Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Государственное управление охраной труда на производстве: проблемы и пути совершенствования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенный в диссертации анализ условий и охраны труда в нефтяной компании ОАО «Лукойл», в частности, ее дочернего предприятия ЗАО «Лукойл-Пермь» позволил установить, что приоритетными задачами ОАО «Лукойл» является повышение культуры производства, снижение производственного травматизма и заболеваемости, а также воспитание у работников нового отношения к вопросам охраны труда. Для этого… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
    • 1. 1. Место охраны труда в структуре социально-трудовых отношений
    • 1. 2. Состояние охраны труда и защиты от профессиональных рисков
    • 1. 3. Зарубежный опыт обеспечения безопасности работников и возможности его использования в России
  • Глава 2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
    • 2. 1. Новые подходы в государственной политике в области охраны труда
    • 2. 2. Совершенствование системы управления охраной труда на уровне региона
    • 2. 3. Диагностика рабочих мест по условиям труда как инструмент охраны труда на предприятии

Государственное управление охраной труда на производстве: проблемы и пути совершенствования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В процессе трудовой деятельности человек постоянно или периодически вынужден испытывать различные воздействия производственной среды, которые могут приводить к изменениям состояния его здоровья вплоть до возникновения хронических заболеваний, травм, инвалидности. В некоторых случаях они могут стать причиной смертельного исхода. Для предупреждения таких неблагоприятных воздействий на работника в мировой практике, в том числе в нашей стране, общепринято осуществлять охрану труда.

Особенностью современного этапа развития социально-трудовой сферы является обострение проблем, связанных с безопасностью трудовой деятельности человека. Созданный к настоящему времени высокий потенциал достижений научно-технического прогресса увеличивает риски аварий и катастроф. С переходом к рыночной экономике степень государственных гарантий защиты от социальных рисков стала ослабевать. К тому же административная реформа в России, начатая в 2004 г., вносит существенные коррективы в организацию государственного управления условиями и организацией самого труда.

Одной из актуальных проблем успешного функционирования социально-трудовой сферы России в современный период является совершенствование охраны труда человека на производстве. Система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности нуждается в дальнейшем развитии, включая правовые, экономические, организационные, технические, лечебно-профилактические, медико-социальные и иные аспекты. За последние годы в результате принятия ряда федеральных законов и иных нормативных правовых актов по охране труда в стране сформирована правовая база охраны труда работников организации. Тем не менее, состояние и условия охраны труда на многих предприятиях организациях) нельзя признать удовлетворительным.

В 2004 г. в промышленности работали в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам 23,4% от общей численности работников (для сравнения в 1997 г. эта доля составляла 17,8%). По отдельным отраслям промышленности (электроэнергетика, газовая, угольная, черная металлургия, целлюлозно-бумажная) доли работников с условиями ниже санитарно-гигиенических норм колеблются от 31,0 до 49%. После 1999 г. постоянно из года в год наблюдается рост профессиональных заболеваний, практически не снижается уровень травматизма на производстве. Во всех отраслях экономики отмечается наличие несчастных случаев на производстве, в том числе со смертельными исходами1.

Охрана труда относится к числу достаточно консервативных областей деятельности. Однако, когда изменяются условия и характер производства, нормативно-правовая база, тогда возникает необходимость в новой трудоохранной концепции. Сегодня она обусловлена рыночными отношениями, формированием новых государственных надзорных структур. Усугубляет ситуацию то, что 60−80% основных фондов предприятий изношены, требуют замены. По-прежнему высока доля ручного труда, а большинство несчастных случаев происходит при выполнении тех работ, где преобладает ручной труд. Снижение ставок единого социального налога также неблагоприятно влияет на уровень выплат из фондов социального страхования.

Несмотря на все это, организация управления в области охраны труда строится на основе тех наработок, того опыта и тех регламентирующих положений, которые были накоплены для условий командно-административной экономики и по этим причинам во многом устарели. В условиях перехода к новым социальным, экономическим,.

