Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности развития и формирования самопознания в младшем школьном возрасте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изменение социальной ситуации развития личности ребенка в современных условиях сопровождается также явными сдвигами в физическом и психическом развитии. Явление акселерации наблюдается не только в изменениях внешнего порядка. Уже у учащихся 3-х классов прослеживаются такие поведенческие проявления, как стремление к интимно-личностному общению, эмансипации, которые психологи традиционно относят… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема самопознания в психологической литературе
    • 1. 1. Основные теоретические подходы к проблеме самопознания в зарубежной и отечественной психологии
    • 1. 2. Подходы к изучению самопознания в детском возрасте
    • 1. 3. Психологические предпосылки самопознания в младшем школьном возрасте
  • Глава 2. Исследование особенностей самопознания младших школьников
    • 2. 1. Методы исследования самопознания
    • 2. 2. Анализ особенностей самопознания младших школьников
    • 2. 3. Возрастные особенности самопознания младших школьников.. 55 I 2.4. Типологические особенности самопознания младших школьников
  • Глава 3. Формирование самопознания младших школьников
    • 3. 1. Подходы к проблеме формирования самопознания в детском возрасте
    • 3. 2. Формирующий эксперимент и его этапы
      • 3. 2. 1. Развитие интереса к самопознанию
      • 3. 2. 2. Овладение приемами самопознания
      • 3. 2. 3. Развитие перспективности самопознания
      • 3. 2. 4. Развитие рефлексивности самопознания
    • 3. 3. Динамика развития самопознания младших школьников в ходе формирующего эксперимента
    • 3. 4. Индивидуальные особенности развития самопознания младших школьников

Особенности развития и формирования самопознания в младшем школьном возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Гуманизация всех сфер жизни на современном этапе является одной из ' ведущих тенденций развития общества. Это выражается в широкой демократизации, в снижении возрастного барьера при получении паспорта, устройстве на работу, получении обязательного образования, в предоставлении большей свободы в личном самоопределении. Общество теперь гораздо раньше отказывается от функций контроля за процессом социализации личности, снимает с себя ответственность за ее становление. Большая свобода оборачивается для растущего человека повышением требований к внутренней активности личности на пути ее социализации и становления.

Изменение социальной ситуации развития личности ребенка в современных условиях сопровождается также явными сдвигами в физическом и психическом развитии. Явление акселерации наблюдается не только в изменениях внешнего порядка. Уже у учащихся 3-х классов прослеживаются такие поведенческие проявления, как стремление к интимно-личностному общению, эмансипации, которые психологи традиционно относят к подростковым. Эти тенденции существенно влияют на условия работы с детьми в рамках учебно-воспитательного процесса, психологической коррекции и профилактики учебных и личностных проблем. Возникает необходимость говорить о внутренней активности детей, начиная с более ранних этапов развития их личности. — 4.

В комплексе проблем внутренней активности личности существенная роль принадлежит проблемам самопознания. Р. Берне [1986], B.C. Мухина [1985], М. Розенберг [1965], И. И. Чеснокова [1977] рассматривают самопознание с точки зрения его места в структуре самосознания, выделяя специфические черты этого процесса или особенности его результативной стороны — образа Я. Онтогенетическому развитию самосознания и становлению системы представлений человека о себе посвящены работы Л. И. Божович [1968], C.JI. Рубинштейна [1989], Э. Эриксона [1993]. А. Маслоу [1997], К. Роджерс [1994],.

В.В. Столин [1983], 3. Фрейд [1946] и другие исследователи рассматривают самопознание с точки зрения его функций и роли в жизнедеятельности человека.

В психологической литературе эти проблемы традиционно рассматривались применительно к подростковому периоду. Современная ситуация развития общества, и системы образования в частности, требует изучения этих вопросов в младшем школьном возрасте.

Специфика данного возраста определяется тем, что он охватывает период между двумя кризисами и характеризуется латентным протеканием многих важных процессов в развитии ребенка. Но именно в этот период закладываются основные предпосылки развития способности детей посмотреть на себя со стороны, заставить себя выполнить задуманное, проконтролировать свои действия, оценить и скорректировать результаты своей деятельности и поведения. Такая активность регулятивного плана в будущем станет основой деятельности по самосовершенствованию собственной личности и залогом успешной, творческой жизнедеятельности.

Предпосылки самопознания формируются и в интеллектуальной, и в личностной сферах. Уровень умственного развития и особенности мотиваци-онно-потребностной и ценностной сферы обеспечивают как развитие способности человека к адекватному отражению действительности, так и развитие его самосознания. Однако, авторы, занимающиеся проблемами развития младших школьников, отмечают, что представления младших школьников об особенностях своей личности еще недостаточно устойчивы и мало дифференцированы (А.В. Захарова, 1993), у детей нет целостного, истинного понимания себя (И.И. Чеснокова, 1977), в детском возрасте способность думать о себе находится лишь в зачаточном состоянии (Г. Олпорт, 1963).

