Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение задиростойкости фрикционного контакта червячной пары трения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Основные результаты диссертационной работы были представлены на следующих научных конференциях и семинарах: Научная конференция преподавателей и сотрудников ИГ-ХТУ (Иваново, 2007;2011) — Региональная студ. науч. конф. «Фундаментальные наукиспециалисту нового века» (Иваново, 2005, 2007, 2008) — Региональная мол. науч. конф. «Актуальные проблемы трибологии» (Иваново, 2008;2009… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Аналитический обзор
    • 1. 1. Триботехнические свойства смазочных материалов с присадками и наполнителями
      • 1. 1. 1. Неорганические твердые присадки
      • 1. 1. 2. Присадки металлов и их окислов
      • 1. 1. 3. Маслорастворимые металлоплакирующие присадки
    • 1. 2. Анализ эффекта задира в паре трения
      • 1. 2. 1. Влияние триботехнических параметров на задиростойкость
      • 1. 2. 2. Оценка кинематики зацепления и условий смазки на задир в механических передачах
    • 1. 3. Влияние конструкционных и смазочных материалов на надежность работы червячной передачи
    • 1. 4. Нагрузочная способность червячной передачи
  • ВЫВОДЫ
  • 2. Теоретическая концепция эффективности присадок с поверхностями трения
    • 2. 1. Безразмерный критерий для оценки антизадирных свойств поверхностно-активных смазочных материалов
    • 2. 2. Реологические показатели смазочных материалов и выбор базового масла
    • 2. 3. Определение критерия задиростойкости
  • 3. Методика исследования
    • 3. 1. Исследование реологических свойств смазочных материалов
    • 3. 2. Испытания на машине трения СМТ
    • 3. 3. Определение параметров испытания физической модели червячной передачи
    • 3. 4. Исследование изнашивания на установке возвратно-поступательного движения
    • 3. 5. Оценка противозадирных свойств смазочных материалов
    • 3. 6. Исследования поверхности трения
    • 3. 7. Статистическая обработка экспериментальных данных
  • 4. Разработка трибосистемы стальной червячной передачи
    • 4. 1. Выбор конструкционных материалов
    • 4. 2. Разработка металлоплакирующего смазочного материала
  • 5. Оптимизация и работоспособность металлоплакирующего смазочного материала
    • 5. 1. Оптимизация состава металлоплакирующего смазочного материала
    • 5. 2. Работоспособность трибосистемы
    • 5. 3. Процессы формирования и состав металлоплакирующих пленок
    • 5. 4. Исследование поверхностей трения
    • 5. 5. Применение металлоплакирующего смазочного материала в натурном механизме
    • 5. 6. Описание конструкции стенда
    • 5. 7. Расчет и проектирование стальной червячной пары
    • 5. 8. Исследование червячной передачи

Повышение задиростойкости фрикционного контакта червячной пары трения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие современного машиностроения связано с внедрением новых эффективных технологий, которые сопровождаются увеличением мощности, скорости, производительности и других параметров эксплуатации машин. В связи с этим детали машин должны обеспечивать высокие требования прочности, жесткости и износостойкости. Одним из видов катастрофического износа является задир, который является следствием образования заедания во фрикционном контакте пары трения. Задиры резко ограничивают срок работы узлов трения. Особенно это наблюдается в тяжело нагруженных механических передачах, поэтому для обеспечения задиростойкости в парах трения применяются наиболее благоприятные сочетания конструкционных материалов совместимых с определенной смазкой при заданных режимах эксплуатации.

Серийные редукторные и трансмиссионные смазочные материалы (СМ), как правило, имеют в составе серухлори фосфорсодержащие компоненты, применение которых нежелательно из соображений экологии, поэтому необходим поиск новых трибоактивных компонентов, обеспечивающих эффективный граничный смазочный слой.

В этой связи актуальной задачей является разработка смазочных материалов (СМ), специфичных для механических передач, в частности, для червячных передач, работающих в сложных контактных условиях с большими скоростями скольжения и неблагоприятными условиями смазки. Выбор конструкционных и смазочных материалов для червячной передачи определяется критерием задиростойкости пары трения. Однако экспериментальные и производственные данные показывают, что способность различных материалов противостоять задиру при трении со смазкой различна. Известно, что в червячных передачах для исключения задира применяются антифрикционные материалы. Однако применение бронз в механизмах приводит к увеличению стоимости изделия и ограничивает величину передаваемых моментов, так как эти материалы имеют не высокие механические характеристики. Следует отметить, что гипотеза применения в червячной передаче стальных конструкционных материалов в сочетании со специальными смазками позволит повысить прочность зубьев и снизить стоимость червячного колеса, увеличить пределы передаваемых крутящих моментов, что даст определенный технико-экономический эффект.

Объект исследования: трибосистема, состоящая из пары трения, работающей в граничном режиме с металлоплакирующим смазочным материалом.

Целью работы: является повышение задиростойкости фрикционного контакта червячной пары трения за счет создания эффективного смазочного материала.

В рамках данной цели решали следующие задачи:

— разработка теоретической концепции, описывающей действие СМ в условиях граничного трения со стальными компонентами;

— получение безразмерного критерия задиростойкости пар трения со смазочным слоем;

— выбор конструкционных материалов и разработка модельных СМ обеспечивающих повышение задиростойкости трибосистемы;

— оптимизация состава СМ и исследование характеристик поверхностей трения;

— разработка и изготовление авторского экспериментального стенда для испытания червячной передачи с различными трущимися и смазочными материалами, работающего при варьируемых эксплуатационных режимахиспытание смазочных и конструкционных материалов на специальном трибометрическом стенде;

— производственные испытания новых технических решений.

Методы исследования. Задачи решались с помощью теоретических и экспериментальных методов. В теоретических исследованиях применены основные положения физикохимии поверхностей. Экспериментальные исследования выполнены в соответствии с известными методиками выполнения трибологических испытаний по измерению трения и изнашивания. Реологические исследования смазочных материалов проводились на программируемом вискозиметре Брукфилда DV-II+. Трибологические исследования проводились на машине трения СМТ-1, специальной уста-новке по изучению износа, а также на трибометрическом стенде червяч-ной передачи. Исследование поверхностей трения производили методами оптической микроскопии (микроскопы МБС-10, NEOPHOT 30), профи-лометрии на зондовом атомно-силовом микроскопе SOLVER 47PRO и путем измерения микротвердости (микротвердомер ПМТ-3). Для оценки результатов исследований применяли методы математической статисти-ки. Экспериментальные зависимости обрабатывались с использованием регрессионного анализа. Научная новизна:

1. Предложен безразмерный критерий задиростойкости пар трения со смазочным слоем, содержащим поверхностно-активные вещества (ПАВ), позволяющий обосновать выбор эффективной трибоактивной присадки смазочного материала для стальной пары трения.

2. Выполнена оптимизация состава СМ из ряда присадок класса металлических мыл для повышения задиростойкости фрикционной пары трения.

3. Получены закономерности триботехнических показателей смазочных материалов с ПАВ в стальных парах трения и взаимосвязей к.п.д. от передаваемых крутящих моментов в условиях работы червячной пары.

Практическая ценность: 1. На основе оптимизации разработан и создан металлоплакирующий СМ для червячной стальной пары. На состав МСМ авторским коллективом при участии автора диссертации получен патент РФ № 2 393 206 БИ. № 18 от 27.06.10.

2. Спроектирован и изготовлен авторский экспериментальный стенд для испытания червячной передачи с различными трущимися и смазочными материалами, работающий при варьируемых эксплуатационных режимах.

3. Разработана методика эмпирического определения к.п.д. червячного механизма на испытуемом стенде в отличие от маятниковой системы, где определяется к.п.д. по отклонению балансира.