1 Социальное положение и уровень жизни населения России. 2004. Стат. Сб. / Росстат. — М., 2004. — С. 127- Российский статистический ежегодник, 2004. Стат. сб. Росстат. -М., 2003. — С.162−164. правовым отношениям принципиально меняются приоритеты и расстановка акцентов, определяющих эффективность хозяйственной деятельности и имидж предприятия. Сегодня нельзя рассматривать и оценивать результаты деятельности предприятия без учета вопросов охраны труда, обеспечивающих производственную (профессиональную, экологическую) безопасность. Безопасность — надежность — качествоключевые понятия для характеристики любого предприятия.

В последние годы появилось немало научных работ, посвященных разработке различных аспектов охраны и безопасности труда. Однако многие вопросы безопасного развития, особенно применительно к направленности социальной политики, остаются недостаточно исследованными. К ним относятся проблемы обновления нормативной правовой базы, усиления действенности надзорно-контрольных мероприятий, совершенствования экономических методов управления, стимулирования работодателей к созданию безопасных условий труда. Все эти сравнительно новые вопросы и проблемы, связанные с механизмом реализации социальной политики, и обосновывают актуальность данного исследования.

Степень разработанности проблемы Значительный вклад в разработку общих вопросов социальной политики внесли А. Н. Аверин,.

A.М.Бабич, Н. А. Волгин, Н. Н. Гриценко, Е. В. Егоров, Е. Н. Жильцов,.

B.И.Жуков, Г. А. Комиссарова, А. Э. Котляр, Б. В. Ракитский, Г. Я. Ракитская, Л. П. Храпылина. Вопросам управления условиями и охраной труда посвятили свои работы Н. Адамов, Ф. Габдрахманов, В. Д. Роик, Н. Е. Сорокина, В. Г. Макушин, Г. Кузнецов, Щербаков А.И.

Тем не менее, несмотря на широкий круг исследований в области социально-трудовой сферы, условиям и безопасности труда уделяется недостаточно внимания, что обуславливает необходимость и актуальность дальнейшего исследования данной проблемы.

Цель исследования заключается в обосновании методологических основ системы государственного управления охраной труда и выработке на этой основе практических рекомендаций по совершенствованию организации охраны труда.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

— выяснить место и роль охраны труда в структуре социально-трудовых отношений;

— уточнить состояние охраны труда и защиты от профессиональных рисков;

— изучить зарубежный опыт обеспечения безопасности работников и возможность его использования в России;

— рассмотреть новые подходы в государственной политике в области охраны труда;

— оценить систему управления охраной труда на уровне региона и предприятия;

— рассмотреть диагностику рабочих мест по условиям труда, как инструмент охраны труда.

Объект исследования — система государственного управления охраны труда на производстве как средство сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Предмет исследования — социально-экономические, правовые отношения, складывающиеся в процессе управления охраной труда на производстве.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования служат труды ученых в области исследования организации и управления условиями труда на предприятии различных отраслей хозяйствования, управления персоналом и человеческими ресурсами, основные положения отечественного законодательства, регулирующие вопросы условий и охраны труда. Методология исследования выстроена с применением комплексного подхода к анализу системы организации и управления условиями и охраной труда как средства сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Информационную базу исследования составили материалы Международной организации труда, национальной статистики, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, нормативно-правовые акты, принятые Советом Европы и Европейским Союзом, публикации российских ученых и практиков, материалы научных исследований кафедры труда и социальной политики РАГС при Президенте РФ.

Методы диссертационного исследования основаны на комплексном подходе к анализу системы организации и управления условий труда как средства сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. В работе используются статистический и сравнительный методы анализа.

Основные научные результаты, полученные соискателем, их новизна состоят в следующем:

— показано, что в условиях рынка с ослаблением монопольного собственника и монопольного работодателя (государства) не произошла в полном объеме передача функций социальной защиты работника новым разрозненным собственникам и работодателямв этих условиях соответствие систем охраны труда новым технологиям и системам организации труда означает возрастание роли охраны труда в системе социально-трудовых отношений;

— анализ зарубежного опыта по охране труда выявил, что в настоящее время традиционных моделей охраны труда уже недостаточно для противостояния рискам, управление которыми пока нацелено на исправление складывающегося положения, а не на их предотвращение. Решение проблемы охраны труда следует начинать с обеспечения его безопасности при разработке новых технологий и оборудования, организации производственных процессов и контроля за поведением человека. Особое внимание должно уделяться разработкам по охране труда на малых и средних предприятиях;