Для того, чтобы изменения в интеллектуальной и личностной сферах были устойчивы и положительно влияли на процесс развития личности, недостаточно естественных условий созревания. Необходима целенаправленная работа по развитию и формированию этих сфер, которая должна опираться на внутреннюю активность самих детей. Именно поэтому важно обратиться к развитию самопознания учащихся, к углублению их знаний о своем внутреннем мире. Но в психологической литературе практически не встречается исследований по развитию и формированию самопознания младших школьников. Возникает ситуация, когда уровень теоретической проработки проблемы самопознания вступает в противоречие с недостаточно активным использованием этих знаний в практике обучения и воспитания.

Все это определило проблему поиска новых средств и направлений развития и формирования самопознания учащихся младшего школьного возраста в условиях ориентации на ребенка как на активную личность, субъекта своего собственного развития. Значимость внутренней активности для становления личности и благополучной социализации ребенка, невысокий уровень развития процессов самопознания у младших школьников, недостаточная эффективность существующих средств психологического развития и формирования самопознания определили тему нашего исследования: «Особенности развития и формирования самопознания в младшем школьном возрасте» .

Объект: самопознание младших школьников.

Предмет: особенности и развитие знаний младших школьников о себе.

Цель: выявить особенности содержания самопознания, проследить развитие системы знаний о себе и исследовать возможности ее формирования в младшем школьном возрасте.

В исследовании мы выдвинули следующие гипотезы:

1. Содержание самопознания младших школьников обладает такими характеристиками знаний о себе, как дифференцированность, перспективность и рефлексивность. Развитие этих характеристик определяет уровень, возрастные особенности и тенденции развития самопознания.

2. Активизация механизмов социального сравнения и познания себя через познание другого, обеспечение учащихся доступными приемами и способами самопознания, стимуляция самоанализа деятельности, поведения и особенностей личности являются условиями развития самопознания в младшем школьном возрасте.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать особенности самопознания в младшем школьном возрасте;

2. Проследить возрастные тенденции развития самопознания младших школьников;

3. Выявить типологические особенности развития самопознания детей;

4. Определить систему условий для формирования стремления и способности к процессу самопознания;

5. Исследовать возможности развития перспективности и рефлексивности самопознания младших школьников.

В исследовании использовались следующие методы:

Теоретический анализ литературы по проблеме и предмету исследования, самоописание, проективные и шкальные методики, методика Q-сортировки, метод контрольных списков, формирующий психологический эксперимент, математические методы обработки результатов исследования.

Исследование проводилось во вторых-третьих классах школ г. Волгограда (№ 19, № 81). Было обследовано 113 учащихся, 49 из них приняли участие в формирующем эксперименте.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые была разработана система анализа самопознания младших школьников, позволяющая выявить его уровневое строение, возрастные и типологические особенности, определена логика и предложена система методов формирования самопознания младших школьников.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что нами описаны интеллектуальные и личностные предпосылки развития самопознания в детском возрасте, уровни и тапы самопознания младших школьников, обосновано применение методик со стандартизированной и нестандартизированной процедурой проведения для исследования самопознания, а также определена логика формирования самопознания и система условий, способствующих эффективному развитию и формированию самопознания в младшем школьном возрасте.

Практическая значимость работы определяется разработкой программы развития и формирования самопознания младших школьников в рамках учебно-воспитательного процесса, найдено оптимальное сочетание индивидуальных и фронтальных форм работы, выявлены направления развития самопознания и показатели изменений, происходящих в результате формирующих воздействий.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1 .Самопознание в младшем школьном возрасте выступает как процесс познания своих особенностей, качеств, возможностей, стремлений и т. д., который обеспечивается интеллектуальными и личностными предпосылками. Результатом этого процесса является система знаний учащихся о себе.

2.Характеристиками, обусловливающими уровень самопознания в младшем школьном возрасте, являются: а) субъектность, которая показывает степень направленности самопознания на объектные либо субъектные характеристики собственной личностиб) перспективность, отражающая знания учащихся о себе во временной перспективе, связанной как с далеким будущим, так и продвижениями и переменами в рамках небольшого промежутка временив) рефлексивность как способность детей анализировать знания о своей жизнедеятельности и личности, критически осознавать свои особенности и видеть свои возможности в саморегуляции деятельности и поведения.

3.Самопознание в младшем школьном возрасте функционирует на трех качественно различных уровнях. Возрастной особенностью самопознания младших школьников является преобладание в его содержании объектных характеристик. Развитие самопознания происходит в направлении усиления субъектности, перспективности и рефлексивности.

