Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Этнокультурные барьеры. 
Психологическая служба в образовании. 
Школьный психолог

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важным культурно обусловленным аспектом общения является личное пространство и предпочитаемый угол общения. К примеру, арабы сидят ближе, используют прямую конфронтационную ориентацию тела, говорят громче, чем американцы. Учитывая современные миграционные процессы и прогнозируемое их нарастание, по-видимому, имеет смысл школьному психологу самому принять участие в культурном тренинге… Читать ещё >

Этнокультурные барьеры. Психологическая служба в образовании. Школьный психолог (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной России психолог должен освоить навыки, необходимые для работы родителями, принадлежащими к разным этническим группам. Но прежде всего ему необходимо осознать, что его культурное происхождение, ценности, убеждения влияют на его работу.

Полезно понимать, что при консультировании людей другой культуры возможно нарушение взаимодействия по следующим причинам.

  • 1. Особенности национального характера, который, в частности, проявляется в специфике эмоционального реагирования. К примеру, на Кавказе проявление чувств ритуализировано, поэтому открытое проявление чувств, помимо тех ситуаций, в которых это принято, не приветствуется. Русские консультанты же будут стремиться к большей эмоциональной открытости.
  • 2. Ориентация человека на ценности группы или на индивидуальные ценности (так называемые коллективистические или индивидуалистические культуры). К примеру, стыд в коллективистических культурах (татарская, северокавказские) считается менее аморальным, и его переживание сопровождается смехом и улыбками. Таким образом, фраза «как тебе не стыдно» в целях дисциплинирования татарского ребенка не может быть использована.
  • 3. Культурно обусловленные особенности общения. В вербальной коммуникации в различных культурах используются разные громкость и быстрота. К примеру, дети с Кавказа говорят громче, особенно мальчики. Нередко педагоги относят это к проявлениям невоспитанности и наказывают за это.

В невербальной коммуникации важно учитывать культурно принятую специфику контакта глаз (визуальное поведение). Интересно, что в различных культурах прямой взгляд может расцениваться либо как забота, открытость, либо как агрессия и стремление к доминированию. К примеру, афроамериканцы реже смотрят прямо в лицо, чем американцы европейского происхождения. Поэтому люди предпочитают общаться с теми, чья манера смотреть на собеседника является привычной.

Поскольку русская культура является одной из «глазеющих», т. е. расценивающих контакт глаз позитивно, то может возникнуть проблема неверной интерпретации поведения людей с Кавказа или Японии.

Важным культурно обусловленным аспектом общения является личное пространство и предпочитаемый угол общения. К примеру, арабы сидят ближе, используют прямую конфронтационную ориентацию тела, говорят громче, чем американцы.

Жесты-иллюстраторы общения также имеют культурно обусловленную специфику. Так, культуры отличаются по количеству жестовприкосновений. Русские в целом прикасаются друг к другу чаще, чем другие. А на Северном Кавказе поцелуи применяются только в определенных ситуациях и только между родственниками.

4. Различия в способе восприятия информации. Люди из коллективистических культур становятся доступными для других посредством смыслов, выражаемых в невербальном поведении, из индивидуалистичных — в вербальном. Поэтому для русских более важен текст, произносимый психологом, для людей с Кавказа — невербальный контекст ситуации. Поэтому неслучайно русские психологи жалуются: создается впечатление, что родитель их совсем не слышит.

Учитывая современные миграционные процессы и прогнозируемое их нарастание, по-видимому, имеет смысл школьному психологу самому принять участие в культурном тренинге и транслировать полученные знания педагогам школы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой