Обеспечение заданного быстродействия беспружинных рычажно-грузовых электропневмоклапанов
В связи с этим отметим, что совершенствование известных и разработка новых типов беспружинных клапанных агрегатов автоматики и управления ввиду зачастую предвзятого (пренебрежительного) к ней отношения изза кажущейся конструктивной простоты такой арматуры (и вытекающего отсюда мнения об отсутствии здесь зон приложения углубленных знаний) весьма малопривлекательно для молодых ученых и, тем более… Читать ещё >
Содержание
- УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
- 1. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ, ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ ПРУЖИННОЙ И ГРУЗОВОЙ КЛАПАННОЙ ПНЕВМОАРМАТУРЫ
- 1. 1. Общие сведения о типах предохранительно-регулирующей и управляемой клапанной пневмоарматуры и принципах их выбора под конкретные условия работы в составе объекта
1.2. Обзор опубликованных работ по динамическому качеству, тенденциям развития и перспективам повышения функциональной надежности беспружинной грузовой клапанной пневмоарматуры. 27 1.3. Определение объекта и предмета исследования, цели и постановка задач исследования.
2. КЛАССИФИЦИРОВАНИЕ И КОНСТРУКТИВНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ БЕСПРУЖИННОЙ РЫЧАЖНО-ГРУЗОВОЙ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНО-РЕГУЛИРУЮЩЕЙ И УПРАВЛЯЕМОЙ ПНЕВМОАРМАТУРЫ.
2.1. Рычажно-грузовые предохранительные клапаны.
2.2. Рычажно-грузовые регуляторы давления.
2.2.1. Общие сведения о методологии проектирования клапанных регулирующих устройств.
2.2.2. Конструктивное исполнение рычажно-грузовых регуляторов давления.
2.3 Рычажно-грузовые электропневмоклапаны.
2.4. Выводы.
3. ТЕОРЕТИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА БЕСПРУЖИННЫХ РЫЧАЖНО-ГРУЗОВЫХ КЛАПАННЫХ АГРЕГАТОВ.
3.1. Особенности расчета и сопоставление выходных параметров беспружинных грузовых и рычажно-грузовых предохранительных клапанов с выходными параметрами пружинных предохранительных устройств аналогичного назначения.
3.2. Расчет и сопоставление выходных характеристик беспружинных грузовых и рычажно-грузовых электропневмоклапанов с выходными характеристиками пружинных управляемых устройств аналогичного назначения.
3.2.1. Грузовой мембранный электропневмоклапан и его пружинно-клапанный аналог.
3.2.2. Рычажно-грузовой мембранный электропневмоклапан с фиксированным положением оси вращения двуплечего рычага и его рычажно-пружинный аналог.
3.3. Выводы.
4. ПРИМЕРЫ КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ СПОСОБОВ И СРЕДСТВ ПОВЫШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ БЕСПРУЖИННОЙ РЫЧАЖНО-ГРУЗОВОЙ КЛАПАННОЙ ПНЕВМОАРМАТУРЫ.
4.1. Рычажно-грузовые предохранительные клапаны.
4.2. Рычажно-грузовая управляемая пневмоарматура.
4.3. Рычажно-грузовая регулирующая пневмоарматура.
4.4. Систематизация и дополнение классификационных схем и конструкций рычажно-шарнирных механизмов беспружинной клапанной пневмоарматуры с рычажно-шарнирными кинематическими связями.
4.5. Выводы.
Обеспечение заданного быстродействия беспружинных рычажно-грузовых электропневмоклапанов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Клапанное агрегатостроение (арматуростроение), так же как и другие отрасли промышленности, должно иметь тщательно разработанные и научно-методически обоснованные методы решения технических вопросов, связанных с выбором типа, проектированием, изготовлением и доводкой выходных параметров пневмоарматуры. И хотя конструкции пневмоарматуры обычно не отличаются сложностью кинематических связей, тем не менее при ее проектировании конструктору приходится учитывать многочисленные, сложные и разнообразные явления (вопросы ударного контактирования клапанно-седельных пар, гидравлики, трения, износа, эрозии, коррозии, прочности, в том числе динамической, влияние термоциклирования конструкции при резком перепаде температуры рабочей среды и др.) /3,9, 11, 24, 35, 104 и др./.
Беспружинная автоматическая и управляемая клапанная пневмоарма-тура, существенную долю которой составляют грузовые и рычажно-грузовые конструкции, занимает должную нишу в клапанном агрегатостроении и широко применяется в различных отраслях отечественной промышленности, и прежде всего, в пневмосистемах управления и регулирования давления и расхода рабочих сред:
— наземных (стационарных) газогидротопливных комплексах заправки мобильной транспортной техники и индивидуальных потребителей сырьевых энергоресурсов;
— с переменными теплофизическими свойствами газожидкостных сред в стационарных установках и оборудовании по производству высокомолекулярных соединений (пропилен, фенолформальдегидные смолы, поликарбонат и пр.) в химической, нефтяной и газовых отраслях промышленности;
— теплоснабжения бытового потребителя, тепловых, гидравлических и атомных электростанций в качестве защитных и предохранительно-регулирующих устройств резервуаров и сосудов с избыточным давлением рабочих сред, испытывающих существенные перепады внешних климатических и механических воздействий;
— сырьевого горнодобывающего и агропромышленного комплексов с регулируемыми параметрами рабочих сред, используемых в качестве инструментария в различных технологических процессах (гидравлическое дробление горных породкомпрессорное вентилирование газовзрывоопасных производственных участковпневмоавтоматика механизмов предупреждения и устранения сводообразований в бункерах хранения и выпуска сыпучих материалов и др.).
Непрерывность процесса увеличения объема и номенклатуры клапанных агрегатов в общем балансе оборудования транспортных систем подтверждается ходом развития отечественного и зарубежного транспортного машиностроения. Многообразие условий работы клапанных ГПТА и отсутствие у разработчиков единого подхода к их конструированию обусловило большое разнообразие конструкций. По ориентировочной оценке патентной службы СамГУПС в 2000 году в мировом фонде насчитывалось около 190 тысяч патентов, относящихся к пневмоарматуре, и их число ежегодно увеличивается более чем на две тысячи. Причем значительная доля патентов (до 15%) приходится на уплотнения клапанных агрегатов автоматики и управления. Это свидетельствует об определенном неблагополучии, неудовлетворенности практики существующими разработками клапанных ГПТА.
Как это ни неожиданно, но из оценки той же патентной службы вытекает, что за последние десять лет резко (почти на 70%) сократилось патентование конструкций беспружинных клапанных агрегатов автоматики и управления, включая рычажно-грузовую арматуру, хотя, как известно, до технического совершенства их конструкций, приемлимых экономичности и динамического качества еще далеко.
В связи с этим отметим, что совершенствование известных и разработка новых типов беспружинных клапанных агрегатов автоматики и управления ввиду зачастую предвзятого (пренебрежительного) к ней отношения изза кажущейся конструктивной простоты такой арматуры (и вытекающего отсюда мнения об отсутствии здесь зон приложения углубленных знаний) весьма малопривлекательно для молодых ученых и, тем более, для маститых ученых ведущих научных школ в области клапанного агрегатостроения.
Параллельно с этим следует указать на весьма существенные недостатки беспружинной рычажно-грузовой автоматической и управляемой клапанной пневмоарматуры, а именно: невысокая герметизирующая способность и малоподъемность клапанно-седельных пар, значительные массогабаритные параметры конструкции и ограниченность области применения из-за входящих в их состав грузов с тарированной массой, не допускающих изменения их ориентации относительно плоскости Земли.
Однако создание в СамГУПС при участии автора нового поколения беспружинной клапанной управляемой и автоматической пневмоарматуры с переставляемой осью вращения двуплечего рычага клапанно-поршневой системы коренным образом изменило мнение о технических возможностях беспружинных клапанных устройств и обеспечило возможность использования ряда из них в транспортной и другой технике, работа которых, в отличие от стационарных наземных объектов, сопровождается изменением их координации относительно плоскости Земли (робототехника, сварочные манипуляторы, все виды транспортных средств и др.).
За рамками настоящей работы оказались вопросы освещения современных методов обеспечения технологичности разрабатываемых типов беспружинных агрегатов автоматики и управления с учетом структурных и экономических преобразований, происходящих в отечественной промышленности и требующих корректировки и разработки новых подходов к этапам создания пневмоарматуры. Необходимо также учитывать, что неуклонное повышение стоимости материалов и энергоресурсов выводит показатели технологичности в перворазрядные, создавая ситуацию, при которой экономически невыгодными становятся большие объемы экспериментальных и доводочных работ. В связи с этим резко повышается роль машинных (инструментальных) методов и средств проектирования пневмоарматуры. При разработке программ для ЭВМ имеют важное значение данные, полученные предшественниками в процессе экспериментальных работ, и систематизация накопленной (в том числе в бывшем СССР, но забытой и невостребованной) информации по методам проектирования, изготовления и доводки выходных параметров пневмоарматуры.
В связи с этим, впервые, по мнению автора, предпринята попытка по формированию и насыщению банка данных по конструкторско-технологическим приемам создания беспружинной клапанной автоматической и управляемой пневмоарматуры на базе авторской трактовки их классификационной схемы, органически привязанной к конкретным примерам расчета динамического качества оцениваемых типов агрегатов автоматики и управления. При этом автор надеется, что результаты выполненной им кропотливой работы по формированию банка данных по беспружинной клапанной управляемой и автоматической пневмоарматуры окажутся полезными проектировщикам новой техники при совершенствовании известных и разработке новых ее типов, обеспечив сокращение затрат времени на их создание за счет переосмысления накопленного багажа знаний и опыта предшественников.
4.5 Выводы.
В настоящем подразделе освещены вопросы конструкторско-технологического сопровождения проектирования высокоэффективной по функциональной надежности рычажно-грузовой клапанной пневмогидроар-матуры, а, именно:
1. Охарактеризованы конструкция, принцип действия и технологические аспекты изготовления оригинальных авторских разработок рычажно-грузовых предохранительных клапанов с рычажно-шарнирными кинематическими связями.
2. Предложено новое техническое решение рычажно-грузового ЭПК поворотного типа с изменяемым направлением гравитационного управляющего усилия.
3. Освещены новые конструктивные решения рычажно-грузовой регулирующей пневмогидроарматуры на базе рычажно-шарнирных механизмов с переставляемой осью вращения двуплечего рычага.
4. Систематизированы и дополнены классификационные схемы и конструкции рычажно-шарнирных механизмов и входящих в их состав элементов, образующих рычажно-шарнирные кинематические звенья в исследуемых типах беспружинной рычажно-грузовой клапанной арматуре.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В работе представлено решение актуальной научно-технической задачи по обеспечению быстродействия беспружинных рычажно-грузовых элек-тропневмоклапанов путем разработки новых технических решений, выявления закономерности их работы и совершенствования инструментальных средств их проектирования.
В процессе выполненных исследований получены следующие основные результаты и сделаны выводы:
1. Установлено, что наиболее перспективным направлением обеспечения стабильности времени срабатывания такого рода управляемой арматуры является введение в их конструкцию рычажно-клапанных звеньев, компенсирующих влияние на время срабатывания ЭПК изменения термодинамических параметров сжатого газа при его выпуске из опорожняемых резервуаров.