— доказано, что центр тяжести государственной системы управления охраной труда постепенно переносится на субъекты Федерации: они несут бремя ответственности за практическую реализацию государственной политики в области охраны труда. Здесь действует трехуровневая структура управления, представленная органами государственной власти регионов, органами самоуправления городских и сельских поселений, руководителями экономических субъектов. Их функции должны быть закреплены соответствующими законодательными и нормативными правовыми актами субъектов РФ;

— для повышения эффективности целевых программ в области охраны труда целесообразно увязывать общие цели (выполнения требований законодательства с количественными показателями, устанавливаемым как пороговые значения и учитываемые государственной статистикой);

— обоснованы предложения по совершенствованию института страхования социальных рисков: обеспечение эквивалентности страховых обязательств и ресурсов их покрытия на базе актуарных расчетовдобиться реальной автономности внебюджетных социальных фондовзаконодательно закрепить нормативы обеспечения по социальному страхованию на уровне не ниже международных, установленных конвенциями и рекомендациями МОТ;

— установлено, что бизнес-диагностика рабочего места, рационализация условий труда позволяет не только оценить рабочее место с точки зрения безопасности трудовых процессов, но и выявить имеющуюся ассиметрию.

Практическая значимость. Изложенные в работе выводы, предложения и рекомендации могут быть использованы при составлении целевых программ в области охраны труда на всех уровняхфедеральном, региональном, муниципальном, корпоративном. Основные теоретико-методологические и практические положения исследования могут применяться в учебном процессе по соответствующим курсам и дисциплинам специальностей «Экономика труда», специализации «Условия, охрана и безопасность труда».

Структура диссертации Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение

.

Анализ проблемы, поднятой в диссертационной работе, позволяет сделать следующие выводы:

1. Производственная среда формируется под воздействием множества факторов: социально-экономических, технических и организационных, естественно-природных, социально-психологических. Совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающие влияние на здоровье и работоспособность человека, называют условиями труда.

2. Неблагоприятные условия труда негативно воздействуют на работоспособность, ведут к травмам, заболеваниям, что обусловливает существенные отрицательные экономические и социальные последствия. Эта проблема особо значима для России, где была демонтирована присущая командной экономике централизованная система охраны труда, а новая система, основанная на сочетании государственного регулирования, в том числе с помощью экономических стимулов, и договорных отношений, находится в стадии становления.

3. Выделяют ряд вредных и опасных факторов производственной среды, допустимые значения которых нормируются с помощью санитарных норм, гигиенических нормативов, правил безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации техники. Потенциальное совокупное воздействие этих факторов на организм человека определяется по степени их отклонения от нормативных значений и является основной для определения категории тяжести труда, класса условий труда по вредности.

4. Вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти в результате профессиональной деятельности характеризует профессиональный риск, включающий прямой риск травм и профессиональных заболеваний и скрытый риск повреждения здоровья вредными факторами производственной среды. Система защиты работников от профессиональных рисков включает профилактические, аналитические, экономические направления деятельности, в том числе социальное страхование профессиональных рисков и компенсацию нанесенного работнику ущерба.

5. Важнейшим инструментом оценки условий труда и профессиональных рисков является проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации на соответствие требованиям охраны труда. Результаты аттестации, проводимой не реже одного раза в пять лет, являются основой для разработки и внедрения мероприятий по улучшению условий и повышению безопасности труда, используются при установлении льгот и компенсаций. Наличие сертификата безопасности свидетельствует о том, что работа по охране труда отвечает требованиям законодательства по охране труда.

6. К основным принципам государственной политики в области охраны труда зарубежных стран относятся: комплексный подход при решении проблем, связанных с гуманизацией труда в законотворчестве и выделение человека как объекта защиты от вредного воздействия производственной средырасширение участия трудящихся в обеспечении безопасности и гигиены труда при разработке соответствующих мероприятий и контроль за их выполнениемвведение механизма экономической заинтересованности для создания комфортных и безопасных условий труда и снижения несчастных случаев профессиональных заболеваний на производствеобязательное создание на предприятиях или группе предприятий служб охраны труда, особенностью в организации охраны труда в зарубежных странах является то, что хотя государство нормирует и контролирует условия труда, вся ответственность за состояние условий и охраны труда возложена на работодателя. При этом используется широкое участие негосударственных организаций в работе по техническому надзору за проведением испытаний технологий, оборудования, средств механизации и автоматизации, материалов и сырья на соответствие их безопасности для человека. При этом, на государственном и межгосударственном уровнях ведется подготовка и реализация программ по охране труда.