4.Развитие и формирование самопознания в младшем школьном возрасте возможно путем активизации у учащихся интереса к самопознанию, актуализации механизмов социального сравнения и познания себя через познание другого, знакомства детей с доступными приемами и способами самопознания, стимуляции самоанализа деятельности, поведения и особенностей личности.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, четырех приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное нами исследование рассматривает сразу три психологические проблемы, которые мы анализируем в едином комплексе: самопознание, развитие этого личностного образования в младшем школьном возрасте и возможности формирования самопознания.

Самопознание рассматривается нами как структурный компонент самосознания, имеющий процессуальную и результативную стороны. Этот личностный феномен развивается по законам уровневой организации и наряду с другими компонентами самосознания выполняет в процессе становления личности гностическую и регулирующую функции. Результатом процесса самопознания является система знаний о себе, или образ Я. Он отражает то, на каком этапе и на каком уровне развития находится процесс самопознания, насколько эффективно его функционирование.

В ходе диагностического этапа исследования нами было выявлены особенности образа Я учащихся, которые отражают основные направления возрастного и индивидуального развития их самопознания. Мы обосновали применение для исследования самопознания младших школьников методик, различных по степени стандартизированности процедуры проведения. Некоторые методики были нами модифицированы и адаптированы для решения диагностических задач. Наиболее информативными оказались методики: самоописание и «Незавершенные предложения». В отличие от стандартизированных они обеспечивали учащимся свободу в выборе и отражении тех сторон своей личности, которые находятся в актуальном слое самопознания.

Нами была разработана специальная система анализа отраженного в самоотчетах содержания самопознания младших школьников. Под единицами анализа мы подразумевали слова, фразы, элементы текста, которые могли быть отнесены к различным группам показателей. Суждения группировались с точки зрения их отнесенности к различным сферам жизнедеятельности детей: социальным контактам, учебной или игровой деятельности, увлечениям и т. п. По степени ориентированности суждений детей на внешний мир или на самого себя все суждения из самоописаний группировались в две большие группы: объектные суждения и субъектные суждения. Внутри каждой из этих групп нами выделены суждения различных уровней. Объектное содержание самопознания может выражается у детей через перечисление жизненных фактов либо через отношение к объективным событиям своей жизни и деятельности. Субъектное содержание самопознания проявляется через перечисление тех или иных явлений собственной психической реальности или отношение к ним.

Как показало наше исследование, содержание самопознания младших школьников отражается через суждения четырех уровней:

1. Уровень перечисления объектов, которые дети считают своими.

2. Уровень отношения к объектам, которые дети считают своими.

3. Уровень перечисления явлений своего внутреннего мира.

4. Уровень отношения к явлениям своего внутреннего мира.

Каждый последующий уровень является более высоким по отношению к предыдущему.

Частота включения суждений того или другого уровня в самоописания позволила нам относить сочинения младших школьников к определенному типу, исходя из преобладания в их содержании суждений той или иной группы.

На основе анализа самоописаний нами были выделены 3 типа самопознания младших школьников:

1. Объектно-событийный тип.

2. Субъектно-перспективный тип.

3. Субъектно-рефлексивный тип.

Анализ сочинений младших школьников показал, что преобладающим типом у учащихся вторых классов является объектно-событийный. Для третьеклассников больше характерна самопрезентация через субъектно-перспективный тип. В третьих классах количество детей с объектно-событийным типом самопознания существенно уменьшается, что сопровождается ростом числа самоописаний субъектно-перспективного типа. Это отражает возрастную тенденцию усиления от второго к третьему классу перспективности самопознания младших школьников. Доля сочинений субъектно-рефлексивного типа и во вторых, и в третьих классах одинаково мала. Это отражает возрастные особенности развития самопознания в младшем школьном возрасте, для которого еще не характерна содержательная рефлексия своей жизнедеятельности и особенностей личности.

Результаты диагностического исследования позволили наметить возможные направления развития и формирования самопознания младших школьников. Мы предположили, что при определенных условиях возможно усиление возрастных тенденций развития самопознания и формирование таких важных его характеристик, как перспективность и рефлексивность.

Анализ подходов к проблеме развития и формирования самопознания в детском возрасте позволил нам при формировании самопознания младших школьников поставить следующие задачи:

— пробудить интерес детей к себе, к своему внутреннему миру и своему будущему, развивать интерес и стремление к процессу самопознания;

— помочь учащимся находить, выделять в самом себе качества и особенности личности, которые обеспечивают эффективную жизнедеятельность, дальнейшее развитие и реализацию жизненных целей;

— формировать способность видеть перспективу своего жизненного пути и собственного развития;

— развивать умение рассуждать о различных сторонах своей жизнедеятельности, качествах и особенностях собственной личности.

