Повышение долговечности топливных насосов высокого давления распределительного типа
Плунжерные пары топливных насосов высокого давления распределительного типа в сравнении с парами рядных насосов имеют большую цикличность работы и как следствие большую скорость изнашивания, определяющую ресурс топливных насосов данного вида, равный 2300−2800 моточасам. В связи с этим повышение долговечности топливных насосов распределительного типа имеет большое научно-практическое значение… Читать ещё >
Содержание
- Условные обозначения
- Введение
- Глава 1. Состояние вопроса и задачи исследований
- 1. 1. Анализ работ по исследованию износа плунжерных пар топливных насосов высокого давления -111.2. Анализ существующих конструкций топливных насосов высокого давления распределительного типа
- 1. 3. Исследования износа плунжерных пар топливных насосов распределительного типа семейства НД
- 1. 4. Выводы
- 1. 5. Задачи исследований
Глава 2. Разработка математической модели работы экспериментальной системы питания — 36 -2.1. Теоретическое исследование процесса износа плунжерной пары топливного насоса распределительного типа НД-21/4 — 37
2.1.1 Определение износа частицами абразива, размер которых меньше величины зазора плунжерной пары — 39
2.1.2 Определение износа частицами абразива, размер которых больше величины зазора плунжерной пары — 44
2.1.3 Результаты расчета величины износа плунжерных пар серийного топливного насоса НД-21/4 с впускными окнами втулки и при их отсутствии в предлагаемой конструкции топливного насоса -512.2 Определение параметров экспериментального топливного насоса распределительного типа с впускным клапаном, обеспечивающих оптимальный закон топливоподачи — 55
2.2.1 Гидродинамическая модель процесса топливоподачи с учетом волновых явлений в топливопроводе — 56
2.2.2 Расчет рабочего процесса в насосе — 63
2.2.3 Расчет рабочего процесса в форсунке — 74 -2.4. Выбор метода численного интегрирования уравнений — 78
-32.5. Выявление основных зависимостей рабочего процесса, расчет оптимальных параметров системы. — 79
2.6. Расчет пружины наполнительного клапана — 86
2.7. Выводы —
Глава 3. Методика экспериментальных исследований — 92
3.1. Программа исследований. -923.2. Объекты исследований. — 93
3.3. Исследования процесса топливоподачи топливной системой с экспериментальным насосом. — 97
3.3.1 Методика исследования процесса топливоподачи. — 97
3.3.2 Методика определения оптимальных параметров экспериментального насоса. -107
3.4 Ускоренные стендовые сравнительные износные испытания. -109
3.4.1 Методика проведения ускоренных стендовых сравнительных износных испытаний. -109
3.4.2 Методика обработки результатов ускоренных стендовых сравнительных износных испытаний. -1143.5 Моторные испытания топливной системы с экспериментальным насосом на двигателе Д-240Л -1193.5.1 Методика моторных испытаний -1193.5.2 Методика обработки результатов моторных испытаний -124
Глава4. Результаты экспериментальных исследований -1274.1 Результаты исследований параметров топливоподачи экспериментального и серийных насосов -127
4.2 Результаты ускоренных стендовых сравнительных износных испытаний серийного и экспериментального насосов -134
4.3 Результаты моторных испытаний —
Глава 5. Расчет экономической эффективности переоборудования насосов серии НД-21/4 на новый рабочий процесс. -138
Выводы -142
Повышение долговечности топливных насосов высокого давления распределительного типа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Надёжность, экономичность и устойчивость работы дизелей тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин зависит от надежности и совершенства топливной аппаратуры [9,11,52]. На работу дизелей значительно влияет состояние топливоподающей системы, особенно ее прецизионных деталей. Существующие топливные фильтры не обеспечивают достаточной степени очистки топлива от механических примесей и пропускают абразивные частицы размером до 10 мкм [22,24,25,66,70], что вызывает абразивный износ поверхностей деталей плунжерных пар, утечки топлива через увеличивающиеся в результате износа зазоры и нарушение характеристик топливоподачи системой питания дизельного двигателя. Некачественная работа топливной аппаратуры ведет к снижению ресурса дизеля, падению мощности, а порой и к его аварийной остановке. Наибольшее количество отказов дизелей, до 40%, происходит вследствие неисправностей топливных систем [9,52,70].