7. Государственная политика в сфере охраны труда включает следующий круг вопросов: законодательное определение функций и обязанностей государственных органов, объединений работодателей и трудящихся, других организаций и должностных лиц в области безопасности и гигиены трудасоздание государственной системы управления в данной сфере, включая государственный надзор за соблюдением законодательных и иных нормативных актовустановление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственностиорганизация взаимодействия органов государственного управления, надзора и контроля с работодателями и профсоюзамиорганизация научных исследований, профессионального обучения и подготовки в сфере охраны труда. Центр тяжести государственной системы управления охраной труда переносится на субъекты Федерации: они несут бремя ответственности за практическую реализацию государственной политики в области охраны труда. Здесь действует трехуровневая структура управления, представленная органами государственной власти регионов, органами самоуправления городских и сельских поселений, руководителями экономических субъектов. Их функции должны быть закреплены соответствующими законодательными и нормативными правовыми актами субъектов РФ.

8. Основными задачами региональной системы управления охраной труда являются: реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда, координация деятельности органов и структур, участвующих в управлении охраной труда, а также выработка предложений по совершенствованию государственной политики в области охраны труда для представления их в соответствующие органы федерального уровня. На систему возлагаются функции государственного обеспечения охраны труда (организация, планирование, координация, регулирование, контроль, информационно-аналитическая функция в области охраны труда). Действие системы направлено на совершенствование работы объектов управления, их должностных лиц, работодателей и работников в области охраны труда, нацеливаемое на получение дополнительного роста валового регионального продукта.

9. Проведенный в диссертации анализ условий и охраны труда в нефтяной компании ОАО «Лукойл», в частности, ее дочернего предприятия ЗАО «Лукойл-Пермь» позволил установить, что приоритетными задачами ОАО «Лукойл» является повышение культуры производства, снижение производственного травматизма и заболеваемости, а также воспитание у работников нового отношения к вопросам охраны труда. Для этого в Компании созданы и успешно функционируют системы управления промышленно и экологической безопасностью, охраной труда. Они построены в полном соответствии с действующим российским законодательством, на основе лучшей отечественной и зарубежной практики и прошли сертификацию на соответствие требованиям международного стандарта. Основными целями данной компании являются постоянное улучшение состояния промышленной безопасности, охраны труда, окружающей среды и обеспечение контроля за выполнением этих обязательстврациональное использование природных ресурсов как вовлекаемых в производство, так и находящихся в регионахдостижение уровня промышленной и экологической безопасности, соответствующего современному состоянию развития науки, техники и обществаповышение промышленной и экологической безопасности производственных объектов, снижение негативного воздействия на окружающую среду за счет повышения надежности технологического оборудования, обеспечения его безопасной и безаварийной работы.