2. Разработаны обобщенная математическая модель и программный продукт по исследованию быстродействия пружинно-мембранного ЭПК и его частных конструктивных решений с грузовым, рычажно-пружинным и рычажно-грузовым задатчиками нагрузкидополнены и систематизированы этапы расчета временных параметров срабатывания беспружинных грузовых и рычажно-грузовых предохранительных и регулирующих клапанов в сопоставлении с параметрами их пружинных аналогов.
3. Проведено сопоставление технического совершенства разнотипных ЭПК по быстродействию и выявлены новые закономерности динамики арматуры такого рода при варьировании термодинамических параметров рабочей среды в опорожняемом резервуаре с сжатым газом и изменении конструктивных параметров динамической системы «привод — рычажно-грузовой клапан», обеспечивающие:
— выбор рациональной конструкции задатчика нагрузки силовых и уплотняющих исполнительных органов ЭПК под заданный спектр термодинамических параметров резервуаров со сжатым газом;
— прогнозирование составляющих времени срабатывания управляемой пневмоарматуры при принятых конструктивных параметрах агрегатов при изменении инерционных, жесткостных и термодинамических параметров комплексной системы «резервуар сжатого газа-ЭПК-потребитель газа».
4. Разработаны новые технические решения беспружинной рычажно-грузовой автоматической и управляемой пневмоарматуры на базе оригинальных конструкций грузовых и рычажно-грузовых задатчиков нагрузки.
5. На базе иерархического подхода дополнена и систематизирована классификационная схема беспружинных ЭПК и других типов арматуры с рычажно-клапанными звеньями, сориентированных на повышение динамического качества и сокращение сроков их проектирования.
Список литературы
- A.c. 974 004 СССР МКИ3 F16K 17/06. Предохранительный клапан / О. П. Мулюкин, Ю. Н. Кондрашов, Е. В. Затуловский // БИ. 1982. — № 42.
- A.c. 1 121 527 СССР МКИ3 F16K 17/10. Импульсно-предохранительное устройство / О. П. Мулюкин, Н. Н. Коленко, А. К. Дедков и др.//БИ.-1984.-№ 40.
- Агрегаты пневматических систем летательных аппаратов: Монография Текст. / Под ред. Н. Т. Романенко. М.: Машиностроение, 1976. — 176с.: ил.
- Александров Е.В. Прикладная теория и расчеты ударных систем: Монография Текст. / Е. В. Александров, В. Б. Соколинский. М.: Наука, 1969. — 200с.
- Александров В.А. Конструкция амортизаторов из вспененных материалов для транспортируемых приборов: Монография Текст. / В. А. Александров, В. В. Карамышкин. -М.: Машиностроение, 1985. 80с.: ил.
- Артюхов A.B. Подавление колебаний рабочей среды в трубопроводных цепях двигателей и систем летательных аппаратов при работе нескольких насосов на одну магистраль: Дисс. .канд.техн.наук: 05.07.05. — Куйбышев: КуАИ, 1990. 248с.
- Бансявичюс Р.Ю. Вибродвигатели: Монография Текст. / Р. Ю. Бансявичюс, К. М. Рагульскис. Вильнюс: Москлас, 1981. — 232с.: ил.
- Батуев Г. С. Инженерные методы исследования ударных процессов: Монография Текст. / Г. С. Батуев, Ю. В. Голубков, А. К. Ефремов и др. — М.: Машиностроение, 1977. — 240с.: ил.
- Башта Т.М. Гидравлические приводы летательных аппаратов: Монография Текст. / Т. М. Башта. -М.: Машиностроение, 1967. -495с.: ил.
- Белов C.B. Средства защиты в машиностроении: Расчет и проектирование: Справочник Текст. / С. В. Белов, А. Ф. Козьяков, О. Ф. Партолин и др.- Под ред. С. В. Белова. М.: Машиностроение, 1989 — 368с.: ил.
- Беляев Н.М. Реактивные системы управления космических летательных аппаратов: Монография Текст. / Н. М. Беляев, Н. П. Белик, Е. И. Уваров. М.: Машиностроение, 1979. — 232с.: ил.
