преподаватель высшей школы в профессионально-игровом обучении Текст.: учеб.-метод, пособие /
  102. B.В. Лопатинская, В. И. Черес, В. Ф. Яценко. М.: Академия ФСБ России, 2007.- 164 с.
  103. , A.A. Формирование готовности военного специалиста к профессионально-педагогической деятельности в поствузовский период Текст.: дис.. канд. пед. наук / A.A. Лоскутов. -Шадринск, 2003. 156 с.
  104. , М.А. Педагогические условия патриотического воспитания сотрудников ОВД Текст. / М. А. Мазур // Непрерывное педагогическое образование: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. Шадринск: ШГПИ, 2008.-С. 82−85.
  105. , A.C. Проблемы школьного советского воспитания Текст.: Педагогические сочинения / A.C. Макаренко. М., 1983. — Т. 1. -368 с.
  106. , Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе Текст. / Т. Н. Макарова. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.- 160 с.
  107. , Т.Н. Учебный процесс: планирование, организация и контроль Текст. / Т. Н. Макарова. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. — 160 с.
  108. Мардахаев, Л. В Методология диссертационного исследования и его оценка Текст. / Л. В. Мардахаев // Соискатель-педагог. 2008. — № 3. -С. 19−34.
  109. Ш. Марков М. В. Технология и эффективность социального управления. М., 1983, с. 48.
  110. Методика преподавания военной педагогики и военной психологии Текст.: учеб. пособие / под ред. A.B. Барабанщикова, Б. Ц. Бадмаева. М.: ВПА, 1971.-С.10.
  111. Методика проверки организации и проведения образовательного процесса в военно-учебных заведениях Текст.: метод, пособие / под общ. ред. Ю. Г. Курникова. Самара, 1994. — 103 с.
  112. Методические рекомендации по контролю учебных занятий и оценке качества их проведения Текст. / И. И. Александров, А. Н. Паламарчук,
  113. A.И. Рудаков и др. Курган: КВИ ФПС России, 1998. — 36 с.
  114. Методические рекомендации по подведению итогов учебно-воспитательного процесса, служебной деятельности и состояния воинской дисциплины в подразделениях института Текст. Курган: КВИ ФПС России, 2000. — 25 с.
  115. Методология и методика исследования психолого-педагогических проблем подготовки кадров ФПС России Текст. М.: Академия ФПС России, 2000. — 90 с.
  116. Мешкова, JIM. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов технического вуза при изучении естественнонаучных дисциплин Текст.: дис.. канд. пед. наук / JI.M. Мешкова. Сургут, 2010.-178 с.
  117. , Т.А. Качество преподавания как неотъемлемая часть культуры качества в вузе Текст. / Т. А. Мешкова // Вопросы образования. -2010.-№ 3.-С. 115−134.
  118. , В.А. Словарь-справочник по педагогике Текст. /
  119. B.А. Мижериков // под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: Сфера, 2004. — 448 с.
  120. , Р.Г. Гуманитарная среда классического университета и формирование конкурентоспособной личности Текст. / Р. Г. Минзарипов, Г. В. Ившина // Высшее образование в России. 2009. — № 5. — С. 42−50.
  121. Модернизация образования- педагогический поиск Текст.: материалы XIII межвуз. науч.-практ. конф. профессорско-преподавательского состава. Науч.-метод. сб. № 13: для курсантов и преподавателей. Калининград: КалПИ ФСБ России, 2004. — 144 с.
  122. , С.М. История охраны государственной границы Текст.: учеб. пособие / С. М. Монин, А. Н. Багаев, Е. Л. Ежуков. М.: Академия ФПС России, 2001.-348 с.
  123. Морально-психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности ФПС Российской Федерации Текст.: учеб. пособие / под общ. ред. В. М. Круглика. М.: Граница, 1999. — 160 с.
  124. , H.A. Конструирование содержания и технология подготовки преподавателей дошкольной педагогики и психологии Текст.: автореф. дис.. д-ра. пед. наук / H.A. Морева. Москва, 2009. — 51 с.
  125. , В. Пополнение военной профессуры Текст. / В. Муратов // Военное знание. 1922. — С. 46.
  126. , С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении Текст. / С. А. Мухина, A.A. Соловьева. Ростов н/Д: Феникс, 2004. -384 с.