Эти задачи мы реализовали при помощи различных методов: мини-лекция, беседа и самостоятельная индивидуальная работа с «Картами самопознания». Эти методы применялись фронтально со всем классом в рамках классных часов.

Содержание занятий и эффективное сочетание разнообразных методов побуждали детей выделять у героев наших мини-лекций те качества личности, которые помогали им прожить интересную и плодотворную жизнь, соотносить эти особенности с проявлением подобных качеств у себя в различных жизненных ситуациях, познакомили учащихся с некоторыми приемами самопознания, расширяющими знания о своих возможностях в управлении познавательными процессами, стимулировали самоанализ поведения сначала с помощью взрослого, затем самостоятельный анализ своих особенностей в перспективе дальнейшей жизнедеятельности. Все это поднимало уровень знаний учащихся о себе, повышало степень дифференцированности, перспективности и рефлексивности самопознания.

Диагностика особенностей развития самопознания младших школьников в ходе формирующего эксперимента и после него, выявили влияние формирующих воздействий. Оно выражается:

— в усилении возрастных тенденций развития самопознания: повышение субъектности и перспективности;

— в повышении уровня отражения знаний о себе за счет увеличения в содержании самопознания критических суждений, рассуждений о качествах и особенностях личности, указаний на стремление к самоизменению и саморегуляции.

Теоретический анализ литературы про проблеме исследования, результаты диагностического и формирующего эксперимента позволяют сделать следующие выводы:

1. В младшем школьном возрасте у детей складывается система знаний о себе, которая обладает уровневыми и качественными характеристиками. Ее развитие обеспечивается интеллектуальными и личностными предпосылками и проходит путь восхождения на более высокие уровни, изменяясь по содержанию.

2. Возрастными особенностями самопознания младших школьников являются преобладание в представлениях о себе преимущественно объектных характеристик, появление элементов осознания себя в перспективе жизнедеятельности и рефлексивных рассуждений о своих особенностях. В возрастном развитии самопознания младших школьников можно наблюдать тенденции увеличения в образе Я количества субъектных характеристик и усиления перспективности содержания самопознания.

3. Выявлены три типа самопознания младших школьников: а) объектно-событийныйб) субъектно-перспективныйв) субъектно-рефлексивный С возрастом младшие школьники чаще проявляют содержание самопознания через субъектно-перспективный тип.

4. Экспериментально установлена возможность формирования самопознания в младшем школьном возрасте путем активизации механизма познания себя через познание другого и самоанализа своей деятельности, поведения и качеств личности.

5. Формирующие воздействия позволяют усилить возрастные тенденции самопознания младших школьников, активизировать развитие перспективности и рефлексивности самопознания, а также поднять уровень самопознания каждого ученика до субъектно-перспективного и субъектно-рефлексивного.

Опыт по изучению и формированию самопознания младших школьников позволит взрослым, работающим с учащимися начальных классов, более глубоко анализировать особенности становления личности детей, прослеживать этапы развития самосознания и оказывать помощь учащимся в раскрытии своего собственного потенциала на пути развития и самосовершенствования.

Выполненное исследование позволило наметить перспективу дальнейшей разработки ряда проблем:

— изучение особенностей проявления уровней самопознания в деятельности и поведении младших школьников;

— выявление уровня самопознания, обладающего наибольшей побудительной силой к саморегуляции и самосовершенствованию;