4. Выполнено совершенствование типовой конструкции червячной передачи с использованием новых материалов всей трибосистемы позволила получить технико-экономический эффект редукторов типа «Ч» заключающийся в уменьшении цены изготовления и экономии энергозатрат, что подтверждается актами производственных испытаний.

Положения, выносимые на защиту:

1. Теоретическая концепция, описывающая действие смазочных материалов с присадками класса металлических мыл в условиях контакта стальной пары трения.

2. Безразмерный критерий задиростойкости пар трения со смазочным слоем, позволяющий обосновать выбор эффективной трибоактивной присадки смазочного материала.

3. Металлоплакирующий СМ для повышения задиростойкости стальной пары трения, в состав которой входят маслорастворимые стеараты металлов: Со8г, N181, Сг^, 8п81-, позволяющий образовывать на стальных поверхностях трения прочные адсорбционные граничные пленки.

4. Специальный трибометрический стенд для испытания червячной передачи с различными трущимися и смазочными материалами, работающий при варьируемых эксплуатационных режимах.

5. Методика эмпирического определения к.п.д. червячного механизма на трибометрическом стендезависимости изменений к.п.д. от величины передаваемого крутящего момента передачи и применяемых материалов пары трения.

Соответствие паспорту специальности. Содержание диссертации соответствует следующим областям исследования, указанным в паспорте специальности 05.02.04 «Трение и износ в машинах»: п. 8 «Триботехнические свойства смазочных материалов», п. 10 «Физическое и математическое моделирование трения и изнашивания» и п. 12 «Расчет и оптимизация узлов трения и сложных трибосистем».

Апробация работы. Основные результаты диссертационной работы были представлены на следующих научных конференциях и семинарах: Научная конференция преподавателей и сотрудников ИГ-ХТУ (Иваново, 2007;2011) — Региональная студ. науч. конф. «Фундаментальные наукиспециалисту нового века» (Иваново, 2005, 2007, 2008) — Региональная мол. науч. конф. «Актуальные проблемы трибологии» (Иваново, 2008;2009), Регион. научн.-техн. конф. «Материаловедение и надежность триботехнических систем» (Иваново, 2009) — II междунар. сем. «Техника и технологии трибологических исследований» (Иваново, 2009) — I межвузовский науч.-практ. семинар аспирантов, студентов, курсантов и слушателей (Иваново, 2010) — Научно-техническая конференция с участием иностранных специалистов «Трибология — машиностроению» (Москва, 2008, 2010) — IX междунар. научн. конф. «Теоретические основы энергоресурсосберегающих процессов, оборудования и экологически безопасных производств» (Иваново, 2010), Международная научно-техническая конференция «Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности», (Иваново, 2010).

Публикации. Основные теоретические положения и результаты исследований опубликованы в 12 печатных работах, в том числе 5 публикаций в изданиях, входящих в Перечень ВАК. Общий объем публикаций 3,41 п.л., лично автору принадлежит 1,14 п.л. Получен патент РФ № 2 393 206 БИ. № 18 от 27.06.10.

Реализация результатов работы. Техническая информация о результатах диссертационной работы передана производителю ООО «НПО Янтарь» г. Иваново для организации малотоннажного производства. Результаты диссертации используются в учебном процессе кафедры «Механика» ИГХТУ при изучении курсов «Теория механизмов и машин», «Детали машин и основы конструирования», выполнении студентами лабораторных и дипломных работ.

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 151 страницах, содержит введение, 5 основных глав, заключение, спи-сок литературы из 122 наименований. Работа включает 56 рисунков и 15 таблиц.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ.

1. Разработана теоретическая концепция, описывающая действие смазочных материалов с присадками класса металлических мыл в условиях контакта стальной пары трения.

2. Предложен безразмерный критерий задиростойкости пар трения со смазочным слоем, позволяющий обосновать выбор эффективной присадки смазочного материала.