Актуальность работы. Основными элементами, определяющими долговечность топливной аппаратуры дизелей, являются прецизионные детали, в частности, плунжерные пары. Исследованиями характера износа плунжерных пар рядных топливных насосов установлено, что изнашиваемыми участками являются зоны поверхности гильзы плунжера, прилегающие к наполнительным отверстиям и поверхности плунжера, перекрывающие впускные отверстия гильзы [9,52]. Износ поверхностей плунжера и гильзы в районе отсечных отверстий значительно меньше. Это объясняется тем, что в начале подачи, по мере перекрытия плунжером впускного отверстия, происходит гидроудар и защемление абразивных частиц, содержащихся в топливе, между кромками наполнительных отверстий втулки и торца плунжера. Из этого следует, что долговечность плунжерной пары определяется интенсивностью износа плунжера и гильзы в зоне наполнительных отверстий [9, 52,70].
Плунжерные пары топливных насосов высокого давления распределительного типа в сравнении с парами рядных насосов имеют большую цикличность работы и как следствие большую скорость изнашивания, определяющую ресурс топливных насосов данного вида, равный 2300−2800 моточасам. В связи с этим повышение долговечности топливных насосов распределительного типа имеет большое научно-практическое значение [9, 52,70,81,84].
Диссертационная работа выполнена в соответствии с планом НИР ФГОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет» в рамках государственной темы № 0120.0 601 331 «Совершенствование топливных систем автотракторных дизелей».
Цель исследования — повышение надежности топливных насосов высокого давления распределительного типа путем увеличения ресурса плунжерных пар.
Объект исследования — процессы изнашивания и топливоподачи плунжерной парой топливного насоса высокого давления распределительного типа.
Предмет исследования — закономерности влияния организации процесса наполнения надплунжерного пространства на скорость износа плунжерной пары и характеристику впрыска топливным насосом высокого давления распределительного типа.
Рабочая гипотеза — исключение перепуска топлива во впускные окна втулки на ходе нагнетания плунжера позволит увеличить ресурс плунжерной пары насосов распределительного типа, не ухудшая при этом характеристику процесса топливоподачи.
Задачи работы:
1. Исследовать процесс абразивного изнашивания на различных участках прецизионной поверхности плунжерной пары топливного насоса распределительного типа семейства НД.
2. Определить рациональные конструктивные и регулировочные параметры предлагаемой конструкции топливного насоса на основе изучения их влияния на наполнение надплунжерной полости и процесс топливоподачи.
3. Определить износостойкость плунжерных пар топливных насосов высокого давления распределительного типа серийной и предлагаемой конструкции насоса методом стендовых ускоренных сравнительных износных испытаний.
4. Определить экономическую эффективность переоборудования серийного топливного насоса НД-21/4 на новый способ организации рабочего процесса.
Научная новизна:
— разработано приспособление для определения гидравлической плотности плунжерных пар насосов высокого давления распределительного типа семейства НД, новизна устройства защищена свидетельством на интеллектуальный продукт № 73 200 600 010, зарегистрирована ФГУП «ВНТИЦ» 17 янв. 2006 г. [78,79];
— разработаны программа расчета процесса изнашивания плунжерной пары на различных участках ее прецизионной поверхности и программа расчета процесса топливоподачи насосом высокого давления распределительного типа;
— предложена конструкция топливного насоса высокого давления распределительного типа с новым способом организации рабочего процесса. Определены рациональные конструктивные и регулировочные параметры предлагаемого насоса, исследована износостойкость плунжерной пары. Новизна защищена патентом на полезную модель № 50 608 U1 [61,75].
На защиту выносятся:
— зависимость скорости и характера абразивного изнашивания плунжерных пар топливных насосов распределительного типа от способа организации рабочего процесса насоса и параметров загрязнителя;
— зависимость влияния основных параметров переоборудованного топливного насоса на характеристику топливоподачи.
Практическая значимость. Применение нового рабочего процесса в топливном насосе распределительного типа позволяет в несколько раз уменьшить локальный износ прецизионных поверхностей плунжерной пары и тем самым увеличить ее ресурс.