  127. , Е.В. Мониторинг формирования научно-исследовательской компетенции учителя Текст. / Е. В. Набиева // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. — № 5. — С. 13−17.
  128. На страже границ Отечества. История пограничной службы Текст.: краткий очерк. М.: Граница, 1998. — 606 с.
  129. , А.Я. Обучение как управляемый процесс Текст. / А. Я. Найн. -Урал. гос. акад. физ. культуры. Челябинск. — 1996. — 63 с.
  130. , P.C. Психология Текст.: Словарь-справочник: В 2 ч. / P.C. Немов. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — Ч. 1. — 304 с.
  131. Hey строев, Г. Н. Психодиагностика профессионального развития личности (сб. тестов по психологии и педагогике) Текст.: учеб. пособие Г. Н. Неустроев, С. Г. Звонарев, Л. В. Львов. Челябинск: ЧГАУ ЮУНОЦ РАО, 2009. — 230 с.
  132. , A.A. Специализированное обучение Текст. /
  133. A.A. Никитин, Ю. В. Михеев, и др. Новосибирск: РИЦ НГУ, 2003. — 254 с.
  134. Новая Российская энциклопедия. В 12 т. Т.1. Россия Текст. / гл. ред. А. Д. Некипелов. М.: Энциклопедия, 2003. — 960 с.
  135. Новейший психологический словарь Текст. / В. Б. Шапарь,
  136. B.Е. Россоха, О.В. Шапарь- под общ. ред. В. Б. Шапаря. Изд. 3-е -Ростовн/Д.: Феникс, 2007. — 806 с.
  137. Новейший философский словарь Текст. 2-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Интерпрессервис- Книжный Дом, 2001. — 1280 с.
  138. , П.И. Дидактика высшей военной школы Текст.: учеб. пособие / П. И. Образцов, В. М. Косухин. Орел: Академия Спецсвязи России, 2004.-317 с.
  139. , С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений Текст. 4-е изд., доп. — М.: ООО «А ТЕМП», 2007. — 944 с.
  140. , С.И. Толковый словарь русского языка: 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений Текст. / под ред. Л. И. Скворцова. -26-е изд., испр. и доп. М.: Оникс: Мир и образование, 2009. — 1360 с.
  141. Основы педагогики и психологии высшей школы Текст. / под ред.
  142. A.B. Петровского. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 304 с.
  143. Основы педагогического мастерства Текст. / под ред. И. А. Зязюна. -М.: Просвещение, 1989. 302 с.
  144. Отц, М. В. Методический комплекс процесса формирования педагогического мастерства учителя в последипломный период Текст.: дис.. канд. пед. наук / М. В. Отц. Сургут, 2010. — 158 с.
  145. , Ю.С. Актуальные проблемы психолого-педагогической деятельности преподавателя пограничного института Текст. /Ю.С. Палий. -Калининград: КалПИ ФСБ России, 2006. 104 с.
  146. .В., Фридман, JI.M. Учебно-методический комплекс средств обучения // Сов. педагогика № 6. 1991. — С. 26−32.
  147. , Т.С. Современные способы активизации обучения Текст.: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Т. С. Панина, JI.H. Вавилова. -М.: Академия, 2006. 176 с.
  148. Педагогика высшей школы в учебных заведениях федеральной службы безопасности России Текст.: науч.-практ. пособие / под общ. ред.
  149. B.П. Давыдова М., 1998. — 265 с.
  150. Педагогика высшей школы в учебных заведениях ФСБ России Текст.: учеб пособие. М.: Академия ФСБ России, 2002. — 280 с.
  151. Педагогика и психология высшей школы Текст.: учеб. пособие / под общ. ред. Булановой-Топорковой М. В. Ростов, н/Д: Феникс, 2002. — 544 с.
  152. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др. 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.
  153. Педагогика: большая современная энциклопедия Текст. / Сост. Е. С. Рапацевич. Мн.: Современное слово, 2005. — 720 с.
  154. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.
  155. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений Текст. / под ред. С. А. Смирнова. -3-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 512 с.
  156. Педагогическая энциклопедия Текст.: в 2-х т. /гл. ред.