3. На основе испытаний ряда присадок класса металлических мыл и результатов расчета предложенного критерия разработан металлоплакирующий смазочный материал для повышения задиростойкости принятой стальной пары трения (сталь 45 — сталь 40Х), в состав которой входят маслорастворимые стеараты металлов: CoSt, NiSt, CuSt, SnSt.

4. Экспериментально установлен оптимальный состав присадок смазочного материала и получены закономерности триботехнических показателей. Исследованиями характеристик поверхностей трения на зондовом атомно-силовом микроскопе SOLVER 47PRO обнаружены адсорбционные металлоорганические пленки на стальных поверхностях в среднем толщиной 120 нм, в составе которых рентгеновскими характеристическими излучениями обнаружены восстановленные металлы присадок Cu, Sn, Ni и Со. Микрорельеф стальной поверхности трения в МСМ значительно улучшился и в установившемся режиме шероховатость составляет Ra=0,035 мкм.

5. Создан специальный экспериментальный стенд для испытания червячной передачи с различными трущимися и смазочными материалами при варьируемых эксплуатационных режимах.

6. Стендовые испытания МСМ в червячной передаче показали высокую работоспособность стальной пары трения, которые характеризуются низким коэффициентом трения скольжения и к.п.д. практически равным бронзовой паре трения.