- Березовец Г. Т. О допустимых превращениях при расчете пневматических регуляторов Текст. / Г. Т. Березовец, В. Н. Дмитриев, Э. М. Наджаров // Приборостроение. 1957. — № 4. — С. ЗЗ — 36.
- Болотин В.В. Методы теории вероятностей и теории надежности в расчетах сооружений: Монография Текст. / В. В. Болотин. М.: Стройиз-дат, 1982.-351с.: ил.
- Бугаенко В.Ф. Пневмоавтоматика ракетно-космических систем: Монография Текст. / В. Ф. Бугаенко. М.: Машиностроение, 1979. — 168с.: ил.
- Вакулич Е.А. Методы обеспечения функциональной надежности пневмогидравлических и топливных систем блока ракетно-космического комплекса: Монография Текст. / Е. А. Вакулич, В. Д. Варивода,
- A.Е.Жуковский и др. Самара: НПО «Импульс», 1994. — 256с.: ил.
- Варгунин В.И. Динамическое качество управляемых клапанных агрегатов пневмогидравлических систем железнодорожного транспорта: Монография Текст. / В. И. Варгунин,. В. П. Мохонько, О. П. Мулюкин,
- B.Н.Новикова- Под общ. ред. О. П. Мулюкина. Самара: СамГАПС, 2004. -160с.: ил.
- Варгунин В.И. Эксплуатационная безопасность клинового гасителя колебаний тележки типа ЦНИИ-ХЗ-0 при варьировании массы железнодорожного вагона: Монография Текст. / В: И. Варгунин, П. Н. Добровольский, О. П. Мулюкин и др. Самара: СамГАПС, 2005. — 92с.: ил.
- Вибрации в технике: Справочник в 6 т. Текст. / Под ред. Ф. М. Диментберга, К. С. Колесникова. -М.: Машиностроение, 1980. Т. З: Колебания машин, конструкций и их элементов. — 544с.: ил.
- Герц Е.В. Динамика пневматических приводов машин-автоматов: Монография Текст. / Е. В. Герц, Г. В. Крейнин. — М.: Машиностроение, 1964. -272с.: ил.
- Гимадиев А.Г. Управление динамическими свойствами пневмо-гидравлических цепей передачи информации систем-двигателей и летательных аппаратов: Дисс.. канд.техн.наук: 05.07.05. — Куйбышев: КуАИ, 1991.- 329с.
- Гликман Б.Ф. Автоматическое регулирование ЖРД: Монография Текст. / Б. Ф. Гликман. — М.: Машиностроение, 1989. 296с.: ил.
- Детали машин. Расчет и конструирование: Справочник Текст. / Под ред. Н. С. Ачеркана. М.: Машиностроение, 1968: — Кн.1. — 245с.: ил.
- Долотов А.М. Исследование отскоков в конических клапанных парах с упругим седлом Текст. / А. М. Долотов, М. С. Комаров // Доклады и научные сообщения: Вестн. Львовск. политехи, ин-та. № 436. — Львов: Вища школа, 1979. — С.22−24.
- Долотов A.M. Исследование динамических явлений, возникающих в конических парах с упругим седлом: Дисс.. канд.техн.наук: 01.02.06. -Львов: ЛПИ, 1981.- 187с.
- Долотов A.M. Основы теории и проектирование уплотнений пневмогидроарматуры летательных аппаратов: Учебное пособие Текст. / А. М. Долотов, П. М. Огар, Д. Е. Чегодаев. М.: Изд-во МАИ, 2000. — 296с.: ил.
- Ильинский B.C. Защита аппаратов от динамических воздействий: Монография Текст. / В. С. Ильинский. М.: Энергия, 1970. — 320с.: ил.