Реализация работы. Опытные образцы усовершенствованного топливного насоса установлены на тракторы МТЗ-80, работающие в Сибирской МИС. Устройство для определения гидроплотности плунжерных пар насосов распределительного типа используется на предприятиях, занимающихся поставкой запасных частей к данным насосам, среди которых база снабжения «Омск-Дизель». Программы расчетов процесса изнашивания плунжерной пары и процесса топ-ливоподачи насосом высокого давления распределительного типа, а также установка для осциллографирования параметров топливоподачи системой питания включены в учебный процесс факультета технического сервиса в АПК ОмГАУ.
Апробация работы. Основные положения отдельных вопросов и результаты работы докладывались на научных конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов ФГОУ ВПО ОмГАУ (Омск, 2003;2006 гг.) — на региональной научной конференции молодых ученых аграрных вузов Сибирского федерального округа «Аграрная наука России в новом тысячелетии» (Омск, 2003 г.) — на научно-технической конференции, посвященной 55-летию факультета технического сервиса в АПК ФГОУ ВПО ОмГАУ (Омск, 2005 г.).
Публикации. По теме диссертации опубликовано 6 печатных работ, в том числе патент на полезную модель, свидетельство о регистрации интеллектуального продукта.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, пяти разделов, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объем составляют 168 страниц основного текста, 51 рисунок, 6 таблиц, 5 приложений. Библиографический список включает 101 источник.
выводы.
1. В результате анализа научных работ, а также проведенных исследований изношенных плунжерных пар насосов семейства НД установлено:
— долговечность топливных насосов высокого давления распределительного типа определяется ресурсом плунжерной пары;
— основными местами локального износа плунжерной пары, определяющими ее ресурс, являются зоны поверхностей плунжера и втулки, прилегающие к впускным окнам втулки.
2. Предложена конструкция топливного насоса распределительного типа, в котором наполнение надплунжерного пространства осуществляется с помощью наполнительного клапана грибкового типа.
3. Разработана программа расчета динамики процесса изнашивания на определенных участках плунжерной пары, с помощью которой определено, что плунжерная пара топливного насоса НД при исключении впускных отверстий имеет в 5 раз больший ресурс, чем серийная плунжерная пара с впускными отверстиями.
4. Определены рациональные параметры экспериментального насоса, обеспечивающие необходимые показатели характеристики топливоподачи:
— величина предварительного натяжения пружины клапана F^ = 0,6−0,9 Н, при жесткости пружины апр = 30−50 Н/м;
— давление подкачки Рвс = 0,25−0,35 МПа;
— клапан массой Мт = 4 г, с цилиндрическим пояском, обеспечивающим при посадке освобождение объёма надплунжерной полости, равное 30 мм .
Продолжительность впрыска экспериментальным топливным насосом с данными параметрами составила 12,5° поворота вала насоса при нарастании давления в полости распылителя 9,4 МПа за один градус поворота вала насоса и максимальном давлении впрыска, равном 32 МПа. Приведенные показатели получены на частоте вращения вала топливного насоса 1100 мин, А и цикловой подаче, равной 70 мм³.
5. Исследована зависимость цикловой подачи топлива (скоростная безрегу-ляторная характеристика) и неравномерности подачи усовершенствованного насоса в зависимости от частоты вращения его вала и давления подкачки. Определено, что при снижении частоты вращения вала насоса с пвал =1100 мин" 1 до значения пвал = 400 мин-1 и давления в полости питания с Рвс = 0,3 МПа до величины Рвс = 0,2 МПа цикловая подача топлива серийным насосом уменьшается на 50% от номинальной, у экспериментального — только на 20%, при неизменном положении дозатора. Неравномерность подачи при этом у серийного насоса увеличивается с 6 до 9%, у экспериментального — с 4 до 5%.
6. Сравнительными износными испытаниями установлено превышение износостойкости плунжерной пары, работающей на экспериментальном насосе, более чем в пять раз по сравнению с плунжерной парой, работающей на серийном насосе.
7. Определены показатели работы дизеля на усовершенствованном насосе по внешней регуляторной характеристике. Номинальный эффективный расход топлива двигателем Д-240Л при работе на экспериментальном насосе составил 258 г/кВт-ч, что соответствует значениям расхода топлива при работе на штатной топливной аппаратуре и данным, заявленным в паспорте двигателя.