7. Проведены производственные испытания новых технических решений в редукторах типа «Ч», которые показали экономию энергозатрат в пределах 14%, что подтверждено актами испытаний. Применение МСМ в червячной передаче, изготовленной из конструкционных сталей, в редукторах типа «Ч» даст технико-экономический эффект, заключающийся в увеличении прочности зубьев, в уменьшении стоимости материала и изготовления червячного колеса (в 11,6 раза) и потребления электроэнергии при эксплуатации в размере 0,77 руб. за 1 кВт.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Г., Киселев Б. Р. Перспективы развития энергосберегающих смазочных композиций. Сб. трудов Всерос. науч.-технич. конф., Москва, МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2008. с. 80−82.
  2. И.А., Железный Л. В. Состояние и перспективы производства высокоэффективных смазок в России и странах СНГ// Трение и смазка в машинах и механизмах. № 6.2009. с.39−44.
  3. .И., Натансон М. Э., Бершадский Л. И. Механо-химические процессы при граничном трении. М.: Наука, 1972 170 с.
  4. Ю.А., Суслов П. Г. Безызносность деталей машин при трении. Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние., 1989. 229 с. Заблонский К. И. и др. Проектирование механизмов и приборов. Киев: Вища школа, 1971.-520 с.
  5. .Р., Мельников В. Г. Повышение прочности и износостойкости узлов трения фрикционного винтового пресса для огнеупорной промышленности. Иваново: ГОУ ВПО Иван. гос. хим.-технол. ун-т., 2006. 168 с.
  6. Д.Т. Справочник смазчика. М.: Машиностроение, 1990. -352 с.
  7. Д.Н. Триботехника (конструирование, изготовление и эксплуатация машин): Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во МСХА, 2002. 632 с.
  8. Мур Д. Основы и применения трибоники. М.: Мир, 1978. 488 с.
  9. Д. Поверхностные явления при адгезии и фрикционном воздействии. М.: Машиностроение, 1986. 360 с.
  10. Р.К. Материаловедение. Уч. пособие 2-е изд., перераб. М.: Высш. Шк., 1991.-447 с.
  11. ReynoldsW.W. Physical Properties of Graphite. Amsterdam. 1968.-193 p.
  12. A.A., Мельников В. Г., Барныков А. Ф. Применение наполнителей пластичных смазок для повышения долговечности и надежности узлов трения текстильных производств // Тез. докл. Областной научно-техн. конф-и. Иваново, 1986. С. 17.
  13. Л.И. Влияние добавок тонко дисперсных металлических порошков к пластичной смазке на работоспособность трибосопряжений / Л. И. Погодаев, В. Н. Кузьмин, Д. В. Третьяков. С.-Пб: ООО ВМПАВТО.
  14. Д. Н. Триботехника / Д. Н. Гаркунов. М.: Машиностроение, 1985. 276 с.
  15. Современная трибология: итоги и перспективы. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 480 с.
  16. М.В. Электрохимическое осаждение, физико-химические свойства и практическое применение ультрадисперсных порошков меди и ее оксидов. Автореф. дисс. к. т. н. Иваново, 2008. 16 с.
  17. , А. С. / А. С. Кужаров, В. В. Чуваев, Б. В. Меринов // Трение и износ, 1987. Т.8. № 5. с. 851−861.
  18. Ю.К., Овчар З. Н., Суриков В. И., Калистратова Е. Ф. Композиционные материалы на основе политетрафторэтилена. Структурная модификация. М.: Машиностроение, 2005. 240 с.
  19. Г. Г., Пономаренко А. Г., Барчан Г. П. Исследование смазочных характеристик композиций на основе базовых масел с добавлением комплексообразователей. // Вестник машиностроения, 1984. № 2. с. 47−49.
  20. B.B. Повышение износостойкости на основе избирательного переноса / В. В. Харитонов, Б. П. Батаев. М.: Машиностроение, 1977. 215 с.
  21. И.Н. Исследование природы противоизносного действия металлосодержащих присадок к смазочным материалам / И. Н. Евдокимов, Н. Ю. Елисеев, В. Ф. Пичугин, Р. З. Сюняев // Трение и износ, 1989. Т. 10. № 4. с. 699−705.