- Кармугин Б.В. Клапанные уплотнения пневмогидроагрегатов: Монография Текст. / Б. В. Кармугин, Г. Г. Стратиневский, Д. А. Мендельсон. -М.: Машиностроение, 1983. — 152с.: ил.
- Кармугин Б.В. Современные конструкции малогабаритной пнев-моарматуры: Монография Текст. / Б. В. Кармугин, В. Л. Кисель, А. Г. Лабезник. — Киев: Техника, 1980. — 295с.: ил.
- Ковтунов A.B. Виброизоляция грузов ответственного назначения с изменяющейся массой при перевозке в железнодорожном подвижном составе: Монография Текст. / А. В. Ковтунов. — Самара: СамГАПС, 2003. -136с.: ил.
- Ковтунов A.B. Особенности выбора и области применения пружинной и беспружинной пневмогидроарматуры в транспортной технике: текущее состояние и тенденции развития Текст. / A.B. Ковтунов, O.E. Лаврусь,
- О.П. Мулюкин, С. А. Финогенов // Вестник самарского государственного университета путей. сообщения. № 3 (15). — Самара: СамГУПС, 2009. — С.124−130.
- Кондратьева Т.В. Предохранительные клапаны: Монография Текст. / Т. В. Кондратьева. JL: Машиностроение (Ленинградское отделение), 1976.-232с.: ил.
- Кошанский М.С. Судовая арматура: Монография Текст. / М. С. Кошанский, В. В. Степанов, В. Н. Гольфайн и др. Л.: Судостроение, 1975.-432с.: ил.
- Кудряшов В.Г. Вязкость разрушения алюминиевых сплавов: Монография Текст. / В. Г. Кудряшов, В. И. Смоленцов. М.: Металлургия, 1976. — 295с.: ил.
- Курендаш З.Р. Определение напряжений в зоне контакта клапана с седлом Текст. / З. Р. Курендаш, Б. С. Шамбель // Технология машиностроения и динамическая прочность машин: Вест. Львовск. политех, ин-та. -№ 146. -Львов: Вища школа, 1980. С. 71 — 72.
- Курендаш З.Р. О силовом взаимодействии элементов шарнирного плоского устройства Текст. / З. Р. Курендаш // Электронное машиностроение: Межвуз. сб. Львов, 1978. — Вып.П. — С. 18 — 21.
- Лаврусь O.E. Динамический расчет мембранно-пружинного элек-тропневмоклапана резервуара со сжатым газом Текст. / O.E. Лаврусь, О. П. Мулюкин, С. А. Финогенов // Вестник транспорта Поволжья. № 4 (16). — Самара: СамГУПС, 2008. — С. 5−11.
- Лаврусь O.E. Математическая модель рычажного мембранно-пружинного электропневмоклапана Текст. / O.E. Лаврусь, С. А. Финогенов // Вестник самарского государственного университета путей сообщения. № 2 (14). — Самара: СамГУПС, 2009. — С. 113−117.
- Линский И.Ф. О герметичности пружинных пневмогидроклапа-нов при продольной и поперечной вибрации Текст. / И. Ф. Линский // Пневматика и гидравлика. Приводы и системы управления. М.: Машиностроение, 1979. — Вып.7. — С. 221 — 228.
- Мулюкин О.П. Механизмы разгрузки агрегатов автоматики при хранении и транспортировке Текст. / О. П. Мулюкин, Д. Е. Чегодаев, Ф. М. Шакиров и др. // Химическое и нефтяное машиностроение, 1985. -№ 11. -С.18- 19.
- Мулюкин О.П. Методы расчета и принципы проектирования высокоресурсных клапанных агрегатов: Дисс.. д-ра техн. наук: 05.07.05. -Самара: СГАУ, 1995. 396с.
- Мулюкин О.П. Проблемы герметизации и ресурса динамически нагруженных уплотнительных соединений (обзор) Текст. / О. П. Мулюкин // ПТС: Технология авиационного приборо- и агрегатостроения.- Саратов: НИТИ, 1997.-№ 4.-С. 29−34.