— исследование взаимосвязи уровня сформированности знаний о себе с развитием интеллектуальных и личностных предпосылок самопознания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Теория взаимодействия и опыт ее применения в психологическом консультировании. Автореферат дис. д-ра психол наук. — Минск, 1996.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М.: Мысль, 1991. 299, 2. с.
  3. Н.Е. Об особенностях оценки и самооценки учащихся I-IV классов учебной деятельности. // Вопросы психологии. 1968. — № 3.
  4. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. М.: Педагогика, 1980.
  5. .Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. // Известия Академии педагогических наук РСФСР, вып. 18. М.-Л, 1948.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. -380 с.
  7. .Г. Человек, как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968.-339 с.
  8. Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1978. — 18 с.
  9. Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрагама Маслоу // Вопросы психологии. 1973. — № 4.
  10. Л.И. Эпигенетическая концепция личности Эрика Г. Эриксо-на. В кн.: Принцип развития в психологии. — М.: Наука, 1978. С. 212−242.
  11. Л.И. Психология личности как «открытой системы»// Вопросы психологии. 1970. — № 5.
  12. Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста. Дис. канд. психол. наук. — М., 1990.- 19 с.
  13. Е.З., Насиновская Е. Е. Роль идентификации в формировании альтруистических установок личности. Вестн. Моск. ун-та. Сер. XIV. Психология. — 1977. — № 4.
  14. В.Т. Это неповторимое «я». М.: Знание, 1986. — 192 с.
  15. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  16. А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л. Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. — 135 с.
  17. А.А. Восприятие человека человеком. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та 1965.- 123 с.
  18. А.А., Шорохова Е. В. Психологические проблемы формирования нового человека // Психол. журнал. 1983. — № 6. — С.-20−29.
  19. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: «Просвещение», 1968. — 464 с.
  20. Л.И. О некоторых проблемах и методах изучения психологии лич ности школьников. В кн.: Вопросы психологии личности школьника. — М., 1961.-С. 3−31.
  21. Л.И. Особенности самосознания у подростков // Вопросы психологии. 1955,. — № 1.-е. 99−107.
  22. Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. — № 4. — С. 23−35.
  23. И.Е. Психологические особенности осознания себя во времени в дошкольном и младшем школьном возрасте. Дис. канд. психол. наук. -М&bdquo- 1990, — 16 с.
  24. Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
  25. Е.П., Зинченко В. П., Лекторский В. А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода. // Вопр. философии. 1988. — № 11.
  26. А.В. Роль внутреннего диалога в самосознании личности. Дис. канд. психол. наук. — М., 1987. — 20 с.
  27. А.В., Столин В. В. Внутренний диалог и самоотношение. // Психологический журнал. Т. 10. -№ 6. С. 50−57.
  28. Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания / Под ред. О. Г. Кукосяна. Краснодар, 1977. — 176 с.
  29. Л.С. Воля и ее развитие в детском возрасте. — В кн.: Развитие высших психических функций. М., 1960.
  30. Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997. 224 с.
  31. Л.С. Детская психология. / Собр. соч. Т. 4 — М.: Педагогика, 1984.-432 с.
  32. JI.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка В кн.: Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. -М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 161−165.
  33. Т.П. Об отношении мальчиков и девочек младшего и среднего школьного возраста к различным объектам эмпатии. / В сб.: Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар, 1977. — С. 138−145.
  34. М.Р. Путь к себе. М.: Педагогика, 1991. — 160 с.
  35. Ф.Д. «Я» для меня мало (к проблеме самосознания человека)) // Наука и религия. 1971. -№ 2.
  36. P.M. Элементы практической психологии. М., 1988.
  37. Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991. — 320 с.
  38. Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1983. — 24 с.
  39. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. -24 430 с.
  40. У. Психология / Под ред. Л. А. Петровской. М.: Педагогика, 1991. -368 с.
  41. И.А. Самосовершенствование личности. Ростов: Изд-во Рост, унта, 1977.- 149 с.
  42. И.А. Самовоспитание личности. Философско-этические проблемы. М.: Политиздат, 1984. — 285 с.
  43. В.Д. Психологические особенности развития ценностных ори-ентаций детей в периоды перехода в младший школьный и подростковый возраст: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1984. — 24 с.
  44. Т.В., Коломогорцева И. С. Временной аспект образа себя у старших дошкольников // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 47−58.
  45. В.И. Понятие психологической защиты в концепциях 3. Фрейда и К. Роджерса. // Вопросы психологии. 1990. — № 4.
  46. А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности В кн.: Принцип развития в психологии. / Под ред. Л.И. Ан-цыферовой. — М.: Наука, 1978. — С. 243−267.
  47. А.И. Неврозы у детей и подростков: анамнез, этиология и патогенез. Л.: Медицина, 1988. — 248 с.
  48. А.В. Генезис самооценки. Автореф. дис. д-ра психол. наук. -М., 1989.-44 с.
  49. А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993. — 99 с.
  50. А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии, 1989.-№ 1.-С. 5−14.