  22. A.C., Булгаревич С. Б., Бурлакова В. Э., Кужаров A.A., Косогова Ю. И., Акимова Е.Е, Бойко М. В. ТрибоЭДС при трении в режиме безызносности. // Трение и смазка в машинах и механизмах. № 7, 2009. с. 3- 11.
  23. А.П. Исследование влияния йодида меди в пластичном смазочном материале на параметры трения. // Вестник машиностроения, 1984.-№ 8 с.28−30.
  24. A.C. Молекулярная физика граничного трения. М.: Физматиз, 1983. 472 с.
  25. H.A. Исследования совместимости материалов при трении //Вестник машиностроения, 1984. № 11. с. 13−15.
  26. Д.Н. Триботехника (износ и безызносность): Учебник. 4-е изд., прераб. и доп. — М.: «Издательство МСХА», 2001.-616 с.
  27. Трение, изнашивание и смазка. Справочник. Кн. 2. / Под ред. И. В. Крагельского и В. В. Алисина. М.: Машиностроение, 1979. — 358 с.
  28. Патент № 2 055 860 (РФ) С10М133/04 Металлоплакирующая присадка / Абрамов Ю. А., Болыпагин В. А., Быченков В.В.- заявитель и патентообладатель Абрамов Ю. А., Болыпагин В. А., Быченков В. В. -5 054 991/04- заявл. 20.04.1992, опубл. 10.03.1996.
  29. Д.Н., Лозовский В. Н. Влияние функционального бронзирования и латунирования на качество поверхности.// Труды семинара по качеству поверхности М.: Наука, 1961. -№ 5. с.386−391.
  30. A.C., Онишук Н. Ю. Свойства и применение металлоплакирующих смазок // Долговечность трущихся деталей машин. М.: Машиностроение, 1985. Вып.З. с. 58.
  31. Н.Э. Противоизносные присадки к маслам. М.: Химия, 1972.-272 с.
  32. А.Н., Дамаскин Б. Б. Адсорбция и двойной электический слой в электрхимии. М.: Наука, 1972. 280 с.
  33. К.С. Молекулы и химическая связь. Уч. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1977. 280 с.
  34. Ю.Н., Крейн С. Э., Тетерина Л. Н. Маслорастворимые поверхностно-активные вещества. М.: Химия, 1978. с. 6−14.
  35. В.И. Зубчатые и червячные передачи. М.: «Высшая школа», 1964. — 183 с.
  36. Патент РФ № 2 233 866. Мельников В. Г., Киселев В. В., Замятина Н. И., Бельцова Е. А. Смазочная композиция. Открытия. Изобретения. Пром. Образцы. Товарные знаки. 2004. — № 22.
  37. В.Г., Киселев Б. Р. О применении смазки для пары стальной винт стальная гайка // Изв. Вуз. Химия и химическая технология, 2005. т. 48 — Вып. 11. с. 127 — 128.
  38. .Р., Березин К. Г. Исследование смазок для прессования огнеупорных изделий. Тез. докл. науч. конф. — Иваново: Иван. гос. хим.-технол. ун-т, 2005. с. 52.
  39. К.Г. Влияние критериев работоспособности на к.п.д. червячной пары трения. Молодая наука в университете: тезисы докладов научных конференций фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых, в 8 ч. — Иваново: Иван. гос. ун-т, 2008, ч.8. с. 124.
  40. .Р., Березин К. Г. Триботехнические исследования пары трения винт-гайка. Сб. трудов Всерос. науч.-технич. конф., Москва, МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2008. с. 82−84.
  41. Д.Н. Научные открытия в триботехнике. Эффект безызносности. Водородное изнашивание металлов. М.: Изд-во МСХА, 2004. 384 с.
  42. Зак П. С. Глобоидная передача. М.: Машгиз, 1962. 256 с.
  43. .И. Сопротивлене изнашиванию деталей машин. Киев: Машгиз, 1959. с. 20−34.
  44. А.П. Схватывание металлов. М.: Машгиз, Изд.2-е, перераб. и доп., 1958. с. 280.
  45. .И. Трение, износ и смазка. «Технпса», 1970. 396 с.
  46. Ю.Н., Арчегов В. Г., Смирнов В. И. Противозадирная стокость трущихся тел. М.: Наука, 1981. 139 с.
  47. Н.А., Копытько В. В. Совместимость трущихся поверхностей. М.: Наука, 1981.- 127 с.
  48. Г., Лехнер Г. Предельная нагрузка на заедание цилиндрических стальных зубчатых передач. Экспресс-информация. Детали машин, 1967, № 36, 52 с.
  49. Г., Зайтцингер К. Нагрев цементованных зубчатых колес как критерий их несущей способности по заеданию. Экспресс-информация. Детали машин, 1971, № 21, с. 1 — 25.