- Мулюкин О.П. Конструкция и проектирование агрегатов защиты и предохранения пневмогидросистем и емкостей авиационной техники и наземного оборудования: Учебное пособие Текст. / О. П. Мулюкин, Д. Е. Чегодаев, В. Г. Луканенко. Самара: СГАУ, 1997. — 49с.: ил.
- Транспорт-2005″ в 3-х частях. Часть 3. — Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т, 2006. -С. 32−36.
- Мулюкин О.П. Рычажно-грузовой редуцирующий клапан наземного газозаправочного комплекса Текст. / О. П. Мулюкин, Б. Г. Иванов,
- B.М.Гречишников и др. // Материалы международной научно-технической конференции «Актуальные проблемы динамики и прочности материалов и конструкций: модели, методы, решения». Самара: Орел ГТУ, 2007. —1. C. 94 95.
- Мулюкин О.П. Новое конструктивное решение рычажно-редуцирующего клапана мобильной транспортной техники Текст. / О. П. Мулюкин, O.E. Лаврусь, С. А. Финогенов, В. М. Гречишников // Вестник транспорта Поволжья. № 1 (13). — Самара: СамГУПС, 2008. — С. 23−25.
- Мулюкин О.П. Повышение функциональной надежности мем-бранно-предохранительных устройств железнодорожных цистерн с избыточным давлением транспортируемого продукта Текст. / О. П. Мулюкин, O.E.
- Никитин Ю.Ф. Электромагнитные клапаны: Монография Текст. / Ю. Ф. Никитин, Б. С. Плючин, Н. А. Рыков. М.: МВТУ, 1976. — 90с.: ил.
- Огар П.М. Исследование влияния контактных давлений в деталях уплотнительных соединений на их герметичность: Автореф. дисс.. канд. техн. наук: 01.02.06. Львов: ЛПИ, 1983. -21с.
- Патент России на полезную модель № 73 094 «Регулятор давления» / Б. Г. Иванов, A.B. Ковтунов, О. П. Мулюкин, С. А. Финогенов // Б.И. № 13. -2008.
- Патент России на полезную модель № 82 882 «Регулятор давления» / О. П. Мулюкин, A.B. Ковтунов, O.E. Лаврусь, С. А. Финогенов // Б.И. № 13. -2009.
- ПБ 03−576−03. Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (Утверждены Постановлением Госгор-технадзора РФ от 11 июня 2003 г. № 91).
- Пневмогидравлические системы двигательных установок с жидкостными реактивными двигателями: Монография Текст. / Под ред. В. Н. Челомея. -М.: Машиностроение, 1978. 140с.: ил.
- Пневмогидравлические системы. Расчет и проектирование: Учеб. пособие для технических ВУЗов Текст. / Под ред. Н. М. Беляева. — М.:
- Высшая школа, 1988. 271с.: ил.
- Погорелов В.И. Газодинамические расчеты пневматических проводов: Монография Текст. / В. И. Погорелов. — М.: Машиностроение, 1971. — 237с.: ил.
- Проблемы надежности и ресурса в машиностроении: Монография Текст. / Под ред. К. В. Фролова, А. П. Гусенкова. М.: Наука, 1986. -247с.: ил.
- Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением Текст. -М.: Металлургия, 1976. 104с.: ил.
- Работнов Ю.Н. Ползучесть элементов конструкций: Монография Текст. / Ю. Н. Работнов. М.: Наука, 1966. — 751с.: ил.
- Райе Дж. Не зависящий от пути интеграл и приближенный анализ концентрации деформаций у вырезов и трещин Текст. // Тр. амер. общества инженеров-механиков. Сер. Е., 1968. — Т.35. — № 4. — С. 340 -350.
- Ратманский О.Н. Арматура реактивных систем управления космических летательных аппаратов: Монография Текст. / О. И. Ратманский, И. Р. Кричкер. -М.: Машиностроение, 1980. 136с.: ил.