Анализ проблемы, поднятой в диссертационной работе, позволяет сделать вывод, о необходимости комплексного подхода к решению задач по совершенствованию управления условиями и охраной труда, увязке основных направлений государственной политики в области условий и охраны труда, а также активной роли государства в мотивации эффективности труда, как главного источника повышения жизненного уровня населения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Дело, 1999.- 40 с.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002.-192 с.
  3. Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. № 181 -ФЗ
  4. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ
  5. Федеральный закон «О радиоционной безопасности» СЗ РФ, ст. 141 от 9 января 1996 г.
  6. Постановления Правительства Российской Федерации
  7. О нормативных правовых актах, содержащих государственные требования охраны труда. От 23 мая 2000 г. № 399
  8. Порядок разработки радиоционно-гигиенических паспортов организаций и территорий. От 28 января 1997 г. СЗ РФ
  9. Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. От 14 марта 1997 г. № 12
  10. Положение о Федеральной инспекции труда. От 7 июля 2000 г.№ 78
  11. О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерации. От 12 августа 1994 г. № 937
  12. О мерах по улучшению условий и охраны труда. От 26 августа 1995 г. № 843
  13. О проведении обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах на соответствие требованиям охраны труда. От 20 июня 1994 г. № 49
  14. О проведении обязательной сертификации постоянных рабочих мест на производственных объектах, средств производства, оборудования для средств коллективной и индивидуальной защиты. От 6 мая 1994 г. № 485
  15. Региональные нормативные документы
  16. Положение о системе государственного управления охраной труда в г. Москве. От 23 декабря 1997 г.
  17. Московская Городская Программа по охране труда на 2002−2004 гг.
  18. Московская Городская Программа по охране труда на 2005−2007 гг.
  19. Положение о межведомственной комиссии по охране труда (г. Москва)1. Статистика
  20. Российский статистичекий ежегодник 2004: Стат.сб./Росстат. М., 2004.- 725 с.
  21. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ/ Актуальные проблемы совершенствования законодательства об охране труда. М., 2003.-№ 15.- 208 с.
  22. Н. Управление охраной труда в условиях административной реформы//Человек и труд. 2005. № 3. — С.86−88
  23. С.В., Ефремова О. С. Охрана труда от «А» до «Я» (выпуск второй). -М.: Альфа-Пресс, 2004.-288 с.
  24. A.M. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. — 408 с.
  25. Х.Ю. Охрана труда: постановка проблем и задача на будущее //Иформационный сборник. 2001. № 3
  26. Ю.А., Буторина О. В. Европейский Союз на пороге XXI века: выбор сратегии развития. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 472 с.
  27. Ф. Новое в организации охраны труда//Человек и труд.-2005. № 1.-С.77−78
  28. Д.М. Организация и управление.- М.: Наука, 1972. -534с.
  29. К.Н., Толкунова В. Н. Трудовое право России: Учебник, 2-ое изд. М.: Юрист, 2000. — 359 с.
  30. Европейская социальная хартия: справочник: Пер. с фр. -М.: Межд. отношен., 2000. 264 с.
  31. Европейская точка зрения на эффективность охраны труда // Охрана труда и социальное страхование. 2001. № 3
  32. А.О. О региональном регулировании законодательства в области охраны труда // Охрана труда и социальное страхование. 2000. № 3
  33. . Охране труда требуется новая законодательная база//Человек и труд. 1997. — № 2. — С. 103
  34. Ю.М. Очерки теории и практики тоталитарного социализма. -М.: Юрист, 2000.-287 с.
  35. КарнаухН. Новые принципы в управлении охраной труда в организациях// Охрана труда и социальное страхование. 2002. № 3.
  36. Н.П., Макушин В. Г. Влияние условий труда на его производительность. М.: «Экономика», 1971. — 144 с.
  37. И.Я. Сравнительное международное трудовое право. Моск. шк. соц. и экон. наук М.: Дело, 1999. — 725 с.
  38. В.И. Основы охраны труда. Учебное пособие. Рига, 1987. -117с.
  39. В. Основа успеха предприятие, регион, система в работе/Юхрана труда и социальное страхование. — 1995. — № 4. — С.2−5
  40. JI.A. Международная организация труда. М.: Издательство «Экзамен», 2002.- 416 с.