  50. Д.Н. Детали машин: Учебник для студентов машиностроительных и механических специальностей вузов. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1989. — 496 с.
  51. Смазочные материалы: антифрикционные и противоизносные свойства. Методы испытаний: Справочник / P.M. Матвеевский, В. Л. Лашхи, И. А. Буяновский и др. М.: Машиностроение, 1989. — 224 с.
  52. Ю.Н. Исследование заедания смазывающих поверхностей.// Изв. Высш. уч. заведений. М., Машиностроение. № 5. 1966, с.51−54.
  53. P.M. Граничная смазка. М.: Машиностроение, 1993. с. 279−295.
  54. О.В., Короткевич С. В., Пинчук В. Г. Изучение контактных явлений при трении с помощью инвариаторов.//Трение и смазка в машинах и механизмах. № 5, 2009. с. 41−48.
  55. Теория механизмов и машин: Учеб. для втузов / К. В. Фролов,
  56. С.А. Попов, А. К. Мусатов и др.- Под ред. К. В. Фролова. М.:Высш. шк., 1987.-496 с.
  57. К.И. и др. Проектирование механизмов и приборов. Киев: Вища школа, 1971. 520 с.
  58. С.И. Теория механизмов и машин. Изд. 2-е. М.: Высшая школа, 1965. 367 с.
  59. Ф.Л. Новые виды цилиндрических червячных передач. М.-Л., Машгиз, Ленингр. отд-ние., 1962. 103 с.
  60. М.В. Райко Смазка зубчатых передач. «Техшка», 1970. 196 с.
  61. Л.Д. Передачи зацеплением (зубчатые и червячные). -Изд. 2-е перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1969. 486 с.
  62. Г. Исследование червячной передачи с углом скрещивания осей 90°. Т.7. Отчет № 425. Мюнхен, 1956. 126 с.
  63. Ю. А. Влияние смазочных масел на долговечность и надежность деталей машин. М.: Машиностроение, 1970. 312 с.
  64. Н.И. Зубчатые и червячные передачи. Некоторые вопросы кинематики, динамики, расчета и производства, Л.: Машиностроение, 1974. 352 с.
  65. А.Г. Нормирвание параметров шероховатости поверхностей деталей машин. // Вестник машиностроеня. № 8, 1984. с. З 5.
  66. Ф.П., Тейбор Д. Трение и смазка твердых тел. М.: Машиностроение, 1968. 543 с.
  67. В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. Т. 1. М.: Машиностроение, 1979. 728 с.
  68. С.И., Терентьев Д. В., Мироненков Е. И. Выявление причин выхода из строя редукторов. Процессы и оборудование металлургического производства: Межрегион, сб. науч. тр. Вып. 8. Магнитогорск. ГОУВПО МГТУ, 2009. с. 112 116.
  69. С.А., Иванов С. А., Березин К. Г., Киселев Б. Р. Сравнительный анализ работоспособности червячных передач при одинаковых габаритах. Тезисы докл. VII Регион, студ. науч. конф. «Фундаментальные науки — специалисту нового века», 2008. с. 151.
  70. И.А., Игнатьева З. В., Левченко В. А., Матвеенко В. Н. Граничная смазка эффект сэра Уильяма Бейта Харди // Трение и смазка в машинах и механизмах. № 12. 2009. с.35−46.
  71. Справочник по триботехнике. Т. 2. Смазочные материалы, техника смазки, опоры скольжения и качения / Под ред. М. Хебды и A.B. Чичинадзе. М.: Машиностроение, 1990. 411 с.
  72. В.В., Лиин Д. Г., Пинчук В. Г. Повышение износостойкости узлов трения путем подпитки товарных масел фрикционными присадками. Долговечность трущихся деталей машин. Сб. науч. ст. Вып. № 4. М.: Машиностроение, 1990. с. 153−160.
  73. Е.Л., Ровинский Д. Я., Зозуля В. Д., Браун Э. Д. Словарь-справочник по трению, износу и смазке деталей машин. Киев: Наук. Думка, 1979. 188 с.
  74. П.А., Демченко П. А. Общая классификация ПАВ // ВХО им. Д. И. Менделеева. № 4, 1966. с. 362−387.
  75. Я.Б., Мышкис А. Д. Элементы прикладной математики. М.: Наука, 1965.615 с.
  76. Д.Н. Детали машин. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Машиностроение, 1974. 655 с.
  77. С.А. и др. Курсовое проектирование деталей машин. М.: Машиностроение, 1984. 560 с.