- Романенко Н.Т. Криогенная арматура: Монография Текст. / Н. Т. Романенко, Ю. Ф. Куликов. -М.: Машиностроение, 1978. 110с.: ил.
- Снижение виброакустических нагрузок в гидромеханических системах: Монография Текст. / Под ред. В. П. Шорина, Е. В. Шахматова. -Самара: СГАУ, 1998. 270с.: ил.
- Тарасов Ю.Л. Надежность элементов конструкций летательных аппаратов: Методология обеспечения: Монография Текст. / Ю. Л. Тарасов., Э. И. Миноранский, В. М. Дуплякин. М.: Машиностроение, 1989. — 263с.: ил.
- Уплотнения и уплотнительная техника: Справочник Текст. / Под общ. ред. А. И. Голубова, Л. А. Кондакова. — М.: Машиностроение, 1986. — 464с.: ил.
- Чегодаев Д.Е. Гидропневмотопливные агрегаты и их надежность: Монография Текст. / Д. Е. Чегодаев, О. П. Мулюкин. — Куйбышев: Кн. изд-во, 1990.- 104с.: ил.
- Чегодаев Д.Е. Новые конструкции регуляторов прямого действия с элементами капиллярной структуры Текст. / Д. Е. Чегодаев, О. П. Мулюкин, Е. П. Жильников // Химическое и нефтяное машиностроение. 1992. — № 8. — С.12- 13.
- Чегодаев Д.Е. Элементы клапанных устройств авиационных агрегатов и их надежность: Учебное пособие Текст. / Д. Е. Чегодаев, О. П. Мулюкин. М.: Изд-во МАИ, 1994. — 208с.: ил.
- Чегодаев Д.Е. Управляемая виброизоляция (конструктивные варианты и эффективность): Монография Текст. / Д. Е. Чегодаев, Ю. В. Шатилов. Самара. — СГАУ, 1995. — 143с.: ил.
- Чегодаев Д.Е. Демпфирование: Монография Текст. / Д. Е. Чегодаев, Ю. К. Пономарев. Самара: СГАУ, 1997. — 334с.: ил.
- Финогенов С.А. Методика расчета исполнительного механизма Текст. / С. А. Финогенов, A.B. Ковтунов // Дни студенческой науки: Сборник материалов 34 научной конференции студентов и аспирантов. Самара: СамГАПС, 2007. — с. 36−37.
- Финогенов С.А. Конструктивные усовершенствования рычажных механизмов роторных подвесок Текст. / С. А. Финогенов, A.B. Ковтунов // Дни студенческой науки: Сборник материалов 34 научной конференции студентов и аспирантов. Самара: СамГАПС, 2007. — С. 37.
- Шадур J1.A. Вагоны: Учебник для ВУЗов ж.-д. транспорта Текст. / Л. А. Шадур, И. Л. Челноков, Л. Н. Никольский и др.- Под ред. Л. А. Шадура 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1980. — 439с: ил.
- Шевяков A.A. Автоматика авиационных и ракетных силовых установок: Монография Текст. / А. А. Шевяков. — М.: Машиностроение, 1970. — 660с.: ил.
- Шестаков Г. В. Разработка методов автоматизированного проектирования гасителей колебаний давления для трубопроводных цепей двигателей и систем летательных.аппаратов: Дисс.. канд. техн. наук: 05.07.05. — Самара: СГАУ, 1991. 233с.
- Шпаков О.Н. Исследование червячного электропривода с учетом работы предохранительных устройств применительно к трубопроводной арматуре: Автореф. дисс.. канд. техн. наук: 05.02.03. — Харьков, 1977. — 23с.
- Эдельман А.И. Топливные клапаны жидкостных ракетных двигателей: Монография Текст. / А. И. Эдельман. — М.: Машиностроение, 1970. — 244с.: ил.