8. Экономическая эффективность переоборудования насоса НД-21/4, приходящаяся на 1 моточас, составляет 0,70 руб., что при наработке дизеля 900 моточасов в год определит срок окупаемости, равный 2,85 года.
Список литературы
- ГОСТ 10 578–95 Насосы топливные дизелей. Общие технические условия. М.: Изд-во стандартов, 1995 62с.
- ГОСТ 14 146–88 Фильтры очистки топлива дизелей. Общие технические условия. М.: Изд-во стандартов, 1988. — 15с.
- ГОСТ 18 509 88. Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний. — М.: Изд-во стандартов, 1988. — 58с.
- ГОСТ 20 793 86. Тракторы и машины сельскохозяйственные. Техническое обслуживание. — М.: Изд-во стандартов, 1986.- 17 с.
- ГОСТ 305–82 Топливо дизельное. Технические условия. М.: Издательство стандартов, 1986. — 7с
- ГОСТ 3647–80 Материалы шлифовальные. Классификация. Зернистость и зерновой состав. Методы контроля. М.: Издательство стандартов. -1980.-22с.
- РД 50−690−89 (взамен ГОСТ 17 510–72 и ГОСТ 27.502−83) Топливная аппаратура дизелей. Методы испытаний. М.: Издательство стандартов. -1989.-25с.
- Адлер Ю. П. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий / Ю. П. Адлер, Е. В. Маркова, Ю. В. Грановский. М.: Наука, 1976. -280 с.
- Антипов В. В. Износ прецизионных деталей и нарушение характеристики топливной аппаратуры дизелей / В. В. Антипов. 2-е изд. — М.: Машиностроение, 1972. — 177с.
- Анурьев В. Н. Справочник конструктора машиностроителя / В. Н. Анурьев. М.: Машиностроение, 1992. — Т. 1. — 816 с.
- Астахов И.В. Топливные системы и экономичность дизелей / Астахов И. В., Голубков JI.H., Трусов В. И. М.: Машиностроение — 1990. — 288с.
- Батыров В. И. Оптимизация параметров топливоподачи с учетом характера протекания рабочего процесса дизелей сельскохозяйственного назначения : автореф. дис.канд. техн. наук/Батыров В.И.-Нальчик, 2003.-20с.
- Бахтияров Н. И. Повышение надежности работы прецизионных пар топливной аппаратуры / Н. И. Бахтияров, В. Н. Логинов, И. И. Лихачев. М.: Машиностроение, 1972. — 200 с.
- Безик Д. А. Применение аналого-цифрового преобразователя при лабо-раторно-полевых испытаниях трактора / Д. А. Безик, И. С. Лабузько // Вестн. Моск. гос. агроинж. ун-та. 2003. — № 4. — С. 33−35.
- Веденяпин Г. В. Общая методика экспериментальных исследований и обработки опытных данных / Г. В. Веденяпин. М.: Колос, 1973. — 199 с.
- Вентцель Е. С. Теория вероятностей и ее инженерные приложения / Е. С. Вентцель, Л. А. Овчаров. М.: Наука, 1988. — 480 с
- Вихерт М. М. Топливная аппаратура автомобильных дизелей : конструкция и параметры / М. М. Вихерт, М. В. Мазинг. М.: Машиностроение, 1978.-176 е., ил.
- Габитов И. И. Надежность топливной аппаратуры зарубежных дизелей / И. И. Габитов // Тракторы и с.-х. машины. 2001. — № 2. — С. 41−42.
- Гёлль П. Как превратить персональный компьютер в змерительный комплекс : пер. с фр. / П. Гёлль 2-е изд., испр. — М.: ДМК Пресс, 2001. -144с.-ISBN 5−94 074−143−6.
- Голего Н. Л. Технологические мероприятия по борьбе с износом в машинах/Н. Л. Голего. М.: Машгиз, 1961. — 193 с.
- Голубков Л. Н. Топливные насосы распределительного типа : учеб. пособие / Л. Н. Голубков. М.: МАДИ, 2000. — 172 с.