  78. К.Г., Егоров С. А., Замятина Н. И., Киселев Б. Р., Комарова Т. Г. Влияние процессов деструкции на работоспособность смазочной композиции // Известия вузов. Химия и химическая технология, 2010, Т. 53, № 9. с.116−119.
  79. . Хемосорбция. М.: Изд. Иностр. лит., 1958. — 327 с.
  80. A.A., Ф.И. Рузанов Трение на основе самоорганизации / Российская академия наук- Ин-т машиноведения им. A.A. Благонравова. М.: Наука, 1992. с. 109−117.
  81. A.B. Годлевский В. А. Математические модели смазочных процессов в технических трибосистемах // Иваново, Изд-во «Ивановский государственный университет», 2010 г. 140 с.
  82. Л.И. Методы подобия и размерностей в механике. — М.: Наука, 1972. —440 с.
  83. К.Г., Годлевский В. А., Киселев Б. Р., Магницкий А. О. Построение безразмерного критерия для оценки антизадирных свойств поверхностно-активных смазочных материалов //
  84. Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. № 4, 2010. — с.31−35.
  85. A.B. Масла для шестереночных передач. М.: Химия, 1982.-248 с.
  86. В.Н., Шершнев В. А. Химия и физика полимеров: Учеб. для хим.-технол. вузов. М.: Высш. шк., 1988. — 312 с.
  87. А. Физическая химия поверхностей. М.: Мир, 1979. 568 с.
  88. Ю.Г. Курс коллоидной химии. Поверхностные явления и дисперсные системы. М.: Химия, 1982. 400 с.
  89. С.Н. Теория механизмов и машин. Уч. Пособие. Изд. 3. М.: Машиностроение, 1969. 583 с.
  90. В.А. Введение в анализ экспериментальных данных. Иваново: Ив. гос. ун-т, 1993. 167 с.
  91. Ю.С. Математическая статистика и ее применение в текстильной и швейной промышленности, 1970. 309 с.
  92. Czichos Н. Systems Approach to Wear Problems/ Wear Control Handbook, NY, ASME, 1980. Pp. 17 37.
  93. X. Системный анализ в трибтехнике. М.: Мир, 1982. 351 с.
  94. A.F. // Wear/ Yol. 7. № 2. 1969. Pp. 205−215.
  95. Samuels L.E. Metallgraphic Polishing by Mechanical Vethods. Metals Park, ASM. 1982. Pp. 152 -160.
  96. H.M., Добычин M.H. Модели изнашивания.// Трибология: Исследования и приложения: опыт США и стран СНГ.
  97. Под ред. В. А. Белого, К. Лудемы, Н. К. Мышкина. М.: Машиностроение- Нью-Йорк: Аллертон пресс, 1993. с. 66 86.
  98. В.П., Дроздов Ю. Н. Прочность и износостойкость деталей машин.М.: Высш. шк., 1991. 319 с.
  99. В.Е. Адаптация материалов к динамическим воздействиям. Киев: Наукова думка, 1986. — 262 с.
  100. В.И. Самонаклеп при сухом трении и его роль в износе. Теория трения и износа. Под ред. Крагельского И. В. М.: Наука, 1965. с. 171 175.
  101. К.Г., Егоров С. А., Замятина Н. И., Киселев Б. Р., Комарова Т. Г. Влияние процессов деструкции на работоспособность смазочнойкомпозиции // Известия вузов. Химия и химическая технология. 2010, Т. 53, № 9. с.116−119.
  102. В.Б. Планирование и анализ эксперимента. М.: Легкая индустрия, 1974. 263 с.
  103. Решение патентной экспертизы о выдаче патента РФ по заявке № 2 008 151 202/04(67 263). Смазочная композиция. Авторы: Киселев Б. Р., Замятина Н. И., Киселев В. В., Березин К. Г., Магницкий А. О. Приоритет от 26.01.2010.
  104. .Р., Егоров С. А., Алешин P.P. Повышение работоспособности червячных механизмов применением металлоплакирующих смазок // Известия вузов. Технология текстильной промышленности. 54, 2010. — с.93−98.
  105. .Р., Березин К. Г., Замятина Н. И. Влияние ферромагнитных присадок на работоспособность смазочных материалов при фрикционном контакте стальных образцов // Трение и смазка в машинах и механизмах, 2010, № 4. с. 27−32.
  106. K.M., Егоров С. А. Основы надежности текстильных машин. Иваново: Ив. текст. Академия. 2004. с. 135- 147.
  107. .Р. Проектирование приводов машин химического производства. Уч. пособие. Иваново: ГОУВПО Иван. гос. хим.-технол. ун-т, 2007. 180 с.
Заполнить форму текущей работой