  51. А.В., Андрущенко Т. Ю. Исследование самооценки и самооценки качеств личности в младшем школьном возрасте. // Новые исследования в психологии. 1981. — № 1/24. — С. 43−44.
  52. А.В., Андрущенко Т. Ю. Исследование самооценки и самооценки качеств личности в младшем школьном возрасте. Сообщ. 2. // Новые исследования в психологии. 1981 — № 2/25. — С. 72−74.
  53. А.В., Нгуен Тхань Тхой. Развитие знаний о себе в младшем школьном возрасте. Сообщ. 1. // Новые исследования в психологии. 1987. -№ 1/36.-С. 61−63.
  54. А.В., Нгуен Тхань Тхой. Развитие знаний о себе в младшем школьном возрасте. Сообщ. 1. // Новые исследования в психологии. 1987 -№ 2/37. — С. 22−24.
  55. В.П. Влияние особенностей структуры самосознания подростка на мотивацию самовоспитания: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1990.-21 с.
  56. В.П. Миры сознания и структура сознания. // Вопр. психологии. -1991.-№ 2.
  57. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд-воМГУ, 1991.- 140 с.
  58. Как построить свое «я». / Под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991 -136 с.
  59. З.С. Психологические особенности самоопределения младших школьников. Автореф. дис. канд. психол. наук. — Киев, 1989. — 24 с.
  60. Г. И. Становление рефлексивной самооценки в младшем школьном возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1994. — 21 с.
  61. Кирай-Девай М. Формирование функций идеального Я в школьном возрасте./ В кн.: Психологические исследования познавательных процессов и личности. М.: Наука, 1983. — 216 с.
  62. О.В. Понимание личности ребенка значимыми взрослыми (родителями и воспитателями) и понимание ребенком себя как личности. Автореф дис. канд. психол. наук. -М., 1994. -21 с.
  63. А.Г. Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1983. — 256 с.
  64. А.Г. Принципы и методы изучения личности школьника. Л., 1962.- 156 с.
  65. А.Г. Самовоспитание школьников. М.: Просвещение, 1967. — 159 с.
  66. А.Г., Бодалев А. А. Психология и педагогика самовоспитания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1958. — 90 с.
  67. Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детстком коллективе. Минск: Нар. Асвета, 1969. — 238 с.
  68. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  69. Кон И. С. Категория «Я» в психологии. // Психологический журнал. 1981. -т. 2.-№ 3,-С. 25−38.
  70. Кон И. С. Личность как субъект общественных отношений. М.: Знание, 1966.-48 с.
  71. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. 367 с.
  72. Краткий психологический словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1985. -431 с.
  73. Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ., 1991 — 207 с.
  74. В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. Л., 1972.
  75. В.Л. Искусство быть собой. -М.: Знание, 1991. -256 с.
  76. В.М. Психоаналитическая трактовка личности и неофрейдистская концепция самости. // Вопросы философии. 1977. — № 6.
  77. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. -304 с.
  78. А.Н. Проблемы развития психики. -М.: Изд-во МГУ, 1981. 584 с.
  79. А.Н., Лурия А. Р., Смирнов А. А. О диагностических методах исследования школьников // Советская педагогика. 1986. — № 7.
  80. А.И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности М.: Просвещение, 1968. — 142 с.
  81. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
  82. М.И., Силвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. -Кишинев: Штиинца, 1983. 110 с.
  83. Личностный дифференциал: Методические рекомендации / Сост. Е. Ф. Ба-жин, A.M. Эткинд. Л., 1983.
  84. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды./ Сост.: Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская СПб.: Изд-во образования взрослых совместно, 1996. — 175 с.
  85. Н.А., Семенов В. Е. Биографический метод и контент-анализ В кн.: Методологические и методические проблемы контент-анализа. -М.- Л., 1973.-С. 104−106.
  86. Д. Социальная психология / Перев. с англ. СПб.: Питер, 1996. -684 с.
  87. С. В. Методика Т. Лири в исследовании представлений человека о себе и о других В кн.: Методы исследования межличностного восприятия.-М., 1984.-С. 89−102.
  88. Р.А. О познании школьниками самих себя и своих сверстников. // Учен. зап. Ленингр. Ун-та. 1970. -№ 352. Сер. психол. наук, вып. 2.
  89. А. Психология бытия. М.: Рефл-бук, Ваклер. -1997. — 300 с.
  90. А. Самоактуализация / В кн.: Психология личности. Тексты/ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 108 117.
  91. Межличностное восприятие в группе. / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Изд-во МГУ, 1981.-295 с.
  92. Р. Различные аспекты Я. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982.-С. 132−141.
  93. Г. Структура личности В кн.: Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. — М., 1975. вып. 5. — С. 197−283.
  94. Методические рекомендации по изучению раздела «Развитие личности младшего школьника» в курсе возрастной психологии. Волгоград: Перемена, 1989.
  95. Ф.Т. Загадка человеческого «Я». М.: Политиздат, 1976. — 287 с.
  96. Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М.: Наука, 1990.-220 с.
  97. Ф.Т. Сознание и самосознание. -М., 1991.
  98. Мольц. Я это Я, или как стать счастливым / Пер. с англ. Г. П. Бляблина. -СПб.: Лениздат, 1992. — 192 с.
  99. Г. И. Самооценка как фактор регуляции морального поведения дошкольника. Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1985. — 19 с.
  100. К. Психология ответственности. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1983.-239 с.
  101. B.C. Детская психология. М., 1985. — 272 с.