  157. B.В. Давыдов. М.: Большая рос. энциклопедия, 1993. — Т.1. А-М. — 608 с.
  158. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / под общ. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая российская энциклопедия, 2003. — 528 с.
  159. , К.К. Краткий словарь системы психологических понятий Текст.: учеб. пособие для учеб. заведений профтехобразования /К.К. Платонов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1984. — 174 с.
  160. Пограничная академия Текст. М.: Издательский дом «Граница», 2003.-256 с.
  161. , И.П. Педагогика Текст.: учебник / И. П. Подласый М.: Просвещение, 1996. — 432 с.
  162. , И.П. Педагогика Текст.: учеб. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы / И. П. Подласый. 2-е изд., испр. и доп. — М.: ВЛАДОС, 2007. — 527 с.
  163. , Д.П. Методический опыт обучения курсантов в годы Великой Отечественной войны и его использование в современных условиях Текст. / Д. П. Познанский, A.B. Комар. М.: ВПА, 1985.
  164. Повышение эффективности самостоятельной работы слушателей академии: учеб.-метод. пособие Текст. / под общ. ред. A.B. Барабанщикова. -М.: ВПА им. В. И. Ленина, 1984. 116 с.
  165. Подготовка российских пограничников: история и современность (1827−2001) Текст.: учеб. пособие / под общ. ред. Н. С. Лепешкина. М.: Граница, 2002. — 328 с.
  166. Положение о привитии курсантам командных методических навыков и навыков воспитательной работы с подчиненными Текст. -Курган: КВАТУ МО РФ, 1995. 18 с.
  167. , В.М. Словарь по образованию и педагогике Текст. / В. М. Полонский. М.: Высш. шк., 2004. — 512 с.
  168. , В.А. Основы методики трудового и профессионального обучения Текст. / В. А. Поляков, В.А. Кальмей- под ред. В. А. Полякова. М.: Просвещение, 1977. — 190 с
  169. , М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: метод, пособие / М. М. Поташник. М.: Центр педагогического образования, 2010. — 448 с.
  170. Проведение основных видов занятий со слушателями Текст.: сб. метод, рек. для профессорско-преподавательского состава / сост. Ф. Г. Канцарин, И. С. Смагин, A.B. Трофимов. Домодедово: РИПК МВД России, 1996.- 129 с.
  171. Психология и педагогика высшей военной школ Текст.: учебник / под ред. A.B. Барабанщикова. М.: Воениздат, 1989. — 366 с.
  172. Психология и педагогика профессиональной деятельности сотрудников ФСБ России Текст.: курс лекций / под общ. ред. А. И. Пальцева. -Новосибирск: ИППКС ФСБ России, 2006. 229 с.
  173. Психологический словарь-справочник Текст. / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, — М.: ACT, 2001. 576 с.
  174. , Н. Подготовка аспирантов по педагогическим специальностям Текст. / Н. Радионова // Соискатель-педагог. 2008. — № 1. -С. 77−83.
  175. Разработка учебно-методических комплексов дисциплин в образовательных учреждениях ФСБ России Текст.: метод, рек. М.: МПИ ФСБ России, 2008. — 108 с.
  176. , И.А. О формировании графической культуры будущего учителя Текст. / И. А. Разуменко // Высшее образование в России. 2009. -№ 1.-С. 152−154.
  177. , Ф.Д. Основные направления совершенствования военно-профессиональной подготовки курсантов ВВПАУ Текст. / Ф. Д. Рассказов. -Курган: КВВПАУ, 1986. 21 с.
  178. , Ф.Д. Основы военно-профессионального воспитания курсантов высших военно-политических училищ Текст.: дис.. канд. пед. наук / Ф. Д. Рассказов. М., 1991. — 207 с.
  179. , Ф.Д. Теория и практика морально-психологического обеспечения образовательного процесса курсантов военного вуза Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Ф. Д. Рассказов. Курган, 1999. — 381 с.
  180. , Ю.Б. Мониторинг готовности к профессиональной деятельности в процессе производственной практики Текст. /Ю.Б. Рогачева // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. — № 2. — С. 40−44.
  181. , СЛ. Основы общей психологии Текст. / СЛ. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2006. — 713 с.
  182. , В.А. Методы, средства и формы развития готовности младших школьников к творческой деятельности Текст. / А. И. Рудаков, Н. В. Ипполитова // Актуальные проблемы непрерывного образования: сб. науч. ст. Шадринск: ШГПИ, 2010. — С. 237−241.