  41. Т.А. Управление человеческими ресурсами: Учебн. пособ. М.: Дело, 2002. — 312 с.
  42. Комментарий к Федеральному закону «Об основах охраны труда в Российской Федерации» / Под общ. ред. Ю. Г. Сорокина, А. П. Соловьева. -М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001, — 224 с.
  43. В., Невский А. Есть плюсы, но и минусов хватает. О реорганизации системы установления степени утраты трудоспособности/Юхрана труда и социальное страхование. 1997. — № 14. С. 17−19
  44. Г. Евросоюз: в фокусе внимания охрана труда//Человек и труд. — 2004. № 12. — С.80−83
  45. Н., Степанова J1. Анализ реализации Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и подготовка предложений по внесению в него изменений // Охрана труда и социальное страхование.-2001. № 4. С. 12−16.
  46. A.M. Трудовое право России: что впереди?// Законодательство. 1998. № 4
  47. В., Чиканов Л. Охрана труда и КЗоТ//Охрана труда и социальное страхование. 1997. — № 11. С.57−60
  48. В. Новый трудовой кодекс об охране, но не толко.//Человек и труд.-2001. № 11
  49. В. Компенсации за работу на производствах с вредными и тяжелыми условиями труда//Человек и труд. 2002. № 5
  50. А. Системный подход позволит успешно решать проблемы охраны труда/Юхрана труда и социальное страхование. 2001. № 1
  51. Р., Александров А. Управление рисками // Охрана труда и социальное страхование. 2000. № 9
  52. В. Некоторые итоги 2001 года//Социальное страхование. -2002. № 3
  53. В.Г. Льготы и компенсации, предоставляемые за работу в неблагоприятных условиях труда. М.: «Информ-Директор» газеты «Экономика и жизнь», НИИ труда, 1997.- 52 с.
  54. М. Охране труда государственную поддержку//Человек и труд. — 1996. -№ 1. — С. 100−102
  55. Международная организация труда. Конвенции и рекомендации. В 2-х томах. Женева: МБТ, 2001.
  56. В. Человек на Западе: Охрана труда и здоровья//Социальная защита. 1996. № 8
  57. Н.Н. Гигиенические и медико-биологические критерии профессионального риска в медицине труда: Дис. .докт. мед. наук. М.: Научно-исследовательский институт медицины труда, 2000. — 267 с.
  58. Монография по социальной хартии. Условия труда. Издательство Совета Европы, 1996. № 6
  59. Национальный доклад по охране труда. 2002 г. М., 2003.
  60. Новые подходы в совершенствовании государственного управления охраной труда в России//Библиотечка Российской газеты. 2002. № 21
  61. Организация охраны труда: Практические рекомендации / Сост. В. В. Хлопков, А. А. Мыслев. Черноголовка: АК «Богородский печатник», 1994.-154 с.
  62. Охрана труда в условиях рыночной экономики//Социальная защита.- 1996. № 5
  63. Охрана труда на производстве // Библиотечка профсоюзного актива.- 2000. № 11
  64. Охрана труда в Российской Федерации. Справочник.- М.: Редакция журнала «Охрана труда и социальное страхование». 2000
  65. Охрана труда на предприятии/Н.В. Свешников, Г. Н. Яговкин.- под ред. Ю. Г. Сорокина. Самара: Парус, 1997.- 208 с.
  66. Охрана труда на малых предприятиях. Материалы Международной конференции «Проблемы охраны труда на малых предприятиях и пути их решения"//Охрана труда и социальное страхование. 1998. № 6. С. 2−14- № 7. С. 14−26.
  67. Охрана труда: Учебно-практическое пособие.-М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. 560 с.
  68. Пересмотренная Европейская социальная хартия. Страсбург, 1999 г.
  69. В.А. Актуальные проблемы совершенствования законодательства об охране труда // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2003. № 15
  70. А.П. В охране труда нет мелочей // Охрана труда и социальное страхование. 2000. № 2
  71. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований озраны труда работников организаций. М.: Изд-то НЦ ЭНАС, 2005.-16 с.
  72. Рентабельность безопасности // Охрана труда и социальное страхование. 2000. № 2
  73. В. Д. Социальная «экология» и экономика предприятий//Человек и труд. 1994. — № 2. — С.87−92
  74. В.Д. Профессиональные риски: оценка и система защиты//Охрана труда и социальное страхование. 1995. — № 4. — С. 10−12
  75. В.Д. Безопасность труда в России//Охрана труда и социальное страхование. 1996. — № 12. — С. 16−18
  76. В. Д. Безопасность труда: социально-экономические аспекты//Человек и труд. 1996. — № 5. — С.80−83
  77. РоикВ.Д. Социальная защита: управление условиями и охраной труда (опыт зарубежных стран) / НИИ труда.- М.: 1992. 240 с.