  102. B.C. Проблемы генезиса личности. М., 1985.
  103. B.C. Психология дошкольника. М.: Просвещение, 1975. 239 с.
  104. B.C. Шестилетний ребенок в школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 141 с.
  105. А.А. Самосознание и мотивация психической деятельности. -В кн.: Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974. С. 122−124.
  106. Н.И. Опыт системного исследования психики ребенка. М., 1983.
  107. Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет. М.: Педагогика, 1992.- 160 с.
  108. Н.И., Каневская М. Е., Пахомова О. Н., Барцалкина В. В., Рубцова С. Н., Музе Э. Н. Ценностность как центральный компонент психологической структуры личности // Вопросы психологии. 1980. — № 1.
  109. Г. С. Самоконтроль человека. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989. — 192 с.
  110. Общая психодиагностика / Под. ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 304 с.
  111. Общение и формирование личности школьника. Опыт экспериментального психологического исследования / Под ред. А. А. Бодалева, Р.Л. Кричевско-го. М.: Педагогика, 1987. — 152 с.
  112. А.Б. Перспективы гуманизации обучения. // Вопросы психологии, 1988,-№ 6.-С. 142−146.
  113. Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
  114. Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1987. — 223 с.
  115. О.Н., Непомнящая Н. И. К вопросу о генезисе «образа Я» в дошкольном возрасте В кн.: Психолого-педагогические вопросы совершенствования воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Н. Н. Поддьякова. -М.: АПН СССР, 1984.-95 с.
  116. Ф. Опыты психологии самопознания: практикум по гештальттера-пии. М.: Гиль-Эстель, 1993.-239 с.
  117. В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 207 с.
  118. В.Ф. Экспериментальная психосемантика: исследования индивидуального сознания. // Вопросы психологии. 1982. — № 5.
  119. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: «Феникс», — 1996. — 512 с.
  120. В.А. Принцип отраженной субъективности в психологическом исследовании // Вопросы психологии. 1985. — № 1.
  121. В.А. Психология неадаптивной активности. М.: ТОО «Горбунок», 1992.-224 с.
  122. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. -659 с.
  123. . Теория Пиаже. В кн.: История зарубежной психологии (30−60-е гг. XX в.). Тексты. / Под ред. Г. С. Ливанова. — М.: Изд-во МГУ, 1986. — С. 232−292.
  124. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука. — 1981. — 255с.
  125. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Л.: ЛГУ, 1990.-252 с.
  126. А.С. Тренинг личностного роста: Методические разработки занятий социально-психологического тренинга. М., 1993. — 47 с.
  127. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990. -160 с.
  128. Психологический словарь/ Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М. Педагогика-Пресс, 1996. -440 с.
  129. Психология воспитания / Под ред. В. А. Петровского. М.: Аспект пресс, 1995.- 152 с.
  130. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
  131. К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем // Семья и школа. 1987. -№ 10.
  132. К. Клиентоцентрированная терапия. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997. — 317 с.
  133. К. Личные размышления относительно преподавания и обучения // Открытое образование. 1993. — № 5−6.
  134. Г. Я. Самосознание как проблема социальной перцепции. В кн.: Вопросы психологии познания людьми друг друга и самосознания. — Краснодар, 1977.
  135. Г. Я. Системно-генетический анализ потребности в самоутверждении. В кн.: Проблемы формирования социогенных потребностей. — Тбилиси, 1974.-С. 326−330.
  136. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.
  137. С.Л. Принципы и пути развития в психологии. М.: Изд-во АПН СССР, 1979.-354 с.
  138. С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь В кн.: Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. -М.: Просвещение, 1982.-С. 127−131.
  139. С.JI. Человек и мир В кн.: Проблемы общей психологии. -М.: Педагогика, 1976. — С. 253−381.
  140. С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. М.: Медицина. — 1970. — 215 с.
  141. Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Изд-во МГУ, 1981.- 184 с.
  142. Л.И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1982. — 140 с.
  143. Л.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания. М.: Просвещение, 1982. — 143 с.
  144. Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста. // Вопросы психологии. 1969. — № 4.
  145. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995.
  146. В.И., Цукерман Г. А. Генезис рефлективного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1990. — № 3.
  147. И.А. Психологические условия формирования адекватного «Я-образа» в подростковом возрасте. Автореф. дис. канд. психол. наук. -Киев, 1989.-20 с.
  148. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-во МГУ, 1989.-213 с.
  149. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. — 304 с.
  150. С.Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. 1985. — № 3 — С. 31−40.
  151. В.В. Мотивация и самосознание В кн.: Мотивация личности. / Под ред. А. А. Бодалева — М.: Изд-во АПН СССР, 1982. — С. 58−67.
  152. В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дис докт. психол. наук. М., 1985. — 530 с.
  153. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 286 с.
  154. Г. В. Основы математической статистики для психологов. -М.: Изд-воЛГУ, 1972. 345 с.
  155. Теории личности в западно-европейской и американской психологии / Сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1996. -480 с.