  183. , Т.Б. К вопросу о профессиональной компетентности личности учителя Текст. / Т. Б. Руденко, J1.B. Каткова // Наука, образование, общество. 2006. — № 8 — С. 2−7.
  184. Руководство по организации и проведению учебного процесса в военных авиационно-технических училищах ВВС Текст. М.: Воениздат, 1988.-68 с.
  185. , A.B. Психолого-педагогические проблемы управления социальными процессами в пограничных органах Текст.: учеб. пособие /
  186. A.B. Саватеев, А. И. Соловов. М., 2010. — 400 с.
  187. , О.С. Историко-педагогический анализ теории и практики формирования рефлексивных умений учителей в системе педагогического образования Текст. / О. С. Сазонова // Вестник Московского университета МВД России. 2009. — № 6. — С. 44−46.
  188. , К. Военно-педагогические школы Текст. / К. Сангайло // Военное знание. 1922. -№ 1. — С. 16.
  189. Самостоятельная работа курсантов: методические рекомендации Текст. / под общ. ред. В. В. Вендрова. Харьков: ХВВАКУС МО РФ, 1979.-73 с.
  190. , Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: учебное пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  191. , В.М. Функционирование военно-учебных заведений по подготовке офицерских кадров пограничных войск и технология их комплектования курсантами (1918−1991) Текст.: монография /
  192. B.М. Селезнев. М.: Граница, 2002. — 240 с.
  193. , П.В. Формирование готовности будущих педагогов к обучению учащихся исследовательским умениям и навыкам Текст.: автореф. дис.. д-ра. пед. наук / П. В. Середенко. Москва, 2008. — 260 с.
  194. , Т.П. Охрана государственной границы СССР Текст.: учебник / Г. П. Сечкин, А. И. Глушков и др. М.: Воениздат, 1957. — 412 с.
  195. , В.Д. Компоненты методической готовности учителя к обучению детей стохастике Текст. / В. Д. Селютин // Школьные технологии. -2004. -№ 2 -С 23−27.
  196. , В.А. Педагогика: Инновационная деятельность Текст. / В. А. Сластенин, JI.C. Подымова. М.: Изд-во Магистр, 1997. — 224 с.
  197. , В.А. Доминанта деятельности Текст. / В. А. Сластенин // Народное образование. 1997. — № 9. — С. 41−42.
  198. , Б.Н. Психология Текст.: учеб. для техникумов физической культуры / Б. Н. Смирнов. М., 1984. — 95 с.
  199. , С.И. Технология в образовании Текст. / С. И. Смирнов // Высшее образование в России. -№ 1. 1999. — С. 55−62.
  200. Совершенствование психолого-педагогической подготовки профессорско-преподавательского состава Текст.: метод. рек. / А. И. Головня, П. В. Артеменко. М., 2008. — 48 с.
  201. Совещание начальников и комиссаров окружных управлений ВУЗ Текст. // Военный вестник. 1921. — № 4. — С. 23−24.
  202. , В.В. Общее и частное в профильном и гимнастическом образовании Текст. / В. В. Софронеева // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. — № 1. — С. 55−59.
  203. Съезд начальников и комиссаров вузов (30 августа 4 сентября 1922 г.) Текст. — М.: Высший военный редакционный совет, 1922. — 42 с.
  204. , Н.Ф. Педагогическая психология: Текст.: учеб. пособие / Н. Ф. Талызина. М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 288 с.
  205. Тезисы доклада Г. Ф. Гирса на совещании начальников вузов и комиссаров) Текст. // Военно-педагогический журнал. 1920. — № 3−4. -С. 105−106.
  206. , В.И. Оценка профессиональной компетентности педагога высшей школы Текст. / В. И. Тесленко, H.A. Эверт // Оценивание качества педагогического образования: Всероссийский семинар-совещание. Красноярск: Изд-во КГПУ, 2005. 176 с.
  207. , Д.Н. Психологические исследования Текст. / Д. Н. Узнадзе. М.: Наука, 1966. — 183 с
  208. , A.A. Избранные труды Текст. / под ред. Е. М. Крепса. Л.: Наука, 1978.-358 с.