- Григорьев М. А. Обеспечение надежности двигателей / М. А. Григорьев, В. А. Долецкий. М.: Стандарты, 1978. — 324 с.
- Григорьев М. А. Очистка масла и топлива в автотракторных двигателях / М. А. Григорьев. М.: Машиностроение, 1970. — 270 с.
- Гуревич Д. Ф. Основы теории износа плунжерных пар / Д. Ф. Гуревич // Автомобил. пром-сть. 1958. — № 2.- С. 20−24.
- Гюнтер Г. Диагностика дизельных двигателей / Г. Гюнтер- пер. с нем. Ю. Г. Грудского. -М.: ЗАО «КЖИ», 2004. 176 с. — ISBN 5−85 907−365−8
- Евдокимов Ю. А. Планирование и анализ экспериментов при решении задач трения и износа / Ю. А. Евдокимов, В. И. Колесников, А. И. Тетерин. -М.: Наука, 1980.- 228 с.
- Жуковский Н .Е. О гидравлическом ударе в водопроводных трубах / Н. Е. Жуковский // Избр. соч. М., 1948. — Т. 2. — С. 3−73.
- Загородских Б. П. Влияние твердости прецизионных деталей топливной аппаратуры на их износостойкость / Б. П. Загородских, В. Ф. Карпенков, В. В. Мруз // Ремонт, восстанов., модернизация. 2003. — № 1. — С. 37−39.
- Иванченко Н. Н. Кавитационные разрушения в дизелях / Н. Н. Иванченко, А. А. Скуридин, М. Д. Никитин. Д.: Машиностроение, 1970. — 152с.
- Иофинов С. А. Справочник по эксплуатации машинно-тракторного парка / С. А Иофинов, Э. П. Бабенко, Ю. А. Зуев. М.: Агропромиздат, 1985.-270 с.
- Исаев А. И. Расчет топливной аппаратуры с применением цифровых вычислительных машин / А. И. Исаев. М.: Машиностроение, 1968. — 104 с.
- Кассандрова О. Н. Обработка результатов наблюдений / О. Н. Кассанд-рова, В. В. Лебедев. -М.: Наука, 1970. 104с.
- Коршун В. Н. Обработка осциллограмм на ЭВМ / В. Н. Коршун // Тракторы и с.-х. машины. 2004. — № 8. — С. 39−40.
- Крагельский И.В. Основы расчета на трение и износ. / И. В. Крагельский, М. Н. Добычин, В. С. Камбалов. -М.: Машиностроение, 1977. 526с.
- Кривенко П. М. Ремонт и техническое обслуживание системы питания автотракторных двигателей / П. Ф. Кривенко, И. М. Федосов. М.: Колос, 1980.-288 с.
- Кругов В. И. Топливная аппаратура автотракторных двигателей : учеб. пособие / В. И. Кругов, В. Е. Горбаневский, В. Г. Кислов — под общ. ред. В. И. Крутова. М.: Машиностроение, 1985. — 208 с.
- Кудрявцев Е. М. Matchcad 2000 Pro / Е. М. Кудрявцев. М.: ДМК Пресс, 2001.-576с.
- Кулаков М. М. О влиянии расположения наполнительных окон в плунжерных парах распределительного типа / М. М. Кулаков // Труды / Сарат. с.-х. ин-т. Саратов, 1997. — Вып. 89. — С.44 — 52
- Курант Р. Курс дифференциального и интегрального исчисления / Р. Курант. М.: Наука, 1967. — Т. 1. — 704 с.
- Курендаш Р. С. Конструирование пружин / Р. С. Курендаш. М.: Маш-гиз, 1988.- 108с.
- Лышевский А. С. Колебательные процессы в топливных системах дизелей / А. С. Лышевский, В. И. Кравченко. Ростов-н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1974.- 200 с.
- Методика определения экономической эффективности технологий и сельскохозяйственной техники. М.: Колос, 1998. -Ч. 2. — 252 с.
- Мруз В. В. Влияние абразивных частиц и зазоров в плунжерных парах на их износостойкость / В. В. Мруз // Технический сервис в АПК: сб. науч. тр. / Моск. гос. агроинж. ун-т. М., — 2002. — С. 29−32.