  156. Е.П. Психологическое время в структуре самосознания шестилетнего ребенка (в условиях игры и учебной деятельности) Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1988. — 16 с.
  157. Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. / Вып. 1. Пер. с англ. М.: Изд. Российского открытого ун-та, 1991. — 116 с.
  158. Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии: методика персонального и социального роста. М., 1996. — 430 с.
  159. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  160. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990 — 368 с.
  161. А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика-Пресс, 1993.- 144 с.
  162. Фрейд 3. Я и Оно. В кн.: Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. -М.: Изд-во МГУ, 1980.-С. 184−210.
  163. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 223 с.
  164. Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. — 430 с.
  165. X. Мотивация и деятельность. В 2-х т. Т. 2. М.: Педагогика, 1986.-392 с.
  166. К.С., Гарднер Л. Теории личности. М.: «КСП+», 1997 — 720 с.
  167. К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию. / Пер. с англ. СПб.: совместное издание Восточно-Европейского института психоанализа и Б. С. К., 1997.-316с.
  168. Хрестоматия по гуманистической психотерапии. Современная психология: теория и практика. М.: Институт общегуманитарных исследований, 1995 -302 с.
  169. О.В. Динамика структуры самосознания младшего школьника. -Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1990. 15 с.
  170. Д., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с.
  171. В.Е., Кузьмичева И. А. Психолого-педагогические принципы воспитания поступком в концепции К. Оллред. Вопросы психологии, 1988, № 6, с. 134−142.
  172. Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. — 268 с.
  173. Г. А. Психология саморазвития: Задача для подростков и их педагогов. -Рига: Эксперимент, 1997. -276 с.
  174. Г. А., Елизарова Н. В. О детской самостоятельности. // Вопросы психологии. 1990. — № 6.
  175. П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности. / В кн.: Проблемы сознания. М., 1968.
  176. И.И. О психологических основах самовоспитания В кн.: Психология формирования и развития личности / Под ред Л. И. Анцыферовой. -М.: Наука, 1981.-365 с.
  177. И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе. / В кн.: Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1978. — С. 316−366.
  178. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. -144 с.
  179. И.И. Самосознание личности В кн.: Теоретические проблемы психологии личности / Под ред. Е. В. Шороховой. — М.: Наука, 1974. — 319 с.
  180. И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности В кн.: Проблемы психологии личности / Под Ред. Е. В. Шороховой. -М.: Наука, 1982.-С. 121−126.
  181. В.Э. Проблема субъективности в психологии воспитания // Вопросы психологии 1988. -№ 4. — С. 15−25.
  182. Ш. Н. Природа и виды социогенной потребности. В кн.: Проблемы формирования социогенных потребностей. — Тбилиси, 1974. С. 115−119.
  183. А.Ф. Психологическая коррекция отклонений в самосознании личности в подростковом и юношеском возрасте. Автореф. дис. канд. психол. наук. -М, 1991. — 17 с.
  184. С.А., Безбородова Н. Я. от игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. М.: Новая школа, 1993. — 80 с.
  185. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М.: Изд-во МГУ, 1983, — 157 с.
  186. Е.В. Проблема «Я» и самосознание. В кн.: Проблемы сознания.-М., 1966.-600 с.
  187. Д.Б. Игра, ее место и роль в развитии детей // Дошкольное воспитание. 1976. — № 5.
  188. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. — № 4.
  189. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
  190. Э. Детство и общество. СП-б.: Ленато, ACT, — 1996. — 592 с.
  191. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996.-344с.
  192. С.Г., Морева Г. И. Образ себя и моральное поведение дошкольников // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 34−41.
  193. С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984. — 189 с.
  194. Adler, A. The fundamental views of Individual Psychology. Int. J. Indiv. Psychol., 1935, 1.
  195. G.W. (1961). Pattern and growth in personality. New York: Holt, Rine-hart and Winston.
  196. Bandura A. Social learning through imitation. In: M. R. Jones (ed.). Nebraska symposium on motivation, vol. 10. Lincoln, 1962.
  197. Erikson E. H Life cycle. In International Encyclopedia of the Social Sciences (Vol. 9, pp. 286−292). New York: Crowell Collier, Macmillan
  198. Erikson E.H. Insight and responsibility. New York: Norton.
  199. Freud A. The ego and the mechanisms of defence. N. Y., 1946.
  200. Janis J.Z., Mahl C.F., Kagan J., Holt R.R. Personality. N. Y., 1969.
  201. Lewin, K. A dynamic theory of personality. New York: McGraw-Hill, 1935.
  202. Pirs, E.V. Manual of Pirs-Harris Children’s Self Concept Scale, Nashville: Counsellor Recordings and Test, 1969.
  203. Rogers C.R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in the client-centered framework. In S. Koch (Ed.). Psychology: A study of a science (Vol. 3, pp. 184−256). New York: McGraw-Hill, 1959.
  204. Rogers C. Freedom to learn for 80's. Columbus Toronto — London — Sydney: Ch. E. Merrill Publ. Company, 1983. 312 p. 1
  205. Rotter J.B. Social learning and clinical psychology. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1954.136
Заполнить форму текущей работой