  78. В.Д. Управление условиями и охраной труда: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2004.
  79. В.Д. Профессиональный риск: оценка и управление. М.: «Анкил», 2004.
  80. Россия и Совет Европы: перспективы и взаимодействия: Сб. Докладов/Институт права и публичной политики. М.: 2001. — 318 с.
  81. Российская Федерация. Первый общегосударственный диалог по социальным аспектам глобализации. 25 сентября 2002 г.
  82. В. Система создана и действует // Охрана труда и социальное страхование. 2000. № 8
  83. В. Концепция новой программы // Охрана труда и социальное страхование. 2000. № 2
  84. А. Трудовой кодекс: его развитие неизбежно // Кадровик. 2003. № 1
  85. В.И. Охрана труда в СССР (организационно-правовые вопросы). Минск.: «Наука и техника», 1970. — 296 с.
  86. В.И., Мартынюк В. Ф. Цена аварий и катастроф // Охрана труда и социальное страхование. 1997. № 1
  87. Социальная политика: Учебник /Под общ. ред. Н. А. Волгина.-М.: Издательство «Экзамен», 2002. 736 с.
  88. Ю.Г. Где взять средства на охрану труда//Человек и труд. -1997. № 2. — С.85−86
  89. Ю.Г. Жизнь бесценна // Охрана труда и социальное страхование. 1999. № 6
  90. Ю.Г. 2000 год: совершенствование условий и охраны труда // Охрана труда и социальное страхование. 2000. № 1
  91. Ю.Г. Нужен порядок // Охрана труда и социальное страхование. 2001. № 4
  92. Современная экономика труда: Монография / Руководитель авт. кол-ва и науч. ред. В. В. Куликов. Институт труда Минтруда России (НИИ труда). М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001.- 660 с.
  93. А.П. Государство и охрана труда: система управления на рубеже веков. Проблемы. Решения. Прогнозы. М.: ВЦОПТ, 2000. 132 с.
  94. Современная экономика труда: Монография// Руководитель авторского кол-ва и науч. ред. В. В. Куликов. Институт труда Минтруда России (НИИ труда). М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001.- 660 с.
  95. P.M., Максимович А. П. Использование современной экономической теории в исследованиях проблем условий и охраны труда // Труд и социальные отношения. 2002. № 2
  96. Tacis. EDRUS 9406. Подготовка и применение основ законодательства по охране труда в Российской Федерации (на базе использования европейского опыта). Проект от 01.09.1996 г.
  97. В.И. Гуманизация условий труда в системе социально-трудовых отношений: Дис. .кан. экон. наук. М., 2003
  98. Э. Третья волна. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1999.-784 с.
  99. Г. Надеюсь на цивилизованный подход к проблеме//Охрана труда и социальное страхование.-1997. № 4. — С. 27−28
  100. Трудовая демократия. Выпуск 46. Охрана труда и социальная защита работников предприятий-М.: Школа трудовой демократии.2003−54 с.
  101. В. Безопасность и гигиена труда. Люксембург, 1989
  102. Г. Н., Громов Ф. А. Условия труда: анализ и пути совершенствования. М.: Профиздат, 1974. — 176 с.
  103. Что предпринять для улучшения охраны труда // Человек и труд, 1998, № 12
  104. Т.В. Службы здравоохранения по месту работы и охрана здоровья работающих в зарубежных европейских странах // Труд за рубежом. 1999. № 4
  105. Экономика труда: Учебник/Под общ. ред. Н. А. Волгина. М.: Издательство «Экзамен», 2002. — 736 с.
  106. Экономика труда: Учебник / Под ред. проф. П. Э. Шлендера и проф. Ю. П. Кокина. М.: Юрист, 2002. — 592 с.
  107. Энциклопедия по безопасности и гигиене труда. В 4 томах -Москва: Профиздат, 1985
  108. Экономические аспекты улучшения условий труда на производстве. Под общ. ред. Э. В. Петросянца. М.: НИИ проблем труда. 1999. 111 с.
  109. Шапиро С. А. Основы управления персоналом в современных организациях уник, подход, обеспечивающий эффектив. работу компании. М.: ГроссМедиа, 2005. — 208 с.
  110. Н.Н. Российское законодательство об охране труда. -М.: Юридическая фирма «Контракт» «ИНФРА М», 2001. 203 с.
  111. В.Г. Европейская интеграция. Учебное пособие. М.: Межд. отношен., 2003.- 400 с.
  112. А.И. Производительность труда: проблемы и перспективы. М.: Знание, 2004. — 256 с.
  113. Н.В., Тонких В. Е. Гуманизация условий труда // Труд и социальные отношения. 2002. № 2
  114. В.А. Об улучшении условий и охраны труда в Российской Федерации //Охрана труда и социальное страхование. 1999. № 8
Заполнить форму текущей работой