- Муравьев Е. В. Развитие разнообразных методов диагностирования топливной аппаратуры автотракторных двигателей / Е. В. Муравьев // Сб. науч. тр. / Сев.-Зап. науч. исслед. ин-т механизации и электрификации сел. хоз-ва. Павловск, 2004. — С. 42−47.
- Надежность топливной аппаратуры тракторных и комбайновых дизелей / Р. М. Баширов и др. -М.: Машиностроение, 1978. -184 с.
- Налимов В. В. Статистические методы планирования экстремальных экспериментов / В. В. Налимов, Н. А. Чернова. М.: Наука, 1969. — 396 с.
- Оборудование для очистки моторных топлив. Присадки. // Тракторы и с.-х. машины. 2001. — № 8. — С. 40−41.
- Огрызков Е. П. Основы научных исследований с обработкой результатов на ЭВМ / Е. П. Огрызков, В. Е. Огрызков — Ом. гос. аграр. ун-т. Омск: Изд-во ОмГАУ, 1996.-124 с.
- Одноплунжерные топливные насосы распределительного типа НД-21/2, НД-21/4: описание конструкции, руководство по уходу и эксплуатации / под ред. гл. конструктора Р. Кайриса — Вильнюс, з-д топлив. аппаратуры. -Вильнюс: б. и., 1972. 36 с.
- ОСТ 23.1−364−73 Методы ускоренных испытаний топливной аппаратуры дизелей. М.: Изд-во стандартов, 1973. — 58с.
- Пат. № 2 164 309 Российская Федерация, МПК7 F02M41/00., Топливный насос высокого давления. / Ковалев Л. Г., Ковалёв П. Л., Дудкин А.А.- заявитель и патентообладатель Ом. гос. аграр. ун-т. № 99 109 312 — заявл. 26.04.99 — опубл. 20.03.01, Бюл. № 8. — 7с.
- Плата АЦП Ла-2М5 Электронный ресурс. М., [200-]. — Режим доступа: http://www.rudshel.ru/production/data acquisition boards/adc.low freq isa/la-2m5.html.
- Подача и распыливание топлива в дизелях / И. В. Астахов и др. М.: Машиностроение 1971. — 359 с.
- Ратнер А. В. Эрозия материалов теплоэнергетического оборудования / А. В. Ратнер, В. Г. Зеленский. М.- Л.: Энергия, 1966. — 271с.
- Саульский А. В. Повышение эксплуатационных характеристик топливных фильтров автотракторной техники за счет применения новых типов фильтроматериалов / А. В. Саульский // Привод, техн. -2003.-№ 6.-С. 37−40.
- Селиванов А. И. Дизельная топливная аппаратура / А. И. Селиванов. -М.: Сельхозгиз, 1954.- 47с.
- Смирнов Н. В. Теория вероятностей и математическая статистика в приложении к геодезии / Н. В. Смирнов, Д. А. Белугин. М.: Недра, 1969. -383 с.
- Ташпулатов М. М. Обеспечение работоспособности топливоподающей аппаратуры дизелей / М. М. Ташпулатов. Ташкент: Фан, 1990. — 128 с.
- Тененбаум М. М. Износостойкость конструкционных материалов и деталей машин при абразивном изнашивании / М. М. Тененбаум. М.: Машиностроение, 1966.-331 с.
- Топливные системы и экономичность дизелей / И. В. Астахов и др. -М.: Машиностроение, 1990.-288 с.
- Топливные фильтры Separ Электронный ресурс. [200-]. — Режим доступа: http://www.sibfilter.ru/separ.shtml.
- Топливные фильтры ЭФТ-СВ Электронный ресурс. [200-]. — Режим доступа: http://www.sibfilter.ru/products top.shtml.
- Топливный насос высокого давления: информ. листок № 2−2006 / сост.: JI. Г. Ковалев, С. Б. Спиридонов. Омск: ОмЦНТИ, 2006. — 4 с.
- Туричин А. М. Электрические измерения неэлектрических величин / А. М. Туричин — под общ. ред. П. В. Новицкого. Изд. 4-е перераб. — М.- Л.: Энергия, 1966.-690 с.
- Уитсон Дж. Пятьсот практических схем на ИС / Дж. Уитсон. М.: Мир, 1992.-372 с.