  209. Федеральный закон Российской Федерации «О пограничной службе Российской Федерации» Текст.: науч.-практ. комментарий. М.: Граница, 2001, — 112 с.
  210. Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» (по состоянию на 25 февраля 2007 г.). Новосибирск: Сиб. универ, 2007. — 30 с.
  211. Философский энциклопедический словарь Текст. / гл. ред.: И. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев и др. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840 с.
  212. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде Текст.: учеб. пособие / В. Н. Гуров, Б. З. Вульфов, В. Н. Галяпина и др. М., 2004. — 240 с.
  213. , И.Ф. Педагогика Текст.: учеб. пособие / И. Ф. Харламов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. шк., 1990. — 576 с.
  214. , Ю.Ф. Повышение эффективности познавательной деятельности слушателей академии Текст.: учеб. пособие / Ю. Ф. Худолеев. -М.: ВПА им. В. И. Ленина, 1988. 108 с.
  215. , В.А. Педагогические основы применения технических средств обучения в профессиональной подготовке пограничников Текст.: учеб.-метод, пособие / В. А. Цалит. М.: МВИ ФПС России, 2002. — 32 с.
  216. , П.И. Учись учиться правильно Текст.: учеб.-метод. пособие / П. И. Чабан. Голицыно: ГПИ ФСБ России, 2006. — 52 с.
  217. , М.Г. Интеграция науки: (филос. очерк) Текст. / М. Г. Чепиков. М: Мысль, 1975. — 246 с.
  218. , Ф.Э. Социология образования. Прикладной аспект Текст. / Ф. Э. Шереги, В. Г. Харчева, В. Г. Сериков. М., 1997, — С. 50.
  219. , Т.Н. Формирование исследовательских умений и навыков будущих учителей технологии Текст.: дис.. канд. пед. наук / Т. Н. Шипилова. Липецк, 2001. — 166 с.
  220. , В.Д. Деятельность и способности Текст. / В. Д. Шадриков. М.: Логос, 1994. — 313 с.
  221. , И.Е. Проблемно-генетический анализ как метод историко-педагогического исследования Текст. / И. Е. Шкабара // Педагогика: научно-теоретический журнал. 2003. — № 7. — С. 21−25.
  222. , Р.В. Качество образовательной услуги и профессионализм педагога Текст. / Р. В. Шурупова, И. И. Макарова // Высшее образование в России. 2009. — № 3. — С. 169−171.
  223. , С.И. Факторы, влияющие на формирование готовности сотрудников пограничных органов к применению оружия Текст. /
  224. С.И. Щербак // Проблемы и пути формирования правового сознания сотрудников пограничных органов ФСБ России: материалы межвуз. науч,-практ. конф. В 2 ч. 4.1. Голицыно, 2007. — С.38−43.
  225. , Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность Текст. / Э. Г. Юдин. М.: УРСС, 1997. — 444 с.
  226. , А.С. Методы активного обучения (методика проведения занятий) Текст. / А. С. Якимов. Домодедово: РИПК МВД России, 1996. — 39 с.
  227. , И.П. Интеграция высшей школы с наукой и производством Текст. / И. П. Яковлев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. — 128 с.
  228. , Л.И. Особенности оценивания качества обучения на основе современных информационных технологий Текст. / Л. И. Якобюк, С. А. Федоров // Вестник Московского университета МВД России. 2009. -№ 6. — С. 57−59.
  229. Bork A. Computers and Information Technology as Learning Aid Text. / A. Bork// Education & Computing. 1985. — № 1. — P. 25−35.
  230. Canadian Journal of Educational Communication Volume 15, Number 4 Text. / Can Educational Theory and Practice Benefit from Systems Analysis? P. David Mitchell, 223 p.
  231. Civelli F.F. New competences, new organizations in a developing world. Industrial and commercial training Text. / F.F. Civelli. Milan, 1997. — P. 226−229.
  232. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe Text. / Walo Hutmacher // Report of the Symposium Berne. Switzerland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) //Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.
  233. , P.D. «The impact of educational technology: a radical reappraisal of research methods», in Squires, D., Conole, G. and Jacobs, G. (Eds), Text. / The Changing Face of Learning Technology, University Wales Press, Cardiff, 2000.-pp. 51−8.
Заполнить форму текущей работой