- Устройство для проверки гидравлической плотности плунжерных пар топливных насосов высокого давления распределительного типа: информ. листок № 11−2006 / сост.: Л. Г. Ковалев, С. Б. Спиридонов Омск: ОмЦНТИ, 2006. — 4 с.
- Файнлейб Б. Н. Исследование влияния уровня давления впрыска на параметры рабочего процесса быстроходного дизеля. / Б. Н. Файнлейб, В. И. Бараев//Тракторы и сельхозмашины. 1971.- № 4, — С. 10−12.
- Файнлейб Б. Н. Исследование износостойкости плунжерных пар насосов распределительного типа с различными способами организации рабочего процесса / Б. Н. Файнлейб // Труды / Центр, науч.-исслед. ин-т топливной аппаратуры. М., 1973. — Вып. 54. — С. 3−8.
- Файнлейб Б. Н. Методика анализа рабочего цикла дизеля в связи с экспериментальным исследованием и подбором параметров топливной аппаратуры / Б. Н. Файнлейб // Труды / Центр, науч.-исслед. ин-т топливной аппаратуры.-М., 1971.-Вып. 51. С. 18−26.
- Файнлейб Б. Н. Методы испытаний и исследований топливной аппаратуры автотракторных дизелей. / Б. Н. Файнлейб, И. Г. Голубков, J1. А. Ключев. JT.: Машиностроение, 1965. — 175 с.
- Файнлейб Б. Н. Топливная аппаратура автотракторных дизелей : справочник. JT.: Машиностроение, 1990. — 352 с.
- Фомин Ю. Я. Топливная аппаратура дизелей. / Ю. Я. Фомин, Г. В. Никонов, В. Г. Ивановский. М.: Машиностроение, 1982. — 168 с.
- Хисметов Н.З. Поддержание машин в работоспособном состоянии путем их модернизации / Н. 3. Хисметов // Техн. и оборуд. для села. 2004. -№ 1.-С. 26.
- Хрущев М. М. Абразивное изнашивание / М. М. Хрущев, М. А. Бабичев. М.: Наука, 1970.-241 с.
- Чечет В. А. Об актуальности диагностики дизельной топливной аппаратуры / В. А. Чечет, Е. А. Пучин, Д. И. Драчев // Диагностика, надежность и ремонт машин: сб. науч. тр. / Моск. гос. агроинж. ун-т. М., — 2001.- С. 3−7.
- Экономика технического сервиса на предприятиях АПК / Ю. А. Конкин и др.- под ред. Ю. А. Конкина. М.: Колос, 2005. — 368 с.
- Экономичный топливный насос на «Беларусы» Электронный ресурс. -[2002]. Режим доступа: http://www.avtomash.ru/gur/2002/nasos.htm.
- Das Common-Rail-System (CR, CRE, CRI, CRS) Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.kfztech.de/kfztechnik/motor/diese1/commonrai1.htm.
- Diezel-Einspritzausrustung // Technische Unterrichtung / Robert Bosch GmbH. Stuttgart, 1973. — S. 12.
- Dieseleinspritzpumpen Verteilereinspritzpumpe — Axialkolben (VE) Электронный ресурс. — [200-]. — Режим доступа: http://www.kfztech.de/kfztechnik/motor/diesel/pumpen/verteilerpumpe.htm.
- Diezeleinspritztechnick im Uberblick // Technische Unterrichtung / Robert Bosch GmbH. Stuttgart, 1989. — S.20−21.
- Oliskewych M. A method of designing the diagnostic test for a diesel engine injection system / M. Oliskewych, C. Bochenski, Z. Majewski // Ann. Warsaw Agr.Univ.Agr. 2001. — N 40. — P. 17−23.
- Vier Ventile und Common Rail // DLZ Agrarmag.AgroBonus. 2002. -Jg.53,N 12. -S.63.
- Vieweg F. Das Common Rail System, ein neues Kapitel der Dieseleinspritz-technik / F. Vieweg, S. Verlagsges mbH // Motortechnische Zeitschrift. Braunschweig Wiesbaden — Heft 10/97. — 1997. — S. 574−575.
- VR-Einspritzpumpe // Technische Unterrichtung / Robert Bosch GmbH. Stuttgart, 1996. — S. 20.